Толковую мысль предложил Чкалову его односельчанин Фролищев, работавший бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке — вступить добровольцем в Красную армию и работать учеником слесаря-сборщика самолетов. 85 лет назад, 15 декабря 1938 года, совершая испытательный полёт на истребителе И-180, погиб Валерий Чкалов.
Под капотом самолёта
- Подвиг Валерия ЧКАЛОВА: след в сердцах камчатцев
- Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина
- С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал Россию лидером в Арктике
- Биография Валерия Павловича Чкалова
- Подвиг навсегда « Саровский краевед
- Бросок через Северный полюс: 10 малоизвестных фактов об уникальном перелете экипажа Валерия Чкалова
Подготовка к полетам
Валерий Чкалов разработал и внедрил ряд новых фигур высшего пилотажа Валерий Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа восходящий штопор и замедленную «бочку» , испытал свыше 70 типов самолетов, составлявших основу советской авиации того времени. Проявил себя как талантливый летчик, обладающий исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180». В этот день, 15 декабря. Как всегда, при первом вылете опытного самолета, все вылеты с аэродрома и все аэродромные работы были прекращены. Самолет Поликарпова конструктора испытываемого самолета — В. Должны были поставить и жалюзи. Валерий Чкалов поинтересовался, сколько времени потребуется на установку жалюзи.
Ответ был неопределенным: часа два-три, может, больше. Валерий Павлович понял, что в этом случае назначенный полет может не состояться: была зима, темнело рано. И он решил не подводить конструктора и рабочих и лететь без жалюзи. Поднявшись в воздух, Чкалов совершил полет «по коробочке» по кругу , затем пошел на второй круг на большой высоте — 2000 — 2500 метров вместо положенных 600 — и на большом удалении от аэродрома.
Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке. Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол.
Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль». Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей. Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года.
В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять. Хорошо чувствует скорость полета и самолет…». Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа. Здесь же будущий авиатор учился командовать группой. В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека.
В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым. Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал. Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха. Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения».
В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова. Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис». Упорядоченная повседневная служба вскоре начала угнетать Чкалова. Молодому летчику было не под силу ограничиться подчинением приказу — в воздухе он ловил вдохновение, страстно нуждался в творчестве, проявлении себя. Несмотря на имевшиеся в те годы запреты, он самостоятельно начал отрабатывать фигуры высшего пилотажа, а кроме того совершенствовать методику обучения личного состава. Уже через неделю двадцатилетний Чкалов за рискованные полеты на стареньком «ньюпоре» оказался на гауптвахте — в первый, однако далеко не в последний раз. Необходимо отметить, что огромную роль в его судьбе сыграл командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин, ставший впоследствии начальником Одесской авиашколы.
Подумал Иван Панфилович и о безопасности Чкалова, пересадив его на более современный и прочный немецкий истребитель «Фоккер Д-7». Во время полетов Валерий Павлович всегда ставил, на первый взгляд, невыполнимые задачи, старался выжать все возможное из себя и из машины. И за это имел серьезные проблемы с начальством. Ни в одном источнике не указано точно, сколько раз отважный летчик пробыл на гауптвахте, сколько получил взысканий и сколько раз отстранялся от полетов. Только десять суток он отсидел за полеты вниз головой, еще десять — за эксперимент с мертвыми петлями. Поспорил, что сделаю пятьдесят петель, а вошел во вкус и прокрутил все двести», — объяснял потом Валерий комэску. За пролет между двумя рядом растущими деревьями боком — пять суток, за ставший легендой пролет под Троицким мостом в Ленинграде — пятнадцать суток.
Когда об этом происшествии узнал командир эскадрильи, он спросил Чкалова: « А ты представляешь, что случится, если все наши летчики попытаются завтра сделать то же? Он никогда не оправдывался, его грубоватая прямота многих подкупала. И выгнать из военной авиации его решались. Как летчику Чкалову не было равных, если большинству для освоения фигуры требовалось не меньше 50 летных часов, то Валерию достаточно было и пяти. На аэродроме говорили, что если о самолете Чкалова несколько часов не поступает никаких известий, значит, у летчика просто закончился бензин. Сам же он с усмешкой говорил про себя, что заговорен. Пройдет немного лет и неукротимая фантазия Чкалова подтолкнет его на изобретение и оттачивание абсолютно новых фигур пилотажа.
Как и все новое, его элементы будут поначалу восприняты в штыки, а Чкалова заклеймят «нарушителем». Лишь потом придет понимание того, что сделал Валерий Павлович в области авиации. Основанием послужило серьезное дисциплинарное нарушение — драка в пьяном виде. Позднее срок заключения для летчика снизили до шести месяцев. После возвращения в часть летчик в 1926 году принял участие в перебазировании всей первой Краснознаменной авиаэскадрильи на военный аэродром города Троцка ныне — Гатчина. Весной 1927 года после того, как Чкалов побывал на курсах повышения летного мастерства, командование предложило ему показать то, чему он научился. Валерий Павлович же решил продемонстрировать все фигуры, в том числе и те, которые мог выполнять в воздухе только он один.
Таких полетов гатчинский аэродром еще не видел. При планировании на посадку Чкалов исполнил «замедленную бочку» и, успешно посадив самолет, радостный выскочил из него. Однако счастливое состояние вскоре померкло: комэск, поблагодарив за технику, сделал лишь положенные по инструкции замечания, а вот комбриг дал двадцать суток гауптвахты и на столько же дней отстранил от полетов. В 1927 году Валерий Чкалов женился на ленинградской учительнице русского языка и литературы Ольге Эразмовне Ореховой. Познакомились они в 1925 году, два года длился их роман, а когда девушка окончила институт, Валерий сделал ей предложение. Чкалову сказочно повезло с женой — Ольга Эразмовна все и всегда понимала правильно. В доме летчик бывал только наездами, за одиннадцать лет их брака вместе они прожили не более шести.
Обычно он не сообщал ей о своих командировках и планах, мог уехать или приехать в любой момент. Она не задавала лишних вопросов, всегда ждала его и гордилась им. В январе 1928 года у них родился сын Игорь.
Таким образом и начался путь к небу. Сначала он работал слесарем и вряд ли подозревал, что когда-то станет героем.
Проработав некоторое время, он пошел учиться в Егорьевскую авиационную военную школу. Верный своей мечте, Чкалов стал старательным учеником, поэтому далее он поступил в авиашколу в Борисоглебске, и именно там Чкалов совершил свой полностью самостоятельный полет. Валерий учился с удовольствием и преодолевал любые трудности в обращении с самолетом: осваивал новые приемы и всеми силами совершенствовал свое мастерство. Благодаря своему трудолюбию, Чкалов вошел в число лучших. В те времена бытовала практика, что лучших учеников отправляют совершенствоваться в военно-авиационную школу в Москве, а потом — в авиашколу в Серпухове.
После такого успеха произошла катастрофическая неудача. Чкалов столкнулся с линией телеграфных проводов. И хотя обошлось без жертв, и сам пилот не пострадал, наказание за неудачу было очень суровым — Чкалова осудили на один год. Тем не менее, через пару недель вышел приказ об его освобождении, и Валерий был назначен в запас. В дальнейшем, по возвращению в Ленинград, Валерий стал работать инструктором в авиационном клубе.
Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. Однажды летчику выпала честь испытать авиазвено, в состав которого входили бомбардировщик, на крыльях которого были пять истребителей. Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор», «замедленная бочка».
Там бегала, резвилась девочка в красной шубке.
Валерий Чкалов — известный советский летчик, мастер своего дела, ас. Герой Советского Союза. Никто до него на всем земном шаре этого не делал.
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
Чкалов подвиг. Чкалов летчик испытатель. Чкалов герой советского Союза подвиг. Чкалов летчик подвиг. Чкалов самолет. Сообщение про Чкалова. Исторический деятель Нижегородской области Чкалов. Чкалов презентация для детей. Чкалов подвиг кратко. Здесь Чкалов совершил первый самостоятельный полет, затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика казенных мастерских.
Подвиг на все времена
В России и США вспоминают подвиг Валерия Чкалова | Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. |
Валерий Чкалов - биография, факты, фото | На родине Валерия Павловича Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области 23 июня 2012 г. прошли торжества, посвященные этому знаменитому перелету – выдающемуся достижению нашей Страны. |
115 лет со дня рождения: Чкалов вдохновляет лётчиков на подвиги | Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную девочку от неминуемой гибели. |
Чкалов. Очередной дутый герой Советов. | Толковую мысль предложил Чкалову его односельчанин Фролищев, работавший бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке — вступить добровольцем в Красную армию и работать учеником слесаря-сборщика самолетов. |
Биография Валерия Чкалова
Валерий Чкалов стал воздушным первопроходцем и кумиром миллионов. Выступая на митинге, губернатор подчеркнул, что подвиг экипажа Чкалова продолжает оставаться очень важным для всей страны. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. 120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов. Я всегда сравниваю подвиг экипажа Валерия Чкалова и подвиг Юрия Гагарина. Чкалов работал кочегаром парохода когда впервые видел самолет и заболел авиацией.
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
Толковую мысль предложил Чкалову его односельчанин Фролищев, работавший бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке — вступить добровольцем в Красную армию и работать учеником слесаря-сборщика самолетов. Толковую мысль предложил Чкалову его односельчанин Фролищев, работавший бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке — вступить добровольцем в Красную армию и работать учеником слесаря-сборщика самолетов. Отучившись на летчика, Валерий Чкалов поступил на службу в Военно-воздушные силы, за летную карьеру освоил более 30 типов самолетов. Если вам понравилась краткая биография Чкалова – поделитесь ею в соцсетях. Рассказываем о легендарном советском летчике Валерии Чкалове и важности его подвига — беспосадочного перелета в Америку через Северный полюс.
Подвиги Чкалова и его экипажа остаются непревзойденными
В 1930 году был зачислен в отряд испытателей Центрального аэрогидродинамического института. Проявил себя отважным летчиком-испытателем, установившим много мировых авиационных рекордов. Валерий Чкалов стал популярным героем после совершения в 1936-1937 годах беспосадочных перелетов из Москвы на Дальний Восток через Северный полюс и в США через Северный полюс. За эти подвиги ему присвоили звание Героя Советского Союза. Обстоятельства гибели Трагический инцидент произошел 15 декабря 1938 года во время испытательного полета на новом истребителе И-180 конструкции Н. Согласно официальной версии, из-за переохлаждения мотор отказал на высоте около 100 метров, и Чкалов совершил вынужденную посадку на территории дровяного склада недалеко от аэродрома.
При ударе о землю Чкалов получил смертельные травмы. Однако таинственные обстоятельства гибели первого летчика страны сразу породили множество версий и слухов. Рассмотрим основные из них подробнее. Версия 1: несчастный случай Согласно официальному заключению следственной комиссии 1938 года, причиной катастрофы стал отказ мотора из-за переохлаждения. Этот вывод подтвердила и экспертиза 1955 года.
А как погиб Чкалов в действительности? Сторонники этой версии считают, что Чкалов, имея богатый опыт, пошел на неоправданный риск, вылетев на технически не подготовленном самолете в сложных погодных условиях. Это и привело к трагической случайности. Версия 2: умышленное убийство Однако многие не верят, что гибель легендарного летчика могла быть случайностью. Существует версия об умышленном убийстве.
Дети Чкалова утверждают, что за год до гибели на отца было совершено несколько покушений. По этой версии, Чкалов был неугоден кому-то. Анализ улик: за и против Чтобы разобраться в противоречивых версиях гибели Чкалова, рассмотрим основные аргументы сторонников каждой из них. Почему Чкалов нарушил запрет на полет? Могла ли одна техническая неисправность привести к катастрофе?
Аргументы сторонников версии убийства: Якобы было несколько покушений на жизнь Чкалова Самолет могли специально подготовить для диверсии Слабые места этой версии: Неясно, кто конкретно мог стоять за убийством Многие факты основаны на слухах К сожалению, однозначно установить истинную причину гибели Валерия Чкалова по имеющимся на сегодня данным не представляется возможным. Обе версии имеют сильные и слабые стороны. Похоже, эта тайна еще долго будет вызывать споры и домыслы. Неоднозначные выводы комиссий Хотя обе официальные комиссии 1938 и 1955 годов пришли к выводу, что причиной катастрофы стало переохлаждение мотора, их заключения вызывают множество вопросов. В частности, комиссия 1955 года возложила часть вины на самого Чкалова, обвинив его в нарушении указаний и чрезмерном риске.
Однако многие считают такой вывод необоснованным и предвзятым. Кроме того, экспертные заключения носили довольно поверхностный характер и не содержали технических расчетов.
Когда до земли оставалось несколько метров, самолёт совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку! Вот чему Чкалов научился на курсах!
Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета. А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов…. Первенцем в семье стал сын Игорь.
В феврале 1928 года Чкалов получает повышение, и в качестве командира звена прибывает в Брянск. Служба в Брянске была недолгой и закончилась для лётчика драматично. Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами, и этот приём осуществил бы, так как все просчитал. Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю. Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолёты летать уже не могли.
Вот тут Чкалову припомнили всё. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролёт там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы». Чкалов предполагал наказание — на строгость приказов не жалуются, да и за машину каждый лётчик в ответе. Но суда не ждал, а, тем более, приговора — год тюремного заключения. Вмешательство бывших командиров срок в Брянской тюрьме сократило до 19 дней, но за освобождением последовало увольнение из армии.
Безработный Чкалов засел за книги и учебники. Не надеясь вернуться в армию, Чкалов решил поступить в институт. Но вскоре пришла тоска по зелёному полю аэродрома, по голубому небу, по кабине самолёта. Чкалов с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме лётчиком-инструктором. Бывший военный лётчик катал пассажиров, туристов, учил летать мальчишек..
В судьбу Чкалова вновь вмешались его бывшие начальник, и лётчика возвращают в истребительную авиацию в качестве лётчика-испытателя НИИ ВВК. Ленинградский период жизни Чкалова закончился. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей.
С января 1933 года — в запасе. С 1933 — лётчик-испытатель авиазавода. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Был случай, когда с одного из лётчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолёта.
Лётчик оказался в затруднительном положении. Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги. В 1937 г. Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта. Чкалов Валерий Павлович.
Фото С. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелёта Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс.
Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток.
И все же, несмотря на эти дефекты и отговоры конструкторов, 15 декабря Чкалов решил провести летные испытания — в итоге при заходе на посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в больнице. Гибель Чкалова породила массу легенд и домыслов. Официальная версия гласила, что причиной аварии стали существенные недоработки конструкции самолета. За халатность и неорганизованность в работе приведшей к гибели пилота под суд была отправлена большая часть руководства авиазавода. Есть и сторонники другой версии, в том числе дети Чкалова, считающие, что это было подстроенная смерть, спланированная НКВД и Берией.
В 2020 году она обратилась с этим предложением к губернатору Владимиру Солодову, который, понимая значимость данного перелета не только для жителей Камчатки, но и для всей России, поддержал инициативу краеведа, и было принято решение: событие необходимо отметить. Устроить большой праздник не позволила сложная эпидобстановка, из-за которой в Петропавловск не смогла прилететь правнучка Валерия Чкалова — доктор биологических наук Мария Лагарькова г. Москва и директор музея Чкалова Ирина Захарова г. Наталья Сергеевна вместе с вице-губернатором Павлом Ясевичем, врио министра развития гражданского общества, молодежи и информационной политики Камчатского края Виктором Махиней и другими встретила московский экипаж. Были и другие мероприятия: онлайн-конференция, радиопередача «Серенада вдвоем», выступление на пограничном корабле «Дзержинский» и др. А в июне — декабре прошлого года Наталья Киселева по предложению краевого правительства посетила школы, библиотеки, музеи и дома культуры в селах Соболево, Устьевое, Усть-Большерецк и поселке Усть-Камчатске с лекциями о беспосадочном перелете экипажа Героя Советского Союза Валерия Чкалова. В краевом центре она провела семинар для школьных библиотекарей города на эту же тему.
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь | Экипаж Чкалова выполнил ответственную задачу: совершил подвиг, который превзошёл все другие в истории авиации. |
Последний подвиг – Родительский комитет Zа Победу! | Особое внимание уделено деятельности Чкалова в качестве летчика, летчика-испытателя, его подвигам. |
Валерий Чкалов: биография, личная жизнь, жена и дети (фото) | Чкалов работал кочегаром парохода когда впервые видел самолет и заболел авиацией. |
С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал Россию лидером в Арктике | Краткий биографический лётчик о судьбе лётчика-испытателя Валерий Чкалова. |
Чкалов подвиг
Штурман Беляков вел подробный бортовой журнал, и нам известны все перипетии, через которые пришлось пройти участникам полета. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Сменяя друг друга, летчики старались отдыхать, выкраивая по 1,5-2 часа для сна. Несмотря на большие запасы еды, экипаж практически не ел, согреваясь горячим чаем и кофе из термосов.
Лед на замерзших окнах срезали ножом-финкой. На крыле, стабилизаторе и антеннах также образовалась ледяная корка. Схема перелета Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута.
Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался.
Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км из них 8504 по прямой за 63 часа 16 минут. Американцы восторженно встретили летчиков.
Среди встречающих были советский посол в США А. Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США.
Американский президент Ф. Рузвельт принял советский экипаж в Овальном кабинете Белого дома. Воздушный мост дружбы Политические итоги полета были впечатляющими.
Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу. Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года 1923-24 практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя. В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком — истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы.
Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции. Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г.
В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас. Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г.
Тогда многие молодые люди мечтали связать свою жизнь с авиацией, новой и стремительно развивающейся отраслью.
Но именно Чкалов получил направление на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил ВВС. Ему было всего 17 лет. После окончания обучения он был направлен в Борисоглебскую авиационную школу. А затем как один из лучших курсантов — в Московскую школу высшего пилотажа. Сто лет назад был совершен первый пассажирский рейс из Москвы 120 лет Валерию Чкалову — самолеты Свой первый самостоятельный полет Чкалов совершил в августе 1923 года на учебном самолете «Авро-504».
С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе, осваивая различные типы самолетов — от «Юнкерса» до «Мартинсайда». Лихому и самоотверженному пилоту легко давалось освоение любой авиационной техники. Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей. Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова. Как лучший летчик авиаэскадрильи Чкалов принимал участие в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции на Красной площади.
За блестящее летное мастерство он получил благодарность от самого наркома обороны Климента Ворошилова. Позднее, в 1930 году, Чкалова зачислили летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС.
Зрелище пересекающей небо машины настолько захватило Чкалова, что он решил вступить в Красную армию. Таким образом и начался путь к небу. Сначала он работал слесарем и вряд ли подозревал, что когда-то станет героем. Проработав некоторое время, он пошел учиться в Егорьевскую авиационную военную школу.
Верный своей мечте, Чкалов стал старательным учеником, поэтому далее он поступил в авиашколу в Борисоглебске, и именно там Чкалов совершил свой полностью самостоятельный полет. Валерий учился с удовольствием и преодолевал любые трудности в обращении с самолетом: осваивал новые приемы и всеми силами совершенствовал свое мастерство. Благодаря своему трудолюбию, Чкалов вошел в число лучших. В те времена бытовала практика, что лучших учеников отправляют совершенствоваться в военно-авиационную школу в Москве, а потом — в авиашколу в Серпухове. Валерий стал летчиком-истребителем в 20 лет, и его направили в Ленинградскую Краснозаменскую авиаэскдрилью. Готовый встретиться лицом к лицу с любыми трудностями, Чкалов никогда не боялся заданий, где был очень высокий риск для жизни, из-за чего его частенько снимали с занятий.
Тем не менее, Валерий стал лучшим летчиком в своей части, и за заслуги его пригласили участвовать в воздушном параде в Москве в честь Октябрьской революции, что считалось огромной честью. Валерий продемонстрировал высший пилотаж, и его лично наградил Климент Ворошилов. После такого успеха произошла катастрофическая неудача. Чкалов столкнулся с линией телеграфных проводов. И хотя обошлось без жертв, и сам пилот не пострадал, наказание за неудачу было очень суровым — Чкалова осудили на один год.
Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова
В доме летчик бывал только наездами, за одиннадцать лет их брака вместе они прожили не более шести. Обычно он не сообщал ей о своих командировках и планах, мог уехать или приехать в любой момент. Она не задавала лишних вопросов, всегда ждала его и гордилась им. В январе 1928 года у них родился сын Игорь. К этому времени Валерия Павловича уже перевели в Брянск, и оттуда он постоянно писал письма: «Лелик, выросли у сынки зубки?.. Как он сидит?.. Капризничает или нет?.. Как подрос?.. Вес, какой?..
Ты знаешь, как я хочу все знать! Свою душу на бумагу не выложишь, ну да ты ее и так понимаешь». Кроме прочего он представил пятнадцать фигур высшего пилотажа своего собственного изобретения, в числе которых был полет вверх колесами и восходящий штопор. Байдуков так описывал представление в небесах: «Валерий, пикировал с высоты, заигрывал с землею, чуть не цепляя ее в двойных и учетверенных переворотах через крыло, затем, восстанавливая высоту, ввинчивался вверх, завершая подъемы прекрасными иммельманами или неожиданными, необычными полетами вниз головой…. По чистоте и резвой веселости его полет напоминал полеты стрижей в летнее время». В этот же день вечером Валерий написал домой: «Лелик, только представь, то, за что меня отправляют на гауптвахту, здесь отмечено денежной премией! После блестящего выступления Чкалов был поставлен командиром звена истребителей. Однако и в новой должности он по-прежнему занимался высшим пилотажем, и однажды это окончилось трагически — в ходе отработки бреющих полетов было разбито несколько самолетов его звена.
К счастью, никто не погиб, однако по законам того времени Чкалов был взят под арест и предстал перед военным трибуналом. На нем Валерию припомнили все. И пролет под Троицким мостом, и полеты вокруг Исаакиевского собора, и «гатчинские выкрутасы». Чкалова обвинили в многочисленных нарушениях дисциплины и воздушном лихачестве, в соответствии с приговором от 30 октября 1928 он был уволен из рядов Красной Армии и приговорен к одному году тюремного заключения. Его разместили в одиночной камере, расположенной на втором этаже Брянской тюрьмы. Летчику было разрешено держать у себя в камере карандаш и бумагу, Чкалов писал в импровизированном дневнике: «Дни проходят однообразно, камера небольшая, но теплая. Ночью не могу долго уснуть. Не дают покоя мысли о жене и сыне.
Как они там в Ленинграде? Делать в тюрьме было решительно нечего, он перечитал все книги в местной библиотеке, слушал радио. Спал днем. Проснулся, когда принесли обед. Лежал, сидел, ходил, все уже надоело», — написано также в его дневнике. Однако известность пилота была уже слишком велика в стране. Благодаря ходатайству бывших командиров, а также вмешательству ряда высокопоставленных особ наказание Чкалова заменили на условное. Всего в Брянской тюрьме летчик отсидел… девятнадцать дней.
Хотя, когда читаешь его записи, то, кажется, что он находился там не меньше года. У Валерия Павловича вообще была такая особенность — он страшно торопился жить. Точно знал, что судьба ему отмерила совсем немного…. Вернувшись к семье в Ленинград, безработный Чкалов засел за учебники и книги. Не надеясь на возвращение в армию, он решил пойти в институт. Однако тоска по аэродрому, по кабине самолета и голубому небу не давала ему покоя. Валерий с радостью принял предложение поработать летчиком-инструктором в местном отделении Осоавиахима. Он летал на прогулочном самолете, катал туристов и пассажиров, учил мальчишек летному мастерству.
И снова благодаря вмешательству его бывших начальников было принято решение вернуть искуснейшего авиатора в истребительную авиацию в качестве летчика-испытателя НИИ ВВС. Ленинградский период его жизни закончился, в штат института Чкалов был зачислен 11 ноября 1930 года. В НИИ Валерию Павловичу пришлось заново учиться летать, в институте испытывались летательные аппараты самых различных конструкций и типов. На этом месте он проработал два года, освоив технику пилотирования примерно тридцати различных типов самолётов и совершив более восьмиста испытательных полётов. В частности, ему принадлежит честь проверки уникальнейшей «воздушной этажерки» В. Вахмистрова — бомбардировщика, несущего два истребителя на крыльях. Перевод проходил в торжественной обстановке, превратившись в первый в стране воздушный парад. Свыше сорока самолётов колонной по три в ряд пролетели над Красной площадью.
Во главе их находился бомбардировщик «ТБ-3», управляемый экипажем Чкалова. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. А в 1933 году Валерий Павлович был переведен на работу в Московский авиационный завод им. Работая штатным заводским летчиком-испытателем, Чкалов опробывал новые типы летательных аппаратов. Работа была интересная, благодаря Валерию Павловичу, всегда работавшему в экстремальных условиях, обнаруживались скрытые возможности самолетов. Он принимал участие в испытаниях лучших истребителей тридцатых годов: И-15 и И-16, обкатывал истребители танков «ВИТ-1» и «ВИТ-2», тяжёлые бомбардировщики «ТБ-1» и «ТБ-3», а также огромное количество прочих экспериментальных машин конструкторского бюро Поликарпова.
В то же время Чкалов продолжал каждый год демонстрировать фигуры высшего пилотажа во время октябрьских и майских праздников. В конце 1935 года один из ближайщих друзей Чкалова — лётчик-испытатель Георгий Байдуков — предложил ему помочь в организации перелёта из Советского Союза в Соединенные Штаты над Северным полюсом, а также возглавить экипаж самолёта. Валерий Павлович и до этого мечтал о дальних перелетах, однако впервые прозвучало конкретное предложение, даже был назван самолёт — «АНТ- 25» конструктора Туполева, который авиатор знал, как свои пять пальцев. В начале следующего года Чкалов, Беляков и Байдуков обратились в правительство с просьбой провести данный перелёт, однако Сталин, боясь повторения неудачной попытки Сигизмунда Леваневского, указал другой маршрут на то же расстояние: Москва — Петропавловск-Камчатский. Перелёт начался 20 июля 1936 и продолжался 56 часов.
Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2. Его самым значительным подвигом стало пилотирование первого беспосадочного перелета из Москвы в США в 1937 году через Северный полюс. Полет, который длился 63 часа и преодолел расстояние в 8 504 км, стал еще одним знаменательным достижением в советской и мировой авиации.
Подающему надежды летчику-испытателю навсегда останется 34 года. Трагическое происшествие изменило жизнь его семьи. Ольга Эразмовна осталась без мужа, а Игорь и Валерия лишились отца — опоры и защитника. Для Ольги это был особенно тяжелый удар, ведь она уже носила новую жизнь под сердцем. Он воспитал двоих сыновей, одного из которых назвал в честь отца. Внук легендарного летчика, в свою очередь, своего старшего сына назвал Игорем. Дочь летчика Валерия Валерьевна посвятила жизнь науке, прошла путь от рядового инженера до начальника сектора во Всесоюзном НИИ радиотехники. За свою жизнь посвятила отцу несколько книг, но, к сожалению, ее уже тоже нет среди живых. А вот самая младшая дочь Ольга Валерьевна здравствует, ей уже более 80 лет. Ее стезя — биология. В продолжение рода знаменитого летчика у нее на свет появилась дочь Мария, которая, так же как и другие родственники, тесно связана с наукой. Один из самых громких связан с домом и участком в поселке Серебряный Бор. Когда-то в далеком 1939 году землю потомкам авиатора подарила советская власть, дав право на бесплатное и бессрочное пользование дачей. В 90-е годы дача была в собственности компании «Мосдачтрест».
Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей машиной? И в последнии секунды Валерий Чкалов принял решение такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь. Резко изменив направление, летчик увел машину, потеряв возможность катапультироваться. Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную девочку от неминуемой гибели.
115 лет со дня рождения: Чкалов вдохновляет лётчиков на подвиги
Так трансарктический перелёт Валерия Чкалова на АНТ-25 был, по сути, основательно подготовлен. Чкалов мечтал сразиться с асами в Испании. Чкалов не случайно хотел испытать И-16 в настоящем бою. Выступая на митинге, губернатор подчеркнул, что подвиг экипажа Чкалова продолжает оставаться очень важным для всей страны. Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво, расположенном в Балахнинском уезде Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск Нижегородской области)[3]. Выступая на митинге, губернатор подчеркнул, что подвиг экипажа Чкалова продолжает оставаться очень важным для всей страны.