Новости отрарская катастрофа

Это событие в историй получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. В 1219 г Отрар осадили и затем уничтожили войска Чингисхана. Он отметил, что Чернобыльская катастрофа стала грозным предупреждением человечеству об опасности неосторожного обращения с атомной энергией. Или, может быть, отрарская катастрофа н ужасы монгольского завоевания Средней Азии заслонили перед современниками гибель малоизвестных городов Семиречья? Статья «Гиссарская катастрофа» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 14 ноября 2008 года, 11:06 | VOKRUGSVETA.

Остались вопросы?

В Отраре, Сауране, Сыгнаке и Сузаке были размещены военные гарнизоны. Именно в Отраре готовилась армия Тимура к его последнему походу на Китай. В феврале 1405 года Тимур простудился и умер в одном из дворцов Отрара. Эпоха Тимура знаменовалась некоторой стабилизацией обстановки в бывших монгольских владениях, при нем был построен грандиозный мавзолей Ахмеда Ясеви в Туркестане. От старого мавзолея сохранились две резные колонны из стволов могучего карагача.

Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые. После смерти одного из наиболее ярких представителей узбекской верхушки Мухаммеда Шейбани в 1510 году власть переходит к казахским ханам. Однако находка клада монет вместе с заготовками позволяет предположить о наличии монетного двора в самом Отраре.

Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г.

Город Отрар просуществовал почти 2 тысячи лет. В XIX веки из-за засухи люди покинули его, и город постепенно опустел и стал разрушаться. Руины города долго находились в забвении, пока в 1969 году здесь не начались археологические раскопки. Многие постройки были безвозвратно утеряны, но археологам удалось раскопать некоторые городские кварталы, мечети, дворец и баню.

Сегодня в древнем городе проводятся работы по сохранению и консервации памятников. Кроме того, Отрар имеет культовое значение, так как недалеко от него находится мусульманская святыня — мавзолей Арыстан-баба. Сам мавзолей был разрушен в ходе землетрясения в XVIII веке, но по приказу правителя области его восстановили. Потом еще несколько раз мавзолей реставрировался, так что от первоначальной постройки XIV века остались лишь деревянные колонны террас.

Отрар — это не просто древний город. Сам воздух здесь пропитан историей. Археологи до сих пор продолжают вести раскопки, надеясь, что однажды смогут открыть все тайны, сокрытые песками в недрах земли. Esquire собрал сведения о гибели древнего города, занимавшего особое место в регионе, который ныне называется Южным Казахстаном.

Давным-давно здесь была столица территории, которая называлась Фараб или Отрар. Это был торговый узел на пути с Запада на Восток. В 1218 году власти Отрара совершили роковой поступок, повлиявший не только на их судьбу, но и на ход истории. Историки до сих пор расходятся как в мотивах, так и в моральной оценке отрарского деяния.

В глазах одних это было закономерно для нравов того времени, другие оправданий не находят. Но насколько катастрофическим был разгром? Что предшествовало осаде? И как родилась легенда об Отрарской библиотеке?

Добавим, что свои версии гибели Отрара также излагали средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин. Сегодня нам известно, что в начале 13 века под рукой хорезмшаха Мухаммеда находился огромный конгломерат земель и народов. В подвластном ему городе Отраре столкнулись интересы двух империй — Хорезмской и Монгольской. Произошло это в 1218 году, когда Великий каган отправил ко двору Великого Хорезмшаха караван.

Купцы передали Мухаммеду послание: по одной версииэто было предложение о союзе, по другой — обращение кагана к потенциальному вассалу. В ответ посланцев Чингисхана обвинили, как теперь говорят, в шпионаже. И правитель Отрара Кайр-хан по настоянию шаха отдал приказ о казни. Фактически казнили послов.

Шпионская версия сегодня самая популярная, но есть одна деталь — фамилии убитых караванщиков-послов указывают на их происхождение, они были из этих же или соседнихмест. Зачем им высматривать фортификационные сооружения? Купцы хорошо знали караванные пути и, вероятно, как устроены города и крепости в державе Хорезмшаха. Могли быть у отрарского военачальника другие причины, из-за которых он велел казнить посланцев соседнего государства?

Британский историк искусства, специалист по исламской архитектуре Роберт Хилленбрэнд предположил, что большой караван вызвал в мусульманском правителе чувство жадности, и тот решил присвоить себе все богатства. Другая теория основывается на том, что Кайр-хан приходился близким родственником матери Хорезмшаха. Это могло вскружить ему голову, внушило чувство безнаказанности, и он убедил своего императора бросить вызов кочевникам. Алишер Акишев развенчиваеттакже миф об Отрарской библиотеке, которую в прессе любят сравнивать с древней Александрийской библиотекой, при этом заявляя, что все книги в Отраре не то сгорели при пожаре, не то их куда-то спрятали еще до прихода завоевателей.

Заметим, что вместе с Отраром монголы покарали и Бухару.

Старый Ургенч — один из древнейших городов Средней Азии. Но после этого он все же возродился. В 1255 году армянский путешественник называет Отрар одним из крупных городов вдоль Сырдарьи. Он по-прежнему сохранял свою роль во всемирной торговле.

О нем также упоминает в 1320 году флорентийский купец и политик Франческо Пеголотти в своих описаниях торгового пути от Азовского моря до Дальнего Востока. Сам полководец неоднократно бывал в городе и умер здесь в разгар подготовки к Восточному походу в 1405 г. В период 1465-1718 г. По мере того, как Шелковый путь постепенно утрачивал свое значение, то же самое происходило и с городом. К настоящему времени от Отрара сохранились только остатки зданий.

Городище входит в состав Отырарского района Туркестанской области Казахстана. Раскопки в Отраре начались в 1969 году после организации археологической экспедиции АН Казахстана под руководством К. Здесь предполагается создание археологического музея под открытым небом.

У него было очень большое войско, которое численно превосходило войско Чингисхана в 2 раза — 400 000 человек против 200 000 человек. Поэтому Чингисхан решил покорить это государство иным образом — он отправил 500 верблюдов, каждый из которых были нагружены подарками. Вместе с верблюдами он отправил сопроводительное письмо, в котором назвал хорезмшаха «любимым сыном» - предлагал ему дружбу. Это не обрадовало Хорезмшаха Мухаммеда, потому что он не желал быть вассалом, и он отправил идентичный карван для Чингисхана, на что тот ответил новым знаком — отправил караван из 450 купцов и монгольских офицеров.

Никто не встретил посла с почестями, и его убили, а шпионов перебили.

Управляющим той местности был назначен сын убитого Хасан-хаджжи. На дальнейшем пути монголы взяли Узгенд и Барчылыгкент, население которых не оказало сильного сопротивления, и потому всеобщей резни не было. Затем монгольский отряд подошел к Ашнасу; город, «большинство воинства которого составляли бродяги и чернь», оказал упорное сопротивление, но пал в неравной борьбе, и множество жителей было перебито. После этого монголы подступили к Дженду, который к тому времени был покинут войсками хорезмшаха во главе с Кутлук-ханом, бежавшим в Хорезм. Узнав об этом, Джучи отправил в город для переговоров Чин-Тимура.

Посланник монголов, однако, был дурно принят жителями и получил возможность вернуться живым только потому, что напомнил джендцам о печальней судьбе, постигшей Сыгнак из-за убийства Хасан-хаджжи, и обещал им удалить монголов от города. Выпустив Чин-Тимура, жители заперли ворота, но не оказали никакого сопротивления. Монголы, подготовив предварительно осадные орудия, приставили лестницы, спокойно взошли на лени и без кровопролития заняли город; затем всех жителей выгнали в поле, где они оставались в течение девяти дней, пока продолжалось разграбление города. Убиты были только несколько лиц, которые своими речами оскорбили Чин-Тимура. Управляющим городом был назначен бухарец Али-Ходжа, который уже много лет назад перешел на службу к монголам. Тогда же корпус в один тумен, посланный Джучи, занял Янгикент, и монголы посадили там своего шихнэ — «блюстителя порядка».

Все это произошло в течение зимы 1219-1220 гг. Столь же успешно действовал и главный корпус монгольской армии во главе с Чингиз-ханом; к маю 1220 г. Летом и осенью 1220 г. В результате зимней кампании 1220-1221 гг. Весной 1221 г. Чингиз-хан переправил свое войско через Аму-Дарью, и война сместилась на территорию Хорасана, Афганистана и Северной Индии.

Но вернемся в Южное Приаралье. Джучи оставался весь 1220 г. Передовые отряды монгольского войска подступили к Гургенджу город у Аму-Дарьи в северной части Хорезма , военной хитростью заманили хорезмийцев в западню, перебили до тысячи человек и следом за беглецами ворвались в город, но под напором горожан вынуждены были отступить. Тем временем подоспели основные войска монголов, численностью до 50-ти тысяч воинов. Город был обложен со всех сторон, и осада началась. Жители города не только защищались с большим упорством, но при случае сами переходили в атаку.

Действуя таким образом, хорезмийцы перебили множество вражеского войска. Главной причиной неудачи монголов были, по словам мусульманских авторов, раздоры между братьями Джучи и Чагатаем. Первый старался спасти от разрушения цветущий город, а второй желал быстрейшей победы любой ценой. Когда эта весть дошла до Чингиз-хана, он рассердился на старших своих сыновей и назначил начальником всего войска Угедея, который являлся их младшим братом. После этого монгольские воины «дружно направились» на штурм и в течение семи дней захватили весь город целиком. Жителей вывели в степь, отделили от них ремесленников, малолетних детей и молодых женщин, чтобы угнать в плен, а остальные люди были перебиты.

Покинув поле, усеянное изрубленными телами, войско завоевателей занялось разграблением и разрушением домов и кварталов. Завершив операцию на берегах нижнего течения Аму-Дарьи, Чагатай и Угедей вернулись к своему отцу, а Джучи с вверенным ему корпусом, со всеми чадами и домочадцами остался в Приаралье. Последние годы Чингиз-хана. Начало распада империи Зиму 1222-1223 гг. Чингиз-хан провел в Самарканде. В начале 1223 г.

Джучи получил приказ пригнать диких куланов из Кипчака. Во исполнение приказания отца, он пригнал табуны онагров и, кроме того, в виде подарка еще 20000 белых коней. Встреча Джучи с отцом и братьями произошла на равнине Кулан-баши, в переездах от Сайрама. Устроили курултай, состоялась грандиозная облавная охота с участием всех царевичей, и все лето 1223 г. Затем выступили из степи Кулан-Баши, шли медленно от стоянки к стоянке, пока не достигли Иртыша. Там они провели лето 1224 г.

Воздавая долг их верности, мужеству и отваге, устроил курултай с пирами. Осенью того же 1224 г. Чингиз-хан возвращался из западного похода в свод Монголию триумфатором, будучи в то же время в глубокую скорбь. Дело в том, что сравнительно ему стало ведомо, что он, повелитель мира, властелин вселенной, перед смертью — обыкновенный, рядовой человек. А поведал ему об этом китайский философ-отшельник Чан-чунь. Мы все, живые, явились в этот мир, чтобы уйти в небытие навсегда.

Эта грустная истина, и она стара как мир. Однако в каждую эпоху находились люди, которые верил в вечную жизнь, и желали себе бессмертия. Чингиз-хан был из их числа. Небо — вечно, Земля — вечна, время — вечно, а люди смертны. Чингиз-хан не желал принимать мир таким, какой он есть. Он уверовал в свою исключительность и ожидал, что однажды, что вот-вот Тэнгри ниспошлет ему вечность, и вот случилось так, что как-то раз очевидно, во время пребывания Чингиз-хана в Китае ему доложили об основах даосизма — одном из направлений древнекитайской философии, суть учения которого — поиски вечного счастья, достигаемого десятью добродетелями.

Чингиз-хан буквально понял даосское учение о вечном счастье и еще летом 1219 г. Но в начале осени Чингиз-хан отправился со своими ордами покорять западные страны, так что Чан-чуню пришлось совершить долгое путешествие от Китая через Монголию, Уйгурию, Кульджинский край, Семиречье я Мавераннахр до Гиндукуша. Встреча монгольского хана и китайского отшельника, намеченная на осень 1219 г. Описание удивительного путешествия Чан-чуня, сделанное одним из его спутников-учеников дошло до нас. Русскоязычному читателю доступно в переводе Кафарова Архимандрита Палладия.

Великая монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа

Эта персоязычная хроника является ценнейшим нарративным первоисточником по истории нашей Родины и многих зарубежных стран и народов эпохи Чингиз-хана и его первых преемников. Более того, «Тарих-и джахангушай» — это история государств каракитаев, хорезмшахов, найманов, Уйгуристана и некоторых других государств и народов нашей страны и зарубежного Востока домонгольского периода. Сказанное определяет и значение «Истории покорителя мира» для историков нашей республики — это первоклассный источник по истории далекого прошлого Казахстана. Сведения «Тарих-и джахангушай» обладают особой ценностью, так как представляют собою в значительной мере свидетельство очевидца, посещавшего в XIII в. Поэтому хроника Джувайни имеет целый ряд преимуществ перед сочинениями других персоязычных историков, подобно Джувайни представляющих промонгольскую историографию. В их число входят сочинения Вассафа [1], Рашид ад-Дина [2] и др. Сведения Джувайни по истории Южного Казахстана очень разнообразны.

Мы находим у него многочисленные и важные известия по этнической, политической, экономической историй, истории культуры и т. Автор «Истории покорителя мира» рассказывает о различных племенах и народах, населявших Южный Казахстан до прихода монголов. Он говорит о кипчаках, каракитаях, найманах, карлуках, кереитах, канглы и др. Внимательное изучение данных Джувайни позволяет уточнить родоплеменной состав этих народов. Джувайни рисует очень сложную картину политической обстановки в Южном Казахстане. Он называет три основные силы, действовавшие в Казахстане перед монгольским нашествием: кипчаки в Центральном Казахстане, каракитаи в Южном Казахстане и государство хорезмшахов.

Джувайни сообщает о значительном количестве городов, существовавших на территории Казахстана в домонгольское время. Таковы сведения о Дженде, Кайалыке, Баласагуне и т. В «Тарих-и джахангушай» подробно рассказывается о завоевании монголами Казахстана, [108] преимущественно Южного. Джувайни шаг за шагом прослеживает отдельные этапы завоевания Казахстана, описывает военные действия и приемы монгольской дипломатии. Джувайни рассказывает о выделении Чингиз-ханом своим сыновьям улусов в составе Монгольской империи и, в связи с этим, о разделе территории Казахстана между улусами трех его старших сыновей. Чем старше был сын, тем дальше от Монголии находился его улус.

Старшему сыну Джучи достались земли от Иртыша до Каспийского и Аральского морей, второму сыну Чагатаю — земли Семиречья, Угэдэю — земли Тарбагатая, а младшему Тули — собственно Монголия. В сочинении имеется немало ценных известий по истории Казахстана в составе этих улусов уже после смерти Чингиз-хана. Сочинение Джувайни имеет также огромное значение и для изучения таких проблем, как социально-экономические отношения, идеология, этнический состав населения Казахстана. Сочинение Джувайни было использовано Рашид ад-Дином, Вассафом и через посредство последних или непосредственно почти всеми последующими историками средневековья — персидскими, арабскими историками и историками, писавшими на тюркских языках. Это и прямое заимствование значительных частей труда Джувайни, дословное и нередко без указания источника, и цитирование, и пересказ, и перевод и т. Так, например, одним из хронистов средневековья, заимствовавшим значительные отрывки из «Истории покорителя мира», был знаменитый Мирза Мухаммад Хайдар доглат, автор «Тарих-и Рашиди» «Рашидова история» , прямо указавший источник, из которого он заимствовал сведения [3].

Существует уже довольно длительная традиция изучения «Тарих-и джахаигушай» в западноевропейском, русском и советском востоковедении.

Многие из этих источников пользуются мировой известностью. Но совершенно особое место среди них принадлежит «Тарих-и джахангушай» «Истории покорителя мира» — труду персидского хрониста второй половины XIII в. Ала ад-Дина Ата-Малика Джувайни. Эта персоязычная хроника является ценнейшим нарративным первоисточником по истории нашей Родины и многих зарубежных стран и народов эпохи Чингиз-хана и его первых преемников. Более того, «Тарих-и джахангушай» — это история государств каракитаев, хорезмшахов, найманов, Уйгуристана и некоторых других государств и народов нашей страны и зарубежного Востока домонгольского периода. Сказанное определяет и значение «Истории покорителя мира» для историков нашей республики — это первоклассный источник по истории далекого прошлого Казахстана. Сведения «Тарих-и джахангушай» обладают особой ценностью, так как представляют собою в значительной мере свидетельство очевидца, посещавшего в XIII в. Поэтому хроника Джувайни имеет целый ряд преимуществ перед сочинениями других персоязычных историков, подобно Джувайни представляющих промонгольскую историографию.

В их число входят сочинения Вассафа [1], Рашид ад-Дина [2] и др. Сведения Джувайни по истории Южного Казахстана очень разнообразны. Мы находим у него многочисленные и важные известия по этнической, политической, экономической историй, истории культуры и т. Автор «Истории покорителя мира» рассказывает о различных племенах и народах, населявших Южный Казахстан до прихода монголов. Он говорит о кипчаках, каракитаях, найманах, карлуках, кереитах, канглы и др. Внимательное изучение данных Джувайни позволяет уточнить родоплеменной состав этих народов. Джувайни рисует очень сложную картину политической обстановки в Южном Казахстане. Он называет три основные силы, действовавшие в Казахстане перед монгольским нашествием: кипчаки в Центральном Казахстане, каракитаи в Южном Казахстане и государство хорезмшахов. Джувайни сообщает о значительном количестве городов, существовавших на территории Казахстана в домонгольское время.

Таковы сведения о Дженде, Кайалыке, Баласагуне и т. В «Тарих-и джахангушай» подробно рассказывается о завоевании монголами Казахстана, [108] преимущественно Южного. Джувайни шаг за шагом прослеживает отдельные этапы завоевания Казахстана, описывает военные действия и приемы монгольской дипломатии. Джувайни рассказывает о выделении Чингиз-ханом своим сыновьям улусов в составе Монгольской империи и, в связи с этим, о разделе территории Казахстана между улусами трех его старших сыновей. Чем старше был сын, тем дальше от Монголии находился его улус. Старшему сыну Джучи достались земли от Иртыша до Каспийского и Аральского морей, второму сыну Чагатаю — земли Семиречья, Угэдэю — земли Тарбагатая, а младшему Тули — собственно Монголия. В сочинении имеется немало ценных известий по истории Казахстана в составе этих улусов уже после смерти Чингиз-хана. Сочинение Джувайни имеет также огромное значение и для изучения таких проблем, как социально-экономические отношения, идеология, этнический состав населения Казахстана. Сочинение Джувайни было использовано Рашид ад-Дином, Вассафом и через посредство последних или непосредственно почти всеми последующими историками средневековья — персидскими, арабскими историками и историками, писавшими на тюркских языках.

Что нужно знать туристам Добраться до древнего города Отрар вы можете как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Туры выходного дня можно приобрести во многих турагенствах. К слову, попасть на территорию городища при государственном музее-заповеднике Отрар можно за символическую плату — цена билетов варьируется от 50 тенге для школьников до 200 для взрослых. Для представителей социально-уязвимых категорий населения вход бесплатный. Отдельно можно заказать услуги экскурсовода, стоимостью от 800 до 2000 тенге. Экскурсии проводятся как на казахском и русском, так и английском языках. Фото: Turkistan Tourism Center В целях создания туристского центра, отвечающего современным требованиям туристской отрасли, в 2019 году в окрестностях города Отрар был построен визит-центр. Первый этаж центра комплексного обслуживания туристов оборудован с целью создания комфортных условий для туристов. Предусмотрены зоны отдыха, детская площадка, коворкинг площадка и т.

Кроме того, к 1150-летию Абу Насра аль-Фараби был открыт зал Аль-Фараби, где были представлены научные и вещественные данные о личности.

По его словам, повезло, что на ЗАЭС пока не произошло масштабных аварий. При этом глава МАГАТЭ подчеркнул, что рано или поздно авария все-таки может произойти, что приведет к катастрофическим последствиям для жителей России , Украины , а также соседних государств.

Великая монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа

Там изготавливались керамические кувшины, двуручные горшки, игрушки, фигурки животных, свистки и прочие изделия небольших гончарных форм… Ученые доказали, что в Отраре несомненно существовала вполне развитая цивилизация. Об этом свидетельствуют и другие находки — чернильницы и куски самаркандской бумаги, исписанной арабской вязью. Незадолго до него город вошел в состав государства Хорезмшахов. В 1218 году Чингисхан отправил ко двору хорезмшаха Мухаммеда торговый караван. В Отраре караван был разграблен, а сопровождающие убиты. Из всей монгольской «делегации» удалось спастись только одному погонщику… Вдохновителем и организатором кровавой резни был наместник Отрара, кипчакский полководец Инальчик Кайрхан Гайир-хан.

Сей «демарш» был прямым вызовом всесильному «покорителю вселенной»… Оскорбленный правитель потребовал через посла жестокого наказания виновных и выдачи Кайрхана, однако Мухаммед, в ответ, приказал казнить монгольского посла… Вот так, если верить летописям, и началось противостояние… Осенью 1219 года монголы — во главе старшего сына Чигисхана Джучи — подошли к стенам Отрара. Город приготовился к обороне. Вот что об этом пишут в источниках: «Они монголы разбили свои палатки вокруг города. В распоряжении Кайрхана было 50 тысяч человек из пограничных войск и еще 10 тысяч под начальством Карача Ходжиба. Цитадель, внешние укрепления и городская стена были хорошо укреплены и собрано большое количество оружия для войска.

Кайрхан с его отрядом сделал все приготовления к битве вокруг города, расположил пехоту и кавалерию, а сам поднялся на стену. Когда он посмотрел вперед, то прикусил палец от удивления перед открывавшимся видом… Насколько он мог охватить взглядом равнину, вся она стала бурлящим морем бесчисленных толп и великолепных войск… Воздух был полон криков и шума создаваемого ржанием закованных в броню лошадей и ревом покрытых кольчугами мулов. Монгольская армия расположилась кругами вокруг крепости»… При таком положении дел гарнизон мог сопротивляться только пять месяцев. Тогда Карача спросил Кайрхана о возможности покориться и сдать город монголам. Но тот знал, что он сам был причиной этой беды, и знал, что монголы ни за что его не пощадят.

Значение титула Чингиз Чингис. Хингис — хан до сих пор точно не установлено. ПО мнению ряда востоковедов. Титул чингиз происходит от тюрксого слова тенгиз- море, океан; и композит чингиз- хан, соответственно, означает Океан- хан,т. На курултае знаменитый волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал: "Всевышний Господь повелел, чтобы призвание твое было: Чингис-хан, Царь царей и Государь государей.

Пусть будет твое прозвище "Чингис". Когда Темучин- Чингиз- хан, уверенный в том, что, покончив с царями меркитскими, кереитскими и найманскими, стал уже единодержавцем народов, заявил, я... Государство монголов было устроено по принципу военной организации, вся территория и население делилось на центр, правое крыло, левое крыло, в основе лежала десятичная система, была установлена строжайшая дисциплина и четкая организация. В своих отношениях с тюркскими народами Чингис-хан активно использовал дипломатию под лозунгом объединения всех кочевников Центральной Азии, их консолидации в единую империю. Нередко это приводило к заключению союзнических отношений, в том числе и сопровождавшихся династийными браками.

В период возвышения Чингис-хана его главными противниками были уйгуры, кереиты, найманы, меркиты. Вытесненные из окрестностей Байкала, а затем и берегов Иртыша группы меркитов и найманов, действовавшие сообща, были разбиты в 1209 году уйгурским идикутом при попытке пройти через его владения. В результате они разделились: меркиты подались к кыпчакам в теперешние казахские степи, а найманы во главе с Кучлуком направились в Семиречье во владения кара- китаев. Последствием этих событий стало то, что в 1211 году в Семиречье впервые появилось монгольское войско под предводительством Хубилай - нойона, одного из полководцев Чингиз- хана.

Водители останавливаются и помогают тем, кто неосторожно провалился в пучину. Однако руководство ДЧС ЮКО оказалось в курсе сложившейся ситуации и поясняет, что для спуска воды в нескольких местах была искусственно прорыта дамба, в результате залило близлежащие пастбища. Показать больше.

Например: Название нашей столицы менялось на протяжении многих лет: Целиноград-Акмола - Астана - Нур - султан с 20 марта 2019 года Работа с картинами сходства и различия Какую связь вы видите между этими картинами?

Почему сейчас этот город сильно изменился? По вашему мнению какие события повлияли на это? Давайте с ними познакомимся. Работа с текстом. Прочитайте текст на стр. КО: Оценивает вклад жителей Отрар в сохранении города. Вопросы по тексту: 1. Почему Кайрхан приказал убить торговцев?

На что повлияло в будущем это событие Отрарская катастрофа? Кому велел захватить Отрар Чингиз хан? Сколько время отряд Кайрхана оборонял города Отрар? Как можно оценить героизм народа Отрар? Дескриптор: 1. Правильно отвечают на 1 вопрос 2. Правильно отвечают на 2 вопрос 3. Правильно отвечают на 3 вопрос 4.

Отрарская катастрофа. За какие грехи вырезали монгольский караван

Отрарская катастрофа. Телеграм-канал @news_1tv. Один из самых громких и трагических эпизодов в истории Казахстана – Отрарская катастрофа, произошла в 1219 году. городище отрар, аль-фараби, история, раскопки, археология, туркестанская область, шелковый путь. Сегодня мы вспоминаем одну из самых страшных техногенных катастроф в истории человечества — аварию на Чернобыльской АЭС.

Что такое отрарская катастрофа

Презентация, доклад по истории Казахстана на тему Отрарская катастрофа. Отрарская катастрофа была вызвана цепью бедствий, начавшейся с неисправности в системе контроля пусковых блоков и закончившейся взрывом.
История Аральской Катастрофы Катастрофа стала грозным предупреждением человечеству об опасности неосторожного обращения с атомной энергией.
Отрарская трагедия – Кипчаки всего мира,отзовитесь!, пользователь И. Дархан | My World Groups Отрарская катастрофа краткое содержание | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Откройте свой Мир! Чингиз-хан направил к Отрару несколько туменов во главе со своими сыновьями Чагатаем и Угедеем.
"От стихии пострадают 260 тысяч человек". Какую опасность таит Шардаринское водохранилище Отрарская катастрофа. Added to timeline.

jan 1, 1218 - Отрарская катастрофа

крупный земледельческий регион, расположенный у Сырдарьинского спуска Арыса был оплотом кочевников, так как находился в предгорьях Каратау. Каир-хан (Кайыр-хан, Гайир-хан, перс. غایرخان‎), Кадир-хан (قادرخان) или Иналчук (اینالچق, Инал-хан, اینال خان) — правитель Отрара во времена монгольского нашествия, дядя. Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 22 апреля 1993 года. В 1219 г Отрар осадили и затем уничтожили войска Чингисхана.

Отрарская катастрофа: причины, последствия, предотвращение

Известная как Отрарская катастрофа, эта трагическая страница в истории Казахстана отмечена гибелью казахского правителя Хорезма Шаха и большого числа жителей города в результате завоевательского похода монгольского правителя Чингисхана. Статья: Один из самых громких и трагических эпизодов в истории Казахстана — Отрарская катастрофа, произошла в 1219 году. В то время Казахстан находился на пути завоевания империи Чингисхана, который планировал захватить все земли Центральной Азии и перейти к завоеванию новых территорий. Однако, его первый шаг не оправдал надежд, ибо казахстанский правитель Хорезма Шах сумел выдержать его нападение, хотя с большим трудом. Естественно, это не понравилось Чингисхану, и он решил наказать тех, кто сопротивлялся его завоевательской воле.

Здесь сошел не оползень, а мощнейший четырехкилометровый грязевой поток, который и залил площадь в два миллиона квадратных метров. Очень жидкая, подвижная грязь, растекаясь по Окулинской долине, смыла юго-восточную часть кишлака Окули-Боло и достигла центральной части кишлака Окули-Поен. В последний раз этот поток ворвался через 10 минут после взрыва, то есть скорость его распространения близка к пяти метрам в секунду. И это при уклоне местности всего в семь градусов! К счастью, люди успели уйти из Окули-Поен.

В это время в сельсовете дежурил Анвар Шайкарамов. Он вышел на улицу, и в тот момент словно по листу железа грохнули кувалдой, и пошли глухие удаляющиеся волны в сторону Душанбе. Такое же развитие основных событий — толчок, взрыв, факел и отключение электроэнергии — записал и Г. Бурцев в начале февраля. Тошмухамед Курбанов: «Мне 65 лет, я пережил не одно землетрясение. Под утро 23 января вся моя семья проснулась от подземного толчка и сильного звука. Меня стали спрашивать, что это могло быть. Я зажег спичку, чтобы узнать, землетрясение это или нет. Пламя поднялось кверху.

Электрическая лампочка висела спокойно, а при землетрясениях она всегда болталась». Абдурахим Кадыров, 50 лет, поселок Хисор: «23 января я проснулся очень рано, в половине пятого. Вышел на улицу и удивился, что совсем уже не хочу спать. И на душе какое-то беспокойство. Кстати, от этого тревожного чувства я и проснулся. Вернулся в дом, прилег, но не спалось. Добавлю, что везде на моей усадьбе обычно ночью горит свет. Вдруг все лампочки разом погасли! И так вдруг загрохотало, что стало страшно!

Казалось, все дома сейчас свалятся на меня! Был уверен, что упал большой самолет. Мы все выскочили, а тут услышали треск, будто ломалось что-то крупное и крепкое». Некоторые жители Окули-Боло и Окули-Поен в момент взрыва видели огонь. Омина Юлдашева из поселка Окули-Поен плохо говорит по-русски, и ее рассказ переводила Хадича Муминова: «Вышли из дома — поток грязи подходит уже. Перебежали поле. По каналу — огонь в двух местах. Первый — большой, как дом. Второй — возле дома Тухтасына Юсупова».

И все же эти внешние разнородные явления имеют одну причину, точнее, целый их единый комплекс, послуживший сложным пусковым механизмом. На протяжении длительного времени «подушка» уртабозских лёссовидных суглинков подпитывалась глубинными водами и стала совершенно непроницаемой для газов, поднимавшихся из недр. В январе 1989 года внутреннее давление газа стало приближаться к критическому. Кстати сказать, накануне извержения местные мальчишки видели трещины на вершине Первомайской горки. Подземный толчок 23 января привел к прорыву газов на поверхность. Мощный взрыв ударил снизу по пласту жидких суглинков, вспучил их, и верхние слои лёсса скатились по этой горячей «смазке» в долины. Естественно, внимание привлекли только те оползни, с которыми были, связаны человеческие жертвы. Однако для объяснения причин катастрофы надо было изучить оползни, сошедшие на правый берег реки Кафирниган, а также и те, что случились на восточном склоне плато Уртабоз, где не было орошения. Гидравлический удар, вызванный взрывом подземных газов, вспучил грунт и там, о чем свидетельствует перенос шоссейного асфальта.

В других местах жидкая грязь из глубинного очага хлынула на поверхность через несколько кратеров. Ее изверглось шесть миллионов кубометров — черной и пахнущей тленом. Таким образом, гиссарская катастрофа представляет собой сложное явление, которое содержало в себе и сейсмический толчок, и грязевулканическое извержение, и развитие мощных оползней. Наиболее важная из этих трех составных частей оказалась скрытой от глаз исследователей. Возвращаюсь в Душанбе другой дорогой, через Айни. Те же цветущие сады, те же адыры. Но воображение уже не рисует девятиэтажек на холмах. Ведь грязевые вулканы, как правило, не располагаются поодиночке, а выстраиваются в цепочки. Кстати, западнее плато Уртабоз Илякский разлом проходит еще через два адыра, но гораздо меньшего размера.

Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 22 октября 2023, 18:26 Ситуацию в Палестине уже признали гуманитарной катастрофой Весь день приходили сообщения о новых обстрелах. Израиль атаковал аэропорты Дамаска и Алеппо в Сирии. И объекты «Хезболлы» в ответ на удары по территориям на границе с Ливаном.

Продолжаются обстрелы сектора Газа.

В ходе этой операции монголы уничтожили не только Хорезма Шаха, но и более 500 тысяч жителей города, включая женщин, детей и стариков. Монголы сжегли город, снесли каменные строения и установили свою власть на этих землях. Для Казахстана Отрарская катастрофа стала настоящим испытанием. Этот трагический эпизод привел к разрушению городской инфраструктуры и особым трагедиям людских судеб. Тем не менее, жители Казахстана не сдались и продолжили свою борьбу против монгольских завоевателей, которая продолжалась несколько столетий.

В Агрызе почтили память ликвидаторов Чернобыльской катастрофы

Оборона Отрара держалась исключительно на действиях войск хорезмшаха, часть отрарцев была на стороне Чингисхана. КАТАСТРОФА После болгарского удара в спину – разгрома акациров – положение гуннов стало безнадежным. Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 22 апреля 1993 года. Отрарская катастрофа. Added to timeline. Каир-хан (Кайыр-хан, Гайир-хан, перс. غایرخان‎), Кадир-хан (قادرخان) или Иналчук (اینالچق, Инал-хан, اینال خان) — правитель Отрара во времена монгольского нашествия, дядя.

jan 1, 1218 - Отрарская катастрофа

Правильно отвечают на 1 вопрос 2. Правильно отвечают на 2 вопрос 3. Правильно отвечают на 3 вопрос 4. Правильно отвечают на 4 вопрос 5. Правильно отвечают на 5 вопрос 6. Соотнесите исторические личности 1. Кайрхан - Отрарский предатель 2. Чингизхан - Отрарский эмир 3. Или стр. Указывает местоположение города Отрар 2. Указывает местоположение города Баласагун 3.

Указывает местоположение города Сыгнак 4. Указывает местоположение города Ашнас 5. Указывает местоположение города Барчынлыгкент 6. Указывает местоположение города Коялык 7. Указывает местоположение города Дженд 8. Указывает местоположение города Узгенд 9.

Мухаммед не знал боевые возможности монгольских войск и применение теми разнообразных метательных и осадных орудий, которые поступили на службу к монголам после войны с Китайским государством. У Каир-хана, 5 месяцев находившегося в осажденном городе, осталось всего 20 тысяч воинов. В войне, продолжавшейся уже 7 месяцев, наравне с основным войском сражались даже старики и дети. Жители голодали 2 месяца. Враги подожгли город и перебили всех жителей. Каир-хана же, решившего убить себя, Чингисхан распорядился доставить живым. Когда Каир-хана доставили в Бухару к Чингисхану, «Сотрясатель Вселенной» спросил у правителя Отрара : «Это ты убил моего посла и разграбил мой караван? А ты монгольский хан много горя и слёз принес людям. Его кровожадную душу не примет ни земля, ни небо, а кости будут съедены червями». Тогда, по преданию, разъяренный столь длительным сопротивлением и столь дерзким ответом Чингисхан приказал залить Каир-хану в глотку и на лицо расплавленное серебро. Каир-хан стал персонажем романа Исая Калашникова « Жестокий век » 1978. Он действует в ряде фильмов: Тайны древности. Часть 2.

Последствия Отрарская катастрофа оказала серьезное влияние не только на окружающую среду, но и на здоровье людей, а также на социально-экономическое развитие региона. Ниже представлены основные последствия данного происшествия: Загрязнение атмосферы После взрыва и пожара в результате химического сгорания высокотоксичных веществ в атмосферу попала большая концентрация опасных химических веществ. Это привело к серьезному загрязнению воздуха, снижению его качества и угрозе для здоровья людей, населяющих регион. Санитарные и экологические проблемы Повреждению подверглись земля, водные ресурсы, растительный и животный мир. Это привело к нарушению экосистемы, снижению биоразнообразия и потенциальному отравлению пресноводных и морских организмов, включая рыбу и других водных обитателей. Угроза здоровью населения Выпуск опасных химических веществ в атмосферу и окружающую среду вызвал серьезное отравление, что стало причиной множества заболеваний и проблем со здоровьем людей, населяющих близлежащие территории. Возникли проблемы дыхательной системы, кожных заболеваний и другие заболевания, связанные с поступлением вредных веществ в организм человека. Экономические потери Отрарская катастрофа существенно повлияла на экономику региона. В результате происшествия многие предприятия были вынуждены приостановить свою деятельность, что привело к значительным экономическим потерям. Большое количество людей осталось без работы, возникли проблемы с поставками товаров и услуг, а также сельскохозяйственного производства. Социальные последствия Катастрофа оказала серьезное воздействие на жизнь и благополучие людей в регионе.

Их населяли кельтеминарцы, занимавшиеся охотой и рыболовством, но еще не знакомые с земледелием. Цикл освоения и запустения оазиса Джанбас-Кала начался значительно позже Джейтуна и повторялся неоднократно на протяжении тысячелетий. Судя по сохранившимся следам наводнений, такая «мерцающая» история жизни в Приаралье отражает существенные изменения природных условий. Пока трудно судить, были они вызваны колебаниями климата или же просто миграциями дельтовых потоков. Однако в любом случае тезис о том, что осушение или обводнение Приаралья в прошлом не имело значительного влияния на развитие культуры, выглядит как натяжка. Это особенно хорошо видно на примере Узбоя. И вот уже почти 300 лет, как ее не удается решить до конца. Тысячекилометровое сухое русло между Аралом и Каспием... Развалины прекрасных замков и городов, заброшенные каналы и поля. Величественное зрелище упадка древних цивилизаций. Первая реакция европейских ученых, столкнувшихся с замечательно сохранившимся в песках руслом, была вполне закономерной. Раньше на берегах полноводной реки кипела жизнь — полагали они, — но потом вода ушла из- за иссушения климата, и цивилизация погибла. К тому же в книгах древних путешественников рассказывалось о том, что некогда этот край был заселен так плотно, что кошка, прыгая с крыши на крышу, могла пересечь всю страну. Есть и другая, более романтическая версия. Она говорит о соловье, перелетающем с ветки на ветку в цветущих садах. Такой мифологический отпечаток в понимании климата Средней Азии в неявной форме присутствует и в дискуссиях о современной судьбе Арала. В самом деле, если регион все равно подвержен усыханию, стоит ли горевать о гибели моря, которое так или иначе обречено? Именно с таким подтекстом часто цитируются слова А. Воейкова о том, что Аральское море является «ошибкой природы». Так неужели и вправду лучшие времена Средней Азии, когда воды было вдоволь, остались в прошлом? Блуждая между величественными развалинами древности и восхищаясь былым расцветом, мы часто забываем, что один город был построен в эпоху античности, другой во время иранского нашествия, а третий в позднем средневековье. Академик В. Бартольд глубоко прав, когда говорит о разновозрастности признаков среднеазиатской культуры. Баснословной кошке пришлось бы прыгать не только через километры пространства, но и через столетия времени. Древняя культура Востока высока, кто спорит. Но миндальных садов от Арала до Афганистана с неутомимыми соловьями, повторяющими путь Афанасия Никитина или Марко Поло, здесь никогда не было. За это можно поручиться. Были всплески и спады цивилизации, были изобильные оазисы и огромные пустыни между ними. Культура распространялась медленно, со спазмами, нередко попадая на рельсы попятного хода. Для нас важно выяснить, совпадают ли периоды обводнения или осушения древнего русла Узбоя с этапами развития цивилизации. Прежде всего напомним, что, вопреки распространенному заблуждению, Узбой отнюдь не соединяет напрямую одно море с другим. Он берет начало из Сарыкамышского озера, которое лежит примерно на полпути между ними. Выход из Сарыкамыша контролируется порогом стока с абсолютной отметкой около 56 метров. Значит, для того чтобы вода потекла по Узбою, озеро должно было подняться до этой высоты. Связь между Аралом и Сарыкамышем тоже не однозначна. Они разделены выступом Устюрта и широким валом дельтовых осадков, намытых Амударьей. Благодаря тысячелетнему накоплению глины и ила Амударья здесь течет как бы по подушке собственных наносов, возвышаясь над расположенными слева Сарыкамышской и справа Аральской впадинами. Из- за этого река обладает опасной способностью резко менять направление течения, внезапно «сваливаясь» со своего пьедестала то в западном, то в восточном направлении. Несомненно, ее скверный характер в прошлом неоднократно провоцировался деятельностью земледельцев. Своими каналами и плотинами они теснили воду и открывали ей новые направления стока. Так, около 150 лет назад каракалпак по имени Куваныш прокопал к дельтовому рукаву Амударьи арык, чтобы оросить свои земли. Но за счет русловых накоплений дно рукава, как оказалось, поднялось выше владений Куваныша. Как только береговой вал был прорезан землекопами, масса воды устремилась в открывшуюся брешь и, бросив прежнее русло, сформировала новый стокилометровый рукав — Куваныш-джарму Такие скачки, по мнению крупнейшего знатока проблемы, доктора географических наук А. Кесь, приводили к поочередному заполнению водой то Аральской, то Сарыкамышской впадины. В первую половину послеледникового времени в низовьях Аму- дарьи преобладало западное направление стока, к Каспию. Это подтверждается стоянками неолитического времени кельтеминарская культура в Присарыкамышской дельте, у берегов озера и вдоль Узбоя. Расцвет неолита совпадает с так называемым климатическим оптимумом послеледниковья — временем более теплого и влажного, чем ныне, климата, а закат — с ухудшением климатических условий. Интересно, что и в истории человека период перехода от неолита к бронзе фиксируется как смутное время кровавых распрей и войн. В бронзовом веке география поселений в Приаралье дает картину, зеркально противоположную прежней. Теперь археологические памятники обильны на правобережье Амударьи, в непосредственной близости от Арала, а берега Сарыкамыша и Узбоя, на удивление, пустынны. Ушла вода? Возможно, Амударья повернула направо. Не исключено, что сказалось глобальное иссушение климата, которое на этом рубеже отмечается всюду в Северном полушарии. Есть и третий вариант объяснения: рост поливного земледелия и использование более эффективных бронзовых орудий резко увеличили потребление воды и Узбою перестало ее хватать. В любом случае кризис культуры совпал с кризисом экологии. Возможно, был достигнут предел, который природа поставила человеку, вооруженному деревянной сохой и каменным топором. Он перешел к металлу, и предел вновь отодвинулся. Эпоха античности примерно с 2,5 тысячи лет назад радует несколько большей определенностью. К нашим услугам письменные свидетельства Геродота, Полибия. Плиния, Страбона, Плутарха и Птолемея, которые хором говорят, что Амударья Окс, по их терминологии впадает в Каспийское Гирканское море. Очевидно, Узбой вновь функционирует. Судя по расположению археологических памятников, Приаральская дельта была обильно обводнена и уровень моря стоял высоко. Это хорошо совпадает с данными глобальной летописи климата, где античность сопоставляется с периодом некоторого похолодания и увлажнения. Низовья Амударьи в ту пору все еще оставались окраиной цивилизованного мира. Но именно античность стала эпохой зарождения новой государственности ахеменидов, которая опиралась на высокую культуру орошаемого земледелия. Эта культура как бы по наследству переходит к Кушанскому царству и достигает пика в первые века новой эры. Интересно, что в кушанское время упоминания об Узбое исчезают из письменных источников. Памятников материальной культуры, которые позволили бы говорить о заселенности долины или берегов Сарыкамыша, явно недостаточно. Некоторые специалисты считают, что именно на этой стадии человек стал решающим фактором перераспределения водных ресурсов Амударьи. Вероятно, оттеснение кушанскими ирригаторами воды на восток для орошения новых дельтовых земель привело к иссыханию Узбоя и обводнению Арала. С этих пор уже не столько человек зависит от прихотей водного режима реки, сколько река зависит от человека. Интересные свидетельства об истории самого начала новой эры дошли до нас благодаря добросовестному труду отца Иакинфа Бичурина и затем академика В. Китайский посол Чжан-Кань в 138 году новой эры посетил Фергану и записал рассказы о стране Янь-Цай, которая находится далеко к северо-западу и «...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий