Прогрессивная шкала налогообложения действовала в России с 1992 по 2000 год и в разное время имела от трёх до семи градаций налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Владимир Путин в интервью РИА Новости не только поддержал введение прогрессивной шкалы налогообложения, над которой работает правительство, но и высказал уверенность в том, что как обычные россияне, так и бизнес с пониманием отнесется к этому нововведению. По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, прогрессивной шкалы налогообложения в России больше не будет никогда.
В Госдуме рассказали о перспективах введения прогрессивного налогообложения
Она будет учитывать доход и размер семьи, и исходя из этого налог будет понижаться. То есть если в семье есть дети, то у неё не будут повышать налоговые вычеты, чтобы не отбирать средства для воспитания и содержания следующих поколений. Это такая форма, перераспределяющая налоги от тех, у кого детей нет, к тем, у кого дети есть. Потому что эти дети потом содержат всё общество и тех, у кого нет детей, в старости», — добавил он. О новой системе налогообложения рассказывал в интервью Владимир Путин. Какие темы он ещё затронул — можно почитать здесь.
Он уточнил, что государство планирует среди «целого ряда шагов» одновременно снизить налоги для многодетных семей. При этом Путин отметил, что необходимо «создать такую систему, которую бы мы не меняли, она должна быть стабильной на протяжении как минимум шести лет». А вот кого считать «богатыми» и «сверхбогатыми», предварительно разъяснил первый зампред Комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Щапов.
По его мнению, к такой категории относятся люди, зарабатывающие от 15 и 50 миллионов рублей в год. Чем выше заработок в год, тем больше гражданин платил налог. Так, по закону от 7 декабря 1991 года устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тысяч рублей. При превышении этой суммы налог возрастал: с годовых доходов от 42 до 84 тысяч рублей необходимо было заплатить 5040 руб лей и еще 15 процентов от суммы, превышающей 42 тысячи. Но по факту налоги платили только бюджетники. Зарплаты быстро перекочевали в конверты, то есть платили «в серую». Собираемость налогов была низкой. И зря тогда гуляла реклама «Заплати налоги и спи спокойно», потому что почти никто не платил.
Все кончилось тем, что с 1 января 2001 года в России вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ — 13 процентов для большинства. Как пояснил эксперт, существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, например, полученных от специфических видов деятельности — с крупных денежных призов, дивидендов и так далее.
Первым же тормозящим фактором окажется воздействие на развитие экономики: не- значительная степень налогообложения личных доходов влечёт за собой повышение уровня налогообложения прибыли, что для бизнеса - огромный демотиватор, особенно если речь идёт о той части прибыли, что предназначена к потреблению, а не реинвестированию в производственные проекты или формированию производственных депозитов и накоплений.
Кроме того, плоская шкала налогообложения доходов физических лиц - или даже положение дел при доминировании таковой - не снабжает государство достаточными объёмами денежных средств для проведения не выборочной, а полноценной активной социальной политики и политики государственной финансовой поддержки населения и предпринимательства. Вообще, снисходя до уровня субъективных мнений, можно обнаружить, что единая или минимально дифференцирующаяся ставка НДФЛ в условиях высокого уровня дифференциации доходов как с точки зрения объёмов, так и источников последних и трудозатрат на них, порождает в социуме мнения об отсутствии справедливости в существующей системе распределения и перераспределения средств, и не по причине влияния внешних факторов, а по причине внутренних несовершенств в упомянутой системе. Таким образом, вопрос поддержания высо-го уровня экономической безопасности предприятий становится как никогда актуальным, так как эфективное обеспечение продовольственной составляющей является неотъемлемой частью экономической безопасности страны [Соловьева Н.
Цель проведения данного исследования - рассмотрение и изучение прогрессивной системы налогообложения для дальнейшего внедрения её положений в российские принципы взимания налогов с физических лиц с поправкой на существующие механизмы уклонения от уплаты налогов и гипотетическую социальную реакцию. Теоретическая значимость данной работы состоит прежде всего в углубленном и уточнённом, скорректированном с учётом наблюдаемой российской социально-финансовой ситуации анализе прогрессивной шкалы налогообложения как практически применимой системы уравновеши- вания доходов населения и оздоровления структуры внутренних доходов государства. Методологической основой проводимого исследования можно назвать комплексный синтетический подход, объединяющий различные точки зрения на проблематику прогрессивной системы налогообложения доходов физических лиц.
Собранные материалы позволяют с высокой степенью научно-практической обоснованности рассмотреть и доказать, как позитивистские, так и негативистские точки зрения на поставленную проблему в виде постепенной бесшовной имплементации прогрессивной системы налогообложения в устоявшуюся налоговую структуру государства благодаря всестороннему изучению и критическому анализу различных финансовых имплементационных инстру-ментариев и их теоретических обоснований с разных экономических позиций. В данном исследовании точечно, в зависимости от анализируемого явления, используются следующие методы исследования и аналитики: - ситуативный анализ - применяется для рассмотрения и изучения всех возможных вариантов развития событий в будущем на основе существующих тенденций - в данном случае экономических, финансовых, политических и социальных - и опыта прошлых исследований, в разной степени коррелирующих с оригинальной экономической идеей альтернативной системы налогообложения. Применение данного метода позволяет сократить количе- ство вероятных отклонений от актуальных социально-экономических реалий при попытке практической реализации системы, являющейся предметом исследования.
Использование при дальнейшем составлении гипотетической модели внедрения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц с целью предотвращения вероятных системных деформаций в понимании и использовании формирующейся новой налоговой этики; - теоретический синтез - метод, сводящийся к изучению теоретических положений той или иной идеи и позволяющий выявить не только сам факт её жизнеспособности и реализуемости на практике, но и положительные и отрицательные стороны на уровне теории, чтобы сделать выводы о возможных перспективах её развития и практической функциональности на разных экономических уровнях. Использование при изыскании практического способа внедрения прогрессивной модели налогообложения с целью осуществления её бесшовного инкорпорирования в сформировавшуюся систему налогообложения в условиях как отсутствия, так и присутствия определённых социальных реакции или комментария; - прогностическая аналогия - позволяет построить несколько условных вариантов развития событий в случае исполнения либо неисполнения какого-либо условия внедрения новых налоговых механизмов в существующую систему налогообложения на основании результатов прежних исследований и зарубежного опыта. Используется для построения прогнозов на вариативное будущее, исходя из предположений о наличии или отсутствии общественной и административной реакции на введение прогрессивной системы налогообложения.
Также применяется для ориентирования на отечественный и зарубежный опыт прошлых лет в интересующем вопросе; - научно-методический эволюционизм - применяется для построения исто- рической прямой развития предмета исследования с точки зрения наиболее выдающихся учёных из соответствующих сфер. Позволяет спроецировать экономическое положение дел в тот или иной исторический период на актуальную обстановку. Используется для адекватной оценки прогрессивной шкалы налогообложения с позиций её потенциально позитивных и потенциально негативных качеств и пропорций её использования в глобальных и локальных масштабах; - дедуктивная деструктуризация -применяется для разложения предмета исследования на отдельные элементы в целях оценки влияния каждого отдельно взятого фактора на систему в целом и дальнейшего суммирования отрицательных и положительных масштабов воздействия.
Используется для построения целостных и непротиворечивых моделей сравнения положительных и отрицательных сторон рассматриваемой модели налогообложения в контексте перехода к ней в условиях постепенного снижения влияния пропорциональной налоговой ставки; - исторический апостериоризм от лат. Используется при создании теоретических концепций реализации экономико-финансового механизма, существовавшего в прошлом, в настоящем - с поправкой на современные реалии и исторический опыт его применения. Прогрессивная система налогообложения - исторически спорная тема в экономике, это необходимо признать: в человеческом обществе изначально укоренилось неоднозначное отношение к деньгам, поскольку в них можно было одновременно видеть и удобное платёжное средство, способное, к тому же, эволюционировать и в своей форме, и своём содержании вместе с человеком, и элемент личного обогащение отдельных членов общества, а следовательно - элемент его будущего непропорционального расслоения.
Со временем социум эволюционировал и усложнялся, и вместе с ним усложнялась роль денег, росло их влияние на экономические субъекты. Известный отечественный экономист и исследователь финансовых феноменов И. Майбуров определял сложность восприятия прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц на государственном уровне как споры, носящие прежде всего политический подтекст.
Позиции сторонников систем пропорционального либо прогрессивного налогообложения были непримиримы в значительной степени как раз из-за своей постепенной политизации и - зачастую - социально-экономической ангажированности. Выбор государственного метода налогообложения доходов физлиц и не только в любом случае обречён перейти в плоскость отражения расстановки сил на внутренней политической арене благодаря реализации устремлений того или иного политического, социального либо экономического класса - или просто отдельных «элитных» групп в обществе, способных эффективно лоббировать собственные экономические интересы [Шумяцкий Р. Не был преувеличением тот факт, что проблематика восприятия прогрессивной модели налогообложения уходит своими корнями в начала современной экономики.
Уже тогда были сторонники и противники этого экономического дискурса [Зотиков Н. Сисмонди считал, что богатые ради поддержания стабильного и выгодного для них порядка вещей в государстве, позволяющего им обогащаться всё более и более, вполне способны платить суммы налогов не пропорциональные их имущественному достатку, а даже несколько большие, и это будет достаточно справедливо, так как немалая часть расходов государства совершенно буквально идёт на то, чтобы защищать покой богатых от гнева бедных, раздосадованных тем, насколько велика пропасть между живущими в роскоши и живущими в нищете [Осипова Е. Сам Сисмонди не полагал предложенные изменения радикальными; он называл их «лёгкими модификациями», но де-факто он обосновывал именно систему прогрессивного налогообложения, подразумевающую нарастающие ставки налогов, становясь у её истоков.
В начале XIX века эту же линию рассуждений продолжил другой основоположник модели прогрессивного налогообложения - французский экономист-политэконом Ж. Он в своих работах прямо утверждал, что справедлив только прогрессивный налог - и никакой другой. Великая французская революция только подкрепила их позиции: в это время прогрессивный налог стал господствующим.
Сама историческая ставка, сделанная на прогрессивный налог, оказалась верной - он оказался близок государству, в котором прежняя монархическая система и архаичный социальный строй привели к значительной финансовой нужде. Но несправедливо было бы рассмотреть лишь позиции позитивистов прогрессивной шкалы - оппоненты были и у них, причём весьма именитые. В частности, резко критиковали прогрессивную систему налогообложения А.
Смит и Д. Смит утверждал, что подданные государства должны оказывать ему финансовое содействие пропорционально доходу, который они получают, будучи под его защитой, что подразумевает соответствие суммы уплаченного налога имущественному положению налогоплательщика. Интересно отметить, что данное положение Смита также нашло своё отражение в реальной жизни: в виде принципа справедливости, который проявляется в пропорциональном обложении доходов физических лиц.
Впрочем, здесь же стоит и ого- вориться: Смит в своих суждениях во многом следовал постулатам экономических теорий эпохи первоначального накопления капитала, подразумевавшим наилучшей финансовой стратегией накопление денежных средств без лишних трат, что, в известной степени, повлияло и на его научные выводы, и на их реализацию на практике. Риккардо был в своих критических доводах против прогрессивной модели налогообложения куда более категоричен: он заявлял, что прогрессивная шкала несправедлива в принципе, так как она отвергает основополагающий принцип налогообложения вообще - взимание со всех субъектов экономики одной и той же части дохода или их собственности. По этой причине по Риккардо прогрессивная модель неприемлема как факт.
Однако существует и нюанс: сам Риккардо в других своих работах отстаивал необходимость устранения подоходного налога как такового, и эта позиция не могла не повлиять на его взгляды на прогрессивную шкалу налогообложения.
Такая инициатива была внесена в парламент в начале октября председателем думского комитета по социальной политике Ярославом Ниловым ЛДПР. Законопроект предлагал дифференцированную шкалу налоговых ставок.
Популярное
- Информация ФНС по изменению прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан | ГАРАНТ.РУ
- Лента новостей
- Вернётся ли Россия к прогрессивной схеме налогообложения?
- Кого затронет «донастройка» налоговой системы России / ИА REX
- Похожие новости
Путин: Россия созрела для прогрессивной системы налогообложения
Законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения не нашел поддержки правительства — там считают, что существующая плоская шкала представляет сбалансированный подход. Российское общество в целом созрело для перехода к системе прогрессивного налогообложения, — заявил президент России Владимир Путин. эксперты рассказали «Вечерней Москве», как, возможно, она будет выглядеть в будущем. Экономика - 20 марта 2024 - Новости Перми - Отношение к прогрессивному налогообложению в России. Почему в России действует плоская система налогообложения.
«Пощипать» богатых? В России после выборов задумали повысить налоги
Президент Владимир Путин считает необходимым проработать вопрос о введении прогрессивного налогообложения в России. Госдума и правительство РФ приступили к работе над проектом поправок в законодательство, предполагающих введение прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения действовала в России до 2001 года — от 12% до 30% в зависимости от уровня доходов. Разбираем проект об изменениях в Налоговый кодекс РФ в части введения прогрессивной системы налогообложения НДФЛ | Журнал «Правовая Гарантия». Прогрессивная и пропорциональная система налогообложения также отличаются наличием уровней или классов налогоплательщиков в первом случае. Законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения не нашел поддержки правительства — там считают, что существующая плоская шкала представляет сбалансированный подход.
Снова говорят о повышении НДФЛ. Теперь до 35% и с прогрессивной шкалой
Поэтому нужно существенно увеличивать ставку НДФЛ для граждан с высокими и сверхвысокими доходами. Это, считают инициаторы, смягчит проблему социального неравенства и увеличит доходы мало- и среднеобеспеченных граждан.
Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Предложения о существенном изменении налогового законодательства поступили в правительство в начале этого месяца. В свою очередь максимальный налог в размере 35 процентов предлагалось взимать с людей, чей доход в месяц превышает 8,3 млн рублей. Депутат Госдумы Ярослав Нилов, который является инициатором данного законопроекта, высказывал мнение, что в случае его одобрения налоговые поступления в бюджет России могли бы увеличиться и смягчить актуальную проблему социального неравенства. В Кремле при этом в начале октября отказывались комментировать данную инициативу, ссылаясь на то, что сначала свое заключение должны сделать парламентарии.
Также главой государства были отвергнуты такие пути увеличения доходов пенсионной системы, как продажа части государственного имущества, дополнительное налогообложение нефтяников и энергетиков и более активное использование резервных фондов.
Правительство РФ отклонило проект о прогрессивной шкале налогообложения
Владимир Путин в интервью РИА Новости не только поддержал введение прогрессивной шкалы налогообложения, над которой работает правительство, но и высказал уверенность в том, что как обычные россияне, так и бизнес с пониманием отнесется к этому нововведению. рассказывает, что такое прогрессивная шкала налогообложения и как в будущем будут распределяться налоги. В 2023 году доходы предпринимателей на общей системе налогообложения, а также зарплата и другие доходы «обычных» граждан, облагаются НДФЛ с применением прогрессивной шкалы. Законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения не нашел поддержки правительства — там считают, что существующая плоская шкала представляет сбалансированный подход. Госдума рассмотрит законопроект, который вводит прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физлиц. В Госдуму внесен законопроект о введении в РФ прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физлиц.
С 2024 года НДФЛ по ставке 15% применяется в отношении совокупного дохода
Он подчеркнул важность снижения налогов для многодетных семей и обещал еще ряд шагов в этом направлении. Президент подчеркнул, что общество уже готово к переходу к прогрессивному налогообложению, что отражает изменение в общественном мнении. Путин поручил модернизировать налоговую систему и зафиксировать ее до 2030 года.
Поделиться Путин выступил за прогрессивное налогообложение в России Путин выступил за прогрессивное налогообложение в России Он отметил, что систему прогрессивного налогообложения необходимо выстроить таким образом, чтобы она "давала большую отдачу для решения прежде всего социальных вопросов". По его словам, даже ярые сторонники плоской шкалы налогообложения система, при которой все граждане платят подоходный налог по одной ставке — прим.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения позволит наполнить бюджет России: будет разумно, если люди станут платить повышенные налоги с суммы доходов свыше миллиона рублей и если зарабатывают больше пяти миллионов рублей в год. Варианты, когда люди будут платить повышенные налоги с суммы доходов свыше миллиона рублей, вполне разумные. Приличная сумма, позволяющая вполне спокойно и комфортно жить», — сказал он.
СМИ: в России согласовали пересмотр расчета налога на вклады По словам депутата, сегодня такие обсуждаемые нормы выглядят справедливыми и нужными, а значит, их нужно скорее прописать в законе - возможно, уже этой весной. Во вторник, 12 марта, источники Forbes и Bloomberg сообщили, что кабмин РФ готовится повысить налоги на личные доходы россиян и прибыль компаний. Доход в миллион рублей в год — это порядка 83,3 тысячи рублей в месяц. Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил, что имеет смысл освободить от НДФЛ тех, кто получает доход на уровне МРОТ, а для тех, кто зарабатывает больше пяти миллионов в год, вводить повышенную ставку. Поднимая для одной категории, надо снижать налог для другой. Сейчас же предлагается повысить налог для тех, кто получает миллион рублей в год. То есть это получается меньше 100 тысяч в месяц.
Это средний класс», — сказал он «Парламентской газете».
При установлении минимального порога дохода, который освобождается налогов, сразу возникает вопрос пополнения бюджета, поскольку он в большей степени зависит от налогообложения мало- и среднеобеспеченных слоев населения, подчеркивают авторы. Поэтому нужно существенно увеличивать ставку НДФЛ для граждан с высокими и сверхвысокими доходами.