Жанру, придуманному Алексеем Рыбниковым, долгие годы пытались дать разные определения, но именно по отношению к постановке по роману "Война и мир" впервые прозвучало название, точно передающее суть жанра,— ОПЕРА-ДРАМА. Донецкий государственный академический театр оперы и балета им. Соловьяненко совместно с Кремлевским балетом в 2023 году представит балет «Война и мир» по роману-эпопее Льва Толстого. В рамках этого фестиваля на второй сцене театра исполнили оперу «Война и мир» Сергея Прокофьева в постановке Кончаловского.
В Большом театре прошла мировая премьера балета "Война и мир" Донбасс оперы
"Новая опера" начинает премьерные показы "Войны и мира". В этой версии шедевра Сергея Прокофьева сюжетная линия фокусируется на истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Премьеру балета на музыку Овчинникова «Война и мир» в исполнении Донбасс Оперы обсудили на пресс-конференции. Опера Сергея Прокофьева «Война и мир» по одноименному роману Льва Николаевича Толстого заявлена в программе Мюнхенского оперного фестиваля.
«Войну и мир» превратили в оперу-драму
По случаю премьеры интендант Баварской оперы Серж Дорни сделал специальное заявление, в котором объяснил выбор театра. Она живет благодаря диалогу в открытом обществе», — отметил Дорни. Прямая трансляция спектакля состоится в день премьеры — 5 марта в 19.
Однако атмосфера неуловимо другая — на разных этажах Новой сцены висят объявления «Приветствуем коллектив Донецкого государственного академического театра оперы и балеты имени А. Желаем вам успешных гастролей на нашей сцене! Коллектив Большого театра России». И вот до заветного начала остаются считанные минуты. Рассказывает об уникальности этого балета, о неоценимом вкладе Андрея Борисовича Петрова. Обещает вскоре поделиться еще одной историей о мастере, которая его удивила и в очередной раз убедила: это человек большой внутренней культуры. В конце интервью, когда камеры уже выключаются, Писарев артистично разводит руками и искренне говорит: «Надеюсь, рассказал интересно». Журналисты в один голос подтверждают: очень.
Артисты поправляют мундиры и кивера, платья и сюртуки, разбирают веера и сабли. В оркестровой яме финально настраивают инструменты, открывают партитуры на первой странице, обсуждают что-то с улыбками. Но все это лишь до первого взмаха дирижерской палочки. Мгновение тишины в заполненном зрителями зале, и — началось! Война и мир сквозь года Реалии 1812 года смотрятся на Новой сцене Большого театра как нельзя более органично. Несмотря на свое название, эта сцена выполнена в классическом стиле и навевает мысли о XIX веке. Поэтому в том числе флаг Российской империи, который несет Андрей Болконский в битве при Аустерлице, лишь больше погружает зрителя в ту атмосферу. Балет смотрят, затаив дыхание. В зале сотни человек следят за каждым движением на сцене, и дабы не нарушать эту почти священную тишину, даже фотографы в зале работают со специальными накладками на камеры — они гасят звук затвора.
За пюпитром известный казахстанский музыкант, главный дирижер театра "Астана Опера" Алан Бурибаев. В постановке заняты 28 солистов, исполняющих 45 ролей.
Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи? Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России. В форсайт-форуме примут участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, масс-медиа, общественных объединений, студенческая молодежь.
Все смешалось в Доме Союзов
Зрелище не менее завораживающее, чем сама опера. Вот смотрите сами». Владимир Маслов,технический директор Мариинского театра: «Спектакль «Война и мир», пожалуй, один из самых масштабных спектаклей нашего театра. И по количеству техники, и по объему декораций, и по объему костюмов, и по количеству занятых на сцене людей. На сцене используется вращающийся круг, самый большой из всех, что есть в театре, диаметр — 18 метров, масса — около 20 тонн. На него выходят до 150 артистов. Он имеет очень много положений, вращается, на нем танцуют артисты.
Ожидается, что постановка станет настоящим триумфом для донбасской оперы уже на следующей неделе. В ней примут участие 220 человек и около 40 хористов, а в Санкт-Петербурге в спектакле будет участвовать балетная школа «Эрмитаж».
Идея создания балета «Война и мир» зародилась давно, но для его реализации потребовались огромные финансовые вложения. Первым о ней начал говорить народный артист России, художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлевский балет» Андрей Петров, супруга которого, Ольга Полянская, работала над костюмами.
Можно рассуждать и так: пусть вмешивался идеологический контроль, пусть он корежил, навязывал свое, однако можно же попытаться сценически прочесть эту часть не через «советский ура-патриотизм», а просто через «общечеловечность» Толстого. И тогда — использовать этот «покореженный шедевр» всего лишь как материал для сценической картинки. Создатели мюнхенского спектакля пошли совершенно другим путем. И думаю — единственно правильным. Они играют именно этот «покореженный шедевр», именно тот гротескный распад, который он фиксирует.
Толстой, подправленный апологетами соцреализма! Их невозможно нивелировать возвышенной сценической картинкой, их невозможно стереть режиссурой. Но их можно по-своему прочесть. И, по-моему, именно это делает дирижер Владимир Юровский и режиссер Черняков. Здесь все ненастоящее, здесь все фейк в угоду публике. Нет героев — есть только присвоившие себе чужую доблесть реконструкторы, бесконечно отрабатывающие боевые приемы. Нет и «беженцев из-под Смоленска»: просто есть люди, которые хотят пережить это былое страдание; они готовы быть расстреляны из игрушечных ружей, чтобы затем встать и получить аплодисменты.
Нет и французов. Как не было настоящих немцев в советских фильмах военного, да и потом очень долго — послевоенного времени. Были только немцы карикатурные. Таковы и здешние французы — естественно, изъясняющиеся на русском языке. Так в самой опере и, исходя из этого факта, Черняков и делает их не настоящими французами, а свойскими героями духоподъемного шоу, в котором блистает карикатурный Наполеон одетый в цвета французского флага. Наполеону подыгрывают в гэгах пешки: одни изображают приползающих с позиций гонцов, другие — штабных лизоблюдов. Кто-то сервирует ему шахматы, чтобы оправдать bon mot: «…еще не полдень, и я еще не ясно вижу на моей шахматной доске».
Кто-то — торт, чтобы мгновенно получить им в рожу, поскольку государь разгневан, что повар посмел поздравить его с победой, в то время как он на самом деле готов восхищаться русскими и сомневаться в себе. Цель этого шоу — лесть, и благодарные зрители, сидящие вокруг, раз за разом взрываются аплодисментами. Такая интерпретация не могла не совпасть с музыкой Прокофьева, выросшей на почве страны, находящейся несколько лет в войне с фашистской Германией, но живущей уже гораздо дольше во внутренних репрессиях, в патологической подозрительности, в поиске «врага народа». Чуть ли не единственные выстрелы, которые в конце концов прозвучат взаправду — это расстрелы прямо здесь, за спиной у Пьера и Платона Каратаева: так казнят схваченных по тому же, что и они «делу», то есть, по подозрению в поджигательстве — схваченных рандомно, наугад. Это расстрелы для острастки, без суда и следствия, чтобы каждый знал — он может быть следующим. Понятен ужас Пьера, безумие его как отдельного человека, чувствующего себя «ничтожной щепкой», попавшей в колеса машины, как экзистенциалиста, пытающегося смеяться над теми, кто пытается «поймать» его «бессмертную душу». Все эти чувства были знакомы тем единицам, которых советский режим делал изгоями.
Этих «единиц» было превеликое множество, но суть была в том, что они и оставались «единицами» — отдельными людьми, вступающими в неравную схватку с машиной. Но и в реве машины — в этих бесчисленных хорах — Черняков услышал нарастающие безумие, трагизм, а не исторический оптимизм, который, видимо, тщетно, пытался внедрить в них Прокофьев: он присутствует там лишь на уровне «текста слов». Хронотопом первой части было ожидание; хронотопом второй в конце концов становится прострация. Сидя посреди всеобщего развала, завороженно перебирают бижутерию две женщины, рассказывая Пьеру, как Ростовы выехали, «вещи побросали», — надо понять, примеривают они как раз брошенное. На втором плане извивается, словно в забытьи, девушка — как воплощение той «тени», которая присутствует и в музыке: но если в первой части этой тенью, крадущейся за философствующими героями, был, условно, говоря «ерник», то теперь тенью беспрестанных народных хоров становится безотчетно тоскующий, не находящий себе места субъект. Эта война против самих себя, это самоубийство. И спектакль кончается как раз двумя образами добровольной смерти.
Первый — это стреляющий себе в грудь Болконский. Как у Чехова Иванов «отбегает в сторону и застреливается», так и Болконский стреляет себе в грудь без пафоса, — и хоть в этот момент он и противопоставлен творящемуся за его спиной ужасу, единственное, что он может — это просто удалить себя из этой картины. Второй — Кутузов, в финале торжественно снисходящий в гроб, напротив, весьма картинно приготовленный для прощальных церемоний. Это, конечно, символический диагноз: эта самоубийственная война если и может привести к торжествам, то к погребальным… Партии отдельных исполнителей настолько слиты с замыслом всего спектакля, что даже странно об этом писать. Может быть, впервые опера Прокофьева прозвучала во всей своей трагической красоте. При всем тяжелейшем содержании произведения его исполнение сопровождает какая-то удивительная непринужденность — что, конечно, прежде всего заслуга дирижера Владимира Юровского.
Премьера, прошедшая в Венгерском государственном оперном театра, увенчалась успехом, и завершилась длинными и громкими овациями. Издание отмечает, что постановка задействует 28 артистов в более чем сорока ролях, вместе с тем, уже имеется график выступлений: в Венгрии планируется 6 показов ещё в феврале. В такие моменты становится понятно, что российскую историю и культуру не отменить, как это пытаются сделать государственные чиновники стран коллективного запада и Европейского союза.
ОПЕРА «ВОЙНА И МИР»
Российскую оперу полюбили в Будапеште | Донецкий государственный академический театр оперы и балета представил свою постановку «Война и мир» на Новой сцене Государственного академического Большого. |
Мариинский театр покажет оперу-эпопею Сергея Прокофьева «Война и мир» | В Будапеште в Венгерском государственном оперном театре 28 января пройдет премьера оперы Прокофьева "Война и мир" на русском языке с венгерскими и английскими субтитрами, сообщили РИА Новости в пресс-службе учреждения. |
В Воронеже будет показана мировая премьера балета «Война и мир» В.Овчинникова | Балет поставлен на музыку Вячеслава Овчинникова, она была написана для фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. |
«Нас убивают, а мы творим». Писарев о премьере балета «Война и мир» в Севастополе | Андрей Кончаловский создал свою версию оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», которая стала третьим обращением театра к этому произведению. |
Российскую оперу полюбили в Будапеште | 10 сентября на Новой сцене Большого театра России состоялась мировая премьера балета «Война и мир» в редакции Андрея Борисовича Петрова, художественного руководителя и главного балетмейстера театра «Кремлевский балет». |
«Нас убивают, а мы творим». Писарев о премьере балета «Война и мир» в Севастополе
В Будапеште состоялась премьера оперы Прокофьева | 10 сентября на Новой сцене Большого театра России состоялась мировая премьера балета «Война и мир» в редакции Андрея Борисовича Петрова, художественного руководителя и главного балетмейстера театра «Кремлевский балет». |
В Большом театре Донбасс Опера представила балет «Война и мир» | В рамках открытия фестиваля «Война и Мир» артисты Центра оперного пения Галины Вишневской представили постановку «Борис Годунов». |
В Симферополе прошла премьера балета "Война и мир" от трех театров | 5 марта 2023 в Баварской опере состоялась премьера оперы Сергея Прокофьева "Война и мир". |
«Войну и мир» превратили в оперу-драму
25 ноября в 18:00 и 26 ноября в 12:00 и 19:00 на новой сцене Мариинского театра трижды прозвучит масштабная опера-эпопея «Война и мир» Прокофьева. О поддержке свидетельствует и недавняя постановка в Будапеште оперы «Война и мир», подчёркивается в статье. Мариинский театр впервые представит оперу Сергея Прокофьева «Война и мир» на новой сцене, заявила пресс-атташе театра Анна Касаткина. Возможно, Прокофьев задумывал "Войну и мир" не как грандиозное полотно, а именно как лирические сцены. В Мариинском театре пройдет три показа грандиозной оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» в постановке Андрея Кончаловского. В воронежском оперном театре покажут балет «Война и мир». Только актуальные события Воронежа и Воронежской области на сайте
ОПЕРА «ВОЙНА И МИР»
На сцене Воронежского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета «Война и мир» композитора Вячеслава Овчинникова. Фотографии из репортажа РИА Новости 25.03.2012: Прогон оперы "Война и мир" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». С точки зрения затраченных времени и усилий «Война и мир» – рекордсмен в творчестве Прокофьева. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
WorldPodium в соц. сетях:
- Telegram: Contact @mariinsky_theatre
- Марийский театр оперы и балета в числе трёх театров представил в Крыму балет «Война и мир»
- В постановке приняли участие артисты трёх театров.
- Худрук «Донбасс Оперы» поделился подробностями работы над балетом «Война и мир» —
- Донецкие артисты приняли участие в грандиозном балете «Война и мир» в Петербурге // Новости НТВ
- Читаемое на сайте
Прогон оперы "Война и мир"
Наташа и Андрей». Соединение реальности на сцене и видеоконтента — практически черно-белое кино, рассказывающее историю любви Наташи и Андрея. Преобразование Наташи: любит Андрея Болконского, сходит с ума по Анатолю Курагину, благодарна Пьеру Безухову — триггер всей постановки. Главная героиня никого никогда не обманывала, чувствовала очень ярко и по-настоящему, она искренняя до потери сознания. Она — ЖИВА! В противовес героине — терзания Андрея и страдания Пьера. Артистично, профессионально, чувственно… Создатели «Война и мир. Наташа и Андрей» аншлаговыми постановками презентовали зрителю премьеру о войне и мире, в котором мы сегодняшние — любим, верим и живем.
Она разрушает семьи, разрушает любовь. Наблюдает за персонажами, как бы издевается над ними. Здесь очень важна актерская игра — агрессивный взгляд, резкие жесты, вращения, броски», — рассказывает балерина. Но недолго ей радоваться. Вот поверженные, перемерзшие и голодные французы бегут восвояси. А русские войска поднимают знамена Российской Империи. Трагические сцены потерь, страданий героев, попытки найти утешение друг в друге и в помощи ближнему. Все это — в каждом движении, каждой смене декораций. Вот Пьер Безухов впервые танцует с любовью всей своей жизни — Наташей Ростовой. Она словно дразнит его, то утаскивая в хоровод, то отстраняя — ради дуэта с Болконским. Пестрый, задорный и многолюдный прием у Ростовых сменяет чинный и сдержанный первый взрослый бал Наташи Ростовой, где присутствует император Александр I. Где героиня в белом, словно свадебном платье, бесшумно и поразительно легко вращается в фуэте. Тонкие линии рук и ног мелькают так часто, что кружится голова. Здесь ее партнер — только Болконский. Пьер стоит в сторонке и грустно наблюдает. Пьера — одного из главных героев спектакля и романа — играет Михаил Евгенов, премьер театра «Кремлевский балет». От Пьера молодого до взрослого, через войну, через все потери. Через несчастную любовь, которая в итоге стала счастливой. Меняется пластика танца, от глупого неуклюжего мальца до статного мужа», — рассуждает Евгенов. Даже второстепенные персонажи проработаны до мелочей. Каждый актер переживал судьбу своего героя как свою. Солистка Донецкого государственного академического театра оперы и балета Виктория Губрий, исполняющая роль княжны Марии Болконской, сестры Андрея, перед премьерой перечитала роман Толстого.
Художник по костюмам — Елена Зайцева. Художник по свету — Глеб Фильштинский. Музыкальный руководитель и дирижер — генеральмузикдиректор Баварской оперы Владимир Юровский.
Постановку создал Андрей Кончаловский, а над оформлением трудился Георгий Цыпин. Сцена Мариинского театра встретит постановку «Войны и мира» Прокофьева в четвертый раз. Ранее оперу уже ставили в 1977-м году и 1991-м — в год 100-летия со дня рождения композитора и в 2000 году. Длительность последней постановки составляла более 4-х часов, а в ее реализации приняли участие порядка 200 артистов.
В Мариинском театре впервые пройдет опера «Война и мир» на новой сцене
На сцене Воронежского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета «Война и мир» композитора Вячеслава Овчинникова. Совершенно очевидно, что опера понадобилась Толстому в романе только для того, чтобы лишний раз подчеркнуть фальшивость и лицемерие светского общества. На сцене Большого театра в Москве трупа Донецкого театра оперы и балета показала 10 сентября мировую премьеру балета "Война и мир" по роману Льва Толстого и на музыку Вячеслава Овчинникова, сообщил телеграм-канал "Донбасс решает" в понедельник.
Премьера. Оперу «Война и мир» оценят телезрители
Спешите, пока они есть в наличии. Музыка из кино, симфонический оркестр и живой хор Ценителей советского кинематографа ждёт приятный сюрприз: постановка создана на основе потрясающей музыки композитора Вячеслава Овчинникова, которая была написана ещё в 1960-х годах для оскароносного фильма «Война и мир» режиссёра Сергея Бондарчука. Эта экранизация по сей день считается самым лучшим киновоплощением эпохального романа. По признанию художественного руководителя «Донбасс Оперы» Вадима Писарева, музыка Вячеслава Овчинникова мощная, романтическая, с огромной энергией и большой русской душой, поэтому Андрей Петров мечтал использовать её для балета. Музыкальное сопровождение постановке обеспечит Большой симфонический оркестр. А ещё будет живой хор. В том числе петь он будет а капелла. В том числе на русском и французском языках. При этом участников хора задействуют и как артистов балета — в сражениях под Аустерлицем и Бородино, в госпитале и множестве других сцен. Читайте также Гид по театрам Крыма: где получить незабываемые эмоции 4. Совместное детище Москвы и Донецка Балет стал совместным проектом двух престижных коллективов — Государственного театра «Кремлёвский балет» и Донецкого государственного академического театра оперы и балета им.
Соловьяненко «Донбасс Опера». В постановке задействовано 30 ведущих московских артистов. В том числе им достались главные роли. Так, партию Наташи Ростовой исполнит Екатерина Первушина — прима-балерина, заслуженная артистка РФ, обладательница приза Международного хореографического фестиваля-конкурса Tanzolymp Berlin и Гран-при первого Российско-японского Евразийского конкурса артистов балета и хореографов. До этого артистка уже блистала в образах Джульетты, Жизель, Шехерезады, Одетты и Одиллии, принцессы Авроры и других известных персонажей. Андрея Болконского воплотит премьер театра, выпускник Московского государственной академии хореографии Даниил Росланов.
Руководителем постановки выступил художественный руководитель «Донбасс Оперы» Вадим Писарев. После гастролей в Симферополе премьеру планируют представить на сцене Большого театра в Москве. Ожидается, что это будет 10 сентября, сообщает Минкультуры Марий Эл.
Чернякову удалось создать схожий образ, хотя так же, как и в «Водяной курочке», в самом тексте этому не было предпосылок: в отличие от второй части оперы, первая протекает в замкнутых пространствах дворянских гостиных, здесь нет передвижения масс. У Чернякова же на сцене все «кишмя кишит». Образ народа, оставившего свои дома, вынужденного сняться с места. Объединившегося на это время, смешавшегося — кто-то прибежал сюда, «как дома сидел», кто-то захватил шубы и драгоценности. И все это не надо объяснять, из этого часто трудно сделать хоть какие-то выводы. В любом случае — обездолены все. Насмешкой звучит любое упоминание «дома» а их, оказывается в первой части — пруд пруди , насмешкой звучит любое «пожалуйте сюда». В «дом» здесь играют. В титулы, в слуг и господ здесь тоже играют. Потому что какие тут титулы. Все смешалось! Но смешалось, как, кажется, хотят сказать создатели спектакля, не во всеобщей угрюмой нужде, не во всеобщем обнищании и крайнем опрощении — а в неком карнавале, из которого может родиться нечто новое. Игровой элемент кажется мне краеугольным в понимании того, что происходит. Игры могут составлять фон главного действия сидящие в дальних углах коротают время, играя в «камень, ножницы, бумага», мастерят и запускают самолетики; дети балуются мыльными пузырями , могут выходить на первый план — как серсо, в которое играют как раз тогда, когда Элен вворачивает Наташе, что её брат от неё без ума. Все это, конечно, лишь знаки, как нам понимать происходящее. Как нам понимать разворачивающиеся тут интриги, переплетения страстей. Но именно в этом плане, на мой взгляд, строится главное противопоставление спектакля — со второй частью, где мы увидим «народ воинственный». В открывающей второй акт сцене — скопившийся на просцениуме, истово крестящийся и столь же истово бьющий себя в грудь и грозящий в зал кулаками народ. Эта сцена, однако — исключение. Дальше — тоже игры. Но какие! Пожалуй, предсказуемо, что Черняков представил Бородино как «Военно-патриотическую игру «Бородинская битва»» — такое в его спектаклях уже бывало. По-настоящему жутко становится от остального. Жутко от точности диагноза. Массовые военные, народные сцены — то, чего так настойчиво добивалась система советского идеологического контроля, — безусловно не пик творчества Прокофьева, не шедевр, хотя и не неудача — они несут на себе отблеск пусть только и отблеск его гения. Как к ним относиться? Они венчают оперу; они должны были нести на себе логическое развитие первое части — в духе великого романа Толстого. Можно рассуждать и так: пусть вмешивался идеологический контроль, пусть он корежил, навязывал свое, однако можно же попытаться сценически прочесть эту часть не через «советский ура-патриотизм», а просто через «общечеловечность» Толстого. И тогда — использовать этот «покореженный шедевр» всего лишь как материал для сценической картинки. Создатели мюнхенского спектакля пошли совершенно другим путем. И думаю — единственно правильным. Они играют именно этот «покореженный шедевр», именно тот гротескный распад, который он фиксирует. Толстой, подправленный апологетами соцреализма! Их невозможно нивелировать возвышенной сценической картинкой, их невозможно стереть режиссурой. Но их можно по-своему прочесть. И, по-моему, именно это делает дирижер Владимир Юровский и режиссер Черняков. Здесь все ненастоящее, здесь все фейк в угоду публике. Нет героев — есть только присвоившие себе чужую доблесть реконструкторы, бесконечно отрабатывающие боевые приемы. Нет и «беженцев из-под Смоленска»: просто есть люди, которые хотят пережить это былое страдание; они готовы быть расстреляны из игрушечных ружей, чтобы затем встать и получить аплодисменты.
Военная атрибутика — отдельная тема: пушки, ружья, сабли…. Премьерная постановка поразила зрителей своим масштабом и глубиной. Вадим Писарев: «Балет «Война и Мир» в условиях цивилизационного вызова — явление уникальное. Авторы по-новому трактуют глубинные смыслы гениального Толстого. Зритель найдет для себя иные открытия Войны в нашей повседневной жизни, а дети в ярком современном изложении раскроют простые смыслы остросюжетного романа. Одним словом, нас ждет уникальная возможность погружения в короткие временные рамки в таинство смыслов великого романа».
Мировая премьера! Балет "Война и Мир"
В «Войне и мире» выступают солисты сразу трех российских учреждений культуры — Донбасс Оперы, «Кремлевского балета» и Марийского театра оперы и балета из Йошкар-Олы. Оперу завершат две картины из второй части, посвящённой Отечественной войне 1812 года (восьмая и двенадцатая). Опера в версии semi-stage Крещенский фестиваль в Новой Опере – 2024.