Главгосэкспертиза России рассмотрела проектную документацию и результаты инженерных изысканий на дноуглубление акватории и водных подходов к комплексу перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск. Новый торговый порт, предназначенный для перевалки угля, должен стать одним из ключевых инфраструктурных объектов для Мурманской области и экономики России, важным транспортным узлом на севере страны, обеспечивающим доступ к Севморпути.
Запуск в работу морского порта Лавна под Мурманском планируется в августе
Порт «Лавна» важен как для Мурманской области, так и для страны в целом. Порт "Лавна" в Мурманской области станет локомотивом для российской транспортной отрасли. Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области. выдал АО «ГТЛК» первые 550 млн рублей на проект строительства комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск. Средства пойдут на оплату строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.
Комплекс перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск
Порт «Лавна» в Мурманской области создаст 500 рабочих мест. Глава РЖД Олег Белозёров и губернатор Мурманской области Андрей Чибис проинспектировали ход строительства железнодорожной линии Выходной – Лавна. Новая ветка позволит доставлять в порт 18 млн тонн грузов в год. Проект строительства глубоководного порта "Лавна" в Мурманске, в рамках которого планируется создание транспортной инфраструктуры, угольного, нефтяного и контейнерного терминалов, получил финансирование. ООО "Морской торговый порт Лавна" объявило конкурс на заключения договора на разработку рабочей документации и строительство комплекса перегрузки угля "Лавна" в морском порту Мурманска, следует из материалов электронной. Порт «Лавна» (Мурманская область) готовится принять первый уголь.
Порт "Лавна" готовится к приему первых составов в декабре
Основным инвестором проекта по созданию угольного порта в Мурманске станет совладелец холдинга УГМК Андрей Бокарев, сообщал ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Объем инвестиций в строительство угольного терминала составляет 24 млрд рублей, порядка 900 млн рублей будет вложено в сооружение подъездных железнодорожных путей. Одним из условий концессионного соглашения по угольному терминалу является обязательство достроить железнодорожную ветку протяженностью 46 километров, сообщал ранее министр транспорта РФ Максим Соколов. Ранее исполнительный директор МТП «Лавна» Сергей Криволапов отмечал, что перевалка угля через терминал начнется в 2020 году. По его словам, грузооборот терминала в 2020 году составит до 9 млн тонн, а в 2021 году перевалка вырастет до 18 млн тонн угля.
Ключевые преимущества нового порта ярко и доходчиво обрисовал спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на недавно прошедшем ВЭФ-2023: "Порт прекрасный во всех отношениях: глубокий - не надо никакого дноуглубления, незамерзающий - в отличие от портов даже Финского залива, и самое главное - есть свободный выход в Мировой океан. Никакие Датские проливы, никакие Черноморские Босфор.
Значение порта "Лавна" для экономики страны трудно переоценить. Увеличение российских портовых мощностей на 18 миллионов тонн угля в год позволит серьезно снизить нагрузку на железнодорожные подходы к портам юга страны, БАМ и Транссиб Восточный полигон. С запуском морского порта в Мурманской области будут созданы новые рабочие места Мурманская область тоже окажется в плюсе: загрузка нового порта сулит региону рост налоговых поступлений, повышение инвестиционной привлекательности, создание новых рабочих мест увеличение занятости в портовой и смежных отраслях до 10 тысяч человек. Важность проекта для всей экономики Мурманского региона подтверждает и включение морского торгового порта "Лавна" в число резидентов территории опережающего развития "Столица Арктики". Особое внимание при строительстве комплекса уделялось экологической безопасности для хрупкой природы Арктики. Перевалка угля будет проходить исключительно "закрытым" способом с учетом всех норм по защите окружающей среды.
Поступающие на терминал вагоны с углем подаются на станцию разгрузки вагонов.
Минеральные удобрения и апатитовый концентрат получают из руды, добывающейся в Хибинских горах, и экспортируют более чем в сто стран мира. Строительство нового терминала позволит расширить географию спроса на экологически чистые удобрения родом с Кольского полуострова. Кировский филиал АО «Апатит» — крупнейший в Европе производитель фосфатного сырья для производства минеральных удобрений и единственный в России производитель нефелинового концентрата.
Предприятие полностью обеспечивает сырьем для выпуска фосфорсодержащих удобрений группу «ФосАгро», одного из мировых лидеров по их производству. Экологически чистые удобрения из руды, добывающейся в Хибинских горах, востребованы не только в России, но и за рубежом. Уже сегодня они поставляются на все обитаемые континенты. Чтобы обеспечить растущий спрос, группа «ФосАгро» решила построить в морском порту Мурманска собственный терминал для экспорта минеральных удобрений и апатитового концентрата.
Доставка грузов будет организована по железной дороге. В новом терминале они будут накапливаться и загружаться на морские суда. Компания стала якорным инвестором ТОР «Столица Арктики», первой территории опережающего развития в арктической зоне России, созданной в мае 2020 года. После этого компания сможет рассчитывать на региональные налоговые преференции: льготную ставку по налогу на прибыль и обнуление налога на имущество сроком на 5 лет.
Несмотря на переход к «зеленой энергетике», потребление угля в мире растет. Среди морских портов, которые отправляли уголь на экспорт, особое место занимает Мурманский морской торговый порт, имеющий прямой выход в Атлантический океан и на трассы Севморпути. Он ежегодно пропускает для иностранных потребителей около 17 миллионов тонн угля. Отсюда на экспорт уходит уголь компании СУЭК, которая добывает 115 миллионов тонн угля в год. С первого квартала 2024 года потоки грузов, уходящих из Кольского залива, как информирует «Инфотек», увеличатся за счет вводимого в строй Морского торгового порта «Лавна», который построен Государственной транспортной лизинговой компанией ГТЛК. Через этот порт на экспорт пойдет уголь Холдинговой компании «Сибирский деловой союз». Уже заключены четыре договора, обеспечивающие плановую загрузку до 2043 года на условиях «бери или плати» «take-or-pay» , сообщает kommersant. В 2024 году планируется выйти на объемы 6 миллионов тонн, а в 2025 — на плановую мощность 18 миллионов тонн. Часть 2 Долгострой длиною в четверть века Порт «Лавна», как и развитие Мурманского транспортного узла с отгрузочным терминалом угля, строительство необходимых терминалов нефтеналивного, контейнерного и для отгрузки удобрений на слуху почти четверть века.
Но сроки ввода в строй все время переносились. Причина в том, что необходимо было достроить железнодорожные пути и мост через реку Тулома. Роль и значение порта в Кольском заливе для прямого выхода в Северный Ледовитый и Атлантический океаны в нашей стране поняли давно. Но наиболее активно строительство порта было начато с началом Первой мировой войны. Первые строительные работы в порту Романов-на-Мурмане были начаты в конце июня 1915 года, а уже первого сентября того же года к временной пристани пришвартовался пароход «Дрот» с грузом из Нью-Йорка. Зимой 1916 года начались широкомасштабные работы по увеличению пропускной способности порта. Менее двух лет понадобилось на строительство тысячекилометровой железной дороги, которое осуществлялось фактически вручную. Непосредственно строительство началось в начале июня 1915 года. Длина Мурманской железной дороги — 1050 км а вместе с Олонецкой — 1440 км.
Это была самая северная железная дорога в мире. Пойти на это строительство Николая II вынудила Первая Мировая война, во время которой выход из портов Черного моря оказался заблокирован Турцией через пролив Босфор, а морские пути из Балтийского моря были перерезаны германским флотом. Великая Отечественная война подтвердила дальновидность царского правительства, построившего порт в Кольском заливе и железную дорогу к нему. За весь военный период порт переработал в общей сложности 1 миллион 680 тысяч тонн импортных, а также свыше 800 тысяч тонн народных и военных грузов, обслужив тысячи судов. Сегодняшнее развитие событий в мире настоятельно требует дальнейшего развития Мурманского транспортного узла. И события последних лет показывают, что в этом направлении произошли серьезные подвижки. В целом, Генеральной схемой развития Мурманского транспортного узла предполагалось, что в 2015 году на Восточном берегу будут построены и модернизированы перегрузочные комплексы по перевалке генеральных грузов, угля, глинозема, апатитов, минеральных удобрений и наливных грузов с общим грузооборотом около 60 млн. Но реализация этих планов затянулась. Реальность же была несколько иной.
Часть 3 Разговоров было много, дел мало О необходимости развития Мурманского порта речь шла еще в апреле 2000 года во время проведения президентом Владимиром Путиным совещания на борту атомного ледокола «Россия». В Арктике, подчеркнул тогда Владимир Путин, альтернатив морским технологиям нет. Это главное средство реализации целого комплекса приоритетов общегосударственного значения.
Торговый порт "Лавна" ищет подрядчика для строительства комплекса перегрузки угля за 20 млрд руб
Также в декабре 2024 года планируется завершить строительно-монтажные работы на железнодорожной ветке между станциями Выходной и Лавна на западном берегу Кольского залива, рабочее движение по которой в 2023 году запустил президент России Владимир Путин. О порте Лавна и Мурманском транспортном узле Строительство порта Лавна и железнодорожных подходов к нему началось в 2018 году. Часть инвесторов покинула проект. В 2021 году Государственная транспортно-лизинговая компания приступила к пересборке проекта Мурманского транспортного узла и порта Лавна.
Строительство участка Волховстрой — Мурманск включено также в «дорожную карту» проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Сейчас идет модернизация участка железнодорожного пути Волховстрой — Мурманск. Он проходит через три региона: Ленинградскую область, Карелию и Мурманскую область.
Предстоит построить более 100 километров вторых путей, реконструировать 18 станций, восстановить разъезд Суглица, построить дом отдыха локомотивных бригад Строительство железной дороги к порту «Лавна» стартовало в феврале 2023 года. В апреле на участке Мурмаши — Пяйве 23 километра начались работы по укладке рельс и шпал, подготовке земляного полотна. Были проведены работы по врезке нового стрелочного перевода и укладке от него звеньев железнодорожного пути. По словам представителей Октябрьской железной дороги, общая протяженность путей от станции Выходной до станции Лавна составит около 50 километров. Восточное с таким потоком не справится. В рамках работ по строительству ближних железнодорожных подходов к порту «Лавна» строителям предстоит произвести укладку около 50 километров железнодорожного пути, включая мост через реку Тулома и станционные пути.
Строительство ведется в две смены, на объекте задействовано более 2500 человек, 250 единиц механизмов и техники. Напомним, что в рамках реализации проекта по строительству ближних железнодорожных подходов к порту «Лавна» предусмотрено устройство железнодорожной линии около 50 километров , 137 искусственных сооружений в том числе 11 мостов и путепроводов , а также двух тяговых подстанций. Всего в рамках строительства новой железнодорожной ветки будет построено три моста. Самый крупный — через реку Тулома, который соединит берега Кольского залива. Над водой Строительство железнодорожного моста через реку Тулома, который находится между станциями Выходной и Мурмаши-2, началось еще в 2014 году. Уже установлены все восемь больших пролетных строений моста через реку, длина каждого из которых более 111 метров, а масса почти 1000 тонн.
Сборка одного из них была проведена навесным монтажом над руслом реки при помощи двух кранов.
Именно у «Лавны» есть возможность выхода к нейтральным водам. Запуск «Лавны» будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индию. Порт экологически чистый, без жилой застройки поблизости. На терминальном комплексе будет применена технология закрытой перевалки угля. Установлены аспирационные и системы орошения, пылеподавления, будет применяться УФ-излучение для обеззараживания сточных вод», — подчеркнули в ГТЛК. Однако оптимизм относительно проекта разделяют далеко не все. Кое-кто из попрошенных редакцией «Вгудок» экспертов признался, что непонятно, почему запуск порта Мурманской области, основная видимая цель которого перевалка угля из Сибири в объёме 18 млн тонн на Северо-Западе России, вдруг вызвал такой PR-восторг у чиновников и руководителей госкорпораций. Без видимого оптимизма он развивался и далее, несмотря даже на то, что оказался под патронажем одного из самых авторитетных портовых заместителей министра транспорта господина Олерского, рассказала vgudok. РЖД всячески уговаривают угольщиков ехать на дальневосточные рынки через наши западные порты.
Когда НТК — транспортный оператор СУЭК и «Еврохим» — говорит о том, что перевозка угля через западные порты для продажи угля в Китай убыточна, и нужна только для того, чтобы не останавливать добычу, все вдруг вспомнили про первостепеннейшую «Лавну». А ведь ещё декабре 2022 порт «Лавна» был не до конца уверен, что станет переваливать уголь, и активно подписывался под перевалку калийных удобрений «Белкалий», оставшихся, так сказать, «без места» из-за санкций. Но к февралю 2023 планы «Лавны», как видно, снова поменялись. С другой стороны, правительство собирается выделить на проект 37,7 млрд руб. И это, возможно, поменяло «картину мира» и его экономику для новых собственников порта, среди которых ключевым выступает ЦРПИ братьев Ротенбергов», — говорит основатель проекта N. Trans Lab. Ну а пока уважаемые эксперты и участники рынка размышляют над эффективностью проекта, в Мурманской области вовсю идут работы. Строительная площадка в районе Лавны не так давно представляла собой внушительных размеров скалу. Её с помощью взрывчатки сравняли с землёй, таким образом убив двух зайцев — и место под порт получили, и щебень, который используют в работах.
Предстоит построить 49,7 км электрифицированной железнодорожной линии , 137 искусственных сооружений. Самое масштабное — мост через реку Тулома длиной более 1 тыс. Нам доверяют.
ВЭБ.РФ выделит 12,9 млрд рублей на строительство порта Лавна в Мурманске
Наблюдательный совет рассмотрел участие госкорпорации в финансировании строительства глубоководного порта «Лавна» в Мурманской области, который реализует Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Информационное агентство «Би-порт» Новости Мурманска и Мурманской области 16+. На строительной площадке побывали губернатор Мурманской области Андрей Чибис, генеральный директор ООО «МТП «Лавна» Станислав Мультах и заместитель генерального директора по портовому строительству АО «ТЭК Мосэнерго» Сергей Сорокин. 21 января 2024 - Новости. В Мурманске полным ходом идет строительство уникального транспортного узла — торгового порта «Лавна». Порт «Лавна» (Мурманская область) готовится принять первый уголь. Сегодня губернатор Мурманской области Андрей Чибис проверил ход строительства Морского порта «Лавна» – резидента ТОР «Столица Арктики».
Морской торговый порт "Лавна" в Мурманске
И сам порт «Лавна» сейчас работает над соответствующим мастерпланом, для того чтобы стать портом универсальным, а не только угольным. Мурманский транспортный узел приобретает реальные очертания», - прокомментировал событие Андрей Чибис. Андрей Чибис также сообщил, что в настоящее время готовится к заключению контракт на корректировку проектной документации по железнодорожной инфраструктуре МТУ.
Территория порта, который находится на берегу Кольского залива, занимает 120 га. Глубины у берега достигают 15 м, что позволит порту принимать крупнотоннажные суда. Порт имеет выход в нейтральные воды, что открывает прямой путь для экспорта российского угля, добавляют в ГТЛК. Как сообщало ИАА «ПортНьюс» , в настоящее время продолжается строительство ближних железнодорожных подходов к порту «Лавна».
Его тело до сих пор не нашли. Началось расследование по данному факту. Причины и все обстоятельства уточняются компетентными органами.
Полностью новый порт на западной стороне Кольского залива должен заработать в 2024 году и выйти на перевалочную мощность в 4 млн тонн угля. Запланированная мощность после 2025 года составляет 18 млн тонн угля в год. Его запуск будет способствовать открытию новых рынков экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона АТР , в том числе в Индию. Строительство ведется в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».