Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад. Если сравнивать РАН и всю остальную науку, то по статистике прошлого года из ученых, занятых в гражданских исследованиях в России, в РАН работало примерно 13%.
«Революционные изменения»: глава РАН дал прогноз по развитию науки и нейросетей
Нечкина, И. Минц, В. Пичета, А. Нарочницкий; химики Н.
Зелинский и С. Наметкин; физики И. Тамм, В.
Фесенков и Е. Лившиц; филологи В. Виноградов, Н.
Бельчиков, П. Сакулин; биолог М. Гиляров и др.
В 1924—1939 гг. Шестаков, который возглавлял коллектив авторов «Краткого курса истории СССР», победившего в конкурсе на лучший учебник для 3 и 4 классов. В 1987—2013 гг.
Матросов в 2008 г. Шпольского в МПГУ. Ленина — МПГУ, где будет отмечена роль наших выдающихся преподавателей-ученых, носивших высокие академические звания.
Поздравляем всех работников и ветеранов МПГУ, внесших вклад в развитие отечественной науки!
Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы — домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи.
Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук. Современный логотип Российской Академии Наук Академия была основана 28 января 8 февраля 1724 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста.
Первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост родился в Москве в 1692 году. Первоначальное образование ему дал отец — Лаврентий Алферович Блюментрост — ведущий специалист по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа. Отец занимался с ним греческим и латинским языками. Потом свои знания иностранных языков он оттачивал у немецких профессоров, проживавших и практиковавших в России. Школу он окончил, показав выдающиеся способности, так что уже в 15 лет слушал медицинские лекции в Галле и в Оксфорде.
Затем Блюментрост отправляется в Голландию, где под руководством известного голландского ученого Германа Бургаве защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Петр Великий назначил его лейб-медиком при дворе, а также на него было возложено заведование Императорской библиотекой и Кунсткамерой. Христиан фон Вольф 1679-1754 — немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, основоположник языка немецкой философии. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 — 1755 — лейб-медик Петра I; первый президент Академии наук и художеств. В 1724 г.
Но не только заседаниями занималась Академия. Почти сразу же начались эксперименты: например, уже в 1728 году Георг Бильфингер показывал свой усовершенствованный термометр и все высказались за дополнительную экспериментальную проверку изобретения , а в 1727 году генерал-фельдцехмейстер Гинтер «провел на загородном пустыре опыты по наблюдению вертикального полета пушечных ядер для изучения скорости распространения света и звука в воздухе», где присутствовали иностранные гости и академики. Одновременно начались экспедиции — как научные например, для сбора новых ботанических коллекций , так и чисто практические — сразу же начались поездки в разные регионы России для картографии и определении координат городов нашей страны. Разумеется, Академия занималась и издательской деятельностью. Помимо отдельных книг и календарей на текущий год, уже в 1728 году Академия начала обсуждать свой научный журнал.
В апреле состоялось интересное обсуждение названия: Acta Academiae некоторые сочли неблагозвучным, Acta Societalis — не соответствующим целям Петра — и остановились на Commentarii Academiae. А из вариантов «Петербургские» или «Российские» выбрали первый. Но самое необычное дело у Академии было в 1727—1729 годах, когда государством правил Петр II. Академикам поручили составление… учебников для одного ученика — самого Петра, которому в момент вступления на престол было всего 11 лет! Но что сказать — это дело государственной важности.
К сожалению, Петр Второй умер в январе 1730 года от оспы. А Анне Иоанновне учебники были уже не нужны.
Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной.
Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы — домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук. Современный логотип Российской Академии Наук Академия была основана 28 января 8 февраля 1724 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения.
Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста.
Похороны Академии наук. Кто и зачем пытается завершить развал РАН?
Одновременно начались экспедиции — как научные например, для сбора новых ботанических коллекций , так и чисто практические — сразу же начались поездки в разные регионы России для картографии и определении координат городов нашей страны. Разумеется, Академия занималась и издательской деятельностью. Помимо отдельных книг и календарей на текущий год, уже в 1728 году Академия начала обсуждать свой научный журнал. В апреле состоялось интересное обсуждение названия: Acta Academiae некоторые сочли неблагозвучным, Acta Societalis — не соответствующим целям Петра — и остановились на Commentarii Academiae. А из вариантов «Петербургские» или «Российские» выбрали первый. Но самое необычное дело у Академии было в 1727—1729 годах, когда государством правил Петр II. Академикам поручили составление… учебников для одного ученика — самого Петра, которому в момент вступления на престол было всего 11 лет! Но что сказать — это дело государственной важности. К сожалению, Петр Второй умер в январе 1730 года от оспы. А Анне Иоанновне учебники были уже не нужны. Тем не менее и новая императрица поддержала Академию.
Работы продолжились».
В том числе грамотная диагностика сразу после рождения или даже ещё во время беременности может позволить организовать такую профилактическую работу, которая не даст заболеванию развиться в принципе. Участники мероприятия отметили, что каждый год приносит абсолютно новые подходы к ведению пациентов. Это и генная трансплантация стволовых клеток, и использование клеточных технологий, и появление генных препаратов.
Пренатальная диагностика спасает всё больше пациентов О тенденциях и прорывах в сфере лечения новорождённых детей подробно рассказал президент Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины Николай Володин. Он напомнил, что раньше акцент делался на неонатальной медицине, то есть на лечении и профилактике заболеваний у новорождённых детей, а сейчас активно развивается перинатальная медицина, когда возможные отклонения выявляются ещё до рождения ребёнка. В том числе на новый уровень вышла фетальная медицина лечение врождённых дефектов у плодов, которые ещё находятся в матке. Кроме того, Николай Володин привёл пример отечественной разработки, которая существенно облегчила помощь только что родившимся детям с осложнениями по линии дыхательной системы.
По американской технологии баллоны с азотом после использования приходилось отправлять на «дозаправку», и если их потом надо было везти в отдалённые города, это было большой проблемой. Сегодня Росатом разработал технологию получения азота из окружающего воздуха, и это тоже стало большим прорывом. Фармакология и генетика развиваются вместе Ректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Дмитрий Сычёв рассказал о том, как в сегодняшних реалиях меняются подходы в фармакологии. Фактически именно в недрах советской фармакологии зародилась методология доказательной медицины, когда применяются те препараты, эффективность и безопасность которых доказана в масштабных исследованиях.
Сейчас методология доказательной медицины дополняется методологией так называемой персонализированной медицины. Она позволяет подобрать для пациента то лекарство, которое будет эффективно, безопасно и в то же время экономически целесообразно. Фармацевты и врачи сегодня регулярно проходят курсы повышения квалификации.
Академия занималась не только теоретическими знаниями, но и изучала область их применения. В отличие от европейских научных академий она являлась и учебным заведением. Кроме университета, при ней организовали гимназию. Работали кунсткамера, обсерватория, типография, библиотека. Начали печатать газету. Академии принадлежала ведущая роль и в общем развитии российской культуры. В 1742 году работать в академии начал Михаил Ломоносов, с ним связана целая эпоха в истории российской науки.
Выдающимся вкладом в мировую науку явилось создание Д. Менделеевым периодической системы химических элементов, ставшей основой химии. Конец XIX в. Вернадского - одного из основоположников геохимии, создателя учения о биосфере и ноосфере. Наступил 1917 год - год великих потрясений. Большинство ученых не приняли Октябрьскую революцию.
Но академики при этом не отказались от профессионального сотрудничества с Советской властью. Академия наук, бывшая Императорская, пришла с новым названием - Российская РАН , отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны. В ее состав входили три отделения - физико-математическое, исторических наук и филологии, русского языка и словесности, объединявшие два исследовательских института, 19 лабораторий, станций и музеев, 21 академическую и приакадемическую комиссии. Общая численность сотрудников достигала 220 человек, из них 45 академиков. Уже после Февральской революции 1917 г. Академия наук впервые начала сама избирать своего президента, до этого президенты Академии назначались указами императора.
Первым выборным президентом Российской академии наук стал А. Карпинский, занимавший этот пост с мая 1917 по июль 1936 г. Александр Петрович Карпинский, русский учёный, горный инженер и геолог, академик и первый выборный президент Российской академии наук. Постановлением правительства 1925 г. Академия была признана «высшим всесоюзным ученым учреждением». В 1938 г.
В это время были созданы Институт генетики во главе с Н. Вавиловым, Институт физических проблем во главе с П. Велика роль академии в укреплении обороноспособности страны. Особенно ярко проявилась она в годы Великой Отечественной войны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т. Получили известность работы М.
Келдыша и С. Христиановича по совершенствованию авиационной техники, А. Александрова по защите военных кораблей от магнитных мин, А. Берга в области радиолокации, А. Благонравова по созданию научных основ проектирования стрелкового вооружения. Ученые внесли большой вклад в совершенствование артиллерийских систем и в создание реактивного вооружения.
Ильюшина, А. Яковлева, А. Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации. В результате развития фундаментальных исследований были достигнуты значительные успехи в теоретической физике, астрофизике, химии, геологии.
Российской академии наук 300 лет
Российская (РАН), отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года по распоряжению Петра I был издан указ правительствующего Сената об учреждении Петербургской академии наук. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Это лишь последние официальные данные от Института проблем развития науки РАН. Культовое здание, символ советской науки! О металлических конструкциях на крыше до сих пор ходят легенды. В Архиве РАН хранятся личные фонды президентов Академии наук, нобелевских лауреатов, выдающихся исследователей.
Российская Академия наук как высшее научное учреждение России
Со дня основания Академия занималась и издательской деятельностью. Это один из важнейших видов работы, необходимый для укрепления связи образования и науки, развития образовательной деятельности. Пётр позволил обучаться в Академии всем желающим и способным, независимо от знатности происхождения их рода. Российская Академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России.
Академии вернут ее издательство! Красников: Российская академия является учредителем и соучредителем 150 научных журналов, 103 журнала переводятся на английский язык. Но к сожалению, на определенном этапе РАН утратила свою издательскую базу. Речь идет об издательстве "Наука", которое всего лишь на несколько лет моложе самой академии. Это издательство было доведено до состояния банкротства, что в конечном итоге привело к тому, что для издания научных журналов академия вынуждена была перейти на систему аутсорсинга. Во время аукционов по выбору издателя для наших научных журналов происходит катастрофическое занижение стоимости, что напрямую сказалось на самом финансировании журналов.
Сейчас решается вопрос о возвращении издательства "Наука" в рамки издательства академии. Но ранее всегда подчёркивалось , что главное проблемой в этом является недостаточное финансирование на издательскую деятельность вообще и на переводы работ на английский язык в частности. В связи с этим мы задали вопрос вице-президенту РАН академику Владиславу Панченко, курировавшему эту проблему. Панченко: Все расчеты по переведению издательства "Наука" в рамки академии наук и увеличению ее финансирования уже проведены и представлены правительству. Эта проблема возникла из-за того, что к проблеме издательской деятельности раньше подходили только с точки зрения бизнеса, не думая о научной необходимости. Теперь пришло время это изменить. Правовая защита научных сотрудников Корр. Этот раздел доклада назывался "Отношение к правовой проблеме". Красников: Мы создали специальный консультативный механизм, который призван обеспечить членов академии правовой защитой.
В этом принимают участие академические юристы, ученые-правоведы. Все случаи, конечно, разные, но каждый из них мы стараемся рассмотреть и всесторонне разобрать по сути происходящего, и оказать поддержку и правовую помощь, если таковая необходима. Конечно, мы находимся в постоянном контакте с правоохранительными органами. В открытом письме работников Сибирского отделения РАН, который опубликован от имени коллектива, говорится, что в работе этого ученого и трех других, которые в течение года были подвергнуты аресту по той же статье уголовного кодекса, речь идет исключительно о проблемах фундаментальной науки.
На телевидении сразу началось шельмование.
Когда я был студентом, «вся страна» навалились на Пастернака, а в 70-е годы на других диссидентов. Это порочная практика. Последние месяцы в средствах массовой информации появились обвинения Академии наук, что она стала «махровым гнездом либералов», потому что несколько десятков членов РАН подписали коллективные декларации против СВО. Всего несколько десятков из 2000 членов РАН. Члены РАН — выдающиеся ученые в своих областях.
В РАН сосредоточены почти все выдающиеся ученые страны. Поэтому с обвинениями и предложениями «пересоздания» надо быть как минимум осторожными. Я противник подписывания членами РАН политических документов особенно, когда ведутся боевые действия. А что касается критики руководителей страны, то она порой необходима, но не во имя свержения особенно в период боевых действий , а во имя исправления ошибок и улучшения руководства. Только преследуя такие цели, мы обсуждаем положение в стране и нашей науки.
Ведь только сейчас мы осознали, что мы потеряли промышленность, мы не производим никаких деталей, остались в основном только сборочные цеха. Мы обо всем этом предупреждали, никто нас не слушал. Тяжелое положение и в микроэлектронике, научным лидером которой является президент РАН Геннадий Красников. Нельзя от него требовать, чтобы за год, став президентом РАН, он существенно изменил положение в этой отрасли. Он должен поднимать эту отрасль, как ученый и как президент РАН.
Должен наладить наше научное сообщество, чтобы оно было более независимым от чиновников, от их неквалифицированных распоряжений. При нынешней ситуации говорить, что президент академии виноват, что он ничего не делает, у меня язык не поворачивается. По разным вопросам академик Красников старается помочь, никогда не отказывается от встречи, возможности что-то обсудить. Сейчас не в этом дело. Сейчас проблема в общем положении науки и всей сферы развития человека — образование, наука, культура, здравоохранение.
Эта сфера уже в течение трети века в два раза меньше финансируется в долях ВВП по сравнению с Европой и США и, кроме того, подвергается разрушительным чиновничьим реформам». Алексей Хохлов, академик, завкафедрой физики полимеров и кристаллов Физического факультета МГУ: «Чтобы оценить итоги первого года работы нового руководства РАН, целесообразно начать с вопроса, зачем вообще нужна Российская академия наук в ее нынешнем статусе, без институтов и без возможностей проводить научные исследования. Одна из важных сторон деятельности РАН — научная экспертиза. После этого были отработаны все технические нюансы процесса экспертизы включая перевод в цифру , был сформирован корпус из 5 тысяч экспертов РАН, и собственно экспертиза начала проводиться с 2019 года. К сентябрю 2022 года эта деятельность была уже поставлена на устойчивые рельсы.
За истекший год она продолжалась «по накатанному». Там речь идет о том, что РАН должна согласовывать кандидатуры директоров академических институтов, реорганизацию и изменения в уставах институтов. Работа РАН в этом направлении за истекший год вызвала существенную критику в научном сообществе. В частности, упомяну здесь февральское решение о передаче семи академических институтов в Курчатовский институт, которое было без звука одобрено Президиумом РАН, а также августовское резонансное увольнение по инициативе РАН двух успешных директоров академических институтов причем у организовавших этих увольнения членов РАН явно прослеживался конфликт интересов. Третье направление — издание научных журналов.
Здесь новое руководство РАН затеяло существенную «перестройку» той системы, которая худо-бедно работала в РАН на протяжении последних тридцати лет и обеспечивала регулярный выпуск журналов одновременно на русском и английском языке. В результате выпуски журналов этого года стали выходить с существенными задержками, с многими текстами статей этих выпусков нельзя ознакомиться до сих пор. Четвертое направление, которое я считаю наиболее важным. РАН существует не сама по себе, она призвана быть «голосом» российского научного сообщества в структурах власти, поддерживать те решения, которые сделают более эффективными и комфортными научные исследования. К сожалению, за последний год мне не удается припомнить ни одного примера каких-либо инициатив РАН по этим вопросам подобных, например, закону о «научной аспирантуре» или программе обновления приборной базы.
Руководители РАН предпочитают говорить общими фразами, избегая острых вопросов и какой-либо конкретики.
Федерация с 1991 года является высшим самоуправляемым научным учреждением в России. Первоочередной задачей Российской академии наук является проведение фундаментальных исследований в области естественных и социальных, инженерных и гуманитарных наук и их применения для содействия экономическому, социальному и духовному развитию общества, а также изучение новых возможностей для научных и технологических исследований. Избраны все члены и должностные лица Российской академии наук.
Российская Академия Наук
История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. Хорошая новость в том, что вице-президент РАН Степан Калмыков выносит вопрос об отмене ранжирования академических институтов на ближайшее заседание комиссии РАН по. 5 лет назад противники закона о реформе российской науки РАН уже хоронили. Михаил Мишустин поздравил с 300-летием РАН руководителя и коллектив Академии Наук.
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
Новиков, А. Хинчин; историки М. Покровский, М. Нечкина, И. Минц, В. Пичета, А. Нарочницкий; химики Н.
Зелинский и С. Наметкин; физики И. Тамм, В. Фесенков и Е. Лившиц; филологи В. Виноградов, Н.
Бельчиков, П. Сакулин; биолог М. Гиляров и др. В 1924—1939 гг. Шестаков, который возглавлял коллектив авторов «Краткого курса истории СССР», победившего в конкурсе на лучший учебник для 3 и 4 классов. В 1987—2013 гг.
Матросов в 2008 г.
В 1936 году в состав Академии наук вошла «Коммунистическая академия». Ельцина от 1991 года в статусе высшего научного учреждения России. Президентом новой РАН был назначен Ю. Осипов, в 2008 году он был переизбран на свой пост. Устройство РАН Российская академия наук РАН является самоуправляемой некоммерческой организацией учреждением , имеющей государственный статус.
Российская академия наук действует на основе законодательства Российской Федерации и собственного Устава.
Российская академия наук отметит 300-летний юбилей. Датой ее основания считается 8 февраля — с 2000 г. Фото на обложке: здание Президиума Российской академии наук на Воробьёвых горах в Москве. Петр I, советы Лейбница и европейский опыт Конечно, до начала реальной работы Академии наук Петр I не дожил, но своим существованием и своей ролью в жизни России она обязана именно Петру, его энергии, энтузиазму преобразователя и вниманию к европейским достижениям. Уже во время своего первого большого заграничного путешествия — так называемого великого посольства 1698—1699 гг.
В частности, в Амстердаме Петр общался с хирургом и анатомом Фредериком Рюйшем и взял у него несколько практических уроков; а во время следующего великого посольства в 1717 г. Именно для нее было выстроено здание, где Академия наук размещалась изначально. Кроме того, в зарубежном путешествии 1698—1699 гг. Петр познакомился Готфридом Лейбницем — выдающимся философом и математиком; их общение активизировалось в 1711 г. Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в России.
В 1716 г. Готфрид Лейбниц умер, однако идею Петр сохранил и в ходе второго длительного заграничного посольства 1716—1717 гг. Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь.
Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1.
Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя. Петр Алексеевич Романов, 30.
Петр познакомился с Лейбницем в 1711 г. И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г. Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий.
Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют».
Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург.
Хронотоп: Российская академия наук
Состоялось заседание Президиума Российской академии наук, посвящённое 300-летию РАН. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с. Институт российской истории Академии наук (ИРИ РАН) запускает уникальный проект – 20-томник «История России», который призван обобщить всю собранную на данный момент.
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
Сегодня РАН – ведущая научная организация, объединяющая множество институтов и научных центров по различным областям знаний. Российские ученые на судне «Академик Мстислав Келдыш» впервые провели исследования придонных течений в абиссальном (глубоководном). Президент России подписал указ о медали в честь 300-летия основания Академии наук. Позиции РАН и РАО, судя по выступлениям Красникова и Васильевой, совпадают в понимании того, что наука не может двигаться вперед без талантливых, квалифицированных кадров.