Президент России Владимир Путин пообещал, что качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин будет повышаться. Вопросы преподавания истории в школе обсудят ученые, специалисты и преподаватели средних общеобразовательных учреждений 26 января в Государственной научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского в Москве.
Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому
Новые учебники по истории для старшеклассников: как изменится преподавание этого предмета в школах | Министр образования и науки Украины Оксен Лисовой заявил о необходимости перезагрузки преподавания истории и литературы в школах страны. |
Школьные уроки истории хотят деевропеизировать | В школах изменится преподавание истории: В 11 классе выпускники будут подробно осваивать блок, посвященный событиям второй половины 20 века. + читать дальше на Поступи онлайн. |
Историки обсудили вопросы преподавания истории Второй мировой войны в школе и вузе | При этом учитель истории московской школы № 1543 Леонид Кацва в комментарии для «Мела» заявил, что относится к данной концепции скорее скептически: «Преподавание неизбежно будет очень примитивным. |
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов | ГАРАНТ.РУ | Президент России Владимир Путин пообещал, что качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин будет повышаться. |
Какие новшества ждут студентов и школьников на уроках и лекциях по истории России
Школьник может, прочитав соответствующий раздел, посмотреть материал, который мы рекомендуем по данной теме. Учебник состоит из двух курсов: российская и всеобщая история для 10—11-х классов, рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. То, как история России повлияла на мировые события, — это очень важно , — заявил он журналистам. Что поменяется в новых учебниках Полностью переписали разделы, касающиеся 70-х, 80-х, 90-х и нулевых годов; добавили раздел «Настоящее время», который включает в себя присоединение Крыма и спецоперацию.
По словам Кравцова, после завершения СВО учебник планируют дополнить; синхронизированы курсы по отечественной и всеобщей истории. Мировые события в книге показаны через призму российских; расширены разделы, посвященные изучению стран Африки, Азии и Латинской Америки, — этому посвящена почти треть учебника. Авторы постарались избавиться от «европоцентризма» в тексте книги; обновлен раздел, посвященный истории Второй мировой войны: там показана роль Великой Отечественной войны в общем исходе событий; в главы, посвященные Древнему Миру, добавили материалы по истории Причерноморья и Сибири; в разделе о «современных событиях» авторы «сконцентрировали внимание» на их «мировом контексте».
Позднее планируют издать подобные книги для учеников 5—9-х классов, а к 2025 году — подготовить единые пособия по другим школьным предметам. Также мы сообщали, что министр просвещения Сергей Кравцов на ПМЭФ-2023 заявил, что в стране «создается стандарт среднего образования для подготовки учителей-предметников». Фактически это означает, что теперь учителям 5—9-х классов для работы в школе не нужно будет высшее образование — хватит колледжа.
Мы поговорили с учителями, чтобы узнать, как эта инициатива отразится на образовании.
А вот программа этого не учла. Сейчас это исправлено. Председатель РИО Сергей Нарышкин предложил обновить школьные учебные пособия по региональной истории. По его мнению, нуждаются в совершенствовании и механизмы их экспертизы. Александр Чубарьян: Действительно, разноголосица, которая есть в региональном компоненте, вызывает серьезную критику. Это странно, когда дети изучают российский XVIII век, а в мире по учебникам стоит XVII Пособия по региональной истории вне компетенции федерального научно-методического совета, который утверждает перечень учебников. Поэтому в начале следующего года пройдет Всероссийское совещание по региональной истории. С моей точки зрения, этот предмет должен касаться этнокультурных процессов развития данного региона.
А политические и другие оценки события, например, присоединения той или иной территории к России, не могут расходиться с теми, которые даны в федеральных учебниках. Ваш институт издает брошюры-приложения к учебникам в помощь учителям по трудным вопросам истории. Как двигается работа? Александр Чубарьян: Мы издали уже 25 брошюр. Все они публикуются на сайте института. Последняя - по истории Второй мировой войны с расширенной частью о Нюрнбергском процессе. По просьбе учителей будем делать отдельную книжечку по оценке всего советского периода. Это связано и с тем, что в науке есть разные точки зрения на это время. Еще одна задача - подготовить рекомендации по истории после 90-го года.
Не менее сложно, рассказывая о Второй мировой и Великой Отечественной, признать советским преступлением Катынь...
Он также сообщил об особом внимании, которое уделяет РИО изучению истории родного края. Причем, общество придерживается мнения, что история региона должна изучаться наравне с отечественной и всеобщей. И добавил, что вопрос учебников краеведения сейчас прорабатывается в Минпросвещения. Есть новости и о вузовской истории. По мнению председателя правления РИО, вызывает вопросы качество исторического образования в непрофильных вузах. С началу сентября это решение вступит в силу по всем специальностям, включая будущих инженеров, медиков, аграриев.
Более того, его знания базировались и на собственном жизненном опыте. Многие из преподавателей истории того времени — вчерашние фронтовики. Да, согласен, с этим мнением, но замечу, что в нынешней школе также трудятся талантливые учителя-историки, которые несут свет знаний нашим детям. Но проблема в том, что большинство из них, имея профильное историческое образование, прекрасный опыт, коммуникативные способности, задатки лидера и способного организатора, уходят из школы в другие профессии, уезжают в другой регион, как правило, за длинным рублём и осуждать их за это не поворачивается язык. Почему так происходит? Вопрос в какой-то степени риторический, но попробую на него ответить возьму на себя такую смелость. Современная школа больше заточена на внешний результат, мнимые достижения грамоты ради, что отвлекает учителя от его основной обязательной функции учить детей, дарить им знания. Его постоянно «дёргают» к участию в различных конкурсах, мероприятиях, смотрах, еженедельно проводимых разными организациями, не всегда имеющих отношение к системе общего образования. Такой педагог также зажат в рамки бумажной работы с многочисленными отчётами о проделанной работе, к слову, пустой и ненужной. Он не имеет права давать знания больше, чем это предусмотрено учебником, отсутствует свобода творчества, а учитель — это творческая профессия, это непреложная истина. Современный учитель на многое чего не имеет права, но самое страшное, что он вынужден огромную часть своего времени заниматься отписками. В плане социально-коммуникативной деятельности ему порою приходится встраиваться в систему, выстроенную администрацией образовательного учреждения. Бездарный руководитель также бьёт бичом на факт формирования системы знаний ребёнком, подростком, юношей и девушкой, которые как губка впитывают предложенную «систему ценностей» и воспринимают данную модель как общепринятой в обществе — зачем учиться, получать знания? Да и какие исторические знания может дать вчерашний экономист, прошедший курсы по пере- профилированию с присвоением квалификации «учитель истории»?
Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому
В этой связи позвольте доложить, что министерством разработана единая программа преподавания истории", – сказал Кравцов. Преподавание обществознания предлагается начинать с 9 класса. Высвободившиеся часы планируется отдать изучению истории. Таким образом, количество часов изучения истории вырастет с 340 до 476. В этой связи позвольте доложить, что министерством разработана единая программа преподавания истории", – сказал Кравцов. — В английском опыте преподавания истории есть свои достоинства и недостатки.
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной»
Мнение учителей о новом едином учебнике истории | Новости и аналитика Новости С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов. |
Минпросвещения России введет уроки в школах истории с первого класса | Сейчас уроки истории в школах начинаются с пятого класса. |
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов | Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить. |
Преподавание истории в школе | Преподавание истории в школе: научно-теоретический и методический журнал: Выпуски за 2023 год 2023, № 3. |
Мединский: историю в школе надо преподавать без "зазубривания" дат и фамилий
Главная • Новости • Общество • Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году. В протоколе заседания Коллегии отмечено, что утверждение проекта Концепции позволит существенно улучшить качество преподавания истории в общеобразовательных организациях. Отдельных уроков истории в начальной школе Минпросвещения России вводить не планирует, отмечает ТАСС. Образование - 21 апреля 2022 - Новости Тюмени - — В английском опыте преподавания истории есть свои достоинства и недостатки. Минобрнауки утвердило новую концепцию преподавания российской истории.
Путин призвал внимательнее выстраивать преподавание истории России в школах и вузах
Что важнее. В Минпросвещения разъяснили, зачем часы общаги отдадут истории | Аргументы и Факты | Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. |
Преподавание истории — Первое сентября | Когда в непрофильных вузах появятся новые учебники истории, а в школах начнут полномасштабно изучать прошлое родного края, рассказали в Доме Российского исторического общества (РИО) на встрече с курсантами Летнего института РГГУ. |
Ольга Васильева: «Мы с вами говорим о ценностях, мы правильно делаем» - Ведомости | Интерфакс: Минпросвещения РФ планирует с 1 сентября 2025 года дополнить школьный курс истории модулем по "Истории нашего края", включив в него "основы духовно-нравственной культуры народов России". |
Ольга Васильева: «Мы с вами говорим о ценностях, мы правильно делаем» - Ведомости | Таким образом планируется закрыть вопрос о недостаточности преподавания истории в школе. |
Путин заявил о повышении качества преподавания истории в школах России | Президент России поручил правительству заняться комплексным обновлением системы преподавания истории в рамках общего образования. |
Точка зрения | Проблема преподавания истории России в школе
Распространение линейного принципа преподавания истории(применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10-х классах) на всю старшую школу. Качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин в российских школах обязательно будет повышаться. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания. В ноябре прошлого года французский президент Эммануэль Макрон выдвинул идею создать проект, observoutuar (по-французски), посвященный совершенствованию преподавания истории в средней школе. Преподавание истории уже с 1-го класса может потребовать переформатирования школьной программы, изменения учебников и переквалификации педагогов, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. Введение исторического образования в начальной школе, о чём заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, потребует серьёзного изменения подготовки кадров.
О проблемах преподавания истории в школе
Не говоря уже о мировом контексте, который так и хочется некоторым переписать от Адама и до Потсдама в угоду текущей политической конъюнктуре. Так уже было в советской школе, когда подобная примитивная идеологизация привела к воспитанию поколений циников, которые вмиг сменили одну идеологическую обертку на другую, даже не поморщившись. Так было и в царской России, где все вроде бы учили Закон Божий в церковно-приходских школах, а потом, когда грянула революция, пошли громить церкви, сбивать колокола и устраивать там конюшни и склады, а также резать попов. Нет ничего плохого, разумеется, в том, чтобы начинать историческое просвещение с начальной школы. Это правильно. Но делать это надо не в стилистике преподавания Закона Божьего или его советской версии — научного коммунизма, где каждый шаг влево — шаг вправо приравнивается к опасной ереси.
По силам ли такое учителям начальной школы? Которым будет главным отчитаться о правильно проделанной работе по патриотическому воспитанию? Способны ли они отойти от ходульных образов и объяснить детям все сложности и противоречивость нашей многогранной и драматической истории на понятном им уровне? И смогут ли дети в возрасте семи-десяти лет это именно с интересом воспринять? Конечно, в контексте текущего политического момента многим чиновникам и политикам хочется отметиться по части предложений по усилению «патриотического воспитания», а еще больше — по части искоренения крамолы.
Вот уже, к примеру, прозвучали предложения создать некие общественные художественные советы , чтобы отсматривать, а проще говоря, цензурировать произведения и события в мире искусства. Из кого? Из бабок на лавочках при подъездах?
В ходе видеообращения он дал старт Году педагога и наставника в России, особо отметив заслуги российских учителей, которые воспитали достойных учеников, защитников Отечества. Он поблагодарил педагогическое сообщество, учителей и наставников за неизменную веру в Россию.
Иконы в народном представлении совершали исцеления, защищали народ во время войн и эпидемий, сообщали людям богословские знания. Они размеряли время и пространство: входили в церковный календарь, указывали места для основания монастырей, выстраивали паломнические маршруты.
При всем этом русская икона менялась со временем, отражая разные эпохи. Автор предложил слушателям поразмышлять над проблемой получения и интерпретации информации из изобразительных источников, созданных синхронно с происходившими событиями, явлениями и процессами работы И. Аргунова, В. Боровиковского, Д. Левицкого и др. Ге, В. Сурикова, В. Якоби и др.
По мнению В. Богданова, произведения изобразительного искусства представляют информацию как источникового, так и историографического плана что важно иметь в виду в исследовательском процессе и обладают большим объяснительным потенциалом что полезно учитывать в педагогической деятельности. Андреев рассмотрел два главных аспекта понимания суверенитета в современной РФ.
Кармен Бонер, учительница истории в гимназии, рассказала о том, как позиционируется роль Советского Союза во Второй мировой войне в учебниках земли Баден-Вюртемберг единых централизованно утвержденных учебников для всех школ в Германии нет , каков уровень представлений немецких школьников о роли СССР в войне, что они думают и какие вопросы задают учителям относительно самых острых проблем например, по поводу пакта Молотова-Риббентропа и секретных протоколов. Кармен Бонер сказала, что она счастлива быть на конференции российских историков еще и потому, что она имеет возможность спросить непосредственно у россиян — как еще она может улучшить и дополнить свой учебный материал, относящийся к этой странице нашей общей истории.
Изабелла Станиславовна представила весь спектр меняющихся оценок на фоне меняющейся ситуации в стране и в мире. Алена Постникова , кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИОН УрГПУ, представила доклад «Историческая политика в современной Франции», с оговоркой, что термин «историческая политика» для современной Франции достаточно условен, и сегодня государство не стремится вмешиваться в процесс формирования исторической памяти о тех или иных событиях на примере империи Наполеона и наполеоновских войн или контролировать, как те или иные исторические сюжеты представлены в образовании. Но были периоды, когда государство более активно обращалось к тем или иным знаковым событиям истории и пыталось усилить таким образом собственный авторитет — при Шарле де Голле, Жаке Шираке и Николя Саркози. Татьяна Дорохова , кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и учитель истории и обществознания ЧОУ СОШ «Индра», представила интереснейший опыт проектной работы школьников и со школьниками, направленный на изучение истории Второй мировой войны. Самостоятельная работа с источниками, обращение к живой памяти представителей старшего поколения собственной семьи делает историю войны для школьников близкой и интересной, позволяет поспорить, снимает однозначность оценок и ура-патриотический глянец, дает возможность эмоционально прочувствовать то, что пережили люди в военное время.
После перерыва работа конференции была продолжена в формате «круглого стола».