В интервью гендиректору медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву 13 марта глава государства подтвердил: в нашей стране вскоре может появиться прогрессивная система налогообложения. По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, прогрессивной шкалы налогообложения в России больше не будет никогда. Экономика - 20 марта 2024 - Новости Ярославля - Одним из основных элементов российской системы налогообложения является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Президент России Владимир Путин допустил переход к системе прогрессивного налогообложения.
Сенатор: прогрессивная шкала НДФЛ ответит на запрос общества на социальную справедливость
Подоходный налог по-новому — кто и сколько «прогресивно» платить будет — КПРФ Москва | Город - 18 марта 2024 - Новости Магнитогорска - |
Налогам добавляют прогрессии. О чем говорится в законопроекте об изменении НДФЛ - Финансы | Экономика - 20 марта 2024 - Новости Краснодара - |
Почему в России действует плоская система налогообложения | Введение прогрессивной шкалы налогообложения в РФ — вопрос времени. |
Сенатор: прогрессивная шкала НДФЛ ответит на запрос общества на социальную справедливость | рассказывает, что такое прогрессивная шкала налогообложения и как в будущем будут распределяться налоги. |
С 2024 года НДФЛ по ставке 15% применяется в отношении совокупного дохода
Рисунок 4. Максимальные оценки предполагают рост ставок по двум налогам и изменение шкалы НДФЛ с относительно невысоких, но все же превышающих средний доход, уровней дохода налогоплательщика. Минимальные оценки предполагают, что изменения шкалы НДФЛ будут предусматривать некоторое снижение налоговых ставок для групп населения с низкими доходами. Если налоговая реформа затронет другие налоги и обязательные платежи, например социальные взносы, либо если параметры НДФЛ и налога на прибыль изменятся кардинальным образом, суммарный эффект реформы может оказаться более существенным — в некоторых разумных сценариях можно говорить о 2,0—2,5 п. Однако такая перспектива оценивается АКРА как менее вероятная. Предельная ставка — доля уплачиваемого налога в последнем рубле налоговой базы самая высокая ставка, по которой платит конкретный налогоплательщик при прогрессивной шкале налога. Справедливость налогообложения и уровень налоговой нагрузки на труд определяются не только НДФЛ, но и другими налогами и обязательными платежами, а также системой социальной поддержки Налоги на труд в широком смысле помимо НДФЛ включают в себя социальные взносы.
Если бы цель налоговой реформы формулировалась как введение плоской шкалы для суммы трудовых налогов, то можно было бы увидеть, например, неизменные ставки для доходов в размере до 2 млн руб. Это так называемый налоговый клин — доля налогов на труд в общих затратах работодателя на труд. Рисунок 5. Получается более низкая по сравнению с текущей ставка для низких и средних доходов, близкая к действующей сейчас ставка для доходов в 2—4 млн руб. Эти примеры показывают, что вопросы прогрессии налогов и уровня налоговой нагрузки важно обсуждать в более широком контексте, чем только шкала НДФЛ. Более того, на доходное неравенство влияют налоги, формально не имеющие дифференциации ставки по доходам например, НДС и налоги на имущество , как и система социальной поддержки и налоговых вычетов9.
Леухин, А. Рост ставки налога может улучшить балансы бюджетов, в которые данный налог не поступает Теоретически за счет социальных взносов, поступающих в бюджеты социальных фондов, выплачиваются пенсии, производятся выплаты по ОМС и страхованию на случай временной нетрудоспособности. Если бы эти доходы были полностью разделены между бюджетами разных уровней, то оценки бюджетного эффекта для каждого из них могли бы быть независимыми. На практике же федеральный бюджет ежегодно перечисляет крупный трансферт, призванный сбалансировать солидарную пенсионную систему. Следовательно, если будет принято решение об увеличении прогрессивности налоговой системы через социальные взносы, а не через НДФЛ, это приведет, скорее всего, не к улучшению баланса социальных фондов, а к улучшению баланса федерального бюджета снизится потребность в упомянутом трансферте. Важность индексации границ ступеней дохода зависит от того, с какого уровня дохода начинается прогрессия В зависимости от момента начала действия прогрессии в рамках новой шкалы НДФЛ или от места модификации шкалы социальных взносов можно по-разному добиться стабильности и предсказуемости налоговых условий до 2030 года, заявленных в качестве целей в президентском послании.
С одной стороны, неизменные в денежном выражении границы ступеней дохода — это формально предсказуемые налоговые условия. С другой стороны, со временем из-за инфляции эти границы в реальном выражении смещаются вниз, что в экономическом смысле сложно назвать стабильностью, поскольку при отсутствии индексации границ средняя налоговая нагрузка автоматически растет. При этом в случае инфляционных шоков со стороны совокупного предложения данный эффект усиливается, а бюджетная политика становится процикличной. Если предположить, например, что граница какой-либо из новых ступеней ежегодного дохода в России будет находиться на уровне 2 млн руб. В связи с описанными фактами, по оценкам АКРА, чем на более низком уровне годового дохода окажется отсечка, с которой начнется или изменится прогрессия на шкале НДФЛ, тем выше вероятность того, что границы ступеней дохода будут так или иначе индексироваться внутри шестилетнего периода для обеспечения стабильности налоговых условий. Аналогичные соображения актуальны не только для шкалы НДФЛ, но и для шкалы социальных взносов.
Увеличение прогрессии и дискретность налоговой шкалы могут сформировать у компаний и работников новые стимулы для перехода к неформальным — так называемым серым — практикам В системах налогообложения, дифференцированных по уровню дохода, могут усиливаться стимулы для налоговой оптимизации10,11. Внешне это может проявляться в том, что количество налогоплательщиков, которые декларируют доход, минимально необходимый для того, чтобы не перейти в категорию со следующим более высоким уровнем налоговой ставки, существенно превышает количество налогоплательщиков с любыми уровнями задекларированных доходов, близкими к порогу по шкале12; хотя валовой доход до налогов и трансфертов теоретически должен иметь распределение, слабо зависящее от шкал налогов или социальной поддержки. Когда наблюдаются такие явления, это косвенно говорит о том, что в целях уменьшения налогооблагаемой базы структура доходов легально или нелегально оптимизируется, что приводит к снижению эффективной собираемости налогов. В конечном счете рост количества ступеней доходов и налоговых ставок, применяемых для высокого уровня доходов, может повлечь за собой некоторое усложнение администрирования налогов. Эффект оптимизации, как правило, более ярко выражен при налогообложении дохода, не являющегося заработной платой. К этой категории относятся, например, доходы самозанятых и владельцев бизнеса.
Frictions and taxpayer responses: evidence from bunching at personal tax thresholds.
При превышении этой суммы налог возрастал: с годовых доходов от 42 до 84 тысяч рублей необходимо было заплатить 5040 руб лей и еще 15 процентов от суммы, превышающей 42 тысячи. Но по факту налоги платили только бюджетники. Зарплаты быстро перекочевали в конверты, то есть платили «в серую». Собираемость налогов была низкой. И зря тогда гуляла реклама «Заплати налоги и спи спокойно», потому что почти никто не платил. Все кончилось тем, что с 1 января 2001 года в России вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ — 13 процентов для большинства. Как пояснил эксперт, существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, например, полученных от специфических видов деятельности — с крупных денежных призов, дивидендов и так далее. Освобождаются от налогообложения госпособия, пенсии, некоторые спортивные призы. Социальная справедливость Сергей Смирнов, доктор экономических наук, заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики считает, что беспокоиться не о чем.
Еще в период ковида ввели налог в 15 процентов на доход физлиц свыше 5 миллионов рублей в год, — пояснил эксперт. Смирнов убежден, что если повышение налога для тех, кто зарабатывает свыше 5 миллионов в год, останется, то большинство населения идею поддержит. При этом, как пояснил эксперт, в СМИ появились публикации, что обсуждается идея поднять налоги для граждан с регулярным доходом от 1 млн рублей в год. Таким образом, повышение НДФЛ может коснуться людей с зарплатой примерно от 83 тысяч рублей.
А также поручил зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года. Через две недели, 13 марта, Владимир Путин в интервью журналистам вернулся к этой теме и назвал вещи своими именами: «Да, по сути, прогрессивный налог». Причина повышения подоходных налогов прозаична — нужно наполнять дефицитный бюджет. Именно об этом, правда, другими словами все в том же послании Федеральному собранию говорил Путин: «Планы большие, расходы — тоже». Напомним, анонсированные президентом проекты, программы и льготы оцениваются почти в 10 триллионов рублей до 2030 года, то есть на них потребуется в среднем по 1,4—1,6 триллиона рублей в год. Средняя зарплата в России в 2023 году составила, по данным Росстата, 73,7 тысячи рублей. Сразу после выступления президента Минфин сообщил о проработке предложения. Идею ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения поддержал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Но добавил, что депутаты ждут поручений по итогам послания президента, и выразил уверенность, что эти поручения будут выверенными и справедливыми, учитывающими, в том числе уровень доходов населения. По его словам, в Государственной Думе уже создана рабочая группа под руководством первого заместителя председателя Госдумы Александра Жукова. Какие ставки действуют сейчас? С большинства россиян с доходом менее 5 миллионов рублей в год взимают налог 13 процентов. В 2021 году для граждан, которые зарабатывают в год более пяти миллионов рублей более 417 тысяч рублей в месяц , планку подняли до 15 процентов. По сути, уже сейчас при расчете НДФЛ с доходов граждан используется прогрессивная шкала налогообложения. Причем по этой ставке облагается лишь «сверхдоход», то есть сумма превышения. На сколько повысят НДФЛ? Идея ввести прогрессивную шкалу налогообложения не дает покоя депутатам почти два десятка лет.
Правительство инициативу не поддержало. В заключении кабмина говорится, что существующая система налогообложения уже обеспечивает сбалансированный подход, учитывающий интересы налогоплательщиков и бюджетной системы РФ. СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладки RSS каналы Добавить в блог Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.
В Думу внесут законопроект о введении прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физлиц
При учреждении прогрессивного налогообложения доходов необходимо оценивать последствия налогообложения лица в совокупности. Экономика - 20 марта 2024 - Новости Екатеринбурга - В интервью гендиректору медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву 13 марта глава государства подтвердил: в нашей стране вскоре может появиться прогрессивная система налогообложения.
Делайте ставки: какой может быть новая шкала подоходного налога? Комментарий Семена Новопрудского
Путин объяснил, почему нет смысла повышать налоги для богатых граждан в России | Эфир Царьграда о планах чиновников взимать прогрессивный налог с доходов от 80 тысяч рублей в месяц имел большой резонанс в разных кабинетах. |
Плоская шкала налогообложения в России: как возникла и могут ли ввести прогрессивную | Президент РФ Владимир Путин в рамках интервью Дмитрию Киселеву для телеканала «Россия 1» и РИА Новости заявил, что в России может появиться прогрессивная система налогообложения. |
Путин предложил ввести в РФ прогрессивную систему налогообложения - телеканал «Красная Линия» | Почему в России не будет «налога для богатых»: переход на прогрессивную шкалу НДФЛ признан нецелесообразным. |
Кого затронет «донастройка» налоговой системы России
По словам депутата, в прогрессивной системе налогообложения может появиться и система автоматических вычетов. Так что едва ли действующий вариант прогрессивной шкалы можно назвать существенной подмогой бюджету России. Как может работать прогрессивное налогообложение, которое поддержал Путин? Законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения не нашел поддержки правительства — там считают, что существующая плоская шкала представляет сбалансированный подход.
Прогрессивного налогообложения в России не будет
Прогрессивное налогообложение: что такое, когда будет в России | Президент РФ Владимир Путин предложил рассмотреть вопрос перехода к прогрессивной шкале налогообложения в стране. |
В ГД внесли законопроект о прогрессивной шкале налогообложения доходов физлиц - Ведомости | Поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие введение в России прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц, внесены во вторник на рассмотрение Госдумы. |
Госдума и правительство начали готовить проект прогрессивного налогообложения | Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) сообщил о внесении в нижнюю палату законопроекта о прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. |
Снова говорят о повышении НДФЛ. Теперь до 35% и с прогрессивной шкалой - | Российские власти вновь заговорили об обновлении системы налогообложения в виде внедрения так называемой прогрессивной шкалы. |
Налоговую ставку предлагают привязать к размеру дохода
Переход России к системе прогрессивного налогообложения не поможет решить проблему социального расслоения, считает экономист Сергей Зайнуллин. Особенности прогрессивной системы налогообложения в России. В России прогрессивная система установлена для налога на доходы физлиц и транспортного налога. Госдума рассмотрит законопроект, который вводит прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физлиц. Согласно исследованию Superjob, введение в России прогрессивной системы налогообложения поддерживают 64% граждан, против выступают 17% россиян. Введение прогрессивной шкалы налогообложения в РФ — вопрос времени.
Путин заявил о необходимости фиксации налоговых изменений на длительный срок
Это помогает достичь справедливости в налогообложении, так как ставка уплачиваемого налога будет зависеть от величины дохода. Однако у такого подхода есть свои недостатки: Увеличение налогового бремени с ростом доходов граждан может стимулировать уклонение от налогообложения, что усложняет администрирование налога. Налоговым инспекторам нужно не только проследить за правильностью расчёта налогового обязательства, но и выявить возможные схемы уклонения граждан, имеющих высокие доходы, от уплаты налога. С этой целью проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Прогрессивный налог имеет более сложный механизм расчёта, что увеличивает вероятность ошибок. Это также усложняет администрирование. Налоговые инспекторы, налогоплательщики и налоговые агенты тратят дополнительные ресурсы для правильного расчёта налога. Прогрессивная ставка налога может негативно сказаться на деловой активности и способствовать переезду граждан, подпадающих под прогрессию доходов, в другие страны с более благоприятными налоговыми системами. Суть фиксированного налога, его преимущества и недостатки Фиксированный пропорциональный налог, в отличие от прогрессивного, предполагает одну и ту же ставку для лиц с различным уровнем дохода. То есть ставка налога не зависит от величины налоговой базы к примеру, дохода.
При данном подходе величина налога пропорциональна размеру дохода, поэтому он так и называется — пропорциональный. Справочно: фиксированным платежом также называют платёж, размер которого не зависит от общей величины облагаемой базы. В данном случае все плательщики вносят в бюджет одинаковую сумму, а не одинаковый процент от базы. Примером такого платежа могут служить страховые взносы для ИП , которые не ведут предпринимательскую деятельность либо доходы которых не превышают 300 тыс. Каждый из них обязан перечислить за себя в бюджет фиксированную сумму. Пропорциональный налог имеет ряд преимуществ перед прогрессивным налогом: Одно из главных преимуществ — простота расчёта. Для определения суммы налогового платежа достаточно знать только один показатель — величину базы. Это значительно снижает вероятность ошибок при расчёте, экономит время и ресурсы всех участников — налоговых инспекций, плательщиков и агентов.
А другая приведет к тому, что доходы уйдут в тень. Или богатые люди побегут менять гражданство. Поэтому к выбору шкалы нужно подходить аккуратно, уверены эксперты. Если правительство пойдет по первому варианту, про который говорили источники «Блумберга», тогда рост налоговой ставки затронет интересы каждого пятого россиянина. То есть весь наш многострадальный средний класс. Они способны привести лишь к обеднению населения. Однозначно не нужно снижать планку доходов ниже 5 млн рублей, - считает Владимир Громов. По сути, лучше повысить ставки для сверхвысоких доходов. А если значительно поднять налоги для среднего класса, это ухудшит его положение. Россияне отдают государству каждый третий заработанный рубль. Но богатые платят даже меньше. Тем более что платим мы не так уж и мало. Да вот только есть одно но. В этих странах, как правило, в размер этих налогов включают еще и пенсионные выплаты. У нас же НДФЛ и страховые взносы - это разные вещи. К примеру, если номинальная зарплата у человека 100 тысяч рублей, то он платит с нее 13 тысяч в виде НДФЛ.
Доход в 50 до 100 млн рублей облагается налогом в 11 млн 353,2 тыс. Особенно они обострились в последнее время в связи усилением запроса общества на социальную справедливость, а также нынешним состоянием экономики страны, огромным, не сокращающимся многие годы разрывом в доходах россиян, ростом инфляции и падением доходов граждан", - поясняют авторы проекта. По их словам, введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц "позволит не только повысить доходы мало- и среднеобеспеченных групп населения, смягчить социальное неравенство, но и увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации".
Ранее подобная идея озвучивалась в качестве одного из инструментов нахождения дополнительных денежных средств для выплаты пенсий. По словам главы государства, возможность введения прогрессивной шкалы прорабатывалась правительством, и в итоге данная мера была признана неэффективной: не решая радикально проблему пенсионной системы, она может иметь «разрушительные последствия для экономики».