Искусство речи, риторика и ораторское мастерство потребуются далеко не только для публичных выступлений, но и для обычной жизни. Смотреть бесплатно видео пользователя Татьяна Ларина в социальной сети Мой Мир.
Основы ораторского искусства: правила для речи на выступлении
Ораторское искусство — это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели. Лет 5–7 назад ораторскому мастерству спикеров не придавали особого значения, так как аудитории было важнее просто получить нужную информацию, которая была в дефиците. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Ораторское искусство и техника речи. Сохранить плейлист. Удалить из раздела «Моё».
Кому полезно пройти курсы ораторского искусства и что они дают?
Советы для тех, кто решил овладеть искусством оратора | Ораторское искусство и техника речи. Сохранить плейлист. Удалить из раздела «Моё». |
16 правил успешного публичного выступления | Тренинги публичных выступлений и искусства речи от актрисы театра и кино, режиссёра, доцента кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина c 23 летним педагогическим опытом. |
Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов - Я Покупаю | «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы. |
Ораторское искусство для начинающих
Ведь люди тратят свое время и приходят за качественной информацией. Никогда не говорите, что вы не готовились. Люди сразу подумают, что сегодня ничего хорошего не будет. И даже, если выступите на отлично, всё равно будут думать, что им не додали какую-то информацию. Не сделали призыв к действию. В таком случае остается вопрос: «Куда писать или звонить? Говорите не четко. Если человек не расслышал слово, то дальнейшее его внимание рассеивается.
Он уже не слышит информацию, а думает о том слове. Как можно чаще выступайте. Если нет возможности, сделайте презентацию того, что хотите рассказать. И каждый день по разу записывайте себя на видео. Затем пересматривайте и делайте выводы. Готовьтесь к каждому онлайн-мероприятию. Несколько раз повторите всю информацию.
Старайтесь не выходить за рамки оговоренного времени. Если нет своих историй, расскажите чужие. Хотя, если покопаться, то вы обязательно найдете в своей биографии то, что необходимо. Развивайте дикцию с помощью разных упражнений. Они делают мышцы рта крепче и гибче. Рассказывайте скороговорки.
Когда люди все обсудят, скажите: «А теперь давайте подведем итог. Чему вы научились? Прежде чем предложить какой-то вид деятельности в группах, выполните это задание с одним человеком. Например, вы ведете мастер-класс по росписи тканей. Пусть один человек выйдет и с вашей помощью нарисует простой элемент узора. Потом уже предлагайте рисовать узор остальным. Если участники работают в группах, сменяйте лидеров каждой группы в течение мастер-класса. Тогда каждый сможет научиться большему и получит возможность побыть лидером. Предлагайте участникам обучить партнера тому, чему они только что научились. Это позволит закрепить навыки. Поощряйте участников делиться своими собственными историями и наблюдениями. Семинар это или мастер-класс — не захватывайте монополию на истории. Пусть люди делятся своими наблюдениями. Это создаст атмосферу дружеского общения, обсуждения и повысит отклик аудитории. Моделируйте ситуации, о которых рассказываете. Например, вы ведете семинар по управлению персоналом, и рассказываете, как справляться с опозданиями. Покажите, как разговаривать с опаздывающими сотрудниками, на примере участника, который поздно вернулся с перерыва. Делайте это по-доброму, без насмешек. Перед началом семинара предупредите, что проведете такой опыт с каждым, кто будет опаздывать. Действуйте с добрым юмором. Разжигайте интерес, объявляя о том, что будет дальше.
Правильное использование чтения. Большую речь слишком сложно заучить наизусть, поэтому часто ораторам приходится читать с бумаги. Нельзя просто монотонно зачитывать текст, не отрывая глаз от листа. Когда вы произносите любую фразу, ваши глаза всегда должны быть обращены к публике. Посмотрите на текст, запомните фразу, поднимите глаза и произнесите ее. Использование вопросов. Задавайте аудитории вопросы — это поможет установить с ней прямой контакт. При этом важное условие состоит в том, что вы должны сами знать ответ на любой вопрос, который задаете. Так вы сможете прогнозировать реакцию аудитории. Внимание финалу. Успешные ораторы особенно тщательно прорабатывают концовки своих выступлений. Удачное завершение может спасти даже в целом блеклую речь. Постарайтесь добавить в концовку больше эмоций и передать их аудитории. Нельзя заканчивать спич стандартными фразами. Старайтесь всегда удивлять публику, не будьте такими как все. Застав слушателя врасплох необычным поворотом, шуткой или другим ярким приемом вы добьетесь нужного впечатления. Не игнорируйте психологические приемы при подготовке и произнесении речи. Их использование станет важным фактором успеха вашего выступления. Как развивать навыки Есть два основных пути как развить ораторское искусство и дикцию. Первый путь — самостоятельные занятия, второй — обучение на курсах. Самостоятельные занятия необходимо проводить регулярно, тщательно отрабатывая технику речи и ее культуру. Занимайтесь перед зеркалом или используйте камеру телефона, чтобы видеть себя при произнесении монолога. При самостоятельных тренировках отрабатывайте размеренное дыхание. Старайтесь выдерживать спокойный темп и ритм речи, сохраняя при этом естественность интонации. Также нужно работать с текстами. Такая работа включает поиск в тексте основных мыслей и фраз, их переформулирование по-своему. Выделяйте отрывки текста и пересказывайте их своими словами, стараясь уместить основной посыл в одном предложении. Пересказывайте весь текст с выделением главного. Такие занятия помогут очистить речь, сделать ее более грамотной и ясной. Однако они не позволят полностью овладеть мастерством оратора. Для этого существуют профильные тренинги и курсы. На специализированном обучении вы освоите психологические и драматургические основы ораторского мастерства, научитесь подготавливать речи, получите неоценимый практический опыт. Обязательная часть курсов — это реальные выступления перед публикой, без которых невозможно развить мастерство. Советы от мастеров ораторского искусства нашей школы В развитии ораторского мастерства помогут несколько рекомендаций школы «Отражение»: Боритесь со словами-паразитами. Их использование — настоящий бич многих начинающих ораторов. Слова-паразиты особенно часто «пробираются» в вашу речь при волнении. Вам они будут незаметны, а публике будут сильно резать слух. Не тараторьте. Многие новички произносят монолог слишком быстро. В результате слушателю сложно уследить за смыслом, он утомляется и теряет интерес. Больше общайтесь. Постоянное общение с людьми даст дополнительный опыт, который поможет закрепить теорию и практические навыки, полученные на курсах. Так вы сможете сделать ваши монологи более естественными и живыми. Расширяйте лексикон. Это сделает выступления более насыщенными и богатыми.
Немало зависит также от самостоятельных занятий и желания учиться. Современные средства коммуникации интернет, видеоуроки позволяют быстрее разобраться, как научиться искусству оратора, достичь значительных успехов — было бы только желание заниматься. Правила для новичков Один из крупнейших специалистов по менеджементу, консультант мирового класса Том Питерс утверждает, что, прежде всего, нужно уметь себя преподнести, создать персональный бренд — такой, как у киноактеров или политических деятелей. Требуется подавить естественный страх публичных выступлений , а для этого больше практиковаться в них. Не обязательно зацикливаться только на ораторских навыках или красноречии, но научиться им не помешает: можно записаться в клуб ораторов, актерский кружок, заняться декламацией — методов предостаточно, важен конечный результат. Не менее необходимо фокусирование на цели, четкое формулирование этапов своего обучения. Также это относится и к тезисам своего выступления: их нужно выбрать 5 — не больше. Свое мастерство полезно шлифовать на близких, друзьях, знакомых — всех тех, кто в состоянии будет выслушивать начинающего оратора. В крайнем случае, можно декламировать перед зеркалом или своей кошке. Ни в коем случае нельзя заучивать или читать с листа, не рекомендуется пытаться шутить во время выступления. Полезно использовать в тезисах какие-то свежие новости, примеры из современных реалий — это сближает выступающего с публикой. При применении каких-либо средств визуализации или аудиопрограмм выбирают самые простые и распространенные, не ставя задачу ошеломить публику чрезмерно яркими презентациями, громкой музыкой или рекламным роликом. Все хорошо в меру. Следующий совет относится к повторам, но не в буквальном смысле, а изложением 4-5 тезисов несколькими различными способами. Полезно вплести в канву своего выступления какую-то историю, притчу — примеры можно позаимствовать у общественных или политических деятелей. Данный прием поможет донести до слушателей идею, убедит их в искренности оратора, расположит в свою пользу. Истории должны быть интересными, живыми, а не хрестоматийными клише из учебников или прессы. В ходе выступления не нужно пытаться подавить окружающих мощью своего интеллекта: это, скорее, поможет нажить врагов, а не завести друзей. Гораздо эффективнее сделать ставку на положительные эмоции, общение, убеждать, но не принуждать. Очень важно смотреть людям в глаза — это принесет больше пользы, чем сотни красивых фраз и призывов. В выступлении должно быть что-то сугубо личное для каждого слушателя, то, что ему знакомо и близко. Не всегда в жизни дается один единственный шанс на победу, касается это и публичных выступлений. Излишняя экспрессия, действие по принципу «все или ничего», только навредит.
Ораторское искусство: для чего нужно и с чего лучше начать
В этой статье мы собрали для вас 10 самых эффективных практических советов по ораторскому мастерству, которые позволят вам проводить вебинары с убедительной «начинкой». Если вы начинающий оратор и вам сложно представить, как рассказывать слушателям истории или их провоцировать, лучший способ, как завладеть вниманием аудитории — привести данные недавнего исследования. Смотреть бесплатно видео пользователя Татьяна Ларина в социальной сети Мой Мир. Освоив эти методы, вы также сможете овладеть ораторским искусством, которое поможет вам достичь карьерных высот и личностного роста. Владение ораторским искусством — не просто полезный навык, скорее это даже необходимое качество современного журналиста. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой.
Красиво спорить и не экать: 6 онлайн-курсов для развития речи
Не забывайте о ровной осанке, глубоком дыхании и о том, что нужно открывать рот, когда вы говорите. Можно упражняться перед зеркалом, если это вам помогает. Продолжайте тренироваться, пока вам не начнет нравится то, что вы слышите. Затем старайтесь применять эти же приемы в повседневной речи. Большинству людей не нравится слушать звуки собственного голоса, однако для работы над ним это хорошая идея.
Таким образом вы сможете найти в своей речи те недостатки, которых обычно не замечаете: неправильное произношение, скорость или высота голоса. Сегодня многие телефоны имеют встроенный диктофон, который можно использовать для записи и прослушивания своего голоса. Также можно записать себя на видео, чтобы увидеть со стороны свою осанку, жесты, мимику, движение глаз и губ. Если вам предстоит публичное выступление и вы не уверены, что сможете самостоятельно справиться, наймите преподавателя сценической речи, который найдет проблемы в вашей речи и поможет их исправить.
Профессиональный преподаватель сценической речи также может помочь избавиться от акцента. Если вы говорите с иностранным акцентом или у вас специфическое местное произношение, без помощи профессионала вряд ли обойтись. Если вам не нравится идея с привлечением специалиста, то можно воспользоваться помощью родных и друзей. Они также могут указывать вам на недостатки вашей речи и давать полезные советы.
Пожалуйста, вернитесь к первой фразе, проанализируйте её. Наш курс — серия этюдов упражнений. Выполните все этюды — и уверен: станете говорить значительно лучше, чем говорите сегодня. Не выполните — что ж, тогда и претензии не принимаются. Впрочем, как я понимаю, претензий не будет, ибо вы просто-напросто не станете заниматься. Да, знаю, некоторые задания вызовут непонимание и удивление. Отдельные этюды покажутся невероятно сложными, и у вас возникнет желание откладывать их — на час, на день, на неделю… Трудностей действительно предстоит немало. Но прошу вас проявить волю и терпение. Пройдите курс до конца — результат вас обрадует.
Однако повторяю, лишь в том случае, если выполните все задания, а не просто прочтёте эту книгу. Читая, научиться говорить нельзя! Как нельзя научиться рисовать, не используя карандаш и кисть, а только слушая лекции об изобразительном искусстве. Вам придётся выполнить 101 этюд упражнение. Пожалуйста, не торопитесь. Лучше каждый этюд повторить два-три раза и потом переходить к следующему, чем заниматься формально: прочитать, что-то попробовать на практике и, не закрепляя полученные знания и умения, переходить к новым заданиям. У него есть время подумать в одиночестве над смыслом жизни, дружбы, почитать книгу, оказать помощь другим людям. Так он становится лебедем. Только нужно терпение!
Марлен Дитрих 1901—1992 , актриса Собственно, обучение уже началось. Вам надо как можно больше общаться с другими людьми, при этом контролируя себя. С какой фразы вы начинаете разговор? Как её произносите? Повторюсь: только в общении с окружающими можно научиться говорить. Попробуйте привлечь к занятиям в заочной школе «Учимся говорить публично» других людей. Кого вы выберете в качестве «жертвы»? Соседа по дому? Приятеля или приятельницу?
Придумайте своё, оригинальное начало для выступления перед теми, кого хотели бы привлечь к занятиям. Может быть, стоит начать с умной цитаты? В этом случае вы застрахованы от неудачи. Умную мысль пусть она принадлежит другому человеку, а вы её лишь приводите слушатели обычно воспринимают с интересом, а сам оратор тут же вырастает в их глазах: смотрите, какие хорошие и умные слова он произносит, не свои, правда, но ведь верные, и произносит их, не заглядывая в бумажку. Значит, человек образованный. Прочтите несколько цитат. Выберите из них самую, на ваш взгляд, удачную. Наш ум ленивее, чем тело. Франсуа де Ларошфуко 1613—1680 , французский писатель Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.
Красноречие — это живописное изображение мысли; если, выразив мысль, оратор добавляет к ней ещё какие-то чёрточки, он создаёт не портрет, а картину. Мы браним Цицерона за напыщенный слог, меж тем у него есть почитатели, и в немалом числе. Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива. Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова, пытаемся их заменить и только портим — настолько они были уместны; это знак, что всё надо оставить как есть: пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порой повторение — не порок, ибо единого правила тут не существует. Блез Паскаль 1623—1662 , французский мыслитель, учёный и писатель Подумайте: зачем даны годы жизни тех, кого я предлагаю цитировать? Не для того ли, чтобы вы могли сказать: «Ещё четыреста лет назад известный французский мыслитель философ, писатель, учёный говорил…» — и дальше пойдёт выученная цитата. Ещё лучше, если вы не преминете заметить: «Как вы знаете, четыреста лет назад известный вам Блез Паскаль сказал…» Пусть 90 процентов слушателей впервые слышат это имя — поверьте, они промолчат, ибо каждому хочется считать себя образованным и умным человеком, и многим неловко спросить: а кто такой Блез Паскаль и чем он знаменит? Проведите психологический опыт. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша?
Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо. И также можем говорить об ораторе. Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой. Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными. К сожалению, не многие смотрят на свою публику! Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли.
Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным. Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику. Вот вам еще один урок риторики. Когда будете записывать себя, обратите внимание, насколько константно вы смотрели в камеру. А также насколько часто смотрели по сторонам. Если заметили, что плохо, то повторите упражнение 2 — 3 раза. Если перед нами сидит публика, то часто плохие ораторы смотрят именно в одну сторону. А если и смотрят в публику, то на пару человек, которые им симпатичны.
Но они не смотрят на всех участников семинара. Это грубая ошибка! Ведь хорошим визуальным контактом мы можем интегрировать публику в свою презентацию. И сделать это как будто мы говорим в диалоге с человеком, а не группой. Поэтому важно не просто смотреть вверх, вниз или прямо в одну сторону. Нужно смотреть на абсолютно всех людей в помещении. Это еще одна хитрость в искусстве оратора. Где и как стоять во время презентации Многие не знают, где стоять во время презентации. Слева, справа или по центру.
Ответ прост. Стоять нужно в центре того места, которое предрасположено для спикера. То есть не сбоку, не далеко или близко от публики. Если человек не центрально стоит на ожидаемом для спикера месте, то он воспринимается как неуверенный в себе. А как именно нужно стоять? Понятно, что осанка должна быть прямой. Не нужно горбиться, стоять криво и опираться на одну сторону. Есть те, кто спереди опираются на стол. Этого тоже не нужно делать.
Также не нужно шатать ногами и руками. Стойте фронтально к публике. Не бойтесь немного сдвигаться вправо, влево, вперед и назад. Не нужно все время стоять на одном месте, как вкопанный. В больших помещениях лучше немного подвигаться в стороны. Это полезно для глаз аудитории. Нужно иногда прогуливаться по своей сцене. Однако не нужно все время передвигаться, как маятник. Сделайте к примеру, два шага влево и там остановитесь.
Оттуда поговорите 30 — 50 секунд и снова поменяйте позицию в помещении. При этом оставайтесь вблизи публики и не уходите сильно вдаль. В общем, такие легкие движения в сторону тоже хороши. Но стоять центрально еще лучше. Жесты оратора Очень часто люди вообще, не жестикулируют. Некоторые держат руки за спиной. В таком случае нет связи со спикером и доверия к нему. Кажется, что он что-то прячет. Поэтому держите руки всегда на виду.
Причем держать нужно в активной зоне. Все, что ниже пояса в риторике является пассивной зоной. А еще если спикер нервничает, то он начинает шатать свои руки из стороны в сторону. Выглядит это не профессионально. Поэтому руки должны быть в активной зоне. Это примерно перед своим животом. Для политиков есть еще агрессивная зона. Это, где жесты на уровне головы или еще выше. Но этого вам не нужно делать!
Еще жесты должны быть конкретными и визуализировать то, что говорите словами. Особенно это полезно при сравнении разных опций. Можно хорошо визуализировать каждую характеристику своими руками. Если взвешиваете их, то руками можно показать весы и уровень ладоней для каждой опции. Как будто вы взвешиваете на весу. Если говорите, что нужно быть точным, то рукой поставьте точку в воздухе. При этом скажите, что в этом пункте нужно быть очень точным. Вот этот жест точки в воздухе поможет вам визуализировать свою идею. Или если говорите, что где-то проходит лимит, то нарисуйте рукой линию в виде границы.
Покажите слушателям ту стену, через которую нельзя переступать. Нужно ли каждую идею визуализировать жестами? Нет, не нужно. Визуализируйте только самые главные идеи. К примеру, если хотите дистанцироваться от какой-то компании, то сделайте отталкивающий жест. Как будто отталкиваете кого-то руками от себя. Как спонтанно придумывать жесты если акцент идет на другом? Скажу, что в своей ораторской речи хорошо иметь хотя бы один конкретный и продуманный жест. Для важных моментов придумайте, какую визуализацию и с каким жестом можно подчеркнуть сказанное.
Казалось бы, причем тут ноги. Но на самом деле люди обращают внимание на свою верхнюю часть тела. Они стараются контролировать жесты и взгляд. Однако при этом забывают, что у них есть еще и ноги. В итоге с ногами случаются всякие казусы. К примеру, когда женщины нервничают, они просто перекрещивают ноги. А мужчины начинают шатать коленками. Создается такое ощущение, что они хотят куда-то убежать. Поэтому ноги должны быть прямые и не перекрещиваться.
Публика сознательно может и не смотреть на ваши ноги. Однако она подсознательно будет чувствовать, что в этот момент вы не уверены. Вот вам еще одно упражнение. Рекомендую дома записать себя на камеру и посмотреть выступление, но уже без звука. Это нужно чтобы сконцентрироваться на языке своего тела. Так можно проверить, насколько точно вы смотрите в камеру. Насколько жесты подчеркивают, то что говорили. Если не понравилось, то повторите упражнение несколько раз. Как побороть боязнь сцены Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены.
Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией. Если будете соблюдать ниже приведенные рекомендации, то никаких проблем со страхом у вас не возникнет. Почему у многих есть сценический страх? Откуда возникает сценический страх? Первая проблема заключается в том, что люди всегда боятся нового или того, что редко делают. Если вы практикуете выступления еженедельно, то у вас не будет такого страха. Вам уже не страшно стоять перед группой людей и что-то им объяснять. А для стандартного человека, который не выступает, это очень непривычная ситуация.
В ней люди часто чувствуют себя неловко. Поэтому нужно постоянно практиковаться и как можно чаще выступать перед публикой. Так ситуация станет для вас ординарной и знакомой. Вторая причина, почему люди боятся выступать перед публикой, это боязнь сделать ошибку. Наша культура построена на том, чтобы вылавливать ошибки и за них давать негативные баллы. К примеру, в школе из-за ошибок ставят более плохую оценку. Дома нас родители наказывали за плохое поведение. Поэтому мы и боимся сделать ошибку. Отсюда в купе и возникает страх!
Рекомендую не обращать внимание на ошибки и относится к ним спокойно. Ошибка — это нормально. Из нее вы извлекаете урок. И если вдруг опять сделаете оплошность, то это только перенесет вас к следующей ступени знаний. Эффект компетентности Эффект компетентности — это первый совет против сценического страха. Если компетентны в теме, то будете чувствовать себя более уверенно во время презентации. Если ты владеешь темой, то слова автоматом будут следовать за тобой. Поэтому если в своей теме вы не большой эксперт, то лучше заранее подготовится к презентации. Иначе просто не будете знать, с чего начать.
Если есть свободный час, то лучше его разделить на несколько кусков по 12 минут.
Посмотреть видео в ютубе — это просто обогатить свои знания, но никак не сформировать речевой навык или раскрыть голос. Знаете, я год плавала без тренера, и мне было хорошо. Но в какой-то момент пропал интерес, я перестала понимать, что я делаю так, а что не так. И вообще, что я делаю? И тогда я решила позаниматься с тренером. Как только он мне стал рассказывать о моих сильных сторонах, о том, что я в корне делаю не так и что необходимо делать, чтобы я плыла долго и не утомлялась быстро, я почувствовала желание вновь заниматься. И более того, выйти «на большую воду». Я как будто узнала секрет, получила ориентиры. Поэтому мой ответ — нет.
Если хотите заниматься чем-то — идите в это с полной ответственностью и не хватайте по верхам, только тогда вы получите настоящий результат. Сколько времени нужно, чтобы научиться красиво говорить? Во-первых, тут нужно определиться, что такое «красиво говорить». Если мы имеем в виду глубину голоса, тогда на это нам необходимо потратить хотя бы полгода. И здесь важно понимать, что раскрыть голос мы можем и за одно занятие. Но если мы хотим этот голос укрепить, удержать в грудном звучании, научиться им управлять, то здесь нужен навык. А навык — это количество часов и проб в разных эмоциональных ситуациях. Какие книги стоит читать, чтобы красиво говорить? Конечно, чтение книг не столько помогает красиво говорить, сколько создает ценность красивой речи и голосу. Но, безусловно, есть учебники, по которым можно заниматься.
Еще две книги, которые помогут сформировать важность и ценность речи, особенно для тех, кто занимается развитием личного бренда, — это Мария Кондратович «Говори, я хочу еще» и Крис Андерсон TED TALKS для тех, кто хочет публично выступать. Главный редактор — Носова Олеся Вячеславовна. О проекте.
20 ораторских способов оживить семинары и мастер-классы
Ораторское искусство: для чего нужно и с чего лучше начать | Упражнения по ораторскому искусству для детей Навык коммуникабельность Как научиться коммуникабельности. |
Ораторское искусство – Watch videos online on My World. | Сегодня ораторское искусство изучать не только модно, но и во многих областях просто необходимо. |
Основы ораторского искусства: правила для речи на выступлении
Одно не исключает другое: даже при занятии под руководством опытного тренера придется какую-то часть времени уделять занятиям дома — декламациям, выступлением перед зеркалом, постановкой артикуляции. Практикум в группе, при всех его преимуществах, имеет несколько серьезных недостатков: во-первых, кому-то будет уделяться больше внимания более успешным ученикам, из-за симпатии руководителя и так далее. Во-вторых, не все сразу же готовы выступать перед незнакомыми людьми, не страшась возможных ошибок, когда окружающие как будто тычут пальцами — это человек, решивший овладеть ораторским искусством. Понятно, что рано или поздно это придется сделать, но не все люди одинаково реагируют на провалы своих публичных выступлений — у кого-то они могут начисто отбить охоту к обучению.
Если верить историям о знаменитых древнегреческих общественных деятелях, большинство их них не проходили специальное обучение ораторскому искусству. Например, Демосфен, от природы бывший косноязычным, обладавший нечеткой дикцией и дурной манерой дергаться при разговоре, победил все свои недуги с помощью энергии, занимаясь изо дня в день. Он учился громко говорить, произнося речи под шум морских волн, а артикуляции добился, набирая в рот камешки и пытаясь четко, разборчиво говорить.
Посещая курсы ораторской практики известного тренера, не нужно надеяться, что все произойдет само собой, без участия обучающегося. Немало зависит также от самостоятельных занятий и желания учиться. Современные средства коммуникации интернет, видеоуроки позволяют быстрее разобраться, как научиться искусству оратора, достичь значительных успехов — было бы только желание заниматься.
Правила для новичков Один из крупнейших специалистов по менеджементу, консультант мирового класса Том Питерс утверждает, что, прежде всего, нужно уметь себя преподнести, создать персональный бренд — такой, как у киноактеров или политических деятелей. Требуется подавить естественный страх публичных выступлений , а для этого больше практиковаться в них. Не обязательно зацикливаться только на ораторских навыках или красноречии, но научиться им не помешает: можно записаться в клуб ораторов, актерский кружок, заняться декламацией — методов предостаточно, важен конечный результат.
Не менее необходимо фокусирование на цели, четкое формулирование этапов своего обучения. Также это относится и к тезисам своего выступления: их нужно выбрать 5 — не больше. Свое мастерство полезно шлифовать на близких, друзьях, знакомых — всех тех, кто в состоянии будет выслушивать начинающего оратора.
В крайнем случае, можно декламировать перед зеркалом или своей кошке. Ни в коем случае нельзя заучивать или читать с листа, не рекомендуется пытаться шутить во время выступления. Полезно использовать в тезисах какие-то свежие новости, примеры из современных реалий — это сближает выступающего с публикой.
При применении каких-либо средств визуализации или аудиопрограмм выбирают самые простые и распространенные, не ставя задачу ошеломить публику чрезмерно яркими презентациями, громкой музыкой или рекламным роликом. Все хорошо в меру. Следующий совет относится к повторам, но не в буквальном смысле, а изложением 4-5 тезисов несколькими различными способами.
Полезно вплести в канву своего выступления какую-то историю, притчу — примеры можно позаимствовать у общественных или политических деятелей.
Выступление перед публикой экспромтом Нужно уметь выступать, как с подготовленной речью, так и — экспромтом. В ораторском искусстве принята, как подготовленная речь, так и речь экспромтом. Что делать, если оратору нечего сказать?
Как увеличить словарный запас? Линейность речи и нелинейность мысли. Можно или нельзя оратору повторять одни и те же слова? Ораторское искусство и публика Хорош оратор, или плох — об этом судить публике.
Но, почему-то, именно этой публики часто боятся плохие ораторы. А почему? Оратор и публика. Где выступать легче, перед большой или маленькой аудиторией?
Выступление оратора в неблагоприятной аудитории. Сказка о «Храме с тысячью зеркал». Невербальный диалог с публикой. Как лучше выступать — за трибуной или около трибуны?
Оратор и внимание публики. Что для оратора может быть важнее внимания публики? Как скучный доклад превратить в интересную речь? Ораторское искусство и энтузиазм.
Сколько должно длиться выступление оратора? Как точнее? Виды Ораторское искусство можно условно разделить на несколько типов. Все они имеют нечто общее, но отличаются друг от друга поведением лектора, его настроенностью на результат и особенностями взаимодействия: Социально-политическая речь.
Предполагает продолжительное выступление оратора. Его голос должен быть громким, чтобы охватить большое количество площади. Освещаются вопросы политики, связанные с социальным взаимодействием. Судебная речь.
Выступления прокурора, судьи, адвоката содержат необходимую информацию. Слова должны произноситься четко, с ощутимым нажимом. Судебная речь подразумевает использование делового стиля. Здесь нет места проявлению эмоций и излишней жестикуляции.
Произносится на обыденном уровне и не отличается масштабностью. Происходит тогда, когда человек считает необходимым что-то доказать собеседнику. Церковная речь. Отличается монотонностью и огромной сосредоточенностью.
Со стороны кажется, что человек излишне сконцентрирован на произнесении каждого слова. Примеры: исповедь, проповедь. ЧИТАТЬ Способы ответить на оскорбление: от игнора до хамства Разновидности выступлений Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий. Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории.
Исходя из этого, существует четыре формата выступлений. Побуждающие выступления Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара. Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру.
Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства. Ритуальные выступления Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты.
А как их дать? В устной речи задавать вопрос и отвечать на него — эффективный приём, речь становится понятнее и эмоциональнее. Всё зависит от того, на каком уровне находится ученик.
Гарантирую: если вы честно пройдёте все упражнения прочтёте рекомендованные книги; выполните все задания, постоянно контролируя себя; поверите мне как учителю, меньше будете обсуждать рекомендации и больше работать , то серьёзно улучшите свою устную речь по сравнению с тем уровнем, на каком находитесь сейчас. Вы заметили, что я об этом уже упоминал? Сознательный повтор. Допустим, вы молчун. Даже на вопросы отвечаете не словами «да» или «нет», а кивком головы: наклон вниз — да, поворот влево и вправо — нет.
Некоторые люди на тот или иной вопрос отвечают мычанием трудно воспроизвести буквами — ыуым да , эыэ нет. После освоения курса вы сумеете легко произносить эти слова. Надеюсь, что некоторую утрированность примера, доведённую до парадокса, все поняли. Иногда стоит упростить мысль, а то и довести её до абсурда, чтобы другие понимали тебя лучше. А если вы нормально общаетесь, не испытывая особых сложностей, то после прохождения курса станете говорить ещё лучше.
Почему же мы не умеем говорить? Да не учили нас этому ни в детстве, ни в юности, ни в школе, ни в институте. Впрочем, а не преднамеренно ли это делалось? Это же удобно правителям — то, что большинство людей не умеют говорить, стесняются, боятся высказать собственную мысль. Как вы думаете, почему более семи десятилетий риторика, ораторское искусство — а оно существует несколько тысячелетий вспомним Древнюю Грецию и Рим — изгонялись из учебных заведений в нашей стране?
Я получил в своё время огромное количество писем от желающих заниматься в нашей школе. Среди них немало прекрасно написанных, но авторы сетуют: писать убедительно могут, а говорить — нет. Боровых из Владивостока. А вот с новыми знакомыми, в обществе, где много людей, или с людьми, которых едва знаю, или после того, как я давно не видела человека и вдруг встречаю его случайно на улице или где-нибудь ещё, у меня пропадает дар речи. Я и рада видеть старых знакомых, но у меня начинают трястись руки, а иногда и губы, и я напрочь забываю всё, о чём хотела сказать.
И в это время я себя ненавижу. Я быстро прощаюсь с человеком, придумываю какую-нибудь отговорку и ухожу. Я отказываюсь от приглашений на торжества, не могу работать там, где мне бы хотелось, да и вообще…» Уверен, что моей заочной ученице, как, впрочем, и многим другим, страдающим от застенчивости, неловкости, часто возникающей при общении особенно когда нужно выступить публично , поможет книга Ф. Зимбардо, которая так и называется: «Застенчивость». Если эту книгу не просто прочесть, а проработать, то, не сомневаюсь, успех обеспечен.
Советую вам посмотреть и книги психологов М. Литвака, Н. Все мне говорят, что я ужасная болтушка, но мне кажется, что говорить много так же плохо, как и говорить мало. К тому же, кроме этого, у меня ещё один существенный недостаток речи — неумение кратко и точно выразить нужную мысль. Я слишком много лью воды».
Анна Герман 1936—1982 , певица Допускаю, что с выполнением этого этюда у многих возникнут трудности. Два дня вам нельзя ничего говорить. На два дня вы должны стать немыми. Как найти дни для молчания? И вообще, как это: вдруг замолчать?
Какие-то глупости предлагает автор. Нет, не глупости, а вполне серьёзные вещи. Но не советую так поступать, ибо знаю, что вам опять не захочется молчать, вы снова перенесёте выполнение задания. Вы ведь решили заниматься. Вы верите мне, преподавателю.
Поэтому постарайтесь не нарушать систему занятий. Но если только из-за этого задания вы готовы прекратить занятия в нашей школе — что ж, нет правил без исключений. Только не забудьте потом вернуться к нему. Это задание только с первого взгляда кажется сложным. На самом деле оно — одно из самых простых.
Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора». Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы. Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией. Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога. Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности. Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи.
Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления. Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Практические советы При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами: Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить.
К импровизации важно подготовиться морально. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова. Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве.
Как начать выступление
На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Ораторское искусство для начинающих. Мы приготовили полезные советы начинающим ораторам, которые вознесут ваше ораторское мастерство на новый уровень. Советы по ораторскому искусству. Разбираем такие важные моменты публичного выступления как целеполагание, структуру успешного выступления, работу с аудиторией и полезную литературу. Из книги "Ораторское искусство для начинающих" известного психолога и журналиста Владимира Шахиджаняна вы узнаете, как произносить речь эмоционально, убедительно и доходчиво, как избавиться от слов-паразитов, как улучшить свою дикцию.
16 правил успешного публичного выступления
Чеклист для начинающих спикеров: инструкция по выживанию Как выступить на антиконференции и зажечь? Поэтому полное понимание законов ораторского искусства придёт к вам только в процессе реальных публичных выступлений. Освоив эти методы, вы также сможете овладеть ораторским искусством, которое поможет вам достичь карьерных высот и личностного роста. имодействовать с людьми, грамотно формулировать мысли и полюбите ораторское искусство. советы от руководителя школы ораторского искусства Алексея Соболева. Ораторское искусство и как стать хорошим оратором.
Ораторское искусство для начинающих
Нельзя просто монотонно зачитывать текст, не отрывая глаз от листа. Когда вы произносите любую фразу, ваши глаза всегда должны быть обращены к публике. Посмотрите на текст, запомните фразу, поднимите глаза и произнесите ее. Использование вопросов. Задавайте аудитории вопросы — это поможет установить с ней прямой контакт. При этом важное условие состоит в том, что вы должны сами знать ответ на любой вопрос, который задаете. Так вы сможете прогнозировать реакцию аудитории.
Внимание финалу. Успешные ораторы особенно тщательно прорабатывают концовки своих выступлений. Удачное завершение может спасти даже в целом блеклую речь. Постарайтесь добавить в концовку больше эмоций и передать их аудитории. Нельзя заканчивать спич стандартными фразами. Старайтесь всегда удивлять публику, не будьте такими как все.
Застав слушателя врасплох необычным поворотом, шуткой или другим ярким приемом вы добьетесь нужного впечатления. Не игнорируйте психологические приемы при подготовке и произнесении речи. Их использование станет важным фактором успеха вашего выступления. Как развивать навыки Есть два основных пути как развить ораторское искусство и дикцию. Первый путь — самостоятельные занятия, второй — обучение на курсах. Самостоятельные занятия необходимо проводить регулярно, тщательно отрабатывая технику речи и ее культуру.
Занимайтесь перед зеркалом или используйте камеру телефона, чтобы видеть себя при произнесении монолога. При самостоятельных тренировках отрабатывайте размеренное дыхание. Старайтесь выдерживать спокойный темп и ритм речи, сохраняя при этом естественность интонации. Также нужно работать с текстами. Такая работа включает поиск в тексте основных мыслей и фраз, их переформулирование по-своему. Выделяйте отрывки текста и пересказывайте их своими словами, стараясь уместить основной посыл в одном предложении.
Пересказывайте весь текст с выделением главного. Такие занятия помогут очистить речь, сделать ее более грамотной и ясной. Однако они не позволят полностью овладеть мастерством оратора. Для этого существуют профильные тренинги и курсы. На специализированном обучении вы освоите психологические и драматургические основы ораторского мастерства, научитесь подготавливать речи, получите неоценимый практический опыт. Обязательная часть курсов — это реальные выступления перед публикой, без которых невозможно развить мастерство.
Советы от мастеров ораторского искусства нашей школы В развитии ораторского мастерства помогут несколько рекомендаций школы «Отражение»: Боритесь со словами-паразитами. Их использование — настоящий бич многих начинающих ораторов. Слова-паразиты особенно часто «пробираются» в вашу речь при волнении. Вам они будут незаметны, а публике будут сильно резать слух. Не тараторьте. Многие новички произносят монолог слишком быстро.
В результате слушателю сложно уследить за смыслом, он утомляется и теряет интерес. Больше общайтесь. Постоянное общение с людьми даст дополнительный опыт, который поможет закрепить теорию и практические навыки, полученные на курсах. Так вы сможете сделать ваши монологи более естественными и живыми. Расширяйте лексикон. Это сделает выступления более насыщенными и богатыми.
Обогатить словарный запас поможет чтение. Рекомендуем читать художественную, научную литературу, книги по бизнесу.
Если вам нужно мастерство презентаций и управление вниманием аудитории, занятий должно быть гораздо больше.
Онлайн-курсы от Олега Кота Продолжительность: от 21 дня Стоимость: 1000-12000 руб. Онлайн-формат практического курса по ораторскому мастерству для обучения легкой и грамотной речи, красивому изложению мыслей, достойным публичным выступлениям, а также искусству непринужденных и интересных бесед. Никакого слепого навязывания чужих интонаций и манер поведения.
Вы научитесь грамотно излагать свои мысли, опробуете на практике разные виды выступлений. Вы добьетесь ощутимых результатов уже с первых занятий. Только действенные методики общения с публикой и полное избавление от боязни сцены.
Вам предстоит серьезная работа над голосом, дикцией, мимикой и жестикуляцией. Десятки простых упражнений — и вы научитесь общению с публикой, раскроете свой потенциал как оратора и станете получать удовольствие от выступлений. Вы узнаете, как можно грамотно и эффективно взаимодействовать с публикой.
Школа остроты разума Продолжительность: индивидуально Стоимость: 1500-12000 руб. Индивидуальный курс обучения посвящён наработке навыков эффективной аргументации, публичным выступлениям, искусству общения в межличностных отношениях, произношению и изобретению тостов, сторителлингу.
Говорящий должен уметь увлечь присутствующих, буквально заворожить, как профессиональный декламатор заставляет публику в зале слушать то, что он произносит. Для этого придется серьезно тренироваться, исправляя ошибки речи, расширяя словарный запас, работая над мимикой и интонациями. Поведенческие приемы Неплохо взять за основу манеру поведения какого-нибудь политика, публичного деятеля, выдающейся личности. Для этого нужно проанализировать выступление, детально разобрать, в какой позе стоит сидит человек, положение головы и корпуса, жесты рук, смена выражений его лица. Важно все, включая заранее продуманные паузы, когда оратор как будто бы спрашивает у аудитории что-то иногда сам же отвечает : так устанавливается эмоциональный контакт с публикой, в результате чего люди подсознательно «выбирают» докладчика, доверяя ему и не сомневаясь в каждом его аргументе. Работа с аудиторией Наука под названием ораторское искусство, обучающая, как научиться говорить красиво, подразумевает обязательные публичные выступления.
Только многократно шлифуя свое искусство оратора, пока не исчезнет страх перед аудиторией, а речь станет плавной, легкой, как пение соловья, можно добиться каких-то серьезных результатов. Основные примеры можно найти на нашем сайте — это практикумы, видеоуроки, интервью с актерами. Но лучше со временем выработать свой собственный, уникальный стиль, обобщив опыт известных ораторов. Ошибки начинающих ораторов Каждый, кто заявляет: хочу научиться ораторскому искусству, не застрахован от ошибок. Это практически неизбежно, поэтому опытные тренеры выделяют самые характерные из них: Бедный словарный запас. Выход из положения обычно пытаются найти, заучивая свой доклад, но в случае, если забыта хотя бы пара слов, все труды идут прахом. К этой же группе относится употребление «паразитов» — слов, огрубляющих или искажающих гармонию человеческой речи. Опытный ритор контролирует себя, следя за темпом и составом предложения, управляя интонацией.
Неоднородный темп. Докладчик путается: то спешит, глотая слова, то растягивает, вгоняя в сон. Хороший доклад должен произноситься четко, в определенном ритме, удерживая слушателей в напряжении. Очень важно суметь выбрать «свой» темп. Бедная на интонации, скучная речь. Опытные ораторы тонко чувствуют, когда нужно разрядить атмосферу шуткой, а когда уместно рассказать философскую притчу, проведя аналогии с современностью. Не помешает использование умело подобранных цитат, примеров. Их нужно выделять голосом, акцентируя внимание слушателей.
Ответ на вопрос, можно ли научиться ораторскому искусству, звучит однозначно: да, можно.
Делится на: Указывается на то, что оппонент действует вопреки аргументу Переход на личности критика и оскорбление Объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами К пафосу — утверждения, которые апеллируют к чувствам. Необходимо чтобы вызвать у аудиторий такие чувства, которые будут способствовать принятию тезисов оратора. Делится на: Аргумент к выгоде — стимулирует осознание личных интересов аудитории в той проблеме, которая обсуждается. Это повышает интерес к выступлению оратора. К гордости — расхваливает определенные качества собеседников. Например, с помощью комплиментов можно увеличить удовольствие аудитории и запрограммировать ее на лояльное восприятие речи.
К сожалению — сочувствие к тому, что говорит оратор. Например, ученик на экзамене ссылается на свое трудное жизненное положение ради удовлетворительной оценки. К силе — указывает на неприятные последствия для аудитории в случае отказа. Тут речь идет о принуждении и к угрозе. К публике — идет обращение к чувствам аудитории чтобы отвлечь от объективного рассмотрения данного вопроса. Это своего рода отвлекающий маневр. Мол, я свой человек и понимаю каково это.
Схема хорошего аргумента SEXI — это схема аргументации. Эти буквы репрезентируют один элемент в аргументации. Его ни в коем случае нельзя забывать. S statement — утверждение. К примеру, нам стоит открыть новый филиал на Украине. Или я считаю, что вы мне должны платить больше за работу. E explanation — объяснение или обоснование.
То есть насколько мы сможем обосновать свое утверждение. К сожалению, у многих обоснование очень короткое. Как правило, 2 — 3 логических обоснования. Но часто оно не убеждает потому, что человек не понимает точку зрения другого лица. Поэтому нужно давать минимум десять а лучше двадцать предложений. Чем глубже обоснование, тем больше вероятности убедить собеседника. Но на самом деле еще нужен третий элемент аргументации в риторике.
X eXample — пример. Всегда хорошо иметь конкретный пример того, о чем вы говорите. Это может быть фиктивный придуманный пример. Но желательно, чтобы был из реальной жизни. Вы приводите пример какой-то конкурирующей фирмы, которая открыла филиал в другой стране. Стоит сказать, что пример очень прост в аргументации. Его намного проще понять.
Еще он действует, как доказательство. Если есть пример из жизни, то ваше абстрактное обоснование не просто какая-то теория. Для этого есть доказательство в реальной жизни. I impact — значимость. Стоит объяснить почему то, что мы говорим не только правильно, но еще и значимо для собеседника. Можно представить, что мы говорим о формуле, которая в жизни не играет никакой роли. Но если сможем показать, что это правило имеет большой вес, тогда человек изменит свое мышление и действие.
То есть мало просто объяснить и дать пример почему правильно утверждение. В конце речи нужно сказать почему это важно в повседневной жизни. Помните, что правда лежит в глубине! Поэтому аргумент нужно представлять так, как будто мы роем глубокую яму. И чем больше даем информации на обосновании, примере и значимости, тем больше вероятности в убеждении. Какие аргументы особенно эффективны Есть сотни возможностей аргументации и объяснения. Но все же, самый эффективный тип, это аргумент к выгоде.
Если покажем какое-то преимущество, то человек с охотой согласится. У людей есть разные потребности и нужды. Для некоторых самое главное, это деньги. Можно показать, что он больше заработает или меньше потеряет. В таком случае, этот аргумент будет иметь главную силу. Есть люди, которым важна репутация. Можно объяснить в обосновании, что если сделать то-то, то у него поднимется репутация.
Тогда такой человек нам быстрее поверит. Есть люди, которые верят в свободу. В таком случае, нужно доказать, что если сделать это, то у него будет больше свободы. Тогда этот человек нам поверит. Но обращайте внимание на то, какая потребность интерес у целевой аудитории. Ведь аргументов очень много. Однако лишь некоторые из них действительно, смогут убедить публику.
А важное для оратора — распознать, какая есть главная выгода для аудитории. Потому что если он правильно найдет выгоду, то у публики появится естественный интерес поверить аргументу. Как научиться красиво говорить Сейчас вы узнаете, как научиться говорить красиво и грамотно. Эти методики и законы риторики помогут вам преодолеть барьеры в речи. Особенно это важно в ораторском искусстве для начинающих. Правила вроде бы и банальные, но мало кто их соблюдает. Говори свободно Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать.
Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа. Проблема в том, что люди не уверены и не знают, как держать себя перед публикой. В таком случае они берут скрипт и пишут всю речь слово в слово. Затем все считывают. Но такой считанной речью никого нельзя убедить! Поэтому для профессионалов я рекомендую вообще, не брать никакой скрипт с собой. Просто говорите свободно.
Не важно, если вы забудете пару пунктов из своей речи. Если у вас 10 пунктов, вы свободно выступите, не будите считывать с листа и забудете три пункта, то это не страшно. Публика все равно вспомнит максимум три пункта из того, что вы сказали. А тем, кто неуверенно чувствует себя перед публикой и не может все запомнить, советую сделать шпаргалку. Возьмите маленький лист бумаги и выпишите туда основные слова или концепты. Этот лист положите перед собой на стол или спрячьте в кармане. Если не хватит содержания, то достаньте лист и быстро просмотрите его.
Но самое главное, это не пользоваться скриптом. Потому что именно с его помощью вы усыпите аудиторию. Запомните этот один из важных уроков ораторского искусства. Говори, как можно короче В риторике говорите, как можно короче. Ведь чем дольше говорит спикер, тем менее интересной кажется его речь. Это правило можно проверить на самом себе. Если вы себя спросите, насколько вам интересно слушать человека 90 минут.
Вы скажите, что это долго. И даже 45 минут покажется относительно долгим. Довольно хороший и популярный формат в выступлениях по 18 — 20 минут. Людей это устраивает. С одной стороны, это относительно долго чтобы развить какую-то идею. Но с другой стороны, это не надоедливый школьный урок в 45 минут. Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.
Ораторское мастерство с эмоциями Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать, что говорил спикер. Поэтому, когда держите презентацию перед публикой, не превращайтесь в роботов. Не говорите монотонно и просто смотря на свой скрипт. Не говорите полностью без эмоций.
Вместо этого нужно показывать свое отношение к теме. Если радуемся, то нужно говорить с улыбкой. Или если грустим, то нужно говорить с грустным лицом. А если злы и недовольны, то покажите, что вы злитесь и вам что-то не нравится. Так публика запомнит вас! Структура выступления оратора Почему должна соблюдаться структура выступления оратора? Во-первых, это очень хорошо помогает целевой аудитории понять то, что мы скажем.
Если есть разделы в речи, то люди будут знать, о чем вы сейчас говорите и будете говорить. Если структуры нет, то аудитория теряется в вашей речи. Она вообще, не знает, где вы сейчас, за что или против чего аргументируете. Но структура важна и для вас самих. Если в голове есть ясная структура риторики, то вам не понадобиться скрипт. Ведь вы точно знаете, в каком порядке будете говорить и приводить аргументы. Классическая структура: Вступление — говорите про свою тему и тезис Главная часть — тут аргументируем за или против Заключение — подводим итоги своей речи Но не всегда обязательно структурировать речь в классическом фасоне.
Можно иногда приступать с самого главного основная часть. К примеру, структурировать речь исторически в виде хронологии. То есть, что было раньше, что есть сейчас и что будет потом. Или к примеру, есть структура pro-contra. В ней вы сначала приводите аргументы «за», потом «против». В конце взвешиваете их и говорите, что для вас оказалось самым главным. Однако, чтобы вы не выбрали для своей речи, важно иметь ее структуру.
Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора.