в четверг Первой Седмицы Великого Поста. Последование Великаго повечерия. Старший: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. В первую неделю Великого поста во всех православных храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который назван Великим, как по глубине содержания, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для Вашего удобства предлагаем последования служб Первой седмицы Великого Поста в трёх вариантах.
На какие даты выпадает первая неделя Великого поста в 2024 году
- Даты Страстной недели в 2024 году
- One moment, please...
- Триодь Постная. Понедельник 1-ой седмицы. Последование Великаго повечерия.
- Служба в понедельник первой седмицы Великого поста, Службы 1-ой седмицы Великого поста
- Новое на сайте
- Богослужение будних дней Великого поста
Оптина пустынь
Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется "Воскресение Христово"... Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при возженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью воскресение. С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш"...
Седьмая неделя Великого поста Страстная Седьмица. Седьмая, последняя неделя перед Пасхою называется Страстною Седмицею. Эта неделя посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя.
Его страданиям, смерти на кресте и погребению. Все дни Страстной Недели называются Великими. И это связано с величием воспоминаемых событий.
Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня. Страстная Седмица — это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост — это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница первые 40 дней — это время, когда мы идём навстречу к Богу.
Страстная Седмица — это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.
Диакон Андрей Кураев Богослужения Страстной отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.
Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров , с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях. Служится Литургия Св.
Василия Великого и соединяется с вечернею в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения. Чин Омовения Ног, совершенный Патриархом Кириллом. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
На вечерне, при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое".... Плащаница полагается на особо приготовленном столе гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его.
Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Наверх Великая Суббота Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию о пребывании Иисуса Христа "во гробе плотски…" и о воскресении Спасителя из гроба. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
Певчие в это время поют: "Благообразный Иосиф"... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас...
По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного"... Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею. После малого входа и пения "Свете тихий...
На утрени, часах и вечерни читаются сразу несколько кафизм из псалтири, которые и составляют большую часть великопостного Богослужения, совершаемого утром. По окончании утреннего Богослужения совершается поминовение усопших на литии. Вечером с понедельника по четверг включительно, в православных храмах служится Великое повечерие с чтением великого покаянного канона Андрея Критского.
Это Богослужение особо важно для духовного молитвенного настроя православного человека, ведь именно канон святителя Андрея пронизан духом покаяния и являет собой воззвание согрешившего человека к Богу о прощении грехов. Первая неделя Великого поста заканчивается праздником Торжества православия. В этот день совершается торжественное Богослужение литургии святого Василия Великого, после которой в храмах служится особый чин, посвященный празднику.
В начале великой по своим злодеяниям французской революции 1789-92 гг. Карамзин оказывается в Западной Европе и именно во Франции. Посещая тамошние университеты, библиотеки и музеи, знакомясь с либеральным искусством и философией, он напитывается духом эпохи Просвещения и гуманизма, то есть того времени, когда европейские народы стали изменять христианским ценностям, когда вместо Бога во главу всего был поставлен человек с его страстями и пороками, когда образованные сословия ринулись в масонские ложи и оккультные общества. Забегая вперед, отметим, что эта богоборческая стезя привела Карамзина в ряды якобинцев масонскую ложу иллюминатства , а в декабре 1825 г. Сразу же по возвращении в Россию Карамзин приступает к издательской деятельности. Провидение пощадило литератора, но тот не пощадил своих читателей, отравляя их умы ядом якобинских инсинуаций.
Если бы Карамзин не был обласкан монаршей милостью и облачен таким глубоким доверием, кто знал бы его теперь? И как же отплатил якобинец своему коронованному благодетелю? В своих посланиях Карамзин рисует Императора только черной краской, отзываясь о нем со злобой и возмущением. Что же касается обвинений в адрес Императора, то здесь все — ложь, по мысли Александра Васильевича Суворова, столь свойственная масонам. Во-первых, план войны, одобренный Государем, привел Россию к победе, а во-вторых, первым предложил сдать Москву Михаил Богданович Барклай-де-Толли на совете в Филях. С ним согласился Михаил Илларионович Кутузов, от которого и зависело решение об оставлении столицы.
Все историки Отечественной войны 1812 года сходятся в мысли, что решение это было необходимым и правильным. Вместо того чтобы обвинять своих братьев-мартинистов в резне русских людей, Карамзин клевещет на Царя. Однако наглость автора тем не ограничилась. И что же? Вместо того, чтобы гнать мерзавца взашей, Государь всего лишь уехал, не попрощавшись. О, милосердие Александрово!
После окончательного разгрома наполеоновской армии Императрица-мать Мария Феодоровна предлагает историку-вольнодумцу восславить Царя-победителя. Что же Карамзин?
Главные новости Текст Великого покаянного канона Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого Поста Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?
Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.
Канон Андрея Критского
Для удобства книги снабжены ленточками-закладками. Это издание должно не только помочь священнослужителям и певчим при совершении служб первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы, но и дать возможность молящимся следить за ходом службы.
Именем Господним благослови, отче. Иерей: «Слава Святей…» Чтец: Аминь. Иерей: Великая ектения, стихи с «Аллилуиа» на текущий глас недели Троичны тропари гласа смотреть в приложении Триоди.
Тропари читаются, окончания поются. У первого тропаря окончания на каждый день разные, у тропарей на славу и ныне — те же Кафизмы три смотреть в указаниях какие Ектений по кафизмах нет. По первой кафизме — седальны Октоиха. Если у празднуемого святого по 6 песни канона есть кондак, то тут же читается и мученичен со стихом «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» перед «славой».
Если же кондака нет, то этот мученичен читается в каноне по 6 песни вместо кондака. По 2 и 3 по счету кафизм — седальны Триоди на ряду Псалом 50-й. Молитва иерея, «Господи, помилуй» - 12 раз, возглас , «Аминь». Каноны: Канон Минеи поется с трипесненцами Триоди.
Праздничная пышность и торжественность богослужений уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести; слышится все больше чтение псалмов и других молитв, располагающих человека к молитве и покаянию. В понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы на великом повечерии читается канон преподобномученика Андрея Критского, способный смягчить и расположить к покаянным чувствам и самую ожесточенную душу. В субботу вспоминается чудо святого великомученика Феодора Тирона, спасшего своим явлением христиан от осквернения идоложертвенной кровью и повелевшего вместо оскверненной пищи, употребить вареную пшеницу с медом Книга выполнена в кожаном переплете ручной работы, украшена изящным тиснением и трехсторонним золотым обрезом.
Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки. Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого.
Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.
Выполнение всего этого и есть истинный пост». Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».
Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое. Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим. Из Великого Канона святого Андрея Критского Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах. Читайте так же: Молитва очищение еды Ты постишься?
Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния. В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже то есть никогда сотворих благое пред тобою».
Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя сознает, а не словами называет только грешнейшим паче всех? Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого — необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.
Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным! Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров — видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все. Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.
Первая седмица Великого поста — о чем не забыть 2 марта, Чистый понедельник — народное название первого понедельника Великого поста. Оно закрепилось в культуре — в этот день делали уборку в доме после Масленицы. Вся неделя отличается особой строгостью поста в пище и продолжительными богослужениями. Весь пост, кроме суббот и воскресений, в храмах читается молитва святого Ефрема Сирина. В эти дни она включается и в домашнее молитвенное правило. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста с понедельника по четверг, 2 марта — 5 марта вечером в храмах читается Великий Покаянный канон Андрея Критского.
Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании — эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней. Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме — оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера. Если вы собираетесь вставать на колени во время молитвы, прихватите с собой маленький коврик, а если в вашем храме богослужения обычно долгие — можно взять стул. В среду и пятницу Первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров. В пятницу, 6 марта, с вечерни начинается служба святому Феодору Тирону, которая соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо блюдо из злаков, изюма и меда в конце молебна.
В субботу первой седмицы, 7 марта, Церковь отмечает память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста. Также 7 марта в високосный год празднуется обретение мощей святой блаженной Матроны Московской. Первое воскресенье Великого поста, 8 марта, называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день празднованию Торжества Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь. Совершается особое богослужение, называемое чином Торжества Православия. Также в этот день многие верующие причащаются Святых Христовых Таин, готовясь к этому всю предшествующую неделю. Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды!
Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы! Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом. Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу.
Понедельник первой седмицы Великого поста
Богослужение первой седмицы Великого поста — Википедия | Среди других постов церковного года Великий пост выделяется в первую очередь своими богослужениями. |
Последования служб Первой седмицы Великого Поста – Храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках | содержит последование богослужений первой седмицы Великого поста. |
1-я седмица Великого поста | Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). |
Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста. Епископ Сергиево-Посадский Парамон | Часто люди пугаются, им кажется, что это сложно, открывают последование первой седмицы Великого Поста, где трипеснец на ряду написан, его нужно оттуда выкинуть, чтобы правильно составить службу, скажем, в 3 седмицу поста, еще больше от этого путаются. |
Богослужение первой седмицы Великого поста — Википедия с видео // WIKI 2 | Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой. |
Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Понедельник первой седмицы Великого поста
Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи. Первая седмица Великого Поста по монастырскому Уставу самая строгая в отношении трапезы. Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг. Первая седмица Великого поста. Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу.
Текст Великого покаянного канона Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого Поста
Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в понедельник первой седмицы Великого поста. На первой седмице Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и в пятницу утром. На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Особенности Богослужения Великого Поста
Таким образом, после стихир «Слава, и ныне…», «Тебе слава подобает…» не читается. Ектения просительная, и молитва главопреклонения. Стиховные стихиры Триоди с обычными припевами. Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» — святого, «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток — Крестобогородичен Минеи на ряду. Если в Минее нет славника, то «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди на ряду.
Чтец: «Благо есть…» читается дважды. Трисвятое … по « Отче наш …». Возглас священника: «Яко Твое есть Царство…». Отпуст утрени совершается после 1-го часа.
Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь , закрывает завесу и снимает фелонь. Великопостные часы[ править править код ] Совершение великопостных часов имеет свои особенности в сравнении со вседневными часами: После чтения трёх обычных псалмов на каждом часе читается рядовая кафизма, за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе [6]. Также нет кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник , в Великий вторник и в Великую среду. Вместо тропаря святого на каждом часе троекратно с двумя стихами поётся постовой тропарь часа , с земными поклонами.
Псалом Асафу, 49. В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану, пророку: егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве, 50. В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов, 51. Беззаконие весь день. В конец, о Маелефе, разума Давиду, 52.
В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? В конец, в песнех разума Асафу, псалом 54. И псалмы 53, 54, 90. И чтется кафисма 8-я. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру, 56.
Тексты подготовлены по изданиям «Службы на каждый день первыя седмицы Святаго Великаго поста», изд. Канон Великий, творение святаго Андрея Критского, Иерусалимского, чтомый в первую неделю поста. Славянский текст с русским переводом, приложением библейских повествований, изъясняющих изложенные в каноне уроки покаяния, объяснением заключающихся в нем наименований местностей, народов и некоторых других и кратким очерком жизни святаго творца канона.
Полностью он будет прочитан вновь чуть позже — на службе, которая называется «Стояние Марии Египетской».
В среду и пятницу Великим постом совершаются Литургии Преждеосвященных Даров. Великим постом в будние дни полная Божественная литургия не служится. Это объясняется тем, что Божественная литургия является высотой богослужебного торжества. Для верующих христиан, находящихся в молитвенном подвиге, Святая Церковь установила совершать Литургии Преждеосвященных Даров для возможности причаститься Святых Христовых Таин в эти дни.
Очевидно, что вне Таинства Евхаристии подвиг молитвы и поста будет неполноценным. Молитва преподобного Ефрема Сирина включается во все части суточного богослужения. Первая седмица Великого поста насыщена особенными богослужебными последованиями. Крайне важно найти время, чтобы быть эти дни в храме.
Начавшееся время Великого поста будет полноценным лишь тогда, когда предписания ограничений в пище будут сопряжены с сугубой молитвой и участием в Церковных Таинствах. Седмица первая, Торжество Православия 27 февраля, понедельник Первый день Великого поста. Народное название Чистый понедельник отражает стремление верующих избавиться от всех следов разгульной и сытной Масленицы и вступить на очистительный путь Четыредесятницы. Особенности богослужения: Литургии нет.
Вечером в храмах совершается повечерие с Великим покаянным каноном Андрея Критского. Для чтения на первой седмице поста он разделен на четыре части. Посещение богослужения или домашнее чтение канона в эти дни дает возможность верующим осознать весь ужас греха и почувствовать надежду на прощение. Дни памяти: Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского.
Пост: Монастырский устав предписывает полный отказ от еды в первый день поста, а для мирян рекомендовано сухоядение т.
Особенности Богослужения Великого Поста
Особенности Богослужения Великого Поста. Конспекты лекций по литургике | Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. |
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА | Первая седмица Великого Поста по монастырскому Уставу самая строгая в отношении трапезы. |
В православных храмах начинаются особые великопостные богослужения — пассии | Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель из начала, и оттуду лежу наг. |
Особенности Богослужения Великого Поста. Конспекты лекций по литургике | Последование Великого повечерия в четверг первой седмицы Великого Поста. |
Понедельник 1-ой седмицы. Последование Великаго повечерия. Службы Великого поста. Триодь постная | Седмица 5-я Великого поста. |
Как и когда читается канон святого Андрея Критского?
Главные новости Текст Великого покаянного канона Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого Поста Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.
Весь пост, кроме суббот и воскресений, в храмах читается молитва святого Ефрема Сирина. В эти дни она включается и в домашнее молитвенное правило. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста с понедельника по четверг, 18 марта — 21 марта вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании — эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней. Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме — оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера. Если вы собираетесь вставать на колени во время молитвы, прихватите с собой маленький коврик, а если в вашем храме богослужения обычно долгие — можно взять стул. В среду и пятницу первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.
За четыре дня первой постной недели на повечерии прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В те дни, когда совершается всенощное бдение, великое повечерие входит в состав бдения вместо вечерни. В составе праздничного всенощного бдения вечерня соединяется с литией. Так происходит на праздниках Рождества Христова и Богоявления — независимо, на какой день недели они приходятся. Когда Благовещение приходится на те дни Великого поста, в которые положено совершать великое повечерие согласно Типикону, это седмичные дни, Суббота акафиста, Лазарева суббота, Великий вторник, Великая среда и Великий четверг ; на храмовые праздники, если они придутся в субботу первой седмицы и во дни со вторника по субботу 2 — 6 седмицы Великого поста, также вечерня соединяется с литией Типикон, Храмовые главы 32, 35. Структура и содержание Великого повечерия Великое повечерие преимущественно состоит из чтения псалмов и три раза прерывается пением священных песней. О чтении псалмов пишет преподобный Ефрем Сирин: «Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца. Псалом — тишина души, он вознаграждает миром. Псалом — посредник дружбы, единение разъединенных, примирение враждующих. Псалом — привлечение Ангельской помощи; оружие против страха ночного, успокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он населяет пустыни, уцеломудривает народные собрания; он — первоначальное обучение новопоступающим, приращение преуспевающим, утверждение совершенным, глас Церкви. Он делает светлыми праздники; он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом — дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Псалом — просвещение душ, освящение тел. В нем никогда не престанем, братия, поучаться и в домах, и на путях: и ложась спать, и вставая от сна, будем беседовать сами с собой во псалмех, и в песнех, и пениих духовных». Эти слова могут служить эпиграфом ко всему содержанию Великого повечерия. Последование Великого повечерия условно делится на три части. Каждая из них начинается призывающей молитвой: «Приидите, поклонимся», продолжается чтением псалмов и оканчивается краткими отпустными молитвами «Честнейшую херувим» и др. Перед окончанием каждой части звучит пение молитв. Первая часть Великого повечерия начинается чтением шести псалмов: 4, 6, 12, 24, 30 и 90. Это псалмы, выражающие благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь.
А самые ранние известные богослужебные тексты, в которых память прп. Иоанна отмечается в четвертую неделю Великого поста, датируются XIV веком. День памяти прп. Иоанна и четвертая неделя Великого поста могут приходиться на один день. Вполне возможно, что однажды из-за этого совпадения было решено отмечать его память в четвертую неделю Великого поста. Икона "Лествица Райская". Написана на заказ в иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря Неделя преподобной Марии Египетской У преподобного Зосимы, который сподобился общения с Марией Египетской, был ученик, ныне известный Церкви как преподобный Иоанн Лествичник. Зосима поведал о святой Марии Иоанну, и тот сделался её большим почитателем. Со временем, когда к Иоанну также начали относиться как к старцу, весть о святой Марии распространилась через его духовных чад. О том, что прп. Марию вскоре начали широко почитать, говорит тот факт, что её житие было составлено самим Патриархом Иерусалимским Софронием. При этом, прп. Мария отошла ко Господу около 522 года, а патриарх Софроний жил в 560-638 годах. Учитывая уровень развития средств коммуникаций раннего Средневековья, это крайне малый промежуток времени для распространения почитания.
Понедельник первой седмицы Великого Поста
Двухцветная печать, "жирный" шрифт. Издание «Службы первой седмицы Великого поста», представленное в твердом переплете с тиснением золотой фольгой, содержит полные последования всех богослужений первой великопостной седмицы, напечатанные церковно-славянским шрифтом в две краски на качественной офсетной бумаге. Текст украшен оригинальными буквицами и орнаментами.
Ну и, наконец, праздничная версия песни - самая краткая, еще более сокращенная. Как вы думаете, какая из редакций употербляется в Великопостном богослужении? Правильным ответом будет великопостная редакция. Канон поется с Трипеснцем из Триоди. Трипеснец содержит 3 песни, почему так и называется. Всегда 8 и 9 песни и песнь по дню седмицы 1, 2, 3, 4 и 5 , например, Понедельник: 1, 8 и 9 песни.
В тех песнях, где трипеснец есть, соединены канон Минеи и Трипеснец. В тех, где Трипеснца нет - только канон Минеи. Соответственно этому устав порядок пения песней, где есть трипеснец, и песней где трипеснца нет, различен. Мне кажется, что вам должно быть очевидно. Как поются те песни, где трипеснец есть. В этих песнях соответствующая библейская песнь поется полностью без сокращений. А сам канон поется на 14 с ирмосом: - стих - тропарь, стих - тропарь, и так 14 раз. Если в песне 13 стихов, как в песне пророка Захарии, то мы сразу поем ирмос и потом оставшиеся 13 стихов припеваем к Тропарям, но в большинстве песен стихов более 14, тогда мы поем песнь до отметки 14 - 14 стихов от конца, после стиха, который является четырнадцатым с конца, мы поем ирмос.
И далее - тропари Минеи на 6. Так мы дойдем до 8 стиха от конца. Здесь мы начинаем петь трипеснцы, которые поются на 8. В Триоди - 2 трипеснца, поэтому поются сначала 4 тропаря одного трипеснца, потом 4 тропаря другого трипеснца - получается 8.
Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Истинную Богородицу.
Ов убо, очисти мя; ова же, помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочыя безумныя глаголы. Убойся указания, да не будеши якоже оны, ихже содомляном Владыка уподобив, даже до ада осуди. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Агнче Божий, вземляй грехи всех, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Но в щедротах Твоих презирая моя лютая, спаси мя, Всесильне.
Приклоньшися Христовым Божественным законом, к Сему приступила еси, сладостей неудержимая стремления оставивши, и всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину, исправила еси. Простерла еси руце твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая; и якоже Петру человеколюбно руку Божественную простре, твое обращение всячески Иский. Паче же мытарево смирение подаждь ми, Едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли. Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси; но востекла еси помыслом лучшим к крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество, Марие, удививши. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет.
Несравненным желанием, всебогатая, древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания, сподоби убо и мене улучити вышния славы. Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу. Безстрастие небесное стяжала еси крайним на земли житием, Мати. Темже тебе поющым страстей избавитися молитвами твоими молися. Господи, помилуй трижды.
Но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог? Но ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя. Но ущедрив, воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. Но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей. Возопивши к Пречистей Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей, нужно стужающих, и посрамила еси врага запеншаго.
Но даждь ныне помощь от скорби и мне, рабу твоему. Егоже возлюбила еси, Егоже возжелела еси, Егоже ради плоть изнурила еси, преподобная, моли ныне Христа о рабех: яко да милостив быв всем нам, мирное состояние дарует почитающим Его. Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец.
Составил и перевел Н. Второе издание с рисунками, Москва, 1915 г.
Великий канон преподобнаго отца нашего Андреа Критскаго и Иерусалимскаго.
Великий Пост.
Седмица 5-я Великого поста. Первая неделя Великого поста — время особой молитвы и строгого воздержания. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Первая неделя (седмица) Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Службы первой седмицы Великого Поста: в 6-ти книгах (комплект). Последование Великого повечерия в четверг первой седмицы Великого Поста.