Новости название народного промысла

Варенцова Л. Ю. Ремесла и промыслы Нижегородского Поволжья в XVI–XIX веках. День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие.

Народные промыслы

Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью. В Палехе картины не рисуют в рамах, В Палехе картины на шкатулках прямо. Русские мотивы о счастливой доле: Девицы и парни на гулянье, в поле... Палех Палех — русский народный промысел, который зародился в посёлке Палех Ивановской области [ где это? Палехские мастера покрывают чёрным лаком шкатулки, броши, кулоны и расписывают их. Весёлые тройки с нарядными ездоками, жницы в золотом пшеничном поле, праздничные хороводы, задорные пляски, сказочные сцены — все картинки озарены волшебным светом. Богородские игрушки: Тут клюют зерно пеструшки, Тут медведь и мужичок, Тут лошадка и ездок! Богородская игрушка Богородская игрушка — народный промысел, который возник в селе Богородское, около Сергиева Посада.

Богородские мастера вырезают из дерева игрушки, которые приходят в движение при помощи верёвочек, планок, пружинок. Например, курочки клюют зёрнышки , мишка ловит рыбу. Символом этого промысла считается игрушка «Мужик и медведь» в разных вариантах: они и куют, и пилят, и воду возят, и на балалайках играют.

Хрущёв постановил к 1960 году полностью передать государству тем самым «красным директорам» партократам все артельные предприятия. Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причём им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукции.

Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату. Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками.

По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства — честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил её, как от злоупотреблений и коррупции госчиновников, так и от ростовщического частного капитала. Артели и кооперативы прививают принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся. Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны.

В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Источник Оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почётен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации». В 1960 году при Хрущёве в связи с ликвидацией промысловой кооперации основная масса предприятий художественных промыслов была присоединена к местной промышленности, а бывшие художественные артели были переименованы в фабрики и комбинаты. При этом художественные народные промыслы оказались смешаны с мелкой фабричной промышленностью, выпускающей изделия ширпотреба. Чем артели не нравились некоторым руководителям?

Они позволяли хорошо зарабатывать трудолюбивым, талантливым и предприимчивым людям. Зарабатывать гораздо больше чем, на госпредприятиях. Лучшие кадры уходили в артели. Да, там надо было работать не редко сверх нормы — 8 часов , но и платили много. Иногда квалифицированный рабочий в артеле зарабатывал больше чем директор госпредприятия, или чиновник, возглавляющий город.

Уничтожение артелей вылилось в подпольное цеховое движение , привело к дефициту потребительских товаров, способствовало коллапсу плановой системы управления. Управление предприятиями народных промыслов в 60—80-е годы С 1958 года предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения. Мелкие же предприятия, находившиеся в ведении местных органов, не получили необходимой экономической помощи. В связи с этим развитие их происходило не на должном уровне, а некоторые народные промыслы были совсем забыты. После сентябрьского 1965 г.

Постановление предусматривало увеличение выпуска разнообразных изделий при непременном повышении их идейного и художественного уровня. Были отмечены успехи, достигнутые в развитии народного декоративно-прикладного искусства, и вместе с тем вскрыты недостатки, препятствующие дальнейшему его развитию. Постановление помогло улучшить материально-техническое обеспечение народных художественных промыслов, расширить применение надомного труда. Вся эта работа была нарушена с приходом к власти М. Горбачёва и развала СССР в 1991 году.

Какие народные промыслы сегодня вызывают наибольшую тревогу? Источник Угасает городецкая роспись — осталось очень мало мастеров, то же самое на Жостовской фабрике, Богородская фабрика художественной резьбы в крайне тяжелом состоянии. Да в принципе любую фабрику бери, там работает в среднем по 30—40 человек, а раньше работало по 200. Некоторые народные промыслы выживают стараниями отдельных энтузиастов при поддержке местных властей. Удалось сохранить ковровскую глиняную игрушку и Дятьковский хрустальный завод, возродился Гусь-хрустальный завод во Владимирской области.

Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.

С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход. Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран. На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак. Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта. Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны. Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта. В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек. Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году. В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора. Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. Береста БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.

Промыслы и ремёсла Владимирской области

Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.

На ложках рисовали деревья, цветы, птиц, барынь, башни и колокольни. Делали их, как правило, из березы, реже — из клена, осины и других пород дерева. Обычная, знакомая нам ложка называлась межеумок, а были еще «носатые», чайные, сливочные, горчичные, даже складные — до сорока видов разных форм и окрасок. Тысячи ложек грузили в короба и везли продавать в село Хохлома.

Но торговали там, конечно, не только ложками. Хохломская роспись украшала блюда, миски, ковши, горшки — все, что стояло на столе. Покрытая черными, алыми и золотыми узорами хохлома напоминала драгоценную посуду. Ценили ее и за практичность: дерево не трескалось от высоких температур, поэтому такой ложкой было удобно есть горячие щи. Косынка «Балахнинские напевы». Шелковые нити, плетение на коклюшках.

Балахнинский уезд, ХХ векМузейно-выставочный центр «Микула» «…В самой Балахне мещанки занимаются изготовлением шелковых блонд и нитяных кружев весьма замечательной отделки. Я не берусь сравнивать здешние кружева с брюссельскими кружевами и с валансьенскими блондами, но, сколько мне случалось видеть на своем веку этого товара, балахнинские произведения далеко обогнали саксонские изделия этого рода; а что касается до цен, то, по всей вероятности, балахнинские кружева не уступят, а еще превзойдут по своей дешевизне цены французских и бельгийских кружев». Павел Небольсин. Кружево из Балахны, уездного города в Нижегородской губернии, считалось лучшим в Российской империи. Не очень добросовестные торговки в XIX веке зарабатывали тем, что закупали московское кружево, разъезжали по городам и продавали его под видом балахнинского. Чего только не делали нижегородские мастерицы — рюши, шарфы, шапочки, перчатки, галстуки, кофты, платья и косынки с виноградным узором, пользовавшиеся особой популярностью.

В орнаменте преобладали растительные элементы — деревья, цветы, плоды. Главными мотивами стали «балахнинская роза» и «огурец». Мы привыкли к светлому кружеву, но в Балахне его плели преимущественно из черных нитей. Белые и кремовые использовали только в 30 процентах случаев. Больше всего ценилось кружево из шелка.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать.

А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название — Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой.

Гуслицкая роспись Художник: Мила Лосенко Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам. Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания.

Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную. Гжельская майолика Художник: Мила Лосенко В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики. Центром промысла стала деревня Ульяновская.

Последнее по теме

  • Народные промыслы
  • Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы
  • Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?
  • Чёрнолощёная керамика
  • Русские народные промыслы
  • Косторезные промыслы России.

Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов

16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций. Небольшой обзор выставки-ярмарки «Жар-птица. Весна-2024»Регистрируйтесь на нашей площадке и продавайте свои замечательные товары ручной работы!20. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ #RUCRAFTS – это проект Роспатента и Ассоциации «Народные художественные промыслы России».

«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)

Двух одинаковых игрушек быть не может. Жостовская роспись. В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости сейчас — Мытищинский район жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом. Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран. Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Уральский малахит. Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке. Городецкая роспись. Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни весёлое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придаётся прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Абрамцево-Кудринская резьба, Абрамцево Московской области Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в 19 веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок.

Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Филимоновская игрушка, д. Филимоново Одоевского района Тульской области Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново.

Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.

Вятские кружева, Кировская область О вятских кружевах известно с 18 века. Во второй половине 19 века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли.

Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. Палехская роспись миниатюра Слайд 13 Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери. Слайд 14 Полхов-Майданская роспись Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Слайд 15 Великоустюжское чернение по серебру Украшение черненёнными рисунками различных серебряных изделий.

Слайд 16 Вид русского кружева, плетённого на коклюшках деревянных палочках. Типичный материал для вологодских кружев — лён. Слайд 17 Гусевский хрусталь Огромный ассортимент всевозможных изделий из цветного и прозрачного хрусталя, изготовление на заказ эксклюзивных работ, а также авторский хрусталь. Скульптуры, вазы, наборы бокалов, украшения интерьера. Слайд 18 Матрешка Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Слайд 19 Оренбургский платок Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы хлопчатобумажной, шёлковой и др. Слайд 20 Павловопосадские набивные платки Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.

Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове в наши дни Павловский Посад в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей. Выглядели они точно так же, как сейчас: Традиционный павлопосадский платок представляет собой набивную шерстяную шаль черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба. Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов георгин, роз, и других. Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы. Хохломская посуда В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа — Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии. Особенностью хохломской деревянной посуды является пестрый черно-красно-золотой узор растительных мотивов. Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи. Так появляется эффект матовости и уникальный медово-золотой цвет. В наши дни хохломской росписью занимаются в двух центрах — в г. Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник».

Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства

А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий.

До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.

И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты. Мезенская роспись Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой.

Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет.

Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области.

Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры.

Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи.

Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей.

В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня.

Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году.

Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее.

Кроме того, там проводятся мастер-классы — можно сделать себе на память о путешествии сувенирный платок или салфетку. Русская матрешка Адрес: Сергиев Посад, ул. История матрешки началась в конце XIX века. По одной из версий, прототипом стала фигурка японского бога удачи Фукурокудзю с вложенными в неё копиями. Первая русская фигурка появилась в образе крестьянской девочки, держащей в руках петуха. Ее сделал Василий Звездочкин — токарь-умелец из Сергиева Посада. Для создания русской матрешки используют мягкие породы дерева — липа, ольха, береза. Начинают мастера работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку большего размера. Среднее количество матрешек-вкладышей — 4-5 штук, но бывают и исключения. Однажды была изготовлена матрешка, в которую вошло сразу 56 игрушек! Расписывают матрешек, отдавая дань традиции, до сих пор вручную. Все многообразие форм, размеров и расцветок можно посмотреть на выставке «Музей русской матрешки» в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике. Стеклянная елочная игрушка Адрес: Клин, ул. Первый небольшой завод был построен в 1848 году князем А. Тогда там изготавливали лампы, бутылки и другие изделия из цветного стекла. Производить стеклянные елочные игрушки в подмосковном Клину начали только в первой половине XX века. Этот сложный процесс включает в себя несколько этапов, каждый из которых контролируется мастерами. Заключительный этап — роспись и нанесение искристой пыли. Узнать больше и насладиться новогодним настроением в любой сезон можно в Музее елочной игрушки «Клинское подворье».

Народные художественные промыслы — это преимущественно кустарное производство художественных изделий утилитарного и или декоративного назначения, имеющее определенную преемственность и локализацию. Мотивы и образы народного искусства могут веками сохраняться почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Русские народные промыслы являются отражением нравов, традиций и исторического бытия русского народа, воплощением предметной области его культуры. Не все из них дожили до настоящего времени, и не все имеют древние корни, но все они, так или иначе, характеризуют русскую народную культуру. Русские матрешки Для коллекционера и любителя антиквариата важно понимать, что само понятие народного художественного промысла сильно размыто. Специфика и ценность ручной работы состоит в том, что она всегда имеет авторский характер, а автор — творец, и не привязан прочно ни к традиции, ни к локации. Художественная ценность изделия народных промыслов во многом складывается из его уникальности. В то же время, народные промыслы строятся на повторяемости изделий и не чужды некоторой механизации труда. Так, для изготовления матрешек применяются токарные станки, а для резьбы по кости совершенно естественно использование бормашины. Скульптура «Мамонт». Популярный российский образ для изделий из бивня мамонта Возникают сложные вопросы, например, является ли русским народным промыслом любая резьба по дереву, либо только стили резьбы, имеющие традиционные мотивы? Если богородская игрушка изготавливается в другом регионе России, можно ли ее считать изделием этого народного промысла? Большую роль в оценке изделий народного творчества играет раскрученность промысла. Поэтому мастера, стремящиеся выйти со своими работами за рамки локального рынка, много сил бросают на продвижение и популяризацию своего производства. Раньше основными площадками по продвижению были выставки и ярмарки, теперь это — специализированные сайты и социальные сети. Ваза из березового капа капокорня. Традиционный русский промысел. Работа автора Глобализация привела к повышенной динамичности рынка. В этих условиях коллекционеру при оценке изделия следует полагаться прежде всего на возраст, состояние изделия, его художественную ценность. И только потом — на принадлежность к определенному промыслу, популярность которого может быть весьма неустойчивой. Кустарные изделия из металла Вероятно, древнейшим массовым производством из металла можно назвать художественное литье. Как и у других народов, на Руси были популярны фигурки и украшения из цветных металлов. Часто литейные работы сочетались с другими техниками: зернью, филигранью, чеканкой, чернью, эмалью. Фигурный замок в виде конька. Высоким мастерством исполнения отличались работы павловских «замочников», изготовлявших литые фигурные замки самых замысловатых конструкций. Древние литейные промыслы угасли, но в середине XIX в. Традиции каслинского литья строились на графической четкости силуэта, сочетании тщательно отделанных деталей и обобщенных плоскостей с энергичной игрой бликов. Готовые изделия покрывались черной краской особого рецепта, так называемой голландской сажей. Скульптура «Запорожский казак и гадалка». Каслинское литье, 1900 г.

Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином. Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования. На основе этих артелей в дальнейшем были созданы фабрики, продолжалось также развитие художественных производств, связанных с изделиями ювелирного искусства, керамики, художественного литья, художественной обработки камня. И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше. Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно. Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания. Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу. Он знакомит нас лишь с несколькими из них. Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть. Середина XIX в. Вологодская губерния Образец вышивки. Вторая половина XIX в. Калужская губерния Конец полотенца. Вологодская губерния Туес. Начало XIX в. Северная Двина М. Рязанская область, г. Скопни Игрушки «Барыни». Конец XIX в.

Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов

И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений. Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН». Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной.

Упадок и возрождение ремесел

  • Народный промысел
  • Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
  • Что еще почитать
  • Виды русских народных промыслов
  • Строка навигации
  • Упадок и возрождение ремесел

Народные промыслы России

Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен. Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни.

Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края [1].

Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи [1]. Пучугская роспись родом из Пучуги относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское узорочье , применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок. Жанровые сюжеты пышные, нередко сопровождены нравоучительными или ироничными надписями.

Иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Ракульская роспись Ракуловская роспись [1] по дереву северодвинского типа Архангельской области. В росписи главную роль играет золотисто- охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в Нижнем Тагиле.

Основоположник жостовской росписи. До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному , причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города.

Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. В библиотеке им. Хузангая для ребятишек провели час искусства «Народные промыслы России». С помощью презентации и познавательного видео они совершили путешествие по самым известным своим мастерством, уголкам России. Дети услышали рассказы о том, кто создавал все эти вещи, как зарождалось ремесло и как удалось его сохранить до наших дней. Школьники прониклись темой народных промыслов, задавали много вопросов на протяжении всей беседы и после неё. В конце мероприятия юные читатели побывали в роли мастеров и с удовольствием разрисовали матрёшку, городецкий поднос, хохломскую и гжельскую посуду- с заданием справились блестяще! Гагарина пригласили ребят микрорайона на познавательный час «Русские ремесла» 39 человек.

Во время мероприятия участники совершили путешествие по известным своим мастерством уголкам России. Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями. В читальном зале библиотеки была организована выставка изделий народных мастеров и юные читатели увидели изделия из глины, расписную деревянную утварь, вышитые покрывала и кружевные полотенца, матрешек, куклы-обереги и многие другие вещи. В продолжение встречи ребята ответили на вопросы познавательной викторины. Полоруссова-Шелеби с детьми микрорайона 16 человек провели познавательный час «Вышивка — чудо рук человеческих». Сотрудник библиотеки поведала ребятам историю возникновения одного из основных видов прикладного искусства — вышивки. С помощью презентации «Чувашская вышивка» дети узнали о символах и образах чувашских узоров; рассмотрели различия между русской и чувашской вышивкой, ознакомились с цветовой символикой.

Обвинская роспись Художник: Мила Лосенко Обвинская роспись — это декоративно-прикладное искусство Урала.

Самый самобытный народный промысел Прикамья полюбился тем, кто любит яркие цвета и сложные орнаменты. Обвинской росписью украшали и посуду, и игрушки, но в основном ее размещали на прялках. Основным мотивом Обвинской росписи стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это — отличительный знак живописцев Выгорецкого общежития. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 70-м годам XIX века. Гуслицкая роспись Художник: Мила Лосенко Гуслицкую роспись среди всех народных ремесел России часто называют «эксклюзивной», ведь она не использовалась нигде, кроме того региона, в котором и появилась. Гуслицы находятся на юго-востоке Московской области, здесь некогда ждали, гонимые староверы, бегущие в другие места после церковного раскола.

Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийским орнаментам. Как правило, ей украшали рукописи и первые печатные издания.

Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности. Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера. Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску. Городецкие узоры, как правило, пестры, броски. В городецкой росписи есть три вида канонической композиции. Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы. Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки.

Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза. Наконец, третий вид росписи — это жанровые сцены, от которых невозможно отвести глаз. На городецких тарелочках, шкатулках, сундуках выведен целый мир, где гуляют, веселятся, пьют чай, женятся, танцуют. И это далеко не весь список! Сюжетные композиции имеют свои трактовки: так, одинокая девушка, стоящая возле березки, — невеста, парень на коне — жених; стол, за которым проходит чаепитие, обязательно должен быть уставлен снедью — это символ богатства и благополучия. Некоторые работы сопровождаются поговорками и пословицами, народной мудростью, которая помогают зрителю понять сюжет росписи и верно его трактовать.

Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»

  • Городецкая роспись
  • Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства
  • Традиционные промыслы

Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах

А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Русский народный промысел: имя, традиция или бренд? Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей".

Путеводитель по народным промыслам России

В Год культурного наследия народов России портал подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них. Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. 2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву.

10 самых народных промыслов

По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. Когда речь заходит о народных промыслах России, то кажется, что они родились в глубокой старине вместе с лаптями и коромыслом. Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий