Новости навруз праздник в азербайджане

В сам праздник Науруз в Азербайджане проходят концерты с песнями, танцами, играми. 10-11 апреля, а Гурбан-байрам - 16-17 июня. Интерфакс: Правительство Азербайджана отменило в Баку и других регионах проведение в третьей декаде марта торжеств по случаю праздника Новруз, сообщил оперативный штаб по борьбе с коронавирусом в республике.

Навруз байрам: как отмечают праздник весны в Азербайджане

В Азербайджане этот обряд проходит на второй день Навруза, известный как Родительский день. Хотя Новруз является праздником многих народов Востока, в Азербайджане он отмечается более грандиозно. Читайте последние новости дня по теме Новруз: Праздничный костер в Баку, Время подавать шекербуру: последний вторник перед Новрузом в Азербайджане. Новруз байрам является одним из древнейших праздников в Азербайджане, отпускающий свои корни в доисламскую эру, когда пламя было основным источником веры. Приближается праздник весны – Новруз, который в Азербайджане планируют праздновать неделю, пишет «МИР 24».

История праздника Новруз-байрам

  • По имени Солнце: как в мире празднуют Навруз | Фотогалереи | Известия
  • Новруз-2023 в Азербайджане
  • Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
  • Праздник длиною в месяц
  • Навруз-2023: значение древнего праздника, традиции и запреты

Миннац Ингушетии поздравил представителей азербайджанской НКА с праздником «Новруз-Байрам»

Жители Азербайджана еще с конца февраля начинают готовиться к празднику Новруз, символизирующему приход весны и обновление природы. Самые последние и актуальные новости Азербайджана, Грузии и Армении: политика, экономика, спорт, культура, нагорно-карабахский конфликт. Самые последние и актуальные новости Азербайджана, Грузии и Армении: политика, экономика, спорт, культура, нагорно-карабахский конфликт. Новруз в Азербайджане Праздник Новруз, Новруз-байрамы (Novruz bayramı) ежегодно отмечается в Азербайджане пять дней, включая 20 и 21 марта, день весеннего равноденствия. Навруз в 2024 году в Азербайджане (Nowruz) официальный выходной или нет?

В Азербайджане начали праздновать Новруз байрамы

Праздник Навруз в 2024 году отмечают во второй половине марта. Праздник прихода весны по астрономическому календарю Навруз отмечают в день весеннего равноденствия 21 марта в странах Центральной Азии и Азербайджане народными гуляньями, спортивными. 21 марта весь Азербайджан отмечает Навруз Байрам! Старинный праздник совпадает с днём весеннего равноденствия. Он знаменует возрождение человека и природы, начало новой жизни и нового года.

В Азербайджане с размахом отмечают праздник Новруз

В рамках праздничного концерта, подготовленного Фондом Гейдара Алиева, прозвучали азербайджанские народные песни, танцоры исполняли зажигательные танцевальные номера, Солтан Бердеев исполнил проникновенную песню Муслима Магомааева «Синяя вечность». Всех посетителей праздника порадовали праздничным пловом и азербайджанскими сладостями. Вахит Рагимов отметил, что Новруз — праздник, объединяющий людей разных народов, традиционно отмечается в Астрахани и повсеместно проходит во многих городах и районах области.

Согласно этому календарю, Новруз является первым днем года, поскольку жители древних азиатских стран вели годовой отсчет не с зимы, а с момента прихода весны. Эта традиция отражена и в самом названии — ведь слово «новруз» в переводе с древнеперсидского обозначает «новый день». Не нужно думать, что этот праздник является исключительно мусульманским, поскольку он гораздо древнее ислама. Так, в Ахеменидской империи он праздновался уже в IV веке до нашей эры и считался официальным. В различных странах празднество продолжается по-разному, хотя и имеет много общего. Например, в Иране он длится 13 дней. А вот Навруз-байрам в Азербайджане продолжается 5 дней.

В этой закавказской стране заранее определяются дни, на которые будет приходиться весеннее равноденствие, результаты расчетов объявляются в период до 31 декабря, чтобы жители знали, когда будет праздник, и успели подготовиться. Свое происхождение Новруз ведет от обычая поклонению Солнцу.

Сегодня в этот день принято сажать деревья и проращивать пшеницу семени. Последним вторником уходящего года является Йел Чер-шенбе ахшамы - праздник пробуждения ветра, или Ахыр чершенбе последний вторник. Считается, что ветер так же необходим для богатого урожая, как и земля и солнце, в этот день завершается процесс пробуждения природы [14, с. Сегодня ритуалы, связанные с четырьмя элементами, проводятся в новых, городских условиях. Четыре стихии утратили свой сакральный смысл, очищение водой сводится к тщательной уборке дома, а праздник земли в городских условиях потерял свою актуальность в связи с отсутствием надобности выращивать продукты. Однако память о них все еще жива. Каждый последний вторник во дворах разжигаются костры, и все знают, в какой последовательности идут вторники.

В каждом доме проходят приготовления к Новрузу, кто-то проращивает пшеницу семени , кто-то покупает готовую в магазине, готовятся в большом количестве сладости не только для членов семьи, но и обязательно для угощения гостей и соседей, родственников и знакомых, что является древнейшей традицией Новруза. В последний вторник и сегодня устраиваются гадания на будущее, что особенно распространено среди незамужних девушек. Дети в этот день очень любят старинную традицию кидания шапок под двери папаг атма. Из каждого дома в шапку должны положить сладости. Как и в огненный четверг, в этот вечер во дворах разжигают костер, люди веселятся и радуются предстоящему главному празднику. В день Новруза пламя огня присутствует в домах и около них. Даже в городских условиях во дворах устраиваются гуляния, разжигаются обрядовые праздничные костры. Продолжает жить древний обряд очищения огнем - прыжки через огонь 3 или 7 раз, при этом в Азербайджане и Иране проговариваются слова «моя желтизна тебе, твоя краснота мне», что, по мнению Е. Дорошенко, относится к зороастрийским традициям [5, с.

Большой интерес представляет символика современного праздничного стола. В Азербайджане обязательно должны быть свечи, семь продуктов, начинающихся на букву «с» -семени проросшая пшеница , сябзи зелень , сумах приправа , су вода , сирке уксус , сарымсаг чеснок , а также крашеные яйца, рыба и зеркало. По зороастрийской традиции, «свечи символизируют память о священном огне, яйцо - символ зарождения жизни, а зеркало как бы является отражением света вселенной» [5, с. В каждой семье обязательно пекут национальные специально приготовленные к этому дню сладости - шекербура, пахлава и гогал. Шекербура представляет собой печеное в виде полумесяца с начинкой из протертого сахара с орехами, что символизирует Луну; пахлава - ромбовидная сладкая многослойная выпечка из меда и орехов символизирует звезду; а гогал - круглая слоеная булка с солоноватым или сладковатым привкусом и местными специями символизирует Солнце. Центральное место занимает плов, или шах-плов. В каждой семье рецепты приготовления переходят из поколения в поколение, хранится специальная утварь для приготовления. Одним из главных атрибутов этого дня является семени. По сегодняшний день в Азербайджане сохранился древний зороастрий-ский обычай проращивать семена пшеницы.

Сегодня семени присутствует в каждом доме как один из самых главных атрибутов праздника, символизирующий начало новой жизни и изобилие. Это уникальный символ, который встречается как тюрков, так и у зороастрий-цев. Самый главный семени находится в центре народных гуляний - у Девичьей башни в Баку, на вершине которой горят праздничные факелы. Сегодня проросшую пшеницу украшают красной лентой с бантом. Здесь необходимо обратить внимание на символику цветов. Красный - цвет Новруза [10, с. По народным поверьям, красный цвет означает жизнь, свет, Солнце, радость. Красные ленты присутствуют также на свадьбах, что, возможно, является отголоском зороастрийской традиции. Таким образом, в совокупности элементы праздничного стола символизируют собой мини-конструкцию мироздания.

С приобретением независимости Новруз достиг апогея творческого выражения, как, наверное, никогда ранее. С 1992 г. Если до 2006 г. Новруз стал весомой частью и имиджа Азербайджана: представительства Азербайджана за рубежом, азербайджанская диаспора и Международный Фонд Гейдара Алиева проводят праздничные мероприятия и просветительские семинары в десятках стран по всему миру. Во всех образовательных учреждениях проходят лекции и выступления профессиональных и любительских коллективов, на центральных улицах и площадях устраиваются художественные выставки, выставки народных промыслов, ярмарки, концерты, различные игры, спортивные состязания и конкурсы, театрализованные представления и шествия при участии Президента и Первой Леди. Президента страны встречает с праздничным подносом хончой девушка в национальном костюме - Бахар ханум - Госпожа-Весна. Этот образ был введен в 60-е гг. XX столетия [16], видимо, для того, чтобы сделать праздник более нейтральным и адаптированным к социалистической культуре. Среди новых персонажей на современных государственных гуляниях необходимо отметить Деде Горгута, старца-сказителя из одноименного тюркского эпоса «Деде Горгут».

Еще одной современной тенденцией, связанной с праздником Новруз, является возрождение и популяризация существовавших до революции 1917 г. Просветительские мероприятия проводятся Национальной академией наук Азербайджана [17; 18]. Проведя краткую историческую ретроспективу, можно прийти к следующим выводам. С точки зрения астрономического явления, исторической и общекультурной основ, Навруз - это универсальный праздник. Сегодня для простого азербайджанца Новруз является, безусловно, самым любимым праздником с детства. Это период радости и веселья, возможности выйти за рамки обыденной жизни и собраться в большом кругу родственников. В ритуальных приготовлениях и праздничных ритуалах каждый азербайджанец приобщается к глубоким древним пластам, что свидетельствует о сохранении живой культурной памяти. Каждый азербайджанец, справляя Новруз из поколения в поколение, испытывает большое чувство глубокой причастности к своей земле - «стране огней». Уникальные геологические особенности региона, богатого нефтью и газом, способствовали укреплению и сохранению зороастрийских традиций.

Все основные символы аутентичного Новруза - ритуальные продукты и блюда, проросшая пшеница, зажженные свечи и огни - фактически не претерпели изменений, они несут в себе все тот же смысл благоденствия, радости от наступления нового периода, новой жизни. Конечно, за две с половиной тысячи лет Новруз не мог полностью сохранить свою первоначальную форму. Так, например, обряд поминания предков остался в рудиментарной форме - принято посещать места захоронений за несколько дней перед праздником. Ритуал очищения огнем утратил сакральные смыслы, став сегодня для человека с современным мышлением лишь данью древней традиции и возможностью весело провести время. Однако огонь, как и тысячелетия назад, является главным символом праздника. Праздник вобрал в себя присущие данному региону тюркские этнические элементы, которые выражены во многих обычаях и обрядах, нашедших свое отражение в устном фольклорном творчестве. Этот праздник, несмотря на отсутствие зороастрийской веры, сохранил самое главное - свою гуманистическую идею победы Добра над Злом, призывая к благим помыслам, благим делам и благим словам, к миру, добру, отзывчивости, созиданию, творчеству, милости, щедрости и взаимопомощи. Будучи всенародным, Новруз - праздник для всех, он сближает людей самых разных слоев общества. Как у иранцев, так и у тюрков - это день Нового года, начала новой жизни.

Именно в эти глубоких смыслах и кроется секрет долговечности Новруза.

По древней традиции в это время стреляют из пушек и винтовок. Очень важно правильно накрыть праздничный стол. На столе должны быть семь блюд, начинающихся на букву "с", а также сумах сушеный барбарис , уксус, молоко, сэмэни сладкая похлебка из пшеничного солода с мукой , сябзи зелень и др. Основным кулинарным обрядом считается приготовление ритуальной пищи сэмэни, которая является символом плодородия природы и человека и имеет культовое значение. Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами. Кроме того, на стол ставятся зеркало и свечи, перед зеркалом - крашеные яйца. Это тоже имеет символическое значение: свеча означает огонь, свет, который оберегает людей от сглаза, зеркало символизирует ясность, прояснение. В первый день праздника нужно обязательно быть дома, всю ночь горит свет, так как погасший огонь, выключенный свет - признаки несчастья.

Оставьте заявку

  • Новруз в Азербайджане — Википедия
  • Навруз в Азербайджане: традиции и обычаи праздника
  • Что нужно сделать на Новруз? Традиции празднования в Азербайджане – ФОТО | | Новости
  • Навруз ближайшие даты праздника в Азербайджане

Что такое Навруз (Новруз), который отмечают 21 марта

For more than two thousand years it has been celebrated on the Day of the spring equinox and up to this day it retains the main meanings and attributes, despite the strong influence of various ideologies and religions. The article deals with the genesis of the holiday, its regional features, values and place in the culture of modern Azerbaijan. Бусыгина Новруз в культуре современного Азербайджана Каждый этнос имеет свой главный национальный праздник, в котором наиболее ярко и полно реализована праздничная культура народа. В Азербайджане самым значимым праздником является Новруз, который также отмечается во многих тюрко- и ираноязычных культурах. Это универсальный праздник, в котором сочетается как астрономическое явление, так и оживление природы, что с давних времен служило отправной точкой нового годичного цикла. На протяжении более двух тысяч лет он отмечается в День весеннего равноденствия 20-21 марта , и до сегодняшнего дня в нем сохранены главные смыслы и атрибуты, несмотря на сильное влияние различных идеологий и религий. В статье рассмотрены генезис праздника, его региональные особенности, ценностные смыслы и место в культуре современного Азербайджана. Ключевые слова: Новруз, культура, ценностные смыслы, зороастризм, культ огня, Древний Иран, тюрки, праздничные обряды и ритуалы, победа добра над злом, Азербайджан сегодня Marina V.

Busygina Novruz Holiday in modern Azerbaijan culture Each ethnic group has its main national holiday, in which the festive culture of the people is most brightly and fully realized. Keywords: Novruz, culture, values, Zoroastrianism, fire cult, Ancient Iran, Turks, festive rites and rituals, victory over evil, Azerbaijan today С древнейших времен праздник в истории человечества был сакральным временем отдыха от труда и быта, возможностью выйти за рамки строгих правил, присущих распорядку обыденной трудовой жизни. Праздник выполнял функцию «эмоциональной разрядки» и поддержания единства рода, структурирования бытие человека, «разрывая время на определенные отрезки». Именно в это, свободное от трудовых тягот, время проявлялось творческое начало народа, появлялась возможность для самовыражения. Через праздничные обряды, танцы и песни, костюмы и маски, украшения жилищ и улиц, специальную ритуальную пищу и продукты происходило «как бы приобщение к глубинным, значимым основам бытия человека. Таким образом, праздник был не просто действием бытового порядка, а он скорее носил характер мировоззренчески ориентирующего действа» [1, с. Обновление природы с приходом весны мистически почиталось человечеством не только потому, что заканчива- лась зима, прибавлялось больше света и тепла, но и было связано с наступлением времени земледельческих работ - упорной борьбой за урожай, что являлось главным условием выживания человечества.

В большинстве культур главное божество отождествлялось с Солнцем, от которого зависело фактически все. История возникновения Новруза ведет в середину I тыс. Первые письменные сведения о проведении праздника встречаются во времена Мидийской империи 670550 гг. Именно в его учении День весеннего равноденствия обрел особый статус, став началом Нового года первым днем месяца Фарвардин - главным праздником зороастрийского календаря. Зороастр реформировал представления огнепоклонников-язычников, сведя пантеон богов к единому создателю мироздания - Ахура Мазде, который олицетворял собой Свет и Добро, противопоставляя его другому началу мироздания -Ангро Манью, носителю тьмы и зла [2, с. В основу зороастризма была положена триада Благой мысли, Благого слова и Благого действия. Четыре главных элемента - земля, вода, воздух и огонь считались священными, среди которых огонь приобрел особую значимость, став символом Ахура Мазды, божественной справедливости [3].

Мидия была поглощена древнеиранской империй Ахеменидов 558-330 гг. На обширной территории оставалось множество местных культов, а царская династия при поддержке мидийских жрецов-магов исповедовала новое учение и способствовала его распространению. Великий древнегреческий летописец Страбон так описывал церемонию проведения зоро-астрийского Нового года при царском дворе Дария I 522-486 гг. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаниями, которых коснулся огонь». На праздничном столе обязательно присутствовала ритуальная пища - так называемая лорка из семи блюд - миндаля, фисташек, грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда и гранатов [5, с. Эти земли особенно благоприятно подходили для распространения нового учения, что было связано с уникальными геологическими особенностями - природным газом, выходящим на поверхность не только земли, но и воды. Источники природного газа были разбросаны не только по всему Абше-ронскому полуострову, но находились даже в горной местности на высоте 2000 м селение Хыналыг.

Так как огонь являлся символом Аху-ра-Мазды, ни один обряд не совершался без него. Как отмечает известный исследователь Древнего Ирана Мэри Бойс, со времен Ахеме-нидской империи, вероятней всего, существовало два типа священных огней: бытовой и храмовый. Поклонение и молитвы «соборным огням» считались особо важными, так как человек сражается на стороне Света, «не только материально - против тьмы и холода, но и духовно - против сил зла и невежества» [7, с. Таким образом, уже в эпоху Ахеменидов в зороастрийских обрядах праздника Новруза были воплощены сущностные для данного региона ценностные смыслы. Само явление равно- денствия открыли не иранцы, а приход Нового года в День весеннего равноденствия еще отмечали древние шумеры и вавилоняне, но именно зороастрийское учение одухотворило данную традицию. Впервые в истории человеческой культуры было обозначено противостояние Добра и Зла Света и Тьмы и способность человека бороться и способствовать окончательной победе Справедливости. В 331 г.

Ахеменидская империя перестала существовать. Все ее огромные владения вошли в состав империи Александра Македонского. Но после его смерти в 323 г. За последующее столетие с 323 по 227 г. Династия Сасанидов вернула былую мощь Древнего Ирана и создала империю 227 г. Зороастризм во времена Сасанидской империи не только не потерял позиции, а окреп и был объявлен государственной религией [8, с. День равноденствия на официальном уровне был провозглашен началом Нового года и получил свое нынешнее название «Новруз», что с персидского означает «Новый день».

Согласно Авесте, в течение десяти дней до Нового года души умерших фравахары гостят у своих родственников на земле, а с наступлением Новруза возвращаются обратно на небеса. Поэтому накануне Нового года необходимо было убрать и подготовить дом, приготовить яства, надеть красивую одежду, прочитать молитвы и зажечь на вершине дома огонь, чтобы погостившие души, увидев родственников в здравии и радости, могли найти обратный путь. На рассвете разжигали новый праздничный огонь, наступало время празднования Нового года, что означало победу Справедливости и начало новой жизни [5, с. Известный переводчик Авесты И. Брагинский отмечал по этому поводу: «совпадение праздника, посвященного душам предков, с наступлением весны, т. Большой интерес представляют празднования при сасанидском царском дворе, продолжавшиеся 21 день. Именно в тот период были заложены основы этики, эстетики проведения церемоний, торжественных ритуалов, в числе которых и ритуальное очищение дома и омовения, подарки близким, раздача сладостей и др.

Царь издавал указ о помиловании заключен- ных [10, с. По краям царского серебряного стола были разложены лепешки из разных злаков: пшеницы, ячменя, проса, риса, кунжута, чечевицы, гороха, бобов и фасоли с надписями о богатстве, изобилии, счастье и процветании, а также семь белых чаш, семь белых дерхемов и новый динар [11, с. Сегодня в Азербайджане на праздничном столе можно проследить традицию царской церемонии. Царские монеты дошли сегодня в символическом виде золотого кольца в чашке или во рту у приготовленной рыбы. Обязательно должны быть сухофрукты и орехи, и чем богаче стол, тем больше богатства будет в семье. Традиция дарения денег детям сохранилась, в основном, в Иране. В VII в.

Сасанидская империя была поглощена. Взаимодействие двух верований поначалу не складывалось. Ислам не допускал никакого взаимодействия с прежними верованиями и обычаями. Священный праздник иранских династий и империй Новруз преследовался. Несмотря на все запреты, день прихода весны 21-22 марта продолжали тайно отмечать.

Не обходится праздничный ужин и без каши, приготовленной из семи злаков, также обязательной составляющей являются проросшие зёрна пшеницы, символизирующие плодородие и достаток. Большое внимание в Навруз уделяют цифре семь, которая символизирует счастье и удачу. Например, в Азербайджане и Иране зажигают костёр, через него нужно прыгнуть семь раз. Согласно приметам, такой обряд поможет очиститься от прошлогодних грехов.

Это день народного оптимизма, наступления весны и нового года, пробуждения природы и победы ее животворных сил. Отмечается в течение пяти дней, включая 21 марта — день весеннего равноденствия. Как отмечают В первый день Новруза принято просыпаться рано, задолго до восхода солнца. Затем люди идут умываться к реке или роднику, ведь проточная вода — символ обновления, свежести и чистоты. Всем встретившимся на пути желают счастья в наступающем году и дарят сладости шекербуру, бадамбуру или пахлаву. По традиции в Новруз запрещается закалывать скот и заниматься тяжелой работой. В праздничные дни недопустима неряшливость, поэтому в домах заранее наводят чистоту и порядок, обновляют свою одежду.

Зима состояла из нескольких периодов: «беюк чилле» - 40 дней со дня зимнего солнцестояния, «кичик чилле» - 20 дней с начала февраля и «боз ай» серый месяц - последний месяц зимы, оканчивающийся Новрузом, наступлением весны [14, с. Весна, приходящая после долгого периода холода, морозов и темноты, приносила тепло и радость, своего рода «освобождение» от зимних оков, и тюрки называли праздник весны Yilbashi йылбашы или ильбашы [10, с. В этот праздник проводились ритуалы, связанные с силами природы, с дождем и Солнцем, провожалась зима и встречалась весна. Среди них в азербайджанской культуре сохранились ритуалы проведения последних вторников года, а также такие мифические персонажи, как Хыдыр, Году, Кеса и Кечал. Они органично вошли в рамки празднования Новруза, украсив его народными представлениями, играми и развлекательными мероприятиями. Хыдыр или Хызыр Ильяс - тюркский мифический образ, также встречаемый у курдов, более известный как Хыдыр Наби. Считается, что в это время предвестник весны, старец на своем белом коне путешествует по миру, заглядывает в дома и проверяет людей на милосердие и помощь. Чтобы Хыдыр наби принес счастье и благополучие, в доме проводят тщательную уборку, а в специально отведенное место ставят блюдо с пшеничной мукой. По поверью, если дом посетил Хыдыр, то там останется отпечаток его ладони и благополучие на целый год [14, с. Еще один мифический образ - Году-году Году, или Доду является богом Солнца и встречается в песенках, зачастую исполняемых детьми. Дети с накрашенными красными щеками ходили по домам, собирая сладости, чтобы задобрить Году и ускорить его приход на землю [10, с. Сегодня наиболее популярны, особенно среди детей, такие персонажи, как Кос-Коса старец с редкой бородой, олицетворяющий уходящую зиму и Кечал лысый персонаж, образ приходящей весны. Они вступают в шуточную борьбу, в которой в итоге победу одерживает Кечал [10, с. В последний зимний месяц боз ай четыре последние вторника уходящего года азерб. Данная традиция совпадает с концепцией четырех священных элементов Заратуштры, в которой вода, земля, воздух и огонь являются базовыми и священными элементами мироздания, необходимыми для выживания всего живого [15, с. Для каждого из четырех элементов в народе бытуют песни, игры, стихи и обряды. Первый вторник Су Чершенбе ахшамы посвящен воде. Считается, что в этот день обновляется вода во всем мире. Рано утром по традиции необходимо пойти на берег водоема, совершить ритуальные омовения. Следующий вторник - огненный Одлу Чершенбе ахшамы. В этот день принято прыгать через костер, который должен разжечь ребенок, в этом случае он считается чистым. В домах зажигались свечи, гуляния заканчивались на рассвете встречей Солнца. Третий вторник - Торпаг Чершенбе ахшамы или кичик чершенбе праздник земледельцев и посвящен земле, символу начала жизни и плодородия. Сегодня в этот день принято сажать деревья и проращивать пшеницу семени. Последним вторником уходящего года является Йел Чер-шенбе ахшамы - праздник пробуждения ветра, или Ахыр чершенбе последний вторник. Считается, что ветер так же необходим для богатого урожая, как и земля и солнце, в этот день завершается процесс пробуждения природы [14, с. Сегодня ритуалы, связанные с четырьмя элементами, проводятся в новых, городских условиях. Четыре стихии утратили свой сакральный смысл, очищение водой сводится к тщательной уборке дома, а праздник земли в городских условиях потерял свою актуальность в связи с отсутствием надобности выращивать продукты. Однако память о них все еще жива. Каждый последний вторник во дворах разжигаются костры, и все знают, в какой последовательности идут вторники. В каждом доме проходят приготовления к Новрузу, кто-то проращивает пшеницу семени , кто-то покупает готовую в магазине, готовятся в большом количестве сладости не только для членов семьи, но и обязательно для угощения гостей и соседей, родственников и знакомых, что является древнейшей традицией Новруза. В последний вторник и сегодня устраиваются гадания на будущее, что особенно распространено среди незамужних девушек. Дети в этот день очень любят старинную традицию кидания шапок под двери папаг атма. Из каждого дома в шапку должны положить сладости. Как и в огненный четверг, в этот вечер во дворах разжигают костер, люди веселятся и радуются предстоящему главному празднику. В день Новруза пламя огня присутствует в домах и около них. Даже в городских условиях во дворах устраиваются гуляния, разжигаются обрядовые праздничные костры. Продолжает жить древний обряд очищения огнем - прыжки через огонь 3 или 7 раз, при этом в Азербайджане и Иране проговариваются слова «моя желтизна тебе, твоя краснота мне», что, по мнению Е. Дорошенко, относится к зороастрийским традициям [5, с. Большой интерес представляет символика современного праздничного стола. В Азербайджане обязательно должны быть свечи, семь продуктов, начинающихся на букву «с» -семени проросшая пшеница , сябзи зелень , сумах приправа , су вода , сирке уксус , сарымсаг чеснок , а также крашеные яйца, рыба и зеркало. По зороастрийской традиции, «свечи символизируют память о священном огне, яйцо - символ зарождения жизни, а зеркало как бы является отражением света вселенной» [5, с. В каждой семье обязательно пекут национальные специально приготовленные к этому дню сладости - шекербура, пахлава и гогал. Шекербура представляет собой печеное в виде полумесяца с начинкой из протертого сахара с орехами, что символизирует Луну; пахлава - ромбовидная сладкая многослойная выпечка из меда и орехов символизирует звезду; а гогал - круглая слоеная булка с солоноватым или сладковатым привкусом и местными специями символизирует Солнце. Центральное место занимает плов, или шах-плов. В каждой семье рецепты приготовления переходят из поколения в поколение, хранится специальная утварь для приготовления. Одним из главных атрибутов этого дня является семени. По сегодняшний день в Азербайджане сохранился древний зороастрий-ский обычай проращивать семена пшеницы. Сегодня семени присутствует в каждом доме как один из самых главных атрибутов праздника, символизирующий начало новой жизни и изобилие. Это уникальный символ, который встречается как тюрков, так и у зороастрий-цев. Самый главный семени находится в центре народных гуляний - у Девичьей башни в Баку, на вершине которой горят праздничные факелы. Сегодня проросшую пшеницу украшают красной лентой с бантом. Здесь необходимо обратить внимание на символику цветов. Красный - цвет Новруза [10, с. По народным поверьям, красный цвет означает жизнь, свет, Солнце, радость. Красные ленты присутствуют также на свадьбах, что, возможно, является отголоском зороастрийской традиции. Таким образом, в совокупности элементы праздничного стола символизируют собой мини-конструкцию мироздания. С приобретением независимости Новруз достиг апогея творческого выражения, как, наверное, никогда ранее. С 1992 г. Если до 2006 г. Новруз стал весомой частью и имиджа Азербайджана: представительства Азербайджана за рубежом, азербайджанская диаспора и Международный Фонд Гейдара Алиева проводят праздничные мероприятия и просветительские семинары в десятках стран по всему миру. Во всех образовательных учреждениях проходят лекции и выступления профессиональных и любительских коллективов, на центральных улицах и площадях устраиваются художественные выставки, выставки народных промыслов, ярмарки, концерты, различные игры, спортивные состязания и конкурсы, театрализованные представления и шествия при участии Президента и Первой Леди.

10 праздничных традиций Новруза в Азербайджане

Азербайджан готовится к встрече Новруз байрама (праздник Навруз). Азия-Инвест Банк (АО) сообщает о праздничных нерабочих днях –Праздник Весны-Навруз в перечисленных ниже странах: в Узбекистане с 21.03.2024-24.03.2024 в Казахстане с 21.03.2024-25.03.2024 в Азербайджане с. Новруз в Азербайджане всегда был праздником земли, пробуждения природы, нравственной чистоты, равенства.

Баку готовится к встрече Новруза

Новруз (Новруз Байрам) — один из самых любимых и долгожданных праздников в Азербайджане. В Азербайджанском деловом центре ани по инициативе Фонда Гейдара Алиева состоялось празднование Новруз Байрамы. Персидские и тюркские народы традиционно отмечают собственный день весеннего равноденствия — древнейший праздник Навруз.

Праздник новруз в азербайджане 2024

В Индии община парсов отмечает праздник примерно 16-17 августа в соответствии с календарем Шахеншахи, который не учитывает високосные годы, что означает, что праздник теперь сдвинулся на 200 дней с его первоначального дня. Однако многие люди отмечают его в марте. Говорят, что фестиваль пришел в Индию благодаря богатому торговцу 18 века из Сурата Нуссерванджи Кохьяджи, который часто ездил в Иран и начал праздновать Навруз в Индии. В день праздника парсы одеваются в свои традиционные одежды, украшают дома огнями и ранголи и готовят вкусные блюда. Они принимают гостей, а также ходят навестить своих близких. Парсы также посещают Храм Огня и предлагают огню кидают в огонь фрукты, сандаловое дерево, молоко и цветы. На празднике зажигаются костры, устраиваются пиры, проходят музыкальные представления и традиционные виды спорта.

В Армении Навруз отмечают с 19 века. Он не является государственным праздником. Но его отмечают десятки тысяч иранских туристов, которые относительно легко и с большим удовольствием посещают Армению. Приток туристов из Ирана ускорился примерно с 2010-11 годов. Только в 2010 году около 27 600 иранцев провели Новруз в Ереване. Навруз также празднуют курды, проживающие в Армении.

Навруз Навроз широко отмечается в Узбекистане, по меньшей мере, две тысячи лет. Фестиваль был узаконен молитвами в мечетях и посещениями мазаров мусульманских святых и священных ручьев. В настоящее время Навруз является официальным государственным праздником в Узбекистане и всегда отмечается 21 марта.

Источники природного газа были разбросаны не только по всему Абше-ронскому полуострову, но находились даже в горной местности на высоте 2000 м селение Хыналыг.

Так как огонь являлся символом Аху-ра-Мазды, ни один обряд не совершался без него. Как отмечает известный исследователь Древнего Ирана Мэри Бойс, со времен Ахеме-нидской империи, вероятней всего, существовало два типа священных огней: бытовой и храмовый. Поклонение и молитвы «соборным огням» считались особо важными, так как человек сражается на стороне Света, «не только материально - против тьмы и холода, но и духовно - против сил зла и невежества» [7, с. Таким образом, уже в эпоху Ахеменидов в зороастрийских обрядах праздника Новруза были воплощены сущностные для данного региона ценностные смыслы.

Само явление равно- денствия открыли не иранцы, а приход Нового года в День весеннего равноденствия еще отмечали древние шумеры и вавилоняне, но именно зороастрийское учение одухотворило данную традицию. Впервые в истории человеческой культуры было обозначено противостояние Добра и Зла Света и Тьмы и способность человека бороться и способствовать окончательной победе Справедливости. В 331 г. Ахеменидская империя перестала существовать.

Все ее огромные владения вошли в состав империи Александра Македонского. Но после его смерти в 323 г. За последующее столетие с 323 по 227 г. Династия Сасанидов вернула былую мощь Древнего Ирана и создала империю 227 г.

Зороастризм во времена Сасанидской империи не только не потерял позиции, а окреп и был объявлен государственной религией [8, с. День равноденствия на официальном уровне был провозглашен началом Нового года и получил свое нынешнее название «Новруз», что с персидского означает «Новый день». Согласно Авесте, в течение десяти дней до Нового года души умерших фравахары гостят у своих родственников на земле, а с наступлением Новруза возвращаются обратно на небеса. Поэтому накануне Нового года необходимо было убрать и подготовить дом, приготовить яства, надеть красивую одежду, прочитать молитвы и зажечь на вершине дома огонь, чтобы погостившие души, увидев родственников в здравии и радости, могли найти обратный путь.

На рассвете разжигали новый праздничный огонь, наступало время празднования Нового года, что означало победу Справедливости и начало новой жизни [5, с. Известный переводчик Авесты И. Брагинский отмечал по этому поводу: «совпадение праздника, посвященного душам предков, с наступлением весны, т. Большой интерес представляют празднования при сасанидском царском дворе, продолжавшиеся 21 день.

Именно в тот период были заложены основы этики, эстетики проведения церемоний, торжественных ритуалов, в числе которых и ритуальное очищение дома и омовения, подарки близким, раздача сладостей и др. Царь издавал указ о помиловании заключен- ных [10, с. По краям царского серебряного стола были разложены лепешки из разных злаков: пшеницы, ячменя, проса, риса, кунжута, чечевицы, гороха, бобов и фасоли с надписями о богатстве, изобилии, счастье и процветании, а также семь белых чаш, семь белых дерхемов и новый динар [11, с. Сегодня в Азербайджане на праздничном столе можно проследить традицию царской церемонии.

Царские монеты дошли сегодня в символическом виде золотого кольца в чашке или во рту у приготовленной рыбы. Обязательно должны быть сухофрукты и орехи, и чем богаче стол, тем больше богатства будет в семье. Традиция дарения денег детям сохранилась, в основном, в Иране. В VII в.

Сасанидская империя была поглощена. Взаимодействие двух верований поначалу не складывалось. Ислам не допускал никакого взаимодействия с прежними верованиями и обычаями. Священный праздник иранских династий и империй Новруз преследовался.

Несмотря на все запреты, день прихода весны 21-22 марта продолжали тайно отмечать. С течением времени, во многом из-за поддержки иранской знати, отношение к этому празднику менялось в положительную сторону: праздник можно было отмечать за определенное вознаграждение. Ислам не смог сломить и уничтожить тысячелетнюю традицию. Всего через сто лет слово «Нируз» стало общепринятым в арабских странах, и традиция отмечать персидский Новый год стала общепринятой нормой.

К сожалению, положение Новруза в период нахождения в составе царской России и Советского Союза недостаточно освещено и изучено. Большой интерес представляет собой статья журналиста Физули Сабиро-глу, который прослеживает этапы развития и упадка праздника в советское время [13]. Как отмечает автор, до 20-х гг. В 20-е гг.

Однако, несмотря на запрет отмечать различные нереволюционные праздники, Новруз справляли в каждом доме как национальный праздник, неотъемлемую часть духовного мира каждого азербайджанца. Ситуация изменилась в период «оттепели» после смерти Сталина, когда многие народные традиции были реабилитированы. Наконец, в 1967 г. Сегодня праздник Новруз, со временем отдалившись от зороастрийской веры, сочетает в себе множество обрядов, танцев и игр, относящихся к тюркской культуре.

Как отмечается в труде «Новруз и тюркская культура», у тюрков с древнейших времен День солнечного равноденствия также отмечался и считался началом нового цикла. Зима состояла из нескольких периодов: «беюк чилле» - 40 дней со дня зимнего солнцестояния, «кичик чилле» - 20 дней с начала февраля и «боз ай» серый месяц - последний месяц зимы, оканчивающийся Новрузом, наступлением весны [14, с. Весна, приходящая после долгого периода холода, морозов и темноты, приносила тепло и радость, своего рода «освобождение» от зимних оков, и тюрки называли праздник весны Yilbashi йылбашы или ильбашы [10, с. В этот праздник проводились ритуалы, связанные с силами природы, с дождем и Солнцем, провожалась зима и встречалась весна.

Среди них в азербайджанской культуре сохранились ритуалы проведения последних вторников года, а также такие мифические персонажи, как Хыдыр, Году, Кеса и Кечал. Они органично вошли в рамки празднования Новруза, украсив его народными представлениями, играми и развлекательными мероприятиями. Хыдыр или Хызыр Ильяс - тюркский мифический образ, также встречаемый у курдов, более известный как Хыдыр Наби. Считается, что в это время предвестник весны, старец на своем белом коне путешествует по миру, заглядывает в дома и проверяет людей на милосердие и помощь.

Чтобы Хыдыр наби принес счастье и благополучие, в доме проводят тщательную уборку, а в специально отведенное место ставят блюдо с пшеничной мукой. По поверью, если дом посетил Хыдыр, то там останется отпечаток его ладони и благополучие на целый год [14, с. Еще один мифический образ - Году-году Году, или Доду является богом Солнца и встречается в песенках, зачастую исполняемых детьми. Дети с накрашенными красными щеками ходили по домам, собирая сладости, чтобы задобрить Году и ускорить его приход на землю [10, с.

Сегодня наиболее популярны, особенно среди детей, такие персонажи, как Кос-Коса старец с редкой бородой, олицетворяющий уходящую зиму и Кечал лысый персонаж, образ приходящей весны. Они вступают в шуточную борьбу, в которой в итоге победу одерживает Кечал [10, с. В последний зимний месяц боз ай четыре последние вторника уходящего года азерб. Данная традиция совпадает с концепцией четырех священных элементов Заратуштры, в которой вода, земля, воздух и огонь являются базовыми и священными элементами мироздания, необходимыми для выживания всего живого [15, с.

Для каждого из четырех элементов в народе бытуют песни, игры, стихи и обряды.

В этот день для всех мест Земли исключая районы земных полюсов день почти равен ночи. Многие народы связывали приход весны с пробуждением природы, устраивали праздник, отмечали его как начало нового года. Еще с древних времен, наравне с Ираном, Афганистаном, Таджикистаном, Узбекистаном и другими восточными народами, азербайджанские тюрки встречают приход нового года торжественно, устраивая празднества.

Почётными гостями праздника были руководители национально-культурных обществ Астраханской области. С приветствием к собравшимся обратилась руководитель Азербайджанского делового центра в Астрахани Регина Файзулаева. Его любят и взрослые, и дети, — отметила она.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий