советы от руководителя школы ораторского искусства Алексея Соболева. Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. Применение юмора в ораторском искусстве может быть эффективным инструментом для создания расслабленной атмосферы, снижения напряжения и установления более тесной связи с аудиторией. Обучение ораторскому искусству требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.
Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов
Проще говоря выступающему очень страшно забыть свой текст. Что же делать в этом случае? Во-первых, рекомендуется заучить хотя бы первую часть своей речи. Это позволит удачно начать выступление и зарядиться уверенностью для завершения своей презентации. Во-вторых, довольно часто не возбраняется подготовка небольших карточек с тезисами речи, в которые можно время от времени посматривать. В-третьих, многие выступают с презентациями на большом экране, которые также помогают выступающему ориентироваться по тексту своего доклада. Еще одним серьезным страхом каждого оратора является сильное волнение. Человек может идеально знать свою тему и выучить весь текст, но будет сбиваться или не сможет даже раскрыть рта перед публикой.
Однако эта проблема решается постепенно с каждым новым выступлениям. Помимо этого, можно записаться на курсы ораторского мастерства , где преподаватели помогут приобрести уверенность для будущих публичных речей. Наконец, многие ораторы боятся каверзных вопросов от аудитории после окончания выступления.
Потом мы меняем будильник на другие раздражители. И таким образом приходим к состоянию, в котором наш организм в момент, когда испытывает стресс не зажимается. Он ищет в себе ресурсы, чтобы расслабиться и, соответственно, спокойно говорить. Требует ли, например, эта методика какого-то отдельно выделенного времени? Да нет.
Вы тренируетесь просто в течение дня. Главное, чтобы вам правильно поставили технику. Этим мы как раз занимается в блоке по физиологии на курсе «Дизайн речи». Причем, люди часто не отдают себе отчет в том, как мало у них времени на занятия. Я сразу спрашиваю у учеников, сколько они готовы уделять тренировкам? Все уверенно отвечают, что готовы заниматься по часу в день. В этот момент мне хочется посмеяться. Ну, не будете вы заниматься по часу в день.
Даже при очень высоком уровне дисциплины в какой-то момент что-то пойдет не так. Поэтому мы делаем чередование. Например, занятия через день или пять дней занятий, два дня выходных. То есть, график должен быть подстроен под ваши потребности. Если этого нет, то рано или поздно будет опять вот это: «Начну с понедельника». И снова без результатов. Отслеживание прогресса С другой стороны, если вы периодически на этапах работы не видите результата, ваш организм психологически начинает воспринимать эти действия бесполезными.
При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами; Перефразирование Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте.
Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения; Простота речи Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов слова «паразиты» , пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме; Скороговорки С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение; Чтение по складам Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка — торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются проглатываются , а речь получается скомканной и невнятной; Чтение стихов При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах. Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики. Читайте далее: Как научиться говорить красиво и грамотно Страх публичных выступлений Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение и страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление.
Как не бояться публичных выступлений? Первый шаг к решению проблемы — анализ и определение тех факторов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер. Бесконтрольный страх и волнение могут возникать из-за: детских воспоминаний неудачное выступление в раннем возрасте ; строгого воспитания запреты и ограничения со стороны родителей, уверенность в том, что не следует привлекать внимание других людей ; комплексов недовольство собой, ожидание смеха от аудитории ; болезненное самолюбие боязнь критики, желание быть совершенным во всём. Боязнь публичных выступлений — явление очень распространённое, знакомое практически всем, кому приходилось работать с большой аудиторией.
Красноречие — это живописное изображение мысли; если, выразив мысль, оратор добавляет к ней ещё какие-то чёрточки, он создаёт не портрет, а картину. Мы браним Цицерона за напыщенный слог, меж тем у него есть почитатели, и в немалом числе. Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива. Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова, пытаемся их заменить и только портим — настолько они были уместны; это знак, что всё надо оставить как есть: пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порой повторение — не порок, ибо единого правила тут не существует.
Блез Паскаль 1623—1662 , французский мыслитель, учёный и писатель Подумайте: зачем даны годы жизни тех, кого я предлагаю цитировать? Не для того ли, чтобы вы могли сказать: «Ещё четыреста лет назад известный французский мыслитель философ, писатель, учёный говорил…» — и дальше пойдёт выученная цитата. Ещё лучше, если вы не преминете заметить: «Как вы знаете, четыреста лет назад известный вам Блез Паскаль сказал…» Пусть 90 процентов слушателей впервые слышат это имя — поверьте, они промолчат, ибо каждому хочется считать себя образованным и умным человеком, и многим неловко спросить: а кто такой Блез Паскаль и чем он знаменит? Проведите психологический опыт. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша? Запишите их ответы. Сколько человек зададут вам вопрос: а кто это, собственно, такой — Нянаждихаш? Сколько — коротко ответят вам: увы, к сожалению, нет? Только, пожалуйста, фамилию запомните как следует и произносите её громко, чётко, с уверенностью в голосе.
Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно. А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, обязательно произносите фамилии, имена и отчества как можно чётче! Это действительно известный вам человек. Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево. Всё поняли? А может быть, рассердились? Составьте список вопросов: Что вам известно о Нянаждихаше? Нет ли у вас книг Нянаждихаша?
Как вы относитесь к новой системе преподавания ораторского искусства Нянаждихаша, о котором однажды была большая телепередача? Можно взять любую другую фамилию свою, приятеля, начальника, подчинённого, любимого писателя. Главное, чтобы она звучала непривычно. Продолжите список вопросов, которые зададите знакомым, а может быть, и незнакомым людям. Запишите эти вопросы. А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу. Кто и как отвечал? Как при этом смотрел на вас? Долго ли думал?
Чесал ли при этом репу? Смущался, удивлялся, а может быть, возмущался? Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали. Так вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги. А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией пусть это будут всего лишь три-пять человек с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично». Какой окажется ваша первая фраза? Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха.
Но пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует: — Я хочу начать своё выступление. Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу. Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей? Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить. В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо.
Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?
Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение. Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано. Ударение Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет. К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей.
Но мы плохо контролируем свой голос. Давайте начнем с ударения. В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения. Если говорим монотонно без ударения как робот , то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать. К примеру, давайте возьмем простое предложение. Я это сейчас не хочу.
Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я». Я это сейчас не хочу Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу. Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.
И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать. Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение? Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно.
Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение. Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение. Мелодичность Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины. Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе.
Как правило, через 15 минут весь зал засыпает. Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать. Поэтому нужно найти баланс между монотонным 3 — 4 ноты и слишком мелодичным движением голоса. А если есть проблема с уверенностью в себе, следите за направлением интонации. Если делаете утверждение, то в конце предложения идите интонацией вниз. Это звучит более уверенно.
А если хотите поставить вопрос, то в конце можно идти интонацией вверх. Как избавиться от «ээм» Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам» или «ээм». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм». Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков. Что можно сделать?
Можно заключить спор со своим другом или коллегой. Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «эм». Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз. Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон. Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты.
Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить. Практикуем искусство речи Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух. К сожалению, многие так не делают. Они считают, что достаточно просто подготовить слайды. Но важно проговорить хотя бы один раз свою речь в слух. Потому что именно тогда мы поймем насколько длинная презентация.
Иногда нам кажется, что мы говорим 5 минут. Но на самом деле может быть намного больше или меньше. А проговаривая речь в слух, мы можем хорошо оценить и просчитать время. Также понимаем, в каких переходах нам не хватает слов, аргументов или конкретных примеров. Именно тогда у нас появляется чувство презентации. С каким настроением говорим и заканчиваем. Если хотите стать искусным оратором, то тренируйте речь не только в теории и на слайдах. Но проговаривайте ее минимум один раз.
Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению. Одежда оратора Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты. Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории.
Но это также психологически полезно для нас самих. К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию. На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.
В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики. Язык мимики и жестов Обращайте внимание на язык мимики и жестов оратора. Это тоже лежит в основе риторики. Расскажу об одном эксперименте. А именно, как профессоров в одном университете снимали на камеру.
Затем показывали студентам эту картину, но уже без звука. Самое интересное, что эти студенты хорошо смогли определить насколько симпатичен тот или иной профессор. Хотя вообще, они не знали, о чем человек говорит, так как не было звука. Кроме того, студенты определили, насколько компетентным они считали профессора. Поэтому язык мимики и жестов важен для того, как вас определяет и оценивает целевая аудитория. Зрительный контакт с публикой Современная риторика очень похожа на кухню. Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо. И также можем говорить об ораторе.
Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой. Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными. К сожалению, не многие смотрят на свою публику! Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли. Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным.
Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику. Вот вам еще один урок риторики. Когда будете записывать себя, обратите внимание, насколько константно вы смотрели в камеру. А также насколько часто смотрели по сторонам. Если заметили, что плохо, то повторите упражнение 2 — 3 раза.
Вам понадобится планомерно освоить: подготовку речи для выступления на публике: учитесь подбирать содержательный материал, структурировать его, оформлять, подавать без стандартных для оратора ошибок; составление плана речи, вступления и окончания в зависимости от состава, особенностей, величины аудитории, времени выступления и других обстоятельств; ораторские приёмы, их подбор и использование — они улучшают восприятие информации аудиторией, закрепляют у слушателей правильный образ выступающего, развивают мастерство; технику произнесения речей и методы подачи, которые ее обуславливают — это интонационные, артикуляционные приёмы, дикция, жестикуляция, выбор темпа и так далее; приемы запоминания текстов, удерживания в голове плана, структуры речи, ее ключевых деталей с помощью специальных мнемотехник; способы работы со слушателями — нужно бороться за внимание и поддержку аудитории, убеждать ее при помощи эмоциональности, логической аргументации. Как улучшить ораторские навыки Чтобы научиться убедительно говорить, устраните из речи типичные ошибки слова-паразиты, однообразность, монотонный или сбивчивый темп и работайте над улучшением ключевых навыков. Во-первых, это словарный запас.
У начинающих ораторов часто возникают трудности из-за малого количества постоянно употребляемых слов. Необходимо больше разговаривать, используя классические упражнения — например, красочно описывать бытовые предметы с разных аспектов, избегая повторений и постепенно увеличивая продолжительность речи. Также нужно бороться с однообразным построением фраз. Умело используя отступления, цитаты, отсылки к историческим или литературным примерам и прочие приемы, вы удерживаете интерес аудитории и не даете ей скучать. Убирайте из речи жаргонизмы, арго, фразы-паразиты, бессмысленные междометия. Они свидетельствуют о неумении строить беседу, нервном напряжении и неуверенности оратора. Не менее важны: верно выбранный темп — следите за скоростью разговоров, не замедляйтесь вы усыпите собеседников , не сбивайтесь, не говорите слишком быстро, иначе вас не поймут, интонацией и паузами выделяйте моменты речи, привлекая внимание; умение подбирать темы, интересующие собеседников, плавно подводить к тезисам, нужным для решения ваших задач; способность придерживаться нейтрального, дружеского «тона» при общении; поставленный голос, плавное и чистое произношение, выговаривание всех звуков, приятный тембр и так далее. Как совершенствовать произношение и артикуляцию Чтобы выступать убедительно и запоминаться слушателям как притягательный, уверенный оратор, понадобится освоить технику говорения. Снимать мышечные зажимы помогают упражнения.
Чтобы разговор тек плавно, а вы не были напряжены, разминайте плечи, локти и шею, выполняя ими вращательные движения при этом голова движется как будто под давлением собственного веса.
Люди сразу подумают, что сегодня ничего хорошего не будет. И даже, если выступите на отлично, всё равно будут думать, что им не додали какую-то информацию. Не сделали призыв к действию. В таком случае остается вопрос: «Куда писать или звонить? Говорите не четко. Если человек не расслышал слово, то дальнейшее его внимание рассеивается. Он уже не слышит информацию, а думает о том слове.
Как можно чаще выступайте. Если нет возможности, сделайте презентацию того, что хотите рассказать. И каждый день по разу записывайте себя на видео. Затем пересматривайте и делайте выводы. Готовьтесь к каждому онлайн-мероприятию. Несколько раз повторите всю информацию. Старайтесь не выходить за рамки оговоренного времени. Если нет своих историй, расскажите чужие.
Хотя, если покопаться, то вы обязательно найдете в своей биографии то, что необходимо. Развивайте дикцию с помощью разных упражнений. Они делают мышцы рта крепче и гибче. Рассказывайте скороговорки. Будет чем блеснуть в компании друзей. Плюс к этому будете чётче говорить.
Полезными для вас могут быть книги Р. Гандапаса «Харизма лидера» и «101 совет оратору», «Арсенал оратора. Полный боекомплект» А. Ковалева, Б. Морева и Убеждай и побеждай. Понять людей нетрудно, нужно всего лишь внимательно на них посмотреть. Нам проще общаться с подобными себе людьми — это абсолютно подсознательные действия. Поэтому талантливые переговорщики владеют мимикрией. Это важное качество ораторского искусства. Они умеют услышать, узреть желания той стороны, с которой необходимы переговоры, и выстроить такую систему мотиваций и внешний облик таким образом, чтобы не вызвать раздражения. Причины раздражения собеседника Для облегчения ориентации в малознакомом обществе, и для того чтобы у оппонента не возникло раздражение еще до начала беседы, важно знать некоторые правила: Ораторское искусство для чайников берет начало с внешнего вида человека. Встречают ведь по одежке. Конечно, неряшливый внешний вид является серьезным раздражителем, но и изысканная роскошь в стиле одежды способна вызвать такую же реакцию. Вы можете безумно любить свои дорогие часы, но они будут раздражать человека, общаться с которым вам предстоит. Изысканная бедность внушить доверия тоже не сможет. Вывод: одежда должна быть сдержанной и адекватной. Все отлично понимают, что немаловажную роль в общении играют запахи. И лучше не пользоваться никакой косметикой, чем какой-нибудь. На чистоплотности останавливаться не будем, так как этот факт даже малышам известен. Но часто с запахами переусердствуют женщины. Не всегда шлейф духов завораживает оппонента так, что им можно манипулировать, иногда и наоборот. И даже первоклассное ораторское мастерство не сможет притянуть внимание оппонента. Мы, глядя на человека, пытаемся понять кто этот человек. Мужчины оценивают по физической форме, так как уровень соревнований заложен в них с рождения. Женщины всегда оценивают с позиции соперниц. Но нужно четко понимать, какие области необходимо убрать из сознания, а какие правильно преподнести. Если мы не смотрим человеку в глаза, у него складывается впечатление, что мы что-то скрываем. Если голова слегка посажена назад, то это говорит о нашем высокомерии. Наша задача — знать, какими мы должны предстать перед собеседником. Сканируя человека, нам следует сделать выводы, что можно делать, а что нельзя, и как себя вести. Этот аспект крайне важен в ораторском искусстве. Если наш собеседник разговаривает с акцентом, то для того чтобы найти с ним общий язык не следует пытаться говорить с ним так же, с акцентом, уловить темп его речи — вот главная задача. Нужно суметь попасть в комфортный нашему собеседнику темп речи. Только слушая его можно понять, как и что он сможет воспринимать. Если мы хотим убедить собеседника в своей правоте, то логика в этом помочь не сможет.
Ораторское искусство и техника речи
Цель занятия: Овладение начальными навыками публичных выступлений, ораторского искусства. Ораторское мастерство, развитие дикции, настройка голоса, техника речи, правила риторики для умения красиво говорить для онлайн тренеров. Ораторское искусство для начинающих. Курсы ораторского искусства в Москве – отличный способ поставить правильную речь, освоить актерские навыки и психологию. Освоить искусство публичных выступлений помогут курсы ораторского мастерства. Поэтому полное понимание законов ораторского искусства придёт к вам только в процессе реальных публичных выступлений.
Курс публичных выступлений и ораторского искусства
Проведите психологический опыт. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша? Запишите их ответы. Сколько человек зададут вам вопрос: а кто это, собственно, такой — Нянаждихаш? Сколько — коротко ответят вам: увы, к сожалению, нет? Только, пожалуйста, фамилию запомните как следует и произносите её громко, чётко, с уверенностью в голосе. Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно.
А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, обязательно произносите фамилии, имена и отчества как можно чётче! Это действительно известный вам человек. Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево. Всё поняли? А может быть, рассердились?
Составьте список вопросов: Что вам известно о Нянаждихаше? Нет ли у вас книг Нянаждихаша? Как вы относитесь к новой системе преподавания ораторского искусства Нянаждихаша, о котором однажды была большая телепередача? Можно взять любую другую фамилию свою, приятеля, начальника, подчинённого, любимого писателя. Главное, чтобы она звучала непривычно. Продолжите список вопросов, которые зададите знакомым, а может быть, и незнакомым людям.
Запишите эти вопросы. А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу. Кто и как отвечал? Как при этом смотрел на вас? Долго ли думал? Чесал ли при этом репу?
Смущался, удивлялся, а может быть, возмущался? Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали. Так вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги. А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией пусть это будут всего лишь три-пять человек с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично». Какой окажется ваша первая фраза?
Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха. Но пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует: — Я хочу начать своё выступление. Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу. Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей? Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить.
В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо. Из уважения к вам, не исключаю, в зале станет тише. Но в такой ситуации или слушатели должны знать вас, или вы представляете для них особый интерес, они вас понимают. Их тоже надо выписать, запомнить и постараться избегать. С сегодняшнего дня анализируйте, кто и как начинает выступление: у вас на работе, на телевидении, радио. Предвижу ваш вопрос: сколько времени отводить на выполнение того или иного этюда?
Увы, я не могу ответить. Тут всё зависит от вас.
Запишите эти вопросы. А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу. Кто и как отвечал? Как при этом смотрел на вас? Долго ли думал?
Чесал ли при этом репу? Смущался, удивлялся, а может быть, возмущался? Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали. Так вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги. А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией пусть это будут всего лишь три-пять человек с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично». Какой окажется ваша первая фраза?
Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха. Но пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует: — Я хочу начать своё выступление. Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу. Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей? Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить. В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо.
Из уважения к вам, не исключаю, в зале станет тише. Но в такой ситуации или слушатели должны знать вас, или вы представляете для них особый интерес, они вас понимают. Их тоже надо выписать, запомнить и постараться избегать. С сегодняшнего дня анализируйте, кто и как начинает выступление: у вас на работе, на телевидении, радио. Предвижу ваш вопрос: сколько времени отводить на выполнение того или иного этюда? Увы, я не могу ответить. Тут всё зависит от вас.
Курс рассчитан на длительное время. Когда и сколько заниматься, конечно, решаете только вы. Мой совет: ежедневно. Тогда вы быстрее освоите курс и добьётесь результата. Каждый из нас мечтает, согласитесь, о быстром успехе. Можно за полчаса отучить закодировать человека от пьянства, если он, конечно, желает бросить пить и его решение вылечиться твёрдое. Но за день и даже за месяц научиться хорошо говорить, увы, невозможно.
Все мы любим результат, но не очень любим процесс. А без изнурительного труда долг преподавателя — напомнить эту банальную истину! Если вы последуете моим советам, то можно прогнозировать успех. Старайтесь заниматься ежедневно, как минимум по часу в день. Для этого не обязательно выделять специальный час. Можно учиться во время поездки на работу, при просмотре телевизионных передач, на лекциях, находясь в компаниях. Особенность курса и его отличие от других известных мне — в том, что он строится как курс практической психологии, с включением в жизненные ситуации.
Желательно, как я уже писал, выполнять задания полностью. Нравится вам задание или нет, выполнить его надо. Основа — доверие ко мне, вашему учителю. Больше веры, меньше критики. Не обсуждать, а делать. Особенно первые двадцать этюдов. Обязательно каждый день фиксировать выполненные упражнения.
Желательно их подробно записывать и анализировать, как выполняли упражнение: что получилось, что не вышло и почему, о чем вы подумали при выполнении тех или иных заданий? Непременно найдите полигон для испытаний. Полигоном могут стать коллеги по работе, учебная группа, друзья, с которыми вы совершаете туристические поездки, соседи, ваши домашние. Желательно, чтобы с этими людьми вы достаточно часто встречались.
Нужно научиться правильно читать. Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.
Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать. Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.
Вопросы и паузы Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу. Финал Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.
Работа с наглядным материалом Давайте поговорим о эмоциях. Какие эмоции у вас вызывает выступление на публике? Почему мы испытываем эти эмоции и ощущения? Что с этим можно делать? Детям предоставляется раздаточный материал Приложение 3 Есть огромный спектр упражнений и заданий на развитие дикции, артикуляции, движений на сцене и т. За моей спиной есть гирлянда с флажками.
Я буду приглашать к этой гирлянде одного из вас. Ваша задача сорвать флажок и прочитать задание на ней. А мы со всеми ребятами проделаем их. Кью-икс Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке.
После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды. Зевок Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают. Выдох-стон Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.
Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена.
Начинающие ораторы могут обращаться к слушателям в неподходящий момент, либо неиспользование интерактива вообще. Заучите текст наизусть. Если вы все еще волнуетесь — попробуйте вашу речь на знакомых: пускай вас покритикуют. Такая репетиция добавит уверенности в себе, и вы сможете увидеть первую реакцию на ваше выступление Как добиться успешного выступления?
Не нужно лишний раз переживать и прокручивать все в голове. Верьте в свой успех. Если волнения избежать не получается, лучше сразу признайтесь публике — вы моментально почувствуете облегчение и начнете говорить спокойнее. Избегайте монотонности: вас должно быть интересно слушать. Выделяйте голосом слова, делайте интригующие паузы, шутите.
Так вы стопроцентно привлечете внимание и установите контакт с публикой. Не нужно показывать свое актерское мастерство. Излишняя жестикуляция покажется не только смешной, но и вызовет раздражение зрителя. Также не стоит ходить из угла в угол, чтобы люди не устали на вас смотреть. Не переигрывайте.
Не отступайте от плана: ваше выступление уже заранее прописано.
Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила
Ораторское искусство имеет долгую историю. С чего начать работу над совершенствованием своих ораторских навыков, вы узнаете из лекции Дмитрия Мезенцева «Психофизиологические техники влияния в коммуникациях». имодействовать с людьми, грамотно формулировать мысли и полюбите ораторское искусство. Ораторское искусство: уроки риторики — 4BRAIN. Ораторское искусство имеет долгую историю.
Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила
«Искусство речи – путь к вашему успеху» | Упражнения по ораторскому искусству для детей Навык коммуникабельность Как научиться коммуникабельности. |
Курсы ораторского искусства или как стать мастером публичных выступлений | Лет 5–7 назад ораторскому мастерству спикеров не придавали особого значения, так как аудитории было важнее просто получить нужную информацию, которая была в дефиците. |
Основы успешного публичного выступления. Часть 1 | Ораторский талант от природы дается не каждому, а навык публичных выступлений выступить может понадобиться в любой сфере жизни. Как же освоить ораторское искусство и научиться выступать перед публикой? |
Ораторское искусство | Научись Говорить – Telegram | В этой статье мы собрали для вас 10 самых эффективных практических советов по ораторскому мастерству, которые позволят вам проводить вебинары с убедительной «начинкой». |
6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую | Rusbase | Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих. |
10 лучших курсов ораторского мастерства для начинающих и опытных
Советы по ораторскому искусству. Разбираем такие важные моменты публичного выступления как целеполагание, структуру успешного выступления, работу с аудиторией и полезную литературу. Ораторское искусство для начинающих. Совет от специалистов по ораторскому искусству: во время доклада улыбаться и использовать жесты. Применение юмора в ораторском искусстве может быть эффективным инструментом для создания расслабленной атмосферы, снижения напряжения и установления более тесной связи с аудиторией. Советы по ораторскому искусству. Разбираем такие важные моменты публичного выступления как целеполагание, структуру успешного выступления, работу с аудиторией и полезную литературу.
Ораторское искусство: для чего нужно и с чего лучше начать
К основным ошибкам оратора относится отсутствие даже короткого зрительного контакта со слушающими. Существует старый совет для начинающих при выступлении смотреть чуть выше публики, вдаль за ней. Это облегчает задачу тем, кто испытывает страх, позволяет абстрагироваться и сосредоточиться, дабы собраться. Но это лишает говорящего контакта с публикой, под сомнением оказывается сам смысл выступления, затруднено достижение его цели — достучаться до каждого, быть услышанным, повести за собой. Выступая, смотрите в течение нескольких секунд на каждого из слушателей — у них создастся впечатление, что вы говорите лично с каждым. Вторая распространенная ошибка — когда оратор словно общается с собой, вышел и оттараторил материал, не вовлек никого, не спросил, не вступил в диалог с публикой. Можно задавать вопросы, хотя бы риторические или простые «как вы думаете», «кто считает, что это верно». Если же люди будут просто сидеть и слушать — больше 20 минут им будет выдержать сложно.
Вовлечение публики сделает выступление успешнее в разы, уже не вы один будете выступать, но встреча будет сделана совместно с аудиторией. Тренеры часто используют дополнительные задания, которые позволят включить каждого в аудитории, даже если это большая группа. На обучении продажам, например, каждому можно раздать по конфете с задачей попрактиковаться прямо сейчас, продав ее соседу. Такой прием или его элементы позволяют активизировать всех участников даже в очень большой аудитории, где невозможно достичь личного контакта с каждым. Людям это приятно, это запоминается и позволяет легче усвоить, поскольку сам поучаствовал. Третья ошибка — сухое изложение материала, когда оратор начинает философствовать, строить сложные схемы и умозаключения. От слушателей это требует если не специальных знаний, то просто даже много энергии, чтобы сосредоточиться, напрячь мозг и попытаться понять, что вы излагаете.
Простота является признаком гениальности. Лучшие ораторы мира выстраивают свою речь так, что понятно всем, все слушатели оказываются вовлечены. Тогда как, если выйдет выступать обычный, пусть даже авторитетный человек, такого успеха его выступление не получает. Какие приемы здесь используют успешные ораторы? Вместо сухих фактов рассказывайте истории, задействуйте образы, прибегайте к воображению слушателей. Некоторые могут считать, что истории не уместны для узкоспециализированных выступлений. Однако даже если выступление о бухгалтерском учете, вы можете вовлечь слушателей рассказом о предприятии, на которое пришла налоговая проверка, подняв у слушателей адреналин и снабдив историю анекдотами.
Последующий материал слушателям будет воспринимать легче, получив такую небольшую встряску, эмоциональный заряд, и они будут благодарны. Используйте истории, чтобы задевать сердца ваших слушателей. Следующая ошибка — не двигаться и прятать руки при выступлении. Используйте руки, ведь когда вы жестикулируете, то сами лучше понимаете предмет, ваши мысли лучше формируются, а слушатели легче воспринимают материал. Жестикулируя, руки лучше держать на уровне вашей груди. Не будьте статуей, передвигайтесь, насколько возможно, даже если место ограничено. А если место позволяет — прохаживайтесь по сцене, заходите в зал, подходите к слушателям.
Материал интереснее и намного лучше усваивается, когда в выступлении есть картинки. Показывайте слайды, рисуйте, используйте дополнительные материалы — всячески избегайте эффекта, будто говорящей головы. Мозг слушателей требует визуальных образов, визуальный канал у некоторых и вовсе является доминирующим, потому на слух всю информацию им будет воспринимать не интересно и сложно. Не читайте с листа, особенно в точности. Даже если материал уникальный и яркий — у слушателей сформируется ощущение, что сами вы не понимаете его, не пропускаете через себя, потому и аудитория будет лишь ждать поскорее окончания вашего чтения. К исключениям относятся цитаты или фрагменты документов, которые обязательно нужно прочитать в точности. Однако когда это занимает больше 2-3 минут — аудитория начинает невыносимо скучать.
Если предстоит прочитать документ длительностью в 10 минут — делайте перерывы, прерывайте его. Прочитав часть — поясните, повторите своими словами, задайте вопросы слушателям, разнообразьте свой текст.
Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания: Забивайте гвозди: Гбду! Имитируйте лошадиный топот: Птку! Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков: Расскажите про покупки. Купи кипу пик. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.
Расширить словарный запас и научиться использовать богатства русского языка в максимальном объеме. Преодолеть страх сцены и публики. Научиться переводить страх, который мешает выступлению, в приятное волнение, помогающее раскрепоститься. Постигайте ораторское искусство, находясь в любой точки мира, где есть доступ в интернет. Для комфортного обучения потребуется компьютер, на котором установлен современный браузер, веб-камера и микрофон. Курс ораторского мастерства состоит из 101 этюда. Каждый этюд содержит теоретические и практические материалы, тесты и словари, а также познавательные факты, расширяющие кругозор и повышающие эрудицию. Большинство практических заданий ораторского курса потребуют запись аудио- и видеоотчётов. Компьютерный анализ определит скорость речи, лишние паузы, повторы слов и слова-паразиты. На протяжении всего курса «Учимся говорить публично» практические задания будут оцениваться персональным куратором.
Он акцентирует внимание на проблемных темах, даст полезные советы и рекомендации. Школа ораторского мастерства Продолжительность: индивидуально Стоимость: от 5500 руб.
Политик оказался в конце выборных списков.
Кто теперь кажется более красноречивым? В чем проявляется настоящая сила ораторского выступления и как стать успешным спикером с нуля? Что такое ораторское искусство?
Ораторское искусство — это мастерство убеждения, влияния на публику. Оно включает в себя красноречие, актерские навыки и психологические приемы. Особенности такой сферы изучаются риторикой.
Учения об ораторстве взяли свое начало еще в Древней Греции. Они развивались и в других античных государствах — Индии, Египте, Китае. Однако именно Эллада уделяла больше времени и внимания такой теме.
На втором месте по степени изучения этой области по праву оказалась Римская империя. Главные цели ораторства: огласить свое мнение, идею по поводу актуальной проблемы; защитить собственное мнение; вступить во взаимодействие с обществом, узнать его; переубедить в чем-то; побудить аудиторию на действия; пропиарить себя. Во многих ситуациях главным ключом к успеху выступающего служит его уверенность в себе.
Чтобы переубедить слушателей в собственной точке зрения, спикеру важно самому верить в свою идею или умело делать вид. Истинные эмоции и порывы, актерское мастерство или действенное самовнушение крайне важны для ритора.