Брак Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской был во многих отношениях нестандартным.
Сообщить об опечатке
- Отличница и Старик
- Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки.
- Крупская, Надежда Константиновна - ПЕРСОНА ТАСС
- Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой»
- Н.К. Крупская. Тайна жизни и смерти
Поход на молодежь
Ильич котлеты тещины любил, но цапался с ней регулярно, хотя в целом Елизавета Васильевна относилась к нему неплохо. Родные же Ильича не особо жаловали Надю: сестра Анна прозвала ее селедкой, что затем привело к получению партийной клички Минога. Ленин же довольно трезво оценивал жену. И понимал, что плюсов у его Нади — куда больше. И плевать на надоевшую яичницу: Надя незаменима! Каким-то внутренним чутьем Крупская установила удивительный баланс в их отношениях: оставаясь личностью, она никогда не мешала мужу блистать ярче. Как сказали бы сейчас, они были единой, цельной командой. В 1900 году Крупская и Ленин отправились в Европу. Тут Крупская работала на Владимира Ильича как секретарь и стенографистка, переводчица.
И оставалась его женой. Он принялся сбивчиво рассказывать ей что-то, но из услышанного она выловила одно: на Володю произвела неизгладимое впечатление некая Инесса Арманд, дама революционного настроя. Вскоре Надежда Константиновна увидела Инессу, и сердце ее ухнуло: хороша! Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб, менял лицо, выпучивал глаза, портил характер, мучил приступами дурноты. А Инесса будто сошла с картины: фарфоровая кожа, оленьи глаза. А главное — она просто дышала страстью. Крупская высоко оценила соперницу.
Инесса была умна, от природы сочилась тем женским магнетизмом, которого недоставало Наде. А кроме того... Она была счастливой матерью, а материнство придает женщине особый шарм. У Инессы было уже пятеро детей — четверо от мужа и один — от его брата. Она не была сверхпорочна, но была вызывающе чувственна. И Крупская увидела: они безумно симпатизируют друг другу, Инесса и ее муж. История умалчивает, как Надежда Константиновна пережила это открытие. Судя по всему, болезненно.
Но, как мудрая женщина, она предпочла... И подождать. Она давно уже проводила ночи одна. Муж был болен страстью к одной женщине — революции. Арманд же была той, которая могла сделать Володю чуть счастливее здесь и сейчас. Она принимала соперницу, садилась с ней за общий стол, сохраняла спокойствие. Арманд тоже видела в Крупской черты, достойные восхищения. А ее поведение...
Нет, Инесса бы так не смогла. Она не могла любить кого-то больше, чем себя. Крупская — могла. И Инессе не оставалось ничего, кроме как восхищаться женой любимого мужчины, втайне, возможно, укорять себя за неумение отказываться от соблазнов. И… продолжать это танго втроем. Иногда она плакала, видя свое отражение. В отчаянии она поставит на свой стол фотографию Арманд и будет рассматривать ее, терзаясь своим внешним несовершенством. В какой-то момент струна внутри лопнет.
Зачем продолжать эту муку?
Но их у Крупской нет", — напомнил Новосёлов. Надежда Крупская умерла в Москве в 1939 году на 71-м году жизни.
Вдову Ленина госпитализировали, но даже врачи легендарной Кремлевской больницы не смогли ее спасти. На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало. Ядовитый или безвредный десерт? Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. По крайней мере, Лариса Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте.
Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская.
Эти отношения продолжились и после того, как в 1917 году политэмигрант Владимир Ульянов превратился в лидера Советского государства Владимира Ленина.
Инесса Арманд — муза Владимира Ленина История о том, что Крупская будто бы ненавидела соперницу и всю её семью, является вымыслом. Надежда всё понимала и неоднократно предлагала мужу свободу, даже готова была сама уйти, видя его колебания. Но Владимир Ильич, делая непростой не политический, а жизненный выбор, остался с женой. Это трудно понять с точки зрения простых бытовых отношений, но Инесса и Надежда оставались в хороших отношениях.
Их политическая борьба стояла выше личного счастья. Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда. В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина.
Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным. Жизнь после Ленина После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской.
Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко. Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным. Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина».
Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской.
Трагическая жизнь Надежды Крупской
В окружении Надежды Константиновны заподорили отравление. Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин. По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти.
Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке.
Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда.
Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.
Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма.
Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства.
Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма».
При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети.
Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других.
На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни.
Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути.
Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной.
Увы, к этому времени он растерял остатки здоровья и вскоре после победы умер от чахотки. Поручик Константин Игнатьевич Крупский Пока отставной прапорщик искал правду и маялся по судам, семью обеспечивала мать. Елизавета Васильевна работала гувернанткой у знатных особ и умела делать любую работу по дому.
А вот Надя так и не стала хозяйкой. Мать считала, что девушке дворянских кровей негоже пачкать руки и гнуть спину. Дошло до того, что когда дочь вышла замуж, мать переехала к молодоженам, чтобы стирать, убирать и готовить. Да, дворянство Крупские получили через дедушку по отцовской линии, прославившегося на полях сражений с армией Наполеона. Закончив духовную семинарию, он отправился на войну, где получил за доблесть сначала офицерское знание, а чуть позднее стал жалованным дворянином.
Красивая и образованная С общеизвестных портретов Крупской на нас смотрит некрасивая круглолицая женщина. С ранних снимков супруги вождя мирового пролетариата на нас смотрит симпатичная юная особа с чуть вздернутым носиком и пухлыми губами. Сегодня многие говорят, что Крупская была похожа на актрису Скарлетт Йоханссон и это на самом деле так. У Надежды были пронзительные зелено-голубые глаза и длинная русая коса. Сама она себя любила называть «дамой с петербургской внешностью», но красавицей себя не считала.
Внешность Крупской позднее испортили гормональные нарушения, связанные с заболеванием щитовидной железы. Надежда была не только миловидной, но и образованной девушкой. Она закончила с медалью гимназию княгини Оболенской, а потом без труда поступила на Бестужевские женские курсы. Правда, окончить их она не смогла — помешало увлечение марксизмом и бунтарский дух. Мало кто знает, что Крупская зарабатывала на жизнь репетиторством.
В свободное же время она бесплатно учила писать и читать взрослых в воскресной школе. Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова. Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали.
Она отмечала: надо, чтобы талантливые дети получили всестороннее развитие, что поможет им выбрать профессию по силам и вкусу. Она считала, что Дома пионеров должны участвовать в организации походов, экскурсий, пионерских праздников. Крупская поддержала и идею создания в Советской России комсомола. Как известно, Крупская долгие годы жила за границей. В связи с этим примечателен такой факт — любуясь побережьем Волги, она заметила: «Смотрю на эти дали. Насколько они лучше всех швейцарий». Большое внимание уделяла Крупская искусству. Сестра И.
Арманд вспоминала, что Надежда Константиновна часто читала им «стихи, выученные ею ещё в детстве… Она любила и знала русскую классику и особенно подчёркивала огромную роль Некрасова в формировании убеждений её поколения». Крупская особенно любила язык Л. Толстого; она видела в нём гениального писателя, отразившего в своих произведениях целую эпоху русской жизни, замечательного психолога, умевшего понять тончайшие переживания крестьянина и барина, крупного и своеобразного педагога, общественного деятеля. Она любила стихи Некрасова, Лермонтова, Пушкина. Крупская отмечала: «Русская классическая литература и передовая западная звали народ к борьбе… Там найдётся много прямых и ясных ответов». Крупская ещё в 1918 году считала необходимым познакомить трудящихся России с шедеврами музыкальной культуры: «Рабочий должен знать музыку, настоящую, хорошую музыку». Крупская очень любила музыку Бетховена. Любила она и народные частушки.
В 1918 году она беседовала с основателем и руководителем хора русской народной песни М. При этом Пятницкий просил помочь в создании Дома русской народной песни и получил поддержку. Надежда Константиновна призывала посещать музеи, особенно выделяя при этом Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств, считая, что «там собраны лучшие картины русских художников». Немалое значение придавала Крупская кино и театру: «Театр и кино делают большое дело, создавая художественный образ Ленина. Это необходимо для последующих поколений». Беседуя с художником П. Васильевым, рисовавшим Ленина, Крупская заметила: «Чтобы правдиво изобразить Ленина, надо внимательно, вдумчиво читать и его труды, речи. Так можно почувствовать, каким по натуре был Ленин».
Крупской понравилось исполнение М. Штраухом роли Ленина в фильме «Человек с ружьём», особенно переданные актёром при этом голос и интонация Ленина. Либеральные и официозные СМИ любят повторять, что отношения Надежды Константиновны с Владимиром Ильичом — лишь взаимовыгодный деловой союз революционеров. Крупская однажды, вспоминая первые дни семейной жизни с Лениным, как бы ответила любителям «клюквы» и «клубнички»: «Мы… молодожёны были… То, что я не пишу об этом…, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти».
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская | Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью. |
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская | Надежда Константиновна Крупская на Викискладе. |
Надежда Крупская | После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе. |
Крупская Надежда Константиновна, биография — РУВИКИ | "Товарищу Надежде Константиновне Крупской Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР в день Вашего семидесятилетия шлет Вам, старому большевику и другу Ленина, свой горячий привет. |
Первая вдова СССР | Сталин прислал торт – было известно, что после смерти Ильича Надежда Константиновна перестала заниматься спортом, не слишком следила за внешностью и часто баловала себя пирожными. |
Надежда. Трудное счастье революционерки
Брак Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской был во многих отношениях нестандартным. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня.
Клинический случай. Единственная Надежда
Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой». Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Надежда Константиновна Крупская среди пионеров. /.
Последний десерт: тайна смерти Надежды Крупской
Она была его супругой, верной соратницей, секретарем, помощницей… Но вспоминать о Крупской исключительно в этом ключе немного обидно, ведь заслуга Крупской в том развитии, которое получило советское государство, несравнимо более серьезна. Фото: общественное достояние Вот вам несколько фактов о том, чем мы и наши дети обязаны Надежде Константиновне Крупской. Советское образование То самое, которое было лучшим в мире, и о котором с ностальгией и сожалением любят вспоминать сегодня, когда образование напоминает скорее хаос, чем систему. Именно Надежда Крупская, не имея возможности по здоровью иметь собственных детей, посвятила всю свою жизнь созданию в советской России новой системы образования.
Она много изучала то, как школьное дело организовано в европейских странах, много читала труды великих педагогов прошлого, делала выводы, а в 1915 году опубликовала труд «Народное образование и демократия». Став в 1917 году членом Государственной комиссии по просвещению, а после — председателем Главполитпросвета, Надежда Константиновна вплотную занялась формированием системы советского образования и просвещения. Все то, на чем базировалась система образования и воспитания в Советском Союзе, было сформулировано в свое время именно Крупской.
Именно Надежда Константиновна утверждала, что «воспитание в школе не может осуществляться в отрыве от семьи», а также то, что не следует «ограничивать женщину только воспитанием детей», что нельзя «отрывать женщину от широкой общественной жизни». Крупская, 1890-е гг. Фото: общественное достояние Именно желанием облегчить жизнь работающим матерям была продиктована инициатива Крупской по созданию по всей стране сети детских яслей, детских садов и площадок.
По инициативе Крупской открывались ночные группы в детских садах, где женщины, работавшие в ночные смены, могли оставить детей. В парках и на бульварах начали строить детские площадки, в рабочих клубах открывались детские комнаты. Ничего подобного в дореволюционной России не было.
Этот недуг сильно отравил жизнь Крупской. Одно из проявлений болезни — неестественно выпученные глаза. Из-за этого даже среди партийных соратников у Крупской появились обидные прозвища — "селедка", "минога". Заболевание передалось ей по наследству, и уже в юности регулярно давало о себе знать частыми недомоганиями, вялостью. В то время эффективных способов борьбы с базедовой болезнью не существовало, Крупская мучилась, но терпела. С возрастом болезнь все сильнее отражалась на внешности первой леди СССР: отеки шеи и лица, одутловатость. Еще больше подкосили ее здоровье тюремное заключение.
В 1898 году, сидя в холодной камере, она простудилась по женской части. Впоследствии Крупская много лечилась в Европе, но безрезультатно. Бездетность С Лениным Крупская познакомились в 1894 году. Поженились они спустя четыре года. Что любопытно, несмотря на атеистические убеждения супругов, сочеталась революционная пара церковным браком. На этом настояла мать новобрачной — Елизавета Васильевна. С ранних лет она пыталась привлечь дочери религиозность, но ту больше интересовал марксизм и классовая борьба.
Родня будущего вождя мирового пролетариата его выбор не одобрила. Мать Мария Александровна относилась к супруге сына подчеркнуто прохладно.
Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Бесплатное питание для школьников — это тоже предложение Надежды Крупской.
И не только питание: она говорила о том, что детям должны в школах бесплатно выдавать учебники и учебные пособия, а также школьную форму. Эти ее принципы до сих пор частично сохранились в системе образования. Фото: общественное достояние Организация детских летних лагерей труда и отдыха — тоже идея Крупской, правда, поначалу это называли «летними школами». В таких лагерях дети должны были на полном государственном обеспечении отдыхать, поправлять здоровье, заниматься спортом и проходить начальное трудовое обучение. Сегодня подобных лагерей осталось меньше, чем было в советские времена, но счастье, что они все еще существуют. Пионерская организация, школьное самоуправление — это тоже идеи Надежды Константиновны Крупской.
Изучая опыт западных школ, она замечала, что не поддерживает тот факт, что дети в таких школах — каждый сам по себе и сам за себя, и выступала за коллективизм, за развитие у ребенка чувства коллектива, за его социализацию. Но и индивидуальность ребенка Крупская не отрицала: она считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования. Крупская считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования Детские дома для творчества и досуга детей — еще одна важная идея Крупской.
Мать Мария Александровна относилась к супруге сына подчеркнуто прохладно. Своих детей у пары, как известно, не было, хотя Ленин их очень хотел. Из-за этого ходили слухи, что Крупская была фригидна, что Владимир Ильич не испытывал к ней сексуального влечения. На самом деле обзавестись потомством супругам помешала прогрессирующая болезнь Надежды Константиновны.
В 1909 году судьба свела его с пламенной революционеркой Инессой Арманд. Современники отмечали, что это была очень яркая женщина, красоте которой Крупская, растерявшая к тому моменту всю привлекательность, могла только завидовать. В итоге сложился своеобразный любовный треугольник. Для Ленина Арманд была и секретаршей, и переводчицей, она часто бывала у него дома. Сохранилась их переписка, полная теплых и нежных слов. И это после обработки писем советской цензурой. Были ли у Ленина и Арманд общие дети?
Официально — нет. Однако старший сын революционерки Александр Стеффан утверждал, что является сыном вождя мирового пролетариата. По его словам, воспитывался он в семье одного австрийского коммуниста. Инесса Арманд. В конце концов она решила покончить с этим, предложив Владимиру Ильичу выбрать определиться с выбором.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
Что случилось с отцом Надежды Крупской | Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. |
Надежда Крупская: несбывшаяся мечта | P. S. Надежда Константиновна Крупская (единственным человеком, кто называл ее «Ульянова», был Сталин) умерла в кремлевской больнице в возрасте 70 лет. Официально причиной смерти стал острый приступ аппендицита. |
Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской | Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. |
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию | От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда. |
Галантерейные амбиции | Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской. |
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко. Статья по теме Тайны последних дней. Как и от чего умер Владимир Ленин Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным. Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина». Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской.
Значимость противостояния Сталина и Крупской в 1930-х годах явно преувеличивается. Надежда Константиновна не имела достаточных рычагов влияния, чтобы представлять для Иосифа Виссарионовича угрозу в политической борьбе. Смерть на юбилее Она продолжала работать, писала статьи по педагогике, воспоминания о Ленине, тепло общалась с дочерью Инессы Арманд. Внука Инессы она считала своим внуком. На склоне лет этой одинокой женщине явно не хватало простого семейного счастья, которого лишили её тяжёлая болезнь и политическая борьба.
Клавдия Николаева и Надежда Крупская в Архангельском, 1936 год. Фото: Public Domain 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. На торжество к ней собрались старые большевики. Сталин прислал в подарок торт — всем было известно, что соратница Ленина любила сладкое. Статья по теме Тайны кремлёвской квартиры Ленина.
Как жил и работал вождь революции Этот торт станет потом причиной обвинений в адрес Сталина в убийстве Крупской. Но на самом деле торт ела не только Надежда Константиновна, да и сам подобный сюжет выглядит как-то уж слишком нереалистично. Через несколько часов после торжества Крупской стало плохо. У Надежды Константиновны диагностировали острый аппендицит, который вскоре перешёл в перитонит. Её доставили в больницу, однако спасти не смогли.
Деятельность "сумасшедшей бабы", как ее называл большевицкий писатель Горький, привела, например, к тому, что нередко советские искусствоведы, приезжавшие в заграничные музеи, могли не понимать смысла картин Богородицы с маленьким Иисусом на руках. Они не ведали практически ничего о христианских сюжетах в искусстве, хотя аллюзии на них пронизывали культуру. Что же касается ее "педагогики", то в своем революционном цензорском рвении Крупская пыталась запретить даже детские стихи Корнея Чуковского, причем особое озлобление у нее вызвал "Крокодил", которому она посвятила целую статью в газете "Правда" в номере от 01. Главные тезисы ленинской вдовы об этой чудовищной "идеологической диверсии" заключались в том, что там плохо изображен народ, хорошо — царь-гиппопотам, и все проникнуто мещанством и буржуазностью: "Изображается народ: народ орет, злится, тащит в полицию, НАРОД — ТРУС, дрожит, визжит от страха… Это уже совсем не невинное, а крайне злобное изображение, которое, может, недостаточно осознается ребенком, но залегает в его сознании. Перед царем он открывает свою душу… Какой политической смысл она имеет? Какой-то явно имеет.
Но он так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудновато…. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению…. В результате Чуковский вынужденно опубликовал в "Литературной газете" покаянное письмо, в котором со слезами обещал партийным критикам, что отречется от ужасного "Крокодила", и скоро напишет для них идеологически сознательную сказку "Детская колхозия". Но на самом деле литератор тогда настолько испугался, что при жизни суровой вдовы вождя мирового пролетариата он вообще перестал писать детские стихи, перейдя от крамольного описания всяких "крокодилов" и "цокотух" к более спокойной деятельности переводчика заграничных текстов. За свою заметку против Чуковского, и за многие другие конгениальные статьи в столь же идейном стиле, Крупская была воспета газетами, яко крупное светило советской науки, особенно — педагогической.
По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти. О первой леди Советского Союза и о тайнах, которые она хранила, смотрите в программе «Исторический детектив» с Николаем Валуевым.
Через три дня Крупская умерла в страшных муках». История с отравлением была оглашена Генеральным секретарем, и, естественно, такое обвинение он мог высказать только с подачи своих экспертов. Казалось бы, нет никаких оснований не доверять столь авторитетному заявлению, и все же его следует проверить, и если оно справедливо, то подтвердить серьезными аргументами. Попытаемся уточнить причины, которые заставили Сталина, прибегнуть именно в это время к столь жестоким мерам — к физическому устранению вдовы великого Ленина. Авторы версии называют две причины, которые побудили Сталина к преступным действиям: 1. Кто-то из друзей сказал, что ей не дадут слова. Крупская ответила: «Тогда я поднимусь из зала и потребую слова, ведь я сорок лет в партии». О намерении Крупской стало известно Сталину. В своем бюллетени на смерть Крупской Л. Троцкий писал из Мексики: «Она слишком многое знала. Она знала историю партии. Она знала, какое место занимал в этой истории Сталин. Вся новейшая историография, которая отводила Сталину место рядом с Лениным, не могла не казаться ей отвратительной и оскорбительной. Сталин боялся Крупской, как он боялся Горького. Крупская была окружена кольцом ГПУ. Старые друзья исчезали один за другим: кто медлил умирать, того открыто или тайком убивали. Каждый ее шаг проходил под контролем. Ее статьи печатались только после долгих, мучительных и унизительных переговоров между цензурой и автором. Ей навязывали поправки, которые нужны были для возвеличения Сталина или реабилитации ГПУ. Видимо, целый ряд наиболее гнусных вставок такого рода делался против воли Крупской и даже без ее ведома. Что оставалось делать несчастной раздавленной женщине». Отношения между Сталиным и Крупской не были дружескими со времени заболевания В. Ленина, и обострение их взаимных претензий достигли такого накала, что Сталин больше не мог выносить ее вечного несогласия с проводимой им политики. В период болезни Ленина отношения Сталина и Крупской резко ухудшились. Крупская писала Л. Каменеву: «Лев Борисыч, по поводу коротенького письма, написанного мною под диктовку Влад. Ильича с разрешения врачей, Сталин позволил вчера по отношению ко мне грубейшую выходку. Я в партии не один день. Но за все 30 лет я не слышала ни от одного товарища ни одного грубого слова, интересы партии и Ильича мне не менее дороги, чем Сталину. Сейчас мне нужен максимум самообладания. О чем можно и о чем нельзя говорить с Ильичом, я знаю лучше всякого врача, т. Я обращаюсь к Вам и Григорию Зиновьеву - от авт. Я тоже живая и нервы напряжены у меня до крайности». На замечание Ленина в ответе Сталин написал: «если Вы считаете, что для сохранения «отношений» я должен «взять назад» сказанные выше слова, я их могу взять назад, отказываясь, однако, понять, в чем тут дело, где моя «вина» и чего, собственно, от меня хотят». Спать с Лениным еще не значит разбираться в ленинизме! После смерти супруга Крупская написала свои воспоминания в декабре 1924г. Посылаю начало своих воспоминаний. Мне трудно решить самой, годятся ли они на что-нибудь, можно ли их печатать. Конечно, близкие люди прочтут с интересом, но это другое дело. Это я написала с маху и, признаться, не могла перечесть... Напишите, пожалуйста, что думаете... Простите, что обращаюсь к Вам с этой личной просьбой, но что-то не могу сама решить. Но писать воспоминания я могу только так». Ответ Сталина был спокойным и благожелательным: «Надежда Константиновна! Прочитал Ваши воспоминания залпом и с удовольствием. Нужно обязательно напечатать, по возможности без изменений. Казалось, мир между ними восстановлен. Надежда Константиновна продолжала активно участвовать в жизни страны. С 1924 г. Преподавала в Академии коммунистического воспитания с 1924 г. Была организатором добровольных обществ «Долой неграмотность», «Друг детей», председательницей Общества педагогов-марксистов. С 1927 г. На заседаниях Политбюро, конференциях, съездах она часто выступала, высказывала свое мнение. В 1924 г. Она считала, что нужно из аппарата безоговорочно выгонять всех. Ее тут же раскритиковали. В октябре 1925 г. Зиновьев, Каменев, Сокольников и Крупская представили в ЦК документ, отражавший серьезные противоречия во взглядах новой оппозиционной группировки с линией Сталина. Так называемая «Платформа 4-х» отрицала возможность построения социализма в СССР при технической отсталости страны и отсутствии пролетарских революций в развитых странах Европы. Новая оппозиция утверждала, что государственная промышленность Советской страны является не социалистической, а государственно-капиталистической, что НЭП есть только непрерывное отступление перед капиталистическими элементами, что советская экономика всецело зависит от стихии внешнего капиталистического рынка, что монополия внешней торговли не нужна. Лидеры новой оппозиции возражали против увеличения ассигнований на тяжелую промышленность, выступали за развитие легкой промышленности и за широкий ввоз промышленных изделий из-за границы. Оппозиционеры заявляли, что ЦК партии угрожает опасность перерождения. Сталина и предложила сместить его с поста Генерального секретаря ЦК. Крупская на съезде заявила от оппозиции о недопустимости подменять принципиальное обсуждение актуальных вопросов организационной склокой, призвала «не покрывать те или другие наши взгляды кличкой ленинизма, а... Съезд осудил выступления «новой оппозиции». В феврале 1926 г. Ленинградская партконференция отстранила Зиновьева от руководства и избрала новый губком во главе с С. Крупская впоследствии признала свою позицию ошибочной. Поэтому мне казалось тогда в 1925 году правильной позиция оппозиции. Но сейчас, в момент борьбы, в момент необходимости сплочения всех сил, мне кажется, что все члены оппозиции должны выйти из оппозиции и теснее сомкнуться около ЦК» продолжительные аплодисменты. До лета 1929 г. Сначала ее отстранили от пропаганды, потом от борьбы с неграмотностью, потом от управления школами и составления школьных программ. Крупская, «я переключилась на другую работу, на библиотечное дело; организационно к вопросу школы я никакого отношения не имею». Внешне ей оказывались знаки уважения, но внутри аппарата ее систематически компрометировали, унижали, а в рядах комсомола о ней распространялись самые нелепые и грубые сплетни. Но она продолжала писать воспоминания, сборники высказываний Ленина, при этом старалась представить своего супруга, каким он был в жизни, нормальным, талантливым человеком, совершавшим порой и ошибки, с присущими ему достоинствами и недостатками. В это время образ Ленина в литературе канонизировался, он обожествлялся, а рядом с ним постоянно присутствовал его ближайший ученик и соратник Сталин - гений того же масштаба.
Надежда Крупская
Надежда Крупская. Биография революционерки | А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. |
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР | 9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. |
Надежда Крупская. Женой так женой - Год Литературы | Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. |
Надежда. Трудное счастье революционерки | ИА Красная Весна | Надежда Константиновна Крупская на Викискладе. |
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Надежда Крупская не растворялась в своем муже, хотя всегда была рядом и поддерживала его во всем. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе. Слух о том, что вдову Ленина отравили, по сей день является широко распространённой версией её гибели.