Новости отрарская катастрофа

Хроники Катастроф | История катастроф и катаклизмов!. Источник. #новости_катастроф #циклон. Хроники Катастроф. Далее последовала так называемая «Отрарская катастрофа»: направленный Чингисханом торговый караван, в котором находились 450 человек, сопровождавщие 500 нагруженных. Отрарская катастрофа стала серьезным уроком для авиационной отрасли Казахстана и привела к усилению мер безопасности в авиаперевозках.

как началась Отрарская катастрофа?​

городище отрар, аль-фараби, история, раскопки, археология, туркестанская область, шелковый путь. Отрарская катастрофа, произошедшая в 1220 году, оказала огромное влияние на историю Золотой Орды и весь Восток. Отрарская катастрофа. Added to timeline. Второе важное событие – это Отрарская катастрофа, когда монголы пошли завоевывать страны Запада и Востока, Ирана, вплоть до Индии.

Последствия Отрарской катастрофы

  • Великая монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа
  • Другие вопросы:
  • Отрарская катастрофа: причины, последствия, предотвращение
  • Recent Posts
  • В ООН считают, что операция Израиля в Рафахе только усугубит катастрофу в Газе

Тайны древнего Отрара: почему стоит побывать в городище с многовековой историей

Удары украинских Вооруженных сил по Запорожской атомной станции (ЗАЭС) чреваты катастрофическими последствиями. Об этом заявил министр обороны России Сергей Шойгу. Сегодня мы вспоминаем одну из самых страшных техногенных катастроф в истории человечества — аварию на Чернобыльской АЭС. Указанное событие вошло в мировую историю под названием «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для начала похода Чингисхана на Запад.

НАШЕСТВИЕ ЧИНГИЗ-ХАНА

Он предложил построить систему аварийного водоотведения, чтобы избежать катастрофы. Узнай ответ на вопрос: Что такое Отрарская Катастрофа? Космическая катастрофа, случившаяся в конце мелового периода, является предметом многочисленных научных исследований.

Остались вопросы?

Вскоре в городе закончились и запасы продовольствия. Не выдержав голода, часть войск 10 тысяч человек , во главе с Каража Кажып перешли на сторону монголов, а Мухаммед, имевший 400-тысячное войско, не спешил на помощь. К середине ХШ столетия Отрар превращается в крупный торговый центр. Отрар известен как центр чеканки монет, которые имели широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. При хане Ерзене здесь были построены медресе, ханака и мечеть. Во второй половине XIV в. Южный Казахстан был включен в державу Тимура. В Отраре, Сауране, Сыгнаке и Сузаке были размещены военные гарнизоны.

Именно в Отраре готовилась армия Тимура к его последнему походу на Китай. В феврале 1405 года Тимур простудился и умер в одном из дворцов Отрара. Эпоха Тимура знаменовалась некоторой стабилизацией обстановки в бывших монгольских владениях, при нем был построен грандиозный мавзолей Ахмеда Ясеви в Туркестане. От старого мавзолея сохранились две резные колонны из стволов могучего карагача. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые. После смерти одного из наиболее ярких представителей узбекской верхушки Мухаммеда Шейбани в 1510 году власть переходит к казахским ханам.

Однако находка клада монет вместе с заготовками позволяет предположить о наличии монетного двора в самом Отраре. Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Город Отрар просуществовал почти 2 тысячи лет. В XIX веки из-за засухи люди покинули его, и город постепенно опустел и стал разрушаться.

Руины города долго находились в забвении, пока в 1969 году здесь не начались археологические раскопки. Многие постройки были безвозвратно утеряны, но археологам удалось раскопать некоторые городские кварталы, мечети, дворец и баню. Сегодня в древнем городе проводятся работы по сохранению и консервации памятников. Кроме того, Отрар имеет культовое значение, так как недалеко от него находится мусульманская святыня — мавзолей Арыстан-баба. Сам мавзолей был разрушен в ходе землетрясения в XVIII веке, но по приказу правителя области его восстановили. Потом еще несколько раз мавзолей реставрировался, так что от первоначальной постройки XIV века остались лишь деревянные колонны террас. Отрар — это не просто древний город.

Сам воздух здесь пропитан историей. Археологи до сих пор продолжают вести раскопки, надеясь, что однажды смогут открыть все тайны, сокрытые песками в недрах земли. Esquire собрал сведения о гибели древнего города, занимавшего особое место в регионе, который ныне называется Южным Казахстаном. Давным-давно здесь была столица территории, которая называлась Фараб или Отрар. Это был торговый узел на пути с Запада на Восток. В 1218 году власти Отрара совершили роковой поступок, повлиявший не только на их судьбу, но и на ход истории. Историки до сих пор расходятся как в мотивах, так и в моральной оценке отрарского деяния.

В глазах одних это было закономерно для нравов того времени, другие оправданий не находят. Но насколько катастрофическим был разгром? Что предшествовало осаде? И как родилась легенда об Отрарской библиотеке? Добавим, что свои версии гибели Отрара также излагали средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин. Сегодня нам известно, что в начале 13 века под рукой хорезмшаха Мухаммеда находился огромный конгломерат земель и народов. В подвластном ему городе Отраре столкнулись интересы двух империй — Хорезмской и Монгольской.

Произошло это в 1218 году, когда Великий каган отправил ко двору Великого Хорезмшаха караван. Купцы передали Мухаммеду послание: по одной версииэто было предложение о союзе, по другой — обращение кагана к потенциальному вассалу. В ответ посланцев Чингисхана обвинили, как теперь говорят, в шпионаже. И правитель Отрара Кайр-хан по настоянию шаха отдал приказ о казни. Фактически казнили послов. Шпионская версия сегодня самая популярная, но есть одна деталь — фамилии убитых караванщиков-послов указывают на их происхождение, они были из этих же или соседнихмест. Зачем им высматривать фортификационные сооружения?

Возмужав, Темучин, выделявшийся среди своих сверстников хитростью и умом, сумел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров, возвратить угнанные стада и рядом удачных набегов снискать себе славу отважного бахадура и к концу 12 века стать одним из представителей в монгольских степях. Известность его возросла в войнах хана кереитов с найманами, меркитами и татарами, в которых будущий Чингиз- хан, выступая в качестве вассала кереитского хана. Принял столь деятельное участие, что был пожалован почетным титулом. Но вассальные отношения продолжались недолго; могущество Темучина все более возрастало, в 1203 году он разгромил кереитов. А в следующем году его сорокапятитысячное войско выступило в поход на найманов и меркитов. Часть меркитов и найманов подчинились Темучину, а другие, переправившись через Иртыш. Бежали на запад, в просторы современного Казахстана. Покорив в результате военной кампании 1204-1205гг.

Весной 1206 года у истоков реки Онон состоялся курултай монгольской знати- сторонников Темучина, на котором он торжественно, под реяние белого священного знамени с девятью хвостами, был провозглашен повелителем монголов. Одновременно курултай утвердил за Темучином титул Чингиз-хана, совершенно вытеснивший его личное имя. Значение титула Чингиз Чингис. Хингис — хан до сих пор точно не установлено. ПО мнению ряда востоковедов. Титул чингиз происходит от тюрксого слова тенгиз- море, океан; и композит чингиз- хан, соответственно, означает Океан- хан,т.

Хорезмшах же, являясь правителем крупного и мощного государства, не желал быть чьим-либо подданным. Тем не менее, он отправил такой же ответный караван, попросив Каир-хана проверить подарки Чингисхана. Новый караван Чингисхана в составе 450 купцов и монгольских офицеров был отправлен в 1218 году. Посол, возглавлявший караван, потребовал, чтобы его приняли с почестями. Тогда Каир-хан высказал ему свои предположения относительно каравана и потребовал от монголов, чтобы они показали свой «товар». Те в ответ снова стали грубить, и тогда Каир-хан убил монгольского посла, а своим соратникам приказал, чтобы они перебили шпионов. По данным историка Рашид ад-Дина, дело обстояло следующим образом: Когда послы и купцы прибыли в город Отрар, тамошним эмиром был некто, по имени Иналчук. Он принадлежал к родственникам Туркан-хатун, матери султана, и стал известен под прозвищем «Кайр-хан». В группе купцов был один индус, который в прошлые дни имел с ним знакомство; Иналчук по принятому [им] обычаю приглашал его к себе, тот же, возгордившись величием своего хана [Чингиз-хана], не проявлял к нему [должного] уважения. Кайр-хан на это сердился, да кроме того он позарился и на их [купцов] добро. Задержав их, он послал посла к султану в Ирак с уведомлением о [караване Чингиз-хана и о] положении [купцов]. Хорезмшах, не послушавшись наставлений Чингиз-хана и не вникнув глубоко, отдал приказ, допускающий пролитие их крови и захват их имущества. Он не понял того, что с разрешением их убийства [букв, крови] и [захвата их] имущества станет запретной жизнь [его собственная и жизнь его подданных].

И [монгольское] войско обложило крепость несколькими кольцами. И когда собрались все войска, [Чингиз-хан] назначил каждого предводителя в какую-либо сторону. Старшего сына с несколькими туманами отважных воинов и храбрых мужей [направил] на рубежи Дженда и Барчлыгкента, группу эмиров — в сторону Ходженда и Фенакета, а сам пошел на Бухару. Чагатая и Угэтэя он поставил во главе войска, которое было выделено для осады Отрара. И вот, когда люди Чингиз-хана приступили к осаде, [осажденные] проявили рвение в боях и [их] сопротивление продолжалось в течение пяти месяцев. Наконец, когда положение начальников Отрара оказалось безвыходным, Карача начал нащупывать почву у Гайр-хана относительно капитуляции и сдачи города тому обществу 13. Татарское войско также [той же] ночью входило в город через те [самые] ворота, оно задержало Карачу до тех пор, пока Восток не разорвал темноту. Пока луч вертикальный рассвета не воссиял, тогда доставили его с группой предводителей к царевичам, и сняли с них все необходимые показания и [получили] сведения. В конце концов они сказали: «Ты не проявил верности в отношении своего господина, несмотря на столько стародавних прав, которыми он обладает в отношении тебя. Не может быть желания единодушия от тебя и в отношении нас», — и со всеми сподвижниками его обрекли на степень мученической кончины. И всех развратников и праведников Отрара, из облачающихся в покрывало и носящих кулах 14 и чалму, выгнали из города наружу как стадо баранов и разграбили все, что было из тканей и товаров. Гайр же с двадцатью тысячами отважных мужей и подобных львам витязей укрылся в цитадели... И пока хоть в одном из них теплилась жизнь, они продолжали биться. По этой причине много из монгольского войска было убито. Но он стойко продолжал отважное сопротивление и не показал спины и не отвернул лица. И монгольское войско вошло в цитадель и окружило его на крыше. А он с теми двумя друзьями не дал связать [себе] руки. И так как был приказ, чтобы взять его живым и не убить в бою, то, соблюдая приказ, не делали попыток убить его. И друзья его также обрели степень мученической кончины. Не осталось у него оружия. Тогда служанки стали подавать ему кирпичи из стены дворца. И когда не осталось и кирпичей, и охватили его плотным кольцом и после многих уловок и нападений, тогда бросилось на него множество людей, загнали [его наконец] в тенета плена и крепко связали. И вернулись оттуда. И из тех, кто остался в живых еще от меча из крестьян и ремесленников, некоторых увели в хашар, а часть [увели], чтобы [занимались они] ремеслом и промыслом. И в то время, когда Чингиз-хан прибыл из Бухары в Самарканд, они направились в Самарканд [также] и заставили Гайра испить в Кок-Сарае чашу бренности,и облачили в одежду вечности.

Другие вопросы:

  • Аральское море на карте
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • 1218. Поход на Каракитай. Отрарская катастрофа
  • Какова причина отрарской катастрофы?
  • jan 1, 1218 - Отрарская катастрофа
  • Отрарская катастрофа уничтожила Хорезм

Что такое Отрарская Катастрофа?

Таким образом, средневековый город Фараб-Отрар, где родился Абу аль-Фараби, располагается на юге современного Казахстана при впадении реки Арысь в Сырдарью ныне это Туркестанская область. Кожа Кожа, работающий главным научным сотрудником Института археологии Международного казахско-турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави. Ныне городище Отрар занимает площадь более 250 га. В центре развалин выделяется пятиугольный в плане бугор высотой 15-18 метров. Археологические исследования показали, что нижние слои городища относятся к первым векам нашей эры». Стоит отметить, что средневековый город Отрар имел богатую событиями историю. Некоторые из них имели влияние на ход всемирной истории.

Так, в 1218 году здесь был уничтожен богатый торговый караван, прибывший от самого Чингисхана. Указанное событие вошло в мировую историю под названием «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для начала похода Чингисхана на Запад. В городе Отраре 18 февраля 1405 года скончался знаменитый Тимур. Шахматная фигура из слоновой кости, найденная в Отраре. Впервые развалины города тот самый бугор привлекли внимание русских исследователей в конце XIX века.

История Отрара Городище Отрар входит в список общенациональных сакральных мест Казахстана. Оно расположено в 57 км от города Туркестан. Неразрывно с городом связано имя всемирно известного Амира Темира, ведь именно по его приказу был воздвигнут мавзолей в честь великого наставника и учителя Ходжи Ахмеда Яссави — Арыстан-Баба. Когда-то Отрар был одним из крупнейших центров Великого Шелкового пути.

Отрар - крупный земледельческий регион, расположенный у Сырдарьинского спуска Арыса был оплотом кочевников, так как находился в предгорьях Каратау. Фото: Turkistan Tourism Center С давних времен город, занимавший территорию в 200 га на правом берегу реки Арыс, был одним из крупных центров науки и культуры, торгового производства, земледелия и животноводства. Отрар был знаменит собственным монетным двором, роскошными восточными банями с оригинальной системой отопления, огромной библиотекой, не уступавшей самым известным библиотекам древности. Здесь обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана место, где распивали вино , мечети, лавки, магазины. Как и другие средневековые города, город Отрар состоит из трех частей: цитадели, шахристана и рабада.

Кемаль Акишевич Акишев родился в Павлодарской области в 1924 г. По словам его ученика Карла Байпакова, Акишев был племянником К. Сатпаева 1899—1964. Когда родители Кемаля умерли от голода 1930-х гг.

В ходе репрессий 1951 г. Сатпаев внес значительный вклад в организацию Академии наук Казахской ССР в целом и в развитие геологического направления в частности. Несомненно, наличие такого покровителя было важным фактором в биографии Акишева. Акишев очень гордился тем, что принимал участие в военных действиях, а Сталин оставался для него героем. После защиты кандидатской диссертации Акишев вернулся в Алма-Ату, где он возглавлял с 1954 до 1991 гг. В 1995—1996 гг. Акишев находился в Астане, где он открыл центр археологии в Евразийском университете». Акишев прежде всего интересовался древними городами на юге Казахстана. Для него и его ученика Байпакова, который долгое время возглавлял Институт археологии им. Маргулана Южный Казахстан всегда представлялся «колыбелью казахского народа».

Акишев добился значительной государственной поддержки в исследованиях Отрара, доказав важность этого региона для национальной идентичности казахов. Его первый проект раскопок восходит к 1965 г. Нусупбекова и его заместителя Г. Эта заявка получила одобрение со стороны Динмухамеда Кунаева 1912—1993 , главы Компартии Казахстана. Кунаев осознавал значение Отрара и щедро спонсировал проект. Акишев рассчитывал на огромный бюджет: 100 000 рублей за разведывательные работы и затем по 500 000 рублей каждый год. В общей сложности Акишеву необходимы были десять миллионов рублей для ведения работ сроком на 20 лет. Без сомнения, на карту были поставлены серьезные политические интересы, и Акишев сделал все возможное, чтобы заинтересовать официальные лица в казалось бы исключительно научной проблеме. Акишев прибег к интересному ходу, чтобы привлечь внимание: в заявке проекта он указал, что, согласно древним арабским источникам он не уточнил, каким именно , в Отраре прежде находилась большая библиотека рукописей, которая по своим размерам могла быть сравнима только с легендарной Александрийской библиотекой. Этому не существовало никаких доказательств, кроме упоминания в третьем издании истории Казахской ССР 1957 года ; вплоть до сегодняшнего дня, спустя более чем сорок лет раскопок, от этой «библиотеки» не найдено и следа.

Стараясь найти больше аргументов для объяснения культурного значения Отрара для казахов, Акишев также утверждал, что Отрар в древности Фараб был родиной известного философа ал-Фараби 873—950 и даже «поэта» Ахмада Ясави. Хотя Отрар уже достаточно долго находился в центре внимания ученых, потребовалось целых три года подготовительной работы, прежде чем были начаты стационарные раскопки. Президиум Академии наук Казахской ССР официально утвердил создание Южно-Казахстанской археологической экспедиции ЮКАЭ , которая должна была заниматься изучением прошлого региона от каменного века до позднего средневековья. Археологи начали работать на обширной территории, также занимаясь раскопками больших населенных участков конца XVIII в. Большой объем этих работ сделал эту экспедицию крупнейшей во всем Советском Союзе.

Отрар при впадении Арыси в Сырдарью — центр большого земледельческого района. Отрар вблизи предгорий Каратау — одна из опорных крепостей кочевников. От Отрара по Арыси шли дороги к Таразу.

Баласагуну и далее в Восточный Туркестан; по Сырдарье вверх издревле проторенный путь ведет в Шаш, Согд и далее к Мерву и Нишапуру; вниз дорога направляется в Приаралье и на Урал; на запад через Кзыл-Кумы шел путь в Хорезм и далее в Поволжье, Причерноморье и на Кавказ. Возникновение населенного пункта на месте Отрара относится к первым векам н. Есть, однако, данные, которые позволяют определить и большие города. В древнетюркских рунических надписях в качестве западной границы Каганата, в период его наибольшего могущества, достигнутого во время победоносных войн первых пятнадцати лет VIII века назван Кангу-Тарбан. Тарбан же в арабоязычных источниках известен как столица Шаша. Имелся и другой вариант этого названия — Турарбанд. Следовательно, Отрару предшествовал Тарбан. В источниках, описывающих завоевания арабов в Средней Азии и на юге Казахстана Отрар-Фараб назван в качестве столицы одноименной области.

К этому времени относится группа анэпиграфных монет, собранных на Отраре и городищах оазиса. На лицевой стороне монет имеется родовая тамга тюрков в виде лука, а на обороте лев. В источниках Фараб-Отрар по-прежнему характеризуется как центр округа Фараб, который занимал пространство около дня пути в длину и ширину. Время IХ-Х вв. Кангары были частично вытеснены огузами и карлуками. В конце IX — начале Х вв. Огузы заняли среднее течение Сыр-Дарьи, долину Арыси и предгорья Каратау. В этой связи небезинтересно отметить, что роль столичного города округа Фараб переходит к Кедеру.

Это был крупный город, который мог выставить до 70 тысяч войска, он имел соборную мечеть в шахристане, базары в рабаде. Видимо, Кедер являлся именно одной из резиденций огузов и поднялся в противовес старой столице — Отрару. Поиски развалин Кедера позволили отождествить город с городищем Куйрюк-тобе, находящимся неподалеку от Отрара. Возникают новые города, растут старые. Расширение площади городов идет за счет рабадов — торгово-ремесленных предместий. Отрар в это время занимает территорию в 200 га. Наряду с Отраром развиваются города его округи. Одним из них был Весидж, где родился выдающийся ученый средневековья Абу Наср аль-Фараби.

Город отождествляется с развалинами Оксыз-тобе. Анализ архитектуры позволил получить полное представление о жизни позднесредневекового Отрара. Основным застроечным компонентом города является квартал. Это комплекс домов, сгруппированных по две или по одну сторону внутриквартальной улочки. Определена ремесленная специализация некоторых кварталов. Квартал в восточной части Отрара принадлежал гончарам. Еще один квартал, расположенный вблизи западных ворот Отрара, идентифицированных с воротами Дарваза-и Cyфи, принадлежал хлебопекам. В ходе раскопок позднесредневекового Отрара собрано много керамики, изделий из металла, монет и украшений, поделок из камня.

Нападение монголов и осада ОтрараВ сентябре 1219 монгольское войско, состоявшее из 150 тысяч человек, подошло к Отрару. Осадой города занялись Чагатай, Угэдэй, Субэдэй и другие военачальники. Каир-хан с 50-тысячным войском занялся обороной города. Город стойко держался 2 месяца. Чингисхан, не считая нужным держать все войско вокруг Отрара, отправил часть армии во главе с Джучи на захват присырдарьинских городов. Вскоре были взяты Самарканд и Бухара. Чагатаю и Угэдэю удалось найти подземную дорогу, ведущую к источнику воды и перекрыть ее, таким образом оставив без воды Отрар. Вскоре в городе закончились и запасы продовольствия.

Не выдержав голода, часть войск 10 тысяч человек , во главе с Каража Кажып перешли на сторону монголов, а Мухаммед, имевший 400-тысячное войско, не спешил на помощь. К середине ХШ столетия Отрар превращается в крупный торговый центр. Отрар известен как центр чеканки монет, которые имели широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. При хане Ерзене здесь были построены медресе, ханака и мечеть. Во второй половине XIV в. Южный Казахстан был включен в державу Тимура. В Отраре, Сауране, Сыгнаке и Сузаке были размещены военные гарнизоны.

Великая монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа

Он предложил построить систему аварийного водоотведения, чтобы избежать катастрофы. Отрарская катастрофа началась в 1219 г., когда Чингисхан пошёл походом на Среднюю Азию. Отрарская катастрофа стала серьезным уроком для авиационной отрасли Казахстана и привела к усилению мер безопасности в авиаперевозках. В целом, отрарская катастрофа является результатом сложного взаимодействия нескольких причин: ошибок в расчетах, технических поломок и нарушения безопасности. Далее последовала так называемая «Отрарская катастрофа»: направленный Чингисханом торговый караван, в котором находились 450 человек, сопровождавщие 500 нагруженных. Оборона Отрара держалась исключительно на действиях войск хорезмшаха, часть отрарцев была на стороне Чингисхана.

Отрар – город, где решилась судьба мусульманского мира

Наш автор, кандидат исторических наук Давлатали Давлатзода рассматривает версию, что высыхание Арала, крупнейшая природная катастрофа Центральной Азии, может быть вызвана. В Отрарском районе река Арысь выходит из берегов и уже залила проезжую часть автомобильной дороги Коксарай-Шаульдер, сообщили зрители и даже сняли шокирующее видео. В Отраре, наместником которого был Инальчик, каждый знал что к нему можно обращаться не иначе как Каир-хан, почтительно склоняя главу.

Отрарская катастрофа: трагическая страница в истории Казахстана

К середине ХШ столетия Отрар превращается в крупный торговый центр. Отрар известен как центр чеканки монет, которые имели широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. При хане Ерзене здесь были построены медресе, ханака и мечеть. Во второй половине XIV в.

Южный Казахстан был включен в державу Тимура. В Отраре, Сауране, Сыгнаке и Сузаке были размещены военные гарнизоны. Именно в Отраре готовилась армия Тимура к его последнему походу на Китай.

В феврале 1405 года Тимур простудился и умер в одном из дворцов Отрара. Эпоха Тимура знаменовалась некоторой стабилизацией обстановки в бывших монгольских владениях, при нем был построен грандиозный мавзолей Ахмеда Ясеви в Туркестане. От старого мавзолея сохранились две резные колонны из стволов могучего карагача.

Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые. После смерти одного из наиболее ярких представителей узбекской верхушки Мухаммеда Шейбани в 1510 году власть переходит к казахским ханам.

Однако находка клада монет вместе с заготовками позволяет предположить о наличии монетного двора в самом Отраре. Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен.

Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Город Отрар просуществовал почти 2 тысячи лет.

В XIX веки из-за засухи люди покинули его, и город постепенно опустел и стал разрушаться. Руины города долго находились в забвении, пока в 1969 году здесь не начались археологические раскопки. Многие постройки были безвозвратно утеряны, но археологам удалось раскопать некоторые городские кварталы, мечети, дворец и баню.

Сегодня в древнем городе проводятся работы по сохранению и консервации памятников. Кроме того, Отрар имеет культовое значение, так как недалеко от него находится мусульманская святыня — мавзолей Арыстан-баба. Сам мавзолей был разрушен в ходе землетрясения в XVIII веке, но по приказу правителя области его восстановили.

Потом еще несколько раз мавзолей реставрировался, так что от первоначальной постройки XIV века остались лишь деревянные колонны террас. Отрар — это не просто древний город. Сам воздух здесь пропитан историей.

Археологи до сих пор продолжают вести раскопки, надеясь, что однажды смогут открыть все тайны, сокрытые песками в недрах земли. Esquire собрал сведения о гибели древнего города, занимавшего особое место в регионе, который ныне называется Южным Казахстаном. Давным-давно здесь была столица территории, которая называлась Фараб или Отрар.

Это был торговый узел на пути с Запада на Восток. В 1218 году власти Отрара совершили роковой поступок, повлиявший не только на их судьбу, но и на ход истории. Историки до сих пор расходятся как в мотивах, так и в моральной оценке отрарского деяния.

В глазах одних это было закономерно для нравов того времени, другие оправданий не находят. Но насколько катастрофическим был разгром? Что предшествовало осаде?

И как родилась легенда об Отрарской библиотеке? Добавим, что свои версии гибели Отрара также излагали средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин. Сегодня нам известно, что в начале 13 века под рукой хорезмшаха Мухаммеда находился огромный конгломерат земель и народов.

В подвластном ему городе Отраре столкнулись интересы двух империй — Хорезмской и Монгольской. Произошло это в 1218 году, когда Великий каган отправил ко двору Великого Хорезмшаха караван. Купцы передали Мухаммеду послание: по одной версииэто было предложение о союзе, по другой — обращение кагана к потенциальному вассалу.

В ответ посланцев Чингисхана обвинили, как теперь говорят, в шпионаже. И правитель Отрара Кайр-хан по настоянию шаха отдал приказ о казни. Фактически казнили послов.

Шпионская версия сегодня самая популярная, но есть одна деталь — фамилии убитых караванщиков-послов указывают на их происхождение, они были из этих же или соседнихмест. Зачем им высматривать фортификационные сооружения? Купцы хорошо знали караванные пути и, вероятно, как устроены города и крепости в державе Хорезмшаха.

Могли быть у отрарского военачальника другие причины, из-за которых он велел казнить посланцев соседнего государства?

Фактически казнили послов. Из сочинения историка Рашида ад-Дина «Сборник летописей» «Джами ат-таварих» , 14 век: «Хорезмшах, не послушавшись наставлений Чингисхана и не вникнув глубоко, отдал приказ, допускающий пролитие их крови и захват их имущества.

Он не понял того, что с разрешением их убийства… станет запретной жизнь. Кайр-хан… умертвил их, но он разорил целый мир и обездолил целый народ…». Шпионская версия сегодня самая популярная, но есть одна деталь — фамилии убитых караванщиков-послов указывают на их происхождение, они были из этих же или соседнихмест.

Зачем им высматривать фортификационные сооружения? Купцы хорошо знали караванные пути и, вероятно, как устроены города и крепости в державе Хорезмшаха. Могли быть у отрарского военачальника другие причины, из-за которых он велел казнить посланцев соседнего государства?

Британский историк искусства, специалист по исламской архитектуре Роберт Хилленбрэнд предположил, что большой караван вызвал в мусульманском правителе чувство жадности, и тот решил присвоить себе все богатства. Другая теория основывается на том, что Кайр-хан приходился близким родственником матери Хорезмшаха. Это могло вскружить ему голову, внушило чувство безнаказанности, и он убедил своего императора бросить вызов кочевникам.

Совсем иной расклад видится казахстанскому режиссеру, сценаристу Ардаку Амиркулову, который в 90-х годах даже снял масштабный кинофильм «Тень завоевателя» второе название — «Гибель Отрара». В разговоре со мной он обосновал это так: «Некоторые историки пишут, что Кайр-хан позарился на золото и ограбил купцов. Мне так не кажется.

Наверняка он встречал не один караван в своей жизни. Так что понимал, к чему может привести конфликт такого уровня — лишение каравана головы. Не думаю, что можно рассматривать эти события так однобоко».

Другая тайна связана с суровостью понесенной Отраром кары.

Ходжа Ахмеда Ясави защитили докторские диссертации в Турции. В 2017 году на средства, выделенные этой страной, археологи также вели раскопки в пригороде Отрара. На вооружении казахстанских археологов - современные научные технологи, включающие компьютерную программу трёхмерного проектирования и электронные дроны. Комиссия по празднованию юбилея аль-Фараби была создана в прошлом году по поручению президента Республики Казахстан Касыма-Жомарта Токаева. Политики и учёные отмечают актуальность наследия средневекового мыслителя, особенно с учётом того, что историческое существование независимого Казахстана началось всего лишь три десятилетия назад, и очень важно, чтобы «ценностный багаж» молодой политической нации включал в себя лучшие идеи и традиции. Для Казахстана такими идеями являются мысли и наблюдения великого соплеменника аль-Фараби. В этических наставлениях призывал людей к самосовершенствованию путём постоянного поиска и обучения».

Понимает о том, что город Отрар был значительным среди средневековых городов Обозначает место расположения города Отрар. Оценивает вклад жителей Отрар в сохранении города. Цели обучения: Тема урока: Монгольские завоевания в Казахстане.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий