Настоящее издание содержит чинопоследование богослужений первой седмицы Великого поста, включая последования утрени, часов, вечерни и великого повечерия.
Седмица первая Великого поста
Последование Великого повечерия в четверг первой седмицы Великого Поста. Пасха и другие праздники» Службы Первой Седмицы Великого Поста. Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения — особенной продолжительностью.
Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы
В эти дни она включается и в домашнее молитвенное правило. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста с понедельника по четверг, 18 марта — 21 марта вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании — эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней. Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме — оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера. Если вы собираетесь вставать на колени во время молитвы, прихватите с собой маленький коврик, а если в вашем храме богослужения обычно долгие — можно взять стул. В среду и пятницу первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров. В пятницу, 22 марта, с вечерни начинается служба святому Феодору Тирону , которая соединяется с Литургией Преждеосвященных даров.
Обращение к памяти этого святого призвано напомнить христианам о том, что вся жизнь верующего человека представляет собой процесс духовного восхождения, совершаемого через преодоление трудностей, молитву, постоянство в христианской жизни. Богослужение этого дня вновь и вновь возвращает постящегося к мысли о краеугольном камне поста — смирении и к необходимости стяжания добродетелей.
Этот праздник входит в число двенадцати главных праздников, посвященных евангельским событиям. Таинственное и непорочное зачатие Девой Марией Господа, по учению Православной Церкви, относится к великой тайне благочестия: человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение — Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. В день Благовещения для верующих по случаю праздника ослабляется пост — разрешается рыба. Пятая седмица. Неделя 5-я: преподобной Марии Египетской 8—14 апреля Вечером в среду пятой седмицы 10 апреля совершается одна из главных служб не только Великого поста, но и всего церковного года — так называемое Мариино стояние. Оно представляет собой утреню, на которой прочитывается — уже целиком, а не по частям, как на первой седмице,— Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Житие преподобной Марии — единственное житие, которое читается на православном богослужении. Оно посвящено подвигу удивительной святой, которая после страшных грехов юности 47 лет провела в пустыне в строжайшем подвиге покаяния.
Ее обращение от греха к Богу было внезапным и практически мгновенным — и затем, приняв решение перейти Иордан и удалиться в пустыню, она никогда уже не возвращалась в мир, ведя на протяжении долгих лет суровую брань с помыслами и искушениями. Этот пример не просто назидателен и не только удивителен — он дает каждому верующему человеку надежду на обращение от глубины своих грехов к подлинно христианской жизни, показывая, что для этого нужны лишь решимость, вера и упование на Бога. В субботу пятой седмицы Церковь возглашает особую хвалу Божией Матери. Этот праздник так и называется — Похвала Пресвятой Богородицы. Другое его название — Суббота Акафиста, так как это единственный день церковного года, когда акафист является основной частью церковной службы. Читается акафист накануне, в пятницу вечером. Этот праздник был установлен в XI веке в память о неоднократном избавлении Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. Память преподобной Марии Египетской празднуется в воскресный день — в неделю 5-ю Великого поста.
Шестая седмица. Неделя 6-я: Цветоносная 15—21 апреля «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…» — поется на службе вечером в пятницу шестой седмицы — в канун Лазаревой субботы — дня воспоминания о воскрешении Господом праведного Лазаря, три дня пролежавшего во гробе. В этом году Лазарева суббота отмечается 20 апреля. В церковном календаре этот праздник совершается накануне Входа Господня в Иерусалим, тогда как исторически воскрешение Лазаря произошло не за день, а раньше. И это в очередной раз подчеркивает, насколько спрессовано великопостное время и время Страстной седмицы, сколь многое может прожить каждый христианин за эти немногие дни. В субботу и воскресенье шестой седмицы ослабляется пост: в субботу разрешается вкушение рыбной икры, в воскресенье — рыбы. Празднование Входа Господня в Иерусалим 21 апреля именуется также Неделей ваий, Вербным воскресеньем, Цветоносной неделей. И ваии пальмовые ветви , и побеги вербы, и цветы — всё это имеет отношение к торжественной встрече народом Спасителя — Мессии, въезжающего на ослике во врата Святого града.
Это событие является одним из главных в последние дни жизни Господа Иисуса Христа, оно подробно описано всеми четырьмя евангелистами.
Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас.
Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.
Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое. Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим.
Новости ставропигиальных монастырей Во вторник первой седмицы Великого поста епископ Павлово-Посадский Силуан совершил чтение канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественской обители Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.
Понедельник первой седмицы Великого поста
Кратко о Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах их около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.
Однако наглость автора тем не ограничилась. И что же? Вместо того, чтобы гнать мерзавца взашей, Государь всего лишь уехал, не попрощавшись. О, милосердие Александрово! После окончательного разгрома наполеоновской армии Императрица-мать Мария Феодоровна предлагает историку-вольнодумцу восславить Царя-победителя. Что же Карамзин? Отклоняя просьбу августейшей особы какая честь изменнику! Да, наглость удивительная!
В таком же духе будущий масон-декабрист пишет и Екатерине Павловне, сестре Самодержца, заявляя, что ужасы царствования Грозного буквально потрясли его. Намек более чем оскорбительный! Ответа от Великой княгини не последовало. Похоже, что в сие время царская семья начала понимать, с кем она имеет дело. Этим отчасти и объясняется охлаждение Марии Феодоровны к Карамзину. Указанный младший брат Александра I категорически возражал против публичного обсуждения и осуждения деяний Иоанна IV, что наносит удар по престижу царской власти. Кто ж восторгался Карамзиным и его творением? Масоны-декабристы, разрушители Российской Империи. В этой связи попечитель московского учебного округа Голенищев-Кутузов в августе 1810 года обратился к министру просвещения Разумовскому с предупреждением об опасности, исходящей от новоявленного историографа. Он писал, что сочинения Карамзина наполнены ядом якобинства и вольнодумства, источают безначалие и безбожие, что сам он метит в первые консулы и что давно пора его запретить и уж никак не награждать.
Из всего вышеизложенного видно, что пресловутый сочинитель явился одним из главных идеологов и вдохновителей масоно-декабристского восстания и, стало быть, все злодеяния мятежников, в том числе и убийство Милорадовича, славного героя Отечественной войны, тяжким камнем лежат на совести того, кого при дворе называли негодяем. Профессор Погодин в своем двухтомном своде материалов к биографии Карамзина ставит под сомнение научную значимость его труда.
Службы в нашем храме С началом Великого поста, дорогие братья и сёстры! В первую седмицу Великого поста, с 18-го по 23-е марта, богослужения в храме Иоанна Воина отличаются следующими особенностями. Службы утром понедельника, вторника и четверга первой седмицы Великого поста в нашем храме начинаются в 8 часов утра и состоят из Утрени, часов, изобразительных и вечерни.
Ru В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. Приступающий к Таинству покаяния приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, и кается в своих грехах. На аналое лежат Крест и Евангелие, символизируя невидимое присутствие Самого Бога, Которому исповедуется человек, тогда как священник является лишь свидетелем при этом Таинстве. Священник, видя чистосердечное раскаяние человека, возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа, и осеняет его крестным знамением. Поцеловав Крест и Евангелие, исповедавшийся принимает благословение от священника на причащение Святых Христовых Таин. Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем. Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши». Тропарь святому Феодору Тирону Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый. Кондак святому Феодору Тирону Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, стали мерзить ими, раскаялись и исповедались, — этим действием мы отсекли их от себя. В минуту разрешения они отпали от нас. Теперь это сухие ветки, и Господь идет попалить в нас сие терпение прегрешений. Чрез разрешение грехов Он Себе приготовляет в нас достойную Себя обитель. Фото: А. Ru Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра. Хорошо делают те, которые, готовясь к исповеди в первый раз после долгого пребывания во грехах, находят случай предварительно переговорить с духовным отцом и рассказать ему всю историю жизни своей греховной. Таким нет опасности забыть или пропустить что-либо в смятении во время исповеди. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди. Если же не будем достодолжно об грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху, — ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть. Когда согрешашь ты, не плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание. Пост почитай оружием, молитву — стеною, слезы — банею. Преподобный Нил Синайский Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль. Преподобный авва Фаласий Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь — добровольно, или там — от мучений. Преподобный авва Арсений Коливо. Фото: iliya-monastery. Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. Согрешил я Господи: самолюбием, гордостью, унижением других, завистью, ненавистью, злобою, ехидством, грубостью, дерзостью, жестокостью. Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. Помилуй, прости и спаси! Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лживостью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью и чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. Читайте так же: Сильная молитва на учебу сына Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством… Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Согрешил небрежностью к молитве как к церковной , так и домашней, суеверием, гаданием. Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения…, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством … … — Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси! Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюститься. Видео удалено. Видео кликните для воспроизведения. Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение. Житие святого великомученика Феодора Тирона Вмч. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник 361 — 363 , желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо кутью или сочиво. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным.
Как и когда читается канон святого Андрея Критского?
Богослужения первой седмицы Великого поста. Материалы в помощь молящимся | Когда же вновь наступила первая седмица святого Великого поста, преподобный Зосима из-за болезни должен был остаться в монастыре. |
Первая неделя Великого поста | Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил. |
Последование в Неделю Православия | Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в понедельник первой седмицы Великого поста. |
История установления недель Великого поста | Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг. |
Первая неделя Великого поста 2024: по дням с 18 по 23 марта | В первую неделю Великого поста во всех православных храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который назван Великим, как по глубине содержания, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). |
Понедельник первой седмицы Великого поста
Службы первой седмицы Великого Поста: в 6-ти книгах (комплект) | Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы («Мариино стояние»). |
1-я седмица Великого поста | Понедѣльникъ первыя седмицы Великаго поста. Душе, да не разлѣнишися: аще тебѣ приложится врагъ, молитвою же и постомъ отъ ногъ твоихъ да отразится. |
Please wait while your request is being verified... | Для Вашего удобства предлагаем последования служб Первой седмицы Великого Поста в трёх вариантах. |
Первая седмица Великого поста. О чем не забыть | Правмир | Таже начинаем Великий канон, глас 6-й, творение святаго отца нашего Андрея Критскаго, Иерусалимскаго, совершающе первую от четырех частей, читаемых в четыре дня первыя седмицы. |
WebTypikon — полный текст службы на любой день года | По изданию: Службы первой седмицы Великого поста. |
Как и когда читается канон святого Андрея Критского?
Пасха и другие праздники» Службы Первой Седмицы Великого Поста. По изданию: Службы первой седмицы Великого поста. Понедельник первой седмицы Великого Поста. Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Объем и сложность богослужения первой седмицы Великого поста вызывают необходимость издания отдельных книг, посвященных богослужению этого периода. Службы первой седмицы Великого Поста: в 6-ти книгах (комплект). Подготовительные недели к Великому посту.
Please wait while your request is being verified...
Первую седмицу поста называют Торжеством или Праздником Православия. Первая седмица и первая неделя великого поста. Таже начинаем Великий канон, глас 6-й, творение святаго отца нашего Андрея Критскаго, Иерусалимскаго, совершающе первую от четырех частей, читаемых в четыре дня первыя седмицы. На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов.
Венгерская епархия Московского Патриархата
- Канон Андрея Критского
- Первая седмица Великого поста: Откуда начну плакать
- Первая седмица Великого поста в храме Иоанна Воина - с 18-го по 23-е марта
- Содержание
- Текст Великого покаянного канона Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого Поста
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Please wait while your request is being verified...
Апостол к евреем, зачало 309. За упокой, зачало 270. Апостол к евреем, зачало 304. И святаго, зачало 318. Аллилуиа гласа. Прокимен дне, и за упокой. Апостол к евреем, зачало 325: и за упокой, зачало 270. Апостол к евреем, зачало 311.
Все книги Службы первой седмицы Великого поста Настоящее издание содержит чинопоследование богослужений первой седмицы Великого поста, включая последования утрени, часов, вечерни и великого повечерия. Первая седмица Великого поста — время особой молитвы, строгого воздержания и духовной углубленности богослужений. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным характером.
Андрея Критского будет совершаться в нашей обители с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста в 17. Более подробно с расписанием служб первой седмицы Великого поста Вы можете ознакомиться здесь. Кратко о Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского.
Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне». Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» В пятницу — отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение т.
Понедельник первой седмицы Великого поста
Неделя 1-я Великого поста. Великий покаянный канон Андрея Критского читают в самом начале Великого поста — четыре части в первые четыре дня. Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. В конце первой седмицы Великого Поста все члены Церкви Христовой исповедуются и причащаются святых Христовых Таин.
Службы первой седмицы Великого поста
С понедельника по четверг питание ограничивается сухоедением, которое включает в себя хлеб, сырые овощи и фрукты, а также блюда без добавления растительного масла. В четверг можно употреблять горячую пищу с растительным маслом, но без продуктов животного происхождения. В пятницу верующим предписывается воздержаться от пищи вообще, так как это день великой скорби. В субботу можно есть горячую пищу без масла, а с воскресенья Пасхи все ограничения в пище снимаются. После длительного поста важно постепенно выходить из него, избегая излишеств и переедания жирной и тяжелой пищи на Пасху, чтобы не навредить своему здоровью. Рекомендуется не сразу употреблять в больших количествах творог, куличи, яйца и мясо после окончания поста. Чего нельзя делать на Страстной неделе На Страстной неделе важно сосредоточиться не только на соблюдении строгой диеты, свойственной Великому посту, но и на духовных практиках. Самое главное правило на этой неделе — уделить внимание молитве, помощи ближним и избежать развлечений и бытовой суеты. В этот период важно бороться с завистью, обидами и раздражением, избегать шумных застолий с алкоголем, курения и блуда. Это время глубокого покаяния, анализа собственной жизни и стремления к духовному совершенству.
Цель — преодоление пороков и стремление к улучшению себя, соблюдение ограничений предписывается добровольно и искренне. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши, Правосуде. Аще и един согреших, яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи. Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается: востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся? Воспряни, о душе моя, деяния твоя, яже соделала еси, помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу и оправдайся. Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом, и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда. Отсюду и осужден бых, отсюду препрен бых аз, окаянный, от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше: Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, и избави, и спаси мя, раба Твоего. Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия: аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися. Зной дневный претерпе лишения ради патриарх и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает. Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится. И ныне: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет. Песнь 5 Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою. В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя. Рувима подражая, окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он. Исповедаюся Тебе, Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия. От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень: ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими. Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи. Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего: аз же что Тебе когда сицевое принесу? И ныне: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество. Песнь 6 Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя. Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет. Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением. Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси. Господи, помилуй. Слава, И ныне: Кондак, глас 6: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Песнь 7 Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже. Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже. Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже. Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова. Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми. Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу. Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо единому согреших всех Богу, Сам очисти мя. Песнь 8 Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут херувими и серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя. Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй. Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи. Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих. И ныне: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя? Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши. Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя. Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же, и пощеньми, и чистотою, и говением. Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися. Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения. Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе, внегда будеши судитися. Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. И ныне: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Таже оба лика вкупе поют Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша. Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле: слезяща зриши и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго. И ныне: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя. Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды. Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей. Одеяхся в срамную ризу и окровавленную студно течением страстнаго и любосластнаго живота. Впадох в страстную пагубу и в вещественную тлю, и оттоле до ныне враг мне досаждает. Любовещное и любоименное житие невоздержанием, Спасе, предпочет ныне, тяжким бременем обложен есмь. Украсих плотский образ скверных помышлений различным обложением и осуждаюся.
Предлагаем вам обратить внимание на 5-е издание полюбившегося читателям четырехтомник «Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы», который содержит полное чинопоследование всех богослужений первой седмицы Великого поста в двух книгах и Страстной седмицы в двух книгах. Все богослужебные тексты напечатаны гражданским шрифтом и расположены последовательно.
Андрея Критского будет совершаться в нашей обители с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста в 17. Более подробно с расписанием служб первой седмицы Великого поста Вы можете ознакомиться здесь. Кратко о Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского.
Богослужения первой седмицы Великого поста. Материалы в помощь молящимся
Понедельник первой седмицы Великого Поста. Песнь 1. Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель из начала, и оттуду лежу наг. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Пасха и другие праздники» Службы Первой Седмицы Великого Поста. В первую седмицу Великого поста, с 18-го по 23-е марта, богослужения в храме Иоанна Воина отличаются следующими особенностями.