Отец Валерия Павловича Чкалова Павел Григорьевич Чкалов. Валерий Чкалов, Авиация, Биография, Длиннопост. Валерий Чкалов – Герой Советского Союза и кумир миллионов.
Валерий Чкалов - биография, личная жизнь, фото, подвиг, причина смерти и последние новости
Родился Валерий Чкалов 2 февраля (20 января) 1904 года на берегу Волги в селе Василёво в 75 км от Нижнего Новгорода. Теперь это город Чкалов и переименовали еще при жизни летчика. Его детство (Валерий Чкалов родился в 1904 году) прошло на Волге, в небольшом селе в Нижегородской губернии. Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Причина смерти Валерия Чкалова. Чкалов погиб очень молодым, в возрасте 34 лет, при испытаниях нового истребителя «И-180» конструкции Поликарпова, 15 декабря 1938. «Сталинский сокол», как называли Валерия Чкалова, за свою короткую жизнь, вместившую всего 34 года, заслужил не только звание летчика-аса.
15 декабря 1938 года – загадочная смерть воздушного аса Валерия Чкалова
Слишком уж лихим парнем был Валерий Чкалов «Сталинский сокол», как называли Валерия Чкалова, за свою короткую жизнь, вместившую всего 34 года, заслужил не только звание летчика-аса. Помимо военных подвигов он отличался невероятной энергией и крайней недисциплинированностью в обычной жизни. Дважды из-за этого ему довелось побывать за решеткой. Ленинградский трибунал Свой первый тюремный срок Чкалов получил, когда ему едва исполнился двадцать один год. Тогда он прибыл на службу в в 21 год, когда проходил службу в 1-ю Ленинградскую краснознаменную авиационной истребительную эскадрилью. Новобранец сразу показал свой норов и неумение соблюдать устав. Однако, последней каплей командиров стал устроенный им пьяный дебош.
Причиной ссоры с офицерами стало несогласие Чкалова с тем, что ему дали 20 суток гауптвахты за неоднократные нарушения дисциплины. Однако, и гауптвахта не усмирила буйный характер молодого пилота. Отбыв положенный срок на «губе», Чкалов отметил выход на свободу грандиозным застольем, после которого, как ни в чем не бывало, прибыл на аэродром к назначенному времени для выполнения очередного запланированного учебного группового полёта. Естественно, его сразу же от полетов отстранили, что вызвало бурное негодование Чкалова. Ругаясь и оскорбляя офицеров, он еще долго не мог угомониться. Насилу успокоили.
То, что произошло на аэродроме 7 сентября 1925 года, очень не понравился личному составу и командованию эскадрильи, которое инициировало возбуждение судебного дела. Другими словами, достал всех Чкалов, и сотрудники аэродрома дружно написали на него в правоохранительные органы. Те отреагировали, и 16 ноября 1925 года военный трибунал приговорил Чкалова к 6 месяцам лишения свободы. На самом деле, Чкалову светило лет пять-шесть. Однако, в последний момент начальник эскадрильи пожалел талантливого, но ершистого летчика. И предоставил суду такую характеристику на подсудимого, что хоть почетную грамоту тому выдавай.
А дальше — больше.
Валерий Павлович стал мировой знаменитостью. И любимцем Сталина. Вождь часто приглашал аса на кремлевские мероприятия, застолья. Ему было всего 34. Популярна версия, что любимца угробил... Руками Берии.
Та отвергла притязания, зато ежедневно встречалась с Чкаловым. Сталин позвонил к ней и произнес лишь одно слово: «Ну? Он очень любил свою супругу Ольгу Эразмовну. Тот отказался. Сталин отказа не простил. Берия в начале 1938-го назначил своего секретного агента Усачева директором московского авиазавода и поручил убрать строптивца. Что тот и сделал, отправив в полет на неисправной машине.
Берия тогда был далеко от Москвы, Грузией руководил. НКВД возглавил только 25 ноября, за три недели до трагедии. Вообще я крайне отрицательно отношусь к Лаврентию Палычу. Но тут вынужден признать: именно Берия пытался спасти знаменитого летчика - удержать от рокового полета. Это подтверждают найденные мной в архивах документы под грифом «совершенно секретно». Но его срочно отозвали в Москву на испытания истребителя, назначенные на 12 декабря. Секретный агент сообщил в НКВД, что у самолета много неисправностей.
На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля завода Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов. Однако, под нажимом директора Усачева, Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, отметив, что разрешает полет на ограниченной скорости. Сегодня 12. Машину поведет Герой Советского Союза - комбриг В. Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе». Сталин отменил полет. Чкалова предупредили о неготовности И-180.
Летчик решил провести рулежку самолета на земле.
Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб". Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только а может быть и не столько по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало — дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?
Были ли беспристрастны эксперты? При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность — выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М. Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А. Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С.
Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года!? Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии. В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В. Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12. Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета".
В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза — "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…" А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно.
И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" — являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами". Дети Чкалова считают, что их отца убили Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В. Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает: — Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов… Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить.
В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря — сразу же после катастрофы. А вот, что говорил сын Игорь Валерьевич: — Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен". В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно: — Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел.
Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений… О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами. Их привезли Чкалову незадолго до гибели.
Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Байдуков , штурман — А. Беляков совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд ныне остров Чкалова в устье Амура протяжённостью 9374 километров полётное время 56 ч 20 мин. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 года за осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Камчатка — Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Чкалову Валерию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Продолжал лётно-испытательную работу в ОКБ Н. Погиб 15 декабря 1938 года в Москве при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180. Жил в Москве. Урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади. Комбриг 1938. Награждён 2 орденами Ленина 5.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
С одной стороны, за прошедшие десятилетия они могли сильно деформироваться или даже утратиться. С другой - некоторые зацепки все же могут найтись. Например, остатки взрывчатых веществ или следы повреждений, не характерных для простого падения. Хотя шансы невелики, попытка все же стоит того.
Поиск живых очевидцев В 1938 году прошло уже более 80 лет. Вряд ли найдутся живые непосредственные свидетели трагедии. Однако возможно разыскать людей, которые в детстве слышали рассказы очевидцев.
Или тех, кто участвовал в первых расследованиях. Шансы получить новую информацию от них невелики. Но для воссоздания полной картины событий важен каждый элемент головоломки.
Новые архивные данные Наиболее перспективным направлением поиска является изучение рассекреченных архивных документов. Там могут найтись протоколы расследования, оперативные сводки НКВД, рапорты очевидцев. Эти данные позволят взглянуть на ситуацию под новым углом.
Конечно, значительная часть материалов безвозвратно утрачена. Но историки не теряют надежды отыскать новые зацепки в рассекреченных файлах. Подробности версии о техническом саботаже Некоторые исследователи выдвигают версию, что причиной катастрофы И-180 стал не несчастный случай, а технический саботаж.
Якобы в самолет перед вылетом были тайно внесены изменения, делающие катастрофу неизбежной. Например, поврежден топливопровод или установлено взрывное устройство. Однако прямых доказательств такого саботажа нет.
А у самолета и без того хватало конструктивных недостатков. Психологический портрет Чкалова Для понимания мотивов поступков Чкалова важно изучить его психологический портрет. Он обладал крайне амбициозным и героическим характером.
Был склонен к риску и пренебрегал опасностью ради достижения больших целей. Возможно, эти черты и подтолкнули его нарушить запрет на полет. А точный расчет могли затмить бесстрашие и желание испытать новую машину.
Последствия гибели Чкалова Гибель популярного летчика была трагедией для различных групп населения той эпохи. Для военных и гражданских летчиков это была потеря кумира. Страна потеряла героя.
Чкалов демонстративно пролетел под Троицким мостов на Неве, хотя начальство его таких рисков не разрешало. И вообще Валерий был известен, как пилот-хулиган. За это его неоднократно наказывали взысканиями. От долгого тюремного заключения пилота спас Ворошилов. И, казалось бы, Чкалов остепенился. Но обстоятельства его смерти указывают на то, что возможно и нет.
Тайны гибели воздушного аса 15 декабря 1938 года все шло, казалось бы, обычным чередом — Чкалов должен был испытывать истребитель И-180. На улице был мороз 25 градусов и метель. Но такие обстоятельства никогда не смущали летчика с мировым именем. Однако, как позже подтвердилось документально, 12 декабря Берия телеграфировал о недостатках самолета и требовал запретить испытания. Но все шло в обычном режиме, за исключением одного — Чкалов погиб.
Загадочная гибель Чкалова Самолет И-180 Говорят, что Поликарпов торопился сдать самолет И-180 — первый отечественный самолет с водяным охлаждением. Все-таки конец года и все такое. Наверное, планировали получить премии за перевыполнение плана по графику работ.
А вышло все наоборот. Говорят, что по этому делу было арестовано более 60 человек, большая часть которых так больше никогда и не увидела свободы. По заключению созданной после гибели Чкалова комиссии, самолет И-180 был недоработан и должен был проходить испытания на земле, но никак не в небе. Чкалов поднялся в воздух с законтренными намертво шасси. Этот факт повлиял на аэродинамические параметры машины, и ему не удалось дотянуть до взлетно-посадочной полосы. И ведь погода не звала к полетам на «необъезжен- ной» машине: с ночи столбик термометра держался на отметке минус 25 градусов. Погода для испытательного полета, прямо надо сказать, — не сахар, но тем не менее настроение у Валерия Павловича наверняка было хорошим, ведь он собирался сразу же после полетов на охоту вместе с товарищами.
Поиск, Уборка либо Благоустройство захоронений.
Мы также предлагаем возможность дистанционного заказа Поиска захоронений, либо их Уборки или Благоустройства. Стоимость уборки от 3. Также вы можете разместить заказ на любую сумму, указав пожелания по уборке в комментарии.
15 декабря 1938 года – загадочная смерть воздушного аса Валерия Чкалова
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить? | Валерий Павлович Чкалов (1904—1938) — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. |
Валерий Чкалов | новости. В 1936 году советский летчик Валерий Чкалов стал известным по всему миру благодаря своему рекордному перелету от Москвы до Петропавловска-Камчатского, а годом позже он достиг Ванкувера, пролетев через Северный полюс. |
Жажда высоты
- Валерий Чкалов (Valery Chkalov). Почему погиб "сталинский сокол"
- Внук Чкалова: через 20 лет рассекретят документы, которые прольют свет на гибель летчика
- Валерий Павлович Чкалов
- Семья Чкалова отреклась от правнучки после ее слов о ядерном ударе по Москве - МК
- Игорь Чкалов: «Документы о смерти Чкалова засекречены с грифом «без срока давности»
- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
Все произошедшее, несмотря на свою трагичность, не привлекло бы к себе повышенного внимания, если бы не личность авиатора — в тот день погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов, легенда и любимец страны. Валерий Чкалов — легендарный советский летчик-испытатель, вошедший в число людей — символов сталинской эпохи наряду с Алексеем Стахановым, Любовью Орловой, Павликом Морозовым. Отец Валерия Павловича Чкалова Павел Григорьевич Чкалов. Тот посоветовал Валерию пойти для начала добровольцем в Красную Армию, где Чкалов стал учеником слесаря по ремонту самолетов и моторов 4-го Канавинского авиационного парка. Сегодня неподалеку от места гибели Валерия Чкалова на пересечении Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика установлен мемориальный камень. Чкалов, Валерий Павлович Родился 2 февраля 1904 г. (20 января 1904 г. по старому стилю) в с. Василево Балахнинского уезда Нижегородской губернии (с 1937.
Валерий Чкалов - биография, личная жизнь, фото, подвиг, причина смерти и последние новости
Мало кто знает, что весной 1938 года в судьбе и карьере Валерия Чкалова мог произойти крутой поворот. Как свидетельствуют родственники летчика, сам Сталин вызвал Валерия Павловича для беседы в Кремль и предложил ему возглавить Народный комиссариат внутренних дел. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции рпова. кочегар парохода - впервые увидел самолет и страстно захотел летать. ↪ Валерий Чкалов ᐈ Лётчик-испытатель. Биография, личная жизнь, новости, мнения, факты и прочая интересная информация о персоне.
Охота на самого известного летчика
- Поделитесь статьей с друзьями
- Как это было
- Валерий Чкалов: биография
- Валерий Чкалов
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
По возвращении в Москву летчиков встречал сам Сталин. Надпись «Сталинский маршрут» на борту самолета сохранилась и при полете через Северный полюс, который все-таки был одобрен руководством год спустя. Это было непростое испытание для летчиков. Запасы кислорода были ограничены, постоянно присутствовал риск обледенения машины. В какой-то момент лопнула трубка водяной системы охлаждения двигателя. Поломку удалось восстановить только благодаря смекалке и быстроте реакции Чкалова. Они благополучно долетели до Ванкувера, установив мировой рекорд, преодолев 11 340 км за 63 часа 16 минут. Их встречали как героев. Встреча на Белорусском вокзале. Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем.
Машина нуждалась в доработке, а сам полет готовили в спешке. Незадолго до вылета на самолете выявили множество дефектов. Но даже несмотря на сложные условия, опытный летчик успешно совершил круг над аэродромом. После этого он должен был посадить машину, но решился на второй круг. Казалось бы, все шло благополучно, но уже при заходе на посадку двигатель отказал. Валерий Чкалов увел истребитель в сторону от жилых домов, и даже тогда оставался шанс избежать трагедии. Однако самолет зацепился за электропровода, ударился о столб и рухнул. Летчика выбросило из кабины, от полученных травм он умер в Боткинской больнице спустя два часа. Ему было 34 года.
Его переименовали уже 6 декабря. Памятник Чкалову в Оренбурге, на набережной Урала. В честь легендарного авиатора названы и другие географические объекты, населенные пункты и улицы городов. Недалеко от места крушения самолета на Ходынском поле в 1998 году установили мемориальный камень.
В это время заглох мотор.
Аэродром был еще далеко. Чкалов увидел слева скопище высоких антенн радиостанции… Валерий Чкалов погиб при испытании нового истребителя Самолет с выключенным мотором врезался центропланом — местом соединения крыла с фюзеляжем — в металлическую высоковольтную опору. От удара Чкалова выбросило из самолета вместе со штурвалом, за который он продолжал держаться, в полусогнутом положении. Упав на землю, Валерий ударился головой о двутавровую балку и перебил себе мозжечок. По словам очевидцев: «На куче древесного материала лежал самолет с отделившимся правым крылом и мотором.
Мы поняли, что случилось непоправимое. За забором на шоссе с правой стороны по полету стоял автобус и было много народу. Когда пришли сотрудники из больницы имени Боткина, в которую отвезли Валерия Павловича, то они рассказали, что произошло: от сильного удара его выбросило из кабины вместе с сиденьем. Он ударился головой о катушку из-под кабеля. Мы, пролетая над местом падения, видели ее.
Валерий Павлович после падения жил еще два часа, и последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».
В 1920-х годах за Чкаловым закрепилась слава «воздушного хулигана» в небе и отчаянного ловеласа на земле. Он был нежно любящем мужем и заботливым отцом. Как и все семьи летчиков, они подолгу жили в разлуке, но письма испытателя к жене были полны любви и заботы. Валерий Чкалов и Ольга Орехова Они прожили вместе 11 лет, мечтали иметь много детей, но судьба распорядилась иначе. В возрасте 35 лет Валерий Павлович Чкалов погиб во время испытаний нового самолета. А Ольга Чкалова до конца дней хранила верность своей первой и единственной любви. Служил в Ленинградской 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье.
В 1927 году Валерий Павлович был назначен командиром звена в истребительной эскадрилье Брянской авиабригады. В 1929—1930 годах летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота позднее — Осовиахим. Валерий Чкалов разработал и внедрил ряд новых фигур высшего пилотажа Валерий Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа восходящий штопор и замедленную «бочку» , испытал свыше 70 типов самолетов, составлявших основу советской авиации того времени. Проявил себя как талантливый летчик, обладающий исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180».
Алксниса и К. Ворошилова наказание было заменено на условное.
Зрелость и профессионализм Начиная с ноября 1930 года Валерий Павлович восстановлен в звании и командирован в Московский НИИ ВВС, где он на протяжении двух лет участвует в испытаниях новых самолетов: за этот период времени им совершено порядка 800 полетов, освоена техника пилотирования 30 типов летательных аппаратов. В паре с А. Личная жизнь В 1927 году в Ленинграде Валерий заключает брак с Ольгой Ореховой, молодой учительницей, с которой познакомился на новогоднем вечере. Спустя год после свадьбы в семье появился первенец — сын Игорь. Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать. К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга в честь матери , Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб.
Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет. Воспоминания о легендарном супруге, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в ее книгах. Новые цели Стремительное развитие авиации, самоотверженная работа авиаконструкторов, летчиков способствовали появлению новых целей и задач. Так, 20 июля 1936 года было принято решение провести длительный перелет 9000 км. Управлять экипажем поручили Валерию Павловичу Чкалову. На острове на борт самолета была нанесена надпись — «Сталинский маршрут». Перелет прошел успешно.
Экипаж — в составе командира В.
Почему погиб Валерий Чкалов
РИА Новости, 02.02.2024. Чкалов, Валерий Павлович Родился 2 февраля 1904 г. (20 января 1904 г. по старому стилю) в с. Василево Балахнинского уезда Нижегородской губернии (с 1937. Статья автора «Русская Семёрка» в Дзене: 15 декабря 1938 года произошла трагедия: во время испытания истребителя И-180 погиб прославленный лётчик Валерий Чкалов. Комбриг Чкалов погиб, испытывая скоростной истребитель. Валерий Чкалов. / Valery Chkalov. 15 декабря 1938 года при загадочных обстоятельствах погиб Валерий Чкалов.
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
Чкалову подарили личный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска. Экипаж самолета Спустя время после удачного беспосадочного перелета Валерий Чкалов повторно обращается за разрешением к И. Сталину совершить подобный перелет в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс. Сталин дает добро, и 18—21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершает беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку за 63 часа 16 минут. За это по возвращении все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Мечта исполнилась. Чкалова спешно вызвали из очередного отпуска для проверки нового истребителя.
Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение подниматься в воздух. Казалось, все шло относительно благополучно, но перед самой посадкой двигатель замолчал и самолет начал стремительно терять высоту. Опытная рука пилота до конца удерживала штурвал, уводя машину от жилых домов. Вроде бы все обошлось, но в последний момент самолет зацепился крылом за электрические провода и, резко развернувшись, рухнул на дровяные склады. От падения Валерия Павловича выбросило вместе с креслом из кабины, он получил тяжелую травму головы и умер спустя 2 часа в Боткинской больнице. Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену.
Сам Поликарпов протестовал против гонки, но его отстранили от работы, а подделанный самолёт вывезли на Центральный аэродром. Лётные испытания 12 декабря были сорваны — при рулёжке по аэродрому у истребителя сломалась тяга газа. Пробный полёт снова перенесли, на этот раз — на 15 декабря. Герой Советского Союза Чкалов должен был поднять истребитель в воздух и совершить круг над аэродромом. Поликарпов безуспешно отговаривал лётчика от полёта, но тот оказался упрямым. Погода была лётной. В 12:58 Чкалов взлетел, уверенно набрал высоту в 100—120 метров и совершил круг над аэродромом, а затем набрал высоту в 500 метров и пошёл на второй круг. О том, что случилось дальше, рассказывали очевидцы с земли. За 500 метров до аэродрома на высоте 100 метров самолёт неожиданно завалился влево и скрылся за строениями. Как позже выяснит экспертная комиссия, у И-180 в очередной раз заглох двигатель. Чкалов до последнего старался сберечь машину и увести её от жилых домов. Но лётчику не повезло: И-180 зацепился за провода, развернулся и врезался в дровяной сарай. Чкалова буквально вырвало из кабины вместе с сиденьем. Падая, он ударился головой об арматуру, торчавшую из земли. Рабочие автобазы тут же отправили его в больницу, но врачи помочь уже не могли. Герою было только 34 года. На следующий день после трагедии арестовали 60 человек, имевших отношение к подготовке самолёта. Начала работу спецкомиссия, и уже через два дня после гибели лётчика на стол наркому Ворошилову лёг доклад, по которому причиной катастрофы были признаны техническая неисправность двигателя И-180 и мороз. Но Ворошилов нашёл выводы комиссии слабыми. А через полгода в наркомате обороны был издан приказ, по которому вся вина за катастрофу возлагалась на лихача Чкалова, ведь вопреки инструкции он пошёл на второй круг. Сам виноват? Исчезнувшие жалюзи Исследователи из фильма "Охота на Чкалова" выяснили, что 2 декабря Чкалов лично осмотрел истребитель, но обнаруженные неполадки не позволили ему подняться в воздух. Ситуация повторилась 12 декабря.
Это письмо рисует картину испытаний самолета и его катастрофы, разумеется, в свете выгодном для этих людей: "Самолет И-180 является скоростным одноместным истребителем в развитие самолета И-16. На самолете установлен опытный мотор М-88… Самолет И-180 был окончен постройкой на заводе 156 и выведен на аэродром 07. Результаты рулежки занесены в полетный лист. Эта тяга заменена на усиленную к утру 14. Удовлетворительные результаты обоих рулежек и тщательная неоднократная проверка самолета позволили перейти к оформлению первого взлета, для чего составлен специальный акт от 14. К этому акту была приложена ведомость дефектов, не влияющих на безопасность первого вылета и подлежащих устранению после первых полетев. На основании приказа был выписан Начальником летной станции т. Парай и завизированный т. Чкаловым полетный листок на первый взлет без уборки шасси с ограничением скоростей в зоне аэродрома, продолжительностью 10-15 минут. Чкалов опробовал мотор, управление рулями, закрылками и вырулил на старт. Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и набрав высоту 100-120 метров с виражем пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Не доходя до аэродрома 1-1,5 километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории деревянного склада Магистральная ул. За эти годы через его руки прошло 70 различных конструкций самолётов. Валерий Павлович, будучи шеф - пилотом замечательного авиаконструктора Н. Поликарпова, испытал по тому времени лучшие в мире истребители И-15, И-16. Они вошли в историю не только отечественной, но и мировой авиации. Валерий Павлович всем сердцем любил свою родину, свой народ. О безопасности своего Отечества, прежде всего, думал он, осуществляя свои дерзновенные эксперименты. О родине думал он в часы перелётов по дальним маршрутам. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу деревянных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сидением. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Товарищ Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут". В акте комиссии говорится: "…Причиною вынужденной посадки Комиссия считает отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом.
Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов". Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н. Поликарпова и В. Чкалова: "Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить". А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб". Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только а может быть и не столько по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало — дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор? Были ли беспристрастны эксперты? При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность — выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М. Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А. Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С. Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года!? Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии. В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В. Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12. Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза — "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…" А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" — являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами". Дети Чкалова считают, что их отца убили Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В.
15 декабря 1938 года – загадочная смерть воздушного аса Валерия Чкалова
Справка По официальной версии Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года, пилотируя опытный образец истребителя Поликарпова И-180, разбившегося во время первого испытательного полета. Валерий Чкалов, Авиация, Биография, Длиннопост.