вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
Глава российского агентства ИТЭР рассказал о планах по созданию демореактора
Сахарова, который предложил использовать магнитное поле для удержания плазмы с целью достижения управляемого термоядерного синтеза. Сейчас учёные продвигаются в решении различных проблем и технических вопросов, связанных с разработкой будущего термоядерного реактора.
Выдано Роскомнадзор.
Учредитель — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор — Панина Елена Валерьевна. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
Уникальную ресурсо- и энергосберегающую технологию переработки твёрдых бытовых, техногенных и медицинских отходов разработали в ВСГУТУ. В плазменном реакторе производится плавление практически любых материалов, после чего из них получаются полезные композиты. На Совете по науке и инновациям учёные предложили использовать передвижной агрегат в местах массового отдыха туристов, где скапливается наибольшее количество пластикового мусора.
Таким образом, перспективы развития всего направления легководных реакторов при нынешних материалах оболочек твэлов представляются туманными. Ученые всего мира начали работать над усовершенствованием материалов оболочек еще в середине XX века, и эти работы продолжаются до сих пор.
Разрабатываются новые коррозионностойкие циркониевые сплавы, способные эффективнее сопротивляться агрессивному воздействию теплоносителя. Кроме того, рассматриваются различные варианты обработки поверхности циркониевых оболочек твэлов и нанесения на них защитных покрытий. Однако появление тех или иных удачных технологических решений может занимать даже не годы, а десятилетия. Почему так долго? Разработка новых сплавов и методов обработки поверхности требует постоянного проведения дореакторных испытаний.
Эффект от каждого минимального изменения в составе сплава или в технологии его обработки должен быть проверен в условиях, приближенных к реакторным. Для этого берется специальный стальной автоклав с толстыми стенками, в который заливается определенное количество воды и помещаются исследуемые образцы новых материалов. После этого автоклав герметизируется и устанавливается в печь, в которой нагревается до эксплуатационной температуры оболочек твэлов. А вот дальше придется запастись терпением, потому как прежде, чем можно будет сделать какой-то вывод о коррозионной стойкости исследуемых образцов, должен пройти не один месяц. Ведь если даже в активной зоне реактора коррозия оболочек твэлов длится годами, то что уж говорить про условия водной среды автоклава, где, в отличие от реактора, нет химически активных продуктов радиолиза воды и реакторного облучения, ускоряющего коррозию.
Очевидно, что в условиях, когда каждый шаг разработчика должен верифицироваться испытаниями, длящимися месяцами, невозможно говорить об интенсивном развитии реакторных материалов.
🤖 В Верхней Пышме готовят к запуску плазменный реактор
В настоящее время эксперименты с открытыми ловушками ведутся в нескольких лабораториях мира. Исследуется несколько схем открытых ловушек. В частности, установка ГОЛ-3 принадлежит к классу систем с многопробочным удержанием. Подробнее об этой ловушке и о важности проводимых на ней исследованиях, а также о дальнейших перспективах рассказывает: Научный сотрудник ИЯФ СО РАН, кандидат физико-математических наук Владислав Скляров Расскажите о преимуществах и недостатках открытых ловушек по сравнению с другими типами установок?
В «нормальных» условиях плазма получается из газа при нагревании его до десятков тысяч градусов по Цельсию, — когда электроны на внешних оболочках приобретают энергию, сопоставимую с энергией связи между электроном и ядром, а следовательно, способны «оторваться» от ядер атомов вещества. По сути, плазма представляет собой газ, только состоящий не из отдельных атомов и молекул, а из электронов и заряженных ионов. Все звёзды в том числе и ближайшая к нам — Солнце являются природными плазменными образованиями.
Ещё одной яркой задачей, которая решается научным сообществом и непосредственно связана с физикой плазмы, является развитие технологий в области управляемого термоядерного синтеза. Как вам наверняка известно, многие ядра тяжёлых элементов тяжелее железа-кобальта-никеля , например, уран и соседние с ним элементы: торий, плутоний, протактиний, делятся с выделением колоссального количества энергии. В частности, на цепных реакциях деления ядра урана-235 работают почти все современные ядерные электростанции.
Ядра же более лёгких элементов например, изотопы водорода — дейтерий и тритий при сближении на очень малое расстояние, наоборот, «слипаются», образуя ядра более тяжёлых элементов; при этом также происходит выделение энергии, причём в несколько раз больше, чем в реакциях деления, — такие реакции и называются «реакциями синтеза». Возьмём стакан водопроводной воды 200 мл. На каждую пятитысячную молекулу воды приходится одна молекула тяжёлой воды.
Суммарная масса дейтерия в стакане всего несколько микрограмм. Если сжечь дейтерий, который находится в этой воде и только дейтерий! При этом это отнюдь не самая энергетически эффективная реакция синтеза!
Если термоядерный синтез будет освоен, то это должно решить все энергетические проблемы человечества. Следует сразу оговориться, что для синтеза более тяжёлых ядер из лёгких необходимо, чтобы исходные лёгкие ядра сблизились на очень малые расстояния, где начинают играть роль ядерные силы притяжения, превалирующие над электрическими силами отталкивания. Для того чтобы в веществе шли интенсивно термоядерные реакции, оказывается, что его нужно нагреть до таких температур или сжать до таких давлений , что оно заведомо будет находиться в плазменном состоянии.
Именно по этой причине задача управляемого термоядерного синтеза стала практически неразрывно связанной с физикой плазмы.
В РФ успешно получена первая термоядерная плазма на токамаке Т-15МД Анастасия Федорова Наука Установка работает устойчиво На токамаке устройство, которое использует мощное магнитное поле для удержания плазмы в форме тора — прим. Т-15МД удалось получить термоядерную плазму. Отмечается, что установка работает устойчиво, сообщил президент исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, сообщает ТАСС. Он [прим.
Прорыв или распил? Россия тратит миллиарды на термоядерную установку 26 мая 202116:48 Артем Васев Поделиться Бывший начальник инспекции по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора СССР выразил сомнение в том, что выделенная на токамак Т-15 МД сумма будет оправдана. Правительство России направит 4,9 миллиардов рублей на техническое дооснащение термоядерной установки токамак Т-15МД в Курчатовском институте. Но, несмотря на такие вложения, бывший начальник инспекции по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора СССР, доктор технических наук, профессор Владимир Кузнецов сомневается в том, сможет ли эта установка работать в том масштабе, в котором это было задумано. В беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» ученый отметил, что основополагающие задачи, которые должны были быть решены еще до ее пуска, не решены до сих пор. Это, грубо говоря, тор, вокруг стоят мощнейшие магниты, а внутри идет плазма. Поджигают дейтериевый и тритиевый лед, туда попадают лазером, и там поджигается плазменный шнур, который идет внутри этого тора. Но температура плазмы порядка десяти миллионов градусов. И вот какой дьявол выдержит температуру у первой стенки, которая находится рядом с плазменным шнуром? Выдержит ли он такие гигантские температуры? То есть главная задача — найти материал для этого так называемого бланкета. До сих пор этот вопрос нигде в мире не решен», - объяснил доктор технических наук.
До этого холодная война достигла своего пика: сверхдержавы бойкотировали Олимпиады, наращивали ядерный потенциал и на какие-либо переговоры идти не собирались. Этот саммит двух стран на нейтральной территории примечателен и другим важным обстоятельством. Спустя год между американскими, советскими, европейскими и японскими учеными было достигнуто соглашение по проекту, началась проработка концептуального дизайна крупного термоядерного комплекса ITER. Проработка инженерных деталей затянулась, США то выходили, то возвращались в проект, к нему со временем присоединились Китай, Южная Корея и Индия. Участники разделяли обязанности по финансированию и непосредственным работам, а в 2010 году наконец стартовала подготовка котлована под фундамент будущего комплекса. Его решили строить на юге Франции возле города Экс-ан-Прованс. Так что же такое ITER? Это огромный научный эксперимент и амбициозный энергетический проект по строительству самого большого токамака в мире. Сооружение должно доказать возможность коммерческого использования термоядерного реактора, а также решить возникающие физические и технологические проблемы на этом пути. Из чего состоит реактор ITER? Токамак — это тороидальная вакуумная камера с магнитными катушками и криостатом массой в 23 тыс. Как уже понятно из определения, у нас есть камера. Глубокая вакуумная камера. В случае с ITER это будет 850 кубометров свободного объема камеры, в котором на старте будет всего 0,1 грамма смеси дейтерия и трития. Вакуумная камера, где и обитает плазма. Инжектор нейтрального луча и радиочастотный нагрев плазмы до 150 млн градусов. Сверхпроводящие магниты, которые обуздают плазму. Бланкеты, защищающие камеру и магниты от бомбардировки нейтронами и нагрева. Дивертор, который отводит тепло и продукты термоядерной реакции. Инструменты диагностики для изучения физики плазмы. Включают манометры и нейтронные камеры. Криостат — огромный термос с глубоким вакуумом, который защищает от нагрева магниты и вакуумную камеру А вот так выглядит «маленькая» вакуумная камера с моделями работников внутри. Она 11,4 метра в высоту, а вместе с бланкетами и дивертором будет весить 8,5 тыс. Внутри них циркулирует вода. Вырывающиеся из плазмы свободные нейтроны попадают в эти бланкеты и тормозятся водой. Из-за чего она нагревается. Сами бланкеты защищают всю остальную махину от теплового, рентгеновского и уже упомянутого нейтронного излучения плазмы. Такая система необходима для того, чтобы продлить срок работы реактора. Каждый бланкет весит порядка 4,5 тонны, их будет менять роботизированная рука примерно раз в 5—10 лет, так как этот первый ряд обороны будет подвержен испарению и нейтронному излучению. Но это далеко не все. К камере присоединяется внутрикамерное оборудование, термопары, акселерометры, уже упомянутые 440 блоков бланкетной системы, системы охлаждения, экранирующий блок, дивертор, магнитная система из 48 элементов, высокочастотные нагреватели плазмы, инжектор нейтральных атомов и т. И все это находится внутри огромного криостата высотой 30 метров, имеющего такой же диаметр и объем 16 тыс.
Физики разработали гибридный реактор на основе плазменной открытой ловушки
Ранее такие значения достигали только в гораздо более крупных устройствах. Мощность нагрева у них больше. Ионные температуры свыше 5 кэВ ранее не достигались ни в одном СТ и были получены только в гораздо более крупных устройствах со значительно большей мощностью нагрева плазмы. Реактор ST40.
В 2022 — 2023 годах планируется провести эксперименты по встречному столкновению высокоскоростных потоков плазмы дейтерия, генерируемых новыми ускорителями. В частности, будут исследованы механизмы взаимодействия плазменных потоков и характеристики нейтронного излучения реакции DD-синтеза. Это позволит уточнить параметры плазменных потоков, необходимые для достижения заданных значений нейтронного выхода. Такие установки нового поколения на базе импульсных плазменных ускорителей наряду с токамаками могут рассматриваться как один из вариантов внешнего нейтронного источника для гибридного термоядерного реактора, особенно на начальной стадии разработки его компонентов.
Литий - лёгкий элемент, поэтому ядра лития меньше охлаждают плазму и даже могут участвовать в термоядерных реакциях.
В данном подходе слой жидкого лития берёт на себя часть защитных функций. Поэтому материал для "потеющей стенки" должен быть тугоплавким и теплопроводным, а также не должен вступать с жидким литием в химическое взаимодействие и при этом хорошо им смачиваться. Самый тугоплавкий металл - вольфрам, однако его теплопроводности для эффективного охлаждения стенки недостаточно. Медь обладает очень высокой теплопроводностью, но её нельзя применять для стенок реактора из-за легкоплавкости - металл просто атомизируется при взаимодействии с плазмой и попадёт внутрь реактора, что ухудшит качество плазмы. Однако учёные придумали, как объединить свойства обоих металлов в одной конструкции.
Хотя плазма удерживается и сжимается при помощи магнитного поля, её потоки всё равно могут соприкасаться со стенкой реактора. Это приводит не только к нагреву стенки, но и к распылению материала, из которого сделана стенка реактора, то есть к расщеплению его на атомы, которые затем попадают в качестве примеси в плазму. В результате процесса распыления плазма существенно охлаждается, что может помешать термоядерному синтезу.
Чтобы избежать этого, ранее была разработана концепция так называемой потеющей стенки: внутренняя поверхность реактора покрывается сетью каналов, из которых истекает жидкий литий. Литий - лёгкий элемент, поэтому ядра лития меньше охлаждают плазму и даже могут участвовать в термоядерных реакциях. В данном подходе слой жидкого лития берёт на себя часть защитных функций.
Россия отправила во Францию катушку для получения плазмы в термоядерном реакторе
В частности, будут исследованы механизмы взаимодействия плазменных потоков и характеристики нейтронного излучения реакции DD-синтеза. Почти год назад корейский термоядерный реактор KSTAR побил рекорд температуры удерживаемой плазмы. По сути, Plasma Liner Experiment – это реактор, включающий в себя 36 плазменных «пушек», окружающих сферическую камеру.
Заявка успешно отправлена!!
- Проблема термоядерного реактора оказалась преимуществом для плазменного двигателя
- Британский термоядерный реактор сгенерировал первую плазму
- Физики разработали гибридный реактор на основе плазменной открытой ловушки
- В России запущена уникальная плазменная установка
- Реквизиты компании
Проблема термоядерного реактора оказалась преимуществом для плазменного двигателя
По словам ученых, в практическом смысле управление колебаниями плазмы может упростить работу термоядерных реакторов. Этот реактор использует магнитные поля от сверхпроводящих катушек для удержания ионизированного газа в вакуумной камере в форме пончика, с целью стимулирования слияния. Одним из основных препятствий является успешное управление нестабильной и перегретой плазмой в реакторе, но новый подход показывает, как мы можем это сделать.
Российские ученые сделали важный шаг в разработке будущего термоядерного реактора ДЕМО
Его строительство уже началось в Карачаево-Черкесской Республике. Эту новость создала «Балабоба» — языковая модель Яндекса, проще говоря — нейросеть. Она не понимает, что говорит, мы просто даем ей на вход первые несколько слов. Дальше алгоритм на основании обученной языковой модели генерирует текст. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе.
Проект является продолжением научной работы академика А. Сахарова, который предложил использовать магнитное поле для удержания плазмы с целью достижения управляемого термоядерного синтеза. Сейчас учёные продвигаются в решении различных проблем и технических вопросов, связанных с разработкой будущего термоядерного реактора.
В радиочастотных двигателях с магнитным соплом последнее направляет и ускоряет плазму, позволяя космическим кораблям создавать тягу. Технология, использующая электрическую тягу, демонстрирует большой потенциал для открытия новой эры космических путешествий. Однако дальнейшему развитию мешала так называемая проблема «отрыва плазмы», объясняют ученые.
Иллюстрация работы плазменного двигателя с магнитным соплом. Изображение : Kazunori Takahashi, Tohoku University Поскольку силовые линии магнитного поля всегда образуют замкнутые петли, те, которые находятся внутри магнитных сопел, неизбежно возвращаются к конструкции двигателя. По этой причине поток плазмы должен отрываться от магнитного сопла.
Таким образом, для поддержания ядерных термоядерных реакций, которые включают поддержание стабильной температуры плазмы в сотни миллионов градусов по Цельсию, более горячей, чем даже ядро Солнца, необходимы сложные многослойные системы для управления катушками. Однако в новом исследовании исследователи показывают, что система ИИ может сама контролировать выполнение задачи. Исследователи обучили свою систему искусственного интеллекта на симуляторе токамака, в котором система путем проб и ошибок обнаружила, как справляться со сложностями магнитного удержания плазмы. После своего тренировочного окна ИИ перешел на следующий уровень — применяя в реальном мире то, чему он научился в симуляторе.
Россия отправила во Францию катушку для получения плазмы в термоядерном реакторе
Главные проблемы в разработке промышленного реактора — нагрев и удержание плазмы с термоядерными параметрами."Идея эксперимента такая. Плазменный физический реактор – сложное оборудование, обеспечивающее нормальное выполнение химической реакции. По словам ученых, в практическом смысле управление колебаниями плазмы может упростить работу термоядерных реакторов. Одним из основных препятствий является успешное управление нестабильной и перегретой плазмой в реакторе, но новый подход показывает, как мы можем это сделать. Учёные из МЭИ создали мощнейшею плазменную установку для проверки прочности облицовки термоядерного реактора.
Прорыв в физике: ИИ успешно управляет плазмой в эксперименте по ядерному синтезу
Измерения температуры электронов в плазме реактора FuZe показали, что она находится на том же высоком уровне, что и температура ядер. По сути, Plasma Liner Experiment – это реактор, включающий в себя 36 плазменных «пушек», окружающих сферическую камеру. В последний день 2021 года китайские учёные сообщили, что их опытный термоядерный реактор EAST нагрел плазму до 70 миллионов градусов и удерживал её 1056 секунд. Нестабильность плазмы, особенности переноса плазмы и потери из-за волн и турбулентности были серьезной проблемой для удержания плазмы в реакторах термоядерного синтеза.