Дальше всех залетел Чкалов – через Северный Полюс добрался до самой Америки, без пересадки и заправки. Особое внимание уделено деятельности Чкалова в качестве летчика, летчика-испытателя, его подвигам.
Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова
Валерий Павлович Чкалов: подвиг в небе | Свою вторую половинку Ольгу Орехову Чкалов встретил в 1924 году на занятиях драмкружка, в котором она выступала. |
Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова. Трибунал для Героев | Толковую мысль предложил Чкалову его односельчанин Фролищев, работавший бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке — вступить добровольцем в Красную армию и работать учеником слесаря-сборщика самолетов. |
Подвиг на все времена
Валерий Чкалов стал воздушным первопроходцем и кумиром миллионов. Упорно, настойчиво учился Валерий Чкалов, стараясь не отставать от более подготовленных товарищей, а по математике даже показал незаурядные способности. Причина смерти Чкалова неотделима от того, что составляло ось его жизни – небо, самолеты, риск.
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
Сейчас о жизни летчика Чкалова и его подвигах снимаются фильмы и сериалы. Один из них создан при поддержке Российского военно-исторического общества: документальный фильм «Жил был лётчик» рассказывает нам о жизни и истории успеха Валерия Чкалова. Описание его подвигов, которые являются хорошим примером для подражания. Рассказываем о легендарном советском летчике Валерии Чкалове и важности его подвига — беспосадочного перелета в Америку через Северный полюс.
Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина
Библиотека Целинского района - "ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ ЧКАЛОВ: ПОДВИГ В НЕБЕ" с. Ольшанка | Многочисленные официальные исследования о становлении Чкалова как летчика и мастера высшего пилотажа начинаются примерно так. |
Ответы : последний подвиг Чкалова. подвиг | Заслуженный лётчик России Вадим Базыкин в юности мечтал повторить "подвиг" Чкалова. |
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь | Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную девочку от неминуемой гибели. |
Подвиг на все времена | Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели. |
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
За четыре года в госпитали Чкалова поступило 28 095 раненых и больных, из них только так называемых носилочных 17 тысяч. кочегар парохода - впервые увидел самолет и страстно захотел летать. В ушедшем году жители Камчатки скромно, но содержательно отметили 85-летие легендарного героического беспосадочного перелета экипажа Героя Советского Союза Валерия ЧКАЛОВА. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток.
Последний подвиг
За четыре года в госпитали Чкалова поступило 28 095 раненых и больных, из них только так называемых носилочных 17 тысяч. 120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов. Особое внимание уделено деятельности Чкалова в качестве летчика, летчика-испытателя, его подвигам. Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика казенных мастерских. Выступая на митинге, губернатор подчеркнул, что подвиг экипажа Чкалова продолжает оставаться очень важным для всей страны. «Сталинский сокол», как называли Валерия Чкалова, за свою короткую жизнь, вместившую всего 34 года, заслужил не только звание летчика-аса.
Подготовка к полетам
Наконец был назначен день старта. И этот перелет был полон не меньших трудностей, чем первый. Немало неприятных минут доставили поломки и сбои в работе двигателя: то текло масло из трубки маслопровода, то замерзала вода в системе охлаждения. Это уже грозило катастрофой, аварией. Чтобы избежать обледенения, приходилось подниматься над облаками на высоту 4000 - 6000 метров.
А там трудно было дышать, не хватало кислорода. Летчики не ожидали, что облачность, циклоны будут преследовать их почти на протяжении всего пути. Запас кислорода на борту самолета был ограничен, к концу пути его почти не оставалось. Пролетев над Канадским побережьем Ледовитого океана, летчики выбрались в район северо-запада Америки.
В намеченный пункт, Сан-Франциско, долететь не удалось, кончалось топливо. Летчики выбирали приемлемое место посадки. За это время позади осталось более 10 тысяч километров, из них почти 6 тысяч — над водой и льдами. Для того времени это был совершенно беспримерный полет и выдающееся достижение советских авиаторов.
Они моментально стали в США звездами первой величины, их везде встречали толпы американцев, в Вашингтоне летчиков принял президент Рузвельт. С Чкаловым мечтают познакомиться, сфотографироваться, взять автограф или хотя бы взглянуть издалека. Даже мировые знаменитости, такие, как, например, американская звезда Марлен Дитрих взяла у него автограф. Во время возвращения морским путем в Советский Союз Чкалов, Байдуков и Беляков пользовались за рубежом почти таким же вниманием, как и через четверть века Юрий Гагарин.
Беспосадочный перелет в США стал триумфом отечественной авиации, показал возможности техники и уровень квалификации летчиков, поднял престиж Советского Союза в мире. Это был первый в истории перелет через Северный полюс. Экипажу Чкалова не удалось долететь до первоначально намеченной цели - до Сан-Франциско. Экипаж установил национальный рекорд дальности полета по прямой, но мировой рекорд побить не удалось.
Зато это сделал стартовавший вслед за Чкаловым экипаж М. Громова, в который кроме него входили второй пилот А. Юмашев и штурман С. Мировой рекорд дальности был побит!
В настоящее время через Арктику проходит кроссполярный авиамост кратчайший путь между Северной Америкой , Европой и Азией , первооткрывателем, которого и был экипаж В. Загадочные обстоятельства гибели Но 15 декабря 1938 г. Валерий Чкалов погиб при до сих пор невыясненных обстоятельствах. По официальной версии, новый, испытуемый самолет И — 180 имел недоработки, но его очень спешили сдать до конца года и получить премии за досрочное выполнение плана Чкалов не совладал с управлением при посадке неисправного самолета да еще, учитывая страшную метель, не заметил фонарный столб и заснеженные кучи досок и металлолома и врезался в них.
Летчика выбросило из кабины прямо на острие какой-то железяки, торчащей из сугроба, которая насквозь пробила ему грудь. К нему никто не подходил, все ждали какую-то спецкомиссию из Москвы. А Чкалов тем временем умирал около двух часов, истекая кровью. По другой версии, Чкалов должен был погибнуть на охоте, на которую собирался с друзьями после испытательного полета.
Говорят, что этот разговор между ними состоялся весной 1938 года. Сталин пригласил его к себе и предложил ему совместить два поста - наркома транспорта и наркома внутренних дел. На что Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенность работы над новыми самолетами. Вообще было много путаного в ноябре - декабре 1938 года, ведь именно в тот период Ежов пытался расправиться с Лаврентием Берия - своим тогдашним заместителем, отдав его на растерзание "тройке" такой внесудебный орган существовал в СССР, который за 5-10 минут выносил приговор вплоть до расстрела.
Чкалов должен был погибнуть во время охоты от обратного выстрела из своего же собственного ружья. После гибели выяснилось, что неизвестный человек накануне рокового полета Чкалова принес ему домой пачку патронов, которая досталась родственнику его жены, и, когда тот пошел на охоту и попытался использовать их, все они стали давать осечки, а через 4-5 секунд самопроизвольно стрелять.
Светская жизнь В квартире Инны Георгиевны — библиотека книг о знаменитом родственнике, альбомы с семейными фотографиями. Племянница достаёт портрет Чкалова из шкафа, за ним — старинная икона. В советское время мы знали об этом, но по понятным причинам не обсуждали.
А спустя годы, когда ко мне в гости приехали дочери Валерия Павловича Лера и Ольга, мы зашли в этот храм. Я представила настоятелю своих двоюродных сестёр. На что священник тут же ответил: "Мы знаем, что лётчик Чкалов венчался у нас. И каждый вечер во время молебна поминаем его". Его истребительная эскадрилья базировалась в Гатчине.
Будущая жена Чкалова и сестра моего папы Ольга Орехова тогда училась в Институте имени Герцена, и их вуз шефствовал над гатчинским аэродромом. Тётя была красавицей, прекрасно пела. Чкалов в неё влюбился.
И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближний к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красной шубке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху машиной? И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решений, такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь. Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолет в сторону, где на пути виднелись кирпичные здания мастерских.. Так Чкалов совершил свой последний подвиг.
В 1937-м во время очередных выступлений В.
Чкалова перед народом, изначальная цифра возросла. Чкалов заявил: «Однажды в течение сорока минут я сделал двести пятьдесят мёртвых петель…» см. В соответствии с законом РСФСР лётчику, совершившему такое воздушное хулиганство грозило уголовное дело по «ст. Ради чего В. Чкалов тайком пробрался на аэродром, без чьего-либо разрешения вывел из ангара свой аэроплан и полетел крутить петли над городом? Рискуя угодить в тюрьму, уплатить огромный штраф и вообще лишиться пилотского свидетельства? Тем более, что окончательное число выполненных петель не дотягивало и до трети существовавшего мирового рекорда? Если бы история со спором была правдой, то петли можно было бы открутить и прямо над аэродромом, не ставя под угрозу жизни ленинградцев и не подводя себя под уголовное дело. Но Чкалов, вопреки здравому смыслу и грубо попирая закон, полетел крутить петли над Петроградской стороной. Так ради чего же В.
Чкалов совершил это из ряда вон выходящее нарушение лётной дисциплины? Да ради пустого хвастовства перед сестрой и школьной «училкой»!
Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова
Но у Чкалова и его команды получилось. Его детство Валерий Чкалов родился в 1904 году прошло на Волге, в небольшом селе в Нижегородской губернии. Он рано остался без матери. В слободе слыл отчаянным и задиристым. Никто не мог так быстро переплыть Волгу или так ловко уцепиться за руль идущей по реке полным ходом баржи.
Одной из опасных игр слободских ребят было ныряние под проходящие по Волге плоты. Нужно было проплыть под плотом как можно дальше и после каждой пары бревен выпускать ртом пузырьки воздуха. Это называлось «сигнализация». Игра требовала силы, ловкости, смелости и знания подводных течений.
Обычно ребятам удавалось отсчитать двадцать-тридцать бревен. Чкалов отсчитывал до сорока. В то время на Волге был обычай драться стенка на стенку. Бились на кулаках и взрослые, и ребята.
Валерка Чкалов был предводителем самой сильной в селе группы ребят. В 12 лет он начал работать помощником молотобойца в затоне, где ремонтировал суда его отец — котельщик Павел Чкалов. Каждый день по десять-двенадцать часов я поднимал и опускал молот. От непосильной работы ломило руки, спину, кружилась голова.
А потом привык. Привык к чертовски тяжелой работе, за которую получал гроши Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год В 14 лет Валерий устроился кочегаром на землечерпалку, а через год уже плавал на пароходе «Баян». Об авиации он тогда еще не думал. Более того, пройдет еще долгих пять лет, прежде чем он первый раз в жизни увидит самолет — гидроплан.
Это случилось в 1919 году. Во время Гражданской войны в Нижнем Новгороде располагался авиационный полк. Изредка самолеты пролетали над рекой. Услышав шум мотора, Чкалов выбегал из кочегарки и любовался «невиданными птицами».
Тогда он и сделал свой выбор. Мои детские мечты совершить что-нибудь особенное, дерзкое и отважное свелись теперь к одному — летать! Валерий Чкалов«Высоко над землей», 1939 год Небесный хулиган Осенью 1919 года Чкалов вступил добровольцем в Красную армию, получив направление в IV авиационный полк, расположенный в Заречной части Нижнего Новгорода. Работал слесарем, затем — сборщиком самолетов.
Присматривался к летчикам, изучал матчасть. В 1921 году Чкалову удалось, наконец, получить рекомендацию для поступления в Егорьевскую авиашколу. Курсанты называли ее «терка», что означало теоретическая школа. Самолетов в «терке» было мало, все они были старые, изношенные и постоянно ломались.
За два года Чкалов поднялся в воздух всего несколько раз и лишь в качестве пассажира. В апреле 1923 года Чкалова направили учеником-летчиком в Борисоглебскую авиашколу, потом перевели в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа. Молодой Чкалов обучался там искусству боевых разворотов, петель, штопоров, переворотов и других сложнейших воздушных фигур После этого была Серпуховская школа стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Наконец-то он добился того, о чем так мечтал, и здесь ярко проявились противоречия его характера.
С одной стороны, ему не было равных в умении управлять самолетом. Из старых, исчерпавших свой ресурс машин Чкалов умудрялся выжимать максимум, выделывая на них фигуры высшего пилотажа. Но одновременно с этим он оказался человеком своевольным, плохо поддающимся военной дисциплине. Мне хотелось неожиданно ринуться вниз, к земле, или сделать на глазах у изумленных товарищей какую-нибудь замысловатую фигуру.
Часто я уходил в сторону от аэродрома и накручивал одну фигуру за другой». Я ставил машину в трудные, рискованные положения. Однажды в течение сорока минут я сделал пятьдесят мертвых петель Валерий Чкаловиз посмертного сборника «Моя жизнь принадлежит Родине» Самым дерзким и демонстративным нарушением дисциплины был трюк, проделанный Чкаловым на спор в Ленинграде , где он пролетел под Троицким мостом, едва не коснувшись колесами воды.
В скором времени он попал в аварию — на малой высоте зацепился за провода.
Вследствие этого против Чкалова было возбуждено дело. Военный трибунал обвинил его в воздушном лихачестве, приговорив к 1 году тюрьмы. Однако, благодаря заступничеству высокопоставленных лиц, включая Ворошилова , в тюрьме он не пробыл и одного месяца. В 1930 г.
За пару лет проведенные в институте он выполнил свыше 800 испытательных полетов, опробовав около 30 типов самолетов, в числе которых был и тяжелый бомбардировщик. В последующие годы биографии Чкалов продолжил испытывать новейшие истребители. Тогда же он стал автором новых маневров высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. В 1935 г.
Подвиг Осенью 1935 г. Однако Сталин выступил против этого, изменив маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский». Через несколько месяцев советский экипаж без особых трудностей справился с поставленной задачей. Интересен факт, что протяженность данного маршрута составила 9375 км.
За данный подвиг пилоты получили звания Героев Советского Союза, тогда как Чкалову был подарен еще и личный самолет «У-2». Именно тогда летчик обрел всесоюзную популярность. Желая достичь больших высот, Валерий продолжил просить разрешения у Сталина на перелет «Москва — Вашингтон». В результате, ему удалось заручиться поддержкой вождя и начать подготовку к историческому полету.
Старт произошел 18 июня 1937 г. Не смотря на сложные метеорологические условия Чкалов вместе с товарищами благополучно поднялся в воздух и прибыл в американский город Ванкувер Вашингтон 20 июня.
Но, видимо, не заметил, что один из проводов провис ниже остальных. Самолет задел его и при падении был сильно поврежден. Кто-то в целях перестраховки в характеристике на Чкалова, прилагаемой к статистической карте аварии, связал это правонарушение с «незначительным шизоидным статусом, выражающимся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности». Во многих публикациях утверждается, что на этот раз Чкалова судили в ноябре 1928 г. Однако в материалах дела черным по белому написано, что суд состоялся в гор.
Брянске 30 октября 1928 года. Проведенным судебным следствием было установлено следующее: «Чкалов 28 июля сего 1928 г. При посадке этой Чкалов не проявил достаточной внимательности и не имея никакого запаса, как по высоте, так и по расстоянию, вследствие такой невнимательности и излишней самоуверенности, не дал газ и не перетянул овраг полностью на границе аэродрома, почему самолет коснулся при приземлении посадочной площадки в то время, как хвост его находился в овраге, ударившись о край оврага, оторвался, следствием чего была порча самолета, потребовавшая малого заводского ремонта… 15 августа сего 1928 г. Чкалов, получив задание в составе эскадрильи произвести перелет из Гомеля в Брянск бреющим полетом… у разъезда Турбинки близь ст. Сураш, находясь на высоте меньшей, чем самолет ведущего, и вследствие проявленной халатности, выразившейся в невнимательности к местным предметам на пути полета, вследствие чего самолет Чкалова врезался в телеграфные провода железнодорожной линии и потерпел аварию, выведя из строя самолет, который признан технической комиссией к дальнейшей эксплуатации не годным…». Присудили к одному году лишения свободы. Я приговор обжаловал в Коллегию Верховного суда.
Буду писать письмо Ворошилову». Для нас большой интерес представляют доводы и аргументы, изложенные в Чкаловым в этой кассационной жалобе, приводя которые он считал вынесенный в отношении него приговор необоснованным: «Прошу о пересмотре этого дела, или хотя бы т. На мой взгляд, тенденция, имеющаяся в армии, к максимальной осторожности в полетах неверна, в особенности в истребительской авиации. Летчик-истребитель должен быть, на мой взгляд, смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах. В противном случае, в воздушном бою с противником летчик, привыкший осторожно летать, больше будет думать о машине, чем о противнике. В результате чего безусловно будет сбит противником. Я прекрасно понимаю и знаю нашу бедность и потому необходимость сохранения материальной части дорогостоящий самолет , но в то же время не допускаю мысли о необходимости за счет сохранения ее — ухудшить боевую подготовку летчика-истребителя, учитывая и то обстоятельство, что будущая борьба с воздушным противником будет неравной с точки зрения разности качеств самолетов.
А эта точка зрения квалифицируется командованием «хулиганством», недисциплинированностью». Чкалов писал о том, что его действия неправильно квалифицированы «судом как халатное отношение и невнимательность в полете», доказывал, что «халатность и невнимательность в бреющем полете исключена совершенно, так как полет на очень малой высоте требует максимум внимательности и напряженности». Случившееся же объяснял тем, что «не учел наличия в этой местности проводов» и был переутомлен. Ульриху: «Признавая справедливость решения трибунала, признавшего виновность Чкалова, я считаю необходимым ходатайствовать о смягчении меры наказания в силу высших летных качеств т. Чкалова, как одного из лучших истребителей…». Между тем, 10 декабря 1928 года военная коллегия под председательством Камерона оставил приговор в силе и 2 января Алкснис вновь направил Ульриху «ходатайство об амнистии тов. Свою просьбу Алкснис мотивировал следующим: «…тов.
Чкалов принадлежит к числу тех не многочисленных исключительно решительных и смелых наших летчиков истребителей, которые нам крайне нужны будут в военное время как наши красные «ассы». Горя законным желанием выжать из вверенной машины в воздухе все, что только от нее возможно, законным желанием совершенствоваться в технике пилотирования и стать виртуозом этого дела и имея достаточно «перца» для всего этого, тов. Чкалов иногда проделывает эволюцию в воздухе ниже установленных нашими уставами и инструкциями высот, в этом главным образом и заключается его не дисциплинированность, за которую его прямые начальники все время арестовывали и сажали и за что он попал под суд…». Чкалова во исполнение приговора военного трибунала заключили в Брянский исправдом. Отсидел он в нем по разным данным всего от 16 до 19 дней. Калининым о его досрочном освобождении. Звездный час Чкалова настал только после его перехода на испытательную работу, где его воздушные пируэты вызывали не осуждение, а неподдельное восхищение.
На параде 2 мая 1935 года он познакомился со Сталиным, который проявил к летчику благосклонность и дружеское расположение. Чкалов был официально признан летчиком-новатором, стал орденоносцем. Поистине всенародная слава обрушилась на него после двух знаменитых перелетов. Когда они вошли в зал, он даже попросил своих помощников поднять его с инвалидной коляски. А потом сказал: «Никакая работа дипломатов не могла бы сделать и за десять лет того, что вы сделали своим перелетом для сближения народов»… Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н. Самолет этот создавался как скоростной одноместный истребитель, должен был заменить устаревавший И-16. Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей… по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.
В этот день резко похолодало — был мороз около 24 градусов. Сталину и В. Молотову, говорилось: «Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200—250 метров и, набрав высоту 100—120 метров с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500—600 метров. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов.
При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут». На самом деле Чкалов жил еще, по разным данным, от 40 минут до двух часов. Так, по свидетельству бортмеханика А.
Захарченко: «Валерий Павлович после падения жил еще два часа, и последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам». И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д. Порай и др. В заключении указывалось, что Томашевич, Усачев, Беляйкин и Порай, являясь «выходцами из социально-чуждой среды», признались в том, что «будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и несмотря на это допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством». Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя, наряду с материалами дела, подробно установлена и описана Г.
Байдуковым,[31] а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы,[32] старшей дочерью летчика В. Чкаловой, в написанной ею книге «Чкалов без грифа «секретно» и других публикациях. Каганович подписал приказ, предписывающий закончить постройку самолета И-180 с мотором М-88 к 20 ноября того же года. Из документа также следовало, что в макете отсутствуют многие узлы, в частности мотора М-88, задерживается выпуск винта и др. Поликарпов, его заместитель Д. Томашевич[34] и Яровицкий составили служебную записку, из которой следовало, что на самолет поставили «нелетные» макетные крылья. Через день тягу заменили на другую, — «усиленную», и тогда же опробовали.
О каком запрещении идет речь? Берия составил секретную депешу в 3-х экземплярах и направил ее Сталину, Ворошилову и Молотову. Однако под натиском директора Усачева Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, где отметил, что он разрешает полет на ограниченной скорости…». Однако начальник Главка Беляйкин, как отмечалось в материалах дела, покрывая Усачева, Томашевича и Порая, обвинял «отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты» и «получив правительственное сообщение о запрещении полета, предложил нач. ОТК Яковлеву пропустить самолет с дефектами в опытный полет». Байдуков, входивший в состав первой комиссии, работавшей сразу после трагедии, а затем долгие годы занимавшийся исследованием обстоятельств и причин катастрофы, утверждал, что 10 декабря на летно-испытательной станции ЛИС еще не было программы испытаний, акта об устранении дефектов, и даже акта о приемке опытного образца И-180 от сборочных цехов завода его летно-испытательной станцией. Программа и новая дефектная ведомость появились только 11 декабря.
В ней насчитывалось 45 пунктов! Поликарпова Н. Лазаревым, заместителем главного конструктора Д. Яковлевым, старшим контрольным мастером завода Д.
Я колебался. Я уважал и любил его как талантливого лётчика, но мне не хотелось менять своё решение и давать ему повод в будущем опять нарушать дисциплину. Меня хватило на пять суток.
Когда Валерий вернулся, я опять стал объяснять ему, к чему мог привести этот необдуманный риск. Валерий тогда сказал: - Батя, этот полёт я произвёл на пари. Мы с лётчиком Козыревым поспорили, что я беспрерывно сделаю пятьдесят «мёртвых петель». Я вошёл во вкус и сделал больше» стр. Боброва «Чкалов» - М. Изд-во «Художественная литература», 1940, тираж 30000 экз. Я взялся сделать пятьдесят мёртвых петель, но… прости, батя, вошёл во вкус и сделал шестьдесят шесть…».
На указанном моноплане лётчик Фронваль сделал подряд 962 мёртвых петли в течение 3 ч. В 1937-м во время очередных выступлений В. Чкалова перед народом, изначальная цифра возросла.
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближний к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красной шубке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху машиной? И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решений, такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь. Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолет в сторону, где на пути виднелись кирпичные здания мастерских..
Так Чкалов совершил свой последний подвиг.
И мотор смолк. Самолет, теряя высоту, пошел к земле. Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближайший к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел бегущую по тропинке пустыря маленькую девочку.
Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей машиной?
Вернувшись в Василёво, молодой человек трудится вместе с отцом. Но профессия кузнеца его не привлекала. Как и все, кто вырос на Волге, он хотел плавать. Но с буксира Валерий уволился, чтобы уступить свое место остро нуждающемуся в заработке многодетному товарищу. Но иная страсть владела юношей, другая стихия все больше и больше привлекала его.
Лазурная синь неба и вольный полет птиц, воздушные пируэты стрижей и ласточек, упрямая борьба чаек с налетавшим бешенным ветром завораживали его с детства. А однажды увиденный приводнившийся на Волгу гидросамолет окончательно укрепил паренька в желании летать, стать авиатором. Что-то тронуло мое сердце. Я увидел в нем свободу, полет. Уже тогда я представил себя летчиком. Что-то необъяснимое потянуло меня в небо.
Осенью 1919 года Валерий вступает добровольцем в Красную Армию. Он стал работать слесарем-сборщиком на авиационном заводе. В 1921 году настойчивыми просьбами Чкалов добивается путевки в Егорьевскую авиационную теоретическую школу. И по ее окончании в 1922 году был переведен в Борисоглебскую авиационную школу, где среди 10 лучших учеников был направлен на дальнейшее обучение в Москву. А в 1924-1928 годах Валерий был распределен в 1-ю Краснознаменную истребительную эскадрилью в Ленинград, где познакомился с Ольгой. Тогда Ольга Орехова училась в Педагогическом институте имени Герцена.
В тот день на занятиях драмкружка, где она занималась, мы оказались случайно. После одного из концертов тот самый летчик подошел к ней и, поклонившись, представился: «Валерий Чкалов». В одну из встреч он подарил ей свою фотографию, на обороте было написано: «Той, которая может заполнить мою жизнь». С летчиком у тебя будущего не будет! И его надпись на обороте того первого фото тоже оказалась пророческой. А ухаживая за Ольгой, он на спор совершил безрассудный поступок: пролетел под Троицким мостом, задел провода и повредил самолет.
За этот «подвиг» он очутился в тюрьме, где отсидел 16 суток. Перефразируя пушкинского «Евгения Онегина» , «судьба Валерия хранила», потому что молодой авиатор очень легко отделался. Так, несмотря на жестокие времена, Чкалов умудрился избежать серьезного наказания. Чкалову фантастически повезло с женой: Ольга Эразмовна всегда и все понимала правильно. В конце концов за одиннадцать лет брака одной семьей они жили всего шесть, хотя Чкалова почти не было дома. К этому времени Чкалова перевели в Брянск, и он писал оттуда письма.
Несмотря на всю суровость характера, Чкалов писал трогательные письма к жене, проявляя заботу о сыне. Они мечтали о большой и дружной семье. В мае 1933 года родилась дочь, которую в честь отца назвали Валерией. А младшая девочка родилась летом 1939 года, через полгода после смерти Валерия Павловича. Ее назвали Ольгой, в честь матери. Сбывшаяся мечта В ноябре 1930 года В.
Чкалов был восстановлен в ВВС как военный летчик. Он был зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС, где за два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. Таких как входящий штопор, замедленная бочка….
После её окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота , где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde. В конце мая 1924 года Чкалов прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. Лётчиком-инструктором у Чкалова в Серпухове был Михаил Михайлович Громов — Герой Советского Союза, будущий основатель лётно-исследовательского института , носящего его имя в Жуковском. Московский инструктор А. Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось…» 14 августа 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов для дальнейшего прохождения службы прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей» Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный опытный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде [ источник не указан 2249 дней ]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» вышел на службу в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев [13]. В январе 1925 года 1-й советской эскадрилье было присвоено почётное наименование «эскадрилья имени В. В 1926 году 1-я истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня — Гатчина. В январе 1927 года 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады. В феврале 1927 года Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В конце июня 1927 года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные в основном немецкие лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. Сын Игорь родился 1 января 1928 года. Чкалову — 23.
Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова
Сан-Франциско экипаж совершил посадку на аэродроме Баракс в г. Ванкувер США и горячо был встречен американской общественностью. Вскоре советских летчиков лично принял президент США Ф. На аэродроме в Ванкувере. Героический экипаж АНТ-25 под руководством В. Чкалова совершил перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс 8504 км за 63 часа 16 минут , установив мировой рекорд беспосадочного полета. За этот подвиг летчики были удостоены правительственной награды ордена Красного Знамени.
Карта сверхдальних перелетов экипажа В. Комбриг В. Чкалов В 1937 г. Учитывая выдающиеся заслуги Валерия Павловича, ему были присвоены внеочередные воинские звания: в июле 1937 г. Декабрьский трагический полет На завершающем этапе национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 гг. Усачев и технический директор этого же завода Н.
Поликарпов получили задачу разработать новый скоростной одноместный истребитель типа И-180, способный конкурировать и даже превосходить немецкие аналоги того времени. Кагановича, подписанного 16 августа 1938 г. Истребитель И-180 Однако в ходе работы над самолетом были выявлены многочисленные дефекты и недоделки. Отделом технического контроля завода на 2 декабря их было выявлено 139 пунктов, на устранение которых требовалось значительное время. Чкалов приехал на летно-испытательную станцию ЛИС завода, чтобы познакомиться с новым истребителем. Понимая особую важность кратчайшего ввода его в строй, Валерий Павлович дал согласие на испытание самолета в воздухе, заранее зная о степени риска такого шага.
Он также верил конструкторам и сборщикам истребителя, их стремлению до начала экспертных полетов устранить все обнаруженные дефекты. Но дефицит времени, к сожалению, исключил такую возможность. Утром 12 декабря руководство завода под нажимом сверху было вынуждено подписать акты о сдаче заводом И-180 на заводскую летно-испытательную станцию и акт о готовности опытного самолета к первому вылету. К актам была приложена ведомость дефектов, не влиявших на безопасность первого вылета и подлежавших устранению после первых полетов. Берия под грифом «совершенно секретно» доложил военно-политическому руководству страны: И. Сталину, В.
Молотову и К. В закрытом письме также признавалось, что истребитель пока находится в «сыром виде», имея 48 дефектов, которые могут грозить катастрофой самолета в воздухе Из письма Л. Берия И. Молотову, К. Ворошилову от 12 декабря [1938 г. Однако это предупреждение осталось без серьезного внимания.
В тот же день Валерий Павлович предпринял первую попытку испытать И-180. Вследствие неполадок с двигателем М-88 самолет не смог оторваться от земли, и был отправлен в ЛИС на устранение отмеченных неисправностей. Чкалов в кабине самолета 15 декабря состоялось повторное испытание нового истребителя на столичном Центральном аэродроме имени М. По словам конструктора Н. Поликарпова, присутствовавшего на испытаниях, «…вплоть до последнего разворота, полет мне представлялся совершенно нормальным, судя по поведению самолета. После первого круга В.
По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент» Из показаний по расследованию катастрофы 15 декабря [1938 г. Обломки самолета И-180 после аварии Какого-либо тревожного состояния летчик-испытатель перед полетом не испытывал. Порай в своих объяснениях по поводу катастрофы указывал на тот факт, что настроение у Валерия Павловича было хорошее, он разговаривал с коллегами, смеялся Из показаний по расследованию катастрофы 15 декабря [1938 г. Авария произошла примерно через 10 минут после взлета самолета. Как указывалось в закрытом докладе Л. Берии руководству страны от 15 декабря 1938 г.
Магистральная, д. Ворошилову, М.
Воспитывавшиеся в строгости дети родителя побаивались, но тот, наказывая Аверьяна больше для порядка, чем из желания обуздать кипучую натуру сына, пожалуй, даже негласно поощрял рискованные забавы сына, не без основания полагая, что они закаляют волю и характер мальчика. Валера же, признанный лидер среди своей «горской» ватаги, запросто выходил «стенка на стенку» против «базарских», живших в окрестностях рынка ребят, многие из которых были гораздо его старше. Но исключительная сила и очень рано проявившаяся воля к победе позволяли ему всегда одерживать верх.
Детство Валерия, как и большинства ребятишек его среды, длилось не долго, очень скоро паренек пошел «в люди». Посланный учился в техническое училище города Череповца, Чкалов так и не смог его окончить, - в 1918 году учебное заведение закрылось, и юноше пришлось вернуться на Родину. Вернувшись в Василёво, молодой человек трудится вместе с отцом. Но профессия кузнеца его не привлекала. Как и все, кто вырос на Волге, он хотел плавать.
Но с буксира Валерий уволился, чтобы уступить свое место остро нуждающемуся в заработке многодетному товарищу. Но иная страсть владела юношей, другая стихия все больше и больше привлекала его. Лазурная синь неба и вольный полет птиц, воздушные пируэты стрижей и ласточек, упрямая борьба чаек с налетавшим бешенным ветром завораживали его с детства. А однажды увиденный приводнившийся на Волгу гидросамолет окончательно укрепил паренька в желании летать, стать авиатором. Что-то тронуло мое сердце.
Я увидел в нем свободу, полет. Уже тогда я представил себя летчиком. Что-то необъяснимое потянуло меня в небо. Осенью 1919 года Валерий вступает добровольцем в Красную Армию. Он стал работать слесарем-сборщиком на авиационном заводе.
В 1921 году настойчивыми просьбами Чкалов добивается путевки в Егорьевскую авиационную теоретическую школу. И по ее окончании в 1922 году был переведен в Борисоглебскую авиационную школу, где среди 10 лучших учеников был направлен на дальнейшее обучение в Москву. А в 1924-1928 годах Валерий был распределен в 1-ю Краснознаменную истребительную эскадрилью в Ленинград, где познакомился с Ольгой. Тогда Ольга Орехова училась в Педагогическом институте имени Герцена. В тот день на занятиях драмкружка, где она занималась, мы оказались случайно.
После одного из концертов тот самый летчик подошел к ней и, поклонившись, представился: «Валерий Чкалов». В одну из встреч он подарил ей свою фотографию, на обороте было написано: «Той, которая может заполнить мою жизнь». С летчиком у тебя будущего не будет! И его надпись на обороте того первого фото тоже оказалась пророческой. А ухаживая за Ольгой, он на спор совершил безрассудный поступок: пролетел под Троицким мостом, задел провода и повредил самолет.
За этот «подвиг» он очутился в тюрьме, где отсидел 16 суток. Перефразируя пушкинского «Евгения Онегина» , «судьба Валерия хранила», потому что молодой авиатор очень легко отделался. Так, несмотря на жестокие времена, Чкалов умудрился избежать серьезного наказания. Чкалову фантастически повезло с женой: Ольга Эразмовна всегда и все понимала правильно. В конце концов за одиннадцать лет брака одной семьей они жили всего шесть, хотя Чкалова почти не было дома.
К этому времени Чкалова перевели в Брянск, и он писал оттуда письма. Несмотря на всю суровость характера, Чкалов писал трогательные письма к жене, проявляя заботу о сыне. Они мечтали о большой и дружной семье. В мае 1933 года родилась дочь, которую в честь отца назвали Валерией. А младшая девочка родилась летом 1939 года, через полгода после смерти Валерия Павловича.
Ее назвали Ольгой, в честь матери.
На здании Администрации и Земского собрания Чкаловского района установлен герб Чкаловска с красным оленем на белом фоне, белыми ладьёй на синем и самолетом на красном фонах. Что же — простой, понятный и красивый герб у Чкаловска! И вот, наконец, отделение почтовой связи «Чкаловск». Еще больше радуют сотрудники отделения почтовой связи. Они отлично подготовились к приему филателистов. Юбилейные конверты и марки, сувенирные наборы с марочным листом, КПД Москвы и Санкт-Петербурга, отдельные конверты с московским спецгашением см. А как быстро и мастерски они нам помогли оформить спецгашения и отправку заказной корреспонденции! Большое спасибо всем сотрудникам ОПС «Чкаловск» 606540 за внимание к Саровским филателистам, все эти девушки достойны премии за отличную работу в праздничный день! Но время неумолимо — на торжественную встречу официальных лиц и гостей праздника у памятника В.
Чкалову не успеваем и прямиком по улицам Комсомольской и Чернышевского выходим на набережную — ул. По ходу отмечаем очень «колоритные» бараки и козу на их фоне. На улице Комсомольской Есть и домики, очевидно позапрошлого века, с краснокирпичной кладкой, как в Сарове. На улице Чернышевского На набережной, на высоком берегу стоят уже весьма богатые дома. На улице Чкалова Двигаемся дальше по улице Чкалова к музейному кварталу «Русские крылья» — там сегодня основные торжества. В мемориальный музей В. Чкалова не пускают — сначала пройдут «вип-персоны». Выходим к 13-00 на площадь перед сталинским Домом культуры с барельефом Чкалова на фасаде. Сегодня в 15-30 по программе торжественное открытие этого здания после длительной реставрации… А вот и сами «Русские крылья»- современный боевой реактивный самолет на постаменте. На площади уже много народа — на установленной концертной сцене-трибуне идет обещанное по программе дефиле участников конкурса современного костюма «Русский лен».
До начала объявленного на 14-00 летного шоу у нас есть время, и мы идем по ярмарочным рядам. Выставка — продажа народных промыслов Поволжья просто поражает. Куклы как живые Невозможно у такой мастерицы не купить что-нибудь Кстово, Лысково, Хохлома, и многие другие умельцы представили свою продукцию, а в Новинском центре ремесла додумались даже сделать к юбилею игрушку «молоточки — самолетики» со схемой легендарного полета через Северный полюс. Делаем покупки сувениров на память… А народ уже столпился на берегу Волги в ожидании летного шоу. Параллельно идет бесплатное катание детей на различных «суденышках» по Горьковскому морю. И вот, наконец, они прилетели! Два спортивных самолетика выделывали над нами фигуры высшего пилотажа! Порой даже было страшновато, когда кто-то из летчиков пикировал на наше «людское море» и проносился совсем низко над нашими головами! Привет, летуны! А мне всё равно!
У меня свой самолёт Шоу продолжалось не более получаса и прекратилось так же внезапно, как и началось!
С самолета Чкалов сошел уже в статусе всенародного героя в том числе официально — за перелет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина. В США их встречали как героев, фотографии советских летчиков красовались на передовицах газет, в их честь устраивались банкеты и званые ужины, а президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт лично поздравил их в Белом Доме. По слухам, к славе и почестям Чкалова ревновала Марлен Дитрих, шедшая с ним на одном корабле из США в Европу — известная актриса была шокирована и недовольна избыточным вниманием, которое вместо нее оказывалось советским летчикам.
Подготовка проходила в условиях крайней спешки — тестировку летательного аппарата собирались закрыть до Нового года. При этом на момент испытаний в машине было выявлено порядка 190 дефектов, и о том, чтобы тестировать его в воздухе не могло быть и речи. И все же, несмотря на эти дефекты и отговоры конструкторов, 15 декабря Чкалов решил провести летные испытания — в итоге при заходе на посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него.
Валерий Павлович Чкалов
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов. Чкалов подвиг. Чкалов летчик испытатель. Чкалов герой советского Союза подвиг. Чкалов летчик подвиг. Чкалов самолет. Сообщение про Чкалова. Исторический деятель Нижегородской области Чкалов. Чкалов презентация для детей. Чкалов подвиг кратко. кочегар парохода - впервые увидел самолет и страстно захотел летать.