30 января слушатели аспирантского семинара профессора И. М. Савельевой приняли участие в круглом столе «Преподавание истории в современной школе».
Преподавание истории в школах и вузах скоро изменится
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила подумать об увеличении количества часов уроков истории в школах на фоне событий на Украине. В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на. Самая громкая новость последних дней в системе образования – в школьных общественно-научных дисциплинах. В этой связи позвольте доложить, что министерством разработана единая программа преподавания истории", – сказал Кравцов. В Российской академии образования прошло заседание бюро Отделения общего среднего образования, на котором ведущие ученые и эксперты обсудили проблемы преподавания школьного курса истории.
Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война
Сейчас уроки истории в школах начинаются с пятого класса. Позднее Кравцов уточнил, что речь идет не об обязательных уроках истории для первоклассников, а об историческом просвещении. История изучается, она будет изучаться с 5-го класса, но уже с начальной школы можно обсуждать в рамках предмета «Окружающий мир» историю своей семьи, своего края, своего региона, малой родины. Посещать музеи, выставки, это можно делать будет в рамках внеурочной, внеклассной деятельности», — пояснил министр. Также Кравцов заявил, что с 1 сентября 2022 года в школах в начале недели будет исполняться гимн. Слова главы Минпросвещения прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Он отметил, что «семилетки интересуются абсолютно всем тем же, что и взрослые». Представитель Кремля добавил, что Минпросвещения уполномочено принимать подобные решения и реализовывать их. На вопрос, как именно преподавать историю для впервые пришедших в школу детей, Песков ответил так: «Главная — это [история] отечества. История у нас богатая. Но в остальном это должны специалисты решать».
Как ее давать? Они же совсем маленькие.
Такое мнение высказал в четверг помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества РВИО Владимир Мединский журналистам во время просветительского марафона "Знание о героях". Это большая, сложная, комплексная проблема, потому что она упирается и в человеческий фактор, и в фактор подготовки педагогических знаний, в фактор учебников - их количества, их качества, ну и в то, чтобы сам процесс преподавания носил максимально незаформализованный характер. Я все время повторяю: изучение истории имеет мало отношения к зазубриванию цифр, дат, фамилий и каких-то теоретических постулатов, это самый интересный школьный предмет", - сказал Ме динский.
RU Выпуск новых учебников — это большой процесс, сходятся специалисты. Книгоиздание занимает приблизительно год-два.
Это время школьники будут учиться по старым материалам. Я знаю многие учебники по всеобщей истории, и они очень неплохие», — обнадежил Чубарьян. Получить оперативно комментарий в Минпросвещения РФ не удалось. RU направило туда запрос. Ответ на момент публикации получен не был. Изменить подходы к преподаванию истории в школах хотят не только в профсообществе, но и в Госдуме. Так, 24 марта на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению под руководством экс-главы Минкульта РФ Владимира Мединского председатель комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что в России необходимо ввести обязательный ЕГЭ по истории и увеличить количество часов преподавания этого предмета.
Кроме того, участники этого заседания высказались по поводу важности трансформации исторического просвещения в школах и вузах. Стремление властей объяснить современную историю заметно по прошедшим во всех регионах страны 3 марта урокам об освободительной миссии РФ на Украине. Детям рассказывали об истории отношений России и Украины, а также попытках «переписать историю» в государствах Европы. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA.
Кроме того, после параграфов имеется дополнительный материал по теме. А это значительно упрощает подготовку урока для учителя и позволяет более детально раскрыть тему самому ученику», — отметила учитель истории и обществознания Николаевской средней школы Камчатского края Виктория Скрипникова. С начала учебного года одиннадцатиклассники изучают курс всеобщей истории, а затем приступят к изучению истории России в период с 1945 года до наших дней.
В новый учебник по истории России также вошел раздел, связанный с современными историческими событиями. Информация преподнесена грамотно, понятно, мы можем использовать материалы не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, при подготовке различных мероприятий, работе нашего школьного музея», — считает учитель истории и обществознания Бродковской школы Павловского района Алтайского края Елена Сенгилеева. Фото с пресс-конференции в ТАСС Фото с пресс-конференции в ТАСС В числе важных отличительных особенностей нового учебника — формат преподнесения материалов, наличие QR-кодов, понятный и доступный для всех стиль изложения, а также воспитательный аспект. В последнее время больше внимания уделяется формированию личности ребенка, его гражданской позиции, чувства патриотизма, сопричастности ко всему, что происходит вокруг.
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов
Патриотизм Валентина Матвиенко выступила за изменение подходов к преподаванию истории в школе. Открывая заседание Совета при Президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей, спикер верхней палаты подчеркнула, что вопросам духовно-нравственного воспитания детей нужно уделить особое внимание. Она призвала навести порядок в этой сфере, отметив, что сейчас ее в той или иной мере регулируют 9 тысяч нормативных актов, 450 из которых — федерального уровня. При этом многие противоречат друг другу.
Это были насыщенные событиями, увлекательные и напряженные дни параллельных конкурсных испытаний, в которых приняли участие более 100 педагогов.
Еще одной новой традицией стало определение Педагога года Республики Коми. Включились в конкурсную гонку и воркутинские педагоги — лидеры муниципальных этапов конкурсных мероприятий. Воркуты состоялось занятие Школы молодого педагога, которое было посвящено вопросам воспитательного и психологического аспектов деятельности педагога, а также педагогическим инструментам для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися.
Новый единый учебник по истории для старших классов был подготовлен в 2023 году и с началом учебного года внедрен в образовательный процесс. Издание для 10—11-х классов состоит из четырех книг: «История России» и «Всеобщая история» для 10-х классов, а также «История России» и «Всеобщая история» для 11-х классов.
Об этом сообщает официальный сайт Минпроса РФ.
Но, с другой стороны, надо найти такую форму подачи этих предметов, которая будет интересна маленьким детям. Как показывает, например, мой опыт: история, литература — мало интересны детям младшего звена. Этими предметами целенаправленно интересуются уже школьники более старшего возраста, а малышам надо такие серьезные предметы преподавать, наверное, в какой-то игровой форме, которая им более интересна, — считает тюменский историк Василий Малов. Историк-краевед Александр Петрушин уверен, что история — сложный для понимания предмет не только для детей, но и для взрослых. Рано еще, детям надо сказки рассказывать.
В этом возрасте школьники читают по слогам — какая история? У нас сегодня в ней академики не могут разобраться, а мы хотим грузить детей. Нужно обстоятельно проработать методику преподавания со специалистами в области детской психологии. Как они будут воспринимать, в какой форме? Нужно подумать и об учебниках, а также о том, кто будет вести такой курс. Вопрос очень сложный.
В наших школах историю преподают скучно и уныло, материал должен подаваться в ярких образах, чтобы детям было интересно. Я бы ввел историю родного края — с этого нужно начинать. История семьи, улицы, города, края — это более понятно детям.
Преподавание истории в школе
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края" | Министерство просвещения РФ предлагает почти в полтора раза увеличить количество часов для изучения истории в школьной программе за счет корректив курса обществознания, начинать преподавать который планируется только с 9-го класса. |
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов | ГАРАНТ.РУ | Как рассказал автор новой концепции преподавания и научный руководитель Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Александр Чубарьян, идея культурно-исторического стандарта родилась 6 лет назад и она направлена на объединение общества. |
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов | Новости дополнительного образования. 24.08.2023 Летняя онлайн-школа "Современные подходы к преподаванию сложных вопросов отечественной истории в школе" 3282. |
Преподавание истории в школе - специфика предмета и практика работы учителя | Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. |
Минпросвещения России введет уроки истории в школах с первого класса | На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания. |
Об объединении курса всеобщей истории с историей России и возвращении интереса детей к физике
Школьные уроки истории хотят деевропеизировать | Кроме того, прорабатываем вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе», – отметил он. |
Матвиенко выступила за изменение подходов к преподаванию истории в школе | специфика предмета и практика работы учителя» на канале «Учебник по Креативному Мастерству» в хорошем качестве, опубликованное 12 сентября 2023 г. 11. |
«Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю
Действительно ли он стал основой для преподавания истории в школе? Преподавание истории и обществознания в школе: научно-теоретический и методический журнал / учредитель: ООО "Школьная Пресса". Новости дополнительного образования. 24.08.2023 Летняя онлайн-школа "Современные подходы к преподаванию сложных вопросов отечественной истории в школе" 3282. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заявил, что в последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе, информирует пресс-служба РИО.
На преподавание истории в школе хотят выделить больше часов
Он показывает те обязательные темы, которые должны быть в каждой школе. Многие трактовки зависят от учителя, и в этом смысле учитель становится главной фигурой. Учителя это поддержали. Мы с этим стандартом живем уже 6 лет. Фактически во всех школах история преподается с учетом этого историко-культурного стандарта. Но официального утверждения его не было», — подчеркнул Чубарьян.
В книге кардинально меньше цифр, дат, зато больше рассказов о людях, о конкретных событиях. Он интереснее читается, чем многие из линеек, которые представлены в нашей школе, — рассказал он на пресс-конференции. Школьник может, прочитав соответствующий раздел, посмотреть материал, который мы рекомендуем по данной теме. Учебник состоит из двух курсов: российская и всеобщая история для 10—11-х классов, рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. То, как история России повлияла на мировые события, — это очень важно , — заявил он журналистам. Что поменяется в новых учебниках Полностью переписали разделы, касающиеся 70-х, 80-х, 90-х и нулевых годов; добавили раздел «Настоящее время», который включает в себя присоединение Крыма и спецоперацию. По словам Кравцова, после завершения СВО учебник планируют дополнить; синхронизированы курсы по отечественной и всеобщей истории. Мировые события в книге показаны через призму российских; расширены разделы, посвященные изучению стран Африки, Азии и Латинской Америки, — этому посвящена почти треть учебника. Авторы постарались избавиться от «европоцентризма» в тексте книги; обновлен раздел, посвященный истории Второй мировой войны: там показана роль Великой Отечественной войны в общем исходе событий; в главы, посвященные Древнему Миру, добавили материалы по истории Причерноморья и Сибири; в разделе о «современных событиях» авторы «сконцентрировали внимание» на их «мировом контексте». Позднее планируют издать подобные книги для учеников 5—9-х классов, а к 2025 году — подготовить единые пособия по другим школьным предметам. Также мы сообщали, что министр просвещения Сергей Кравцов на ПМЭФ-2023 заявил, что в стране «создается стандарт среднего образования для подготовки учителей-предметников».
Говорит, что в последнее время видит изменение отношения к истории и со стороны общества, и со стороны государства. Сейчас это особенно ощущается в проектной работе и в инициативах общественных и образовательных организаций. На историю стали смотреть по-другому: если раньше это был важный школьный предмет для общекультурного развития учеников, то теперь это значимая дисциплина и в воспитательной работе. Без работы с историческими сведениями уже невозможно представить воспитательный процесс. Думаю, что в будущем тренд на усиление исторического образования будет развиваться. Это абсолютно оправданно. Идеологические вызовы, которые доносятся со всех сторон, обязывают нас доносить истинные смыслы до детей и молодежи», — считает Константин Диянов. В этом учебном году внесены изменения и в подготовку учителей истории. В новых учебных планах подготовки учителей истории и обществознания реализуется концепция «Ядра педагогического образования».
Министерство просвещения предложило увеличить количество часов изучения истории Фото: Антон ФОКИН Новый подход позволит преподавать материал более практически. Сокращение объема часов не произойдёт, они будут перераспределены внутри предметной области «Общественно-научные предметы». Часов хватит всем! Хочется верить, что сообщество учителей истории позитивно воспримет нововведения и поможет ученикам стать успешными в области общественно-научных предметов. Чегем, Кабардино-Балкарской Республики: Думаю, все коллеги успели ознакомиться с новым проектом приказа Минпросвещения России, где предлагается увеличить количество часов изучения истории: в 5-8-х классах Историю теперь будут изучать по 3 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе — по 2 часа в неделю. При этом изучение предмета Обществознание начнется с 9 класса. Вот самое главное, что необходимо понимать: основное содержание предмета Обществознание сохранится, общая часовая нагрузка на школьников в рамках школьной программы не увеличится, экзамены по Обществознанию будут адаптированы под обновленный курс. Полностью разделяю позицию Института стратегии развития образования: «Роль общественно-научных предметов в системе современного образования заключается в формировании личности, ответственной за свою судьбу и за судьбу своего Отечества, разделяющей цели и ценности современного российского общества, способной на самоопределение и эффективное участие в различных видах деятельности в разных сферах жизни общества. При этом в условиях усиления суверенности российской системы образования решение этой задачи возможно только через изучение взаимосвязей между текущим этапом развития общества и событиями того или иного исторического периода». И не менее важное, коллеги, не будем забывать, что у нас в учебную программу введены занятия «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты», где школьники также получают важные знания о жизни общества. Татьяна Коваль, методист МК НМУ «Городской методический кабинет Департамента образования и молодежной политики Администрации города Ялта» МО ГО Ялта Республики Крым: Отрадно, что в программе учебного предмета «История» для 5-7 классов предусмотрены часы для изучения курса «История нашего края», что позволит, например, такие сложные для пяти-шестиклассников понятия как «материальная культура», «духовная культура и духовно-нравственные ценности» и другие объяснять не сухими терминами, а на материале конкретных исторических событий родного края. За счёт этих нововведений планируется существенным образом поднять уровень историко-культурных знаний учащихся, укрепив, прежде всего, знания истории своей малой Родины в контексте развития России.
Арабский халифат и его распад
- Общественники подготовили доклад о недочетах в учебниках истории // Новости НТВ
- Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе
- О проблемах преподавания истории в школе - 9 Августа 2022 - "Агинская правда"
- Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023)
Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе»
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов | Единую концепцию преподавания истории в вузах представит Российское историческое общество. |
Путин поручил организовать комплексное обновление системы преподавания истории в школах | Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал: Выпуски за 2023 год 2023, № 3. |
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края" | Российское историческое общество (РИО) представило концепцию единого вузовского курса истории для тех, кто учится в непрофильных вузах, сообщает Минобрнауки. |
Путин заявил о повышении качества преподавания истории в школах России
Образование - 21 апреля 2022 - Новости Тюмени - Качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин в российских школах обязательно будет повышаться. Преподавание обществознания предлагается начинать с 9 класса. Высвободившиеся часы планируется отдать изучению истории. Таким образом, количество часов изучения истории вырастет с 340 до 476. Преподавание истории уже с 1-го класса может потребовать переформатирования школьной программы, изменения учебников и переквалификации педагогов, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. 30 января слушатели аспирантского семинара профессора И. М. Савельевой приняли участие в круглом столе «Преподавание истории в современной школе». Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023).
Новые учебники по истории для старшеклассников: как изменится преподавание этого предмета в школах
Простое увеличение сроков по всем направлениям подготовки до пяти лет не повысит качество автоматически. Вызов в том, что образование сегодня должно удерживать баланс между фундаментальностью и ориентированностью на практику, на меняющиеся условия рынка труда. При этом на многих направлениях подготовки, я на этом стояла и стою, увеличение сроков обучения до пяти лет просто необходимо. Например, в массе своей учителю не хватает четырехлетнего обучения, ему не хватает практики. Наши эксперты-юристы тоже говорят о том, что качественно подготовить специалиста в области юриспруденции за четыре года невозможно.
Напомню, что в середине прошлого века выпускники школ сдавали 11 экзаменов. Мы сдавали семь, и у нас еще был конкурс аттестатов, а также было четыре вступительных экзамена. Московский и Ленинградский университеты тогда принимали экзамены с 1 июля. Можно было податься туда, а потом успеть попробовать свои шансы в другом, но только одном вузе.
Сейчас намного легче поступить в вуз, чем в то время, когда ЕГЭ не было. У остальных были другие траектории: техникум, «вечерка», «заочка». Реформа образования в России Президент Владимир Путин объявил о реформе высшего образования в своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. Он заявил, что нужно вернуться к базовой подготовке в вузах сроком от четырех до шести лет.
Но если профессия требует дополнительной подготовки, то можно продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. Пилотный проект предусматривает три уровня обучения: базовое высшее срок освоения от четырех до шести лет , специализированное высшее освоение от года до трех , а также аспирантура. На специализированном уровне также будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры. Пилот будет реализовываться на базе шести университетов: БФУ им.
Раньше все выпускники страны в июне писали сочинения. Это тетрадка, 12 листов. Потом сдавали русский устный, литературу. И сегодня, отвечая на вопрос учителей про ЕГЭ, я спрашиваю их: кто сейчас готов в школе у себя принимать семь экзаменов?
Я спрашиваю выпускников: готовы ли вместо трех сдавать 11 экзаменов? Ни одной руки. Несмотря на то что я не сторонник ЕГЭ, мне кажется, что на сегодняшний день осознанной альтернативы этому экзамену пока нет. Благодаря системе, выстроенной вокруг ЕГЭ, можно поступать в пять вузов.
И ребенок из провинции может претендовать на место в столичных университетах. Это здорово. Но проблема в том, что региональные вузы теряют ребят. То есть это как бы палка о двух концах.
С одной стороны, я могу поступить в университет мегаполиса. С другой стороны, я навсегда уезжаю из региона. Здесь надо думать, что делать. Я не говорю, что талантливые ребята не должны никогда покидать регионы.
Дело в другом: необходимо развивать целевое обучение, инфраструктуру, создавать привлекательные рабочие места в регионах и т. Мы можем обратить внимание на те или иные элементы, которые успешно себя зарекомендовали, но все же не нужно злоупотреблять копированием, этот этап уже пройден. Мы часто слышим про эффективную немецкую традицию дуального обучения в колледжах, но почему-то забываем про советскую систему фабрично-заводского ученичества.
Воркуты состоялось занятие Школы молодого педагога, которое было посвящено вопросам воспитательного и психологического аспектов деятельности педагога, а также педагогическим инструментам для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися.
Практически каждый педагог за годы своей работы сталкивается с пониженной мотивацией учащихся к обучению. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии, отсутствие желания и интереса детей получать знания — одна из основных проблем современной педагогики. Решению данной проблемы и было посвящено прошедшее занятие в Школе молодого педагога.
Обращу внимание, что нагрузку в 4 зачетные единицы надо рассматривать, в первую очередь, как возможность развития кадрового потенциала и кадрового усиления соответствующих кафедр. В этой связи мы рекомендуем ректорам вузов привлекать молодых специалистов к преподаванию истории», — сказал глава Минобрнауки России. Разработчики концепции подчеркнули, что им удалось достичь консенсуса в распределении внимания между событиями отечественной и мировой истории. Получившийся документ центрируется историей российской государственности, основывается на идее единства исторического процесса как поступательного развития человечества.
Основополагающим для нас является принцип научности. С самого начала мы поставили перед собой задачу интегрировать в содержание курса материалы по истории всеобщей, поскольку наша страна развивается в тесной связи с мировыми процессами. Также мы уделили внимание региональной и отраслевой истории. Работа, которую мы сейчас развернули, полезна не только для всего нашего исторического сообщества и вузов страны, но и для всех граждан», — указал Юрий Петров.
В народной памяти остались и иные воспоминания, они тоже транслируются в семьях. Однако основные контуры исторической памяти определяются у нас государством.
В Германии пусть осмысления этого трагического исторического опыта был другой. Было несколько волн «проработки» исторического прошлого, был знаменитый спор историков, были публичные обсуждения этой проблематики. Для нас это тоже важно, чтобы иметь возможность посмотреть на особенности сохранения памяти о войне другими глазами. Каким образом дать возможность молодому поколению говорить и размышлять о войне в школе, в университете — это мы и будем сегодня обсуждать. Конференцию подготовил оргкомитет под председательством Владимира Земцова, с участием директора центра культурно-образовательных проектов УрГПУ Ирины Грибан ученого секретаря , доцентов кафедры рекламы и связей с общественностью Олега Грибана и Анны Коротун , аналитика центра культурно-образовательных проектов Луизы Коробицыной. Во время первой части конференции участники прослушали заявленные в программе доклады и задали интересующие вопросы.
Мнение учителей о новом едином учебнике истории
Как рассказал автор новой концепции преподавания и научный руководитель Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Александр Чубарьян, идея культурно-исторического стандарта родилась 6 лет назад и она направлена на объединение общества. 17 тысяч российских школ и колледжей присоединились к Международной акции «Диктант Победы», сообщил Министр просвещения РФ, член оргкомитета «Наша Победа» Сергей Кравцов. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы.