В среду и пятницу первой седмицы и всех последующих Великого поста до Страстной совершаются Литургии Преждеосвященных Даров. На первой седмице Великого поста, в первые четыре дня, с понедельника по четверг, (с 18 по 21 марта) за вечерним богослужением ЧИТАЕТСЯ ВЕЛИКИЙ (Покаянный) КАНОН святителя Андрея Критского. 21 апреля 2024 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Великий понедельник — первый день Страстной, или Великой седмицы, знаменующей завершение Великого поста и скорое наступление Пасхи.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
В Великий Четверг Великий Четверток на богослужении вспоминаются четыре важнейших евангельских события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения — Евхаристии , умовение Господом ног ученикам Своим знак глубочайшего смирения и любви к ним , молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Во многих храмах символически повторяется трогательный обряд умовения ног, когда архиерей или даже Патриарх омывает ноги всем служителям храма. Великая Пятница Великий Пяток посвящен воспоминанию об осуждении на смерть, Крестных страданиях и смерти Спасителя. В этот день церковь ставит прихожан у подножия Честного Креста Господня. Смотрящий благоговейным и трепетным взором увидит и почувствует всю глубину подвига спасительных страданий Господа.
На утрене читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Вечерня совершается в час смерти Иисуса Христа на кресте, в 14:00. При пении определенного тропаря священнослужители поднимают Плащаницу изображение лежащего во гробе Христа с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе-гробнице.
Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.
Вторая тема — проклятие смоковницы. Согласно Евангелию от Матфея, Христос проклял дерево инжира, не принесшее плодов. На следующий день Его ученики увидели, что смоковница засохла. Церковь рассматривает это событие как назидание каждому: человек, не приносящий в своей жизни плода, подвергается аналогичному проклятию и обречен на гибель. Великий Вторник — это единственный день Страстной седмицы, не имеющий прямых воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа. Внимание верующих обращено на две притчи, произнесенные Христом в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах. Первая в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов, а притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя.
Великая Среда — время воспоминаний о жене-грешнице, омывшей слезами и помазавшей драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был в доме Симона прокаженного на вечери в Вифании. Считается, что так она символически подготовила Христа к погребению. Именно в этот день Иуда, мнимо заботясь о нищих, обнаружил свое сребролюбие и уже вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Евангельские времена такая сумма была достаточной для того, чтобы приобрести небольшой участок земли в окрестностях, например, Иерусалима.
У нас будут совершаться в соборе великопостные беседы раз в неделю, мы будем приглашать известных лекторов и спикеров, которые тоже, верим, принесут большую пользу, интеллектуальную и духовную, для всех приходящих и слушающих. Соответственно, если есть любая возможности посетить храм в эти великие дни великого поста, конечно нужно её использовать. И церковь предлагает для этого уставные богослужения, — добавил Сергий Будков. Главной ошибкой постящихся считается резкое исключение из рациона животной пищи.
Как отметили в Роспотребнадзоре по Тверской области, к Великому посту подходят постепенно, соблюдая ограничения в употреблении животной пищи не только каждую среду и пятницу на протяжении года, исключая дни церковных праздников, но и в течение предваряющей сорокадневный пост Масленичной недели, также называемой «мясопустной», во время которой предписано воздержание от употребления мясной пищи. Постящимся советуют употреблять достаточное количество белковой пищи — с высоким содержанием растительного белка. Например, это гречневая крупа и бобовые. Также рекомендуется употреблять достаточное количество растительного жира. Это — любые растительные масла и орехи. В те дни, когда это разрешено, следует употреблять в пищу рыбу. Но при этом важно соблюдать умеренность: не более 300-350 граммов в день.
После окончания Литургии было совершено славление празднику и освящено коливо. Также, по традиции, были освящены ветви вербы. В завершении богослужения отец Александр поздравил прихожан с праздником и обратился к верующим с пастырским словом. Ранняя Божественная Литургия.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
За это время будет дважды прочитана вся Псалтирь. Поэтому, берите с собой Псалтирь — читать завтра начнем с 4й кафизмы. Службы с утра непростые, длятся долго, с 8 утра и примерно до 13. Состоят из утрени, великопостных часов 1, 3, 6, 9, и вечерни. Всего завтра прочитаем 8 кафизм?
Среда Завтрак. Овсяные хлопья, залитые соком.
Фрукты, чай. Салат из моркови и яблок с добавлением клюквы. Бутерброды с помидорами и огурцами , посыпанные кунжутом. Несладкий сок. Четверг Фото: pixabay. Геркулес, залитый горячей водой и приправленный апельсиновым соком.
Вода или морс. Натертая на терке репа, морковь, кусочки кислых яблок с тыквенными семечками. Кусочек хлеба, посыпанный семенами льна. Размятый банан , завернутый в лаваш, порезанный на роллы. Яблоко, чай. Пятница Завтрак.
Гречневая каша. Кофе без молока. Капустный салат с морковью и соком лимона. Зеленый чай. Сухие хлебцы, салат из апельсина и груши с орехами. Суббота Завтрак.
Пшенная каша, морковный сок. Суп из фасоли и зелени, картофельное пюре с небольшим количеством растительного масла. Разбавленное вино.
Четвертая особенность великопостного Богослужения: несколько изменяется само следование служб суточного круга. Изобразительны при отсутствии Литургии совершаются не после 6—го, а после 9—го Часа. Вопрос: где помещен устав об облачении и что означают различные цвета священных риз? Ответ: нигде устава о цвете облачения нет, это неписаная традиция. По всей видимости, раньше такой проблемы не было — в ризе какого цвета служить. Ризы были парчовые, расшитые металлической нитью, и цвет не имел решающего значения. Сейчас традиция такая: будничные службы Великого Поста совершать в черных ризах, службы Цветной Триоди — до отдания Пасхи — в красных, службы Господских праздников — в белых кроме того, в белых ризах совершаются заупокойные службы , как и таинства, перешедшие в разряд треб: крещение, венчание, соборование, отпевание, пострижение.
В голубых ризах совершаются службы Богородичных праздников. В зеленых ризах — службы преподобнические, а также праздника Троицы понедельник Святаго Духа — уже в белых. Вербное Воскресение служат либо в золотых как и Лазареву субботу , либо в белых ризах, т. Что касается золотых, или желтых, риз, то в них служатся службы святительские, а также, по установившейся традиции, обычные будничные службы. Вообще, как правило, цвет риз соответствует тому или иному празднованию только начиная от полиелейной службы: если полиелей или бдение, то по цвету праздника; если служба до славословия включительно, то в золотых ризах. В частности, воскресные службы служатся в золотых ризах. Мученические службы — в красных ризах. Каждая из служб суточного круга претерпевает некоторые изменения в своем чине. Наиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами.
И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего…» Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние — Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот? Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним — полная «обычная» Литургия, т. Литургия Иоанна Златоустого. Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири. Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т.
Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу. Это достигается вследствие двух причин: — на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы; — кафизмы читаются почти на всех Часах. Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей. Следующая особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга. Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста. Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике впрочем, дозволяемой Типиконом. А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов». В воскресенье вечером Великим Постом в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную совершается вечерни со входом и великим прокимном.
Два великих прокимна глаголятся поочередно. Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию? Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, «пассия» латинское слово означает «страдание». Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по—разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба. Собственно говоря, пассия — это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном иногда акафистом и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре?
Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй — страсти по Марку, на третьей — страсти по Луке, на четвертой — страсти по Иоанну.
Именно в этот день Иуда, мнимо заботясь о нищих, обнаружил свое сребролюбие и уже вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Евангельские времена такая сумма была достаточной для того, чтобы приобрести небольшой участок земли в окрестностях, например, Иерусалима. В Великий Четверг Великий Четверток на богослужении вспоминаются четыре важнейших евангельских события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения — Евхаристии , умовение Господом ног ученикам Своим знак глубочайшего смирения и любви к ним , молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Во многих храмах символически повторяется трогательный обряд умовения ног, когда архиерей или даже Патриарх омывает ноги всем служителям храма.
Великая Пятница Великий Пяток посвящен воспоминанию об осуждении на смерть, Крестных страданиях и смерти Спасителя. В этот день церковь ставит прихожан у подножия Честного Креста Господня. Смотрящий благоговейным и трепетным взором увидит и почувствует всю глубину подвига спасительных страданий Господа. На утрене читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. Вечерня совершается в час смерти Иисуса Христа на кресте, в 14:00.
При пении определенного тропаря священнослужители поднимают Плащаницу изображение лежащего во гробе Христа с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе-гробнице.
Первая неделя Великого поста
Смотреть по книге "службы 1 седмицы В. Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди. Архиерейское богослужение в канун Недели 5-й Великого поста, прп. Сегодня в помощь всем, кто стремится сознательно участвовать в церковной молитве, мы публикуем на нашем сайте чинопоследования Богослужений первой седмицы Великого поста. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями.
Божественная Литургия в 1-ю неделю Великого поста. Торжество Православия!!!
По прочтении Евангелия на утрене архипастырь совершил освящение вербных и пальмовых ветвей ваий. Затем все молившиеся за богослужением были помазаны освященным елеем. После чтения Первого часа Владыка настоятель произнёс проповедь и преподал благословение прихожанам.
Вязьмы Евгений Ткач. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор регент — Елена Платонова.
Разделить радость соборной молитвы вместе с архипастырем и духовенством собрались прихожане собора, жители и гости города Вязьма.
Дело в том, что в течение Великого поста, во время разных моментов Богослужения должны быть прочитаны три книги из ветхого Завета: Бытия, Притч Соломоновых и Книга пророка Исайи. В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения как раз на богослужениях Четыредесятницы Сорокодневницы, то есть Великого поста слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин. Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях если они есть. И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня понедельник, вторник, среду и четверг вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Канон начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?
Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», то есть как начать каяться, так много грехов, что даже трудно решить какой исповедать сначала. Есть только одна надежда — милосердие Христа. Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четыре дня. В его словах разворачивается ретроспектива долгого и мучительного пути человечества ко спасению. Вспоминается много библейских персонажей Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия» , пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию. Пример самого Христа должен служить душе образом твердости в духовном делании: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится». Господь во время своего сорокодневного подвига в пустыни подвергся искушению, помня об этом, душа не должна лениться, но молитвой и постом прогонит врага.
Отец Илия прочитал лекцию на тему: «Святой праведный праотец Авраам». Студенты узнали библейскую историю великого и святого человека, познакомились с историческими аспектами и богословской трактовкой событий из жизни и служения праотца.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Великий понедельник — первый день Страстной, или Великой седмицы, знаменующей завершение Великого поста и скорое наступление Пасхи. В конце первой недели Великого поста (в субботу или воскресенье) все православные стараются обязательно поисповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Первым днем Великого поста станет Чистый понедельник. Седмицы Великого поста Первая Седмица Великого поста проводится особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать предписания Устава о воздержании максимально точно. На первой неделе Великого поста, Страстной и Пасхальной неделях, а также в седмичные (будние) дни Святой Четыредесятницы панихиды в храме также не совершаются. С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода.
В Вербное воскресенье Патриарх Кирилл провел литургию в храме Христа Спасителя
Особенности Богослужения Великого Поста. Конспекты лекций по литургике | На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. |
Расписание богослужений | Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника. |
Оптина пустынь
На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг в храмах совершается чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Богослужение первой седмицы Великого поста — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений, подготавливающих православных христиан к достойной встрече Пасхи — главного церковного праздника. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года.
Календарь Великого поста-2023: первая седмица
В четверг первой седмицы Великого поста епископ Сергий совершил Великое повечерие. Вечером 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Волоколамский Антоний совершил праздничное Всенощное бдение в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Неделя 5-я Великого поста.