После 1993 года, когда программа «Энергия-Буран» была закрыта окончательно, к теме многоразового челнока не возвращались по целому ряду причин. После этого вице-премьер Дмитрий Рогозин дал закрытое поручение возобновить данную космическую программу на новой технологической основе.
Содержание
- Командно-штабная тренировка по плану "Буран"
- Сильнейшая метель в Казани: объявлен план "Буран"
- Конец «Бурана». Как погиб великий советский проект | Аргументы и Факты
- Международная сенсация
В огне не горит. В Москве показали уникальное покрытие космического корабля "Буран"
На итог будет опять все "убитое" дорожное полотно- это когда калея очень глубокая на дорожном покрытии, так что и летом ездить страшно глубина летом от 10 см. Наверно кто то приследует какую то цель, раз доводит людей до гневного эмоционального состояния. Даже к пешеходному переходу подходить страшно, не знаешь в какой момент автомобиль может из калии выбросить. Конечно можно сказать что не правельно выбранная скорость. Но извените, по таким направлениям длжен двигаться не легковой транспорт, а тяжелая техника. Глубина калеи сейчас от 15 до 30 см.
Настолько, что новую космическую эру доверили открывать летчику, не имевшему для такой работы ни опыта, ни класса подготовки. Алексей Бородай, летчик-испытатель : «С одной стороны, мне лестно, что предложили такую сложную работу. А с другой стороны — сомнения: сумею ли я?
Я только год отлетал. Мне еще работать и работать. Это 1978 год, декабрь месяц был». Однако мечта всей жизни для Бородая и остальных претендентов так и осталась неисполненной. Хотя в руководстве страны уже тогда знали, что программа запуска челноков Советскому Союзу не по карману.
СССР Ровно 30 лет назад состоялся первый и единственный запуск советского космического корабля «Буран». Уникальный аппарат выводился на орбиту ракетой, а садился в автоматическом режиме.
Этот проект стал ответом Советского Союза на программу NASA Space Shuttle и, по оценкам экспертов, даже превзошел американский аналог, но, несмотря на успех, продолжения не получил. Для Алексея Бородая полетов «Бурана» могло и вовсе не быть. В 70-х мало кто вообще верил, что советские корабли могут не только бороздить просторы Вселенной, но и спокойно возвращаться на Землю. Слишком смело. Настолько, что новую космическую эру доверили открывать летчику, не имевшему для такой работы ни опыта, ни класса подготовки. Алексей Бородай, летчик-испытатель : «С одной стороны, мне лестно, что предложили такую сложную работу.
В программе также представлена информация о многоразовой транспортной космической системе "МТКС-О", грузовых транспортных аппаратах и системе "Буран-Т". Очевидно, что создатели "Бурана" планировали использовать его не только для полетов с экипажем, но и для доставки полезной нагрузки на орбиту. Опубликованные фотографии двигателей ракеты-носителя "Энергия" и комплекса сборки первого "Бурана" - настоящее сокровище для космических энтузиастов. Ведь эти двигатели и комплексы так долго держались в секрете, а теперь мы можем увидеть их во всей красе и подробностях. Мы не можем не упомянуть технические средства транспортировки комплекса "Буран" на базе самолетов "Атлант" и "Мрия".
План "Буран" в Казани
В ближайшие трое суток в республике вновь ожидается сильнейший снегопад и метели. Скопировать ссылку В ближайшие трое суток в республике вновь ожидается сильнейший снегопад и метели. В связи с неблагоприятными погодными условиями и дальнейшим ухудшением погоды в ближайшие дни на территории Альметьевского района объявлен план «Буран».
Среди опубликованных документов — программа полёта, технические характеристики «Бурана» и многоразовой транспортной космической системы МТКС-О, которая выводила аппарат на орбиту. Также на сайте представлены схемы различных вариантов полёта. Согласно опубликованным документам, стартовая масса «Бурана» и МТКС-О составляла 985 тонн, в том числе 851 тонна топлива, а масса аппарата при возвращении на Землю — 24 тонны.
Второй экземпляр должен был совершить беспилотную миссию продолжительностью в семь суток, включая стыковку с орбитальной станцией «Мир». Третий экземпляр, который планировали запустить уже с экипажем, остался недостроенным. Программу «Буран» приостановили из-за недостатка финансирования, а после распада Советского Союза, в 1993 году, закрыли. Иллюстрация: Роскосмос.
Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия». Запуск «Бурана» стал большой неожиданностью для Запада и США, где открыто признали, что Советский Союз опередил их в космической гонке.
Сотрудник Университета Джорджа Вашингтона доктор Джон Логсдон в прямом эфире компании ABC заявил: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США даже тогда, когда вновь начнутся полеты американских космических кораблей многоразового использования. Для того чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет». Первый из них должен был состояться в конце 1991 года, еще два — в 1993-м и 1994-м. Длительность пребывания «Бурана» в космосе должны были увеличить. И поставить перед ним еще более сложные, чем возвращение на аэродром, задачи. Например, автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом «Мир».
Но самое интересное должно было начаться потом. На борту космического «челнока» с пятого по восьмой полет предусматривалась работа экипажа. Правда, в целях безопасности было решено отправить только двоих летчиков-космонавтов. Примерная дата пилотируемого полета не была названа, но ожидалось, что это событие произойдет не позже 1994—1995 годов. Однако в 1993 году проект окончательно свернули. И на то были свои причины.
Экономически он оказался не очень эффективным: стоимость вывода на орбиту одного килограмма полезного груза у многоразовых кораблей его класса составляла тогда примерно 20 тыс. Да и для экономики в целом он оказался очень дорогим. Для этого пришлось отвести воды Сырдарьи в рукотворное подземное озеро. А расход воды при запуске — больше, чем у всех фонтанов Петергофа! Вот и считайте затраты…» — писал в своих воспоминаниях Станислав Аксенов, один из участников проекта. Изменилась и международная обстановка: провозглашенный Михаилом Горбачевым отказ от продолжения гонки вооружений, в том числе в космосе, делал «Буран» ненужным, так как реальных гражданских задач, которые челнок решал бы эффективнее привычных одноразовых космических систем, не просматривалось.
Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Помимо слетавшего изделия под номером 1. Самый знаменитый из них — корабль «Буран» на ВДНХ, который является частью интерактивного музейного комплекса, посвященного этому многоразовому ракетоплану. Из восьмерки пилотов «первого призыва» — «Волчьей стаи» — в живых сегодня нет никого. Все, за исключением командира, погибли в авиакатастрофах или от их последствий, причем шесть человек — еще до полета «Бурана» Другой известный макет был изготовлен в виде самолета — аналога «Бурана» и работал на четырех твердотопливных двигателях, что давало возможность взлетать с обычного аэродрома. Аппарат использовался для летных испытаний в атмосфере, был показан на шоу Международного авиационно-космического салона.
Потом его передавали в лизинг сначала австралийской компании, потом сингапурской. В апреле 2008 года макет купил за десять миллионов евро Герман Лайр для своего технического музея в Шпайере Германия , где космический корабль «Буран» до сих пор является одним из самых интересных экспонатов. Судьба оказалась немилосердной не только к слетавшему «Бурану». Злой рок преследовал и пилотов, так и не отправившихся на нем в космос атмосферные полеты на макетах корабля отрабатывались неоднократно. Первым руководителем элитного отряда летчиков-испытателей, набранных в 1977 году для подготовки к полетам на «Буране», был назначен Игорь Волк. Фамилия командира дала новому отряду неофициальное, но тут же подхваченное всеми название — «Волчья стая».
Из этой восьмерки в живых сегодня нет никого. Все, за исключением командира, погибли в авиакатастрофах или от их последствий, причем шесть человек — еще до полета «Бурана», что стало дополнительным аргументом в пользу беспилотного варианта его первого запуска. Сам Волк умер в прошлом году в возрасте 79 лет. Безвременно ушли из жизни и трое из семи летчиков второго набора «бурановского» отряда.
Оставляйте реакции
- Первый полёт
- Регистрация
- Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
- "Роскосмос" рассекретил документы о полете корабля "Буран"
- 205 минут триумфа
О чем рассказывают рассекреченные документы о полете космического корабля "Буран"
Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» приземлился в автоматическом режиме на Байконуре. Программа «Буран» была закрыта в 1993 году из-за недостатка : Роскосмос. План спуска и посадки "Бурана". С реальностью разошлись всего на три минуты. В полдень 17 января власти Казани объявили трехдневный план «Буран».Такое решение позволит увеличить число занятой для уборки снега техники до 800 единиц. Интерфакс: "Роскосмос" к 35-летию полета многоразового космического корабля "Буран" опубликовал рассекреченные документы о программе этого полета. Едва ли не главным требованием к программе «Энергия – Буран» была максимальная многоразовость.
«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран»
В Казани до конца этой недели продлили план «Буран», сообщил начальник Управления гражданской защиты исполкома города Сергей Чанкин. Согласно информации, внутри БУРАН-10 могут разместиться до 10 человек. Программу «Энергия» — «Буран», ориентированную на долгосрочную и весьма перспективную конкуренцию с США в освоении космоса, постигла та же участь.
Власти Казани продлили план «Буран» до конца недели
Затем, его должны были продемонстрировать на авиашоу "МАКС-2013". Но этого не произошло. В настоящее время, начиная с 2022 года, "Байкал" планируют отреставрировать. По информации, находится на территории аэропорта в подмосковном Жуковском. Источник: Яндекс-картинки Изделие 2. Источник: Яндекс-картинки 4. Четвёртый экземпляр корабля программы "Энергия-Буран". После закрытия в 1993 году программы "Энергия-Буран", построенный частично корабль, был разобран в цехах Тушинского машиностроительного завода. Пятый лётный экземпляр. Задел пятого корабля был уничтожен в 1994 году.
Кроме лётных экземпляров, которые создавались именно для полётов в космос, были изготовлены ещё и несколько макетов корабля "Буран". Они предназначались для различных испытаний, такие как электрические, динамические, лётные и другие. В отличие от лётных экземпляров, судьба которых незавидна, макеты существует и ныне, ведь когда программу закрыли, они остались на балансе различных научно-исследовательных институтов. Известно всего 7 полноразмерных макетов. Большинство их находится в России. В настоящее время, этот лётный макет находится в собственности немецкого Музея техники в Шпайере. Ещё один макет ОК-КС изделие 0. Но, наиболее, неприятная судьба у полноразмерного макета ОК-МТ изделие 0. Стоит он там не один, а как уже говорилось выше, вместе с изделием 1.
Созданный как ответ американскому Shuttle, «Буран» обошел своего конкурента. Советский корабль и обходился дешевле, и груза поднимал больше. Но свое главное преимущество «Буран» показал только во время первого космического полета, когда из-за погодных условий автоматически изменил настройки посадки. В конце 70-х на «Буран» работала едва ли не вся страна. Для подготовки корабля в Москве даже открыли новый машиностроительный завод. Всего в программе было 14 «Буранов», на орбиту они должны были отправляться через каждые 2—3 месяца. Но в космосе было суждено побывать только одному из них. После закрытия программы в 1993 году про «Буран» как будто пытались поскорее забыть.
Среди прочих объектов для ракеты-носителя Н-1 на Байконуре был построен и монтажно-испытательный корпус МИК — сооружение, где, как понятно из названия, собиралась ракета и испытывались ее системы. Циклопическое здание на площадке 112, внешне напоминавшее гигантский заводской цех, было построено в 1963—67 годах. Размеры соответствовали изделию, монтаж которого планировался внутри. Три из пяти пролетов корпуса были восьмиэтажными, два — чуть скромнее. Длина объекта достигала 240 метров. Внутри на сборке работали три мостовых крана грузоподъемностью в 200 тонн каждый. Все это богатство после закрытия Н-1 некоторое время не использовалось, но затем было переоборудовано под нужды «Энергии — Бурана». В корпусе на 112-й площадке собирался и первый летный экземпляр ракеты-носителя улетел в мае 1987 года. Отсюда же на старт отправился и второй, уже с «Бураном», в ноябре 1988-го. Складывается такое впечатление, что «Буран» запустили в космос из последних сил. Просто потому, что уж слишком много сил и средств в него вложили. Необходимо было просто попробовать, посмотреть, все ли верно рассчитано. Полет был успешным, но после него энтузиазма, финансирования, а вскоре и квалификации стало хватать только на традиционные пилотируемые запуски на обычных «Союзах». Советскому Союзу становилось все хуже и хуже, и в начале 1990-х программу «Энергия — Буран» приостановили. Стране стало уже не до паритета с США. Окончательно проект закрыли в 1993 году, после чего грандиозный МИК на Байконуре был превращен в мавзолей гордости советской космонавтики. Здесь продолжали храниться наработки по системе например, готовые ступени РН «Энергия» , а в 1998-м сюда же на «Мрие» прибыл и первый советский космический челнок, до этого колесивший по множеству мировых авиакосмических салонов. На Байконуре «Буран» пристыковали к имевшемуся технологическому макету «Энергии», разместили в четвертом пролете высокой части монтажно-испытательного корпуса и принялись показывать его доезжавшим до космодрома туристам. Впрочем, это продолжалось всего четыре года, пока группа рабочих не решила отремонтировать крышу МИКа. Что случилось в мае 2002 года Рано утром 12 мая 2002 года к зданию монтажно-испытательного корпуса подъехал грузовик с рулонами рубероида в кузове. С ним же прибыла и ремонтная бригада из восьми человек: семи граждан Казахстана и одного белоруса.
Это действительно так, и мы будем продолжать это делать, ведь наша цель — восстановление законности и справедливости, возвращение государству его собственности», — написал он в Facebook. Рогозин против Мусы О том, что состояние монтажно-испытательного комплекса, в котором хранятся образцы «Бурана», вызывает опасения, Дмитрий Рогозин сообщил в ноябре 2020 года. Тогда же стало известно, что госкорпорация рассматривает возможность купить «Бураны» и передать их в музей. При этом гендиректор казахстанского их владелец Даурен Муса подчеркнул, что не намерен продавать корабли России. Он заявил, что российская промышленность не может похвастать никакими новыми достижениями в космонавтике, поэтому решила «ухватиться за брошенные в спешке ими же 30 лет назад недостроенные макеты», которые ей не принадлежат. Но миролюбивость и добрососедство начинают принимать за слабость, и перестают соблюдать элементарные правила приличия», — заявил он в своем Facebook. Там подчеркнули, что не имеют права трогать имущество, которое не принадлежит РФ. А на космодром они приезжали лишь для того, чтобы оценить состояние мест, в которых хранится корабль. При этом Дмитрий Рогозин ответил на обвинения Мусы, заявив, что из-за ненадлежащего условия хранения «Бураны» могут быть утеряны. Он призвал бизнесмена не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, а оценить риски своего «безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин». Глава «Роскосмоса» также добавил, что без согласия казахстанских властей Россия не может планировать вывоз кораблей, потому что они ей не принадлежат — однако вынуждена оплачивать все расходы по охране «Буранов». Один из конструкторов «Бурана», заместитель директора НПО «Молния» Владимир Скороделов рассказал «360», почему этот корабль необходимо сохранить. Это было величайшее достижение нашей космической техники в 1980-е годы. Как и все другие наши отечественные достижения науки, культуры надо сохранять.
Забрали себе
- Конец «Бурана». Как погиб великий советский проект
- «Буран»: первый и единственный
- «Буран»: подвиг и предательство — КПРФ Москва
- Курсы валюты:
- Глава Бавлинского района объявил о введении плана «Буран»
В Новошешминском районе утвержден план «Буран»
Эти этапы оказались самыми сложными при начальных испытаниях многоразового корабля, так как требовали высокой точности и координации между ракетой-носителем и кораблем. В рамках программы было предусмотрено собирать данные о работе "Бурана" в полете с помощью семи наземных и пяти плавучих измерительных пунктов, а также спутника-ретранслятора "Альтаир". Важным элементом программы были также пункты предстартового измерительного комплекса и средства посадочного комплекса корабля. Самым вероятным моментом возникновения аварийной ситуации в процессе полета "Бурана" оказался этап спуска и посадки на Землю. Также в документах была информация и представлена схема орбитальной станции "Мир" с пристыкованным к ней многоразовым кораблем.
Помимо этого, им рекомендуется скорректировать планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Такое решение было принято городской комиссией по чрезвычайным ситуациям, так как меньше чем за сутки выпала половина месячной нормы осадков. Тогда для уборки снега в городе было задействовано до 800 единиц спецтехники.
После неудачного для воронежской команды прошлого сезона он был приглашен для работы на перспективу. О главных слагаемых успеха любой хоккейной команды и о принципах работы тренера Альберт Логинов рассказал в интервью РИА «Воронеж». Читайте также.
Вот у меня личный есть «Буран», стоит на аэродроме имени Громова.
Я его спрятал в лесу участка ФСБ России. Зачем нам оттуда [из Казахстана — прим. Я там был на «Байконуре» и летал, посмотрел, обнял, поплакал, что дальше? Десять лет я сидел с «Бураном» на «Байконуре». У нас есть свой корабль. Мой корабль отдали в Мюнхен в политех [музей — ГМ], на котором я летал.
Россия не собирается возрождать проект «Буран»
Дело в том, что ракета-носитель орбитального корабля была огромной. Диаметр топливных баков 2-й ступени — около 8 метров, длина самого большого, водородного бака — более 40 метров. Изготавливались они на заводе в Куйбышеве ныне — Самара , а вот доставить их на Байконур было проблемой. Задачу обеспечения авиационной транспортировки крупногабаритных конструкций МКС с заводов-изготовителей на космодром решили, создав специальный самолет-транспортировщик 3М-Т на базе стратегического бомбардировщика 3М. Трассовый радиолокатор участок 42 вид с вертолета Но впереди была самая главная задача— обеспечение автоматической посадки орбитального корабля. Методика летных испытаний пилотируемых космических кораблей в СССР однозначно определяла запуски новых аппаратов в беспилотном режиме. Но, если парашютная посадка спускаемых капсул «Востоков» и «Союзов» не предъявляла высоких требований к точности и к месту приземления, то посадка «космического самолета» следовала на узкую бетонную полосу выбранного аэродрома. Здесь уместно напомнить, что американский «Спейс Шаттл» в первом полете был с экипажем на борту, садился на огромную плоскость авиабазы Эдвардс... И, если учесть, что орбитальный корабль, возвращаясь с орбиты, гасит первую космическую скорость и высоту полета преодолевая «тепловой барьер», «выбирает» боковую дальность от плоскости орбиты до места посадки, двигаясь по сложной «баллистическо-аэродинамической» траектории и при этом не имеет двигателей для ухода на «второй круг» при посадке — можно представить, какие требования предъявлялись к посадочной автоматике. И все-таки эта задача была решена — впервые не только в отечественной, но и в мировой практике. Не просто это было...
Много сомневающихся в возможности автоматического возврата корабля. Летчики-испытатели из «Бурановского» отряда космонавтов ратовали за первый полет с экипажем на борту. Но Главный конструктор советских орбитальных самолетов Глеб Евгеньевич Лозино — Лозинский был непреклонен: первые испытательные полеты — только в автоматическом режиме! Несомненно, он был главным идеологом беспилотной посадки, для осуществления которой необходимо создать специальную радиотехническую систему. Институтом прикладной математики им. Келдыша совместно с Московским опытно-конструкторским бюро «Марс» разработаны алгоритмы и бортовые программы для системы навигации и управления движением на участке аэродинамического спуска и посадки орбитального корабля. Ленинградский Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры ВНИИ РА создал Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел», состоящий из специального бортового и наземного оборудования. В районе посадочного комплекса на 22 участках и на ОКДП с 1983 года приступили к размещению элементов комплекса «Вымпел».
Наполовину готовый экземпляр, к счастью, не разобрали и не сдали на цветмет. В 2021 году он был продан Вадиму Задорожному, владельцу одного из крупнейших частных музеев техники в Подмосковье. Очень хочется надеяться, что этот экземпляр вскоре будет восстановлен и выставлен для осмотра. Тогда хоть одному летному экземпляру получится остаться нужным в России. Не менее интересна и судьба тестовых, экспериментальных аппаратов, созданных в свое время для приготовления к полету «Бурана». Они предназначались для различных испытаний — летных, динамических, вибрационных и многих других.
В СССР создали сверхтяжелую ракету-носитель «Энергия», способную выводить на околоземную орбиты грузы массой 100 тонн. В планах была ракета «Вулкан» грузоподъемностью 200 тонн. Отработана технология многоразового использования космических аппаратов. Созданный для «Энергии» самый мощный в мире кислородно-керосиновый жидкостной ракетный двигатель РД-170 позже использовался в ракетах «Зенит», а его модификации — в американских ракетах «Атлас-3» и «Атлас-5», российской «Ангаре». Многоразовый воздушно-космический самолет «Буран» мог выводить на орбиту 30 тонн грузов и спускать с орбиты 20 тонн. Это был первый в мире космический беспилотник, и эта технология, отметил Алексей Рогозин в своем канале, в нашей стране утрачена. Под «Энергию-Буран» был построен на Байконуре единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт, позволяющий проводить наземные огневые испытания и пуски ракет-носителей сверхтяжелого класса.
Автомобили то и дело из нее вылетают. Из полосы в полосу с ужасом переезжаешь, кажется что "пузом" повисним. Нас один раз "выкинуло". Хорошо на встречном движении не было автомобилей. Пока вроде только страдают автомобили и автомобилисты с кустами и деревьями, но возможно скоро и на тратуар начнут вылетать. Показать полностью...
План «Буран» завершился, но только буран об этом не знает — Метшин
На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. План «Буран» решили продлить до воскресенья включительно. Об этом пишет мэрия со ссылкой на начальника управления гражданской защиты исполкома Казани Сергея Чанкина.