2. Народные инструменты. Композитор Норвегии и Франции, один из лучших исполнителей Европы на нетрадиционном инструменте банденеон, исполнитель известного дуэта с Гидоном Кремером.
Новости по теме
- Волынки Франции
- Какой национальный музыкальный инструмент Франции
- История народных инструментов: бандура. Новости Владимира.
- Каннель: звучный инструмент с благородным происхождением
- Волынка - старинный славянский инструмент
Виват, Драгой!
Потом снимаем и края заклеиваем планкой», — пояснил мастер. Корпус обрабатывают наждачной бумагой и покрывают краской, а затем лаком. Окольцовывают его металлическими прутьями и с двух сторон устанавливают мембраны. Раньше их делали из телячьей или козьей кожи. Сейчас в основном из пластика. Кроме народной музыки, на дхоле можно играть и инди-фолк, рок, поп и даже использовать в сочетании с симфоническим оркестром.
Они пели нравоучительные, шуточные, сатирические песни, танцевали под аккомпанемент различных инструментов, в том числе тамбурина, барабана, флейты, щипкового инструмента типа лютни это способствовало развитию инструментальной музыки. Жонглеры выступали на праздниках в деревнях, при феодальных дворах и даже в монастырях участвовали в некоторых обрядах, театрализованных шествиях. Слайд 4 Музыкальные инструменты Франции 1 Волынка - во Франции существует и несколько своих вариантов волынки: кабретта с одним бурбоном , бодега, центральнофранцузскя волынка 2 или 3 бурбона.
Так же во Франции популярен и квинтон - струнный смычковый музыкальный инструмент.
Немало песен посвящено детям — колыбельные, игровые, считалки. Разнообразны трудовые песни жнецов, пахарей, виноградарей и другие , солдатские и рекрутские песни. Слайд 3 Песни во Франции 2 Светская музыка Наряду с культовой развивалась светская музыка, звучавшая в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов. Носителями народных музыкальных традиций средневековья были главным образом бродячие музыканты — жонглёры, которые пользовались большой популярностью в народе.
Кроме того, он замечает, что мандора отличается от лютни только количеством струн и строем P. Лютнеобразной мандора также показана у М. Мерсенна, тогда как немного ранее у Ф.
Франсуа де Шанси. Изображение мандоры с указанием строя. Из сборника: Tablature de mandore de la composition du sieur Chancy. Paris, 1629. Этот вариант близок к схематичному изображению, данному в наиболее раннем из сохранившихся источников, свидетельствующих о кварто-квинтовом строе мандоры, — манускрипте Ф. Мерлена и Ж. Жак Селье. Все известные образцы музыки для мандоры записаны в табулатуре.
Сборники, в которых они представлены часто включающие сочинения и для других инструментов , содержат преимущественно французскую либо написанную во французском стиле музыку, однако рукопись Дж. Скина Skene manuscript, около 1615—1635 , хранящаяся в Национальной библиотеке Шотландии в Эдинбурге, составлена в основном из шотландских песен и танцев.
Народные музыкальные инструменты франции. Музыка Франции: французский аккордеон
«Представляете, с нашими оркестровыми инструментами полетим во Францию на самолете с двумя пересадками, затем поедем в парижском метро. Эти поездки за границу превратились в настоящее триумфальное шествие: число поклонников Андреева стремительно росло, оркестры народных инструментов стали возникать повсюду. Музыкальные инструменты в средние века Народные музыкальные инструменты франции.
Волынка — один из главных народных инструментов Франции
- Что такое тамбурин
- Мандора (музыкальный инструмент). Большая российская энциклопедия
- Самый древний музыкальный инструмент
- Музыка Франции: французский аккордеон - Жить во Франции
Колесная лира
Народные музыкальные инструменты франции. Музыка Франции: фольклорные традиции. Разнообразие народных музыкальных инструментов Франции В дополнение к колёсной лире и волынке, во Франции существует множество других народных музыкальных инструментов. Возможно, именно из-за этой простоты и доступности домбра стала истинно "народным" инструментом, говорит преподаватель отделения народных инструментов республиканского Колледжа искусств Любовь Дохаева. Появившись во Франции в XVIII веке, компактный и легкий ударный инструмент приобрел широкую популярность.
Оркестр Пермской филармонии получил Гран-при во Франции
К революции гармонь стала таким же народным инструментом, как балалайка. во Франции существует и несколько своих вариантов волынки: кабретта (с одним бурбоном), бодега, центральнофранцузскя волынка(2 или 3 бурбона). струнный смычковый музыкальный инструмент. Музыка франции Музыкальные инструменты во франции. В 2013 году в Сент-Эмильоне (30 км от Бордо, Франция), в самом прославленном районе Жиронды, российский бизнесмен Андрей Филатов купил 9 га земли и начал выращивать виноград, делая из него необычное вино.
Народные музыкальные инструменты франции. Музыка Франции: французский аккордеон
Существуют и другие упоминания о зурне: В Древней Греции во время театральных действ, преподношения жертв богам и в военных походах использовался авпос — прародитель зурны. Есть версии, что именно из Греции инструмент попал на Восток. В результате археологических раскопок на территории древнейших поселений Мингечевира, были обнаружены 4 зурны, датируемые 1 тысячелетием до н. На Руси он отличался тем, что на конце был загнут трояко. Музыканты — зурначи, сурначи служили при дворе и упоминаются в грамоте царя Бориса наряду с «трубниками». В Азербайджане под звуки зурны отцы провожали своих сыновей в армию. Народ использовал её для музыкального оформления спортивных соревнований, игр, свадеб. Под мелодию зурны, согласно традиции, невеста заходила в дом супруга. Звучание зурны Диапазон представляет полторы октавы октава — 8 нот : от «си бемоль» малой октавы, заканчивая «до» третьей октавы.
Окрас звучания пронзительный, яркий. Если музыкант профессионал высокого класса, он может увеличить диапазон на несколько звуков.
В сельской местности считался женским инструментом, позволяющим коротать досуг и сопровождать пение и танец несложным «подручным» инструментом. Кубыз доступен для изучения и освоения и очень распространен в настоящее время не только как национальный инструмент, но и как простой звучащий инструмент современной этно-музыки. Кучевасова в 2014 году. Место записи — г. Учалы Республики Башкортостан, исполнитель — Гарифа Кудрявая, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Хазина», автор видеофрагмента — Наталья Ролина. Желаем приятного просмотра!
Свою первую домбру он делал целый месяц. Сейчас у него уходит от недели до двух.
Но очередь из заказчиков все равно растягивается на несколько месяцев. И не только потому, что Дедников теперь — один из лучших и востребованных в Калмыкии мастеров. А сейчас — настоящий бум, такой всплеск интереса… Заказывают и музыкальные школы, и обычные люди — для детей и просто для себя. Кто-то совсем старые инструменты приносит — что-то поправить, лады набить", — говорит он. Устройство у домбры нехитрое — корпус, длинный гриф и две струны. Но тут же добавляет: "Вопрос в том, каким получится инструмент, кто и что в него вкладывает… Вот есть хороший гитарный мастер в Кисловодске, у нас многие у него заказывают домбру — очень красивые они получаются. Но звук немного другой — больше гитарный, чем домбровый". В старину калмыки-кочевники играли на гораздо более простых домбрах — ладов было всего семь, струны делали из кишок животных, а дерево для домбры брали любое, какое нашлось. Возможно, именно из-за этой простоты и доступности домбра стала истинно "народным" инструментом, говорит преподаватель отделения народных инструментов республиканского Колледжа искусств Любовь Дохаева. Гриф тоже каждый делал под свою руку — поэтому и длина была разная, и количество ладов — были пятиладовые, семиладовые домбры… И всегда этот инструмент был самым массовым, самым узнаваемым", — рассказывает Дохаева.
Она берет в руки небольшую простенькую домбру. На грифе надпись "Цаганур".
От него пришли в восторг даже случайно заказавшие "чего-нибудь необычного" Элтон Джон с Дэвидом Бекхэмом, о чем последний написал отзыв в своем блоге, который читают, между прочим, 52 млн человек. Тем не менее после введения санкций некоторые европейские страны отказались покупать "враждебную" продукцию. На винодельню началось неафишируемое, но мощное давление, счета в банке были заблокированы. Ведь в сегодняшней Франции сохранять такое название вина, мягко говоря, неочевидно. Не думали ли вы его поменять?
Ведь искусство - это умение объединять людей и народы, а уж когда речь о великом русском искусстве - тем более.
Виват, Драгой!
Распространение григорианского пения в период царствования династии Каролингов связано прежде всего с деятельностью бенедиктинских монастырей. Католические аббатства Жюмьеж стали центрами церковной музыки, ячейками профессиональной духовной и светской музыкальной культуры. Для обучения учащихся пению при многих аббатствах были созданы специальные певческие школы метризы. Там преподавали не только григорианское пение, но и игру на музыкальных инструментах, умение читать музыку. В середине 9 в. В 9 веке григорианский хорал обогатился секвенциями, которые во Франции называют также прозами. Создание этой формы приписывалось монаху Ноткеру из Санкт-Галленского монастыря современная Швейцария. Впрочем, Ноткер указывал в предисловии к своей «Книге гимнов», что сведения о секвенции он получил от монаха с Жюмьежзского аббатства. Впоследствии во Франции особенно прославились авторы проз Адам из аббатства Сен-Виктор 12 в.
Таким образом, легко заметить, что у фольклорной музыкальной культуры тематическая и жанровая палитра в разы богаче, чем у церковной. Среди лирических жанров особое место занимают пасторали. Эта тема нашла отражение не только во французской музыкальной культуре, но и в литературе, живописи, театре. Популярная даже при королевском дворе пастораль воспевала и идеализировала сельскую жизнь, рисуя сказочную картинку, безумно далекую от реальной. Во французской народной музыке мне особенно нравится один раздел, который, так или иначе, присутствует в фольклоре любого народа. Он кажется мне наиболее милым, приятным, жизнерадостным. В нем ощущается тепло, трепет, материнская забота, наивность, стремление верить в чудеса и радоваться каждому прожитому дню. Я говорю о французских народных песнях посвященных детям — колыбельные, игровые, считалки фр.
Разнообразны трудовые песни жнецов, пахарей, виноградарей и др. Другой жанр французской народной музыки был очень созвучен с музыкальными традициями стран Европы, участвовавших в крестовых походах. Во всех странах-участницах создавались песни и баллады, повествовавшие об этих исторических событиях, подвигах, битвах, поражениях, рыцарях, героях, врагах и предателях. Разумеется, Французы не смогли остаться в стороне не от походов, не от творчества. К сожалению, большинство этих произведений не дошли до наших дней, в отличие от шедевров церковной музыки, которые чаще всего были записаны, то есть задокументированы. Однако ни церковная, ни народная музыка не могла удовлетворить духовные потребности третьей части общества, самой богатой и влиятельной — знати. Именно под ее влиянием начала постепенно зарождаться и формироваться светская музыка. Она звучала не под сводами церкви, не на ярмарках и городских площадях, а в королевском дворце, в замках знатных вельмож и феодалов.
Носителями народных музыкальных традиций средневековья были главным образом бродячие музыканты — жонглёры, которые пользовались большой популярностью в народе. Они пели нравоучительные, шуточные, сатирические песни, танцевали под аккомпанемент различных инструментов, в том числе тамбурина, барабана, флейты, щипкового инструмента типа лютни это способствовало развитию инструментальной музыки. Жонглеры выступали на праздниках в деревнях, при феодальных дворах и даже в монастырях участвовали в некоторых обрядах, театрализованных шествиях, приуроченных к церковным праздникам, получивших название Carole. Их преследовала церковь как представителей враждебной ей светской культуры. В 12-13 вв. Часть их оседала в рыцарских замках, попадая в полную зависимость от рыцаря-феодала, другие останавливались в городах. Таким образом, жонглеры, утратив свободу творчества, стали оседлыми менестрелями в рыцарских замках и городскими музыкантами. Однако этот процесс в то же время способствовал проникновению в замки и города народного творчества, который становится основой рыцарского и бюргерского музыкально-поэтического искусства.
В эпоху позднего средневековья в связи с общим подъемом французской культуры начинает интенсивно развиваться и музыкальное искусство. В феодальных замках на основе народной музыки расцветает светское музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов 11-14 вв. Во 2-й пол. Среди труверов наряду с королями, аристократией — Ричардом Львиное Сердце, Тибо Шампанским королём Наварры , впоследствии получили известность представители демократических слоев общества — Жан Бодель, Жак Бретель, Пьер Мони и другие. Они внесли свои особенности в искусство трубадуров и труверов, отойдя от его возвышенно-рыцарских музыкально-поэтических образов, освоив народно-бытовую тематику, создав характерный стиль, свои жанры. Виднейшим мастером городской музыкальной культуры 13 века был поэт и композитор Адам де ла Аль, автор песен, мотетов, а также популярной в своё время пьесы «Игра о Робене и Марион» ок. Он по-новому трактовал традиционные единогласные музыкально-поэтические жанры трубадуров, использовав многоголосие. Отразилось это не только в политической и экономической, но и в культурной сфере.
Создание в них университетов, школ способствовало развитию культуры, музыки и повышению роли музыки как искусства. Так, в созданном в начале 13 века Парижском университет Сорбонне, музыка была одним из обязательных и важных предметов. Это, безусловно, способствовало повышению роли музыки как искусства. В 12 веке одним из центров музыкальной культуры стал Париж, и прежде всего его Поющая школа собора Нотр-Дам, объединившая крупнейших мастеров — певцов-композиторов, ученых. С этой школой связан расцвет в 12-13 вв. В произведениях композиторов Нотр-дамской школы григорианский хорал перетерпел изменения: ранее ритмически свободный, гибкий хорал приобрел большую размеренность и плавность отсюда название такого хорала cantusplanus. Осложнения многоголосной ткани и её ритмической структуры потребовало точного обозначения длительностей и совершенствование нотации — в результате представители парижской школы на смену учению о модусах постепенно пришли к мензуральной нотации. Значительный вклад в этом направлении сделал музыковед Иоанн де Гарландия.
Многоголосие вызвало к жизни новые жанры церковной и светской музыки, в том числе кондукт и мотет. Кондуктизначально выполнялся преимущественно во время праздничной церковной службы, однако позже стал чисто светским жанром. В числе авторов кондукта — Перотин. На основе кондукта в конце 12 в. Мотет допускал свободу объединения литургических и светских напевов и текстов, — такое сочетание привело к рождению в 13 в. Значительное обновление получил жанр мотета в 14 веке в условиях направления arsnova, идеологом которого выступил Филипп де Витри. В искусстве arsnova большое значение придавалось взаимодействию «бытовой» и «научной» музыки то есть песни и мотета. Филипп де Витри создал новый тип мотета — изоритмичный мотет.
Нововведения Филиппа де Витри затронули также учение о консонансе и диссонансе объявил консонансы терции и сексты. Идеи arsnova и, в частности, изоритмичний мотет продолжили своё развитие в творчестве Гийома де Машо, который объединил художественные достижения рыцарского музыкально-поэтического искусства с его единогласными песнями и многоголосной городской музыкальной культуры. Ему принадлежат песни с народным складом, вирелэ, рондо, он же впервые разработал жанр многоголосной баллады. В мотете Машо более последовательно, чем предшественники, применял музыкальные инструменты вероятно, инструментальными были прежде нижние голоса. Машо также считается автором первой французской мессы полифонического склада. В течение двух веков во Франции работали самые выдающиеся композиторы нидерландской полифонической школы: в середине 15 в. Беншуа, Г. Дюфаи, во 2-й половине 15 в.
Окегем, Я. Обрехт, в конце 15 — начале 16 вв. Как можно заметить французская музыкальная культура средневековья была весьма разнообразной, богатой и разноплановой. Она развивалась на почве самобытной народной музыки племен и народов, населявших современную территорию Франции до эпохи средневековья. Большое влияние на нее оказала христианская религия и традиции христианской культовой музыки. Разумеется, не прошли бесследно и многочисленные контакты, культурные соприкосновения с народами соседних стран. Французская средневековая музыкальная культура прочно опиралась на три основные столпа: религиозная, народная и светская музыка. Они и являлись ее основой, базисом, позволявшим французской музыкальной культуре развиваться, совершенствоваться, взаимообогащаться, комбинируя эти направления.
На смену мрачному, религиозному средневековью пришла великолепная и блестательная эпоха Возрождения. Renaissance появился в Италии и достаточно скоро приобрел популярность в Европе. Не остались в стороне и французы. Они одними из первых по достоинству оценили эту «культурную революцию» и присоединились к ней. Врожденное чувство прекрасного, отменный вкус, художественное чутье не подвели французов. Но не только эстетический вкус оказал влияние на смену культурных эпох во Франции. Здесь необходимо учитывать целый ряд важнейших исторических процессов и факторов, оказавших существенное значение при становлении и утверждении норм и канонов Возрождения. Одним из ключевых факторов в данном историческом ряду событий по праву является возникновение буржуазии 15 в.
Следующим фактором следует назвать борьбу за объединение Франции, завершившуюся к концу 15 века. И, разумеется, создание единого централизованного государства, провозглашавшего новые ценности в новую эпоху. Таким образом, уже конце 15 в. В этот период существенно возрастает роль музыки в светской жизни.
У него может быть 6 струн, две из которых называются «шантрель» самая высокая струна , другие две называются «бурдон грав» низкий бурдон , что можно перевести как «низкий шмель». Стоит упомянуть, что звук инструмента очень похож на жужжание шмеля. Для игры на колёсной лире музыканту необходимо правой рукой крутить ручку, а левой рукой играть мелодию на клавишах. При нажатии на клавиши появляется высокий звук струн шантрель.
Жан-Филипп Рамо. Ставший знаменитым лишь в зрелые годы, Ж. Рамо так редко и скупо вспоминал о своем детстве и юности, что даже его жена почти ничего об этом не знала. Лишь по документам и отрывочным воспоминаниям современников мы можем восстановить путь, приведший его на парижский Олимп. День его рождения неизвестен, а крещен он был 25 сентября 1683 г. Отец Рамо работал церковным органистом, и первые уроки мальчик получил от него. Музыка сразу стала его единственной страстью. Жан-Батиса Люлли. Этот выдающийся музыкант-композитор, дирижер, скрипач, клавесинист прошел жизненный и творческий путь, чрезвычайно своеобразный и во многом характерный для его времени.
Тогда еще сильна была неограниченная королевская власть, но уже начавшееся экономическое и культурное восхождение буржуазии привело к появлению людей из третьего сословия в качестве не только "властителей дум" литературы и искусства, но и влиятельных фигур в чиновно-бюрократических и даже придворных кругах. Франсуа Куперен - французский композитор и клавесинист, как непревзойденный мастер игры на клавесине он удостоился от своих современников титула "Le Grand" - "Великий". Родился 10 ноября 1668 г. Его отцом был Шарль Куперен, церковный органист. Французская музыка классического направления достигла своего расцвета в 19 веке. Эпоха романтизма во Франции представлена произведениями Гектора Берлиоза, прежде всего, его симфонической музыкой. А в конце этого столетия во Франции появляется новое направление в классической музыке - импрессионизм, который связывают с именами Клода Дебюсси, Эрика Сатии Мориса, Равеля В 20-х годах 20 века во Франции распространяется джаз , выдающимся представителем которого был Стефан Граппелли. Во французской поп-музыке сложился жанр шансона, где ритм песни повторяет ритм французского языка, акцент делается как на словах, так и на мелодии. Благодаря Мирей Матье, Эдит Пиаф и Шарлю Азнавуру французская музыка в жанре шансон стала необычайно популярна и любима во всем мире.
Хочу рассказать про Эдит пиаф 19 декабря 2014 года исполняется ровно 99 лет, как в Париже появилась на свет певица Эдит Пиаф. Она родилась в тяжелейшее время, несколько лет жила слепой и начинала петь в самых злачных кабаках. Постепенно, благодаря своему таланту, Пиаф покорила Францию, Америку, а затем и весь мир… Начало 30-х годов. Из маленького кинотеатра на окраине города после вечернего сеанса выходит странное создание в грязном свитере и потрепанной юбчонке. Губы неровно намазаны ярко-красной помадой, круглые глаза вызывающе глядят на мужчин. Она посмотрела фильм с Марлен Дитрих. И у нее прическа точь-в-точь как у кинозвезды! Вихляя тощими бедрами, самоуверенная пигалица заходит в прокуренный бар и заказывает два стакана дешевого вина -- себе и молодому моряку, к которому подсела за столик... Эта вульгарная уличная девчонка скоро станет Эдит Пиаф.
Во второй половине 20 века во Франции становится популярной эстрадная музыка, известными исполнителями которой явяются Патрисия Каас, Джо Дассен, Далида, Милен Фармер. Патримсия Каамс фр. Patricia Kaas; род. Стилистически музыка певицы -- это смесь поп-музыки и джаза. С момента выхода дебютного альбома Каас «Мадмуазель поёт блюз» фр. Mademoiselle chante le blues в 1988 году во всём мире было продано более 17 миллионов записей её выступлений. Особо популярна во франкофонных и немецкоговорящих странах, а также в России. Существенная часть её формулы успеха -- это постоянные гастроли: Каас практически всё время находится в заграничных турне. Представляла Францию на конкурсе песни «Евровидение» 2009 года и заняла 8 место.
Одним из пионеров электронной музыки был французский композитор Жан-Мишель Жарр, его альбом Oxygene стал классикой электронной музыки. В 90-х годах 20 века во Франции развиваются и другие жанры электронноймузыки, такие как хаус, трип-хоп, нью-эйдж, и другие. Размещено на Allbest. Рамо и "большая" французская опера. Французская лирическая трагедия как жанр. Лирические трагедии Рамо. Рамо и Де Ла Брюер. Рамо - звучащий Версаль. Черты стиля Рококо в музыке и других видах творчества.
Музыкальные образы французских клавесинистов, клавесинная музыка Ж. Рамо и Ф. Метроритм, мелизматика, динамика. Специфика исполнения французской клавирной музыки на аккордеоне. Артикуляция, меховедение и интонирование, техника исполнения мелизма. Логико-понятийная схема французской музыкальной терминологии: истоки и принципы формирования. Эволюция французской музыкальной терминологии исполнительского искусства, иноязычное влияние на данную сферу. Специфика стиля разных эпох. Додекафонная техника музыкальной композиции.
Натуральный мажор и минор, особенности пентатоники, использование народных ладов. Роль В. Одоевского в российской музыкальной культуре. Анализ церковной музыки. Профессиональный разбор специфики выразительных средств музыки, особенностей баховской полифонии. Признаки психологизма в музыке. Эффективные методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры. Вокально-хоровая работа. Исполнительный репертуар учащихся.
Слушание музыки. Метроритмика и игровые моменты. Межпредметные связи. Формы контроля. Фрагмент урока музыки для 3 класса. Истории направлений американской музыки. Основные течения джаза и кантри. Характерные черты музыкального языка джаза. Ковбойские баллады Дикого Запада.
Французская музыка, которую мы слышим, имеет глубокие корни. Она появляется из народного творчества крестьян и горожан, религиозной и рыцарской поэзии, из танцевального жанра. Становление музыки зависит от эпох. Кельтские верования, а впоследствии региональные нравы французских провинций и соседних народностей образуют особенные музыкальные мелодии и жанры, присущие музыкальному звучанию Франции. Музыка кельтов Галлы - самый крупный кельтский народ потерял свой язык, заговорив на латинском, но приобрел кельтские музыкальные традиции, танцы, эпос и музыкальные инструменты: флейту, волынку, скрипку, лиру. Галльская музыка распевная, связана с поэзией неразрывно. Голос души и выражение эмоций передавали странствующие барды. Они знали множество песен, владели голосом и умели играть, а также использовали музыку в таинственных ритуалах. Во французском фольклоре известны 2 варианта музыкальных произведений: баллады и лирика - народная поэзия с припевом, который заменял музыку.
Все песни написаны французским языком, несмотря на то, что жители разных частей Франции говорили на собственных наречиях. Язык центральной Франции считался торжественным и поэтичным. Эпические песни Песни-баллады были в большом почете в народной среде. Германские предания взяли за основу таланты из народа для своих песен-легенд. Эпический жанр исполнял жонглер - народный певец, который как летописец увековечивал события в песне. Позже, его музыкальный опыт передается средневековым бродячим певцам - трубадурам, менестрелям, труверам. Среди песен-легенд значительную группу составляет песня - жалоба, как отклик на трагические или несправедливые события. Религиозный или светский рассказ обычно грустный, с преобладанием минорной тональности. Жалоба могла быть романтической или приключенческой, в которой главным сюжетом оказывалась любовная история с трагическим концом или сцены страстей, порой полные жестокости.
Песня-жалоба распространялась вглубь деревень и постепенно обретала шуточный и сатирический характер. Напевом жалоб могли быть церковные песнопения или деревенское пение - длительные, с паузами рассказы. Классическим примером повествовательных песнопений является «Песня о Рено», имеющая ритм в мажоре. Мелодия спокойна и подвижна. Песенную балладу с кельтскими мотивами можно услышать в творчестве Нольвен Леруа - фолк-певицы из Бретани. Первый альбом «Бретонка» 2010 г. Баллады звучат и у классиков рок-фолка - «Tri Yann». Повесть о простом моряке и его подруге признана хитом и жемчужиной фольклора. Группа основали три музыканта по имени Жан в 1970 году.
О чем сообщает и название группы, которое с бретонского переводится «три Жана». Еще одна песня-баллада «В тюрьмах Нанта» о сбежавшем узнике при содействии дочери тюремщика - популярна и известна всей Франции. Любовная лирика В любых формах народной музыки возникала история любви. В эпосе - это рассказ о любви на фоне каких-либо военных или житейских событий. В шуточной песне - это ироничный диалог, где один собеседник смеётся над другим, нет единения любящих сердец и объяснений. В детских песнях поется о свадьбе птиц. Лирическая французская песня в классическом понимании - это пастораль, возникшая из сельского жанра и перекочевавшая в репертуар трубадуров. Ее героями выступают пастушки и сеньоры. Общественные певцы уточняют также время и место действия - обычно это природа, виноградник или сад.
Регионально народная песня о любви различается тональностью. Очень чувствительна бретонская песня. Серьезная, взволнованная мелодия говорит о возвышенных чувствах. Альпийская музыка - чистая, текучая, наполненная горным воздухом. В центральной Франции - «равнинные песни» в стиле романса. Прованс и юг страны сочиняли серенады, в центром которой была влюбленная пара, а девушку сравнивали с цветком или звездой. Пение сопровождалось игрой на тамбурине или французской дудке. Поэты-трубадуры слагали свои песни на языке Прованса и воспевали куртуазную любовь и рыцарские подвиги. В сборники народных песен XV в.
В любовной лирике отсутствует характерная для жарких песен Италии и Испании изысканность, для них характерный оттенок иронии. Чувственность народных песен играет решающую роль, а любовь к этому жанру распространилась на создателей шансона и до сих пор живет во Франции. Музыкальная сатира Галльский дух проявляется в шутках и в песнях. Наполненный жизнью и насмешливый, он образует характерную черту французской песни. Городской фольклор, очень близкий к народному творчеству возник в 16 веке. Тогда парижские chansonnier, которые обитали у Нового моста, пели об актуальных проблемах, здесь же они торговали своими текстами. Отклики на разные общественные события сатирическими куплетами вошли в моду. Острые народные песни определили развитие кабаре. Музыка танца Музыка классического направления также черпала вдохновение из творчества крестьян.
Народные мелодии нашли свое отражение в произведениях французских композиторов — Берлиоза, Сен-Санса, Бизе, Люлли и многих других. Старинные танцы - фарандола, гавот, ригодон, менуэт и бурре тесно связаны с музыкой, а их движения и ритм основываются на песнях. Фарандола появилась в раннем средневековье в южной Франции из рождественских напевов. Танец сопровождали звуки тамбурина и нежной флейты. Журавлиный танец, как его позже называли, танцевали на праздниках и массовых гуляньях. Фарандола звучит в сюите Бизе «Арлезианка» после «Марша трех королей». Гавот - старинный танец жителей Альп - гавотов, и в Бретани. Изначально хороводный в кельтской культуре, он исполнялся в быстром темпе по принципу «шагнуть - приставить ногу» под волынку. Далее, из-за своей ритмической формы трансформировался в салонный танец и стал прообразом менуэта.
Услышать гавот в настоящей интерпретации возможно в опере «Манон Леско». Ригодон - веселый танец крестьян Прованса под музыку скрипки, пение и удары деревянных сабо был популярен в эпоху барокко.
В годы революции особое развитие получила «опера спасения», поднимающая темы борьбы с тиранией, разоблачения духовенства, прославляющая верность, преданность. Большое значение приобрела военно-духовая музыка, был основан оркестр Национальной гвардии. Радикальные преобразования претерпела и система музыкального образования.
Были отменены метризы; зато в 1792 открылась музыкальная школа Национальной гвардии для обучения военных музыкантов, а в 1793 - Национальный музыкальный институт с 1795 - Парижская консерватория. Период наполеоновской диктатуры 1799-1814 и Реставрации 1814-15, 1815-30 не принесли французской музыке ярких достижений. К концу периода Реставрации наблюдается оживление и в области культуры. В борьбе с академическим искусством наполеоновской империи складывалась французская романтическая опера, что в 20-30-х годах заняла господствующее положение Ф. В эти же годы складывается жанр большой оперы на историко-патриотические и героические сюжеты.
Французский музыкальный романтизм нашел наиболее яркое выражение в творчестве Г. Берлиоза, создателя программного романтического симфонизма. Берлиоз, наряду с Вагнером считается также основоположником новой школы дирижирования. В годы Второй империи 1852-70 для музыкальной культуры Франции характерно увлечение кафе-концертами, театральными ревю, искусством шансонье. В эти годы возникли многочисленные театры легких жанров, где ставились водевили, фарсы.
Развивается французская оперетта, среди ее создателей - Ж. Оффенбах, Ф. С 1870-х годов, в условиях Третьей республики оперетта потеряла сатиричность, пародийность, злободневность, преобладающими стали историко-бытовые и лирико-романтические сюжеты, в музыке на первый план выдвинулся лирический. В опере и балете второй половины XIX в. В опере эта тенденция проявилась в стремлении к повседневным сюжетам, к изображению простых людей с их интимными переживаниями.
Самым известным создателем лирической оперы считается Ш. Гуно, автор таких опер как «Фауст» 1859, 2-я ред. К жанру лирической оперы обращались также Ж. Массне, Ж. Бизе, в его опере «Кармен» ярче проявляется реалистическое начало.
Морис Равель, 1912 В конце 80-х - 90-х годов 19 века во Франции возникло новое течение, получившее распространение в начале 20 в. Музыкальный импрессионизм возродил определенные национальные традиции - стремление к конкретности, программности, изысканности стиля, прозрачности фактуры. Импрессионизм нашел наиболее полное выражение в музыке К. Дебюсси, сказался на творчестве М. Равеля, П.
Дюка и других. Импрессионизм внес новшества и в область музыкальных жанров. В творчестве Дебюсси симфонические циклы уступают место симфоническим зарисовкам; в фортепианной музыке преобладают программные миниатюры. Морис Равель также испытал влияние эстетики импрессионизма. В его творчестве переплелись различные эстетико-стилистические тенденции - романтические, импрессионистические, а в поздних произведениях - тенденции неоклассцизма.
Наряду с импрессионистическими тенденциями во французской музыке на рубеже 19-20 вв. Композиторы «французской шестерки». После Первой мировой войны во французском искусстве проявляются тенденции к отрицанию немецкого влияния, стремлению к новизне и, в то же время - к простоте. В это время под влиянием композитора Эрика Сати и критика Жана Кокто сложилось творческое объединение, получившее название «Французская шестерка», участники которой противопоставляли себя не только вагнерианству, но и импрессионистской «расплывчатости». Впрочем, по словам ее автора - Франсиса Пуленка группа «не имела никаких других целей, кроме чисто дружеского, а вовсе не идейного объединения», и уже с 1920-х годов ее участники среди наиболее известных также Артур Онеггер и Дариус Мийо развивались каждый индивидуальным путем.
В 1935 году во Франции возникло новое творческое объединение композиторов - «Молодая Франция», в которое входили в том числе такие композиторы как О. Мессиан, А. Жоливе, которые подобно «Шестерке» ставили во главу угла возрождение национальных традиций и гуманистические идеи. Отрицая академизм и неоклассицизм, они направили свои усилия на обновление средств музыкальной выразительности. Наиболее влиятельными стали поиски Мессиана в области ладовых и ритмических структур, которые нашли свое воплощение как в его музыкальных произведениях, так и в музыковедческих трактатах.
После Второй мировой войны во французской музыке получили распространение авангардные музыкальные течения. Выдающимся представителем французского музыкального авангарда стал композитор и дирижер Пьер Булез, который, развивая принципы А. Веберна, широко применяет такие методы композиции, как пуантилизм и сериальность. Особую «стохастическую» систему композиции применяет композитор греческого происхождения Я. Значительную роль Франция сыграла в становлении электронной музыки - именно здесь в конце 1940-х годов появилась конкретная музыка, под руководством Ксенакиса был разработан компьютер с графическим вводом информации - UPI, а в 1970-х во Франции зародилось направление спектральной музыки.
Истоки Ф. Древние лит. Достоверные данные о собственно нар. В работах франц. К фольклорным принадлежат также песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями, - "песни о деяниях" chansons de geste.
Среди лирических особое место занимают пасторали идеализация сельской жизни. В любовных преобладают темы неразделённой любви, расставания. Немало песен посвящено детям - колыбельные, игровые. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях эту группу песен исследователи называют "поэтическим эпосом истории Франции". Для франц.
Преобладающие лады - натуральные мажор и минор. Зачастую в припевах повторяются слога, не имеющие смыслового значения: тин-тон-тэна, ра-та-план, рон-рон и т. Среди древнейших нар танцев - разнообразные хороводы, групповые и парные пляски, в т. Одним из существ. Начиная с 4 в.
Церковь была вынуждена использовать в богослужении нар. В католич. Центры галликанской культовой музыки сосредоточились в Лугдуне, Нарбоне, Массилии. В течение неск. В этой борьбе Рим поддерживали франкские короли.
В 8-9 вв. При многих аббатствах существовали певч. Здесь вырабатывались принципы нотации с появлением в сер. Невмы , складывалось композиторское творчество. Создание этой формы приписывалось монаху Санкт-Галленского монастыря в Швейцарии Ноткеру, к-рый, однако, указывал в предисловии к своей "Книге гимнов", что сведения о секвенциях он получил от монаха из аббатства Жюмьеж.
Корбейль нач. Наряду с секвенциями широкое распространение получили тропы. Первоначально эти вставки в середину григорианского хорала не отличались от него по характеру музыки, дополняя осн. В дальнейшем путём тропирования в церк. В тот же период начиная с 10 в.
Постепенно литургич. Наконец, в одногол. К первым образцам письменно зафиксированного многоголосия - органума, относящимся к 9 в. В своих трактатах кон. В проф.
Такие явления, как театрализация церк. Наряду с культовой развивалась светская музыка, к-рая звучала в нар. Носителями нар. Они пели нравоучительные, шуточные, сатирич. Жонглёры выступали на праздниках в деревнях, при феодальных дворах и даже в монастырях участвовали в нек-рых обрядах, театрализованных шествиях, приуроченных к церк.
Они преследовались католич. Часть их оседала в рыцарских замках, попадая в полную зависимость от рыцаря-феодала, другие обосновывались в городах. Однако этот процесс в то же время способствовал проникновению в замки и города нар. В эпоху позднего средневековья в связи с общим подъёмом франц. В феодальных замках на основе нар.
К кон. Среди труверов наряду с королями, высшей аристократией - Ричардом Львиное сердце, Тибо Шампанским королём Наварры , впоследствии получили известность представители демократич. В своих соч. В их творчестве преобладала рыцарская тематика, разрабатывались такие жанры, как пастурели, альбы рассветные песни , сирвенты, эпич. Их иск-во способствовало развитию ряда муз.
В связи с ростом городов Аррас, Лимож, Монпелье, Тулуза и др. Они внесли свои особенности в иск-во трубадуров и труверов, отойдя от его возвышенно-рыцарских муз. Крупнейшим мастером гор. Он по-новому трактовал традиционные одногол. Укрепление экономич.
Парижского ун-та , где музыке уделялось большое внимание была одним из обязат. Парижская школа , к-рая объединила крупнейших мастеров - певцов-композиторов, учёных. Ars antiqua , появление новых муз. Сохранившиеся фрагменты записей многоголосия 11-12 вв. Диафония, Дискант.
Выдающиеся деятели школы собора Нотр-Дам - дискантисты Леонин 12 в. И Перотин кон. У Леонина - это 2-гол. Перотин развил достижения своего предшественника: он писал не только 2-, но и 3-, 4-гол. Новый стиль, выработанный представителями школы собора Нотр-Дам, отрицал принципы григорианского пения.
В произв. Усложнение многогол. Многоголосие вызвало к жизни новые жанры церковной и светской музыки, в т. На рубеже 12-13 вв. Он исполнялся преим.
Это - переходный жанр: вначале кондукты включались в литургию, позже стали чисто светскими, приобретя даже бытовой оттенок их пели на пирах, праздниках, встречались кондукты с остросатирич. В числе авторов кондуктов - Перотин. На основе кондукта в кон. Мотет допускал свободу сочетания ли-тургич. Из соединения церк.
Связь многоголосия с бытовыми формами дала большие художеств. Широко применялся мотет в творчестве представителей ars nova, прогрессивного направления, возникшего во Ф. В этом раннем светском проф. К ней обращались все крупные композиторы, в то же время она оказала большое влияние на мотет. В нач.
Идеологом ars nova был поэт-гуманист, композитор, теоретик музыки и математик Филипп де Витри ему приписывается трактат "Ars nova", давший название направлению , обосновавший принципы "нового иск-ва". Нововведения Филиппа де Витри в области теории были связаны, в частности, с учением о консонансах и диссонансах объявил консонансами терции и сексты. Новые композиционные закономерности внёс он и в свои муз. Этот вид мотета нашёл воплощение в творчестве крупнейшего композитора и поэта ars nova Гильома де Машо. В его произв.
Ему принадлежат песни нар. В мотетах Машо применял более последовательно, чем его предшественники муз. Он - автор первой франц. В целом франц. Ведущее положение в муз.
Нидерландская школа, сложившаяся как творч. На протяжении двух веков во Франции работали крупнейшие композиторы нидерл. Дюфаи, во 2-й пол. Беншуа и Дюфаи проявили себя в области т. Дюфаи, один из основателей нидерл.
Большой интерес представляют его мессы, в к-рых в качестве cantus firmus использована нар. Искуснейший контрапунктист Окегем был не только музыкантом в течение неск. Мастерски владея техникой имитации и канонич. Утончённый и виртуозный стиль, яркая эмоциональность и красочность музыки при рельефности мелодики широко используются нар. Обрехта - мессы в т.
Жоскен Депре нек-рое время был придв. Будучи выдающимся полифонистом, он в то же время способствовал "гармонич. Жоскен Депре достиг такой технической свободы, когда мастерство уже становится незаметным и полностью подчинено раскрытию художеств. В своих произв. Его песни на франц.
Этот жанр широко представлен и в творчестве величайшего нидерл. Лассо - мастера полифонии строгого стиля. Его многогол. Его стиль явился шагом вперёд по пути к гармонич. Это относится прежде всего к светским произв.
В духовных соч. Лассо оказал плодотворное воздействие на Ф. В целом нидерл. В кон. Нек-рые учёные усматривали ренессансные черты в иск-ве ars nova, считая 14 в.
Однако появившиеся в 1950-х гг. Возрождение было подготовлено рядом историч. На развитии франц. Важнейшим проявлением культуры Возрождения явился гуманизм. На первый план выдвигается человек с его внутр.
Укрепилась роль придв. В 1581 Генрих III утвердил должность "гл. Первый "интендант" - итал. Сальмоном "Комедийный балет королевы" - первый опыт соединения музыки и танца со сценич. Важными очагами муз.
Расцвет Возрождения, связанный с формированием франц. Ярким проявлением Возрождения явилась светская многогол. Маро, П. Обычно шансон - это песня со светским текстом и нар. Её сюжет, выразит.
Выдающимся композитором франц. Возрождения был К. Жанекен, к-рому принадлежит более 200 многогол. У Жанекена песня превращается в развёрнутую композицию на реалистич. По сочности жанровых зарисовок его песни справедливо сравнивают с произв.
Жанекен писал и духовную музыку мессы, мотеты. Однако и в культовые жанры он вносил характеристичность светских вок. Среди др. Котле, К. Шансон получили известность не только во Франции, но и за её пределами в значит.
В 1528 в Париже П. Аттеньяном совм. Отеном было основано муз. Баллара и А. Ле Руа осн.
Уже с кон. Аттеньян начал выпускать сб-ки песен, пьес для лютни, а также напечатал табулатуры для лютни, органа, позже - др. В эпоху Возрождения возросла роль инстр. В муз. Бытовая танц.
Лютневые танц. Характерным было объединение двух или неск. Более самостоят. Возникновение орг. Участники академии стремились возродить античную поэтико-муз.
Они внесли определ. Но их опыты по подчинению ритма напева метрич. На "размеренные стихи" Баифа, Ронсара главы "Плеяды" писали музыку К. Ле Жён, Ж. Модюи и др.
К сер. Несколько позже религ. Крупнейшими композиторами- гугенотами, сочинявшими псалмы, были К. Гудимель, Ле Жён. Будучи мастером полифонии, Гудимель сыграл значит.
Споры протестантов и католиков вызвали к жизни полемич. В результате широкого распространения этого массового демократич. Годы правления Людовика XIV отмечены необыкновенной пышностью придв. В связи с этим большая роль отводилась придв. В сер.
Насаждению итал. Итальянцы познакомили франц. Росси, 1647, и др. Знакомство с итал. Первые опыты в этой области принадлежат музыканту Э.
Жаке де ла Гер "Триумф любви", 1654 , комп. Камберу и поэту П. Перрену "Пастораль", 1659. В 1661 была создана "Корол. Бошаном существовала до 1780.
В 1669 Камбер и Перрен получили патент на организацию постоянного оперного т-ра, к-рый открылся в 1671 под назв. С 1672 т-р возглавлял Ж. Люлли, получивший монополию на оперные постановки во Франции. Крупнейший франц. Он создал ряд комедий-балетов "Брак поневоле", 1664; "Любовь-целительница", 1665; "Господин де Пурсоньяк", 1669; "Мещанин во дворянстве", 1672; создавал их совм.
Мольером , из к-рых родились оперы-балеты. Люлли явился родоначальником жанра лирической трагедии тип героико-трагич. Его лирич. Корнеля и Ж. Классицизм, развивавшийся одноврем.
Вместе с тем творчеству этого композитора присущи черты барочного иск-ва, о чем свидетельствует обилие зрелищных эффектов танцы, шествия, таинственные превращения и т. Существен вклад Люлли в инстр. Им был создан тип франц. Творчество Люлли - важный этап в эволюции музыки от старинных полифонич. Шарпантье опера "Медея", 1693, и др.
Кампра опера-балет "Галантная Европа", 1697; "Венецианские празднества", 1710; лирич. Делаланд дивертисменты "Дворец Флоры", 1689; "Мелисерта", 1698; "Сельский брак", 1700, и др. Детуш лирич. У преемников Люлли особенно заметной стала условность придв. Особое значение приобретает дивертисментное начало см.
Дивертисмент, 3. Готье, оказавший также влияние на клавесинный стиль Ж. Куперен , виольная гамбист М.
Мандора (музыкальный инструмент)
Уд, лютня, пандури и другие родственники Бандура - инструмент, возникший не сам по себе и не в вакууме. Это один из прямых родственников ближневосточного уда, трансформировавшегося в средневековой Европе в лютню. Долгое время бандура сохраняла черты лютни - имела гриф по центру корпуса и более симметричную форму, к тому же струны на грифе зажимались для изменения тона, их было меньше и все они крепились к голове грифа. Традиционно бандура была инструментом странствующих музыкантов и казаков, на ней аккомпанировали пению - основами произведениями были думы, псалмы и канты собранного сочинения. Что изменилось сегодня Сегодня бандура представляет собой арфоподобный по способу игры инструмент - струны больше не зажимают, а перебирают пальцами со специальными "ногтями" из металла или пластика. Количество струн при этом составляет более полусотни до семидесяти в отдельных случаях , они имеют металлическую оплетку и, нередко, переключатель строя.
Носителями народных музыкальных традиций средневековья были главным образом бродячие музыканты — жонглёры, которые пользовались большой популярностью в народе. Они пели нравоучительные, шуточные, сатирические песни, танцевали под аккомпанемент различных инструментов, в том числе тамбурина, барабана, флейты, щипкового инструмента типа лютни это способствовало развитию инструментальной музыки. Жонглеры выступали на праздниках в деревнях, при феодальных дворах и даже в монастырях участвовали в некоторых обрядах, театрализованных шествиях. Волынка - во Франции существует и несколько своих вариантов волынки: кабретта с одним бурбоном , бодега, центральнофранцузскя волынка 2 или 3 бурбона.
Первым его музыку в нашей стране сыграл Г.
Кремер, а потом к этому источнику припали буквально все — от балетных трупп и симфонических оркестров до школьных и народных ансамблей. Популярность Пьяццоллы в нашей стране не имеет границ. Его сочинения уже звучат в симфонических концертах, хотя, сыгранные на бис в концерте из произведений, скажем, Бетховена или Брамса так тоже бывает , абсолютно перечеркивают ту атмосферу, художественную планку, которую задавала и формировала музыка этих композиторов. Музыка Пьяццоллы скорее соответствует атмосфере вальяжного отдыха на террасе морского ресторана, нежели академического концертного зала. Ну а после торжественной церемонии в Буэнос-Айресе можно представить, что бандонеон и, соответственно, музыку Пьяццоллы в России ждет новый всплеск славы. Подарок аргентинского президента В.
Когда тамбурин встряхивают, звучит мелодичный перезвон. Чтобы получить более громкий, отчетливый звук, ударяют не в центральную часть, а близко от обода. При изготовлении современных вариантов тамбурина зачастую используется пластик. Поначалу уличные музыканты задействовали его для ритмического сопровождения игры на флейте. Звук извлекали при помощи палочки. Позднее он стал использоваться и в оркестровой музыке. Tamburino в переводе с итальянского означает «барабанчик». Среди маститых музыкантов прошлых столетий порой случались дискуссии на тему, в чем отличие тамбурина от барабана. Французские маэстро Суайе и Видор пришли к выводу, что очевидная разница заключается в форме инструментов и издаваемом ими звуке. У тамбурина он менее резкий, скорее, глуховатый. Иногда тамбурин путают с бубном. Между ними, действительно, немало сходства.
Волынки Франции
Советы и выводы Изучайте народные музыкальные инструменты Франции, чтобы лучше понимать культуру этой страны. Играйте на традиционных инструментах, чтобы ощутить дух французской музыки. Экспериментируйте с различными стилями и направлениями, чтобы расширить свои музыкальные знания и навыки. Присоединяйтесь к местным народным оркестрам или группам, чтобы получить опыт и знакомства в музыкальном сообществе.
Жонглеры выступали на праздниках в деревнях, при феодальных дворах и даже в монастырях участвовали в некоторых обрядах, театрализованных шествиях. Волынка - во Франции существует и несколько своих вариантов волынки: кабретта с одним бурбоном , бодега, центральнофранцузскя волынка 2 или 3 бурбона. Так же во Франции популярен и квинтон - струнный смычковый музыкальный инструмент.
Гриф тоже каждый делал под свою руку — поэтому и длина была разная, и количество ладов — были пятиладовые, семиладовые домбры… И всегда этот инструмент был самым массовым, самым узнаваемым", — рассказывает Дохаева. Она берет в руки небольшую простенькую домбру. На грифе надпись "Цаганур". Этому инструменту примерно 100 лет, на таких играли наши бабушки", — поясняет она. Любовь Дохаева много лет руководит ансамблем калмыцких народных инструментов "Баир", в котором играют в том числе учащиеся колледжа. Созданный еще в 1980-х, сейчас "Баир" известен далеко за пределами Калмыкии — например, минувшим летом ансамбль выступал в Польше, потом — в Южной Корее. Она занимается домброй с раннего детства: "У нас и мама играла, и пели все, вместе с соседями часто собирались вместе. А когда старшие играют, молодежь тоже подтягивается.
И сейчас так же — домбра есть почти в каждом калмыцком доме — даже если люди не играют, они хранят инструменты, которые остались от бабушек". Домбра и Паганини Народные мелодии вместе с приемами игры на домбре передаются в Калмыкии из поколения в поколение. Неслучайно одни и те же калмыцкие песни могут по-разному звучать в разной местности — везде их интерпретируют по-разному", — говорит преподаватель колледжа искусств по классу домбры Екатерина Ахаджаева. Но не только народные мелодии можно сыграть на калмыцкой домбре — начиная с XX века народный инструмент все увереннее звучит в мире академической музыки. А в музыкальных школах на домбре играют гаммы и классические мелодии. Конечно, были некоторые сложности, но все же это оказалось возможным!
Ты откуда прилетела? И что такое Савия? Стелла просто «хотела всё знать!
И всегда такой оставалась. Лилис подошла к ней совсем близко и начала рассматривать Стеллу своими причудливыми, огромными глазами. Они были ярко малиновые, с золотыми крапинками внутри, и сверкали, как драгоценные камни. Лицо этого чудо-существа выглядело удивительно нежным и хрупким, и имело форму лепестка нашей земной лилии. Но, наверное, самыми удивительными у них были волосы... Они были очень длинными, почти достигали края прозрачного крыла, абсолютно невесомыми и, не имея постоянного цвета, всё время вспыхивали самыми разными и самыми неожиданными блестящими радугами... Прозрачные тела Савий были бесполы как тело маленького земного ребёнка , и со спины переходили в «лепестки-крылья», что и вправду делало их похожими на огромные яркие цветы... Их мир умирал, и мы хотели их спасти. Сперва думали — они смогут жить со всеми, но не смогли.
Они живут очень высоко в горах, туда никто не может попасть. Но если долго смотреть им в глаза — они заберут с собой... И будешь жить с ними. Стелла поёжилась и чуть отодвинулась от стоявшей рядом Лилис... Просто живут с теми, кого забирают. Наверно у них в мире было по-другому, а сейчас они делают это просто по-привычке. Но для нас они очень ценны — они «чистят» планету. Никто никогда не болел после того, как они пришли. А разве это хорошо — использовать?
Вы грустите по своей планете? Здесь красиво-сиво-иво... Лилис неожиданно подняла один из своих сверкающих «лепестков» и нежно погладила Стеллу по щеке. Лилис плавно махнула прозрачными крыльями-лепестками и начала медленно подниматься, пока не присоединилась к своим. Савии заволновались, и вдруг, очень ярко вспыхнув, исчезли... Вот, посмотри... Неожиданно появилась Вэя... Это тяжело. Прощай добрый Миард!
Ты хороший. Я к тебе обязательно вернусь! Вэя взмахнула ручкой, и мы снова закружились в бешеном водовороте сверкающих материй, через короткое а может только казалось коротким? Казалось, она готова была переносить самые тяжёлые нагрузки, только бы ещё раз вернуться в так полюбившийся ей красочный Вэйин мир. Вдруг я подумала, что он и вправду должен был ей нравиться, так как был очень похож на её же собственный, который она любила себе создавать здесь, на «этажах»... У меня же энтузиазма чуточку поубавилось, потому что я уже увидела для себя эту красивую планету, и теперь мне зверски хотелось что-нибудь ещё!.. Я почувствовала тот головокружительный «вкус неизвестного», и мне очень захотелось это повторить... Я уже знала, что этот «голод» отравит моё дальнейшее существование, и что мне всё время будет этого не хватать. Таким образом, желая в дальнейшем оставаться хоть чуточку счастливым человеком, я должна была найти какой-то способ, чтобы «открыть» для себя дверь в другие миры...
Но тогда я ещё едва ли понимала, что открыть такую дверь не так-то просто... И, что пройдёт ещё много зим, пока я буду свободно «гулять», куда захочу, и что откроет для меня эту дверь кто-то другой... И этим другим будет мой удивительный муж. Она была расстроенной и грустной, что не удалось увидеть больше. Но я была очень рада, что она опять стала сама собой и теперь я была совершенно уверена, что с этого дня она точно перестанет хандрить и будет снова готова к любым новым «приключениям». Стелла засияла. Она очень любила чувствовать себя нужной, поэтому, я всегда старалась ей показать, как много она для меня значит что было абсолютной правдой. Пойдём куда-нибудь в другой раз, — благодушно согласилась она. Думаю, она, как и я, была чуточку измождённой, только, как всегда, старалась этого не показать.
Я махнула ей рукой... К моим десяти годам я очень сильно привязалась к своему отцу. Я его обожала всегда. Но, к сожалению, в мои первые детские годы он очень много разъезжал и дома бывал слишком редко. Каждый проведённый с ним в то время день для меня был праздником, который я потом долго вспоминала, и по крупиночкам собирала все сказанные папой слова, стараясь их сохранить в своей душе, как драгоценный подарок. С малых лет у меня всегда складывалось впечатление, что папино внимание я должна заслужить. Не знаю, откуда это взялось и почему. Никто и никогда мне не мешал его видеть или с ним общаться. Наоборот, мама всегда старалась нам не мешать, если видела нас вдвоём.
А папа всегда с удовольствием проводил со мной всё своё, оставшееся от работы, свободное время. Мы ходили с ним в лес, сажали клубнику в нашем саду, ходили на реку купаться или просто разговаривали, сидя под нашей любимой старой яблоней, что я любила делать почти больше всего. В лесу за первыми грибами... На берегу реки Нямунас Неман Папа был великолепным собеседником, и я готова была слушать его часами, если попадалась такая возможность... Наверное просто его строгое отношение к жизни, расстановка жизненных ценностей, никогда не меняющаяся привычка ничего не получать просто так, всё это создавало для меня впечатление, что его я тоже должна заслужить... Я очень хорошо помню, как ещё совсем маленьким ребёнком висла у него на шее, когда он возвращался из командировок домой, без конца повторяя, как я его люблю. А папа серьёзно смотрел на меня и отвечал: «Если ты меня любишь, ты не должна мне это говорить, но всегда должна показать…» И именно эти его слова остались для меня неписанным законом на всю мою оставшуюся жизнь... Правда, наверное, не всегда у меня очень хорошо получалось — «показать», но старалась я честно всегда. Да и вообще, за всё то, кем я являюсь сейчас, я обязана своему отцу, который, ступенька за ступенькой, лепил моё будущее «Я», никогда не давая никаких поблажек, несмотря на то, сколь беззаветно и искренне он меня любил.
В самые трудные годы моей жизни отец был моим «островом спокойствия», куда я могла в любое время вернуться, зная, что меня там всегда ждут. Сам проживший весьма сложную и бурную жизнь, он хотел быть уверенным наверняка, что я смогу за себя постоять в любых неблагоприятных для меня, обстоятельствах и не сломаюсь от каких бы то ни было жизненных передряг. Вообще-то, могу от всего сердца сказать, что с родителями мне очень и очень повезло. Если бы они были бы чуточку другими, кто знает, где бы сейчас была я, и была ли бы вообще... Думаю также, что судьба свела моих родителей не просто так. Потому, что встретиться им было вроде бы абсолютно невозможно... Мой папа родился в Сибири, в далёком городе Кургане. Сибирь не была изначальным местом жительства папиной семьи. Это явилось решением тогдашнего «справедливого» советского правительства и, как это было принято всегда, обсуждению не подлежало...
Так, мои настоящие дедушка и бабушка, в одно прекрасное утро были грубо выпровожены из своего любимого и очень красивого, огромного родового поместья, оторваны от своей привычной жизни, и посажены в совершенно жуткий, грязный и холодный вагон, следующий по пугающему направлению — Сибирь… Всё то, о чём я буду рассказывать далее, собрано мною по крупицам из воспоминаний и писем нашей родни во Франции, Англии, а также, из рассказов и воспоминаний моих родных и близких в России, и в Литве. К моему большому сожалению, я смогла это сделать уже только после папиной смерти, спустя много, много лет... С ними была сослана также дедушкина сестра Александра Оболенская позже — Alexis Obolensky и, добровольно поехавшие, Василий и Анна Серёгины, которые последовали за дедушкой по собственному выбору, так как Василий Никандрович долгие годы был дедушкиным поверенным во всех его делах и одним из самых его близких друзей. Aлександра Alexis Оболенская Василий и Анна Серёгины Наверное, надо было быть по-настоящему ДРУГОМ, чтобы найти в себе силы сделать подобный выбор и поехать по собственному желанию туда, куда ехали, как едут только на собственную смерть. И этой «смертью», к сожалению, тогда называлась Сибирь... Мне всегда было очень грустно и больно за нашу, такую гордую, но так безжалостно большевистскими сапогами растоптанную, красавицу Сибирь!.. Её, точно так же, как и многое другое, «чёрные» силы превратили в проклятое людьми, пугающее «земное пекло»… И никакими словами не рассказать, сколько страданий, боли, жизней и слёз впитала в себя эта гордая, но до предела измученная, земля... Не потому ли, что когда-то она была сердцем нашей прародины, «дальновидные революционеры» решили очернить и погубить эту землю, выбрав именно её для своих дьявольских целей?... Ведь для очень многих людей, даже спустя много лет, Сибирь всё ещё оставалась «проклятой» землёй, где погиб чей-то отец, чей-то брат, чей-то сын… или может быть даже вся чья-то семья.
Моя бабушка, которую я, к моему большому огорчению, никогда не знала, в то время была беременна папой и дорогу переносила очень тяжело. Но, конечно же, помощи ждать ниоткуда не приходилось... Так молодая княжна Елена, вместо тихого шелеста книг в семейной библиотеке или привычных звуков фортепиано, когда она играла свои любимые произведения, слушала на этот раз лишь зловещий стук колёс, которые как бы грозно отсчитывали оставшиеся часы её, такой хрупкой, и ставшей настоящим кошмаром, жизни… Она сидела на каких-то мешках у грязного вагонного окна и неотрывно смотрела на уходящие всё дальше и дальше последние жалкие следы так хорошо ей знакомой и привычной «цивилизации»... Дедушкиной сестре, Александре, с помощью друзей, на одной из остановок удалось бежать. По общему согласию, она должна была добраться если повезёт до Франции, где на данный момент жила вся её семья. Правда, никто из присутствующих не представлял, каким образом она могла бы это сделать, но так как это была их единственная, хоть и маленькая, но наверняка последняя надежда, то отказаться от неё было слишком большой роскошью для их совершенно безвыходного положения. Во Франции в тот момент находился также и муж Александры — Дмитрий, с помощью которого они надеялись, уже оттуда, попытаться помочь дедушкиной семье выбраться из того кошмара, в который их так безжалостно швырнула жизнь, подлыми руками озверевших людей... По прибытию в Курган, их поселили в холодный подвал, ничего не объясняя и не отвечая ни на какие вопросы. Через два дня какие-то люди пришли за дедушкой, и заявили, что якобы они пришли «эскортировать» его в другой «пункт назначения»...
Его забрали, как преступника, не разрешив взять с собой никаких вещей, и не изволив объяснить, куда и на сколько его везут. Больше дедушку не видел никто и никогда. Спустя какое-то время, неизвестный военный принёс бабушке дедовы личные вещи в грязном мешке из под угля... На этом любые сведения о дедушкиной судьбе прекратились, как будто он исчез с лица земли без всяких следов и доказательств... Истерзанное, измученное сердце бедной княжны Елены не желало смириться с такой жуткой потерей, и она буквально засыпала местного штабного офицера просьбами о выяснении обстоятельств гибели своего любимого Николая. Но «красные» офицеры были слепы и глухи к просьбам одинокой женщины, как они её звали — «из благородных», которая являлась для них всего лишь одной из тысяч и тысяч безымянных «номерных» единиц, ничего не значащих в их холодном и жестоком мире…Это было настоящее пекло, из которого не было выхода назад в тот привычный и добрый мир, в котором остался её дом, её друзья, и всё то, к чему она с малых лет была привычна, и что так сильно и искренне любила... И не было никого, кто мог бы помочь или хотя бы дал малейшую надежду выжить. Серёгины пытались сохранять присутствие духа за троих, и старались любыми способами поднять настроение княжны Елены, но она всё глубже и глубже входила в почти что полное оцепенение, и иногда сидела целыми днями в безразлично-замороженном состоянии, почти не реагируя на попытки друзей спасти её сердце и ум от окончательной депрессии. Были только две вещи, которые ненадолго возвращали её в реальный мир — если кто-то заводил разговор о её будущем ребёнке или, если приходили любые, хоть малейшие, новые подробности о предполагаемой гибели её горячо любимого Николая.
Она отчаянно желала узнать пока ещё была жива , что же по-настоящему случилось, и где находился её муж или хотя бы где было похоронено или брошено его тело. К сожалению, не осталось почти никакой информации о жизни этих двух мужественных и светлых людей, Елены и Николая де Роган-Гессе-Оболенских, но даже те несколько строчек из двух оставшихся писем Елены к её невестке — Александре, которые каким-то образом сохранились в семейных архивах Александры во Франции, показывают, как глубоко и нежно любила своего пропавшего мужа княжна. Сохранилось всего несколько рукописных листов, некоторые строчки которых, к сожалению, вообще невозможно разобрать. Но даже то, что удалось — кричит глубокой болью о большой человеческой беде, которую, не испытав, нелегко понять и невозможно принять. Вернулась из Синячихи совершенно разбитой. Вагоны забиты людьми, даже везти скот в них было бы стыдно………………………….. Останавливались в лесу — там так вкусно пахло грибами и земляникой... Трудно поверить, что именно там убивали этих несчастных! Бедная Эллочка имеется в виду великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которая являлась роднёй моего дедушки по линии Гессе была убита здесь рядом, в этой жуткой Староселимской шахте… какой ужас!
Моя душа не может принять такое. Помнишь, мы говорили: «пусть земля будет пухом»?.. Великий Боже, как же может быть пухом такая земля?!.. О, Аlix, моя милая Alix! Как же можно свыкнуться с таким ужасом? Я никогда не узнаю где его искать, и никогда не узнаю, что они с ним сотворили. Не проходит и часа, чтобы я не думала о таком родном для меня лице... Какой это ужас представлять, что он лежит в какой-то заброшенной яме или на дне рудника!.. Как можно вынести этот каждодневный кошмар, зная, что уже не увижу его никогда?!..
Lenta.Ru в соцсетях
Французская музыка — одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из фольклора кельтских и германских племён. ВОЛЫНКА, народный духовой язычковый музыкальный инструмент с воздушным резервуаром (мехом). Композитор Норвегии и Франции, один из лучших исполнителей Европы на нетрадиционном инструменте банденеон, исполнитель известного дуэта с Гидоном Кремером.