Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой». РИА Новости/РИА Новости Cамолет Валерия Чкалова, совершивший беспосадочный перелет по маршруту Москва – Нордовый полюс, 20 июня 1936.
Тайна «Сталинского маршрута». Зачем экипаж Чкалова летал в США
18 июня 1937 года экипаж Валерия Чкалова начал беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, авиация. Ровно 85 лет назад, 15 декабря 1938 года, Валерий Чкалов трагически погиб при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова. 18 июня Чкалов, Байдуков, Беляков вылетели из Москвы в США. Полет проходил в очень сложных условиях: обледенение машины над полюсом, сплошная облачность. Вместе с участниками автопробега НижнийНовгород — Москва они возложили цветы к Кремлевской стене у местазахоронения урны с прахом В. П. Чкалова.
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов
Далее началась непростая доводка уникальной техники. Первоначально АНТ-25 показал расчетную дальность всего 7200 км. Применили редуктор, благодаря которому винт вращался медленнее, что давало возможность увеличить его диаметр до 4,1 м. Это подняло дальность до 10 800 км. Пришлось поработать и над аэродинамикой: гофрированную металлическую обшивку крыльев покрыли тканью и аэролаком. Он практически достиг предела технической дальности АНТ-25, поскольку после посадки в баках оставалось всего 30 литров горючего. Это было феноменальное достижение, намного превосходившее мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, принадлежавшее французам 10 601 км. Громов стал восьмым Героем Советского Союза, но о его достижении написали мелким шрифтом на последних страницах газет: ни всенародных чествований, ни триумфальных проездов по столице. Дело в том, что до 1935 года СССР не входил в Международную авиационную федерацию, поэтому официально рекорд не был бы зарегистрирован. Зато его громогласное празднование могло насторожить французов и англичан, которые и без того усиленно готовились к взятию барьера в 10 000 км — в начале 1935 года стартовал 11500-километровый беспосадочный перелет Франция—Чили на Bleriot 110, но успешно завершить его помешала поломка двигателя.
Первая попытка Рекорд витал в воздухе, медлить было нельзя. Наиболее подходящей кандидатурой для совершения исторического перелета казался Михаил Громов. Однако 1 мая 1935 года, после воздушного парада над Красной площадью, который он возглавлял, сидя за штурвалом самого большого в мире на тот момент самолета АНТ-20 «Максим Горький», Громов попал в госпиталь с внутренним кровотечением от язвенной болезни. На целый год лучший пилот страны выбыл из строя. Очередным кандидатом для совершения полета оказался известный полярный летчик Сигизмунд Леваневский. В 1933 году он стал одним из первых семи Героев Советского Союза в числе пилотов, спасавших людей с раздавленного льдами парохода «Челюскин». Подходящей кандидатурой Леваневский был еще и по причине своей популярности в Америке: в 1933 году он вывез из Чукотки на Аляску американского летчика Джеймса Маттерна. Первая попытка поставить советский рекорд беспосадочного перелета произошла в 1935 году. Планируемый перелет получил широкую огласку.
Даже посол США прибыл на аэродром проводить экипаж. После взлета Леваневский обнаружил струйку масла, вытекавшего из-под капота двигателя. Вскоре появились подтеки на полу кабины. Возник запах гари. Видимо, масло попадало на горячие части мотора. Леваневский не был летчиком-испытателем, самолета не знал и через 2000 км и 10 часов полета, уже над Баренцевым морем,принял решение возвращаться. Позже выяснилось, что масло вытекало через штатный дренаж из-за того, что его залили под горлышко, а в полете оно вспенилось. Второй пилот, Байдуков, летчик-испытатель НИИ ВВС, разобрался в характере неисправности, но не смог убедить командира, что полет можно продолжить: Леваневский развернул самолет, пригрозив Байдукову маузером. Расстроенный неудачей, Леваневский на разборе полета у Сталина заявил, что больше на самолетах Туполева летать не будет, прибавив, что сделать АНТ-25 мог только вредитель.
Гнев летчика вызвало принципиальное обстоятельство: самолет был оснащен только одним двигателем, что было конструкционной особенностью АНТ-25. Он был создан в 1932 году конструктором Александром Микулиным в Центральном институте авиационного моторостроения сейчас — Центральный институт авиационного моторостроения имени П. В конструкции М-34 имелся целый ряд нововведений. Одним из них являлась силовая схема блока, так называемая схема «сжатой рубашки и свободной гильзы. Она обеспечила исключительно высокую жесткость системы и возможность дальнейшего форсирования. Изначально двигатель развивал мощность 750 л. Следует отметить, что спустя 10-12 лет после создания мотора М-34 ведущие зарубежные разработчики — английская «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» — переняли для форсирования своих моторов силовую схему поршневого двигателя по типу М-34. Стоит отметить также стратегическую прозорливость Александра Микулина в части расчета диаметра цилиндра. М-34 отличался относительно большим диаметром цилиндра и хода поршня.
В начале 30-х годов прошлого века считалось, что оптимальный диаметр цилиндра двигателя составляет 140-150 мм. Однако уже в период Второй мировой войны многие зарубежные фирмы были вынуждены при форсировании своих моторов перестраивать производство на большие диаметры цилиндров. Например, «Роллс Ройс» для повышения мощности моторов увеличила диаметр со 137,16 мм двигатель «Мерлин» ХХ до 152,4 мм двигатель «Гриффон» , а «Даймлер-Бенц» — со 150 до 162 мм. При этом переход на другой диаметр цилиндра неизбежно вызывал необходимость перестройки всего производственного цикла и определенные задержки в выпуске новых зарубежных моторов. В частности, заместитель наркома тяжелой промышленности П. Баранов проявлявший максимальное содействие в его создании писал в начале апреля 1933 года секретарю Совета труда и обороны при Совете народных комиссаров СССР: «Мотор М-34 к настоящему времени является надежным мотором и по своим данным стоит в ряду заграничных невысотных моторов... При обеспечении редуктором, нагнетателем, винтом переменного шага изготовляемый в ЦИАМе мотор становится в разряд первоклассных моторов». Уже в следующем, 1934 году директор советского павильона на 2-й Международной авиационной выставке, которая проходила в Копенгагене, написал в отчете, что наибольший интерес посетители выставки проявляли именно к мотору М-34 он выставлялся в модификации М-34РН. Иностранные специалисты с пристальным вниманием осматривали мотор и его отдельные детали и узлы, смонтированные на специальном стенде.
В датской и английской прессе создание М-34РН отмечалось как грандиозное достижение советского авиапрома. Аналогичный успех М-34РН имел и в 1935 году на международной авиационной выставке в Милане. Главная трудность при подготовке к трансполярному перелету заключалась в том, что продолжительность рекордного полета в 60-70 часов была сопоставима с ресурсом двигателя. При этом на взлетном режиме мотору приходилось работать не первые 10 минут, а первые 10 часов полета, пока выработка топлива не облегчит машину, позволяя снизить обороты. Двигателисты упорно трудились над повышением его ресурса, и наконец, на испытаниях в 1934 году М-34 проработал небывалые для отечественного двигателя 500 часов! Однако качество производства тех лет оставляло желать лучшего. Для его производства с особым тщанием, по спецчертежам изготовили 20 комплектов деталей, из них собрали 15 моторов, и только 10 из них отобрали для установки на самолет. Они отличались от стандартных более жесткими допусками на детали, а также конструктивными изменениями: новые всасывающие патрубки, масляные и водяные насосы, распредвалы, измененной конструкцией хвостовика коленвала, наличием второго бензонасоса. Были доработаны и остальные системы: клапаны, карбюратор, магнето, свечи.
Все двигатели были форсированы по оборотам до 830 л. Каждый двигатель испытывался, доводился и регулировался в ЦИАМ. Но даже при таком подходе рекорд Громова в 1934 году состоялся лишь с третьей попытки: в двух первых из-за неполадок мотора пришлось идти на вынужденную посадку. Чудом удалось сохранить самолет. В Арктике же поломка единственного мотора означала верную гибель. Поэтому неудача Леваневского поселила в головах руководителей страны серьезные сомнения в пригодности АНТ-25 для трансполярного перелета.
С 1924 года началась карьера Валерия Чкалова. В этот период он занимался испытанием новых самолётов. Именно в эти годы проявились лучшие качества Чкалова — смелость, упорство, решительность. Последний свой полёт Валерий Чкалов совершил осенью 1938 года. Испытывая новый истребитель, лётчик погиб. С этим событием связано немало слухов и версий, обсуждаемых и в наши дни.
Разработчиков консультировал опытный летчик М. Громов, который позже будет испытывать АНТ-25 и поставит на нем первые рекорды. Всё в этой машине было подчинено одной задаче: установить рекорд дальности. Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва—Америка Самолет был выполнен по схеме моноплана с дюралевым гофрированным крылом необычного для того времени удлинения. Размер крыла позволял разместить в нем дополнительное горючее — более 7 тонн. АНТ-25 был прост, устойчив, хорошо вел себя на высоте, но из-за большого размаха крыла имел особенности в управлении. Основной трудностью был сложный и опасный взлет, для которого оборудовали специальную взлетную полосу с горкой. По рассказам Громова, стоимость полосы превышала стоимость самого самолета. Было создано две машины, однако обе не дотягивали до рекордных показателей. Фрунзе сегодня — Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» в составе Ростеха , специальный карбюратор, отполированы поверхности, а главное — по рекомендации выдающегося аэродинамиста М. Тайца крыло АНТ-25 обтянули полотном, что сразу прибавило к дальности 1000 км. К рекордам готов Осенью 1934 года на АНТ-25 было предпринято две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полета по замкнутой кривой, пролетев по треугольнику Москва—Тула—Рязань. Дважды экипаж спасал машину в почти безвыходных ситуациях. Нужно отметить, что предыдущие рекордсмены — французы и итальянцы — летали в гораздо более выгодных климатических условиях, чем советские летчики. Но оказалось, что за время полета был установлен мировой рекорд дальности перелета по прямой. Экипаж провел в воздухе 72 часа, пролетев 12 411 км. К сожалению, это достижение не было оформлено официально, так как СССР на тот момент не состоял в Международной авиационной федерации. Экипаж Георгия Байдукова, Валерия Чкалова и Александра Белякова после приземления на острове Удд в Охотском море После всех испытаний и доработок зимой 1934—35 года два самолета АНТ-25 были полностью готовы к тому, чтобы официально установить новый мировой рекорд по дальности перелета без посадки. Это достижение считалось самым почетным в авиационном сообществе.
Легендарный самолет АНТ-25, создававшийся изначально для сверхдальних перелётов, впервые поднялся в воздух летом 1934 года. Аббревиатура в названии машины означала, что он создавался в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева. Хотя главным создателем самолёта был другой выдающийся советский авиаконструктор — Павел Осипович Сухой, будущий конструктор прославленных самолётов марки «Су». АНТ-25 действительно стал передовым самолётом своего времени. В нём были сконцентрированы все новинки авиационной техники. На машине впервые установили убирающиеся в полёте шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъемом. Мотор, установленный на АНТ-25, был создан в Центральном институте авиационного моторостроения под руководством талантливого конструктора А. Микулина и изготовлен на московском заводе. К 1936 году этот мотор строился многосерийным потоком и эксплуатировался не один год на средних и дальних бомбардировщиках и разведчиках. Мотор — это сердце самолета. Если оно маломощно или работает с перебоями, пилотам грозит беда. Недаром летчики говорили: «При хорошем моторе и на палке улетишь». В 1934 году АНТ-25 успешно прошёл летные испытания. К 1935 году удалось построить два самолета. Был утверждён экипаж одной машины: командиром корабля стал известный полярный лётчик Сигизмунд Леваневский, принимавший участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», вторым пилотом — слушатель академии ВВС имени Н. Жуковского лётчик Георгий Байдуков, штурманом — Виктор Левченко. В августе 1935 года экипаж Леваневского предпринял попытку долететь из Москвы до Сан-Франциско через Северный полюс. Этот полёт завершился неудачей. Через две тысячи километров, достигнув Кольского полуострова, двигатель машины забарахлил. При аварийной посадке на аэродроме в Кречевицах Новгородской области самолёт загорелся. Машину удалось спасти только благодаря оперативным действиям солдат из команды аэродромного обслуживания. Командир экипажа фактически обвинил создателей АНТ-25 во вредительстве. Но у второго пилота Георгия Байдукова была иная точка зрения относительно надёжности машины. Он твёрдо заявил вождю, что самолёт готов к сверхдальним перелётам. Сталин не стал торопиться с выводами. Леваневский и Левченко были отправлены в Америку для поиска зарубежной машины, способной осуществить перелёт. Казалось, на АНТ-25 был поставлен крест. Однако через несколько недель Сталин вызвал Байдукова и спросил, кто из знакомых ему пилотов сможет осуществить рекордный полёт через Северный полюс. Байдуков понимал, что руководству страны нужен авторитетный, известный лётчик. Валерия Чкалова он знал лично по совместной работе в ВВС и был убеждён, что лучшей кандидатуры не найти. Однако первая беседа Байдукова с Чкаловым закончилась неудачей. Чкалов отказался, так как считал себя лётчиком-истребителем и не имел опыта длительных полётов, в том числе по приборам.
10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку
Экипаж под командованием прославленного лётчика СССР а преследовал амбициозную цель: впервые в истории «соединить» континенты по кратчайшему пути – через. 20 июля исполняется 85 лет с момента совершения экипажем под руководством Валерия Чкалова легендарного беспосадочного полета из Москвы на Дальний Восток. Есть версия, что полет под мостом придумали в курилке во время съемок фильма «Валерий Чкалов», когда ломали голову над любовной линией. Опытнейший пилот Чкалов стал командиром экипажа первого длительного беспосадочного рейса через Северный Ледовитый океан из Москвы на Дальний Восток летом 1936 года. В нижегородском аэропорту пассажиров поздравили с 85-й годовщиной полета Чкалова.
Женщина раздора. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова
Новости. Звание Героя России присвоено летчику-испытателю первого класса Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова Валерию Поташову. 15 июня в Музее Победы состоялось торжественное мероприятие, посвященное 85-летию беспосадочного трансарктического полета экипажа Валерия Чкалова на самолете АНТ-25 из. США через Северный полюс. Практически восемь десятилетий назад отправился в свой последний полёт человек, которого смело можно называть символом и героем сталинской эпохи, — лётчик Валерий Чкалов. Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели.
В небе Валерий Чкалов
Ситуация повторилась 12 декабря. Полёт опять перенесли, а затем разрешили, но с условием, что пилот не будет убирать шасси — оно было заблокировано. Но была и ещё одна неисправность, из-за которой двигатель И-180 мог остановиться, — отсутствие жалюзи, защищавших мотор от холода. По одной версии, они даже не были предусмотрены. По другой — их кто-то срезал перед полётом. Чкалов увидел, что жалюзи нет, и даже спросил техников, сколько времени потребуется для их установки. А когда в ответ услышал, что несколько часов, решил лететь без них. Кроме этого эксперты насчитали в самолёте 49 неисправностей. Так, может быть, Чкалова просто убрали? Но кто?
Или дело рук НКВД? Возможность диверсии была тщательно расследована ещё тогда, зимой 1938—1939 года. Разумеется, немцы были заинтересованы в задержке испытания истребителя, а ещё лучше — в срыве его производства. Однако доказательств диверсии найдено не было. Так, может, его убрали свои? Звезда Чкалова стала восходить в 1936 году, когда он совершил сверхдальний перелёт Москва — Петропавловск-Камчатский. В 1937 году Чкалов перелетел через Северный полюс по маршруту Москва — Ванкувер, после чего стал героем. Так он стал не просто народным героем, а реальной политической фигурой. О том, что у Чкалова могли быть какие-то "тёрки" с руководством страны, говорила его жена Ольга.
Она рассказывала, что незадолго до гибели муж стал спать с револьвером под подушкой. На её испуганные вопросы отвечал уклончиво: "Это на всякий случай". Во время его поездок по Горьковской области на него было совершено несколько покушений — какие-то люди бросались на него с ножом. За полгода до гибели он едва не разбился во время испытаний самолёта И-16 — не смог выпустить шасси.
Дочь летчика приводит массу документов, из которых следует, что истребитель был сырым и не готовым к полетным испытаниям. Тем не менее, 15 декабря В. Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт.
Самолет оторвался от земли после разбега и, набрав высоту 100-200 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее приведем воспоминания конструктора Поликарпова, наблюдавшего полет. Чкалова, и вплоть до последнего разворота полет мне представлялся совершенно нормальным... После первого круга В. По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент... При ударе в кучу дровяных отходов Чкалова выбросило вперед на 10-15 м вместе с хвостовой частью фюзеляжа. Он был еще жив, быстро доставлен в Боткинскую больницу, где вскоре скончался.
Самолет - не птица. И-180 с десятками дефектов нельзя было поднимать в воздух. Чкалов взлетел и погиб. Почему же полет не был отменен? Чкалова путем сопоставления архивных документов пытается ответить на этот вопрос. Почему Сталин, Молотов, Берия, Каганович, зная о том, что самолет сырой, не отменили испытания? Послушаем Валерию Валерьевну.
А это оказалась не записка, а письмо Берии от 12 декабря 1938 года.
Здесь ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к особенностям любого самолета. Буквально за два года работы испытателем он совершил свыше 800 вылетов для НИИ. Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и авиации. Чкалов летал даже на воздушном авианосце, тяжелом ТБ-3, к которому подвешивалось несколько истребителей. Причем ему одинаково легко удавалось справиться с управлением и привыкнуть как к истребителю, так и к тяжелому бомбардировщику. Тогда же он придумывает две новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку. За особые заслуги в испытании истребителей Н. Поликарпова, в которых остро нуждалась отечественная истребительная авиация, он получает орден Ленина. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков.
Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. Байдуков и А. Нужно понимать, что 30-е годы были временем подобных рекордов и открытий, но в то же время техника была еще не совсем готова к таким рекордам, поэтому подобные мероприятия были очень опасными. Сталин решает заменить конечную точку маршрута Петропавловском-Камчатским. И с этой задачей лётчики успешно справляются. Они провели 56 часов в воздухе, преодолев свыше 9 тысяч километров. Это абсолютный рекорд! Полёт получил название «Сталинский маршрут», героям-лётчикам сделали подарки, а И. Сталин лично встретил вернувшихся пилотов на аэродроме и подарил Валерию Чкалову самолет У-2.
От 23 ч. Погода отличная. Внизу облака. Около 4. Видим льды Полюса. Белые с трещинами, разводьями и трещинами... Солнце склоняется к хвосту самолета...
Справа циклон... Набираем высоту 4850 м для переваливания облачности. У Валеры сводит ногу. Требует частой смены за штурвалом самолета. На 10 000 километров первоначально намеченная рекордная дальность перелета. Перерасход на 3 часа полета. В кабине минус 1 градус.
Бреем по верхушкам облаков... Более 5600 м самолет не набирает высоту... Частично слепой полет... Многоярусная облачность, никак не перевалим. Ведет Байдуков с 9. Внизу земля с озерами и заливами... Лопнула водяная трубка...
Определили, что идем над Землей Бенкса. Идем на юго-запад... У Байдукова замерзли стекла в лобовой части кабины. Срезали лед финкой... В кабине три градуса. Сколько мы потеряли времени на обход облачности, набор высоты! Апельсины у нас замерзли.
Сейчас высота 3400 м, можно жить без кислорода. В кабине тепло — плюс 9 градусов. Внизу горы бесснежные и частично со снегом. Слева циклоническая облачность... Еле переваливаем облака на высоте 5300 м. Кислород на исходе. У меня осталось на 1 час.
Валерий Чкалов: что не так с гибелью самого знаменитого летчика СССР
В 2022 году, на очередном заседании клуба «Чкалов» была предложена и одобрена программа «Полет Чкалова на Кубу»! 15 декабря 1938 во время испытательного полета разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. 15 декабря 1938 во время испытательного полета разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. Среди экспонатов – лётный костюм Валерия Чкалова, изготовленный для полёта на Парижскую авиавыставку в 1936 году, и чемодан, привезённый Чкаловым из той командировки.
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор». Среди достижений отечественной науки и техники перелет экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку находится в одном ряду с полетом Юрия Гагарина. Опытнейший пилот Чкалов стал командиром экипажа первого длительного беспосадочного рейса через Северный Ледовитый океан из Москвы на Дальний Восток летом 1936 года. Историки авиации утверждают, что полет Чкалова под Троицким мостом — легенда без доказательств. А значит бессмертный чкаловский полет продолжается и сегодня. авиация летчик Валерий Чкалов общество Великие имена России новости. 20 июля исполняется 85 лет с момента совершения экипажем под руководством Валерия Чкалова легендарного беспосадочного полета из Москвы на Дальний Восток.