Дизайн речи VS Ораторское искусство: почему эксперты учатся общаться, а не выступать? С чего начать работу над совершенствованием своих ораторских навыков, вы узнаете из лекции Дмитрия Мезенцева «Психофизиологические техники влияния в коммуникациях». Ораторское искусство: уроки риторики — 4BRAIN.
Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?
Смотрите видео на тему «Ораторское Искусство Онлайн» в TikTok. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша? Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Собрали лучшие курсы ораторского мастерства для начинающих и опытных.
Знакомство со слушателями
- Полезная информация о технике речи
- «Искусство речи – путь к вашему успеху»
- Курсы Ораторского мастерства — ТОП-13 Онлайн-школ обучения Ораторскому мастерству
- Самоучитель по ораторскому искусству - приемы и упражнения
- Советы для тех, кто решил овладеть искусством оратора
- Курсы Ораторского мастерства
Ораторское искусство: секреты эффективных коммуникаций и влияния на сознание
От введения зависит много: необходимо сразу заинтриговать слушателей. В основную часть включите поставленный вопрос, аргументы, различные мнения по теме. Закончите выводом — попробуйте оставить слушателям какие-то мысли и вопросы для дальнейшего обдумывания. Чтобы текст выступления не был слишком серьезным, добавьте эмоции, интересные вопросы, шутки. Импровизация не допускается, если вы хотите выступить действительно хорошо, поэтому все нюансы необходимо включить в план будущего выступления. Хороший способ заинтересовать — примеры из своей личной жизни. Так добавьте их в речь! До вас слушателям этого никто не рассказывал, к тому же такая информация запоминается в разы лучше строгих фактов.
Поиграйте над интонацией и общим эмоциональным посылом — порепетируйте текст, читая его по-разному. Попробуйте расставить логические ударения и интригующие паузы для необходимых вам акцентов. Не забудьте включить в ваше выступление интерактив, то есть взаимодействие с аудиторией: вопросы, шутки, интригующие паузы. Начинающие ораторы могут обращаться к слушателям в неподходящий момент, либо неиспользование интерактива вообще. Заучите текст наизусть. Если вы все еще волнуетесь — попробуйте вашу речь на знакомых: пускай вас покритикуют. Такая репетиция добавит уверенности в себе, и вы сможете увидеть первую реакцию на ваше выступление Как добиться успешного выступления?
Конечно, неряшливый внешний вид является серьезным раздражителем, но и изысканная роскошь в стиле одежды способна вызвать такую же реакцию. Вы можете безумно любить свои дорогие часы, но они будут раздражать человека, общаться с которым вам предстоит. Изысканная бедность внушить доверия тоже не сможет. Вывод: одежда должна быть сдержанной и адекватной. Все отлично понимают, что немаловажную роль в общении играют запахи. И лучше не пользоваться никакой косметикой, чем какой-нибудь. На чистоплотности останавливаться не будем, так как этот факт даже малышам известен.
Но часто с запахами переусердствуют женщины. Не всегда шлейф духов завораживает оппонента так, что им можно манипулировать, иногда и наоборот. И даже первоклассное ораторское мастерство не сможет притянуть внимание оппонента. Мы, глядя на человека, пытаемся понять кто этот человек. Мужчины оценивают по физической форме, так как уровень соревнований заложен в них с рождения. Женщины всегда оценивают с позиции соперниц. Но нужно четко понимать, какие области необходимо убрать из сознания, а какие правильно преподнести.
Если мы не смотрим человеку в глаза, у него складывается впечатление, что мы что-то скрываем. Если голова слегка посажена назад, то это говорит о нашем высокомерии. Наша задача — знать, какими мы должны предстать перед собеседником. Сканируя человека, нам следует сделать выводы, что можно делать, а что нельзя, и как себя вести. Этот аспект крайне важен в ораторском искусстве. Если наш собеседник разговаривает с акцентом, то для того чтобы найти с ним общий язык не следует пытаться говорить с ним так же, с акцентом, уловить темп его речи — вот главная задача. Нужно суметь попасть в комфортный нашему собеседнику темп речи.
Только слушая его можно понять, как и что он сможет воспринимать. Если мы хотим убедить собеседника в своей правоте, то логика в этом помочь не сможет. Человек принимает решения всегда на двух уровнях: рациональном и эмоциональном. Когда мы апеллируем к его «рацио», но эмоции оппонента не полностью перетянуты на нашу сторону, он найдет себе обоснования ложности нашей логики и ухода от нее. Ситуация убеждения равна нулю, если мы на сто процентов не уверены в своей правоте. Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих. Важные советы Ораторское мастерство заключается в том, что владельца знаний не испугает количество слушателей или статус многих из них.
Он всегда найдет тему интересную любому собеседнику, он с первых минут определит, чем можно завлечь даже незнакомого собеседника, но не будет при этом назойливым. Любое выступление, даже самое хорошее, можно сделать немного лучше. У всех процессов есть определенная структура, построенная на мировом законе композиций. Он не придуман человеком, а лишь зафиксирован им. Это закон природы. Все протяженные процессы начинаются с наращивания, развития, подготовительного действия, а лишь потом происходит основное действие, и только после него происходит некое затухание. Например, в ресторане подают холодные закуски или аперитив для того, чтобы подготовить посетителя к основному блюду, после подносят основное блюдо, а в окончании подают десерт.
Аргументированная речь, будь то обсуждение производственных проблем, разговор о жизни, рассказ о себе, всегда точнее и убедительнее, нежели неаргументированное выступление; вы согласны? А может быть, слово аргументы заменить другим — доказательства? Поэтому ваше дурацкое упражнение делать не стану». При отрицании обычно никто выражений не выбирает. А в интернете, в говорилках, в переписке, в перепалках такое, бывает, прочтёшь. Так ответят любители демагогии, ибо каждый понимает нереальность ситуации: чтобы все люди в один день замолчали. Когда я вёл очные занятия и спрашивал, нравится или не нравится задание, то в ответ получал примерно такие объяснения: «Не нравится, а почему — объяснить не могу, не нравится — и всё тут! Теперь попробуйте спокойно отнестись к моим объяснениям. Молчать два дня трудно. Привыкший говорить без остановки молчание для него — пытка, при этом другому человеку он и слова не даёт вставить обнаружит, что, оказывается, без многих слов можно обойтись.
Застенчивый после двух дней молчания отметит: некоторые окружающие его люди говорят гораздо хуже, чем он, — и ничего, живут спокойно, не краснеют, не стесняются; так чего же стесняться ему, если он может по тому или иному поводу высказаться лучше? Кто-то, пока будет два дня молчать, по-новому, как бы со стороны оценит коллег по работе. Заметит, например, что один человек всегда вмешивается в чужой разговор, а окружающие это воспринимают плохо. Кто-то, так называемый остряк-оптимист, обязательно старается вышучивать своего собеседника, невольно унижая его. Самое главное — чтобы, выполняя это упражнение, вы анализировали: кто и как говорит, в чем успех одного человека и неудача другого, чем «берёт» слушателей один ваш знакомый и почему, как только начинает говорить другой, у всех появляются с трудом скрываемое раздражение, досада, обида, огорчение, скука, томление. Вы могли бы продолжить этот ряд синонимов: уметь выбрать главное слово — большое искусство, а научиться можно, играя в синонимы. Я написал длинную фразу. Прочесть её сложно. Поэтому, пожалуйста, разбейте данное предложение на несколько коротких. Говорить короткими фразами лучше: вас быстрее поймут.
За два дня молчания вы лучше узнаете себя. Вспомните дни, когда вы болели. После болезни большинство людей умнеют, дети быстрее взрослеют. Заболел малыш пяти-шести лет, провёл в постели неделю-другую — и тот, кто его не видел во время болезни, обязательно отмечает: ребёнок повзрослел. Почему это происходит? Да потому, что малыш оказался наедине с собой, он много думал, говорил про себя, размышлял, подсознательно тема сознания и подсознания — сложнейшая, и мы её несколько раз коснёмся в процессе обучения изучал себя — и приходил к тем или иным выводам. Конечно, я не хочу, чтобы вы или ваши близкие болели. Но спровоцировать подобную ситуацию — не болезни, а искусственного молчания, изучения себя и мира, — стоит. Вам нельзя говорить: два дня молчания. Даже самому молчаливому человеку захочется заговорить — и тогда страх отходит, стеснение отодвигается.
Это особенно полезно тем, кто не уверен в своих силах, боится первым начать разговор, порой не знает, как ответить на тот или иной вопрос. Нет, скажу точнее: он знает, как ответить, но не уверен в правильности своего ответа. Поэтому старается уходить от разговора, молчать. Вы встречались с такими людьми? Теперь понимаете, почему этот этюд полезен для стеснительных? А тот, кто привык говорить без умолку, наоборот, сформирует в себе умение сдерживаться, не вступать без надобности в разговор и перестанет подсознательно опять же подсознательно! Наверняка любой из вас может вспомнить не только записных ораторов, но и тех, кто всегда, по поводу и без повода, к месту и не к месту вставляет реплики, раздражая окружающих. Если такой возможности нет, он обращается с комментарием к соседу и мешает другим слушать выступающего. Вам знаком подобный тип людей? Я знаю человека, не способного молчать более десяти секунд.
Начинает одну мысль — и тут же перескакивает на другую, постоянно перебивает собеседника. Кто-то начинает ему о чём-либо рассказывать. В разговоре возникает пауза на одну-две секунды рассказчик подыскивает слово , а мой знакомый, не дослушав, перебивает вопросом, замечанием, репликой или даёт свой ответ, как правило, невпопад. Общаться с подобными людьми тяжело. Помолчать хотя бы десять секунд для них кажется наказанием. А сделаешь замечание — обижаются. Если вы относитесь к подобному типу, то молчать вам нужно пять дней подряд. А ещё лучше это упражнение — молчание — повторять через каждые два месяца.
Хороший способ заинтересовать — примеры из своей личной жизни.
Так добавьте их в речь! До вас слушателям этого никто не рассказывал, к тому же такая информация запоминается в разы лучше строгих фактов. Поиграйте над интонацией и общим эмоциональным посылом — порепетируйте текст, читая его по-разному. Попробуйте расставить логические ударения и интригующие паузы для необходимых вам акцентов. Не забудьте включить в ваше выступление интерактив, то есть взаимодействие с аудиторией: вопросы, шутки, интригующие паузы. Начинающие ораторы могут обращаться к слушателям в неподходящий момент, либо неиспользование интерактива вообще. Заучите текст наизусть. Если вы все еще волнуетесь — попробуйте вашу речь на знакомых: пускай вас покритикуют. Такая репетиция добавит уверенности в себе, и вы сможете увидеть первую реакцию на ваше выступление Как добиться успешного выступления?
Не нужно лишний раз переживать и прокручивать все в голове. Верьте в свой успех. Если волнения избежать не получается, лучше сразу признайтесь публике — вы моментально почувствуете облегчение и начнете говорить спокойнее. Избегайте монотонности: вас должно быть интересно слушать. Выделяйте голосом слова, делайте интригующие паузы, шутите.
Как научиться красиво говорить и излагать мысли в 2024 году
советы от руководителя школы ораторского искусства Алексея Соболева. Если вы твердо решили понять, как научиться ораторскому искусству, то мы рекомендуем делать следующие упражнения. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях.
Как овладеть ораторским искусством
Пожалуйста, не торопитесь. Лучше каждый этюд повторить два-три раза и потом переходить к следующему, чем заниматься формально: прочитать, что-то попробовать на практике и, не закрепляя полученные знания и умения, переходить к новым заданиям. У него есть время подумать в одиночестве над смыслом жизни, дружбы, почитать книгу, оказать помощь другим людям. Так он становится лебедем. Только нужно терпение! Марлен Дитрих 1901—1992 , актриса Собственно, обучение уже началось.
Вам надо как можно больше общаться с другими людьми, при этом контролируя себя. С какой фразы вы начинаете разговор? Как её произносите? Повторюсь: только в общении с окружающими можно научиться говорить. Попробуйте привлечь к занятиям в заочной школе «Учимся говорить публично» других людей.
Кого вы выберете в качестве «жертвы»? Соседа по дому? Приятеля или приятельницу? Придумайте своё, оригинальное начало для выступления перед теми, кого хотели бы привлечь к занятиям. Может быть, стоит начать с умной цитаты?
В этом случае вы застрахованы от неудачи. Умную мысль пусть она принадлежит другому человеку, а вы её лишь приводите слушатели обычно воспринимают с интересом, а сам оратор тут же вырастает в их глазах: смотрите, какие хорошие и умные слова он произносит, не свои, правда, но ведь верные, и произносит их, не заглядывая в бумажку. Значит, человек образованный. Прочтите несколько цитат. Выберите из них самую, на ваш взгляд, удачную.
Наш ум ленивее, чем тело. Франсуа де Ларошфуко 1613—1680 , французский писатель Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление. Красноречие — это живописное изображение мысли; если, выразив мысль, оратор добавляет к ней ещё какие-то чёрточки, он создаёт не портрет, а картину. Мы браним Цицерона за напыщенный слог, меж тем у него есть почитатели, и в немалом числе. Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива.
Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова, пытаемся их заменить и только портим — настолько они были уместны; это знак, что всё надо оставить как есть: пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порой повторение — не порок, ибо единого правила тут не существует. Блез Паскаль 1623—1662 , французский мыслитель, учёный и писатель Подумайте: зачем даны годы жизни тех, кого я предлагаю цитировать? Не для того ли, чтобы вы могли сказать: «Ещё четыреста лет назад известный французский мыслитель философ, писатель, учёный говорил…» — и дальше пойдёт выученная цитата. Ещё лучше, если вы не преминете заметить: «Как вы знаете, четыреста лет назад известный вам Блез Паскаль сказал…» Пусть 90 процентов слушателей впервые слышат это имя — поверьте, они промолчат, ибо каждому хочется считать себя образованным и умным человеком, и многим неловко спросить: а кто такой Блез Паскаль и чем он знаменит? Проведите психологический опыт.
Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша? Запишите их ответы. Сколько человек зададут вам вопрос: а кто это, собственно, такой — Нянаждихаш? Сколько — коротко ответят вам: увы, к сожалению, нет? Только, пожалуйста, фамилию запомните как следует и произносите её громко, чётко, с уверенностью в голосе.
Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно. А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, обязательно произносите фамилии, имена и отчества как можно чётче! Это действительно известный вам человек. Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево.
Всё поняли? А может быть, рассердились? Составьте список вопросов: Что вам известно о Нянаждихаше? Нет ли у вас книг Нянаждихаша?
Ораторское искусство призвано помочь в достижении целей. Учиться ему не поздно никогда, но чем раньше вы вступите на путь познания и практического применения полученных навыков, тем больше вероятности, что вы воспользуетесь открывшимися перспективами. Время, потраченное на образование и тренировки, окупится сполна. Существует два распространенных способа повышения ораторских способностей: вас могут научить ораторскому мастерству профессиональные тренеры и педагоги; вы можете заниматься самостоятельно, пользуясь литературой, материалами, выполняя упражнения и оттачивая навыки на аудитории. Второй путь хорош тем, что вы приступаете к занятиям в подходящий для вас момент, не тратя времени на поиск тренера.
Важно решить проблемы, связанные с самообучением и не возникающие при коллективных уроках — найти возможность выступать перед реальной аудиторией, непредвзято анализировать ошибки, видеть себя со стороны. Тем не менее, самому постичь тайны риторики возможно — пробуя разнообразные методики и способы, занимаясь по гибкому графику и в приемлемом «формате». Способы и направления обучения Освоить ораторские навыки помогают разнообразные инструменты: специализированная литература — самоучители для начинающих и сборники упражнений, книги профессиональных преподавателей и мастеров-практиков; бесплатные и платные видео-уроки — ролики на YouTube, записи тренировок, речей знаменитых ораторов, детальный разбор упражнений, материалы лекций на сайтах преподавателей и школ; обучение с помощью интернет-инструментов: вебинаров, тренингов и лекций в «режиме реального времени», специализированных форумов и так далее. Какой бы способ вы не выбрали важно, чтобы изучение материала и отработка навыков были систематическими, регулярными и охватывали все направления ораторского искусства. Вам понадобится планомерно освоить: подготовку речи для выступления на публике: учитесь подбирать содержательный материал, структурировать его, оформлять, подавать без стандартных для оратора ошибок; составление плана речи, вступления и окончания в зависимости от состава, особенностей, величины аудитории, времени выступления и других обстоятельств; ораторские приёмы, их подбор и использование — они улучшают восприятие информации аудиторией, закрепляют у слушателей правильный образ выступающего, развивают мастерство; технику произнесения речей и методы подачи, которые ее обуславливают — это интонационные, артикуляционные приёмы, дикция, жестикуляция, выбор темпа и так далее; приемы запоминания текстов, удерживания в голове плана, структуры речи, ее ключевых деталей с помощью специальных мнемотехник; способы работы со слушателями — нужно бороться за внимание и поддержку аудитории, убеждать ее при помощи эмоциональности, логической аргументации. Как улучшить ораторские навыки Чтобы научиться убедительно говорить, устраните из речи типичные ошибки слова-паразиты, однообразность, монотонный или сбивчивый темп и работайте над улучшением ключевых навыков. Во-первых, это словарный запас. У начинающих ораторов часто возникают трудности из-за малого количества постоянно употребляемых слов.
На первом уроке происходит знакомство с терминологией — риторикой, стилистикой, логикой, искусством ведения спора, ораторским мастерством. Обсуждаются сферы применения навыков, выясняются, для чего необходимо владеть грамотным литературным языком.
Обычно в конце или начале занятия лектор дает возможность всем присутствующим выступить с кратким заявлением-приветствием о себе, своих привычках, увлечениях, качествах характера. Обсуждаются вероятные ошибки в речи, дается понятие ритма, норм произношения, интонации и артикуляции, ударения. Рассказывается о примерных упражнениях, способах совершенствования природных задатков оратора. Выясняется, кому человек подражает если ли у него кумир среди известных людей и почему. Проводятся практикумы, обсуждаются свои и чужие ошибки, изучаются примеры из классики писатели, поэты, актеры. Изучается роль позы, жестов, мимики в ораторском искусстве, прорабатываются сила голоса, темп, артикулирование и интонации — когда их использовать и как. На 3 уроке проводится изучение поздравительной речи социально-бытовое красноречие — что это такое, когда ее произносят, на чем делается акцент. Что она значит для слушающего и говорящего, в чем разница. Подробно разбираются основные канонические примеры таких выступлений, как научиться ораторскому искусству самостоятельно, в конце урока все присутствующие пробуют произнести поздравительную речь на заданную тему. Обсуждаются ошибки, проверяется ударение, интонации, ритм.
Изучается тактика принятия компромиссов. Дается понятие делового общения, как комплексного навыка по умению говорить, давать собеседнику возможность высказаться, предложение взаимовыгодных условий с аргументацией , достижение договоренности, использование языка тела, жестов, мимики. Обязательно рассматривается навык использования аргументов в деловой речи: когда их приводить, на чем делать акцент. Последующие уроки посвящены этике деловой речи , понятию имиджа делового человека, правильности и точности употребляемых слов, политическому красноречию с примерами. Закрепляются навыки, подробно разбираются все ошибки, вносятся корректировки. Завершается обучение формированием индивидуального стиля у каждого обучающегося, тематическим выступлением по самостоятельно подготовленному плану. Техника речи и голос Поставившим себе цель, как обучиться ораторскому искусству, обязательно нужно обращать внимание на технику ораторского мастерства : умение делать паузы, владение практикой постановки интонаций, языком тела, мимикой, жестами, позой, общая манера речи оратора. Не менее важен голос — его сила, тембр, обертоны, привлекательность для слушателей. Говорящий должен уметь увлечь присутствующих, буквально заворожить, как профессиональный декламатор заставляет публику в зале слушать то, что он произносит. Для этого придется серьезно тренироваться, исправляя ошибки речи, расширяя словарный запас, работая над мимикой и интонациями.
Поведенческие приемы Неплохо взять за основу манеру поведения какого-нибудь политика, публичного деятеля, выдающейся личности.
Всему этому вы можете научиться на наших курсах! Ведь даже если вы не профессиональных оратор, то умение выражать свои мысли полезно всем. А если же ваша деятельность связана с продажами и работой с людьми, то техники и секреты, взятые из ораторского искусства, помогут вам достигать более высоких результатов в вашей сфере и чувствовать себя уверенно и расковано.
Упражнения
- 20 ораторских способов оживить семинары и мастер-классы
- Почему важно развивать ораторское искусство
- 10 лучших курсов ораторского мастерства бесплатно и платно
- Школа речи и ораторского мастерства Елены Ласкавой
- Онлайн-курсы ораторского мастерства
- Как научиться ораторскому искусству самостоятельно
Ораторское мастерство и искусство речи: самоучитель как стать оратором
Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными. Урок 1. Подготовка речи В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления.
Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь — это на девять десятых произнесенная речь. Однако процесс подготовки речи — это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора. Урок 2. План выступления Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь.
Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах. Урок 3. Ораторские приемы Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями.
Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них.
Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь.
Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах. Урок 3.
Ораторские приемы Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много.
В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства. Урок 4.
Техника произнесения речи В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.
Урок 5. Запоминание текста В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности.
Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора.
В сети сейчас множество интересных видео от популяризаторов науки: лекторы центра «Архэ», проекта «Антропогенез» и другие легко и непринужденно посвящают широкую публику в тайны антропологии, медицины и математики. Помогут расширить кругозор и книги, например, из серии «Наука на пальцах». Не читайте с листа Даже самый интересный и насыщенный веселыми историями рассказ становится пресным, если оратор читает его с листа или из слайдов презентации. Помните, как в школе нас заставляли не зубрить тему, а рассказывать своими словами? Этот навык полезно применять и в выступлениях: составляйте тезисный план, но не пишите текст полностью.
Как перестать бояться публики Казалось бы, все мы умеем говорить и общаемся между собой. Но как только впереди ждет беседа с начальником или выступление перед аудиторией — все слова почему-то вылетают из головы и остается лишь невнятное мычание и дрожь в коленях. Бороться с этим можно лишь постоянными тренировками, да и то волнение никуда не уйдет, просто оно перестанет мешать вашей речи. Почаще рассказывайте истории друзьям и коллегам, заведите видеоблог с роликами в режиме «говорящая голова» или попробуйте рассказать о своей работе на одном из уроков для одноклассников вашего ребенка. Дети, кстати, очень благодарные слушатели: они обычно не обращают внимания на оговорки и запинки, зато задают массу интересных вопросов. Отвечая на них, вы еще и попрактикуетесь в импровизации. Курсы и мастер-классы Занятия с профессиональным тренером принесут ощутимую пользу: это и взгляд со стороны, и опыт коммуникации, и общение с одногруппниками.
Обучение может проходить в онлайн-режиме, но посещение уроков вживую гораздо эффективнее, так как помогает побороть страх перед публикой и незнакомым собеседником. Артикуляционная разминка Как спортсмену нужно разогреть мышцы перед тренировкой, так и оратору необходимо согреть связки и размять речевой аппарат перед выступлением. Вот несколько упражнений: Втягивайте и надувайте щеки. Подвигайте нижней челюстью вверх-вниз и вправо-влево. Главное, не переусердствуйте, вам же не нужен вывих? Поцокайте языком. Постарайтесь дотянуться языком до носа и до подбородка.
Чередуйте вытягивание губ в трубочку с широкой улыбкой. Скороговорки для взрослых Одним из самых веселых элементов тренировки дикции являются скороговорки. Попробуйте с утра, зарядившись вкусным завтраком и чашечкой ароматного напитка, произнести хотя бы пару вариантов из нашей подборки.
Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать. Онлайн-уроки риторики Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей.
Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными. Урок 1. Подготовка речи В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь — это на девять десятых произнесенная речь.
Однако процесс подготовки речи — это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора. Урок 2. План выступления Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь. Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.
Урок 3. Ораторские приемы Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями.
Секреты ораторского мастерства
Как подготовить текст для срочного выступления: 7 эффективных советов Вспомните свою истинную цель: для чего вам нужно научиться говорить мастерски. Сфокусируйтесь на главной цели и не забывайте ее даже когда вам будет тяжело и трудно. От введения зависит много: необходимо сразу заинтриговать слушателей. В основную часть включите поставленный вопрос, аргументы, различные мнения по теме. Закончите выводом — попробуйте оставить слушателям какие-то мысли и вопросы для дальнейшего обдумывания. Чтобы текст выступления не был слишком серьезным, добавьте эмоции, интересные вопросы, шутки.
Импровизация не допускается, если вы хотите выступить действительно хорошо, поэтому все нюансы необходимо включить в план будущего выступления. Хороший способ заинтересовать — примеры из своей личной жизни. Так добавьте их в речь! До вас слушателям этого никто не рассказывал, к тому же такая информация запоминается в разы лучше строгих фактов. Поиграйте над интонацией и общим эмоциональным посылом — порепетируйте текст, читая его по-разному.
Попробуйте расставить логические ударения и интригующие паузы для необходимых вам акцентов. Не забудьте включить в ваше выступление интерактив, то есть взаимодействие с аудиторией: вопросы, шутки, интригующие паузы. Начинающие ораторы могут обращаться к слушателям в неподходящий момент, либо неиспользование интерактива вообще. Заучите текст наизусть.
Читайте в медленном темпе, придерживаясь разговорного тона и проговаривая слова.
Полезны и скороговорки — они вырабатывают правильную артикуляцию. При речевых упражнениях пользуйтесь диктофоном или записывайте себя на видео. Это помогает увидеть себя со стороны, устранить недостатки, заминки, понять, в каком темпе вы говорите. Запись ставит вас на место слушателя и дает своеобразный фидбек. Упражнения у зеркала выявят визуальные признаки волнения и суетливости, заметные только со стороны.
Это же сделает и видеозапись, которую можно просмотреть несколько раз и проанализировать. Убеждение собеседников — фундаментальное умение для оратора Зачастую оратору необходимо доносить точку зрения до слушателей и убеждать их в своей правоте. Какой бы грамотной и красочной ни была речь, без «монолитной» аргументации вам это не удастся. Специальные приемы взаимодействия с аудиторией дадут вам инструменты воздействия на человека или группу. Убедительность оратора зависит от настроения слушателей, отношения к обсуждаемой проблеме, готовности вникать в нее и даже личного отношения к говорящему.
Повысить ее можно с помощью: правильной формулировки тезисов — аудитория должна заинтересоваться речью; аргументов логических, воздействующих на разум, и психологически-эмоциональных — следите за их понятностью и наглядностью, истинностью, авторитетностью и приемлемостью для собеседников; определения потребностей визави, точно попадать в волнующую собеседников тему. Важнейший момент — постоянное общение с разными людьми.
Вторая составляющая — грамотно поставленная речь и хорошая дикция. Для их развития можно использовать следующие упражнения: Дыхание с помощью брюшной полости или живота.
Перемещайте во время разговора внимание на живот. Бархатистый голос получается регулированием посыла и силы звука мышцами нижнего пресса. При правильной постановке появится впечатление, что слова вылетают из живота, а не создаются при помощи напряжения голосовых связок. Для понимания этого приема, посмотрите за записью профессиональных вокалистов в студии.
Они часто кладут руку на живот, чтобы контролировать, откуда течет голос. Развитие верхнего неба и спинки языка. Научиться красноречиво разговаривать невозможно без хорошей дикции. Для ее развития есть много упражнений.
И самое простое учить скороговорки, рассказывая их с закрытым ртом. Например, скороговорку «Ехал Грека через реку, видит Грека в руке рак» расскажите молча, записывая все на диктофон. И отследите, как будет вести себя небо и язык. Именно в таком положении активируется спинка языка и небо, которое поднимается как купол.
Тренировка гласными звуками. Речь звучит красноречиво, когда диктор не проглатывает гласные звуки. Для этого формируется привычка шире открывать рот при произношении гласных букв, сильнее вытягивать губы или сворачивать их трубочкой в зависимости от звука. Для тренировки лучше встать перед зеркалом.
И начать по очереди произносить звуки. При тренировке «А» рот открывается широко, нижняя челюсть опускается как можно ниже. Звук ровный и громкий. Для тренировки дыхания полезно петь песни, стараясь не перехватывать воздух в одной строке.
А также произносить чистоговорки вслух, не торопясь и с одним темпоумано. Игры на развитие ассоциативного мышления Связь ассоциативного мышления и способов, как развить красноречие, проста. Благодаря ассоциациям человеку легче описать один и тот же предмет разными словами. Такое мышление помогает улучшить память, увеличить продуктивность, дать мозгу дополнительную стимуляцию.
Развивать ассоциативное мышление можно самыми разными способами. Вот три простых методики, которые можно тренировать дома вместе с практиками развития красноречия: Пустая банка для воображения. Поставьте пустую банку и начните перечислять предметы, которые туда поместятся. Дополнительно описывайте, почему выбранные предметы, вещи войдут в выбранную емкость.
Алфавитная разминка. Выпишите все буквы алфавита по вертикали. И возле каждой буквы, кроме «Ь», «Ъ» и «Ы», напишите по два слова, которые с нее начинаются. Затем, свяжите эти слова между собой одной ассоциацией.
К примеру: «кот» и «корабль» - волны, потому что кот, когда мурлыкает, выпускает звуковые волны, а корабль плавает по волнам. Составление цепочки ассоциаций. На листке пишите любое слово. И собираете к нему цепочку ассоциаций.
Причем каждая следующая ассоциация — относится к предыдущему слову. Например, море — вода — жидкость — духи — запах — обоняние — нос — лицо — глаза — цвет — радуга.
Ораторское искусство: секреты эффективных коммуникаций и влияния на сознание Дмитрий Мезенцев 01 ноября 2022 Хотите научиться ораторскому искусству? Легко и свободно выступать не только в кругу друзей, но и на большой сцене — такое возможно? Все секреты эффективных коммуникаций на самом деле скрыты в работе нашего мозга.
Ораторское мастерство и искусство речи: самоучитель как стать оратором
Как основной рабочий инструмент, риторику и ораторское искусство используют учителя, лекторы, экскурсоводы, ведущие тренингов, психологи, адвокаты, менеджеры, продавцы, бизнесмены, руководители, политики. Владение ораторским искусством — не просто полезный навык, скорее это даже необходимое качество современного журналиста. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО – это способность, умение говорить красиво, убедительно, искусная речь, построенная на ораторских приемах, высокая степень мастерства публичного выступления. * * * Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ораторское искусство для начинающих. Ораторское искусство и техника речи. Сохранить плейлист. Удалить из раздела «Моё». Обучение ораторскому искусству требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.
Читать книгу: «Ораторское искусство для начинающих. Учимся говорить публично»
Можно взять любую другую фамилию свою, приятеля, начальника, подчинённого, любимого писателя. Главное, чтобы она звучала непривычно. Продолжите список вопросов, которые зададите знакомым, а может быть, и незнакомым людям. Запишите эти вопросы. А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу. Кто и как отвечал? Как при этом смотрел на вас? Долго ли думал? Чесал ли при этом репу?
Смущался, удивлялся, а может быть, возмущался? Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали. Так вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги. А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией пусть это будут всего лишь три-пять человек с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично». Какой окажется ваша первая фраза? Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха.
Но пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует: — Я хочу начать своё выступление. Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу. Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей? Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить. В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо. Из уважения к вам, не исключаю, в зале станет тише. Но в такой ситуации или слушатели должны знать вас, или вы представляете для них особый интерес, они вас понимают. Их тоже надо выписать, запомнить и постараться избегать.
С сегодняшнего дня анализируйте, кто и как начинает выступление: у вас на работе, на телевидении, радио. Предвижу ваш вопрос: сколько времени отводить на выполнение того или иного этюда? Увы, я не могу ответить. Тут всё зависит от вас. Курс рассчитан на длительное время. Когда и сколько заниматься, конечно, решаете только вы. Мой совет: ежедневно. Тогда вы быстрее освоите курс и добьётесь результата.
Каждый из нас мечтает, согласитесь, о быстром успехе. Можно за полчаса отучить закодировать человека от пьянства, если он, конечно, желает бросить пить и его решение вылечиться твёрдое. Но за день и даже за месяц научиться хорошо говорить, увы, невозможно. Все мы любим результат, но не очень любим процесс. А без изнурительного труда долг преподавателя — напомнить эту банальную истину! Если вы последуете моим советам, то можно прогнозировать успех. Старайтесь заниматься ежедневно, как минимум по часу в день. Для этого не обязательно выделять специальный час.
Можно учиться во время поездки на работу, при просмотре телевизионных передач, на лекциях, находясь в компаниях. Особенность курса и его отличие от других известных мне — в том, что он строится как курс практической психологии, с включением в жизненные ситуации. Желательно, как я уже писал, выполнять задания полностью. Нравится вам задание или нет, выполнить его надо. Основа — доверие ко мне, вашему учителю. Больше веры, меньше критики. Не обсуждать, а делать. Особенно первые двадцать этюдов.
Обязательно каждый день фиксировать выполненные упражнения. Желательно их подробно записывать и анализировать, как выполняли упражнение: что получилось, что не вышло и почему, о чем вы подумали при выполнении тех или иных заданий?
Потренируйтесь в произношении долгих согласных: К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть; 13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания: Забивайте гвозди: Гбду! Имитируйте лошадиный топот: Птку! Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков: Расскажите про покупки.
Купи кипу пик. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
А если будете говорить то про одно, потом про другое, потом снова возвращаться к первому, то будет ощущение, что оратор ничего не понимает. Не ведете диалог с аудиторией. Если клиенты участвуют в разговоре, хотя бы в комментариях, то они больше вовлечены в процесс.
Значит внимательнее слушают и более расположены к покупке. Не жестикулируете. Жесты вызывают ощущения более эмоционального рассказа. Зритель начинает перенимать это состояние и настраиваться на вашу волну. Нет презентаций. Информация усваивается лучше, когда человек не только слышит ее, но и видит.
Поэтому обязательно сделайте презентацию для выступления. Чтение с листа. Это создаст впечатление, что вы не разбираетесь в том, о чем говорите. Поэтому набросайте план мероприятия, куда можете подглядывать, но не читайте всё, о чём хотите рассказать. Скелет выступления необходим, чтобы не было ощущения непрофессионализма. Ведь люди тратят свое время и приходят за качественной информацией.
Никогда не говорите, что вы не готовились. Люди сразу подумают, что сегодня ничего хорошего не будет. И даже, если выступите на отлично, всё равно будут думать, что им не додали какую-то информацию. Не сделали призыв к действию. В таком случае остается вопрос: «Куда писать или звонить? Говорите не четко.
Тогда как, если выйдет выступать обычный, пусть даже авторитетный человек, такого успеха его выступление не получает. Какие приемы здесь используют успешные ораторы? Вместо сухих фактов рассказывайте истории, задействуйте образы, прибегайте к воображению слушателей. Некоторые могут считать, что истории не уместны для узкоспециализированных выступлений. Однако даже если выступление о бухгалтерском учете, вы можете вовлечь слушателей рассказом о предприятии, на которое пришла налоговая проверка, подняв у слушателей адреналин и снабдив историю анекдотами.
Последующий материал слушателям будет воспринимать легче, получив такую небольшую встряску, эмоциональный заряд, и они будут благодарны. Используйте истории, чтобы задевать сердца ваших слушателей. Следующая ошибка — не двигаться и прятать руки при выступлении. Используйте руки, ведь когда вы жестикулируете, то сами лучше понимаете предмет, ваши мысли лучше формируются, а слушатели легче воспринимают материал. Жестикулируя, руки лучше держать на уровне вашей груди.
Не будьте статуей, передвигайтесь, насколько возможно, даже если место ограничено. А если место позволяет — прохаживайтесь по сцене, заходите в зал, подходите к слушателям. Материал интереснее и намного лучше усваивается, когда в выступлении есть картинки. Показывайте слайды, рисуйте, используйте дополнительные материалы — всячески избегайте эффекта, будто говорящей головы. Мозг слушателей требует визуальных образов, визуальный канал у некоторых и вовсе является доминирующим, потому на слух всю информацию им будет воспринимать не интересно и сложно.
Не читайте с листа, особенно в точности. Даже если материал уникальный и яркий — у слушателей сформируется ощущение, что сами вы не понимаете его, не пропускаете через себя, потому и аудитория будет лишь ждать поскорее окончания вашего чтения. К исключениям относятся цитаты или фрагменты документов, которые обязательно нужно прочитать в точности. Однако когда это занимает больше 2-3 минут — аудитория начинает невыносимо скучать. Если предстоит прочитать документ длительностью в 10 минут — делайте перерывы, прерывайте его.
Прочитав часть — поясните, повторите своими словами, задайте вопросы слушателям, разнообразьте свой текст. Также исключением является ваш тезисный план выступления, который вы используете лишь заглядывая в конспект, дабы ничего не упустить. Выступать вообще без помощи конспекта, без подсказок — тоже ошибка. Представьте, что на важном выступлении вы отвлеклись и забыли, о чем следует говорить дальше, потеряли мысль. Так часто бывает, когда из аудитории вам задали вопрос, его подхватил другой слушатель, вы начали отвечать и ушли от темы.
Уже пора переходить дальше, а вы забыли, о чем там говорить. Возникает неловкий момент, который может погубить выступление, посему перед глазами держите хотя бы шпаргалку с основными этапами и тезисами. Следует обязательно подготавливаться к выступлению. Даже когда вы умеете импровизировать, и выступление окажется просто фееричным, но сообщите публике перед этим, что не готовились, сами не знаете точно, как будет идти процесс — вы сразу потеряете часть авторитета у публики, создадите у них, по сути, установку, что материал не будет ценный и полезный, а оратор необязательная личность. Всегда показывайте аудитории, что вы готовы, что вы очень старались, много работали с материалом, тогда воспринимать его будут с готовностью, дадут высокую оценку.
Создайте заранее структуру выступления и следуйте ей. Обязательно слушателей нужно подготовить, создайте нужный эмоциональный фон. Концовка же должна дать логическое завершение вашему выступлению, быть некоей разрядкой для слушателей. Избегайте резкого прерывания, которое создает ощущение обрубленности. Правильное, приятное послевкусие позволит слушателям с удовольствием вспоминать материал и усилит эффект выступления.
Каждое выступление должно иметь цель, нести определенный смысл и содержать призыв аудитории к действию. В подавляющем большинстве публичных выступлений, будь то обучающая речь, ознакомительное, продающее выступление, даже простой тост или анекдот — целью выступления является действие. Если после тоста все должны выпить, а после анекдота рассмеяться, то после продающей презентации — прийти и купить, после обучающего выступления — что-то начать делать, применять методику.