Но главное не это, главное в том, что умозрительные конструкции Уэллса прочно вошли в ассортимент писателей-фантастов последующих поколений.
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
Автор превосходно работает с саспенсом, ощущениями неправильности, сумасшествия, одержимости. Мы собрали для вас лучшие романы о необычных мирах и космических путешествиях. Но главное не это, главное в том, что умозрительные конструкции Уэллса прочно вошли в ассортимент писателей-фантастов последующих поколений. Он будет посвящён мечтам писателей-фантастов, ставшим реальностью, новым словам, появившимся в нашей речи и в нашей жизни в XXI веке.
Men's books
Сложный и ответ: и да, и нет. Ну, во-первых, при таком количестве фантастических предсказаний, которые пишутся сейчас и писались за последний век с лишним, что-нибудь должно было бы сбыться уже по закону больших чисел. И сбывалось. Да, Рэй Брэдбери довольно точно описал беспроводные наушники и плоскоэкранные телевизоры, а Станислав Лем см. Но это всего лишь технические атрибуты, всего лишь гаджеты, их изобретение напрашивалось и без предсказания фантастов. Гораздо важнее то, что Брэдбери предсказал то, что книги окажутся под запретом, а Лем — то, какое место эта самая виртуальная реальность займет в жизни человека… Верн vs Уэллс… Часто приходится слышать, мол, сколько всего предсказал Жюль Верн: тут и космический корабль, и подводная лодка, и множество других технических мелочей… Это неправда. Ничего он не предсказал. Все это было придумано не им. Жюль Верн просто увлекался научно-популярными журналами, читал их все время, когда не писал. А это же был рассвет технических наук и научно-популярной журналистики. Верн находил в журналах описания невероятных, еще не сконструированных, но уже придуманных приборов и агрегатов и описывал их в приключенческих произведениях.
В то время как Герберт Уэллс прогнозировал не технические изобретения, а психологические и социальные проблемы, которые могут возникнуть с их появлением. Или могут быть ярко и наглядно показаны с их применением. Из того, что придумал и описал Герберт Уэллс, в реальную жизнь воплотилось немного. Хотя и такое было: в рассказе 1903 года «Наземные броненосцы» он очень убедительно описал танк за 13 лет до его появления. Так, что даже многие специалисты сейчас думают: те, кто разрабатывал дизайн бронированной самоходки, определенно читали Уэллса… Но главное не это, главное в том, что умозрительные конструкции Уэллса прочно вошли в ассортимент писателей-фантастов последующих поколений. Это и машина времени, и невидимость, и нашествие из космоса… Трудно без всего этого представить сегодняшнюю массовую культуру. Так что Герберт Уэллс еще и писатель для писателей. Ну и, конечно, для кинематографистов. Давно доказано, что на Марсе нет разумной жизни и нашествие на Землю марсиан невозможно, но приведенное Уэллсом в романе «Война миров» описание того, как общество и государство реагируют на вторжение извне, дорогого стоит. Полная невидимость пока не создана и вряд ли возможна вообще, но те психологические проблемы, которые поднял Уэллс в романе «Человек-невидимка», реальны и убедительны.
Сегодня, как и на протяжении всего прошлого века, ни у какого безумного ученого не возникает идея делать разумных людей из животных, но те психологические и социальные вопросы, которые были поставлены в романе «Остров доктора Моро», так много говорят… нет, никак не о животных, а, конечно же, о людях. Ну и, наверное, самое главное: передвижения во времени, по всей вероятности, невозможны в принципе, по крайней мере на том этапе развития науки, на котором человечество находится и будет находиться еще много веков, но описанная в романе «Машина времени» ужасающая картина с мажорами-элоями и гопниками-морлоками, являющаяся прямым результатом развития того сословного общества, в котором жил Уэллс и живем мы все сейчас... С опаской приходится замечать, как в окружающей нас реальности все больше насаждаются феодальные отношения, как растет неравенство людей из разных слоев.
И площадка сама, по собственной инициативе, заказала аудиокнигу, которая вышла вместе с электронной версией сборника. СЧ: Рассказы во многом созданы по воспоминаниям и личным переживаниям авторов. Во время первого фестиваля мы не только встречались с читателями, но и ездили по республике, видели жизнь простых людей. Некоторые, самые яркие, впечатления попали в рассказы авторов. Кстати, на презентации была девушка — прототип персонажа в одном из рассказов.
Александр Кофман АК : В принципе, это традиция фестиваля — выпускать сборник рассказов по окончании феста. И в этом как раз ничего удивительного нет, но удивительное в другом: все участники написали рассказы специально для сборника и совершенно бесплатно. Я не главный редактор, главный редактор — Сергей Чекмаев, а я страстный поклонник и любитель научной фантастики и один из организаторов фестиваля. АК: Изначально было условие, чтобы все писатели написали по одному рассказу. Но при этом не все писатели смогли соответствовать заявленным нормам и требованиям. Стояла задача не описывать военную составляющую, поскольку название «Живи, Донбасс! Но большая часть писателей в сборнике участие приняла. АК: Я бы хотел сказать, что Фаина — это открытие фестиваля, но нет.
Эта книга Лю Цысиня — не космическая фантастика в духе нашумевшей «Задачи трех тел», а скорее сатирическая притча, но поклонники китайского автора, несомненно, оценят и его фантазию, и суховатый юмор. Мало кто может написать о космических полетах столь убедительно и достоверно, как тот, кто лично бывал в космосе. Его напряженный технологический триллер разворачивается в 1970-е: вместо того, чтобы закрывать проект «Аполлон», Ричард Никсон передает финансирование в руки военных, а те ставят перед НАСА секретную задачу — в ходе следующего полета к Луне уничтожить советский спутник-шпион. Но спутник совсем не так беззащитен, как кажется с Земли, а Советы уже знают об опасности: им удается незаметно для американцев внедрить своего разведчика в экипаж астронавтов. Расселл Этот роман заслуженно считается одним из шедевров 1990-х годов, и на его переиздание стоит обратить внимание всем любителям интеллектуальной и философской фантастики. В завязке романа — традиционное для фантастики допущение о том, как люди получают сигнал от инопланетян из космоса, но на поиск внеземного разума на этот раз отправляются... Однако через сорок лет на Землю возвращается единственный выживший участник полета, отец Эмилио Сантос: экспедиция провалилась, его коллеги погибли, а сам он жестоко искалечен.
Премия Galaxy Awards была основана в 1985 году самым популярным в Китае периодическим изданием в области научной фантастики «Кэхуань шицзе» «научно-фантастический мир».
Она является старейшей и самой авторитетной китайской наградой в этом жанре. Впервые премия была вручена в 1986 году. В этом году среди ее лауреатов оказалось больше представителей молодого поколения.
Лучшие книги 2023 года: фантастика и фэнтези
Писатель подробно описывал путешествия под водой и предполагал, что подводные лодки станут могучей военной силой. Американский писатель Рэй Брэдбери предсказал появление беспилотных летательных аппаратов. В научно-фантастическом рассказе «Пешеход» он описывает, как все люди передвигаются на беспилотных автомобилях, ведущих общение при помощи осмысленных диалогов. Кроме того, писатель предрек появление «умных» часов, которые называл «радиобраслетами». Герберт Уэллс предсказал появление лазерного оружия, технологию квантовой невидимости, автоматические двери, атомную бомбу, беспроводную связь и множество других современных изобретений.
Отзыв не должен содержать сторонние ссылки Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Недовольны качеством издания? Дайте жалобную книгу Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах. Отзыв — место для ваших впечатлений Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие — задавайте их нам в социальных сетях или по почте support ast. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
Но хотелось бы все-таки разобраться с фактами и расставить некоторые точки над «ё». Чтобы понять, почему ситуация с Анной Старобинец, с одной стороны, исключительная, а с другой - не то чтобы совсем небывалая, надо в общих чертах понять, как устроена премия Европейского общества научной фантастики сокращенно ESFS. Иногда на «Евроконе» собираются сотни человек, иногда - тысячи, порой большинство участников говорят на одном языке, чаще - на полутора-двух десятках разных. Россия, к слову сказать, удостоилась чести провести этот конвент дважды, один раз в Москве, один - в Санкт-Петербурге. Неизменным остается только протокол вручения премий ESFS. По строгим правилам Европейского общества, каждая национальная делегация имеет право составить свой список претендентов - победители же определяются по результатам голосования всех этих национальных делегаций. Львиная доля призов, как правило, достается принимающей стороне: например, на московском «Евроконе» 2008 года в Зал славы вошел писатель Александр Громов, на киевском в 2006-м - Генри Лайон Олди под этим псевдонимом работают Дмитрий Громов и Олег Ладыженский из Харькова , а в 2013-м, на следующем киевском «Евроконе», - Андрей Валентинов. Шансы кандидата заметно возрастают, когда представители республик бывшего СССР выступают за него единым фронтом.
Тут важно, чтобы не возникло конфликта интересов - и чтобы «бывшие советские» без проблем добрались до места проведения конвента.
Илья Шумей Инженер-атомщик Илья Шумей — автор семи опубликованных книг, наследующих лучшие традиции советской фантастики. Вот доказательства «родства»: писатель очень внимательно относится к соблюдению фундаментальных законов природы. Да, даже в фантастике. Он подробно описывает механизмы — сказывается образование. И конечно же, к соблюдению законов фантастического мира, созданных им самим, отношение у Шумея тоже очень серьёзное. Никакой внутренней нелогичности и противоречивости. Помимо технической-физической основательности, с советским «золотым стандартом» книги Шумея роднят герои — это настоящие мечтатели. Они заглядывают за горизонт, смотрят вперёд и видят недоступное другим, увлекают и ведут за собой.
Таков Олег, герой космооперы «Звёзды нового неба». Таков и Андрей, герой новой повести «Незваный гость». Он парень рисковый, но при этом ответственный как бы парадоксально это ни звучало. После автомобильной аварии, в которой Андрей чудом выжил, ему предстоит открыть законы мирового баланса удачи. И похоже, что спасать мир тоже придётся.
Лучшие книги современной фантастики: рейтинг 2023
Фантастика 2023 года: вспоминаем главные книжные новинки | Популярные отечественные писатели фантасты постарались создать в своих произведениях по-настоящему увлекательные истории, способные привлечь к чтению даже самых рьяных противников фантастического писания. |
Лучшие книги современной фантастики: 10 новых авторов, которых надо читать | Литературный проект появился благодаря писателю-фантасту Сергею Чекмаеву и Александру Кофману — члену Общественной палаты ДНР. |
Писатели-фантасты нового поколения
Лучшие книги современной фантастики: рейтинг 2023 | Лучшим составителем сборника фантастических произведений участники конференции признали Сергея Чекмаева, лучшим романом признан «Кетополис. |
Фантастика 2023 года: вспоминаем главные книжные новинки | От души поздравляем мэтра и представляем Топ-7 лучших писателей-фантастов. |
Важнейшие фантастические и фэнтезийные книги 2023 года | Пикабу | Фантасты. Деньги, прибыль – бездушной массой смели всё хорошее, что было у Джоба, деньги одержали здесь окончательную победу. Channel name was changed to «Фантасты». |
РИА Новости: названы технологии, которые предвидели писатели научной фантастики
Прославленный фантаст Джин Вулф говорил, что хорошая литература — это «литература, которую образованный читатель может с удовольствием читать и с еще большим удовольствием перечитывать». Но не исключаю того, что нейросеть сможет выдавать интересный, качественный литературный продукт», — сделал прогноз писатель-фантаст. Лучшим писателем-фантастом Европы стала россиянка Анна Старобинец. Слава учёного, футуролога и писателя-фантаста вполне заслуженна и объясняется просто: многие из прогнозов сбылись ещё при жизни автора, который дожил до 90 лет. На нашем сайте вы сможете выбрать что почитать из Русской Фантастики, а также ознакомиться с рейтингом лучших циклов и книг жанра Русская Фантастика. Они лауреаты многих премий (в том числе Eurocon-2005 — «Лучшие фантасты Европы»), авторы сценариев к успешным фильмам и телесериалам.
В Китае 42 тысячи новых сетевых писателей-фантастов
После этого читатели открыли для себя «Ложную слепоту», главный роман Уоттса, и теперь писатель заслуженно считается одним из лучших современных фантастов. Русские авторы-фантасты Странички с произведениями, библиографиями, Рейтинг писателей, Страницы 12 крупнейших фантастов: Стругацких, Лукьяненко, Крапивина, Булычева и других. Восьмое место среди лучших произведений жанра занял роман «Метро 2033» 42-летнего российского писателя, журналиста и радиоведущего Дмитрия Глуховского. В новом сезоне также будут встречи с учеными, исследователями, изобретателями и, конечно же, писателями-фантастами. От души поздравляем мэтра и представляем Топ-7 лучших писателей-фантастов. У каждого уважающего себя книгомана должен быть свой личный список «Лучшие писатели-фантасты».
Фантастика 2023 года: вспоминаем главные книжные новинки
научная фантастика — последние новости сегодня | Аргументы и Факты | Он будет посвящён мечтам писателей-фантастов, ставшим реальностью, новым словам, появившимся в нашей речи и в нашей жизни в XXI веке. |
Лучшие книги современной фантастики: 10 новых авторов, которых надо читать | Топ-30 лучших писателей-фантастов. |
Что будет завтра: лучшие современные фантастические книги
Только по итогам года 2022-го победил справочник по Плоскому миру Пола Кидби. А по итогам года минувшего первенствовал путеводитель Стивена Бриггса «И всё-таки Черепаха Движется». Причём на сегодня это, пожалуй, самое известное и подробное справочное издание о Плоском мире, да ещё со множеством картинок — по крайней мере, из доступных на русском языке. И немалая доля очарования книги — тексты самого сэра Терри, как из его произведений, так и специально написанные для путеводителя. Мир, герои, сюжеты — здесь есть всё. Отличный подарок для фанатов Discworld и не менее отличное пособие для тех, кто только собирается взяться за книги Пратчетта. Фантастиковедение года Претенденты: сборник «Ричард Викторов. Даже лучший нон-фикшн этого сезона, посвящённый фантастике, не лишён слабостей. Так, «Тернии», книга о Ричарде Викторове, создателе канонических советских НФ-фильмов «Москва — Кассиопея» и «Через тернии к звёздам», включает немало материалов, которые пригодятся будущему биографу режиссёра, но внутренней целостностью похвастаться не может. Чамберса и «Путеводитель по Плоскому миру» Стивена Бриггса при всех своих несомненных достоинствах технически ближе к артбукам — это объясняет неизбежную поверхностность сопроводительных текстов.
Биография «Хроники Брэдбери» Сэма Уэллера страдает фактическими ошибками и досадной неполнотой — отчасти из-за небрежного перевода, отчасти потому, что Уэллер чересчур доверчиво относится к мифам, сложившимся вокруг фигуры автора «Марсианских хроник». На этом фоне монография Вадима Волобуева «Станислав Лем — свидетель катастрофы» выглядит особенно выигрышно. Материала хватает: интервью, черновики, обширное эпистолярное наследие, воспоминания родных и современников — и это не говоря о книгах самого польского классика. Чтобы отыскать новый ракурс, нужно порядком поломать голову. Московский писатель и историк Вадим Волобуев такой ракурс нашёл.
Многие всемирно известные писатели-фантасты смогли предсказать технические новинки последних десятилетий.
Об этом пишет «РИА Новости». Алексей Толстой написал в эмиграции фантастический роман «Аэлита», опубликованный в 1923 году в Петрограде. В произведении рассказывается о путешествии людей на Марс. Алексей Толстой описал «междупланетный дирижабль» черного цвета, который взвился над толпой, устремился в западном направлении, шаркнул огненной полосой и пропал.
Андреас Эшбах — немецкий писатель.
Примечательно, что как и многие другие современные фантасты, книги которых мы сегодня рассматривали, Андреас тоже имеет техническое образование инженер аэрокосмической отрасли и работал программистом. Видимо, технический склад ума и навыки написания кода помогают писать романы : С 1990-х годов написал больше десятка книг, очень популярных в Германии и Европе. В 2002 году по его роману «Видео Иисуса» был снят фильм в нашем прокате выходил под названием «Таинственная реликвия». Идея книги имеет крепкий исторический подтекст — это вольная фантазия на тему, как бы выглядело будущее, если бы Чарльз Бэббидж сумел создать свою знаменитую аналитическую машину. Действие романа разворачивается в Веймаре, в 1942 году.
Молодая программистка Хелена Боденкамп работает в Управлении национальной безопасности, которое контролирует поиск в интернете и электронную переписку да, они на тот момент уже якобы появились граждан, помогая арестовывать неугодных. Ее начальник — сын героя Первой мировой войны, находит способ использовать систему слежки в своих целях. Поначалу преданная режиму, Хелена вынуждена пересмотреть свой взгляд на тоталитарную систему государства и роль НСДАП в жизни немцев. Пирс Браун - Железное золото Автор. По образованию экономист.
В 2014 году Браун все-таки открыл в себе тягу к сочинительству и написал дебютный роман «Алое восстание», который сразу занял 20 место в списке бестселлеров New York Times, а права на экранизацию романа купила Universal Pictures. В 2015 и 2016 годах выходят продолжения, продержавшиеся на первых строчках продаж не одну неделю: «Золотой Сын» и «Утренняя звезда», составившие трилогию. Первоначальное место действия трилогии «Алое восстание» — Марс. Планета Земля умирает, и каста людей, называющих себя «алыми», пытаются колонизировать красную планету и подарить человечеству надежду на существование. Однако главный герой — шахтер Дэрроу, узнает, что Марс давно колонизирован более могущественной кастой «золотых», и «алые» на самом деле трудятся не для человечества, а для небольшой кучки избранных.
Не желая мириться с этим, Дэрроу поднимает восстание. Роман «Железное золото» продолжает трилогию и рассказывает о злоключениях главного героя Дэрроу: как он проходит через предательства союзников и вынужден принять судьбоносное для человечества решение. Сергей Лукьяненко - Прыжок Автор. Сергей Лукьяненко — мастер фантастики и фэнтези со стажем, пишущий с 1986 года. Перечислять все его регалии и знаковые произведения смысла нет — всем хорошо известен хотя бы его цикл «Дозоров», экранизированный в виде фильмов и компьютерных игр.
В 2019 году он приступил к написанию космической трилогии, названной «Соглашение». Первые романы «Порог» и «Предел» получились довольно интересными и детально проработанными — в этом году появилось продолжение «Прыжок», ставшее последним в серии. Есть шесть разумных цивилизаций, которые освоили межзвездные перелеты и заключили соглашение, образовав что-то вроде современной ООН. Однако, кроме них, есть еще сотни цивилизаций, которые не могут развиться до определенного предела и гибнут под влиянием разных факторов: от внутренних войн до вирусов. Члены Соглашения начинают подозревать, что за всем этим стоит некоторая высшая сила, которая не хочет развития конкурентов.
Чтобы проверить это, на расследование к далеким планетам отправляется корабль «Твен» с экипажем, состоящим из представителей разных цивилизаций. Вот только им приходится столкнуться с силой неизведанной суперцивилизации Ракс, способной управлять даже временем. Трэвис Коркоран - Причины отделения Автор. Трэвис Коркоран — еще один автор, имеющий техническое образование. Он инженер по программному обеспечению в крупной американской корпорации.
В 2013 году он переехал на ферму и стал вести хозяйство, полностью закрывающее все потребности его семьи, но продолжая удаленную работу на компанию. А в 2017 году, от нечего делать, Трэвис решил написать и издать роман «Державы земные» — для этого он собрал на KickStarter 18 000 долларов.
При написании этого произведения автор взял за основу актуальные проблемы, которые беспокоят человечество, и фантазирует на тему того, к чему они могут привести в будущем. Читать отрывок 9. Брат главного героя отправляется в зону боевых действий, и вся семья морально раздавлена этим событием. Справиться с переживаниями Александро помогает написание музыки. Он приходит на побережье моря чтобы черпать вдохновение и наслаждаться видом островов, которые находятся вдали.
Внезапно главному герою предлагают отправиться в тур по тем же самым островам. Во время путешествия происходит немало странных событий, которые заставляют Александро пересмотреть взгляды на многие вещи. Читать отрывок 10. Одна из самых больших библиотек в мире контролирует сотни городов и делает доступ к знаниям строго ограниченным. Главный герой предполагает, что за этим скрываются страшные тайны. Он становится одним из солдатов отряда Библиотеки и предстает перед непростым выбором между семьей, любовью, друзьями и своей новой работой. Читать отрывок 11.
О его происхождении почти ничего не известно, однако его достижения известны всему миру. Все идет хорошо пока Жан не совершает ошибку, из-за которой попадает в виртуальную тюрьму. В качестве наказания он должен играть в игру, в которой нужно сражаться со своими многочисленными копиями. Читать отрывок 12.
Российская фантастика — лучшие книги за 2023 год
Скачать бесплатно книги жанра Фантастика в форматах fb2, txt, epub, pdf, mobi, rtf или читать онлайн без регистрации в электронной библиотеке фантастики Каким видят будущее современные отечественные писатели-фантасты? Так почему бы писателю не воспользоваться подобной моделью хоть для социально-психологической фантастики, хоть для авантюрно-приключенческого романа в космических декорациях, хоть для залихватского боевика? Все книги жанра Фантастическая литература в библиотеке Readli. Лучшая романтика 2023 года: 6 книг о мафиози, футболистах и китайских боевых искусствах.
"Бегство от войны в Казахстан": как писатели-фантасты представляли 2023 год
Еда и растительность на Марсе вполне себе земная, также, как и животные, и птицы. Дома марсиан — кирпичные, с мебелью, посудой и книгами на марсианском языке, спят марсиане на кроватях, питаются привычной нам пищей, пьют вино и даже одежду носят обычную. Вот такая себе вполне земная только марсианская жизнь! Что примечательно - марсиане оказываются вымирающей расой, которая боготворит землян, считая их гораздо умнее и сильнее. И они умоляют нас спасти их вымирающую планету…» Леус Т. Конечно, представления писателя о Марсе, учитывая современные сведения, кажутся наивными.
Ведь в этом романе планету населяют гуманоиды, преобладающая растительность — кактусы, а животный мир многолик: от гигантских пауков, до полукоров-полумедведей. Но самое главное, эта книга в первую очередь о любви. О любви, способной преодолеть любые расстояния, преграды, способной растопить, казалось бы, уже остывшее сердце. Разве может человек, думавший так: «Зачем нужно было хлебнуть этого яду - любить!
Громкая победа вызвала разногласия в книжном сообществе.
Наряду с Анной Старобинец награды получили писатели, переводчики, издатели, художники, журналы и сайты разных стран. На звание лучшего художника среди прочих претендовал и российский иллюстратор Андрей Ферез, среди работ которого есть обложки к текстам Старобинец. Например, к книге «Живущий» — фантастической истории о новой эре человечества.
Информация в XXI веке — бог. Но перед учеными стоит главный вопрос — вопрос защиты своего творца. Как можно обеспечить безопасность информации, когда любое хранилище данных можно взломать? Правительство нашло единственный выход — выбрать несколько человек и сделать их частью программы защиты данных. С помощью биоинженерной операции в их мозг «зашивают» сверхсекретные сведения, зашифрованные в генетический код. Таких людей отныне называют Носителями. Теперь они знают всю правду, которая скрывается за каждым государственным решением и теорией заговора. Теперь российские читатели могут оценить третью его работу. В центре рассказа — герой по имени Дан Арбель. Он живет в мире, который изменился с появлением новой технологии. Благодаря ученым человек получил возможность переходить из одного тела в другое. Для этого ему нужно лишь одно — нажать на кнопку. Теперь вовсе не нужно копить на путевку в какую-нибудь солнечную страну: можно просто поменяться телами с человеком, который уже там находится. Приходя к врачу, можно не говорить о том, что вас беспокоит.
Правда, в «Интерстелларе» есть кадры, каких нет больше ни в одном фильме — ни в научно-фантастическом, ни даже в научно-популярном. Это изображение окрестностей массивной черной дыры , к которой летят герои фильма. На экране его показывают примерно полминуты, и, скорее всего, зрители через минуту забывают о том, что видели. А на самом деле они видели рассчитанную на суперкомпьютерах картину, основанную на точном решении очень сложных уравнений теории тяготения. Режиссер фильма Кристофер Нолан обратился в свое время к лучшему специалисту по теории черных дыр Кипу Торну с просьбой рассчитать, как выглядит вблизи быстро вращающаяся черная дыра. Торн со своими сотрудниками такие расчеты провел и опубликовал на эту тему несколько статей в научных журналах и книгу «Интерстеллар». Но на этом научная убедительность фильма и заканчивается. Можно долго перечислять, что в фильме показано неверно или неубедительно с научной точки зрения. Но как зрителя меня «убили» два момента. Экспедиция два года летит к точке перехода — «кротовой норе» вблизи Сатурна. И в конце этого долгого перелета один из астронавтов спрашивает другого: «Скажи-ка, что представляет собой черная дыра? И еще: главный герой должен, по сюжету, передать дочери сложнейшие уравнения квантовой физики и их решения. Как он это делает? С помощью азбуки Морзе! Большей нелепости трудно придумать. И это лишь то, что сразу бросается в глаза. Не говоря уж об упомянутом вами фермерском хозяйстве, ради которого, кстати, вообще не надо было лететь ни к черной дыре, ни даже к Сатурну — все это можно было организовать на околоземной орбите! Любой фантастический фильм тем более — сериал вынужденно упрощает серьезную научно-фантастическую идею. Часто — до примитива. Даже в таком фильме, как «Космическая одиссея», идеи конфликта человека с компьютером и контакта с неизвестной цивилизацией предельно упрощены. С гораздо большим удовольствием я перечитаю роман Артура Кларка, чем еще раз посмотрю фильм Кубрика. И это относится к любому фантастическому фильму-экранизации. Исключений не знаю. Правда, Кларк написал сначала сценарий, а уже потом, после успеха фильма и на основе сценария — роман, но сути дела это не меняет: в литературном научно-фантастическом тексте удается сказать гораздо больше, чем в фильме. Ее мало пишут, да и читают не слишком охотно, массовая аудитория предпочитает истории про магические академии, рыжих ведьм и светящихся вампиров. С чем, по-вашему, это связано? Это естественно. Твердая научная фантастика занимала свою нишу — это была литература, как писали братья Стругацкие, «для научных работников младшего возраста». В СССР можно было писать только научную фантастику — другие поджанры не приветствовались. Когда в девяностых стало можно писать о рыжих ведьмах и светящихся вампирах, жесткая научная фантастика не выдержала конкуренции, чего и следовало ожидать. С другой стороны, в России резко упал интерес к науке, особенно к науке фундаментальной, которая обычно питала идеями твердую научную фантастику. Нет интереса к науке не только у читателей, но в первую очередь у государства! Вряд ли научную фантастику перестали любить те читатели, которые любили ее раньше. Наверное, и новые любители появились, но на фоне огромного спроса на фэнтези, боевую фантастику и попаданцев спрос на жесткую научную фантастику уже не мог заинтересовать издателей. Ведь продать тираж серьезного научно-фантастического романа много сложнее, чем такой же тираж книги о современном спецназовце, помогающем Ивану Грозному побеждать врагов. Издатели не хотят связываться с жесткой научной фантастикой: они не знают, как ее рекламировать, ссылаются на отсутствие покупателей, не рассчитывают получить быстрые прибыли. Результат: жесткой научной фантастики в России сейчас нет. Просто нечего печатать — нет стоящих текстов. Неужели все так плохо с нашими авторами? И если тексты, которые нам присылают, окажутся ниже планки, то мы лучше закроем журнал, чем эту планку понизим.
Мир фантастики
Аннотация: В пятёрку лучших современных отечественных фантастов Лукин попадает точно. Писатели-фантасты в своих произведениях нередко описывали различные технологии, которые затем появлялись в реальности. В XIX и XX веках писатели-фантасты предсказали многие технологии текущего столетия, которыми мы сегодня активно пользуемся.