Граждане пост-советских республик привыкли считать Одессу «еврейским городом» и прародителем «еврейского юмора», однако сегодня в населении Одессы официально только 1% евреев.
Жизнь в Одессе изменилась до неузнаваемости: жительница города осмелилась сказать правду
А почему в Одессе много евреев? | Почему в Одессе много евреев: история, факты, причины. |
Почему в Одессе было много евреев и что с ними стало? | Израильская газета The Jerusalem Post сообщила тревожную новость: после кровавых событий 2 мая еврейская община Одессы готовится к эвакуации. |
Американский ученый: "Причина культурного упадка Одессы в исчезновении евреев"
Не потому ли ильфо-петровские пикейные жилеты так мечтали сделать Черноморск вольным городом? Со временем данная диаспора стала здесь одной из самых влиятельных, прежде всего в банковской сфере… а также в криминальной области наиболее известным в этой области был «Мишка Япончик», урожденный Мойше-Янкель Винницкий. Число одесских евреев резко сократилось после 1941 г. Нaциcтaми их было yничтoжeно порядка 34 тыс. Очередной спад семитской численности наблюдался в 1970-е гг.
В 1989 г. Так что в наши дни это уже история, ушедшая в прошлое.
В Советском Союзе многие евреи учили своих детей не показывать открыто знаки еврейства, чтобы не пострадать от антисемитизма. Я спросил Гениальную о подвеске, про себя задаваясь вопросом, здравое ли решение носить ее на Украине. Гениальная начала носить подвеску шесть лет назад.
Родители тоже переживали по поводу ее решения, но она говорит, что за шесть лет ни разу не пострадала. На этом все заканчивалось». Об антисемитизме она сказала: «Я его не замечаю…Я просто нигде его не вижу. Может быть, где-то он и есть, но не рядом со мной». В день моего посещения в молодежную группу пришли только трое старшеклассников, поэтому официальное занятие отменили.
Вместо этого мы сидели и пили чай, а я расспрашивал учеников о проявлении антисемитизма на их опыте. Реакция была примерно такой же. Иногда другие школьники говорят что-то общее, или учителя рассказывают о Второй мировой, практически не упоминая о Холокосте. Это напомнило среднюю школу в Америке со средним уровнем антисемитизма, почти не наносившим вреда еврейским студентам. Где был свирепый антисемитизм?
Молодые евреи в центрах «Гилель» в Киеве, Харькове и Одессе в основном проигнорировали вопросы об антисемитизме на Украине. В Киеве девочки из класса с изучением иврита сказали, что с ужасом следят за новостями об антисемитизме во Франции, Германии и Англии. В Одессе в ответ я услышал «пфф». Кристина Тяхнырядько, 25-летняя студентка медицинского института, работающая в еврейском агентстве в Харькове, раздраженно отреагировала на эту тему. Когда бабушка узнала, «начались истерики из-за антисемитизма.
Тебя изобьют, тебя убьют». Таким же непостижимо страшным посчитала бабушка и Звезду Давида на шее. Надень крест», — ругала она. В итоге бабушка вернулась посмотреть Украину и убедилась, что страна изменилась. Тяхнырядько оправдывала сообщения об украинском антисемитизме ведением войны с Россией.
Многие украинские евреи считают, что большая часть случаев вандализма, нападений и злобных граффити происходят по указке России, чтобы настроить еврейскую общину против Украины и дестабилизировать и без того слабое постреволюционное правительство. В качестве примера она приводит случай вандализма в Умане, где похоронен Рабби Нахман из Браслава, на могилу которого постоянно приходят его последователи. В декабре 2016 года кто-то оставил в синагоге голову свиньи с вырезанной на лбу свастикой, а стены забрызгал красной краской. Но «это не антисемитизм, это провокация», — говорит Тяхнырядько. Кризис украинской еврейской общины Директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский часто публично обвиняет Украину в антисемитизме.
Его цитируют почти в каждой статье на эту тему в еврейских и нееврейских СМИ. Он несколько раз в день публикует на своей странице в «Фейсбуке», у которой много подписчиков, примеры проявления в стране антисемитизма и постоянно критикует правительство Украины за недостаточные действия для защиты меньшинств. За это его многие ненавидят. Критики называют Долинского анти-украинским агентом Кремля, частью российской информационной войны против нестабильной страны. Правительство больше заслуживает доверия, когда говорит: «да, мы видим эту проблему».
Приверженцы идеи еврейского просвещения — маскилим — стали лидерами общины и играли главенствующую роль в еврейских делах, что не имело ничего подобного во всей имперской черте оседлости. Ортодоксальные евреи однако полагали, что маскилим «делают первый шаг по пути ассимиляции», и были недалеки от истины. Одесская синагогинальная реформа проводилась сразу же вслед за германской.
В 1873 году еврейское население города составило уже более четверти общего числа, а к концу девятнадцатого века — 35 процентов. Главным для евреев стало приспособление к духу и атмосфере одесского свободного делового сотрудничества. Портовый город, как и все подобные города, развивался параллельно с подпольными притонами разврата, публичными домами и целой индустрией древнейшей на земле профессии.
Евреи занимали видное место среди многотысячной уголовной публики Одессы. Даже очень видное и активное. Одесская мафия — одна из старейших в мире криминальных структур.
Организованная преступность появилась там еще в конце 17 века, когда в городе был открыт порт. Под Одессой была сформирована полноценная инфраструктура, с многокилометровыми дорогами и подземными складами. Главой двухтысячной армии налетчиков был молодой человек с полуанархистскими замашками Мишка «Япончик» М.
Он стал «королем» одесских бандитов в первых десятилетиях двадцатого века. Еще один «авторитет» блатного мира Одессы - Хаим Вайсман, аферист, шпион, провокатор, содержатель публичного дома, «воспитавший» своих сыновей Семена и Александра в лучших традициях южно-морских малин. В шестидесятые годы девятнадцатого века евреям приписывали и создание рынка «белых рабынь».
Одесса стала не только крупнейшим городом юго-запада империи, но и ее главным культурным центром столицей евреев. Редактор одесской газеты «День» писал в 1879 году, что Одесса представляет собой «нервный центр всего русского еврейства, оказывая свое влияние на всю страну». Выдающийся русский хирург с мировым именем Н.
Пирогов, чья профессиональная и общественная деятельность проходила в Одессе, очень верно подметил, что евреи всегда смотрели на образование детей как на священный долг. К музыке евреи особенно одесские всегда относились с восхищением, восторженно. А одесситы весьма настойчиво обучали своих питомцев и игре на скрипке да на других инструментах, что, в конце концов, не могло не наводнить страну, Европу и всю планету своими музыкальными дарованиями и гениями.
Концентрация или насыщенность евреями жителей приморского города достигла в двадцатом веке «критической массы», что привело к объевреиванию одесситов-неевреев — с одной стороны и к ославяниванию евреев — с другой. Евреи сыграли незаменимую роль, практически слившись и растворившись в сообществе одесситов, придав ему своеобразный шарм, определенные черты портовой деловитости, солнечной легкости, жизнерадостности и мягкого южного юмора. С отъездом большого количества евреев Одесса не пропала, но сильно видоизменилась и почти потеряла свое лицо, свой шарм и душу, можно сказать, утратила престижность и привлекателыьность.
Знаменитые евреи Одессы: 0. Менделе Мойхер-Сфорим Яков Абрамович Шолом , родившийся в белорусском Копыле 1835 и умерший в Одессе 1915 — основоположник «дедушка», по словам Шолом-Алейхема новой еврейской литературы. Не читал, а знаю о неем только по отзывам.
Очень нравятся его произведения! Михаил Жванецкий 1934 - феномен одесского юмора, народный артист РФ. У него была Отличная фразировка песен!
Для этой цели ввели специальную наценку во время продажи кошерных мясных продуктов в виде коробочного сбора. К началу двадцатого столетия еврейские учебные заведения в нашем городе достигли такого количества, что Одесса в этой части была на первом месте во всем имперском государстве. О профессиональных обществах Одесскую еврейскую общину знали также благодаря профессиональным обществам, которыми объединялись еврейские учителя, портные, ювелиры, рубщики мяса кошерного, конечно , синагогальные хористы, торговцы, приказчики, биндюжники, портовые грузчики и многие другие. Каждое такое общество было оснащено своим молитвенным домом, ссудно-кредитной кассой, благотворительным отделением и библиотекой. Благотворительные общества Несмотря на то, что среди одесского еврейства встречались крупные коммерсанты и предприниматели и в немалом количестве ,преимущественно одесские евреи были очень бедными, и чтобы смягчить социальную пропасть, решили создавать организации в виде благотворительных обществ. В начале девятнадцатого столетия создали старейшее благотворительное общество, которое занималось раздачей одежды нуждающимся евреям. Это общество было обеспечено своим молитвенным домом, который с 1893-тьего располагался на улице Ремесленной. Когда подошла к концу Октябрьская революция, религию провозгласили чем-то вроде «опиума для народа», поэтому началось массовое закрытие синагог. Синагогу вышеупомянутого общества закрыли к концу 20-тых гг. Долгий период сооружение использовали не по его назначению и еврейская община получила его обратно только в 1992-ром.
Как обстояли дела в двадцатом столетии К началу двадцатого столетия одесское население на тридцать два процента состояло из евреев. Город был оснащён синагогами их было семь , молитвенными домами их сорок пять , крупными общегородскими еврейскими благотворительными учреждениями их было два , учебными заведениями их было восемьдесят девять , хедерами начальными учебными заведениями их было двести , крупными еврейскими профессиональными обществами, которые занимались взаимопомощью их было пять. Ну, а после этого пришла революция, а вместе с ней и начало совсем другой истории. Реалии современности Преимущественную часть своей истории наш город представлял собой крупнейший еврейский мировой центр, а здешнюю общинную жизнь знали благодаря ее полноте и разнообразию. К сожалению, за время Советского Союза еврейская община потерпела значительный ущерб, — религиозную и национальную свободу декларировали только на бумаге, а на деле все это не осуществлялось. Конечно, в этот период евреи также старались не изменять своей жизни и традициям, однако этому сопутствовали огромные трудности и опасности, а за еврейские традиции можно было и вовсе сесть в тюрьму. Но с 1990-того, когда Советской власти оставалось «править балом» еще недолго, нею была признана религиозная свобода и культурная автономия евреев, так что Одесса ощутила что-то вроде настоящего еврейского Ренессанса. За прошедший период в городе уже существовали структуры и организации, которые занимались обеспечением жизненного еврейского цикла, а еврейская община действовала для того, чтобы поддержать каждый элемент в общинном механизме. Образование Важной задачей всех еврейских семей стало обеспечение хорошего образования детям. И помощь в этом они получали от «Хабада-Ор Авнера», учебно-воспитательного комплекса, который представляет собой часть сети с одноимёнными школами, которые располагались по всему бывшему Союзу.
Этот комплекс состоял из школ и детских садов.
Почему в Одессе так много евреев: история и причины
Управление социальной защиты населения, согласно предварительным подсчетам, подает цифру в 1 029 650 жителей правда, здесь учитывается не постоянное, а наличное население. Иными словами, город вновь преодолел миллионный рубеж. Эксперты предполагают, что это могло произойти за счет значительного притока в Одессу беженцев из Восточной Украины. Стоит также отметить, что летом население Одессы заметно увеличивается благодаря туристам и отдыхающим. Одесситы даже в шутку отмечают в сентябре "второй день освобождения города". Какова гендерная структура населения этого города? Как считали одесситов? История первых переписей Одесса, как известно, была основана в 1794 году.
В это непросто поверить, но в те времена "заманить" людей в этот город было довольно трудной задачей. Первых поселенцев привлекали на черноморское побережье с помощью различных льгот: казенных домов, денежных премий в 150 рублей и освобождения от военной службы. Впервые население Одессы подсчитали уже в 1795 году. На тот момент в городе проживало 2349 человек. В начале XIX века в Одессе начинается строительство морского порта. Это событие стало ключевым стимулом в привлечении новых жителей для города. Перепись 1817 года показала, что население Одессы выросло уже до 32 тысяч человек.
А через двадцать лет оно уверенно перешагнуло 50-тысячный рубеж. Однако первая серьезная перепись населения в Одессе состоялась в 1892 году. Городская дума выделила на ее проведение свыше 30 тысяч рублей.
В первой половине XIX в. Так, в середине 1840-х гг.
Что ж, когда Бог сотворил Одессу, он увидел, какой это прекрасный город, и испугался, что одесситы не будут озабочены тем, как попасть в Царство Небесное. И для того, что бы одесситы Бога не забывали, Всевышний послал в Одессу евреев. Так что у Одессы украинская территория, русский язык и еврейское счастье. Основным занятием евреев в этот период была торговля зерном. Многие евреи были мелкими торговцами, посредниками главным образом между помещиками и экспортерами , агентами крупных иностранных и местных, в основном - греческих хлеботорговых компаний, маклерами.
Евреи работали на зерновой бирже оценщиками, кассирами, весовщиками, а также занимались ремеслами, торговлей мануфактурными и бакалейными товарами. Во второй половине XIX века темпы роста еврейского населения Одессы возросли. К этому времени они заняли господствующие позиции в хозяйственной жизни города. Евреи вытеснили греков из торговли зерном. В 1910 г.
Из десяти крупнейших городских банков семь принадлежали евреям. Большинство городских газет также принадлежали евреям. Специфической чертой еврейской жизни Одессы был многочисленный преступный мир со своим языком и субкультурой. С конца XIX века Одесса стала одним из мировых центров сионистского движения. Экономическое засилье евреев вызывало погромы 1821, 1859, 1870, 1881, 1905, 1906 гг.
Несмотря на потери в годы гражданской войны и массовую эмиграцию, численность евреев в советской Одессе продолжала возрастать. В годы румыно-немецкой оккупации, как уже отмечалось, погибла значительная часть еврейского населения. Однако после возвращения из эвакуации, а также продолжающегося переселения в Одессу как в «еврейский город» евреев со всего Советского Союза еврейское население Одессы продолжало оставаться значительным. В 1959 г. По переписи 1970 г.
Однако как раз с этого времени численность одесских евреев начинает сокращаться и в абсолютных, и в относительных цифрах. За 1968-90 гг. Еще более массовый исход евреев начался из независимой Украины.
Да на Украину. То самое, о котором ровно десять лет назад предупреждал старина Киссинджер, в очередной раз сыгравший роль великой геополитической Кассандры современности. Теперь же об этом не говорит только ленивый. Хотя все это можно было спрогнозировать и ранее. Для этого не нужно быть Генри Киссинджером. Даже в среднесрочной исторической перспективе. Только одни это скрывают, а другие прямым текстом вписывают в государственную доктрину страны. Наиболее продвинутые сефарды и ашкеназы понимали неизбежность очередного великого и массового переселения своего народа. Недаром же они санкционировали строительство в том же Днепропетровске самой большой синагоги на всем евразийском континенте. Они внесли великий вклад в развитие науки, литературы, искусства и других областей. Их много среди депутатов, мэров и президентов. Люди на Украине, как и в других европейских странах, сами, без принуждения голосуют за евреев на выборные должности. И если вдруг в результате войны на Ближнем Востоке Израиль как государство падет в то, что это произойдет прямо сейчас, лично я не верю , то евреи могут переехать, куда захотят — в любые страны, включая Украину. Им не нужно совершать какие-то особые действия по отношению к Украине — евреи могут просто приехать и жить там. У многих украинское гражданство есть, а у кого нет — оформить его не будет проблемой… Украина для многих евреев родной дом. Здесь родились они, их родители и родители их родителей. Спросите одессита или днепропетровчанина, что будет, если в их город приедут евреи. Он ответит: «Ха! Они мы и не уезжали»».
Неудивительно, что среди такого большого количества людей встречались и видные представители криминала. Некоторые из них вообще стали легендарными личностями. Среди наиболее известных из них стоит упомянуть Софью Блювштейн, работавшей под кличкой Сонька Золотая ручка. Сама молодая женщина не была уроженкой Одессы, однако много в ней промышляла, попутно блистая в местном светском обществе. Другой легендарной личностью стал Михаил Мойша Винницкий, более известный под своим криминальным именем Мишка Япончик, считавшийся в начале XX века королем одесских бандитов. Очень часто в криминал уходили дети вполне обеспеченных родителей. Примером может служить Петр Перец, сын декабриста-еврея, получившего дворянское звание по указанию самого императора. Лев Беркович, известный одесский вор, происходил из богатой купеческой семьи. Были и другие случаи, когда дети уголовных «авторитетов» становились образованными законопослушными людьми. Примером этому служат Перельманы. Отец семейства Исаак сам вором и скупщиком краденого. Один из его сыновей также пошел по криминальной линии, зато 2 других уехали во Францию, где получили университетское образование в Сорбонне. Послереволюционное время Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война быстро разделили людей на 2 враждующих лагеря. Часть одесской еврейской элиты эмигрировала из России, другая — выступила в поддержку переворота. Тот же Мишка Япончик сформировал из своей 2-тысячной армии налетчиков полноценное армейское подразделение — 54-й полк имени Ленина. Правда, воевали бывшие бандиты недолго, разбежавшись после первого же боестолкновения. Самого же Япончика вскоре убили. В самой Одессе, как и в былые времена, управление осуществляли наиболее грамотные представители еврейского сообщества, перешедшие на сторону большевиков. Временным городским головой стал Б. Фридман, комиссаром города — Я.
Евреи решили бежать из Одессы?
Массовая эмиграция, особенно одесских евреев и греков, превышение смертности над рождаемостью сократили население Одессы более чем на 100 тысяч человек. Одной из ключевых причин, почему евреи выбрали Одессу, была ее богатая торговая и промышленная инфраструктура. Статья Светланы Лехтман в сборнике статей по итогам факультатива по иудаике и израилеведению в ОНУ им. Мечникова «Мама городов Израилевых» о том откуда в Одессе появились евреи, и почему к созданию Израиля приложили руку одесситы. Одной из ключевых причин, почему евреи выбрали Одессу, была ее богатая торговая и промышленная инфраструктура.
Основная навигация
- Почему в одессе много евреев?
- Одесская еврейская община : исторический аспект
- Евреи из Одессы не эвакуируются – они просто уезжают -
- Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Одессы
- Почему Одессу считают городом евреев, хотя их там всего 1% населения
Украину освобождают от населения для евреев
Почему Одесса — еврейский город. Евреи в Одессе появились задолго до того, как появилась сама Одесса. Почему именно в Одессе произошло взаимное проникновение еврейской и других культур? Например, на знаменитом одесском Привозе свинина сейчас стоит 280 гривен (618 рублей) за кг, а в 2021 году ее можно было приобрести за 139 гривен (307 рублей). Смотрите видео онлайн «Почему в Одессе проживало много евреев?» на канале «Гастрономические Вибрации» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 июля 2023 года в 12:03, длительностью 00:03:44, на видеохостинге RUTUBE. Одной из ключевых причин, почему евреи выбрали Одессу, была ее богатая торговая и промышленная инфраструктура.
Одесса-мама: почему город торгашей и юмористов стал оплотом русофобии
Это было связано с несколькими ключевыми факторами. Во-первых, регион, в котором находится Одесса, был завоеван Российской Империей много столетий назад. Чтобы Турция не смогла вновь вернуть эти земли, их следовало быстрее освоить. Поэтому государство предлагало множество экономических льгот гражданам, которые решат переехать в захваченные южные регионы.
Выпускник театрального института, создатель множества юмористических этюдов. Вместе с Ю. Тимошенко во время ВОВ ездил по фронту и выступал перед солдатами, поднимая их боевой дух.
Советскому зрителю артисты стали известны как Тарапунька и Штепсель. Их творческий дуэт пользовался успехом на протяжении почти сорока лет. Поэтому не стоит удивляться, что в этой среде появилось не только много добрых, выдающихся личностей, но и тех, кто отличался презрением к морали и криминальным складом ума. Правда, он уехал оттуда в США вместе с семьей еще в детстве. В 13 лет он сколотил свою подростковую банду. Получив криминальный опыт, уроженец Одессы стал грозой американских банков, беспощадно и дерзко грабя их.
Потом перешел к букмекерским операциям, проворачивая в этой сфере свои темные дела. Без жалости устранял других евреев-гангстеров. Позже Берман завязал с криминалом и даже пошел на фронт после начала Второй Мировой. Зарекомендовал себя как неплохой разведчик. Умер уже после войны на операционном столе, на который попал из-за проблем с кишечником. Настоящим бичом Одессы был М.
Винницкий, известный как Япончик. Он считался королем всех местных бандитов. Его слава была настолько велика, что писатель Бабель даже создал похожего на него персонажа для своих «Одесских рассказов». Одесса в период Холокоста Численность семитского народа в Одессе значительно уменьшилась после большевистской революции. Но это не идет в сравнение с тем, какой урон еврейскому сообществу нанес Холокост.
Одним словом, всех своих и сразу на Украине станет спокойней... В одночасье... А вот наши евреи в Великую Отечественную не драпали, а дрались и очень мужественно дрались! А украинские в коленках слабы.
А возможно и придётся. Чушь ваша информация, выдумка.
Это естественно, дружба у детей возникает во время учёбы, во время посещения спортивных секций, во время праздников. Всё это на протяжении 25 лет для евреев происходит отдельно от других одесситов. Таким образом, мы, действительно, получили «евреев в диаспоре». Если раньше они были частью нашего сообщества, то теперь они сообщество в сообществе. Поэтому, пытаться понять, что у них происходит внутри очень трудно. Более того, этот замечательный феномен — gыdobanderovtsы — демонстрирует именно старшее поколение. То есть, евреи, ассимилированные в одесское сообщество.
Те из них, кто пытается выжить и быть в тренде. Для еврейской же молодёжи и Одесса, и бывшая Украина, и всё постсоветское пространство, — не более, чем внешний фактор, который надо минимизировать. Они живут в своём Мире. Он полон уюта и комфорта. Более того, им кажется, что этот Мир и есть Одесса. Впрочем, они быстро уезжают в Израиль за бесплатным и качественным высшим, и, как правило, не возвращаются. В общем, был бы я Говорухиным, кино бы снял — «Евреи, которых мы потеряли».
Краткая история еврейской Одессы
Предлагаем краткую историю одесского народа в Одессе и обзор мест в городе, связанные с евреями. Подпишитесь на Яндекс Дзен Больше аналитики, больше новостей! Сегодня многие задаются вопросом: много ли еще осталось евреев в Одессе? В послевоенное время началась антисемитская кампания, из-за которой евреев увольняли с работы, некоторых арестовывали, были ликвидированы остатки еврейской культуры в Одессе. Граждане пост-советских республик привыкли считать Одессу «еврейским городом» и прародителем «еврейского юмора», однако сегодня в населении Одессы официально только 1% евреев.
Одесские евреи ч. 1
Молодые евреи в центрах «Гилель» в Киеве, Харькове и Одессе в основном проигнорировали вопросы об антисемитизме на Украине. Одесса-мама: почему город торгашей и юмористов стал оплотом русофобии. После войны какое-то количество евреев в Одессу вернулись однако в целом перестала быть "еврейской". Почему Одесса — еврейский город. Евреи в Одессе появились задолго до того, как появилась сама Одесса. Еврея сложно согнать с нагретого места, если сгоняет не еврей.