Установили порядок действий Администратора первого онлайн голосования. по данным председателя Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Эллы Памфиловой. Дистанционное электронное голосование будет проводиться с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта по местному времени.
Задраить щели! К чему приведет введение дистанционного голосования в России?
ЦИК на заседании 4 июня рассмотрит порядок дистанционного электронного голосования при проведении голосования по поправкам в Конституцию РФ, свидетельствует повестка. Дистанционное электронное голосование в городе Москве проходит на базе государственной информационной системы «Дистанционное электронное голосование». Кроме того, дистанционное голосование позволит увеличить скорость и точность обработки документации, подсчета голосов, подведения итогов голосования и публикации результатов выборов. Госдума приняла закон с поправками в избирательное законодательство о голосовании на выборах и референдумах по почте и дистанционно, а также сборе подписей избирателей за кандидата с использованием сайта «Госуслуги».
ВС отклонил иск из-за электронного голосования
Какие ещё сервисы доступны избирателям Для тех, кто в день голосования будет далеко от дома, на Госуслугах работает сервис «Мобильный избиратель». Он позволяет голосовать не по месту прописки, но в пределах избирательного округа. С помощью сервиса можно выбрать удобный избирательный участок на дополнительных выборах депутатов Госдумы, а также на региональных кампаниях.
Так, установлено, что лицо, являвшееся руководителем экстремистской или террористической организации, не может быть избрано Президентом РФ до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности такой организации, а рядовые члены экстремистской или террористической организации - в течение трех лет.
Кроме этого, законом уточнены структура избирательных комиссий и порядок их формирования, а также конкретизированы требования к участию в выборах лиц, выполняющих функции иностранного агента и аффилированных с ними лиц. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу.
В личном кабинете избирателя можно: - узнать номер и адрес своего избирательного участка - посмотреть сведения о кандидатах, которые участвуют в выборах.
Затем сервис подписывает идентификатор электронной подписью и возвращает подпись избирателю.
В итоге человека, который заполнил бюллетень, невозможно определить. Переход в анонимную зону на другой домен Для заполнения бюллетеня избиратель переводится в неавторизованную зону на другой домен. Там уже не нужно вводить никаких паролей и логинов. Шифрование бюллетеня и перенос его в распределенное хранение Заполненный бюллетень система зашифровывает открытым ключом и отправляет в электронный компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов». Преимущества ДЭГ перед очным голосованием Дистанционное голосование соответствует принципам, закрепленным в законе «Об основных гарантиях избирательных прав»: личное голосование; запрет на присутствие третьих лиц в процессе волеизъявления; запрет на «двойное» голосование; тайна выбора каждого избирателя.
Вместе с тем технологии наделяют ДЭГ дополнительными гарантиями. Невозможность узнать промежуточные результаты голосования Итоги голосования защищены двумя ключами — открытым и закрытым их также называют ключевой парой. Они генерируются на специальном компьютере, после чего специалисты сразу его опечатывают до завершения выборов. Открытый ключ зашифровывает голоса избирателей. Расшифровать результаты можно только закрытым ключом, который поделен между членами комиссии, наблюдателями, представителями кандидатов и другими лицами.
Обычно закрытый ключ разделен на 5 частей, записанных на защищенные носители. По отдельности части закрытого ключа не имеют силы. Их необходимо собрать воедино после завершения голосования на том же специальном компьютере.
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей
Жителям Москвы необходимо завести полную учетную запись на mos. За 3 дня до голосования через личный кабинет на Госуслугах подать заявление на участие в как проголосовать онлайн. Дождаться подтверждения заявки и проверить статус в личном кабинете. Он должен быть «Учтено».
При необходимости установить специальное ПО и оборудование, рекомендованное для электронного голосования в вашем регионе. При соблюдении этих условий вы сможете проголосовать онлайн в день выборов наравне с другими избирателями. На Госуслугах должна быть подтвержденная учетная запись, а данные в личном кабинете должны совпадать с теми, что содержатся в реестре избирателей.
Для жителей Москвы есть особенности подготовки к электронному голосованию. Им следует заранее получить полную учетную запись на портале mos. Регистрироваться отдельно для участия в выборах не требуется.
Всего число кампаний ДЭГ в текущем году составит более 300, подчеркнула Панфилова. Элла Панфилова добавила, что режим ДЭГ будет применен также при проведении выборов губернаторов некоторых областей страны, в том числе Московской, Нижегородской и Новосибирской, а также на выборах в региональные парламенты. Ранее 5-tv.
На проведение дистанционного электронного голосования ДЭГ изначально подал заявки 31 регион, сообщила Памфилова. Позже семь субъектов РФ свои заявки отозвали. В итоге дистанционно будут выбирать: Губернаторов Московской, Нижегородской, Воронежской, Новосибирской, Псковской областей и Алтайского края. Депутатов местных парламентов Архангельской, Владимирской, Ярославской, Курской, Белгородской, Калининградской, Тульской, Свердловской и Челябинской областей, Ненецкого автономного округа и Пермского края, а также Крыма и Липецкой области довыборы в одномандатных округах. Дистанционное голосование может пройти также на выборах в органы местного самоуправления в Чувашии, Томской области и на выборах депутатов Оренбургского горсовета.
Всего проголосовать удалённо потенциально смогут 20,6 млн человек, сказала Памфилова. Что такое ДЭГ и как оно работает Первый эксперимент с дистанционным электронным голосованием провели в России 8 сентября 2019 года в Москве в ходе выборов депутатов городской думы. Фишка ДЭГ в том, что можно голосовать откуда угодно, не приходя на избирательный участок.
Такие случаи были на голосовании по поправкам в конституцию. Сейчас, если оставил заявку на дистанционный выбор — твою фамилию в теории исключат из списков на участках. Во-вторых, появилась возможность переголосовать в течение суток. В зачет пойдет последний отданный голос. Для чего это было сделано, объясняет председатель территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования Илья Массух: — Когда вы получаете бюллетень и голосуете, он записывает голос человека в хранилище голосов. Когда человек в течение 24 часов решил переголосовать — этот голос так же записывается в хранилище голосов, но при подсчете, при расшифровке считается последний оформленный голос данного человека. Это реализовано для того, чтобы исключить возможность голосования под давлением. Представьте, были случаи вызова к ректору, стоит компьютер, и студенту предлагают «проголосовать». Придет домой и проголосует каким-то своим мнением. Наконец, все, кто будет голосовать онлайн в этом году, примут участие в розыгрыше призов. Правда, поощрение будет только для москвичей.
Электронное голосование на выборах президента в России в 2024 году
Петербург и Ленобласть не будут голосовать дистанционно-электронно на выборах президента России | Статья Электронные выборы (дистанционное голосование), 2024 Более 8 млн граждан России приняли участие в выборах дистанционно, ЦИК будет информировать о выборах президента РФ с помощью новой ИТ-системы, «Ростелеком-ЦОД» обеспечил бесперебойную работу. |
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily | Впервые на выборах такого уровня будет применяться дистанционное электронное голосование — ДЭГ. |
Как проголосовать онлайн | Для чего это было сделано, объясняет председатель территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования Илья Массух. |
ЦИК разрешил 24 регионам провести в сентябре электронное голосование | Госдума приняла закон с поправками в избирательное законодательство о голосовании на выборах и референдумах по почте и дистанционно, а также сборе подписей избирателей за кандидата с использованием сайта «Госуслуги». |
Задраить щели! К чему приведет введение дистанционного голосования в России?
Онлайн-собрания: проводить или погодить? Первые итоги судебной практики | При этом должны учитываться порядок и сроки, которые кодекс предусматривает для онлайн-голосования. |
Как проголосовать онлайн через госуслуги на выборах президента в 2024: пошаговая инструкция | В ЦИК рассказали, как будет проходить дистанционное голосование на выборах в сентябре. |
Выборы в России 2024: как проголосовать, способы и рекомендации — 12.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) на выборах президента России в 2024 г. пройдет в тех регионах, где оно уже было опробовано. |
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей | это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения". |
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей
Детальный порядок дистанционного голосования и случаи его использования на федеральном уровне пока не определены. Проголосовать за кандидата на выборах Президента России в 2024 году можно было через онлайн-голосование (ДЭГ) или на избирательном участке. При этом должны учитываться порядок и сроки, которые кодекс предусматривает для онлайн-голосования. Что такое дистанционное электронное голосование.
Как работает онлайн-голосование и почему это безопасно
На выборах в законодательные органы власти дистанционное электронное голосование впервые было проведено в единый день голосования 8 сентября 2019 года и на выборах депутатов в Московскую городскую Думу VII созыва. Тестовое дистанционное электронное голосование в рамках тренировки будет проходить онлайн на специальном портале. Центризбирком опубликовал список из 24 регионов, где на выборах 2023 года (пройдут 10 сентября) будет работать дистанционное электронное голосование (ДЭГ).
ВС отклонил иск из-за электронного голосования
ВС отклонил иск из-за электронного голосования | Подробно рассказываем и показываем, как проголосовать в общероссийской тренировке дистанционного электронного голосования. |
О возможности проведения дистанционного голосования в СНТ и ОНТ | Дистанционное голосование использовали в качестве эксперимента на выборах депутатов Мосгордумы в трех избирательных округах столицы. |
Вы точно человек? | Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ определены порядок организации и проведения дистанционного электронного голосования, а также закреплены гарантии обеспечения наблюдения при его проведении. |
Начался прием заявлений для участия в дистанционном голосовании | «Тогда Москва как субъект РФ создала свою региональную платформу дистанционного электронного голосования. |
С 1 июля участвовать в заседаниях можно дистанционно | На выборах в законодательные органы власти дистанционное электронное голосование впервые было проведено в единый день голосования 8 сентября 2019 года и на выборах депутатов в Московскую городскую Думу VII созыва. |
В ЦИК разъяснили порядок электронного голосования
Контроль со стороны народа в процессе формирования региональных элит может быть утрачен полностью. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе фантасмагорического характера, что и не снилось нашим мудрецам. Мне кажется, в этой ситуации уместен осторожный подход: дистанционное голосование должно быть дублировано голосованием какой-то небольшой, но репрезентативной группы. Скажем, предоставить это право работодателям — руководителям предприятий, где занято девять и более человек. Это «экспертное» голосование, которое не может иметь законной силы, но оно может выступать в роли индикатора законности проведенного цифрового голосования. Сильное расхождение может стать основанием для запуска процедуры опротестования результатов выборов. Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области: — Новые информационные технологии уже давно прочно вошли в нашу жизнь, а сервис «Госуслуги» очень облегчает и помогает экономить время на обращения в государственные органы. В случае, если на «Госуслугах» появится новый сервис в виде электронного голосования, то это может повлиять на существенное увеличение количества избирателей, принимающих участие в выборах.
Думаю, что со мной согласятся многие. Любому из нас гораздо проще проголосовать с использованием сервиса электронного голосования, тем более что не нужна физическая привязка к нахождению на конкретной территории в дни голосования. То есть можно спокойно в выходные дни заниматься своими делами и при этом исполнять свой гражданский долг, участвуя в выборах посредством электронного голосования. Очень комфортный и удобный сервис. Я считаю, что его особенно оценит наша молодежь, и количество участвующих среди них в выборах значительно возрастет. Самое важное при этом в дистанционном электронном голосовании обеспечить условия тайного голосования, а также возможность общественного наблюдения в данном сервисе. Дистанционный способ волеизъявления — это действительно удобный формат, доступный тем, кто зарегистрирован на портале «Госуслуги».
В 2021 году регион стал вторым в России по количеству проголосовавших дистанционно на выборах в Госдуму. Количество учетных записей т. Таким образом, у значительного числа избирателей есть возможность выбора: голосовать очно или в формате ДЭГ. Это делает участие в выборах более удобным, что потенциально увеличивает количество граждан, которые примут участие в выборах в 2023 году.
При формировании ключа зашифрования и разделенного на отдельные части ключа расшифрования вправе присутствовать члены ТИК ДЭГ, ЦИК России и представители средств массовой информации, указанные в пункте 1. Запись ключа зашифрования и частей ключа расшифрования осуществляется на внешние носители информации таким образом, чтобы одна часть ключа расшифрования содержалась только на одном внешнем носителе информации. Доступ иных лиц к частям ключа расшифрования исключен. Осуществление дистанционного электронного голосования 6. Дистанционное электронное голосование проводится с 8. В сроки, указанные в пункте 6.
Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет vybory. Идентификация и аутентификация осуществляются посредством ЕСИА. В случае если избиратель не включен в список участников ДЭГ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Без подтверждения факта ознакомления с техническими условиями дистанционного электронного голосования переход к процедуре голосования не осуществляется. После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения. Код должен состоять не менее чем из пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, ПТК ДЭГ предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.
После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность ознакомиться со сведениями о кандидатах, после чего избиратель вправе осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления участника ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной избирательной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. Электронные копии списков участников ДЭГ, подписанные электронными подписями председателя и секретаря ТИК ДЭГ, записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей, предоставленных определенными в соответствии с пунктом 5. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому субъекту Российской Федерации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата. В случае отсутствия заявлений ДЭГ в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования на территории субъекта Российской Федерации данные не отображаются и в сводную таблицу об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не включаются.
Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования в субъектах Российской Федерации 8. После подписания протокола ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные об итогах дистанционного электронного голосования записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. В ИКСРФ данные об итогах дистанционного электронного голосования распечатываются в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к Порядку с учетом утвержденной формы протокола об итогах голосования и с использованием таблицы соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложение N 6 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу об итогах голосования графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации согласно утвержденным ЦИК России формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования по субъекту Российской Федерации были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу об итогах голосования, не учитываются в протоколе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении сроков их хранения, указанных в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 19-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком.
Средствами отображения информации ПТК ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ и в Общественной палате Российской Федерации обеспечивается постоянное непрерывное отображение следующей информации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании получивших доступ к электронному бюллетеню , от общего числа участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ. Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, ее региональные отделения в субъектах Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, зарегистрированный кандидат, доверенные лица зарегистрированного кандидата, общественная палата субъекта Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, могут назначить не более трех наблюдателей на портале наблюдения ПТК ДЭГ. Наблюдателю на портале наблюдения ПТК ДЭГ, имеющему подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, и ИКСРФ, где проводится дистанционное электронное голосование, с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения ПТК ДЭГ дополнительно обеспечивается возможность: получения блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержащей зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные об итогах дистанционного электронного голосования; контроля неизменности и сохранности результатов волеизъявления участников ДЭГ; контроля достоверности установления итогов дистанционного электронного голосования. Особенности проведения дистанционного электронного голосования с использованием государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" на территории города Москвы 11. Общие положения 11. Дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" далее - ГИС ДЭГ , являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы , интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации, включенный в список избирателей избирательного участка на территории города Москвы, на котором список избирателей составляется и используется в электронном виде, за исключением избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях иное может быть установлено решением Московской городской избирательной комиссии далее - Мосгоризбирком , имеющий учетную запись в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке при условии предоставления избирателю доступа к дистанционному электронному голосованию членом УИК , который при необходимости может подтвердить или создать в установленном порядке учетную запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании, имеет право: 11. Избиратель, указанный в пункте 11. При несоблюдении условий, указанных в пунктах 11.
В случае если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 69, 71 Федерального закона N 19-ФЗ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке за пределами территории города Москвы и не аннулировавший его в соответствии с пунктом 2. Условия участия в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. Избиратели, указанные в пункте 11. Оператор ГИС ДЭГ не ранее 3 февраля 2024 года направляет в Мосгоризбирком информацию о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы, являющихся пользователями Портала Москвы с полной учетной записью в этой системе, с целью подтверждения активного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации и сопоставления с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". Не позднее чем 5 марта 2024 года Мосгоризбиркомом формируются итоговые сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, в том числе с помощью стационарного или переносного терминала электронного голосования, и передаются оператору ГИС ДЭГ для загрузки в базу данных ГИС ДЭГ и информирования избирателей о возможности участия в дистанционном электронном голосовании. Не позднее чем в 18.
Подтвердите личность Перед загрузкой электронного бюллетеня на mos. Его нужно ввести в специальное поле, чтобы получить доступ к голосованию.
Также вместо сообщения на ваш мобильный телефон может поступить звонок с незнакомого номера. Не пугайтесь, таким образом платформа подтверждает вашу личность. Нужно будет ввести последние четыре цифры номера в специальную форму для ввода кода. Проголосуйте Выберите нужного кандидата, наведите курсор мыши на пустое окошко, кликните один раз левой кнопкой мыши для постановки галочки и нажмите кнопку «Проголосовать». Если в регионе доступно ДЭГ, это не обязывает вас голосовать именно в электронном виде. Вы можете прийти либо на избирательный участок по месту регистрации, по месту жительства или месту пребывания если заблаговременно подали соответствующее заявление и проголосовать там. Как узнать номер нужного избирательного участка и как к нему прикрепиться, рассказали в проекте Новости Mail. Важно помнить, что если вы подали ранее заявление на участие в ДЭГ, его надо отозвать, иначе вы не сможете проголосовать очно на избирательном участке. Можно ли проголосовать онлайн в регионе, где нет постоянной прописки?
Если вы находитесь, например, в Екатеринбурге, а прописка у вас во Владимире, то вы сможете проголосовать онлайн, если заранее подали заявление на «Госуслугах». Важно учесть, что голосование проводится по времени области, в которой действует прописка. Временная прописка не подойдет, так как граждане с такой пропиской имеют право голосовать только на региональных выборах и референдумах.
Комплект состоит из ключа зашифрования и разделенного на отдельные части ключа расшифрования. Расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ с использованием ключа зашифрования невозможно. Количество частей, на которые разделяется ключ расшифрования, а также минимальное количество частей, из которых ключ расшифрования может быть восстановлен, определяется решением ТИК ДЭГ. При формировании ключа зашифрования и разделенного на отдельные части ключа расшифрования вправе присутствовать члены ТИК ДЭГ, ЦИК России и представители средств массовой информации, указанные в пункте 1. Запись ключа зашифрования и частей ключа расшифрования осуществляется на внешние носители информации таким образом, чтобы одна часть ключа расшифрования содержалась только на одном внешнем носителе информации. Доступ иных лиц к частям ключа расшифрования исключен.
Осуществление дистанционного электронного голосования 6. Дистанционное электронное голосование проводится с 8. В сроки, указанные в пункте 6. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет vybory. Идентификация и аутентификация осуществляются посредством ЕСИА. В случае если избиратель не включен в список участников ДЭГ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Без подтверждения факта ознакомления с техническими условиями дистанционного электронного голосования переход к процедуре голосования не осуществляется. После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения.
Код должен состоять не менее чем из пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, ПТК ДЭГ предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20. После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность ознакомиться со сведениями о кандидатах, после чего избиратель вправе осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления участника ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной избирательной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. Электронные копии списков участников ДЭГ, подписанные электронными подписями председателя и секретаря ТИК ДЭГ, записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается.
Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей, предоставленных определенными в соответствии с пунктом 5. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому субъекту Российской Федерации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата. В случае отсутствия заявлений ДЭГ в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования на территории субъекта Российской Федерации данные не отображаются и в сводную таблицу об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования в субъектах Российской Федерации 8. После подписания протокола ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные об итогах дистанционного электронного голосования записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. В ИКСРФ данные об итогах дистанционного электронного голосования распечатываются в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к Порядку с учетом утвержденной формы протокола об итогах голосования и с использованием таблицы соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложение N 6 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы".
Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу об итогах голосования графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации согласно утвержденным ЦИК России формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования по субъекту Российской Федерации были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу об итогах голосования, не учитываются в протоколе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении сроков их хранения, указанных в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 19-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком. Средствами отображения информации ПТК ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ и в Общественной палате Российской Федерации обеспечивается постоянное непрерывное отображение следующей информации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании получивших доступ к электронному бюллетеню , от общего числа участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ. Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, ее региональные отделения в субъектах Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, зарегистрированный кандидат, доверенные лица зарегистрированного кандидата, общественная палата субъекта Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, могут назначить не более трех наблюдателей на портале наблюдения ПТК ДЭГ. Наблюдателю на портале наблюдения ПТК ДЭГ, имеющему подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, и ИКСРФ, где проводится дистанционное электронное голосование, с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения ПТК ДЭГ дополнительно обеспечивается возможность: получения блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержащей зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные об итогах дистанционного электронного голосования; контроля неизменности и сохранности результатов волеизъявления участников ДЭГ; контроля достоверности установления итогов дистанционного электронного голосования.
Особенности проведения дистанционного электронного голосования с использованием государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" на территории города Москвы 11. Общие положения 11. Дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" далее - ГИС ДЭГ , являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы , интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации, включенный в список избирателей избирательного участка на территории города Москвы, на котором список избирателей составляется и используется в электронном виде, за исключением избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях иное может быть установлено решением Московской городской избирательной комиссии далее - Мосгоризбирком , имеющий учетную запись в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке при условии предоставления избирателю доступа к дистанционному электронному голосованию членом УИК , который при необходимости может подтвердить или создать в установленном порядке учетную запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании, имеет право: 11. Избиратель, указанный в пункте 11. При несоблюдении условий, указанных в пунктах 11. В случае если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 69, 71 Федерального закона N 19-ФЗ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке за пределами территории города Москвы и не аннулировавший его в соответствии с пунктом 2.
Условия участия в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. Избиратели, указанные в пункте 11.
Как проголосовать онлайн на выборах в 2024 году: пошаговая инструкция
Более подробно с порядком участия в дистанционном голосовании можно ознакомиться из материалов подготовленных и размещенных на нашей странице. Мосгоризбирком утвердил порядок проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах мэра столицы в 2023 году. Кроме того, дистанционное голосование позволит увеличить скорость и точность обработки документации, подсчета голосов, подведения итогов голосования и публикации результатов выборов. Закон более явно отделил заочное голосование от дистанционных заседаний (пункт 1.1 статьи 181.2 ГК РФ). Документом унифицируются правила и процедуры при проведении выборов разных уровней с использованием системы дистанционного электронного голосования как в целом в России, так и в регионах.
Дистанционное заседание общего собрания. Новый способ принять решение
Другая особенность первого онлайн-собрания — право собственников отказаться от такого формата. Для этого несогласные должны не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания, передать в свою УК ТСЖ, кооператив письменные отказы от проведения общего собрания. УК должна зарегистрировать эти отказы, а потом — не позднее чем за два рабочих дня до собрания — представить их инициатору-администратору ну или оставить у себя, если УК и есть инициатор. Сведения об отказах и сами письменные отказы должны размещаться в ГИС ЖКХ [4] — тоже лицом, которое управляет домом и тоже не позднее чем за два рабочих дня до собрания. Если УК недобросовестная и выступает инициатором собрания, то у нее появится закономерное желание скрывать полученные отказы. Дальше УК аннулировала сообщение о собрании, инициированном жителями, и их онлайн-голосование технически прекратилось. Инициатору-собственнику пришлось вручную составлять протокол собрания и прикладывать к нему распечатку из системы. Еще УК отключила лицевые счета собственников, чтобы те не смогли голосовать онлайн, но внесла в систему сведения о голосовании собственников типа «на бумаге». Десятки собственников путем присоединения к иску обратились в суд.
Они указывали, что собрание проведено с нарушениями, они не голосовали, кворума нет. Суды признали решения собрания недействительными. Они пришли к выводу, что кворума на собрании действительно не было. Из подсчета были вычтены бюллетени: - те, что подписаны не собственниками не уполномоченными на то лицами ; - те, которые были подписаны якобы истцами, хотя собственники пояснили, что бюллетени не подписывали, письменные решения являются подложными. Поэтому надо хорошо подумать перед тем, как проводить онлайн-собрание, если возможно какое-то противодействие со стороны управляющей организации. Полное бездействие тоже рискованно для собственников — управляющая организация может сама стать инициатором и администратором первого заочного голосования с использованием информационной системы. В таком случае, скорее всего, она вынесет на голосование вопрос о выборе себя в качестве постоянного администратора. Тут надо будет либо голосовать против, либо следить, чтобы компания не проголосовала за собственника самостоятельно путем заполнения и последующего внесения в систему бумажного бюллетеня.
Здесь мы подошли к вопросу о фальсификациях на онлайн-голосовании, которые обычно происходят путем внесения в информационную систему бумажных бюллетеней тех лиц, кто их не заполнял и не сдавал администратору. Приведем еще несколько примеров из Московской области по голосованию через региональную информационную систему. Инициатором и администратором собрания были муниципальные власти как собственник нескольких квартир. На голосовании решали про заключение договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Истец — другой собственник — настаивал на том, что кворума на собрании не было. Суд указал, что права истца принятым решением не нарушены, и он сам может инициировать свое собрание по таким же вопросам. Про позицию 15 собственников, которые указали на свое неучастие, суд отметил: «Информация о том, что третьи лица не участвовали в оспариваемом общем собрании и не принимали решения по вопросам повестки дня, учтивая идентичность риторики их обращений, с учётом отсутствия их интереса к непосредственному участию в судебном разбирательстве, вызывает у суда недоверие, очевидно, что данные обращения писались одни человеком, который вероятно имеет доступ к их личным кабинетам». При этом понятно, что по таким делам часто привлекают юриста, который и готовит позиции и документы для истца и тех, кто его поддерживает.
Логично, что они будут однотипными. Но даже если предположить, что заявления собственников были сфальсифицированы, то совершенно «прекрасно» выглядит возможность доступа в личные кабинеты собственников, о которых упомянул суд. По жалобе истца Московский областной суд всё же признал решения недействительными: «Ввиду отсутствия оригиналов оспариваемых решений осуществить проверку подлинности подписей собственников жилых помещений на решениях, о фальсификации подложности которых заявлено третьими лицами, путем назначения судебной экспертизы невозможно, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым исключить указанные решения из числа доказательств, в результате чего общая площадь помещений проголосовавших собственников составит 1 352,10 кв. На нем собственники сменили управляющую организацию. Один из собственников — истец — настаивал на отсутствии кворума. Он привел двух свидетелей — других собственников, которые якобы голосовали на бумажных бюллетенях. Они подтвердили суду, что не голосовали на собрании. Однако суд на это написал: поскольку истец ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы на предмет подлинности подписей не заявил, то оснований для исключения бюллетеней из подсчета голосов не имеется.
В данном случае свидетельские показания не являются допустимыми доказательствами». Собрание через другие информационные системы «Иные информационные системы» — это, как правило, сервисы разных коммерческих организаций. Это какие-то частные системы, и иногда даже непонятно кто разработчик — на сайте нет никакой информации, а домен зарегистрирован за частным лицом. Возвращаемся к вопросу о первом онлайн-собрании сразу в иной информационной системе. В 2020 году в ст. То есть если ранее нужно было сначала провести традиционное бумажное собрание, принять на нем решения о возможности в будущем голосовать через информационные системы, выбрать администратора и решить другие организационные вопросы, то теперь этот шаг убрали. Создатели и маркетологи иных информационных систем разделились на 2 лагеря: одни по-прежнему предлагают помощь в проведении обычного собрания для выбора себя в качестве информационный системы, а вторые говорят, что поправки касаются всех систем, можно онлайн сразу у них. Еще есть третьи, которые предлагают клиентам решить самостоятельно, стоит ли рисковать или нет.
Минстрой РФ в своих письмах [8] не раз обращал внимание на то, что голосование в иных информационных системах возможно лишь после решения об этом на бумажном собрании: Но письма ведомства не носят обязательного характера, а в законе написано не очень однозначно, поэтому сервисы особенно созданные в 2020 году выбирают наиболее выгодную для себя позицию о возможности первого онлайна сразу в своей системе. Получается, что собственники рискуют за свой счет. Обратите внимание, что иные информационные системы, предлагающие голосовать сразу у них, без предварительного традиционного собрания, обычно никак не обеспечивают право собственников на отказ от такого формата, предусмотренный в ст. Суды поддерживают позицию Минстроя РФ о том, что перед голосованием в иной информационной системе требуется обычное собрание, на котором собственники выберут эту «иную систему», то есть решат о возможности собраний через нее. Пример [9] В Москве суд признал недействительными решения общего собрания, проведенного через ИС «Электронный дом» по инициативе одного из жильцов. Одной из причин такого решения стало как раз отсутствие предварительного выбора этой системы. Это не про портал госуслуг Москвы, а про коммерческую систему из Новосибирской области. Собственники-истцы указали, что о собрании узнали лишь после размещения его результатов, кворума на собрании нет, а процедура голосования — нарушена.
Суд изучил Регламент доступа и использования системы «Электронный дом». Там одним из обязательных условий предоставления собственнику доступа к системе «Электронный дом» являлось предоставление заявления самого собственника. Однако из материалов следует, что собственники 10 квартир не подавали таких заявлений. Кто за них голосовал — неизвестно. Еще две квартиры подали заявления уже после проведения собрания, в котором якобы участвовали. Заявления по 118 квартирам не содержали даты, поэтому невозможно установить, могли ли они голосовать на этом собрании. Собственники 4 квартир смогли предоставить заявления до дня утверждения самого Регламента предоставления доступа и использования системы «Электронный дом». То есть они не могли знать условия предоставления доступа.
Таким образом, из решений и заявлений о предоставлении доступа следует, что необходимого кворума для принятия не имелось. Также суд пришел к выводу, что ответчик нарушил процедуру, предусмотренную ч. Мотивировка подробная и соответствует позиции Минстроя РФ: В соответствии с пунктом 3. Частью 13 статьи 47. Особенностью, установленной в статье 47. Таким образом, для проведения общего собрания собственников с использованием иных информационных систем необходимо предварительное принятие решений, предусмотренных пунктами 3. Предварительного решения о голосовании через информационную систему «Электронный дом» domgolosovanie. Таким образом, собственники, не принявшие ранее соответствующего решения о выборе данной ИИС, не утвердившие ее, — не могли быть ознакомлены с ней и соответственно, не могли принять участие и голосовать по вопросам повестки дня оспариваемого собрания.
Одно из принятых решений на собрании решений — утверждения ИС «Электронный дом» при проведении общих собраний и регламента системы «Электронный дом» — подтверждает, что этот вопрос ранее не ставился на голосование и не утверждался в порядке, предусмотренном ЖК РФ. Интересный момент: в самом Регламенте системы, который предлагает пользователям ее разработчик, указано, что условием использования системы является предварительное принятие решения на обычном собрании. При этом сервис довольно активно продвигался и именно с акцентом на то, что не нужно ничего предварительно решать, а голосовать можно прямо в нем. Возвращаемся к самому собранию в иной системе. Перед использованием такой системы собственники подписывают согласия на обработку персональных данных. Обычно их собирает администратор вместе со списком телефонов собственников, чтобы зарегистрировать их в системе. Иногда собственники регистрируются в системе самостоятельно. Информация используется для последующей идентификации собственников при голосовании.
Как правило, в информационных системах можно посмотреть предварительный статус голосования — сколько голосов за какой вопрос собрано. Сервисы могут использовать разные напоминалки о голосовании электронная почта, СМС. В некоторых системах за отдельную плату можно заказать услугу обзвона непроголосовавших собственников например, 30 рублей за человека, 50 рублей за квартиру. После завершения голосования информационная система сама досчитывает голоса, формирует протокол, уведомляет об итогах путем рассылки. Пока чаще администратор сам распечатывает протокол со сведениями о проголосовавших через систему и загружает это в ГИС ЖКХ. Здесь возникает одна проблема, с которой сталкиваются пользователи информационных систем — это электронные бюллетени.
На портале госуслуг раздел «Полезные сервисы» находится внизу главной страницы Если вы видите информацию о своем избирательном участке, значит, ваши данные проверены и можно подавать заявление на участие в ДЭГ или выбрать любой участок для личного голосования, нажав на «Выбрать участок» Расхождения данных возможны в двух случаях: Человек изменил ФИО, паспортные данные или адрес регистрации, но в регистре избирателей информация не обновилась. Тогда избирателю нужно прийти с паспортом в участковую избирательную комиссию по новому месту жительства до 11 марта. Адреса комиссий — на сайте ЦИК.
Регистрация по месту жительства оформлена в другом регионе незадолго до выборов. В таком случае избирателю нужно проинформировать ЦИК о новом адресе. Если избиратель передумал и решил проголосовать онлайн, нужно аннулировать ранее поданное заявление и до 23:59 11 марта подать новое — на участие в ДЭГ. Заполнить заявление можно на госуслугах до 23:59 11 марта по московскому времени. После ввода кода заявление уйдет в ЦИК, ему присвоят номер и статус «Учтено». Избирателю останется дождаться начала голосования. Но надо убедиться, что их запись на платформе «Мос-ру» полная. Это можно сделать в разделе «Профиль». Если там написано «У вас полная учетная запись», можно ждать начала голосования.
Если нет — заполните анкету и подтвердите личность через госуслуги, МФЦ или банк. Те, кто подал заявление на участие в ДЭГ и не отозвал его до указанного времени, голосуют дистанционно, на участке бюллетеня для них не будет. С 08:00 15 марта до 19:59 17 марта по местному времени избиратели могут заходить на платформы, чтобы проголосовать.
В этом году процедура претерпела несколько изменений — например, появилась возможность переголосовать. Впрочем, оставить заявку на электронное голосование удалось не всем. Прием заявлений на электронное голосование завершился 13 сентября, и Центризбиркому понадобилась пара дней, чтобы всех посчитать. Отдать голос онлайн захотели 2 млн 800 тысяч россиян — тогда как на прошлом голосовании по поправкам к конституции желающих было чуть больше миллиона.
Получилось, правда, не у всех — москвичка Александра теперь вынуждена идти на участок: «Поскольку в эти выходные я буду не в Москве, я решила попробовать проголосовать дистанционно. В понедельник вечером, около 11 часов, зашла в «Госуслуги» и пыталась оформить себе заявку на электронное голосование, но сделать у меня это не получалось, потому что на одном из этапов, когда я вносила личные данные и проставляла галочки, приложение вылетало, выдавало ошибку и просило попробовать зарегистрироваться еще раз. Попробовала другой способ: я перерегистрировалась, как мне казалось, на офлайн-участок в другом городе — Сочи. Но вот в четверг вечером обнаружила, что в «Госуслугах» у меня по-прежнему указан мой родной избирательный участок, на который я хожу в каждые выборы». По большей части заявки на электронное голосование оставляли через «Госуслуги» — там же проходила верификация, там же надо будет отдать голос. В день голосования откроется страничка со списком кандидатов. У жителей Москвы был вариант с порталом mos.
Пример [2] В Республике Крым собственники провели собрание через иную информационную систему, которую выбрали раньше на обычном собрании «Моя квартира» Росквартала. Один из собственников обратился с иском к администратору собрания. Среди прочих доводов он указывал, что администратор не приняла его бюллетень. Суд отказал в иске. Он отклонил довод про отказ администратора в приеме бюллетеня, потому что «он не доказан, а также по тем основаниям, что голосование при проведении собрания проводилось в заочной форме с использованием информационной системы». То есть суд даже не подумал, не почитал, что при проведении онлайн-голосования кто-то имеет право голосовать обычными бюллетенями и передавать их администратору для внесения в информационную систему. Из этих историй можно сделать вывод, что если вы голосуете обычными бюллетенями, то стоит фиксировать факт или попытку их вручения администратору собрания. Для администратора теоретически есть административная ответственность за подобные действия. Это ч. Она предусматривает наказание за: неразмещение информации в ГИС ЖКХ; нарушение порядка, способов и или сроков размещения информации; размещение информации не в полном объеме; размещение недостоверной информации.
Это может закончиться предупреждением или административным штрафом для физических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей; для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей. Обратите внимание, что речь идет только о ГИС ЖКХ, а не о других информационных системах, что открывает администратору некоторые возможности. С другой стороны, администратору тоже приходится нелегко в связи с его обязанностями, которые он в большинстве случаев выполняет бесплатно. Кроме административной ответственности, он еще запросто может оказаться в ответчиках по делу об оспаривании принятых решений. А потом, из-за косяков информационной системы — проиграть суд со всеми вытекающими последствиями. Они приняли решение потратить немного денег из резервного фонда на проведение праздников. Суд признал принятые решения недействительными из-за отсутствия кворума. Кворума не оказалось из-за того, что общая площадь помещений, которая была указана в ГИС ЖКХ, оказалась меньше фактической. Она заявила, что обязанность по размещению в системе достоверной информации лежит на администраторе общего собрания. Действительно ли эту информацию должен размещать администратор, была ли у администратора техническая возможность указать правильную площадь, суд не разбирался.
Первое онлайн-собрание В ГИС ЖКХ и региональных информационных системах можно провести первое онлайн-собрание без предварительных решений об этом на традиционных собраниях. С иными информационными системами так нельзя хотя есть и альтернативная точка зрения, об этом чуть дальше. Особенности первого онлайн-собрания заключаются в администраторе, повестке, уведомлении о собрании, праве собственников на отказ от онлайн-голосования. Инициатором такого первого онлайн-собрания может быть любой собственник или лицо, которое управляет домом. Инициатор собрания становится его администратором только в отношении этого собрания. Он определяет: - сколько будет длиться голосование от 7 до 60 дней ; - как именно не голосующие через интернет собственники смогут передать ему бумажные решения. Некоторые жилищные инспекции принципиально не подтверждают функцию администратора. Они считают, что закон не возлагает на них такой обязанности. Другие инспекции функцию администратора подтверждают, но не быстро. Кому-то приходится писать параллельно обращение в ГЖИ, кому-то — жаловаться в прокуратуру.
Некоторые инициаторы запускали свои собрания без подтверждения функции администратора. Там указывается форма проведения собрания, можно выбрать «заочное с использованием системы» и далее выбрать систему — ГИС ЖКХ. После этого появляется возможность указать, что это первое собрание с использованием системы, и тогда в повестку автоматически добавляются нужные вопросы. Жилищный кодекс РФ умалчивает о том, что будет, если инициатор-администратор не включит эти вопросы в повестку, или включит, но решения по ним не будут приняты. Уведомление о собрании. Не позднее чем за 10 рабочих дней до даты первого онлайн-собрания, инициатор-администратор размещает в информационной системе и направляет через нее собственникам сообщение о проведении собрания и о том, как собственники могут отказаться от такого формата. Тогда же инициатор-администратор размещает это сообщение о собрании и возможности отказа в общедоступных местах — на досках объявлений, размещенных в подъездах или в пределах земельного участка МКД. Там же он должен разместить правила доступа к информационной системе не зарегистрированных в ней собственников. Другая особенность первого онлайн-собрания — право собственников отказаться от такого формата. Для этого несогласные должны не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания, передать в свою УК ТСЖ, кооператив письменные отказы от проведения общего собрания.
УК должна зарегистрировать эти отказы, а потом — не позднее чем за два рабочих дня до собрания — представить их инициатору-администратору ну или оставить у себя, если УК и есть инициатор. Сведения об отказах и сами письменные отказы должны размещаться в ГИС ЖКХ [4] — тоже лицом, которое управляет домом и тоже не позднее чем за два рабочих дня до собрания. Если УК недобросовестная и выступает инициатором собрания, то у нее появится закономерное желание скрывать полученные отказы. Дальше УК аннулировала сообщение о собрании, инициированном жителями, и их онлайн-голосование технически прекратилось. Инициатору-собственнику пришлось вручную составлять протокол собрания и прикладывать к нему распечатку из системы. Еще УК отключила лицевые счета собственников, чтобы те не смогли голосовать онлайн, но внесла в систему сведения о голосовании собственников типа «на бумаге». Десятки собственников путем присоединения к иску обратились в суд. Они указывали, что собрание проведено с нарушениями, они не голосовали, кворума нет. Суды признали решения собрания недействительными. Они пришли к выводу, что кворума на собрании действительно не было.
Из подсчета были вычтены бюллетени: - те, что подписаны не собственниками не уполномоченными на то лицами ; - те, которые были подписаны якобы истцами, хотя собственники пояснили, что бюллетени не подписывали, письменные решения являются подложными. Поэтому надо хорошо подумать перед тем, как проводить онлайн-собрание, если возможно какое-то противодействие со стороны управляющей организации. Полное бездействие тоже рискованно для собственников — управляющая организация может сама стать инициатором и администратором первого заочного голосования с использованием информационной системы. В таком случае, скорее всего, она вынесет на голосование вопрос о выборе себя в качестве постоянного администратора. Тут надо будет либо голосовать против, либо следить, чтобы компания не проголосовала за собственника самостоятельно путем заполнения и последующего внесения в систему бумажного бюллетеня. Здесь мы подошли к вопросу о фальсификациях на онлайн-голосовании, которые обычно происходят путем внесения в информационную систему бумажных бюллетеней тех лиц, кто их не заполнял и не сдавал администратору. Приведем еще несколько примеров из Московской области по голосованию через региональную информационную систему. Инициатором и администратором собрания были муниципальные власти как собственник нескольких квартир. На голосовании решали про заключение договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Истец — другой собственник — настаивал на том, что кворума на собрании не было.
Суд указал, что права истца принятым решением не нарушены, и он сам может инициировать свое собрание по таким же вопросам. Про позицию 15 собственников, которые указали на свое неучастие, суд отметил: «Информация о том, что третьи лица не участвовали в оспариваемом общем собрании и не принимали решения по вопросам повестки дня, учтивая идентичность риторики их обращений, с учётом отсутствия их интереса к непосредственному участию в судебном разбирательстве, вызывает у суда недоверие, очевидно, что данные обращения писались одни человеком, который вероятно имеет доступ к их личным кабинетам». При этом понятно, что по таким делам часто привлекают юриста, который и готовит позиции и документы для истца и тех, кто его поддерживает. Логично, что они будут однотипными. Но даже если предположить, что заявления собственников были сфальсифицированы, то совершенно «прекрасно» выглядит возможность доступа в личные кабинеты собственников, о которых упомянул суд. По жалобе истца Московский областной суд всё же признал решения недействительными: «Ввиду отсутствия оригиналов оспариваемых решений осуществить проверку подлинности подписей собственников жилых помещений на решениях, о фальсификации подложности которых заявлено третьими лицами, путем назначения судебной экспертизы невозможно, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым исключить указанные решения из числа доказательств, в результате чего общая площадь помещений проголосовавших собственников составит 1 352,10 кв. На нем собственники сменили управляющую организацию. Один из собственников — истец — настаивал на отсутствии кворума. Он привел двух свидетелей — других собственников, которые якобы голосовали на бумажных бюллетенях. Они подтвердили суду, что не голосовали на собрании.
Однако суд на это написал: поскольку истец ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы на предмет подлинности подписей не заявил, то оснований для исключения бюллетеней из подсчета голосов не имеется. В данном случае свидетельские показания не являются допустимыми доказательствами». Собрание через другие информационные системы «Иные информационные системы» — это, как правило, сервисы разных коммерческих организаций. Это какие-то частные системы, и иногда даже непонятно кто разработчик — на сайте нет никакой информации, а домен зарегистрирован за частным лицом. Возвращаемся к вопросу о первом онлайн-собрании сразу в иной информационной системе. В 2020 году в ст. То есть если ранее нужно было сначала провести традиционное бумажное собрание, принять на нем решения о возможности в будущем голосовать через информационные системы, выбрать администратора и решить другие организационные вопросы, то теперь этот шаг убрали. Создатели и маркетологи иных информационных систем разделились на 2 лагеря: одни по-прежнему предлагают помощь в проведении обычного собрания для выбора себя в качестве информационный системы, а вторые говорят, что поправки касаются всех систем, можно онлайн сразу у них. Еще есть третьи, которые предлагают клиентам решить самостоятельно, стоит ли рисковать или нет.
По инициативе «Единой России установлены единые правила дистанционного голосования по всей стране
Впервые на выборах такого уровня будет применяться дистанционное электронное голосование — ДЭГ. Если для проведения заседания используется формат дистанционного участия, то он в обязательном порядке указывается в протоколе собрания. Дистанционное голосование использовали в качестве эксперимента на выборах депутатов Мосгордумы в трех избирательных округах столицы.