Пост – это практика аскетизма, во время которой человек освобождается от дурных помыслов и намерений, воздерживаясь от привычных грехов и пороков.
Полезен ли пост для организма?
Выясняем, действительно ли это полезно для здоровья, от каких продуктов не стоит отказываться и как найти разумную альтернативу. — Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Пост во время священного месяца Рамазана – религиозная традиция временного воздержания от пищи, алкоголя и интима. Теперь вы знаете, чем полезен пост для здоровья и как его соблюдать, чтобы не навредить своему организму, а наоборот оздоровиться, очиститься духовно и физически, набраться сил и энергии. Станьте спонсором канала, и вы получите доступ к эксклюзивным бонусам. Подробнее: тех, кто хочет поддержать проект: На. Полезен ли пост для здоровья и как поститься правильно? Марина Макиша.
Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост?
Полезно или вредно временно переходить на растительную пищу или вовсе отказываться от еды с точки зрения здорового питания и здоровья? ПОСТ ВРЕДЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ? Правда ли, что: Великий пост придумали на Руси специально, потому что в это время у основной массы населения – крестьян – заканчивались запасы; ни молока, ни мяса не было. Пост с медицинской точки зрения — это питание с периодической разгрузкой желудочно-кишечного тракта от «тяжелой» животной белковой пищи, и наполнение организма необходимым количеством растительной, что считается профилактикой многих болезней. Пост и здоровье сердца. Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы.
Пост в пожилом возрасте
Чтобы витамин А усваивался, морковь и курагу употребляйте вместе с вышеуказанными семечками и орехами. Не увлекайтесь жаркой постной еды на подсолнечном масле. Это, конечно, делает еду вкуснее, но в жаренном жире появляются вещества повышающие риск развития рака. А еще подсолнечное масло содержит много омега-6 полиненасыщенных жирных кислот, которые провоцируют воспаления и повышают риск атеросклероза. Постное печенье чаще всего содержит нездоровые транс-жиры. Старайтесь не приобретать такое. Лучше испеките постное печенье самостоятельно из смеси пшеничной и льняной муки и непитательным сахарозаменителем. Яйца - нужны, но их можно временно заменить! Яйца это сбалансированный продукт, который еще и очень удобный для быстрой готовки. Это источник практически всех витаминов, в том числе витамин Д содержится в желтке. Жиры яйца очень полезные и нужные для функционирования нервной системы и печени.
Для тех, кто придерживается поста есть слабая альтернатива. Вместо яиц нужно ввести в рацион на регулярной основе соевые продукты, тыквенные и подсолнечные семечки, кукурузу и шпинат. Молочные продукты - чем заменить? Молочные продукты уникальны. Заменить их достаточно сложно. Кроме того, не следует верить огромному количество мифов об антибиотиках, гормонах и прочего в молоке. На время поста можно найти постную альтернативу кисломолочных продуктов. Огромная миска квашеной капусты даст достаточно молочной кислоты, чтобы улучшить пищеварение. Также в ней содержится сопоставимое количество кальция и лактобактерий. Не обходитесь без рыбы!
Даже в Великий пост есть несколько дней, когда можно есть рыбу. К сожалению, некоторые люди по разным причинам и без поста не едят рыбу или едят редко. А это стоит делать. Регулярные рыбные дни, особенно, если используется жирная морская рыба - сельдь, скумбрия, обеспечивают мозг, сердечно-сосудистую и иммунную систему омега-3 и омега-9 жирными кислотами. Один большой кусок скумбрии с овощами в неделю обеспечивает потребность в этих жирах.
Как не наломать дров? Если еще в недавнем прошлом мясным блюдам неизменно отдавалось предпочтение, то сегодня все больше людей отказываются от употребления мяса, а веганство становится модным трендом. В этой ситуации человек, лучше всего вместе со священником, который его хорошо знает, должен сам решить, какие ограничения он возьмет на себя и от каких привычных удовольствий откажется. Это может быть все что угодно — от обязательной утренней чашки кофе до просмотра любимого сериала. Важно понимать при этом, что воздержание в еде, отказ от развлечений и увеселений нужны не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, но чтобы помочь ему сосредоточиться на главном: молитве, покаянии, посещении богослужений, чтении духовной литературы, добрых делах. Пост нужен не Богу. Он нужен нам, чтобы правильно выстраивать приоритеты. Пост помогает научиться подчинять желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Пост для человека — не более чем инструмент. Ограничивая плотские страсти, мы высвобождаем энергию для духовной жизни.
Дефицит животного белка во время поста можно восполнить растительным, включив в рацион бобовые и злаковые культуры, орехи, цельнозерновой хлеб. Обеспечат организм энергией каши и картофель, сдобренные растительным маслом, котрого в этот период требуется не менее 1 - 2 столовых ложек в день. Пост — отличное время для того, чтобы есть побольше овощей и фруктов — не менее полукилограмма в сутки. Необходимые для хорошего настроения аминокислоты можно получить при употреблении арахиса, бананов, фиников, блюд из чечевицы, гречки и бурого риса. Сладкое пост не запрещает — главное, чтобы оно было постным. Лакомьтесь на здоровье сухофруктами, мёдом и вареньем — кстати, они послужат дополнительным источником витаминов и микроэлементов. Также помогут избежать дефицита полезных веществ поливитаминные комплексы. Не забывайте пить достаточное количество воды: не менее полутора-двух литров в день. Ограничения в рационе не подразумевают питание одним и тем же: пища, хоть и постная, должна быть разнообразной и вкусной. Невкусная еда никакой пользы не принесёт. Облегчит соблюдение поста дробное питание. Организм, привыкший к богатым энергией продуктам животного происхождения, первое время может испытывать голод, который лучше утолять, разделив стандартные порции на несколько маленьких и употребляя их через примерно одинаковые промежутки времени. Огромное значение имеет грамотный выход из поста.
Теоретически, отказ от всех или определенных продуктов питания и напитков должен снизить общее потребление калорий, что со временем может привести к увеличению потери веса. Некоторые исследования также обнаружили, что кратковременное голодание может повысить метаболизм за счет повышения уровня нейротрансмиттера норэпинефрина, что может увеличить потерю веса. Кроме того, было обнаружено, что голодание более эффективно, чем ограничение калорий, при увеличении потери жира при одновременном сохранении мышечной ткани. РЕЗЮМЕ Пост может увеличить метаболизм и помочь сохранить мышечную ткань, чтобы уменьшить вес тела и жировые отложения. Увеличивает секрецию гормона роста, что жизненно важно для роста, обмена веществ, потери веса и мышечной силы Гормон роста человека HGH — это тип белкового гормона, который занимает центральное место во многих аспектах вашего здоровья. На самом деле, исследования показывают, что этот ключевой гормон участвует в росте, метаболизме, потере веса и мышечной силе. Несколько исследований показали, что голодание может естественным образом повышать уровень гормона роста. Одно исследование с участием 11 здоровых взрослых людей показало, что голодание в течение 24 часов значительно повышает уровень гормона роста. Другое небольшое исследование, проведенное на девяти мужчинах, показало, что голодание в течение всего двух дней приводило к пятикратному увеличению уровня выработки гормона роста. Кроме того, голодание может способствовать поддержанию стабильного уровня сахара в крови и уровня инсулина в течение дня, что может дополнительно оптимизировать уровень гормона роста, поскольку некоторые исследования показали, что поддержание повышенного уровня инсулина может снизить уровень гормона роста. РЕЗЮМЕ Исследования показывают, что голодание может повышать уровень гормона роста человека ГРЧ , важного белкового гормона, который играет роль в росте, обмене веществ, потере веса и мышечной силе. Может задержать старение и продлить продолжительность жизни Несколько исследований на животных показали многообещающие результаты о потенциальном увеличении продолжительности жизни поста. Другие исследования на животных имели аналогичные результаты, сообщая, что голодание может быть эффективным в увеличении продолжительности жизни и выживаемости. Может помочь в профилактике рака и повысить эффективность химиотерапии Исследования на животных показывают, что голодание может помочь лечению и профилактике рака. На самом деле, одно исследование на крысах показало, что голодание через день помогло блокировать образование опухоли. Исследование воздействия на раковые клетки нескольких циклов голодания было так же эффективно, как химиотерапия, для замедления роста опухоли. РЕЗЮМЕ Некоторые исследования на животных показывают, что голодание может блокировать развитие опухоли и повысить эффективность химиотерапии. Виды постов Есть много различных видов постов, что позволяет легко найти метод, который соответствует вашему стилю жизни. Вот несколько наиболее распространенных типов поста: 2. Водяное голодание: включает питье только воды в течение определенного периода времени. Соковое голодание: предполагает употребление только овощного или фруктового сока в течение определенного периода. Прерывистое голодание: прием пищи частично или полностью от нескольких часов до нескольких дней, и в другие дни возобновляется нормальная диета. Частичное голодание: некоторые продукты или напитки, такие как обработанные продукты, продукты животного происхождения или кофеин, исключаются из рациона на определенный период. Ограничение калорий: калории ограничены в течение нескольких дней каждую неделю. В эти категории также входят более конкретные виды постов. Например, прерывистое голодание может быть разбито на подкатегории, такие как голодание в разные дни, которое включает в себя прием пищи через день, или ограниченное по времени кормление, которое влечет за собой ограничение потребления всего несколькими часами в день.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию" 1Кор. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено.
Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится апостол почти на брачное ложе и взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того ты жена и имеешь мужа, для того ты муж и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание?
Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается.
Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"» Св. Собеседование на надписание псалма 50. Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского: Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу. Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?
Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Правило 3 архиеп. Дионисия Александрийского: Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями.
Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти 1 Кор. Толкование св. Никодима Милоша : В обоснование требований настоящего правила, Дионисий ссылается на апостола Павла, по которому муж и жена должны по согласию ;; ;;;;;;;; воздерживаться от полового общения во времена, предназначенные для молитвы; ослушникам же пусть судьей будет их совесть. Таким образом, воздержание в супружеской жизни на время поста нужно, но оно должно достигаться путем взаимного согласия.
Потому что через воздержание одного из супругов может впасть в грех другой. Апостол Павел об этом пишет как раз в связи с постом и упражнением в молитве. Это библейский принцип». Протоиерей Сергий Бельков: «Апостол Павел учит нас, удаляться от супруги или супруга во время поста по обоюдному согласию ради упражнения в молитве.
Но бывают пары, в которых жена неверующая или маловерующая, а муж верующий, и наоборот. Бывает даже, когда оба ходят в храм, но кому-то из супругов такое воздержание пока не по силам, и отказ в близости со стороны супруга может подтолкнуть к измене или рукоблудию, поэтому, безусловно, в таком случае меньшим злом будет частичное неисполнение супружеского воздержания. Таково православное учение. Жесткий ригоризм в данном случае неуместен».
Иерей Алексий Мороз: «По канонам супружеское воздержание во время поста обязательно. В это время мы воздерживаемся от скоромной пищи и от всякого рода телесных удовольствий и всяческих развлечений, и, естественно, как от одного из видов удовольствия мы воздерживаемся и от внешних супружеских отношений. Это есть общий закон, к исполнению которого все должны стремиться. Но бывают разные ситуации, например, если верующая жена будет отказывать неверующему мужу в супружеских отношениях, то это может подвигнуть его к измене.
В такой ситуации верующая жена из двух зол должна выбрать меньшее и уступить мужу. Но уступить в этом своему неверующему мужу она должна не по похоти плоти, а для того, чтобы избежать греха. То же самое может произойти, если верующий муж в отношении своей неверующей супруги будет жестко придерживаться поста. Но мы должны стремиться правильно вести себя, стараться жить по Типикону, в то же время понимая, что иногда возникают случаи, когда лучше нарушить закон поста, чтобы избежать большего греха».
Что же касается супружеских пар, в которых оба супруга считают себя православными людьми, то, сказал отец Алексий, им надо стараться воздерживаться весь Великий пост. Каждый человек должен действовать исходя из своих сил. Нет, нельзя! Но во избежание большего греха можно пойти на нарушение, понимая, что это будет являться нарушением поста, что за это нужно принести покаяние.
Надо стараться соблюдать пост, как положено, и тогда Господь, видя нашу немощь, будет нас укреплять в дальнейшей нашей жизни. И тогда супруги смогут весь Великий пост проводить со всей строгостью». Священник Валерий Духанин: «Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом.
Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то можно и не воздерживаться — это свободный выбор каждого , а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность.
Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его.
Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь»». Нарушение правила поста Преп. Макарий Оптинский: Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, — что в таком случае делать?
Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, — чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам.
А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко.
Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви. Игнатий Брянчанинов : "Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою. Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста.
Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение? Паисий Святогорец: — Геронда, должны ли люди, живущие духовной жизнью в миру, показывать перед неверующими, что они постятся?
Однако другие посты, совершаемые от подвижничества ради любви ко Христу или для того, чтобы была услышана наша молитва о каком-то прошении, должны совершаться втайне. В то же время святые отцы дали нам пример рассудительного отношения и в отношении соблюдения поста в некоторых случаях, когда нарушение этого правила Церкви продиктовано любовью к ближнему, снисхождением к его слабостям, немощам, болезням. Рассказывают, что, когда святитель Тихон Задонский жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель.
Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении.
Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник.
Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя.
Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим. Священное Писание о посте Сам Господь Иисус Христос постился: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лук.
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни Лк.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
И три дня он не видел, и не ел, и не пил» Деян. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» Деян. Игнатий Брянчанинов : «Заповедь поста возобновлена или подтверждена Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством Лк.
Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете Лк. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы: Преп.
Амвросий Оптинский:... Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нарушению постов... Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками.
Тогда Господь, в обличение их неправильного понятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» Ср. То есть как бы так сказал Господь: «как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя». Пища же скоромная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека.
А святой апостол Павел говорит: «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» 2 Кор. Если, говорит, внешний наш человек, т. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «уты, утолсте, разшире: и забы Бога сотворшаго его» Ср. На вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?
Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность». Очень рад, что служащие у вас стали почитать среду и пятницу, не нарушая правила Церкви о посте. Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха.
Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Феофан Затворник: Говорят: не входящее в уста сквернит...
Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает.
А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством. И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный.
Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым?
Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание.
Но непостящийся чрез это не высвобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным. И не будем осуждать. Пусть всякий себе, как знает.
А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров...
Поздоровится ли ему от сего? То же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать?
Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Каноны Церкви о посте Правила святых Апостолов Правило 69 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
Толкование епископа Никодима Милоша : Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост перед Пасхою , а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св. Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви Лев. Иисус Христос освятил пост Своим примером Мф.
Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом Деян. Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях V, 13 , следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: "смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога" [Кн. Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу.
Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты.
Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св.
Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III 1084-1111 , по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней ;;;; ;;;;;;;;;; , так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода. Толкования: Зонара.
Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать.
Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом - и Святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение ; то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению.
Исключи мне болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании. Исключи мне среды и пятки седмицы, предшествующей седмице мясопустной, седмицы сыропустной и седмицы пасхальной; ибо в эти седмицы мы разрешаем, потому что в седмицу, предшествующую мясопустной постятся Армяне ради ниневитян, и в сыропустную седмицу соблюдают великий пост еретики Тетрадиты.
А пасхальная седмица считается как самый великий день Господень; ибо, поэтому каждый день тогда читаются и утренняя воскресная Евангелия. Точно также исключи мне и из четыредесятницы субботы и воскресные дни; ибо подобным образом мы разрешаем и в эти дни по 64-му Апостольскому правилу. А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо. Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании.
Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как - то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие стыду. Читай и написанное нами на третий вопрос синодальных ответов, бывших в дни патриарха господина Николая.
Славянская кормчая. Великий пост, и среды и пятки во все лето в посте пребывати.
Если же вы не готовы к таким добавкам, то к концу поста ограничения грозят вам снижением мышечной массы. А значит, вы станете слабее, суставы и сосуды лишатся необходимой поддержки. Особенно опасен Великий пост для тех, кто страдает от сахарного диабета, более того, он может в принципе спровоцировать развитие диабета у тех, кто был, что называется, на грани.
Дважды в неделю разрешена горячая пища неживотного происхождения, но без масла. Морепродукты, в том числе кальмары, крабы, моллюски, могут входить в рацион, кроме первой и последней недель поста, а также за исключением дней сыроядения. По выходным в пищу разрешается добавлять растительное и оливковое в том числе масло, кроме Страстной недели — последней недели поста перед Пасхой. Итак, меню во время Великого поста должно состоять из овощей и фруктов, злаковых, грибов, меда, морепродуктов, орехов и бобовых. То есть, по сути, это разновидность вегетарианства. В принципе, ограничения потребления масла не являются особо жесткими. Впрочем, эксперты указывают, что даже молочных продуктов в наше время избежать непросто, не изучая досконально этикетки, например, печенья или белого хлеба. Поэтому доходить до абсурда в попытках сформировать идеальный постный рацион не стоит. Вот что точно не следует делать, так это заменять мясо, яйца и молоко такими продуктами, как чипсы, макароны, газировка и т. Эти продукты совершенно не способствуют оздоровлению организма и духовному росту. Священники и монахи в период Великого поста питаются один раз в день после захода Солнца. Но мирянам, то есть обычным людям, такой режим питания не рекомендован, так как он входит в противоречие с привычным распорядком рабочего дня. Великий пост как разновидность диеты По сути, Великий пост является диетой , так как представляет собой ограничение употребления определенных компонентов рациона. Какие ключевые моменты соблюдения Великого поста важно учитывать? Белки, жиры и углеводы Потребление жиров во время Великого поста уменьшается. Причем состав жиров претерпевает определенные изменения. Насыщенных жирных кислот и трансжиров становится меньше, а употребление моно- и полиненасыщенных жирных кислот не меняется. Потребление углеводов, напротив, растет. А вот доля белков в рационе может либо сокращаться, либо оставаться неизменной. Это зависит от того, какие именно продукты будут введены в рацион вместо отсутствующих мяса, молока и его производных.
Источник фото Полезно или вредно временно переходить на растительную пищу или вовсе отказываться от еды с точки зрения здорового питания и здоровья? Вред поста Если вы решили поститься, очень важен этап перехода от обычного рациона к постному и обратно. Если вы не придерживались принципов правильного питания до перехода на строгий пост и планируете обратно вернуться к нездоровой пище после его окончания, то вы получите больше вреда, чем пользы. Такого рода «эффект йо-йо» крайне вреден для организма, сообщает журнал «Лиза» , ссылаясь на диетолога Лину Вертагус. При резкой смене рациона вы можете испытывать такие неприятные проявления, как головные боли, перепады настроения, раздражительность и постоянное чувство голода. Исследования выявили, что эти симптомы обусловлены изменениями в головном мозге, вызванные высоким содержанием жиров и сахара при неправильном питании. Когда вы отказываетесь от привычных продуктов питания внезапно, ваше тело переходит в режим кризиса. Польза поста Но для тех, кто уже ведет здоровый образ жизни, постное питание может быть очень полезным, так как способствует очищению организма от шлаков и токсинов, похудению, улучшению чувствительности к инсулину и многое другое. Также переход на растительную пищу и отказ от жиров животного происхождения является эффективным методом снижения уровня холестерина, а значит, уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. Когда вы отказываетесь от жирной и рафинированной пищи, отдавая предпочтение овощам и цельнозерновым крупам, ваш организм переходит от сжигания переваренной пищи как топлива к сжиганию запасенной энергии жиров. Читайте также: Начался Рождественский пост: что можно и нельзя делать на протяжении 40 дней Очень важным является момент подбора продуктов.
Кому опасно поститься и как не навредить здоровью, соблюдая традиции: Ответы на главные вопросы
Станьте спонсором канала, и вы получите доступ к эксклюзивным бонусам. Подробнее: тех, кто хочет поддержать проект: На. Разберемся, полезен или вреден пост не для души, а для вашего здоровья. Пост очень полезен для здоровья человека, является хорошей защитой от многих болезней. Пост укрепляет иммунную систему, предотвращает ожирение, защищает организм от опасности скопления ядов в его тканях и клетках, облегчает работу органов пищеварения. Пост станет полезным, если вы будете относится к нему как очищающему периоду, несущему вам радость и здоровье. В пост необязательно полностью лишать себя удовольствия полакомиться сладким.
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
В целом физиологический суточный расход энергии, необходимый для поддержания основных жизненных функций организма, для женщин должен составлять не менее 1200 килокалорий в сутки, для мужчин - не менее 1500. В течение 5-7 дней записывайте в дневник все, что вы съели и выпили за эти дни. А затем, используя таблицу калорийности продуктов можно найти в Интернете , рассчитайте, сколько составляет в калориях ваш суточный рацион питания, и распределите калорийность на 3-5 приемов пищи. Современному человеку доступны компьютерные программы — счетчики калорий, можно воспользоваться ими. Программа контролирует действия человека, чтобы не допустить дисбаланса.
Суточный рацион должен распределяться на 3-5 приемов пищи. Все ли они одинаково полезны? Поэтому нужно включать в свой рацион все каши, чтобы был баланс по тем эссенциальным микроэлементам, витаминам, аминокислотам, которые есть в каждой из них. Реже всего рекомендуют манную крупу из-за ее высокой калорийности, преобладания легкоусвояемых углеводов над клетчаткой и небольшого содержания белка.
Ее можно рассматривать как одно из блюд лечебного питания ослабленного организма, например, для восстановления после тяжелой болезни. Какие желательно употреблять в пост: привозные или местные? Зимой уникальный источник витамина С — это квашеная капуста. Овощи можно замораживать либо консервировать по рецептам с небольшим количеством жира.
Важно, чтобы овощи были без нитратов и вредных добавок. Потому что, когда мы готовим сок из фруктов, мы теряем ценную составляющую продукта — клетчатку. Она обеспечивает насыщение, улучшает работу кишечника, выводит жиры, вредные вещества из организма. Сок — это концентрированный сладкий напиток, большая нагрузка для поджелудочной железы.
Поэтому, если говорить про водный баланс во время поста, в период сухоядения лучше пить несладкие напитки черный или зеленый чай , компоты из яблок, ягод, сухофруктов без сахара или питьевую воду. Не злоупотребляйте жидкостью, если вы гипертоник, или есть склонность к отекам. Я желаю читателям воспользоваться возможностью во время Рождественского поста научиться молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
Главное — не ограничения в пище, а духовная составляющая поста. Ограничение себя в пище — обычная диета, а не пост», — говорит он.
В религиозном плане соблюдала пост 3 года подряд, ограничивала себя не только в еде. Моя аскеза заключалась также и в том, чтобы ограничить себя от всего, что является моей страстью, например, кофе.
Человек верующий сдержан в еде не только во время больших постов — есть и еженедельные посты по средам и пятницам.
Остальным же нужно быть осторожными. Во время поста предусмотрен отказ от четырех основных продуктов — мяса, рыбы, молочных продуктов и масла животного происхождения. В целом постящийся человек не страдает от нехватки витаминов и минералов.
Но у каждого продукта, от которого приходится воздерживаться, есть уникальные свойства. Скажем, мясо — важнейший источник витамина В12 и железа. Нехватка последнего чревата кислородным голоданием, потерей работоспособности.
Набрать железа из растительной пищи непросто. Можно обратиться к врачу, и он пропишет лекарственную форму железа, как и витамин В12, которого в растительной пище тоже мало. Отказываясь от молочных продуктов, мы теряем кальций и витамин D, который помогает его усваивать.
Добирая кальций из растительной пищи, нужно употреблять ее в два раза больше, чем нужно для восполнения суточной нормы. А витамин D можно получать в виде капсул. Продукты животного происхождения содержат много белка.
Это строительный материал для клеток человеческого организма. Заменяя животный белок растительным, нужно помнить, что клетчатка, которой богаты фрукты и овощи, не дает белкам усваиваться в полной мере. От 30 до 50 процентов растительного белка выводится из организма вместе с клетчаткой.
Набрать железа из растительной пищи непросто. Можно обратиться к врачу, и он пропишет лекарственную форму железа, как и витамин В12, которого в растительной пище тоже мало. Отказываясь от молочных продуктов, мы теряем кальций и витамин D, который помогает его усваивать. Добирая кальций из растительной пищи, нужно употреблять ее в два раза больше, чем нужно для восполнения суточной нормы. А витамин D можно получать в виде капсул. Продукты животного происхождения содержат много белка. Это строительный материал для клеток человеческого организма. Заменяя животный белок растительным, нужно помнить, что клетчатка, которой богаты фрукты и овощи, не дает белкам усваиваться в полной мере.
От 30 до 50 процентов растительного белка выводится из организма вместе с клетчаткой. Поэтому, опять же, чтобы получить достаточно белка, употреблять растительную пищу, его содержащую, нужно в больших количествах. Содержащаяся в них клетчатка агрессивна для желудочно-кишечного тракта. Например, яблоки лучше время от времени запекать. Может возникнуть вопрос, какое отношение к духовной жизни имеет диета? Неужели Богу нужно, чтобы мы ограничивали себя в пище? Нет, Богу этого не нужно. Но нам — да.