Люди, отдаленно знакомые с историей, при упоминании термина «экологическая катастрофа» приведут первую возникшую ассоциацию – Чернобыль. Это событие в историй получило название «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии.
Почему войска Чингиз хана не могли захватить город Отрар в течение шести месяцев?
Агрыз" Ильнар Гиззатуллин: - Чернобыльская катастрофа без преувеличения, это ярчайший пример самопожертвования и мужества в истории человечества. Эти герои сделали всё от них зависящее, чтобы защитить нас от последствий этой катастрофы. Теперь наш долг сделать всё возможное, чтобы сохранить память о героях-чернобыльцах, которые ценной собственной жизни и здоровья спасли миллионы людей, - сказал Ильнар Багданурович.
Город стойко держался 2 месяца. Чингисхан, не считая нужным держать все войско вокруг Отрара, отправил часть армии во главе с Джучи на захват присырдарьинских городов. Вскоре были взяты Самарканд и Бухара. Чагатаю и Угэдэю удалось найти подземную дорогу, ведущую к источнику воды и перекрыть ее, таким образом оставив без воды Отрар. Вскоре в городе закончились и запасы продовольствия. Не выдержав голода, часть войск 10 тысяч человек , во главе с Каража Кажып перешли на сторону монголов, а Мухаммед, имевший 400-тысячное войско, не спешил на помощь. У Каир-хана, 5 месяцев находившегося в осажденном городе, осталось всего 20 тысяч воинов.
Эти герои сделали всё от них зависящее, чтобы защитить нас от последствий этой катастрофы. Теперь наш долг сделать всё возможное, чтобы сохранить память о героях-чернобыльцах, которые ценной собственной жизни и здоровья спасли миллионы людей, - сказал Ильнар Багданурович. Участники мероприятия минутой молчания почтили память погибших чернобыльцев и возложили цветы к стеле землякам — участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Затем выступили из степи Кулан-Баши, шли медленно от стоянки к стоянке, пока не достигли Иртыша. Там они провели лето 1224 г. Воздавая долг их верности, мужеству и отваге, устроил курултай с пирами. Осенью того же 1224 г. Чингиз-хан возвращался из западного похода в свод Монголию триумфатором, будучи в то же время в глубокую скорбь. Дело в том, что сравнительно ему стало ведомо, что он, повелитель мира, властелин вселенной, перед смертью — обыкновенный, рядовой человек. А поведал ему об этом китайский философ-отшельник Чан-чунь. Мы все, живые, явились в этот мир, чтобы уйти в небытие навсегда. Эта грустная истина, и она стара как мир. Однако в каждую эпоху находились люди, которые верил в вечную жизнь, и желали себе бессмертия. Чингиз-хан был из их числа. Небо — вечно, Земля — вечна, время — вечно, а люди смертны. Чингиз-хан не желал принимать мир таким, какой он есть. Он уверовал в свою исключительность и ожидал, что однажды, что вот-вот Тэнгри ниспошлет ему вечность, и вот случилось так, что как-то раз очевидно, во время пребывания Чингиз-хана в Китае ему доложили об основах даосизма — одном из направлений древнекитайской философии, суть учения которого — поиски вечного счастья, достигаемого десятью добродетелями. Чингиз-хан буквально понял даосское учение о вечном счастье и еще летом 1219 г. Но в начале осени Чингиз-хан отправился со своими ордами покорять западные страны, так что Чан-чуню пришлось совершить долгое путешествие от Китая через Монголию, Уйгурию, Кульджинский край, Семиречье я Мавераннахр до Гиндукуша. Встреча монгольского хана и китайского отшельника, намеченная на осень 1219 г. Описание удивительного путешествия Чан-чуня, сделанное одним из его спутников-учеников дошло до нас. Русскоязычному читателю доступно в переводе Кафарова Архимандрита Палладия. Нижеследующий диалог взят из этого перевода. Чан-чунъ со своими спутниками-учениками наконец-то прибыл в ханскую ставку, находившуюся то время в четырех днях пути от места переправы через Аму-Дарью; устроился, затем отправился на аудиенцию. Чингиз-хан пригласил его сесть и приказал слугам подать ему кушанье; потом, через переводчика, спросил его: «Святой муж! Чингиз-хан ничем не проявил своего разочарования и только похвалил учителя за чистосердечие и прямоту. Он приказал приготовить две юрты для его помещения, на востоке от ханской. Затем три раза 20, 24 и 28 сентября 1222 г. Чингиз-хан слушал наставления Чан-чуня и приказал записать его речи. Во время всех бесед Чан-чуня с Чингиз-ханом переводчиком служил Ахай, который происходил из каракитаев и был в то время наместником Самарканда. Наступает осень 1224 г. Чингиз-хан возвращается в Монголию, примирившись с открывшейся ему печальной истиной, что нет средств достичь бессмертия и что единственная форма долгой жизни — старость. Ему 69 — четвертый возраст, осень жизни. Он покидает Дешт-и-Кипчак и едет на восток, чтобы там, в глубине Азии, найти свой конец. Сыновья его возвращаются вместе со своим отцом, кроме Джучи, своенравного первенца, который остается в полюбившихся ему Кипчакских степях, чтобы заняться заботами правления. Все три царевича: Джучи, Чагатай и Угедей, в качестве наместников отца осуществляли свою власть в местностях, составлявших их уделы, строя дороги, возводя мосты и подавляя то и дело, вспыхивающие мятежи. Уделы должны были служить для них только источником дохода и оставаться подчиненными главе империи. Но положение постепенно менялось. Обширность монгольской державы, удаленность от общеимперского центра на Орхоне вели к тому, что действительной властью была только власть на местах. Династийное начало удельной системы возбуждало у улусных Чингизидов, в распоряжении которых находилась значительная военная сила, стремление сделать свою династию полностью самостоятельной, а улус — независимым владением. С притязанием на государство, независимое от центра империи, первым открыто выступил Джучи, что явилось причиной столкновения между отцом и сыном. Джузджани в своем «Табакат-и Насири», написанном в 1260 г. Джучи настолько полюбил Кипчак, что решил избавить эту страну от разорения. Мой отец, Чингиз-хан, потерял рассудок, сказал он своим приближенным, так как он губит столько земель и изводит столько народу; потому он, Джучи, хочет убить Чингиз-хана во время охоты. Чагатай, узнав об этом коварном плане, рассказал отцу, который велел тайно отравить Джучи. Чингиз-хан, пишет он, поручил Джучи покорить «северные страны, как-то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дешт-и Кипчак и другие области тех краев». Сын не исполнил поручения отца. Чингиз-хан крайне рассердился и вызвал сына в свою орду ставку. Тот ответил, что его постигла кручина болезни, и он не может отправиться в Монголию. Между тем, один монгол из племени мангыт, прибывший из западных границ империи, рассказал, что видел Джучи на охоте у «одной горы». Через 6 месяцев после смерти Джучи, пишет автор «Шаджарат ал-атрак», Чингиз-хан также распростился с жизнью. Судьба кипчаков К 30-м годам XI века они стали хозяевами всей степи от Иртыша до Волги и в последующие десятилетия начали осваивать Восточноевропейские степи. Под 1055г. Ипатьевская летопись сообщает о первом появлении кипчаков у границ Переяславского княжества. Новых пришельцев русские назвали половцами, что означает половые, светлые, желтые. К середине XII века определились границы собственно половецкой земли. О них под 1152 г. Первоначально они заняли районы среднего и нижнего течения Северского Донца, Нижнего Дона и Приазовья. Именно здесь локализуются наиболее ранние каменные изваяния, которые кипчаки устанавливали в честь умерших предков. Отсюда они стали расселяться по территории Восточноевропейских степей. В середине XI века кипчаки появились в Предкавказских степях.
Какова причина отрарской катастрофы?
Изменение природных условий и климата. В период до происшествия произошли значительные изменения в природной среде, такие как засуха и сильные ветры, что усугубило последствия катастрофы. Все эти факторы в совокупности привели к трагическому и масштабному загрязнению окружающей среды, что повлекло за собой серьезные экологические проблемы и последствия для здоровья окружающих регионов. Последствия Отрарской катастрофы Смерть и ранения людей: в результате катастрофы погибли сотни человек, а ещё большое количество получило ранения различной степени тяжести. Потеря жилья: множество домов были повреждены или полностью разрушены, что привело к вынужденной эвакуации жителей. Экономические потери: Отрарская катастрофа повлекла за собой огромные экономические потери, так как множество предприятий и инфраструктуры были повреждены или полностью разрушены. Уничтожение природы: катастрофа привела к значительному разливу нефти, что оказало негативное воздействие на окружающую среду, включая реки, почву и растительность, что повлекло за собой смерть множества животных и растений. Влияние на здоровье: утечка нефти и других химических веществ негативно влияла на здоровье людей, животных и растений. Загрязнение воздуха и воды привело к возникновению различных заболеваний и экологических проблем. Социальное воздействие: катастрофа оказала серьезное влияние на местные сообщества.
Через некоторое время Мухаммед получил от Чингисхана письмо, в котором тот потребовал, чтобы Хорезмшах привел в ставку монгольского хана виновных в смерти монгольских купцов, и дал понять, что если это требование не будет выполнено, начнется война. Мухаммед, считая, что Каир-хан сам в состоянии справиться с монголами, никак не отреагировал на это требование. Нападение монголов и осада Отрара В сентябре 1219 монгольское войско, состоявшее из 150 тысяч человек, подошло к Отрару. Осадой города занялись Чагатай, Угэдэй, Субэдэй и другие военачальники. Каир-хан с 50-тысячным войском занялся обороной города.
Город стойко держался 2 месяца. Чингисхан, не считая нужным держать все войско вокруг Отрара, отправил часть армии во главе с Джучи на захват присырдарьинских городов. Вскоре были взяты Самарканд и Бухара. Чагатаю и Угэдэю удалось найти подземную дорогу, ведущую к источнику воды, и перекрыть её, таким образом оставив без воды Отрар. Вскоре в городе закончились и запасы продовольствия.
Не выдержав голода, часть войск 10 тысяч человек во главе с Каража Кажып перешли на сторону монголов, а Мухаммед, имевший 400-тысячное войско, не спешил на помощь. У Каир-хана, 5 месяцев находившегося в осажденном городе, осталось всего 20 тысяч воинов. В войне, продолжавшейся уже 7 месяцев, наравне с основным войском сражались даже старики и дети.
В рабаде Отрара, у ворот в центральную часть города, обнаружили общественную баню. Температура, влажность или сухость воздуха в разных помещениях бани регулировались сложной системой теплопроводов, вентиляционных отсеков, обогревателей и охладителей. Кстати, отрарская и туркестанская бани — абсолютные аналоги! Именно они и послужили моделью восточной бани в известном оздоровительном комплексе «Арасан» в Алматы… В рабаде также были найдены более десятка производственных мастерских, объединенных с жилыми помещениями. Там изготавливались керамические кувшины, двуручные горшки, игрушки, фигурки животных, свистки и прочие изделия небольших гончарных форм… Ученые доказали, что в Отраре несомненно существовала вполне развитая цивилизация.
Об этом свидетельствуют и другие находки — чернильницы и куски самаркандской бумаги, исписанной арабской вязью. Незадолго до него город вошел в состав государства Хорезмшахов. В 1218 году Чингисхан отправил ко двору хорезмшаха Мухаммеда торговый караван. В Отраре караван был разграблен, а сопровождающие убиты. Из всей монгольской «делегации» удалось спастись только одному погонщику… Вдохновителем и организатором кровавой резни был наместник Отрара, кипчакский полководец Инальчик Кайрхан Гайир-хан. Сей «демарш» был прямым вызовом всесильному «покорителю вселенной»… Оскорбленный правитель потребовал через посла жестокого наказания виновных и выдачи Кайрхана, однако Мухаммед, в ответ, приказал казнить монгольского посла… Вот так, если верить летописям, и началось противостояние… Осенью 1219 года монголы — во главе старшего сына Чигисхана Джучи — подошли к стенам Отрара. Город приготовился к обороне. Вот что об этом пишут в источниках: «Они монголы разбили свои палатки вокруг города.
В распоряжении Кайрхана было 50 тысяч человек из пограничных войск и еще 10 тысяч под начальством Карача Ходжиба. Цитадель, внешние укрепления и городская стена были хорошо укреплены и собрано большое количество оружия для войска. Кайрхан с его отрядом сделал все приготовления к битве вокруг города, расположил пехоту и кавалерию, а сам поднялся на стену.
Затем три раза 20, 24 и 28 сентября 1222 г. Чингиз-хан слушал наставления Чан-чуня и приказал записать его речи.
Во время всех бесед Чан-чуня с Чингиз-ханом переводчиком служил Ахай, который происходил из каракитаев и был в то время наместником Самарканда. Наступает осень 1224 г. Чингиз-хан возвращается в Монголию, примирившись с открывшейся ему печальной истиной, что нет средств достичь бессмертия и что единственная форма долгой жизни — старость. Ему 69 — четвертый возраст, осень жизни. Он покидает Дешт-и-Кипчак и едет на восток, чтобы там, в глубине Азии, найти свой конец.
Сыновья его возвращаются вместе со своим отцом, кроме Джучи, своенравного первенца, который остается в полюбившихся ему Кипчакских степях, чтобы заняться заботами правления. Все три царевича: Джучи, Чагатай и Угедей, в качестве наместников отца осуществляли свою власть в местностях, составлявших их уделы, строя дороги, возводя мосты и подавляя то и дело, вспыхивающие мятежи. Уделы должны были служить для них только источником дохода и оставаться подчиненными главе империи. Но положение постепенно менялось. Обширность монгольской державы, удаленность от общеимперского центра на Орхоне вели к тому, что действительной властью была только власть на местах.
Династийное начало удельной системы возбуждало у улусных Чингизидов, в распоряжении которых находилась значительная военная сила, стремление сделать свою династию полностью самостоятельной, а улус — независимым владением. С притязанием на государство, независимое от центра империи, первым открыто выступил Джучи, что явилось причиной столкновения между отцом и сыном. Джузджани в своем «Табакат-и Насири», написанном в 1260 г. Джучи настолько полюбил Кипчак, что решил избавить эту страну от разорения. Мой отец, Чингиз-хан, потерял рассудок, сказал он своим приближенным, так как он губит столько земель и изводит столько народу; потому он, Джучи, хочет убить Чингиз-хана во время охоты.
Чагатай, узнав об этом коварном плане, рассказал отцу, который велел тайно отравить Джучи. Чингиз-хан, пишет он, поручил Джучи покорить «северные страны, как-то: Келар, Башгирд, Урус, Черкес, Дешт-и Кипчак и другие области тех краев». Сын не исполнил поручения отца. Чингиз-хан крайне рассердился и вызвал сына в свою орду ставку. Тот ответил, что его постигла кручина болезни, и он не может отправиться в Монголию.
Между тем, один монгол из племени мангыт, прибывший из западных границ империи, рассказал, что видел Джучи на охоте у «одной горы». Через 6 месяцев после смерти Джучи, пишет автор «Шаджарат ал-атрак», Чингиз-хан также распростился с жизнью. Судьба кипчаков К 30-м годам XI века они стали хозяевами всей степи от Иртыша до Волги и в последующие десятилетия начали осваивать Восточноевропейские степи. Под 1055г. Ипатьевская летопись сообщает о первом появлении кипчаков у границ Переяславского княжества.
Новых пришельцев русские назвали половцами, что означает половые, светлые, желтые. К середине XII века определились границы собственно половецкой земли. О них под 1152 г. Первоначально они заняли районы среднего и нижнего течения Северского Донца, Нижнего Дона и Приазовья. Именно здесь локализуются наиболее ранние каменные изваяния, которые кипчаки устанавливали в честь умерших предков.
Отсюда они стали расселяться по территории Восточноевропейских степей. В середине XI века кипчаки появились в Предкавказских степях. По сведениям закавказских источников, кипчаки, изгнав из Прикубанья и Ставрополя печенегов, стали играть там активную политическую роль. Кипчаки постепенно проникают в Центральное Предкавказье. На реке Сунже находилась ставка кипчакских ханов.
Известны также «дербентские кипчаки», обитавшие на территории Дагестана. Северокавказские владения половцев были одной из важнейших составных частей «Дешт-и- Кипчака». Появившись в восточноевропейских степях, новые пришельцы неоднократно нарушали границы Руси и опустошали ее земли. Будучи на первой стадии кочевания, кипчаки проявляли особую агрессивность. Их набеги в основном были удачны, а сами они, еще не имея традиционных маршрутов кочевания, оставались неуловимыми для дружин русских князей.
Лишь в самом начале XII века, когда обстановка в степях несколько стабилизировалась, русские стали совершать походы вглубь половецкого поля. В это время в южнорусских степях стали формироваться две кипчакские группировки: приднепровская и донская. После этого кипчаки были побиты войсками русских князей , а потом активно участвовали только в междоусобных войнах русских князей. До второй половины XII вв. Наиболее сильными из них являлись Приднепровское и Донское.
Приднепровское объединение консолидировалось с Лукоморскими половцами, обитавшими на западном берегу Азовского моря, а Донское — с Приморскими, кочевавшими у Таганрогского залива. Таким образом, в южнорусских степях образовались два союза племен, по территории равные наиболее крупным русским княжествам и западным королевствам. Донские половцы объединились под властью сына Отрака — Кончака, который в дальнейшем претендовал на власть над всеми южнорусскими степями. Усилившись, кипчаки стали препятствовать походу караванов на Русь по торговому пути «Из Варяг в Греки», по «Соляному» и «Залозному» путям. Вновь начались их набеги на Русь.
В ответ на это русские организовали серию походов в степь. Наиболее известен поход 1184 года, когда русские дружины победили половцев и взяли в плен хана Кобяка. Длительную борьбу русские князья вели и против Донского объединения Кончака. Одним из эпизодов этой борьбы был неудачный поход 1185 года князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Однако к середине 90-х годов XII века всплеск внешней активности половцев прекращается, и в дальнейшем они участвуют лишь в междоусобицах русских князей в качестве наемников.
Кипчаки занимались кочевым скотоводством.
Отрарская катастрофа: трагическая страница в истории Казахстана
Указанное событие вошло в мировую историю под названием «Отрарская катастрофа» и послужило поводом для начала похода Чингисхана на Запад. осада Отрара, произошедшая в период с декабря 1219 по февраль 1220 года во время монгольского завоевания Хорезмийской империи в Отраре. Второе важное событие – это Отрарская катастрофа, когда монголы пошли завоевывать страны Запада и Востока, Ирана, вплоть до Индии. биография, дата рождения. Аральское море, некогда четвертое на планете по величине озеро, сегодня представляет огромный интерес для экологов из-за стремительного иссушения. Что такое Аральское море и.
Великая монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа
Она произошла в 1219 году, когда войска чингизидов войска великого вождя Чингиз-хана вторглись в город Отраджау ныне Отрар, Казахстан. Были затронуты не только жители города, но и окружающие районы. Чингиз-хан имел непримиримую позицию в отношении города: «Если бы ты дошил до Китая, ты бы получил смерть» — заявил Чингиз-хан одному из своих военных. Таким образом, Отрар стал жертвой сурового фаталистического судьбоносного пророчества. Широкий размах: Отрарская катастрофа привела к разрушению города Отраджау. Город был укреплен и входил в состав Земли Эвли. Это был крупный торговый центр и культурный пункт на Великом Шелковом пути. Однако жители города не ожидали такого масштабного вторжения и не смогли защитить свою родину от монголо-татарских войск.
Массовое уничтожение: Впоследствии войска Чингиз-хана полностью разрушили город Отраджау и практически уничтожили всех его жителей. Это был не только военный поражение, но и массовое уничтожение с целью полного устранения возможной сопротивляющейся силы и жителей города.
Вот что писал придворный летописец монголов Джувейни в книге «История завоевателя мира»: «Каждый город и каждое село монголы по много раз грабили и убивали, и так продолжалось годами, и если до Судного дня деторождение и размножение будет продолжаться, то и десятой части того населения, что было, не восстановится». Они хорошо знали, что уничтожение кочевников — трудновыполнимая задача, в то время как истребить население городов и деревень — очень легко.
Неслучайно, французский историк Жан-Поль Ру называет их «легкой добычей для кочевников». Монголы после поголовного уничтожения местного населения поджигали или затопляли захваченные города. Как пишет историк Хондамир в «Таърихи Хабиб ус-Сияр», «в связи с тем, что большинство домов… было построено из древесины, уже в первый день пожара все они сгорели дотла». По свидетельству того же Хондамира, монголы в течение десяти дней разрушали Термез и сбрасывали все в Джейхун Амударью.
Или же трагедия Ургенча — столицы Хорезмшахов, которую монголы после захвата затопили в водах Амударьи. В постмонгольской литературе Мавераннахра и Хорасана существует немало легенд о том, что невообразимая боль и страдания мусульман отразились и на природе этого региона — реки меняли свои русла, а моря высыхали. Нашествие Чингисхана в Мавераннахр и Хорасан и произошедшая вслед за тем крупнейшая в истории человеческая трагедия в центре Азии — немыслимые страдания и гибель миллионов людей — породили немало легенд среди местных народов. Но факт остается фактом: академик Бартольд В.
Хафизи Абру, где отмечено, что уже в 820 г. Хорезмское Аральское море полностью высохло, а крупнейшие реки Средней Азии — река Худжанд Сырдарья и Джейхун Амударья — поменяли свои русла и впадали в Хазарское Каспийское море.
Ситуация на Ближнем Востоке резко обострилась после проникновения 7 октября 2023 года боевиков ХАМАС из сектора Газа на израильскую территорию, сопровождавшегося убийствами жителей приграничных населенных пунктов и захватом более 240 заложников. В ответ Израиль объявил о полной блокаде Газы и стал наносить ответные удары по ней и отдельным районам Ливана и Сирии, после чего начал наземную операцию в анклаве.
Столкновения происходят и на Западном берегу реки Иордан.
Они везли с собой дорогие ткани. Послов принимали с уважением, всячески оказывая почет. Мусульманам в то время ставили специальные шатры из белого войлока. Ответный визит монгольских послов в Хорезм пришлось ждать не долго. Чингиз-хан отправил своих представителей с богатыми дарами для султана. Особенно выделялся кусок золота из китайских гор, величиной с верблюжий горб, который везли в телеге, и другие слитки драгоценных металлов, нефрита, мускус, дорогие ткани, которые изготавливались из шерсти белых верблюдов, каждый кусок был стоимостью 50 динаров и больше. Послы передали хорезмшаху, что Чингиз-хан проявляет к нему уважение и считает его «наравне с самым дорогим из своих сыновей».
Публичный ответ послам от Мухаммеда неизвестен, но на следующий день он позвал к себе отдельно посла Махмуда, предложив тому стать его шпионом при дворе монгольского правителя. Махмуд, видимо, из страха согласился. К тому же он получил вознаграждение в виде драгоценного камня. Кроме того, хорезмшах Мухаммед возмутился тем, что Чингиз-хан называет его своим сыном, то есть ставит его в подчиненное положение вассала. Махмуд, чтобы успокоить собеседника, сообщил, что войска Чингиз-хана по численности намного уступают военным силам хорезмшаха. Эта ложь внушила хорезмшаху уверенность перед своим более могущественным соседом.
Монгольское нашествие
Премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе заявил, что сектору Газа грозит гуманитарная катастрофа, необходимы безопасные коридоры для доставки продовольствия и. Оборона Отрара держалась исключительно на действиях войск хорезмшаха, часть отрарцев была на стороне Чингисхана. Вопросы по тексту: 1. Дайте определение “Отрарская катастрофа” 2. Почему Кайрхан приказал убить торговцев?
Откройте свой Мир!
В 1219 г. Тумены под предводительством его сыновей Чагатая и Угедея осадили Отрар, а другое войско под командованием старшего сына Чингисхана Жошы Джучи ушло дальше для захвата городов в нижнем течении Сырдарьи. Сам Чингисхан с младшим сыном Тулуем с основными силами войск пошел на Бухару. Население Отрара сопротивлялось в течение 6 месяцев. Только из-за предательства хорезмского военачальника Караджа-Хажиба, присланного шахом Хорезма на помощь Отрару, открывшего ворота города монголам, он пал. Монголы жестоко расправлялись с горожанами. Также в течение трех месяцев оказывал сопротивление монголам город Сыгнак, а Ашнас — в течение 15 дней. В 1219—1220 гг. Монгольское нашествие стало величайшим бедствием для Казахстана. Города и поселения Жетысу и Южного Казахстана были опустошены. До сих пор неизвестно даже место расположения Баласагуна.
Произошел упадок оседлой и городской культуры. Была нарушена система землепользования. Были прерваны связи между странами. Был нарушен этнический состав населения и отброшено на многие годы формирование казахской народности. Нашествие сопровождалось массовым истреблением людей, разрушением производительных сил, уничтожением материальных и культурных ценностей. Завоеванные территории Чингисхан в 1227 году поделил между своими четырьмя сыновьями. Территория Казахстана полностью перешла в руки трех его сыновей. Эти земли стали называться улусами. На территории Казахстана к улусу Жоши относились восточная часть Дешт-и-Кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь Центральный, Северный и Западный Казахстан. Судя по некоторым источникам, центр улуса находился на берегу Иртыша, а по другим — у слияния рек Сарысу и Кенгир.
По всей вероятности, вторая версия ближе к истине, потому что захоронение Жошы Джучи находится в местности этого междуречья. Центром улуса являлся город Алмалык.
Пусть между нами будет твердый договор о дружбе и мире, и пусть купцы и караваны обеих сторон отправляются и возвращаются, и пусть дорогие изделия и обычные товары, которые есть в моей земле, перевозятся ими к тебе, а твои в таком же порядке пусть перевозятся ко мне! Бартольд, когда писал: «Едва ли Чингис-хан мечтал в то время о всемирном владычестве» [Бартольд. Туркестан, с.
Но этот договор походил на своеобразный «раздел мира», видимого и досягаемого для обоих. Это первое и важное свидетельство того, что Чингис после побед над Цзинь уже не думал ограничить свое государство пределами Монголии, а мыслил категориями стран света. Он считал себя «владыкой Востока», присваивая на Востоке все то, до чего только был способен добраться его воин на выносливом степном коне. В ответ на посольство хорезмшаха Чингис отправил к нему свое с богатыми дарами, в числе которых был кусок золота величиной с верблюжий горб его везли на отдельной телеге , нефрит, мускус, ткани из верблюжьей шерсти. Мухаммед принял послов в Бухаре.
Послы передали Мухаммеду, что Чингис-хан слышал о его победах, славе и могуществе, что он предлагает ему мирный договор и готов считать его «наравне с самым дорогим из своих сыновей», т. Чингис — отец, старший, сюзерен. В подтверждение этого предложения Чингис высказывал надежду, что и Мухаммеду известно о его победах в Китае, т. Не в тайне и для тебя, что я завладел Китаем и соседними странами тюрок, уже покорились мне их племена» [Буниятов, с. Что ответил хорезмшах послам Чингис-хана, неизвестно.
Но ночью он тайно призвал во дворец главу посольства Чин-гиса хорезмийца Махмуда. Махмуду было предложено стать соглядатаем при дворе Чингис-хана и был задан ряд вопросов: — Правду ли сказал мне Чингис-хан, заявляя, что он владыка Китая и что он захватил город Тамгадж. Так ли это на самом деле? Такое великое дело не может оставаться тайной, и скоро султан сам убедится в этом. Кто же он, этот проклятый, чтобы называть меня своим сыном?
Какое же у него войско? Поначалу Махмуд предостерег хорезмшаха — «скоро султан сам убедится в этом», но потом он, как говорят мусульманские авторы, «отказался от искренности» и дал хорезмшаху дезинформацию об армии Чингис-хана. Может быть, купец испугался и решил, что если скажет правду, то не выйдет из дворца хорезмшаха живым. Хорезмшах подарил ему драгоценный камень и просил помнить, что он хорезмиец. Договор был заключен, послы возвратились к Чингису, а ночные показания Махмуда, вольные или невольные, имели самые тяжкие последствия для его родины.
Петрушевский считал, что допрос Махмуда показал, что «хорезмшах не имел никакого понятия о действительном положении империи Чингис-хана, ни о его военных силах» [Петрушевский, с. Чингис же поддерживал тесные связи со среднеазиатскими купцами, в его орде имелись перебежчики из Средней Азии, и потому «нельзя представить себе, чтобы Чингис-хан от этих лиц не мог получить необходимой для него информации за год-два до начала войны» [там же]. Думается, что и хорезмшах имел кое-какие сведения и от посольства Беха ад-дина, и от других своих посольств и беглых из Китая и Монголии, от уйгуров и карлуков, от Кучлука, наконец. Не мог он поверить и в то, что Чингис с ничтожной армией завоевал Китай. Хитрый купец угадал тайное желание хорезмшаха и сказал ему то, что было приятно его сердцу.
Хорезмшах желал услышать неправду, и он ее услышал. В те годы мусульманские купцы держали в своих руках всю торговлю между Средней Азией и Ближним Востоком, с одной стороны, и Монголией и Китаем — с другой. Чингисхан отправил во владения хорезмшаха огромный торговый караван — 450 мусульманских купцов везли на 500 верблюдах товары Чингиса, награбленные в стране тангутов и государстве чжурчжэней: золото и серебро, китайские шелка, собольи и иные меха из Южной Сибири и северных областей Цзинь. В составе каравана помимо купцов были монголы, с караваном прибыл и посол Чингиса Ухуна. Официально прибывшие с караваном люди имели задание «отправиться в земли хорезмшаха, заняться там торговлей и приобрести редкие и ценные товары того края».
В послании, которое вез Ухуна, говорилось: «Купцы являются опорой страны. Это они привозят владыкам диковинки и драгоценности, и нет нужды препятствовать им в этом. Я, со своей стороны, не намерен мешать нашим купцам торговать с вами. Надо, чтобы мы оба действовали совместно ради процветания наших краев. Поэтому мы приказали, чтобы отныне между всеми странами на земле установился мир, чтобы купцы безбоязненно направлялись во все края.
Богатые и бедные будут жить в мире и благословлять Аллаха» [Буниятов, с. В послании был один изъян, который не могли не заметить в государстве хо-резмшаха, — Чингис «приказал», чтобы между всеми странами на земле установился мир. В послании Чингис-хан заявлял себя уже владыкой мира! Караван Чингиса прибыл на границу владений хорезмша-ха в город Отрар. О дальнейших событиях арабский историк Ибналь-Асир рассказывает следующее: «Пришли они купцы в один из тюркских городов, называемый Отраром и составлявший крайнее владение хорезмшаха, у которого там был наместник.
Когда к нему прибыл этот татарский отряд, то он наместник послал к хорезмшаху уведомить его об их прибытии и сообщить ему об имуществе, которое было при них. Хорезмшах прислал ему приказание убить их, отобрать имущество, находящееся при них, и прислать его к нему. Он наместник убил их и отослал, что при них было, а вещей было много. Когда посланное прибыло к хорезмшаху, то он разделил его между купцами Бухары и Самарканда и взял с них стоимость его розданного товара » [Ибналь-Асир, с. Есть и иные в деталях версии этого события.
Согласно им Мухаммед только приказал Хайдар-хан Иналу Иналчи-ку , наместнику Отрара, задержать купцов, а тот убил их уже по собственному почину, предварительно обвинив в шпионаже. Многие исследователи допускают, что сопровождавшим караван монголам было предписано разведать состояние дел в государстве хорезмшаха. Как бы то ни было, очевидно, что купцы и сопровождавшие караван монголы стали жертвой жадности и подозрительности наместника Отрара и самого хорезмшаха. Так, З. Буниятов прямо пишет, что «ответственность за это преступление лежит на главе государства, так как расправа над купцами противоречила общеизвестным в то время нормам взаимоотношений между владетельными лицами.
Кроме того, были убиты послы, которые находились под защитой общепринятых норм обычного права» [Буниятов, с. Только одному купцу есть версия — погонщику верблюдов удалось спастись и принести страшную весть Чингис-ха-ну. Скорее всего этот человек был оставлен в живых намеренно. Он должен был рассказать Чингис-хану, что стало с его шпионами, соглядатаями. Некупцов при караване, видимо, было немало.
Петрушевский, — и другое задание… этим заданием скорее всего могла быть военная разведка» [Петрушевский, с. По сведениям некоторых мусульманских авторов, люди Чингис-хана уже начали работать, они запугивали жителей Отрара «грядущим бедствием» [там же, с. Из сообщения Мухаммеда ибн Кайс Рази известно, что до нападения монголов на Хорезм по городам государства хорезмшаха ползли слухи о готовящемся нашествии, и эти слухи вызывали панику среди населения. Что было делать хорезмшаху? Допустить беспрепятственно деятельность таких людей или пресечь ее?
Он был настроен решительно, хотя и испытывал колебания. В трехсуточном сражении с Чжочи он потерял двадцать тысяч воинов, но поле битвы осталось за ним. Ан-Насави писал, что после битвы с Чжочи «душой султана овладел страх», так как он убедился сам в храбрости и военном мастерстве монголов. Но не будем забывать о том, что это было написано уже после того, как монголы завоевали владения хорезмшаха. И только позже стали ясны последствия резни в Отраре.
Джувейни тоже позднее писал: «За каждую каплю их купцов Чингиса крови там потекли целые реки, кажется, что в воздаяние за каждый волос с их голов сотни тысяч голов валялись в пыли на перекрестках дорог» [Джувейни, I, 80]. Наверное, и хорезмшах Мухаммед и Хайдар-хан Инал могли поступить иначе и не давать повода Чингис-хану для мести. Мы не знаем всех обстоятельств; ясно одно, что они знали об опасности, но думали, что у них достаточно сил, чтобы справиться с Чингис-ханом. Получив известие о гибели каравана в Отраре, Чингисхан послал посольство с запросом о случившемся во главе с Ибн Кафраджени Богра. Основным требованием Чингис-хана была выдача Хайдар-хана Инала.
Сохранилось две версии «послания» Чингис-хана хорезмшаху. По одной из них его посол передал: «Ты даровал подписанное твоей рукой обещание обеспечить безопасность купцов и не нападать ни на кого из них, но поступил вероломно и нарушил слово. Вероломство мерзко, а со стороны султана ислама еще более. И если ты утверждаешь, что совершенное Иналом сделано не по твоему повелению, то выдай мне Инала, чтобы мы наказали его за преступление и помешали кровопролитию. А в противном случае — война, в которой самые дорогие души станут дешевы и.
Это послание содержит два вопроса, на которые нет ответа. Получается, что был какой-то письменный договор между хорезмшахом и Чингис-ханом — «подписанное твоей рукой обещание». Мы о нем ничего не знаем. Кроме того, хорезмшах сразу после случившегося в Отраре послал людей с объяснениями. Он уверял, что происшедшее в Отраре было сделано не по его «повелению» — когда же эти люди могли прибыть к Чингису?
Вторая версия ас-Субки кажется более соответствующей обстоятельствам. Если это случилось не по твоей воле, тогда мы требуем кровь убитых и твоего наместника в Отраре, которого надобно доставить к нам в самом жалком виде, униженным и обесчещенным. Но если это сделано по твоей воле, тогда ответственность несешь ты, ибо я не исповедую твою религию и не одобряю этих действий. Ты принадлежишь к религии ислама, а ведь купцы эти тоже были твоей религии. Тогда как же расценивать этот приказ, который ты отдал?
Странно, что Чингис-хан простил хорезмшаху стычку войну! Ведь хорезмшах прямо заявил Чжочи, что сам Аллах велит ему сражаться с монголами. Говорят, что хорезмшах не мог выдать Инала, так как тот был его двоюродным братом со стороны матери и имел многочисленную знатную и влиятельную родню. Возможно, это и так. Но зачем было хорезмшаху выдавать Инала, если он знал, что война неминуема, готовился плохо или хорошо к ней и решился воевать тогда, когда не захотел стать «сыном» Чингис-хана, уже полагавшего себя владыкой вселенной, и скрестил оружие с его сыном в степях Казахстана?
После страшных и кровопролитных войн всегда рождаются версии, что войны можно было избежать. Но… история не повторяется. Сын хорезмшаха Джелал-аддин советовал выдать Инала. Хорезмшах приказал посла Ибн Кафраджени Богра убить, а двум его сопровождающим отрезать бороды. Позже мусульманские авторы заклеймили этот поступок шаха: «И не было никогда более мерзкого действия, чем это.
Каждая капля их послов крови была оплачена потоками крови мусульман» ас-Субки, см. И хотя эта оценка справедлива, но ее не было бы, одержи победу хорезмшах. С оскорбленными послами хорезмшах послал ответ Чингис-хану: — Я иду на тебя, хотя бы ты был на краю света, чтобы отомстить и поступить с тобой так, как поступил с твоими сторонниками!
Такие действия усугубят продолжающуюся гуманитарную катастрофу, при этом они будут иметь последствия для людей, которые уже были перемещены и переносят тяжелые лишения и страдания. Способность ООН действовать будет ограничена", - сказал она. Наш долг - обеспечить защиту, поддержку и, следовательно, надежду палестинскому населению в секторе Газа. Мы также обязаны выступать за прочный мир между Израилем и полностью независимым, жизнеспособным и суверенным палестинским государством", - заключила Каг.
В самом начале 13 века, в 1219 году, Чингисхан объявил свою войну Хорезму. Ослабленная внутренними конфликтами и раздорами, империя не смогла эффективно противостоять наступлению монгольских войск. Операция Чингисхана началась с завоевания и разгрома города Отры, знаменитого культурного и торгового центра того времени. Однако, самым страшным для Хорезма стало событие, произошедшее после захвата Отры — печально известная Отрарская бойня. В 1220 году, по приказу Чингисхана, город Отрар был разрушен исключительно бесчеловечным образом. Жителей города убивали, а здания сжигали. Эта катастрофа представляла собой не только утрату материального и культурного наследия, но и гуманитарную трагедию. Последствия для Хорезма и Региона Отрарская катастрофа привела к полному коллапсу Хорезмской империи. Многовековое культурное и образовательное наследие было уничтожено, а население подверглось массовым беженствам и гибели. Этот трагический эпизод оставил неизгладимый след в истории Центральной Азии, формируя коллективную память народа и внушая остерегаться политических и военных конфликтов. В мировой истории Отрарская катастрофа занимает особое место, подчеркивая разрушительные последствия амбиций властителей и войн. Хорезм стал жертвой политической слабости, внутренних конфликтов и жестокости военных действий. Эти события имели широкие геополитические последствия, открыв новую эру монгольского господства в регионе и влияя на ход истории Восточной Европы и Ближнего Востока.
Презентация, доклад по истории Казахстана на тему Отрарская катастрофа.
Это событие в историй получило название "Отрарская катастрофа" и послужило поводом для вторжения Чингисхана на территорию Казахстана и Средней Азии. Отрарская катастрофа стала серьезным уроком для авиационной отрасли Казахстана и привела к усилению мер безопасности в авиаперевозках. Это событие вошло в историю Востока под именем "Отрарской трагедии" (или как ее еще называют "Отрарская катастрофа") 1218 года. Космическая катастрофа, случившаяся в конце мелового периода, является предметом многочисленных научных исследований.
Аральское море: экологическая катастрофа из прошлого века
Узнай ответ на вопрос: Что такое Отрарская Катастрофа? Космическая катастрофа, случившаяся в конце мелового периода, является предметом многочисленных научных исследований. 19 мужчин наши земляки, уроженцы Агрызского района. В секторе Газа сложилась настоящая гуманитарная катастрофа из-за прекращения работы всех социальных служб, заявил президент Палестины Махмуд Аббас.