В книге «Старая вера и русская земля» Дуглас Роджерс прослеживает периоды расцветов и спадов популярности народных практик в небольшом российском городке на протяжении трех столетий. Отличительными особенностями истории Русской Православной Церкви и других конфессий в СССР в XX веке были ожесточенные гонения со стороны безбожных властей и мужественное стояние за Веру Христову целого сонма новомучеников и исповедников.
Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти».
Тропарь, кондак, величание священноисповеднику Российскому XX века. Приведем только несколько примеров судеб новомучеников и исповедников XX века. Особенности подвига и прославления новомучеников российских. Новомученики и исповедники XX века. 20 лет назад произошло одно из самых замечательных событий в истории Русской Православной Церкви – Юбилейный Архиерейский собор канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. В XX веке православная церковь обрела множество новомучеников.
XX век – век новомучеников
Деканонизация Святых Новомучеников Российских - Два града | Рассказ о том, кто и как, прикрываясь столь любимым либералами и коммунистами мифом о том, что отделение Церкви от государства есть благо, готовил и осуществлял гонения на Русскую Православную Церковь после октября 1917 года. |
Новомученики и исповедники Российские: Календарь храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлево | XX век для России явился эпохой мучеников и исповедников. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. |
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
Погребён 22. Описание личности: телосложение — нормальное, цвет волос — тёмно-русый, цвет глаз — серый, нос — обыкновенный. Образование — учительская семинария. Священник Балезинской церкви. Арестован 18.
Приговорен 27.
Возможно, они себе в этом и не признавались… Алена: - Ну это примерно то, что происходит сейчас со всяческими гуру: я — просветленный, а ты где-то там, внизу…. Я не говорю, что царское государство в основах своих было совершенно правильное и сахарное. Но основы его были более здоровыми.
И лишившись этих основ, мы получили государство с усугубленным разделением на нравственном уровне. Если в царском государстве было разделение на бедных и богатых, то здесь стало разделение на правых и глубоко не правых — врагов. Владыки: - Большинству священнослужителей и людей здравомыслящих, неведОмых, и имеющих способность мыслить самостоятельно, мыслить в глубине себя, смотреть и видеть и не желающих разделять мнение большинства, пришлось тяжелее всего. Во-первых, они находились в «настоящем», в «здесь и сейчас».
Во-вторых, они видели, что вокруг происходит. И, в-третьих, они не могли никоим образом достучаться до граждан, которые их окружали в большом количестве. Было ощущение, что люди сошли с ума. Было ощущение, что вокруг ходят толпы «зомби», которые ничего не видели и не делали никаких выводов.
Каждый из них пытался, так или иначе, достучаться хотя бы до соседа. Рушились тщательно построенные судьбы, мнения, философские построения — все те основы, которые каждый человек выстраивает сам для себя. И этим людям было тяжелее, чем остальным, потому что они находились в «здесь и сейчас» каждую минуту, понимая, что с каждым шагом государство больше и больше погружается в болото незрелого взгляда на действительность. Невежество вылезало изо всех щелей.
Бал правил случай. Но на самом деле, чем больше эти люди пытались что-то сделать, тем больше их усилия погрязали в этом — они как будто в бездонную пропасть кидали золото, но оно там пропадало, не заполняя эту пропасть. И эти люди были обречены. Они же боролись, пытаясь изменить окружающую среду, окружающих людей, разговаривая с ними, взывая к ним.
Чем больше они тратили своей энергии, тем больнее приходил ответ. Из «зеркала» вылетал такой же мощный «кулак», который они посылали. Монада перевернулась. А нужно было меняться, нужно было научиться со своими убеждениями приспособиться к обстоятельствам, как сделали некоторые люди.
И поэтому одни выжили и пронесли свое тело, свою душу, свое знание… Очень много людей со знанием, с великолепным воспитанием, с замечательными манерами прошло через эту мясорубку.. И именно они пронесли крупицы знаний, понимание, тонкость… ОНИ.. Но чего они добились? Они добились своей смерти… мученической смерти, они добились памяти, они добились того, что люди стали бояться о ней вспоминать.
Но они не добились того, чего они хотели.
Дескать, мало ли что было десять, двадцать, сто лет назад? Мне-то что? Я ведь — сам по себе, а не часть единого целого. Ржевский полигон под Петербургом, место массовых расстрелов, предполагаемое место мученической смерти петроградского митрополита Вениамина Но на самом деле — часть. Ведь русский народ — это не население сегодняшней России. Народ — это вся сумма поколений, когда-либо живших на этой земле.
И либо мы — часть народа и, значит, можем опереться на все его предыдущие достижения, либо нас нет. А достижений или, лучше сказать, свершений много. Есть великие традиции, громадный исторический опыт, подвиги мучеников и исповедников, в конце концов. Такие «ресурсы» не идут ни в какое сравнение ни с чем, ни с какими материальными возможностями. Иной раз стоит просто подумать, сколько народов сумели создать свою цивилизацию мирового уровня? Пересчитать можно по пальцам одной руки. Мы — создали.
Но если сегодня для нас самих наше прошлое — это просто сюжеты сериалов или в лучшем случае параграфы в учебнике истории, если у многих из нас не возникает никакой внутренней связки ни с советским периодом, ни с дореволюционным, значит, мы подошли к опасной черте. Это то, из чего все мы вышли, даже те, кто родился после 1991 года. И эта эпоха, скажем еще раз, — время национальной духовной трагедии, национального срыва, национального падения. Мы же знаем, что любой человек согрешает. Но точно так же согрешить может и нация как целое. Причем по той же причине, что и один человек: поддается соблазнам, действиям врага рода человеческого, который знает, кому что подсунуть и кого на что уловить. Он хорошо знает, что русского человека можно взять голыми руками, если предложить ему утопию: мол, ребята, мы прямо сейчас — за два шага — построим Царство Божие на земле.
И только представьте, каков на этом фоне масштаб подвига новомучеников, которых не удалось ни соблазнить, ни обмануть, ни запугать? Они непримиримы к греху и снисходительны, милостивы к человеку. В них нет обиды и презрения к врагу, в них есть только любовь. Любовь и великодушие. Потому что они идут за Христом, на Голгофу. Судя по всему, многим иосифлянам не хватало именно великодушия. Слишком часто за их поступками стояла обида на митрополита Сергия и презрение к советской власти.
Только это не означает, что они споткнулись на ровном месте, найти верный путь в тех обстоятельствах было невероятно сложно… Из цикла «Русская Голгофа», часть 10 …Поместный Собор попытается разобраться в вопросе о гонениях на Церковь. Собор создаст соответствующую комиссию и в апреле 1918 года заслушает ее доклад. Это очень интересный исторический документ. В нем поставлен один «грозный и страшно трудный вопрос я цитирую : а народ-то наш православный, верующий…? Имеем ли право и теперь, после того, что произошло и происходит, верить и утверждать, что православный народ наш верит в Бога? Соборный дух Церкви остудил страсти. И, действительно, спорить было не о чем.
Вопрос поставлен некорректно, ошибочно. Какой смысл говорить об идеальном православном народе. Лучше говорить о реальном. Говорить о том, что есть на самом деле. О реальной народной жизни, которая состоит из падений и восстаний. Эти падения бывают глубокие, очень глубокие, глубочайшие, ничего не поделаешь. Русский бунт, народное буйство не останавливается ни перед чем.
Но тогда как быть? И как относиться к падшим? Когда их не тысячи, а миллионы? Вопрос непростой. Можно, конечно, писать длинные послания и увещевать буйных. Только эти послания читать никто не будет. Что делать?
И можно ли тут вообще что-то сделать? Оказывается, можно… Из цикла «Русская Голгофа», часть 2 …Крестный путь священномученика Владимира Киевского начался здесь, у митрополичьих покоев. Когда его вели мимо Успенского собора, мимо великой церкви Лавры, митрополит Владимир остановился у главного входа и стал молиться. Солдаты тоже остановились, закурили, потом повели свою жертву дальше. Есть свидетельства, что за воротами солдат ожидал автомобиль. Может быть, им воспользовались, чтобы не идти в темноте. Впрочем, ехать далеко никто не собирался.
Революционные солдаты были хозяевами положения. Они ни от кого не скрывались, не таились. Убийство будет совершено рядом с Лаврой, среди валов старой крепости. Владыка Владимир ясно понимал, что произойдет через несколько минут. Когда его вывели на площадку, он спросил: «Что, вы здесь меня хотите расстреливать? Потом, обратившись к своим убийцам, сказал: «Господь вас благословляет и прощает». В этот момент раздались три выстрела.
Святитель упал… Зачем его после этого били — непонятно. Поведение озверевшего человека бесконечно жестоко и как будто бессмысленно. Для него непереносимо любое проявление святости. И вообще святыня... Из цикла «Русская Голгофа», часть 2 Русский мир без русского национализма — В нашем обществе есть тенденция к тому, чтобы как огня бояться всего «национального» в смысле «русского» — возникает прямая ассоциация с нацизмом, агрессией, геноцидом. Вы же уже двадцать лет делаете программу о «русской цивилизации». Насколько Вы сегодня готовы сталкиваться с такой критикой и таким непониманием?
На мой взгляд, здесь важно отметить два момента. Первый — застарелая феноменальная, трагическая беспочвенность. Боясь русского национализма, мы демонстрируем свое полное непонимание природы Русского мира вообще.
Как это могло быть, тем более на фронте, где смерть была совсем рядом?
Неужели все они в один день стали ярыми атеистами? Скорее, таких нашлось двое-трое человек, а остальные просто остались безразличными, не решились возразить наглецам. Нечто подобное происходило в те месяцы и в масштабах всей страны: агрессивное меньшинство навязывало свою волю пассивному большинству. И Церковь, казалось бы, не могла найти себе место в столь быстро менявшейся обстановке, ничего не могла противопоставить такому натиску революционеров.
Но одно, по крайней мере, оставалось неизменным: возможность умереть за Христа. Этого слишком мало? Да, кто-то ведь брал в руки оружие и шел сражаться с большевиками, а кто-то всего лишь становился их мишенью... Всего лишь?
Но не так ли выстояла и победила Церковь в первые века своего существования, когда ее гнали и преследовали римские власти? И по сходству с теми, древними христианами, убитых в XX веке назвали новомучениками. Здесь, правда, есть одно существенное отличие. Те, древние мученики, как правило, стояли перед выбором: отречься от Христа или погибнуть.
Им предлагали принести жертву языческим богам. Даже не обязательно было в этих самых богов верить, достаточно было совершить пустое формальное действие, какое совершали тысячи: высыпать горсть благовоний на языческий алтарь, тем самым присоединиться к государственному культу, доказать свою благонадежность. Если христиане не шли на этот шаг, их убивали. О чем говорили революционеры с митрополитом перед тем, как повели его на расстрел?
Уговаривали его признать, пусть даже формально, советскую власть, вывесить красный флаг над домом? Или искали тайник с золотом? Или просто оскорбляли и били его? В нашем мире это так и останется тайной.
Но мы знаем, что во множестве других случаев жертвам не предлагался никакой выбор: их убивали просто за то, что они принадлежали прежде к «эксплуататорским классам», были богатыми, успешными, сильными...
Новомученики и исповедники РПЦ XX века
На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников. Отличительными особенностями истории Русской Православной Церкви и других конфессий в СССР в XX веке были ожесточенные гонения со стороны безбожных властей и мужественное стояние за Веру Христову целого сонма новомучеников и исповедников. Мы при формировании в ПСТГУ базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века» (ниже БД новомучеников, см. ) придерживались именно такого широкого взгляда на репрессии.
Новомученики и исповедники российские
Руфицкий Сергей Михайлович 1884 —1937 Родился 6 августа 1884 г. Ельцыно Покровский уезд, Владимирская губерния в семье священника. Служил в с. Седиково Ковровский уезд, Владимирская губерния в Свято-Казанском храме с 1907 г. Арестован 17 ноября 1937 г.
К 1 января 2011 года поименно было канонизировано 1774 новомученика. Новомученики — святые, жившие совсем недавно, и потому их опыт жизни и обретения святости особенно важен для нас. В честь Собора святых новомучеников и исповедников российских установлен праздник, который отмечается ежегодно в ближайшее воскресенье после 25 января 7 февраля.
Не хватало средств на пропитание, и отец Александр с детьми ходил в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корье, которое они меняли на хлеб. При этом у священника всегда был выбор — его готовы были принять счетоводом в колхоз, если он откажется от сана, на что он сказал: «Этого я сделать не могу. Я поставлен Богом и должен служить Богу» 13, С. Дочь священномученика Александра Парусникова вспоминала один из обычных случаев тех лет: она идет с отцом по улице, держа его за руку, а люди, идущие навстречу, оборачиваются и плюют священнику вслед. Отец, почувствовав переживания дочери, спокойно сказал ей: «Ничего, Танюша, это все в нашу копилку» 13, С. Ему же сотрудники НКВД, вызвав для беседы, говорили: «Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, а ты их не жалеешь». Вскоре после первых лет революции священники в Советской России вполне осознали, в каких условиях они теперь живут и какая угроза над ними висит ежечасно. Многие тогда жили как священномученик Иаков Маскаев — он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста. Некоторые загодя отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили священномученик Николай Лебедев и священномученик Иоанн Беликов. Разве такая решимость и такие жертвы, приносимые еще до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников Христу? Может быть, это еще не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему. Они знали, что их ожидает, многие могли убежать, а некоторым это даже настоятельно предлагали друзья и близкие. Священномученика Сергия Кроткова заранее предупредили о грозящем аресте, но он невозмутимо продолжал служить в храме, отвергая предложения родственников спастись бегством. А священномученик Феодор Недосекин на такие предложения отвечал: «Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим! Разве не видно в них сознательного выбора в пользу верности Церкви Христовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что для сих страдальцев служение Христу значило больше, чем собственная жизнь? И если даже мир восхищается воинами, которые, несмотря на смертельную опасность, остаются на посту и исполняют свой долг, то как не восхититься подвигом этих воинов Христовых и не воздать ему должное? Если требовалось мужество даже просто для того, чтобы в те времена остаться честным и добросовестным пастырем, то насколько больше требовалось мужества для того, чтобы явно возвысить свой голос в защиту веры и Церкви? Может быть, для современных людей это уже не так очевидно, но публично сказать или написать слово против действий власти в то время — совсем не то же самое, что сказать или написать сейчас. Особенно если это слово исходит от человека в рясе. Конечно, мученики догадывались, что безбожники не оставят это без последствий. Можно вспомнить поступок священномученика Димитрия Овечкина , который согласился идти на публичный диспут с лектором-атеистом, хотя близкие отговаривали и предупреждали, что после этого его арестуют. Но святой Димитрий пошел и отстаивал христианскую веру, а затем действительно был арестован и осужден. В упомянутых примерах мы видим то, что можно видеть во всех православных мучениках всех времен — ревность о вере и отсутствие страха перед людьми. Они показывают, что для этих страдальцев любовь к правде Божией была дороже своей жизни. Это — исповедничество еще до ареста. Для неподготовленного человека даже обычное психологическое давление при допросах — немалое испытание, но в коммунистическом делопроизводстве психологическим давлением дело не ограничивалось, и в ход шли откровенные издевательства, избиения и пытки. Следователи, скрывая подлинные причины ареста, находили ложных свидетелей, фабриковали улики, но самое главное — пытались заставить подсудимых признаться в вымышленных преступлениях против государственной власти. В определенные периоды широко практиковались пытки. Дочь священномученика Александра Ильенкова вспоминала, что однажды подсмотрела, как ее отца выводят после допроса: «У него был разбит весь лоб, и он еле переставлял ноги. Как потом мы узнали, пытки проводили самым изощренным способом. Били по лицу, по животу и ниже, избивали до потери сознания» 24, С. Жене священномученика Гавриила Масленникова отдавали из тюрьмы окровавленные рубашки мужа, когда он был под следствием 12, С. А вот как священномученик Виктор Киранов описывал методы допросов в письме к жене: «Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругань, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка в течение 300 часов с перерывом в 6 часов заставили подписать составленный начальником НКВД Еременко протокол — бред сумасшедшего… я держался до 29 июня — больше месяца без сна и днем и ночью» 24, С. И, несмотря на все это, они остались непреклонны. В этих страданиях они уподобились Христу, терпевшему побои и издевательства во дворе первосвященника после того, как Его арестовали, но до того, как привели на суд к Пилату. При рассмотрении вопроса о причислении того или иного страдальца к лику святых внимательно изучается его дело на предмет того, как он вел себя во время следствия. Важным и даже одним из ключевых критериев является то, сохранил ли страдалец твердость, не поддался ли он давлению, и не признал ли возводимую на него ложь, а также не давал ли показаний против других. Многих в то время арестовывали и пытали, но мучениками и исповедниками мы считаем не всех, а только тех, кто принимал эти страдания из-за искренней веры, принадлежности Церкви, служения Богу и исповедания правды Его и кто не испугался, не сдался, остался тверд. И таких было немало. Есть еще один показатель внутреннего христоуподобления страдальцев во время их крестного пути. Действительно, много сил нужно, чтобы не поддаться пыткам, но для людей, выдержавших мучения, крайне сложно избежать чувства сильного гнева и даже ненависти к обидчикам. Трудно не сломиться, но еще труднее не озлобиться. И наши новомученики, избегая этого искушения, подражали Христу, молившемуся за палачей: «Отче! Многие прямо повторяли эти слова Спасителя. Например, женщины, подсмотревшие расстрел священномученика Николая Любомудрова рассказали, что он, стоя перед палачами, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой. Прости им, ибо не ведают, что творят» — поднял руку и благословил их, и после этого был убит 7, С. Те же слова сказал и священномученик епископ Макарий Гневушев , и даже ободрил одного из своих палачей, смутившегося тем, что ему придется стрелять в духовное лицо 26, С. Эти слова Христовы повторяли перед казнью и священномученик Сергий Шеин , и священномученик Михаил Каргополов. Но и не дожидаясь казни мученики христоподобно прощали всех тех, кто их предал, кто доносил на них, свидетельствовал против них, кто мучил их в тюрьмах. Священномученик Онуфрий Гагалюк писал: «Меня возили с позором под конвоем много раз по улицам. Я сидел в тюрьме среди воров, убийц и насильников… Оглядываясь на жизнь в ссылке, я вижу лишь светлые картины. Все темное, мрачное, позабыто. А между тем я перенес от людей много злобного, всякого презрения, насмешки, печатную клевету, видел явное предательство со стороны близких, был ранен, испытывал нервные страдания и большие страхи. И от всего этого нет следа… Да будет воля Божия. Везде Господь с нами, лишь бы мы только не отходили от Него. Он поддерживает душу мою, направляя ее на стези правды» 8, С. Преподобноисповедник Рафаил Шейченко так писал из лагеря о тех, благодаря кому он там оказался: «Дорогое дитя мое прошу: и за меня, и за себя не сердись ни на кого… как не сержусь ни на кого я, и всем, всем простил в самый час скорби моей еще 11 июля [день ареста], и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, — да помилует и спасет их Господь» 3, С. И смерть мученики встречали христоподобно — не сдавшись, без страха и озлобленности. Священномученика епископа Макария Гневушева казнили в составе группы из четырнадцати человек. Расстреливали по очереди. Владыка был последним, при этом он молился с четками в руках и благословлял каждого: «С миром отыди». Какое присутствие духа нужно сохранять, чтобы при виде ужасных убийств, осознавая, что это последние минуты твоей жизни, продолжать исполнять свой пастырский долг, напутствуя умирающих! Согласно распространенному стереотипу от мучеников гонители непременно должны потребовать отречения от Христа в обмен на жизнь и свободу. Такой момент действительно встречается в житиях многих древних святых. Имел место он и в коммунистическое время. В Советском Союзе большинство священников еще на свободе в приватных беседах с представителями власти слышали призывы отречься от веры и публично снять с себя сан — и обещания значительных карьерных перспектив в таком случае, равно как и угрозы в случае неповиновения. А после ареста и во время следствия некоторым — хотя далеко не всем — следователи предлагали прекращение уголовного дела в обмен на публичное отречение от Бога. В редких случаях бывало, что даже прямо перед казнью такой выбор ставился перед христианином. Конечно, ситуация устно проговариваемого выбора наилучшим образом подчеркивает высоту и красоту мученического подвига, но все же это не то, что делает мученичество мученичеством. Не только в житиях новомучеников, но и в некоторых житиях древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречься от веры в обмен на жизнь. Не предлагали этого выбора священномученику Феогену, епископу Парийскому, которого арестовали при Ликинии за то, что отказывался служить на военной службе у языческого правителя. Его подвергли избиению, а затем по приказу Ликиния утопили в море. Не предлагали этого святым Асийским мученицам Марфе, Марии и брату их Ликариону — их сразу же приказали казнить после того, как те сказали, что являются христианами.
Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор. Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви. Список Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек. Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру: Священномученик Иван Кочуров — первый из убитых священников. Родился 13 июля 1871 года. Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию. В 1916 г. Священномученик Владимир Богоявленский — первый из убитых архиереев. Родился 1 января 1848. Был митрополитом Киевским. Священномученик Павел Фелицын родился в 1894 г. Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г.
Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти».
Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке | Именно этот пример подвига веры и благочестия новомучеников – его изучение и осмысление – явился главной целью создания и публикации книг в серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». |
Российские новомученики не были мучениками за Христа | Новомученики ХХI века: смерть за веру. |
Первые новомученики | Нижегородская правда | Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. |
Новомученики Российские | «Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во. |
«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских»
В отчете губернской ЧК за сентябрь 1918 г. В Лукояновском уезде священника Преображенского заключили в тюрьму «за поминовение во время ектении умерших бывших царей». Аресты производились по доносам особо рьяных членов РКП б или комбедов, и наверху это всячески поощрялось. Ленин требовал, чтобы каждый коммунист был и примерным чекистом. В фондах ЦАНО имеются дела арестованных в 1918-начале 1919 гг. Архангельского Акулинино , И. Веселовского Выездная Слобода , Ф.
Виноградова Тумботино , И. Голубинского, И. Дертева Большое Андосово , М. Знаменского Постниково , С. Знаменского Лысково , В. Лебедева и Н.
Листова Н. Новгород , А. Нечаева Н. Новгород , Порфирия Николаевского Ушаково , В. Орфанова Иларионово , А. Покровского Кресты , Ф.
Политковского М. Андосово , С. Сергиевского Шарапово , Ф. Смирнова Кантаурово , В. Троицкого Вонячки и других. Арестовывались и многие миряне — активные жертвователи, церковные старосты, как правило, зажиточные и уважаемые граждане сельских обществ или уездных городов.
В списках расстрелянных в сентябре-октябре 1918 гг. Их еще необходимо отыскать в архивных узилищах и явить неизвестных пока обществу мучеников и исповедников. Паново Арзамасского уезда. Обвинен в антисоветской пропаганде и расстрелян вместе с сыном Арзамасской ЧК 13 сентября 1918 г. Теплый Стан, Сергачский у. Бортсурманы, Курмышский у.
Сын станового пристава. В 1906 окончил Нижегородскую духовную семинарию по 2 разряду, определен псаломщиком в с. Митин Враг Курмышского у. В феврале 1907 рукоположен в священника Успенской церкви с. Одновременно исполнял должности заведующего и законоучителя Ягодинской церковно-приходской и Бортсурманской земской школ, благочиннического миссионера. С 1915 член Курмышского уездного отделения Симбирского епархиального училищного совета.
Награжден набедренником 1912 , скуфьей 1915. Расстрелян Симбирской ЧК вместе с 28 крестьянами своего села. Канонизирован Архиерейским собором РПЦ в 2000. Не реабилитирован. Петрушки, Каневский у. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский.
Из семьи причетника Киевской епархии. Учился в Киево-Софийском духовном училище, Киевской дух. В 1879 окончил Киевскую дух. Определен преподавателем в Рижскую дух. Через год рукопоположен в сан иерея Рижского кафедрального собора. В 1883 — 86 состоял законоучителем Рижского пехотно-юнкерского училища.
В 1893 принял постриг в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен ректором Рижской дух. С 1896 епископ Балтский, викарий Каменец-Подольской епархии. С 1897 епископ Брестский, викарий Литовской епархии. С 1900 возглавлял Гродненскую, Оренбургскую епархии. С августа 1910 епископ Нижегородский и Арзамасский. В 1916 возведен в сан архиепископа.
Участник поместного Собора 1917 в Москве. В марте 1918 уволен на покой, определен настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Позднее уехал к родственникам в Крым. Убит при невыясненных обстоятельствах. Сын учителя гимназии. Окончил дух.
С ноября 1903 по ноябрь 1906 епископ Балахнинский, настоятель Ниж. Печерского монастыря.
А «завербовал» обоих владык, со слов Литвинцева, бывший унтер-офицер жандармского управления П.
Как можно видеть, прошло всего несколько дней, и в «вербовке» иерархов признался другой участник «заговора» - А. Козлов же на своем допросе не сказал ни слова о связях с «церковниками». Литвинцева и Адамовича допрашивали разные следователи.
В данном случае они не согласовали свои действия. Сохранились протоколы допроса еп. Дометиана, в которых он признает себя виновным в предъявленном обвинении, а также оговаривает всех заключенных священнослужителей, привлеченных по этому групповому делу, и подтверждает необходимые следствию "детали заговора".
Возможно, причиной такого поведения были примененные к нему пытки или обещания сохранить жизнь, или и то и другое вместе, - мы этого никогда не узнаем. Один из оговоренных владыкой Дометианом, священник Дмитрий Иванович Богоявленский на допросе 2 декабря категорически отказался признаться в несуществующих преступлениях. Тогда следователю пришлось сослаться на показания против него обвиняемого Горохова, - что тот, как его «бывший сообщник», признал свое участие в «организации».
На ответ, что Горохов не является его сообщником, Богоявленскому зачитали показания против него епископа. В протоколе записан ответ священника: «Я это отрицаю, меня б. Быстро выяснилось, что может.
В тот же день Д. Богоявленскому провели очную ставку с владыкой Дометианом, на которой последний подтвердил и «вербовку» им Богоявленского, и его «участие» в «заговоре». Дометиан был приговорён к расстрелу.
Расстрелян 20 декабря 1937 года в составе группы заключённых из 19 заключенных, осуждённых с ним по одному делу, в Мариинске или его окрестностях.
Пресвитер Иннокентий Кикин, 1878—1937 гг. Родился в Каинском округа Томской губернии. Пресвитер Михаил Пятаев, 1891—1930 гг. Родился в Пензенской губернии.
И хотя уяснение деталей исторического процесса, как и разработка целостной философии истории остаются для церковной мысли не менее трудной задачей, чем для секулярной науки, все же рассмотрение истории в свете церковного опыта истины позволяет увидеть главное, ноуменальное в изучаемой исторической эмпирии, позволяет подвести итог прошедшему, увидеть его, так сказать, sub specie aeternitatis. Историческая действительность сложна и многообразна. Так и 70-летняя история советского режима имеет много сторон, может изучаться в разных аспектах.
Здесь было все: и успехи индустриализации, и победа в Великой Отечественной Войне, и мощная советская наука, обеспечившая создание стратегических ядерных сил, выход в космос; были здесь определенные успехи и в социальной политике, образовании, здравоохранении. Есть множество pro и contra советского образа жизни, чем же мерить, что является здесь главным? Если оценивать советский период по успехам техники и науки, — точнее, естественных наук, — то тут было много значительного, истинный масштаб которого мы смогли по-настоящему оценить только сегодня, на фоне перестроечного развала всех сфер экономической и культурной жизни. Но если оценивать с нравственной точки зрения советскую действительность, то нужно со всей прямотой заявить: действительность эта была глубоко безнравственной. Посмотрите, что делается: проституция, наркомания, убийства среди бела дня! Неприкрытая пропаганда насилия и разврата на телевизионном экране! Разве что-то подобное можно было найти в СССР? Обвальная коммерциализация нашей жизни, эта вожделенная свобода «дикого капитализма» привели к серьезной моральной деградации общества.
Современная жизнь России во многом контролируется и направляется мафиозными группами, навязывающими обществу свое понимание экономики, политики, культуры и морали. Это невозможно отрицать. И тем не менее… У Церкви есть свое понимание нравственности. Ядром этого понимания является отношение к Богу. Это звучит несколько абстрактно, попытаемся это объяснить. У человека есть потребность веры, потребность веры в Истину. Независимо от того верующий человек или нет, эта фундаментальная антропологическая характеристика определяет жизнь любого человека. В силу безграничности свободы, дарованной Богом, человек не может без веры, он должен эту свою свободу на что-то «замкнуть», он способен умирить свое метафизическое беспокойство только «вписавшись» в некоторый мировоззренческий «проект».
Это не исключает того, что человек может и не найти своего «проекта», своей веры. Но тогда он обречен на в высшей степени тревожное состояние безосновности, случайности своего существования, на переживание духовной «заброшенности» Коммунистическая идеология эксплуатировала эту фундаментальную человеческую потребность. Эксплуатировала в том смысле, что беззастенчиво использовала ее для своих корыстных целей. Коммунистическая идеология есть идеология атеистическая, она не дает и не может дать этой фундаментальной человеческой потребности удовлетворения: Бога, Истину с большой буквы. На место веры в Бога она поставила так называемую «веру в светлое будущее». И огромные массы людей действительно верили в это!.. Точнее говоря, все, кто активно сопротивлялся насаждению этой веры, были в той или иной степени репрессированы, запуганы, уничтожены физически или морально. Остальные верили в вождей как в Бога!..
Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица
Новые мученики Российские], умер в 1934 г. от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в Голодной степи Казахстана, по дороге из Чимкента в отдаленное селение Сузак. Собор новомучеников и исповедников Российских. Где-то явно и торжественно (например, в Русской Зарубежной Церкви), где-то скрытно (в Катакомбной Церкви в России), где-то поминал новомучеников келейно, тихой молитвой в стенах квартир. «Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских». День молитвенного поминовения всех мучеников и исповедников российских XX века. Взошедшие на русскую Голгофу и «распятые» на ней епископы, иереи, иноки, миряне, включая и ст.
Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица
Приведем только несколько примеров судеб новомучеников и исповедников XX века. 20 мая день памяти новомученника протоиерея Бориса Рождаева (Раждаева). 20.05.1938 протоиерей Борис РАЖДАЕВ (Удмуртия — ОЛП-07, Вятлаг). НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке.
Новомученики и исповедники Российские XX века
К 2006 году канонизировано 1701 человек. Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру: Священномученик Иван Кочуров — первый из убитых священников. Родился 13 июля 1871 года. Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию. В 1916 г. Священномученик Владимир Богоявленский — первый из убитых архиереев. Родился 1 января 1848. Был митрополитом Киевским.
Священномученик Павел Фелицын родился в 1894 г. Служил в селе Леоново Ростокинского района. Был арестован 15 ноября 1937 г. Обвинен в антисоветской агитации. Преподобномеченик Феодосий Бобков родился 7 февраля 1874 г. Последнее место служения — храм Рождества Богородицы села Вихорна Михневского района. Священномученик Алексий Зиновьев родился 1 марта 1879 г. Был обвинен в том, что проводил службы в домах людей и вел антисоветские беседы.
Надо отметить тот факт, что зачастую на допросах они не признавались в том, чего не делали.
В конце 2000 года начал распространяться Православный церковный календарь 2001, изданный во Владимирской епархии по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Евлогия. В этот календарь внесены имена всех святых, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. Православный церковный календарь. С указанием дней памяти новопрославленных святых. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Следите за обновлениями: Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства - Доклад заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина, сделанный им на IV Валаамских образовательных чтениях «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего», посвященных Году Российской истории 18-19 мая 2012 г.
Верные пастыри Христовы, пережившие лагеря и вернувшиеся к служению Господню продолжали преследоваться властями всю жизнь. За то, что не отреклись от Бога, что продолжали ревностно служить, что «имели судимость».
Одним из тех, кто до дна испил чашу страданий и остался достойным христианином и пастырем был протоиерей Борис Зороастров... Его Высокопреосвященству сослужил викарий Чебоксарской епархии епископ Алатырский Савватий... Расстрелы продолжались до 1942 года. В Чувашии, как и по всей стране, проходили расстрелы «по разнарядке».
Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником. Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения». Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века.
Вот только несколько таких примеров: епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом; епископа Исидора Михайловского посадили на кол; епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь. Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор. Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви. Список Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. К 2006 году канонизировано 1701 человек. Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру: Священномученик Иван Кочуров — первый из убитых священников. Родился 13 июля 1871 года.
Служил в США, вел миссионерскую деятельность. В 1907 году переехал обратно в Россию.