ликвидация тотального государственного контроля над ценами. это: а) настоящая либерализация цен и переход к рыночному ценообразованию б) отпуск на свободу громадного инфляционного потенциала, скопленного в подавленной форме в командной экономике. Либерализация Цен — освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров. Либерализацией цен называют переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).
А 2) верно только
- Есть вопрос. Как называется отказ от государственного регулирования цен?: Консультация Lawix
- Последние вопросы
- Читайте также
- 7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен
Освобождение цен от ограничений, заранее фиксированных показателей получило название ...
Либерализация цен – это освобождение цен от административного регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения. ликвидация тотального государственного контроля над ценами. Мониторинг изменения цен на востребованные товары будет осуществлять специально созданная рабочая группа.
Отказ от государственного регулирования цен называется
Либерализация цен — отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыночной экономике. Освобождение цен от административного контроля; свободное формирование цен по законам рыночной экономики под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН (англ. «liberalization») — это процедура перехода к системе свободно устанавливаемых рыночных цен и частичное освобождение от государственной ценовой политики. Это называется постоянным демпингом. Это называется постоянным демпингом.
Источники:
- Государственное регулирование цен в РФ
- Либерализация цен — подробное описание
- Государственное регулирование цен в РФ
- Своя игра по обществознанию
- Что подразумевается под либерализацией цен
- Либерализация цен
Государственное регулирование цен и инфляции
Возможно, либерализацией это называется. Либерализация — снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений (ВиКи). Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. Либерализация цен и отказ от государственного регулирования 1992. Стоимости-освобождения. В России нужно отказаться от государственного регулирования цен на товары. Освобождение цен от государственного регулирования. от государственного регулирования называется Стоимость вопроса 15 баллов.
Презентация на тему Повторение темы Экономика
Это называется постоянным демпингом. я читаю новости и нигде не говорится что терракт в крокусе был лично спровоцирован по приказу зели. Освобождение цен от государственного регулирования называется либерализацией цен.
Что такое либерализация цен?
Учебник для общеобразовательных организаций. Горинов, А. Данилов и др. Маркова А. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920- 1990 гг.
Программа предполагала радикально изменить экономическую систему страны. Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть дефицит самого необходимого. Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Речь зашла и о необходимости активировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту рубль и обеспечить его конвертируемость. Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки.
В отраслях, где присутствуют естественные монополии, цены регулируются государством. К таким отраслям относятся энергетический комплекс и система связи. Администрациям некоторых штатов дано право устанавливать тарифы на электроэнергию, железнодорожные тарифы и тарифы автомобильных перевозок. В 1933 г. Правительство США также может влиять на цены посредством стандартов и экономических требований. Государством контролируются также ставки процента по кредитам, так как оказывают существенное воздействие на издержки производства и на уровень цен. Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли — монополисты например, газовую промышленность, электроэнергетику, транспорт , а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы. В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей— монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда, цены на готовую продукцию, а во втором — государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их конкуренцию с частным сектором. Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохраняется до настоящего времени.
Сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1947г. В конце 1947г. В начале 1948 г. Вместе с тем в течение последующих лет 1949—1957 гг. В 1960—1962 гг. Одновременно с этим были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги. С 1965 по 1972 гг. В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основная цель такого механизма заключалась в поддержании стабильного общего уровня цен.
Регулирование и контроль за ценами в Испании государство осуществляет на товары первой необходимости, а также товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий государственного сектора и некоторых частных компаний. Контроль над формированием цен осуществляется Высшим советом по ценам при Министерстве экономики и финансов, являющимся рабочим органом Правительственной комиссии по экономическим вопросам. Основными функциями совета являются: — рассмотрение на пленарных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг; — выработка рекомендаций и представление в Правительственную комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению цен; — уведомление заинтересованных государственных и частных компаний о результатах рассмотрения вопроса Правительственной комиссией; — наблюдение за исполнением решений Правительственной комиссии частными и государственными компаниями; — координация деятельности провинциальных комиссий по ценам; — изучение и внесение в Правительственную комиссию обоснованных предложений по пересмотру действующих цен на товары и услуги. Государственное регулирование цен осуществляется на основе: — разрешительных цен, когда государственная или частная компания, предусматривающая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам и после получения разрешения от правительственной комиссии проводит повышение цен. Все ходатайства, направляемые в Высший совет по ценам или в провинциальные комиссии, должны содержать описание товаров и услуг, на которые предлагается повышение цен; структуру издержек производства; описание способов реализации товаров и услуг; действующие цены и тарифы на эти товары и услуги, а также проектируемые новые цены и тарифы; обоснование роста издержек производства и увеличения цен.
Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения. Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина , предложенной V съезду народных депутатов РСФСР , состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда 878 голосов «за», и только 16 «против» [4]. Егор Гайдар вспоминал [5] : В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг хлеб, молоко, общественный транспорт был оставлен за государством и на некоторые из них сохраняется до сих пор. Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 года стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 года был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и так далее. Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения[ источник не указан 4555 дней ], поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилось в собственности государства [9]. Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета , тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в экономике начало уменьшаться [10]. Последствия[ править править код ] Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы.
Такая ситуация приведет к фронтальному повышению цен в рознице на доставляемые товары. Проблемы с топливом во второй половине августа зафиксированы как минимум в десяти регионах. В числе причин нехватки бензина и дизеля на АЗС называют ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, увеличенные сроки доставки, туристический сезон, а также активный серый экспорт, возникший из-за пересмотра демпферного механизма.
Либерализация Цен
Данное решение касается продукции, экспортируемой РФ за пределы ЕАЭС, и будет действовать с 15 февраля до 30 июня 2021 года постановления Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 — в ежедневной рассылке Подписаться Помимо этого, для производителей муки предусматриваются субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением пшеницы. Мониторингом и оперативным реагированием на изменение цен на востребованные товары будет заниматься созданная межведомственная рабочая группа под руководством первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.
Но есть государственные структуры, которые, используя общественные ресурсы, действуют по правилам, установленным самим же государством как законодательной властью. Таким образом, концепция экономической социодинамики предлагает совершенно новую трактовку понятия «смешанная экономика», отнюдь не сужая, а наоборот, расширяя сферу действия механизмов рынка, «оттеняя» совместимость частной инициативы и государственной активности. Экономическая социодинамика — не просто теоретическая конструкция. Она является практической основой для деятельности государства, связанной, в частности, с финансированием социальной сферы.
Сегодня она вполне способна дать ответ на многие актуальные вопросы хозяйственной жизни страны. В КЭС ключевой категорией служит «социальная полезность» блага, которая обосновывает объективную необходимость не спорадического, а систематического общественного финансирования культуры, науки, здравоохранения, образования. Современная же экономика России, рыночная, но асоциальная, ориентирована на сиюминутную прибыль при практически полном забвении и игнорировании общественного интереса. Есть множество жизненно необходимых обществу благ, которые рынку не интересны — они не дают немедленной прибыли. Но и здорового общества без них не бывает. Наука, образование, культура, здравоохранение — четыре основные сферы, которые должно опекать и в значительной мере финансировать государство — больше некому.
Только оно способно создать порядок, при котором работающий поддерживает безработного, здоровый — больного, молодой — старого. При советской власти доминировал очень, как выяснилось, утопический лозунг: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Но лозунг сегодняшнего дня: «Думай только о себе» — социальной стабильности и экономической модернизации отнюдь не способствует. Концепция экономической социодинамики коренным образом меняет понятие «государственная активность»: на место «государственного вмешательства» приходит равноправное участие государства в хозяйственной жизни страны, а место столь негативного «бюджетного бремени» занимают социально обоснованные и целесообразные государственные расходы на реализацию общественных интересов, представляющие собой инвестиции в человеческий капитал. Что впереди? Основными факторами текущей стагнации российской экономики являются: 1 так называемая инвестиционная пауза, связанная с завершением ранее начатых мегапроектов Олимпиада, Универсиада, остров Русский и т.
В этих суровых условиях инициирование и реализация государством структурной политики и массированного финансирования инфраструктурных проектов — безальтернативный императив. В России есть промышленные анклавы, которые еще способны приблизиться по эффективности и капиталу к зарубежным аналогам, и надо сосредоточить внимание именно на таких отраслях. При этом необходимо определиться с критериями расстановки приоритетов. Здесь уместно заметить, что не существует совершенного и не зависящего от субъективных устремлений механизма определения приоритетов структурной перестройки экономики. Как нет «совершенного» рынка, обеспечивающего оптимальную аллокацию ресурсов, так нет и идеального, «научно обоснованного» государственного механизма выявления потребностей общества в той или иной структуре экономики. Однако чем демократичнее общество, тем при прочих равных условиях быстрее будет замечена ошибка в расстановке приоритетов.
В приоритеты структурной политики следует закладывать те направления развития, по которым Россия еще сохраняет конкурентные преимущества — реальные или теперь уже в большей мере потенциальные. Это в целом подлежит тщательному системному изучению с участием научных коллективов, включающих представителей экономических и естественных дисциплин. Кроме того, определение приоритетов современной промышленной политики должно носить не отраслевой, а межотраслевой характер. Такие проекты обычно характеризуются высокой степенью затратности, большими ивестиционными рисками и длительным производственным циклом. Иначе говоря, они не могут быть осуществлены без систематической господдержки из-за «слабых рыночных стимулов». Нужно только помнить, что именно способность производить подобные системы удерживает ту или иную страну в ряду ведущих мировых индустриальных держав.
Но чтобы попасть в этот ряд, необходимо, на мой взгляд, выполнение трех базовых условий. Первое — отказ от демонизации роли государства в экономике. Необходимо понять, что дискуссии об уместности или неуместности государственных инвестиционных проектов лежат за пределами современной научной экономической мысли, и надо прекратить в этой связи запугивать себя так называемым государственным капитализмом. В свое время подобная демонизация рыночных механизмов, когда объективной необходимости их всемерного развития противопоставлялась не экономическая реальность, а идеологема об их несовместимости с сохранением чистоты «социалистических» принципов примата так называемой общественной а по сути государственной собственности на средства производства, дорого обошлась советской экономике. Стоит ли сегодня повторять ту же ошибку с теми же последствиями, апеллируя не к сложившейся экономической реальности, а к невозможности поступиться принципами теперь уже «чистоты рынка»? Дискуссии в этой области должны вестись лишь в отношении оценки экономической эффективности предлагаемых к реализации проектов и механизмов контроля целевого использования инвестиций.
Второе — радикальное изменение денежно-кредитной политики для финансового обеспечения инвестиционного маневра. Суть этого маневра выходит за пределы данной статьи. Здесь следует лишь напомнить, что кризис 2009 г. Именно отсталость перерабатывающих производств не позволила в 2009 г. Третье — в силу объективно существующих ограничений государственные проекты могут обеспечить технологические прорывы пусть в очень важных, но лишь отдельных сегментах национального хозяйства. Государство должно выполнить исключительно важную роль придания мощного первоначального инвестиционного импульса модернизации.
Обязательным же условием ее успешности является активное участие в этом процессе частнопредпринимательского сектора, который должен «подхватить» и развить этот первоначальный импульс, что требует применения механизмов государственно-частного партнерства. Однако такого рода партнерство должно опираться не на волевые усилия со стороны государственной власти, а на экономическую заинтересованность в нем некой критической массы предпринимательского слоя. Без этого усилия государства в данном направлении либо приведут к крайне ограниченным результатам для национальной экономики, либо будут использованы зарубежными конкурентами. К сожалению, такого рода интерес у российских предпринимателей сегодня, как правило, отсутствует. И все дело в том, что главным инструментом конкурентной борьбы для отечественных предпринимателей является не технологическая и организационная модернизация, а «крыша» со стороны человека, занимающего ту или иную «государеву должность», на что указывают сами предприниматели и признают высшие должностные лица государства. Дефекты современной экономики России очень серьезны.
Многие из них приобрели системный характер. Но это не означает, что их нельзя преодолеть. Противники промышленной политики, сторонники так называемого радикал-либерального направления экономической мысли, справедливо отмечают, что и отрицательных примеров такой политики вполне достаточно. Но это как раз тот случай, когда уместно привести известное изречение Бертольда Брехта: «Если вы боретесь, вы можете проиграть, но если вы не боретесь, вы уже проиграли».
Потому что потом хоть комментировали, что баланс сахарной свёклы нормальный, сахара проведём нормально и цены опустятся, это уже не успокаивало никак. Потому что госрегулирование, наверное, на уровне генетической памяти приводит к тревожности населения», — рассказал Востриков. Читайте ещё: В Севастополь начались прямые поставки сахара для борьбы с ажиотажем и ценами Проблема госрегулирования Необходим максимальный отказ от жёсткого государственного регулирования цен, которое очень редко может создать позитивные эффекты, уверена начальник управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг Федеральной антимонопольной службы Надежда Шаравская. По её мнению, сегодня в стране достаточно стабильная ценовая ситуация. При этом, отметила она, сейчас власти стараются всеми методами сдерживать подорожание. Повышение ценовой доступности социально значимых товаров должно достигаться не жёстким административным регулированием, а устранением источника проблемы подорожания, подчеркнула Шаравская: «Результат недоступности товаров — и физической, и ценовой — зачастую связан с объективными экономическими факторами. Естественно, повлиять на это каким-то жёстким государственным регулированием очень сложно и иногда невозможно. Источник проблем — дефицит предложений». Она рассказала, что обывателю при первом приближении к вопросу ценообразования «на каком-то дилетантском уровне» кажется несложным сделать продукцию доступной для населения, просто отрегулировав цены, — «как минимум отрегулировать наценки торговых сетей: зачем они так много зарабатывают?
Методы государственного регулирования разделяются на. Контроль над монополиями. Прямые методы регулирования монополизации. Методы административного регулирования. Административное регулирование экономики. Административные методы государственного регулирования. Административные методы регулирования экономики. Государственное регулирование экономики. Формы и методы государственного регулирования. Формы государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования экономики. Трехпозиционное регулирование. Законы автоматического регулирования. Основные законы регулирования. Трехпозиционный закон регулирования. Понятие, сущность государственного предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательства это система мер. Понятие государственного регулирования. Функции государственного регулирования предпринимательства. Соотношение правового регулирования и правового воздействия. Правовое регулирование и правовое воздействие. Правовое регулирование общественных отношений. Понятие правовое воздействие и правовое регулирование. Методы регулирования права. Императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Система государственного регулирования в строительстве. Схема системы документов технического регулирования в строительстве. Система технического регулирования в РФ. Структура государственного регулирования. Неоконсервативная модель экономики. Модели государственного регулирования. Модели государственного регулирования экономики. Неоконсервативная модель ГРЭ. Цели и задачи государственного регулирования цен. Цель и задачи государственного регулирования. Цели и задачи государственного регулирования ценообразования. Направления государственного регулирования рынка. Государственное регулирование рыночного регулирования. Гос регулирование рынка. Методы гос регулирования рынка. Методы и инструменты регулирования экономики. Методы государственного регулирования экономики. Инструменты государственного регулирования, методы.. Меры государственного регулирования экономики и методы. Функции государственного регулирования рыночной экономики. Функции гос регулирования. Функции гос регулирования экономики. Государственное регулирование экономики функции государства. Понятие о технологических параметрах. Понятие о технической регулировки.
Воздействие государства на механизм ценообразования в условиях рыночной экономики
К предприятиям, допустившим нарушения в области цен и ценообразования кроме предприятий-монополистов и естественных монополий , применяются экономические санкции: сумма, полученная в результате нарушения дисциплины цен, изымается в доход бюджета за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после выплаты всех налогов и обязательных отчислений без уплаты штрафа независимо от финансового положения предприятия. Эта сумма рассчитывается как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ, услуг по завышенным ценам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с законодательством. Кроме этого, с предприятия в таком же размере взыскивается штраф и оно обязано снизить цены на свою продукцию, товары, услуги до соответствующего уровня. При повторном нарушении взимается штраф в двойном размере, кроме этого, к ответственности привлекаются лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен.
Сумма штрафов зачисляется во внебюджетные фонды местной администрации по местонахождению предприятия. Если предприятие самостоятельно выявило нарушение, то оно вносит в бюджет сумму излишне полученной прибыли без уплаты штрафа. Предприятия естественных монополий несут ответственность за завышение цен тарифов , установленных органами естественных монополий в виде штрафа в размере 15 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, они должны возместить убытки, если в результате завышения цен они возникли у потребителей их продукции. В то же время если для естественных монополий были установлены цены без достаточного экономического образования и это причинило им убытки, то они вправе требовать возмещения. Предприятия-монополисты также несут ответственность за нарушение антимонопольного законодательства согласно Закону «О конкуренции и ограничении коммерческой деятельности на товарных рынках».
Кроме того, органы контроля цен субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 146 и 224 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут накладывать штраф на руководителей предприятий, нарушивших дисциплину цен, в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Сложность ситуации состоит в том, что контроль за ценами не имеет законодательной базы, а регулируется теми правовыми нормативными документами, о которых говорилось ранее. Отсутствие правового статуса органов контроля цен ведет к тому, что арбитражные суды нередко признают недействительными решения органов исполнительной власти субъектов Федерации о взыскании финансовых санкций за нарушение дисциплины цен.
Решения о взыскании в доход бюджета таких сумм принимается только органами ценообразования и контроля цен согласно Порядку применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденному Роскомцен, Минфином и Госналогслужбой России 1 декабря 1992 г. Исполнение решений органов ценообразования и контроля за ценами об изъятии сумм в доход соответствующих бюджетов за нарушение порядка применения регулируемых цен и тарифов относится исключительно к компетенции государственной налоговой службы и ее органов на местах. Очевидно, назрела необходимость принятия Федерального закона «О государственном контроле цен за соблюдением порядка регулирования цен».
В законе должны быть четко определены: перечень органов контроля цен, их функции, права, обязанности; порядок взаимоотношений между органами контроля и субъектами предпринимательской деятельности; ответственность за нарушение дисциплины цен; порядок применения санкций и механизм реализации этих решений. Принятие этого закона создаст необходимую правовую базу для проведения государственной ценовой политики и контроля за ее исполнением. Опыт регулирования цен за рубежом Широко распространено мнение, что в развитых капиталистических странах экономика развивается стихийно, а цены устанавливаются совершенно свободно под воздействием спроса и предложения.
Между тем особенностью современного государственно-монополистического капитализма является активное вмешательство государства и в экономическую жизнь в целом, и в процесс ценообразования. Регулирование цен осуществляется как в рамках межнационального сообщества ЕС , так и внутри страны, в том числе и в странах с развитым государственным сектором Австрия, Германия, Франция, Япония , и в странах, где госсектор занимает незначительное место США. Рассмотрим некоторые примеры практики регулирования цен за рубежом.
Решения об уровне максимальных и минимальных цен, а также цен поддержки на сельскохозяйственную продукцию принимает Совет министров ЕС, состоящий из министров сельского хозяйства этих стран по предложениям Комитета Европейского сообщества КЕС. Регулирование цен осуществляется с дифференцированным подходом и позволяет регулировать уровни доходов и накоплений фермеров, а следовательно, и воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве. Наиболее важную роль играют такие формы цены поддержки, как интервенционная цена вмешательства , целевая контрольная или ориентированная и пороговая цены.
Интервенционная — это минимальная гарантированная цена, по которой ЕС обязано покупать фермерскую продукцию. Она распространяется только на определенное количество продукции существуют ограничительные квоты для сахара, хлопка, зерна, молока, рапса, продуктов из помидоров, подсолнечника, твердой пшеницы и изюма. Целевая — это желательная оптовая рыночная цена для районов наибольшего дефицита данного вида продукции в ЕС.
На основе целевой определяется уровень пороговой, верхней, границы цены. При расчете к исходному уровню пороговой цены прибавляют транспортные затраты с таким расчетом, чтобы она была несколько выше целевой. Это позволяет защитить внутренние фермерские цены от внешнего давления более низких мировых цен.
Кроме того, при ввозе продовольственной продукции в ЕС государство устанавливает компенсационный таможенный сбор, размер которого постоянно меняется в зависимости от уровня мировых цен и представляет собой разницу между жестко фиксированный пороговой ценой и мировой ценой. В результате мировая цена с учетом таможенного сбора и транспортных издержек поднимается до целевой цены внутри стран ЕС. Таким образом, политика регулирования фермерских цен основана на принципе преимущественного обеспечения фермерских доходов через рынок и цену за счет потребителя.
Финансирование сельского хозяйства осуществляется посредством искусственного завышения цен по сравнению с мировыми и мер аграрного протекционизма. Рост цен поддержки постоянно сопоставляется с темпами инфляции в странах ЕС, а правительственные органы стран ЕС ведут наблюдение за издержками производства фермеров, отслеживают индексы цен на продукцию растениеводства 9 групп , животноводства 4 группы , на товары, услуги и капитальные вложения, потребляемые в сельском хозяйстве для обоснования цен издержек. В черной металлургии контроль за ценами осуществляет Европейское сообщество угля и стали ЕОУС , которое является картелью в этой области.
Для стран ЕС устанавливаются твердые базисные минимальные цены, дифференцированные в зависимости от базисного размера или качества продукции, а также доплаты к базисным ценам за качество, отделку, упаковку, проведенные испытания, стандартность и скидки. Размер скидок и доплат меняется, так как зависит от соотношения спроса и предложения. Эти данные постоянно публикуются в прейскурантах ведущий монополий.
Проводя такую политику страны ЕС достигают стабилизации цен на уголь и продукцию черной металлургии, что является частью программы борьбы с кризисом этих отраслей. Ведущие производители и экспортеры металлопроката осуществляют и политику согласованного повышения цен на мировом рынке. Протекционизм в ЕС с целью защиты отечественных товаров от импортных применяется в текстильной промышленности, судостроении, производстве легковых автомобилей, бытовой энергетики, станков с программным управлением.
В бытовой электронике для защиты своей промышленности от японских производителей ЕС постановило, что цены на японские изделия должны приравниваться к ценам франко-завод их стран, на станки с числовым программным управлением и машинными центрами установлены минимальные экспортные цены. В странах ЕС ведется борьба против монополистов. Принятый в сентябре 1990 года Закон ЕС о конкуренции предоставил ЕК исключительные права контроля за деятельностью фирм при их объединении, слиянии или торгах, в т.
В течение недели фирмы стран ЕС, вовлеченные в эти операции, должны представить извещения, отвечающие на разные вопросы, в том числе и о ценах. Регулирование цен действует и в каждой отдельной стране. Государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах 1976 года в редакции 1988 года.
В соответствии с ним министр экономики а по фармацевтическим препаратам — министр здравоохранения имеет право устанавливать максимальные, минимальные и твердо фиксированные цены на лом, отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергию, газотеплоснабжение. Кроме того, он имеет право ввести регулирование цены, а любые товары в случае возникновения кризисной ситуации на период ее сохранения, а также устанавливать цены на срок до 6 месяцев, если считает их необоснованно завышенными. Для принятия решения по ценам в этом случае создается межведомственная комиссия, состоящая из представителей министерств, объединения сельскохозяйственных палат и объединения палат рабочих и служащих.
Цены на товары и услуги, на которые в Австрии существует государственная монополия, устанавливаются отдельными решениями парламента табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы и Министерства финансов спиртные напитки. Максимальный уровень расценок на услуги адвокатов и архитекторов определяется соответственно Министерством юстиции и Министерством экономики. Регулируются и цены на импортные товары фрукты, овощи, картофель, кофе, какао, удобрения и корма.
Уровень этих цен на внутреннем рынке не должен превышать фактические закупочные импортные цены, увеличенные на размер экономически оправданных издержек и прибыли импортера. Контроль за соблюдением установленного уровня цен проводится местными органами административных округов и полицией, а нарушения караются крупными денежным штрафами. Серьезную роль в вопросах ценообразования играет Тарифная комиссия, основной задачей которой является обеспечение оптимального соотношения между уровнем заработной платы и ценами на товары и услуги в тех отраслях, которые не регулируются государством, и предотвращение необоснованного роста цен.
Любое повышение цен проводится предпринимателями только по согласованию с социальными партнерами, при этом дается подробное обоснование такого повышения. Регулируется в Австрии и цены на молоко, зерно и мясо путем установления базисных минимальных и твердых закупочных цен. В целях предотвращения монополизации рынка, создающей предпосылки для необоснованного завышения цен, в Австрии, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, существует антимонопольное законодательство, основой которого является Закон о картелях.
Государство во Франции прямо регулирует цены на такие виды товаров и услуг, как сельскохозяйственная продукция, газ, электроэнергетика, транспорт. На другие виды продукции, товаров, услуг осуществляется контроль за ценообразованием в условиях свободной конкуренции. В стране законодательно определены: принципы свободного ценообразования; основные условия, при которых оно может осуществляться; основные положения ценовой конкуренции в промышленности.
Все эти акты направлены на ограничение монополизма. Факторы, препятствующие эффективной конкуренции, также определены законодательно, а к нарушителям применяются санкции. Государственным органом по контролю цен являются 3 тысячи контролеров по ценам в составе отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов и других отраслевых министерств.
Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию осуществляется в рамках политики ЕС. Это относится к товарам первой необходимости, товарам и услугам, производство которых монополизировано и тем, которые подпадают под административное ценообразование. Органом, осуществляющим контроль за формированием цен, является Высший совет далее — Совет по ценам при Министерстве экономики и финансов.
Механизм регулирования включает установление разрешительных, уведомительных и местных цен. Суть разрешительных цен состоит в том, что любое предприятие, которое хочет повысить цены на товар или услуги, направляет в Совет ходатайство и может повысить цены только после получения разрешения от него. Такие цены распространяются на соевое масло, электроэнергию, газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, почтовые, телеграфные и телефонные услуги, услуги железных дорог, автомобильные пассажирские и грузовые перевозки, морские и воздушные пассажирские перевозки внутри страны.
Уведомительные цены применяются на молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения. Суть их состоит в том, что компании должны уведомить Высший совет о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления. Местные цены распространяются на услуги водоснабжения, городские пассажирские и железнодорожные перевозки, услуги клиник, больниц и санаториев.
Повышение цен относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам. Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируются в рамках политики ценообразования в странах ЕС. Так же как и в других странах, в Испании действует Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 года для обеспечения достаточной конкуренции.
В Швеции Закон о регулировании цен дает право замораживать цены либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Кроме того, государство может устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен возможно после предварительного уведомления.
И вот здесь начались проблемы, которые, при всех успехах рыночных преобразований в стране существуют до сих пор. Брошенная в ничем не ограниченную рыночную стихию подавляющая часть советской обрабатывающей промышленности получила сокрушительный удар в виде стремительной утраты возможностей сбыта, и в результате так же стремительно стала сужаться ее доля в общей хозяйственной деятельности и России, и всех других новоиспеченных независимых государств. Собственно, тогда и возникла проблема, которую я называю примитивизацией структуры экономики и которая, к сожалению, стала тенденцией. Конечно, и в сегодняшней российской обрабатывающей промышленности имеются отдельные замечательные успехи. Как когда-то были герои социалистического труда, так и сейчас есть герои капиталистического труда, которые занимаются серийным производством готовых изделий. Но их доля в валовом производстве скандально низкая. Для страны, которая начиная с 30-х и до начала 90-х гг. Не буду здесь вдаваться в разнообразные причины такого развития событий, назову главную.
В начале реформ нам хотелось иметь структуру, которая отвечает современным стандартам, но произошел очень большой перекос в сторону сил саморегулирования и наблюдался преднамеренный отказ от «видимой руки» государства. В результате сегодня мы вновь находимся перед выбором: либо продолжение деиндустриализации и сползание в зону «технологического захолустья», либо резкий рывок в области реиндустриализации. Существует много различных представлений о том, как это нужно сделать. Если отбросить самые экзотические и экстравагантные, то «водораздел» определяется двумя школами мышления, различающимися отношением к экономической теории и практике, прежде всего к роли государства в хозяйственных процессах. Разграничение четко прослеживается по ряду позиций, и я хочу коротко их обозначить. Первая позиция — макроэкономическая стабильность, что на простом языке означает низкую инфляцию. Тогда будто бы понизится стоимость кредита, начнется долгосрочное кредитование, появятся желаемые «длинные деньги» и начнется инвестиционный бум. Другая школа мышления, к которой принадлежу и я, считает, что небольшая инфляция — весьма значимый, но не решающий фактор для того, чтобы реиндустриализация началась не только в риторике, но и на практике. Сегодня нет недостатка в финансовых ресурсах. И дело не только в том, что деньги дороги.
Просто у кредитора и заемщика большой страх, что средства, потраченные на производство тех или иных продуктов, не дадут желаемого результата: изготовленные товары не найдут сбыта. Вторая позиция — бездефицитный бюджет. Здоровые государственные финансы — это очень хорошо. Весь развитый мир находится сегодня в зоне турбулентности только потому, что там допустили чрезмерный дефицит бюджета. Однако, с моей точки зрения, это было неизбежно, потому что нужно было каким-то образом останавливать кризис. Иногда говорят, что увеличение государственных расходов через политику «количественного смягчения» — это не что иное, как «заливание пожара керосином». Но на самом деле это неверно. Пожар заливают все-таки водой. А вот когда случится наводнение, то есть скачок инфляции, тогда будем им заниматься. Так или иначе, добиваться бездефицитного бюджета во времена вялого частного спроса — сомнительное намерение.
В такие периоды, как показывают теория и практика, вообще нет альтернативы государственным расходам, как бы мы ни относились к государству. Поэтому неверно просто стремиться к бездефицитному бюджету, которого, согласно официальным прогнозам, мы должны были достичь к 2015 г. Третья позиция — рестриктивная денежная политика. Начиная с 90-х гг. Если же будет инфляция, не будет никакой экономической активности. На самом деле рестриктивная денежная политика продуктивна в зрелых экономиках, где редки монополистические злоупотребления. В других случаях такая политика далеко не всегда помогает добиться низкой инфляции, что, собственно, мы и видим в России. Четвертая позиция — курсовая политика. По-моему, даже небольшое повышение реального курса рубля вредит экономике. Подозреваю, что на самом деле за этим скрывается средство антиинфляционного характера.
Кроме того, такая политика серьезно увеличивает девальвационные риски. Следующая, пятая, позиция — очень важная: совершенствование инвестиционного климата. Его почему-то ставят во главу угла, когда говорят о необходимости начать процесс реиндустриализации. Прежде всего педалируется установка на создание благоприятных условий только для потенциальных инвесторов: снижение налогового бремени, гипертрофированные надежды на прямые иностранные инвестиции и малый бизнес. Разумеется, благоприятные условия для инвесторов необходимы, но для решения задач реиндустриализации российской экономики явно недостаточны. Постоянно идет разговор о снижении налогового бремени для потенциальных инвесторов как об основном драйвере экономического роста. Я убежден, что это далеко не так. Исследования последних лет, в том числе таких гуру современной экономической науки, как Пол Кругман или Джозеф Стиглиц, доказывают эмпирически, что излишнее неравенство не способствует, а вредит росту. У нас скандальное неравенство. И если оно будет усиливаться, то проблема справедливости или несправедливости превратится из этической в реальную проблему «закупорки» роста, потому что сужение среднего класса неизбежно ведет к снижению покупательной способности.
Надежды на прямые иностранные инвестиции как «палочку-выручалочку» также сомнительны: даже при идеальном климате их не будет, если не будет собственных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции в Россию и без того значительны и направлены туда, где возникает быстрая и большая прибыль: в сырьевые отрасли и пищевую промышленность.
В этом случае граждане страны инвестируют свои сбережения в банковские вклады и депозиты или предпочитают хранить деньги дома. И в том, и в другом случае происходит «вымывание» денежной массы из экономики, за счет чего возрастает ценность денег и снижается спрос на товары, работы, услуги покупки откладываются на будущее.
В результате цены на товары, работы и услуги падают из-за того, что производители снижают цены на свои товары, работы и услуги, чтобы повысить покупательскую активность и спрос. Сокращение кредитования. Снижение объема денежных средств, которые выдаются банками в виде кредитов, также сокращает денежную массу в обороте. Рост производства, который не обеспечен спросом.
Например, при кризисе перепроизводства товаров, работ и услуг выпускается все больше, но население страны их не покупает, так как придерживается стратегии сбережения. В результате этого денежная масса не растет. Если при этом происходит сокращение объемов банковского кредитования, то ситуация усугубляется еще больше. Цены начинают падать, инфляция сменяется на дефляцию.
Излишнее государственное регулирование денежной массы в экономике. Чрезмерное регулирование денежной массы, слишком резкое снижение или повышение ключевой ставки могут стать причиной начала дефляционных процессов. Отметим, что приведенные причины дефляции могут встречаться вместе, а могут проявляться по отдельности, в зависимости от экономической ситуации в конкретной стране. Негативные последствия дефляции К отрицательным последствиям дефляционных процессов можно отнести такие проблемы: 1.
Продовольственный кризис в Москве. Пустые прилавки в магазине. РИА Новости После того как был снят контроль над ценами, рынок быстро наполнился товарами. Впрочем, далеко не все экономисты согласны с тем, что дефицит был устранён благодаря реформам по либерализации. Китай и Россия» писал, что дефицит конца 1991 года не являлся результатом катастрофического сокращения производства. Люди 70 лет жили при элементах коммунизма, и рост цен на продукты питания мог вызвать непрогнозируемую реакцию, вплоть до социальных явлений. Здесь необходимо было политическое решение, которое Ельцин и Гайдар приняли, и отпустили цены. При этом реформы спровоцировали скачок инфляции, причём самый большой всплеск был зафиксирован сразу после объявления о либерализации.
Верховный Совет РФ принял законы, по которым вклады населения в Сбербанке должны были быть проиндексированы в соответствии с покупательной способностью рубля.
Формы и методы воздействия государства на цены
Государство сохранило контроль над социально значимыми ценами на ряд продуктов питания хлеб, молоко , стоимость проезда в общественном транспорте и некоторые другие товары и услуги. Либерализация цен позволила насытить рынок потребительскими товарами, но процессы гиперинфляции, начавшиеся в СССР , продолжались ещё несколько лет.
Последствия[ править править код ] Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара , благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования [11]. Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау , «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ — преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991—1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля» [12].
До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту — корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, — нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в 3 раза, что обеспечит экономическое равновесие. Талоны на водку , нередко заменявшую деньги в условиях, когда последние стремительно обесценивались в ходе гиперинфляции. Талоны на многие товары народного потребления сохранялись до конца 1993 года Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой.
Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств [13]. Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. Илларионов, таким образом, делает упор на принципиальном отличии политики Гайдара от политики других постсоциалистических правительств [14]. Польский экономист Лешек Бальцерович возлагает вину за негативные последствия либерализации цен и других российских экономических реформ на политические конфликты, помешавшие нормальной работе правительства [15]. Либерализация цен привела к гиперинфляции , обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков [16].
Сочетание этих факторов с экономическим спадом, возросшим неравенством в доходах и неравномерным распределением заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию [17]. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. Кроме того, гиперинфляция привела к слишком резкому падению покупательского спроса, что поначалу только усугубило экономический спад. Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы утверждали, что они не были связаны с собственно либерализацией цен [11] [19]. В качестве таких причин они приводили политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.
По мнению ряда экономистов, в условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства [20] [21]. Таким образом проявился типично монопольный эффект [21]. Смагина , государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства [21]. По мнению экономиста Г.
Либерализация цен освобождение процесса ценообразования от государственного регулирования.
В Российской Федерации связан с деятельностью правительства Е. Гайдара 1992 г.
Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг. На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В журналах и издательствах был напечатан ряд произведений ранее репрессированных авторов. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск.
Под либерализацией цен подразумевается
рование рыночных цен. рственная налоговая система. нопольная политика. „Југославенски лексикографски завод“, Загреб, 1968. Освободительный народный фронт, освободительный фронт это, освобождение цен от государственного регулирования называется, освободительный корпус россии. Скорректирован порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу С 24 мая текущего года в новой редакции действует Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному. Регулирование цен являлось одним из наиболее ярких примеров прямого и непосредственного регулирования оперативно-хозяйственной деятельности государственных предприятий, осуществляемого путем нормативных правовых актов.