Цель занятия: Овладение начальными навыками публичных выступлений, ораторского искусства.
Как овладеть ораторским искусством
Если нет своих историй, расскажите чужие. Хотя, если покопаться, то вы обязательно найдете в своей биографии то, что необходимо. Развивайте дикцию с помощью разных упражнений. Они делают мышцы рта крепче и гибче. Рассказывайте скороговорки.
Будет чем блеснуть в компании друзей. Плюс к этому будете чётче говорить. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому не бойтесь ошибок, они наши учителя.
Улучшение дикции с помощью чистой винной пробки. А потом наоборот. После этого можно проговорить одно слово тихо, другое громко. Научиться ораторскому искусству непросто, но вполне реально.
Есть массу примеров, когда сильные заики брались за свою речь, и у них всё получалось. Сейчас они прекрасно разговаривают и ведут трансляции. Поэтому дерзайте, ведь дорогу осилит идущий! Понравилась статья?
Тогда делитесь с друзьями. А если еще не добавили нас в закладки, то сделайте это. Желаем удачных выступлений! Команда Sell Skill.
Урок 4. Техника произнесения речи В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления. Урок 5. Запоминание текста В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора. В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.
Урок 6. Работа с аудиторией Каждый случай, когда вы произносите речь, уникальный. Если это рабочий отчёт на совещании, вас будут слушать по умолчанию. Но бывает и такое, когда за внимание аудитории нужно бороться, стараться донести до неё свои взгляды, получить поддержку. От этого может зависеть успех не только конкретного выступления, но и реализация вашей глобальной цели. Помните, как в фильме «Уолл-стрит» молодой брокер, которого играл Ч. Шин, получил всего 5 минут, чтобы убедить «акулу» биржевого рынка М. Дугласа взять его в свою команду?
Методы: 1. Манипуляция чувством вины или обиды Использование обиды или чувства вины — один из самых верных приемов манипуляции близким человеком. Образ несчастной жертвы часто дает своему носителю «дивиденды» в виде негласных полномочий и репараций. Бывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкся с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувствия и желания помочь, а, наоборот, провоцирует на раздражение и даже агрессию. Потому что на самом деле, как ни странно это звучит, именно жертва оказывается всегда на вершине пирамиды в семейной системе. Такой человек влияет на других с помощью их чувства вины. Со временем люди, вовлеченные в эту игру, начинают прямо или полуосознанно понимать эту манипуляцию и реагировать на нее агрессией. И не припоминать друг другу прошлые грехи во время семейных ссор. Ни к чему хорошему это все равно не приведет. Если партнер чем-то вас обидел, то лучше сразу обсудить этот вопрос. Цивилизованно и корректно, не давая оценок ни происходящему, ни партнеру. Прояснить ситуацию и скорректировать правила взаимодействия для снижения вероятности повторения похожей ситуации. Скажем метафорически: обиды записывайте на песке, а радости высекайте в мраморе и граните. Сделайте это нормой для вашей семьи и увидите, насколько легче и счастливее станет ваша жизнь. Манипуляция гневом Существуют люди, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться. Это манипуляторы, использующие так называемый тактический гнев. Ведь если его прием сработает, он и в будущем станет поступать так с вами и с другими. Для начала вам потребуется ваша решительность: вы не должны уступать или позволять на себя кричать. Если манипулятор продолжает кричать, уйдите. Продолжайте так себя вести при любых последующих стычках, когда он злится, пока гневливый оппонент не научится вести себя с вами рационально. В отношении собственного гнева, на который вас так же нередко будут провоцировать, стоит заранее выработать осознанную позицию и правила. Помните, что в гневе вы, может быть, даже сможете произнести свою самую лучшую речь.
Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша? Запишите их ответы. Сколько человек зададут вам вопрос: а кто это, собственно, такой — Нянаждихаш? Сколько — коротко ответят вам: увы, к сожалению, нет? Только, пожалуйста, фамилию запомните как следует и произносите её громко, чётко, с уверенностью в голосе. Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно. А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, обязательно произносите фамилии, имена и отчества как можно чётче! Это действительно известный вам человек. Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево. Всё поняли? А может быть, рассердились? Составьте список вопросов: Что вам известно о Нянаждихаше? Нет ли у вас книг Нянаждихаша? Как вы относитесь к новой системе преподавания ораторского искусства Нянаждихаша, о котором однажды была большая телепередача? Можно взять любую другую фамилию свою, приятеля, начальника, подчинённого, любимого писателя. Главное, чтобы она звучала непривычно. Продолжите список вопросов, которые зададите знакомым, а может быть, и незнакомым людям. Запишите эти вопросы. А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу. Кто и как отвечал? Как при этом смотрел на вас? Долго ли думал? Чесал ли при этом репу? Смущался, удивлялся, а может быть, возмущался? Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали. Так вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги. А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией пусть это будут всего лишь три-пять человек с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично». Какой окажется ваша первая фраза? Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха. Но пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует: — Я хочу начать своё выступление. Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу. Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей? Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить. В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо. Из уважения к вам, не исключаю, в зале станет тише. Но в такой ситуации или слушатели должны знать вас, или вы представляете для них особый интерес, они вас понимают. Их тоже надо выписать, запомнить и постараться избегать. С сегодняшнего дня анализируйте, кто и как начинает выступление: у вас на работе, на телевидении, радио. Предвижу ваш вопрос: сколько времени отводить на выполнение того или иного этюда? Увы, я не могу ответить. Тут всё зависит от вас. Курс рассчитан на длительное время. Когда и сколько заниматься, конечно, решаете только вы. Мой совет: ежедневно. Тогда вы быстрее освоите курс и добьётесь результата. Каждый из нас мечтает, согласитесь, о быстром успехе. Можно за полчаса отучить закодировать человека от пьянства, если он, конечно, желает бросить пить и его решение вылечиться твёрдое. Но за день и даже за месяц научиться хорошо говорить, увы, невозможно.
6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
Такая подготовка позволит научиться с уверенностью отвечать на реальные вопросы из зала и спокойно коммуницировать с публикой. Несколько советов для удачного выступления В первую очередь необходимо хорошо подготовиться к выступлению: написать текст;продумать вопросы;выучить особенно сложные моменты;несколько раз порепетировать. Рекомендуется добавить в свое выступление небольшую историю, причем лучше даже из личного опыта. Этот прием хорошо использовать, если люди в аудитории начинают терять интерес к теме, скучать и хуже воспринимать информацию. Это поможет завладеть вниманием аудитории. Удачно рассказанная история вернет их интерес к теме выступления. Также рекомендуется пройти курс в школе ораторского искусства.
В этом месте преподаватели научат, как удержать внимание публики, улучшить свою дикцию и вести грамотно публичную дискуссию. Еще одной составляющей удачного выступления перед публикой является предварительная работа с голосом. Речь идет о моментах, когда нужно делать правильные акценты, подбирать более подходящую интонацию, чтобы завладеть вниманием аудитории. Для этого следует работать над дикцией и постановкой правильного дыхания.
Время, потраченное на образование и тренировки, окупится сполна. Существует два распространенных способа повышения ораторских способностей: вас могут научить ораторскому мастерству профессиональные тренеры и педагоги; вы можете заниматься самостоятельно, пользуясь литературой, материалами, выполняя упражнения и оттачивая навыки на аудитории.
Второй путь хорош тем, что вы приступаете к занятиям в подходящий для вас момент, не тратя времени на поиск тренера. Важно решить проблемы, связанные с самообучением и не возникающие при коллективных уроках — найти возможность выступать перед реальной аудиторией, непредвзято анализировать ошибки, видеть себя со стороны. Тем не менее, самому постичь тайны риторики возможно — пробуя разнообразные методики и способы, занимаясь по гибкому графику и в приемлемом «формате». Способы и направления обучения Освоить ораторские навыки помогают разнообразные инструменты: специализированная литература — самоучители для начинающих и сборники упражнений, книги профессиональных преподавателей и мастеров-практиков; бесплатные и платные видео-уроки — ролики на YouTube, записи тренировок, речей знаменитых ораторов, детальный разбор упражнений, материалы лекций на сайтах преподавателей и школ; обучение с помощью интернет-инструментов: вебинаров, тренингов и лекций в «режиме реального времени», специализированных форумов и так далее. Какой бы способ вы не выбрали важно, чтобы изучение материала и отработка навыков были систематическими, регулярными и охватывали все направления ораторского искусства. Вам понадобится планомерно освоить: подготовку речи для выступления на публике: учитесь подбирать содержательный материал, структурировать его, оформлять, подавать без стандартных для оратора ошибок; составление плана речи, вступления и окончания в зависимости от состава, особенностей, величины аудитории, времени выступления и других обстоятельств; ораторские приёмы, их подбор и использование — они улучшают восприятие информации аудиторией, закрепляют у слушателей правильный образ выступающего, развивают мастерство; технику произнесения речей и методы подачи, которые ее обуславливают — это интонационные, артикуляционные приёмы, дикция, жестикуляция, выбор темпа и так далее; приемы запоминания текстов, удерживания в голове плана, структуры речи, ее ключевых деталей с помощью специальных мнемотехник; способы работы со слушателями — нужно бороться за внимание и поддержку аудитории, убеждать ее при помощи эмоциональности, логической аргументации.
Как улучшить ораторские навыки Чтобы научиться убедительно говорить, устраните из речи типичные ошибки слова-паразиты, однообразность, монотонный или сбивчивый темп и работайте над улучшением ключевых навыков. Во-первых, это словарный запас. У начинающих ораторов часто возникают трудности из-за малого количества постоянно употребляемых слов. Необходимо больше разговаривать, используя классические упражнения — например, красочно описывать бытовые предметы с разных аспектов, избегая повторений и постепенно увеличивая продолжительность речи. Также нужно бороться с однообразным построением фраз.
Это помогает увидеть себя со стороны, устранить недостатки, заминки, понять, в каком темпе вы говорите. Запись ставит вас на место слушателя и дает своеобразный фидбек. Упражнения у зеркала выявят визуальные признаки волнения и суетливости, заметные только со стороны. Это же сделает и видеозапись, которую можно просмотреть несколько раз и проанализировать. Убеждение собеседников — фундаментальное умение для оратора Зачастую оратору необходимо доносить точку зрения до слушателей и убеждать их в своей правоте.
Какой бы грамотной и красочной ни была речь, без «монолитной» аргументации вам это не удастся. Специальные приемы взаимодействия с аудиторией дадут вам инструменты воздействия на человека или группу. Убедительность оратора зависит от настроения слушателей, отношения к обсуждаемой проблеме, готовности вникать в нее и даже личного отношения к говорящему. Повысить ее можно с помощью: правильной формулировки тезисов — аудитория должна заинтересоваться речью; аргументов логических, воздействующих на разум, и психологически-эмоциональных — следите за их понятностью и наглядностью, истинностью, авторитетностью и приемлемостью для собеседников; определения потребностей визави, точно попадать в волнующую собеседников тему. Важнейший момент — постоянное общение с разными людьми. Поэтому стоит не только заниматься образованием, но и прибегать к помощи профессиональных наставников. Школа Антона Духовского Oratoris приглашает жителей Москвы и Санкт-Петербурга на мастер-классы и занятия по риторике и ораторскому мастерству. Жители других городов могут подписаться на наш канал YouTube с видео-уроками.
Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы. Не забудьте, что «по одежке встречают».
Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту. Взаимодействие с аудиторией Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя. Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели. Советы начинающему оратору Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты. Как интересно подать информацию?
Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.
Ораторское искусство для детей Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений. Задачами преподавания риторики являются: Заниматься с детьми можно и дома: работать над техникой речи, проговаривая скороговорки; учиться вежливому общению; много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас; организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков; разучивать и читать стихи с выражением; тренироваться выступать перед близкими и друзьями.
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Ораторское искусство — это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели. Советы по ораторскому искусству. Разбираем такие важные моменты публичного выступления как целеполагание, структуру успешного выступления, работу с аудиторией и полезную литературу. Упражнения по ораторскому искусству для детей Навык коммуникабельность Как научиться коммуникабельности. Ораторское мастерство для начинающих можно легко освоить с нуля даже тем, кто только начинает его изучать.
Основы ораторского искусства: правила для речи на выступлении
Применение юмора в ораторском искусстве может быть эффективным инструментом для создания расслабленной атмосферы, снижения напряжения и установления более тесной связи с аудиторией. Ораторское искусство: уроки риторики — 4BRAIN. это умение четко выражать свои мысли, владеть вниманием публики и достигать поставленных целей.
Ораторское мастерство
Причина не обязательно скрывается в необразованности и скудном словарном запасе, хотя именно эти факторы критически важны в умении убеждать собеседников и склонять их на свою сторону. Но чаще всего дело в отсутствии элементарного разговорного навыка. Большого багажа знаний и разумных мыслей недостаточно, если вы не умеете быстро подбирать нужные слова и импровизировать в зависимости от возражений оппонента. К счастью, все можно исправить при помощи простых, но регулярных тренировок. Оставшись наедине, обратите внимание на любой предмет в интерьере — стол, комнатное растение, чайник, карандаш. Засеките время и постарайтесь хотя бы 3 минуты говорить об этом предмете. Опишите его, расскажите о характеристиках, попытайтесь доказать воображаемому собеседнику, насколько важна и полезна эта вещь, как может быть использована. Все это необходимо проговаривать, очень полезно упражняться перед зеркалом — так вы сможете следить за своей мимикой и жестикуляцией. Вначале будет смешно и непросто, но постепенно вы научитесь. Когда начнете замечать, что 3-х минут недостаточно, увеличивайте время — занимайтесь 10, 15, 20 минут.
От вещей можно переходить к более серьезным темам. Проговаривайте свои впечатления о прочитанной книге, услышанной мысли или идее. Постепенно вы научитесь и сможете уверенно высказывать мнение по любому поводу, не повторяясь, не смущаясь и приводя новые аргументы. Избавляйтесь от слов паразитов Слова паразиты — самый коварный враг ораторского искусства. Они появляются в вашей речи незаметно, в моменты, когда вы взволнованы, спешите высказать мысли или затрудняетесь подобрать нужные слова. Но постепенно и незаметно для вас начинают звучать все чаще и в конечном результате — буквально в каждом предложении. Они режут слух собеседнику, но не заметны вам. Избавиться от слов паразитов сложно, но реально. Для начала возьмите за правило время от времени записывать свою речь в непринужденной и обычной обстановке — подойдет любой разговор с близким знакомым или родственником.
В записи вы услышите, от каких слов необходимо избавиться. Продумывайте наперед, что желаете сказать, формируйте целые предложения. Понятно, что этим следует заниматься наедине в домашней обстановке. Но и в общении с людьми стоит следить за своей речью. Обнаружив слова паразиты, вы будете обращать на них внимание и постараетесь избегать их употребления. Не волнуйтесь, что из-за обдумывания предложений ваша речь будет слишком медленной. Об этом поговорим в следующем разделе. Темп речи Большинство неопытных ораторов разговаривает слишком быстро. В результате, собеседник не успевает следить за ходом ваших мыслей.
Помните, вы должны заставить человека или аудиторию слушать вас. Тараторя, не выговаривая звуки и глотая слова, вы не сможете добиться внимания и быстро утомите слушателей. Каждому человеку в первую очередь интересны его собственные мысли и убеждения. Если вы будете разговаривать слишком быстро, то максимум, чего сможете добиться — имитация внимания.
Например, море — вода — жидкость — духи — запах — обоняние — нос — лицо — глаза — цвет — радуга. В итоге море ассоциируется с радугой. В эту игру можно играть коллективно. К примеру, для троих. Берете один лист. Первый участник пишет слов — второй под ним ассоциацию и закрывает первое слово, завернув лист, третий — ассоциацию на ассоциацию. И в итоге смотрите, что получилось из первого слова. Развивать ассоциативное мышление легко в кругу друзей. Можно загадывать слово и просить участника описать его. Затем, по описанию следующий делает еще одно описание. А последний пытается угадать, что за слово было задумано. Улучшение словарного запаса Богатый словарный запас выручает даже в сложных ситуациях. К примеру, на выступлении с докладом лектору задали неудобный вопрос, не касающийся темы выступления. Диктор, благодаря начитанности, вежливости и большому запасу слов, ловко переводит беседу в нужном направлении, не выдавая личной информации и не обижая спрашивающего. Увеличить словарный запас помогут самые простые способы и упражнения: Поиск и запоминание редких слов. Ежедневно находите редкие и практически вышедшие из употребления слова, понимаете их значение, можно погрузиться в происхождение. И запоминаете. Так, расширяется словарный запас и тренируется память. Подробное описание предметов, людей. Можно даже в метро попробовать описать скамейку. Чем больше будет разных слов, тем лучше. Важно следить за логичным построением выражений. К примеру: «Лавка в метро рассчитана на троих. Для каждого человека есть жесткая подушка красного цвета. Корпус лавки сделан из серебристого металла. Высота ножек примерно 40 см». И продолжать до тех пор, пока не станет сложно придумывать, о чем еще можно рассказать. Поиск синонимов. Для одного слова существует немало синонимов — близких по значению слов. Тренировать навык находить «замену» всем приходится в школе. И это важно для развития речи и красноречия. Достаточно хотя бы 3-4 слов в день, чтобы уже через неделю заметить улучшения. К примеру: «большой — значительный, громадный, великий, крупный, изрядный, порядочный, немаленький, обширный, безмерный и так далее». Маленькие устные сочинения или эпосы. Полезное упражнение, помогающее научиться красноречиво говорить. Выбираете один предмет, человека или событие. И рассказываете о нем подробно в течение 5-20 минут. Мысли не должны повторяться. Лучше рассказывать кому-то, и отслеживать, слушает ли человек. Записи на диктофон.
Важно помнить: тело не должно быть напряжено, но и не должно быть слишком расслабленно. Нужны собранность и баланс. Вот к чему нужно стремиться, чтобы выглядеть собранно: ровная осанка; прямой взгляд в глаза собеседнику; легкая полуулыбка; устойчивая позиция ног с равномерным распределением веса; открытые ладони. Улыбка, открытые жесты, зрительный контакт, ровная осанка и легкий наклон к собеседнику создадут благоприятное впечатление. Кроме того, вы сами в такой позиции будете себя чувствовать гораздо увереннее. Находясь в сильной и свободной позе, тело дает сигнал мозгу: «мы справимся». Паравербальный: тембр голоса, темп речи, интонационные особенности Попробуйте записать себя на диктофон и внимательно послушать. Какой образ появляется перед глазами, когда вы слушаете аудиозапись? Важно понимать, что высокий голос ассоциируется с детским. Если так говорит взрослый человек, это не внушает доверия и порой даже отталкивает. При этом низкий бархатный символизирует силу и статус, авторитет и власть. Поэтому нужно работать над тембром и тоном. Чтобы природный голос звучал свободно и наполнено, необходимо регулярно выполнять несложные упражнения. Поэтому сначала необходимо поработать над дыханием. Представьте, что у вас в животе воздушный шар. Сделайте вдох носом и надуйте шар в животе. На выдохе со звуком «с» сдувайте его. Во время этого упражнения брюшная стенка двигается от позвоночника вперёд и назад, а плечи и грудная клетка остаются в покое. Пять—семь минут ежедневной практики улучшит звучание вашего голоса и сделает его более низким и уверенным. Далее обратите внимание на объём в звучании.
Их тоже надо выписать, запомнить и постараться избегать. С сегодняшнего дня анализируйте, кто и как начинает выступление: у вас на работе, на телевидении, радио. Предвижу ваш вопрос: сколько времени отводить на выполнение того или иного этюда? Увы, я не могу ответить. Тут всё зависит от вас. Курс рассчитан на длительное время. Когда и сколько заниматься, конечно, решаете только вы. Мой совет: ежедневно. Тогда вы быстрее освоите курс и добьётесь результата. Каждый из нас мечтает, согласитесь, о быстром успехе. Можно за полчаса отучить закодировать человека от пьянства, если он, конечно, желает бросить пить и его решение вылечиться твёрдое. Но за день и даже за месяц научиться хорошо говорить, увы, невозможно. Все мы любим результат, но не очень любим процесс. А без изнурительного труда долг преподавателя — напомнить эту банальную истину! Если вы последуете моим советам, то можно прогнозировать успех. Старайтесь заниматься ежедневно, как минимум по часу в день. Для этого не обязательно выделять специальный час. Можно учиться во время поездки на работу, при просмотре телевизионных передач, на лекциях, находясь в компаниях. Особенность курса и его отличие от других известных мне — в том, что он строится как курс практической психологии, с включением в жизненные ситуации. Желательно, как я уже писал, выполнять задания полностью. Нравится вам задание или нет, выполнить его надо. Основа — доверие ко мне, вашему учителю. Больше веры, меньше критики. Не обсуждать, а делать. Особенно первые двадцать этюдов. Обязательно каждый день фиксировать выполненные упражнения. Желательно их подробно записывать и анализировать, как выполняли упражнение: что получилось, что не вышло и почему, о чем вы подумали при выполнении тех или иных заданий? Непременно найдите полигон для испытаний. Полигоном могут стать коллеги по работе, учебная группа, друзья, с которыми вы совершаете туристические поездки, соседи, ваши домашние. Желательно, чтобы с этими людьми вы достаточно часто встречались. А именно на них вы сможете проверять выполнение тех или иных этюдов: насколько хорошо вас слушают, достаточно ли убедительно вы говорите, как воспринимают вашу речь, какие вопросы задают. Хорошо бы найти двух-трёх человек, которые согласились бы заниматься вместе с вами. Совместное выполнение упражнений, взаимный контроль над результатами ускорят освоение курса. Пожалуй, самое важное условие: потребуется диктофон. Риторический вопрос, не правда ли? Конечно, записывать себя и прослушивать. Когда вы сделаете первую запись, полагаю, что результат вас огорчит: и голос звучит плохо, и скучно всё. Отнеситесь к этому спокойно. Даже известному — точнее сказать, великому — диктору нашей страны Юрию Борисовичу Левитану его голос поначалу очень не нравился. Но потом он привык. Привыкнете постепенно и вы. Записи обязательно сохраняйте. Предвижу вопрос: «Как быть, если я человек застенчивый и часто теряюсь в компании, — стоит ли мне заниматься? Но в этом случае примите совет: все задания делать в увеличенном объёме, повторять. Вы должны не только научиться говорить публично, но и побороть свою застенчивость, привыкнуть никого не бояться, не стесняться, не волноваться из-за того, что на вас смотрят люди. Меня часто спрашивают: можно ли стать блестящим оратором, если пройти предлагаемый курс и все задания выполнить на «отлично»? Признаюсь: мне трудно ответить на этот вопрос. Я перед собой не ставлю такой задачи. А если поставил бы, то понял: она нереальна. Могу гарантировать другое: выполнив все упражнения, вы, независимо от возраста, образования, социального положения, научитесь говорить уверенно, доказательно, спокойно, так, чтобы вас слушали. А теперь — ещё одно задание в рамках этюда.
Курсы ораторского мастерства
Продвинутое ораторское искусство для политиков и публичных деятелей. Хорошая новость в том, что красивой, складной речи можно научиться. Совет от специалистов по ораторскому искусству: во время доклада улыбаться и использовать жесты. Искусство речи, риторика и ораторское мастерство потребуются далеко не только для публичных выступлений, но и для обычной жизни.
Ораторское искусство и техника речи
И помните: низкий голос подсознательно воспринимается более авторитетным и вызывает доверие. Но переусердствовать не нужно, иначе вы будете звучать неестественно. Читайте книги и слушайте лекции Вот мы и перешли от звучания к содержанию. И первый совет, который будет дан в это части, — старайтесь узнавать много нового. Ведь основа интересной речи — это достаточный словарный запас и широкий кругозор. Если вы можете привести в презентации пример из жизни или разбавить доклад забавной историей — половина дела сделана! Слушатели не заскучают и точно лучше запомнят сказанное. В сети сейчас множество интересных видео от популяризаторов науки: лекторы центра «Архэ», проекта «Антропогенез» и другие легко и непринужденно посвящают широкую публику в тайны антропологии, медицины и математики. Помогут расширить кругозор и книги, например, из серии «Наука на пальцах». Не читайте с листа Даже самый интересный и насыщенный веселыми историями рассказ становится пресным, если оратор читает его с листа или из слайдов презентации. Помните, как в школе нас заставляли не зубрить тему, а рассказывать своими словами?
Этот навык полезно применять и в выступлениях: составляйте тезисный план, но не пишите текст полностью. Как перестать бояться публики Казалось бы, все мы умеем говорить и общаемся между собой. Но как только впереди ждет беседа с начальником или выступление перед аудиторией — все слова почему-то вылетают из головы и остается лишь невнятное мычание и дрожь в коленях. Бороться с этим можно лишь постоянными тренировками, да и то волнение никуда не уйдет, просто оно перестанет мешать вашей речи. Почаще рассказывайте истории друзьям и коллегам, заведите видеоблог с роликами в режиме «говорящая голова» или попробуйте рассказать о своей работе на одном из уроков для одноклассников вашего ребенка. Дети, кстати, очень благодарные слушатели: они обычно не обращают внимания на оговорки и запинки, зато задают массу интересных вопросов. Отвечая на них, вы еще и попрактикуетесь в импровизации. Курсы и мастер-классы Занятия с профессиональным тренером принесут ощутимую пользу: это и взгляд со стороны, и опыт коммуникации, и общение с одногруппниками. Обучение может проходить в онлайн-режиме, но посещение уроков вживую гораздо эффективнее, так как помогает побороть страх перед публикой и незнакомым собеседником. Артикуляционная разминка Как спортсмену нужно разогреть мышцы перед тренировкой, так и оратору необходимо согреть связки и размять речевой аппарат перед выступлением.
Вот несколько упражнений: Втягивайте и надувайте щеки.
Медитация — полное расслабление, глубокие вдохи и выдохи помогают успокоиться и избавиться от нервозности. Отдых — накануне выступления нужно выспаться и хорошо отдохнуть.
Это позволяет привести мысли в порядок, быть более собранным и спокойным. Подготовка — уверенность в своих знаниях помогает легче относиться к происходящему. У человека, хорошо разбирающегося в теме доклада, намного больше шансов вызвать интерес у аудитории.
Свой страх нужно осознать и принять. Любой человек имеет право на волнение и часто, само понимание этого факта помогает оратору взять себя в руки и успокоиться. Как не бояться выступлений перед публикой Неуверенность в себе, волнение и страх могут вернуться, как только оратор выйдет на сцену.
Избавиться от паники и установить контакт с аудиторией можно с помощью обыкновенной улыбки. Это позволяет снять напряжение и расположить к себе слушателей. Иногда уместно открыто признаться публике в своём волнении.
Это лишний раз подчеркнёт серьёзное отношение оратора к предстоящему выступлению, слушатели будут более снисходительны к возможным ошибкам и промахам выступающего. Если в зале присутствуют друзья или родственники оратора, нужно установить с ними зрительный контакт. Поддержка близких людей позволяет почувствовать себя уверенней и справиться с эмоциями.
В ситуации, когда оратор не знает ответа на заданный вопрос, можно воспользоваться «методом бумеранга», суть которого — переадресация вопроса аудитории или сидящим в зале коллегам. Это позволит вовлечь слушателей в обсуждение и достойно выйти из затруднительного положения.
Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой.. Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению. Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления.
Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность. Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия.
Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма. Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания?
Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком. Пример: Скоростные сообщения новостей по радио. Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами «Ээээ... Значит так... Ну, что еще сказать... В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?
Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное — это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло — держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику. Советы по преодолению волнения. Чтобы преодолеть волнение, необходимо определить, с чем оно связано. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то ощущает «радость полета», кто-то — сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то должен немного волноваться, не допуская, однако, сверхволнения. Определите, что вы хотите сделать в процессе выступления, какой эмоциональный заряд послать аудитории, и т. Главное, вы должны почувствовать и поверить, что выступление будет успешным.
При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что все пройдет успешно.
Есть несколько способов это исправить. Запишите себя на видео: попросите друга или коллегу сделать это для вас или, если стесняетесь посторонних глаз, установите штатив. Затем внимательно изучите своё поведение. Часто наши движения и мимика происходят на бессознательном уровне.
Поэтому мы много о себе не знаем. Взгляд со стороны поможет проанализировать своё поведение. Люди, которые по моей рекомендации записывали себя на видео, позже при просмотре искренне удивлялись: «Неужели я и правда так стою, сижу, говорю? Подобный анализ поможет скорректировать привычные паттерны тела: например, не поднимать плечи или не сдвигать брови. Для раскрепощения и уверенного языка тела полезны любые физические практики: суставная гимнастика, «тряска» всем телом, легкие танцевальные движения руками и ногами с большой амплитудой.
Важно помнить: тело не должно быть напряжено, но и не должно быть слишком расслабленно. Нужны собранность и баланс. Вот к чему нужно стремиться, чтобы выглядеть собранно: ровная осанка; прямой взгляд в глаза собеседнику; легкая полуулыбка; устойчивая позиция ног с равномерным распределением веса; открытые ладони. Улыбка, открытые жесты, зрительный контакт, ровная осанка и легкий наклон к собеседнику создадут благоприятное впечатление. Кроме того, вы сами в такой позиции будете себя чувствовать гораздо увереннее.
Находясь в сильной и свободной позе, тело дает сигнал мозгу: «мы справимся». Паравербальный: тембр голоса, темп речи, интонационные особенности Попробуйте записать себя на диктофон и внимательно послушать. Какой образ появляется перед глазами, когда вы слушаете аудиозапись? Важно понимать, что высокий голос ассоциируется с детским. Если так говорит взрослый человек, это не внушает доверия и порой даже отталкивает.
При этом низкий бархатный символизирует силу и статус, авторитет и власть.