Из-за сложных погодных условий в Бугульминском районе введен в действие оперативный план «Буран». Мэр Казани Ильсур Метшин на «деловом понедельнике» сказал, что план «Буран» завершился на прошлой неделе, но только буран об этом не знает, снег продолжает идти. Работа над «Бураном» началась в 70-х, и потребовалась целая декада, чтобы воплотить планы в реальность.
Похожие материалы
- Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект
- «Буран»: подвиг и предательство
- Похожие материалы
- Навигация по записям
- Возвращение "Бурана": Для чего Россия реанимирует уникальный проект
- Почётный президент МАКС рассказал о собственном боевом экземпляре «Бурана»
В Новошешминском районе утвержден план «Буран»
После неудачного для воронежской команды прошлого сезона он был приглашен для работы на перспективу. О главных слагаемых успеха любой хоккейной команды и о принципах работы тренера Альберт Логинов рассказал в интервью РИА «Воронеж». Читайте также.
Вместе с тем, ведется уборка снега на пешеходных зонах и возле остановок. Глава района Ильяс Гузаиров провел оперштаб, где объявил о введении плана «Буран».
Все предприятия и организации выводят дополнительную технику на уборку снежной массы, бюджетные организации и предприятия очищают от снега прилегающие территории, Ильяс Гузаиров, выразил благодарность всем, кто не остается в стороне от борьбы с последствиями природной стихии. Ожидается, что в ближайшие сутки в Татарстане выпадет четверть месячной нормы снега февраля.
В 1976 году была предложена существенно изменённая версия ОК-92 — двигатели второй ступени были перемещены с орбитального корабля-космоплана на бывший отделяемый топливный бак второй ступени, что позволило совместить разработку многоразового корабля с созданием универсальной сверхтяжёлой ракеты « Энергия ». В 1978 году проект «Бурана» приобрёл свой окончательный вид [12]. В 1976 году была официально утверждена строго засекреченная программа «Энергия»-«Буран». Для сравнения, полные расходы на программу «Шаттл» за всё время её существования должны превысить 160 млрд долларов США. Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО « Молния ». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский , уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы « Спираль ».
Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года ; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом на барже под тентом в город Жуковский , а оттуда с аэродрома Жуковский — воздушным транспортом на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т — на аэродром « Юбилейный » космодрома Байконур. Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса ВПП на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный Хороль в Приморье , а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР на Кубе , в Ливии. К 1988 году специально для транспортировки с запасных аэродромов Киевским авиационным производственным объединением был создан Ан-225 «Мрия» , а для транспортировки по космодрому был разработан уникальный транспортно-установочный агрегат. Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя « Энергия ». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку.
Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме.
При этом владелец корабля, частное лицо из Казахстана, не намерен его отдавать. Разобрались, чем так важен «Буран», и почему он так нужен владельцу. Непростая судьба «Буранов» В конце мая стало известно, что уличные художники пробрались на территорию космодрома «Байконур» и разрисовали «Буран». Они оставили на недостроенном космическом корабле надписи «Юра, мы приехали», «Добро» и «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле», а также — свои имена. Реклама Позже они рассказали, что таким образом хотели обратить внимание на запущенность «Бурана». Если что, я готов нести ответственность. Но для меня вандализм — это то, что сейчас происходит там с кораблями», — уточнил один их художников.
Однако многие отреагировали на их поступок негативно. Герой России, летчик-космонавт Андрей Борисенко отметил, что считает это хулиганством, незрелостью и глупостью. А гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин подчеркнул, что переживает за судьбу корабля и сразу же выставил вокруг него охрану. Однако вандалы стали не единственной проблемой — в ангаре, где хранятся «Бураны» летный образец и макет для испытаний , начала осыпаться кровля. По словам Рогозина, в помещении нельзя находиться без касок — есть риск, что крыша просто упадет прямо на корабль. Такое уже случалось: в 2002 году крыша упала на единственный из летавших в космос «Буранов» — он отправился в автоматический полет 15 ноября 1988 года. В результате он был уничтожен.
Дмитрий Рогозин: возрождение программы «Буран» — неизбежность
Наверно кто то приследует какую то цель, раз доводит людей до гневного эмоционального состояния. Даже к пешеходному переходу подходить страшно, не знаешь в какой момент автомобиль может из калии выбросить. Конечно можно сказать что не правельно выбранная скорость. Но извените, по таким направлениям длжен двигаться не легковой транспорт, а тяжелая техника. Глубина калеи сейчас от 15 до 30 см.
Такое решение было принято городской комиссией по чрезвычайным ситуациям, так как меньше чем за сутки выпала половина месячной нормы осадков.
Тогда для уборки снега в городе было задействовано до 800 единиц спецтехники.
Пассажиров», - отметил заместитель руководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров. Сложности с уборкой снега также связаны с проведением масштабных федеральных проектов, из-за которых многим горожанам приходится брать на себя большую часть работы по очистке. В Казани насчитывается 1422 остановочные площадки, и хотя с наиболее значимыми для городского трафика конечными разворотными площадками удалось разобраться, остаются районы, где уборка снега еще не достигла нормативов. Ново-Савиновский район оказался ближе к выполнению нормативов.
Фактически хулиганские действия. Было зафиксировано складирование снега прями на дороге на дублере Горьковского шоссе, где хулиганы просто сбросили 4 КАМАЗа снега и скрылись», - рассказал глава администрации Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов. На трассах ситуация улучшилась благодаря использованию реагентов, которые помогли очистить асфальт от снега.
Во время плана «Буран» с дорог города вывозили по 37 тысяч тонн снега. Февраль тоже оказался снежным.
Казань уже покрыло четвертью месячной нормы осадков. За прошедшие три дня с улиц города вывезли более 100 тысяч тонн снега.
В Роскосмосе пояснили, будут ли восстанавливать программу «Буран»
В Казани продлили план «Буран» - Татарстан-24 | так решили на заседании городского штаба благоустройства Казани. |
«Русский Шаттл» возвращается? Для чего «Роскосмос» хочет выкупить «Буран» - Hi-Tech | Об этом госкорпорация сообщила 15 ноября на своем рассекреченных документов опубликованы программа первого полета «Бурана». |
В Татарстане скорректируют план «Буран»
Вокруг орбитального корабля «Буран», который хранится на Байконуре, продолжаются споры. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены. Начало опытно-конструкторских работ транспортного ракетно-космического комплекса (ТРКК) «Буран-Т» было запланировано на 1982 год.
Воронежский «Буран» опубликовал план подготовки к следующему сезону
Большой комплексной программой, неразрывно связанной с разработкой «Энергии», стало создание орбитального космического корабля «Буран». По решению Комиссии по чрезвычайным ситуациям города в столице Татарстана объявлен план «Буран», заявил Мэр Казани Ильсур Метшин на традиционном аппаратном совещании в. Впервые за долгое время в городе объявили план «Буран». Последствия метелей сейчас устраняют. Руководство Казани решило еще раз продлить действие плана «Буран» — теперь до 28 января включительно. Программа создания орбитального корабля "Буран" была разработана в ответ на американскую программу "Спейс шаттл". В Нижнекамске из-за неблагоприятных погодных условий объявили план «Буран».
Объявлен план «Буран». Вчерашний апокалипсис повторится
Иллюстрация: Роскосмос Среди документов — программа первого полёта многоразового космического корабля «Буран», информация о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О, транспортном ракетно-космическом комплексе «Буран-Т» и вариантах грузового транспортного аппарата для него. Иллюстрация: Роскосмос Тридцать пять лет назад, 15 ноября 1988 года, с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия» с многоразовым космическим кораблем «Буран», который в автоматическом режиме дважды облетел Землю и совершил посадку на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур. Длительность полёта без экипажа составила 205 минут. Иллюстрация: Роскосмос Внешне «Буран» похож на американский Space Shuttle, однако предусматривал возможность посадки в автоматическом режиме и аварийного катапультирования экипажа.
Тут стоит немного окунуться в историю и вспомнить, что одна ракета "Энергия", для производства которой привлекали три тысячи человек, обходилась советскому бюджету примерно в 160—170 млн советских рублей. В сегодняшних деньгах пуск одного "сверхтяжа" обойдётся государству в 200 млн долларов, и, разумеется, такие расходы не примет никто. Однако другой ракеты для вывода 100-тонного орбитального корабля на орбиту нет. Полезная нагрузка самой производительной ракеты "Ангара А5" — всего 26 тонн. Втрое меньше, чем нужно для перезапуска "Бурана". Любопытно, что новая ракета "Амур-СПГ" тоже не приблизит Россию к обладанию многоразовым орбитальным кораблём. Она хорошо подойдёт для того, чтобы отбить рынок пусковых услуг у Илона Маска а именно за потерю этого рынка часто критикуют "Роскосмос" , но не для серьёзных космических проектов.
Делу вполне могла бы помочь тяжёлая или сверхтяжёлая "Ангара", разгонять которую на первом этапе пуска будут многоразовые ускорители "Байкал", хотя вполне вероятно, что ещё один аванпроект по созданию сверхтяжёлой ракеты появится именно на базе модулей, использованных для проектирования ракеты "Амур". При этом чёткого понимания по вопросу задач для реинкарнации "Бурана" или другого ракетоплана — "Спираль" — в "Роскосмосе" пока нет. В сообщениях ведомства сказано, что работа в этом направлении будет проводиться до сентября 2022 года. Именно к этому моменту станет ясно, будет ли у России многоразовый корабль, и если да, то кто и зачем будет летать на нём на орбиту.
Приоритет в то время отдавался разработке и строительству мощных межконтинентальных баллистических, а затем и космических ракет, которыми занимался Сергей Королев и другие конструкторы, считавшие их более перспективными, чем многоразовые космические корабли. Ракеты были просты в проектировании, намного дешевле в производстве, постоянно были готовы к пуску. МИГ-105-11 «Спираль». Дозвуковой самолёт-аналог орбитального самолёта Wikipedia Наш ответ шаттлам Но в начале 1970-х ситуация изменилась: Америка решила сделать ставку на создание многоразовых средств выведения в космос, которые должны были заменить все существующие у них к тому времени одноразовые носители. Он должен был сновать между Землей и околоземной орбитой, доставляя в обе стороны полезные грузы гражданского назначения. В 1957 году в США началась разработка пилотируемого космоплана X-20 Dyna Soar, который помимо ведения разведки должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить ядерные удары по целям на Земле Первый шаттл полетел 12 апреля 1981 года. Корабль изначально строился как пилотируемый аппарат, поскольку предполагалось, что он должен будет находиться на орбите две недели, соответственно требовались люди для проведения исследований, монтажных и ремонтных работ. Идея использовать шаттлы для военных целей была, но от нее отказались по крайней мере, на словах. Однако в СССР усомнились в правдивости намерений американского руководства. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты. Проведенные в военных НИИ и в Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша экспертизы и аналитические исследования привели к заключению, что «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР». Седьмого февраля 1976 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы в рамках работы над программой «Энергия — Буран». Надо сказать, что поначалу отношение у руководителей страны и специалистов к этому проекту было неоднозначное. Понадобились десятки совещаний и сотни дополнительных экспертиз, чтобы убедиться в целесообразности создания такого аппарата. Решающую роль сыграла позиция военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС влиятельнейшего Дмитрия Устинова, видевшего в американских шаттлах угрозу безопасности страны. Идея системы «Спираль» заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука. После этого с его «спины» на высоте 28—30 км стартует пилотируемый орбитальный самолет Неудивительно в этом контексте, что «Буран» изначально имел военное предназначение. Одной из основных задач многоразового корабля была доставка в ближний космос боевых орбитальных аппаратов типа «Скиф» и «Каскад», которые должны были лазерным или ракетным оружием уничтожать баллистические ракеты и космические аппараты противника. Помимо этого планировалось уничтожение целей на Земле, для чего предполагалось использовать орбитальные головные части ракеты Р-36ОРБ, которые размещались бы на его борту. Боевой блок имел термоядерный заряд мощностью 5 Мт. Всего «Буран» мог взять на борт до пятнадцати таких блоков. Были предложения разместить четыре револьверные установки внутри грузового отсека, каждая из которых могла нести пять ракет, которыми можно было наносить удары из космоса. Недосягаемая «Энергия» Выводить «Буран» в космос должна была до сих пор никем не превзойденная по мощности из летавших ракета-носитель «Энергия». Специально для «Энергии» КБ «Энергомаш» под руководством Валентина Глушко спроектировало кислородно-керосиновый двигатель РД-170 — самый мощный жидкостный реактивный двигатель в мире, имевший тягу 7257 кН у Земли. Для сравнения: двигатель F1 американской лунной ракеты Saturn-V имел околоземную тягу 6869 кН. Стартовая тяга Saturn-V, творения Вернера фон Брауна, отца американской лунной программы, обеспеченная пятью F1 первой ступени, составляла 34,3 мH, в то время как «Энергия» при старте развивала тягу 35,1 мН. Ее обеспечивали четыре четырехкамерные РД-170 первой ступени работали первые 150 секунд полета , расположенные в четырех «сигарах» по бокам ракеты вокруг более массивного центрального блока, и четыре однокамерные РД-0120 второй ступени работали первые 500 секунд полета , расположенные внизу центрального блока. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты Номинальная стартовая тяга советской лунной ракеты H1 была еще выше — 45,3 мH, но все четыре ее старта в 1969—1972 годах оказались неудачными, а в 1974-м все работы по советской лунной пилотируемой программе были свернуты. Одной из главных причин неудачи проекта H1 стала недостаточная единичная мощность двигателей НК-15, разработанных для этой ракеты Куйбышевским моторным заводом под руководством Николая Кузнецова, в результате чего первую ступень пришлось оснащать тридцатью двигателями, добиться устойчивой синхронной работы которых так и не удалось Глушко отказался разрабатывать двигатели для Н1, разойдясь с Королевым по поводу типа используемого топлива. Наследством, полученным от «Энергии», космонавтика пользуется и сейчас. Оба изделия — прямые наследники РД-170, правда, существенно менее мощные. Тогда в качестве полезной нагрузки на ракету-носитель был установлен габаритно-массовый макет еще одной пионерной военной разработки — 77-тонной боевой лазерной орбитальной платформы «Скиф» другое название — «Полюс». Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров, но процесс его самостоятельной ориентации пошел нештатно, и он так и не смог выйти на заданную орбиту, рухнув в итоге в Тихий океан. Улучшенный клон Создателей «Бурана» нередко упрекают в том, что он был скопирован с американского шаттла.
В первую очередь необходимо обеспечить доступ к пожарным гидрантам», - отметил Муллин. Мэр Нижнекамска обратился к горожанам с просьбой быть внимательными и переждать непогоду в закрытом помещении, обходить слабо закреплённые конструкции, места скопления снега и наледи на крышах. А на автомобиле следует выезжать только в случае крайней необходимости. Пожалуйста, оцените материал:.
План «Буран» завершился, но только буран об этом не знает — Метшин
«Буран»: первый и единственный | Так что расходы на программу «Бурана» нужно сравнивать не с затратами на коммерческие или научные проекты, а с тратами на строительство военных флотов. |
Глава Бавлинского района объявил о введении плана «Буран» | Система «Энергия-Буран» была переведена из Программы вооружений в Государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач. |
"Роскосмос" рассекретил документы о полете космического корабля "Буран"
При этом, по данным исполкома, снегоуборочная техника работала всю ночь. По его словам, основные магистрали в городе расчищены, проблемы есть во дворах и на второстепенных дорогах. Напомним, накануне в Татарстане было объявлено штормовое предпупреждение.
За прошедшие три дня с улиц города вывезли более 100 тысяч тонн снега.
Куляжев заявил, что на магистралях город уже нормализовал движение, сейчас упор делается на второстепенные улицы и поселки. Также он добавил, что городские снегоплавильные пункты работают, превышая допустимые мощности, поэтому часть снега вывозят на специальные площадки. Их в городе 12.
И если бы он не охлаждался, вся аппаратура пришла бы в негодность. Поэтому на орбитальном корабле была предусмотрена система наддува и вентиляции, которая снабжала воздухом все элементы космического корабля. В ее безупречной работе немалая заслуга «Технологии», изготовившей тонкостенные герметичные трубопроводы для системы воздушного термостатирования орбитального корабля, обеспечив все требования по минимизации их веса. Общий метраж системы термостатирования «Бурана» составил 200 метров. Очень хорошо была продумана система безопасности.
Экипаж «Бурана» мог в экстренной ситуации катапультироваться либо отделить корабль от ракеты-носителя Очень хорошо была продумана система безопасности. Экипаж «Бурана» мог в экстренной ситуации катапультироваться либо отделить корабль от ракеты-носителя в шаттлах этого предусмотрено не было. За тридцать лет работы программы Space Shuttle 1981—2011 было совершено 135 запусков с 852 членами экипажа на борту. За время эксплуатации «челноков» было две аварии: 28 января 1986 года произошла катастрофа шаттла «Челленджер», а 1 февраля 2003-го года — шаттла «Колумбия». В обоих случаях погибли все члены экипажа, в общей сложности 14 астронавтов.
Для вывода «Бурана» в космическое пространство использовалась отдельная ракета-носитель, благодаря этому удалось снизить его вес на восемь тонн, увеличив, таким образом, объем полезного груза, который можно было бы взять на борт. Конструкция шаттла состояла из двух твердотопливных ускорителей и самого корабля с тремя маршевыми двигателями, а также подвесного топливного отсека. В итоге шаттл мог взять на борт до 25 тонн груза при полете в космос и до 15 тонн при спуске на Землю, а «Буран» мог брать на борт груз весом 30 тонн, а при спуске — 20 тонн. Максимальное время полета «Бурана» составляло 30 суток, он мог взять на борт до десяти человек. У шаттла эти показатели были ниже: 20 суток и восемь человек.
Пилотный запуск было решено провести в беспилотном режиме: с одной стороны, это позволяло исключить риск для экипажа, с другой — давало возможность протестировать всю автоматику. Согласно первоначальным планам пуск «Бурана» был назначен на 29 октября 1988 года. Но меньше чем за минуту до старта произошло непредвиденное ЧП: не прошло нормальное отведение площадки с приборами. После устранения проблемы было принято решение перенести старт на 15 ноября, и он тоже чуть не сорвался из-за погоды: на Байконур надвигался циклон, было передано штормовое предупреждение. Но руководитель полетов Владимир Гудилин после короткого совещания принял окончательное решение: лететь!
Без десяти шесть утра ракета-носитель «Энергия» оторвалась от земли. Полет проходил штатно, его сопровождали самолеты, с которых велась съемка всех деталей полета — вплоть до отделения ступеней ракеты-носителя. Сделав запланированные два витка вокруг Земли, «Буран» успешно долетел до аэродрома и начал заходить на посадку. Она обещала быть непростой из-за отвратительной погоды. Корабль нужно подрывать!
Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше». И действительно, когда уже после приземления стали разбираться, выяснилось, что такой вариант был заложен в программу в качестве одного из многих. Правда, вероятность выбора этого варианта составляла всего три процента. Позже, анализируя посадку «Бурана», специалисты пришли к выводу: автоматизированная система управления выбрала наилучшее решение. Штатной посадке по заложенной программе мешал сильный ветер, и автоматизированная система управления самостоятельно рассчитала новую траекторию.
А сама посадка оказалась настолько мягкой, что тормозные парашюты сработали с небольшой задержкой. Это был потрясающий успех, корабль выполнил все нужные маневры и успешно приземлился. Все находившиеся в тот момент на космодроме ликовали. Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре.
Кроме того, были серьезно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой еще два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также построены или усилены ВПП еще в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР.
МЧС Республики Татарстан обеспечить своевременное информирование населения о сложившейся обстановке на автомобильных дорогах Республики Татарстан. Напомним, два дня назад исполнительный комитет района объявил план "Буран" после заведания КЧС. Все экстренные службы находятся в готовности. В эти дни были перебои с электричеством в Антоновке, Шапкино, Малых Салтыках. Проблемы устранены.
«Буран»: первый и единственный
Так, к 15 сентября миндортрансу РТ нужно разработать комплекс мероприятий по подготовке автодорог общего пользования к зимнему сезону, а минздраву РТ — обеспечить готовность медорганизаций к оказанию своевременной медпомощи гражданам, которые оказались изолированы в результате снежных заносов и автокатастроф. Также до 1 октября муниципалитеты республики должны заключить контракты на зимнее содержание дорог местного значения, а также подготовить коммунальные службы к работе в зимних условиях. Помимо этого, им рекомендуется скорректировать планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основной целью миссии в документе названа отработка в реальных условиях функционирования корабля на участках выведения его на орбиту и спуска с посадкой на посадочном комплексе. В программу включены схема выведения «Бурана» на орбиту и его возвращения на Землю, траектория полёта корабля и вероятные районы падения при аварии. Среди других рассекреченных документов опубликованы часть пояснительной записки к техническому проекту миссии, схема катапультирования экипажа, состав и общие характеристики многоразовой космической системы.
В 2015 году «Ростеху» удалось сократить долги «Молнии». В январе 2017 года Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение «Молнии» с кредиторами и прекратил производство по делу о банкротстве. После этого НПО вошло в состав «Ростеха».
Проведенные в военных НИИ и в Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша экспертизы и аналитические исследования привели к заключению, что «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР». Седьмого февраля 1976 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы в рамках работы над программой «Энергия — Буран».
Надо сказать, что поначалу отношение у руководителей страны и специалистов к этому проекту было неоднозначное. Понадобились десятки совещаний и сотни дополнительных экспертиз, чтобы убедиться в целесообразности создания такого аппарата. Решающую роль сыграла позиция военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС влиятельнейшего Дмитрия Устинова, видевшего в американских шаттлах угрозу безопасности страны. Идея системы «Спираль» заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука.
После этого с его «спины» на высоте 28—30 км стартует пилотируемый орбитальный самолет Неудивительно в этом контексте, что «Буран» изначально имел военное предназначение. Одной из основных задач многоразового корабля была доставка в ближний космос боевых орбитальных аппаратов типа «Скиф» и «Каскад», которые должны были лазерным или ракетным оружием уничтожать баллистические ракеты и космические аппараты противника. Помимо этого планировалось уничтожение целей на Земле, для чего предполагалось использовать орбитальные головные части ракеты Р-36ОРБ, которые размещались бы на его борту. Боевой блок имел термоядерный заряд мощностью 5 Мт.
Всего «Буран» мог взять на борт до пятнадцати таких блоков. Были предложения разместить четыре револьверные установки внутри грузового отсека, каждая из которых могла нести пять ракет, которыми можно было наносить удары из космоса. Недосягаемая «Энергия» Выводить «Буран» в космос должна была до сих пор никем не превзойденная по мощности из летавших ракета-носитель «Энергия». Специально для «Энергии» КБ «Энергомаш» под руководством Валентина Глушко спроектировало кислородно-керосиновый двигатель РД-170 — самый мощный жидкостный реактивный двигатель в мире, имевший тягу 7257 кН у Земли.
Для сравнения: двигатель F1 американской лунной ракеты Saturn-V имел околоземную тягу 6869 кН. Стартовая тяга Saturn-V, творения Вернера фон Брауна, отца американской лунной программы, обеспеченная пятью F1 первой ступени, составляла 34,3 мH, в то время как «Энергия» при старте развивала тягу 35,1 мН. Ее обеспечивали четыре четырехкамерные РД-170 первой ступени работали первые 150 секунд полета , расположенные в четырех «сигарах» по бокам ракеты вокруг более массивного центрального блока, и четыре однокамерные РД-0120 второй ступени работали первые 500 секунд полета , расположенные внизу центрального блока. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты Номинальная стартовая тяга советской лунной ракеты H1 была еще выше — 45,3 мH, но все четыре ее старта в 1969—1972 годах оказались неудачными, а в 1974-м все работы по советской лунной пилотируемой программе были свернуты.
Одной из главных причин неудачи проекта H1 стала недостаточная единичная мощность двигателей НК-15, разработанных для этой ракеты Куйбышевским моторным заводом под руководством Николая Кузнецова, в результате чего первую ступень пришлось оснащать тридцатью двигателями, добиться устойчивой синхронной работы которых так и не удалось Глушко отказался разрабатывать двигатели для Н1, разойдясь с Королевым по поводу типа используемого топлива. Наследством, полученным от «Энергии», космонавтика пользуется и сейчас. Оба изделия — прямые наследники РД-170, правда, существенно менее мощные. Тогда в качестве полезной нагрузки на ракету-носитель был установлен габаритно-массовый макет еще одной пионерной военной разработки — 77-тонной боевой лазерной орбитальной платформы «Скиф» другое название — «Полюс».
Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров, но процесс его самостоятельной ориентации пошел нештатно, и он так и не смог выйти на заданную орбиту, рухнув в итоге в Тихий океан. Улучшенный клон Создателей «Бурана» нередко упрекают в том, что он был скопирован с американского шаттла. Отрицать внешнее сходство кораблей трудно — наложенные друг на друга чертежи изделий это упражнение виртуально демонстрируют посетителям музея «Бурана» на ВДНХ в Москве позволяют уловить лишь непринципиальные отличия в силуэте фюзеляжа и крыльев космопланов.
Собственно, сам по себе факт заимствований принципиальной схемы космолета никто и не скрывал. По мнению Валентина Глушко, сложившаяся конфигурация шаттла уже хорошо себя зарекомендовала и изобретать что-то новое не было необходимости. Кроме того, в условиях продолжающейся гонки вооружений, отставание в которой было недопустимым для каждой из сторон, на самостоятельные изыскания уже не хватало времени. Лозино-Лозинский в одном из поздних интервью признавал, что «челнок пришлось скопировать чертежи достали разведчики ГРУ , поскольку времени нам давалось мало».
Тогда в качестве полезной нагрузки на ракету-носитель был установлен габаритно-массовый макет боевой лазерной орбитальной платформы «Скиф» Несмотря на то что внешне «Буран» был почти точной копией американского шаттла, конструкционного и технологического эксклюзива в советском космоплане было предостаточно. Во-первых, он мог садиться на Землю в автоматическом режиме, без участия человека; во-вторых, у него не было маршевых или разгонных двигателей; в-третьих, имелась система экстренного спасения экипажа и, в-четвертых, на орбиту он мог выводить на пять тонн больше полезного груза, чем его заокеанский прототип. Управляли кораблем уникальная специальная автономная система и радиотехническая система «Вымпел», разработанные Всесоюзным научно-исследовательским институтом радиоаппаратуры. В их задачу входили высокоточные измерения на борту навигационных параметров и обеспечение спуска и автоматической посадки, включая пробег по полосе до места остановки.
Особое значение имела защита корабля от высоких температур.
Рассекреченные документы от Роскосмоса по «Бурану»
корабль сел на полосу в другую сторону по отношению к плану полета, добавив седых волос конструкторам. План спуска и посадки "Бурана". С реальностью разошлись всего на три минуты. Мэр Казани Ильсур Метшин на «деловом понедельнике» сказал, что план «Буран» завершился на прошлой неделе, но только буран об этом не знает, снег продолжает идти. это комплекс организационных и практических мероприятий направленных на уменьшение рисков чрезвычайных ситуаций на дорогах, а также на спасение и сохранение. «Мы успешно осуществляли полет в беспилотном режиме, «Буран» совершил посадку на аэродроме Юбилейный Байконура, но потом не было найдено ему применения. Введенный 17 января план «Буран» продлен до 2 февраля.