От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда.
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Она вспоминала, как «…обедали все из одной миски не за столом, а за широкой скамьёй. Малых детей матери брали на руки, а мне и другим детям постарше места не хватало, еду надо было доставать из миски через плечи взрослых. Если проливали, получали ложкой по лбу. Почему-то дядька Антон постоянно высмеивал меня, обещал, что я выйду замуж в многодетную семью, дети будут сморкатые, и мне придётся есть с ними из одной миски и добывать еду через их головы».
Дядя Антон ошибся столь радикально, что, наверно, разинул бы рот от удивления, узнав, что за столами Нина будет сиживать с королями и премьер-министрами, а не с сопатыми крестьянскими ребятишками. Да и сама она, конечно, не поверила бы, предскажи ей будущее на зеркальной воде. Октябрьский переворот завершил интеллектуальное воспитание будущей леди.
И если она не стала пламенной революционеркой, то убеждённой марксисткой — определённо. С будущим мужем познакомилась в Донецке, где работала преподавателем политической экономии партийной школы, — с юношей по фамилии Хрущёв, учеником рабфака, энергичным, симпатичным, крайне предприимчивым молодым человеком. В Донецке они и поженились.
И сфотографировались на единственно известное сегодня фото, на котором трудно узнать будущего первого секретаря ЦК КПСС, пожалуй, даже более неузнаваемого, чем юная, с тонкой шейкой Ниночка, остриженная после тифа, в матросской кофточке, похожая на скуластого мальчика. Но с милой, всегдашней своей улыбочкой на круглом юном лице. Не красавица, но такая хорошенькая, как только бывают украинские девочки, расцветающие по сёлам, аки абрикоски весной.
Будущий славный муж хорошенькой Нины родился в селе Калиновке Курской губернии, и тоже в семье бедных крестьян. Их общее социальное происхождение как нельзя лучше соответствовало менталитету страны, в которой им предстояло не только жить, но и править. Два сапога — пара.
Ни его, ни её не нужно было перековывать в нового человека — они родились достаточно новыми, хотя и при откровенно старом режиме. А подробности их судеб? Крайне немного полагалось знать советским людям о семье и детстве своего правителя и его жены.
Нина была многодетная мать. Оставив партийную и любую другую карьеру ради семьи и детей, она более никогда не пыталась занимать общественные посты. Поговаривали о ней, конечно, что Нина эта вся такая «железная» и более твердокаменная коммунистка, чем даже её муж, но всё это были слова, лишённые доказательств.
Нина была скрытной и скромной, это совершенно точно. И эти качества особенно сильно выступили, когда она вошла в состав дипломатической делегации при подготовке поездки нашего лидера в США в 1959 году. Поездку в США Нине подсуропил Микоян, посоветовавший Никите Сергеевичу взять с собой семью, чтобы рассеять уже сложившееся у американских граждан представление о коммунистических чертях с рогами и копытами.
О поездке она узнала хорошо заранее, за два года, — ахнула, было попыталась отказаться, но вынуждена была согласиться под напором аргументов и уговоров. Хватившись по шкафам, она пришла в ужас — нечего надеть! Она принялась одеваться — собирать гардероб, достойный представить её, первую леди Страны Советов, глазам американцев.
Интересно, что со времени смерти Нади Аллилуевой прошло не так уж много времени, а в быт советских людей уже просочились ростки той самой буржуазности, которую дустом травили в первые революционные годы. Откуда ни возьмись вылезли частные портнихи, мебельные комиссионные магазины, и даже ювелиры с антикварами как будто только ждали момента, когда их позовут. Надо сказать, что это было неизбежно.
Стоило людям перестать убивать друг друга на улицах, бояться собственной тени, как им захотелось покоя, уюта и стабильности, выраженной предметно. Стабильность всегда имеет видеоряд. Она звучит в вещах, в портьерах, коврах, даже в дверных петлях, не говоря уже об архитектуре, в ней она проявляется в наиболее понятном виде.
Поскольку своей собственной стабильности Советская страна толком нажить не успела, хватились прежнего мира — вот почему кремлёвские жёны исподтишка бросились собирать дореволюционные мебеля, и коврики, и ювелирку, принадлежавшие прежде чужим старухам, умевшим принимать гостей. И ничего, что сами старухи уже и тлеть перестали в своих общих могилах. Вещички их идейные марксистки потащили в свои квартиры, под замок, подальше от посторонних глаз.
Главное, за это уже не сажали. Не напрасно хрущёвские времена народ назвал «оттепелью». К поездке Нину одевала известная на всю Москву портниха Нина Гупало, наряжавшая только артисток да московскую квазизнать.
Нина была свояченицей Хрущёвых, за её сына, журналиста Алексея Аджубея, вышла замуж их Рада. Нина Гупало была профессионалом высшей категории, попасть к которой в клиентки было мечтой московских модниц. Отказывала она нередко.
Например, однажды попавшую к ней мадам Брежневу, даму грузную и совершенно не романтическую, она обшивать отказалась. Возможно, не вдохновляла её и фигура Нины Петровны, но тут уж отказать не представлялось ни малейшего шанса. Пришлось стараться.
Однако напрасно она и так и эдак намекала клиентке, что ткани, выбранные ею для пошива выездных туалетов, ей не идут. Нина была не в состоянии выскочить из образа, в котором она прожила свою женскую судьбу, — образа правильной советской женщины, без галантерейных амбиций. Кстати, во время американской поездки Нине было почти шестьдесят лет.
И её сравнение с тридцатилетней Джеки Кеннеди выходило несправедливым и напрасно злым. Её полнота, конечно, невыгодно выступала на фоне Джекиной субтильности. Однако не была же Нина толще той же, к примеру, Ангелы Меркель!
Всё дело в умении себя подать. Нине ужасно не шли ткани с цветочным рисунком. Любое цветочное платье на её пухленькой фигуре превращалось в халат.
Украшений она не имела и носить их не пробовала. Никто не учил Нину Петровну манерам. Она была продуктом эпохи, свершившимся фактом — той самой идеальной советской женщиной, о необходимости воспитания которой так часто говорили большевики.
Она искренне верила, что душевных богатств ей хватит с лихвой. За эту утопию на дипломатическом уровне пришлось поплатиться имиджем целого поколения и всей страны. Нашли с кем сравнить, сравнили бы ещё с английской королевой!
Джеки была аристократка и дочь аристократов. К тому же нереально хороша. Белые лилии возле неё вяли от зависти.
Понятно, что за дипломатическим столом она выглядела уместнее своей посконной гостьи. Но если сравнивать масштабы пути, которые проделали Нина и Джеки, чтобы попасть за этот табльдот, то Джеки бы нашей проиграла. Социальный лифт, как сейчас принято говорить, не так уж высоко унес её от места рождения, тогда как Нина Петровна проделала путь, равный троекратному обороту вокруг Земли.
Заметьте, Джеки никогда в жизни не резала крапивы для поросят. Между тем Нина вовсе не была такой уж неприглядной внешности, как может показаться от сравнения с Джеки. Во время встречи с американским президентом Дуайтом Эйзенхауэром и его женой Мэйми она продемонстрировала даже некий неожиданный шарм, пройдясь в тёмном однотонном платье удачного покроя.
И прямо — вуаля! Лёгким движеньем деревенская старушка превращается… превращается… в элегантную леди. Есть и ещё одно фото, где Нина отчасти напоминает нарядом и фасоном шляпки саму английскую королеву.
И вот тут-то понимаешь, что дело совершенно не во внешности и даже не в лишнем весе, а лишь в традиции, в том самом искусстве подать себя, которого начисто были лишены заново выкованные дамы. К сожалению, картину её триумфа смазал муж, отказавшийся следовать этикету на том приёме. Эйзенхауэр был человеком амбициозным, утверждавшим ни много ни мало, что «на Соединённые Штаты Америки возложена миссия руководства миром», прямо так и заявлял.
Не сумев убедить Хрущёва в дипломатической неизбежности переодевания в смокинг, спесивец потерпел поражение. В этом ли было дело, но во время той памятной встречи Никита Сергеевич Хрущёв наотрез отказался надеть «капиталистическую униформу» официальных мероприятий. В своём роде этот плюгавый толстяк был великолепен, вместе со своей половиной.
Их совместный дипломатический стиль был интересен именно полным отсутствием стиля. Они вели себя совершенно не так, как от них ожидали, и этим очаровали. Он, например, вообще не обратил внимания на выпорхнувшую ему на глаза Мэрилин Монро, которую попросили нарядиться в самое своё облегающее платье.
Определённо Хрущёв имел собственный стереотип поведения, приличествующего женщине. Их встречали голливудские артистки, прекрасные, как куклы Барби.
В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка.
А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание.
Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка.
С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы.
В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания.
В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи.
Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания.
Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках.
Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения.
Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений.
Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»?
Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова.
Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата.
Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы.
За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда.
Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Сначала его манят пряником — веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть», — искренне бушевала Надежда Константиновна. Она увидела в этой сказке и некоторые достоинства — отметила юмор, удачную игру слов, но старорежимный дух перевешивал.
Увы, не убедили Крупскую и статьи Чуковского о любимом ею Некрасове. За Корнея Ивановича заступился Горький. Словом, началась долгая дискуссия. При этом надо иметь в виду, что популярность Чуковского среди детей и их родителей в то время была невероятной. Ее связывали, кроме прочего, с нэповским угаром, который, как опасались многие, мог заглушить в сердцах все революционное.
Особенно в молодых сердцах. Думаю, это и напугало Крупскую. Любовь к сказкам Чуковского, как им казалось, превращалась в манию. К Корнею Ивановичу «жена Ленина» была несправедлива. Скорее всего, в какой-то момент она поняла это.
Но дело не только в Чуковском, который постоянно вызывал у нее опасения. Она не принимала литературу игры и парадокса. Авангардные поэты, художники, архитекторы в основном поддержали революцию. Но ни Ленин, ни Крупская их не принимали. Даже Маяковского, который старался быть и актуальным, и понятым, поначалу отторгали.
Дерзкие новаторы по отношению к государству и обществу, они оставались консерваторами как читатели и ценители искусства. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год. Фото: Wikimedia Не жаловала Крупская и волшебную сказку. Слишком уж крепко любила она реалистов, очерковый, полудокументальный стиль и считала, что и для детей следует писать только жизнеподобно. Ее и у Чуковского не устраивала разухабистая фантастика.
Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного. Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора. Она писала напористо, но не подавляла специалистов, у которых имелось иное мнение. Своим юношеским пристрастиям Надежда Константиновна осталась верна.
И с удовольствием вспоминала о том, что нравилось Ленину у Льва Толстого: «есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист — толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы». Это не только ленинское мнение, здесь, прежде всего, Крупская восхищается «художником слова». Хотя публицистику Толстого в ее времена из библиотек изымали, да и в академическое собрание сочинений она пробивалась непросто. В 1938 году в статье «Об учебнике по литературе» она писала: «Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила — художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В.
Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульяновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником. Сидят — В. Ленин, Н. Крупская, А. Ульянова-Елизарова; стоят — М.
Ульянова, Д. Ульянов и воспитанник А. Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г. Москва, Кремль Беспартийной литературы она почти не принимала, антипартийной — тем более.
Достойным будущего объявлялось только то, что служило для пользы дела. Впрочем, этим правилом руководствуются очень многие, во все времена — а вовсе не только большевики. Просто большевики в этом смысле были откровеннее многих. Она органически связана с общественным укладом своей эпохи и не может быть изучаема вне его, без связи с ним» — таково ее кредо. А как иначе — особенно в представлении тех лет.
Книга должна учить правильной жизни. А значит, хорошо бы несколько переписать детскую классику, удалив из знаменитых книг буржуазную начинку. Так она предлагала поступить популярнейшим в то время и, в принципе, полезным для воспитания научного мышления Жюлем Верном. Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год Несомненно, среди педагогов и управленцев образования она была одним из самых последовательных сторонников приоритета коллектива над личностью, общественного над личным. Среди экспериментов, которые внедряла Крупская — групповые проекты, задания, которые оценивались по ответу одного — как правило, лучшего — ученика.
Его оценку получали все. Вот такая школа коллективизма.
Горячий вам привет, дорогие ребята". Закончив писать, Надежда Константиновна посмотрела на часы и заторопилась. На повестке дня вопрос чрезвычайной важности: о третьем пятилетием плане в области народного образования.
Выступая на заседании, Крупская говорила о культурном росте населения, о больших сдвигах в области культуры на селе, подчеркивала необходимость развернутого строительства клубов, сельских библиотек, в которых так нуждается колхозная молодежь, стремящаяся к новой, культурной жизни. Только к вечеру она вернулась домой. Это был последний рабочий день в ее жизни. Она так и не перевернула листок настольного календаря. В этот же вечер Надежда Константиновна собралась за город.
Последние годы она часто ездила в Архангельское, в дом отдыха старых большевиков. Там, среди товарищей и друзей, ей хорошо отдыхалось… А завтра выходной день, надо немного отдохнуть, что-то последнее время сердце пошаливает, стала быстро уставать… На другой день с утра к ней в дом отдыха приехали старые, испытанные друзья. Первыми приехали Кржижановские — беспокойная, милая Зинуша с Глебом. Сели завтракать. Начались поздравления, вспоминали прошлое, шутили, смеялись… Потом решили все вместе сфотографироваться.
Ведь не так часто друзьям приходится собираться. Все шло хорошо… Но к вечеру Надежда Константиновна вдруг почувствовала себя очень плохо. От страшной боли она временами теряла сознание.
Ядовитый или безвредный десерт?
- Революционер в Польше
- Дворянка по происхождению
- Заслуги Надежды Крупской уже никто и не вспомнит... | Пикабу
- Что случилось с отцом Надежды Крупской — Кириллица — энциклопедия русской жизни
- Крупская. Дочь гувернантки
- Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива? | Аргументы и Факты
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская
Полное имя: Надежда Константиновна Крупская. Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь. 27 февраля 1939 г. в 6.15 утра Надежда Константиновна Крупская умерла в кремлевской больнице.
Первая вдова СССР
Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 году, на следующий день после своего 70-летия. От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда.
Красивая и образованная
- Первая вдова СССР
- Клинический случай. Единственная Надежда
- Революционер в Польше
- Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
- Надежда революции
- Трагическая жизнь Надежды Крупской
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём». Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа. Надежда Константиновна Крупская выступает на 2-ом съезде колхозников-ударников. В 1920-1929 гг. Надежда Крупская занимала должность председателя Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Наркомпроса РСФСР.
Надежда Крупская. Женой так женой
Однако по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники "Скорой помощи", а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи. К утру 27 февраля, испытывая страшные физические и моральные муки, Н. Крупская умерла. Получается, что Сталин все-таки "приложил руку" к смерти Крупской, причиной которой стал не отравленный торт, а то, что Надежде Константиновне вовремя не оказали медицинскую помощь. Источник: Форум.
В конце 1930-х Крупская пыталась заступиться за Бухарина, Троцкого, Зиновьева, Каменева, протестовала против гонений на детей «врагов народа».
Все это вызывало неудовольствие Сталина, он даже угрожал ей «представить в будущих учебниках женою Ленина не ее, а старую большевичку Е. Да-да, — добавил Сталин, — партия все может». В этой ремарке иногда менялись имена: вместо Стасовой подставляли то Инессу Арманд, то Фотиеву. Сталин постоянно включал Крупскую и Анну Ильиничну в партийные комиссии, решавшие судьбы бывших вождей партии. Женщины в лучшем случае не являлись на заседания этих комиссий или голосовали, как все, то есть за предложение тов.
Крупская голосовала за предание суду Н. Бухарина, за исключение из партии Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Каменева и своих ближайших друзей и соратников по партии.
Последние годы ее жизни она находилась в определенной изоляции, - ее переселили в санаторий старых большевиков «Архангельское». На фасаде дома мемориальная доска с надписью: «Видный деятель Коммунистической партии, сестра В. Ленина Анна Ильинична Ульянова-Елизарова жила в этом доме с 1919 по 1935 годы». После смерти Ленина Анна Ильинична была до 1932 г. По поручению ЦК партии она собирала документы по истории семьи Ульяновых.
Полученные в конце лета 1924 г. По формулярным послужным спискам удалось проследить служебный путь А. Получение дворянского звания подтвердили и копии документов Дворянского депутатского собрания Казанской губернии, где поселилась семья Бланков после выхода Александра Дмитриевича в отставку. Из Казани же были получены документы об И. Во время поездки в Ленинград осенью 1924 г.
Анна Ильинична ознакомилась с подлинниками обнаруженных документов, из которых следовало, что ее дед, Александр Бланк, принял святое крещение в 1820 г. Она надеялась получить у Сталина согласие на публикацию этой информации. Но в последние годы я, слыша, что антисемитизм у нас проявляется опять сильнее, прихожу к убеждению, что вряд ли правильно скрывать от масс этот факт, который, вследствие уважения, которым пользуется среди них Владимир Ильичи, может сослужить большую службу в борьбе с антисемитизмом, а повредить, по-моему, ничего не может… Мне думается, что так взглянул бы и Владимир Ильич. У нас ведь не может быть никакой причины скрывать этот факт, а он является лишним подтверждением данных об исключительных способностях семитического племени, что разделялось всегда Ильичем, и о выгоде для потомства смешения племен. Ильич высоко ставил всегда евреев.
Очень жалею, что факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, не был известен при его жизни. Оригинал письма от 1932 г. Сталин запретил открывать тайну о происхождении великого учителя, а Анну Ильиничну уволили по его указанию из института. Через полтора года, 12 июня 1937 г. Она тяжело переживала смерть старшей сестры, старалась забыться, много работала, совсем не бывала дома, заботилась о Крупской.
Вера Дридзо, секретарь Крупской, рассказала, что Мария Ильинична почти всегда покупала для Надежды Константиновне носильные вещи, заказывала билеты в театры, неизменно интересовалась ее здоровьем, направляла к ней врачей. Съезд избрал М. Елена Дмитриевна Стасова впоследствии рассказывала о последних часах жизни младшей сестры Ленина: «Вспоминаю нашу последнюю встречу с ней. Мы втроем — Мария Ильинична, Надежда Константиновна и я — участвовали в 1937 году на конференции Московской партийной организации. Марии Ильиничне нужно было уйти с заседания для выполнения какой-то срочной работы.
Она, всегда заботливо относившаяся к Надежде Константиновне, попросила меня проводить ее до дому, так как Надежда Константиновна плохо видела. Придя в свой кабинет, Мария Ильинична почувствовала страшную головную боль, вызвавшую обморочное состояние. Припадок прошел, но скоро повторился. Это было кровоизлияние в мозг, от которого Мария Ильинична и скончалась». Первый приступ у нее начался 7 июня, прибыли врачи, им удалось добиться временного улучшения состояния, Мария пришла в себя.
Но вскоре начался второй приступ, после которого она впала в глубокое бессознательное состояние, деятельность сердца слабела с каждой минутой, и 12 июня она умерла. Все дни болезни Марии Ильиничны рядом была Надежда Константиновна, и ей пришлось сообщить горестную весть Дмитрию Ильичу, который был в это время в санатории: «Дорогой, родной Дмитрий Ильич! Умерла наша Маняша. Не звонила Вам потому, что было очень уж тяжело, да и врачи, по обыкновению, говорили по-разному... Теперь надо составить ее биографию, собрать все воспоминания, составить сборник.
Без вас этого нельзя сделать, Вы лучше всех, ближе всех ее знаете. Глубокая партийка, она отдавала себя всю работе, всю без остатка. Надо сохранить для истории ее образ, ее облик. Надо все собрать; на Вас ложится сейчас большая задача. Поговорим об этом деле с Вами при свидании.
Крепко Вас обнимаю. Берегите себя. Ваша Н. Сама Надежда Константиновна за одну ночь написала статью о Марии Ульяновой, и утром 13 июня вся страна читала ее в «Правде»: «... Вся ее жизнь была неразрывно связана с жизнью и работой Ильича...
Первые годы ее работа проходит под руководством Ильича. Ее опыт широкой работы с массами, ленинская привычка прислушиваться к голосу масс сделали ее активным организатором рабкоровского движения... Сил своих она не жалела, работала с утра до 3 — 4 часов ночи, без отдыха, без перерыва. Уже больная, принимала активное участие в работах районной, Московской городской и областной конференций. Придя на работу с конференции, она почувствовала недомогание, слегла и уже не встала...
Дмитрий Ильич работал с 1933 г. Часто болел. Крупская использовала любую представившуюся возможность, любой повод, чтобы рассказать свои истории о Ленине-человеке всем, кто мог их запомнить или записать и передать другим. Когда ее почти перестали публиковать, Крупская начала использовать обходной путь — стала посвящать немалую часть своего времени консультациям для авторов, пишущих о Ленине. Причем не только рассказывала писателям о его жизни, но и использовала остатки своего влияния, чтобы продвинуть написанное в печать.
Особое раздражение Сталина и его окружения вызвал роман Мариэтты Шагинян «Билет по истории». В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала негодование Сталина. В решении Политбюро 1938 г. Роман из употребления изъяли, а всех причастных к его выходу в свет, включая Крупскую, наказали.
В решении говорилось: «Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа в свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , за спиной ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал". Как и потребовал ЦК, Крупская немедленно написала в несколько редакций отрицательные отзывы на произведения М. В ее письме в «Молодую гвардию» о повести «Володя Ульянов», свое скорректированное мнение она передала словами: «Мне рассказ очень не понравился, слабо показано влияние эпохи, в которой рос и складывался Владимир Ильич...
Первыми стали отрекаться от всего буржуазного жёны вождей революции. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Хорошо известен визуальный ряд, который из этого вышел: мешковатая одежда, шляпа клош, стоптанные боты — имидж, простительный любой другой, кроме первой леди страны. А ведь в молодости это была милейшая девушка, совершенно тургеневская, с нежными очами, с гимназическим румянцем и мягкими, прямо фланелевыми пальчиками. Люди, хоть раз видавшие, как Надюша распускает косу, замирали восхищённо. Сегодня, конечно, нет в живых тех, кто бы подтвердил — было!
Остались одни исторические развалины, они-то и поведали, что Надежда Крупская плохо выглядела вовсе не из-за коммунистического менталитета, а по причине тяжёлой болезни. Крупская Кстати, у руля Советской России вместе с мужем она оказалась в возрасте под пятьдесят — в самом расцвете по нынешнему времени. Но её женский звёздный час давно миновал, пришедшись на дореволюционные годы, когда молоденькой учительницей она преподавала в школе рабочей молодёжи, битком набитой идейными марксистами. И ухажёры у неё там были в ассортименте, тот же Ваня Бабушкин. Важно, что провожал Ванюша её от чистого сердца и за ручки хватал вовсе не по поручению месткома, и вообще вёл себя очень гуманитарно, даже стихи писал, хотя слушал курс правоведения. Но Наденька, будучи прототипом всех последующих за нею кремлёвских жён, решительно снимала наброшенный Бабушкиным пиджак.
У неё на уме в тот момент была сплошная революционная пурга. Собиралась ли она стать тем несчастным существом, в которое её в итоге превратила революция? Страшно подумать, во что может превратить зазевавшуюся женщину мужской мир. Не заметишь, как за идею, за здорово живёшь конфискуют всю галантерею, все платья, и духи, и французские каблучки, и сумочку из питона — всё-всё, обвинив в буржуазности. Тут и до белья недалеко — кто при царском режиме носил кружевное исподнее? Уж конечно не Ваня Бабушкин и не его девушка.
Надя очень скоро перестала обращать внимание на модные тенденции, так ей задурили голову адвокаты-недоучки, и стала выглядеть бабушкой в своей шляпке клош, даже на фоне собственного мужа — носителя неброских жилетных костюмов швейцарского покроя. Правда или нет, но бедняжка Надежда Константиновна одевалась на блошином рынке — так в те времена называли «секонд-хенд». Единственное драповое пальто, которое для неё пошили уже после октябрьского переворота, истёрлось у неё на плечах до неузнаваемости — её ли оно или Владимира Ильича. Именно к этому пальто она пришивала потом разные пуговицы. Кто ещё пошёл на такие жертвы ради революции? И вот вечно ей пеняли на неудачный имидж.
На фоне некоторых. Корректно ли было сравнивать Надю с секс-символом тех лет Инессой Арманд? С великолепной Инессой, у которой даже пряжки на туфлях отливали каким-то буржуазным блеском, с Инессой несравненной, о которой говорили, что даже каменных атлантов посещает физиологическое вдохновение, когда она проходит мимо. Инесса не принимала на свой счёт бредни вождя революции о том, что материальное благополучие, в частности красивая и дорогая одежда, должны перестать занимать женщин коммунистического общества. Она считала, что как раз наоборот, при коммунизме дама сможет себе позволить всё самое лучшее, что только представит ей текстильная промышленность. А начинать надо уже сегодня.
Тем временем Надежда, наоборот, вбивала себе в голову, что на фоне разрушенной России она не имеет права наряжаться в кружева и атласы. В Музее революции хранятся ботинки Крупской, коричневые, жалкие, трудно поверить — в этом кто-то ходил! Собственно, это и был их общий стиль — Нади и страны. Ну а нарядная Инесса умерла в 1920 году, и сравнивать стало не с кем. Умение одеваться Второй вождь русской революции Иосиф Сталин утверждал, что мужчина, глядя на женщину, не должен отвлекаться от строительства коммунизма. Правда, он не пояснял, даме ли вменяется в обязанность обеспечить выполнение этого тезиса или ответственность возлагается на сильный пол.
На всякий случай дамы взялись выполнять. Надежда Аллилуева Тех же, кто игнорировал рекомендации вождя, умели настроить на революционную волну. Сталин не мог спокойно смотреть на франтоватых дам. Говорят, что нарядная Инесса умерла не своей смертью, а он её извёл. Конечно, не сам, не лично, но её отравили по его наущению. Конечно, дамы, кто был поумнее, страшно перепугались.
Поубирали с глаз долой все свои финтифлюшки, все кружавчики с ленточками. Отношение к дамам вписывалось в cталинскую концепцию власти, напоминавшую воровские нравы, под общим знаменателем «без семьи». Безупречному революционеру по законам тех лет вообще не стоило заводить супруги. Жёны, если они всё-таки осмеливались у товарища быть, должны были сидеть очень тихо и не высовываться наружу. Если же такое случалось и дамы показывали краешек собственного платья или нрава, то они в короткие сроки как-то исчезали. Достаточно вспомнить, к примеру, вторую жену маршала Будённого Ольгу Михайлову, певицу, виноватую лишь в том, что она обожала общество, приёмы и банкеты — певица же!
За что? Негодяй ненавидел женщин. Он очернил бедную певицу, вменив той в вину дружбу с жёнами наркомов обороны и просвещения Егоровой и Бубновой. Якобы втроём дамы посещали иностранные посольства, были знакомы с тамошними дипломатами. А нельзя? На даче у японцев сидели до трёх часов ночи — наябедничал Ежов.
И вообще Ольга Будённая-Михайлова играет на скачках. Модные образы начала ХХ века вступили в противоречие с коммунистическим обликом Надежды Крупской К слову, если скачки существовали, значит, это было кому-нибудь нужно? И почему на них нельзя было играть именно Михайловой? На очной ставке, которую организовал хитрый тиран, Ежов с партийной прямотой заявил Будённому, что его жену пора арестовать, чтобы на допросах выяснить характер её связей с иностранными посольствами. И арестовали. И принялись выяснять.
На допросах бедная Ольга всё подтвердила. Больше она не пела, ни на каких языках, даже на итальянском не пыталась. Говорили — простудилась или сорвала голос. Забыла и думать о нарядах и комплиментах. Утратила все желания. Просила только пить.
В тюрьме ей было совершенно не во что наряжаться, да и незачем. Её моральный облик коммунистки больше не страдал от кружев. Обновлённая до неузнаваемости, она просидела по тюрьмам до 1953 года. Вот с какими трудностями ковалась новая женская скромность. Примерно так же, только насмерть, перековали и Нину Гриневич, жену маршала Тухачевского — честно сказать, бывшего дворянина. Нина ведь тоже не вышла социальным происхождением, ей трудно было соответствовать образу пылкой коммунистки.
О ней рассказывали, что была она очень хорошенькая, изящная, всегда нарядная, мягкая, интеллигентная женщина, очень хорошо воспитанная, происходила из хорошей, отнюдь не пролетарской семьи. Её, умевшую создать лёгкую и непринуждённую атмосферу за столом и в гостях, умевшую вести беседу, разрулить неудачный разговор, занять всех присутствующих, чтобы гостям не скучалось, её не стало в 1941 году. Её расстреляли. Не сумев перековать. А Полина Жемчужина? Вот кто был сама элегантность и изящество.
Полина была женой Молотова, без пяти минут третьего вождя революции. Но пламенные революционные взгляды принадлежали ей самой. Полина была очень самостоятельная женщина, лепившая образ новой женственности по собственному усмотрению. Она-то как раз и сама не сомневалась, что новое время требует новых женских типажей, и старалась создать этот типаж из самой себя. Очень деловая. Она считала, что достаточно быть честной партийкой, надев ради митинга красную косынку, что прекрасная внешность, вкус и природное чувство стиля только украшают женщину революции.
Но как-то умудрились обеднеть до такой степени, что правнучка управляющего всех рудников Алтая и дочь управляющего трех рудоплавильных заводов вынуждена была идти в гувернантки. В них все золотопромыщленники сходили с ума и разорялись. Им на смену приходили ушлые управляющие-немцы. Но ведь один из таких и был Тистров, выгодно женившийся на внучке управляющего всех золотых рудников Алтая.
Темная история с этими несметными богатствами Российской Империи, которыми управлял клан Тистровых-Крупских-Фроловых. Но, может быть, когда заходит речь о финансировании революционного движения в России и, в частности, В. Ленина, то надо не в Германию упираться, а в золото Сибири, которым командовали его будущие родственники? Ленин, выходит, выгодно женился?
И история эта с приходом Октябрьской революции не закончилась. Научное наследство прадеда Крупской в полной мере работало на новую страну. И не удивительно. В предприятиях, созданных Козьмой Дмитриевичем Фроловым, всё было новым, неожиданным.
Ни русская, ни мировая практика его времени не знала ничего подобного тому, что выполнил великий новатор. Устроив в 1763-1765 годах систему машин, приводимых в действие центральным мотором, он создал технику, далеко выходящую за рамки феодально-крепостнического способа производства. Механизировав технологические операции по переработке продуктов и создав внутризаводской транспорт, К. Фролов организовал, в сущности, завод-автомат.
Перешедшие в собственность СССР предприятия, а также новые, которые строились, использовали его разработки. Идея механизации и автоматизации, развёрнутая с полной силой в СССР в годы сталинских пятилеток, - наша русская идея. Вместе с И. Ползуновым К.
Фролов занимает почётное место среди творцов современной техники. Выходит, идея механизации и автоматизации, развёрнутая с полной силой в СССР в годы сталинских пятилеток, - наша русская идея, не уступающая английским проектам технической революции? Не эти ли сибирские технические изобретения восемнадцатого века заложила основы технической революции в России 19 века, а затем - социалистической революции начала двадцатого века? В то время, когда Европа успешно развивалась, и в Россию тоже пришел технический прогресс.
Эти машины Фролова были отличным подспорьем для династии Романовых, которая, признав технический прогресс, должна была разворачиваться с большой скоростью в управлении государством. Это бизнес и банки, это новый класс предпринимателей. Но войны разоряли Россию, и она не только брала взаймы, но и впустила в страну чужие машины, чужой прогресс, который стал зарабатывать деньги прямо на месте, но складывать их в свои банки. Когда Романовы в начале 20 века спохватились — было уже поздно.
Вся промышленность практически была в руках англичан и их компаньонов купцов-староверов. Вот так технический прогресс, который вытолкнул на поверхность золото, погубил Романовых и саму Россию. Ну а вместе с техническим прогрессом наверх золото вытолкнуло и новых людей. Наследников владельцев этого технического прогресса России.
Их имена мы знаем.