Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот». Библиотека-филиал № 3 МБУК «ЦБС г. Рязани» предлагает вашему вниманию виртуальную выставку «Достоевский и мир великих романов», рассказывающую о пяти великих. Рита Никитична Поддубная в былом ХГУ середины 90-х часто повторяла на лекциях: Пятикнижие. В литературных кругах «великим пятикнижием» принято называть неофициальный цикл из пяти самых масштабных романов Фёдора Михайловича Достоевского.
Дрянцо, воля к власти, святость: пятикнижие Достоевского как система христианского анархокоммунизма
Достоевского "Преступление и наказание", отрадно видеть в зале такую широкую аудиторию. Говорят, для того чтобы понять русскую душу, нужно в обязательном порядке познакомиться с произведениями Достоевского. Сегодня я желаю вам интересной дискуссии и продуктивной работы», — сказала проректор. В ходе пленарного заседания было зачитано четыре доклада: «Коммуникативное измерение художественного пространства романов Ф. Достоевского», «Антропоцентризм Ф. Достоевского: современное прочтение русской классики», «Ф. Достоевский глазами современника», «Преступление и наказание: пространство смысла».
В нем примут участие библиотеки, театры и музеи Санкт-Петербурга. Дата связана с романом "Преступление и наказание", события которого начинаются именно в июле.
Этот роман, написанный полтора века назад, не теряет своей актуальности до сих пор. Впрочем, как и все остальные произведения Достоевского, которые давно уже стали классикой не только русской, но и мировой литературы. О жизни и творчестве автора "великого пятикнижия", а также о главных женщинах в его судьбе — в материале РЕН ТВ. Достоевский: семья и ранние годы Федор Достоевский родился 11 ноября 30 октября по старому стилю 1821 года в семье разночинцев в Москве. Его отец, Михаил Андреевич, был штаб-лекарем Мариинской больницы для бедных, мать Мария Федоровна — дочь купца третьей гильдии. В семье бытовал патриархальный уклад, дети всего их было семеро воспитывались в послушании и набожности. По воскресеньям и церковным праздникам родители водили детей на службу в больничный храм, летом выезжали с ними в паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Года в три, что ли, выдумал слагать сказки, да еще мудреные, пожалуй, замысловатые, либо страшные, либо с оттенком шутливости", — говорил Достоевский позже.
На ночь детям читали сказки народов мира, на семейных вечерах — произведения Карамзина, Державина, Пушкина. На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с "паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами". Летом ездили гулять в Марьину рощу. Семья была дружная, радушная и гостеприимная, совсем не чуждая светской жизни. Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Позже он назовет это обучение ошибкой, которая испортила его будущее. Первые произведения Достоевского Достоевский начал работать над собственными драмами и романом "Бедные люди", который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика.
Роман восторженно принял критик Виссарион Белинский , а Некрасов назвал Достоевского "новым Гоголем". Однако следующее произведение молодого писателя, повесть "Двойник", разочаровало Белинского и его коллег. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Они стали друзьями на долгие годы. На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России". Весной 1849 года писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев заключения он был признан виновным "в умысле на ниспровержение...
Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах. В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя.
В августе 1809 года Александр I издал указ об определении в Императорскую медико-хирургическую академию дополнительно 120 человек из духовных академий и семинарий [24]. Михаил Достоевский успешно сдал экзамены и 14 октября 1809 года вступил в число казённых воспитанников по медицинской части в московское отделение академии [25]. Во время Отечественной войны 1812 года студент 4-го класса Достоевский сначала был командирован «для пользования больных и раненых» [26] , а позже боролся с эпидемией тифа [27]. В апреле 1818 года Михаил Достоевский был переведён ординатором в военный госпиталь в Москве [28] , где вскоре через коллегу познакомился с Марией Нечаевой, дочерью купца 3-й гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева, происходившего из старых посадских города Боровска Калужской губернии [29]. Торговля Нечаева в суконном ряду процветала до нашествия Наполеона , после которого купец лишился практически всего своего состояния [30]. Старшая сестра Марии, Александра, бывшая замужем за богатым первостатейным купцом 1-й гильдии Александром Куманиным, впоследствии принимала участие в судьбе писателя [31]. В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных [33] , несмотря на её скромные оклады, которые даже по официальным признаниям «не вознаграждают достаточно трудов их и не соответствуют необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства» [34]. Главным правилом заведения устанавливалось, что «бедность есть первое право» получить в ней помощь в любое время суток [35]. Переселяясь на Божедомку , Достоевские уже ожидали прибавления семейства к концу осени [36]. Московское детство Мариинская больница для бедных Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома. В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор. Молитвовал священник Василий Ильин» [36] [37]. Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49]. Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50]. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53]. Чтению обучала детей Мария Фёдоровна [54]. Начинали с дешёвых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича , сказаний о Куликовской битве , повестей про Шута Балакирева и Ермака [54]. Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство [51] ; 28 июня 1828 года Достоевские стали дворянским родом, записанным в часть III родословной книги дворянства Московской губернии [51] [56] , что позволяло приобрести собственное имение, где большая семья могла бы проводить летние месяцы [57]. Летом 1831 года Михаил Андреевич, заплатив около 30 тысяч рублей ассигнациями из скопленных и взятых взаймы средств, приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии в 150 км от Москвы. Земли в этой местности были худородные, одиннадцать его крестьянских дворов — бедные, а господский дом представлял собой маленький, плетнёвый, связанный глиною флигелёк из трёх комнат. Из-за оставшихся в селе шести дворов, принадлежащих соседу, практически сразу начались распри , перешедшие в судебную тяжбу [58] [59]. Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей.
Спасибо магазину! Плюсы На мой взгляд прекрасная подборка романов Великого писателя. Минусы 1 0 Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» — очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Каждый из романов имеет множество тем: вера и неверие; заблудшее, страдающее сердце человека, его глубинная сущность, проблема мудрости русского народа, проблема раскаяния, проблема положительно прекрасного человека, восстановление погибшего человека, обретение потерянной веры и т. Помимо интересной структуры, аллюзий, метафор, ощущается, что произведения живые, происходит «полное погружение». И, несмотря на всю жуть, безысходность и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чувствуется, что есть вера в человека, есть завтра.
Спикер СФ: не прочитавший «пятикнижия Достоевского» духовно обеднил себя
Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги». Автор: Фёдор Михайлович Достоевский 1821—1881 — прозаик, критик, публицист. О книге Время написания: 1867—1869 Содержание Молодой человек, князь Лев Николаевич Мышкин, возвращается в Петербург из Швейцарии, где лечился от тяжелой нервной болезни. После нескольких лет почти затворнической жизни он попадает в эпицентр петербургского общества. Князь жалеет этих людей, видит, что они гибнут, пытается спасти, но, несмотря на все усилия, ничего не может изменить. В конечном итоге Мышкина доводят до потери рассудка те люди, которым он более всего пытался помочь. История создания Роман «Идиот» был написан за границей, куда Достоевский поехал, чтобы поправить здоровье и написать роман, чтобы расплатиться с кредиторами. Работа над романом шла тяжело, здоровье не улучшалось, а в 1868 году в Женеве умерла трехмесячная дочь Достоевских.
Находясь в Германии и Швейцарии, Достоевский осмысливает нравственные и социально-политические изменения в России 60-х годов XIX века: кружки разночинцев, революционные идеи, умонастроения нигилистов. Все это найдет свое отражение на страницах романа. Писатель попытался наделить главного героя романа — князя Мышкина — похожими чертами. По мнению Достоевского, в литературе ближе всех к идеалу Христа стоит Дон Кихот. Образ князя Мышкина перекликается с героем романа Сервантеса. Дон Кихот.
Видеопрограммы проекта повествуют о величайших произведениях — романах «Преступление и наказание» 1866 — 1867 , «Идиот» 1868 — 1869 , «Бесы» 1870 — 1872 , «Подросток» 1875 — 1876 и «Братья Карамазовы» 1878 — 1880 — вершины творчества писателя, относящихся к наиболее выдающимся явлениям в истории мировой литературы. Приложением к этому проекту является отдельная видеопрограмма «На душе моей ясно…», посвященная раннему периоду жизни и творчества Достоевского, в основном, его пребыванию в сибирской ссылке: на каторге в Омском остроге и на военной службе в Семипалатинске ныне г.
В романе обыгрываются различные оттенки значения этого слова, чтобы подчеркнуть сложность образа героя. Мышкина считают странным, его то признают нелепым и смешным, то считают, что он может «насквозь прочитать» другого человека. Он, честный и правдивый, не вписывается в общепринятые нормы поведения. Лишь в самом конце романа актуализируется другое значение — «душевнобольной», «помраченный рассудком». Мышкин говорит: «Какие мы еще дети, Коля! В этом совершенно отчетливо звучит евангельский призыв: «будьте как дети» Мф 18:3.
Еще один оттенок значения слова «идиот» — юродивый. В религиозной традиции блаженные — проводники Божественной мудрости для простых людей. Смысл произведения В романе повторяется и подлинная евангельская история, и история Дон Кихота. Мир снова не принимает «положительно прекрасного человека». Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако главные препятствия на этом пути — неверие и бездуховность современного общества.
Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись. С сюжетной точки зрения роман предельно трагичен.
Авария на Чернобыльской атомной электростанции. С тех пор для нас Чернобыль — синоним страха, болезни, смерти.
О событиях на АЭС, как и о расследованиях и жизнях людей, чьи судьбы покалечила эта ужасная трагедия, написано много книг, художественных и документальных, отечественных и зарубежных.
"Великое пятикнижие Фёдора Михайловича Достоевского"
Книжная выставка «Великое пятикнижие Достоевского» заинтересовала читателей, согласитесь перечитывать великого Федора Михайловича можно бесконечно. Не только российские, но и западные интеллектуалы причисляют творчество Фёдора Достоевского «к вершинам человеческого духа», отметила Валентина Матвиенко в своем блоге. это вершина мастерства Достоевского, хотя, конечно, ключевые идеи он заложил еще в начале творческого пути. Главная» Новости» Почему 5 главных романов достоевского принято называть великим пятикнижием.
Великое Пятикнижие Достоевского
Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора Михайловича Достоевского. Нужно сказать, что пятикнижие появилось только благодаря встрече Фёдора Михайловича со своей будущей второй женой Анной Григорьевной Сниткиной. Но больше всего в своих произведениях Достоевского интересовали вопросы добра и зла, а именно — проблема выбора между ними. Великое пятикнижие звучала тема очередной литературной гостиной, посвященная 200-летию Ф. М. Достоевского. Наследие Достоевского насчитывает восемь романов, 11 повестей, 15 рассказов, публицистические очерки, письма и дневники.
Великий грешник и святой. Книжный мир Достоевского таит много открытий
Но именно в этой непостижимости и заключается суть истины и суть Достоевского. Она, как и его таинственное слово, проникая сквозь разум и чувства, дарует и глубочайшее страдание, и великую радость, и открывает душу человека Богу. После нее, как и после книг Фёдора Михайловича, особенно после романов пятикнижия, невозможно оставаться прежним. Это ли не откровение Божье? Главные идеи Продолжаем говорить о произведениях, которые написал Достоевский пятикнижие. Что объединяет эти романы? Прежде всего, они были написаны один за другим в последний период жизни писателя с 1866 по 1880 год. Далее и самое важное — в основе их лежат две идеи — Бог и Россия. Нельзя сказать, что Фёдор Михайлович не обращался к этим вопросам прежде. Наоборот, он долго вынашивал их, «перерывал», искал идеальную форму для их выражения, пока, наконец, не появилось «Преступление и наказание» — первая книга серии «Великое пятикнижие Достоевского» список следует далее.
Но на этом искания не прекратились.
Смысл произведения В романе повторяется и подлинная евангельская история, и история Дон Кихота. Мир снова не принимает «положительно прекрасного человека». Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако главные препятствия на этом пути — неверие и бездуховность современного общества. Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись. С сюжетной точки зрения роман предельно трагичен.
Экранизации и театральные постановки К сюжету романа роману «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы. Драматические инсценировки начинаются уже с 1887 года. Одной из самых значительных театральных постановок версий романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал Иннокентий Смоктуновский. Режиссер Петр Чердынин 1910 Первая экранизация романа относится к 1910 году, периоду немого кино. Автором этого короткометражного фильма стал Петр Чардынин. Выдающейся киноверсией первой части романа стал художественный фильм Ивана Пырьева «Идиот» 1958 , где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев. Акира Куросава 1951 Одна из лучших зарубежный экранизаций романа — японская чёрно-белая драма «Идиот» 1951 режиссера Акиры Куросавы.
Достоевский собрание сочинений в 30 томах. Раши тора. Тора с комментарием Раши. Тора 5 книг. Структура Пятикнижия. Пятикнижие 5 книг. Тора Пятикнижие названия.
Достоевский собрание 1882-1883. Полное собрание сочинений ф. Достоевского 1882-1883. Достоевский полное собрание сочинений 1888. Достоевский полное собрание сочинений 1896. Собрание сочинений Достоевского Санкт Петербург 1898. Издание сочинений Достоевского братьев Пантелеевых.
Всемирная история 7 томов. Дубнов история евреев в 10 томах. Дубнов Всемирная история евреев. Интересные факты о Достоевском. Ф М Достоевский интересные факты. Федор Достоевский интересные факты. Интересные факты о жизни Достоевского.
Достоевский бесы первое издание. Первое издние романа "бесы". Роман бесы первое издание. Братья Карамазовы рукопись. Рукопись Достоевского братья Карамазовы. Рукопись Достоевского к роману братья Карамазовы. Братья Карамазовы черновики.
Бердяев о Достоевском. Н А Бердяев о Достоевском. Бердяев толстой Достоевский. Достоевский братья идиот. Достоевский собрание сочинений в 12 томах.
Работы не являются иллюстрациями к романам. Это их авторское восприятие-прочтение. Каждый холст — единый образ одного из романов «великого пятикнижия» Достоевского, в который входят «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Великое пятикнижие Ф. Достоевский
Великое пятикнижие «Братья Карамазовы» — последний роман «великого пятикнижия» Федора Достоевского. Данная лекция является третей из цикла бесед, посвященных творчеству вского. Великое пятикнижие Достоевского #обществоживыхпоэтов 21 ноября В Щелковской центральной библиотеке прошел творческий семинар «Великое пятикнижие Достоевского». Здесь я с каким-то особым чувством перечитал пятикнижие Достоевского. Нужно сказать, что пятикнижие появилось только благодаря встрече Фёдора Михайловича со своей будущей второй женой Анной Григорьевной Сниткиной.
Портал правительства Москвы
Калининград, ул. Но нам, современным людям, порой бывает очень непросто понять те идеи, которые в этих произведениях заложены. Нам не хватает знаний, которые могли бы служить ключом к полному и глубокому прочтению той или иной книги. Как, например, в случае с Ф.
Сейчас работаю над пьесой-хроникой «Генрих Четвертый». Это приключенческий графический роман с элементами фэнтези. Идею комикса Павел Шикин придумал, находясь на отдыхе на турбазе в Горном Алтае.
Сам он вырос на супергеройских комиксах, и часто недоумевал, почему нет достойного отечественного аналога. В первом комиксе серии главный герой — военный, который отправляется в тайгу на поимку беглых заключенных. Во второй книге к сюжету подключается фантастический мир тайги, сюжет разветвляется, добавлены новые персонажи. В планах — третья книга. Возможно, читатель сам бы и не представил себе этот образ, пока автор его не покажет. Это отдельный вид искусства.
Зависимость или хобби — в чем разница? Нон-фикшн о здоровье всегда пользуется спросом и особенно, если речь идет о психическом благополучии. Василий Шуров, нарколог-психиатр с 15-летним опытом лечения разных зависимостей — от пищевых до любовных, презентовал книгу с игровым названием «Над пропастью не ржи. Отвечая на вопросы, автор дал совет, как отличить хобби от зависимости. Шуров намекнул, что совет применим к любому источнику дофамина, будь то наркотик, алкоголь, вкусная еда, коллекционирование марок или даже чтение книг. Затем приходит понимание: если не употребили — все плохо, а употребление идет в ущерб остальным сферам жизни.
Дальше третья стадия, с утратой ситуационного и количественного контроля, когда человек себе не принадлежит, обещания близким не выполняет. У него появился хозяин, а другие источники дофамина уже не радуют. В книге — полезные советы, как понять, что проблема есть, сколько попыток можно дать зависимому, чтобы самому остановиться и как вести себя созависимым. Если его послушать, то все просто. Правил всего три: надо иметь легкий характер, отпустить обиды на родителей и не быть «застревающей личностью». Свойство такой личности — «вязкая психика», это когда человек на кого-то обиделся и «пережевывает» это годами.
Невротик испытывает потребность в страданиях, если что-то не нравится — молчит, потому что ему надо чувствовать себя жертвой. А люди без невроза сразу говорят о том, что конкретно им не нравится. И никакой вязкости. Лабковский напомнил формулу, выведенную ВОЗ: здоровье — это отсутствие болезней. И добавил свою: счастье — отсутствие несчастья. Давайте быть счастливыми и читать хорошие книги!
Сами судите: "О, мы непосредственны, мы зло и добро в удивительнейшем смешении, мы любители просвещения и Шиллера и в то же время мы бушуем по трактирам и вырываем у пьянчужек, собутыльников наших, бороденки". В самом романе автор как будто старается дать собирательный образ русскому народу. Вот вам и бунтующий Дмитрий, который олицетворяет собственно бунтующий дух русского народа, тут вам и Иван, который представляет интеллигенцию, а вот здесь вам само духовенство в лице ангела Алеши. Ну и конечно про раболепствование и ненависть к своему покровителю и хозяину в образе Смердякова автор не забыл. Напоследок еще отмечу интересную цитату, правда, из начала "Братьев Карамазовых". Достоевский - классный писатель, но "неровностей" у него хватает.
Гайденко; прим. Гайденко, Д. Фрейденберг О. Frankemolle H.
Vater im Glauben? Freiburg, 2016. Frick P. Divine Providence in Philo of Alexandria. Tubingen, 1999. Gibian G. Hegel G. Hose M. Kursawa H. Antichristsage, Weltende und Jungstes Gericht in mittelalterlicher deutscher Dichtung.
Koln, 1976.