В Российской академии образования прошло заседание бюро Отделения общего среднего образования, на котором ведущие ученые и эксперты обсудили проблемы преподавания школьного курса истории. Качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин в российских школах обязательно будет повышаться. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов в 13:00 фракция КПРФ проводит «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий».
Новости дополнительного образования
Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны, отметили в я из всех регионов смогли оперативно подготовиться к работе с. Помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский заявил, что преподавание истории в школах должно быть интересным и неформальным, по его мнению, необходимо уйти от «зазубривания». Самая громкая новость последних дней в системе образования – в школьных общественно-научных дисциплинах. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы.
В ЮФУ рассказали об инновационных подходах к преподаванию истории
«Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю | Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. |
Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах | Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. |
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов | Образование - 9 августа 2023 - Новости Екатеринбурга - |
Российским школьникам дважды переписывают учебники истории | Преподавание истории и обществознания в школе: научно-теоретический и методический журнал / учредитель: ООО "Школьная Пресса". |
Принята новая концепция преподавания истории России в школах | Министр образования и науки Украины Оксен Лисовой заявил о необходимости перезагрузки преподавания истории и литературы в школах страны. |
Новости дополнительного образования
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 4 ноября 2022, 14:53 Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах Россия является уникальной цивилизацией, поэтому необходимо самым тщательным образом выстраивать преподавание истории страны в школах и вузах. Об этом заявил глава государства Владимир Путин на встрече с историками и религиозными деятелями в День народного единства. И в этом её особенность.
Важно, чтобы история была персонифицирована, тогда она будет увлекательной», — отметил Владимир Мединский. Участники встречи интересовались у гостей, как преподавать историю для школьников, в том числе придерживающихся разных политических взглядов. Учителя задавали вопросы о программах профориентации в школах. Родители спрашивали, когда планируется разработать единые учебники по другим предметам, кроме истории. Сергей Кравцов подчеркнул, что по шести учебным предметам утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, которые обязательны для всех российских школ.
Важные изменения произошли и в учебном процессе. Так, теперь историческое просвещение школьников введено с первого класса: историческая составляющая будет и в уроках русского языка, окружающего мира, основах религиозных культур и светской этики. Также будут проводиться киноуроки на исторические темы. С данными инициативами выступили Министерство просвещения и Российское историческое общество. Знание прошлого помогает обеспечивать диалог культур и цивилизаций, поддерживать атмосферу доверия в межгосударственных отношениях», — отметил председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Поддержал усиление исторического образования в школах и ректор ОмГПУ, председатель регионального отделения Российского исторического общества Иван Кротт. История учит мыслить глобально и системно, потому что она опирается на исторические факты. Именно потому истории всегда уделяется большое внимание. Практическое значение исторических знаний очень ценится.
Сергей Кравцов подчеркнул, что по шести учебным предметам утверждены федеральные основные общеобразовательные программы, которые обязательны для всех российских школ. Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», — отметил он. Новый единый учебник по истории для старших классов был подготовлен в 2023 году и с началом учебного года внедрен в образовательный процесс.
На преподавание истории в школе хотят выделить больше часов
Преподавание истории уже с 1-го класса может потребовать переформатирования школьной программы, изменения учебников и переквалификации педагогов, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. При этом дополнительные уроки для преподавания истории в начальной школе вводиться не будут, уточнил министр. Новые курсы и учебники, введение «Истории религий» — как еще изменится преподавание истории в школах и вузах? В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на. Главная • Новости • Общество • Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году.
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной»
Общество 28 февраля 2024 7:20 История с Обществознанием Новые часы для исторических знаний в школе — революция или прогресс? Министерство просвещения предложило увеличить количество часов изучения истории. Но, так как в школьном расписании нельзя что-то прибавить так, чтобы где-то не убавить, иначе нагрузка на школьников выйдет за рамки допустимых норм, то сделать это предложили, прежде всего, за счет перераспределения часов обществознания. Теперь часть материала по обществознанию будет преподаваться на уроках истории в едином целостном формате. И, что немаловажно, на конкретных примерах. Обществознание — не новый предмет, однако в 5-11 с 2018 — с 6 по 11 классах он преподается сравнительно недавно — с 2004 года.
Изучение предмета, как многократно отмечали эксперты, основано на 2-х составляющих: то, что изучается в 6-9 классах, повторяется углубленно в 10-11 классах. В экспертной среде часто звучали претензии, что действующий курс излишне теоретизирован, сложен, и иногда оторван от жизни к примеру, в 7 классе школьники изучали брачный контакт или требование не привлекать ученика к «непредусмотренному образовательным процессом труду» в 6-м. Еще одна популярная претензия к программам по Обществознанию — откройте интернет, попробуйте найти интересные лекции по Обществознанию. По истории — сколько угодно. По любым другим предметам — тоже.
Издание обратилось к учителям и экспертам чтобы узнать, что они думают по этому поводу, как поменяется от этого школьная программа, как отразится на качестве знаний учащихся, что получат ученики и что изменится в жизни педагогов.
Для нас это тоже важно, чтобы иметь возможность посмотреть на особенности сохранения памяти о войне другими глазами. Каким образом дать возможность молодому поколению говорить и размышлять о войне в школе, в университете — это мы и будем сегодня обсуждать. Конференцию подготовил оргкомитет под председательством Владимира Земцова, с участием директора центра культурно-образовательных проектов УрГПУ Ирины Грибан ученого секретаря , доцентов кафедры рекламы и связей с общественностью Олега Грибана и Анны Коротун , аналитика центра культурно-образовательных проектов Луизы Коробицыной. Во время первой части конференции участники прослушали заявленные в программе доклады и задали интересующие вопросы. Кармен Бонер, учительница истории в гимназии, рассказала о том, как позиционируется роль Советского Союза во Второй мировой войне в учебниках земли Баден-Вюртемберг единых централизованно утвержденных учебников для всех школ в Германии нет , каков уровень представлений немецких школьников о роли СССР в войне, что они думают и какие вопросы задают учителям относительно самых острых проблем например, по поводу пакта Молотова-Риббентропа и секретных протоколов. Кармен Бонер сказала, что она счастлива быть на конференции российских историков еще и потому, что она имеет возможность спросить непосредственно у россиян — как еще она может улучшить и дополнить свой учебный материал, относящийся к этой странице нашей общей истории. Изабелла Станиславовна представила весь спектр меняющихся оценок на фоне меняющейся ситуации в стране и в мире. Алена Постникова , кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИОН УрГПУ, представила доклад «Историческая политика в современной Франции», с оговоркой, что термин «историческая политика» для современной Франции достаточно условен, и сегодня государство не стремится вмешиваться в процесс формирования исторической памяти о тех или иных событиях на примере империи Наполеона и наполеоновских войн или контролировать, как те или иные исторические сюжеты представлены в образовании.
Либо это какие-то отдельные элементы в образовании, но все равно появляется вопрос: а как это будет? Что из всей истории России выберут для преподавания первоклашкам? И вообще, в начальных классах уровень чтения и уровень восприятия информации довольно низкий. Как преподносить информацию детям?
В виде веселых картинок, комиксов на историческую тематику — это сложный вопрос. Я воспринимаю это как некие «судороги» нашей системы образования, которая пытается отреагировать на внешние раздражители. Это просто попытка влиться в патриотическую струю, — высказался Фокин. О том, что для патриотического воспитания школьников предложенные Кравцовым нововведения необязательны, говорит и другой историк.
Два замечания. Первое — что подразумевает наше конкретное государство под историей? Второе — ситуация, в которой решение о преподавании истории принимается. Государству в принципе не нужна история как предмет, чтобы гнуть свою линию в школах.
Школы и учителя — максимально лояльная и управляемая категория бюджетников. И от того, что появится «история» в начальной школе в «патриотическом» воспитании детей ничего принципиально не изменится, — считает журналист, историк по образованию Екатерина Петрова.
Воркуты состоялось занятие Школы молодого педагога, которое было посвящено вопросам воспитательного и психологического аспектов деятельности педагога, а также педагогическим инструментам для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися. Практически каждый педагог за годы своей работы сталкивается с пониженной мотивацией учащихся к обучению. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии, отсутствие желания и интереса детей получать знания — одна из основных проблем современной педагогики.
Решению данной проблемы и было посвящено прошедшее занятие в Школе молодого педагога.
Для повышения медиарейтинга?
- В России с 2024 года будут массово использовать учебник истории с материалом про СВО
- О проблемах преподавания истории в школе - 9 Августа 2022 - "Агинская правда"
- Путин заявил о повышении качества преподавания истории в школах России | 360°
- Историки обсудили вопросы преподавания истории Второй мировой войны в школе и вузе
Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе»
По её мнению, необходимо комплексно подходить к вопросу воспитания и преподавания как истории, так и других «предметов гуманитарного цикла». В свою очередь, зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева в беседе с RT предложила также ввести в 4-м классе патриотический курс рассказов об истории России. Не знаю, как с 1-го класса, но очень хотелось бы, чтобы в 4-м классе как предполагала концепция преподавания истории России, утверждённая в 2020 году отдельным курсом на 34 часа преподавался патриотический курс рассказов об истории России. Ну а элементы истории России нужно преподавать с первого класса», — сказала сенатор. Алтабаева отметила, что в начальной школе нужно также преподавать основы региональной истории.
И нашей большой России, и той малой родины, где они родились и живут. Это очень нужно и полезно. Иначе нормальных людей не вырастишь», — заключила собеседница RT. Прокомментировала введение изучения истории в начальных классах и первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Она назвала данное решение правильной инициативой и отметила, что «изучение истории надо начинать как можно раньше». Это должны быть простые, захватывающие образы, подача через игровые моменты, просмотр фильмов и обязательно встречи с нашими героями, ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, пока они ещё живы. Нужно сделать всё, чтобы детей именно заинтересовать», — сказала депутат в беседе с RT. Под российским флагом Ещё одной новацией в образовательной системе, о которой Сергей Кравцов рассказал в рамках форума «Сила в правде!
Она является частью комплекта концептуально-нормативных материалов, определяющих основы изучения отечественной истории в современной российской школе. С 2014 года основные методологические и содержательные подходы к преподаванию истории России определяются созданной по поручению Президента РФ Владимира Путина Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Концепция УМК 2014 года и входящим в её состав Историко-культурным стандартом. Их разработка и внедрение стали важным шагом в развитии системы образования России. При этом анализ реализации Концепции УМК 2014 года за период с 2014 по 2019 год, проведённый рабочей группой РИО с использованием результатов Национального исследования качества образования 2016 года, продемонстрировал сохранение ряда проблем, решение которых позволит существенно улучшить качество преподавания истории России в школах. Работа над совершенствованием Концепции длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги — Ассоциация учителей истории и обществознания провела специальный опрос учителей. В результате ведущим отечественным историкам удалось сформировать новый документ, ядром которого является доказавший свою эффективность Историко-культурный стандарт. В число ключевых нововведений вошли, в частности: Распространение линейного принципа преподавания истории применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6—10-х классах на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10—11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной. Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10—11-го классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов.
Истратов , начальник отдела дополнительного образования, к. Агансон , к. Князев и ведущий специалист отдела дополнительного образования С. Организаторы и участники летней школы обратились к разбору некоторых узловых вопросов истории России, таких как становление российской государственности, проблема реформ и модернизации, отражение злободневных социально-политических тем в произведениях культуры. В лекции "Русская икона как исторический персонаж" к. Запальский предложил посмотреть на русскую икону не как на объект, памятник истории или предмет религиозного культа, а как на субъект. Лектор отметил, что русская икона играла активную роль в жизни отдельных семей, городов, регионов и в истории всей страны. Иконы в народном представлении совершали исцеления, защищали народ во время войн и эпидемий, сообщали людям богословские знания. Они размеряли время и пространство: входили в церковный календарь, указывали места для основания монастырей, выстраивали паломнические маршруты. При всем этом русская икона менялась со временем, отражая разные эпохи. Автор предложил слушателям поразмышлять над проблемой получения и интерпретации информации из изобразительных источников, созданных синхронно с происходившими событиями, явлениями и процессами работы И. Аргунова, В. Боровиковского, Д.
В конечном итоге от этого страдают школьники - наши дети. Да, проблема! Как решать? Всё просто. Создать учителям условия для нормальной я не говорю комфортной , просто нормальной работы. Тем паче, что предмет «история», возможно, вскоре станет обязательным предметом для сдачи ЕГЭ. Предпосылки для подобного нововведения имеются: общий упадок качества образования по истории в регионах, воспитание непатриотичного гражданина, что в современных условиях неприемлемо и опасно. Следующим моментом в современном образовательном процессе затрудняющим правильную работу преподавателя истории назову учебники. А именно линейную модель учебников по истории. На мой взгляд, они стали одной из причин того, что дети совершенно потеряли интерес. Они «бездушные», темы унифицированные, разнятся только временные эпохи. В них линейных учебниках уделено большое внимание не нужным, на мой взгляд, темам, таким как искусство, культура и быт. Да, эти темы интересны определённой части учащихся, но их излишнее повторение в последующих классах «убивает» и без того вялотекущий интерес. Учебники скучны, их легко прочитать и так же легко можно забыть.
В последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе – Сергей Нарышкин
В основе концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории — изложение событий, которое должно способствовать консолидации», — заявил он. На изучение отечественного 20 века с его катаклизмами и коренными переломами в судьбе общества в целом и каждого человека в отдельности будет отведено два года — 10-й и 11-й классы. Концепция включает указание обязательных тем, которые должны изучаться в каждой школе. Однако «трактовка этих тем будет зависеть от учителя,— подчеркнул Чубарьян, — Ведь в сегодняшнем мире школьный учебник — далеко не единственный, а, возможно, и не основной источник знаний для школьников. Это, скорее, навигатор, позволяющий лучше ориентироваться». Это как навигатор: он не дает приговора или вердикта.
Впрочем, примерно так же быстро происходили перемены и на других ступенях образования. Ранее аналогичные курсы по истории государственности уже ввели в российских колледжах. По словам Марины Лейбы, преподавателя Екатеринбургского колледжа транспортного строительства, вышел соответствующий приказ Минпросвещения. Студентам на базе 9 классов требуется прочитать курс «Россия — моя история», состоящий из 32 часов. Дисциплина является элективом, который введен сверх 78 часов, выделенных на историю на ее направлении. В Минпросвещения рекомендовали запустить электив уже с первого семестра 2022-2023 учебного года. Притом заранее преподавателям средних специальных учебных учреждений материалов никто не дал. Согласно пояснению ведомства, их начали размещать еженедельно только с 20 сентября на специальном сайте «Института развития дополнительного образования». По словам Марины Лейбы, курс стал возвращением часов на историю. Затем часы на гуманитарные дисциплины планомерно сокращали в пользу профессионального блока и практик. Дошло до того, что в конце 2021-2022 учебного года под историю оставили только 78 часов и только XX век. Педагог сетовала, что порой выпускники школ или учащиеся 10-11 классов толком не знали и основных эпизодов родной истории. И здесь очень многое зависело и будет зависеть от преподавателей. Она добавила, что нынешнее новшество перекликается с существовавшим два года назад курсом «Россия и мир», а также проектной деятельностью по истории российской государственности. Его отменили, а потом снова ввели. А в смысле идеологическом какие-то основы никогда не поздно вводить», - поделилась педагог. С ней не согласен преподаватель одного из уральских вузов. По его словам, время для внедрения подобной инициативы, во всяком случае в вузах, уже ушло. Это из разряда «хотелось бы лучше, но получилось, как всегда». Во-первых, нужны люди, которым бы студенты поверили. И нужно ли это? Государству это полезно, а для университета? В той или иной форме, наверное, полезно.
Можно преподавать так, как «правильно», так, как «нужно», а можно — так, чтобы детям было интересно и чтобы они нашли в этой тематике предмет для обсуждения. Мы с вами знаем, что социальное знание дискуссионно по своей природе и не может быть другим. Поэтому когда мы даем школьникам готовые истины, мы оставляем их без социального знания, а только с социальной информацией. Поэтому нужна, конечно, выверенная методика, чтобы преподавать такие сложные темы. С небольшим введением в проблематику конференции выступил заведующий кафедрой всеобщей истории , доктор исторических наук Владимир Земцов : — Приближается 75 лет Победы 1945 года, окончания Второй мировой войны. После того вакуума, который образовался в нашей стране и в нашем сознании после 1991 года, возникает искушение активно воспользоваться в качестве национальной идеи памятью о Великой Отечественной, о Второй мировой войне, потому что память эта живая, она еще не стала историей в собственном смысле слова. Параллельно вспоминается, что и немецкий народ в своем осмыслении Второй мировой войны прошел свой путь, не менее важный, чем прошли мы, советские и постсоветские люди. Для нас это в первую очередь память победы, по крайней мере, на официальном уровне это так.
История как предмет и как наука — она ведь сложна. Это если ее преподавать хорошо, а не начетнически. Был в свое, советское время популярен такой термин — погуглите. Она противоречива, она полна героев, наследие которых трудно вписать в черно-белую картину мира с однозначным знаком плюс или минус. В то же время всякое усиление идеологической составляющей неизбежно приведет не только к примитивизации предмета, но и выхолостит его, сделает неинтересным и в конечном итоге отвратит школьников от глубокого изучения истории родной страны. Не говоря уже о мировом контексте, который так и хочется некоторым переписать от Адама и до Потсдама в угоду текущей политической конъюнктуре. Так уже было в советской школе, когда подобная примитивная идеологизация привела к воспитанию поколений циников, которые вмиг сменили одну идеологическую обертку на другую, даже не поморщившись. Так было и в царской России, где все вроде бы учили Закон Божий в церковно-приходских школах, а потом, когда грянула революция, пошли громить церкви, сбивать колокола и устраивать там конюшни и склады, а также резать попов. Нет ничего плохого, разумеется, в том, чтобы начинать историческое просвещение с начальной школы. Это правильно. Но делать это надо не в стилистике преподавания Закона Божьего или его советской версии — научного коммунизма, где каждый шаг влево — шаг вправо приравнивается к опасной ереси. По силам ли такое учителям начальной школы? Которым будет главным отчитаться о правильно проделанной работе по патриотическому воспитанию? Способны ли они отойти от ходульных образов и объяснить детям все сложности и противоречивость нашей многогранной и драматической истории на понятном им уровне?
Новости и события Российского исторического общества
Admin к записи Правила предоставления, рецензирования и опубликования авторских материалов в журнале «Преподавание истории в школе». Россия является уникальной цивилизацией, поэтому необходимо самым тщательным образом выстраивать преподавание истории страны в школах и вузах. О планах увеличить количество часов на преподавание истории в основной школе рассказал глава Минпросвещения России Сергей Кравцов на встрече с учителями истории в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.
Преподавание истории в школе - специфика предмета и практика работы учителя
Издание для 10—11-х классов состоит из четырех книг: «История России» и «Всеобщая история» для 10-х классов, а также «История России» и «Всеобщая история» для 11-х классов. Об этом сообщает официальный сайт Минпроса РФ.
Сейчас это исправлено. Председатель РИО Сергей Нарышкин предложил обновить школьные учебные пособия по региональной истории. По его мнению, нуждаются в совершенствовании и механизмы их экспертизы. Александр Чубарьян: Действительно, разноголосица, которая есть в региональном компоненте, вызывает серьезную критику. Это странно, когда дети изучают российский XVIII век, а в мире по учебникам стоит XVII Пособия по региональной истории вне компетенции федерального научно-методического совета, который утверждает перечень учебников. Поэтому в начале следующего года пройдет Всероссийское совещание по региональной истории. С моей точки зрения, этот предмет должен касаться этнокультурных процессов развития данного региона.
А политические и другие оценки события, например, присоединения той или иной территории к России, не могут расходиться с теми, которые даны в федеральных учебниках. Ваш институт издает брошюры-приложения к учебникам в помощь учителям по трудным вопросам истории. Как двигается работа? Александр Чубарьян: Мы издали уже 25 брошюр. Все они публикуются на сайте института. Последняя - по истории Второй мировой войны с расширенной частью о Нюрнбергском процессе. По просьбе учителей будем делать отдельную книжечку по оценке всего советского периода. Это связано и с тем, что в науке есть разные точки зрения на это время. Еще одна задача - подготовить рекомендации по истории после 90-го года.
Не менее сложно, рассказывая о Второй мировой и Великой Отечественной, признать советским преступлением Катынь... Александр Чубарьян: Достоинство культурно-исторического стандарта состоит в том, что это не вердикт, он не обязывает учителя придерживаться одной только возможной оценки.
Для повышения качества учебников по истории необходимо продолжить проведение экспертизы их содержания на предмет соответствия Историко-культурному стандарту с привлечением специалистов Российского исторического общества. Разработка плана по постепенному внедрению обязательной проверки учебных достижений по истории России у всех выпускников основной и средней школы. В качестве пилотного проекта целесообразно введение для всех выпускников обязательной контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА. Совершенствование системы повышения квалификации учителей. Необходимо принять меры по совершенствованию подготовки учителей истории в педагогических вузах. Документ дополняет положения действующей Концепции УМК 2014 года и развивает их применительно к реальной учебной практике. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетенций учащихся. Важным этапом внедрения Концепции в школьное образование станет утверждение документа Министерством просвещения Российской Федерации.
Напомним, в 2013 году Российское историческое общество завершило масштабную работу над Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, центральным структурным компонентом которой был ИКС.
В ходе видеообращения он дал старт Году педагога и наставника в России, особо отметив заслуги российских учителей, которые воспитали достойных учеников, защитников Отечества. Он поблагодарил педагогическое сообщество, учителей и наставников за неизменную веру в Россию.