Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» – очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них.
Поговорили о пятикнижии Достоевского
Она ярко и интересно рассказала о пятикнижии Достоевского, его романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием. Человек, который прошел «школу» Достоевского, прошел сквозь его романы, — абсолютно вооружен, он понимает про эту жизнь очень многое. Библиотека-филиал № 3 МБУК «ЦБС г. Рязани» предлагает вашему вниманию виртуальную выставку «Достоевский и мир великих романов», рассказывающую о пяти великих. Участники: Волгин Игорь (историк, поэт, основатель и президент Фонда Достоевского).
Экскурс: мистика — атеизм — эпилепсия — безумие — (само)убийство
- Великое пятикнижие в цитатах и стоп-кадрах. К 200‑летию Достоевского
- Достоевский. Великое пятикнижие
- Другие новости
- События музея у вас в почте
- Портал правительства Москвы
- «Достоевский. Пятикнижие». Однодневная выставка Д. Асадуллаева
Спикер СФ: не прочитавший «пятикнижия Достоевского» духовно обеднил себя Фото: pixabay. Об этом заявила Председатель СФ Валентина Матвиенко в своём блоге , посвящённом 200-летию со дня рождения великого писателя. Матвиенко назвала его «подлинным титаном русской культуры», подчеркнув, что далеко не каждая страна представлена в мировой культуре творцами такого уровня.
В сюжет оконченного в 1869 году романа «Идиот» Ф. Достоевский ввёл именно такого предельно «суженного» героя, в котором осталось только положительное. В письме к Апполону Майкову от 31 декабря 1867 года писатель излагает: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся сделать из неё роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека.
Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Он, русский дворянин, который четыре года лечился от эпилепсии в Швейцарии, а теперь возвращается в Россию. Чистый душой и помыслами, князь Мышкин необычайно притягивает к себе людей и сходится с ними. Все люди, с которыми он общается, оказываются связаны общей историей, разворачивающейся на страницах романа. Один лишь пересказ сюжета занял бы несколько часов, поэтому остановимся на основных линиях. Первым наиболее важным событием в путешествии князя по России оказывается знакомство с Настасьей Филипповной Барашковой, о которой он много слышал до этого.
Настасья Филипповна, красивая женщина, прожившая некоторое время как содержанка старого миллионера Тоцкого, и потому имеющая в обществе репутацию «падшей». Женский магнетизм Настасьи Филипповны притягивает к ней купца-гуляку Парфёна Рогожина, очень страстно влюбленного и столь же ревнивого и озлобленного. Богатство Настасьи Филипповны создаёт в обществе молву о сватовстве Гани Иволгина, небедного чиновника среднего класса, но желающего разбогатеть ещё более. Всё более узнающий обо всех перипетиях вокруг Настасьи Филипповны князь Мышкин, бедный, но чистый сердцем, совершенно серьёзно предлагает ей выйти замуж за него. Хотя Настасья Филипповна признаёт в князе совершенно «особого» человека, она не торопится ответить ему согласием, много времени проводя со страстным купцом Парфёном Рогожиным. Удивительная открытость, честность, светлость князя притягивает к нему любых людей, с готовностью рассказывающих о всех своих самых «высоких» и «низких» проявлениях.
Аглая Епанчина, молодая и чрезвычайно красивая девушка, дочь генерала Епанчина, заигрывает с князем. Поступки Аглаи в отношении князя говорят о её глубоком чувстве к его «духовной» личности и пренебрежении к чрезмерно упрощённой «социальной» личности. Поскольку жизнь Настасьи Филипповны проходит вне общественного внимания, то всё более реальной кажется женитьба на Аглае князя, к этому времени ставшему очень состоятельным. Последние и решающие события романа развиваются стремительно и по-античному «трагично». На вечере у Епанчиных князь «захлёбывался от прекрасного сердца». С ним случается припадок.
Аглая выясняет с Настасьей Филипповной отношения, высказывая, что она самолюбива «до сумасшествия, чему доказательством служат и ваши письма ко мне». В этих письмах Настасья Филипповна умоляет Аглаю выйти замуж за князя. В результате всех коллизий начинается подготовка к свадьбе князя с Настасьей Филипповной, в последний момент покидающей его вместе с купцом Парфёном Рогожиным, который в своём доме в припадке ревности убивает её. Идеальный герой не смог искупить жизнь людей, которая продолжается со всеми бедами, страстями и греховными омрачениями. Вновь впадающий в болезненное состояние князь Мышкин отправляется обратно на лечение в Швейцарию. Небывалый размах героев заложен в творческом мире Достоевского!
Князь Мышкин — один из немногих «ярко положительных» персонажей в универсуме писателя.
Главный образ — глаз: взгляд художника внутрь себя, восприятие сути романов через свой личный опыт. На вечере будут представлено драматическое действо «Станьте солнцем», исполнители — Даниил Коробейников и Екатерина Павлова. Достоевского, 2 На творческом вечер художника Дария Асадуллаева будет представлена однодневная выставка цикла картин по главным романам Ф.
Их объединяет интерес к внутреннему миру героев, глубокий психологизм и поиск истинного пути. Без понимания этих романов, пожалуй, невозможно в полной мере понять и прочувствовать, как и про что писал Фёдор Михайлович. Кстати, вы знали, что термин «великое пятикнижие» предположительно восходит к Пятикнижию Моисея, которое начинает Ветхий Завет?
«Достоевский. Пятикнижие». Однодневная выставка Д. Асадуллаева
Пятикнижие Достоевского — обширнейшая тема, не ограниченная только лишь определёнными произведениями, привлекла внимание любителей литературы. Великое пятикнижие звучала тема очередной литературной гостиной, посвященная 200-летию Ф. М. Достоевского. Великое пятикнижие, нетерминологическое обозначение пяти романов Ф. М. Достоевского 1860–1870 гг., указывающее на их идейно-тематическое и. Участники: Волгин Игорь (историк, поэт, основатель и президент Фонда Достоевского). шесть видеопрограмм к юбилею писателя. Она ярко и интересно рассказала о пятикнижии Достоевского, его романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Федор Достоевский: Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского. Комплект из 5-ти книг
Помимо интересной структуры, аллюзий, метафор, ощущается, что произведения живые, происходит «полное погружение». И несмотря на всю жуть, безысходность и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чуствуется, что есть вера в человека, есть завтра.
По рейтингу редакции «The Guardian» роман «Братья Карамазовы» занимает 29-е место среди 100 величайших романов всех времен. Право имею? В России отношение к великому писателю никогда не было однозначным из-за глубины его мысли и сложности политических и духовных взглядов. До революции его считали гением. Владимир Ленин назвал его «архискверным». Творчество Достоевского расценивалось как антикоммунистическое, поскольку писатель выступал против революции и проповедовал христианство. В 1930 е годы его произведения исключили из школьной программы.
Только в 1956 году, когда «успех Достоевского на Западе перевесил его идейные грехи против советской власти», писатель был реабилитирован и разрешен на родине. Георгий Тараторкин в черно-белой драме по роману Достоевского. Год производства 1969. Страна — СССР. Режиссер — Лев Кулиджанов. Сейчас учителя и филологи ведут споры о том, нужен ли Федор Михайлович в школьной программе. Звучат предложения оставить только краткую статью о нем в учебнике по литературе, а чтение «Преступления и наказания» и других романов оставить для взрослых. В пользу этого предложения говорит сложность Достоевского для подростков и молодежи. Может быть, кто-то, задав себе вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?
Но дело в том, что такой вопрос, только в примитивном варианте, подростки задают себе сами. Без Достоевского у них просто не будет возможности увидеть, к какой трагедии приводит вседозволенность. Весь мир учится думать у русского писателя. Странно не делать этого его соотечественникам. Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости Рассылка «Курган и курганцы» Два раза в неделю — во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.
Н А Бердяев о Достоевском. Бердяев толстой Достоевский. Достоевский братья идиот. Достоевский собрание сочинений в 12 томах. Достоевский собрание сочинений в 12 томах 1982. Собрание сочинений Достоевского в 12 томах 1982 том 1. Достоевский ф СОБР. Великое Пятикнижие первое издание. Великое Пятикнижие фото. Издания Торы с переводом на русский. Пятикнижие Толстого. Человек есть тайна литературное досье к 200 летию ф. Достоевский собрание сочинений в 15 томах. Собрание Достоевского купить. Достоевский собрание Терра купить. Пятикнижье Достоевского читать онлайн. Достоевский собрание сочинений. Достоевский Подписное издание 20 томник. Собрание сочинений в 10 ти томах. Собрание сочинений том 11 Достоевский. Пятикнижие Достоевского в каком порядке читать. Пять книг Достоевского. Библейские чтения: Пятикнижие. Мишна книга. Второзаконие Пятикнижие. Библия 1908 года. Достоевский собрание сочинений антикварное издание. Достоевский советское издание. Сериальное издание пример. Достоевский все книги на одном листе. Братья Карамазовы в 2 томах. Братья Карамазовы 1985 в двух томах. Братья Карамазовы книга в 2 томах.
Поиск по сайту
- Федор Достоевский «Идиот». Легендарные христианские книги - Православный журнал «Фома»
- Читаем Достоевского в ХХI веке
- Философия в литературе
- Павел Демидов: Чтобы понять великое пятикнижие Достоевского, нужно было уехать в Китай
- Великое пятикнижие - Федор Достоевский. Антология жизни и творчества
- Информационно-просветительский проект «Пятикнижие Достоевского»
Спикер СФ: не прочитавший «пятикнижия Достоевского» духовно обеднил себя
Или уж своё,исконно арийское: Панчатантра Достоевского! Славяне вообще тут не при делах - ваши претензии адресуются к советским литературоведам... Они сие изобрели....
Его дневник "Окаянные дни" стал проверкой на практике того, что автор "Бесов" предвидел, а он, Бунин, увидел и пережил. Порой кажется, что история "после Достоевского" продолжает дописывать его, выдвигая новые невиданные сюжеты. Пять его романов, "пятикнижие", обрели репутацию диагноза всего следующего столетия, многоликой бесовщины ХХ века. Вряд ли можно усомниться, что история исчерпана и ей нет продолжения в XXI столетии.
Несбывшееся из предвиденного не доказывает ошибочность того, кто предвидел. Несбывшееся не сбылось ПОКА. История, описанная Достоевским "на вырост", еще аукнется и откликнется. Реальность Достоевского остается открытой, и это ее фундаментальное свойство! Кто будет жить, тот увидит. Как в мире отмечается 200-летие Достоевского?
Пандемия сильно изменила планы и форматы? Людмила Сараскина: Одними из первых юбилейный марафон начали литераторы Японии, предложив достоевсковедам написать эссе для спецвыпуска журнала "Современная мысль". Одна из тем - "Достоевский во время пандемии". Кажется, будто специально для нас, сегодняшних, был написан сон Раскольникова, которому пригрезилось, как неслыханная и невиданная моровая язва, пришедшая из глубины Азии в Европу, поражает мозг и души людей, отнимает разум, обрекает человечество на гибель. Очевидно главное: именно во времена глобальных бедствий аукается нам Достоевский, подает сигналы тревоги. Его "указующий перст" и напоминает, и предостерегает...
Пандемия многое изменила, прежде всего в образе жизни - уже полтора года научное общение привыкает к дистанционному формату: в Сети даже появилось, в подражание Рене Декарту, утверждение: covido ergo zoom обыгрывается знаменитое изречение "cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно существую", - Прим. Сон Раскольникова в точности описывает то, что происходит сегодня. Но согласитесь, что дистанционные формы общения дают и новые возможности. Ведь тем не менее юбилей отмечают широко? Людмила Сараскина: Отмечают - празднуют! Известия приходят из мест, где, казалось бы, есть только свои кумиры.
Особенно приятно сознавать, что юбилей считают долгом отметить все без исключения российские музеи писателя, многие институты и университеты - выставками, конференциями, семинарами, "круглыми столами". Прошла Международная конференция "Достоевский в диалоге культур: взгляд из XXI века" в Государственном институте искусствознания, где я служу, с обширной географией участников - от Мельбурна и Ланкашира до Севастополя. И можно ли не назвать в череде юбилейных торжеств замечательный проект - чтение "Преступления и наказания" на 22 языках, прозвучавшее от Буэнос-Айреса до Токио?! Фото: Телефильм Кажется, мы сильно рассорились с Европой... Что сказал бы в связи с этим Федор Михайлович? Ведь он считал, что русские даже больше европейцы, чем сами европейцы.
Людмила Сараскина: Предвидения автора "Дневника писателя" о будущих взаимоотношениях России и дальнего Запада, России и славянского мира поистине ошеломительны. Он был зорким свидетелем: "Взгляните, кто нас любит в Европе теперь особенно? Даже друзья наши, отъявленные, форменные, так сказать, друзья, и те откровенно объявляют, что рады нашим неудачам. Поражение русских милее им собственных ихних побед, веселит их, льстит им. В случае же удач наших эти друзья давно уже согласились между собою употребить все силы, чтоб из удач России извлечь себе выгод еще больше, чем извлечет их для себя сама Россия". Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия Россия не сегодня рассорилась с Европой; прежде Достоевского об этой вековой вековечной?
Вот что мы выиграли в Европе, столь ей служа? Одну ее ненависть! Спустя столетие с лишним ничего не изменилось - Федор Михайлович мог бы с прискорбием повторить свой диагноз. В России к Федору Михайловичу неоднозначное отношение. Когда-то Анатолий Чубайс заявил: "Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски".
Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71]. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта. Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов « Квентин Дорвард » и « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » [72]. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в Пансион Чермака на Новой Басманной улице , считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве [67] [72]. Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. Режим дня в учебном заведении был строгий. На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные.
Подъём был по звонку в шесть утра, зимой — в семь; после молитвы и завтрака занимались до двенадцати; после обеда снова занимались с двух до шести; с семи до десяти повторяли уроки, после чего ужинали и ложились спать. Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. Преподавали математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем [73] [74]. По воспоминаниям учившихся в то время Фёдор Достоевский был «серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками» [74]. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [75]. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича , который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем». Билевич учился в одно время с Гоголем , посещал литературные собрания, сочинял стихи, переводил Шиллера.
По предположению биографов Достоевского, педагог мог привлекать внимание учеников к текущим литературным событиям, творчеству Гоголя, а Билевич-литератор способствовать тому, что Достоевский начал думать о литературе как о профессии [76] [77]. На семейных чтениях по выходным и летом продолжали читать Державина , Жуковского , Карамзина , Пушкина [78]. Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал « Библиотека для чтения », в котором будущий писатель впервые читает « Пиковую даму » Пушкина, « Отца Горио » Оноре де Бальзака , произведения Виктора Гюго и Жорж Санд , драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы [79]. В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое. В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81]. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82]. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82]. Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним.
Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84]. Юность Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85]. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург вместе с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» [86]. Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе.
В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н.
Характеристики Написать отзыв Романы Достоевского Михаил Бахтин называл "полифоническими романами"- очень точно и красиво; мы слышим не только героев "положительных", мы узнаём каждого из них. Каждый из романов имеет множество тем: вера и неверие; заблудшее, страдающее сердце человека, его глубинная сущность, проблема мудрости русского народа, проблема раскаяния, проблема положительно прекрасного человека, восстановление погибшего человека, обретение потерянной веры и т.
Пятикнижие достоевского
Последняя экранизация «Анна и король» вышла в 1999 году с Джоди Фостер в главной роли. Книга впервые издается на русском языке! Особый дух книге придают 18 штриховых иллюстраций, сделанных с фотографий, которые предоставил Анне король Сиама.
Своеобразие реализма Достоевского. Жанровое своеобразие Достоевского. Особенности Романов Достоевского.
Достоевский Вита Нова. Пятикнижие Моисеево. О природе вещей. О природе вещей книга. Крамер история начинается в Шумере. Мелетинский заметки о творчестве Достоевского.
Мелетинский заметки. Пятикнижие Достоевского список. Достоевский подарочное издание. Подарочное собрание Достоевского. Достоевский 1880. Брат Достоевского.
Достоевский 1878. Знаменитые произведения Достоевского. Великие романы Достоевского. Петербург в произведениях русской литературы. Достоевский Пятикнижие порядок. Последний Роман Достоевского.
Начало творческого пути Достоевского. Федор Достоевский собрание сочинений. Полное собрание Достоевского в 30. Полное собрание сочинений Достаевский. Достоевский собрание сочинений в 30 томах. Раши тора.
Тора с комментарием Раши. Тора 5 книг. Структура Пятикнижия. Пятикнижие 5 книг. Тора Пятикнижие названия. Достоевский собрание 1882-1883.
Экранизации и театральные постановки К сюжету романа роману «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы. Драматические инсценировки начинаются уже с 1887 года. Одной из самых значительных театральных постановок версий романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал Иннокентий Смоктуновский. Режиссер Петр Чердынин 1910 Первая экранизация романа относится к 1910 году, периоду немого кино. Автором этого короткометражного фильма стал Петр Чардынин.
Выдающейся киноверсией первой части романа стал художественный фильм Ивана Пырьева «Идиот» 1958 , где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев. Акира Куросава 1951 Одна из лучших зарубежный экранизаций романа — японская чёрно-белая драма «Идиот» 1951 режиссера Акиры Куросавы. Евгений Миронов в роли князя Мышкина в экранизации романа «Идиот» реж. Владимир Бортко, Россия, 2003 Самой подробной и максимально приближенной к первоисточнику киноверсией романа является многосерийный фильм Владимира Бортко «Идиот» 2002 , роль Мышкина исполнил Евгений Миронов. Интересные факты о романе 1. Тома одного из первых изданий собрания сочинений Ф.
Достоевского 2. На полотне предельно натуралистически изображено тело мертвого Спасителя после снятия с Креста. Писатель пришел в такой ужас, что сказал жене: «От такой картины веру потерять можно».
Но на этом искания не прекратились. Великий писатель разворачивается и идёт в другом направлении. Как результат, в свет выходит новый роман — «Идиот». Сам Достоевский говорил о том, что романом своим недоволен, так как он не выразил и десятой доли того, что накопилось в душе его.
Но вместе с тем он и не отрицал, и любил его, и продолжал поиск совершенства… Новый поход Продолжаем список книг, вошедших в пятикнижие Достоевского, по порядку. В 1872 году появляется роман «Бесы», на который писатель возлагал большие надежды. В нём он желал видеть лишь выразителя основных своих идей, пусть даже и в ущерб художественности. Позже данное произведение будет считаться одним из значительнейших его трудов, романом-предупреждением, романом-пророчеством, который, к сожалению, станет явью. Далее в журнале «Отечественные записки» выходит роман «Подросток» 1875. И завершает серию, которую написал Достоевский пятикнижие , самое важное и сильное произведение — «Братья Карамазовы» 1880. Над ним он работал долгие два года, и в нём, по мнению литературоведов, воплотил одну из идей — этапы «духовного роста человека».
Издания библиотеки
Информационно-просветительский проект «Пятикнижие Достоевского» с 16 ноября по 30 ноября 2021, Центр культуры «Орджоникидзевский» в Екатеринбурге. Федор Достоевский Пятикнижие. Романы Великого Пятикнижия Достоевский. Пятикнижие Достоевского по порядку. Роман бесы, подросток, Роман братья Карамазовы. Великое пятикнижие звучала тема очередной литературной гостиной, посвященная 200-летию Ф. М. Достоевского. А самыми масштабными стали романы, которые в литературной среде называют "великим пятикнижием Достоевского". А знаете ли вы, что существует “Великое пятикнижие Достоевского”? это неофициальное название для обозначения пяти самых масштабных его романов.
«Великое пятикнижие Достоевского» — шесть видеопрограмм к юбилею писателя
Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро». О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идёт...
Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык... В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами... Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим».
Эх, кабы время! Одна беда — времени нет. Мы провозгласим разрушение... Надо, надо косточки поразмять.
Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да ещё за честь благодарны останутся.
И начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Заражена была не только столица, а и самая что ни на есть патриархальная Русь.
В среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих расцветает террористическое и радикальное движение. Небывалое явление в политической жизни страны получает определение — «Нечаевщина». Московские события потрясли Достоевского. Он начинает писать свой новый роман уже в первых числах января 1870 года.
Фактологическую основу составили политические предпосылки, организационные принципы радикального общества «Народная расправа», особенности личности Сергея Нечаева, подробности его подпольной деятельности, обстоятельства идеологического убийства Ивана Иванова, послужившего прототипом для персонажа «Бесов» Ивана Шатова. Достоевскому представлялось важным не только раскрыть содержание и смысл нашумевшего события, но и выявить его подоплёку, определить почву, питающую подобную идейную практику. Убийство студента воскресило в сознании писателя воспоминания молодости, когда в кружке Петрашевского он сам увлекался теориями утопического социализма и, по собственному признанию, внутренне был готов на подобный поступок: «Нечаевым я не мог бы сделаться никогда, но Нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы... В дни моей юности».
Художественный замысел романа, по выражению самого Фёдора Михайловича, состоял в следующем: «Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев». Идейно-художественный замысел «Бесов» требовал такого изображения единичного события, чтобы в нём отразились основные тенденции бытия современного общества, раскрылись связи настоящего с будущим, проявились бы отчётливые переходы высокого в низкое, извращённое и растленное. Фёдор Михайлович подчёркивал, что в его произведении нет реальных фотографических портретов и буквального воспроизведения нечаевской истории. Ему необходимо было создать литературный тип псевдореволюционера, который мог нисколько не походить на Сергея Нечаева, однако должен был вполне соответствовать совершённому злодейству и будущим злодейским замыслам под видом активной деятельности «на благо народной революции».
В образе Петра Верховенского и его сообщников по революционной «пятёрке», в их мыслях и действиях концентрированно и выпукло проявляется истинный облик и реальные мотивы поведения мнимых борцов «за справедливое переустройство общества». Достоевский показывает, каким ужасным бумерангом может вернуться и возвращается нигилистическое стремление уничтожить социальные формы и установления, через которые из века в век, от поколения к поколению передавались общественные ценности, морально-нравственные идеалы, традиции. Воинствующее безверие, отсутствие семейного очага и главного занятия, поверхностное образование, незнание народа и его истории — эти духовно-психологические предпосылки развращающе действуют на душу и формируют «ум без почвы и без связей — без нации и без необходимого дела». Роман «Подросток» 1875 г.
Четвёртый роман своего «великого пятикнижия» Достоевский, по просьбе Н.
Он раскрывал все стороны человеческой натуры: сострадание и преданность, беззащитность и жестокость, равнодушие и ложь. Романы «Великого Пятикнижия» Достоевского — это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Произведения великого русского писателя посвящены вечным вопросам мироздания, и их значимость сохраняется и сегодня.
Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84]. Юность Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85].
Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург вместе с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» [86]. Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе. В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св.
Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н.
Витковский, А. Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92]. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95].
Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4].
При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года.
Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом.
Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет.
Главный герой - студент Родион Раскольников замышляет убийство и грабеж. Мотивы его, с одной стороны, ясны: он беден и остро нуждается в деньгах; с другой стороны, не жажда обогащения им движет, а мысль об избранности и превосходстве одних людей над другими. Возможно ли внутренне оправдать преступление и какое наказание ждет того, кто решился преступить общественные и моральные законы, - эти вопросы создают драматургию романа и держат читателя в напряжении до финала.
Выразительные иллюстрации к роману создал художник Дементий Шмаринов, мастер передачи сложнейших психологических характеристик героев.