Новости погосты что такое

Сегодня между погостом и кладбищем принципиальных отличий нет, а вот лет 500 назад эта разница была очень даже отчетливой. Погост - 1. Сельское кладбище. Во времена доисторического материализма поселения упоминали как погосты в государственных документах. Важно отметить, что погосты играли огромную роль в формировании культурного и религиозного наследия древней Руси. Обмен информацией: Погосты служили местами для обмена новостями, где путники могли узнать о событиях и происходящих в стране.

Откуда имя твоё, Погост? О чём говорят историки? А легенды?

Первые погосты появились в России в VII-VIII веках, когда славянские племена начали осваивать и заселять земли восточных славян. В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Итак, что же такое погост? Трак-товка погоста-округа как общины и погоста-центра как мольбища вызвала у него резкие возражения. Тегиурок и погост, что такое погост определение. Погост - 1. Сельское кладбище.

Что такое погост

Погосты основала княгиня Ольга после своего похода в 947 году на Новгородские земли как место сбора дани с населения. Как мы видим, слово «погост» прошло долгий путь в истории и почти полностью изменило своё значение. Такое административное деление на погосты и значимость погостской церкви сохранилось на Севере Руси вплоть до областной реформы, проведённой Екатериной II в 1775 г., когда погосты были упразднены. Замена термина «повост» на «погост» началась, вероятно, сразу после принятия на Руси христианства при князе Владимире в 988 году: в его церковном уставе упоминаются именно «погосты».

Этимология слова «погост»

Появлялись постоялые дворы, зарождалась администрация. По мере укрепления власти князей возникала необходимость сбора налогов и контроля за этим процессом. Князь выбирал несколько поселений, в которых имелись более или менее приемлемые условия для его проживания с дружиной, и назначал их погостами — местами, где можно погостить. Туда свозили разнообразную дань.

Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение. Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы.

Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно. В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре.

В 882 году князь Олег, принявший правление после смерти Рюрика, с новгородским войском и наемной варяжской дружиной захватил Киев и объявил его столицей своего государства — Киевской Руси.

Лужские же земли стали данниками киевских князей. Каждый год князь или близкий к князю воевода с дружиной выезжал в ноябре в подвластные ему территории с целью сбора дани и кормления. Это называлось «полюдье». Продолжался поход всю зиму, и только в апреле, когда с рек сходил лед и появлялась возможность торговли с греками, булгарами, хазарами, князь возвращался в Киев и сбывал набранный в полюдье товар. В состав дружины, занимавшейся сбором дани, обычно входило около 100—200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань. Полюдье не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели.

Но когда в 945 году князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена, вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря. После расправы над Игорем его жена, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла их главный город Искоростень и возложила на них тяжелую дань. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли. Там она провела важную налоговую реформу, в результате которой вместо полюдья стала применяться систематическая уплата определенной дани в специальных княжеских административных центрах — погостах, а не в племенных центрах, как это было раньше. Теперь ее сбором занимались специальные лица — тиуны, пересылавшие затем налог через наместников непосредственно князю в Киев.

Также Ольгой были определены уроки — фиксированные размеры дани.

Но от того она не становилась более приятной. Люди предпочитали не употреблять всуе название грозного животного, дабы не накликать беду. Они предпочитали выражаться иносказательно: "Как бы косолапого не встретить в лесу". Что уж говорить о словах, имеющих прямое отношение к смерти? Когда человек умирал, говорили "ушёл" или "преставился".

В своей любви к иносказаниям люди и не заметили, как отдельные слова утратили свое былое значение. В 18-м веке под погостом уже понимали только одно — сельское кладбище. Но, например, в Оренбургской губернии устаревшее значение существовало еще и в XIX столетии. Здесь под погостом понимали постоялый двор, расположенный на окраине села. В словаре Ушакова Еще один автор великого русского языка утверждал, что погост - это поселок или деревня, расположенная на севере. У Ушакова, так же как и у Даля, сказано, что под этим словом следует понимать не только кладбище, но и всю территорию, на которой расположена церковь.

Погост в качестве места вечного упокоения настолько прижился в русской речи, что появились устойчивые выражения. Например, "снести на погост", что значит "похоронить". Многие слова, сегодня являющиеся частью литературного языка, впервые возникли в устном народном творчестве. А иногда авторы незатейливых песен и частушек придавали уже существующим словам иное значение. Такие слова, как погост, лепота, молвить, поелику, перст, включать в активный словарный запас не стоит. Но знать их значение нужно.

Что такое погосты в истории России?

Поэтому центральный храм погоста во времена его расцвета носил название «становой», «старой» церкви, а прочие церкви погостского округа назывались «выставками», «выставочными» церквами. Вся церковная дань, установленная с погоста архиерею «подъезд и десятина» собиралась с приходской становой церк ви, которая через настоятелей храмов распределяла и собирала надлежащие доли этой дани по всем выставочным церквам своего погостского округа, а затем, получив «в пособь» от каждой церкви её долю, отсылала всю дань архиерею. Становая церковь , говоря современным языком, была главным храмом благочиния. Высшая церковная власть все свои распоряжения относительно взимания церковных сборов, награждения или отлучения клириков, а также богослужебные указания, информацию о событиях в Церкви, праздничные послания и иные циркуляры направляла всегда по погостским церквам. Но несмотря на это слово погост сохранилось во многих топонимах по всей России например, Ильинский, Дмитровский Погост в Московской обл. Однако до этого погостом могли называть и просто сельский приход; и несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; и церковный двор; и церковную территорию с кладбищем, приходскими постройками и домом причта. Примечания: 1 А.

Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в Северной России.

Что такое погост? Это слово, образованное от существительного "гость". Следовательно, погост — это место, где можно гостить.

Живым, но не мертвым. История Что такое погост? Это единица административно-территориального деления, установленного княгиней Ольгой. Киевская Русь была разделена на участки.

Жители каждого из них платили дань. Это мероприятие было далеко не безопасным. Достаточно вспомнить судьбу мужа той же Ольги. Но князья, несмотря ни на что, продолжали регулярно объезжать Русь и собирать налоги.

Это то самое место, где они останавливались вместе со своей дружиной во время сбора дани. Правда, тогда оно называлось несколько иначе. А именно "погостьем". О том, что такое погост, точнее, что это слово означало в Киевской Руси, мы выяснили.

Но почему сегодня его воспринимают чаще как синоним к слову "кладбище"? Село, церковь, кладбище Что такое погост?

Погосты, если рассматривать само значение данного слова, первоначально были местами гостьбы, в которых «гостили» князь и дружина во время полюдья сбора дани. В дальнейшем по мере распространения христианства в данных местах были возведены церкви, а погост стал низшей административно-территориальной единицей, наподобие современного сельского поселения. Погосты имели двойное название, одно по названию местного населённого пункта, а другое по наименованию церкви. Так на территории города Пикалёво в далёкие от нас годы возник Воскресенский Лученской погост, охватывающий округу селения Лучаны с находящейся в нём церковью во имя Воскресения Иисуса Христа. Имена первых погостов, возникших на территории Тихвинского района, упоминаются в приписке ХIII века к Уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 г. Период истории Бокситогорского района X — конца XV веков — это «тёмные годы» в истории края. Никаких датированных документов данного периода, относящихся к территории района, пока не существует, и вряд ли они появятся в ближайшем будущем. Здесь начальной точной датировкой является 1477 год.

Более ранние даты, связанные с житием святого Антония Дымского и основанием им монастыря, вызывают разногласия даже в церковных источниках. Фраза «…по летописным источникам…», использованная в некоторых изданных произведениях наших краеведов, описывающих события ранее конца XV века, также фактического обоснования не имеет. Летописи, в которых упоминается наш край до 1477 года, также не найдены. В исторической науке принято, что все населённые пункты ведут своё летоисчисление от первого упоминания их в письменных источниках. Климентский Колбекский погост Колбаский упомянут в новгородской второй Софийской летописи под 1477 годом, когда он был изъят из собственности новгородского Софийского Дома новгородского архиепископа в собственность московского великого князя Ивана III. В это время на территории Бокситогорского района уже существовало свыше десятка погостов бывшими мелкими административно-территориальными единицами края. К концу XV века в Новгородской земле возникли крупные территориальные образования — пятины, разделённые на половины. Западная часть Бокситогорского района в те далёкие времена относилась к Обонежской пятине и её Нагорной половине. Восточная часть Бокситогорского района соответственно относилась к Бежецкой пятине и её Белозерской половине, включающей погосты: Иванский Вольский, Никольский Суглицкий, Егорьевский Озеревский и Михайловский Березурадинский. После присоединения новгородских земель к Великому княжеству Московскому отобранные у новгородских бояр земли передавались московским дворянам.

Перед их раздачей в поместья были проведены хозяйственные переписи во всех новгородских пятинах. Не все переписные писцовые книги сохранились до наших дней. Погосты, располагавшиеся на территории Бокситогорского района, упомянуты в писцовой книге Обонежской пятины 1496 года и других документах конца XV века.

Изначально как написано, в древности: Погост - это жилое подворье князя и его свиты, служившее местом сбора народа, для уплаты дани представителям княжеской власти. На картах Шуберта, обозначены иногда, погост такого то и тд. А теперь в обратном порядке: Погост этот, как правило, одно кладбище без церкви. До этого, было живое село, церковь и кладбище. Просто церковь и село.

Значение слова Погост

У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать). Погосты — это древнерусские поселения, которые существовали в средние века и имели особое значение для торговли и культуры. Сегодня слова «погост» и «кладбище» считают взаимозаменяемыми, однако в старину они имели совершенно разное значение.

Что такое погост определение и история

Благодаря сохранившимся частям писцовых книг XV и XVI веков и других поместных описаний можно определить современную территорию древних погостов края и обозначить даты возникновения некоторых населённых пунктов с пятисотлетней историей. Никольский Пелушский погост Обонежской пятины Нагорной половины. Текст сохранился полностью. Из него видно, что территория погоста имела северную границу в районе Шигольского озера современного Тихвинского района, а южная граница проходила недалеко от современной деревни Боброзеро.

Западная граница находилась на территории современного Тихвинского района в районе Чечульского озера, восточная граница погоста достигала Святозера. Более сотни деревень в один-два двора располагались на берегах озёр Шигольского, Вялгозеро, Шидрозера, Тутик, Евтозеро, Чайгинского, Пелушского, Святозера и других, а также реки Лиди и её верхних притоков. Имена данных деревень затерялись в историческом прошлом, до нас дошли имена населённых пунктов Пелуши 1496 г.

В центре погоста в Пелушах, на момент составления писцовой книги 1496 года, находилась деревянная Никольская церковь, в которой несли службу священник в книге поп Игнатей и дьячок Федко. Их приходское вепсское население носило православные русские имена. Среди них изредка встречались и такие фамилии-прозвища, как Моклок, Онанка, Угиан, Кубач и другие.

Волостной староста Офрем с сыновьями Сенкой и Якушком проживал в деревне Большой Двор, расположенной рядом с центром погоста Пелушами. Монастырских земель и дворянских имений на территории погоста не было. Прежние владельцы окрестных земель новгородские бояре Феофилактовы и Перфурьевы своих угодий лишились.

Местные крестьяне платили подати великому князю московскому Ивану III. В течение XVI века в жизни населения Пелушского погоста произошли существенные изменения. Из писцовой книги писца Андрея Васильевича Плещеева 1583 года, напечатанной в середине XIX века с большими пропусками, ряд прошедших изменений можно проследить.

В центре погоста в данный период была построена вторая деревянная церковь, освящённая во имя Христова мученика Егория Георгиевская церковь. Церковный причт в 1583 году возглавлял поп Афанасий. В церковной деревне Фомино стояли, кроме поповского двора, дворы дьячка Истомки, пономаря Завьялко и проскурницы Степаниды.

Также в описании погоста отмечена келья старца Ерофея, по-видимому, почитаемого местным населением богомольца. Земли Пелушского погоста были розданы в поместья московским дворянам вместе с проживающими в них крестьянами.

Раньше погостом называли постоялый двор, место временного ночлега. На таких погостах останавливались ратники, сборщики податей, иной служилый люд. Размещались такие погосты на расстоянии одного-двух дней конного пути друг от друга. Рядом с ними периодически проводились местные ярмарки, на которые приезжали из близлежащих селений, чтобы продать или купить различные товары.

Так что слово «погост» является однокоренным с древнеславянским «гостьба» торговля. Рядом с такими постоялыми дворами ставилась небольшие церкви, где можно было поставить свечку за здравие, хорошую торговлю. При церкви возникало кладбище, чтобы можно было похоронить умершего проезжего или местного по православному обряду. Впоследствии произошла подмена понятий и погостами стали называть не постоялые дворы, а расположенные рядом кладбища при церквях. В XIX такое словоупотребление стало общепринятым.

В средневековой Руси погосты часто располагались на границах территорий различных княжеств и посредством торговли способствовали развитию экономики и укреплению политических связей. Кроме торговых функций, погосты также были важными центрами религиозной жизни. Здесь находились церкви, монастыри и другие святыни, куда приезжали паломники для исповеди и поклонения. Погосты играли большую роль в обеспечении безопасности народа. Многие погосты были оборудованы оборонительными сооружениями, такими как земляные валы и рвы, что делало их неприступными для врагов.

В средневековой культуре погосты также имели своеобразный символический смысл. Они представляли собой священное место, где соединялись живые и умершие, было пересечение мира земного и потустороннего. Поэтому погосты были местом погребений и памяти предков. Можно сказать, что погосты в средневековой Руси были не только центрами экономической и религиозной жизни, но и символами русской идентичности. Они отражали важные аспекты русской культуры и традиций, а также служили связующим звеном между разными регионами и народами.

Упадок и исчезновение погостов В течение XIX и XX веков, с развитием железнодорожного и автомобильного транспорта, погосты постепенно утрачивали свою значимость и стали исчезать. Процесс упадка погостов был обусловлен несколькими факторами: Фактор Описание Массовое миграция населения Большое количество жителей русских деревень и сел покинуло свои родные места и перебралось в крупные города или основало новые поселения. Это привело к уменьшению числа жителей, нуждающихся в погостовых услугах. Развитие городской инфраструктуры С развитием городов и появлением новых церквей и кладбищ в городских районах, погосты перестали быть единственным местом, где можно было погребать умерших и возиться похоронными обрядами. Секуляризация и атеизация общества Процесс секуляризации и атеизации общества, который происходил в Советском Союзе, привел к уменьшению числа людей, ориентированных на традиционные религиозные обряды и привычки.

Погостовые ритуалы постепенно стали утрачивать свою значимость и использовались все реже. В результате всех этих факторов погосты стали пустынными и неиспользуемыми. Многие из них превратились в руины или были полностью уничтожены. Некоторые погосты были преобразованы в музеи под открытым небом и достопримечательности. Сегодня погосты представляют интерес для историков, археологов и туристов, но большинство из них остается заброшенными и забытыми.

Вопрос-ответ: Что такое погост? Погост — это древнерусское понятие, означающее место, где располагалась правительственная и церковная власть. Погосты являлись центрами торговли, ремесел и культурных мероприятий. Каково определение погоста? Определение погоста связано с его исторической ролью и функциями.

Погост — это особое поселение в Древней Руси, где концентрировалась административная, духовная и коммерческая деятельность. Он был центром торговли, обмена товаров и культурного обмена.

Уплата князю ведь, не только мехами и товаром было, а деньгами. Тут даже не вопрос ко всем, а узнать ваши мнения, что думаете на счет погостов еще раз для сотрудников органов правопорядка, не кладбищ в современном понимании! Кто что искал, находил на местах, где указан именной погост кого-то? Ссылка на комментарий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий