Депутаты предлагают внести изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым налоговая ставка с доходов физлиц устанавливается от 0% до 35% в зависимости от величины дохода, сообщает ТАСС. Президент России Владимир Путин допустил переход к системе прогрессивного налогообложения. Законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения не нашел поддержки правительства — там считают, что существующая плоская шкала представляет сбалансированный подход. Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект о введении прогрессивной ставки налогов: если вы за год заработали более 5 млн рублей, то подоходный налог повышается с 13 до 15 процентов.
Сенатор: прогрессивная шкала НДФЛ ответит на запрос общества на социальную справедливость
Подоходный налог по-новому — кто и сколько «прогресивно» платить будет — КПРФ Москва | В целом Россия созрела для введения прогрессивной системы налогообложения, сообщил президент Владимир Путин. |
Налог на богачей: как будет работать прогрессивный НДФЛ | Город - 18 марта 2024 - Новости Магнитогорска - |
Правда ли в России может появиться система прогрессивного налогообложения - Толк 13.03.2024 | Экономика - 20 марта 2024 - Новости Уфы - |
Почему в России действует плоская система налогообложения
По данным президента, 20-процентная ставка налога на высокие доходы может дать бюджету порядка 75-120 миллиардов рублей в год, что равносильно затратам на выплату пенсий в течение 6 дней. Также главой государства были отвергнуты такие пути увеличения доходов пенсионной системы, как продажа части государственного имущества, дополнительное налогообложение нефтяников и энергетиков и более активное использование резервных фондов.
Если у вас еще нет доступа к этой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно. Читайте также:.
По мнению Аксакова, должен быть реализован ступенчатый принцип повышения налогообложения и установлено, с какой величины дохода будет уже плоская шкала. Такие цифры назвал депутат, отметив, что они условны. Поборы в бюджет стали откровенно антинародной политикой Да, в законе их могут немного изменить, но принцип понятен. Порог «богатства» будет резко понижен. Также из слов Аксакова ясно, что повышать налоги тем, кто хорошо зарабатывает, будут отнюдь не ради того, чтобы «спонсировать» за счёт дополнительных поступлений беднейшие слои населения.
Отменять для них НДФЛ, как предлагают некоторые эксперты, не станут. То есть планируемая реформа — чисто фискальная мера, призванная пополнить бюджет. Точнее понять параметры предстоящих налоговых новаций можно, взглянув на законопроект, подготовленный партийным боссом Аксакова по «Справедливой России» Сергеем Мироновым в конце февраля. Документ сейчас оценивает кабмин. Как видим, и здесь речь об освобождении бедных от НДФЛ не идёт, хотя порог «богатства» оставлен прежний. Почему депутаты первоочередной задачей видят именно интересы казны, а не «эфемерную» справедливость, понятно. Страна ведёт масштабные боевые действия, которые могут продлиться годы, будущее туманно, и в этих условиях ясные практические цели выглядят более важными и безусловными. Вот победим и переделим всё поровну, пообещает тот или иной чиновник, и спорить с этим в нынешних условиях почти невозможно. Какой эффект дадут повышенные ставки НДФЛ?
Расчёты авторов различных законопроектов последних лет, как правило, давали цифру около 1 трлн рублей. Много это или мало? Сумма налога на доходы физических лиц за прошлый год составила 6,5 трлн рублей. Значит, будут собирать процентов на 15 побольше.
По его мнению, к такой категории относятся люди, зарабатывающие от 15 и 50 миллионов рублей в год. Чем выше заработок в год, тем больше гражданин платил налог. Так, по закону от 7 декабря 1991 года устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тысяч рублей. При превышении этой суммы налог возрастал: с годовых доходов от 42 до 84 тысяч рублей необходимо было заплатить 5040 руб лей и еще 15 процентов от суммы, превышающей 42 тысячи. Но по факту налоги платили только бюджетники. Зарплаты быстро перекочевали в конверты, то есть платили «в серую».
Собираемость налогов была низкой. И зря тогда гуляла реклама «Заплати налоги и спи спокойно», потому что почти никто не платил. Все кончилось тем, что с 1 января 2001 года в России вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ — 13 процентов для большинства. Как пояснил эксперт, существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, например, полученных от специфических видов деятельности — с крупных денежных призов, дивидендов и так далее. Освобождаются от налогообложения госпособия, пенсии, некоторые спортивные призы. Социальная справедливость Сергей Смирнов, доктор экономических наук, заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики считает, что беспокоиться не о чем. Еще в период ковида ввели налог в 15 процентов на доход физлиц свыше 5 миллионов рублей в год, — пояснил эксперт.
Прогрессивная шкала налогообложения — предвыборный ход или время уже пришло?
Конечно, чтобы сказать более определенно, нужно считать, я лишь рассматриваю ситуацию в первом приближении. В любом случае сама по себе прогрессивная шкала — это не зло и не благо. Ключевой вопрос — в дизайне изъятий и дизайне выплат, читай трансфертов. России требуется намного больше адресности социальных выплат, подтягивание уровня доходов наиболее неблагополучных слоев населения и стимулы для внедрения технологий. Чтобы этого достичь, нужно не только менять налоговую систему, но и проводить значительное количество структурных реформ, но сегодня пост не об этом. Вообще, повышение прогрессивности налогообложения в России — это вопрос времени. Каким оно будет — вот ключевая проблема. Григорий Баженов, автор Telegram-канала « Furydrops: блог экономиста » Читайте также.
Для стран с большей степенью прогрессии налога в среднем характерны более дробные шкалы и более крупный средний шаг ставки Источник: EY, расчеты АКРА На рис. Под ненулевой частью шкалы понимаются все ступени доходов, для которых налоговая ставка больше нуля. Таким образом, если минимальная ставка после реформы останется неизменной, начало шкалы в России по мировым меркам будет находиться уже относительно высоко. Помимо различий в степени прогрессии основной шкалы НДФЛ страны мира достаточно сильно отличаются альтернативными шкалами и особенностями регионального налогообложения. Как минимум около десяти стран имеют дифференцированные шкалы подоходного налога в зависимости от семейного положения налогоплательщика учитывается наличие супруга, количество детей и т. Как правило, в таких случаях рост количества иждивенцев и увеличение домохозяйства ведут к снижению налоговой нагрузки на всех или почти на всех ступенях шкалы. В нескольких странах дифференциация ставок также связана с отраслью, которая является источником дохода налогоплательщика например, Азербайджан, Италия. У не менее чем пятнадцати стран мира, помимо налога на уровне центрального бюджета, есть различные региональные налоги с той же или близкой налоговой базой например, у Канады, США, Великобритании. Причем это актуально не только и не настолько для крупных стран с существенной региональной дифференциацией доходов, сколько для стран с сильными традициями федерализма или городского самоуправления. В ряде стран основная часть прогрессии в налоговой системе формируется именно региональными налогами. Рисунок 3. Параметры шкалы НДФЛ Источник: EY, расчеты АКРА В некоторых странах с недавней историей высокой инфляции например, в Колумбии и Венесуэле границы ступеней дохода на шкале налога задаются не в номинальных денежных единицах, а в условных налоговых единицах, которые год от года меняют свое значение в денежном выражении. Такой вариант является одним из возможных для сохранения стабильности налоговых условий: он позволяет адаптировать шкалу к новым условиям, меняя только один параметр. Если границы ступеней не индексируются вслед за инфляцией, налоговая нагрузка в прогрессивной системе автоматически растет, поскольку распределение доходов довольно быстро дрейфует вправо, то есть в зону повышенных ставок4. Впрочем, индексацию границ возможно проводить и напрямую, если они заданы в денежном выражении более детальная информация изложена в разделе «Неочевидные вопросы роста прогрессии налогов». Рассмотрение вопроса об индексации границ происходит раз в год либо чаще в двух третях стран, входящих в ОЭСР5. Порядка половины стран ОЭСР имеют автоматическое не требующее принятия политических решений правило для величины индексации. Различают nominal fiscal drag — рост налоговой нагрузки за счет инфляции, а также real fiscal drag — рост за счет реального увеличения доходов. Соответственно, теоретический рост налога на прибыль может дать дополнительный доход в размере чуть менее 0,2 п. ВВП на каждый процентный пункт прироста налоговой ставки. На данный момент из 20 п. Разумно ожидать, что в таком случае дополнительные процентные пункты ставки скорее будут направляться в федеральный бюджет, на который главным образом лягут дополнительные расходы, анонсированные в послании президента Федеральному Собранию. Оценка бюджетного эффекта роста ставок НДФЛ во многом сводится к корректной оценке распределения населения России по доходам в их налогооблагаемой части. На этом пути существует два основных препятствия: 1. Информация о распределении доходов является довольно приблизительной. Считается, что методика, которую использует Росстат для его оценки, достаточно хорошо отражает реальное распределение для населения с низкими и средними доходами, однако группа с высокими доходами налоги для которой в основном и требуется рассчитать при росте прогрессии за счет правого конца шкалы моделью описана относительно плохо6. Например, за 2022 год, согласно данным Росстата, доходы свыше 5 млн руб. Даже с учетом неполного совпадения термина «доход» в двух источниках информации, существования налоговых вычетов, а также неполного соответствия распределения доходов по налогоплательщикам и по индивидам можно сделать вывод о том, что модельные статистические данные скорее занизят оценку дополнительных налоговых доходов7. Изменения в налоговой системе вступят в силу не ранее 2025 года, а последние данные о распределении доходов относятся к 2023 году, поэтому необходим прогноз распределения доходов не менее чем с двухлетним горизонтом. Верхняя граница оценки эффекта получена на базе данных ФНС России с предположением, что численность налогоплательщиков отличается в верхних доходных группах от данных Росстата в фиксированное число раз, а собираемость налога не меняется. Согласно расчетам Агентства, увеличение ставки НДФЛ на один процентный пункт может принести до 0,15 п. ВВП бюджетных доходов на каждой условной доходной ступени см.
По его словам, общество воспримет это абсолютно нормально. Как отметил Путин, распределение налогового бремени должно быть более справедливым: в общую казну на решение общенациональных задач и прежде всего задач по борьбе с бедностью больше должны отдавать корпорации и люди, которые больше зарабатывают. Кроме того, бизнес требует от властей определиться с налоговой системой, не трогать ее больше и сделать ее стабильной, отметил президент.
Получается, что как раз треть самой необеспеченной категории работников является системообразующей для госдоходов по НДФЛ, а работники с высокими зарплатами все равно особой роли не играют. Это весьма «неожиданный поворот» даже для меня, активно лоббирующего введение «налога для богатых» уже много лет и, к слову сказать, всегда встречающего сопротивление в этом вопросе со стороны регулирующих органов. А оказывается, все достаточно просто: у нас больше «бедных работников», чем «богатых», причем настолько, что, снизив для них налогообложения, мы рискуем получить существенные потери бюджетных доходов. А неожиданность тут прежде всего в том, что практически все страны ЕС, от маленькой Голландии до весьма крупных Франции и Германии, используют именно прогрессивную шкалу налогообложения доходов граждан. Скорее, можно назвать страны — исключения, где не используется прогрессивная шкала НДФЛ. Во всех других европейских государствах с теми или иными отличиями НДФЛ начисляется по прогрессивной шкале.
Налог на богачей: как будет работать прогрессивный НДФЛ
В Госдуму внесен законопроект о введении в РФ прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физлиц. Экономика - 20 марта 2024 - Новости Ярославля - Прогрессивная и пропорциональная система налогообложения также отличаются наличием уровней или классов налогоплательщиков в первом случае. Экономика - 20 марта 2024 - Новости Перми - переход к системе прогрессивного налогообложения в России с учетом того, что налоговое бремя удастся снизить для многодетных семей, заявил президент Российской Федерации Владимир Путин в беседе с журналистом Дмитрием Киселевым для "России 1" и РИА Новости. ФНС рассмотрела инициативу о корректировке прогрессивной шкалы налогообложения и повышении ставки НДФЛ с 15% до 20% для налоговых резидентов, чьи доходы превышают 25 млн руб.
«Много зарабатываешь – плати?»: В Госдуме спорят о повышении НДФЛ для ряда россиян
- Подоходный налог по-новому — кто и сколько «прогресивно» платить будет — КПРФ Москва
- Налогам добавляют прогрессии. О чем говорится в законопроекте об изменении НДФЛ
- В Госдуме рассказали о перспективах введения прогрессивного налогообложения
- Правительство РФ отклонило проект о прогрессивной шкале налогообложения
- Затронет ли налог ИП и самозанятых
- Правительство РФ отклонило проект о прогрессивной шкале налогообложения
Григорий Баженов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения в РФ — вопрос времени
Также он заявлял, что Владимир Путин предложил ввести в России дифференцированную систему налогообложения, так как российская экономика прошла путь деофшоризации. Новая третья ступень прогрессивного налогообложения – ставка НДФЛ 20 процентов. В результате нередко получается, что правильное по сути решение, — а именно так, на мой взгляд, следует оценивать решение о введении в России прогрессивного налогообложения, — оказывается плохо работающим и дискредитированным. Российское общество в целом созрело для перехода к системе прогрессивного налогообложения, — заявил президент России Владимир Путин. эксперты рассказали «Вечерней Москве», как, возможно, она будет выглядеть в будущем. В России могут ввести прогрессивную систему налогообложения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что над её разработкой будут работать депутаты Госдумы и правительство РФ.
Путин объяснил, почему нет смысла повышать налоги для богатых граждан в России
И таким образом нужно построить эту систему, чтобы она действительно давала большую отдачу для решения прежде всего социальных вопросов и задач, стоящих перед государством в этой области. Мы планируем снизить налоговое бремя, допустим, для многодетных семей, еще целый ряд предпринять шагов по этому направлению», — заявил он в интервью Дмитрию Киселеву телеканалу «Россия 1» и РИА Новости. Президент отметил, что даже те, кто был ярыми сторонниками плоской шкалы, сейчас считают, что в целом Россия созрела для избирательного налогообложения. Читайте также «Мне кажется, что общество воспримет это абсолютно нормально.
Первое, а второе, сам бизнес. От нас чего просят? Просят, чтобы мы определились с системой налогообложения, но не трогали ее больше, чтобы она была стабильной.
Вот это самая главная просьба и требование со стороны бизнеса», — пояснил Путин. По его словам, этим правительство должно заняться в самое ближайшее время и вместе с депутатами Государственной думы представить предложения, отметил президент. Интересно выходит.
Но ведь сам Путин ранее на протяжении многих лет, как мантру повторял, что Россия к прогрессивной шкале «не готова». Так, например, шесть лет назад в ходе телеобращения к гражданам по поводу пенсионной реформы президент отметил, что при ее подготовке правительство тщательно анализировало возможность введения прогрессивной шкалы для получения дополнительных доходов, но, по его словам, «оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают». Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом», — заявил он тогда.
Понятно, что мера вынужденная, это было в разгар кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Но ведь и сейчас ситуация чрезвычайная. Впрочем, Россия шла к этому не один год.
В 2021-м году Путин снова обсудил тему на встрече с лидерами партий, прошедших в Государственную Думу по итогам сентябрьских выборов, подчеркнув, что обсуждение прогрессивной шкалы налогов не должно вести к советской «уравниловке». Это первое. И второе — чтобы это не привело к советской уравниловке, из которой, как известно, ничего хорошего, к сожалению, не получилось», — сказал Путин, добавив, что разница в доходах между богатыми и бедными в России является проблемой, и она решается разными способами.
В ходе послания Федеральному собранию в прошлом месяце Путин поручил модернизировать налоговую систему и зафиксировать ее в новом виде до 2030 года. В частности, он предложил подумать над увеличением налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами. Одновременно с этим он предложил снизить нагрузку на семьи, в том числе за счет тех вычетов, о которых было сказано в послании.
Так что едва ли действующий вариант прогрессивной шкалы можно назвать существенной подмогой бюджету России. С другой стороны, если посмотреть на бюджеты российских регионов на 2024 год по доходам, эти самые 159,5 млрд превышают все запланированные годовые доходы более чем в 50 субъектах федерации. Во всех других регионах оба показателя еще ниже. Без радикального пересмотра существующей шкалы НДФЛ добиться этого нереально. Увеличивать поступления от подоходного налога в казну можно двумя способами: повышать реальные официальные доходы работающих россиян или ставку налога.
Логика «богатые должны платить более высокий подоходный налог, чем бедные», несомненно, по душе подавляющему большинству россиян.
Кроме того, облагаются налогом доходы по дивидендам от вкладов свыше 1 млн руб. Вместе с тем, чем меньше финансовый интерес, тем больше инициативы населения по уходу в тень. Мы прекрасно помним, как в девяностые годы это происходило». В Кремле, в свою очередь, заявили, что обсуждать этот вопрос преждевременно до тех пор, пока сами депутаты не проведут дискуссии.
Также по теме Больше, чем ожидалось: российский бизнес уплатил в бюджет свыше 300 млрд рублей в виде налога на сверхприбыль Крупные компании России перечислили в бюджет почти 319 млрд рублей в виде налога на сверхприбыль. Правительство обязало бизнес сделать... На тот момент подоходный налог не был значимым инструментом фискальной политики, поэтому было решено установить пропорциональную шкалу», — рассказала RT доцент кафедры статистики РЭУ им.
Плеханова Ольга Лебединская. Между тем с 2021 года по предложению Владимира Путина в системе налогообложения вновь появился элемент прогрессии. Причём увеличенным налогом облагаются не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн рублей.
С учётом озвученных президентом инициатив количество градаций в этой шкале может увеличиться как минимум на одну. Таким мнением в разговоре с RT поделилась член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. У нас таких граждан достаточно.
Однако это лишь один из вариантов.
Налогам добавляют прогрессии. О чем говорится в законопроекте об изменении НДФЛ
Но в российской практике превалирует бухгалтерско-фискальный подход: мы не против устранения несправедливости и неравенства, главное, чтобы не было выпадающих доходов бюджета. В 2023 году доходы предпринимателей на общей системе налогообложения, а также зарплата и другие доходы «обычных» граждан, облагаются НДФЛ с применением прогрессивной шкалы. При формировании системы прогрессивного налогообложения в России нижний порог для взимания повышенного налога на доход физических лиц, вероятно. Президент РФ Владимир Путин допустил переход к «более справедливой» системе прогрессивного налогообложения в России. Об этом он заявил в интервью журналисту Дмитрию Киселеву для телеканала «Россия 1» и РИА Новости. Он отметил, что общество готово к переходу к прогрессивной системе налогообложения, а бизнес ждет ясности в налоговой политике. Путин призвал правительство и депутатов начать работать над вопросом прогрессивного налогообложения в ближайшее время.
Снова говорят о повышении НДФЛ. Теперь до 35% и с прогрессивной шкалой
Почему в России не будет «налога для богатых»: переход на прогрессивную шкалу НДФЛ признан нецелесообразным. В интервью гендиректору медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву 13 марта глава государства подтвердил: в нашей стране вскоре может появиться прогрессивная система налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения, существовавшая в России до 2001 года, считалась одной из причин того, что россияне почти не платили налоги со своих доходов.