Тема: Картинки Рама для слайдов про писателей Фон для презентации Гоголь Николай Васильевич Гоголь коллаж Николай Гоголь мистический портрет Николай Гоголь (1809—1852). Гоголь Николай Васильевич. Николай Гоголь – русский писатель, драматург, критик, публицист, классик литературы, оказал большое влияние на мировую литературу. Работал Гоголь стоя, переписывал произведения сидя, знал все свои крупные сочинения наизусть. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта ст. ст. 1809 года в селе Сорочинцы недалеко от Полтавы.
Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя
Начало творческого пути Фета. Творческий путь Гоголя. Жизненный путь Фета. Начало литературного пути Фета. Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище. Могила Гоголя в Даниловском монастыре. Новодевичье кладбище Гоголь. Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище на схеме. Никола Васильевич Гоголь.
Гоголь Николай Васильевич интересные факты. Гоголь русский прозаик. Гоголь фото. Гоголь Николай Васильевич писатель. Николай Васильевич Гоголь 20 марта. Гоголь Николай Васильевич университет. Николай Васильевич Гоголь 5 класс. Н В Гоголь и Пушкин.
Пушкин и Гоголь презентация. Пушкин и Гоголь дружили. Произведения Гоголя. Гоголь биография произведения. Последние годы Гоголя. Последние годы жизни Гоголя. Гоголь Николай Васильевич смерть. Николай Васильевич Гоголь последние годы жизни.
Гоголь Николай Васильевич учеба. Гоголь Николай Васильевич место учебы. Годы учебы Николая Васильевича Гоголя. Гоголь Николай Васильевич Полтавское училище. Смерть поэта Гоголя. Смерть Гоголя. Смерть Гоголя биография. Сообщение о Гоголе 5 класс кратко.
Биография н в Гоголя 5 класс. Гоголь Николай Васильевич в юности. Таинственная смерть Гоголя. Загадки Гоголя. Загадка смерти Гоголя. Детские годы Гоголя в Васильевке. Гоголь в детстве. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке.
Гоголь родился 1809. Конспект про Гоголя. Гоголь кратко. Гоголь Жуковский и Пушкин в Царском селе. Годы жизни Гоголя и Пушкина.
В то время готовилось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины , где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете.
Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья [27]. Портрет Гоголя, рисованный с натуры актёром П. Каратыгиным в 1835 году В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем.
Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, лёгшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637 — 1638 годов , предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая « Шинель », « Коляска », может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в « Современнике » Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится « Рим » в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет « Мёртвых душ », был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.
Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1]. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », « Тяжба », « Лакейская » и «Отрывок».
Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и « Игроки », задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. Карандашный портрет Н. Гоголя Э. Дмитриев-Мамонов , 1840-е гг. Гоголя, признаёт Почётным своим членом, с полною уверенностью в его содействии Московскому университету во всем, что к успехам наук способствовать может» [28]. За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет.
Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение — « Мёртвые души », но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился с А. Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина , страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы.
Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Мемориальная доска, установленная на via Sistina 125 в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал свой шедевр. Доска установлена силами писателя П. Боборыкина Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву , где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ».
К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру , которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М. В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей стало окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте , Дюссельдорфе , то в Ницце , то в Париже , то в Остенде , часто в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше.
Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности привело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное : для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своём кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы «Мёртвые души» есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого предназначения. Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, вторично сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ».
В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях.
Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафиму Саровскому , Игнатию Брянчанинову и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя « натуральной школы », было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [29]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги.
Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами политических движений и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории , и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже такие друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё».
В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания ; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь , и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов.
По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены А. Хомякова — Екатерины Михайловны , которая была сестрой его друга Н. Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице ; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [30]. Смерть Москва. Дом графа А. Толстого, где умер Н. Фото около 1900 года.
Посмертная маска Н. Гоголя С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [31]. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [32]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста.
Именно по этому сюжету и написана комедия «Ревизор». Судьба занесла коллежского регистратора Хлестакова в уездный город, а перед этим, он сильно проигрался в карты. Его принимают за ревизора, и всем должностным лицам приходится «прогибаться» перед ним, давать взятки, чтобы скрыть недостатки своей работы и скрыть истинное положение дел в городе.
Позже Гоголь напишет, что в этой комедии он собрал все, что было дурного в России в те времена, всю несправедливость, творящуюся в таких вот уездных городках, и высмеял это на весь мир. Работа над комедией подошла к концу в 1836 году. Ему посоветовали обязательно поставить ее на сцене театра, но очень долго писатель не мог получить разрешение на спектакль.
Цензура не пропускала это крамольное произведение, и если бы не Василий Жуковский, лично обратившийся к императору, то возможно, зрители так и не увидели бы эту постановку. Через несколько месяцев начались репетиции комедии в петербургском Александринском театре под руководством Гоголя. Он сам занимался разработкой схем расположения на сцене артистов, руководил режиссером и художником, создающим костюмы.
Премьера спектакля состоялась в мае 1836 года, на ней присутствовал Николай I и его сын Александр. Он был в восторге от этой комедии, и приказал всем министрам обязательно ее посмотреть. Реакция зрителей на «Ревизор» оказалась очень неоднозначной.
Писатель вспоминал, что все против него, что он слышит от пожилых и почтенных чиновников об отсутствии у него уважения к служащим людям. Против него ополчились полицейские и литераторы, которые ругают его пьесу, но все равно продолжают на нее ходить. Все билеты на спектакль раскупались мгновенно, четыре представления прошли при полном аншлаге.
Писатель понимал, что если бы за него не заступился государь, то его пьесу никогда бы не поставили на сцене театра. Спустя несколько недель комедию увидели москвичи, там ее постановкой занимался друг автора — Михаил Щепкин. Иллюстрация к произведению Николая Гоголя «Ревизор» В тот же период начал выходить и журнал «Современник», который издавал Александр Пушкин.
В первом его номере вышла повесть Гоголя «Нос». Главный герой произведения — чиновник, потерявший нос в одно утро, и теперь он никак не мог рассчитывать на повышение. Вслед за этим на страницах журнала напечатали «Коляску» Гоголя, где помещик по фамилии Чертокуцкий вечером расхваливает экипаж перед генералом с целью его продажи, а утром ему приходится прятаться от покупателя, так как его хваленая карета оказалась ни на что негодной.
Он объяснял свое решение тем, что ему просто необходимо собраться с мыслями, которые очень рассеяны «от разных досад и волнений», а также размыкать тоску, навеянную соотечественниками. Он говорил, что стоит вывести на сцену нескольких плутов, как тысячи честных людей начинают сердиться, и говорить, что они не такие. Писатель отправился в Германию, потом в Швейцарию, а затем побывал в Париже.
В столице Франции он снова принялся за работу над романом «Мертвые души», который забросил в Петербурге от нехватки времени. В феврале 1837-го на дуэли погибает Пушкин. Эта трагедия доставила Гоголю много переживаний.
По мнению полковника Андрея Карамзина, известие о гибели поэта сильно подкосило Гоголя, он затосковал и думал, что пора возвращаться в Петербург, который опустел для него после смерти друга. Но вместо того, чтобы вернуться в Россию, писатель отправился в Италию. В 1841-м ему удалось закончить работу над первым томом «Мертвых душ», и чтобы отдать его в печать, Гоголь приехал в Москву.
В этот период он жил в доме Михаила Погодина, известного историка. Весной 1842 года удалось получить разрешение цензуры на публикацию «Мертвых душ». Дизайн обложки этого издания разработал сам Гоголь.
История помещика Чичикова, разъезжавшего по России в поисках бумаг на мертвых душ, вызвала разную реакцию читательской аудитории. Сергей Аксаков вспоминал, что очень многим нравилось произведение, но были и такие, кто относился к Гоголю с нескрываемой ненавистью. По задумке Гоголя «Мертвые души» должны были выйти в трех томах, причем в конце главный герой меняется, переосмысливает свое отношение к жизни и понятие о нравственных ценностях.
В том же, 1842-м Гоголь представил на суд читателей новую повесть под названием «Шинель». Действие разворачивается в Петербурге, главного героя зовут Акакий Башмачкин, он мелкий чиновник, целыми днями корпящий над переписыванием бумаг за мизерное жалование. В один из дней у него случилась неприятность — порвалась шинель, и он начал собирать деньги, чтобы купить новую.
Для этого ввел режим тотальной экономии, отказался от чая, носил дома только халат, чтобы другая одежда не изнашивалась. А когда его мечта сбылась, и он смог купить себе обновку, то тут же ее потерял, ее отобрали какие-то люди на улице. Портрет Николая Гоголя в творческом процессе Летом 1842-го писатель снова отправился за границу.
Он побывал в Риме, Дюссельдорфе, Ницце, Париже. Он продолжал писать второй том «Мертвых душ». Спустя три года, в 1845-м, Гоголь оказался под властью душевного кризиса.
Поддавшись нахлынувшему порыву, он сжигает второй том романа «Мертвые души», и все рукописи. Писатель отказался от общения с друзьями, перестал писать им письма. В 1848-м Николай Васильевич уехал в Иерусалим, и только там в полной мере ощутил, как много в нем «холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».
На следующий год Гоголь возвращается на родину, и пытается восстановить сожженный том повести по памяти. Но спустя некоторое время его снова накрывает тоска и отчаяние. Личная жизнь От отца писатель унаследовал не только любовь к литературе, но и страх ранней смерти, который впервые проявился еще в юности.
У Гоголя с детства обнаружился маниакально-депрессивный психоз. Из веселого и задорного молодого человека он мог мгновенно превратиться в угрюмого и отчаянного. Часто впадал в депрессию.
Это состояние не давало покоя писателю до самой смерти. В письмах друзьям он часто признавался, что слышит голоса, куда-то зовущие его. Жизнь в постоянном страхе превратила его в аскета и затворника.
Николай любил женщин, но на расстоянии.
Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной».
Если благодетельный сон успокоит меня сколько-нибудь, то зато какое грустное пробуждение. Вы можете это вообразить…будучи сама матерью. Его все тревожило...
Такие люди не живут долго на земле, их пребывание не здесь, им предоставлены небесные радости, вместо земных…Теперь я еще более люблю всех людей, видя, как они любят моего сына, даже и те, которые не знали его лично. Прощайте… пребуду навсегда истинно вас любящая и покорная к услугам Мария Гоголь. Гоголь умер в своей последней квартире в доме 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Николай Васильевич Гоголь
Клименков , доктор К. Сокологорский , доктор А. Тарасенков , профессор И. Варвинский , профессор А. Альфонский , профессор А.
Овер решается на принудительное лечение Гоголя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство. Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия [30]. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И.
Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Дело об имуществе Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
Сведения, сообщённые полиции дворецким графа Толстого Рудаковым, об имении, наследниках и слуге Гоголя, точны, но крайне скудны. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли собой совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С.
Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [31]. Единственно ценной вещью в имуществе, оставшемся после Гоголя, были золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому как память об умершем Пушкине: они были остановлены на 2 ч 45 мин пополудни — времени кончины Пушкина [34]. Протокол, составленный квартальным надзирателем Протопоповым и «добросовестным свидетелем» Страховым, обнаружил ещё один вид имущества Гоголя, опущенный дворецким: книги — и отметил любопытное обстоятельство: слуга Гоголя, подросток Семён Григорьев, как видно из его подписи, был грамотный.
Книг у Гоголя, в час смерти, оказалось 150 на русском языке из них 87 в переплётах и 84 на иностранных языках из них 57 в переплётах. Этот вид имущества был столь ничтожен в глазах официальных оценщиков, что каждая книга пошла по копейке за штуку. Профессор московского университета Шевырёв, подписавший опись, не проявил интереса к предсмертной библиотеке Гоголя и не составил списка книг, что держал Гоголь при себе в последние месяцы жизни. Осталось известно только число томов — 234 [35].
Квартальный надзиратель в рапорте приставу Арбатской части переписал текст протокола с существенным добавлением: «Указа об отставке между имеющихся у него бумаг не найдено и по случаю временного его пребывания здесь в Москве письменный вид его в вверенном мне квартале явлен не был, а также и духовного завещания не осталось». Рапорт впервые заговорил о «бумагах» Гоголя, не упоминавшихся в «объяснении» и протоколе, и об отсутствии «завещания». Ранее полиции — не позднее, чем через полтора часа после кончины Гоголя, — побывал в комнатах умершего писателя доктор А. Куда девались деньги Гоголя, рассказал тот же Тарасенков: после 12 февраля Гоголь «рассылал последние карманные деньги бедным и на свечки, так что по смерти у него не осталось ни копейки.
У Шевырёва осталось около 2000 р. Эту сумму Гоголь не считал своей и оттого не держал её у себя, вверив распоряжение ею Шевырёву. Действительно, 7 мая 1852 года Шевырёв писал в «Записке о печатании сочинений покойного Н. Гоголя и о сумме денег, им на то оставленной»: «После Н.
Гоголя осталось в моих руках от его благотворительной суммы, которую он употреблял на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством — 2533 руб. Итого 2,703 р. Очевидно, дворецкий графа Толстого Рудаков и слуга Гоголя Семён Григорьев, заранее, сразу после кончины Гоголя, изъяли их из его комнаты для того, чтобы вернее сохранить для его семьи и для потомства. Позднее Рудаков передал их графу Толстому, а тот уже поставил в известность Шевырёва и Капниста.
Я же привезу к Вам все оставшиеся бумаги … если бы что-нибудь замедлило предположенную мною поездку, то завещания я вышлю по почте, но страховым письмом. Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя. Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений.
Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О. Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н. Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных. Похороны и могила Могила Н.
Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39]. Московский губернатор граф А.
Закревский в своём письме шефу жандармов графу А. Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А. Хомяковым, К. Аксаковыми, А.
Ефремовым, П. Киреевским, А. Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету.
Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь. В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40].
Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве.
На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя.
Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав. Притчей гл.
На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит».
В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44].
Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45].
Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В.
Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.
Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным.
Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными.
Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах.
Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной.
Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков.
Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной.
Слайд 19 Москва, Никитский бульвар, 7 В этом доме с 1848 по 1852 год прожил Н. Гоголь, здесь же, в феврале 1852 года он и скончался. В левом крыле дома находятся комнаты, в которых жил Николай Васильевич: спальня, где он работал, переписывая свои произведения. Работал Гоголь стоя, переписывал произведения сидя, знал все свои крупные сочинения наизусть.
Часто можно было слышать, как он прогуливался по комнате и проговаривал свои произведения. Слайд 20 Гоголю не дают покоя хронические страхи. С детства он мучился от тафофобии, боязни быть захороненным заживо и задохнуться в гробу. Чтобы обезопасить себя, Николай Васильевич еще при жизни оставил письменное поручение, чтобы его похороны состоялись только после того, как будут явными все признаки разложения. Слайд 21 Любимым блюдом писателя были… итальянские макароны. Он с удовольствием готовил их сам, добавляя соль, перец, сливочное масло и сыр-пармезан.
Слайд 22 Гоголь очень любил сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить сахар, который подавали к чаю, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Запас отличного чаю у него никогда не переводился, но главным делом для него было набирать различные печенья к чаю. Он отыскивал всякие крендельки, булочки, сухарики и угощал своих знакомых. Слайд 23 Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Он вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
Слайд 24 Современники Гоголя отмечают, что он был неприхотлив в быту, одевался скромно, но периодически тратил внушительные суммы на благотворительность, помогая студентам и молодым поэтам. Слайд 25 Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть «Нос». Слайд 26 Отгадай ребус и ты узнаешь...
После издания первого тома Гоголь всецело отдался работе над вторым, начатым еще до окончания первого. Эта работа представлялась писателю все более и более грандиозной по замыслу. Все усложняя поставленную задачу и делая ее по существу невыполнимой — создать среди царства пошлости положительные и даже идеальные характеры и показать пути исправления Чичиковых и Плюшкиных, - Гоголь стал думать, что для решения ее ему нужно самое высокое совершенствование, подвижничество.
Не допуская мысли выпустить произведение Портрет А. Иванова художественно не совершенное, он вместе с тем 1841 год. Гоголь неправдоподобие перевоплощения героев отрицательных героев добродетельных. Чуть ли не каждая страница давалась ему с огромным напряжением: все написанное казалось ему несовершенным. Замкнув себя в «душевном монастыре», как он сам называл свое существование в эти годы, изнурив себя в труде, чувствуя недовольство его результатами, доведя себя до почти полной потери способности творить, Гоголь в состоянии тяжелого душевного кризиса в 1845 году сжег почти завершенную рукопись с твердым намерением написать лучше, совершеннее. В 1847 г. Книга выполняла двоякую функцию — и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей — сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя. Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю.
Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей. Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе.
Виртуальная презентация "Николай Гоголь: странный гений"
Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской. Весной 1850 года Николай Васильевич Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь. 21 февраля (4 марта) 1852 г. — впав в беспамятство, Николай Васильевич Гоголь умер в состоянии сильного истощения, был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве. Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика.
Презентация «Гоголь Николай Васильевич»
В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Родители писателя Родительский дом Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке другое название - Яновщина. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
Неподражаемый художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям и биографам писателя. Ещё при жизни его называли монахом, шутником, мистиком, подчёркивая, что в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое. Талант Николая Васильевича Гоголя проявился в различных сферах литературы. Он был прозаиком, драматургом и публицистом.
Вместе с тем "веселость" гоголевской книги обнаруживала различные оттенки от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору.
При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы Слайд 6 1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений "Арабески" и "Миргород" оба в двух частях ; начата работа над поэмой "Мертвые души", закончена в основном комедия "Ревизор", написана первая редакция комедии "Женихи" Слайд 7 Работа над «Мертвыми душами» Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над "Мертвыми душами", сюжет которых был подсказан ему Пушкиным.
В Риме Слайд 17 В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. В конце июня или в начале июля 1845 в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись второго тома Мертвых душ. В 1847 году в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями».
Слайд 18 Гоголь готовится к паломничеству по святым местам. Но после Причащения с грустью признается себе: «Я не стал лучшим, тогда как все земное должно было во мне сгореть и остаться одно небесное». Всего Гоголь посещает трижды Оптину пустынь, встречается со старцами и уже не в первый раз в своей жизни изъявляет желание «поступить в монахи». Слайд 20 Москва, Никитский бульвар, 7 В этом доме с 1848 по 1852 год прожил Н. Гоголь, здесь же, в феврале 1852 года он и скончался.
В левом крыле дома находятся комнаты, в которых жил Николай Васильевич: спальня, где он работал, переписывая свои произведения. Работал Гоголь стоя, переписывал произведения сидя, знал все свои крупные сочинения наизусть. Часто можно было слышать, как он прогуливался по комнате и проговаривал свои произведения. Слайд 21.
Презентация Николай Васильевич Гоголь страницы жизни и творчества
Главная → Публикации → Литература → Презентации → 9 класс → Презентация-биография Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский)— русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Произведения Николая Васильевича Гоголя, одной из самых мистических фигур русской литературы, ставят его в один ряд с великими мировыми классиками. Посмотреть презентацию на тему " Биография" для 9 класса в режиме онлайн с анимацией. Похоронили Николая Васильевича Гоголя на кладбище Данилова монастыря, однако в 1930-х гг., когда монастырь закрыли, а некрополь разрушили, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы.
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить…
- Презентация Николай Васильевич Гоголь страницы жизни и творчества
- Презентация по литературе на тему Николай Васильевич Гоголь (9 класс)
- Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить…
- Презентация посвящённая 210 летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя
Картинки гоголя
Презентация по русскому языку и литературе Презентация по литературе на тему Николай Васильевич Гоголь (9 класс) скачать. Презентация знакомит с краткой биографией Николая Васильевича Гоголя (1809 1852) классика русской литературы, писателя, драматурга, публициста, критика. Похоронили Николая Васильевича Гоголя на кладбище Данилова монастыря, однако в 1930-х гг., когда монастырь закрыли, а некрополь разрушили, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.
Презентация по обществознанию на тему «Николай Васильевич Гоголь» скачать бесплатно
Презентация "Николай Васильевич Гоголь: жизнь и творчество" представляет собой краткое и доступное описание основных дат и событий из жизни и творчества известного русского писателя. Диапазон творческого мастерства Николая Гоголя простирается от едкой общественной сатиры и дотошного реализма до мистики. 1 апреля – родился Николай Васильевич ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский) (1809-1852) – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.