Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие (тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств!) прошла в Лозанне курс лечения от бесплодия, но без результата.
Галантерейные амбиции
А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду.
Надежда Константиновна Крупская
- Галантерейные амбиции — публикации и статьи журнала STORY
- Последние годы жизни и смерть Надежды Крупской
- Надежда Крупская: что мы не знали о супруге Ленина
- Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
- Взрослая жизнь
- Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской
Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. Надежда Константиновна Крупская никогда не слыла красавицей даже в марксистской среде, об этом говорят ее многочисленные «рыбные» клички. От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда. 9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника.
Первая вдова СССР
Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. верная супруга Владимира Ильича Ленина. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. После смерти Ленина жизнь Крупской сложилась в высшей степени трагически: она как бы расплачивалась за выпавшее ей на долю счастье. Причина смерти не выяснена до сих пор, однако есть серьезные основания полагать, что ее отравили. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел.
Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской
Хотела бы свести связанные с ним разговоры до минимума. Если будут приставать к тебе с этим, пошли их ко всем чертям. Сейчас культработа быстро пошла опять на подъем, работа стала ставиться серьезнее, лучше. Это воодушевляет очень".
Делегаты прошли в кабинет к Надежде Константиновне и упросили ее выступить на научной конференции. Делегаты вынуждены были открыть свой секрет — конференцию приурочили к юбилею Надежды Константиновны. Она улыбнулась их невольной хитрости, но пришлось согласиться.
Беседа затянулась надолго: говорили о подготовке к XVIII съезду партии, об институтских делах, о новинках литературы. Раскрыла бандероль — вот и первый подарок к дню рождения — новая книга "Педагогика" Б. Есипова и Н.
Надежда Константиновна поставила книгу в книжный шкаф. Просмотрела остальные письма и решила ответить ребятам школы слепых. Она писала в город Грязовец Вологодской области: "Дорогие мои, вы просите написать вам, какие песни я больше всего люблю, хотите разучить их.
Самая моя любимая песня — "Интернационал". Также любила я очень песню "Красная Армия" "Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон" и т. Горячий вам привет, дорогие ребята".
В яркую, одухотворенную, деятельную Арманд трудно было не влюбиться. Есть документальные факты, которые можно трактовать по-разному. Инесса присылает женатому Ленину письмо из Парижа: «Дорогой, я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, говорить с тобой иногда было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя».
Ленин тоже пишет Инессе: «Пожалуйста, привези, когда приедешь, все наши письма посылать их заказным сюда неудобно: заказное письмо может быть легко вскрыто друзьями … Пожалуйста, привези все письма, приезжай сама, и мы поговорим об этом». Васильева: Конечно, как и любая другая женщина. Но главной ее целью была победа революции. А если для этого Ленину надо влюбиться в Арманд, она переживет. Ведь Арманд очень много делала для общей идеи: работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела агитацию среди французских рабочих, переводила работы Ленина, издания ЦК партии. Когда Арманд неожиданно заболела на Кавказе холерой и умерла, Крупская шла с вместе с Лениным за ее гробом, поддерживая его.
Васильева: Прежде всего жены и соратницы. Крупская очень много работала — одна заменяла целый секретариат. Сумела показать себя не просто «приложением к Ленину». Серьезно занималась народным образованием, именно ей мы обязаны всеобщим обучением. Скольким помогла! Ни один человек из тех, кто встречался с нею, не мог сказать о ней дурного слова.
А потом, с 1918 года у нее на руках больной Ильич. В него было выпущено три отравленные пули, а извлекли только две. Яд последней постепенно убивал его. Но при этом он с декабря 1918-го по февраль 1920-го из 101 заседания Совета рабоче-крестьянской обороны не председательствует лишь на двух. В 1919 году руководит работой 14 пленумов ЦК. Выступает на митингах, много пишет.
Последние статьи появляются в 1923 году. В этом и ее огромная заслуга. В их отношениях она была той самой шеей, которая поворачивала голову в нужную сторону. Васильева: Думаю, да — как часть себя. Более двадцати лет супружества — не шутка. Есть свидетельство часового, что Ильич чувствовал приближение жены, когда она только подходила к квартире.
Когда Крупская поссорилась со Сталиным, Ленин, с моей точки зрения, совершил как муж очень достойный поступок. Он диктует письмо Иосифу Виссарионовичу: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву.
По официальным данным, причина её гибели — перитонит, но ряд фактов говорит о том, что старейший член коммунистической партии могла совершить суицид. Ломоносова, автор книги о смерти Ленина, врач-исследователь Валерий Новосёлов.
Она видела, как уходят из жизни её соратники, она была одинока: ни детей, ни внуков, ни супруга", — сказал эксперт в беседе с "Газетой.
Крупская устроила жёсткую цензуру В 1920 году во все уголки страны были отправлены инструкции по изъятию из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей» литературы. Это решение вызвало резкую критику даже со стороны такого ярого сторонника большевиков, как Максим Горький. Крупская против «Крокодила» Особенно активную кампанию Крупская позже развернула против Корнея Чуковского. Его сказке «Крокодил» она даже посвятила целую статью в газете «Правда», где называла поэму вредоносной «буржуазной мутью», закладывающей в детские головы отнюдь не коммунистические идеи: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него». Разумеется, статья стала почти приговором — ещё много лет после неё Чуковский сказок не писал.
Крупская и пионеры. Wikimedia Commons Крупская занималась не только книжками. Она была инициатором создания пионерского движения скаутского по форме, коммунистического по содержанию. Труд, считала Надежда Константиновна, общие цели и коллективная работа необходимы для правильного формирования подрастающего поколения. Кроме того, она была сторонницей массового внедрения детских домов как способа коллективного воспитания детей — вне зависимости от отсутствия или наличия у них родителей. Реализовать эту идею Крупской помешали голод, тяжёлая экономическая ситуация и колоссальное количество беспризорников на улицах. Вражда со Сталиным После смерти супруга в 1924 году Крупская сохранила и даже в какой-то степени приумножила своё влияние.
Газета «Суть времени»
- Как Надежда Крупская стала женой Ленина
- Надежда. Трудное счастье революционерки
- Последние годы жизни и смерть Надежды Крупской
- Как Надежда Крупская стала женой Ленина - Узнай Россию
Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним
Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу.
И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии.
Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять.
Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение.
Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона.
Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера.
Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин.
В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.
В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения.
В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.
Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».
Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».
Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.
Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма.
Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.
Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями.
За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ.
Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы.
Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности.
Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию. В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [21] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах. В 1929 году Надежда Константиновна стала инициатором « Библиотечного похода » — культурно-просветительской программы, направленной на расширение сети библиотек, помощь библиотекам и пропаганду массовой литературы. По данным исследователей-библиотековедов, к началу 1930-х годов число библиотек в стране по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжный фонд — в 10 раз. Последний назвал выступление Крупской «чушью», после чего на неё обрушились его соратники [22]. В ответ Крупская заявила о намерении эмигрировать в Великобританию.
Это заявление «мадам Лениной» освещалось в зарубежной прессе и даже обсуждалось в Палате общин [22]. Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. В 1938 году консультировала Мариэтту Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых для книги «Билет по истории». Смерть Вдова Ленина скоропостижно скончалась от перитонита 27 февраля 1939 года , на следующий день после своего 70-летия. Карета скорой помощи добиралась в квартиру Крупской целых 3,5 часа, а в больницу она была доставлена через 9,5 часов после начала приступа, что сделало её положение безнадёжным [22]. Тело Крупской было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве [26].
Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию. Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее. Сегодня многие историки выдвигают версию о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась не по естественным причинам. Все дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие, ей принесли торт от Сталина.
А в связи со сложными отношениями, которые были между ними. Такой подарок казался не то, чтобы удивительным, а можно сказать подозрительным. И в связи с этим тортом, появилось мнение о том, что Надежду Константиновну отравили. Второй версией является то, что ей дали умереть под прикрытием собственной смерти. Простое неоказание помощи. Слишком поздно приехал врач и слишком поздно ее привезли в больницу. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня.
Фото: Public Domain Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда. В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина. Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности.
Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным. Жизнь после Ленина После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко. Статья по теме Тайны последних дней.
Как и от чего умер Владимир Ленин Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным. Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина». Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской. Значимость противостояния Сталина и Крупской в 1930-х годах явно преувеличивается. Надежда Константиновна не имела достаточных рычагов влияния, чтобы представлять для Иосифа Виссарионовича угрозу в политической борьбе.
Смерть на юбилее Она продолжала работать, писала статьи по педагогике, воспоминания о Ленине, тепло общалась с дочерью Инессы Арманд. Внука Инессы она считала своим внуком. На склоне лет этой одинокой женщине явно не хватало простого семейного счастья, которого лишили её тяжёлая болезнь и политическая борьба. Клавдия Николаева и Надежда Крупская в Архангельском, 1936 год. Фото: Public Domain 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие.
На торжество к ней собрались старые большевики.
Поход на молодежь
Надежда Константиновна Крупская, как правило, представляется пожилой полной дамой с неприветливым выражением одутловатого лица и «пустым» взглядом излишне выпуклых глаз, очень напоминающих рыбьи. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Надежда Крупская Крупская преподавала в Смоленской воскресной вечерней школе за Невской заставой.
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины
Но точные выводы о причине ее смерти можно будет сделать только после того, как медицинские документы Надежды Константиновны Крупской будут выданы исследователям», — подчеркнул Новоселов. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. Кроме того, причиной венчания в церкви могло стать и разное происхождение Владимира Ильича и Надежды Константиновны: отец и дед Ленина имели личное дворянство, не распространявшееся на наследников, а Крупская происходила из потомственной дворянской. Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Очередной обыск был устроен на квартире и даче Надежды Константиновны даже после ее смерти.
Страшные тайны: трагедия Надежды Крупской
Венчалась пара в Шушенском. И это была своего рода сделка. Ведь в Российской империи тогда считалось, что если заключенный женится, то он остепенится и уйдет из революционного движения. Но после замужества Надежда взяла фамилию супруга и на самом деле была Ульяновой. Тем не менее женщина продолжила вести активную деятельность под именем Крупская. Надежда хотела сепарироваться от знаменитого мужа. Она решила оставить свой след в истории и запомниться, а не прославлять фамилию вождя.
Это в патриархальной России тоже было по-своему революционно. Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели. Однако при всей любви к малышам жена вождя громко выступала в защиту прерывания беременности. Она боролась за прекращение преследования женщин, которые избавились от своего плода.
Лучший ответ Борис Н. Ерошкин Оракул 76389 11 лет назад 26 февраля - в день рождения Надежды Константиновны - ей действительно принесли от Сталина большой бисквитный торт, который был съеден юбиляршей вместе с пришедшими к ней в гости соратниками по большевистскому подполью, работе в Наркомпросе и в редакции газеты "Правда". Веселье завершилось печально: у Крупской появились острые боли в области толстого кишечника, перешедшие во вздутие живота. Все это свидетельствовало об "остром животе", то есть необходима была срочная хирургическая помощь. Однако по вызову врачей из Кремлевской клиники прибыли не сотрудники "Скорой помощи", а сотрудники НКВД, заключившие Крупскую под домашний арест и отказавшие ей в медицинской помощи.
Но для юбилейного застолья Надежда Константиновна расстаралась — сама приготовила пельмени.
Как пишет историк и публицист Гелий Клейменов, в качестве десерта на стол Крупской доставили торт от самого Сталина. Несмотря на то, что Крупская родилась 26 февраля, 24 числа 1939 года в Архангельском ее уже навестили первые гости. Согласно содержанию книги Веры Васильевой «Кремлевские жены», Надежда Константиновна с удовольствием угощалась Сталинским тортом, но уже вечером ей внезапно сделалось плохо. Вдову Ленина госпитализировали, но даже врачи легендарной Кремлевской больницы не смогли ее спасти. На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало. Ядовитый или безвредный десерт? Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. По крайней мере, Вера Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте.
Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных. В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом. Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь. Могучее рабочее движение — вот где выход». Так что Крупская революционизировалась задолго до того, как познакомилась с Ульяновым. Надежда помогла Владимиру Ильичу с организацией «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Когда в 1895 году Ленина арестовали, она поддерживала с ним связь, по возможности навещала его в заключении, посылала книги. Ленин в своих письмах стал называть ее невестой, обещал жениться на ней после освобождения. Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему. Выход — вступить в брак. Крупская направила запрос министру внутренних дел об изменении места ссылки. Владимир Ильич обратился с такой же просьбой. Через семь месяцев она добилась позволения отбывать ссылку в Шушенском.