Освобождение Красногвардейска/Гатчины означало развал сплошного фронта немецкой обороны — 18-я армия была рассечена на две неравные части.
Слова Вечной Славы: Губернатор Дрозденко Поздравляет Ленинградцев с Днем Освобождения Гатчины
- Другие новости раздела
- День города Гатчина
- 80-ая годовщина освобождения Гатчинских земель - Центр творчества юных г. Гатчина
- Освобождение Гатчины - Ленинградское областное отделение ВДПО
- Освобождение Гатчины глазами участников войны. |
- 26.1 - День освобождения Гатчины
День города Гатчина
В Городе воинской славы - проходят торжественно-траурные митинги. Утром у стелы «Город воинской славы» состоялась торжественно-траурная церемония, в которой приняли участие глава администрации Гатчинского района Людмила Нещадим и глава района Виталий Филоненко.
Это непростая инженерная задача - общая высота центральной фигуры вместе с постаментом 47 метров. До конца этого года все строительные работы на объекте будут завершены. Он посвящен мирным жителям Советского Союза, погибшим от рук немецко-фашистских захватчиков. Очень важно и символично, что именно в Ленинградской области было принято первое решение о признании геноцида мирного населения во время Великой Отечественной войны.
Крепитесь, скоро кончится это мучение. Скоро услышите о наших победах. У меня сейчас большой авторитет среди ком. Пиши, как вы живете и как сейчас настроение у всего города героя.
Очень сейчас устаю, в ночь приходится спать всего часа два, три, а то и совсем не спиш. Вообщем вертишься как корт в колесе. Но это все нужно для победы над гитлеровской сволочью. Передавай привет всем знакомым.
Каждый день фашисты устраивали в городе публичные расстрелы. В концлагерях, располагавшихся в районе села Рождествено, умерли около 7000 советских людей.
Оккупанты разрушили практически до основания многие городские здания, памятники русской архитектуры, которые были возведены на территории Гатчины и в её окрестностях. Утром 26 января 1944 года Гатчина была освобождена советскими войсками. Этот день по праву можно считать вторым днем рождения города.
Освобождение: как это было
Политика конфиденциальности. Главная. Новости. Освобождение Гатчины — последний шаг к окончательному освобождению Ленинграда от фашистской блокады. В этот день 80 лет назад наши войска освободили города Пушкин и Павловск от немецко-фашистских захватчиков.
День города Гатчина
- В Гатчинском районе собирают фотографии участников Великой Отечественной войны | Город Коммунар
- Лента новостей
- «Цитадель под Гатчиной»: знаем, помним, скорбим
- Дрозденко обратился к жителям Гатчины
- 26 января — день освобождения Гатчины от фашистских захватчиков
Освобождение Гатчины от немецко-фашистских захватчиков.
Гатчина, захваченная немцами ещё в первой половине сентября 1941 года, больше двух лет ждала освобождения. Праздник со слезами на глазах: 26 января Гатчина отметила юбилей своего освобождения от гитлеровской оккупации. Сегодня в Москве состоялось первое заседание Организационного комитета по подготовке и проведению празднования 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской. Выставка «Эвакуация» станет первой в серии, посвященной 80-летию освобождения Гатчины от нацистских захватчиков. Оккупация Гатчины началась 13 сентября 1941 года со вводом немецких войск и принесла городу огромные потери. Гатчина была освобождена 26 января, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады.
Что еще почитать
- Путник в ВК
- Гатчина отметила 80-ю годовщину освобождения от фашистской оккупации
- Память о Дне Освобождения Гатчины: Губернатор Дрозденко Выражает Благодарность и Почет Воинов
- Д/с «Освободители». Гатчина. На подступах к Ленинграду
- «Цитадель под Гатчиной»: знаем, помним, скорбим
Александр Дрозденко поздравил жителей Ленобласти с Днем освобождения Гатчины от захватчиков
На фоне грандиозной даты 80-летия снятия блокады Ленинграда как-то незаметно прошло 80-летие освобождения Гатчины от немецко-фашистских захватчиков – Самые лучшие и. Мы бережно храним память о подпольщиках и партизанах, о жертвах нацизма, о воинах, отдавших жизнь в ожесточенных боях за Гатчину, за освобождение оккупированной. В этот день войска Ленинградского фронта освободили Гатчину от немецко-фашистских захватчиков. Освобождение Гатчины от фашистских захватчиков стало последним шагом к полному снятию блокады Ленинграда.
Под Гатчиной установят 40-метровую стелу к 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады
Когда-то небольшая деревушка, каких тысячи под Ленинградом, с небольшими домиками, сараями, огородами, рощей, пением петухов и криком ребят на речке — теперь чистое поле, изрезанное траншеями, покрытое холмиками дотов, дзотов, блиндажей, усеянное вокруг минами. В каждой ложбинке, в овраге, кроме артиллерийских батарей, приютились небольшие землянки, настолько примитивные, что казалось бы чудом жить в них. Но люди жили, ели, спали в этих землянках, даже ухитрялись заниматься учебой и веселиться в минуты отдыха. И не день, не неделю, а долгие месяцы. Три ободранных дерева, чудом уцелевших от снарядов и бомб. Одна лишь речка по-прежнему весело журчала, искрилась на солнце, как и в прежнее мирное время». После войны деревня Гарры не была восстановлена. Ее местоположение удалось узнать, сравнив довоенную карту пригородов Ленинграда с современной. Деревня Гарры располагалась на берегу речки Кузьминки недалеко от нынешнего поселка Ленсоветовский.
Местность прекрасно просматривалась противником, поэтому «днем передвигаться по открытой местности было невозможно — самолеты, артиллеристы «гонялись» буквально за каждым солдатом». Артиллеристы работали ночью: рыли траншеи полного профиля, ячейки, маскировали огневые позиции и пути подхода к ним. Тракторы и машины были надежно поставлены в специально вырытые котлованы и тщательно замаскированы. И он не заставил себя особенно долго ждать. Рано утром 14 мая, когда солнце только поднималось над горизонтом, два ФВ-190 на высоте 22 появились правее Пушкина. Разведчик Петухов еще ранее по шуму мотора объявил «тревогу», и как только на приборе были получены данные, грянули один за другим два залпа. Разрывы легли вправо от цели, но этого было достаточно, чтобы истребители круто свернули с курса и скрылись в сторону Павловска. С этого дня почти каждый день приходилось вести огонь по одиночным целям противника», — вспоминал Юрий Владимирович Никулин.
В одну из майских ночей на позицию второй батареи привезли после лечения Николая Ивановича Белова. Когда он утром вышел в траншею и осмотрелся, то был поражен: перед ним, как на ладони видна была привокзальная часть города Пушкина, весь район Кузьмина и часть Павловского парка. За деревьями угадывался двор на улице Жуковского, где семья Беловых жила до войны. С 15 мая начались упорная боевая учеба и тренировки. Батарея отстреливалась по самолету, огневики чистили пушки, и занятия снова продолжались. Так шли дни, не нарушаемые никакими чрезвычайными событиями или происшествиями». На огневые позиции приехали ленинградские артисты эстрады, которые дали концерт. В этот день младшим командирам дивизиона вручили медали «За оборону Ленинграда» и сфотографировали их на память.
У Николая Ивановича это была единственная фотография за всю войну. Осенние дни и ночи были заполонены тревогами, боевой работой и учебой.
Днем 26 января бой за Гатчину кончился. Это была новая победа воинов Ленинградского фронта». Александр Иванович Шахов 1913-1978 гг. Продвижение замедляется. Нам известно — в Гатчине крупные силы противника… Продвигаемся к северной окраине города в район Красных казарм, беря, таким образом, Гатчину в полукольцо. Засекаем батареи противника в районе Хохлова поля. Несколько залпов, и вражеские орудия замолкают.
Немцы предпринимают яростные атаки. Они следуют одна за другой, но по всему чувствуется — силы врага на исходе… Мы вошли в город ранним утром 26 января. На проспекте 25 Октября горели некоторые здания. Потоком движутся войска по центральной магистрали города и на виду у всех — Коннетабль. На его шпиле — фашистская свастика. Несколько бойцов открыли по нему огонь из стрелкового оружия. Слишком больших размеров свастика — не сбить. Александр Фёдорович Фёдоров 1907-2001 гг. Некогда красивейший пригород Ленинграда был превращен фашистами в развалины.
На проспекте 25 Октября горели не только деревянные, но и каменные дома. Со стороны улицы Карла Маркса доносились одиночные выстрелы вражеских орудий. Очаги сопротивления наши артиллеристы уничтожили быстро, причем били по ним прямой наводкой. На некоторое время движение наших войск по проспекту 25 Октября приостановилось. Два моста между Домом культуры и Коннетаблем были взорваны врагом, разрушен был и Дом культуры. На высоком обелиске Коннетабль торчала огромная железная свастика. Солдаты не давали покоя командирам, просили разрешить сбить свастику выстрелом из орудия… Вскоре подошли саперные части, соорудили временные переправы, и мы двинулись дальше, на Запад». Соколов, рядовой 224-й стрелковой дивизии, из воспоминаний: «Мы штурмовали вражеские оборонительные линии и наступали в направлении обелиска на проспекте 25 Октября. Именно возле этого ориентира был горячий бой.
Мы штурмовали двухэтажное красное кирпичное здание, где, по данным разведки, находился штаб гитлеровской дивизии. В этом бою погибли мои дорогие боевые товарищи, да и сам я был дважды тяжело ранен. В 1969 году я впервые после войны посетил Гатчину и увидел тот дом, что стоит недалеко от железнодорожного переезда. Именно его мне и моим товарищам пришлось брать штурмом. Когда я увидел на стенах около окон выщербленные от наших пуль кирпичи, то не мог удержаться и невольно заплакал. Эти отметины напомнили мне прошлое… Тогда, в январе 1944 года, мы быстро пробежали мимо горящего дворца у самого памятника Павлу I. И только через несколько часов смогли овладеть зданием. К этому времени нас осталось только трое — мой товарищ из Узбекистана Авреев и Иван Головин из Ульяновской области. Из окон мы заметили, что большая группа фашистов пытается прорваться вдоль железнодорожного полотна к Варшавскому вокзалу.
Мы открыли дружный огонь, и почти каждая наша пуля настигала врага. Вскоре нам пришлось очень туго. Разъяренные фашисты полезли на приступ, ведя бешеный огонь. И скоро оба мои товарища были убиты.
Денисов, клубилась, горела, взрывалась. Дым, упираясь в небо, широким столбом стоял над городом. Низкие облака были окрашены отблеском пламени.
Шел штурм Гатчинского дворца. Возникая из темноты, бойцы устремлялись на вахт-парадную дворцовую площадь, расстреливая убегавших немцев, врывались внутрь дворца, штыками выковыривая засевших за кирпичными бойницами автоматчиков. Саперы тут же, на ходу, обрезали провода, идущие к фугасам, вынимали мины и взрывчатку из лестничных клеток и проломах в стенах. Штурм был стремителен. Днем 26 января бой за Гатчину кончился. Это была новая победа воинов Ленинградского фронта». Александр Иванович Шахов 1913-1978 гг.
Продвижение замедляется. Нам известно — в Гатчине крупные силы противника… Продвигаемся к северной окраине города в район Красных казарм, беря, таким образом, Гатчину в полукольцо. Засекаем батареи противника в районе Хохлова поля. Несколько залпов, и вражеские орудия замолкают. Немцы предпринимают яростные атаки. Они следуют одна за другой, но по всему чувствуется — силы врага на исходе… Мы вошли в город ранним утром 26 января. На проспекте 25 Октября горели некоторые здания.
Потоком движутся войска по центральной магистрали города и на виду у всех — Коннетабль. На его шпиле — фашистская свастика. Несколько бойцов открыли по нему огонь из стрелкового оружия. Слишком больших размеров свастика — не сбить. Александр Фёдорович Фёдоров 1907-2001 гг. Некогда красивейший пригород Ленинграда был превращен фашистами в развалины. На проспекте 25 Октября горели не только деревянные, но и каменные дома.
Со стороны улицы Карла Маркса доносились одиночные выстрелы вражеских орудий. Очаги сопротивления наши артиллеристы уничтожили быстро, причем били по ним прямой наводкой. На некоторое время движение наших войск по проспекту 25 Октября приостановилось. Два моста между Домом культуры и Коннетаблем были взорваны врагом, разрушен был и Дом культуры. На высоком обелиске Коннетабль торчала огромная железная свастика. Солдаты не давали покоя командирам, просили разрешить сбить свастику выстрелом из орудия… Вскоре подошли саперные части, соорудили временные переправы, и мы двинулись дальше, на Запад». Соколов, рядовой 224-й стрелковой дивизии, из воспоминаний: «Мы штурмовали вражеские оборонительные линии и наступали в направлении обелиска на проспекте 25 Октября.
Именно возле этого ориентира был горячий бой. Мы штурмовали двухэтажное красное кирпичное здание, где, по данным разведки, находился штаб гитлеровской дивизии. В этом бою погибли мои дорогие боевые товарищи, да и сам я был дважды тяжело ранен. В 1969 году я впервые после войны посетил Гатчину и увидел тот дом, что стоит недалеко от железнодорожного переезда. Именно его мне и моим товарищам пришлось брать штурмом. Когда я увидел на стенах около окон выщербленные от наших пуль кирпичи, то не мог удержаться и невольно заплакал. Эти отметины напомнили мне прошлое… Тогда, в январе 1944 года, мы быстро пробежали мимо горящего дворца у самого памятника Павлу I.
Тыл» в Гатчинском дворце В Государственном музее-заповеднике «Гатчина» состоялся круглый стол «Блокада. Тыл», посвященный 80-летию окончательного снятия блокады Ленинграда и освобождения Гатчины от нацистской оккупации. В работе круглого стола принял участие сотрудник Государственного музея «Исаакиевский собор».