Посадочный комплекс (из воспоминаний начальника боевого расчета средств навигации орбитального корабля «Буран»). На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. В Нижнекамске из-за неблагоприятных погодных условий объявили план «Буран». Впервые за долгое время в городе объявили план «Буран». Последствия метелей сейчас устраняют.
Россия не собирается возрождать проект «Буран»
В связи с непогодой и сильными снегопадами в Казани объявлен оперативный план «Буран». В целях реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 ноября 2019 года № 678 «Об утверждении Порядка обеспечения бесперебойного движения транспорта по. 35 лет назад Советский Союз удивил планету, запустив программу космических самолетов «Энергия-Буран».
«Роскосмос» рассекретил документы о многоразовом космическом корабле «Буран»
Много сомневающихся в возможности автоматического возврата корабля. Летчики-испытатели из «Бурановского» отряда космонавтов ратовали за первый полет с экипажем на борту. Но Главный конструктор советских орбитальных самолетов Глеб Евгеньевич Лозино — Лозинский был непреклонен: первые испытательные полеты — только в автоматическом режиме! Несомненно, он был главным идеологом беспилотной посадки, для осуществления которой необходимо создать специальную радиотехническую систему. Институтом прикладной математики им. Келдыша совместно с Московским опытно-конструкторским бюро «Марс» разработаны алгоритмы и бортовые программы для системы навигации и управления движением на участке аэродинамического спуска и посадки орбитального корабля. Ленинградский Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры ВНИИ РА создал Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел», состоящий из специального бортового и наземного оборудования. В районе посадочного комплекса на 22 участках и на ОКДП с 1983 года приступили к размещению элементов комплекса «Вымпел».
Обнаружение орбитального корабля на расстоянии 500 км от места посадки обеспечивали два радиолокационных комплекса. С высоты 20 км при удалении до 60 км начинался этап предпосадочного маневрирования. Здесь важно точно знать местоположение ОК в пространстве и динамику его движения. Решение этой задачи обеспечивала система измерения параметров движения, наземная часть которой состояла из 6 навигационных ретрансляторов-дальномеров, два из которых находились «недалеко» от ПК ОК — по 16 км вдоль оси ВПП с каждого направления, а остальные четыре и еще два радиолокационных комплекса ТРЛК , расположились примерно по окружности радиусом около 50 км от аэродрома. Эти участки составляли так называемую «дальнюю зону» и почти все находились в весьма экстремальных условиях: кругом голая дикая полупустыня, дорог никаких, отсутствие воды... И в таких условиях несли службу офицеры и солдаты команды средств навигации... Заключительную часть полета ОК — автоматическую посадку, обеспечивали участки «ближней зоны», где в пределах летного поля ПК ОК расположились азимутальные, угломестные и дальномерные радиомаяки на оба направления посадки, обзорные и посадочные радиолокаторы.
Техническая и жилая зона ретранслятора дальномера навигационного участок 48 вид с вертолета Управление и контроль работы радиотехнического комплекса, управление воздушным движением в районе аэродрома осуществлялось с ОКДП, где устанавливалось необходимое оборудование. До конца 1985 года шла напряженная работа по монтажу и наладке оборудования радиотехнической системы «Вымпел». Аэродром «Юбилейный» становился посадочным комплексом, но самолеты на нем бывали редко. Лишь несколько раз в год транспортировщики 3М-Т появлялись в его небе, регулярно доставляя с завода в монтажно-испытательные корпуса космодрома «бочки» топливных баков ракет, которые шли на сборку «изделий» для наземных стендовых и огневых испытаний.
Полностью автоматическая посадка "Бурана" заслуженно считается выдающимся достижением советской науки. При посадке возникла нештатная ситуация, которая продемонстрировала успех замысла создателей. На высоте 11 км "Буран" в автоматическом режиме получил информацию об изменении погодных условий на аэродроме. И совершенно неожиданно для всех он совершил манёвр с разворотом на 180 градусов. На земле это стало неожиданностью. Рассматривался даже подрыв корабля.
Однако было принято решение посмотреть на его действия. И "Буран" не разочаровал создателей. Посадка была выполнена с выдающейся точностью. Это не была точная копия американского компьютера. Использовалось значительно переработанное программное обеспечение. На борту находилось два комплекта БЦВМ, каждый из которых состоял из четырёх компьютеров. Система допускала одновременный выход из строя двух компьютеров. Американские "Спейс Шаттлы" не имели такого запаса по резервированию. При входе "Бурана" в атмосферу температура отдельных участков корабля достигала 1600 градусов. От уничтожения корабль защищали 37 500 специальных керамических плиток общей массой 9 тонн.
Американские корабли теряли по несколько десятков. Элементы теплозащиты Транспортировка третьего лётного экземпляра 2. Помимо слетавшего в космос изделия 1. В 1992 году "Буря" должна была полететь к станции "Мир" в беспилотном режиме. Планировалась автоматическая стыковка, посещение экипажем "Мира" и беспилотная посадка на Байконуре. Однако полёт так и не состоялся. Из-за ошибок при строительстве комплекса рухнула крыша. При этом погибли восемь рабочих, которые занимались ремонтом крыши. Рабочие погрузили 10 тонн рубероида кучей на одну точку крыши. Перегруженный элемент не выдержал и рухнул на один из баков находящейся внизу ракеты-носителя "Энергия".
Бак находился под давлением воздуха и произошёл воздушный взрыв, который привёл к полному обрушению крыши. Останки "Бурана" были распилены работниками космодрома и отправлены на металлолом. МИК после обрушения Фото: buran. Не в космос. В 1989 году "Буран" полетал на Ан-225 "Мрия" — самом большом в мире самолёте. Кульминацией стал показ в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже. Программа многоразовых орбитальных самолётов опередила время.
Тридцать лет назад ракета «Энергия» вывела на орбиту многоразовый космический корабль «Буран». Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» приземлился в автоматическом режиме на Байконуре. Первый полет оказался единственным Комплекс «Энергия—Буран» на стартовом столе buran.
Установленный на стартовом столе комплекс «Энергия—Буран» подсвечивали ослепительно белые лучи прожекторов. В 5:50 на КП была дана команда «Пуск», и спустя мгновение ракета, самая мощная из когда-либо созданных человеком, с оглушительным ревом начала поднимать ввысь прилепленный к ней сбоку космоплан. Предтечи Идея строительства космического корабля многоразового использования возникла в СССР в конце 1950-х как ответ США, которые в 1957 году начали разрабатывать космический бомбардировщик X-20 Dyna-Soar. Помимо ведения разведки он должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить ядерные удары по целям на Земле. Именно тогда в документах Министерства обороны СССР появилось первое упоминание о «космолетах» — аппаратах типа самолетов, которые были бы способны летать на чрезвычайно больших скоростях свыше 10 чисел Маха и высотах свыше 60 километров. Исходя из этого техзадания ведущие авиастроительные КБ разработали несколько вариантов такого рода аппаратов. Число Маха — отношение скорости течения в данной точке газового потока к местной скорости распространения звука в движущейся среде. Названо по имени австрийского физика и философа Эрнста Маха 1838—1916. В упрощенной формулировке число Маха — это истинная скорость в потоке то есть скорость, с которой воздух обтекает, например, самолет , деленная на скорость звука в конкретной среде. Пилотируемый Ту-136 предназначался для одновиткового полета вокруг Земли с последующей посадкой, а беспилотный Ту-137 — для нескольких витков с последующей планирующей посадкой на взлетно-посадочную полосу аэродрома.
В проекте «Звезда» прорабатывался вариант вывода ракетоплана на орбиту с помощью авиационно-космической системы, первая ступень которой представляла собой стратегический сверхзвуковой самолет, а вторая ступень — баллистическую ракету воздушного базирования с ракетопланом вместо головной боевой части. Но самым большим успехом стала разработка системы «Спираль», которая в будущем станет прообразом «Бурана». Идея ее заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука. После этого с его «спины» на высоте 28—30 км стартует десятитонный пилотируемый орбитальный самолет. Проект «Спираль» продвинулся наиболее далеко среди своих «одноклассников», но до реальных летных испытаний дело, увы, не дошло. Приоритет в то время отдавался разработке и строительству мощных межконтинентальных баллистических, а затем и космических ракет, которыми занимался Сергей Королев и другие конструкторы, считавшие их более перспективными, чем многоразовые космические корабли. Ракеты были просты в проектировании, намного дешевле в производстве, постоянно были готовы к пуску. МИГ-105-11 «Спираль». Дозвуковой самолёт-аналог орбитального самолёта Wikipedia Наш ответ шаттлам Но в начале 1970-х ситуация изменилась: Америка решила сделать ставку на создание многоразовых средств выведения в космос, которые должны были заменить все существующие у них к тому времени одноразовые носители. Он должен был сновать между Землей и околоземной орбитой, доставляя в обе стороны полезные грузы гражданского назначения.
В 1957 году в США началась разработка пилотируемого космоплана X-20 Dyna Soar, который помимо ведения разведки должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить ядерные удары по целям на Земле Первый шаттл полетел 12 апреля 1981 года. Корабль изначально строился как пилотируемый аппарат, поскольку предполагалось, что он должен будет находиться на орбите две недели, соответственно требовались люди для проведения исследований, монтажных и ремонтных работ. Идея использовать шаттлы для военных целей была, но от нее отказались по крайней мере, на словах. Однако в СССР усомнились в правдивости намерений американского руководства. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты. Проведенные в военных НИИ и в Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша экспертизы и аналитические исследования привели к заключению, что «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР». Седьмого февраля 1976 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы в рамках работы над программой «Энергия — Буран». Надо сказать, что поначалу отношение у руководителей страны и специалистов к этому проекту было неоднозначное. Понадобились десятки совещаний и сотни дополнительных экспертиз, чтобы убедиться в целесообразности создания такого аппарата.
Решающую роль сыграла позиция военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС влиятельнейшего Дмитрия Устинова, видевшего в американских шаттлах угрозу безопасности страны. Идея системы «Спираль» заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука. После этого с его «спины» на высоте 28—30 км стартует пилотируемый орбитальный самолет Неудивительно в этом контексте, что «Буран» изначально имел военное предназначение.
Приняты меры, направленные на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на дорогах города и района, а также по оказанию помощи в зоне экстремальной ситуации. Все службы города работают в круглосуточном режиме, чтобы обеспечить безопасность жителей района. Увидели или узнали что-то интересное?
«Роскосмос» рассекретил документы о единственном полёте «Бурана»
Напомним, многоразовый космический корабль «Буран» свершил свой первый и единственный полет 15 ноября 1988 года. Полет проходил полностью в автоматическом режиме без экипажа. В 1990 году работы по программе были приостановлены, а в 1993 году программа была окончательно закрыта.
Многоразовый воздушно-космический самолет «Буран» мог выводить на орбиту 30 тонн грузов и спускать с орбиты 20 тонн. Это был первый в мире космический беспилотник, и эта технология, отметил Алексей Рогозин в своем канале, в нашей стране утрачена.
Под «Энергию-Буран» был построен на Байконуре единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт, позволяющий проводить наземные огневые испытания и пуски ракет-носителей сверхтяжелого класса. Эта технология также утрачена. Стартовый комплекс «Энергии» заброшен. В ангаре, где долгое время стоял резервный «Буран», проломилась крыша, практически уничтожившая космический корабль.
Эта технология тоже в числе утраченных.
Глушко на пост главного конструктора НПО "Энергия". В качестве альтернативы "не оправдавшей ожидания" ракеты Н-1 им была предложена "комплексная ракетно-космическая программа", предусматривающая разработку средств выведения для развертывания и обеспечения лунной базы. Однако военные проявляли гораздо больший интерес к системе, аналогичной по возможностям и характеристикам американскому проекту Space Shuttle. Постановление Правительства N 132-51 "О создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени, орбитального самолета, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращения с орбиты грузов массой до 20 т" было выпущено 12 февраля 1976 г.
Из множества предложенных вариантов системы была выбрана двухступенчатая ракета-носитель пакетной схемы с параллельным расположением ступеней и боковым креплением полезного груза. Универсальность схемы позволяла реализовать давнюю мечту всех разработчиков - создать ряд модульных носителей, включающий ракету " Гроза " среднего, "Буран" тяжелого и " Вулкан " сверхтяжелого класса. Каждая РН включала центральный блок вторая ступень - единая для всех типов носителей и различное число боковых блоков первая ступень. В частности, " Гроза " должна была иметь два ускорителя, "Буран" - четыре, а " Вулкан " - шесть-восемь. Кроме того, на базе бокового блока предполагалось создать РН "Зенит" , заменяющую по грузоподъемности "Союз".
Работы завязались достаточно быстро. Следующее Постановление Правительства за N 1006-323 от 21 ноября 1977 г. Предприятия Министерства общего машиностроения, разрабатывающие ракету-носитель, широко взаимодействовали с институтами и заводами Министерства авиапромышленности, которые отвечали за орбитальный самолет. Для выхода на проектные характеристики системы пришлось полностью перевооружить все предприятия отрасли, оснастив их высокопроизводительным в том числе и импортным оборудованием - чего не делалось по всем предыдущим программам. С учетом опыта Н-1 финансирование работы осуществлялось ритмично и в требуемых объемах.
Информация о разработке системы Space Shuttle шла широким потоком, поэтому для ускорения работ наша программа отставала от американской на семь лет при проектировании орбитального самолета за опорные параметры брались характеристики штатовского аналога. Особенно пригодились сведения о продувках моделей в аэродинамических трубах и о летных испытаниях аналога шаттла - орбитальной ступени Enterprise OV-101. Однако, несмотря на внешнее сходство, основные конструктивно-технологические решения, принятые на "Буране", можно считать отечественными ноу-хау, так как перенести американскую технологию в нашу промышленность было даже теоретически невозможно да никто, собственно, и не пытался этого делать. Предполагалось выйти на этап летных испытаний системы к 1983 г. На первом этапе, когда основная тяжесть лежала на плечах разработчиков носителя, не терпелось проверить именно ракету.
Предлагалось в первых полетах даже не отделять МЛ от центрального блока, но не решились этого сделать. Штатный "Буран" без экипажа должен был полететь в 1984 г. К первому полету "Колумбии" стало ясно, что мы не успеваем и дата пуска нашей системы передвинулась на юбилейный 1987 г. Даже этот срок казался недостижимым, и было предложено к первому полету упростить все системы как только можно. Американцы трубили о своих трудностях с маршевыми кислородно-водородными ЖРД, теплозащитой и системой управления.
Ведь эти двигатели и комплексы так долго держались в секрете, а теперь мы можем увидеть их во всей красе и подробностях. Мы не можем не упомянуть технические средства транспортировки комплекса "Буран" на базе самолетов "Атлант" и "Мрия". История российской авиации тесно переплетается с историей космонавтики, и эти самолеты стали еще одним свидетельством этого слияния. Рассекреченные документы о проекте "Буран" и связанных с ним системах не только расширяют наше понимание о проекте, но и позволяют нам заглянуть в самую глубину процесса разработки и испытаний этого уникального космического корабля.
В Нижнекамске объявлен план «Буран»
Новости космонавтики | корабль сел на полосу в другую сторону по отношению к плану полета, добавив седых волос конструкторам. |
Россия не собирается возрождать проект «Буран» | Как получилось, что космический корабль "Буран" сборки советских времен оказался собственностью казахстанской компании? |
В огне не горит. В Москве показали уникальное покрытие космического корабля "Буран" | В программе «Энергия — Буран» состоялось 24 испытательных полёта в режиме самолёта на макете «Бурана» для отработки его пилотирования и тестирования основных систем. |
Роскосмос обнародовал программу полета корабля "Буран" к его 35-летию | Согласно информации, внутри БУРАН-10 могут разместиться до 10 человек. |
Дмитрий Рогозин: возрождение программы «Буран» — неизбежность
Алексей Рогозин рассказал об утраченных технологиях программы «Энергия-Буран» - МК | Программу «Энергия — Буран» принято считать вершиной и одновременно лебединой песней всей советской космонавтики. |
В Казани объявлен план «Буран» из-за сильной метели | Корпорация «Роскосмос» к годовщине единственного полёта многоразового космического корабля «Буран» опубликовала на своём сайте рассекреченные. |
"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"
Едва ли не главным требованием к программе «Энергия – Буран» была максимальная многоразовость. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. Программу «Энергия — Буран» принято считать вершиной и одновременно лебединой песней всей советской космонавтики. Напомним, план «Буран» ввели в Казани 17 января. В тот день на город и Татарстан обрушился мощный снегопад. В связи с обильными снегопадами городской комитет внешнего благоустройства объявил о продлении плана «Буран» до 22 января включительно.
Воронежский «Буран» опубликовал план подготовки к следующему сезону
В программу включены схема выведения «Бурана» на орбиту и его возвращения на Землю, траектория полёта корабля и вероятные районы падения при аварии. Среди других рассекреченных документов опубликованы часть пояснительной записки к техническому проекту миссии, схема катапультирования экипажа, состав и общие характеристики многоразовой космической системы.
Но при этом все дети знают, кто такой Илон Маск, знают про Space X, считают, что главная космическая держава - США, что американцы первыми высадились на Луну. Правда, 95 процентов детей знают, что первым человеком в космосе был Юрий Гагарин. Пока знают. Потому что пять процентов растерянно реагируют на вопрос, кто стал первым человеком в космосе.
Про первый спутник, первую женщину в космосе спрашивать бесполезно. И про наш современный космос - тоже. Это связно с тем, что в какой то момент космос ушел из жизни страны, уверена Юлия Сигорская. При том, что сейчас нашу жизнь невозможно представить без беспилотных систем: - Они ведь применяются не только в военных целях. Беспилотники сегодня не обязательно авиационные, но и наземные. Но венцом всех был и остается "Буран".
Программа "Энергия" - "Буран", как уже отмечалось, затрагивала тысячи людей. Было бы странно, не окажись в ней неожиданного поворота. Так, например, во Всесоюзном исследовательском институте авиационных материалов работал Сергей Летов, старший брат известного музыканта, создателя группы "Гражданская оборона" Егора Летова.
За последнюю неделю с улиц Казани вывезено 194,4 тыс. Дорожные рабочие и водители работают по 16 часов в сутки. Для них организован подвоз горячего питания. В крупных УК уборкой дворовых территорий занимаются 1 587 дворников и 170 единиц спецтехники.
В создании суперракеты и многоразового корабля участвовали более 1300 предприятий и организацией — более миллиона специалистов.
Дед Алексея Рогозина — генерал-лейтенант Олег Константинович Рогозин — в должности первого заместителя начальника Службы вооружений Минобороны СССР принимал участие в проекте и взаимодействовал с генеральным конструктором программы Глебом Лозино-Лозинским. Алексей Рогозин перечислил созданные при реализации программы «Энергия-Буран» технологии. В СССР создали сверхтяжелую ракету-носитель «Энергия», способную выводить на околоземную орбиты грузы массой 100 тонн. В планах была ракета «Вулкан» грузоподъемностью 200 тонн. Отработана технология многоразового использования космических аппаратов. Созданный для «Энергии» самый мощный в мире кислородно-керосиновый жидкостной ракетный двигатель РД-170 позже использовался в ракетах «Зенит», а его модификации — в американских ракетах «Атлас-3» и «Атлас-5», российской «Ангаре».
Что еще почитать
- Новости с тегом - план "Буран" - страница 1
- Первый полёт
- ФОТОГАЛЕРЕЯ
- «Энергия – Буран» — уникальная космическая программа СССР
- Рекомендуем также
О чем рассказывают рассекреченные документы о полете космического корабля "Буран"
«Роскосмос» рассекретил документы о единственном полёте «Бурана» | В Казани объявлен план «Буран», об этом сообщили сегодня на совещании в мэрии. |
В Нижнекамске объявлен план «Буран» | Во время плана «Буран» с дорог города вывозили по 37 тысяч тонн снега. |
Роскосмос обнародовал программу полета корабля "Буран" к его 35-летию
В городе объявлен план «Буран». Cильный снегопад, метель с ухудшением видимости, ветер с порывами до 17 м/с и снежные заносы на дорогах. Напомним, план «Буран» ввели в Казани 17 января. В тот день на город и Татарстан обрушился мощный снегопад. Программу многоразовой космической транспортной системы «Буран» не будут слепо восстанавливать, заявил исполнительный директор Роскосмоса по перспективным. Из-за сложных погодных условий в Бугульминском районе введен в действие оперативный план «Буран». Подпишитесь на новости газеты “Республика Татарстан” на Дзене и в Telegram. Начало опытно-конструкторских работ транспортного ракетно-космического комплекса (ТРКК) «Буран-Т» было запланировано на 1982 год.
«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран»
Корабль и макет РН "Энергия" были уничтожены в результате обрушения этого самого корпуса 12 мая 2002 года. Источник: Яндекс-картинки Изделие 1. Источник: Яндекс-картинки 2. Этот космический корабль тоже был полностью построен всё на том же заводе в Москве. Но, к сожалению, "Буря" никогда не взлетала. По плану, "Буря" должна была совершить второй, в истории программы "Энергия-Буран", полёт в космос в автоматическом режиме. Кроме того, этот полёт подразумевал осуществление стыковки "Бури" со станцией "Мир". Конкретно не понятно, кому принадлежит Изделие 1. По одним источникам в частной собственности, по другим - в собственности Казахстана. Вопрос о передаче изделия России - остается открытым.
Предположительно, советский снимок Изделия 1. Источник: Яндекс-картинки Современный снимок отчетливо показывает настоящее состояние Изделия 1. Источник: Яндекс-картинки 3. Изделие 2. Третий лётный экземпляр корабля программы "Энергия-Буран". Сам полёт намечался в 1994 году. До 2004 году находился в цехах Тушинского завода. Затем, его должны были продемонстрировать на авиашоу "МАКС-2013". Но этого не произошло.
В таких условиях бортовой компьютер принял решение о заходе на полосу с противоположной стороны. Выполнив для этого резкий манёвр, незадолго до посадки, корабль оказался над приёмными станциями и был ими потерян, пилот МиГ-25 М. Толбоев, сопровождавший корабль при взлёте и посадке, также утратил визуальный контакт с «Бураном» в облаках. В течение нескольких секунд отсутствия связи с кораблём в ЦУПе даже возникло предложение воспользоваться аварийной системой подрыва «Бурана», но заместитель главного конструктора Степан Микоян предложил немного подождать. И вскоре корабль был снова обнаружен М. Толбоевым на высоте 8 км заходящим на посадку.
После столь триумфального запуска советского челнока в космос многие в мире не только в СССР! Но «Буран» больше в космос так и не поднялся. Проводивший политику односторонних уступок коллективному Западу М. Горбачёв отправил «под нож» львиную долю советских перспективных разработок не только в сфере ВПК, но и в других высокотехнологичных отраслях. Программу «Энергия» — «Буран», ориентированную на долгосрочную и весьма перспективную конкуренцию с США в освоении космоса, постигла та же участь. С многоразовым орбитальным кораблём, над которым трудились миллионы человек в течение 12 лет, было покончено одним росчерком пера: в 1991 году работы по проекту были приостановлены, а 25 мая 1993 года — окончательно свёрнуты.
Летавший в космос образец космического корабля долгое время пылился в монтажно-испытательном корпусе МИК на космодроме «Байконур». Новой российской власти до него не было никакого дела. И 12 мая 2002 года случилась подлинная трагедия. В ходе производившихся на крыше ремонтных работ произошло обрушение трёх из пяти пролётов МИКа. Погибли восемь рабочих. Были уничтожены обломками крыши сам «Буран», блоки ракеты-носителя «Энергия» и его демонстрационный образец.
Главный герой блестящего космического полёта 1988 года не сохранился даже в виде памятника самому себе. Восстановлению корабль не подлежал, был распилен и продан на металлолом. Незавидна судьба и его собратьев. Второй образец, которой должен был носить имя «Буря» и был практически подготовлен к космическому полёту, так и остаётся на космодроме «Байконур», причём права на него заявила казахская частная компания. Третий экземпляр, который планировали назвать «Байкал», в недостроенном виде долгие годы оставался в цехах уже не действующего Тушинского машиностроительного завода. Позже он был передан на реставрацию в город Жуковский в качестве музейного экспоната.
Но отреставрирован не был и в итоге стал собственностью частного музея техники Вадима Задорожного. На данный момент он остаётся в плачевном состоянии. Четвёртый и пятый экземпляры только начинали строиться и были в итоге разобраны в цехах Тушинского машиностроительного завода. Один из полноразмерных испытательных макетов «Бурана» долгое время развлекал публику в парке им. Горького, а сейчас находится на ВДНХ. Второй был продан в Германию и экспонируется в музее.
Третий в итоге оказался в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Четвёртый находится в качестве экспоната на космодроме «Байконур», и ему придали внешнее сходство с летавшим в космос челноком. Есть ещё несколько полных или частичных испытательных макетов, часть их находится в России, часть — объявлена собственностью Казахстана. Всего к началу 1992 года на проект «Энергия» — «Буран» за 16 лет было потрачено 16,4 миллиарда советских рублей порядка 2,5 триллиона рублей в нынешних ценах , а созданная в ходе разработок инфраструктура позволяла бы запускать по кораблю раз в 2 недели.
Такое решение было принято городской комиссией по чрезвычайным ситуациям, так как меньше чем за сутки выпала половина месячной нормы осадков. Тогда для уборки снега в городе было задействовано до 800 единиц спецтехники.
Единая дежурно-диспетчерская служба ЕДДС - тел. Районная газово — эксплуатационная служба — тел. Районная электрические сети — тел.
В Роскосмосе пояснили, будут ли восстанавливать программу «Буран»
План «Буран» решили продлить до воскресенья включительно. Об этом пишет мэрия со ссылкой на начальника управления гражданской защиты исполкома Казани Сергея Чанкина. В целях реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 ноября 2019 года № 678 «Об утверждении Порядка обеспечения бесперебойного движения транспорта по. В Казани объявлен план «Буран», об этом сообщили сегодня на совещании в мэрии.