16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах.
Получите, распишитесь: история русских народных промыслов
Хохломская роспись порой имела такую долю валютной выручки на своих счетах, что были случаи, когда Центробанк России заимствовал у неё эту валюту. Общий объем региона по производству продукции достигал около 1 млрд рублей в год», — рассказала директор Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Елена Краюшкина. В декабре 2021-го во время проведения Дней региона в Совете Федерации Федерального Собрания нижегородские власти выступили с инициативой вывести этот праздник на федеральный уровень. Идею поддержала спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, а позднее и председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Летом на Петербургском международном экономическом форуме правительство Нижегородской области заключило трехстороннее соглашение с Советом Федерации и Минпромторгом РФ — о совместной подготовке нескольких крупных мероприятий, посвященных НХП. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко напомнила, что регион славится историей, культурой и бережным отношением к народным промыслам.
В нашей многонациональной стране множество талантливых людей и различных промыслов. В каждом регионе должна быть отдельная программа по их поддержке. Совет Федерации будет делать все, чтобы продвигать позитивный опыт Нижегородской области», — подчеркнула председатель Совета Федерации Федерального Собрания России Валентина Матвиенко. До конца года в Нижегородской области должны состояться Форум креативных территорий и Конгресс традиционной игрушки — его приурочили к столетию семёновской матрёшки. В рамках конгресса в столице Приволжья отпразднуют присвоение городу статуса столицы детского туризма.
Кроме того, будет представлена выставка игрушек и детских товаров от российских производителей. В программу будут включены деловой и интерактивный блоки, направленные на популяризацию отрасли и обсуждение проблем и векторов роста: запланированы заседания по вопросам импортозамещения в производстве, отдельно эксперты обсудят развитие мест традиционного бытования народных художественных промыслов. Любопытный факт: в 1970-м году на фабрике «Семёновская роспись» была выточена уникальная 72-х кукольная матрёшка высотой 1 метр. Масштабные мероприятия, посвящённые НХП, нацелены на привлечение не только национального, но и международного внимания к российским народным промыслам, а также предоставление возможности для общения и обмена опытом производителям традиционной игрушки из разных стран. Проведение конгресса в Нижегородской области положительно повлияет на рост туристического потенциала региона.
Конгресс традиционной игрушки может стать яркой доминантой программы Года культурного наследия», — отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович. Организации, занятые в сфере народных художественных промыслов, получают от региональных властей значительную поддержку — как при проведении крупных мероприятий, так и в финансовом плане. По словам губернатора Глеба Никитина, во время пандемии коронавируса Нижегородская область первой в стране приняла решение оказать предприятиям НХП дополнительную поддержку — на эти цели направили свыше 300 млн рублей.
Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник». Жостовские подносы Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше.
Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень. Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней. Дымковская игрушка Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково ныне окрестность г. Кирова имеет многовековую историю. Народ изготавливал игрушки из местной глины к празднику Свистопляски.
Петухи, бараны, птички и коровы имели полость внутри и могли издавать свист. Позднее появились образы барынь, крестьянских мужиков, офицеров, всадников, водоносок. В начале 20 века промысел едва не прекратил свое существование. Оставалась только одна мастерица — Анна Мерзина. После революции дымковскую игрушку восстановили, и она перешла под крыло Союза художников, где находится и сегодня. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовали модельеры одежды. Он был задействован в создании многих художественных произведений и на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Вологодское кружево Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей — достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века. Кружево плели на деревянных палочках — коклюшках. Его особенностью есть то, что основные изображения выполняются плотной, равномерной и непрерывной тесьмой. Они четко вырисовываются на фоне узорчатых решеток со звездочками и розетками.
У каждого вида миниатюры есть свои отличительные черты и индивидуальный характер. Среди изделий народных промыслов, лаковые миниатюры считаются эксклюзивом. Это самые дорогие сувениры. Формы для шкатулок делают из папье-маше.
Миниатюры пишутся профессиональными художниками, иконописцами, пейзажистами. Мы перечислили основные виды промыслов, которые сохранились до нашего времени и пытаются развиваться, расширяться. Есть и совершенно забытые ремесла — плетение лаптей, абрамцево-кудринская резьба, некоторые виды вышивки и вязаний. На рынках и в магазинах можно еще найти некоторые аутентичные изделия, но их очень мало и изготавливаются они единично, так как утрачена потребность в этом виде ремесла.
Со временем, о «тагильских подносах» узнали и в других уголках России, что, разумеется, поспособствовало созданию большого количества артелей по производству аналогичных изделий. Наибольшего успеха, при этом, достигли мастера из деревни Жостово, что в Московской области.
Именно их расписные подносы с начала XIX века стали обретать невероятную популярность, не только в стране, но и за ее пределами. Основой технологии жостовской росписи является нанесение яркого рисунка на черный реже зеленый или красный фон. Сюжет — это, как правило, старинные населенные пункты или пейзажи, а основными мотивами художники выбирают сказочных птиц, пышные цветы и, иногда, людей. Палехская роспись миниатюра Палехская миниатюра — это невероятно яркое, узнаваемое и широко популярное явление в русском народном искусстве. Сформировавшаяся в начале становления СССР 1920-30-е гг в населенном пункте Палех Ивановская область , эта роспись стала результатом смены деятельности иконописцев, изменивших свою квалификацию в связи с характерными для тех времен массовыми гонениями на представителей веры. Посредством палехской росписи оформляют шкатулки, панно, бижутерию например, броши , ларцы и другие предметы быта.
Основными ее сюжетами являются сцены из реальной жизни людей, связанные с производственными достижениями, освоением космоса, революцией и т.
Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы
— истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся. Русские народные промыслы — форма народного творчества, знакомство с которой поможет путешественнику понять и оценить по достоинству неповторимость русской традиционной культуры. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
Современные народные промыслы в России
Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.
Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта. Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей. К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта. В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек. Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году. В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного. Береста БерестаИздавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти.
Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий.
До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии. И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты. Мезенская роспись Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений.
Исследователь росписи В.
И первая из них — климат, не слишком благоприятный для сельского хозяйства, довольно бедные почвы. Нужно было нашим предкам чем-то зарабатывать.
В ход шло то, что под рукой: дерево, глина, лен и т. Но тягу к красоте не спрячешь, поэтому украшали предметы быта и резьбой, и росписью. К сожалению, до настоящего времени дошли далеко не все промыслы.
Например, канули в Лету знаменитые на всю Россию полушубки из Большого Мурашкина, лысковские шкатулки и сундуки «с секретами». Да и замки уже никто не делает в кустарных мастерских. Но богатство региона все еще велико.
Самая известная роспись Хохлома — самый известный из российских народных художественных промыслов. Родилась она в ковернинских лесах, куда в ХVII веке бежали старообрядцы, а центром промысла стал Семенов. В начале ХХ века семеновские кустари объединились в артели.
Под руководством художника Г. Матвеева была создана школа росписи и токарного искусства. Золотой свет, который исходит от хохломских изделий, достигается сложной обработкой.
Несколько слоев грунтовки, использование алюминиевого порошка, обжиг в печах — процесс занимает до полутора месяцев. Сейчас традиции хохломской росписи продолжает фабрика «Хохломская роспись». Здесь не только создают традиционные изделия, но и развивают промысел.
Художники фабрики разрабатывают новые направления: модные аксессуары, включая сумочки, украшения, платки, мебель, предметы интерьера. Это позволяет промыслу оставаться актуальным.
Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело. Страницы, на которых вы сейчас находитесь, рассказывают об истинных подвижниках, не давших погибнуть многим старинным ремеслам, о характерах и судьбах увлеченных своим трудом людей, о мастерах, посвятивших любимому делу всю жизнь и много сделавших для сохранения самобытного искусства. Народные промыслы складывались на протяжении столетий. Поэтому особое место отведено биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегким путям их развития. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство.
И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления. Здесь есть очерки и об энтузиастах, которых вроде бы нельзя причислить к народным мастерам. Но эти люди так много сделали для спасения народного искусства, что им следует низко поклониться. Это и Владимир Иванович Поветкин — реконструктор древних музыкальных инструментов, остатки которых археологи находят в новгородских раскопах. Это и лесовод Сергей Николаевич Багаев, возродивший карельскую березу. Благодаря его подвижническому труду не погиб знаменитый вятский каповый промысел. Это и Иван Данилович Самойлов — землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей.
Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь. Тут вы прочтёте о замечательных молодых мастерах, не только продолжающих дело отцов, но и идущих своим путем в искусстве. Конон Лебедев городецкий художник, 1991 Фото: Николай Мошков В русских сказках славилось перо жар-птицы. Его волшебный свет наполнял мир красотой и радостью. Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку. В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей.
Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства.
В конце мероприятия юные читатели побывали в роли мастеров и с удовольствием разрисовали матрёшку, городецкий поднос, хохломскую и гжельскую посуду- с заданием справились блестяще! Гагарина пригласили ребят микрорайона на познавательный час «Русские ремесла» 39 человек. Во время мероприятия участники совершили путешествие по известным своим мастерством уголкам России.
Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями. В читальном зале библиотеки была организована выставка изделий народных мастеров и юные читатели увидели изделия из глины, расписную деревянную утварь, вышитые покрывала и кружевные полотенца, матрешек, куклы-обереги и многие другие вещи. В продолжение встречи ребята ответили на вопросы познавательной викторины. Полоруссова-Шелеби с детьми микрорайона 16 человек провели познавательный час «Вышивка — чудо рук человеческих». Сотрудник библиотеки поведала ребятам историю возникновения одного из основных видов прикладного искусства — вышивки.
С помощью презентации «Чувашская вышивка» дети узнали о символах и образах чувашских узоров; рассмотрели различия между русской и чувашской вышивкой, ознакомились с цветовой символикой. В ходе беседы желающие нарисовали чувашские узоры. В завершение библиотекарь ознакомила детей с книжной мини-выставкой и прочитала им сказку «Принцесса Иголочка». В библиотеке семейного чтения им. Маршака каникулы продолжились путешествием по городам народных промыслов «Русские чудеса».
Путешествуя по Кировской и Нижегородской областям с посещением уникальных мест, знакомством со знаменитыми людьми и, конечно же, народными художественными промыслами, ребята получили много новых эмоций. Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия.
Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
«» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком. Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Красная книга народных художественных промыслов VOICE Shopping — это 50 предприятий, которые вместе с редакцией делали этот номер: присылали из самых разных и удаленных мест свои.
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
Костяные узоры На резьбе по кости специализируется фабрика «Варко» в Варнавинском районе. Серьги, броши, гребни и заколки украшены растительным узором. Есть и скульптурные композиции на темы родной природы. Корзина, лукошко, ваза Лозоплетением занимаются практически повсеместно. Самые крупные центры — в Павлове, Арзамасе, Лыскове. Там мастерят не только корзины, но и плетеную мебель. Памятник подстаканнику На ювелирной фабрике в селе Казаково Вачского района работают в технике зерни и филиграни: узоры спаивают из тонких проволочек и украшают шариками из металла. Самые известные изделия фабрики — подстаканники.
В селе даже установлен памятник этому предмету обихода. Делают здесь также вазы, украшения, кубки и многое другое. Глиняные районы В Богородском, Городецком, Большеболдинском районах сохранились гончарные промыслы. В Богородске существует музей современной керамики, проводится фестиваль, посвященный этому промыслу. В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки. Ткать и вышивать В Городецком районе сохранилась традиция золотного шитья. Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу».
Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки. В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть. Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея. На Шахунской ткацкой фабрике до сих пор по традиционной технологии производятся изделия на деревянных станках.
Казариновская керамика, […] Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — старинный промысел, сохранившийся на фабрике с одноименным названием.
Общество с ограниченной ответственностью «Городецкая золотная вышивка» — предприятие, которое унаследовало традиции основанного в 2003 году ЗАО «Татьяна», преемника Городецкой строчевышивальной фабрики. В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей […] Стеклянная елочная игрушка Елочные игрушки фабрики «Ариель» — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением. Это отдельный самостоятельный вид прикладного искусства, где каждая из игрушек — завершенное художественное произведение, выполненное вручную. В 1992 году Аркадий Гаранов и Елена Терсинских основали производство стеклянной елочной игрушки, вложив в ее название собственные имена.
Филимоновская игрушка Промысел развился на базе гончарного производства неподалеку от села Филимоново. Основное направление — создание разнообразных свистулек. Игрушки народных промыслов России от филимоновцев имели характерную особенность — удлиненную форму. Подобная отличительная черта продукции связана с местной глиной и ее уникальными свойствами.
В поселении до сих пор занимаются росписью свистулек с помощью гусиного пера. Абрамцево-Кудринская резьба Ремесло зародилось в девятнадцатом столетии неподалеку от российской столицы в усадьбе Абрамцево. Умельцы обучались искусству и трудились в столярно-резчицкой мастерской. Там же им преподавали основы живописи и рисунка. Именно небольшая мастерская стала базой для развития нового народного промысла в России. Все изделия отличаются своеобразной резьбой, встретить два одинаковых узора практически нереально. Вятские кружева О промысле известно с восемнадцатого века. В середине девятнадцатого столетия в губернии функционировало земское училище для кружевниц.
На протяжении многих лет в Вятке работала кружевная фабрика, но в начале 90-х её прикрыли. Однако местные мастерицы сохранили технологии и традиции изготовления ажурных изделий. Они периодически радуют потребителей новой продукцией, объединяясь в небольшие артели или организации. Матрешка Символ России, также как медведи на улицах и лютые морозы. Веселая и слегка полноватая девчушка с круглым лицом, облаченная в косынку и сарафан, покорила весь мир. Ни один ценитель сувенирной продукции и национальной игрушки не способен пройти мимо «барышни». В наши дни матрешка непросто символ русского народа, она является хранительницей культуры России. Любой турист, попавший в страну, считает обязательным пунктом программы покупку веселой девчушки.
На ее переднике изображены сценки, сказочные сюжеты, пейзажи. Сейчас матрешка является дорогостоящим предметом коллекционирования. Редкий экземпляр может иметь ценник в несколько сотен долларов. Финифть Прикладное искусство, зародившееся в семнадцатом столетии в Вологодской области. Винтажные броши, браслеты и кулоны, которые стремительно завоевали модные подиумы — это не что иное, как изделия, созданные по технике «финифть». Ранее умельцы наносили орнамент из цветов или фигурки животных на белоснежную эмаль, используя огромное количество разнообразных оттенков. Постепенно яркая и насыщенная техника стала терять популярность. На смену ей пришло однотонное искусство, в финифти стали использовать только белые, синие и зеленые расцветки.
В наши дни умельцы гармонично сочетают оба стиля. Вернуться к оглавлению Тульский самовар В свободное от основной работы время мастер оружейного завода в Туле Федор Лисицын любил возиться с медью. Из металла он создавал невероятные вещи. Однажды в результате многочисленных экспериментов на свет появился самовар. Впоследствии его сыновья открыли собственное заведение, где можно было купить продукцию и меди, которая пользовалась невероятной популярностью.
Речицы Раменского района Московской области Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура.
На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время. Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу. Вологодское кружево, Вологодская область Вологодское кружево плетётся на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток. Шемогодская резная береста, Великий Устюг Вологодской области Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития. Тульский пряник, Тульская область Тульский пряник — русский деликатес.
Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни весёлое, ни грустное.
Народные художественные промыслы России
Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен. Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен.
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы
Рисунок выполняется одной краской кобальтом , которая после обработки приобретает синий цвет. Вещество разбавляется водой, узоры наносятся мазками, линиями, а в орнаменте появляются растительные мотивы. Узор выводится на поверхность точно и быстро. Последний этап — покрытие глазурью и контрольное обжигание, чтобы сохранить рисунок и сделать изделие долговечным. Изначально гжель была многоцветная, а в XIX веке основными оттенками стали — синий и белый. Однако цветные изделия в технике гжель встречаются и сейчас.
Интересные факты Любимый узор гжельских мастеров — роза. Согласно оценке некоторых источников, в год их изготавливалось несколько сотен тысяч.
В Год культурного наследия народов России портал Культура. РФ подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них.
Народные промыслы — особые художественные традиции, которые столетиями формировались в разных регионах и передавались из поколения в поколение, от мастера к ученику.
Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками... Узнайте больше о Шемогодской резьбе: из Великого Устюга 5. Резьба по кости Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях. А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта. Кость — материал податливый и красивый.
Когда поморы научились вырезать из него всякую красоту, доподлинно не известно, но первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку. И сразу — «вызываем в Москву! За четыре века уникальный промысел, а точнее — искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот! Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку. Кубки и браслеты, шкатулки и табакерки, гребни и шахматы, даже предметы мебели — изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать… Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру. О промыслах поморов читайте здесь:.
Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей». Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя. Эту головоломку успешно решили в Московской области на Гжельском фарфоровом заводе. Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик. Вера Коновалова, генеральный директор АО «Гжельский фарфоровый завод»: «Мы заинтересовали молодежь новыми изделиями, у нас сейчас новая продукция — кофейные стаканчики. Молодые люди берут его с собой в машину, очень удобно». Каждый месяц Гжельский завод выпускает более 20 тысяч изделий, это 250 тысяч в год. Продукция не пылится на складе, а находит своих покупателей. Главную задачу — сохранение промысла и традиций — можно считать выполненной. Тем более теперь в распоряжении фабричных художников еще более широкая палитра так называемых подглазурных красок, чего не было раньше. У гжели во всех отношениях яркое будущее. Когда вместе с красками смешиваются традиции и современные технологии, у народных промыслов появляется второй шанс.
Столица народных художественных промыслов
В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчётливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Народные промыслы – это культурный код страны, заявила сенатор Святенко.
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы
Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. Одному из красивейших народных промыслов уже более 700 лет. Русский народный промысел: имя, традиция или бренд? Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Более того, народные промыслы являются мощным ресурсом для развития различных видов туризма. Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры.