Новости название народного промысла

Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов.

Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б)

Варнавинская резьба по кости Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа. Варнавинская резьба по кости Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни , шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Варнавинская резьба по кости Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов. Абрамцево-кудринская резьба Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абрамцево-кудринская резьба С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Абрамцево-кудринская резьба Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров. Гусевский хрусталь История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор. Филигрань Филигрань или скань — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки углубления. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.

Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью в том числе финифтью , гравировкой, чеканкой. Скань Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое. Казаковская филигрань.

Шкатулка Центрами сканного дела сегодня являются: Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань. Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое. Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России. Финифть Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый. Вологодская усольская финифть Вологодская усольская финифть — традиционная роспись по белой эмали.

Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас. Ростовская финифть Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном. Малахитовые изделия Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет.

Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды. Малахитовая шкатулка Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Морская, 43.

Там можно было приобрести цветные платки с разнообразными узорами - полевыми цветами, розами, букетами и листьями. Платки часто именуют набивными.

Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин. Ростовская финифть Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов - один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть. Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти.

Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков. Благодаря жару печи изделия начинают играть яркими красками. Жостово Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.

Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики. Центром промысла стала деревня Ульяновская. Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы. Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц. Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную.

В начале ХХ в. Семенова объединяются в артели, под руководством художника Г. Матвеева создается школа росписи и токарного искусства. Так Семенов превратился в столицу золотой хохломы. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становятся главной темой творчества художников хохломы, хотя в первые десятилетия советской власти шли напряженные поиски, попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком или даже с геометрическим орнаментом. Появились новые технологии и новые составы красок, которые позволили надолго сохранять блеск изделий и позволяет ими пользоваться в быту. Различают разные стили росписи: кудрина с использованием "кудрявого" орнамента золотого и черного цветов; травка, в которой появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод; под-фон - растительный орнамент на черном фоне; а также редкие - древко и пряник. Семино Ковернинского р-на. Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками". Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело написан быт, окружение - кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. Сейчас в Городце расписывают - мебель и кухонную утварь - отличают яркие краски с преобладанием красного, желтого, зеленого, и черного. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи. В 1920-1930 гг. Село Полховский Майдан, ставшее в 1950-х гг. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В.

Традиционные промыслы

Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. «Огонек» инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. «» — самый полный портал о народной культуре и художественных промыслах России, раскрывающий интересные темы простым языком.

Виды русских народных промыслов

Богородская игрушка резьба Скульптурная Подвижная Слайд 4 Возникла в заречной слободе Дымково, близ города Вятки ныне на территории города Кирова. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина. Монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Традиционные образы дымковских игрушек —няньки с детьми, водоноски, бараны, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Все они выполнены в ярких контрастных цветах, призывающих показать радость жизни. Д ы м к о в с к а я и г р у ш к а Слайд 5 Мазыкская шуйская игрушка Изготавливают с помощью топора без использования других инструментов. Слайд 6 Птица счастья Деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Птица счастья вешается в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия. Слайд 7 Филимоновская игрушка Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными. В росписи всегда используются чередующиеся полоски.

Элементы росписи Слайд 8 Гжель гжельская роспись Гжель — народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник. Традиционным цветом для росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Может наносится тонкий золотой декор или платина. Слайд 9 Городецкая роспись Роспись по деревянным предметам. Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь», «птица» и сложная сюжетная роспись.

Казариновская керамика, […] Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — старинный промысел, сохранившийся на фабрике с одноименным названием. Общество с ограниченной ответственностью «Городецкая золотная вышивка» — предприятие, которое унаследовало традиции основанного в 2003 году ЗАО «Татьяна», преемника Городецкой строчевышивальной фабрики. В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей […] Стеклянная елочная игрушка Елочные игрушки фабрики «Ариель» — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением. Это отдельный самостоятельный вид прикладного искусства, где каждая из игрушек — завершенное художественное произведение, выполненное вручную. В 1992 году Аркадий Гаранов и Елена Терсинских основали производство стеклянной елочной игрушки, вложив в ее название собственные имена.

Отзыв согласия на обработку персональных данных осуществляется путем направления заявления в письменной форме на юридический адрес Оператора. Я подтверждаю, что мне известно о праве отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора. В случае моего отзыва согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона от 27.

Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края [1]. Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи [1]. Пучугская роспись родом из Пучуги относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское узорочье , применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок. Жанровые сюжеты пышные, нередко сопровождены нравоучительными или ироничными надписями. Иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Ракульская роспись Ракуловская роспись [1] по дереву северодвинского типа Архангельской области. В росписи главную роль играет золотисто- охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в Нижнем Тагиле. Основоположник жостовской росписи. До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному , причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей под самовары, для подачи пищи и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие. Тверская роспись деревянной посуды и предметов быта. Роспись — розовые круглые цветы цветы-яблоки в обрамлении простых листиков на ровном золотом фоне [1].

Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы

Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона. Народные промыслы, ремёсла и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растёт, число мастеров неумолимо сокращается. Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой.

Блещут золотом дома! Миски, ложки, чаши, блюда — Золотая вся посуда! Хохлома Хохлома — старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды украшают эти изделия. На подносе из металла Я цветы нарисовала. Россыпь маков, лилий, роз. Вот он — жостовский поднос. Жостовский поднос Жостовская роспись — народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме. Если в Гжели вы бывали, То посуду там видали. Что за синие просторы!

Русские народные промыслы являются отражением нравов, традиций и исторического бытия русского народа, воплощением предметной области его культуры. Не все из них дожили до настоящего времени, и не все имеют древние корни, но все они, так или иначе, характеризуют русскую народную культуру. Русские матрешки Для коллекционера и любителя антиквариата важно понимать, что само понятие народного художественного промысла сильно размыто. Специфика и ценность ручной работы состоит в том, что она всегда имеет авторский характер, а автор — творец, и не привязан прочно ни к традиции, ни к локации. Художественная ценность изделия народных промыслов во многом складывается из его уникальности. В то же время, народные промыслы строятся на повторяемости изделий и не чужды некоторой механизации труда. Так, для изготовления матрешек применяются токарные станки, а для резьбы по кости совершенно естественно использование бормашины.

Скульптура «Мамонт». Популярный российский образ для изделий из бивня мамонта Возникают сложные вопросы, например, является ли русским народным промыслом любая резьба по дереву, либо только стили резьбы, имеющие традиционные мотивы? Если богородская игрушка изготавливается в другом регионе России, можно ли ее считать изделием этого народного промысла? Большую роль в оценке изделий народного творчества играет раскрученность промысла. Поэтому мастера, стремящиеся выйти со своими работами за рамки локального рынка, много сил бросают на продвижение и популяризацию своего производства. Раньше основными площадками по продвижению были выставки и ярмарки, теперь это — специализированные сайты и социальные сети. Ваза из березового капа капокорня. Традиционный русский промысел. Работа автора Глобализация привела к повышенной динамичности рынка. В этих условиях коллекционеру при оценке изделия следует полагаться прежде всего на возраст, состояние изделия, его художественную ценность.

И только потом — на принадлежность к определенному промыслу, популярность которого может быть весьма неустойчивой. Кустарные изделия из металла Вероятно, древнейшим массовым производством из металла можно назвать художественное литье. Как и у других народов, на Руси были популярны фигурки и украшения из цветных металлов. Часто литейные работы сочетались с другими техниками: зернью, филигранью, чеканкой, чернью, эмалью. Фигурный замок в виде конька. Высоким мастерством исполнения отличались работы павловских «замочников», изготовлявших литые фигурные замки самых замысловатых конструкций. Древние литейные промыслы угасли, но в середине XIX в. Традиции каслинского литья строились на графической четкости силуэта, сочетании тщательно отделанных деталей и обобщенных плоскостей с энергичной игрой бликов. Готовые изделия покрывались черной краской особого рецепта, так называемой голландской сажей. Скульптура «Запорожский казак и гадалка».

Каслинское литье, 1900 г. Это были сюжетные черневые гравюры с тонко разработанным фактурным золотым фоном и орнаментальным решением всей вещи в целом. Ремесло было возрождено в 30-е гг.

Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками... Узнайте больше о Шемогодской резьбе: из Великого Устюга 5. Резьба по кости Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях. А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта. Кость — материал податливый и красивый. Когда поморы научились вырезать из него всякую красоту, доподлинно не известно, но первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку. И сразу — «вызываем в Москву! За четыре века уникальный промысел, а точнее — искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот! Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку. Кубки и браслеты, шкатулки и табакерки, гребни и шахматы, даже предметы мебели — изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать… Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.

Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия. Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее. Роспись ёлочных игрушек Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками. Фабрика «Ариэль» Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень. Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи — это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства.

Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков

Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой.

Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам

Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками.

Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением.

Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии. И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.

Мезенская роспись Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет.

Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки.

С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека.

Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны.

Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей.

В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик.

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков.

Немалую роль в возрождении и поддержании ремесленной отрасли играют государственная поддержка и гранты. Например, в Аргентине ремесленникам предоставляют денежные субсидии. В Германии есть программы финансирования стартапов по льготным ставкам и возможность получить грант на развитие рабочего пространства после выпуска из университета. Серьезным показателем развития отрасли является выход на мировой рынок. По данным Минпромторга за 2019 г. Отечественные изделия экспортируются в более чем 20 стран, включая Казахстан, Беларусь, Болгарию, Азербайджан, Аргентину и другие. Наиболее востребованы предметы из фарфора, хрусталя и керамики, но объемы выводимого на зарубежные рынки товара пока минимальны. Не было острой потребности в развитии индустрий, построенных на человеческом капитале и таланте. Постепенно это меняется, ведь российские люди всегда отличались талантами и способностью нестандартно мыслить», — считает глава фонда «Инносоциум» Елена Маринина.

Чтобы развивать креативное направление в регионах, в том числе традиционные ремесла, необходимы инвестиции, полагает Маринина: «Есть сильные регионы, которые уже много в этом направлении сделали: Калининградская и Тульская области, Нижний Новгород, Югра, Казань, Якутск. Чтобы в экономическом смысле это развивалось, нужны финансовые инвестиции, и они есть в мегаполисах». Согласно стратегии развития креативных индустрий, количество занятых в творческих профессиях к 2030 г. Основными точками роста ремесленной отрасли могут стать модернизация производств, нахождение новых рынков сбыта и борьба с контрафактом.

Например, Павлово-Посадская мануфактура, платки которой известны по всему миру. В городе Торжок Тверской области получил широкое развитие золотошвейный промысел. Находящийся на пересечении торговых путей, раньше город поставлял изделия по заказам церкви, правительственных ведомств и столичной знати. Сегодня традиции шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи», уникальные экземпляры производства которого выставлены сразу в нескольких музеях города. На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой. Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры.

Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области. Мастерицы с помощью специальных деревянных палочек-коклюшек создают удивительные по фактуре узоры. Еще одна фабрика «Елецкие кружева» существует уже более двух столетий и является ведущим производителем кружевных и строчевышитых изделий. В ее ассортименте более 2000 наименований — от детских тканых вещей до постельного белья в кружевах тончайшего плетения. По мнению члена Совета Гильдии маркетологов Николаса Коро, традиционные промыслы уже не первый год пробуют по-новому применять ремесло: «Жостовская роспись и гжель достаточно успешно показали, каким образом можно выйти за предел восприятия избы. Лет 5 назад Жостово предложило расписывать лифты в дорогих офисах, домах, а также расписывать холодильники и чайники, переключившись исключительно с подносов и посконных самоваров». Этот тренд поддержали и крупные бренды электроники, например, один из самых дорогих в мире чайников фирмы Smeg расписан в скандинавком стиле.

Да и замки уже никто не делает в кустарных мастерских. Но богатство региона все еще велико. Самая известная роспись Хохлома — самый известный из российских народных художественных промыслов. Родилась она в ковернинских лесах, куда в ХVII веке бежали старообрядцы, а центром промысла стал Семенов. В начале ХХ века семеновские кустари объединились в артели. Под руководством художника Г. Матвеева была создана школа росписи и токарного искусства. Золотой свет, который исходит от хохломских изделий, достигается сложной обработкой. Несколько слоев грунтовки, использование алюминиевого порошка, обжиг в печах — процесс занимает до полутора месяцев. Сейчас традиции хохломской росписи продолжает фабрика «Хохломская роспись». Здесь не только создают традиционные изделия, но и развивают промысел. Художники фабрики разрабатывают новые направления: модные аксессуары, включая сумочки, украшения, платки, мебель, предметы интерьера. Это позволяет промыслу оставаться актуальным. Резьба и инкрустация по дереву также встречаются в Семеновском районе. Дамы и кавалеры Городецкая роспись совсем другая. Мотивы художников — жанровые сценки с «дамами» и «кавалерами», лошадки, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с «розанами» и «купавками». Роспись возникла из резьбы по дереву и инкрустации, которой украшались донца городецких прялок из мореного дуба. В конце ХIХ века донца стали расписывать. Сейчас в Городце расписывают мебель и кухонную утварь.

Виды русских народных промыслов

Когда речь заходит о народных промыслах России, то кажется, что они родились в глубокой старине вместе с лаптями и коромыслом. Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся. В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов.

Столица народных художественных промыслов

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. В произведениях народных промыслов России выражается русская ментальность, характерные черты русской культуры, уникальность русских традиций. Хохлома Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий