Как заявил РИА Новости источник в судостроительной отрасли, российские УДК проекта 23900 «Прибой», которые станут аналогами французских «Мистралей». В июне 2024 года "Севмаш" планирует передать комплект подшипников для первого российского универсального десантного корабля проекта 23900 "Иван Рогов", строящегося на заводе имени. Главной причиной появления пр. 23900 следует считать отказ Франции передавать два готовых УДК.
Дорастет ли «Прибой» до «Шторма»
- Содержание
- Заложенные УДК проекта 23900 стали стремительно расти
- Как модифицированные Ка-52КМ усилят новые вертолётоносцы ВМФ России
- Поделиться
Новости судостроения. Облик универсального десантного корабля проекта 23900 для ВМФ России
Для Кремля создание универсальных десантных кораблей имеет большое значение не только с точки зрения обновления флота, но и для пропаганды возможностей создавать корабли такого класса собственными силами. Специально с этой целью тиражируется мнение, что даже СССР не имел в своем составе аналогичных кораблей. Они предназначались, в первую очередь, для противолодочных задач и не имели значительных десантных возможностей. Да и строились они, как и единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», в Николаеве. В то же время «главную скрипку» в морском десантировании в СССР «играли» десантные корабли проекта 775, которые производились в Польше и сейчас находятся в составе флотов РФ, а также уже утилизированные корабли проекта 1174 «Носорог», который появился в ответ на американские корабли типа Tarawa. Последний, который строился еще в 70-х годах, все же можно было отнести к универсальным десантным кораблям. Советский «Носорог» имел на борту до четырех вертолетов, оснащался док-камерой и принимал на борт до пятисот морпехов и до восьмидесяти единиц бронетехники. Возможности «Прибоя» Во время боевых операций универсальные десантные корабли предназначались для выполнения так называемого вертикального маневра, который обеспечивается одновременной высадкой морпехов с тяжелым вооружением на берег с десантных катеров и «легких сил» в тылу противника с вертолетов.
В то же время вертолеты обеспечивают и огневую поддержку морской пехоты. Предполагается, что габариты нового универсального десантного корабля «Прибой» позволяют разместить, в разных пропорциях — до двух батальонов морской пехоты девятьсот бойцов, на короткое время и до семидесяти пяти единиц бронетехники, а также шести десантных катеров проекта 11770 и 02510. Авиационная группа корабля оценивается в двадцать вертолетов разных типов: ударных Ка-52К, противолодочных Ка-27 и транспортных Ка-29, каждый из которых обеспечивает десантирование до шестнадцати бойцов. Для десантирования на берег возможно использование до шести катеров проекта 11770, которые обеспечивают высадку до девяносто двух бойцов или до двух единиц БМП или БТР. Таким образом, универсальный десантный корабль проекта «Прибой» может в первой волне высадить на берег более пятисот пятидесяти морпехов. А, учитывая ориентировочное распределение машин в авиакрыле 10 транспортных Ка-29, 2 — противолодочных Ка-27 и 8 — ударных Ка-52К , еще около ста шестидесяти морских пехотинцев с вертолетов в тылу.
Стоимость создания двух вертолетоносцев оценивается в 1,4 миллиарда долларов, а сроки изготовления продлятся до 2027 года. Стоит отметить, что судостроительный завод «Залив» никогда не строил боевые корабли с большим водоизмещением. Во времена СССР он создавал сторожевые корабли фрегаты , но также стоит подчеркнуть, что в 70-х годах предприятие занималось строительством супер-танкеров и даже спустило на воду единственный в своем классе атомный ледокольний лихтеровоз специализированное судно для перевозки грузов — прим. Для Кремля создание универсальных десантных кораблей имеет большое значение не только с точки зрения обновления флота, но и для пропаганды возможностей создавать корабли такого класса собственными силами. Специально с этой целью тиражируется мнение, что даже СССР не имел в своем составе аналогичных кораблей. Они предназначались, в первую очередь, для противолодочных задач и не имели значительных десантных возможностей. Да и строились они, как и единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», в Николаеве. В то же время «главную скрипку» в морском десантировании в СССР «играли» десантные корабли проекта 775, которые производились в Польше и сейчас находятся в составе флотов РФ, а также уже утилизированные корабли проекта 1174 «Носорог», который появился в ответ на американские корабли типа Tarawa. Последний, который строился еще в 70-х годах, все же можно было отнести к универсальным десантным кораблям. Советский «Носорог» имел на борту до четырех вертолетов, оснащался док-камерой и принимал на борт до пятисот морпехов и до восьмидесяти единиц бронетехники. Возможности «Прибоя» Во время боевых операций универсальные десантные корабли предназначались для выполнения так называемого вертикального маневра, который обеспечивается одновременной высадкой морпехов с тяжелым вооружением на берег с десантных катеров и «легких сил» в тылу противника с вертолетов. В то же время вертолеты обеспечивают и огневую поддержку морской пехоты. Предполагается, что габариты нового универсального десантного корабля «Прибой» позволяют разместить, в разных пропорциях — до двух батальонов морской пехоты девятьсот бойцов, на короткое время и до семидесяти пяти единиц бронетехники, а также шести десантных катеров проекта 11770 и 02510. Авиационная группа корабля оценивается в двадцать вертолетов разных типов: ударных Ка-52К, противолодочных Ка-27 и транспортных Ка-29, каждый из которых обеспечивает десантирование до шестнадцати бойцов.
Их заложили на судостроительном заводе «Залив» 20 июля 2020 года. Передать «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко» флоту планируют в 2028 и 2029 годах соответственно. Организатором мероприятия выступает Министерство промышленности и торговли РФ. Экспозиция предприятий кораблестроительной и судостроительной отраслей собрала более 250 ведущих российских и иностранных участников.
Сделано это было для того, чтобы УДК смогли нести новые виды авиационной техники и выполнять задачи по управлению вооружёнными силами. Так же о получении "дополнительных возможностей" у этих кораблей говорил сам Владимир Путин. Всё это наталкивает на мысль, что на корабле будут базироваться не только ударные беспилотники самолётного типа "Охотник" о чём уже заявлялось , но и самолёты вертикальной посадки и укороченного взлёта. А значит это не только УДК, но уже и лёгкие авианосцы! Обстановка на заводе "Залив" в Керчи в июне 2022 г. Строительство кораблей пр. Вишенкой на торте является то, что данные спутниковые снимки датируются июнем 2022 года. То есть запечатлено состояние корабля ровно год назад! А это значит, что к сегодняшнему дню он "подрос" ещё больше. Так же можно рассмотреть какие единицы строил завод в прошлом году.
23900: грустный праздник
На них будет установлено всё необходимое оборудование для боевого управления группировками — морскими, наземными и воздушными. Вертолетоносцы оборудуют сверхдальними системами связи, АСУ и другим штабным оборудованием. На борту УДК смонтируют специальные кабины с компьютерными терминалами и рабочими местами. Ракетчики уже тренируются поражать морские и прибрежные цели Не вертолетом единым УДК таких размеров сможет нести разнообразную авиагруппу из пилотируемых и беспилотных аппаратов.
Ожидается, что ее основу составят 15—20 морских вертолетов. Специально для подобных кораблей был разработан вертолет огневой поддержки Ка-52К «Катран». По сравнению с сухопутным вариантом на нем улучшили антикоррозионную обработку фюзеляжа и двигателя.
Лопасти и плоскости сделаны складными, чтобы обеспечить базирование во внутреннем ангаре. Шасси усилено, чтобы выдерживать посадку на палубу в условиях качки. Двухместная боевая машина может применять большой арсенал неуправляемого оружия и противотанковые ракеты «Вихрь-1» с дальностью 10 км.
В перспективе возможно ее оснащение и более мощными управляемыми боеприпасами, которые уже испытываются на его сухопутных аппаратах. Тяжелые беспилотники будут действовать сообща, чтобы обнаружить и поразить субмарины Для переброски на берег морской пехоты в составе авиагруппы применят транспортно-боевые Ка-29. Каждый из них может перевезти до 16 военнослужащих с полной экипировкой.
Они способны обнаруживать воздушные и наземные цели за сотни километров от корабля и вовремя предупреждать об их приближении.
Можно, конечно, наладить производство и отечественных комплектующих. Серия Д49 когда-то была полностью родной, советской. Но возьмем в руки калькулятор и посчитаем.
Дизель с отечественными комплектующими выдает такую же мощность уже при 20 цилиндрах и сложном двухступенчатом наддуве, а у 16-цилиндрового мощность будет 4000 л. Таким образом, существующая технология производства комплектующих существенно отразится на тактико-технических характеристиках корветов. Казалось бы, какая разница, будет у него 16-цилиндровый или 20-цилиндровый двигатель. Ведь «плавает» же!
Да, но предназначение корветов в том числе — участвовать в составе корабельных поисково-ударных групп в обеспечении развертывания РПКСН и защищать их от противолодочных подводных лодок противника в ближней морской зоне. Они должны находиться в готовности к экстренным выходам в море на усиление противолодочных сил, патрулировать в ближней морской зоне маршруты развертывания РПКСН, контролировать проходы в узкостях. Для этого на корветах есть две гидроакустические станции, противолодочный вертолет, торпеды и антиторпеды, а на корвете проекта 20385 — еще и противолодочные ракеты. Но все эти достоинства перечеркнуты одним изъяном в главной энергетической установке.
Это все равно, как поставить на «Мерседес» двигатель от «Запорожца» — и вы уже не получите удовольствия от езды. Через шесть лет после начала строительства головного корвета проекта 20385 в Главкомате ВМФ пришли к выводу, что такой корабль флоту не нужен. С введением санкций в отношении Российской Федерации поставка оборудования иностранного производства оказалась невозможной. К счастью, в этот раз выход был найден, строительство корветов проекта 20385 было продолжено, и в 2021 году заложили третий корпус, правда, уже на другом заводе.
Видимо, частное решение по импортозамещению все-таки было найдено. Лучше поздно, чем никогда Импортозамещение в энергетике — это только одна из проблем. Но есть и другие. Специальная военная операция на Украине показала, что не все то золото, что блестит.
Первые патрульные корабли проекта 22160 с модульной концепцией вооружения, оказавшись в реальной боевой обстановке, не оправдали больших ожиданий. Как сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, заказчик намерен отказаться от дополнительных шести кораблей проекта 22160 ввиду несоответствия их тактико-технических характеристик боевым условиям эксплуатации. Моряков не устраивают недостаточная мореходность, легкое бронирование и уязвимость силовых установок, а также слабое противовоздушное вооружение. Есть вопросы к конструкторам и по другим системам.
Почему, например, неэффективной оказалась система орошения артиллерийских погребов на корабле одного проекта? Как усилить защиту главной энергетической установки на корабле другого проекта? Вопросов много, но ответ, наверное, один: без отечественных технологий исполнителей штормит так, что берегов не увидать. Это естественное состояние, если в оборонной сфере полагаться на помощь вероятного противника.
За наивную беспечность или просто глупость одних сейчас расплачиваются другие. В Главном штабе ВМФ и в кораблестроительной отрасли вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами продолжают искать выход из сложной ситуации. Но, судя по всему, этот поиск ни к чему существенному пока не приводит.
Но пока нет полной уверенности, как должна выглядеть новая система. Хотя опыт показывает, что они идут верным путем. Тем же путем идет и Россия. Роботизированные системы должны будут обеспечивать противоминную, противолодочную защиту, вести разведку и радиоэлектронную борьбу. В перспективе, пока будут строиться корабли проекта 23900, станут появляться новые технологии, так что надо быть готовыми модернизироваться на ходу.
На них будет установлено всё необходимое оборудование для боевого управления группировками — морскими, наземными и воздушными. Вертолетоносцы оборудуют сверхдальними системами связи, АСУ и другим штабным оборудованием. На борту УДК смонтируют специальные кабины с компьютерными терминалами и рабочими местами. Ракетчики уже тренируются поражать морские и прибрежные цели Не вертолетом единым УДК таких размеров сможет нести разнообразную авиагруппу из пилотируемых и беспилотных аппаратов. Ожидается, что ее основу составят 15—20 морских вертолетов. Специально для подобных кораблей был разработан вертолет огневой поддержки Ка-52К «Катран». По сравнению с сухопутным вариантом на нем улучшили антикоррозионную обработку фюзеляжа и двигателя. Лопасти и плоскости сделаны складными, чтобы обеспечить базирование во внутреннем ангаре.
Шасси усилено, чтобы выдерживать посадку на палубу в условиях качки.
Разработкой деталей для строящихся на керченском заводе «Залив» УДК занималось проектно-конструкторское бюро Севмаша. Подшипники будут изготовлены на предприятии. Первый комплект планируется поставить на крымскую верфь в июле 2023 года, второй — в 2024 году. На разработку было отведено три месяца. В комплект входит четыре дейдвудных подшипника, два главных упорных и пятнадцать опорных.
Как модифицированные Ка-52КМ усилят новые вертолётоносцы ВМФ России
- Реакция за три часа. Зачем в Крыму строят "русские "Мистрали"
- Облик универсального десантного корабля проекта 23900
- Летом "Севмаш" поставит подшипники для головного вертолетоносца проекта 23900
- Названы первые характеристики российских аналогов «Мистралей» - | Новости
- "Мистраль" раздора
В Крыму заложили корабли, которые заменят «Мистрали»
При этом символично, что строящиеся на крымском «Заливе» универсальные десантные корабли проекта 23900 разработаны в качестве альтернативы французским «Мистралям». Новейшие российские корабли проекта 23900 "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" должны стать полноценной заменой старым БДК (большим десантным кораблям), которые последние. К моменту сдачи первых российских вертолётоносцев проекта 23900 в РФ будут созданы модернизированные корабельные вертолёты Ка-52КМ. Об этом в интервью РИА Новости. спецоперация россии по защите донбасса: последние новости. Новейшие российские корабли-доки проекта 23900, которые по сути являются аналогами французских «Мистралей», смогут. Ранее, при репосте новости о начале формирования корпусов двух УДК проекта 23900 был обещан комментарий.
УДК проект 23900
Форумы» Форумы Авиабазы» Флот» Морской» Универсальные десантные корабли проекта 23900. Изображение универсального десантного корабля проекта 23900, опубликованное после закладки в Керчи в 2020 году. УДК проекта 23900 Ранее сообщалось, что УДК проекта 23900 будут адаптированы для базирования ударных и разведывательных беспилотных летательных аппаратов. Отличие УДК проекта 23900 от других кораблей аналогичного класса — интегрированный пункт управления БЛА. Изображение универсального десантного корабля проекта 23900, опубликованное после закладки в Керчи в 2020 году.
Новый российский авианосец: Проект «Прибой» в Керчи на глазах перерастает в легкий «Шторм»
В Советском Союзе было четыре судостроительных завода, на которых строили корабли повышенной сложности. На Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге построены все атомные ледоколы страны кроме «Таймыра» и «Вайгача». На Севмаше в Северодвинске — все атомные подводные лодки с баллистическими ракетами и большинство атомных лодок с крылатыми ракетами и атомных торпедных подводных лодок. На Черноморском судостроительном заводе в Николаеве ныне Украина построены все авианесущие корабли Советского Союза. Но был ещё и четвертый судостроительный завод — «Залив» в городе Керчь. На этом заводе есть сухой док длиной 300 метров, что позволило построить на «Заливе» серию первых советских супертанкеров типа «Крым» проекта 1511, водоизмещением 180 000 тонн.
Там же на «Заливе» был построен атомный лихтеровоз «Севморпуть». Правда, за украинский период завод оказался в запустении, но сейчас активно восстанавливается. Эти название носили два больших десантных корабля океанской зоны проекта 1174 шифр «Носорог». Такая постановка вопроса имеет право на существование. Разработка проекта любого военного корабля, особенно авианесущего, дело сложное и долгое.
После утверждения проекта кардинально изменять тактико-технические данные корабля крайне нежелательно, так как это влечет за собой создание фактически нового проекта. Источники сообщили, что корабли будут нести 10 вертолетов различных классов и иметь доковую камеру для десантных катеров. При объявленном водоизмещении в 15 000 тонн количество вертолетов не вызывало вопросов. В январе 2020 года — через 6 месяцев — Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов уже заявил, что водоизмещение «Прибоев» будет более 20 000 тонн, и что по своим характеристикам они будут превосходить французские «Мистрали». В июле 2020 года состоялась закладка двух кораблей, за которой наблюдал Президент России.
Можно предположить, что закладывали корабли водоизмещением 20 000 тонн. Но вот что удивительно — 14 августа 2020 года, всё тот же ТАСС, ссылаясь на неназванного источника, передал — «Тактико-технические характеристики кораблей заметно изменились в ходе проектирования. Их водоизмещение выросло до более чем 30 000 тонн». То есть увеличилось от заявленного в полтора раза. Еще раз подчеркнем — проект современного военного корабля — сложнейший документ, связывающий воедино тысячи параметров — мощность генераторов для обеспечения энергией всех потребителей корабля, сложнейшие схемы трубопроводов, силовых и информационных кабелей, сотни километров труб и кабелей различного назначения и многое другое.
Один пример. При проектировании корабля в так называемые кабель-трассы закладываются все необходимые кабели. Военный корабль разделен переборками на водонепроницаемые отсеки. При пересечении кабель-трассой переборки, она герметизируется, чтобы обеспечить водонепроницаемость отсека. После этого вложить хотя бы еще один кабель уже невозможно.
Конечно, в кабель-трассу закладывается несколько резервных кабелей, но при постоянных изменениях в проект это уже не поможет. Модель УДК проекта 23900 фото: Андрей Максимов По теме Китай предложил Венесуэле стать участником проекта Международной научной лунной станции МИД Венесуэлы сообщил о получении приглашения поучаствовать в китайском космическом проекте. Венесуэла стала первой страной, получившей такое предложение. Одновременно, по сообщению ТАСС, количество вертолетов увеличилось до 16. В состав авиакрыла заявлены некие ударные и разведывательные беспилотники, которые пока не разработаны.
Проект между тем продолжал стремительно расти.
ТАСС не располагает официальной информацией на этот счет. Они способны нести группировку тяжелых вертолетов различного назначения, перевозить от нескольких сотен до тысячи и более морских пехотинцев. Они оснащены доком для катеров, обеспечивающих высадку десанта, перевозят бронетехнику.
Их заложили на судостроительном заводе «Залив» 20 июля 2020 года.
Представленная в экспозиции Международного военно-технического форума "Армия-2022" модель строящегося для ВМФ России универсального десантного корабля проекта 23900 разработки АО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро". Кубинка, 15.
Потому что как следует из приведенной выше удивительной хроники в момент закладки «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко» подразумевалось, что при спуске на воду первого по плану - в 2025-м, второго — в 2027 году они окажутся ровно вдвое меньше, чем уже сегодня видится военному ведомству. И совершенно непонятно, что нам предстоит увидеть в действительности, если усовершенствования проекта и дальше пойдут такими же темпами? Вообще-то наш флот и кораблестроители столь же извилистым и страшно затратным путем уже проходили совсем недавно. Имею в виду почти скандальную историю со строительством на калининградском заводе «Янтарь» головного большого десантного корабля БДК первого ранга «Иван Грен» проект 11711. Если кто не в курсе: проектирование кораблей этой серии началось еще в СССР.
Причем, Невскому проектно-конструкторскому бюро вначале был заказан корабль сравнительно скромного размера, способный совершать переходы с флота на флот по нашим внутренним водным путям. Потом ВМФ плюнул на эту свою идею. И еще на этапе проектирования круто изменил задачу кораблестроителей. Теперь адмиралам понадобился крупный боевой корабль, который бы ни в одну российскую реку не влез. Зато способный перевозить и высаживать на берег по усиленному батальону морской пехоты. В дальнейшем заказчик вносил и другие изменения столь же принципиального характера. Все это привело к тому, что «Иван Грен» оказался рекордным долгостроем для флота. Заложенный на «Янтаре» в 2004 году, он с горем пополам был введен в состав Северного флота лишь летом 2018-го.
И есть подозрения — с серьезными недоделками. Во всяком случае, в условиях острейшего недостатка у России других десантных кораблей для обеспечения нашей группировки, воюющей в Сирии, за минувшие два с половиной года до Средиземного моря этот «новобранец» из Заполярья пока так ни разу и не добрался. Очень похоже, что и с перспективными УДК сейчас у нас происходит то же самое. Ведь что такое увеличение их водоизмещения в процессе строительства, как минимум, вдвое? Для этого заводу требуется не только дополнительное «железо». Меняется все — важнейшие тактико-технические характеристики, потребная мощность двигательных установок, запасы корабельного и авиационного топлива, мореходные качества, условия обитаемости экипажа, авиакрыла и десанта. Иными словами — фактически в считанные месяцы буквально на коленке конструкторам требуется выдать практически новый проект корабля. Читайте также Гендерное безумие Америки, против которого выступает Трамп В США демократы готовят гендерную революцию Вряд ли это возможно без серьезных погрешностей в расчетах.
Которые, в таком случае, еще не раз наверняка «вылезут» на испытаниях и в процессе эксплуатации. За примером ходить недалеко. Вот Североморск, где застыл у причала «Иван Грен». Что и почему, как представляется, происходит на стапелях с «Иваном Роговым» и «Митрофаном Москаленко»? Полагаю, дело в том, что у военных так и не сложилось единого мнения: зачем вообще России сегодня такие УДК?
Поделиться
- Таинственный российский вертолётоносец Проекта 23900 - Альтернативная История
- Корабли прошлого века строить не будем
- Названы первые характеристики российских аналогов «Мистралей» - | Новости
- Лента новостей
Новый российский авианосец: Проект «Прибой» в Керчи на глазах перерастает в легкий «Шторм»
Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram. Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.
Дизель с отечественными комплектующими выдает такую же мощность уже при 20 цилиндрах и сложном двухступенчатом наддуве, а у 16-цилиндрового мощность будет 4000 л. Таким образом, существующая технология производства комплектующих существенно отразится на тактико-технических характеристиках корветов. Казалось бы, какая разница, будет у него 16-цилиндровый или 20-цилиндровый двигатель. Ведь «плавает» же! Да, но предназначение корветов в том числе — участвовать в составе корабельных поисково-ударных групп в обеспечении развертывания РПКСН и защищать их от противолодочных подводных лодок противника в ближней морской зоне. Они должны находиться в готовности к экстренным выходам в море на усиление противолодочных сил, патрулировать в ближней морской зоне маршруты развертывания РПКСН, контролировать проходы в узкостях. Для этого на корветах есть две гидроакустические станции, противолодочный вертолет, торпеды и антиторпеды, а на корвете проекта 20385 — еще и противолодочные ракеты.
Но все эти достоинства перечеркнуты одним изъяном в главной энергетической установке. Это все равно, как поставить на «Мерседес» двигатель от «Запорожца» — и вы уже не получите удовольствия от езды. Через шесть лет после начала строительства головного корвета проекта 20385 в Главкомате ВМФ пришли к выводу, что такой корабль флоту не нужен. С введением санкций в отношении Российской Федерации поставка оборудования иностранного производства оказалась невозможной. К счастью, в этот раз выход был найден, строительство корветов проекта 20385 было продолжено, и в 2021 году заложили третий корпус, правда, уже на другом заводе. Видимо, частное решение по импортозамещению все-таки было найдено. Лучше поздно, чем никогда Импортозамещение в энергетике — это только одна из проблем. Но есть и другие. Специальная военная операция на Украине показала, что не все то золото, что блестит. Первые патрульные корабли проекта 22160 с модульной концепцией вооружения, оказавшись в реальной боевой обстановке, не оправдали больших ожиданий.
Как сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, заказчик намерен отказаться от дополнительных шести кораблей проекта 22160 ввиду несоответствия их тактико-технических характеристик боевым условиям эксплуатации. Моряков не устраивают недостаточная мореходность, легкое бронирование и уязвимость силовых установок, а также слабое противовоздушное вооружение. Есть вопросы к конструкторам и по другим системам. Почему, например, неэффективной оказалась система орошения артиллерийских погребов на корабле одного проекта? Как усилить защиту главной энергетической установки на корабле другого проекта? Вопросов много, но ответ, наверное, один: без отечественных технологий исполнителей штормит так, что берегов не увидать. Это естественное состояние, если в оборонной сфере полагаться на помощь вероятного противника. За наивную беспечность или просто глупость одних сейчас расплачиваются другие. В Главном штабе ВМФ и в кораблестроительной отрасли вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами продолжают искать выход из сложной ситуации. Но, судя по всему, этот поиск ни к чему существенному пока не приводит.
В разговоре о растущих издержках и новых заказах глава ОСК Алексей Рахманов заявил в декабре прошлого года: «Еще один фактор — перенос ряда заданий гособоронзаказа вправо с учетом либо объективных обстоятельств, либо просто пожеланий заказчика по выполнению дополнительных работ». Это значит, что существующая практика прогнозирования объемов производства на среднесрочную и долгосрочную перспективу не обеспечивает достаточной точности планирования в кораблестроении. В таких условиях никто не возьмет на себя ответственность определить сроки закладки новых больших кораблей океанской зоны.
Это самые крупнотоннажные и многофункциональные авианесущие боевые корабли для ВМФ РФ, которые были заложены на заводе «Залив» в Керчи 20 июля 2020 года. Однако с тех пор по данному проекту нет никакой конкретной информации, кроме нарисованной на компьютере картинки и пластмассового макета, продемонстрированного на выставке несколько лет назад. И вот, наконец, появилась некая конкретика, но от этого вопросов стало только больше. Как и зачем строят УДК Прежде всего, надо сказать несколько слов о том, зачем вообще нужны универсальные десантные корабли. Потребность в них возникла во время Вьетнамской войны, когда американским агрессорам надо было высаживать морские десанты на побережье, активно обороняемом вьетнамскими патриотами. Чтобы избежать поражения ствольной артиллерией, высадку приходилось осуществлять загоризонтным способом, находясь на расстоянии до 30 километров от берега.
При этом нужно было обеспечивать воздушное прикрытие и воздушный десант при помощи вертолетов, а также — общее командование всеми задействованными в операции силами. В итоге получился крупнотоннажный корабль с прямой палубой, способный перевозить морскую пехоту, бронетехнику, вертолеты, ударные и транспортные, а также служить штабом. Первым универсальным десантным кораблем был УДК «Тарава» с полным водоизмещением почти в 40 тысяч тонн, несущий, помимо экипажа, 1903 морпеха, бронетехнику, а также авиакрыло, представленное 16 вертолётами CH-46, 6 вертолётами CH-53 и 4 вертолётами UH-1N. Всего в серии было построено 5 таких кораблей.
Вместо «Мистраля» Разработка в России собственного универсального десантного корабля тесно связана с отказом Франции продать России известный «Мистраль».
В 2011 году Кремль разместил заказ на приобретение двух французских кораблей с условием изготовления в России еще двух аналогов согласно лицензии с передачей технологий. Общая сумма договора оценивалась в 1,2 миллиарда евро. Первые два корабля планировалось разместить на Тихоокеанском флоте. Однако, агрессия России против Украины и введение санкций в 2015 году обусловило расторжение договора, а в следующем году оба «Мистраля» были куплены Египтом. В то же время Кремль инициировал разработку собственного вертолетоносца, который впоследствии превратился в проект 23900, также известный под грифом «Прибой».
Через постоянные доработки проекта, который впервые был продемонстрирован в 2015 году, точные характеристики корабля сейчас не известны. Считается, что новый универсальный десантный корабль будет иметь водоизмещение 25 тысяч тонн, а длину около 220 метров. То есть проект 23900 будет больше, чем «Мистраль» 22 тысяч тонн, 199 метров. Стоимость создания двух вертолетоносцев оценивается в 1,4 миллиарда долларов, а сроки изготовления продлятся до 2027 года. Стоит отметить, что судостроительный завод «Залив» никогда не строил боевые корабли с большим водоизмещением.
Во времена СССР он создавал сторожевые корабли фрегаты , но также стоит подчеркнуть, что в 70-х годах предприятие занималось строительством супер-танкеров и даже спустило на воду единственный в своем классе атомный ледокольний лихтеровоз специализированное судно для перевозки грузов — прим. Для Кремля создание универсальных десантных кораблей имеет большое значение не только с точки зрения обновления флота, но и для пропаганды возможностей создавать корабли такого класса собственными силами. Специально с этой целью тиражируется мнение, что даже СССР не имел в своем составе аналогичных кораблей.
Один из УДК проекта 23900 станет флагманом Черноморского флота России
Пока продукция для первого корабля проекта находится в процессе производства, подготовлена программа испытаний, разработанная проектно-конструкторским бюро "Севмаша". В испытательной лаборатории предприятия будет собран валопровод и вместе с подшипниками поставлен на стенд, передает ТАСС. Российские вертолетоносцы строятся по проекту 23900, разработанному Зеленодольским ПКБ.
Он прямо заявил: «Эти корабли будут, так как они предусмотрены программой кораблестроения и будут построены во втором этапе реализации этой программы, после 2020 г. Тогда, два года назад, адмирал отметил, что после расторжения контракта с Францией Россия получила на абсолютно законных основаниях «чертежи, рекомендации и технологии для строительства».
То есть ни о каком плагиате речь даже отдалённо не идёт. С французским опытом российские инженеры ознакомились юридически легально. Французские же специалисты, с которыми удалось переговорить автору, вполне признавали, что россияне получили от коллег из Бреста разработки в области сетецентрического управления операциями. Такого программного обеспечения, по мнению натовцев, у россиян раньше не было.
Впрочем, это предположение целиком на их совести. В общей оценке необходимости создания собственных оригинальных УДК с адмиралом Бурсуком, кстати, согласен и главный редактор авторитетного военного журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он считает, что эти корабли необходимы в составе Балтфлота, ТОФ, а также Северного флота, что автоматически делает французские «Мистрали» непригодными для использования. Согласно Мураховскому, речь вообще не идёт о вертолётоносце, а именно об универсальном десантном корабле, что, по его словам, является абсолютно другим классом плавсредств.
Предназначение этих УДК - проекция силы, то есть создание плавучей базы для организации войсковой операции вдали от наших берегов, причём при десантировании людей и техники сами корабли останутся за линией горизонта. Наш УДК имеет лишь отдалённое сходство с французским аналогом Российский проект тяжелее и мощнее относительно французского вертолётоносца.
Они оснащены доком для катеров, обеспечивающих высадку десанта, перевозят бронетехнику. Их заложили на судостроительном заводе «Залив» 20 июля 2020 года. Передать «Ивана Рогова» и «Митрофана Москаленко» флоту планируют в 2028 и 2029 годах соответственно. Организатором мероприятия выступает Министерство промышленности и торговли РФ.
Даже послемайданная Украина отказалась продавать России свои ракеты и турбины. Апофеозом санкционной политики в отношении флота стал отказ французской стороны от передачи уже построенных для российского ВМФ двух универсальных десантных кораблей УДК «Мистраль». Сейчас российским ученым и конструкторам приходится создавать почти с нуля технологии и компетенции, которые несколько десятилетий назад собирались купить за нефтедоллары.
Неудивительно, что после долгих лет перерыва в научных исследованиях не всегда получается удовлетворить запросы взыскательного заказчика из военного ведомства. Жертвой технологических проблем стала серия кораблей 2 ранга — многоцелевых фрегатов проекта 11356Р «Буревестник» ближней, дальней морской и океанской зоны, или, как еще их называют — фрегаты серии «царских адмиралов». Из шести запланированных построили только три. Полноценно заменить их пока нечем, поэтому корпус четвертого корабля «Адмирал Корнилов», заложенный в 2013 году, остался недостроенным. Тяжело решаются проблемы с энергетикой и на кораблях других проектов. Сейчас рассматривается возможность начать строительство МРК второй версии проекта 21631М. На предстоящем форуме «Армия-2022» госзаказчик, возможно, рассмотрит этот модернизированный проект. Он будет уже с дизелем Коломенского завода. Но и этот дизель не является панацеей в импортозамещении.
Коломенские дизельные двигатели 10Д49 входят в состав морского дизель-газотурбинного агрегата М-55Р, который устанавливают на фрегатах проекта 22350. Дизель 16Д49 стоит на корветах проектов 20380 и 20385. Но все эти планы рухнут, если российские конструкторы не создадут для этого дизеля свои, отечественные турбокомпрессоры, поршни и кольца. Для их производства по программе импортозамещения профильным институтам необходимо разработать станки с более высоким уровнем механообработки, создать соответствующие новые сплавы, автоматику, точную механику. Можно, конечно, наладить производство и отечественных комплектующих. Серия Д49 когда-то была полностью родной, советской. Но возьмем в руки калькулятор и посчитаем. Дизель с отечественными комплектующими выдает такую же мощность уже при 20 цилиндрах и сложном двухступенчатом наддуве, а у 16-цилиндрового мощность будет 4000 л. Таким образом, существующая технология производства комплектующих существенно отразится на тактико-технических характеристиках корветов.
Казалось бы, какая разница, будет у него 16-цилиндровый или 20-цилиндровый двигатель. Ведь «плавает» же! Да, но предназначение корветов в том числе — участвовать в составе корабельных поисково-ударных групп в обеспечении развертывания РПКСН и защищать их от противолодочных подводных лодок противника в ближней морской зоне. Они должны находиться в готовности к экстренным выходам в море на усиление противолодочных сил, патрулировать в ближней морской зоне маршруты развертывания РПКСН, контролировать проходы в узкостях. Для этого на корветах есть две гидроакустические станции, противолодочный вертолет, торпеды и антиторпеды, а на корвете проекта 20385 — еще и противолодочные ракеты. Но все эти достоинства перечеркнуты одним изъяном в главной энергетической установке. Это все равно, как поставить на «Мерседес» двигатель от «Запорожца» — и вы уже не получите удовольствия от езды. Через шесть лет после начала строительства головного корвета проекта 20385 в Главкомате ВМФ пришли к выводу, что такой корабль флоту не нужен. С введением санкций в отношении Российской Федерации поставка оборудования иностранного производства оказалась невозможной.
В Крыму заложили корабли, которые заменят «Мистрали»
УДК проекта 23900 Ранее сообщалось, что УДК проекта 23900 будут адаптированы для базирования ударных и разведывательных беспилотных летательных аппаратов. Севмаш в июне 2024 года планирует передать комплект подшипников для первого российского универсального десантного корабля-вертолетоносца (УДК) проекта 23900 Иван Рогов. Закладка двух универсальных десантных кораблей проекта 23900 «Прибой» на керченском заводе «Залив» состоялась в июле 2020 года.