Думал, что евреев в Одессе проживают намного больше, чем указанных здесь 1,2 процента. Многие евреи из Одессы переехали в США, Палестину и другие страны. Почему в Одессе проживает так много евреев исторический обзор и факторы миграции. Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»: Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах названную Черноморском) как еврейскую (одни пикейные жилеты чего стóят!); близок им духом одесский. Почему в Одессе много евреев, как они там появились?
Почему в Одессе много евреев, как они там появились? Правда ли это?
Непарадная история: о еврейских погромах в Одессе | Насправдi | На момент официального основания Одессы в 1794 году в ней проживали 246 евреев, что составляло 10% населения. |
Почему в Одессе жило так много евреев? | По этим причинам евреи долгое время подвергалась максимальным ограничениям на фоне других народов Российской империи. |
Одесса — город русский и чуть-чуть еврейский | Конечно, и сейчас в Одессе живут евреи, многие из них вернулись после 1945 года. |
Население Одессы: численность и состав
Во-вторых, в Одессе проживало множество евреев из разных регионов, включая Волынь и Подолье, а также из Галиции. Думал, что евреев в Одессе проживают намного больше, чем указанных здесь 1,2 процента. Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»: Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах названную Черноморском) как еврейскую (одни пикейные жилеты чего стóят!); близок им духом одесский.
2 мая, Одесса - ритуальное еврейское убийство
Почему в Одессе много евреев: история, факты, причины. Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»:Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах. Хотя, после 1991 уехало евреев безумно много. Например, на знаменитом одесском Привозе свинина сейчас стоит 280 гривен (618 рублей) за кг, а в 2021 году ее можно было приобрести за 139 гривен (307 рублей).
2 мая, Одесса - ритуальное еврейское убийство
Об это интересно знать (Interesting facts), 39. ПОЧЕМУ В ... | – Потому что Одесса или потому что в одесском КВН тон задавали евреи, хотя если евреи не задают тон в КВН – это все что угодно, но только не КВН? |
Краткая история еврейской Одессы — Еврейский мир. (Давид Литвак) — NewsLand | Потому что статистически собственно евреев в Одессе сегодня не просто мало, но очень мало: порядка. |
«Великий исход евреев из Израиля – не за горами? И как это скажется на СВО?»
После войны какое-то количество евреев в Одессу вернулись однако в целом перестала быть "еврейской". Речь идёт о таком проекте, как создание второго Израиля, или резервного государства для граждан Израиля со столицей в Одессе. Евреи стали массово покидать Одессу после восьмидесятых годов, когда появилась возможность свободно выехать за границу и многие из них устремились в Израиль или в США. Многие евреи активно участвовали в обороне Одессы в августе—октябре 1941 года, одним из руководителей которой был секретарь горкома Наум Павлович Гуревич. Например, на знаменитом одесском Привозе свинина сейчас стоит 280 гривен (618 рублей) за кг, а в 2021 году ее можно было приобрести за 139 гривен (307 рублей). Почему же евреи выбрали Одессу в качестве своего основного места проживания?
Непарадная история: о еврейских погромах в Одессе
Причиной погромов стал слух о том, что евреи были ответственными за казнь заключённых, которую совершили советские войска перед тем, как покинуть Львов. По этим причинам евреи долгое время подвергалась максимальным ограничениям на фоне других народов Российской империи. Евреи стали массово покидать Одессу после восьмидесятых годов, когда появилась возможность свободно выехать за границу и многие из них устремились в Израиль или в США.
История и причины присутствия евреев в Одессе: рассмотрение фактов и обстоятельств
К примеру, в главной синагоге Одессы служил прекрасный певец классической канторской музыки Бецалель Шульзингер, перебравшийся в черноморский регион из Умани. Еще один еврей, Нисан Блюменталь, известен тем, что прослужил в синагоге свыше 60 лет. Практически уникальным человеком стал Григорий Розен, главврач одесской тюремной больницы. Он честно проработал в этом заведении 45 лет, в конце службы получив звание генерал-майора. Доктор впервые в практике тюремных больниц начал привлекать к работе акушерок и медсестер. Его сын Василий продолжил семейную традицию, став врачом городской еврейской больницы. Поначалу в заведении насчитывалось около десятка койко-мест, однако со временем его возможности настолько увеличились, что помимо евреев туда принимали более 300 больных христианского вероисповедания. Впоследствии Василий Розен получил еще и должность первого президента сионистского общества «Кадима». Если продолжить линию людей, вошедших в политику или своими произведениями тесно с ней связанных, нельзя не упомянуть Ашера Гинзберга. Этот выдающийся писатель и публицист 30-летним мужчиной приехал в Одессу, где стал заниматься проблемами национального самосознания, войдя в число зачинателей еврейского национального движения. Еще одним ярким представителем политического направления стал Владимир Жаботинский.
Обладая незаурядным талантом и организаторскими способностями, он стал вторым видным деятелем сионизма, уступив по популярности лишь Теодору Герцлю. Постепенно Одесса превратилась в главный еврейский культурный центр юго-запада Российской империи. Специально для данной национальности в городе издавалось несколько газет и журналов, сотрудниками которых были видными писателями, публицистами, историками. Издатель Александр Цедербаум выпускал на иврите газету «Гамелиц» с приложением «Кол мевасер», печатавшаюся на идише. С 1860 года в Одессе начала выходить русскоязычная газета «Рассвет», редактором которой был Осип Рабинович. Среди представителей культуры нельзя не упомянуть писателя С. Абрамовича Менделе Мойхер-Сфорим , ставшего основоположником еврейской литературы. Также можно назвать Бецалеля Штерна, директора новой светской еврейской школы, известных живописцев иудейского происхождения Ю. Бершадского, Е.
Еврейская община Одессы развивалась не только в экономическом и культурном плане, но и в области социального самоорганизации. В начале XX века здесь создались различные еврейские благотворительные и образовательные учреждения, синагоги, хеседы и общественные организации, которые содействовали поддержке и помощи нуждающимся евреям. Одесса также стала центром еврейской прессы и литературы. Здесь начали свою карьеру многие известные еврейские писатели и поэты, такие как Исаак Бабель, Шолом-Алейхем, Михаил Кропивницкий и многие другие. Эти талантливые люди внесли значимый вклад в мировую литературу и культуру. Сегодня еврейская община Одессы продолжает активно развиваться и преуспевать в различных сферах жизни города. Одесские евреи до сих пор сохранили свои традиции и культурное наследие, и это делает город еще более уникальным и разнообразным. Экономический рост евреев в Одессе Евреи имеют долгую и богатую историю в Одессе. От их приезда в город в XIX веке, они сыграли важную роль в экономическом развитии Одессы. Одесса была привлекательной торговой площадкой благодаря своему географическому положению на Черноморском побережье и важному порту. Евреи активно включились в торговлю и стали проводниками и посредниками во внешней торговле города. Их роли в торговле и скупке зерна, масла, сала и других товаров были важны для процветания города. Вторая половина XIX века была золотым временем для Одессы. Рост и процветание города привлекли еще больше еврейских бизнесменов и предпринимателей. В то время евреи играли важную роль не только в торговле, но и в банковском секторе, недвижимости и промышленности. Экономический рост евреев в Одессе был также связан с увеличением населения города. Многие евреи покидали маленькие села и предместья, чтобы найти лучшую жизнь и больше возможностей в Одессе. Они приходили в город в поисках работы и учебы. Евреи также активно участвовали в культурной жизни Одессы. Они открывали и поддерживали театры, музеи, библиотеки и другие культурные учреждения. Они были патронами и спонсорами искусства и литературы.
Подложная грамота Противостояние между евреями и украинским населением некогда польских земель не прекратилось и после прихода туда России. Это вполне закономерно привело страшному процессу, в народе получившему название Колиивщина. Данное гайдамацкое движение началось в XVIII столетии после появления на свет некоей «Золотой грамоты», авторство которой приписывалось российской императрице Екатерине II. В этом документе она якобы призывала украинское население физически уничтожать евреев и поляков. И хотя сама императрица к появлению подложной грамоты никакого отношения не имела, опустошительная волна погромов накрыла украинские земли. Возглавил Колиивщину запорожский казак Железняк, а идейным вдохновителем этого неприглядного явления, а также первым, кто озвучил текст «Золотой грамоты», стал православный монах Мелхиседек Значко-Яворский. Куда бы ни приходили гайдамаки, они сначала цитировали грамоту, как бы подводя законодательную базу под еще несовершенные преступления, а потом начинали погромы, сопровождавшиеся массовым насилием и убийствами. И все это прикрывалось высокой идеей очищения Малороссии от противников национальной религии. Начавшись в Киевском воеводстве, погромы быстро распространялись по другим украинским регионам. Документы тех лет свидетельствуют о невиданном размахе насилия по отношению к евреям. Придя в украинское село Жаботин, гайдамаки вырезали 70 жителей еврейской национальности. Среди убитых оказалась и супруга раввина. Однако это был лишь незначительный эпизод разыгравшейся трагедии. Наибольшее число жертв оказалось в другом месте. Им стал город Умань ныне Черкасская область Украины. Именно туда под защиту местного гарнизона устремились тысячи еврейских беженцев. Надеясь на получение серьезной добычи, в Умань двинулся и Железняк со своей армией. Возможно, что самого страшного не произошло, если бы не предательство одного из руководителей обороны города. Едва Железняк приблизился к Умани, на его сторону перешел командир казацкой милиции Сотник Гонта. Объединив усилия, они атаковали город. Обреченные жители, возглавляемые губернатором Младоновичем, объединились в отряды ополчения и отчаянно сопротивлялись нажиму гайдамаков.
Погромщикам активно противостояла еврейская самооборона, к которой присоединились и многие граждане нееврейского происхождения: к примеру, отряды самообороны формировали ученики мореходного училища и рабочие—железнодорожники. Активное участие в дружинах принимали члены социалистических партий, например, член РСДРП, тогдашний студент Новороссийского университета Лев Громашевский. На Молдаванке например, на нынешней улице Богдана Хмельницкого между погромщиками и отрядами самообороны развернулись настоящие сражения. Всего численность отрядов самообороны оценивается примерно в 2000 человек. Число убитых превышало 500 человек, из них 400 евреев, свыше 5 тысяч получили ранения, требовавшие неотложной медицинской помощи. В городе разгромили более 1600 «еврейских помещений», десятки тысяч людей остались без крова. Около 250 евреев были 23 и 24 октября похоронены в общей братской могиле на Еврейском кладбище. Лишь 23 октября, когда город окончательно погрузился в хаос, власти решили принять меры. По распоряжению командующего Одесским военным округом барона Каульбарса в город были введены войска. Ситуация начала понемногу стабилизироваться. Реакция Погром ужаснул Одессу. Почти ежедневно стрельба, бросание бомб из домов, рукопашные ожесточённые схватки. Множество раненых и убитых. И это в городе, который по своему благоустройству и благосостоянию считает себя городом европейским… Вы выступили против врагов царя, но действительные враги закона и порядка притаились или скрылись. Вы в возбуждении увидели врага царева в каждом иноверце—еврее. О бунтарях скоро забыли. А начали позорное для христиан, усиленное давней враждой разорение и избиение евреев. Жертвой насилия оказались честные труженики и торговцы, большей частью бедняки, которых вы своим буйством и разорением их убогого имущества лишили крова и куска хлеба. Вы запятнали себя кровью многих людей, ни в чём дурном не повинных, которых вина только в том, что они не нашей веры. Выступивши против бунтовщиков, вы незаметно для себя сами стали бунтовщиками», — упрекал горожан архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий. Трагические события имели разрушительные последствия для Одессы: только прямой материальный ущерб был оценён в 3 миллиона рублей. Около 50 тысяч человек под впечатлением от погрома предпочли покинуть город. Вину за случившееся многие одесситы возлагали на градоначальника Дмитрия Нейдгарда. Ему вменялось в вину не только непринятие мер по пресечению беспорядков, снятие охраны с улиц города, отказ от создания городской милиции, вооружения населения для самозащиты, но и открытое содействие еврейским погромам. Газеты отмечали, что с именем Нейдгардта Одесса и одесситы всегда будут связывать самое тяжёлое, самое мрачное воспоминание об октябрьских днях 1905 года. Каульбарса «устранить градоначальника». Об этом телеграммой был оповещён председатель Совета министров С. Витте, который и уволил Д. Нейдгардта с занимаемого поста. Комиссию в Одессе возглавил сенатор А. Выводы комиссии были не в пользу Нейдгарда. Его дело передали на рассмотрение Первого департамента правительствующего сената. Дмитрий Нейдгард Однако Нейдгарду удалось выплыть. С одной стороны, помогли связи: сестра Нейдгарда была женой ставшего премьером Российской империи Столыпина. С другой стороны, власти страны, вплоть до самого императора Николая II, не скрывали сочувственного отношения к погромщикам. Монарх в письме 27 октября своей матери пишет о погромах: «... Да и в выводах той же комиссии Кузьминского немалая вина за случившееся возложена на самих евреев. Надо ли удивляться тому, что в этой ситуации Дмитрий Нейдгард не был наказан, а, напротив, пошёл на повышение? Он был произведён в тайные советники, стал сенатором, членом государственного совета и гофмейстером высочайшего двора. В 1910-м он ревизует правительственные и общественные установления Царства Польского, в 1911-м — деятельность земских и городских учреждений по сооружению мостов. В 1908 году Одесская городская дума не только полностью реабилитировала «доброго, благородного» Дмитрия Борисовича, но и присвоила ему звание почётного гражданина города. Погромы легли несмываемым пятном на репутацию правящего режима. Для многих жителей страны, придерживавшихся прогрессивных взглядов, понятие «монархист» стало родственным понятиям «погромщик» и «антисемит». Данный факт впоследствии не без успеха использовала социалистическая агитация. Увы, падение царизма не стало концом бед еврейства бывшей Российской империи.
ПОЧЕМУ В ОДЕССЕ МНОГО ЕВРЕЕВ
«Великий исход евреев из Израиля – не за горами? И как это скажется на СВО?» | Одной из ключевых причин, почему евреи выбрали Одессу, была ее богатая торговая и промышленная инфраструктура. |
Жизнь в Одессе изменилась до неузнаваемости: жительница города осмелилась сказать правду - МК | «Одесса — это, конечно, русский город, но вот чуть-чуть еврейский», — сказал Путин. |
Украину освобождают от населения для евреев | | Еще существовала на Дальнем Востоке Еврейская автономная область, но там среди 200 тысяч населения евреев было чуть больше 10%. |
Евреи из Одессы не эвакуируются – они просто уезжают
Whole families arrived and arrived from different regions of the Russian Empire to the south. Из Подолья, Волыни, Галиции, центральных районов России и так далее. From Podolia, Volyn, Galicia, central regions of Russia and so on. Весьма благосклонно к евреям относился руководитель региона граф Воронцов. The head of the region, Count Vorontsov, was very supportive of the Jews. Alueen johtaja kreivi Vorontsov kohteli juutalaisia hyvin suopeasti.
Благодаря ему в Одессе стали селиться зажиточные еврейские семьи из Европы, в частности из Австрии. Thanks to him, wealthy Jewish families from Europe, in particular from Austria, began to settle in Odessa. Они привезли с собой деньги, опыт, трудолюбие. They brought with them money, experience, hard work. Благодаря новым жителям город развивался.
Thanks to the new inhabitants, the city developed. Uusien asukkaiden ansiosta kaupunki kasvoi.
При этом он отметил, что с целью сменить место жительства уезжают не все. Многие только пережидают военные действия, в том числе, в других областях Украины. Есть даже некий лагерь беженцев под Житомиром, организованный для луганской общины. Вчера я получил известие, что община Мариуполя осталась в городе, несмотря на то, что в каких-то 30-ти километрах слышна канонада. В эту субботу раввин проводил молитвы и все обряды, которые полагается иудеям выполнять в шаббат. Синагога работает, она открыта".
Сейчас это некое временное явление.
С 20 декабря 1941 года по 15 января 1942 года все они были расстреляны командой «айнзацгруппы» СС , румынскими солдатами, украинскими полицейскими и местными немцами-колонистами [1] [10] [11]. Месяц спустя был организован марш смерти 10 000 евреев в три концлагеря в Голте. В январе 1942 года около 35—40 тысяч оставшихся в Одессе евреев были выселены в гетто , организованное 10 января 1942 года в бедном районе Слободка. Выселенные находились там в условиях невероятной скученности, жилья на всех не хватало, люди находились зимой под открытым небом, что привело к массовой смертности от переохлаждения [3] [1] [12]. В гетто они были собраны лишь для того, чтобы уже из него быть депортированными далее, в сельские концлагеря. С 12 января по 20 февраля 1942 года оставшихся 19 582 евреев депортировали в Березовский район Одесской области.
Их перевозили в неотапливаемых эшелонах, многие погибли в дороге. В Березовке составляли партии, которые пешком отправлялись в Сиротское , Доманёвку , Богдановку , Голту и другие концлагеря. Много людей, не добравшись туда, умирало от голода и холода по дороге. Охрана, состоявшая из румынских солдат и немецких колонистов , устраивала во время пути массовые расстрелы евреев. Через 18 месяцев практически все узники Голты погибли [3]. Пережившие Холокост[ править править код ] В лучшем положении находились евреи, направленные на работу в сёла: примерно половина из них пережила оккупацию. Положение в гетто Доманевки и других гетто Транснистрии улучшилось в 1943 г.
Тогда, грубо говоря, вешали на уши, что это требования Совета Европы. Я тогда спрашивал у председатель Верховной рады в 1991—1994 и 2000—2002 годах. Лайфа Ивана Плюща: "Почему вы такое сотворили? Центробанк Украины, "просветил" генерал-лейтенант читателей "Кременчугской газеты", подчинён банковскому дому Ротшильдов, как и банки ещё 150 стран мира. Петр Порошенко и спикер Кнессета Юлий Эдельштейн. Надо сказать, Омельченко давно транслирует в популярных украинских СМИ национал-шовинистического пошиба впрочем, где сейчас в Незалежной найти другие идеи весьма специфического свойства. Например, 30 марта этого года газета "Украина молодая" отвела целый разворот под статью генерал-лейтенанта, поведавшего читателям, что "Праукраина — это древнейшая интеллектуальная цивилизация на земле" и именно она была прародиной "ориев", то есть ариев: "В то время, когда народность ориев проживала на территории нынешней Украины…" Далее, пишет он, "ории" принесли в Индию трезубец герб современной Украины , "наши предки, царские скифы, называли себя наследниками атлантов" и т.
Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Одессы
А когда по итогам наполеоновских войн была взята и сама Польша, то и вовсе почти все евреи Европы. Сначала они считались пусть и неполноправными, но подданными и несмотря на ограничения, налагаемые на представителей нехристианских религий, имели большую часть гражданских прав. Но уже через некоторое время после воссоединения земель отцов и дедов, их стали ограничивать в этом, а спусковым крючком для принятия такого решения была жалоба купцов из великорусских губерний на конкуренцию со стороны евреев. Тогда и была введена печально известная черта оседлости, которая предполагала, что евреи должны жить, где и жили. Но после присоединения того, что стало называться Новороссией, перед правительством стала проблема по освоению новых территорий, и заключенные в своих местечках евреи казались наилучшими кандидатами для реализации переселенческой политики.
С начала 19-о столетия был дан старт созданию еврейских земледельческих колоний на юге нынешней Украины. К сожалению, народ, который много веков не сажал ничего, кроме морковки в своем огороде, оказался не очень приспособлен к сельскому хозяйству, и это великое начинание оказалось неудачным.
Share 4 До 1917 года Одесса входила в черту оседлости, что сыграло главную роль, так как представителям семитского народа за ее пределами запрещалось обосновываться.
Одесса имела крупный порт, что обеспечивало тенденцию к развитию города и это привлекало евреев, так как можно было успешно заниматься торговлей и заниматься высокооплачиваемыми ремеслами и добиться больших успехов в науке.
Появились двойные фамилии, часто сокращающие до неузнаваемости итальянскую часть, а многие итальянские фамилии и вовсе полностью исчезли в смешанных браках. В 1905 году в Одессе насчитывалось всего 50 постоянно проживавших в городе итальянских подданных, и еще 600 одесситов, назвавших себя итальянцами, итальянским языком не владели.
В советский период истории одесские итальянцы исчезли как этническая группа, смешавшись с разноплеменным русскоязычным населением города. Особую роль в истории Одессе сыграли французы. Герцог Ришелье которого одесситы фамильярно и поныне называют Дюком и сменивший его Александр Ланжерон справедливо считаются теми, кто создал Одессу.
Но помимо градоначальников, французы дали городу множество других деятелей экономики и культуры. Французы создали в Одессе первые банки. Одесский коммерческий суд возглавлял граф де Сен-При, коммерцией с Европой занималась фирма Франже.
Среди самых первых заводов Одессы - стеариновых свечей Ж. Питансье, ваксы А. Жако, мыла Лабера, пудры Пишона.
Неудивительно, что первая городская газета печаталась по-французски. А когда в 1827 году начал выходить «Одесский вестник», то и он печатался на двух языках - французском и русском. Впрочем, французы не были столь многочисленными, как итальянцы или греки, так что ассимилировались они уже к концу XIX века.
Как и во многих крупных городов Российской империи, в Одессе проживало много немцев. Уже в 1803 году немцев в молодом годе было 558 человек. Среди первых одесских базаров был и Немецкий рынок.
По переписи 1897 г. Немцы имели сильные позиции в деловой жизни города. Всего в начале ХХ века немцам в Одессе принадлежало свыше 20 различных предприятий: механических, чугунолитейных, машиностроительных, лакокрасочных, мыловаренных, мукомольных, пивоваренных, ювелирных и др Самой же знаменитой одесской группой были евреи.
В первой половине XIX в. Так, в середине 1840-х гг. Что ж, когда Бог сотворил Одессу, он увидел, какой это прекрасный город, и испугался, что одесситы не будут озабочены тем, как попасть в Царство Небесное.
И для того, что бы одесситы Бога не забывали, Всевышний послал в Одессу евреев. Так что у Одессы украинская территория, русский язык и еврейское счастье.
Про таких, как он, в Одессе говорят — хуже фашиста может быть только взбесившийся еврей. Еврей Эдуард Гурвиц и в самом деле словно взбесился — он стал верным другом и покровителем местной бандеровской гопоты. Это именно про Гурвица одесский журналист Сергей Раздольников возмущённо написал: «В угоду бандеровцам Гурвиц даже переименовал переулок Грибоедова в «провулок Романа Шухевича», нисколько не смущаясь тем обстоятельством, что этот полюбившийся ему персонаж в годы войны гордо носил мундир гауптштурмфюрера СС и, соответственно чину, занимался физическим истреблением «расово неполноценных». А среди них, кстати, помимо поляков, белорусов, «неправильных» украинцев и русских, было, мягко говоря, немало единоплеменников самого Эдуарда Иосифовича! Знал ли он об этом? Вне всякого сомнения…».
А что? Согласно давним одесским традициям, человек просто делал свой гешефт, потому и угождал властвующему политическому режиму. Стоит ли удивляться, что в Одессе с подачи местных властей со временем стала распространяться настоящая русофобия! Публицист Николай Орлов, анализируя майскую трагедию, справедливо указал: «То, что случилось 2 мая в Одессе, стало закономерным итогом равнодушия основной массы населения этого города и Украины в целом… Не будем вдаваться в долгие исторические экскурсы, а просто вспомним, как развивались события в городе-герое Одессе задолго до 2014 года… Разве не в Одессе некая девица сжигала на Вечном огне георгиевские ленточки? Разве не в Одессе фашиствующие отморозки среди белого дня срывали с подростков георгиевские ленточки? Кстати, есть сведения, что люди Гурвица принимали самое активное участие в разгроме Дома профсоюзов. Именно они, по данным независимого расследования, указывали бандеровцам все пути-выходы здания, дабы не дать уйти укрывшимся в Доме пророссийским активистам. Если это так, то Гурвиц уже не просто типичный одесский жулик, а настоящий убийца.
О чём это говорит?
Самый нееврейский «еврейский джентльмен» Одессы
Еще существовала на Дальнем Востоке Еврейская автономная область, но там среди 200 тысяч населения евреев было чуть больше 10%. Конечно, и сейчас в Одессе живут евреи, многие из них вернулись после 1945 года. Одесса-мама: почему город торгашей и юмористов стал оплотом русофобии.