Сегодня ораторское искусство изучать не только модно, но и во многих областях просто необходимо. Ораторское искусство для начинающих. Упражнения по ораторскому искусству для детей Навык коммуникабельность Как научиться коммуникабельности. Ораторское мастерство, развитие дикции, настройка голоса, техника речи, правила риторики для умения красиво говорить для онлайн тренеров.
Основы риторики
- Учебно-методическое пособие "Ораторское мастерство"
- Ораторское искусство: что это такое и его основы?
- Курсы ораторского мастерства
- Основы риторики
- Ораторское искусство: для чего нужно и с чего лучше начать
Советы для тех, кто решил овладеть искусством оратора
Родился я в 1940 году в Ленинграде и всю блокаду провёл в осаждённом городе. Зачем об этом пишу? Прочтите книгу до конца и поймёте. Я слишком поздно, лишь в три года, заговорил. До 12 лет сильно заикался и, конечно, от этого невероятно страдал. К счастью, к 19 годам заикание победил. Но при этом остались, к сожалению, застенчивость и страх публичной речи. Однако я жаждал общаться, выступать, рассказывать — и хотел делать это так, чтобы меня слышали и слушали. Как найти нужную фразу? Как завладеть аудиторией? Как вернее донести до каждого своё слово?
Я долго искал ответы. Читал книги об ораторском искусстве. Прошёл курс сценической речи. Старался не пропускать выступлений талантливых лекторов, адвокатов, актёров, режиссёров. Как родился мой курс «Учимся говорить публично»? Всё началось со студентов факультета журналистики МГУ имени М. Длительное время в рамках семинаров «Психология журналистского творчества» и «Технология журналистского творчества» я проводил практические занятия по ораторскому искусству. Затем два года на страницах журнала «Студенческий меридиан» вёл рубрику «Учимся говорить публично». Получил тысячи писем от моих заочных учеников — с рассказами о том, как проходили занятия, с предложениями, советами, критическими замечаниями. Постепенно строился курс по обучению публичной речи, и в настоящее время его развитие продолжается, в чём вы можете убедиться, посетив сайт www.
Надеюсь, если вы выполните все предлагаемые задания — нет, не надеюсь, а уверен здесь повтор сознательный, он бывает нужен и в устной речи , — то в значительной степени разовьёте свои способности и начнёте говорить ярче, убедительнее, эмоциональнее, образнее, используя всё богатство языка и юмор. Книга «Учимся говорить публично» — итог исследований и практических занятий со студентами, менеджерами, политиками. Желаю вам удачи и радости. Хороших результатов. Ваш Владимир Шахиджанян Всё зависит только от вас Будьте самоучками — не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец 1909—1966 , польский сатирик и поэт Неужели вас привлекли наши занятия и вы начали читать первый урок? Абсолютное большинство деловых людей мечтают говорить ясно и убедительно. Многие уверены, что они хорошо говорят, и удивляются, отчего их плохо слушают. Представьте, что вы не читаете этот материал, а как бы слышите меня. Что вам понравилось, а что не понравилось в первой фразе?
Стоп: пока не ответите на поставленный вопрос, не читайте дальше. Начали читать? Значит, вы человек нетерпеливый, не любящий задумываться над поставленными вопросами, надеетесь скорее на свою интуицию, нежели на работоспособность и знания, и, к сожалению, не очень уверены в себе. Впрочем, это — отступление от главной темы. Хорошо, что первая фраза началась с вопроса, то есть я как бы приглашаю вас в соавторы, вызываю у вас ту или иную реакцию, а в то же время, согласитесь, фраза длинная, и её лучше закончить на пятом слове — занятия; остальное — лишнее, обычное многословие. Пожалуйста, вернитесь к первой фразе, проанализируйте её. Наш курс — серия этюдов упражнений. Выполните все этюды — и уверен: станете говорить значительно лучше, чем говорите сегодня. Не выполните — что ж, тогда и претензии не принимаются. Впрочем, как я понимаю, претензий не будет, ибо вы просто-напросто не станете заниматься.
Да, знаю, некоторые задания вызовут непонимание и удивление. Отдельные этюды покажутся невероятно сложными, и у вас возникнет желание откладывать их — на час, на день, на неделю… Трудностей действительно предстоит немало. Но прошу вас проявить волю и терпение. Пройдите курс до конца — результат вас обрадует. Однако повторяю, лишь в том случае, если выполните все задания, а не просто прочтёте эту книгу. Читая, научиться говорить нельзя! Как нельзя научиться рисовать, не используя карандаш и кисть, а только слушая лекции об изобразительном искусстве. Вам придётся выполнить 101 этюд упражнение. Пожалуйста, не торопитесь. Лучше каждый этюд повторить два-три раза и потом переходить к следующему, чем заниматься формально: прочитать, что-то попробовать на практике и, не закрепляя полученные знания и умения, переходить к новым заданиям.
Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу. Финал Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого. Работа с наглядным материалом Давайте поговорим о эмоциях. Какие эмоции у вас вызывает выступление на публике?
Почему мы испытываем эти эмоции и ощущения? Что с этим можно делать? Детям предоставляется раздаточный материал Приложение 3 Есть огромный спектр упражнений и заданий на развитие дикции, артикуляции, движений на сцене и т. За моей спиной есть гирлянда с флажками. Я буду приглашать к этой гирлянде одного из вас. Ваша задача сорвать флажок и прочитать задание на ней.
А мы со всеми ребятами проделаем их. Кью-икс Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
Зевок Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают. Выдох-стон Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох. Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук.
Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон. Три улыбки Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно. Упражнение йогов Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса. Положение: стоя, ноги на ширине плеч.
Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.
Как научиться говорить красиво: подборка видео по ораторскому искусству. Только практические навыки 1. Постановка голоса Как работает ваш голос и что делать для его совершенствования.
Подготовка речи В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь — это на девять десятых произнесенная речь.
Однако процесс подготовки речи — это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора. Урок 2. План выступления Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь. Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах. Урок 3. Ораторские приемы Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много.
В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства. Урок 4. Техника произнесения речи В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления.
Красиво спорить и не экать: 6 онлайн-курсов для развития речи
Зимбардо, которая так и называется: «Застенчивость». Если эту книгу не просто прочесть, а проработать, то, не сомневаюсь, успех обеспечен. Советую вам посмотреть и книги психологов М. Литвака, Н. Все мне говорят, что я ужасная болтушка, но мне кажется, что говорить много так же плохо, как и говорить мало. К тому же, кроме этого, у меня ещё один существенный недостаток речи — неумение кратко и точно выразить нужную мысль. Я слишком много лью воды». Анна Герман 1936—1982 , певица Допускаю, что с выполнением этого этюда у многих возникнут трудности. Два дня вам нельзя ничего говорить. На два дня вы должны стать немыми. Как найти дни для молчания?
И вообще, как это: вдруг замолчать? Какие-то глупости предлагает автор. Нет, не глупости, а вполне серьёзные вещи. Но не советую так поступать, ибо знаю, что вам опять не захочется молчать, вы снова перенесёте выполнение задания. Вы ведь решили заниматься. Вы верите мне, преподавателю. Поэтому постарайтесь не нарушать систему занятий. Но если только из-за этого задания вы готовы прекратить занятия в нашей школе — что ж, нет правил без исключений. Только не забудьте потом вернуться к нему. Это задание только с первого взгляда кажется сложным.
На самом деле оно — одно из самых простых. И одновременно самых результативных. Итак, выберите два дня для молчания. Болтушкам надеюсь, на меня никто не обидится за это слово молчать придётся четыре дня. Сообщите шёпотом или напишите на листочке всем своим домашним, знакомым, коллегам по работе, что врач запретил вам разговаривать два дня. Считайте меня своим врачом. И молчите. Молчите во что бы то ни стало. Укрощайте свои эмоции. Ну представьте себе, что вы действительно лишились голоса, — жизнь ведь на этом не кончается!
Конечно, если ваша работа связана с преподаванием, у вас лекции, семинары, тогда стоит заранее оговорить с руководством школы, института, что вам придётся два дня молчать, и именно на эти дни запланировать письменные работы. Если вы продавец, то опять-таки можно попросить разрешения два дня поработать на складе. Нет безвыходных ситуаций. Если необходимо что-то срочно сказать, спросить, прокомментировать, общайтесь с помощью записок, имейте с собой листок бумаги и ручку. При этом сообщайте в записке, что слушать вам можно, а говорить нельзя. Хочу, чтобы вы мне поверили на слово: это упражнение — одно из самых важных. Выполняя его, вы научитесь преодолевать трудности в общении, разбудите свою фантазию, разовьёте способность к импровизации. Каждый учитель мечтает о таких учениках: чтобы они сначала поверили ему, выполнили задание, анализировали процесс обучения, а уж потом — обсуждали, критиковали, отрицали. Увы, многие, чтобы не утруждать себя, готовы отстаивать своё право не выполнять задания лишь по той причине, что они им не нравятся. Не нравятся — и всё тут!
В этом случае мой совет: не теряйте времени, поищите себе другого преподавателя, другой курс, другие книги. Если не верите мне, не тратьте зря времени. Не занимайтесь!!! Поставил три восклицательных знака. А если бы говорил, то повысил бы голос, произнёс бы слово по слогам, громко и медленно, особенно выделив отрицание не. Сколько угодно. Кстати говоря, посмотрите в словаре слово аргументы, дайте наиболее полное его толкование.
Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива.
Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова, пытаемся их заменить и только портим — настолько они были уместны; это знак, что всё надо оставить как есть: пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порой повторение — не порок, ибо единого правила тут не существует. Блез Паскаль 1623—1662 , французский мыслитель, учёный и писатель Подумайте: зачем даны годы жизни тех, кого я предлагаю цитировать? Не для того ли, чтобы вы могли сказать: «Ещё четыреста лет назад известный французский мыслитель философ, писатель, учёный говорил…» — и дальше пойдёт выученная цитата. Ещё лучше, если вы не преминете заметить: «Как вы знаете, четыреста лет назад известный вам Блез Паскаль сказал…» Пусть 90 процентов слушателей впервые слышат это имя — поверьте, они промолчат, ибо каждому хочется считать себя образованным и умным человеком, и многим неловко спросить: а кто такой Блез Паскаль и чем он знаменит? Проведите психологический опыт. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша? Запишите их ответы. Сколько человек зададут вам вопрос: а кто это, собственно, такой — Нянаждихаш?
Сколько — коротко ответят вам: увы, к сожалению, нет? Только, пожалуйста, фамилию запомните как следует и произносите её громко, чётко, с уверенностью в голосе. Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно. А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, обязательно произносите фамилии, имена и отчества как можно чётче! Это действительно известный вам человек. Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево. Всё поняли?
А может быть, рассердились? Составьте список вопросов: Что вам известно о Нянаждихаше? Нет ли у вас книг Нянаждихаша? Как вы относитесь к новой системе преподавания ораторского искусства Нянаждихаша, о котором однажды была большая телепередача? Можно взять любую другую фамилию свою, приятеля, начальника, подчинённого, любимого писателя. Главное, чтобы она звучала непривычно. Продолжите список вопросов, которые зададите знакомым, а может быть, и незнакомым людям. Запишите эти вопросы.
А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу. Кто и как отвечал? Как при этом смотрел на вас? Долго ли думал? Чесал ли при этом репу? Смущался, удивлялся, а может быть, возмущался? Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали.
Так вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги. А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией пусть это будут всего лишь три-пять человек с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично». Какой окажется ваша первая фраза? Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха. Но пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует: — Я хочу начать своё выступление. Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу. Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей?
Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить. В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо. Из уважения к вам, не исключаю, в зале станет тише. Но в такой ситуации или слушатели должны знать вас, или вы представляете для них особый интерес, они вас понимают.
У Елены Ласкавой, актрисы и доцента кафедры сценической речи Театрального института имени Щукина, есть разные курсы — как для мам, так и для корпоративных клиентов. И все они направлены на создание речевого имиджа.
Курс «Искусство оратора» обещает за семь занятий обучить правильному речевому дыханию, обогатить интонацию и избавиться от страха публичных выступлений.
Сознательный повтор. Допустим, вы молчун.
Даже на вопросы отвечаете не словами «да» или «нет», а кивком головы: наклон вниз — да, поворот влево и вправо — нет. Некоторые люди на тот или иной вопрос отвечают мычанием трудно воспроизвести буквами — ыуым да , эыэ нет. После освоения курса вы сумеете легко произносить эти слова.
Надеюсь, что некоторую утрированность примера, доведённую до парадокса, все поняли. Иногда стоит упростить мысль, а то и довести её до абсурда, чтобы другие понимали тебя лучше. А если вы нормально общаетесь, не испытывая особых сложностей, то после прохождения курса станете говорить ещё лучше.
Почему же мы не умеем говорить? Да не учили нас этому ни в детстве, ни в юности, ни в школе, ни в институте. Впрочем, а не преднамеренно ли это делалось?
Это же удобно правителям — то, что большинство людей не умеют говорить, стесняются, боятся высказать собственную мысль. Как вы думаете, почему более семи десятилетий риторика, ораторское искусство — а оно существует несколько тысячелетий вспомним Древнюю Грецию и Рим — изгонялись из учебных заведений в нашей стране? Я получил в своё время огромное количество писем от желающих заниматься в нашей школе.
Среди них немало прекрасно написанных, но авторы сетуют: писать убедительно могут, а говорить — нет. Боровых из Владивостока. А вот с новыми знакомыми, в обществе, где много людей, или с людьми, которых едва знаю, или после того, как я давно не видела человека и вдруг встречаю его случайно на улице или где-нибудь ещё, у меня пропадает дар речи.
Я и рада видеть старых знакомых, но у меня начинают трястись руки, а иногда и губы, и я напрочь забываю всё, о чём хотела сказать. И в это время я себя ненавижу. Я быстро прощаюсь с человеком, придумываю какую-нибудь отговорку и ухожу.
Я отказываюсь от приглашений на торжества, не могу работать там, где мне бы хотелось, да и вообще…» Уверен, что моей заочной ученице, как, впрочем, и многим другим, страдающим от застенчивости, неловкости, часто возникающей при общении особенно когда нужно выступить публично , поможет книга Ф. Зимбардо, которая так и называется: «Застенчивость». Если эту книгу не просто прочесть, а проработать, то, не сомневаюсь, успех обеспечен.
Советую вам посмотреть и книги психологов М. Литвака, Н. Все мне говорят, что я ужасная болтушка, но мне кажется, что говорить много так же плохо, как и говорить мало.
К тому же, кроме этого, у меня ещё один существенный недостаток речи — неумение кратко и точно выразить нужную мысль. Я слишком много лью воды». Анна Герман 1936—1982 , певица Допускаю, что с выполнением этого этюда у многих возникнут трудности.
Два дня вам нельзя ничего говорить. На два дня вы должны стать немыми. Как найти дни для молчания?
И вообще, как это: вдруг замолчать? Какие-то глупости предлагает автор. Нет, не глупости, а вполне серьёзные вещи.
Но не советую так поступать, ибо знаю, что вам опять не захочется молчать, вы снова перенесёте выполнение задания. Вы ведь решили заниматься. Вы верите мне, преподавателю.
Поэтому постарайтесь не нарушать систему занятий. Но если только из-за этого задания вы готовы прекратить занятия в нашей школе — что ж, нет правил без исключений. Только не забудьте потом вернуться к нему.
Это задание только с первого взгляда кажется сложным. На самом деле оно — одно из самых простых. И одновременно самых результативных.
Итак, выберите два дня для молчания. Болтушкам надеюсь, на меня никто не обидится за это слово молчать придётся четыре дня. Сообщите шёпотом или напишите на листочке всем своим домашним, знакомым, коллегам по работе, что врач запретил вам разговаривать два дня.
Считайте меня своим врачом.
Знакомство со слушателями
- 20 ораторских способов оживить семинары и мастер-классы
- Ораторское искусство | Научись Говорить – Telegram
- Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
- 10 лучших курсов ораторского мастерства для начинающих и опытных
- Основы успешного публичного выступления. Часть 1 (Артём Валерьевич Колосов) / Проза.ру
- Ораторское искусство
Ораторское искусство: 7 советов для удачного публичного выступления
В этой статье мы собрали для вас 10 самых эффективных практических советов по ораторскому мастерству, которые позволят вам проводить вебинары с убедительной «начинкой». * * * Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ораторское искусство для начинающих. Цель курса ораторского искусства — помочь каждому освоить основы риторики и научиться выступать перед публикой с помощью различных материалов и уроков. Применение юмора в ораторском искусстве может быть эффективным инструментом для создания расслабленной атмосферы, снижения напряжения и установления более тесной связи с аудиторией.
Основы успешного публичного выступления. Часть 1
Освоить искусство публичных выступлений помогут курсы ораторского мастерства. Ораторское искусство и техника речи Формат: видеоуроки с Youtube. Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. Собрали лучшие курсы ораторского мастерства для начинающих и опытных. Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом.
Ораторское искусство: для чего нужно и с чего лучше начать
К счастью, все можно исправить при помощи простых, но регулярных тренировок. Оставшись наедине, обратите внимание на любой предмет в интерьере — стол, комнатное растение, чайник, карандаш. Засеките время и постарайтесь хотя бы 3 минуты говорить об этом предмете. Опишите его, расскажите о характеристиках, попытайтесь доказать воображаемому собеседнику, насколько важна и полезна эта вещь, как может быть использована. Все это необходимо проговаривать, очень полезно упражняться перед зеркалом — так вы сможете следить за своей мимикой и жестикуляцией. Вначале будет смешно и непросто, но постепенно вы научитесь. Когда начнете замечать, что 3-х минут недостаточно, увеличивайте время — занимайтесь 10, 15, 20 минут. От вещей можно переходить к более серьезным темам. Проговаривайте свои впечатления о прочитанной книге, услышанной мысли или идее. Постепенно вы научитесь и сможете уверенно высказывать мнение по любому поводу, не повторяясь, не смущаясь и приводя новые аргументы.
Избавляйтесь от слов паразитов Слова паразиты — самый коварный враг ораторского искусства. Они появляются в вашей речи незаметно, в моменты, когда вы взволнованы, спешите высказать мысли или затрудняетесь подобрать нужные слова. Но постепенно и незаметно для вас начинают звучать все чаще и в конечном результате — буквально в каждом предложении. Они режут слух собеседнику, но не заметны вам. Избавиться от слов паразитов сложно, но реально. Для начала возьмите за правило время от времени записывать свою речь в непринужденной и обычной обстановке — подойдет любой разговор с близким знакомым или родственником. В записи вы услышите, от каких слов необходимо избавиться. Продумывайте наперед, что желаете сказать, формируйте целые предложения. Понятно, что этим следует заниматься наедине в домашней обстановке.
Но и в общении с людьми стоит следить за своей речью. Обнаружив слова паразиты, вы будете обращать на них внимание и постараетесь избегать их употребления. Не волнуйтесь, что из-за обдумывания предложений ваша речь будет слишком медленной. Об этом поговорим в следующем разделе. Темп речи Большинство неопытных ораторов разговаривает слишком быстро. В результате, собеседник не успевает следить за ходом ваших мыслей. Помните, вы должны заставить человека или аудиторию слушать вас. Тараторя, не выговаривая звуки и глотая слова, вы не сможете добиться внимания и быстро утомите слушателей. Каждому человеку в первую очередь интересны его собственные мысли и убеждения.
Если вы будете разговаривать слишком быстро, то максимум, чего сможете добиться — имитация внимания. На самом деле собеседник будет терпеливо ждать окончания вашего монолога. Стоит учитывать и скорость восприятия чужой речи. Вам понятен смысл того, о чем вы желаете поведать окружающим.
Чаще всего жертва даже не подозревает, что является объектом воздействия. Самые упорные легко поддаются и делают все, что вам от них нужно. Мы приготовили для вас описание этих приемов, а также технологии защиты от каждого метода манипулирования. Будьте внимательны! Добавляйте себе, чтобы быть во всеоружии! Методы: 1.
Манипуляция чувством вины или обиды Использование обиды или чувства вины — один из самых верных приемов манипуляции близким человеком. Образ несчастной жертвы часто дает своему носителю «дивиденды» в виде негласных полномочий и репараций. Бывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкся с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувствия и желания помочь, а, наоборот, провоцирует на раздражение и даже агрессию. Потому что на самом деле, как ни странно это звучит, именно жертва оказывается всегда на вершине пирамиды в семейной системе. Такой человек влияет на других с помощью их чувства вины. Со временем люди, вовлеченные в эту игру, начинают прямо или полуосознанно понимать эту манипуляцию и реагировать на нее агрессией. И не припоминать друг другу прошлые грехи во время семейных ссор. Ни к чему хорошему это все равно не приведет. Если партнер чем-то вас обидел, то лучше сразу обсудить этот вопрос. Цивилизованно и корректно, не давая оценок ни происходящему, ни партнеру.
Прояснить ситуацию и скорректировать правила взаимодействия для снижения вероятности повторения похожей ситуации. Скажем метафорически: обиды записывайте на песке, а радости высекайте в мраморе и граните. Сделайте это нормой для вашей семьи и увидите, насколько легче и счастливее станет ваша жизнь. Манипуляция гневом Существуют люди, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться. Это манипуляторы, использующие так называемый тактический гнев. Ведь если его прием сработает, он и в будущем станет поступать так с вами и с другими.
Существует старый совет для начинающих при выступлении смотреть чуть выше публики, вдаль за ней. Это облегчает задачу тем, кто испытывает страх, позволяет абстрагироваться и сосредоточиться, дабы собраться. Но это лишает говорящего контакта с публикой, под сомнением оказывается сам смысл выступления, затруднено достижение его цели — достучаться до каждого, быть услышанным, повести за собой. Выступая, смотрите в течение нескольких секунд на каждого из слушателей — у них создастся впечатление, что вы говорите лично с каждым. Вторая распространенная ошибка — когда оратор словно общается с собой, вышел и оттараторил материал, не вовлек никого, не спросил, не вступил в диалог с публикой. Можно задавать вопросы, хотя бы риторические или простые «как вы думаете», «кто считает, что это верно». Если же люди будут просто сидеть и слушать — больше 20 минут им будет выдержать сложно. Вовлечение публики сделает выступление успешнее в разы, уже не вы один будете выступать, но встреча будет сделана совместно с аудиторией. Тренеры часто используют дополнительные задания, которые позволят включить каждого в аудитории, даже если это большая группа. На обучении продажам, например, каждому можно раздать по конфете с задачей попрактиковаться прямо сейчас, продав ее соседу. Такой прием или его элементы позволяют активизировать всех участников даже в очень большой аудитории, где невозможно достичь личного контакта с каждым. Людям это приятно, это запоминается и позволяет легче усвоить, поскольку сам поучаствовал. Третья ошибка — сухое изложение материала, когда оратор начинает философствовать, строить сложные схемы и умозаключения. От слушателей это требует если не специальных знаний, то просто даже много энергии, чтобы сосредоточиться, напрячь мозг и попытаться понять, что вы излагаете. Простота является признаком гениальности. Лучшие ораторы мира выстраивают свою речь так, что понятно всем, все слушатели оказываются вовлечены. Тогда как, если выйдет выступать обычный, пусть даже авторитетный человек, такого успеха его выступление не получает. Какие приемы здесь используют успешные ораторы? Вместо сухих фактов рассказывайте истории, задействуйте образы, прибегайте к воображению слушателей. Некоторые могут считать, что истории не уместны для узкоспециализированных выступлений. Однако даже если выступление о бухгалтерском учете, вы можете вовлечь слушателей рассказом о предприятии, на которое пришла налоговая проверка, подняв у слушателей адреналин и снабдив историю анекдотами. Последующий материал слушателям будет воспринимать легче, получив такую небольшую встряску, эмоциональный заряд, и они будут благодарны. Используйте истории, чтобы задевать сердца ваших слушателей. Следующая ошибка — не двигаться и прятать руки при выступлении. Используйте руки, ведь когда вы жестикулируете, то сами лучше понимаете предмет, ваши мысли лучше формируются, а слушатели легче воспринимают материал. Жестикулируя, руки лучше держать на уровне вашей груди. Не будьте статуей, передвигайтесь, насколько возможно, даже если место ограничено. А если место позволяет — прохаживайтесь по сцене, заходите в зал, подходите к слушателям. Материал интереснее и намного лучше усваивается, когда в выступлении есть картинки. Показывайте слайды, рисуйте, используйте дополнительные материалы — всячески избегайте эффекта, будто говорящей головы. Мозг слушателей требует визуальных образов, визуальный канал у некоторых и вовсе является доминирующим, потому на слух всю информацию им будет воспринимать не интересно и сложно. Не читайте с листа, особенно в точности. Даже если материал уникальный и яркий — у слушателей сформируется ощущение, что сами вы не понимаете его, не пропускаете через себя, потому и аудитория будет лишь ждать поскорее окончания вашего чтения. К исключениям относятся цитаты или фрагменты документов, которые обязательно нужно прочитать в точности. Однако когда это занимает больше 2-3 минут — аудитория начинает невыносимо скучать. Если предстоит прочитать документ длительностью в 10 минут — делайте перерывы, прерывайте его. Прочитав часть — поясните, повторите своими словами, задайте вопросы слушателям, разнообразьте свой текст. Также исключением является ваш тезисный план выступления, который вы используете лишь заглядывая в конспект, дабы ничего не упустить.
Можно иногда приступать с самого главного основная часть. К примеру, структурировать речь исторически в виде хронологии. То есть, что было раньше, что есть сейчас и что будет потом. Или к примеру, есть структура pro-contra. В ней вы сначала приводите аргументы «за», потом «против». В конце взвешиваете их и говорите, что для вас оказалось самым главным. Однако, чтобы вы не выбрали для своей речи, важно иметь ее структуру. Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора. Риторические фигуры Каждый блестящий оратор будет не просто работать над своими аргументами и содержанием речи. Он также будет разрабатывать стиль. Последний — это риторические фигуры. То есть то, как мы формулируем свои идеи. Какие мы приводим сравнения, метафоры, параллели и так далее. В какое-то время риторика в античном мире ориентировалась почти исключительно на риторических фигурах. Здесь я покажу три главные из них. Первым будет повторение. Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно. Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль. И как хороший оратор, вы зададите себе такой вопрос. Где я захочу повторять и в каком конкретном месте презентации это стоит сделать? Пауза — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить. И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз. Проблема в том, что сложно слушать спикера, который говорит без пауз. Ведь он тараторит и проезжает свою речь, как трактор. Однако пауза дает возможность публике подумать о том, что вы ей сказали. Хороший спикер всегда подумает, в каком ключевом месте ему сделать паузу. Она должна длиться около 2 — 3 секунд. Кстати, с паузой вы, как спикер кажитесь наиболее самоуверенно. Ведь вы не боитесь сделать паузу в ожидании, что кто-то спросит у вас что-то. Метафора — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще. Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся. Поэтому нужно найти метафору картину для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора. Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти. Голос оратора Именно голос оратора определяет настроение. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует. Допустим, есть информация, которая транспортируется неподходящим голосом. В таком случае, мы больше доверяем настроению голоса, чем содержанию сказанного. К примеру, разговариваем с родителями по телефону и говорим, что у нас все хорошо. Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение. Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано. Ударение Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет. К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей. Но мы плохо контролируем свой голос. Давайте начнем с ударения. В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения. Если говорим монотонно без ударения как робот , то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать. К примеру, давайте возьмем простое предложение. Я это сейчас не хочу. Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я». Я это сейчас не хочу Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу. Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу. И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать. Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение? Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение. Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение. Мелодичность Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины. Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает. Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать. Поэтому нужно найти баланс между монотонным 3 — 4 ноты и слишком мелодичным движением голоса. А если есть проблема с уверенностью в себе, следите за направлением интонации. Если делаете утверждение, то в конце предложения идите интонацией вниз. Это звучит более уверенно. А если хотите поставить вопрос, то в конце можно идти интонацией вверх. Как избавиться от «ээм» Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам» или «ээм». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм». Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков. Что можно сделать? Можно заключить спор со своим другом или коллегой. Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «эм». Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз. Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон. Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить. Практикуем искусство речи Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух. К сожалению, многие так не делают. Они считают, что достаточно просто подготовить слайды. Но важно проговорить хотя бы один раз свою речь в слух. Потому что именно тогда мы поймем насколько длинная презентация. Иногда нам кажется, что мы говорим 5 минут. Но на самом деле может быть намного больше или меньше. А проговаривая речь в слух, мы можем хорошо оценить и просчитать время. Также понимаем, в каких переходах нам не хватает слов, аргументов или конкретных примеров. Именно тогда у нас появляется чувство презентации. С каким настроением говорим и заканчиваем. Если хотите стать искусным оратором, то тренируйте речь не только в теории и на слайдах. Но проговаривайте ее минимум один раз. Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению.
Ораторское искусство для начинающих. Учимся говорить публично
Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов - Я Покупаю | Как основной рабочий инструмент, риторику и ораторское искусство используют учителя, лекторы, экскурсоводы, ведущие тренингов, психологи, адвокаты, менеджеры, продавцы, бизнесмены, руководители, политики. |
Ораторское искусство для начинающих | На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Ораторское искусство для начинающих. |
6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую | Курс ораторского искусства проходит в легкой, игровой форме, поэтому два дня пролетают незаметно. |
Ораторское искусство: для чего нужно и с чего лучше начать
Он всегда найдет тему интересную любому собеседнику, он с первых минут определит, чем можно завлечь даже незнакомого собеседника, но не будет при этом назойливым. Любое выступление, даже самое хорошее, можно сделать немного лучше. У всех процессов есть определенная структура, построенная на мировом законе композиций. Он не придуман человеком, а лишь зафиксирован им. Это закон природы. Все протяженные процессы начинаются с наращивания, развития, подготовительного действия, а лишь потом происходит основное действие, и только после него происходит некое затухание. Например, в ресторане подают холодные закуски или аперитив для того, чтобы подготовить посетителя к основному блюду, после подносят основное блюдо, а в окончании подают десерт. Прием у доктора тоже имеет свою композицию. Поэтому и выступление должно быть подготовлено по тому же принципу.
Современные ораторы допускают типовую ошибку. К сожалению, они вступление либо вовсе исключают либо произносят предсказуемые банальные фразы. А как раз вступление играет важнейшую роль, и его нужно тщательно подготавливать, не менее чем саму речь. От него зависит дальнейшее восприятие всей речи аудиторией — это же подогрев, подготовка. Если человек не смог за несколько минут утвердить свое право удерживать внимание аудитории в течение нескольких часов, то вряд ли она будет склонна кредитовать такого оратора на большее время. Заинтриговать, заинтересовать современную публику можно только нетрадиционным и тщательно продуманным вступлением. Ораторство в жизни Навык публичной речи — это применение инструментария на фоне психологической нагрузки. И какие бы мы ни читали книги, как бы ни старались применять свои знания, без психологического понимания человека не обойтись.
В публичном выступлении вероятность того, что что-то пойдет не так, высока. Как бы человек ни управлял ситуацией, успех его выступления зависит от количества слушателей, у которых есть свои привычки и своя мотивация. Уровень напряжения во время выступления крайне высокий, поэтому навыки выступающего имеют свойства блокироваться. Искусство ораторства не имеет прописанных законов для качественного выступления, но точно ясно, что это такой инструмент влияния на окружающих, равных которому нет. Ни одна система мотиваций не сможет дать такого эффекта, как заряжающая мотивирующая речь. Никакие попытки снять напряжения и вселить уверенность в кризисной ситуации не дадут такого стимула, как одна вдохновляющая речь. Человек, который применяет и усовершенствует ораторское искусство, параллельно формирует более высокую степень уверенности в себе, раскрепощенности, свободы. Выступая публично, мы оттачиваем мастерство аргументации, красноречия, убеждения.
В индивидуальном общении эти навыки работают таким же образом, но несколько проще. Разновидности выступлений Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий. Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений. Побуждающие выступления Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара. Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру. Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства.
Ритуальные выступления Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты. Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории.
Разумеется, никаких безумных ухмылок и оскалов! Достаточно слегка приподнять уголки губ, и вы придадите голосу доброжелательности, даже разговаривая по телефону. Разумеется, улыбка не всегда уместна, особенно если вы говорите на серьезную тему.
Однако запомните, что привнесенные в речь эмоции какие бы вы ни сочли уместными способны творить чудеса. Так вы будете лучше себя слышать. Попробуйте упражнения для постановки певческого голоса — они отлично помогают выработать правильную технику и дыхание. Не забывайте о правильной осанке — она необходима, чтобы голос звучал хорошо. При работе голосовых связок, вы должны чувствовать вибрацию в груди, спине, шее и голове.
Эта вибрация создает резонанс и делает голос объемным и приятным. Полностью расслабьтесь, чтобы почувствовать вибрацию. Расслабьте челюсть и губы — это ваш естественный резонатор. Если вы едва приоткрываете рот, вам понадобится куда больше усилий, чтобы достичь нужной громкости. Если ваша челюсть и губы расслаблены и движутся свободно, ваш голос будет звучать более естественно, отчетливо и менее напряженно.
Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков. Проверьте свои знания Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. Cтатистика На весь экран Игра загружается...
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать. Онлайн-уроки риторики Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными. Урок 1. Подготовка речи В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления.
Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь — это на девять десятых произнесенная речь. Однако процесс подготовки речи — это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.
Также рекомендуется пройти курс в школе ораторского искусства. В этом месте преподаватели научат, как удержать внимание публики, улучшить свою дикцию и вести грамотно публичную дискуссию. Еще одной составляющей удачного выступления перед публикой является предварительная работа с голосом. Речь идет о моментах, когда нужно делать правильные акценты, подбирать более подходящую интонацию, чтобы завладеть вниманием аудитории. Для этого следует работать над дикцией и постановкой правильного дыхания. При подготовке презентации надо придерживаться правила «меньше текста, больше графиков и картинок». Обычно людям в зале сложно одновременно слушать и читать текст на экране. А воспринимать изображения намного проще — в итоге все выступление запомнится им намного лучше. Совет от специалистов по ораторскому искусству: во время доклада улыбаться и использовать жесты. Это поможет расположить аудиторию к себе еще больше. Наконец, стоит помнить о том, что выступления ни в коем случае нельзя затягивать.
Учебно-методическое пособие "Ораторское мастерство"
Ораторское искусство для начинающих | В этой статье мы собрали для вас 10 самых эффективных практических советов по ораторскому мастерству, которые позволят вам проводить вебинары с убедительной «начинкой». |
Как научиться ораторскому искусству — Школа Ораторис | голосовые и речевые (также возможны комбинации этих направлений и различные уклоны, например, в сторону актерского мастерства). |
Основы ораторского искусства - приемы ораторской речи | Школа Алексея Соболева | Поговорим про ораторское искусство для начинающих. После просмотра этого видео вы сможете выступать публично, проводить презентации более эффективно и приходить к поставленной цели самого выступления. |
Основы успешного публичного выступления. Часть 1
Ораторское искусство: уроки риторики — 4BRAIN. Главные советы из книги Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов» для тех, кто хочет постичь ораторское искусство и завораживать своими речами. имодействовать с людьми, грамотно формулировать мысли и полюбите ораторское искусство.