Приднестровье запросило помощь России по преодолению молдавской блокады.
Приднестровский конфликт и вопросы урегулирования
Но переселялись на эти земли не только молдаване, но и другие народы - русские, украинцы, русины, болгары, гагаузы, евреи. Возникло и этнотерриториальное размежевание: молдаване в основном стали преобладать в сельской местности, а русские и евреи - в городах. Украинцы проживали в основном на севере Бессарабии, в Хотинском уезде, а на юге - в Буджакской степи, которая в настоящее время охватывает юг современной Молдавии и юг Одесской области Украины, численно возобладали болгары, гагаузы, славяне и немцы. Во время Гражданской войны 1918 года данную территорию оккупировала Румыния, и только незадолго до начала Великой Отечественной войны, в 1940 году, она была присоединена к СССР. Но изначальный этнический состав населения на левом и правом берегах Днестра имел явственные различия: левобережье заселили преимущественно русские и украинцы хотя здесь был и небольшой процент молдаван , а на правом берегу преобладали молдаване. Приднестровский конфликт развивался по алгоритму, схожему в целом с аналогичными конфликтными ситуациями в других регионах постсоветского пространства. В мае 1989 года был создан Народный фронт Молдовы НФМ , одним из итогов деятельности которого стало создание однородного, то есть чисто молдавского по своему национальному составу, правительства МССР. И тогда же началось противостояние в Приднестровье.
В основу конфликта в Приднестровье легла и экономическая составляющая. Молдавия была по преимуществу регионом аграрным, в то время как на территории Приднестровья находились крупные промышленные предприятия, имевшие к тому же союзное подчинение и ориентированные на общесоюзные потребности. Этим отчасти и объяснялось то, что властные структуры Приднестровья явились приверженцами идеи сохранения целостности единого государства - СССР, в то время как основная часть молдавской элиты выступала за дезинтеграцию Союза. Когда же в 1990 году правительство Молдавии возглавил М. Друк, придерживавшийся прорумынской ориентации, руководство Приднестровья пришло к выводу, что перспектива быть представленным в высших государственных органах республики сводится практически к нулю. Позже, в 1992 году, М. Друк эмигрировал в Румынию, подтвердив тем самым свою приверженность прорумынскому вектору развития страны.
Снегур ввел на территории ПМР военное положение, что и стало отправной точкой конфликта. Его военная стадия продолжалась сравнительно недолго - до 21 июля 1992 года, когда было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова4. Согласно этому документу, полоса вдоль Днестра объявлялась зоной безопасности, а контроль за ней должна была осуществлять Объединенная контрольная комиссия, которой подчинялись трехсторонние миротворческие силы в составе российских, молдавских и приднестровских контингентов. Но они в итоге так и не были созданы. Однако с определенной долей условности можно констатировать, что они были задействованы только во время урегулирования конфликта гражданской войны в Таджикистане в 1992-1997 годах. Во всех других конфликтных ситуациях действовали только российские миротворцы, а в Нагорный Карабах, как и в зону конфликта на Юго-Востоке Украины, миротворческие силы вообще никогда не вводились. Этапы мирного урегулирования в Приднестровье Приднестровский конфликт в конечном итоге удалось перевести в мирную фазу, и на сегодняшний день на постсоветском пространстве это единственный конфликт что немаловажно!
Процесс мирного урегулирования конфликта в Приднестровье прошел несколько этапов. Это было время упущенных возможностей, когда шаги по урегулированию конфликта предпринимались, но ни один из них не дал желаемых результатов. При посредничестве России, ОБСЕ и Украины в 1996 году были подписаны два меморандума об урегулировании конфликта, но они, к сожалению, не привели ни к установлению позитивных отношений между конфликтующими сторонами, ни в целом к урегулированию данной конфликтной ситуации. Путин и Д. Медведев , так и Молдавии П. Лучинский, В. И в этот период каких-то существенных сдвигов в разрешении конфликта в Приднестровье достичь не удалось, хотя отдельные попытки в данном направлении предпринимались.
В качестве таковых можно назвать несколько встреч Президента РФ В. Путина с президентами РМ П. Лучинским и ПМР И. По итогам этих встреч решено было создать государственную комиссию по содействию политическому урегулированию проблемы Приднестровья во главе с авторитетным российским политиком академиком Е. Но в итоге проект соглашения, выработанный этой комиссией, из-за его критики как в Молдове, так и ПМР не получил дальнейшего развития. В 2003 году Россия предложила еще одну модель урегулирования данного конфликта, которую обосновал Д. Козак в связи с этим документ получил название «меморандум Козака» , являющийся ныне заместителем председателя правительства РФ, а в ту пору - бывший заместителем руководителя администрации президента РФ.
Главная идея «Меморандума» сводилась к плану создания на территории Молдовы ассиметричной федерации под названием «Федеративная Республика Молдова», в составе которой должны были быть представлены два субъекта федерации - Приднестровье и Гагаузия, что выглядело вполне оправданным5. Этот документ предусматривал нахождение до 2020 года на территории будущей федерации российских миротворцев, что и вызвало наибольшие возражения - этого не хотели ни Запад, ни молдавское руководство. А начавшиеся в Молдове массовые антироссийские выступления окончательно поставили крест на этом проекте, который в итоге так и не был реализован. Не удалось решить приднестровскую проблему и путем создания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Отчасти это объяснялось абсолютно различными подходами участников процесса к урегулированию конфликта. С 2011 года начался третий этап урегулирования, который продолжается по настоящее время. Попытка решить на этом этапе приднестровскую проблему была связана со сменой президентов в самой непризнанной республике.
В течение 20 лет с декабря 1991 г. Смирнов, в 2011-2016 годах президентом ПМР был Е. Шевчук, а с 2016-го главой республики является В. Несмотря на различные политические предпочтения, позиция всех трех президентов оставалась неизменной - ПМР является независимым государством, и в этом качестве республика должна быть признана международным сообществом6. Диаметрально противоположный взгляд на данную проблему имеет руководство РМ.
В том числе в рамках евроинтеграции.
Попытка объединиться с Румынией — лишь предлог к войне против ПМР. В 1992-м ее попытались вернуть в состав страны, была война, но ПМР отстояла свою независимость. Площадью примерно в полторы Москвы и с численностью населения в 475 тысяч человек, она тем не менее настоящая заноза в спине Европы. Бойцов там совсем немного — около 450 человек, однако есть и вооруженные силы ПМР численностью до семи тысяч человек. По сути, это самый крупный в Европе склад оружия и боеприпасов. Да, все старое, советское.
Но таким вполне успешно воевала в прошлом и этом году Украина, пока все не кончилось. Так что вооружить Приднестровье есть чем, если, конечно, сам склад противник быстро не захватит. Как пояснил эксперт, Приднестровье для Запада — это такая же опасность, как Калининградская область. Да, она оторвана от России, но там, во-первых, есть много наших военных, а во-вторых, она буквально вклинивается в Прибалтику и Польшу — только границу перейти. Но если Приднестровье захватит Молдавия, восстанавливая, так сказать, территориальную целостность, Румыния будет только за, — пояснил Андрей Земцев. Больше того, и Майя Санду хотела бы «приднестровский вопрос» решить.
И Санду, насколько я знаю, даже пытается убедить своих военных на Приднестровье напасть. Но они очень не хотят. Как пояснил эксперт, причин тому несколько. Первая — слабость молдавской армии: около 6,5 тысячи личного состава и приблизительно 200 единиц бронетехники, большая часть которой не в лучшем состоянии. Вторая причина — пример соседней Украины, которая, воюя с ДНР и ЛНР, в конце концов стала воевать уже с Россией и сейчас фактически исчезает как государство. Ведь если — ну представим — Молдавия вдруг победит Приднестровье и войдет в состав Румынии, то они из генералов независимого государства превратятся в военных пенсионеров чужого государства.
Ведь никаких «молдавских» подразделений в румынской армии не будет. Будут только румынские и со своими проверенными командирами. А прежних попросят уйти на покой. Тем не менее Санду не оставляет попыток на генералов как-то повлиять. Да, за этим ее и привели в президентское кресло.
Мы все прекрасно помним инициативы Примакова, Козака, планы Ющенко.
В разные исторические периоды мы подходили к каким-то принципиальным решениям, но каждый раз именно молдавская сторона демонстрировала неготовность к исполнению тех или иных соглашений, неготовность идти дальше для того, чтобы поставить какую-то точку в рамках конфликта. У нас телефонная блокада была, экономическая. Очередной виток социально-гуманитарной блокады произошёл после 2019 года, когда у нас одна за одной возникли проблемы: летом — банковская блокада, потом проблемы с лекарствами и пошло дальше расширяться. Сегодня мы находимся в ситуации, когда приднестровцы вынуждены платить дань Молдове путем двойных таможенных экспортно-импортных пошлин. И это еще пытаются оправдывать некими европейскими правилами или цинично заявляют о том, что это как бы равенство сторон и экономических агентов. Молдова использует мировой геополитический шторм и региональное напряжение, в том числе конфликт Украины и России, чтобы блокировать нормальный диалог.
Причём, Кишинёв очень часто любит высказываться за других участников переговорного процесса. За Украину что-то рассказывает, пытается что-то рассказывать за Россию, за Приднестровье даже иногда. Так ли это? Что касается спекуляции по поводу форматов. У нас был опыт с прошлым президентом Молдовы Игорем Додоном — прим. К сожалению, этот уровень диалога не привёл к ожидаемым результатам.
И молдавская сторона как раз и отказалась от работы в этом формате. Было множество обращений, официальных письменных приглашений нашего президента к действующему президенту Молдовы Майе Санду — прим. И здесь тоже есть проблемы, потому что мой визави, я так понимаю, имеет сложности с полномочиями. Есть предложения в части подписания соглашений, мы передавали согласованный экспертными рабочими группами текст нескольких документов, но мой визави боится его подписывать, не может. Это означает, что общение в таком формате, это, конечно, важная форма коммуникации, но назвать переговорным процессом или диалогом это нельзя. И уж тем считать диалог на уровне политпредставителей результативным тоже очень сложно.
Это попытка имитировать переговорные процессы, называть переговорами политико-дипломатической коммуникацию. Я полагаю, что это не совсем корректно. Переговоры — это когда мы обсуждаем конкретные проблемы и выходим на конкретные решения. И вообще, Россию, по его мнению, нужно исключить из переговоров, а вот Евросоюз, наоборот, должен стать не просто наблюдателем, а участником переговоров. Почему так велико желание выдавить Россию и какие риски это несёт для Приднестровья? Я полагаю, что наши молдавские контрпартнёры зачастую демонстрируют пребывание в таком специфическом представлении о реальности.
От желания отдельно взятых молдавских чиновников позиция России или другого государства не зависит. Уникальность нашего формата, как я уже отмечал, как раз и складывается из того, что в нём участвуют наиболее влиятельные международные акторы. Так исторически сложилось и менять форматы или пытаться как-то заниматься перестановкой слагаемых мест — это попытка заниматься не работой, а спекуляциями.
Решатся ли Кишинев и Киев начать войну в Приднестровье? Как могут развиваться события? Есть несколько сценариев.
Согласно первому, ни Украина, ни Молдавия не готовы начинать сейчас войну, все заявления — это психологическое давление. Правительство Молдавии не готово вести войну в силу тяжелого внутриполитического положения в стране. А у ВСУ и так ситуация не блестящая, и открытие еще одного фронта — большой риск. Но на территории Приднестровья есть склады вооружения в районе села Колбасна, на которых хранится около 20 тысяч тонн еще советских боеприпасов. Такое количество снарядов частично бы утолило снарядный голод ВСУ. Замысел Киева и Кишинева, а точнее, их западных кураторов состоит в том, чтобы вынудить правительство Приднестровья и командование российских миротворцев отдать эти боеприпасы Молдавии, а та передаст их Украине.
Именно по этой причине о демилитаризации края заявил Речан, а Украина начала переброску техники в Одесскую область, чтобы убедить Россию и Приднестровье в том, что скоро начнется вторжение. События могут развиваться следующим образом. Украина заявит, что некое село в Одесской области было обстреляно артиллерией с территории Приднестровья. Зеленский обратится к Санду с требованием разрешить ВСУ навести порядок в республике.
Приднестровье
Обратиться в адрес Генерального секретаря Организации Объединенных Наций с просьбой учесть неотъемлемые права приднестровского народа, гарантированные международными нормами, пресечь нарушение соседней Молдовой прав и свобод граждан Приднестровья и не допустить провокаций, ведущих к эскалации напряженности. Обратиться в адрес Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с призывом повлиять на руководство Молдовы с целью возвращения к адекватному диалогу в рамках международного переговорного процесса и обеспечить условия для цивилизованного урегулирования конфликта. Принять обращение в адрес Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств с призывом к недопущению эскалации на Днестре. Принять обращение в адрес парламента Европейского союза с просьбой приложить усилия для предотвращения давления Молдовы и нарушения прав и свобод приднестровцев. Принять обращение в адрес Международного комитета Красного Креста с призывом обеспечить условия для обеспечения социально-гуманитарных прав, интересов и неотъемлемых свобод всех жителей Приднестровья.
В заседании 28 февраля приняли участие около 650 делегатов, представляющих парламент, городские, районные и сельские советы, а также депутаты, которые в 1990 году основали республику.
А это, в свою очередь, будет означать, что Украине перережут выход к морю. Кстати, на территории Молдовы есть еще один регион с особым статусом и, судя по сообщениям СМИ, там тоже могут выступить с аналогичным призывом к России и Турции. Речь идет о Гагаузии, автономии в составе Молдовы. За это время состоялось только одно заседание в Братиславе в конце 2019 года, которое завершилось безрезультатно", - напомнила политолог. По словам Айнур Ногаевой, "ситуация действительно тревожная". Цель поездки не разглашается.
В последнее время встречи в рамках переговоров мы проводим на территории Приднестровья как раз из-за того, что опасаемся за наших коллег, за членов переговорной команды Приднестровья, в том числе, экспертов, представителей в других сферах, необязательно дипломатов, которые могут быть подвергнуты мерам давления на территории Молдовы. Примеров таких множество: и задержание наших сотрудников в аэропорту Кишинёва, и попытки оказать на них давление, и длительные многочасовые беседы, и обыски. Все методы давления, которые могут быть нецивилизованными, Молдова активно применяет к приднестровцам, включая представителей переговорной команды Приднестровья. Это, конечно, большая проблема, но это также, наверное, говорит и о степени цивилизованности и адекватности наших партнёров.
Чувствует ли Тирасполь себя на равных во время проведения тех или иных встреч в рамках переговорного процесса? Формулировки и принципы в рамках переговорного процесса чётко оформлены, в нашей дипломатической переписке никаких слов-паразитов вроде «так называемых», нет, конечно. Есть чёткое наименование Приднестровья как «Приднестровье» и Молдовы. Но в последнее время, действительно, молдавские политики, даже дипломаты, и даже мой визави как-то начали активно спекулировать, бравируя тем, что они могут называть Приднестровье с маленькой буквы.
Для меня это что-то такое удивительное, это точно не адекватная реакция, в Европейском союзе нет требований использовать слова-паразиты или уничижительные эпитеты для диалога. Это бессарабское ноу-хау, может быть, что-то связанное с какими-то новыми принципами будущей Молдовы, которую они там строят, я не знаю. Это всё-таки тревожный признак, и с медицинской точки зрения такой определённый сигнал, да и с дипломатической — о том, что молдавские коллеги не готовы быть ответственными участниками диалога. Но, повторюсь, в рамках переговорного процесса этой проблемы нет, потому что молдавские коллеги знают, как надо правильно именовать Приднестровье и как оформлять документы.
Как изменилась тональность переговоров в последние 2 года, с началом боевых действий на Украине? Усилилось ли давление на Приднестровье со стороны молдавских переговорщиков? Изменилась, и речь не о тональности, а конкретных действиях. Молдова использовала закрытие Украиной границы с Приднестровьем, чтобы комплексно усилить давление на нас.
Оформила гуманитарно-экономического блокаду, ограничивая все сферы жизнедеятельности. Примеров очень много, я уже говорил о лекарствах, о безопасности наших граждан, об экономике, о банковской работе. Молдова создала проблемы и нашему производству, отдельным предприятиям. Кишинёв придумал, что электродвигатели могут быть, якобы, товарами двойного назначения.
Номенклатура ЕС не включает это в товары двойного назначения, да и в Молдове они также не относятся к ним. Возможны ли в правовом государстве такие действия? Когда документально, юридически, не может быть товарами двойного назначения, но по политическим мотивам вся продукция, весь товарооборот наших предприятий должны проходить через комиссию по товарам двойного назначения, которая в принципе не может принять решение? Это привело к тому, что уже порядка 1,5 тысяч работников этих предприятий находятся без средств к существованию.
Заводы простаивают, люди в вынужденных отпусках. Во время визита действующего председателя ОБСЕ мы детально обсудили эту вопиющую ситуацию. Наши коллеги очень удивились, что блокируются поставки в страны Евросоюза, в ту же Румынию, в Чехию, а кроме того, в Казахстан, в Армению, в другие страны. То есть, если речь идёт о каких-то санкционных попытках воспрепятствовать торговле с Российской Федерацией, то нарушается вся торговля в принципе.
Российское руководство больше не могло сохранять нейтралитет, и 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России, которым удалось достичь соглашения о прекращении огня, и 21 июля в Москве Б. Ельциным и М. Снегуром в присутствии И. Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 г. На встрече лидеров государств-участников СНГ 6 июля 1992 г. Снегур поставил вопрос о направлении в зону конфликта миротворческих сил СНГ, в которые должны были бы входить молдавские, российские но не 14-я армия , украинские и белорусские контингенты. Однако это предложение не получило поддержки, так как миротворческая операция проводится не под эгидой СНГ, а в состав миротворческих сил вошли лишь молдавский, российский и приднестровский контингенты.
Единственное, что было принято из предложений Снегура, заключалось в том, что российский миротворческий контингент не вошел в состав 14-й армии. Юридической основой миротворческой операции служит «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», подписанное Б. Снегуром, а также завизированное президентом ПМР И. Смирновым 21 июля 1992 г. Таким образом, Россия официально закрепила свое положение как сторона, участвующая в урегулировании конфликта. Российский миротворческий контингент, наряду с молдавским и приднестровским, был введен в «зону безопасности». Контрольная комиссия приступила к работе. Положение вдоль берегов Днестра в военном отношении нормализовалось.
Грозит ли Приднестровью новый военный конфликт? Комментарий Георгия Бовта
Что происходит в Приднестровье и зачем Украина пытается разжечь новый конфликт с Россией | Говоря о "замороженном" конфликте в Приднестровье, эксперт подчеркнула, что в сложившихся условиях существует гипотетическая угроза захвата Россией южной части Украины и "замыкания" ее на территории Приднестровья. |
Срочно! В Молдавии четко ответили Киеву на заявление о «захвате» Приднестровья | России не нужен конфликт в Приднестровье, а возможные провокации нацелены лишь на создание дополнительных проблем для РФ, подчеркнул Сергей Станкевич. |
Кость в горле НАТО: почему Запад обратил свой хищный взгляд на Приднестровье | Конфликт между Молдовой и отколовшимся от нее регионом Приднестровьем с 1990 года. |
Новости Приднестровья | ПМР – Telegram | Что происходит в непризнанном Приднестровье: последние новости Приднестровской Молдавской Республике. |
Новый очаг напряженности. Россия не позволит осуществить провокации в Приднестровье
По ее словам, причиной приднестровского конфликта стали действия России, которая «прислала людей, чтобы воспрепятствовать независимости Молдовы». Приднестровье отказало Молдавии в проведении переписи в зоне безопасности конфликта. США, Великобритания и страны НАТО не вмешаются в военный конфликт, если Приднестровье подвергнется ударам из Украины, Молдавии и Румынии, — считает эксперт. Ситуация в Приднестровье в 2024 году. Конфликт между Молдавией и Приднестровьем существовал несколько десятков лет, однако особенно острым он стал на исходе советской эпохи. Но молдавские русофобские власти каждый раз отвечали, что появление солдат ВСУ на территории Приднестровья будет означать вторжение в Молдову и объявление войны со всеми сопутствующими последствиями.
Глава ПМР: прямой путь к мировой войне лежит через Приднестровье
На самом деле это будет типичное подстрекательство. Майданный режим просто возьмет за основу плана глейвицкую провокацию, устроенную немецкими нацистами в 1939 году. Тогда отрядом диверсантов было инициировано нападение Польши на немецкую радиостанцию в городе Глейвиц, что и стало предлогом для вторжения Германии. После чего, даже не спрашивая формального разрешения у Кишинева, ВСУ вторгнутся в Приднестровье, мотивируя это необходимостью защитить свою территорию. Санду либо сразу поддержит вторжение, либо будет хранить молчание, выжидая, как повернутся события. Дальше возможны два варианта развития ситуации. Первый вариант — ВСУ быстро подавят сопротивление приднестровцев и российских миротворцев. Видимо, в своих оптимистических прогнозах украинцы опираются на опыт азербайджанской армии, которой удалось нанести поражение воинским соединениям Нагорного Карабаха и армии Армении в 2020 году. Если у ВСУ получится блицкриг, то Санду однозначно поддержит вторжение и использует победу Киева в своих политических целях. Возвращение Приднестровья под власть Кишинева будет стимулом для поднятия националистических настроений в стране и нового наступления на оппозицию. Зеленский получит снаряды со складов Приднестровья, если, конечно, они не будут уничтожены в результате боев.
Но блицкриг может и провалиться, и украинцы увязнут в боях на территории Приднестровья. Положение украинских вояк и так сложное, не хватает людей, боеприпасов и техники.
И выстроена она явно не в Киеве. А, скорее всего, там, где джентльмены совершают файф-о-клок в безукоризненных костюмах, а не в заношенных футболках цвета хаки, как их недавний гость. Киев не скрывает своих целей, которые он хочет достичь в ходе провокации. Задача первая — получить боеприпасы из гигантских складов в селе Колбасна, которые хранятся там еще с советских времен. Хотя некоторые эксперты и уверены, что там уже закончились все сроки хранения, и боеприпасы там непригодны для использования их для той же ствольной артиллерии ВСУ, у украинской армии сейчас дикий голод в плане снарядов и мин, причем, именно для советских калибров 122 и 152 мм. Даже если процентов 10-15 еще в пригодном состоянии, это может обеспечить ВСУ на полгода, а то и на год.
Второй задачей, которую ставит перед собой Украина, - захват большого количества российских военнослужащих в плен и пополнение "обменного фонда". Если не получится, то уничтожение российских военных, чтобы нанести мощный моральный удар и перекрыть этим негативный эффект от неудач, которые ВСУ испытывают на линии фронта уже пару месяцев, если не больше. Последней "перемогой", которую Киев выдает чуть ли не за батальную победу в ходе героических сражений, было оставление российскими военными Херсона, из которого наши вышли без потерь. С тех пор с "перемогами" как-то закончилось. Есть еще и третья цель. Подвергшаяся "подлой российской агрессии" Молдавия просто обязана будет запросить помощи — либо у Украины, либо у соседней Румынии, позиционирующей себя защитником "сирых и убогих" молдаван. Конфликт резко выходит на совершенно иной уровень. И тут желания Зеленского и Киева и того же Лондона совпадают.
Киеву необходимо непосредственное участие союзников из НАТО своими военными. Британия тоже готова на многое, чтобы конфликт заполыхал как можно сильнее. Там выборы скоро, а у премьера Сунака положение, если не хуже губернаторского, то явно не лучше. Что касается Кишинева, то президент Молдавии, гражданка Румынии Майя Санду еще до конца не определилась, решаться ей на эту авантюру или нет. С одной стороны, ее положение не ах: рейтинги летят в пропасть, у экономики проблем больше, чем достижений раз эдак в десять. И здесь внешний враг и победоносная война способны отвлечь народ от "подлой" проблематики, да и на рейтинги плюсик капнет.
И в этот период каких-то существенных сдвигов в разрешении конфликта в Приднестровье достичь не удалось, хотя отдельные попытки в данном направлении предпринимались. В качестве таковых можно назвать несколько встреч Президента РФ В. Путина с президентами РМ П. Лучинским и ПМР И. По итогам этих встреч решено было создать государственную комиссию по содействию политическому урегулированию проблемы Приднестровья во главе с авторитетным российским политиком академиком Е. Но в итоге проект соглашения, выработанный этой комиссией, из-за его критики как в Молдове, так и ПМР не получил дальнейшего развития. В 2003 году Россия предложила еще одну модель урегулирования данного конфликта, которую обосновал Д. Козак в связи с этим документ получил название «меморандум Козака» , являющийся ныне заместителем председателя правительства РФ, а в ту пору - бывший заместителем руководителя администрации президента РФ. Главная идея «Меморандума» сводилась к плану создания на территории Молдовы ассиметричной федерации под названием «Федеративная Республика Молдова», в составе которой должны были быть представлены два субъекта федерации - Приднестровье и Гагаузия, что выглядело вполне оправданным5. Этот документ предусматривал нахождение до 2020 года на территории будущей федерации российских миротворцев, что и вызвало наибольшие возражения - этого не хотели ни Запад, ни молдавское руководство. А начавшиеся в Молдове массовые антироссийские выступления окончательно поставили крест на этом проекте, который в итоге так и не был реализован. Не удалось решить приднестровскую проблему и путем создания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Отчасти это объяснялось абсолютно различными подходами участников процесса к урегулированию конфликта. С 2011 года начался третий этап урегулирования, который продолжается по настоящее время. Попытка решить на этом этапе приднестровскую проблему была связана со сменой президентов в самой непризнанной республике. В течение 20 лет с декабря 1991 г. Смирнов, в 2011-2016 годах президентом ПМР был Е. Шевчук, а с 2016-го главой республики является В. Несмотря на различные политические предпочтения, позиция всех трех президентов оставалась неизменной - ПМР является независимым государством, и в этом качестве республика должна быть признана международным сообществом6. Диаметрально противоположный взгляд на данную проблему имеет руководство РМ. Обращает на себя внимание то, что позиция официального Кишинева существенно не изменилась и после избрания в 2016 году Президентом страны социалиста И. Додона, который неоднократно заявлял, что Приднестровье - неотъемлемая часть РМ, и никак иначе этот вопрос рассматриваться не может. Несмотря на ряд встреч и переговоров, которые в двустороннем формате провели И. Додон и В. Красносельский, эта позиция молдавского руководства остается неизменной7. Российский фактор процесса Проблемным остается вопрос и о присутствии в широком смысле России в Приднестровье. С определенной долей условности здесь можно выделить несколько сегментов. Во-первых, военное присутствие. Местное население в целом согласно с тем, что Россия продолжает оставаться главным гарантом безопасности в регионе; это присутствие поддерживается и руководством ПМР. Во-вторых, политическое присутствие. Оно выглядит более проблемным в связи с тем, что не налажен механизм постоянных политических контактов и консультаций между двумя сторонами. Однако это отчасти компенсируется достаточно регулярными переговорами на уровне парламентских делегаций и наличием должности спецпредставителя Президента РФ по торгово-экономическим отношениям с Молдовой с июля 2018 г. Козак , которая появилась взамен упраздненной должности спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью. В-третьих, социально-экономическое присутствие является крайне несбалансированным. Важным шагом, с одной стороны, стало решение о выплате российских пенсий приднестровским пенсионерам, правда не всем, а только гражданам России, постоянно проживающим на территории Приднестровья. Но при этом в Приднестровье практически не реализуются какие бы то ни было серьезные инвестиционные проекты, за исключением деятельности российского инвестора «Интер РАО», который владеет Молдавской ГРЭС, осуществляет поставки электроэнергии главным образом на молдавский рынок, но при этом активно работает и в Приднестровье. В целом же российский бизнес, несмотря на крайне либеральное по отношению к иностранным инвесторам законодательство Приднестровья, не спешит развивать свою активность в этой непризнанной республике. В-четвертых, гуманитарное сотрудничество достаточно активно развивается, на регулярной основе проводятся конкурсы, олимпиады, научные конференции, семинары и т. Но возникает большой вопрос: достаточно ли этого для маленькой республики, зажатой между ориентирующимися на США и ЕС Молдовой и Украиной? Ведется ли активная работа по линии соответствующих российских ведомств, например Россотрудничества и др.? В-пятых, оставляет желать лучшего институциональное сотрудничество, то есть постоянное взаимодействие российских и приднестровских профильных органов. В ПМР работают несколько пунктов выездного консульского обслуживания, общественные приемные отдельных депутатов Госдумы, но отсутствуют полноценные консульские учреждения, нет генерального консульства, так и не было создано «Бюро специального представителя Президента России по Приднестровью» о его создании в свое время заявлял Д. Рогозин, занимавший эту должность в 2012-2018 гг. Нет аккредитованных в России специальных центров, которые могли бы контролировать поставки в Россию приднестровской продукции. Все это позволяет сделать вывод, что России необходимо в будущем более детально проработать свою политику по Приднестровью, чтобы избежать подобных пробелов9. Это еще раз подтверждает тот факт, что большая часть международного сообщества поддерживает позицию Молдавии, о которой уже говорилось выше. Против данной позиции выступает не только Россия, но и МИД ПМР, который сразу же напомнил, что присутствие в зоне конфликта российских миротворцев закреплено соглашением 1992 года10. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, которое было подписано 21 июля 1992 года в Москве президентами РФ Б.
Вооруженный конфликт на Днестре начался 2 марта 1992 года со стычки между милиционерами Приднестровья и молдавскими полицейскими в городе Дубоссары. Конфликт продолжался несколько месяцев, пик пришелся на июнь 1992 года. Бои были прекращены после подписания 21 июля 1992 года президентами Молдавии и России соглашения о принципах минного урегулирования приднестровского конфликта. В соответствии с этим документом, в созданной на берегах Днестра зоне безопасности действуют миротворческие силы - по 300-400 военнослужащих от России, Молдавии и Приднестровья.
Наша миссия
Как гарант и посредник в процессе приднестровского урегулирования РФ видит свою задачу на нынешнем этапе прежде всего в поддержании мира и стабильности на Днестре. По словам дипломата, процесс урегулирования молдо-приднестровских отношений находится в состоянии стагнации по причине неготовности Молдовы к полноценному зрелому диалогу.
Опасения все же подтвердились: 27 февраля Украина сообщила, что сосредоточила свои войска «вдоль всей границы Приднестровья», а численность армии соответствует «угрозам», указала пресс-секретарь командования «Юг» украинских Вооруженных сил Наталия Гуменюк. Условие нападения ВСУ По словам экс-президента Молдавии Игоря Додона, украинцы действительно начнут войну в Приднестровье, если получат согласие нового молдавского лидера Майи Санду — молчаливое или открытое. Он понадеялся, что нынешний президент не допустит вооруженного столкновения. Сейчас российские миротворческие батальоны контролируют зону безопасности между Молдавией и Приднестровьем. Их и пытаются блокировать украинские войска. Как сообщало Минобороны Украины, цель Вооруженных сил страны — сбивать военные самолеты России, которые направляются в сторону непризнанной республики по небу Украины.
С чего начался конфликт в Приднестровье Три столетия назад молдавские земли входили в состав Российской империи.
Что интересно, сама она имеет румынское гражданство и добилась переименования молдавского языка в румынский: весной этого года парламент принял соответствующее решение. Еще в 1990-е молдавский язык перешел с кириллицы на латиницу и остался на кириллице только в непризнанном Приднестровье, — рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель МГУ Виктор Трефилов. Румыны пользовались кириллицей вплоть до конца XIX века. Но как в Румынии в свое время была «евроинтеграция», так сейчас она идет и в Молдавии.
Аспирант кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета Анастасия Родионова добавляет: — Язык в Молдавии и Румынии очень похож — и лексически, и фонетически, и грамматически. Вопрос, какой язык считать государственным, следует ставить по-другому: «Кем себя считают живущие в Молдавии люди: молдаванами или румынами? В ответе на него общество раскололось. По пути Армении и Грузии Недавно были опубликованы результаты исследования румынского общественного мнения, проведенного социологической группой Avangarde. Согласно им, только треть опрошенных поддерживают объединение Румынии с Молдавией, а больше половины 54 процента — против этого.
Ну, например, обеспечить Молдавии экономический рост и безопасность. Но даже постоянные усилия этих политиков не дают результата. Доля тех, кто хотя бы не против объединения, — от 20 до 30 процентов. Политолог Григорий Савельев считает, что налицо разница между желанием элит — например президента и парламентского большинства — и молдавского общества. Молдавию, по его словам, пытаются вести по тому же пути, что в свое время вели Грузию, Украину и Армению.
Сначала в страну заходят всевозможные НКО, пропагандирующие западные ценности. Проще говоря, промывающие населению мозги. Затем либо в результате майдана, как в Грузии, Армении или на Украине, либо в результате «свободных» выборов к власти приводят «правильного» лидера, присягнувшего на верность США. Затем страну всеми силами пытаются вывести из-под влияния России. А в идеале — заставить с ней воевать.
Сначала так получилось с Грузией. Правда, надолго ее не хватило. Теперь воюет Украина. Молдавия — на очереди. В войну с РФ она, конечно, не вступит.
Зачем Зеленский акцентирует сейчас эту тему, тоже примерно понятно. Прежде всего это «беспокоящий огонь» в рамках общей информационной войны с Москвой. Хотя существует мнение, что Киев сознательно нагнетает обстановку и действительно готовит свою специальную операцию. Как минимум с целью захвата военных складов бывшей 14-й армии, а также арсеналов, вывезенных после распада блока Варшавского договора из Восточной Европы.
Склады расположены в деревне Колбасна в Приднестровье в 2 километрах от границы с Украиной и в 20 километрах от границы с Молдавией. Там может находиться более 20 тысяч тонн боеприпасов. Другое дело, что непонятно, в каком они состоянии после стольких лет. Российским силам защитить анклав будет трудно.
Там расквартированы около 1700 российских миротворцев, которые могут рассчитывать в лучшем случае на помощь приднестровской милиции и других силовиков. Общая численность такой группировки может составить до пяти-семи тысяч человек. Снабжать ее по воздуху России будет практически невозможно.
Эксперт оценил слова Лаврова: для Приднестровья включили режим «разморозки» конфликта
Быть может, следующий конфликт на постсоветском пространстве вспыхнет в отколовшемся от Молдавии непризнанном Приднестровье. В одной из статей на эту тему, опубликованной сирийской газетой Al Watan, утверждается, что США и НАТО накачивают оружием Молдову в надежде устроить новый вооруженный конфликт под «надуманным предлогом» – из-за Приднестровья. Правовую базу участия России в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально содержало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Последние и самые главные новости из Молдавии и Приднестровья каждый день на EADaily. Официальный комментарий властей Молдовы по поводу атаки беспилотника в Приднестровье. Молдова отрицает «украинский след» и рассматривает инцидент как провокацию. резюмировал эксперт.
По разные стороны стола. 30 лет назад начались переговоры между Молдовой и Приднестровьем
Кишинев не хочет мирного решения приднестровского вопроса | Как будет развиваться ситуация в Приднестровье и к чему приведут обстрелы регионов рядом с Украиной? |
Request Rejected | В Приднестровье понимают, что приход украинских, а затем и молдавских нацистов будет означать физическое уничтожение отдельных людей и целых семей. |
Подготовка Молдавии к аннексии: Что будет с Приднестровьем и почему готовится война с Россией
Есть несколько сценариев. Согласно первому, ни Украина, ни Молдавия не готовы начинать сейчас войну, все заявления — это психологическое давление. Правительство Молдавии не готово вести войну в силу тяжелого внутриполитического положения в стране. А у ВСУ и так ситуация не блестящая, и открытие еще одного фронта — большой риск. Но на территории Приднестровья есть склады вооружения в районе села Колбасна, на которых хранится около 20 тысяч тонн еще советских боеприпасов. Такое количество снарядов частично бы утолило снарядный голод ВСУ. Замысел Киева и Кишинева, а точнее, их западных кураторов состоит в том, чтобы вынудить правительство Приднестровья и командование российских миротворцев отдать эти боеприпасы Молдавии, а та передаст их Украине. Именно по этой причине о демилитаризации края заявил Речан, а Украина начала переброску техники в Одесскую область, чтобы убедить Россию и Приднестровье в том, что скоро начнется вторжение. События могут развиваться следующим образом. Украина заявит, что некое село в Одесской области было обстреляно артиллерией с территории Приднестровья. Зеленский обратится к Санду с требованием разрешить ВСУ навести порядок в республике.
Санду заявит, что не хочет войны на территории Молдавии и выдвинет Тирасполю ультиматум: разоружение приднестровской армии, вывод российских миротворцев, передача контроля над складами возле Колбасны молдавской армии. В противном случае Приднестровью придется воевать и с Кишиневом, и с Киевом.
Но на территории Приднестровья есть склады вооружения в районе села Колбасна, на которых хранится около 20 тысяч тонн еще советских боеприпасов.
Такое количество снарядов частично бы утолило снарядный голод ВСУ. Замысел Киева и Кишинева, а точнее, их западных кураторов состоит в том, чтобы вынудить правительство Приднестровья и командование российских миротворцев отдать эти боеприпасы Молдавии, а та передаст их Украине. Именно по этой причине о демилитаризации края заявил Речан, а Украина начала переброску техники в Одесскую область, чтобы убедить Россию и Приднестровье в том, что скоро начнется вторжение.
События могут развиваться следующим образом. Украина заявит, что некое село в Одесской области было обстреляно артиллерией с территории Приднестровья. Зеленский обратится к Санду с требованием разрешить ВСУ навести порядок в республике.
Санду заявит, что не хочет войны на территории Молдавии и выдвинет Тирасполю ультиматум: разоружение приднестровской армии, вывод российских миротворцев, передача контроля над складами возле Колбасны молдавской армии. В противном случае Приднестровью придется воевать и с Кишиневом, и с Киевом. Принятие такого ультиматума означает конец Приднестровской республики.
Тирасполь его отвергнет. Тогда будет сделано тайное предложение о передаче всех боеприпасов формально Молдавии, но реально Украине, иначе война. Расчет Украины и Молдавии строится на том, что у правительства Приднестровья и российских миротворцев просто не будет другого выхода, кроме как отдать боеприпасы Украине, так как по сравнению с войной на два фронта это представляется меньшим из зол.
Мы будем продолжать прилагать все усилия, чтобы воспрепятствовать этому разрушительному намерению президента Молдавии Майи Санду и премьера Дорина Речана. Будем делать все, чтобы сохранить мир в Республике Молдова", - заявила Таубер. Ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в реакции на комментарий первого заместителя генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ о готовности Североатлантического блока оказать "дополнительную практическую, финансовую и политическую поддержку" Кишиневу в условиях якобы "возрастающего давления" со стороны России выразила надежду на то, что в Молдавии остались политики, способные осознать, что сближение республики с НАТО чревато потерей суверенитета.
В Кишинёве эти референдумы признали незаконными. Со временем обстановка только ухудшалась. Помимо территории на левом берегу Днестра, в состав нового образования вошли несколько населённых пунктов и на правом берегу, включая город Бендеры.
Уже 2 ноября 1990 года в регионе начались первые вооружённые столкновения. В результате инцидента погибли три человека. После этого обе стороны начали активно вооружаться.
Молдова и Приднестровье оказались на грани полномасштабного военного конфликта. Вооружённые стычки стали регулярными — так, например, молдавская полиция предприняла ещё несколько попыток взять под контроль Дубоссары. Президент Молдовы Мирча Снегур выступал сторонником жёсткой ликвидации сепаратистского движения в Приднестровье и перешёл к решительным мерам.
Началась мобилизация, не вызвавшая никакого энтузиазма у населения: мало кто рвался сражаться со своими соотечественниками. Во второй половине июня завязались тяжёлые бои за Бендеры. Город был очевидной целью из-за своего расположения на правом берегу Днестра, но взять его оказалось непросто.
Силы МВД Молдовы, армии, волонтёров и отрядов самообороны встретили жёсткое сопротивление республиканской гвардии ПМР, казаков и ополченцев. Активные боевые действия продлились около недели. За это время со стороны Приднестровья погибло около 200 человек, а молдавские силы потеряли примерно 80 бойцов.
Приднестровский конфликт и вопросы урегулирования
Новости про Приднестровье | «Но если Молдова в попытке восстановить свою территориальную целостность решит захватить Приднестровье, то Румыния, естественно, будет двумя руками «за», — пояснил Земцев. |
Подготовка Молдавии к аннексии: Что будет с Приднестровьем и почему готовится война с Россией | 1. Обратиться в Совет Федерации и Государственную Думу России с просьбой о реализации мер по защите Приднестровья в условиях усиления давления Молдовы. |
По разные стороны стола. 30 лет назад начались переговоры между Молдовой и Приднестровьем | Молдавии следует пересмотреть свою политику в отношении приднестровского конфликта, чтобы добиться подвижек в процессе его урегулирования. |
Приднестровье – последние новости | Молдова и Приднестровье оказались на грани полномасштабного военного конфликта. |
Приднестровье | Говоря о "замороженном" конфликте в Приднестровье, эксперт подчеркнула, что в сложившихся условиях существует гипотетическая угроза захвата Россией южной части Украины и "замыкания" ее на территории Приднестровья. |
Эксперт оценил слова Лаврова: для Приднестровья включили режим «разморозки» конфликта
Для Украины и Молдовы Приднестровье стало своего рода тем, чем был для Рима Карфаген. История вооруженного конфликта между Приднестровьем и Молдовой восходит к событиям конца 1980-х годов, когда летом 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языке. Увеличение активности и напряжения в Молдове вызывает тревогу, особенно в свете последних событий. История вооруженного конфликта между Приднестровьем и Молдовой восходит к событиям конца 1980-х годов, когда летом 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языке. России не нужен конфликт в Приднестровье, а возможные провокации нацелены лишь на создание дополнительных проблем для РФ, подчеркнул Сергей Станкевич.
Ситуация тревожная - эксперт о Приднестровье, Молдове и России
Более явственно стал ощущаться неповторимый аромат пороха: многие люди считают румынскую военную интервенцию в Молдавию и Приднестровье вполне реальной. Госсекретарь Министерства обороны Молдовы Валерий Мижа заявил, что военное ведомство отслеживает ситуацию в непризнанном Приднестровье после предупреждения России о возможных провокациях со стороны Украины. Тревожит то, что ЕС и США настроены на то, чтобы Молдова получила качественное превосходство в военной сфере над Приднестровьем. Интерфакс: Руководство Молдавии не допустит возобновления конфликта в Приднестровье, заявила на митинге в связи с 31-й годовщиной начала вооруженного конфликта на Днестре президент страны Майя Санду.
Кость в горле НАТО: почему Запад обратил свой хищный взгляд на Приднестровье
Эскалация конфликта в Приднестровье теоретически втягивает не только Молдову, но и другие государства-члены НАТО. Россия продолжает настаивать на урегулировании конфликта с учетом интересов обеих сторон — и Молдовы, и Приднестровья. Конфликт между Молдовой и отколовшимся от нее регионом Приднестровьем с 1990 года. Ситуация в Приднестровье в 2024 году. Андрей Сафонов, депутат Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики, глава Ассоциации независимых политологов Приднестровья: 20 октября пройдут выборы президента Молдовы. Более явственно стал ощущаться неповторимый аромат пороха: многие люди считают румынскую военную интервенцию в Молдавию и Приднестровье вполне реальной.