Мир и спокойствие, единство таджикского народа, целостность государства, которые Лидер нации, президент Эмомали Рахмон достиг с большими сложностями, в ГБАО сегодня. Интересно, что в 1990-е годы, когда в Таджикистане шла гражданская война, среди небольшой части памирцев царили проафганские настроения. Памирцы возмущены, что их автономия, упомянутая даже в названии региона — по сути формальность, раз даже губернатора им назначают из Душанбе. Русское Агентство Новостей. Читайте последние новости дня по теме Памир: В НАНТ рассказали, зачем нужна российско-таджикская станция на Памире, Стало известно о состоянии пострадавших на Памире.
Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
Практически все соседи памирцев — мусульмане суннитского толка, а вот памирцы остаются шиитами-исмаилитами. южная служба новостей лого. Лайки: тарии: в TikTok (тикток) от пользователя(@_rahmatulloeva): «Памирская свадьба в Москве #памирскаясвадьба #памирцы #памирскаяпесня.
Как живут в Москве памирцы
Памирские платья (93 фото) | В пятницу получила продолжение история с массовой дракой среди бела дня в Туапсе, которую устроила группа мигрантов. Как выяснили правоохранители, все они являются гражданами. |
Таджики попрятались - фото сборник | Фото: Амир Исаев / РИА Новости. |
Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции | В конце концов, пришли к соглашению, что памирцы будут ежегодно доставлять причитающеюся оплату на русский пост, а начальник Памирского отряда будет ее затем отправлять бухарскому. |
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки | ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ (памирцы, самоназвание – помири), группа иран. народов. Живут в высокогорных долинах Памира и Вост. |
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки - Читайте на IA-CENTR | Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм. |
Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?
Неформальные лидеры в регионе остались. Неформальные лидеры пошли на сделку с Рахмоном, подписав соглашение о невмешательстве в дела региональной власти. Главное — они заявили о своей лояльности Рахмону. Тот, в свою очередь, пообещал развивать регион и не трогать местных авторитетов, но на ключевые посты в автономии стал назначать силовиков из центра. Несмотря на обещания президента, социально-экономическое положение в регионе оставляло желать лучшего. ГБАО стабильно удерживает лидерство по количеству безработных. Из 200 тысяч населения постоянного заработка не имеют 16 тысяч человек.
Развивать сельское хозяйство в горной местности сложно, что отпугивает инвесторов. Регион выживает за счет дотаций и помощи памирцев, живущих за границей. Они считаются самой сплоченной этнической группой Таджикистана и оперативно мобилизуются для помощи землякам. Вот и на этот раз едва началась охота на Мамадбокирова, как выходцы из Горного Бадахшана по всему миру начали выходить к таджикским посольствам с требованием восстановить порядок на их родине. Центр не реагировал, но внутри республики все чаще говорили о связях бадахшанских авторитетов с афганскими радикалами. Наступление на Памир В первые дни 2022 года в ГБАО заблокировали интернет и мобильную связь, что породило слухи о желании центра провести очередную спецоперацию по усмирению местных жителей.
Попытки журналистов узнать, что происходит в регионе, сталкивались с противодействием властей. Так, крупнейшее издание «Азия-Плюс» отказалось писать о событиях в Хороге из-за давления. Памирцы по всему миру выступали с требованием прекратить давление на ГБАО. В свою очередь, Рахмон убеждал внешних партнеров, что за протестующими стоят радикальные афганские группировки, которые хотят дестабилизировать ситуацию в регионе. На саммите ОДКБ, который проводился 16 мая в Москве , страны-участницы поднимали вопрос безопасности в Таджикистане, но Рахмон заверил, что справится сам. Пока политик заручался поддержкой союзников, в ГБАО снова вспыхнули протесты.
Катализатором стало решение душанбинского суда приговорить Чоршанбе Чоршанбиева, бойца ММА, выходца из Горного Бадахшана, к восьми годам и шести месяцам тюрьмы. По версии следствия, Чоршанбиев призывал памирцев к насильственному изменению конституционного строя. На улицы Хорога вышли до тысячи жителей. Они требовали освободить Чоршанбиева, отправить в отставку местные власти и довести до конца расследование убийства Зиебекова. Кроме того, демонстранты требовали выплатить компенсации пострадавшим в ходе спецоперации в ГБАО в 2012 году и грозили бессрочной акцией протеста, если Душанбе не услышит их требования. Еще одной подстрекательницей протестов назвали журналистку Улфатхоним Мамадшоеву.
Вечером, когда толпа протестующих приблизилась к центральной площади, по ним начали стрелять резиновыми пулями. В результате один человек погиб, шестеро были ранены. Но местные жители вышли на протесты в своих районах. Под раздачу попали все местные авторитеты, обвиненные в связях с террористами и попытках дестабилизировать ситуацию в республике «Преступники при поддержке международных террористических организаций получили за пределами страны оружие и боеприпасы, а также привлекли иностранных наемников для осуществления террористических актов и других форм провокации», — объяснили цели спецоперации в Министерстве внутренних дел Таджикистана.
В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 годы , который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый — символ света, солнца, красный — счастья.
Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека. Четырёхступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь. Брак и семья Наиболее архаичной формой семьи у горных памирцев являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный Кисляков 1951: 7-12. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. Пещерева 1947: 48 Традиционная пища В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клецки, болтушка, лепешки , в дробленном виде для густой или жидкой каши , фрукты, грецкие орехи, бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко, чай с молоком, с добавлением сливочного масла чай тибетских лам , по памирски «ширчой». Чай с молоко пили часто, а сливочное масло могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами, фруктами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Пещерева 1947: 48 Традиционные занятия Земледелие, скотоводство Основное занятие горных памирцев- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Кисляков 1949: 38-39 Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней. Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды. Моногарова 1972: 52 Традиционные промыслы Домашние промыслы- главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся вертикальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины.
И это существенно отличает их от таджиков и узбеков. Памирцы религиозны, но религия не мешает здешним девушкам ходить с открытыми лицами и непокрытой головой, учиться наравне с мужчинами, свободно общаться. Исмаилитские намазы совершаются не пять раз в день, а трижды. Мечети памирцам заменяют джамаатханы — дома собраний. На любом уровне у исмаилитов есть духовный лидер. В каждом памирском селе найдется халиф, с которым люди согласовывают многие вопросы своей жизни. Отличает памирцев от таджиков и язык. В советское время каждый третий памирец имел высшее образование, сегодня этот уровень немного снизился. Петербургский памирец Бахтибек Бердов родился в самом высокогорном городе в СНГ — в Хороге, на высоте 2200 метров над уровнем моря, где тополя растут только вдоль городских улиц на фоне горных пиков, гремят три горные речки и где тысячу лет назад проходил Шелковый путь. Отслужив в армии, Бердов в 1987 г. Он — чемпион Европы и четырехкратный чемпион Петербурга по карате. Посвятил себя педагогике, в конкурсе «Учитель года-2003» занял второе место.
Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
genocide watch таджикистане этнические памирцы подвергаются преследованиям задержаниям. genocide watch таджикистане этнические памирцы подвергаются преследованиям задержаниям. Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане. Заявление "памирцы – не таджики" нередко можно услышать во время бесед с выходцами из Горного Бадахшана. Любопытная деталь – по уверениям бадахшанских "активистов".
Взгляд с «крыши мира». Какие тайны Памира открывает русский из Старой Майны
Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Этническая самоидентификация Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [2] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времен имел хождение этноним таджик. В наше время таджиками себя считают как персоязычный народ Центральной Азии , язык которого относится к западно-иранской группе, так и носители восточно-иранских языков в лице ягнобцев , язгуламцев , рушанцев , бартангцев , шугнанцев , сарыкольцев , ваханцев , ишкашимцев , сангличцев , мунджанцев. В Афганистане таджиками себя называют ещё и ормури и пашаи и различные группы других народов в том числе пуштунов , говорящих на языке фарси. Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием «славяне» и «славянской национальности». Ученые отмечают [2] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира.
Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно дает им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей. Исходя из сходства в обычаях и традициях и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определенному сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами. Между тем язгуламцы хотя и исповедуют суннизм, но по этноязыковому признаку относят себя к памирцам. Первая и изначальная ступень этнического самосознания малых народов Памира — это ощущение общности, свойственной только им. То есть единение людей, у которых один и тот же язык, жизненный уклад, одни и те же традиции и обычаи; всем им присущи также некоторые сходные психологические особенности и по своему менталитету они отличаются от окружающих их народов. По этим признакам они считают себя прежде всего шугнанцами, рушанцами, бартангцами, сарыкольцами, язгуламцами, ишкашимцами, мунджанцами и ваханцами. Именно этот уровень самосознания отражает их этническую принадлежность, поскольку подразумевает наиболее монолитную общность людей, история которой насчитывает более чем 2 тысячи лет.
Этой общности присущи все признаки этноса [2]. Поселение и жилище Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов.
При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального и имущественного положения его владельца.
Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля лесс или глина , из которой складывают стены.
Народность Памирцы. Национальная одежда таджиков Памир. Бадахшан Таджикистан красавицы. Духтарони чаканпуш. Памирские женщины.
Памир и Памирцы. Памир Шугнанцы. Памиры нация. Памирские девушки. Памирцы Ваханцы. Язгулямцы и Памир. Памирцы осетины пуштуны. Певица Саера Таджикистан.
Шахноза Хушиева. Таджички внешность. Памирские красавицы. Памирцы таджикские нация. Национальный костюм памирцев. Памирки Таджикистан. Нация памирка. Народы Памира Ваханцы.
Таджики Памирцы. Памирец Национальность. Памирка Национальность. Памирцы потомки Александра Македонского. Памиро-Ферганская раса узбеки. Байрак Памирец. Памирцы в Москве. Портрет Таджикистан Памирцы.
Памирцы фото. Памирцы фото девушек и парней. Памирки фото девушек в Москве. Ташкурган Афганистан. Ташкурган Китай. Тибет Памирцы.
Прежде, чем вывести свои войска из Афганистана, англичане обязали Абдурахман-хана во внешней политике следовать только указаниям Англии. С июля 1883 года он стал получать на содержание своих войск субсидию в размере 1 200 000 рупий в год. Вынудив к бегству одного из претендентов на афганский престол Аюб-хана, Абдурахман-хан по заданию англичан приступил к осуществлению своей программы — захвату западных районов Памира. Для этих целей эмир подыскивал всевозможные поводы для прямого вмешательства во внутренние дела Шугнана, Ишкашима и Вахана. Таким наиболее удобным поводом стал приезд в эти места русского врача и ученого - ботаника Альберта Регеля, прибывшего по поручению Русского географического общества и Ботанического сада. В 1882 году после кратковременного пребывания у бальджуанского бека, Регель направил письмо шугнанскому шаху Юсуф-Али-хану с просьбой разрешить посетить страну с научными целями, а точнее — для сбора гербария. Последний ответил, что не возражает, но должен уведомить о нем афганские власти. Так, летом этого же года Регель прибыл в кишлак Калаи Барпанджа. Ознакомившись с Шохдарой и Гундом, русский ботаник двинулся по направлению к верхнему течению Пянджа, принадлежавщему бадахшанскому горнопромышленному округу Горон. Прибыв в первую горонскую деревню Шахбаг, Регель недружелюбно был встречен афганским смотрителем копий. В своем дневнике ученый написал: «В январе 1883 года после моего возвращения в Калаи Барпанджа, туда прибыл афганский офицер, при нем чиновник и 12 солдат. Они требовали моего возвращения по тому же направлению, откуда я приехал». Между афганскими представителями и Регелем возникла ссора, что сильно осложнило положение шугнанского шаха Юсуф-Али-хана. Афганцы все больше стали смотреть на него с подозрением. Все это происходило в то время, когда шугнанский шах был полунезависим по отношению к бадахшанскому миру Джехандар-шаху. Жители Памира, напротив, относились к Регелю очень радушно. В своем письме русский ученый сообщал начальнику Зерафшанского округа генерал-майору Иванову о том, что вассальные отношения Шугнана к Афганистану поверхностные. Также он отметил, что Бухара отвергла просьбу Шугнана о принятии его в подданство, после чего согласилась на временное присутствие в Шугнане афганцев. И действительно, шугнанский шах Юсуф-Али неоднократно обращался в Бухару о принятии Шугнана в ее подданство. Между тем, влияние Афганистана на Шугнан с каждым днем усиливалось. В наказание за дружбу с Регелем и за дружественное письмо, в котором Юсуф-Али-шах выразил желание принять русское подданство, эмир Абдурахман-хан вытребовал в Кабул семью шаха, а его самого приказал убить. Пребывание Регеля на Памире и симпатия к нему местного населения, вызвали недовольство и переполох правителей Афганистана, за спиной которых активно проводили свою агрессивную политику английские колониальные власти. Лишившись возможности захватить Восточную Бухару, которая к этому времени уже была подчинена эмиру бухарскому, Абдурахман-хан умело использовал внутреннее недовольство в этих районах в своих интересах. Агенты эмира при активной поддержке бадахшанского мира Джехандар-шаха сумели привлечь на свою сторону некоторые влиятельные шугнанские круги во главе с ишаном Сейидом Фаррух-ша, который был духовным наставником памирских исмаилитов. Сейид Фаррух-ша имел перевес над шахом и пользовался большим влиянием среди своих муридов. Юсуф-Али-шах, как суннит, враждебно относился к исмаилитам и обращался с ними жестоко, продавая их в рабство. Местные шахи, собирая рабов, переправляли их на продажу в города Афганистана — Кабул, Балх и даже в Бухару. О судьбе этих несчастных рабов Памира писал русский археолог Алексей Бобринский, отмечая, что мужчин вели на продажу со связанными руками, а женщин — с постриженными волосами. Цена на живой товар была такой: старик - 5 рублей, молодой парень - 50 рублей, красивая девушка - до 100 рублей. Эти обстоятельства вызывали широкое недовольство угнетенных масс. Многократные обращения духовного пира Сейид Фаррух-ша к афганскому эмиру Абдурахман-хану оставались без ответа. К моменту захвата Шугнана и Рушана войсками Абдурахман-хана здесь существовал острый внутренний конфликт между представителями господствующего класса, в частности, феодальной верхушкой во главе с Юсуф-Али-шахом и духовенством. Чтобы покорить районы Западного Памира, бадахшанский мир Абдулла-хан направил туда военный отряд во главе с Пурдил-ханом. Однако владетель Шугнана категорически отказался от этого, заранее предвидев свою участь в Бадахшане. Но влиятельные круги Шугнана сумели убедить его. После вечерного намаза Юсуф-Али-шах в сопровождении своих приближенных, местных аксакалов и старшин, вышел из крепости Калаи Барпанджа и направился в Файзабад к преемнику Джехандар-шаху - миру Абдулла-хану. Сердар Абдулла-хан предварительно заковал его в цепи и отправил в Кабул. Там ему был предъявлен ряд обвинений, в том числе и за дружбу с русским доктором. Положение Юсуф-Али-хана отягчалось ещё и тем, что было перехвачено письмо, которое он писал своему сыну Кувват-беку с предложением забрать остатки имущества и семью и бежать в пределы русского Туркестана.
Между тем жители высокогорья имеют особую культуру, свои интересные обычаи и традиции. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 годы , который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком.
Будьте в курсе
- Где стояли первые?
- Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
- Памирцы: уникальный народ с богатым наследием
- Протестующих на Памире поддержали в США и Германии
Непокоренный Памир: из-за чего в Таджикистане вспыхнули протесты
МВД Таджикистана сообщило о гибели силовика в стычке в Горном БадахшанеЧитать подробнее Он также рекомендовал властям "начать конструктивный и открытый диалог с памирским меньшинством, а также немедленно принять все необходимые меры для предотвращения конфликта". Де Варенн выразил сожаление в связи с тем, что предыдущие предупреждения со стороны группы экспертов ООН и рекомендации по предотвращению эскалации, не были услышаны правительством Таджикистана. В среду утром в МВД Таджикистана заявили, что начали антитеррористическую операцию в Рушанском районе ГБАО после того, как "преступные группы в составе 200 человек с применением всех видов оружия заблокировали трассу Душанбе-Хорог и пограничную комендатуру в трех точках в центре Рушанского района".
Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз молятся всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.
История народа Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы — потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет. По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время.
Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы — древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири. Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.
Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры. Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.
На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен.
В результате пешеходы были вынуждены обходить дерущихся мигрантов по проезжей части.
По результатам мероприятий, как сообщили в краевой прокуратуре, в отношении всех 15 иностранных граждан приняты решения о привлечении к административной ответственности «с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации». Популярное за сутки.
Уже ставшие регулярными силовые операции при любой даже незначительном митинге окончательно утвердили это мнение. Экономическая и социальная отсталость региона Отсутствие какой-либо поддержки стало причиной того, что в ГБАО сейчас самый высокий уровень безработицы более 80 процентов. Цены на продукты первой необходимости на 30-40 процентов выше, чем по всей стране из-за сложностей в логистике в труднодоступную местность.
Из-за этого мужская часть населения уезжает на заработки в другие страны, в том числе в Россию. В среднем от заработка с трудовой миграции ежегодно в казну Таджикистана поступает более 40 процентов от ВВП страны. Однако пандемия COVID-19, санкционное давление на РФ в связи с началом СВО и ужесточение миграционной политики в России сильно сказались на уровне поступлений в государственный бюджет от денежных переводов мигрантов. Это создало предпосылки к ухудшению экономической обстановки по всей стране, в том числе и в ГБАО, населенbе которой очень зависимо от заработка в России. Присутствие военных Наличие огромного количества военных ещё больше накаляет обстановку в Горно-Бадахшанской автономной области, удерживая местное население в постоянном напряжении и тревоге за свою жизнь.
Начиная с 2012 года значительный воинский контингент находится на территории области. Практически во всех городах ГБАО размещены дополнительные блокпосты. Ведётся тотальная слежка за всеми жителями. В случае даже минимального риска возникновения очередных протестов в ГБАО сразу отключается интернет и сотовая связь, что отрезает население от внешнего мира. Это по сути скрывает любые действия властей в отношении жителей — по некоторым данным, в Хороге происходит чуть ли не геноцид.
Возможные последствия Таджикские власти, проведя зачистку нежелательных для себя лиц в ГБАО, на первый взгляд решили важную проблему в неспокойном регионе. Местное население находится в запуганном состоянии без поддержки прежних авторитетных лидеров. Однако в этой ситуации кроется несколько нюансов, которые со временем могут всплыть на поверхность и стать причиной серьезных конфликтов не только в Таджикистане, но и в Средней Азии в целом. Вероятность вступления памирцев в радикальные группировки Ранее этнические памирцы дистанцировались от всех радикальных организаций, решая все возникающие вопросы с таджикскими властями путем демонстраций и диалога.
Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
Манзаршо убежал в Дарваз. Правящие круги Афганистана в страхе перед возмутившимися массами любой ценой пытались быстрее подавить восстание. В этом большую помощь оказывали местные феодалы, которые сразу вошли в союз с войсками Абдурахман-хана. Афганским войскам не удалось быстро подавить восстание. Сгруппировав свои силы, крестьяне дали в районе Калаи Барпанджа первое сражение афганцам. Но, не имея достаточных сил, после первого крупного столкновения отступили по направлению к Рушану. В кишлаке Ниводак, в самом узком месте на берегу Пянджа произошла вторая крупная стычка, в которой повстанцы потерпели поражение. Преследуя их, войска Абдурахман-хана без особого труда заняли рушанскую крепость Калаи Вомар. Крупные столкновения между афганцами и повстанцами произошли в шугнанском кишлаке Шидвуд и рушанском Чоснуд, где погибло множество людей с обеих сторон. Но в итоге победу праздновали афганцы. Многим шугнанским повстанцам отрубили голову, однако зверства победителей на этом не завершились.
Отрубленные головы они привязывали к шеям пленников. Калъаи Вомар Массовый геноцид Уже в середине 1886 года после подавления восстания иноземцы приступили к своим обычным методам «правления страной» - грабежам, убийствам и насилию над крестьянами Шугнана, Рушана и Вахана. Результатом этого явилось массовое бегство жителей обоих берегов Пянджа в китайский Сариколь, Фергану и Бухарские владения Дарваз. Автор книги «Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX века» академик Баходур Искандаров пишет, что он самолично был очевидцем рассказа 125-летнего старика Шукурова из кишлака Ниводак о чудовищном гнете афганских войск. Интересно, что в 1990-е годы, когда в Таджикистане шла гражданская война, среди небольшой части памирцев царили проафганские настроения. Эти настроения активно поддерживали полевые командиры боевиков, отступившие с равнинных территорий в горные районы ГБАО и получившие идейную и материальную поддержку из соседнего Афганистана. Они убеждали жителей ГБАО в том, что афганцы близки им не только в географическом отношении, но и по духу. Как мы видим, исторические факты не подтверждают последнее. Российский исследователь штабс-капитан Бронислав Громбчевский, направлявшийся со своей экспедицией в Кафиристан, в письме на имя русского консула в Кашгаре Н. Петровского подробно рассказывал о тех бедствиях, которые обрушились на жителей Шугнана и Рушана после захвата его афганцами.
Все, способные носить оружие, были перебиты, девушки и молодые женщины захвачены, а дети более знатных и влиятельных семейств высланы в Кабул. Население бежало к своим соплеменникам - сарыкольцам. Мы шли три дня по дороге, буквально усыпанной трупами животных, гниение которых порождало такое зловоние, что для ночлегов нам приходилось останавливаться в стороне от дороги. Повсюду попадались больные и раненые. Длинной вереницей шли женщины с грудными и малыми детьми на руках и за плечами. Словом, мы на каждом шагу видели такие ужасные картины народного бедствия, которые возможны только в шокирующей, мусульманской Азии, где один властелин, захватывая страну другого, считает себя вправе поголовно истребить население, а страну обратить в пустыню... Узнав во мне русского, они бросались на колени, целовали одежду и молили защитить их от преследований. Бедствие этих несчастных не поддается описанию». В верховьях Гунда, по сообщению того же Громбчевского, афганцы, захватив группу шугнанцев, бежавших на озеро Яшилькуль, расправились с ними с неслыханной жестокостью. Женщины были изнасилованы, дети брошены в пылающие костры, а мужчины перебиты.
Семья, влюбленная в Памир На захваченной афганцами территории действительно царил массовый геноцид. Подозревавшиеся в сопротивлении селения сжигались, а поля вытаптывались лошадьми. Часть из захваченных девушек и женщин отправили в Кабул, а другая была отдана в жены и наложницы афганским офицерам и солдатам. Со слов уцелевших беженцев Громбчевский записал: «Беженцы-шугнанцы говорят, что из числа населения, жившего по Гунду, большая часть или перебита, или бежала в русские пределы. Все селения южнее Сардема брошены и пустуют. По Шохдаре хотя населения и больше, но оно страшно обнищало и обращено афганцами в своих рабов и постоянных рабочих». Характеризуя взаимоотношения между войсками Абдурахман-хана и населением Шугнана и Рушана, поручик Бржезицкий в 1892 году сообщил с Восточного Памира ферганскому военному губернатору: «Жители Шугнана и Рушана до сих пор не могут забыть жестокой расправы афганцев, когда их казнили каждый день десятками, а деревни выжигались. В перспективе ожидается голод и бедствия предстоящей войны».
Более того, это право закреплено в Конституции Таджикистана, где ГБАО выделена отдельной главой, в которой подчеркиваются наличие культурных и исторических особенностей.
Всеобъемлющее определение и характеристика статуса и особенности региона приведены в преамбуле Конституционного Закона Республики Таджикистан о Горно-Бадахшанской Автономной Области, «Горно-Бадахшанская автономная область, являясь составной и неделимой частью Республики Таджикистан, обладает особыми географическими условиями, уникальными культурными, духовными и языковыми ценностями» Именно принцип неделимости, признания и сохранения культурной, духовной и языковой уникальности лежать в основе создания автономии, и именно соблюдение этих принципов и требуется от правительства Республики Таджикистан, ни больше и ни меньше. Правовые основания для предоставления автономии группам меньшинств — это международно признанный механизм, с помощью которого выполняется обязательство государства предоставить право на самоопределение своим народам. Автономия позволяет группе, являющейся меньшинством в государстве, осуществлять свои права, обеспечивая при этом гарантии единства, суверенитета и территориальной целостности государства. Автономный статус означает, что автономные образования наделяются определенными полномочиями, оставаясь при этом неделимой частью страны. Для того чтобы обеспечить надлежащие условия для сохранения автономии, применяются основные принципы, включая создание правовой основы для автономного статуса. Именно этими правовыми основами являются глава 7 Конституции РТ, Конституционный закон Республики Таджикистан о ГБАО, четвертая статья «Закона о Государственном языке Республики Таджикистан», которая закрепляет за памирскими и ягнобскими языками именно статус языка, а не диалекта и обязывает правительство Республики Таджикистан создавать условия для свободного применения и развития этих языков. Теперь перейдем в плоскость международного права. Общие договоры ООН по правам человека ратифицированные Республикой Таджикистан также содержат важные стандарты для защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам. Учитывая широкую ратификацию МПГПП и КПР, каждое государство в мире имеет юридически обязательное обязательство защищать права меньшинств на основе своих добровольных обязательств по международному праву, но не будем на этом останавливаться подробно так как это уже расписано детально в рекомендациях договорных органов ООН для Республики Таджикистан.
Существование меньшинства в международном праве- это вопрос установление факта и включает объективные факторы такие как наличие общей этнической принадлежности, география проживания, языка или религии , и субъективные факторы люди должны идентифицировать себя таковыми. Международным правом общепризнано, что признание статуса меньшинства не является исключительной прерогативой государства, а основываться на приведенных объективных и субъективных критериях. В совокупности, все принципы автономии и характеристики населения ГБАО, закрепленные уже в национальном законодательстве, и являются бесспорными объективными факторами.
Мунджан в верховьях р. Кокча район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане. Численность - ок. Близкие и соседние народы Памирец в Китае Таджикоязычные памирцы С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка дари.
Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. Соседние народы Таджикский язык является для памирцев языком религии исмаилизма , фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках. Кроме таджикского языка в общении между разными народностями распространён шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык. Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка, которая к примеру активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения включая семейную сферу. Ваханский язык, как разговорный занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязчным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведется обычно на ваханском языке. Для некоторых памирских народностей проживающих в Китае языком межнационального общения является уйгурский и китайский.
В Афганистане таковым является дари и в меньшей степени пушту. Согласно Конституции Афганистана памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. Этногенез и история Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона. Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту.
Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников - VII-VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы. Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев - в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира.
Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода , вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками». Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов - памирцы отказываются признавать себя таджиками.
Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Памирский мужчина из Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана Поселение и жилище Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур.
Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м - отгонно-пастбищное скотоводство. Мамадназаров 1977: 7-8 Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения памирцев - деревня. При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в деревне расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей.
Существуют деревни в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи.
В среду утром в МВД Таджикистана заявили, что начали антитеррористическую операцию в Рушанском районе ГБАО после того, как "преступные группы в составе 200 человек с применением всех видов оружия заблокировали трассу Душанбе-Хорог и пограничную комендатуру в трех точках в центре Рушанского района". Как утверждают в таджикском МВД, эти группировки, используя "коктейли Молотова" подожгли колонну автомобилей, принадлежащих антитеррористическому подразделению ГКНБ. В результате, по сообщению пресс-центра МВД РТ, "один офицер погиб, 13 военнослужащих получили тяжелые ранения".
Как путешествие русского доктора Регеля чуть не привело к геноциду памирцев
Русское Агентство Новостей. Новости технологий» Происшествия» Руслан Бобиев из Москвы — кто он, биография, что он сделал. Таджикистан Памирцы народ. Памирец нация. Таджикистан Памирцы народность. «Памирцы», так себя называли отморозки, «прославились» в Интернете тем, что неоднократно толпой избивали молодых людей, и снимали свои нападения на камеру. Основная масса местных – это памирцы, представители группы народов, которые, если и являются родственниками таджиков, то очень дальними. В данном ролике мы расскажем вам о таком народе как памирцы.
Pamir Daily | Актуальные новости Памира
Взгляд с «крыши мира». Какие тайны Памира открывает русский из Старой Майны | кто такие памирцы. Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам. |
Между миром и Памиром. История этой маленькой страны полна трагических страниц | Pamir Daily News обратилось к специалистам из памирской диаспоры, чтобы они разъяснили вопрос этнической и национальной принадлежности памирцев. Представляем вниманию. |
Почему памирские народности исчезли с официальных сводок? | | Кроме того, памирцев, кхо и буришей сближает общее субстратное наследие доиндоевропейских аборигенов Памиро-Гиндукуша, остатками которых и являются буриши. |
Взгляд с «крыши мира». Какие тайны Памира открывает русский из Старой Майны | Министр также упомянул, что в Таджикистане проживают около 100 национальностей и этнических меньшинств, при этом не называя памирцев среди прочих. |