Новости надежда крупская кто такая

Почему скромной петербургской девушке — Надежде Крупской суждено было стать великой революционеркой и первым в мире педагогом-марксистом?». И Крупская была одним из тех, кто закладывал фундамент этого культа.

Надежда Крупская. Женой так женой

Укрощение строптивой Неудивительно, что, по утверждению Ирины Сергиевской, автора книги «Пантеоны Кремля», после смерти Владимира Ильича у Надежды Крупской не единожды производились обыски. Не раз ей намекали на то, что она не имеет никакого права на личную память о вожде. Сергиевская пишет о том, что у Крупской изъяли все, что было связано с ее усопшим мужем: фотографии, письма, рукописи. По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила. Как-то раз, по словам свидетелей тех событий, Крупская, устав от обысков, оставила в квартире записку на имя Сталина. Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет.

Я давно все отдала». Возможно, именно такими действиями Сталин заставил Крупскую молчать. Хотя Валерий Торчинов и Алексей Леонтюк, авторы историко-биографического справочника «Вокруг Сталина», считают, что точных сведений о том, как именно Иосифу Виссарионовичу удалось приструнить Надежду Константиновну, не имеется. Но достоверно известно, что однажды Сталин сказал Крупской, что если та не прекратит критически отзываться в его адрес, партия во всеуслышание заявит, что настоящей супругой почитаемого в стране Владимира Ильича была на самом деле старая большевичка Елена Стасова. Последний обыск Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое.

К слову, Надежда Константиновна скончалась в 1939 году на следующий день после того, как отметила свое 70-летие.

В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК. Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года.

Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России. В 1917 году возвращение в Россию.

Подготовка к октябрьской революции. Педагогическая и партийная деятельность Крупской принадлежит идея создания советской системы образования.

Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.

Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять.

Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка.

А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней.

Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью.

Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка.

Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя».

Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали. К утру следующего дня Крупская скончалась. Ее педагогическое наследие не будет изжито до тех пор, пока сохраняется анахронический принцип советской системы антирелигиозного воспитания, ныне именуемого «светским».

Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки

А среди революционеров ее вообще знали под кличками: Онегина, Минога, Рыба и т. Это помогало ей сохранить дистанцию от своего мужа, как бы «вести свою жизнь». Ходили слухи о том, что эта женщина во время ссылки в Шушенском завела себе любовника, поэтому и осталась Крупской. Но это на самом деле не так: условия пребывания в этом месте были настолько строгими, что даже в отхожее место сложно было ходить не по времени, не то, что к любовнику. За всеми политзаключенными строго следили, да и не надо это было Надежде Константиновне, вышедшей замуж по любви. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.

Это случилось после Революции, когда она поменяла паспорт и взяла старую свою фамилию. Вся семья за одним столом Вся семья за одним столом Ревновала ли Крупская своего мужа? Когда супруги эмигрировали в Европу, Ленин познакомился с Инессой Арманд. У них были общие революционные интересы, и поэтому многие приписывали им роман. Крупская знала об этом, и вопреки надеждам сплетников, относилась спокойно к времяпровождению мужа и Инессы.

Объяснялось это просто: отношения были платоническими, что доказывало единственное письмо Инессы, где она упоминает о «поцелуях, без которых могла бы и обойтись». Инесса уважала Надю и дружила с ней. После смерти Инессы Крупская хорошо относилась к ее детям, даже хотела удочерить одну из девочек. Правда, было поздно — той уже исполнилось 22 года. Но всю жизнь Крупская проявляла участие в делах этой семьи, а внука Инессы даже звала своим «внучком».

Из-за Базедовой болезни Надежда Константиновна не могла иметь детей, поэтому любила заботиться о чужих. А еще из-за отсутствия своих детей думали, что Надя была фригидной, и Ленин жил с ней, как с идейной подругой, но не как с женщиной. В наше время таких проблем бы не возникло — Базедову болезнь научились лечить, но тогда это был приговор. Черты лица Крупской постепенно менялись, делая ее непривлекательной в физическом плане, но она не переживала, и мужа своего ни к кому не ревновала. В ее личной жизни было все в порядке.

Ленин и Н. Крупская в Горках. С заботой о детях Хотя в жизни Надежды Крупской не было того женского счастья стать матерью, но о том, чтобы другие матери лучше воспитывали и ухаживали за младенцами, она позаботилась. Нарком здравоохранения Дмитрий Ильич Ульянов, брат вождя революции, вместе с Надеждой Константиновной провели большую работу по введению в жизнь матерей и малышей резиновых пустышек. Это спасло здоровье и даже жизнь миллионам советских детей.

Сейчас мы даже не представляем, как малыши жили без пустышек, а тогда матери использовали вместо этого «успокоительного» средства мякиши хлеба.

Я рада буду, если ваша библиотека будет называться моим именем. Ваше письмо, наверное, порадовало бы Владимира Ильича. Рада буду, если вы будете писать о работе вашей библиотеки. Посылаю вам свой портрет, когда я была девочкой восьми лет. Может быть, он доставит вам удовольствие. Желаю успеха в работе и шлю горячий привет». Фото: altlib.

Крупская занялась вопросами коммунистического воспитания и образования. И едва ли не первым делом устроила в молодом государстве жёсткую цензуру. Крупская устроила жёсткую цензуру В 1920 году во все уголки страны были отправлены инструкции по изъятию из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей» литературы. Это решение вызвало резкую критику даже со стороны такого ярого сторонника большевиков, как Максим Горький. Крупская против «Крокодила» Особенно активную кампанию Крупская позже развернула против Корнея Чуковского. Его сказке «Крокодил» она даже посвятила целую статью в газете «Правда», где называла поэму вредоносной «буржуазной мутью», закладывающей в детские головы отнюдь не коммунистические идеи: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него». Разумеется, статья стала почти приговором — ещё много лет после неё Чуковский сказок не писал. Крупская и пионеры. Wikimedia Commons Крупская занималась не только книжками. Она была инициатором создания пионерского движения скаутского по форме, коммунистического по содержанию. Труд, считала Надежда Константиновна, общие цели и коллективная работа необходимы для правильного формирования подрастающего поколения. Кроме того, она была сторонницей массового внедрения детских домов как способа коллективного воспитания детей — вне зависимости от отсутствия или наличия у них родителей.

После Ленина Карьера Крупской не завершилась со смертью мужа. Она работала в Народном комитете просвещения, стояла у истоков создания пионерской организации, написала множество книг и статей, в том числе по литературе и педагогике. Несмотря на то, что у нее самой никогда не было детей, Надежда Константиновна посвятила остаток жизни проблемам подрастающего поколения, боролась с детской беспризорностью и безнадзорностью. Но в то же время критиковала педагогические методы Макаренко, полагала, что сказки Чуковского вредны для детей… В результате поэту пришлось на некоторое время публично отречься от своих «идеологически вредных» произведений. Торт от Сталина Непросто складывались отношения вдовы Ленина со Сталиным. Надежда Константиновна не одобряла проводимую в стране политику террора, даже выступала в защиту «новой оппозиции» - Каменева, Бухарина, Троцкого и Зиновьева, протестовала против гонений на детей «врагов народа». Ходили слухи, что на XVIII съезде партии она собирается обнародовать предсмертное письмо Ленина, в котором тот предлагает на роль вождя иную кандидатуру, чем Сталин. Сталин прислал к юбилею торт — все знали, что вдова Ленина неравнодушна к сладкому. А вечером ей стало плохо. Врач прибыл только через три с половиной часа, поставил диагноз «острый перитонит». В больницу Крупскую доставили слишком поздно. В ночь на 27 февраля 1939 года ее не стало. Уже в наши дни была выдвинута версия, что сталинский торт был отравлен.

Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская

Она решила оставить свой след в истории и запомниться, а не прославлять фамилию вождя. Это в патриархальной России тоже было по-своему революционно. Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели. Однако при всей любви к малышам жена вождя громко выступала в защиту прерывания беременности. Она боролась за прекращение преследования женщин, которые избавились от своего плода. Крупская была уверена, что беременная идет на такой шаг только из вынужденной меры. Успехи она его не умоляла, но чаще вспоминала какой он в быту. Крупская описывала мужа как обычного человека — какой любит завтрак, как радуется Новому году, изнашивает одежду до дыр и любит ходить пешком.

Несмотря на то что она была его верной соратницей, Надежда не делала из него иконы. Готовила жена вождя настолько неважно, что во Франции чета питалась сухомяткой. Они нередко ели в кафе или покупали домашнюю еду у других женщин.

Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».

Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо». Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию.

Спустя какое-то время Чуковский публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. После этого до 1942 года он не написал ни одной сказки. Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина, за исключение из партии Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы.

Надежда Крупская - автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Умерла 27 февраля 1939 года в Москве. После смерти тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Мать особо не ограничивала ее свободу, считая, что каждый человек должен выбрать свой путь в жизни. Сама Елизавета Васильевна была очень набожной, но, увидев, что дочь не тяготеет к религии, не стала ее переубеждать и принуждать к вере. Мать считала, что залогом счастья может быть только муж, который полюбит и будет беречь ее дочь.

Молодость Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг. Ее возмущал произвол царской власти, угнетавший простых людей, приносящий им нищету, боль и страдания. Она нашла соратников в марксистском кружке. Там, изучив учение Маркса, она поняла, что путь для решения всех проблем государства только один - революция и коммунизм. Биография Крупской Надежды Константиновны, как и вся ее жизнь, теперь неразрывно связаны с идеями марксизма. Именно они определили ее дальнейший жизненный путь. Она бесплатно обучала пролетариат в вечерней воскресной школе, куда приходили рабочие, чтобы получить хоть какие-то знания. Школа находилась достаточно далеко, за Невской заставой, но это не пугало отчаянную и смелую Надежду.

Там она не только обучала трудящихся письму и счету, но также пропагандировала марксизм, активно участвуя в объединении мелких кружков в единую организацию. Ленин, приехавший в Петербург, завершил этот процесс. Так образовался «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», где Крупская занимала одно из центральных мест. Знакомство с В. Лениным Они познакомились в начале 1896 года февраль. Но поначалу интереса к Надежде Владимир Ильич не проявил. Он, напротив, сблизился с другой активисткой, Аполлинарией Якубовой. Пообщавшись с ней какое-то время, он даже решился сделать Аполлинарии предложение, но получил отказ.

Ленин не питал к женщинам такой страсти, как к идеям революции. Поэтому из-за отказа вовсе не расстроился. А Надежда, между тем, все больше восхищалась его верностью революционным идеям, его увлеченностью и лидерскими качествами. Они стали общаться чаще. Предметом их разговоров были марксистские идеи, мечты о революции и коммунизме. Но о личном и сокровенном они тоже иногда говорили. От большинства окружающих Ленин скрывал шведско-немецкие и еврейские корни матери. Арест и ссылка Крупская Надежда Константиновна была арестована в 1897 году вместе с несколькими другими членами союза.

Ее на три года выслали из Петербурга. Поначалу она была сослана в село Шушенское, находящееся в Сибири. Там же в это время находился в изгнании и В. Они поженились в июле 1898 года. Церемония бракосочетания была более чем скромной. Молодожены обменялись обручальными кольцами, сделанными из медного пятака. Семья жениха была против этого брака. Родственники Владимира Ильича сразу невзлюбили его избранницу, считая, что она сухая, некрасивая и неэмоциональная.

Ситуация усугублялась еще и тем, что Крупская и Ленин так и не смогли обзавестись детьми. Но Надежда Константиновна вложила всю свою душу в любовь к мужу, став его товарищем, соратником и верным другом. Она вместе с Владимиром Ильичем стояла у истоков коммунизма и принимала активное участие в организации партийных дел, прокладывая дорогу к революции.

Итак, перед вами краткая биография Крупской. Ее отец Константин Игнатьевич был поручиком.

В 1863 г. Мать Крупской, Елизавета Васильевна, работала гувернанткой. Детство и юность Несмотря на то, что семейство Крупских жило небогато, родители отдали Надежду учиться в частную гимназию, которую она с отличием окончила в 1887 г. Через 2 года девушка успешно поступила на Бестужевские курсы, но проучилась в высшем женском заведении только 1 год. В это время она начала живо интересоваться марксизмом, в связи с чем вступила в марксистский кружок.

В период биографии 1891-1896 гг. Надежда Крупская преподавала в местной вечерней школе. Одновременно с этим она активно занималась пропагандистской деятельностью, по причине чего была позже арестована. Знакомая Надежды познакомила ее с Владимиром Ульяновым. И хотя мужчина был невысокого роста и имел дефект речи, он поразил девушку своей харизмой и увлеченностью идеями Карла Маркса.

Стоит отметить, что будущий вождь большевиков, также проявил к ней интерес. Революционерка В 1896 г. Крупская была арестована и сослана в Уфу. Тогда же Ульянов был выслан в село Шушенское. Он вместе с будущей тещей отправил множество писем чиновникам, чтобы те разрешили его невесте отбывать ссылку в Шушенском, по причине предстоящего брака.

Фото Крупской в молодости Интересен факт, что, будучи убежденными атеистами, Владимир и Надежда узаконили отношения церковным браком в 1898 г.

Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию

Официальная биография Надежды Константиновны Крупской – жены вождя – известна нам до мельчайших подробностей. советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа. Надежда Крупская до сих пор остается одной из самых загадочных и неоднозначных фигур российской истории. Крупская стала главным идеологом советского образования, поставив во главу системы детей, их развитие и воспитание.

Надежда Константиновна Крупская

  • Крупская Надежда Константиновна
  • Девушка с идеалами
  • Жена и секретарь
  • Десятилетнюю карьеру двойника Ленина разрушила Надежда Крупская - МК

Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь

В ночь на 2 марта тело Надежды Константиновны Крупской было предано кремации. В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Супруга вождя, Надежда Константиновна Крупская, не относилась к числу эффектных «богинь революции», но и «синим чулком» не была.

Крупская. Дочь гувернантки

Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу вас взвесить, согласны ли вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения». После диктовки Ленин был очень взволнован. Это заметили и секретарши, и доктор Кожевников. На следующее утро он попросил секретаршу перечитать письмо, передать лично в руки Сталину и получить ответ. Вскоре после ее ухода его состояние резко ухудшилось. Поднялась температура.

На левую сторону распространился паралич. Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал почти все, что с ним происходит. В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова. Почти еще целый год Владимир Ильич жил.

Крупская не отходила от него. Ни слезинки не увидели люди в глазах Крупской в дни похорон. Надежда Константиновна говорила на панихиде, обращаясь к народу и партии: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память — всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что многое еще не устроено в нашей стране». Последним благородным жестом Крупской, признавшей огромную любовь Ленина и Арманд, стало ее предложение в феврале 1924 года захоронить останки ее супруга вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин предложение отверг.

Вместо этого его тело превратили в мумию и поместили в подобие египетской пирамиды на главной площади страны. Крупская пережила мужа на пятнадцать лет. Давняя болезнь мучила и изнуряла ее. Но она не сдавалась. Каждый день работала, писала рецензии, давала указания, учила жить. Написала книгу воспоминаний.

Наркомпрос, где она работала, окружил ее любовью и почитанием, ценя природную душевную доброту Крупской, вполне мирно уживавшуюся с суровыми идеями. Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Каганович летом 1930 года на районной партийной конференции. В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина.

Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии. В результате было принято решение «Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал». Смерть ее была загадочной. Днем 24 февраля 1939 года в Архангельском ее навестили друзья, чтобы отметить приближающееся семидесятилетие хозяйки.

Был накрыт стол, Сталин прислал торт. Все дружно ели его. Надежда Константиновна казалась весьма оживленной. Вечером ей внезапно стало плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с лишним часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз».

Необходимую срочную операцию почему-то не сделали. Через три дня Крупская умерла в страшных муках в возрасте семидесяти лет. Тем не менее, Сталин лично нес урну с прахом Крупской к Кремлевской стене, где она и была похоронена. Биография: Крупская Ульянова Надежда Константиновна [14 26. Член Коммунистической партии с 1898. Родилась в семье демократически настроенного офицера.

Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 входила в марксистские студенческие кружки. В 1891-96 преподавала в вечерне-воскресной школе за Невской заставой, вела революционную пропаганду среди рабочих. В 1894 встретилась с В. В 1895 участвовала в организации и работе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В августе 1896 арестована. В 1898 приговорена к ссылке на 3 года в Уфимскую губернию, которая по ее просьбе была заменена на с.

Шушенское Енисейской губернии, где отбывал ссылку Ленин; здесь К.

Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет. Я давно все отдала». Возможно, именно такими действиями Сталин заставил Крупскую молчать. Хотя Валерий Торчинов и Алексей Леонтюк, авторы историко-биографического справочника «Вокруг Сталина», считают, что точных сведений о том, как именно Иосифу Виссарионовичу удалось приструнить Надежду Константиновну, не имеется. Но достоверно известно, что однажды Сталин сказал Крупской, что если та не прекратит критически отзываться в его адрес, партия во всеуслышание заявит, что настоящей супругой почитаемого в стране Владимира Ильича была на самом деле старая большевичка Елена Стасова. Последний обыск Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое. К слову, Надежда Константиновна скончалась в 1939 году на следующий день после того, как отметила свое 70-летие. Якобы Сталин прислал ей к праздничному столу отравленный торт.

Торт попробовала не только Крупская, но плохо стало лишь ей одной. Как бы то ни было, как пишет в своей книге «К суду истории. О Сталине и сталинизме» Рой Медведев, через сутки после внезапной кончины Надежды Константиновны на ее квартире и даче были снова проведены очередные обыски. Как утверждает Медведев, в результате этих обысков у уже покойной Крупской были изъяты архивы.

Как Надежда советской педагогики изменила страну через доступное образование, смотрите в нашем ролике.

Его можно найти в Личном кабинете 0.

Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги. Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики.

Ее интересовали идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса в сфере просвещения. Она изучала организацию школьного дела в таких европейских странах, как Франция и Швейцария, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия». За нее она получила высокую оценку от мужа.

Этот первый марксистский труд, вышедший из-под пера Крупской, рассказывал о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. За эту книгу Крупская Надежда Константиновна фото ее представлены в статье получила звание доктора педагогических наук. Возвращение в Россию Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все ее время.

Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Гельсингорфсе Финляндия от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна, выдавая себя за домработницу, приезжала его навещать. Через нее ЦК партии получал поручения от своего предводителя, а Ленин узнавал о положении дел на Родине.

Крупская была одним из организаторов и участников Великой Октябрьской социалистической революции, занимаясь ее непосредственной подготовкой в Выборгском районе и Смольном. Смерть В. Ленина Несмотря на то что отношения с Инессой Арманд Ленин разорвал еще несколько лет назад, чувства его к ней так и не остыли. Но работа для него всегда была самым важным приоритетом в жизни, а отношения с Арманд затягивали и отвлекали от партийной деятельности, поэтому он не жалел о своем решении.

Когда Инесса скончалась от внезапно открывшегося туберкулеза, Владимир Ильич был сражен этим. Для него это стало настоящим ударом. Его современники утверждают, что душевная рана сильно усугубила его здоровье и приблизила час смерти. Владимир Ильич любил эту женщину и не мог смириться с ее уходом.

Дети Арманд остались во Франции, и Ленин просит жену привезти их в Россию. Разумеется, она не смогла отказать умирающему мужу. Он скончался в 1924 году. А после его смерти Надежда Константиновна уже не была прежней.

Ее «бога» больше не было рядом, а жизнь без него превратилось в существование. Тем не менее она находила в себе силы вести дальнейшую работу по пропаганде народного просвещения. Наркомат просвещения Надежда Константиновна работала в Народном комитете просвещения сразу после революции. Она продолжала борьбу за создание трудовой политехнической школы.

Воспитание детей в духе коммунизма стало центральным звеном всей ее жизни. Крупская Надежда Константиновна, фото которой в окружении пионеров расположено ниже, души не чаяла в детях. Она искренне старалась сделать их жизнь счастливее. Также Крупская внесла большой вклад в просвещение женской половины населения.

Активно привлекала женщин к участию в социалистическом строительстве. Пионерия Надежда Константиновна стояла у истоков создания пионерской организации, вносила большой вклад в ее развитие. Но в тоже время она не только координировала действия организации, но и участвовала в непосредственной работе с детьми. Именно пионеры попросили ее о написании автобиографии.

6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР

российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания. Надежда Крупская. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Певец, народный артист России Валерий Яковлевич Леонтьев родился 19 марта 1949 года в селе Усть-Уса Коми АССР (ныне Республика Коми). Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Тот, кто не пережил революции, не представляет себе ее величественной, торжественной красоты. Надежда Крупская, 1936 год /

Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию

Вместе с супругом она прошла ссылку, эмиграцию, была его соратницей в революционной борьбе. Кроме того, Крупскую считают главным идеологом советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Она была автором книг и статей, где поднимала вопросы о роли женщин в социалистическом обществе. В 1887 году с отличием окончила частную женскую гимназию княгини Оболенской в Петербурге. Затем стала слушательницей Высших женских курсов и вступила в студенческий марксистский кружок.

Жизнь после Ленина После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко.

Статья по теме Тайны последних дней. Как и от чего умер Владимир Ленин Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным. Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина». Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской. Значимость противостояния Сталина и Крупской в 1930-х годах явно преувеличивается. Надежда Константиновна не имела достаточных рычагов влияния, чтобы представлять для Иосифа Виссарионовича угрозу в политической борьбе. Смерть на юбилее Она продолжала работать, писала статьи по педагогике, воспоминания о Ленине, тепло общалась с дочерью Инессы Арманд.

Внука Инессы она считала своим внуком. На склоне лет этой одинокой женщине явно не хватало простого семейного счастья, которого лишили её тяжёлая болезнь и политическая борьба. Клавдия Николаева и Надежда Крупская в Архангельском, 1936 год. Фото: Public Domain 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. На торжество к ней собрались старые большевики. Сталин прислал в подарок торт — всем было известно, что соратница Ленина любила сладкое. Статья по теме Тайны кремлёвской квартиры Ленина.

Как жил и работал вождь революции Этот торт станет потом причиной обвинений в адрес Сталина в убийстве Крупской. Но на самом деле торт ела не только Надежда Константиновна, да и сам подобный сюжет выглядит как-то уж слишком нереалистично. Через несколько часов после торжества Крупской стало плохо. У Надежды Константиновны диагностировали острый аппендицит, который вскоре перешёл в перитонит.

Однако по просьбе Крупской ее отправили отбывать приговор в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии, где уже отбывал наказание Владимир Ульянов. В июле 1898 г. Для Надежды Крупской этот брак стал фактически вторым, ранее она состояла в гражданском браке с Борисом Германом, ставшим позднее одним из лидеров эсеров-максималистов. При заключении брака взяла фамилию мужа - Ульянова, но при этом публично всегда выступала под своей девичьей фамилией. С 1898 г. С 1918 г.

В 1901-1905 гг. С мая 1905 г. В 1905-1906 гг. В 1907-1917 гг. Преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем 1911 , была секретарем Ленина. В 1914 г. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России, участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. В апреле 1917 г. Немецкие власти обеспечили их проезд из Швейцарии через свою территорию в специальном запломбированном вагоне.

И когда приятель, мальчик Боря, сын нигилистки княжны Долгорукой, предложил ей плюнуть на образ, поскольку «мама говорит, что Бога нет», Надежда запротестовала самым решительным образом: «Ну мало ли что мамы говорят! Она оставалась религиозной, по ее воспоминаниям, до двадцати с лишним лет, тогда как многие ее товарищи и сам супруг порвали с верой гораздо в более юном возрасте. Сама Крупская говорила, что, конечно, не «мистика» была причиной ее религиозности, а чувство одиночества. У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим. В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий