Новости последование первой седмицы великого поста

В первую седмицу Великого поста, с 18-го по 23-е марта, богослужения в храме Иоанна Воина отличаются следующими особенностями. Понедельник первой седмицы Великого Поста. Песнь 1. Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Полное последование "Служб первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы", представленное в 4 книгах. На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов. Неделя ваий — древнейшая из всех недель Великого поста и единственная из них, непосредственно связанная с евангельскими событиями.

Please wait while your request is being verified...

В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения. Таже начинаем Великий канон, глас 6-й, творение святаго отца нашего Андрея Критскаго, Иерусалимскаго, совершающе первую от четырех частей, читаемых в четыре дня первыя седмицы. Пост автора «Священник Николай Бабкин» в Дзене: Специально для вас подготовили краткое молитвенное последование на 1 седмицу Великого поста с каноном Андрея Критского (для домашнего использования).

Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго великаго поста

  • Великий канон св. Андрея Критского, читаемый в первую седмицу Великого поста.
  • Содержание
  • Великий Пост.
  • Смысл первой седмицы
  • Службы на каждый день первой седмицы Великого поста: В 6-ти томах на церковнославянском языке

Триодь Постная. Понедельник 1-ой седмицы. Последование Великаго повечерия.

В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии назначается канон Андрея Критского, но не в заключительной части, а в самой первой. Начинается служба так: "Благословен Бог... После 69-го псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского.

Великий канон — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: "Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?

Затем следует знаменитый тропарь: "Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься... По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе: "Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы" Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6-й песни: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши?

Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй" К основным особенностям Великого канона мы должны отнести очень широкое использование образов и сюжетов из Св. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души — вспомни этого праведника, он так угодил Богу, вспомни этого праведника, он так угодил — ты ничего подобного не сделала.

В первых же тропарях воспоминаются Адам и Ева, вспоминается великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф. Сего убо, душе моя, восход помышляй" помышляй, душа моя, о восхождении ветхозаветных праведников. Как видите, тексты довольно трудные, поэтому к восприятию Великого канона необходимо заранее готовиться.

В заключительной песни первого дня после всех воспоминаний следуют тропари удивительной силы: "Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово: струпи твоя, о душе, умножишася не сущу врачу исцеляющему тя" нечего вспоминать из Ветхого Завета, все бесполезно. Буду приводить тебе примеры из Нового Завета, может быть, тогда ты покаешься: "Новаго привожду ти писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми и чистотою и гонением". Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя: "Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся" Великий канон, всеми средствами подвигая нас к покаянию, в последних тропарях как бы открывает нам свою "методику": как я с тобой беседовал, душа, и праведников ветхозаветных тебе напоминал, и новозаветные образы тебе в пример приводил, и все напрасно: "ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию: но горе тебе, внегда будеши судитися" Горе тебе, когда предстанешь на суд!

В конце великого повечерия положен чин прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера. Указано после последних молитв великого повечерия: "Творит предстоятель поклон земный, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом и всеми моими чувствы". Братия: "Бог простит тебе, отче святый".

Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.

Перевод: [Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Рожденный Тобою обновляет законы природы, а девственное чрево рождает; когда хочет Бог, то нарушается порядок природы, ибо Он творит, что хочет. Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние.

Но ты, душа, не подражала им. Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя. Поэтому и взываю к Тебе, Спаситель: хотя при кончине спаси меня.

Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше Промышления избежати страстей омрачения и пети усердно Твоего, Марие, жития красная исправления. Сам ми сия, Спасе, яко Бог, даруй. Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно во еже спастися нам. Ирмос: Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею. Внимай, душа моя, взывающему Господу, оставь прежний грех и убойся как праведного Судию и Бога. Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми.

Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди. Содержимь есмь бурею и треволнением согрешений, но сама мя, мати, ныне спаси и к пристанищу Божественнаго покаяния возведи. Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. Волею на древе распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси, спасени, покланяются Тебе. Струи Иорданския прешедши, обрела еси покой безболезненный, плоти сласти избежавши, еяже и нас изми твоими молитвами, преподобная.

Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Истинную Богородицу.

RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.

Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой. Страстная неделя в 2024 году будет проходить с 29 апреля по 4 мая. Суть названия «Страстная неделя» в христианской традиции заключается в воспоминании страданий и чудес Сына Божьего перед распятием, что придает этой неделе высокую значимость. Великий Понедельник — начало Страстной недели в православной церкви, посвященный святому Иосифу Прекрасному. Великий вторник — день в Страстной неделе, когда верующие вспоминают проповеди Иисуса в Иерусалимском храме и за его пределами. В Великую среду христиане вспоминают два важных события из Евангелия: помазание Христа миром и предательство Иуды Искариота.

Великий Четверг — особый день в Православном календаре, когда вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, где было учреждено Святое Причастие. Великая, или Страстная пятница — день скорби и испытаний для христиан в память Крестных Страданий Иисуса Христа. В Великую субботу православная Церковь отмечает погребение Христа и его спуск в ад, где он освобождает праведные души и вводит их в рай. Во время Страстной недели верующие соблюдают особые правила поста, которые начинают действовать в последнюю неделю Великого поста. На Страстной неделе важно сосредоточиться не только на соблюдении строгой диеты, свойственной Великому посту, но и на духовных практиках.

Псалом Давиду, не надписан у еврей, 42. В конец, сынов Кореовых, в разум, 43. В конец о изменяемых, сыном Кореовым, в разум, песнь о возлюбленнем, 44. В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом 45. Псалом 50. От зде начинаем стихи держати на 14. И чтется канон Минеи прилучившемуся святому со ирмосом на 6. Аще же в Минеи на ряду случатся два святых, тогда глаголем каноны обоим святым на 6. Перваго святаго поется ирмос единожды, и по нем глаголются два тропаря 1й и 2й за един, и тропарь пред Богородичным, Богородичен же оставляется. Таже, втораго святаго подобне два тропаря 1й и 2й за един, и тропарь пред Богородичным, и Богородичен. И поет лик ирмос канона Минеи святаго. И 1й тропарь канона Минеи святаго. И паки 1й тропарь канона Минеи святаго. И 2й тропарь канона Минеи святаго. И 3й тропарь канона Минеи святаго.

Устав-схема служб Великого поста

Службы первой седмицы Великого поста. Настоящее издание содержит чинопоследование богослужений первой седмицы Великого поста, включая последования утрени, часов, вечерни и великого повечерия. Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста? Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. Настоящее издание содержит чинопоследование богослужений первой седмицы Великого поста, включая последования утрени, часов, вечерни и великого повечерия.

История установления недель Великого поста

Амвросию во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с акафистом прпп. Амвросию во Введенском соборе 8:40 — Исповедь в Казанском храме 9:00 — Поздняя Архиерейская Литургия во Введенском соборе 11:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 13:00 — Молебен с акафистом прп. Амвросию во Введенском соборе 14:30 — Молебен с акафистом прпп.

Первая седмица Четыредесятницы сорока дней поста длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели воскресенья поста. Чему посвящена первая неделя Великого поста? Первая неделя шесть дней Великого поста считается самой строгой, а ее основная тема - это покаяние. Поэтому в первые пять дней поста, по Иерусалимскому типикону уставу , в православных церквях читается Великий канон большая молитва Андрея Критского. Канон Андрея Критского, богослова и святого VIII века в целом никак не связан с Великим постом, однако его тема - необходимость покаяться, пока есть время - коррелирует с тематикой первой седмицы Великого поста. Верующим в первую неделю поста предписывается покаяться за все совершенные за последний год с прошлой Пасхи грехи и подготовить себя к преодолению соблазнов на духовном пути. В народе первый день Великого поста называется Чистый понедельник. В этот день издревле запрещалось есть скоромную животную пищу, которая осталась после Масленицы, а хозяйки делали в доме тщательную уборку.

Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели.

После этого канон стали читать во время бедствий, а затем и в дни Великого поста, сопровождая его коленопреклоненным чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина. В этой молитве говорится: «Господи, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего». Андрей в покаянном каноне показывает образ такого видения своих грехов, когда на корню исключается осуждение других людей. Главная тема канона — признание себя самым грешным среди людей: «Согрешил аз, Господи, пред Тобою, помилуй мя, ибо несть иного человека, паче мене согрешившего» Песнь 3, стих 2. Вторник первой седмицы Великого поста. Великий канон прочитывается во время Святой Четыредесятницы дважды. Первые четыре дня поста — по частям, а на утрене четверга в среду вечером пятой седмицы, посвященной преподобной Марии Египетской, его читают полностью.

Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии. Церковь постановила читать жизнеописание Марии Египетской и канон в один день, чтобы призыв архиепископа к покаянию был проиллюстрирован наглядным примером. Пройдя путь от распутной женщины до святой, Мария стала ярким образом раскаявшейся и исправившей свою жизнь христианской души [8]. В среду и пятницу Первой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров. В субботу — Литургия свт. Иоанна Златоуста, в воскресенье — свт. Василия Великого. Мануил Панселин.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Роспись соб. Протата в Карее. В субботу первой седмицы совершается память великомученика Феодора Тирона и вспоминается его чудесная помощь христианам Константинополя в 362 году. Шла первая седмица Великого поста. Император Юлиан Отступник приказал градоначальнику тайно кропить идоложертвенной кровью все продаваемые на рынках продукты. Но св. Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христа, явился в сновидении константинопольскому епископу Евдоксию и открыл замысел Юлиана.

Он повелел христианам в течение всей недели ничего не покупать на рынке, но питаться своими припасами пшеницы и других злаков с добавлением меда.

Катавасия: «Отверзу уста моя…». В Великом посту во многих приходах центральных и юго-западных областей нашей страны совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией «Страданием».

Он совершается на повечерии в пятницу или на вечерни в воскресенье, как напр. О Пассиях церковный Устав ничего не говорит. Самый чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г.

Чин Православия изложен в отдельных изданиях. В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св.

Церковная служба в честь св. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов.

То же поют певцы трижды. На всех Часах и Изобразительных: кондак «Не к тому пламенное оружие». Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди.

В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу. В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице…», открываются царские врата и иерей с кадилом и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник.

Закрываются царские врата. Затем возглас: «Премудрость», «Достойно есть…» и прочее. Марии Египетской память ее 1 апреля по старому стилю , представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия.

Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св.

Чтение канона св. Стихиры имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором. Марии Египетской.

Ирмосы - по дважды. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света…».

Хор: «Честнейшую…». Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно см.

В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе…» На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма В конце утрени поется великое славословие. В пятую неделю воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св.

Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. Седмица Ваий В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в од ной из стихир на «Господи,: воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение домостроительство Твое».

Вечером в пятницу - великое повечерие. Темже и мы, яко отроцы еврейские победы знамения носяще. Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея.

На утрени - стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор…». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие на утрени не читается.

После воскресных тропарей - малая ектения, седален и поется один раз «Воскресение Христово видевше…». От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Этот же припев - в Неделю Ваий и в Страстную седмицу. По 8-й песни «Честнейшую…» не поем. После канона и малой ектении поется: «Свят Господь Бог наш» на 1-й глас и сразу - «Всякое дыхание…» с хвалитными стихирами.

На «И ныне» - «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие. На литургии: «Блаженны», песнь 3-я и 6-я, на 8. Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся…».

Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго великаго поста

  • Службы на каждый день первыя седмицы святаго Великаго поста
  • Навигация по записям
  • Канон Андрея Критского - Православный журнал «Фома»
  • 1-я седмица Великого поста

Первая седмица Великого поста: Откуда начну плакать

В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом. В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря». В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом.

В среду и пятницу — вареная растительная пища без масла. В Крестопоклонную серединную седмицу, во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы если этот день будет до Лазаревой субботы разрешается растительное масло и вино. В сам день праздника Благовещения если он не приходится на Страстную Седмицу и в Вербное воскресенье дозволяется употребление в пищу рыбы. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В последнюю седмицу Великого поста — Страстную — вспоминаются добровольные страдания и смерть Спасителя.

В эти дни постятся по особому уставу.

Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей; уведела еси, како отроцы, иже о Азарии, погасиша верою пещи пламень горящий. Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию; подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов. Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу. Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние, Ирод беззаконнова со Иродиадою.

Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние. В пустыню вселися благодати Предтеча, и Иудея вся и Самария, слышавше, течаху и исповедаху грехи своя, крещающеся усердно: ихже ты не подражала еси, душе. Брак убо честный и ложе нескверно, обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишися, о душе. Разслабленнаго стягну Христос, одр вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока, и самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа. Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив, исправи, глухия же, и немыя, и ничащия низу исцели словом: да ты спасешися, окаянная душе.

Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя. Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление. Богатство мое, Спасе, изнурив в блуде, пуст есмь плодов благочестивых, алчен же зову: Отче щедрот, предварив, Ты мя ущедри.

В разбойники впадый аз есмь помышленьми моими, весь от них уязвихся ныне и исполнихся ран, но, Сам ми представ, Христе Спасе, исцели. Священник, мя предвидев, мимо иде, и левит, видя в лютых нага, презре, но из Марии возсиявый Иисусе, Ты, представ, ущедри мя. Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно Твоего, Марие, жития красная исправления. Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами.

Ни слез, ниже покаяния имам, ниже умиления. Сам ми сия, Спасе, яко Бог, даруй. Погубих первозданную доброту и благолепие мое и ныне лежу наг и стыждуся. Дверь Твою не затвори мне тогда, Господи, Господи, но отверзи ми сию, кающемуся Тебе. Внуши воздыхания души моея и очию моею приими капли, Спасе, и спаси мя.

Человеколюбче, хотяй всем спастися, Ты воззови мя и приими, яко благ, кающагося. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам. Ирмос: Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею. Видите, видите, яко Аз есмь Бог, внушай, душе моя, Господа вопиюща, и удалися прежняго греха, и бойся, яко неумытнаго и яко Судии и Бога.

Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Вся прежде закона претекши, о душе, Сифу не уподобилася еси, ни Еноса подражала еси, ни Еноха преложением, ни Ноя, но явилася еси убога праведных жизни. Едина отверзла еси хляби гнева Бога Твоего, душе моя, и потопила еси всю, якоже землю, плоть, и деяния, и житие, и пребыла еси вне спасительнаго ковчега. Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди. Слава: Безначальная, Несозданная Троице, Нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави огненнаго мя осуждения.

Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имела еси на земли оставления. От земли Харран изыди от греха, душе моя, гряди в землю, точащую присноживотное нетление, еже Авраам наследствова. Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего произволению подражай. У дуба Мамврийскаго учредив патриарх ангелы, наследствова по старости обетования ловитву. Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению.

Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши, ласкосердствующи. Содержим есмь бурею и треволнением согрешений, но сама мя, мати, ныне спаси и к пристанищу Божественнаго покаяния возведи. Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. Тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся, но яко врач, Христе, обоя покаянием моим уврачуй, омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша. Тело Твое и кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя.

Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся. Волею на древе распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси, спасени, покланяются Тебе. Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса. Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш.

Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери; светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми. Калом смесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег. Аще испытаю моя дела, Спасе, всякаго человека превозшедша грехами себе зрю, яко разумом мудрствуяй, согреших не неведением. Пощади, пощади, Господи, создание Твое, согреших, ослаби ми, яко естеством чистый Сам сый Един, и ин разве Тебе никтоже есть кроме скверны.

Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса, исцелив прокаженныя и разслабленнаго стягнув, кровоточивыя ток уставил еси, Спасе, прикосновением риз. Струи Иорданския прешедши, обрела еси покой безболезненный, плоти сласти избежавши, еяже и нас изми твоими молитвами, преподобная. Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи. Преиди, времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает. Яко спасл еси Петра, возопивша, спаси, предварив мя, Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя.

Пристанище Тя вем утишное, Владыко, Владыко Христе, но от незаходимых глубин греха и отчаяния мя, предварив, избави. Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти и умноживши, душе, негодования, но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление. Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище и сосуд срамлен страстей, но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя. Заключися тебе небо, душе, и глад Божий постиже тя, егда Илии Фесвитянина, якоже Ахаав, не покорися словесем иногда, но Сараффии уподобився, напитай пророчу душу. Попали Илия иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студныя пророки погуби, во обличение Ахаавово, но бегай подражания двою, душе, и укрепляйся.

Правосуде Спасе, помилуй и избави мя огня и прещения, еже имам на суде праведно претерпети; ослаби ми прежде конца добродетелию и покаянием. Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино. Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами. Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем. Недуги исцеляя, нищим благовествоваше Христос Слово, вредныя уврачева, с мытари ядяше, со грешники беседоваше, Иаировы дщере душу предумершую возврати осязанием руки.

Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся. Ов убо: очисти мя; ова же: помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочия безумныя глаголы.

В отличие от прошлых изданий, все тексты даны наряду, в приложениях приведены троичны, светильны и седальны 8 гласов, объясняется порядок совершения служб. Использована двухцветная печать, изысканное оформление.

Если вы решили держать пост с соблюдением этих правил, следует также обращать внимание на состав продуктов, которую вы покупаете: нередко в готовых продуктах, даже которые кажутся на первый взгляд постными, содержатся животные жиры. ВАЖНО: Богословы, священнослужители и врачи не рекомендуют усердствовать с соблюдением поста тем, для кого он может быть опасен с медицинской точки зрения. Начинать пост в первую седмицу нужно с осторожностью, чтобы не навредить организму. Для этого следует придерживаться простых правил: распланируйте приемы пищи и заранее составьте меню пейте побольше воды, чтобы избежать обезвоживания снизьте физическую нагрузку, если чувствуете, что вам не хватает энергии. Первая седмица поста - важное время, предписывающее отказ от прихотей, умеренность в развлечениях, признание собственных ошибок, а также искреннее раскаяние.

Это довольно непросто, но не стоит отчаиваться, если не все получается сразу, ведь, согласно христианскому вероучению, Господь принимает всех. Придите ко Мне все вы, усталые и обремененные, и Я дам вам отдых - Евангелие от Матфея, гл. Читайте нас в.

Седмица первая Великого поста

Последование Великаго повечерия в понедельник первыя седмицы. Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в понедельник первой седмицы Великого поста. Седмица 5-я Великого поста. В первую неделю Великого поста во всех православных храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который назван Великим, как по глубине содержания, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30).

Первая седмица Великого поста

В современной практике Великое повечерие совершается как самостоятельное богослужение в установленные Типиконом дни Сырной седмицы и во дни Великого поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 марта – 21 марта) вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоуста , а в первые пять воскресений - Литургия Св. Наверх 4. Недели Великого Поста. В Великом Посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.

Первая неделя Великого поста. Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, понедельник, вторник, среда и четверг на Великом повечерии читается Канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". В пятницу первой недели Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение " колива ", т.

Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 г. Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое "торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 г. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. Вторая неделя Великого поста. Во второе воскресение Великого поста совершается память св.

Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Третья неделя Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста, за Всенощной, выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Святой Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течете недели до пятницы, когда он, после Часов , перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

Четвертая неделя Великого поста. В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник , написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Величайший из подвижников благочестия, преподобный Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но также составил Лествицу - классическое руководство в духовной жизни. В «Лествице» духовный путь христианина представлен как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни отсюда название: эти ступени образуют лествицу, как раньше называли на Руси лестницу.

Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как царица христианских добродетелей.

В среду и пятницу после вечерни совершается Богослужение литургии Преждеосвященных даров, на которой верующие стараются приступить к Святому Причастию. Накануне вечером совершается таинство Исповеди. Утренние Богослужения не отличаются особой торжественностью. Большая часть текстов читается псаломщиком. На утрени, часах и вечерни читаются сразу несколько кафизм из псалтири, которые и составляют большую часть великопостного Богослужения, совершаемого утром. По окончании утреннего Богослужения совершается поминовение усопших на литии.

Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений. Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди. Не с добром ты посмотрела и уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода. Что же должен претерпеть я, всегда отвергающий Твои животворные повеления? Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся? Для чего мы напрасно суетимся?

Вторая часть также включает псалмы и взятую из 2-й книги Паралипоменон Ветхого Завета молитву царя Манасии. В третью часть входят псалмы и славословие, после которого поется Богородичный канон и особое песнопение "Господи сил, с нами буди... Устав указывает петь их "велегласно и косно", то есть очень громко и медленно. В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии назначается канон Андрея Критского, но не в заключительной части, а в самой первой. Начинается служба так: "Благословен Бог... После 69-го псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского. Великий канон — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: "Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Затем следует знаменитый тропарь: "Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься... По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе: "Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы" Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6-й песни: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй" К основным особенностям Великого канона мы должны отнести очень широкое использование образов и сюжетов из Св. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души — вспомни этого праведника, он так угодил Богу, вспомни этого праведника, он так угодил — ты ничего подобного не сделала. В первых же тропарях воспоминаются Адам и Ева, вспоминается великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф. Сего убо, душе моя, восход помышляй" помышляй, душа моя, о восхождении ветхозаветных праведников. Как видите, тексты довольно трудные, поэтому к восприятию Великого канона необходимо заранее готовиться. В заключительной песни первого дня после всех воспоминаний следуют тропари удивительной силы: "Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово: струпи твоя, о душе, умножишася не сущу врачу исцеляющему тя" нечего вспоминать из Ветхого Завета, все бесполезно. Буду приводить тебе примеры из Нового Завета, может быть, тогда ты покаешься: "Новаго привожду ти писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми и чистотою и гонением". Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя: "Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся" Великий канон, всеми средствами подвигая нас к покаянию, в последних тропарях как бы открывает нам свою "методику": как я с тобой беседовал, душа, и праведников ветхозаветных тебе напоминал, и новозаветные образы тебе в пример приводил, и все напрасно: "ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию: но горе тебе, внегда будеши судитися" Горе тебе, когда предстанешь на суд! В конце великого повечерия положен чин прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий