Финском заливе «прилежащая зона» может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы принадлежащей Эстонии морской территории. «Прилежащая зона» стала бы дополнительной морской зоной, которую контролирует Эстония, отметила директор бюро международного права МИД Кристи Ланд.
Эстония попытается перекрыть российское судоходство в Финском заливе
При этом морские границы Эстонии и находящейся на северном берегу залива Финляндии установлены так, что в некоторых районах между ними остается всего лишь трехмильный коридор международных вод. Осложнения с режимом судоходства в Финском заливе для России неочевидны и зависят в том числе от позиции Хельсинки, говорит партнер адвокатского бюро NSP и эксперт по международному праву Сергей Гландин. Исходя из современного состояния регулирования судоходства в заливе Финляндия в отличие от других балтийских государств не заявляла о желании установить и прилежащую зону, напоминает Гландин. Пространство за пределами 12-мильной зоны территориального моря — это не акватория государства, а пространство под его юрисдикцией, где могут курсировать суда страны — пограничные, таможенные, где государство может осуществлять контроль для защиты уже собственно 12-мильного пояса, поясняет Гландин. В теории Эстония может своим внутригосударственным актом объявить этот пояс между ней и Финляндией своей прилежащей зоной, расположить там свои корабли, говорит эксперт.
По словам главы эстонского МИД Урмаса Рейнсалу, «введение прилежащей зоны дает возможность проверять соблюдение эстонского законодательства в пределах 24 морских миль от исходной линии территориального моря Эстонии». По мнению Рейнсалу, «это оказало бы положительное влияние на безопасность Эстонии, на защиту окружающей среды, а также археологических и исторических объектов, найденных в море». Лектор юридического факультета Тартуского университета, научный сотрудник Норвежского центра морского права Александр Лотт указывает, что эстонцы хотят иметь возможность преследовать «нарушителей» за пределами границ своей морской территории. Если прибрежное государство имеет прилежащую зону, оно может преследовать такое судно в ситуации, когда оно уже покинуло территориальное море, и делать это в пределах своей 12-мильной прилежащей зоны. И это право преследования может простираться вплоть до исключительной экономической зоны другого государства, то есть, образно говоря, через государственные границы», — пояснил Александр Лотт. Пока что Таллин и Хельсинки провели в Финском заливе границу своего «территориального моря» таким образом, чтобы по обе стороны от разделяющей залив линии оставалась зона свободного судоходства шириной как минимум в три морские мили.
Хотя Конвенция по морскому праву разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» до двенадцати миль от внешней территориальной морской границы, в узком Финском заливе она не может простираться так далеко и должна граничить с разделяющей залив линией. То есть в Финском заливе «прилежащая зона» может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы принадлежащей Эстонии морской территории. Проблема в том, что, если Эстония действительно доведет данную инициативу до логического конца, это может спровоцировать опаснейший кризис между Россией и западным сообществом. Поскольку введение режима «прилежащей зоны» даст эстонцам возможность запереть российским военным кораблям и гражданским судам выход из Кронштадта и портов Ленобласти через Финский залив в Балтийское море. В настоящее время корабли под флагом РФ, следуя своим курсом, проходят по узкой полосе нейтральных вод, лежащей между территориальными водами Финляндии и Эстонии. Но эстонская «прилежащая зона» перекроет этот проход — и эстонцы будут требовать, чтобы им позволили досматривать идущие там суда. Но далеко не все государства пользуются подобной возможностью, поскольку они учитывают интересы своих соседей.
То есть любое судно или военный корабль, не осуществляя какой-то агрессивной деятельности, может проходить как через прилежащую зону, так и через территориальные воды. Поэтому если следовать конвенции о морском международном праве, то это никак не создаст предпосылок для запрета прохождения российских кораблей и судов гражданских через Финский залив». Создание соответствующих зон регулируется Конвенцией ООН по морскому праву. В прилежащих водах государство вправе пресекать нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов страны, но только осуществленных в пределах его территориальных вод. Кроме того, своими действиями государство не должно наносить ущерб интересам других государств, правомерно использующих эту зону. Как сообщил Business FM главный редактор издания «Русский портал Эстонии» Игорь Бурлаков, в самой Эстонии тема практически не обсуждается: Игорь Бурлаков главный редактор издания «Русский портал Эстонии» «По международному соглашению существует определенная морская зона вдоль берега, которая формально принадлежит государству и является территориальными водами государства. Но так как Финляндия и Эстония находятся не так далеко друг от друга, там есть районы, которые перекрываются, то есть получается, что если и Финляндия объявит международно принятые нормы, и сколько-то там определенных морских миль Эстония, то формально нейтральных вод там не остается.
Эстонские власти ссылаются на Конвенцию ООН по морскому праву, которая позволяет государству ввести прилежащую зону. Ранее Эстония не использовала это право, но теперь власти страны указывают, что возникло больше угроз. Чем больше серых зон закроют прибрежные государства, тем меньше будет возможностей для ведения гибридной войны", — говорит эстонский эксперт Александр Лотт цитата по "Известиям". На практике это может означать, что пограничники смогут остановить любое судно для досмотра, чтобы пресекать различные нарушения. В том числе гражданские корабли, которые вызовут подозрение.
НАТО собирается запереть Балтфлот в Финском заливе
Пока что Таллин и Хельсинки провели в Финском заливе границу своего «территориального моря» таким образом, чтобы по обе стороны от разделяющей залив линии оставалась зона свободного судоходства шириной как минимум в три морские мили. Хотя Конвенция по морскому праву разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» до двенадцати миль от внешней территориальной морской границы, в узком Финском заливе она не может простираться так далеко и должна граничить с разделяющей залив линией. То есть в Финском заливе «прилежащая зона» может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы принадлежащей Эстонии морской территории. Проблема в том, что, если Эстония действительно доведет данную инициативу до логического конца, это может спровоцировать опаснейший кризис между Россией и западным сообществом. Поскольку введение режима «прилежащей зоны» даст эстонцам возможность запереть российским военным кораблям и гражданским судам выход из Кронштадта и портов Ленобласти через Финский залив в Балтийское море.
При этом инспекции не коснутся иностранных военных кораблей и судов, используемых в некоммерческих целях. В случае появления такой зоны Эстония сможет досматривать российские суда, которые выходят из портов Ленинградской области и Кронштадта, возможно, им даже запретят проход через Финский залив, что фактически может закрыть его для России. Согласно Конвенции о территориальном море, прилежащая зона не может выходить за пределы 12 миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря.
Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни одно из них не может распространять свою прилежащую зону за срединную линию. В некоторых районах между морскими границами Эстонии и находящейся на северном берегу залива Финляндии коридор международных вод не превышает в ширину трех миль. Таким образом, осложнения с режимом судоходства в Финском заливе для России неочевидны и зависят в том числе от позиции Хельсинки. Сотрудник норвежского Центра морского права и преподаватель административного права Тартуского университета Александр Лотт в разговоре местными СМИ отметил, что прилежащая зона может быть «установлена национальным законодательством, где прибрежное государство имеет право как контролировать, так и наказывать за нарушения собственного законодательства». По его словам, право государства осуществлять юридические полномочия в прилежащей зоне распространяется на экономическое законодательство, такое как таможенное и налоговое, а также на те законы, которые связаны с санитарией и иммиграцией. Одной из причин стремления Эстонии создать такую зону могло быть желание «лучше обеспечить выполнение санкций против России, а также поймать тех, кто их нарушает». Возможно, для судов, которые так или иначе нарушают таможенные или фискальные законы прибрежного государства.
Вот где прилежащая зона — это наиболее эффективный способ привлечь их к правосудию», — сказал Лотт. Впрочем, российский посол в Таллине Владимир Липаев считает, что эстонские СМИ намеренно раздувают ситуацию, чтобы обозначить свою значимость. Как заявил дипломат в эфире телеканала «Россия 24», если Эстония создаст прилежащую зону, то не сможет вводить ограничения судоходства, так как на эти территориальные воды не распространяется суверенитет государства. Более того, без учета интересов России, побережье которой в акватории Финского залива является примыкающим, Эстония не вправе учреждать такую зону в одностороннем порядке, поскольку такие односторонние действия противоречат статье 15 Конвенции ООН.
Директор бюро международного права МИДа Кристи Ланд, аргументируя позицию Таллина, сказала, что Эстония как прибрежное государство хотела бы иметь больше контроля в Балтийском море. В Финском заливе Эстония и Финляндия обозначили границы своих территориальных вод таким образом, чтобы по обе стороны от разделяющей залив линии оставалась зона свободного судоходства шириной три морские мили, пояснила Ланд. Хотя конвенция разрешает расширять прилежащую зону до 12 морских миль от внешней границы территориального моря, в Финском заливе она не может простираться на такое расстояние, а только не более чем на три морские мили от внешней границы эстонских территориальных вод, рассказала она. Однако к западу эта зона может простираться до 24 морских миль от исходной линии. В сторону Швеции даже при максимальной ширине прилежащей зоны она не будет достигать разделяющей линии.
По мнению руководителя отдела аналитики отраслевого агентства PortNews Виталия Чернова, установление этой зоны вряд ли скажется на транзитном судоходстве в Россию и из нее. И может досматривать там суда в случае подозрения на нарушение законодательства, совершенного в территориальных водах. То есть если судно не заходит в территориальные воды Эстонии, останавливать его в прилежащей зоне власти этой страны не должны.
Поскольку введение режима «прилежащей зоны» даст эстонцам возможность запереть российским военным кораблям и гражданским судам выход из Кронштадта и портов Ленобласти через Финский залив в Балтийское море. В настоящее время корабли под флагом РФ, следуя своим курсом, проходят по узкой полосе нейтральных вод, лежащей между территориальными водами Финляндии и Эстонии. Но эстонская «прилежащая зона» перекроет этот проход — и эстонцы будут требовать, чтобы им позволили досматривать идущие там суда.
Эстония понимает, что в этом случае она нарушает базовые принципы сосуществования. Поэтому вербальная угроза озвучена.
Эстония собирается воспользоваться правом создания «прилежащей зоны» в Балтийском море
В последние месяцы Эстония активно обсуждает инициативу о введении прилежащей зоны в Балтийском море, что вызвало серьезные опасения и споры с Россией. Захарова объяснила, что установление прилежащей зоны является обычной практикой прибрежных государств. Появившиеся в ряде отечественных СМИ новости о намерении Эстонии сформировать режим прилежащей зоны в Финском заливе вызвали довольно бурную реакцию. 1. В зоне, прилежащей к его территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый. ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА, район открытого моря, примыкающий к внешней границе территориальных вод, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль. При этом Эстония сможет реагировать только в том случае, если происходящее в прилежащей зоне связано с территорией государства.
НАТО собирается запереть Балтфлот в Финском заливе
Если посмотреть на карту, то финские и эстонские границы в море расположены так, что в Финском заливе остается лишь узкий судоходный коридор шириной всего в 3 мили. Следовательно, при введении со стороны и Эстонии, и Финляндии таких прилежащих зон доступ в российские порты будет значительно ограничен. Почему такая постановка вопроса противоречит международному морскому праву? Во-первых, применительно к данному случаю установление с помощью внутригосударственного правового акта прилежащей зоны противоречило бы принципу свободы открытого моря частью которого является свобода судоходства. Эта норма международного права закреплена в статье 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и, по мнению многих специалистов, обладает высшей императивностью mare liberum. Во-вторых, если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права распространять свою прилежащую зону за срединную линию. Это прямо запрещено в статье 24 Конвенции ООН о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года.
Фактически это позволит Эстонии досматривать российские военные корабли и гражданские суда, которые выходят из портов Ленинградской области и из Кронштадта. В случае отказа будет возможен запрет на проход через залив. Рейнсалу также объявил о понижении уровня дипломатических отношений с Россией до уровня Временных поверенных в делах. Посол республики должен будет покинуть РФ до 7 февраля текущего года.
Однако, в соответствии со ст. Таким образом, осуществление планов Эстонии вряд ли повлияет на транзитное судоходство в Россию и из нее, но может привести к инцидентам и спорным ситуациям. Читайте по теме:.
В Финском заливе она может простираться на упомянутые 3 морских мили свободного судоходства. Нет сомнений, что эстонцы хотят совершить очередной антироссийский шаг, прячась за блок НАТО. Они прекрасно понимают, что речь фактически идет о закрытии для РФ не только судоходства между Ленинградской и Калининградской областями, а и «окна в Европу» через Балтику в целом. При этом Вашингтоне и Лондоне, подталкивающих Таллин, также осознают, что это является экзистенциальной угрозой для России. Просто Запад прощупывает глубину терпения РФ, совершая все более изощренные действия и наблюдая, как Москва в очередной раз переносит ранее установленные собой «красные линии». Кроме того, Запад планирует поставить Эстонии самые современные виды обычных вооружений, которые способны держать под прицелом Санкт-Петербург.
В Кремле напомнили о свободе судоходства из-за возможного расширения Эстонией прилежащей зоны
После введения "прилежащей зоны" Эстония сможет досматривать российские суда, которые выходят из портов Ленинградской области и Кронштадта. Вот где прилежащая зона – это наиболее эффективный способ привлечь их к правосудию», – сказал Лотт. Вот где прилежащая зона – это наиболее эффективный способ привлечь их к правосудию», – сказал Лотт.
Эстония собирается ввести прибрежную «прилежащую зону» в Финском заливе
Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность установить прилежащую зону, примыкающую к территориальному морю, где права государства несколько шире. Согласно Конвенции, прилежащая зона может простираться до 24 морских миль, или около 44 километров, от той береговой линии, от которой отсчитываются территориальные воды. До сих пор Эстония не использовала эту возможность. А гибридная война процветает во многом благодаря "серым зонам", особенно в сфере права.
Пока что Таллин и Хельсинки провели в Финском заливе границу своего «территориального моря» таким образом, чтобы по обе стороны от разделяющей залив линии оставалась зона свободного судоходства шириной как минимум в три морские мили. Хотя Конвенция по морскому праву разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» до двенадцати миль от внешней территориальной морской границы, в узком Финском заливе она не может простираться так далеко и должна граничить с разделяющей залив линией. То есть в Финском заливе «прилежащая зона» может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы принадлежащей Эстонии морской территории. Проблема в том, что, если Эстония действительно доведет данную инициативу до логического конца, это может спровоцировать опаснейший кризис между Россией и западным сообществом. Поскольку введение режима «прилежащей зоны» даст эстонцам возможность запереть российским военным кораблям и гражданским судам выход из Кронштадта и портов Ленобласти через Финский залив в Балтийское море.
По версии МИД Эстонии, это требуется якобы для «обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, защиты археологических и исторических ценностей в море», - отмечает сенатор. Однако на практике Таллин преследует только одну цель: иметь легальную возможность останавливать и досматривать российские суда, курсирующие между Санкт-Петербургом, Ленинградской и Калининградской областями. Фактически речь идет о продолжении конфронтационной линии прибалтийских стран по отношению к России. Теперь Эстония пытается осуществить морскую блокаду одновременно трех субъектов Российской Федерации», - считает Косачев. Перспективы такого сценария во многом будут зависеть от позиции Финляндии. Если посмотреть на карту, то финские и эстонские границы в море расположены так, что в Финском заливе остается лишь узкий судоходный коридор шириной всего в 3 мили. Следовательно, при введении со стороны и Эстонии, и Финляндии таких прилежащих зон доступ в российские порты будет значительно ограничен.
Руководитель Агентства стратегических коммуникаций Вадим Самодуров: Введение режима «прилежащей зоны» даст возможность запереть российским военным кораблям и гражданским судам выход из Кронштадта и портов Ленобласти через Финский залив в Балтийское море. Согласно действующим правилам и режимам, корабли России проходят по полосе нейтральных вод, находящейся между территориальными водами Финляндии и Эстонии. Режим «прилежащей зоны» полностью перекроет этот проход. Кроме того Эстония получит возможность досматривать российские суда. С другой стороны, насколько реально то, что Эстонии удастся нанести такую дерзкую оплеуху России, это тоже еще «бабушка надвое сказала». Потому что Конвенция по морскому праву не разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» свыше 12 миль от линии внешней морской границы. А Эстония явно «заплывает за буйки» со своими инициативами. Эксперт в сфере безопасности, офицер ФСБ в запасе Сергей Храпач: Прилежащая зона составляет 44 км, в ней возможен контроль судов.
Захарова ответила на угрозы Эстонии ограничить судоходство судов России в Финском заливе
То есть в Финском заливе «прилежащая зона» может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы принадлежащей Эстонии морской территории. Появление эстонской прилежащей зоны не означает, что российское судоходство на Балтике будет приостановлено. Правительство страны поручило министерствам выработать свою позицию по вопросу о введении прибрежной прилежащей зоны, ее создание позволит Эстонии применять свои. При этом реагировать страна может лишь в том случае, если в прилежащей зоне что-то угрожает или может угрожать безопасности в морском пространстве Эстонии. То есть в Финском заливе «прилежащая зона» может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы принадлежащей Эстонии морской территории. Эстонское правительство намерено ввести прибрежную «прилежащую зону» в Финском заливе, что позволит перекрыть по каналу российское судоходство.
Эстония решила стать владычицей морскою
И сейчас этот вопрос возник как форма противостояния о том, что ах, вот так вот, тогда мы вернемся к разговору о международно принятых территориальных водах. Наверное, это не решение Эстонии как таковой увеличить просто по желанию — существует международное соглашение, Эстония, видимо, к нему просто возвращается. Плюс у нас скоро выборы, и поэтому все вот это тоже немножко еще прохладно воспринимается как некие предвыборные шаги и действия. Особого обсуждения этого внутри Эстонии нет».
В комментарии Эстонскому национальному телерадиовещанию МИД страны пояснил, что предложения по созданию прилежащей зоны Эстонии не связаны с санкциями, введенными в отношении России. Прилежащая зона России обозначена в законе «О морских водах» и, как и предписано Конвенцией ООН, простирается на 24 морских мили от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Напомним, ранее сообщалось , что Эстония планирует завершить возведение забора на границе с Россией к концу 2027 года. Кроме того, ведётся строительство систем мониторинга реки Нарва, где хотят построить 15 радарных позиций. Власти страны пока думают, где взять средства на их оборудование, рассматривая в том числе различные фонды Евросоюза. На полное оснащение приграничного барьера Эстонии не хватает 55 миллионов евро, но окончательного решения о финансировании работ пока нет.
Финский залив.
Некоторые политические аналитики даже считают, что премьер-министр Эстонии Кая Каллас может использовать эту инициативу для продвижения собственных политических интересов, включая возможность стать генсеком НАТО. Однако, такие шаги могут иметь серьезные последствия и создать риски для безопасности и стабильности в регионе. Многие эксперты подчеркивают, что в настоящее время мировому сообществу не нужен новый конфликт, и важно сохранять дипломатический путь для разрешения споров.
Пока дискуссии продолжаются, многие считают, что это время для конструктивного диалога и поиска компромиссов, чтобы избежать дальнейших напряженных событий в Балтийском регионе.
То есть 12 морских миль для простоты — от берега — это территориальное море, что является продолжением территории суверенного государства дно, акватория и воздушное пространство над ней , плюс ещё столько же — прилежащая зона, но не территория. Впрочем, лучше один раз увидеть. Система исходных линий и отмеряемых от них территориального моря и прилежащей зоны. В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря. Пока у эстонских министерств ещё есть время подумать.
Следите за губами, как говорил Владимир Путин, в данном случае за мыслью: чтобы у эстонских властей появилось право на инспектирование торговых судов, находящиеся на них должны задумать войти в территориальное море Эстонии или совершить противоправные действия на её территории. Ну, это как заявить: «Сами не плаваем и другим не дадим, а нам и не надо». Обратим внимание на то, что Финский залив не настолько велик, чтобы там можно было что-то устанавливать. Деление морских пространств в Финском заливе. Красная зона, обозначенная на схеме и в легенде к ней как GOFREP система судовых сообщений Финского залива , как раз и есть то пространство, оставшееся свободным от территориальных вод России синий , Финляндии голубой и Эстонии зелёный шириной всего в три морских мили. Так что 12 морских миль никак не получается, максимум полторы вдруг финны тоже захотят?