Новости осада ленинграда

В этот день в 1941 году началась Блокада Ленинграда Подробности мрачных событий, происходивших на берегах Невы в середине прошлого века. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, в январе 1943 года произошел ее первый прорыв, а окончательно снять ее удалось только 27 января 1944 года. Осада Ленинграда стала самой кровопролитной в истории человечества. Самая жестокая осада в истории человечества — 27 января была снята блокада Ленинграда.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ВОСПОМИНАНИЯ О СТРАШНЫХ ДНЯХ.

Солдатам, которые сражались на передовой, — по 500 граммов в день, рабочим горячих цехов — по 375 граммов, остальным труженикам — по 250 граммов, служащим, иждивенцам и детям — всего по 125 граммов. Именно 125, а не 150, 170 или 173, как пишут в некоторых источниках. То, что сегодня мы не задумываясь съедаем в два укуса, голодные мужчины, женщины и дети, растягивали на 24 часа, чтобы выжить. Именно поэтому блокадные 125 граммов — сейчас один из главных символов блокады Ленинграда. Современники пишут о 900 днях, но это не более, чем красивое преувеличение — для более ровной и красивой цифры. И все же, объективности ради стоит отметить, что некоторые историки называют 21 января днем полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады — это день, когда бойцы Красной армии взяли под контроль Новгород и на этом атака на Ленинграда прекратилась.

Именно благодаря этой победе военным инженерам удалось создать долгожданный сухопутный коридор, который соединил осажденный город с остальной страной. Прежде единственная дорога, по которой в город доставлялись продукты и топливо, проходила по льду Ладожского озера — это «Дорога Жизни». Провал под лед на «Дороге Жизни».

Переломным моментом стал прорыв блокады Ленинграда в ходе операции «Искра» 18 января 1943 года. Уже 7 февраля в Ленинград пришел первый поезд по построенному железнодорожному пути, соединявшему город и страну. Ленинград выстоял, став для всего человечества примером беспримерного героизма и мужества. Подвиг ленинградцев не будет забыт никогда, память о жертвах блокады будет жить вечно. Мы низко склоняем голову перед светлой памятью тех, кто отдал свои жизни за Родину. В октябре 2022 года Санкт-Петербургский городской суд в открытом процессе признал геноцидом блокаду Ленинграда оккупационными властями, войсками нацистской Германии и их пособниками в 1941-1944 годах. Героическим событиям того времени посвящены: мемориал «Разорванное кольцо», музей «Дорога жизни», мемориал «Невский пятачок», мемориал «Синявинские высоты», музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» и другие мемориалы, памятники, музеи.

В День поминовения защитников Ленинграда по всей стране проходят памятные акции, цель которых — отдать дань уважения павшим и живым. В Музее-институте семьи Рерихов помнят и чтят подвиг героических защитников Ленинграда.

Они выстояли, выжили, смогли встать на ноги и создать семьи. Но в памяти каждого из них навсегда остались заиндевевшие стены петербургских квартир, занесенный снегом Невский, очереди за хлебом, тела погибших от голода соседей. Показать больше.

Она планировалась еще с 1942 года, а началась 12 января 1943-го, боевыми действиями руководили маршалы Георгий Жуков и Климент Ворошилов. Сухопутные войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации Балтийского флота решительно атаковали немецкую армию на шлиссельбургско-синявинском выступе. Прорыв блокады Ленинграда: дата Долгожданное событие произошло 18 января 1943 года. В результате наступления советских войск был освобожден город Шлиссельбург.

Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город

Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства.

Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ.

В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину.

Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. На момент сентября 1941 года в окружённом городе оставалось 2 миллиона 887 тысяч жителей. Далее официальная советская историография утверждает, что в ходе эвакуации 1941-43 годов из города было вывезено до 1 миллиона человек — тогда непонятно, откуда берётся цифра в 2 миллиона погибших в ходе блокады, которую называют некоторые исследователи. Для минимального снабжения города припасами существовала единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, под названием "дорога жизни". В летнее время снабжение проходило по воде, зимой — автомобильным и гужевым способом.

По "дороге жизни" в город доставлялось минимальное количество продовольствия, которого всё равно не хватало на всех жителей города — "блокадный" карточный паёк составлял всего 125 грамм хлеба в день. Военные предприятия в блокадном Ленинграде продолжили свою работу — что интересно, сотни танков, бронемашин, десятки бронепоездов и миллионы снарядов, которые были выпущены в городе во время блокады — спокойно покинули пределы города. Собственно, вот это в кратком пересказе и есть вся история блокады Ленинграда, о которой рассказывалось в советских книжках. Первый и главный вопрос, который возникает после изучения фактов,— а почему, собственно, не эвакуировали тех, кто не был занят на военных производствах? Ну ладно, ещё можно понять, что функционирование военных заводов в Ленинграде было необходимостью — но почему не вывезли полностью всех остальных горожан, вроде музыкантов, конторских работников и прочих подобных категорий граждан? Помню, как на уроках музыки нам рассказывали о героическом оркестре, который в блокадном Ленинграде исполнял Седьмую симфонию Шостаковича, а какая-то бабушка отдала последнюю картошку, чтобы дирижёр смог накрахмалить воротничок. У меня возникает вопрос — а что все эти люди, включая бабушку, оркестр и дирижера, вообще делали в осаждённом городе? Официально по "блокадным нормам" этим людям выдавали паёк в три раза ниже, чем тем, кто был занят на производстве — а это значит, что фактически обрекали их на голодную смерть.

Главная страница 18 января — День прорыва блокады Ленинграда Во вражеской осаде Ленинград провел 900 страшных дней и ночей. В истории Великой Отечественной войны блокада города на Неве — это символ нескончаемой силы духа и мужества 18 января 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов в ожесточенных боях удалось восстановить связь со страной. Прорыв блокады стал переломным моментом. Это событие придало силы, отваги и смелости защитникам и жителями блокадного Ленинграда. Героическая дата еще один повод вспомнить подвиг ленинградцев и почтить память павших в боях за любимый город. Музеи и театры нашего города подготовили насыщенную программу, посвященную памятной дате. Вот некоторые из них: Президентская библиотека имени Б.

Осада Северной столицы продолжалась с 8 сентября 1941 года. Она длилась 872 дня. По официальным данным, блокада унесла жизни более 630 тысяч ленинградцев, хотя, по подсчётам историков, эта цифра может достигать и 800 тысяч. За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам. Кольцо вражеской осады было разорвано в результате успеха операции «Искра» Красной армии.

Подсчитан экономический ущерб от блокады Ленинграда

За время блокады 632 253 человека погибли от голода, почти 17 тысяч гражданских умерли при артобстрелах и бомбардировках. Несмотря на то что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всем Ленинградском фронте. Наступательная операция «Искра» повернула вспять ход битвы за Ленинград. Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам. Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги.

Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Рано утром 19 января город был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 г. Семь январских дней: Прорыв блокады Ленинграда, 12—18 янв.

Отрезанный от сухопутной связи со страной, в течение последующих 872 дней блокады сообщение поддерживал только по воздуху и Ладожскому озеру.

Именно к его побережью из Ленинграда вела Ириновская железнодорожная ветка. В кольце оказались около двух с половиной миллионов жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородных районных. На защиту вместе с обычными людьми выступили более полумиллиона военнослужащих, куда входили практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта. На момент начала осады Ленинграда город имел недостаточное количество продуктов и топлива для длительной блокады. Ситуация усугубилась несколькими пожарами в сентябре 1941 года, произошедшими на Бадаевских складах в следствии бомбёжки. Немцы полагали, что отрезав город от суши, смогут воспользоваться бедственным положением людей из-за нехватки пропитания.

Сегодня 80 лет, как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда 18. Осада Северной столицы продолжалась с 8 сентября 1941 года. Она длилась 872 дня.

По официальным данным, блокада унесла жизни более 630 тысяч ленинградцев, хотя, по подсчётам историков, эта цифра может достигать и 800 тысяч. За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам.

Кто виноват в блокаде Ленинграда

Жительница блокадного Ленинграда Галина Хмелева вспоминает всеобщее безумие, когда посреди улицы замертво упал конь. Осада Ленинграда длилась 872 дня, в ней оказались 2,887 миллиона жителей, в том числе 400 тысяч детей. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. Практически с первых дней осады в Ленинграде начался массовый голод. Самая длительная и жестокая осада в военной истории человечества Операцию по захвату Ленинграда войска Вермахта начали 10 июля 1941 года. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции.

«Эта память – наша совесть». Россия не забудет подвиг защитников и жителей блокадного Ленинграда

Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте.

К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов.

Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней. Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками.

Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель.

Для жителей осажденного города этот методичный стук был сигналом к действию: быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный — отбой. Также в городе работало радио, жителям запрещено было выключать приемники. Дополнительно информация транслировали на улицах, через 1,5 тысячи установленных на домах и столбах громкоговорителей. Но именно этот пронзительный стук метронома до сих пор — то, что невольно возвращает тех, кто пережил эти ужасные 872 дня, в Ленинград 1941—1943 годов. Оливково-зеленая лента Установлена в качестве символа еще 10 лет назад, в честь 65-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей. По некоторым данным, несколько тысяч усатых-полосатых привезли в город сначала из Ярославской области, а после из Сибири — для борьбы с грызунами. К этому моменту осмелевшие крысы и мыши уже неплохо освоились на улицах города, в домах и квартирах. Они подъедали из без того скудные запасы продовольствия, а еще переносили страшные инфекционные заболевания.

Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было. На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы. Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое. К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте. В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города. Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов. Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки". Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами. Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу. Таким образом в сентябре 1941 года вероятность потери Ленинграда оценивалась как очень высокая. Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц. Поэтому в сентябре масштабы его поставок в Ленинград оказались такими незначительными.

872 дня, 630 тысяч человек, 125 граммов хлеба. Блокада Ленинграда в цифрах и фактах

Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил заявление прокуратуры города о признании блокады Ленинграда немецкими войсками и их пособниками геноцидом советского народа. Программа передач, главные новости дня, комментарии экспертов. Уникальные съемки военной техники и фильмы об армии. Главная» Новости» Блокады ленинграда в 2024 году. Блокада, организованная гитлеровцами, была направлена именно на вымирание и уничтожение Ленинграда.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров. При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами. На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям. Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.

С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу. Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.

Далее, советские историки уверяли: версия о том, что пожар на Бадаевских складах был одной из главных причин голода, не соответствует действительности. На складах было всего 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара — по действовавшим тогда нормам полуторасуточный расход муки и трехсуточный сахара для города 1 тысячу тонн горелой муки и 900 тонн горелого сахара потом использовали пищевые предприятия города; самой голодной зимой 1941—1942 годов землю Бадаевских складов, в которую впитался жженый сахар, выкапывали и ею даже торговали на ленинградских толкучках — землю заливали водой, процеживали, а мутную сладкую воду кипятили и пили.

Ленинградцы были уверены, и говорили об этом открыто, что склады были подожжены: возможно, проворовавшимися работниками, возможно — войсками НКВД немцы были у самого города, а установка была такова — ни килограмма зерна, ни литра бензина не должно достаться врагу. Невский проспект осенью 1941 г. Интересно, что именно в этот день Военный совет Ленинградского фронта по настоянию Ворошилова и Жданова утвердил план мероприятий по выводу из строя важнейших промышленных и оборонных объектов города, а также с одобрения Сталина план уничтожения кораблей Балтийского флота и судов торгового флота. Прилетевший в Ленинград 10 сентября Жуков прикажет отменить минирование кораблей. Да, возможно, они погибнут. Но если так, они должны погибнуть только в бою, стреляя. И когда потом немцы пошли в наступление на приморском участке фронта, моряки так дали по ним со своих кораблей, что они просто-напросто бежали. Еще бы!

Рабочий отряд. Автор Александр Михайлов Представляете себе, какая это силища? Сталин осуждающе посмотрел на говорившего, но продолжал молчать, устремив взор на карту. Кроме того, они ведут активные действия под Ленинградом, что тоже отвлекает большие резервы. Целью операции был прорыв блокады Ленинграда. Однако из-за недостатка сил и вооружений 54-я армия продвинулась на синявинском направлении только на 6—10 километров, а соединения Ленинградского фронта захватили в районе Московской Дубровки лишь небольшой плацдарм. В этот день на кавалькаде из легковых машин на фронт у Красного Села, в 25 километрах от Ленинграда, прибыл Климент Ворошилов. Тут произошел эпизод, который потом оброс множеством легенд.

Одни говорили, что, когда наши войска под шквальным огнем противника начали отступать, Ворошилов с группой офицеров бросился вперед, остановил солдат, те же, увидев Ворошилова, стоявшего в полный рост, устыдились и пошли в наступление. Автор Рафаил Мазелев Однако, по воспоминаниям очевидца, Ворошилов всего-навсего вышел из машины, поговорил с командиром подразделения, который, крутя ус, пообещал, что сейчас поднимет дивизию в бой. А дивизия эта — необстрелянная дивизия народного ополчения, состоявшая из пожилых или совсем молодых людей, с одной винтовкой на пятерых, под огнем противника лежала в окопах. Ворошилов мрачно заметил усатому командиру, что, видимо, только присутствие маршала подвигло его принять решение перейти в наступление. Английский журналист Александр Верт выскажет предположение, будто Ворошилов, осознавая свою вину за отступление войск в Прибалтике и под Ленинградом, приехал на фронт искать смерти на поле боя. Как бы там ни было, в личной храбрости Клименту Ефремовичу отказать было нельзя. В этот день Георгий Жуков прибыл в Ленинград и сменил Климента Ворошилова в должности командующего войсками Ленинградского фронта. Жуков до своего следующего нового назначения, последовавшего 10 октября, принял энергичные меры по защите Ленинграда: усилил противотанковую оборону, начал строительство глубокоэшелонированной обороны на наиболее уязвимых участках, снял большую часть моряков с кораблей на сушу, а с конца сентября организовал активные боевые действия.

Жуков вернется в Ленинград в 1943 году руководить прорывом блокады. К началу блокады было утрачено около 70 процентов энергетических мощностей города. Энергия шла на оборонные и промышленные предприятия Ленинграда. Уже осенью в жилые дома перестали подавать свет. С распространением необоснованных иллюзий нужно покончить… Мы в дальнейшем не будем утруждать себя требованиями капитуляции Ленинграда. Композитор Дмитрий Шостакович первый справа в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. В этот день стоявшая там советская арт-батарея отразила 10 атак танков и пехоты. В неравной схватке погибли расчеты 1, 2, 3 и 4-го орудий, лейтенант А.

Антонов и политрук А. Скулачев подорвали себя и окруживших их немцев гранатами. Раненых моряков гитлеровцы привязали колючей проволокой к стволам орудий, облили бензином и сожгли заживо. Батарея продолжит сопротивление до 14 сентября, когда, израсходовав все боеприпасы, уцелевшие моряки около 100 человек , подорвут оставшиеся орудия и отступят к Пулково. Запасов продовольствия для войск и жителей оставалось: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. На его борту было 3,5 тысячи человек. При первом же налете немецкой авиации взорвался боезапас; из всей команды уцелели эти семеро. Моряки под непрекращающимся обстрелом боролись с огнем.

Но за эти несколько дней Жуков уже успел организовать артиллерийскую завесу — поставить на передний край все имевшиеся орудия, вплоть до снятых с кораблей Балтийского флота орудий и зениток ПВО. Утром 14 сентября был нанесен первый удар и освобождены Сосновка и Финское Койрово. Воронка от бомбы на Фонтанке. Так как лесистая местность затрудняет обнаружение с наблюдательных пунктов, то вести прицельный огонь по дзотам невозможно. Но обещал выступить не позже 17 сентября. А в этот день немцы возобновили наступление и начали продвигаться вперед к южным окраинам Урицка и поселка Володарского. Расход продовольствия сверх тех количеств, которые полагались выдавать по карточкам, был категорически запрещен. Выдача кому бы то ни было разовых талонов а их выдавалось до этого несколько тысяч была запрещена.

Дмитрий Васильевич был выдающимся организатором, и предпринятые им меры спасли не одну жизнь в блокадном городе. Павлов отобрал несколько сотен ленинградцев, проинструктировал их, и те прошли по городу, заглянули в каждый подвал, склад, вагон, где могло храниться съестное, и в итоге обнаружили: 8 тысяч тонн солода на пивоваренных заводах, 5 тысяч тонн овса в интендантстве, 4 тысячи тонн хлопкового жмыха в порту. Жмых этот раньше в пищу не применяли, считалось, что содержавшееся в нем ядовитое вещество госсипол опасно для здоровья. Павлов заставил провести несколько опытов, которые установили, что при высокой температуре госсипол разрушается. Все это свезли на хлебозаводы и стали добавлять к имевшейся пока муке. Павлов обратил внимание на то, что на мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Ее тоже собирали, обрабатывали и добавляли в хлеб. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука.

Подняли со дна Ладоги мешки с зерном с затонувших при бомбежке барж. Все это дало 31 тысячу тонн всевозможных суррогатов, что позволило кормить население города и войска в течение 25 дней. Павлов переговорил с возглавлявшим хлебопечение в городе Николаем Смирновым, и тот придумал заменитель масла, которым смазывали формы при выпечке хлеба. Ежедневный расход масла, таким образом, удалось уменьшить на 2 тонны. В эту же ночь произошла гибель судна с большим количеством гражданских и военных людей. Курсанты военно-морских училищ Ленинграда, успевшие повоевать, через Ладожское озеро должны были отправиться в тыл для формирования особого курсантского батальона. Но к этому времени баржа оказалась уже на треть загружена людьми из различных учреждений и другими пассажирами. В итоге, по разным данным, на барже оказалось от 1 200 до 1 500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Новая Ладога.

Баржа, ведомая буксиром «Орел», вышла в рейс в ночь на 17 сентября в условиях приближающегося шторма. Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось. Примерно в 3 часа ночи неожиданно корпус старой баржи не выдержал нагрузок, обшивка борта треснула, на судно стала поступать вода. Попытки заткнуть течь не увенчались успехом, так как на барже не было ни крепежного материала, ни инструментов. Затем образовались другие трещины в обшивке корпуса. Вода через образовавшиеся трещины устремилась в трюм, и баржа стала тонуть. Экипаж и курсанты пытались как-то поддержать плавучесть судна — с помощью ведер и ручной помпы старались откачать воду из трюма. Но воды поступало больше, чем ее успевали откачивать.

Перекатывающиеся через палубу баржи волны смывали людей в озеро. В таких условиях даже опытному пловцу трудно было выжить в воде. Зенитчики ПВО на страже ленинградского неба. Ленинград, октябрь 1941 г. Когда баржа осела настолько, что ее палуба оказалась на уровне воды, буксир «Орел» вынужден был отдать буксировочный трос и стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SOS. В это время вражеские самолеты обнаружили баржу и стали ее бомбить. Отбомбившись, самолеты врага улетели. На палубе относительно безопасным местом была рубка, в которую стали собирать женщин, детей и подростков.

Но накатившая волна смыла рубку в озеро. На рассвете командир буксира «Орел» с риском для буксира и его экипажа начал спасательные работы, не ожидая подхода других кораблей-спасателей. Дворцовая площадь. Осень 1941 г. Пока баржа держалась на плаву, было решено сначала спасать людей с воды, несмотря на десятибалльный шторм. Буксир маневрировал вокруг баржи, подбирая людей. Ударами больших волн часть палубы баржи с сотнями людей на ней была оторвана от корпуса и смыта в воду. Более пяти часов буксир подбирал тонущих, но сам уже недопустимо осел под тяжестью спасенных и не мог больше принимать на борт погибающих в воде людей.

Тогда контр-адмирал, находившийся на «Орле», потребовал от командира канонерской лодки «Селемджа» также приступить к оказанию немедленной помощи. Перегруженный буксир «Орел» с 216 спасенными людьми с баржи взял курс на Новую Ладогу. Еще 24 человека были спасены канонерской лодкой. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Географического управления погибло 685 человек. Кроме них, жертвами стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные — работники Артиллерийского и Технического управления ВМС и другие лица. Даже если на барже было 1200 человек, удалось спасти только 240 человек. Ладожская катастрофа относится по числу жертв к одной из крупнейших в истории мореплавания. Высадка десанта на одном из островов, занятых врагом близ Ханко.

Балтийский флот, 1941 г. Противник вышел к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезал измотанные соединения 8-й армии от основных сил фронта.

Немцы надеялись, что финны, наступая, дойдут до правого берега Невы и соединятся с ними, а Ленинград попадёт в полное кольцо блокады.

Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.

Дополнительное согласование не требуется.

Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции. Блокада, организованная гитлеровцами, была направлена именно на вымирание и уничтожение Ленинграда. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, в январе 1943 года произошел ее первый прорыв, а окончательно снять ее удалось только 27 января 1944 года. Блокада Ленинграда считается самой смертоносной осадой в мировой истории, и некоторые историки говорят о блокадных операциях с точки зрения геноцида, как о "расово.

Блокада Ленинграда: история 872 дней трагедии и героизма

В России отметили День снятия блокады Ленинграда – самой продолжительной и самой трагической осады за всю истории человечества. В этот день в 1941 году началась Блокада Ленинграда Подробности мрачных событий, происходивших на берегах Невы в середине прошлого века. 27 января – ровно 80 лет назад – Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады – самой продолжительной и смертоносной в истории человечества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий