Эта седмица называется Страстной, или Великой. Она называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя, Его страданий («страстей»), смерти и погребения. Как православные верующие проводят время в Страстную седмицу: когда начинается и заканчивается эта неделя, что разрешено и запрещено делать в это время.
Лента новостей
- Страстная неделя у христиан | это... Что такое Страстная неделя у христиан?
- Значение Страстной недели в христианстве
- Великий понедельник Страстной недели
- Страстная неделя в 2024 году
- Смысл Страстной седмицы
Страстная неделя: как ее провести правильно, что можно и нельзя делать
Почему воскресенье перед Страстной неделей называется Вербным? Красная неделя, Червоная, Страстная седмица, Святая неделя, Страшная неделя[5]; укр. Білий тиждень, Чистий тиждень; полес. У славян-католиков (хорватов, словенцев, чехов и словаков) Страстная суббота также называется bijela subota, biela sobota. Как православные верующие проводят время в Страстную седмицу: когда начинается и заканчивается эта неделя, что разрешено и запрещено делать в это время. Страстная неделя в 2024 году у православных. Страстная седмица посвящается воспоминаниям о последних днях жизни Христа на Земле, в том числе о его лишениях, распятии, смерти и погребении.
Страстная седмица: гид по неделе
Согласно древнему обычаю, Страстная неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. время наистрожайшего поста, неделя поминовения страданий Господних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение. самая важная неделя всего года, посвящённая последним дням земной жизни Христа. Согласно древнему обычаю, Страстная неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу.
Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день
Понятно, что в сам праздник Пасхи, то есть после праздничного богослужения в ночь с 15 на 16 апреля пост отменяется. Нет поста и всю следующую неделю за днем Пасхи, называемую Светлой. Снисходя к немощи больных или тяжело работающих людей, церковь допускает для них послабления. Как учат святые, «мы не телоубийцы, то есть не убийцы тела, мы убийцы греха». Когда красить яйца, готовить куличи и пасхи и когда их освящать Если быть точными, не освящать и не святить, а получать благословение на непостную пищу — яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное. Слова «освящать» или «святить» в данном случае употребляются неточно: ни яйца, ни буженина, ни даже кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово «освящение». Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, для тех, кто не успел, — в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром. Красят же яйца и готовят остальную снедь обычно в Страстной четверг или в Страстную субботу. Причем священники призывают к тому, чтобы хозяйственные хлопоты не затмевали для нас богослужений Страстной недели. Календарь Страстной недели Страстные понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с учениками.
На Страстную верующие стараются непременно прийти на исповедь и причаститься. И хотя сделать это можно в любой день, больше всего желающих исповедоваться бывает в среду. Ведь исповедуясь накануне Великого четверга, верующие потом причащаются в четверг утром — в память о том, что именно в этот день Господь установил Таинство Причащения.
Неделя начинается с Великого понедельника. Великий понедельник — время строгого поста. В этот день начинают себя ограничивать даже те, кто не делал этого в Великий пост. Страстная неделя является «чистым» периодом, поэтому верующие приводят в порядок дома. Рекомендуется выбросить все старое и ненужное, почистить дом от мусора.
Джотто ди Бондоне, 1303-1305гг. Великий четверг называют еще Чистым четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения через Таинства Покаяния исповеди и Причащения, с другой - речь о бытовой части жизни. Именно в четверг стараются убраться в доме.
Страстная пятница - самый скорбный день церковного календаря: именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа. Шесть долгих часов мучительных страданий на Кресте. Евангелие сообщает: Крестная смерть Христа произошла в девятом часу около трех дня по нашему времени. Поэтому во второй половине дня из алтаря в центр храма выносят плащаницу - "погребальную пелену", особую икону из ткани, изображающую снятое с Креста Тело Спасителя.
В Великую пятницу до выноса плащаницы не принято есть, в этот день не служат Божественную литургию - в знак того, что в Страстную пятницу Сам Господь принес Себя в жертву. Безгрешный и бессмертный по Своей Божественной природе, Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, пройдя человеческий путь до конца - через страдания и смерть. И сделал Он это из любви к нам, людям. Тициан Вечеллио, 1565 г.
Страстная суббота - время, когда, как говорят в Церкви, "да молчит всякая плоть", то есть время внутренней сосредоточенности и тишины. Время ожидания Воскресения Христа. Но, пребывая Телом во гробе, Душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения мира, томились души всех умерших и даже души святых ветхозаветных времен. Безгрешный и бессмертный по Своей природе Иисус Христос нисходит во ад, но не задерживается там - ведь в Нем нет ничего от греха, да и смерть не властна над Ним, Сыном Божьим.
И Христос выходит из ада.
Вместо этого лучше направить свои мысли на принятие и прощение. Безусловно, пост подразумевает отсутствия и увеселительных мероприятий. Последний день недели, который называют Тихим. К этому моменту завершаются все приготовления к праздничной пасхальной трапезе. В церквях освящают куличи, пасхи, яйца и другие продукты. Как поститься на Страстной неделе Раньше пост держали только верующие люди, но сейчас это становится популярно и в светском обществе. Пост в Страстные дни держат даже те, кто избегал Великого поста. По правилам с понедельника по пятницу разрешается есть только хлеб, овощи, фрукты, орехи, а в пятницу есть нельзя совсем.
Таким образом, мы выражаем скорбь, ведь именно в пятницу Иисус был распят. В субботу в меню можно добавить пищу с растительным маслом. А в Пасху после праздничного богослужения в ночь с 23 на 24 апреля пост отменяется. Приметы на Страстную пятницу Народные приметы помогают верующим подготовиться к Пасхе. Как правило они связаны с запретами, передаются из поколения в поколение и помогают семьям соблюдать правила. Великий понедельник В начале Страстной недели важно посвятить себя домашним делам и провести тщательную уборку. Например, запасти дрова и корм для животных, сделать необходимое в огороде, если вы живете в доме. Примета гласит, что посаженные в Великий понедельник растения дадут богатый урожай.
Вопросы о религии. Почему на Страстной седмице Великий четверг называют чистым
Эта неделя называется Страстной седмицей. Страстной седмицей называется последняя неделя поста перед Пасхой 2019 – и это время особо строго воздержания во всем: и в еде, и в поведении верующих. Страстной принято называть неделю до праздника Пасхи. Как православные верующие проводят время в Страстную седмицу: когда начинается и заканчивается эта неделя, что разрешено и запрещено делать в это время. Страстная неделя (в этом году с 10 апреля и закончится 14 апреля), предшествует празднику Пасхи. Страстная неделя называется "Великой и Страстной седмицей", или "Страстной седмицей".[68] Поскольку православный литургический день начинается на закате (как это было с древности), литургии Великого понедельника начинаются в воскресенье вечером.
Страстная неделя: значение в православии и как ее нужно провести
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ, последняя перед Пасхой (см. ПАСХА христианская) неделя Великого поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ). это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Страстная седмица продолжает Великий пост — все ограничения Великого поста сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже, но это совершенно особый период.
Что происходило в дни Страстной седмицы
Во время Страстной седмицы христиане вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа. А кульминацией становится молитвенное проживание Церковью страданий и смерти Спасителя. В богослужебных текстах этих дней находят отражение Его арест, допросы, издевательства, распятие и погребение. Время личного покаяния, сосредоточенности на проблемах собственной души, составляющих основное содержание Великого поста, завершилось. И до Пасхи мы проживаем новый этап: полностью переводим взгляд с себя на страдающего за нас Христа.
Поскольку церковный день начинается с вечера, Страстная седмица также начинается с вечера Вербного воскресенья, когда в церкви уже совершается служба следующего дня — Великого Понедельника. Все дни Страстной седмицы называются Великими, чтобы подчеркнуть их важность и значимость. Да, гастрономические ограничения не только не снимаются, но даже усиливаются. По Уставу в первые три дня предписывается сухоядение, то есть можно есть хлеб, фрукты и овощи, в четверг разрешается горячая пища с растительным маслом и немного вина, а в пятницу прием пищи вообще не предусмотрен.
В это время соблюдается строгий пост, а за каждым ее днем закреплены особые обряды и правила. Рассказываем, как верующие готовятся к светлому празднику Пасхе, какие библейские события вспоминают, а также что следует сделать в Страстную неделю, а чего категорически нельзя. Когда Страстная неделя в 2024 году В 2024 году светлую Пасху празднуют 5 мая. Страстная неделя предшествует этой дате: 28 апреля — Вербное воскресенье, а сама Страстная неделя продлится с 29 апреля по 4 мая. В чем суть Страстной недели «Страсти» с церковнославянского означает «страдания».
Последняя неделя перед Пасхой посвящена «страстям Христовым» — страданиям Христа, распятию и погребению. Страстная неделя — это особый период, который формально отделен от Великого поста. Каждый день этой предпасхальной недели обретает особую символическую значимость и отсылает к евангельским событиям, неслучайно в православной вере закрепилась традиция называть эти дни Великими. В эти дни не празднуют дни святых, не проводят обряды венчания или крещения. Весь он посвящен одному — подготовке к Христову Воскресению.
Великий понедельник Первый день посвящен ветхозаветному пророку Иосифу, который был продан в рабство собственными братьями. Эта история напоминает наполненный страданиями путь Иисуса. Еще один затрагиваемый сюжет — проклятие Христом бесплодной смоковницы, которая олицетворяет нераскаявшуюся душу. Также в церквях начинается чин мироварения, которое происходит раз в году, — это приготовление особого освященного масла миро, состоящего из растительных масел и душистых трав. Великий вторник На церковных службах уделяют внимание проповедованию Христа.
В этот день в Иерусалимском храме и за его стенами он поведал о Страшном суде и своем втором пришествии, а также притчи о дани кесарю, талантах, десяти девах. Первосвященники были возмущены его речами, но не хотели нападать открыто — уже тогда народ почитал его. Великая среда Этот день посвящен сразу двум событиям: помазанию Христа миром и предательству Иуды, согласно Евангелию, решившему предать Учителя за 30 сребреников. В Великую среду последний раз читается молитва с тремя земными поклонами. Далее поклоны не совершаются до Троицы.
Также в этот день верующие участвуют в таинстве исповеди.
Страстная неделя называется также Белой или Чистой. Связано это с тем, что в данный период христианам необходимо заботиться о своем внутреннем духовном мире, очищении души и тела.
В такие дни Православная Церковь не празднует дни своих Святых, не поминает умерших и не проводит таких таинств, как венчание, крещение. Это неделя перед Пасхой, каждый день которой велик и свят. Православные христиане проводят это время, усердно молясь и пребывая в строгом воздержании.
Рассмотрим каждый день отдельно. Объединяет этот период то, что каждый из ниже рассматриваемых великих дней наполнен печалью и скорбью. Неудивительно, что Страстная неделя подразумевает период строжайшего поста.
По окончанию этой седмицы наступает праздник Пасхи. В понедельник вспоминается история смоковницы, на которой Иисус не обнаружил плодов и иссушил ее. Это бесплодное дерево символизирует души, которые не приносят в Царстве Божьем духовные плоды.
При проведении богослужения вспоминают также и библейского Иосифа — сына Иакова, которого братья продали в рабство. Подобно Иосифу в новозаветное время, иудеи, возненавидев Христа, предали Его крестной смерти.
История и современные особенности последней недели перед Пасхой Страстная или Цветная? История и современные особенности последней недели перед Пасхой 12 апреля 2017. Страстную седмицу можно назвать самым строгим периодом поста. Она стоит «особняком», не входит в Святую Великую Четыредесятницу, и поэтому каждый ее день — это совершенно особое время. О том, как раньше верующие проводили последний этап пути перед главным православным праздником, с какого времени эта седмица выделялась Церковью особо, какие символы и смысл раскрывают для внимательного богомольца ее богослужения — рассказывает протодиакон Анатолий Ковшиков, клирик Христорождественского кафедрального собора города Рязани. Протодиакон Анатолий Ковшиков Когда мы обратимся к истории, то увидим, что дни Страстной седмицы действительно стояли совершенно особо и отличались строгостью. Так, если взять людей семейных, то они в это время старались даже не общаться друг с другом!
Это, кстати, написано и в Триоди, там есть такие небольшие заголовки о том, как должно проводить дни Страстной седмицы. А много веков назад все было иначе… Если копнуть глубже в историю, исследуя происхождение Страстной седмицы, то вас там будут встречать неожиданные открытия. Например, у моих студентов в Рязанской православной семинарии становятся очень удивленные лица, когда я им рассказываю, что раньше Страстная седмица называлась… Светлой, а точнее — Цветной седмицей! Это, мягко говоря, необычно, и возникает закономерный вопрос — а почему так было? Ответ достаточно прост - да потому, что в Великий пост используется одна книга, Постная Триодь, а в Пасхальный период до самой Троицы — другая, она называется Цветная триодь. И как раз Цветная Триодь в старину использовалась с Недели ваий, то есть как раз с начала Страстной седмицы. Последняя предпасхальная раньше не носила такой сугубо покаянный характер, страстной, это была именно подготовительная неделя перед Пасхой. И отголоски такого отношения к неделе, которую мы теперь привычно называем Страстной, можно найти и сейчас. Вот, скажем, я спрашиваю у студентов или даже знакомых священников: вы заметили, каким напевом в наше время поются обычные песнопения на богослужениях Страстной седмицы?
Ничего подобного! Уже с Великой среды начинают петь по-красному, торжественно.
Страстная неделя 2023: что означает каждый день, как подготовиться, запреты
Иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Две притчи о винограднике. На трапезе сухоядение Утром - Литургия Преждеосвященных Даров. Вспоминаем обличение Господом книжников и фарисеев, беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах. Они напоминают о неожиданном пришествии 10 дев и праведном суде о талантах. Вспоминаем жену-«грешницу», омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя и предателя Иуды, избравшего духовную гибель. Утром в храме - последняя Литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз прочитывается великопостная молитва Ефрема Сирина, последние земные поклоны, которые до Троицы отменяются, исключение - перед Плащаницей.
Также вспоминаем об омовении ног Господом ученикам, о молитве в Гефсиманском саду. Все православные причащаются Святых Христовых Таин. Утром в храмах - Литургия Василия Великого. Полное воздержание от пищи В этот день переживаем осуждение на смерть Господа нашего Иисуса Христа, Крестные страдания и смерть. Литургии не положено. Утром - Царские часы.
Во второй половине дня - Вечерня с выносом св. Плащаницы выносят из алтаря и полагают на возвышение в центре храма, украсив цветами. Утреня с чином погребения св. Плащаницы, чтение канона о распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы совершается крестный ход с Плащаницей вокруг храма с пением «Святый Боже... Расписание уточняйте в храмах. На трапезе пища без растительного масла и вино Утром - после часов и изобразительных совершается вечерня в соединении с литургией Василия Великого — последней в году, на которой читается 15 паремий из Ветхого Завета, в них - прообразы Страданий, Смерти и Воскресения Христа и пророчества о Новозаветной Церкви; вместо Херувимской песни поется гимн: «Да молчит всякая плоть человеча».
После отпуста — благословение хлебов и вина и после этого в храмах начинают освящать куличи.
Великий Понедельник В этот день Церковь вспоминает невинного Иосифа, который прообразует собой Христа. Как Иосифа продали в рабство братья, так был продан и Господь. Как Иосифа сажают в заключение в Египте, так Иисус нисходит в темницу гроба. Как промысел Божий освобождает Иосифа из узницы, так воскресает Иисус Христос. Иосиф питал всех приходящих к нему хлебом во время голода, а Иисус Христос стал для всех притекающих к Нему Хлебом жизни. Воспоминание целомудренного Иосифа в Великий понедельник побуждает христиан провести Страстную седмицу как можно чище. Евангельское чтение в этот день напоминает о иссохшей смоковнице, которая прообразует фарисеев и законников, не дающих духовного плода. Господь призывает своих учеников молиться, так как человек без веры и молитвы мертв. В Великий понедельник служится литургия Преждеосвященных даров.
На литургии Евангелие провозглашает слово Господне о признаках разрушения Иерусалима и о конце мира. Великий Вторник Во второй день страстной седмицы Церковь приводит в назидание верующим притчу о десяти девах. Елей в притче символизирует дела милосердия. Девы юродивые, у которых не достало елея, это суть благочестивые люди, которым не хватило дел милосердия. Через Евангельское благовестие о десяти девах Церковь призывает верных всегда бодрствовать, молиться и совершать милостыню и другие дела благочестия, чтобы пришествие Господа не застало нас врасплох. На утрени читается Евангелие о том, как фарисеи и саддукеи, прикидываясь благочестивыми ревнителями о Боге, задавали Господу вопросы, стараясь подловить Его, чтобы предать на суд. Премудрый Господь, видя их помыслы, обличил лукавство и притворство книжников, обратившись к народу с проповедью о беззакониях священноначалия. На Литургии Церковь благовествует о втором пришествии Христа и кончине века, продолжая тему, начатую в Великий понедельник. Великая Среда Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного, где Ему и ученикам была приготовлена вечеря. Женщина-блудница принесла миро, и возлила на голову Христа.
Толкователи Евангелия объясняют ее поступок надеждой на очищение от духовной нечистоты, подобно тому как очистил Христос от телесной нечистоты Симона. Когда ученики стали упрекать женщину в напрасной трате мира, Спаситель запретил им, сказав, что она из любви ко мне сделала это. Так и Церковь в среду Страстной седмицы учит верующих, что добрые дела это не только милостыня, но и посильное выражение любви к Богу. Сейчас принято оправдывать свое нерадение к Церкви тем, что Богу деньги не нужны. Однако приношение невидимому Богу, который незримо присутствует в храме, есть проявление любви к Нему. В благодарность о содеянном, Господь прославил эту женщину во всем мире, где было проповедано Евангелие. В это же время иудейские законники ищут причины убить Иисуса. Один из учеников, злочестивый Иуда Искариотский, предложил предать Господа, оценив Неоценимого в 30 сребренников. Святая Церковь предупреждает нас об опасности сребролюбия, способного ввергнуть душу в ад. В среду на Преждеосвященной литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами.
Из песнопений этого дня также особенно трогателен тропарь дня «Егда славнии ученицы», который поется на утрени после «аллилуиа». Когда славные ученики просвещались на вечери умовения ног , тогда нечестивый Иуда, заболев недугом сребролюбия, омрачился безумием, и вот предает беззаконным судьям Тебя, праведного Судию. Смотри, любитель богатства, на того, кто удавился из-за них: не подражай несытой душе, которая дерзнула на такое в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе. Россия В этот день за Литургией приготовляется годовой Агнец запасные Святые Дары для причащения больных и умирающих вне времени совершения Литургии.
Этот обычай, существовавший в Древнерусской церкви, сохранился и у старообрядцев-поповцев. Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что в начале Тайной Вечери Господь омыл ноги своим ученикам, показывая пример служения ближним. В память об этом древнерусские Уставы содержат «Чин омовения ног»: в соборе епископ омывал ноги двенадцати священникам, в монастыре игумен — братии. В новообрядческой церкви этот чин, не совершавшийся на протяжении XX века, в настоящее время восстанавливается. В старообрядчестве этот обычай не сохранился.
Икона омовение ног из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Вечером в четверг совершается павечерница и утреня Великого Пятка в церковной традиции день начинается с вечера. Это одно из самых важных богослужений церковного года, когда читается двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях, крестной смерти и погребении Господа. Молящиеся внимают им, держа в руках зажженные свечи. Перед Евангелием и после него хор поет: «Слaва страстeмъ твои1мъ, гDи» земной поклон.
Евангелия чередуются с антифонами — особенными стихерами, которые попеременно исполняют правый и левый крылос. Четырехчастная икона Страсти Христовы. Новгородская таблетка из Софийского собора. XV век В новообрядческой церкви вошла в употребление так называемая Пассия passio — страдание лат. Авторство Пассии приписывается митрополиту Петру Могиле, однако сам Акафист Страстям Христовым, являющийся центром Пассии, сочинен архиепископом Херсонским Иннокентием Борисовым сравнительно недавно — в 19 веке.
Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Совершается она по другому графику, нежели служба страстей Христовых. Последование пассии бывает 4 раза в год по числу Евангелистов : во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья или пятницы Великого поста, по вечерам. Однако бывают случаи, что в некоторых местах Пассию совершают каждый день. Критики этого Богослужения, например архимандрит Киприан Керн , отмечают латинское происхождение этой службы.
Другие авторы отмечают нелогичность проведения этого богослужения в первых неделях Великого поста, поскольку молитвословия Страстей Христовых в это время нарушают линеарность и последовательность годового богослужебного круга. Библиотека Русской веры Читать онлайн Великая Пятница Ночью, после Тайной Вечери, Господь Исус Христос пошел со своими учениками молиться в Гефсиманский сад, был взят воинами, судим у первосвященников Анны и Каиафы, после чего подвергся поруганиям со стороны служителей первосвященников. Вспоминая все это, и верующие ночь на Великий Пяток проводят в бодрствовании. Великий Пяток — день самого строгого воздержания и сугубой молитвы, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Исуса Христа, которые претерпел Он нашего ради спасения, чтобы избавить нас от власти греха и смерти и даровать вход в жизнь вечную. Желая мысленно последовать на Голгофу, в течение всего дня верующие не вкушают пищи.
Поздно вечером они собираются в святые храмы к утрени. На этой утрени читаются 12 Евангелий, в которых подробно изложены прощальная беседа Исуса Христа, молитва Его в саду Гефсиманском, взятие воинами, суд над Ним у первосвященников Анны и Каиафы, Пилата и Ирода, крестные страдания, смерть и погребение. Верующие же стоят все это время с зажженными свечами. Стоит отметить, что в городах традиция совершать службу в ночь на Великий Пяток уже почти утрачена, однако по-прежнему остается в некоторых местностях, например на юге Украины — прим. Шествие на Голгофу Ведение ко кресту.
Андрея Рублева. Вместо неё служат «Царские часы», составленные святителем Кирилом Александрийским V век. Они намного продолжительнее обычных, ведь помимо псалмов, содержащих пророчества о крестных страданиях Господа, читаются также паремия, Апостол и Евангелие. В песнопениях, чтениях Апостола и Евангелия на каждом часе говорится о страдании и искупительной жертве Сына Божьего, «взявшего на Себя грехи всего мира». Особенностью Царских часов Великого Пятка можно назвать то, что в этой службе повторяются многие стихеры и Евангелия, читавшиеся накануне вечером.
Словно второй шанс для тех, кто не смог вечером прийти в храм. Вечером в пятницу совершается вынос на середину храма Плащаницы — писаной или шитой иконы, изображающей положение Господа во гроб. Затем совершается Боготелесное погребение: при чтении 17-й кафизмы поются краткие стихи, полные глубокого смысла и умиления. После умеренной, скромной трапезы и отдыха совершается павечерница с каноном «На боготелесное погребение и плач Богородицы», написанным в X веке Симеоном Логофетом. В некоторых местностях богомольцы, издалека приезжающие в храм к святому Празднику Пасхи, после павечерницы оставались в храме до начала Светлой заутрени.
Во время ожидания читали вслух книгу Деяний апостольских. В настоящее время этот обычай постепенно уходит, ведь почти все имеют возможность приехать в храм ближе к полуночи, на машине. На ней читается канон «Волною морскою», написанный несколькими авторами: преподобным Космой Маиумским братом преподобного Иоанна Дамаскина , Марком, епископом Идрунтским и инокиней Кассией. Канон изображает смятение неба и земли в минуты смерти Господа и воспевает любовь и славу погребенного Спаса, сходившего в ад и неразлучно пребывающего с Богом Отцом. Он полон такого глубокого смысла, что будет повторен еще раз, в начале пасхальной службы перед Крестным ходом.
Чтобы и те, кто не смог помолиться ранее за службами, а пришел только на пасхальную, услышал вдохновенные и торжественные слова канона, объясняющего смысл и значение предпасхальных событий. Ведь только после скорбных и торжественных служб Страстной седмицы открывается в полной мере торжество и радость Пасхи! Нисшествие Христа в ад изображается трогательным с хоругвями и свечами обнесением Плащаницы вокруг храма при колокольном, медленном, так сказать, погребальном звоне. После этого верующие возвращаются в храм и прикладываются к Плащанице. Великая Суббота Утром в храме читаются часы, как перед обычной службой, но Литургия совершается после вечерни.
На ней в песнопениях изображается печаль ада о потере своей власти. На вечерни читается 15 паремий — отрывков из ветхозаветных книг, в которых рассказывается о сотворении мира, пасхе ветхозаветной, содержатся пророчества и прообразы Пасхи новозаветной. Чтение множества длинных паремий сохранилось с тех времен, когда накануне Пасхи совершалось крещение оглашенных. Происходило это во время службы, когда христиане слушали паремии. Так начинается Литургия и в наши дни.
Херувимская песнь в этот день особенная, написанная святителем Василием Великим: Да молчи1тъ всsка пл0ть чlча, и3 да стои1тъ с8 стрaхомъ и3 трeпетомъ, и3 ничт0же земнaгw въ себЁ да помышлsетъ, цRь бо цRю1ющымъ, и3 гDь гDьствующымъ, хrтосъ бGъ нaшъ происх0дитъ заклaтисz, и3 дaтисz въ снёдь вёрнымъ. Пусть молчат все люди и стоят со страхом и трепетом, не думая в душе своей ни о чем земном: потому что Царь царей и Господь над владыками идет на заклание, чтобы дать Себя в пищу верующим. Ему предшествуют лики ангелов со всеми Началами и Властями, многоокие многовидящие Херувимы и шестокрылые скорые в исполнении воли Божией Серафимы, закрывая с благоговением лица свои и воспевая песнь: аллилуиа. Не рыдай обо Мне, Мать, видя в гробе Сына, которого безсеменно зачала во чреве, потому что Я встану и прославлюсь и, как Бог, вечно буду прославлять с верою и любовью Тебя величающих. Фреска на северной стене Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков.
До 1156 г. После заамвонной молитвы бывает обычное благословление хлебов и вина, которыми в древности молящиеся подкрепляли себя для слушания книги Деяний апостольских и затем на бдение ночное.
О том, как правильно её провести, что можно, а что категорически нельзя делать — в материале. Почему неделю называют Страстной? В переводе с церковно-славянского языка слово «страсти» означает «страдания». На последней неделе Великого поста верующие вспоминают «страсти Христовы». Иными словами — страдания Сына Божьего Иисуса Христа перед распятием и его сошествие в ад. Что означают дни в Страстную неделю? Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящён событиям из жития Спасителя.
Почему неделя называется Страстной?
В этот день совершилось великое событие — искупление рода человеческого от древней клятвы. Они съели запретный плод с дерева познания добра и зла. Поэтому Бог вынужден был изгнать их из рая и лишить их вечной жизни. Но Милостивый Бог не мог взирать спокойно на нарушение Его Божественного замысла о вечном блаженстве людей. Он послал на землю Сына Своего Единородного, Которого любил больше всего, для того, чтобы Он искупил людей от этой клятвы и снова смог унаследовать жизнь вечную. Люди, благодарные за такую невиданную и незаслуженную милость Божию, вспоминают события Великой Пятницы и посвящают этому событию самый строгий пост.
Многие не принимают пищи вообще в этот день. В то же время верующие усиливают и душевный пост. Они скорбят и плачут, вспоминая Страдания Христовы и Страшную Крестную смерть, и спешат в храмы на службы. Богослужения Страстной седмицы На Страстную седмицу бывают самые красивые и торжественные церковные службы в году. Они неторопливы, полны скорби и величия.
На этих службах поются: «Се Жених» и «Чертог Твой». Страдая вместе с Христом, Церковь ведет верных Его Крестным путем. Все богослужебные тексты вспоминают каждое событие, каждое слово Господа, сказанное на этом скорбном пути. Особое внимание на богослужениях уделяется Евангельским словам. В первые три дня Страстной недели совершаются одинаковые богослужения, более долгие и торжественные, чем в предыдущие постные дни.
Богослужения в эти дни состоят из великого повечерия, утрени и литургии Преждеосвященных даров. В эти дни на службах прочитывается весь Псалтирь, кроме 118 псалма, который относится к Великой субботе. Песнословия Псалтири исполнены плачем о падшей, греховной природе человека и ожиданием Спасителя мира. Богослужения в первые дни Страстной недели сопровождаются Евангельскими благовествованиями об Иисусе Христе — Его жизни, учении, вольных страданиях, начиная от рождения, заканчивая Крестной смертью и погребением. Евангельские чтения в этот период напоминают верующим о том, что Иисус Христос — совершеннейший человек и Бог, по доброй воле пришел в мир и умер ради нашего спасения.
На вечерне в первые четыре дня читаются паремии из книги Исхода и книги Иова. События из книги Исхода рассказывают о тяжелой жизни евреев в египетском рабстве и избавлении от него, и являются образом духовного рабства греху и искуплением христиан из этого рабства через смерть Господа. Страдания невинного Иова это прообраз невинных страданий Иисуса Христа ради нашего спасения. Страстная седмица: день за днем Каждый день Страстной недели называется Страстным, или Великим, и посвящен особому воспоминанию. Великий Понедельник В этот день Церковь вспоминает невинного Иосифа, который прообразует собой Христа.
Как Иосифа продали в рабство братья, так был продан и Господь. Как Иосифа сажают в заключение в Египте, так Иисус нисходит в темницу гроба. Как промысел Божий освобождает Иосифа из узницы, так воскресает Иисус Христос.
В это время вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, распятии на кресте, смерти и последующем воскрешении. Церковь особо чтит эти дни, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков. Почему неделя называется «Страстная» Страстная неделя в Церкви говорят «седмица» — это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем страсти Господни: предательство Христа Иудой, одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду, арест, несправедливое осуждение Христа на крестную смерть, нестойкость и даже отречение от него самых близких учеников, его крестный путь — то есть, буквально, дорогу с крестом на спине на Голгофу, распятие, смерть на кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа в ад.
Страстная неделя 2023, характеристика каждого дня Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения — все обряды посвящены подготовке к Христову Воскресению, Пасхе. Великий понедельник, 10 апреля: посвящен патриарху Иосифу. Также в этот день в церкви совершают чин мироварения, совершаемый один раз в год. При этом изготовляется масло «мира», которое позже применяется при крещении.
Обычным людям в этот день нужно украшать своё жилище. Великий вторник, 11 апреля: в этот день в церкви в виде молитвы рассказывают прихожанам о проповеди Иисуса в Иерусалимском храме.
По традиции женщины в этот день стирали и подготавливали наряды на праздник. Мужчины же искали дрова для приготовления пищи на праздничный стол.
Великая среда, 28 апреля: в среду рассказывается о предательстве Христа Иудой и об омывании ног Иисуса грешницей. В среду обязательно нужно исповедаться. Традиционно в этот день женщины убирали в доме, а мужчины — во дворе. Великий четверг, 29 апреля: посвящен самой длинной молитве о страданиях Иисуса Христа, которую все должны выслушать стоя и принести горящую свечу домой.
Также этот день называют чистым, рекомендуется искупаться до рассвета. В этот день разрешается разукрашивать яйца. Великая пятница, 30 апреля: День траура. Именно в пятницу Христос был осужден и распят.
Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу: изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней.
В этом году Пасха выпала на 2 мая, поэтому интересующие нас шесть дней будут отмечаться с 26 апреля по 1 мая. Каждый день Страстной недели — последней перед Пасхой — наделен особым смыслом. В это время вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, распятии на кресте, смерти и последующем воскрешении. Церковь особо чтит эти дни, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков. Почему неделя называется «Страстная» Страстная неделя в Церкви говорят «седмица» — это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем страсти Господни: предательство Христа Иудой, одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду, арест, несправедливое осуждение Христа на крестную смерть, нестойкость и даже отречение от него самых близких учеников, его крестный путь — то есть, буквально, дорогу с крестом на спине на Голгофу, распятие, смерть на кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа в ад. Страстная неделя 2021, характеристика каждого дня Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения — все обряды посвящены подготовке к Христову Воскресению, Пасхе.
Великий понедельник, 26 апреля: посвящен патриарху Иосифу. Также в этот день в церкви совершают чин мироварения, совершаемый один раз в год. При этом изготовляется масло «мира», которое позже применяется при крещении. Обычным людям в этот день нужно украшать своё жилище.
Страстная неделя: значение в православии и как ее нужно провести
А русскому крестьянину всё хлопоты и заботы: из предосторожности, чтобы уберечь скотину от сглаза, нужно было вывести животных на двор, облить во талой водой, собранной по оврагам, посыпанной прошлогодней целебной «четверговой» солью. Так отвращали всякую напасть от двора, оберегали «своё» от нечистого, неведомого «чужого», таившегося повсюду в Страшные дни, пока жизнь не восторжествует над тьмою. Чистый четверг «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», - сказал Иисус, преломив хлеб во время Тайной вечери. Затем подал ученикам чашу с вином и молвил: «Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Так Спаситель принёс себя в жертву, слова и действия его стали основой таинства евхаристии, причащения, которое перед Пасхой совершают в Чистый четверг. В народном представлении телесное и духовное очищение достигалось посредством бытовых действий и обрядов. В этот день хозяйки особенно рьяно мыли, выскабливали полы, лавки, окна, перемывали посуду, вытряхивали половики, стирали белье, постельную и домашнюю утварь — нигде ни пылинки, ни соринки! В Чистый четверг — на то он и чистый - топили баню, мылись все домочадцы, а так же «приглашали» умерших родителей совершить омовение.
Чтобы прогнать прочь болезни и нечисть окуривали жилые и хозяйственные постройки, людей, скот.
Тогда Иисусу стали плевать в лицо и бить Его кулаками, некоторые же били Его по щекам и спрашивали: — Прореки нам, Мессия, кто Тебя ударил? Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка. Петр стал отказываться перед всеми: — Я не знаю, о чем ты говоришь. Когда он отошел к воротам, его увидела другая женщина. Она сказала стоявшим рядом: — Этот человек был с Иисусом Назарянином. Петр снова все отрицал, поклявшись, что он не знает Этого Человека. Но спустя немного времени стоявшие там люди подошли и сказали ему: — Ты и в самом деле один из них, тебя и выговор твой выдает.
Тогда Петр начал клясться и божиться: — Я не знаю Этого Человека! И тотчас пропел петух. И тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». И, выйдя наружу, он горько заплакал. Там они начали обвинять Его: — Мы установили, что Он совращает наш народ. Он запрещает платить дань кесарю и называет Себя Христом, Царем. Пилат спросил Иисуса: — Ты Царь иудеев? Тогда Пилат сказал первосвященникам и толпе: — У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека.
Но они настаивали: — Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришел сюда. И узнав, что Иисус Христос был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Иисуса к нему. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Иисусе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо. Он задавал Ему много вопросов, но Иисус ничего не отвечал. Стоявшие там первосвященники и учители Закона усиленно обвиняли Иисуса Христа. Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Иисусом, надели на Него красивую мантию и отослали обратно к Пилату. В этот день Ирод и Пилат стали друзьями, а прежде они враждовали.
Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: — Вы привели ко мне Этого Человека и сказали, что Он подстрекает народ. Допросив Его в вашем присутствии, я не нахожу Его виновным в том, в чем вы Его обвиняете. Ирод тоже не нашел в Нем никакой вины и отослал Его обратно к нам. Как видите, Он не сделал ничего, достойного смерти. Поэтому я прикажу бичевать Его, а затем отпущу, — потому что на праздник он должен был отпустить одного из заключенных. Тогда все в один голос закричали: — Смерть Ему! Отпусти нам Варавву! Варавва был заключен в темницу за поднятый в городе мятеж и за убийство.
Пилат же хотел отпустить Иисуса и еще раз спросил их. Но они продолжали кричать: — Распни, распни Его! Пилат в третий раз спросил: — За что? Какое зло сделал Он? Я не нашел за Ним никакой вины, за которую Он мог бы быть приговорен к смерти. Я прикажу бичевать Его, а затем отпущу! Но они продолжали громко кричать и настаивать, чтобы Иисус Христос был распят. В конце концов криками они добились своего.
Пилат согласился выполнить их требование. Он освободил, как они и просили, того, кто находился в темнице за бунт и за убийство, а Иисуса отдал на их волю. Когда Иисуса повели на распятие, конвоиры схватили некоего Симона из Кирины, шедшего с поля, взвалили на него крест и заставили нести его за Иисусом. Среди множества людей, шедших за Иисусом, были и женщины, которые били себя в грудь и рыдали о Нем. Иисус повернулся к ним и сказал: — Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне, плачьте лучше о себе и о своих детях. Наступает такое время, когда будут говорить: «Блаженны бесплодные, не рожавшие и не кормившие грудью! Тогда люди скажут горам: «Падите на нас! Ведь если с молодым и зеленым деревом делают такое, то что же будет с сухим?
С Иисусом вели на казнь и двух преступников. Когда они пришли на место, называемое Лобным, там распяли и Его, и преступников, одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Иисус Христос говорил: — Отец, прости им, ведь они не знают, что делают. Солдаты разделили между собой одежду Иисуса, бросив жребий. Народ стоял и смотрел. Начальники же смеялись над Ним: — Он спасал других! Солдаты тоже насмехались над Ним. А над Иисусом на кресте была надпись: «Это Царь Иудеев».
Один из распятых преступников оскорблял Его, говоря: — Разве Ты не Христос? Спаси Себя и нас! Другой же унимал его и говорил: — Побойся Бога! Ведь ты приговорен к тому же. Мы наказаны справедливо и получили по заслугам, а Он не сделал ничего плохого. И он сказал: — Иисус, вспомни меня, когда придешь в Свое Царство!
Итак, к архиерею того года приходят на совет те, которые должны были наказывать убийц. Архиереями же называет евангелист тех, которые уже окончили свою годичную службу. Намереваясь совершить преступное убийство, они не Бога боятся, а народа. Боялись же того, чтобы народ, в случае убиения ими Христа в праздничное время, не восстал бы к отмщению за то, или вместе и того боялись, чтоб убийством своим не отвлечь народ от узаконенных жертвоприношений, а самим не лишиться бы прибыли от жертв. Равным образом опасались и того, чтобы смерть Христа не сделалась общеизвестною и славною, если бы Он был убит в праздник; им хотелось истребить и память о Нем. Таким образом, сделавши совет пред праздником, они положили убить Его после праздника. Но Он, показывая, что страждет не тогда, когда они хотели бы, но когда Сам Он восхотел, попустил им взять Себя накануне самого праздника Пасхи, дабы в то же самое время, в которое обыкновенно бывала Пасха прообразовательная, совершилась и Пасха истинная. Следует обратить внимание и на то, как они осквернили себя убийством. В самом деле, не желая убивать Его в праздник, они убивают, однако ж, как только нашли предателя, убивают, чтоб только выполнить волю свою, а на народ уже не обратили внимания» Толкование блаженного Феофилакта Болгарского. Тридцать серебряных монет, которые были обещаны Иуде-предателю, равнялись цене беглого раба: так архиереи лишний раз подчеркнули свое высокомерное презрение к личности Христа Спасителя, Которого называли они «древоделом и сыном плотника». Начинался крестный путь к восхождению на Голгофу. Идущим же им путем, и рече к воинам Июда: се даю вам знамение, Его же аще аз лобжу, Того возмите вы, и возложите на Него тяжкия и великия железа, и держите Его крепко, дабы Он от вас не ушел. И начаша бити Его немилостиво мечными плазы и дреколием, и иными всякими оружии, кто что в руках имяше. И влечаху Его по земли цепию за шею, и велми сурово биша Его на месте том, и пречистыя руце и нозе Ему отбиша. Потом же возставиша Его на нозе, и поведоша чрез поток Кедрский. Сами убо они окаяннии жидове идяху по суху, Исуса же пхаху в блато. Толико же биша Его, яко с великаго их биения не можаше из грязи выбрести, они же влечаху Его цепию за шию, чрез поток Кедрский» «Страсти Христовы». Страсти Господни. Собрание А. Дадиани, Россия По преданию, ночь та была необычайно холодной, что было несвойственно для весеннего южного климата Палестинской страны. Но и Петр трижды отрекся от Своего Учителя, когда отвечал на вопросы простой архиерейской прислужницы. Так в его лице показал Господь слабость и малодушное непостоянство нашей духовной природы, а также три последовательные степени всеобщего грехопадения человечества. Первое, еже преступи заповедь Адам. Второе же, писаннаго Закона преступление. Третие, самого Слова воплощение» «Синоксарь». Старейшины непременно желали именно распять Спасителя, чтобы предать Его конечному поруганию и проклятию, по слову Писания «проклят всякий висящий на древе» Второз. Но поскольку Иудея находилась тогда под властью римлян, синедрион был вынужден обратиться к прокуратору — Понтийскому Пилату. Пилат долго колебался, так как по характеру был человеком боязливым и двоедушным. Он боялся предать смерти всем известного Пророка, о святости Которого свидетельствовали многочисленные Его чудеса. Видя перед собою обезумевшую толпу, он в глубине души глубоко презирал и гнушался этих людей. Однако вопрос был окончательно решен с помощью шантажа и реальной угрозы нечистому на руку правителю, за которым можно было обнаружить много своекорыстных и подложных дел и тем самым отстранить его от правления и самого предать суду по всей строгости римского закона. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю Ин. Пилат, услышав это слово, предпочел поступить так, как требовали от него иудейские начальники. И где пречистое Его тело ударяху, ту отторгашеся святая плоть Его с кровью и падаше на землю, яко мало не все тело Его святое отпаде, яко жилы и кости Его быша видими. Потом же Пилат повеле от столпа Исуса отвязати, и одеяние Его на Него возложити. Он же паде на землю, не могий стояти. И тогда Пилат предаде Его воли жидовстей, и елико восхощут, да сотворят Ему. Воини же жидовстии, одеяша Его хламидою червленою, и сплетше терновен венец, тесен вельми, и, едва возложиша на Святую главу Его, изгнетше. И биша по тесному венцу, и от острия терновнаго святую главу Его пронзиша даже до мозгу. И нападоша и биша Его немилостиво, и бысть Ему мука горше первых мук, и вся первыя раны Его повредиша. И аще бы был прост человек, то бы и смерть вкусил: но понеже бысть вкупе Бог и Человек, сего ради преизлишне и сильне страсти терпяше» «Страсти Христовы». Икона Поругание Христа. Новгород, нач. XVI в. Деревянный крест, который должен был нести к месту казни сам осужденный, имел достаточно большой и вес и объем. Но после перенесенных страданий под тяжестью такой ноши Господь наш уже не в силах был идти Сам. Тогда воины взяли некоторого мимоходящего человека — Симона Киринейского и велели следовать с ними и нести Крест Господень. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, это значило, что Учитель Христос сначала Сам должен был взять крест Свой и просиять бесстрастием, а потом уже возлагать его на покорных. Но Христос умирает посредством креста, чтоб и древо освятить, чрез которое мы прокляты были, и благословить все: и небесное, что обозначается верхнею частью креста, — и подземное, что обозначается чрез подножие, — и пределы земли, как восточной, так и западной, что обозначается поперечными частями креста; а вместе и для того умирает посредством креста, чтоб, распростерши руки, призвать и собрать чад Божиих расточенных. Крест есть умерщвление, бездейственность страстей и неподвижность. Ибо распинаемый пригвождается и становится недеятельным. Крест есть начальство Господа и царство. Как сенаторы имеют знаки своих достоинств, иные — пояса, другие — мантии, так и Господь устанавливает Крест знамением Своего царствия» Блаженный Феофилакт Болгарский. Вторая половина XV в. Ярославский художественный музей, Ярославль «Гора Голгофа» — «глава Адама». По преданию, Крест Господень был поставлен на месте погребения первозданного человека. Еврейские старейшины как могли издевались и насмехались у распятия, воины подносили к устам Умирающего губку, наполненную уксусом и горькою свиною желчью. Когда же Господь воскликнул на кресте: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», то завеса церковная, закрывавшая от глаз народа вход во «святая святых», вдруг сама собой разодралась посередине — так открылись нам царские врата в Небесное Отечество. Ликовали неистовые книжники, не разумевшие ничего из Божественного Промысла, плакали женщины, издали следовавшие за Спасителем на Голгофу, тяжко болящий глазами сотник Логин, стоявший при кресте Господнем, помазал Божественною кровью свои очи и тут же получил исцеление… Ради мольбы Пресвятой Богородицы один из тайных учеников Христовых — Иосиф Аримафейский, презревши страх и грозившую ему опасность мщения иудеи его самого затворили потом в злосмрадной темнице , просил у Пилата разрешение снять с Креста Пречистое Тело Исусово и предать его погребению. Мария же Магдалина и другая Мария, то есть, по толкованию церковных учителей, Сама Пресвятая Богородица, сидели напротив гроба, выжидая, когда утихнет ярость врагов, чтобы идти и объять Тело и помазать его миром. Так же, как и не свойственны его мирским законам святые заповеди об аскетическом воздержании, о победе духа над плотью, о стремлении к лучшему и будущему веку. О кротости, любви, смирении, нестяжании и милосердии. Ибо как невозможно «работать двум господам — Богу и мамоне», так невозможно сочетать в душе своей духовный разум и житейское лукавство. Тем же, кто мысленно желает нести свой посильный жизненный крест и безропотно терпеть все скорби и страдания, которые посылает нам Господь ради испытания веры и внутреннего роста, постепенно открывается высшая духовная премудрость. Как и апостол Павел говорит: Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия Кор. Икона Положение Господа во гроб. Урал, первая половина XIX в.
Ведь средой, как уже было сказано, закончились литургии Преждеосвященных Даров, и с этого времени служится только полная литургия. Что же касается Великого четверга, здесь на литургии вместо Херувимской песни поется песнь, связанная с приготовлением Святого Причащения — «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» — это напоминание о Тайной вечере. В этот день большая часть верующих стараются причаститься. Это не какая-то народная, а именно общеуставная традиция. А вот на Пасху многие священники не причащали, потому что в этот день царит общее ликование, так что здесь не до покаяния. Но можно причаститься на Пасху, не исповедуясь, если исповедовался и причастился в четверг. За исключением, конечно, тех случаев, когда после исповеди был совершен какой-то большой, тяжкий грех. Но вернемся к четвергу. Моление в Гефсиманском саду, которое также вспоминается в этот день, отражено уже в вечернем богослужении, когда читаются 12 страстных Евангелий. Вечером в Великий четверг совершается чтение 12 Страстный Евангелий И как раз вечером в четверг уже начинается по-церковному следующий день, то есть пятница. Тут уже вспоминаются крестные страдания Христа, Его распятие и смерть. В этот день — никакой литургии! Ее не положено совершать, чтобы дать молящимся возможность более глубокого понимания страшных событий этого дня, сопереживания им. Вместо литургии в пятницу утром совершаются Царские часы, прочитывается Евангелие о страданиях и смерти Христа. А потом по Уставу, всегда в 14. И даже неверующий человек наверняка почувствует необычность этого времени и этого богослужения. По себе могу сказать, что в это время, в четверг вечером и в пятницу, ты испытываешь особое чувство огорчения, особенно от пронзительного понимания того, что мы сами, со своими делами и поступками, подходим как Иуда с лобзанием к Христу Спасителю. Великая суббота: двоякое чувство, верующим уже хочется встретиться с воскресшим Христом Литургия подчеркивает момент соединения разных настроений, ощущений этого дня.
Страстная неделя: как ее провести правильно, что можно и нельзя делать
Почему неделя называется Страстной. С понедельника, 26 апреля, у православных идет Страстная неделя, которую также называют Страстной седмицей Великого поста. время наистрожайшего поста, неделя поминовения страданий Господних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение. 09.04.2012 Передача "Вопрос дня от Бессарабия ТВ". С 9 апреля 2012 года началась Страстная неделя. Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христа — его предательство, суд над ним, истязания и позорную смерть. Страстная неделя (или седмица) — это заключительный и самый строгий период Великого поста, предшествующий Пасхе.