Каждый день в масленичную неделю имеет свое название и проходит по определенному ритуалу. Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена.
Масленица: разбираемся откуда пришла, почему первый блин комом и зачем она так нужна коту?
Каждый праздничный день уникален по значению и традициям. Дни Масленицы — 2023: значение Праздничная неделя условно поделена на два периода — Узкая Масленица с понедельника по среду и Широкая Масленица с четверга по воскресенье. Не все блины одинаково полезны Открывает седмицу День встречи, когда принято встречать родственников и друзей накрытым столом с угощениями. Первая партия испеченных блинов предназначается малоимущим семьям или соседям. Вторник Сырной седмицы именуется Заигрышами. Этот день связан с народной традицией заигрываний — знакомств и свиданий молодых парней и девушек. Те, кто не нуждается в поисках второй половинки, проводят время в компании семьи и друзей. Третий день Масленицы — Скоромная среда, или Лакомка. В центре празднования оказываются отношения тещи и зятя, в этот день родственница приглашает мужчину с его друзьями к себе. Теща должна продемонстрировать гостям высокий уровень гостеприимства и кулинарные способности. Широкая Масленица начинается с четверга-Разгуляя.
Таить их от читателей никто не собирается: вдруг кому-то пригодятся и доставят радость. Масленица это одобрит. Ингредиенты: 1 яйцо, 1 ст. Приготовление: Яйцо взбить с сахаром и солью, добавить кипяток, молоко и муку. Можно добавить растительное масло, а можно и не добавлять.
В процессе приготовления теста его нужно постоянно взбивать. Жарить блины на разогретой сковороде, смазанной маслом. Блины «Роскошные». Ингредиенты: 3 яйца, 1 ст. Приготовление: белки отделить от желтков.
Молоко подогреть, добавить соль. Сахар растереть с желтками, затем соединить с молоком. Белки взбить в пену. В молоко добавить кефир. Соду погасить ложкой кефира или теплого молока и добавить в тесто.
Затем начать добавлять понемногу муку, доведя блинную смесь до консистенции сметаны. Ввести в смесь растительное масло, взбитые белки. Выпекать на раскаленной сковороде, смазанной маслом. Светлана Лобова: Рецептов блинов у меня нет — готовлю их на глаз. Но есть рецепт очень вкусных оладушек.
Ингредиенты: молоко — 1200 мл, мука —1450 г, дрожжи — 2 пакетика по 11 г, яйца — 7 шт, сахар — 10 ст. Из этого количества получится примерно 40—45 оладушек. Теста будет много, поэтому посуда для будущих оладушек должна быть большой. Я использую 9-литровую кастрюлю, тесто поднимается почти до краев. Процесс приготовления: сначала поставим опару.
Для этого надо подогреть молоко до состояния, когда оно станет чуть теплее температуры тела. В него всыпать часть сахара 8 ст. После того, как тщательно вымесим молочную смесь, в нее постепенно нужно ввести муку. Лучше сделать это хотя бы в 4—5 заходов, просеивая муку и хорошо перемешивая. На последних этапах можно использовать миксер с насадками-крюками.
Получившуюся массу накрыть полотенцем или не до конца — крышкой от кастрюли. Оставить ее «подходить» на 30-40 минут в теплом месте. После того, как опара поднимется, нужно сделать яичную смесь. Взбить яйца, добавить оставшийся сахар 2 ст. Поднявшееся тесто умять лопаткой, в 3-4 захода влить яичную смесь, тщательно вымешивая миксером после каждого захода.
Когда получится однородная масса, тесто снова накрыть и оставить еще раз подняться, на это уйдет 20-30 минут. Жарить на растительном масле, на самом маленьком огне. Подавать оладушки надо теплыми, полив их медом.
Впоследствии кулачные поединки утратили символическое значение и превратились просто в массовую забаву. В некоторых областях вместо сжигания чучело хоронили, причем устраивали настоящую похоронную процессию с «попом», «дьячком» и обязательными плакальщицами.
Это обрядовое действие должно было привлечь весну, заставить зимние холода как можно скорее уйти. Сейчас традиция хоронить масленицу практически не сохранилась. Традиции масленичных угощений Традиционные русские блины — обязательное, но далеко не единственное угощение на праздничном столе. Обычно готовили и другие блюда с использованием муки, молока, масла, яиц, сметаны — продуктов, которые потом запрещались на 7 недель Великого поста. На столе чаще всего были всевозможные ватрушки, оладьи, вареники, в качестве напитка готовили горячий медовый сбитень с пряностями.
Блины делали не только из пшеничной, но и из гречневой муки. Чтобы блинчики получались тонкими, «кружевными», каждая хозяйка старалась использовать свои особые секреты. Современные сковороды для блинов позволяют не беспокоиться, что праздничное угощение пригорит, а вот кухонная «техника» наших предков требовала немалого мастерства и опыта. Если блины выходили некрасивыми и пригорали, это считалось плохой приметой, сулило бедность и неурожай. Важной частью праздничного угощения считались рыбные блюда, особенно всевозможные пироги и кулебяки с рыбной начинкой.
В богатых домах такие пироги могли быть многоярусными — использовалось до 10 видов разных начинок. Такое угощение символизировало обещание сытной и обеспеченной жизни. Готовить пироги сейчас стало намного проще. Если русская печь практически не позволяет контролировать процесс приготовления, то новые электрические духовые шкафы с конвекцией обеспечивают максимально ровное прогревание до нужной температуры. Стоит обязательно приготовить традиционный пирог с рыбой или запеченные в тесте яблоки — одно из популярных русских лакомств, любимое взрослыми и детьми.
Ей удалось заставить многих людей напрочь забыть о зиме на неделю, настолько заразительно она веселилась и плясала. И впоследствии именно в её честь праздник получил своё название. Как проходила масленичная неделя?
Празднование Масленицы, как известно, длилось неделю. Причём каждый день из этих семи имеет своё собственное название, говорящее о том, чем в этот день нужно заниматься. Разумеется, в современном мире соблюсти все обычаи и обряды старинного праздника достаточно трудно, ведь теперь Масленица окончательно утратила свой праздничный статус и превратилась в обычную рабочую неделю.
Однако узнать о древних традициях и обрядах всё-таки будет очень интересно. В дни Масленицы долгом каждого было помочь прогнать зиму и пробудить спящую природу. День 1.
История и традиции празднования интересны сами по себе. Обычно в этот день народ устраивал и раскатывал ледяные горки. Люди верили, что чем дольше сани или салазки будут катиться, чем громче над горкой будет звенеть смех, тем богаче осенью будет урожай, тем длиннее вырастет лён.
А для того, чтобы растения росли быстрее, согласно поверьям, следовало кататься на качелях, причём чем выше — тем лучше. Кроме того, в понедельник люди выбирали на пригорочке место, где устанавливали куклу-Масленицу. День 2.
За веселье и потеху по традиции угощали вкусными блинами. День 3.
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Костры могли быть разной формы и величины, иной раз топливом обкладывали дерево или большой куст и сжигали всё вместе. Пожалуй, только лишь это, как бы мы сказали теперь, файер-шоу да повсеместное обжорство и веселье и можно признать поистине универсальными признаками Масленицы. Другие известные элементы этого праздника были распространены хотя и широко, но всё же не повсеместно. Примечательно, что фольклористам почти не известно каких-то чисто масленичных песен, что также плохо вяжется с мнением о древнем ритуальном характере праздника. Вероятно, преувеличено и значение традиции непременно угощаться на Масленицу блинами. Да, блины были распространённым блюдом, но не везде. Где-то пекли пироги разной формы и с разной начинкой, где-то пекли хворост, но вообще на Масленицу ели всё, что было запасено на этот случай.
Главным было как следует наесться перед долгим и строгим постом. Не будем забывать и о том, что эта неделя называется сырной или масленой, но не блинной. Масленица, 1889 Почему же наши представления о Масленице сейчас так схематичны, если не сказать примитивны? Чучело да блины… Чтобы понять, в чём тут дело, надо немного рассказать о новейшей истории этого праздника. В советское время его разгульный характер плохо вязался с культурными идеалами новой эпохи. По мере роста уровня образованности населения, внедрения в народную жизнь новых культурных практик, перетекания населения из деревни в города старые обычаи закономерно уходили из народного быта.
Кулачный бой на Москва-реке, 1897 Полностью уйти из нашей жизни Масленице помешала… всё та же советская власть! В 60—70-е годы в рамках мер по атеистическому воспитанию в народный быт внедрялись безрелигиозные праздники. В рамках этой деятельности родилась идея проведения праздника "Проводы русской зимы", за основу которого и были взяты некоторые элементы русской Масленицы. Разрабатывались сценарии проведения этого праздника, они брались на вооружение работниками домов культуры, и вот постепенно соломенные чучела стали гореть в честь прихода весны даже там, где раньше о таком обряде никогда и не слышали. Мнение о языческой подоплёке Масленицы — это наследие учёных XIX в. Многие из них имели склонность любые явления народной жизни возводить к древней мифологии это соответствовало передовым на тот момент научным теориям.
Тем не менее привычка видеть в народных обычаях отголоски "преданий старины глубокой" укоренилась в науке не только XIX в. Например, если мы заглянем в книгу В. Соколовой "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов" М.
Но не тут-то было. Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию врагов и со всех ног кидается за дерзким смельчаком. Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки.
Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови. Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью… Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения. Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках. Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей. В других губерниях, хотя и не знают игры в мяч, но кулачные бои все-таки устраивают и дерутся с не меньшим азартом. Вот что сообщает на этот счет наш корреспондент из Краснослободского уезда Пензенской губернии.
На базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Сначала дерутся ребятишки не моложе 10 лет , потом женихи и наконец мужики. Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка». Но к вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгорается с новой силой и азарт бойцов достигает наивысшего предела. Тут уже стена не наблюдается — все дерутся столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья. Сообщения наших корреспондентов о кулачных боях очень немногочисленны и носят, так сказать, характер исключений.
Это, разумеется, дает полное основание предположить, что и в крестьянском быту средневековые нравы постепенно отходят в область преданий и что успехи грамотности отражаются на характере народных развлечений самым благоприятным образом. Но если кулачные бои, как обломок темной эпохи средневековья, мало-помалу исчезают с лица русской земли, то зато в полной силе сохранился другой старинный обычай, не имеющий, впрочем, ничего общего с грубой и дикой дракой — это русский карнавал. Интересно, что средневековое латинское слово «карнавал» в буквальном переводе означает «прощай, мясо! Получается, что западные карнавалы и русская масленица означают примерно одно и то же — последние развлечения перед постом — прим. Мы употребляем это слово, конечно, не в том смысле, какой придается ему в Италии или во Франции, хотя западноевропейский карнавал, с его заразительным, ликующим весельем, с его разряженной смеющейся толпой, оживленно парадирующей в уличных процессиях, имеется и у нас, — только, разумеется, условия нашего климата и особенности деревенского быта не позволяют этому празднику принять характер того пышного торжества, какое мы наблюдаем у народов Запада. Наш деревенский карнавал гораздо проще, беднее и первобытнее. Начинается он обыкновенно в четверг на масленой неделе. Парни и девушки делают из соломы чучело, одевают его в женский наряд, купленный в складчину и затем в одну руку вкладывают бутылку с водкой, а в другую блин.
Это и есть «сударыня-масленица», героиня русского карнавала. Чучелу становят в сани, а около прикрепляют сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. До пятницы «сударыня-масленица» хранится где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки веселой гурьбой вывозят ее на улицу и начинают шествие. Во главе процессии следует, разумеется, «масленица», рядом с которой стоит самая красивая и нарядная девушка. Сани с масленицей влекут три парня. За этими санями тянется длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками.
Дети и взрослые строят снежную крепость, делятся на две команды — пехоту и конницу — и начинают игру. Пехота, как правило, защищает крепость, конница же пытается ее разрушить.
Василий Суриков даже посвятил этому действию одну из своих работ. Пятница — тещины вечерки. В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот так же должен накормить ее символом Масленицы. Причем приходит теща не одна, а с «товарками» — подружками, чтобы похвастаться перед ними, какое уважение ей оказывает зять. Суббота — золовкины посиделки. В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа, в первую очередь, золовок. Если золовки были незамужние, то приглашались также холостые подруги невестки. А если уже семейные, то и подруги приглашались те, что замужем.
Воскресенье — проводы. Народ начинал подготовку к Великому посту. Просили прощения у близких, поминали усопших. Всю еду доедали, а что оставалось — сжигали. Тщательно мыли посуду, а затем шли в баню. Завершало праздник торжественное сожжение чучела Масленицы, а оставшийся от него пепел развеивали над полями, чтобы грядущий год был урожайным. Как сделать чучело на Масленицу своими руками Сожжение чучела во время праздничных гуляний на городских площадях носило глубокий сакральный смысл.
При этом большинство современных пастырей не отвергают ее увеселений, если мера их разумна, более того, советуют пообщаться с родными, друзьями.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов с друзьями Вот что говорит, например, митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов : «Для меня масленица всегда воспринималась как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья — не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины — это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей».
Таково ныне христианское осмысление этих семи дней. Есть мнение, что выражение «первый блин комом» связано с названием белорусского праздника встречи весны — Комоедицы, истоки которого — языческие. В 1920-е гг. Но через несколько лет стало ясно, что этот «праздник» не прижился. С 1960-х стала возникать новая «масленичная традиция» под названием «Проводы русской зимы». С использованием элементов традиции Масленицы были разработаны типовые сценарии этого праздника, включавшие, например, сожжение чучела, состязания, угощение блинами. Они стали использоваться по всей стране. В прошлые времена… Что же представляет собой реальная традиция празднования?
Как называлась масленица до Крещения Руси Точное название этих дней письменными источниками не отражено. Есть версия, что ее могли называть Комоедицей, однако, ряд историков считают, что это — локальный праздник Белоруссии, не имевший распространения в других славянских землях. Русский праздник: обычаи и обряды Он представлял собой сплав христианства и языческих верований, так что зачастую сложно было отделить одно от другого, как, впрочем, противоречив был и сам русский человек — истово молившийся Христу и в то же время умевший «задабривать» домовых и боявшийся русалок.
Масленица в вопросах и ответах: откуда появился праздник и как его отмечать?
Само название Масленица — это народное название Сырной седмицы, последней недели перед Великим постом. Заключительный день масленичной недели называют Прощанием с Масленицей, Целовником, Прощеным воскресеньем. Согласно церковной традиции, Масленая неделя еще называется Сырной седмицей, причем сырной ее именуют потому, что вкушать мясную пищу уже нельзя – допустимы лишь молочные продукты, молоко, яйца и рыба. Главной причиной, почему россияне отмечают Масленицу, респонденты называют дань традиции, оставшейся от предков (62%). Существует несколько теорий почему праздник "Масленица", так называется. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства.
Заигрыш и разгуляй: как встречали весну на Руси
Сохраняются традиционные обряды и атрибуты народного празднования Масленицы — сжигание чучела Масленицы, забавы, гулянья. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4]. Обряды и традиции Семён Кожин. Проводы зимы.
Россия, XVII век. Связь блинов с похоронным культом отмечают многие исследователи [2]. Bannock day, Pancake day и др. Блины появились в масленичном меню потому, что весенние праздники включали и культ предков. Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5].
Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.
Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.
Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего.
И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем.
Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи.
Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин.
Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника».
Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости.
До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло.
По православному календарю это день Сретенье встреча , праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древнеславянских традициях в этот день встречали новый год. Пекли жаворонков и голубей из теста, детишки зазывали песнями и поговорками солнышко, чтобы оно показалось из — за горы.
Пятница была особенно интересна, так как зятья приглашали тещ к себе отведать угощения. Обычай был очень странным, из — за того, что теща, за день до этого должна была принести в дом зятя все ингредиенты, а также сковороду и кадку для приготовления блинов. В субботу проводились золовкины посиделки. Незамужние женщины звали в гости незамужних подруг.
Невестка должна была дарить им подарок, а те в свою очередь угощать и веселить гостей. Воскресенье — было последним днем Масленицы, когда устраивали проводы зимы и сжигали чучело зимы. Этот обычай своими корнями уходит в древнюю эпоху языческих богов. Перед сожжением, чучело возили по городу или селу, а после устанавливали на площади и водили хороводы, при этом ругая и символически прогоняя Зиму.
Во время сожжения, люди прыгали через огромный костер, по традициям, для того, чтобы очистить себя от всего старого, зимнего и застойного. А еще, это воскресенье называют прощенным, так как люди просят у предков прощения. Разводя костры, души умерших приглашают к обильному угощению, чтобы всячески задобрить их. С приходом христианства, эта традиция трансформировалась в обычай просить прощения у Бога и друг у друга.
Принято говорить: « Прости меня», и получать на это ответ: « Бог простит», после чего все отправляются в баню, для очищения от долго зимы, а у христиан — пред Великим постом. Ни принятие христианства, ни изменения календаря и времени новогоднего отсчета не заставили славян - Русичей отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась наша широкая натура, порой не знающая меры и удержу. К началу 20 века все названия перемешались — древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное — блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом.
Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Драматург А.
Это символизирует уход надоевшей зимы. Люди приветствуют долгожданную весну. До принятия христианства Масленицу праздновали 14 дней, а сегодня она длится неделю. Блины Блины на Руси появились более тысячи лет назад.
За это время рецепты их приготовления претерпели множество изменений. По традиции каждая хозяйка располагала своим собственным рецептом приготовления блинов. Они пеклись из разных видов муки с добавлением разнообразных ингредиентов, но всегда оставались любимым угощением в каждом доме. По сей день блины считаются русским традиционным блюдом. Кушали блины с маслом, сметаной, медом, икрой, рыбой и овощной начинкой. С чем вкуснее трудно сказать — у каждого свое мнение на этот счет.
Кто-то ест блины только со сметаной, другие — признают только сладкие начинки, а третьи — обожают с селедкой или красной рыбой. Можно приготовить несколько видов рыбы: соленую красную, селедку, скумбрию горячего или холодного копчения, копченую треску или горбушу — выбор велик. Хороши к блинам различные паштеты, хотя по православной традиции мясо на этой неделе не едят. Сладкоежки предпочитают поливать блины медом, сгущенкой, вареньем или сиропом. На Руси существовал обычай — первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших, или просто клали на окно. Традиции и обычаи К празднованию Масленицы готовились заранее.
Люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленицу". В старину по традиции юноши собирались в небольшие группы, обходили деревни и собрали лапти, после чего встречали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь? Также, перед Масленицей в воскресенье согласно традиции тех времен было необходимо в обязательном порядке посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их в гости. Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня. В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все в полную силу предавались праздничным утехам.
Всю неделю пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях.
Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды
Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Почему Масленицу назвали масленицей: значение слова. Именование этого недельного праздника – народное, а не церковное, и происходит от слова «масло». Итак, нет никаких причин считать масленичные торжества древним языческим праздником. Почему праздник называется Масленицей. Масленица наступает за неделю до Великого Поста — главного поста в христианской традиции.
Почему Масленица именно в это время?
- Масленица — почему так называется?
- Где блины, тут и мы – россияне вспоминают традиции Масленицы, а журналисты UG.RU делятся рецептами
- Любопытные факты о Масленице
- Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды
- Смысл и традиции Масленицы
- Почему так называется? Почему не «Блинница»?
Масленица: разбираемся откуда пришла, почему первый блин комом и зачем она так нужна коту?
Масленица – один из традиционных праздников, происхождение которого вызывает серьезные споры и разногласия как в стане глубоко верующих людей, так и тех кого больше интересует исторический аспект. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. Масленица – один из традиционных праздников, происхождение которого вызывает серьезные споры и разногласия как в стане глубоко верующих людей, так и тех кого больше интересует исторический аспект. Масленица: праздник двух традиций. Масленица 2023: суть праздника, значения, история и обычаи.
Масленица древний праздник наших предков!
Конечно, не только с гастрономической точки зрения, но и с духовной — любой подвиг нужно брать на себя с должным разумением. Масленица по дням недели В славянской традиции Сырная седмица делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В эти же дни нет поста. На Часах богослужениях суточного круга произносится молитва преподобого Ефрема Сирина, во время которой верующие стоят на коленях. Читать далее Как провести Масленицу — совет священника Масленица — народное название, в Церкви мы называем этот период иначе — Мясопустной, или Сырной, седмицей. Это подготовительная неделя перед Великим постом.
Он существует на протяжении долгих веков и начинает историю с языческих времен. Идет он в течение недели перед Великим постом, проводится весело и задорно, с большими народными гуляниями, символизируя окончание зимы и приход весны. За это время появилась масса традиций и обычаев, а блины стали его главным символом. Что такое Масленица? Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси. Он длится одну календарную неделю. После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней.
Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется? Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица?
Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее.
В рамках этой деятельности родилась идея проведения праздника "Проводы русской зимы", за основу которого и были взяты некоторые элементы русской Масленицы. Разрабатывались сценарии проведения этого праздника, они брались на вооружение работниками домов культуры, и вот постепенно соломенные чучела стали гореть в честь прихода весны даже там, где раньше о таком обряде никогда и не слышали. Мнение о языческой подоплёке Масленицы — это наследие учёных XIX в. Многие из них имели склонность любые явления народной жизни возводить к древней мифологии это соответствовало передовым на тот момент научным теориям. Тем не менее привычка видеть в народных обычаях отголоски "преданий старины глубокой" укоренилась в науке не только XIX в.
Например, если мы заглянем в книгу В. Соколовой "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов" М. Подобный взгляд на Масленицу никак не обосновывается, а напротив, выступает в качестве аксиомы. Неудивительно, что при таком подходе самым важным элементом Масленицы автору кажется именно соломенное чучело, якобы замещающее древнее божество. Но видеть в Масленице языческий праздник мешают две веские причины: 1.
В исторических источниках отсутствуют всякие упоминания о таком языческом празднике. Церковь не проявляла в связи с Масленицей никакого беспокойства. Возникает вопрос: а существовал ли такой праздник в русском средневековье, не говоря уж о временах дохристианской Руси? Похоже, что нет. Характерно, что в научных трудах этот вопрос обычно обходится вниманием.
Древность праздника не обосновывается, а постулируется, и далее авторы сразу же сосредотачиваются на материалах XIX—XX вв. Скорее всего, Масленица появилась у русских под влиянием западного карнавала. Известно, что ещё при царе Алексее Михайловиче цар. При его сыне — Петре I — курс на внедрения западных новшеств в российскую жизнь был продолжен. Отразилось это и на масленичных гуляниях, которые в Петербурге волею первого русского императора стали превращаться в маскарады.
Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869 В 1722 г. На Масленой неделе Москва увидела невиданную процессию из разнообразных морских судов, водружённых на сани, запряжённые помимо лошадей и другими животными, например свиньями или медведями.
Воскресение — проводы Масленицы, оно же — Прощеное воскресенье. А еще люди поминали усопших и посещали кладбища. Гуляния заканчивались сжиганием чучела, также в костер отправляли и старые вещи как символ болезней и печали. Всю праздничную еду, которую наготовили в течение недели, нужно было обязательно доесть. Если же еда оставалась, ее раздавали нищим или сжигали, выбросить еду или дать ей пропасть считалось плохой приметой.
На советский лад После 1917 года Масленицу перестали отмечать широко. В конце 1950-х годов праздник возродился, правда, под другим названием — «Проводы русской зимы». Проходил он только в выходной день в парках или в скверах. На улицах продавали блины с вареньем, со сгущенкой или с маслом, чай. Можно было скатиться с ледяной горки или поиграть в снежном городке, работали аттракционы, проводились конкурсы и концерты. А мужчины залезали на столб, облитый водой, чтобы забрать привязанный наверху приз. В 1970-е-1980-е годы «Проводы русской зимы» стали проходить в школах и детских садах.
Как на масленой неделе в потолок блины летели Восемь из десяти российских семей, по опросу ВЦИОМ, будут печь блины в масленичную неделю. На Масленицу всегда пекли очень много блинов. Считалось, что это к богатству и хорошему урожаю. Красивые, золотистые, аккуратные блины — год будет легким и удачным, пригоревшие и слипшиеся — к несчастному году. Блины бывают дрожжевые, бездрожжевые, с содой или без, на воде, молоке, кефире… Проще всего испечь бездрожжевые смешайте молоко, сахар, соль, яйца, муку, масло — и можно выпекать. Классическими считаются блины на опаре. В Мордовии готовят пышные дрожжевые блины из пшеничной муки и пшенной крупы.
Они называются пачат. Табани — удмуртские блины. Их делают из дрожжевого теста, запекают в печи или в духовке на сковороде. Молоко, яйца, соль, дрожжи, сахар и муку замешивают с вечера. В Татарстане пекут ажурные дрожжевые блины из манной крупы или ее смеси с пшеничной мукой. Они называются тэбикмэк. Лауызганан — блины из Осетии.