Рассказываем о первом занятии Школы в этом году, которое провел победитель конкурса «Учитель года России» – 2022 Дмитрий Лутовинов.
Новости и события Российского исторического общества
Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году | Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. |
Точка зрения | Проблема преподавания истории России в школе | В этой связи позвольте доложить, что министерством разработана единая программа преподавания истории", – сказал Кравцов. |
Школьные уроки истории хотят деевропеизировать
Но это я так понимаю патриотизм. А кто-то понимает его прямо противоположным образом. Поэтому под патриотическим воспитанием может пониматься очень и очень разное. Как взрослым изучать историю? Что делать? Можно начинать даже с вузовских учебников. Они сейчас скучные, но систематичные.
Когда-то я мог порекомендовать свой курс лекций, но я не хочу заниматься саморекламой. Он на сайте фонда Гайдара есть. Но я уже сказал, что лекционных курсов сейчас очень много. Не думаю, что взрослый человек захочет изучать систематически курс истории. Он, скорее всего, заинтересуется той или иной проблемой. Сегодня мне интересна предыстория Второй мировой войны, завтра мне интересна, скажем, предыстория Октябрьской революции.
Ищите соответствующие лекции. О фейках и фолк-хистори — Часто обсуждают проблему так называемых исторических фейков. Она звучит в разных контекстах, но действительно много — и в области филологии, и в области преподавания. Это не только фейки, это еще и то, что называют проблемой фолк-хистори. Фолк-хистори — претендующие на научность, но не являющиеся научными литературно-публицистические труды и идейно-теоретические концепции на исторические темы, созданные в основном непрофессионалами. Когда непрофессионалы, люди невысокой компетентности, и вообще сказочники всевозможные, берутся за написание книг, статей по различным темам.
Наиболее очевидный пример — фокус академика Фоменко «новая хронология» — псевдонаучная теория радикального пересмотра всемирной истории, созданная под руководством математика Анатолия Фоменко. Это все фолк-хистори, фантазии на исторические темы. Как отличить фолк-хистори от серьезных трудов? Это не всегда легко. Но есть один, на мой взгляд вполне явный признак. Как только автор начинает говорить: вам все лгали, все вас вводили в заблуждение, и только я один сейчас вам раскрою глаза...
Книгу можно закрывать, потому что это халтура. Правда, и здесь есть исключение. Есть очень интересный автор Александр Львович Янов советский и американский историк, политолог и публицист, доктор исторических наук, профессор. Но его читать интересно. Его труды спорные, там можно найти массу исторических огрехов, но концептуально это интересно и заслуживает чрезвычайно большого внимания. Но Янов такой один.
Как Леонид Кацва стал учителем истории — Как вы сами поняли, что будете историком? И с тех пор не сворачивал. Понимаете, папа историк. Оба деда, один из которых был юрист, а второй был вообще агроном, историей интересовались всегда. У меня дома эта историческая атмосфера присутствовала постоянно, и мне деваться было некуда. И когда родители опомнились и попытались меня с этого пути свернуть, было поздно.
Они поняли, что никакие физико-математические предметы невозможны, потому что я к ним, как говорится, «такую ненависть испытываю — кушать не могу». И с другой стороны, было понятно, отчасти по этой же причине, отчасти по причине природной брезгливости, с которой ничего нельзя поделать, мне закрыт путь в биологию. Была последняя идея — географический факультет. Разбилась она мгновенно, как только выяснилось, что на геофаке один из вступительных экзаменов — физика. Вопрос был закрыт моментально. И больше к нему никогда не возвращались.
В 10-м классе не до этого было. Там надо было уже целенаправленно готовиться. Леонид Кацва — Вы помните, как вы принимали решение про то, что пойдете работать в школу? Его за меня приняли. Понимаете, достаточно посмотреть на мой профиль, чтобы понять, что в 1975 году в МГУ мне поступать смысла не имело. Туда людей моей национальности принимали только в исключительных случаях, по большому блату.
Поэтому МГУ для меня был закрыт. Что оставалось? Историко-архивный или пединститут. Отец мне сказал: историко-архивный не надо, потому что история в варианте работы в архиве — это скучно. И в общем, судя по всему, в моем случае он оказался прав. Потому что я по складу характера оказался больше популяризатором, чем архивистом.
Как выяснилось в дальнейшем, архивы — это не мое, там я очень быстро устаю. И это для исследователя плохо. Я пошел в пединститут. И в первые годы был уверен, что как-нибудь я с этой дороги слиняю. Издательство, редакция, музей, что-нибудь в этом роде. Отец, кстати, начинал с работы в музее.
Ну а к пятому курсу стало понятно, что слинять не удастся. Была система распределения. Увернуться от нее удалось немногим. Я особо и не пытался. Вариантов никаких не вырисовывалось. Пришел в школу.
Причем совершенно случайно — в удачную. Весной я бегал в районный отдел народного образования непрерывно. Мне сулили одну школу, в которой давали 27 часов, с 4-го по 10-й класс. В другой — 29 часов, с 5-го по 10-й класс. Все-таки это очень много, поскольку ставка — 18 часов. Кончилось тем, что мне сказали: «Одна школа забронирована за вами, там разберемся».
Приезжаю — в забронированной школе давно другой учитель, точнее студент. Чиновница, которая меня оформляла, уволилась. Тогда я уехал в городской отдел народного образования. Предложили школу в Новогиреево. Я даже директору позвонил. Тогда еще пересадки на Новокузнецкой станции не было, надо было добираться с двумя пересадками на метро, и еще 20 минут автобусом.
Когда директор услышал, где я живу, он от изумления выразился не вполне печатно. Я понял, что у него не надо работать. Другой мне район предложили. Я сказал: «Вы мост постройте, мне будет пешком 40 минут, а пока моста нет, мне на транспорте полтора часа добираться, не пойдет. В пределах часа найдите мне работу, пожалуйста, или отпустите меня». Сейчас этот мост есть, кстати.
В конце концов мне предложили две школы. Одна на Водном стадионе, вторая — на юго-западе. Я выбрал юго-запад — на пробу. Сорок третий год пробую. Был еще момент замечательный. Я его с юмором вспоминаю.
Пока мы все это обсуждали, вошел пожилой человек. И сказал: «Вы историк? Но только еще и организатором внеклассной работы» — «Не-не-не…» Это было судьбоносное решение, потому что это был не кто иной, как Леонид Исидорович Мильграм преподаватель истории, народный учитель СССР, почетный гражданин Москвы. Но попасть к нему организатором внеклассной работы, для меня чуждой совершенно, это была бы гибель. И слава Богу, что я отказался. Хотя для меня, и не только для меня это могло бы многое поменять в судьбе.
Сложно было? Я был старше своих первых учеников на шесть лет. Пришел после очень сильного учителя. Хотя сегодня несколько выпускниц, добрые гуманные люди, пишут мне, что им было со мной на моем первом году хорошо, это была такая свежая струя, и так далее. Я не очень им верю, потому что я пришел первогодком после большого мастера. Александр Михайлович Бек действительно был выдающийся учитель, которого я тогда не мог заменить адекватно.
Много было разных забавных случаев. Я в свое время собирал коллекцию детских перлов. Обстоятельства повели меня в пединститут, привели меня в школу. У меня не очень удачно по разным причинам складывалась жизнь, но то, что я попал именно в эту школу, конечно, было удачей. Возможно, главной в моей жизни. Ну а вот что касается того, что я сделал сам — в 1990 году я проработал в школе 10 лет и понял, что морально готов создать собственный учебник по истории Древней Руси.
Не получилось. Я успел ему показать первые 18 страниц, он одобрил. А через две недели после этого умер. Единственное, что он сделал, сказал: «Я предлагаю вам Андрея своего зятя, Андрея Юрганова в соавторы». На что я ответил: «Я просил Андрея об этом на вашем последнем дне рождения, он отказался». Ну, в итоге мы написали два учебника совместно.
Считаю, что решение написать учебник я принял правильно. И вовремя. Это решение я принимал сам. А так меня во многом вела судьба. О коллективной ответственности — Что вы думаете о коллективной ответственности, насколько вы разделяете ее? Я считаю, что в основном человек ответственен за свои поступки.
И за то, на что он повлиял, или за то, на что не повлиял, если мог повлиять. А если он не повлиял на что-то, на что он повлиять не мог, то возлагать на него такую ответственность нельзя. Культура жива.
Это абсолютно оправданно. Идеологические вызовы, которые доносятся со всех сторон, обязывают нас доносить истинные смыслы до детей и молодежи», — считает Константин Диянов. В этом учебном году внесены изменения и в подготовку учителей истории. В новых учебных планах подготовки учителей истории и обществознания реализуется концепция «Ядра педагогического образования». Цель программы — формирование единых подходов к содержанию практической, методической, психолого-педагогической и предметной подготовки педагога во всех вузах страны.
Эти изменения уже произошли и в Омском педагогическом университете. На основе этих рекомендаций унифицированы дисциплины учебного плана, установлена их последовательность и объемы изучения, обновлена учебно-методическая документация. Программы учебных дисциплин приведены в соответствие с потребностями и реалиями современного исторического образования и ориентированы на формирование предметных компетенций бакалавров педагогического образования», — отметила декан факультета истории, философии и права ОмГПУ Елена Черненко. Добавим, что в старших классах в скором времени может появиться и дополнительный курс истории, где детям расскажут о значимых событиях в жизни страны и их влиянии на становление российского государства.
Важно, чтобы история была персонифицирована, тогда она будет увлекательной», — отметил Владимир Мединский. Участники встречи интересовались у гостей, как преподавать историю для школьников, в том числе придерживающихся разных политических взглядов. Учителя задавали вопросы о программах профориентации в школах. Родители спрашивали, когда планируется разработать единые учебники по другим предметам, кроме истории. Сергей Кравцов подчеркнул, что по шести учебным предметам утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, которые обязательны для всех российских школ.
Да и сокращение объема получаемых знаний не произойдет! Основное содержание предмета Обществознание сохранится, включая изучение правовых основ, основ государства, гражданского общества. Министерство просвещения предложило увеличить количество часов изучения истории Фото: Антон ФОКИН Новый подход позволит преподавать материал более практически. Сокращение объема часов не произойдёт, они будут перераспределены внутри предметной области «Общественно-научные предметы». Часов хватит всем! Хочется верить, что сообщество учителей истории позитивно воспримет нововведения и поможет ученикам стать успешными в области общественно-научных предметов. Чегем, Кабардино-Балкарской Республики: Думаю, все коллеги успели ознакомиться с новым проектом приказа Минпросвещения России, где предлагается увеличить количество часов изучения истории: в 5-8-х классах Историю теперь будут изучать по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе — по 2 часа в неделю. При этом изучение предмета Обществознание начнется с 9 класса. Вот самое главное, что необходимо понимать: основное содержание предмета Обществознание сохранится, общая часовая нагрузка на школьников в рамках школьной программы не увеличится, экзамены по Обществознанию будут адаптированы под обновленный курс. Полностью разделяю позицию Института стратегии развития образования: «Роль общественно-научных предметов в системе современного образования заключается в формировании личности, ответственной за свою судьбу и за судьбу своего Отечества, разделяющей цели и ценности современного российского общества, способной на самоопределение и эффективное участие в различных видах деятельности в разных сферах жизни общества. При этом в условиях усиления суверенности российской системы образования решение этой задачи возможно только через изучение взаимосвязей между текущим этапом развития общества и событиями того или иного исторического периода». И не менее важное, коллеги, не будем забывать, что у нас в учебную программу введены занятия «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты», где школьники также получают важные знания о жизни общества.
Мнение учителей о новом едином учебнике истории
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов | ГАРАНТ.РУ | Участники большого педагогического совещания в этом году начали работу, как было сказано, с самого важного — преподавания в школах истории родной страны и его составной части — краеведения. |
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной» · Город 812 | Минпросвещения предложило увеличить количество часов истории в школах в 1,4 раза. |
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной»
В ноябре прошлого года французский президент Эммануэль Макрон выдвинул идею создать проект, observoutuar (по-французски), посвященный совершенствованию преподавания истории в средней школе. Президент России Владимир Путин пообещал, что качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин будет повышаться. Министерство просвещения России утвердило увеличение числа уроков истории в 5-8-х классах с двух до трех в неделю с 1 сентября 2025 года. При этом учитель истории московской школы № 1543 Леонид Кацва в комментарии для «Мела» заявил, что относится к данной концепции скорее скептически: «Преподавание неизбежно будет очень примитивным. Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории.
Школьные уроки истории хотят деевропеизировать
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории | Минпросвещения намерено отказаться от европоцентричного подхода в преподавании истории России школах. |
«Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю | Преподавание истории в школе (ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал. |
Преподаванием истории в российских школах недовольны во всем мире | Образование - 9 августа 2023 - Новости Екатеринбурга - |
Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе | Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания истории Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету «История» (среднее общее образование). |
Историки обсудили вопросы преподавания истории Второй мировой войны в школе и вузе
Издательство / Распространитель АНО "Редакция журнала "Преподавание истории в школе". 30 января слушатели аспирантского семинара профессора И. М. Савельевой приняли участие в круглом столе «Преподавание истории в современной школе». 17 тысяч российских школ и колледжей присоединились к Международной акции «Диктант Победы», сообщил Министр просвещения РФ, член оргкомитета «Наша Победа» Сергей Кравцов. Российское историческое общество (РИО) представило концепцию единого вузовского курса истории для тех, кто учится в непрофильных вузах, сообщает Минобрнауки.
Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе»
Этим можно воспользоваться в преподавании истории, привлечь детей на свою сторону, чтобы они слушали не блогеров и авторов модных книг, а учителя. С данной целью стоит научиться удивлять ребят, ведь удивить — значит, заставить задуматься. На уроках помогает постановка проблемных вопросов. В качестве примера учитель привел историю Софьи Перовской и народовольцев, которая показывает, как «благими намерениями» может быть выстлана «дорога в ад». Сначала ученикам демонстрируется фото обычной девочки, потом девушки с грустными глазами, затем дается информация, что это дворянка, учитель и фельдшер — создается положительный образ. В итоге выясняется, что она пережила три ареста, совершила три покушения на императора, убийство Александра Второго, и в 27 лет ее казнили.
Важно понять: как это возможно, откуда предпосылки и мотивы совершенного. Через историю Софьи Перовской вспоминают историю народовольчества, которое изначально преследовало благородные цели — освободить крестьян, поднять их на революцию и построить социализм. Постепенно участники движения пришли к выводу, что для этого необходимо убить царя. Фото: кадр из занятия «Высшей лиги». Согласно ей, стоит рассказывать истории людей в контексте исторических событий.
Такой, в частности, на уроке истории может быть история Василия Архипова, который спас мир в Карибский кризис. Тогда у двух держав было накоплено столько оружия, что можно было уничтожить Землю 40 раз, и попытка движения к мирному сосуществованию проваливалась. Именно Василий Архипов благодаря своему мужеству предотвратил ядерную катастрофу лично. Он взял ответственность на себя и не стал запускать ядерную торпеду, не подчинившись приказу командира, который следовал инструкции. Василий настоял на связи с американскими военными, в результате чего корабли мирно разошлись, а кризис вскоре разрешился.
Дмитрий Владимирович рекомендует использовать на уроках истории письма, фотографии — это помогает сделать историю «личной».
В рамках предмета «Окружающий мир». Там с первого по третий класс дается базовая информация о народах, населяющих Россию, о территории нашей страны, странах-соседях. Затем в четвертом классе дается некое введение в мировую и российскую историю и основы обществознания. И лишь с пятого класса история становится отдельным предметом, ее продолжают преподавать до окончания школы. При этом история остается необязательным предметом на ЕГЭ, ее сдают по выбору. И выбирают ее для сдачи далеко не в первую очередь. Она традиционно уступает более общему обществознанию, биологии, физике и информатике. Хотя разговоры о том, чтобы сделать экзамен в рамках ЕГЭ по истории обязательным, ведутся уже не первый год. Однако Рособрнадзор пока не поддерживает такую идею.
Формально потому, что увеличение числа обязательных для сдачи предметов ЕГЭ неизбежно приведет к увеличению нагрузки на учеников, а она и так считается предельной. Ровно то же самое можно, кстати, сказать и о введении отдельного урока истории для первых классов. За счет чего он бы там вводился? В то же время есть и другая опасность. Она же касается и введения обязательного экзамена по истории в списке ЕГЭ.
Министр просвещения Сергей Кравцов уточнил, что с первого класса в школах будут проходить уроки об историческом просвещении в рамках предмета «Окружающий мир».
Что еще известно: В конце марта помощник президента России Владимир Мединский предложил ввести в российских школах обязательную утреннюю молитву. Он заявил, что подобная система существует уже 150 лет в США — там занятия ежедневно начинаются с обязательной «короткой молитвы во славу Америки, ее символов и флага».
Вызов в том, что образование сегодня должно удерживать баланс между фундаментальностью и ориентированностью на практику, на меняющиеся условия рынка труда.
При этом на многих направлениях подготовки, я на этом стояла и стою, увеличение сроков обучения до пяти лет просто необходимо. Например, в массе своей учителю не хватает четырехлетнего обучения, ему не хватает практики. Наши эксперты-юристы тоже говорят о том, что качественно подготовить специалиста в области юриспруденции за четыре года невозможно.
Напомню, что в середине прошлого века выпускники школ сдавали 11 экзаменов. Мы сдавали семь, и у нас еще был конкурс аттестатов, а также было четыре вступительных экзамена. Московский и Ленинградский университеты тогда принимали экзамены с 1 июля.
Можно было податься туда, а потом успеть попробовать свои шансы в другом, но только одном вузе. Сейчас намного легче поступить в вуз, чем в то время, когда ЕГЭ не было. У остальных были другие траектории: техникум, «вечерка», «заочка».
Реформа образования в России Президент Владимир Путин объявил о реформе высшего образования в своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. Он заявил, что нужно вернуться к базовой подготовке в вузах сроком от четырех до шести лет. Но если профессия требует дополнительной подготовки, то можно продолжить обучение в магистратуре или ординатуре.
Пилотный проект предусматривает три уровня обучения: базовое высшее срок освоения от четырех до шести лет , специализированное высшее освоение от года до трех , а также аспирантура. На специализированном уровне также будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры. Пилот будет реализовываться на базе шести университетов: БФУ им.
Раньше все выпускники страны в июне писали сочинения. Это тетрадка, 12 листов. Потом сдавали русский устный, литературу.
И сегодня, отвечая на вопрос учителей про ЕГЭ, я спрашиваю их: кто сейчас готов в школе у себя принимать семь экзаменов? Я спрашиваю выпускников: готовы ли вместо трех сдавать 11 экзаменов? Ни одной руки.
Несмотря на то что я не сторонник ЕГЭ, мне кажется, что на сегодняшний день осознанной альтернативы этому экзамену пока нет. Благодаря системе, выстроенной вокруг ЕГЭ, можно поступать в пять вузов. И ребенок из провинции может претендовать на место в столичных университетах.
Это здорово. Но проблема в том, что региональные вузы теряют ребят. То есть это как бы палка о двух концах.
С одной стороны, я могу поступить в университет мегаполиса. С другой стороны, я навсегда уезжаю из региона. Здесь надо думать, что делать.
Я не говорю, что талантливые ребята не должны никогда покидать регионы. Дело в другом: необходимо развивать целевое обучение, инфраструктуру, создавать привлекательные рабочие места в регионах и т. Мы можем обратить внимание на те или иные элементы, которые успешно себя зарекомендовали, но все же не нужно злоупотреблять копированием, этот этап уже пройден.
Мы часто слышим про эффективную немецкую традицию дуального обучения в колледжах, но почему-то забываем про советскую систему фабрично-заводского ученичества. Долгое время некоторые коллеги смотрели в сторону опыта Финляндии и Гонконга, которые традиционно показывали высокие результаты в международных исследованиях качества образования.
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории
Действительно ли он стал основой для преподавания истории в школе? Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал: Выпуски за 2023 год 2023, № 3. В ноябре прошлого года французский президент Эммануэль Макрон выдвинул идею создать проект, observoutuar (по-французски), посвященный совершенствованию преподавания истории в средней школе.
Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории
13 апреля 2022 г. в конференц-зале Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова состоялась презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе», входящего в перечень ВАК РФ. Углубление корректировок курса школьной истории подтверждается косвенно. В ноябре прошлого года французский президент Эммануэль Макрон выдвинул идею создать проект, observoutuar (по-французски), посвященный совершенствованию преподавания истории в средней школе. Доктор исторических наук подчеркнул, что он сторонник преподавания литературы и истории с первого класса, потому что при грамотном подходе это позволит вызвать интерес у детей к самостоятельному изучению в будущем.