С февраля новостей о намерении перекрыть Финский залив не было. После введения "прилежащей зоны" Эстония сможет досматривать российские суда, которые выходят из портов Ленинградской области и Кронштадта. Прилежащая зона может быть расширена еще на 12 миль. А Эстония под шумок вдруг объявила о намерениях создать «прилежащую» зону вдоль своих берегов. Его цитирует РИА Новости. Ранее в СМИ появилась информация, что власти Эстонии прорабатывают вопрос о введении в Финском заливе прилежащей зоны в пределах 24.
СМИ: власти Эстонии хотят осложнить России судоходство на Балтике
Допускаю, что для кого-то на Смоленской площади это — новость, а для меня — нет. Для чего приведу цитаты из собственной книги «Прибалтийский фугас Петра Великого», выпущенной издательством АСТ в 2007 году. Замечу, что в том же 2007 году то же издательство выпустило книгу того же автора «Россия и Украина. Когда заговорят пушки». Дело в том, что контролировать морской трафик в пространстве между Таллином и Хельсинки — очень соблазнительная для горячих голов идея. И нынешнее эстонское руководство просто реанимировало планы столетней давности. В итоге при попытке прорыва корабли Балтийского флота должны были пройти около 100 км под огнём 305-мм орудий, одновременно стрелявших с финского и эстонского берегов и островов. А на расстоянии около 70 км залив с обеих сторон перекрывался огнём 254-мм, 234-мм, 203-мм и 152-мм орудий. В самом узком месте Финского залива по советским кораблям за 5 минут можно было выпустить до 1000 снарядов крупного калибра.
Обе страны готовились перекрыть залив несколькими рядами минных заграждений. За минными заграждениями на всякий случай должны были дежурить семь современных подводных лодок пять финских и две эстонские.
Гендиректор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский: Для России еще с петровских времен выход в Балтийское море является стратегическим приоритетом, и за прошедшие 300 лет ничего кардинально не изменилось. Поэтому угроза перекрыть нам этот путь — это эскалация и путь к прямому столкновению. Сейчас логично вмешаться в ситуацию тем странам, к мнению которых Эстония прислушивается, чтобы охладить пыл с обеих сторон. На этот раз Эстония предприняла более наглые попытки для того, чтобы завязать конфликт. С одной стороны, можно посчитать, что мы действуем слишком мягко, позволяя НАТО вести себя так, как они сами того хотят, с другой же — мы не должны вестись и отвечать на их дешевые и бестолковые провокации. Основатель адвокатского агентства «Законовед» Григорий Сарбаев: У России огромное количество разных рычагов возвращения Прибалтики в реальность, в том числе таких, что даже до эстонцев дойдет.
Однако пока не задействован главный: понимание, что это надо делать уже вчера и не ждать у моря погоды. Понимание же это базируется на прекращении извлечения дохода от «сотрудничества» определенной группой граждан внутри страны.
Преследование возможно только при нарушении прав, для защиты которых эта зона установлена.
Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерб правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.
Он предположил, что эстонские СМИ раздувают эту ситуацию для того, чтобы придать самим себе значимость.
НАТО собирается запереть Балтфлот в Финском заливе
И это право преследования может простираться вплоть до исключительной экономической зоны другого государства, то есть, образно говоря, через государственные границы, — пояснил Александр Лотт. В настоящее время суда под флагом России проходят по узкой полосе нейтральных вод, лежащей между территориальными водами Финляндии и Эстонии. Но эстонская «прилежащая зона» перекроет этот проход — и эстонцы будут требовать, чтобы им позволили досматривать идущие там суда.
То есть [для контроля] судов, которые каким-то образом нарушают таможенное или налоговое законодательство прибрежного государства. Прилежащая зона — наиболее эффективный способ призвать их к порядку», — пояснил эксперт. На сегодняшний день в Финском заливе есть зона свободного судоходства шириной в три морских мили между территориальными водами Эстонии и Финляндии. Конвенция по морскому праву ООН разрешает устанавливать ширину прилежащей зоны до 12 миль от внешней территориальной морской границы.
Какого цвета будет диарея у Аналены Бербок?
Это кому-то будет интересно? Столь же неинтересно, на сколько замков запрется Столтенбенрг в своем бункере.
Морская граница Эстонии проходит на расстоянии 12 морских миль, то есть примерно 22 км от береговой линии. В Финском заливе она проходит в 5,5 км от линии, проходящей через центр залива. При этом Эстония сможет реагировать только в том случае, если происходящее в прилежащей зоне связано с территорией государства.
В Кремле напомнили о свободе судоходства из-за возможного расширения Эстонией прилежащей зоны
По словам главы эстонского МИД Урмаса Рейнсалу, «введение прилежащей зоны даёт возможность проверять соблюдение эстонского законодательства в пределах 24 морских миль. По сообщению на сайте МИД республики, Эстония может создать «прилежащую зону» в Финском заливе. С февраля новостей о намерении перекрыть Финский залив не было. Но дело в том, что на прилежащую зону суверенитет государства не распространяется и свободное судоходство в прилежащей зоне ограничивать не представляется возможным. Фото: Михаил Голенков / РИА Новости.
МИД Эстонии предложил создать зону в Финском заливе для досмотра кораблей
Поскольку введение режима «прилежащей зоны» даст эстонцам возможность запереть российским военным кораблям и гражданским судам выход из Кронштадта и портов. Согласно конвенции ООН, у Эстонии есть право расширять контроль в Финском заливе в рамках прилежащей зоны. Эстония собирается ввести прибрежную «прилежащую зону» в Финском заливе. Власти Эстонии приняли решение ввести прибрежную «прилежащую зону» в Финском заливе, которая позволит перекрыть российское судоходство по нему.
В Кремле оценили готовность Эстонии ввести особую зону для контроля судов
Поэтому если следовать конвенции о морском международном праве, то это никак не создаст предпосылок для запрета прохождения российских кораблей и судов гражданских через Финский залив». Создание соответствующих зон регулируется Конвенцией ООН по морскому праву. В прилежащих водах государство вправе пресекать нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов страны, но только осуществленных в пределах его территориальных вод. Кроме того, своими действиями государство не должно наносить ущерб интересам других государств, правомерно использующих эту зону. Как сообщил Business FM главный редактор издания «Русский портал Эстонии» Игорь Бурлаков, в самой Эстонии тема практически не обсуждается: Игорь Бурлаков главный редактор издания «Русский портал Эстонии» «По международному соглашению существует определенная морская зона вдоль берега, которая формально принадлежит государству и является территориальными водами государства. Но так как Финляндия и Эстония находятся не так далеко друг от друга, там есть районы, которые перекрываются, то есть получается, что если и Финляндия объявит международно принятые нормы, и сколько-то там определенных морских миль Эстония, то формально нейтральных вод там не остается. И было некое соглашение о том, что для прохода транзитных судов Эстония соглашается с тем, что она будет считать некий коридор, некий фарватер по Балтийскому морю международными водами, разрешенными для свободного доступа.
По мнению Сазоновой, Таллин пытается осложнить таким образом жизнь России, но ему сначала надо провести консультации. Если все будет строго по Конвенции, особых проблем я не вижу. Другое дело, если они попытаются реализовать тематику санкций, но тогда многое можно сделать. По большому счету, никакого влияния на российское судоходство это не должно оказать, если это будет в рамках права.
Он добавил, что Конвенция о морском праве предоставляет государствам возможность устанавливать дополнительные морские зоны, в которых может осуществляться дополнительный контроль. Такие дополнительные акватории могут доходить до 24 морских миль от территориальных вод, и большинство государств Балтийского моря их установили», — заявил Рейнсалу 12 января на правительственной пресс-конференции. Ранее МИД Эстонии предложил создать прилежащую зону в своих территориальных водах.
Перспективы такого сценария во многом будут зависеть от позиции Финляндии. Если посмотреть на карту, то финские и эстонские границы в море расположены так, что в Финском заливе остается лишь узкий судоходный коридор шириной всего в 3 мили. Следовательно, при введении со стороны и Эстонии, и Финляндии таких прилежащих зон доступ в российские порты будет значительно ограничен. Почему такая постановка вопроса противоречит международному морскому праву? Во-первых, применительно к данному случаю установление с помощью внутригосударственного правового акта прилежащей зоны противоречило бы принципу свободы открытого моря частью которого является свобода судоходства. Эта норма международного права закреплена в статье 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и, по мнению многих специалистов, обладает высшей императивностью mare liberum.
Во-вторых, если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права распространять свою прилежащую зону за срединную линию.
Эстония пообещала нарушителям санкций "прилежащую зону"
Прилежащая зона может объявляться лишь в исключительных случаях, и ещё более исключителен досмотр в ней чужих судов по веской причине. Эстонские власти собрались в течение месяца ввести прибрежную "прилежащую зону" в Финском заливе, которая позволит перекрыть российское судоходство по нему. Калининградские власти считают очередной провокацией планы Эстонии ввести в Финском заливе так называемую прилежащую зону, заявил РИА Новости руководитель.
Эстония может ввести «прилежащую зону» в Финском заливе
Соответствующее предложение выдвинуло Министерство иностранных дел страны, а Кабмин на заседании 12 января поручил проработать его в течение месяца. Введение «прилежащей зоны» дает возможность проверять соблюдение эстонского законодательства в пределах 24 морских миль от исходной линии территориального моря Эстонии, заявил глава эстонского МИД Урмас Рейнсалу.
Он предположил, что эстонские СМИ раздувают эту ситуацию для того, чтобы придать самим себе значимость.
Нам нужно объединить системы береговой обороны. Дальность полёта эстонских и финских ракет превышает ширину Финского залива».
Как следует из этого заявления, «объединять» системы обороны горячие эстонские парни собирались не только с применением ракет, но и мин. Мины Таллин вроде как приобрёл у финнов, а вот насчёт ракет вопрос сложный. Скорее всего, ракеты в их распоряжении «не той системы», чтобы поражать подвижные морские объекты. Эстонская «месть» Причём эстонские эффективные менеджеры не особо разбирались в том, что же они собираются предпринять на самом деле, поскольку не понимают разницы между береговой обороной и береговой охраной. Открывая эту тему ещё в 2020 году, предшественник нынешнего главы военного ведомства Эстонии Юри Луйк заявил, что «там в ВМС поймут, какого эффекта и как они хотят добиться при обороне береговой линии» и с барского плеча выделил 46 миллионов евро сразу на мины и ракеты.
Видимо так, ради мести русским - чтобы знали «с кем связываются». Куда делись эти скудные бюджетные средства, не известно, да и не сильно интересно. Тем более, что в середине января эстонский министр иностранных дел выступил с другим предложением - о создании «прилежащей зоны» в Финском заливе. При этом, как было опубликовано на эстонском новостном портале, «Урмас Рейнсалу заявил, что установление прилегающей зоны позволит контролировать соблюдение законодательства Эстонии в пределах до 24 морских миль от базовой линии территориального моря Эстонии, а также будет способствовать безопасности, охране окружающей среды и охране археологических или исторических ценностей, найденных в море». После заявления руководителя внешнеполитического ведомства эстонский кабинет министров взял паузу и поручил проанализировать последствия подобной инициативы, а через месяц повторно представить вопрос на рассмотрение.
Этого времени, по идее, должно было хватить, чтобы изучить морское право. Дело в том, что в соответствии с 33-й статьёй Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года прилежащая зона не может распространяться за пределы двадцати четырёх морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. То есть 12 морских миль - территориальное море, которое является продолжением территории суверенного государства дно, акватория и воздушное пространство над ним , плюс ещё столько же - прилежащая зона, но не территория. Суверенитет на неё не распространяется. В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или установленных санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря.
Могут быть применены и наказания за нарушения упомянутых законов и правил, совершённые в этих пределах.
России же они выделили для прохода судов и пролёта самолётов узенький коридор длиной около 150 км и шириной от 4 до 10 км. Финский залив мелководен, но очень опасен для судоходства из-за сильных штормов, мелей, подводных скал и сложной ледовой обстановки с декабря по апрель. И вот сейчас отклонится самолёт или корабль на несколько десятков метров от этого коридора, и уже летят грозные ноты.
А войдут лимитрофы в силу, ведь и стрелять начнут. Самое любопытное, что проход российских судов и пролёт самолётов в Финском заливе не определён никакими международными соглашениями. То есть, пока хотят, нас пускают, а дальше…". Напомню — книга опубликована 15 лет назад.
Но что же делать сейчас? Главное, перестать бояться, что Европа сочтет Россию злой и нехорошей. Проехали — уже сочла. Так не пора ли начать мобилизацию Балтийского флота, включая расконсервацию боевых кораблей?