Надежда Крупская в молодости. РИА Новости. Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской. О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости. Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Слух о том, что вдову Ленина отравили, по сей день является широко распространённой версией её гибели.
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Впоследствии это отразится на судьбе девушки трагическим образом. Статья по теме Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок Партийная красавица С 1890 года Надежда Крупская являлась членом марксистского кружка. В 1894 году в кружке она и познакомилась со «Стариком» — такую партийную кличку носил молодой и энергичный социалист Владимир Ульянов. Острый ум, блестящее чувство юмора, великолепное ораторское мастерство — в Ульянова влюблялись многие революционно настроенные барышни. Позднее напишут, что будущего вождя революции в Крупской привлекла не женская красота, которой не было, а исключительно идейная близость. Это не совсем так. Безусловно, главным объединяющим началом для Крупской и Ульянова стала политическая борьба. Однако правда и то, что влекла Владимира к Наде и женская красота.
Она была очень привлекательна в молодые годы, но эту красоту у неё отняло страшное аутоиммунное заболевание — базедова болезнь, поражающая женщин в восемь раз чаще, чем мужчин, и известная также под другим названием — диффузный токсический зоб. Одно из самых ярких её проявлений — выпученные глаза. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению болезни. Надежде Крупской базедова болезнь искалечила всю жизнь. Работа вместо детей В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Сам лидер «Союза» к тому времени уже оказался в тюрьме, откуда и попросил руки Надежды. Она согласилась, но её собственный арест отложил свадьбу. Поженились они уже в Сибири, в Шушенском, в июле 1898 года.
У Ульянова и Крупской не было детей, от того и появлялись домыслы — Надежда была фригидна, Владимир не испытывал к ней влечения и т. Статья по теме «Первые вдовы». Как сложилась судьба жен советских вождей? Всё это глупости.
Иногда ей даже удавалось выходить победителем. Кумиры Еще до увлечения марксистскими идеями Надежда восхищалась пушкинской Татьяной, «милым идеалом» русской женщины: преданной, чистой, стойкой, готовой принести себя в жертву. Своей жизнью Крупская докажет, что не только соответствует выбранному идеалу, но и во многом превзойдет Татьяну Ларину, в первую очередь, своей преданностью. Другим увлечением Надежды было «толстовство», в котором, впрочем, юная барышня совсем скоро разочаровалась. После прочтения «Капитала» Маркса весной 1890 года Крупская написала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь.
Могучее рабочее движение — вот выход». Она выбрала единственный, по ее мнению, путь, и прошла его до конца. Реклама О том, что Крупская высоко ценила педагогические идеи Льва Толстого, называя его статьи «неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения», известно широко. Но это не помешает ей позднее, встав по главе Главполитпросвета, запретить не только философские статьи Толстого, но и Платона, Канта, Шопенгауэра, Владимира Соловьева, Рэскина, Ницше, Тэна. В своей статье, опубликованной в начале 1928 года в «Правде», она назовет «Крокодил» Чуковского «болтовней», неуважением к ребенку, для которого чтение подобной «буржуазной мути» не пройдет бесследно. Крупская считала непозволительным вводить в заблуждение детей: «вместо рассказа о жизни крокодила они услышат о нем невероятную галиматью». Возмутила Крупскую мещанская обстановка, в которой живет Крокодил Крокодилович, и эпизод с проглоченной салфеткой, который «приучает пошлость не замечать». К «промахам» автора она относит и награду шоколадом, который получает за свой «подвиг» мальчик Ваня, а также сцены, где появляется «орущий и визжащий народ». В конце следующего года Чуковский будет вынужден «покаяться» и отречься от сказок его письмо будет опубликовано в «Литературной газете» — до 1942 года он не напишет ни одной сказки. Вместе с тем Крупская поможет с жильем другому «выдумщику» - Михаилу Булгакову.
Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно.
Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».
Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим».
Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса.
После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства.
Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке.
Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение.
Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.
Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма.
А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства.
Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда.
Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации.
Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети.
Надежда увлеклась педагогикой и стала первым в СССР доктором педагогических наук, а также заместителем наркома просвещения. Она стояла у истоков пионерии, придумала пионерские лагеря, в которых дети из рабочих семей получали возможность нормально питаться, соблюдать гигиену, просто играть на свежем воздухе или физически развиваться. Крупская лично спасала и многих «врагов народа», их детей. Известно, что она помогала оставшемуся без жилья Михаилу Булгакову. Но иногда ее симпатия не была объективной. Так, Надежда Крупская не любила педагога и писателя Антона Макаренко и мешала ему работать, а журнал «Крокодил» Корнея Чуковского назвала «буржуазной мутью», что означало для детского писателя запрет на издание всех его произведений.
Работа и преданность идеологии помогали Крупской выстоять, когда ее супружеская жизнь потускнела, а у мужа появилась любовница. И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку». Так он называл супругу. Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила.
Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе. Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную. И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж. Ходит история о том, что Крупская была плохой хозяйкой и кормила Ленина исключительно яичницей, а он сам пришивал себе пуговицы и чистил ботинки.
Однако сохранилось письмо, в котором тот хвастается, что «селедка» умеет готовить восемь видов борща. Пожалуй, не так важно, насколько хорошо Надежда Крупская вела быт: в их семье вскоре появились кухарки и горничные. Важнее то, что именно она вернула мужа к жизни после покушения в 1918 году. Тогда пуля перебила артерию, питающую мозг. Не поверила Крупская приговору врачей и в 1922 году, когда у Ленина случился инсульт.
Трагическая жизнь Надежды Крупской
Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Причиной смерти Крупской назвали перитонит, который начался из-за острого аппендицита. В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие (тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств!) прошла в Лозанне курс лечения от бесплодия, но без результата.
Надежда Крупская
Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа. Надежда Крупская – революционерка, занималась государственной, партийной и общественной деятельностью. Надежда Крупская не растворялась в своем муже, хотя всегда была рядом и поддерживала его во всем. Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик.
Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой»
По воспоминаниям современников, Крупская, подойдя к гробу мужа, якобы сказала сопровождавшему ее Борису Ильичу Збарскому: «Борис Ильич, он все такой же, а я старею». О том, что она должна скончаться в ближайшее время, Сталину докладывали наблюдавшие ее доктора. Начиная с 1912 г. После покушения на Ленина в 1918 г. Врачи рекомендовали ей регулярно отдыхать, сокращать число рабочих часов. Но она продолжала упорно работать сутками: писала рецензии, давала указания, отвечала на письма, готовила выступления, переписывала книгу воспоминаний, хотя понимала, что ее уже вряд ли удастся напечатать. Даже за два месяца до смерти она продолжала интенсивно работать. В ее истории болезни зафиксировано: «3 января 1939 г.
После прогулки на воздухе в «Архангельском» наблюдалось помутнение в глазах. Головной боли нет. Сократить рабочие часы до трех часов в день и запретить всякие выступления». Разговор с дежурным санитаром лечащего врача: «Работает по четыре-пять часов в день. Выступает, проводит небольшие совещания. На ослабление рабочего режима не согласна, от осмотра отказывается». В 1939 г.
Крупская решила отметить свой семидесятый день рождения в воскресенье, 24 февраля, на два дня раньше срока, чтобы не отвлекаться в будний день на приемы и поздравления. В санатории «Архангельское» на скромное застолье собрались старые друзья и близкие. Виновница торжества почти ничего не ела и выпила несколько глотков шампанского за свое здоровье. А в семь часов вечера ей стало очень плохо. Скорая помощь из Лечсанупра Кремля добралась до больной через три с половиной часа. Врач, доцент М. Коган, осмотрев Крупскую, которая жаловалась на боли в животе и тошноту, сделал ей стимулирующий сердечную деятельность укол и велел положить грелку на живот.
Через час больной стало хуже, и врач записал: «Сохнет во рту. Повторные позывы на рвоту, резкие боли в животе. Тепло не помогает. Пульс 110-120. Ввиду подозрения на острый воспалительный процесс вызваны на консультацию проф. Кончаловский и А. Доложено по телефону замнач.
Лечсанупра Левинсону». Еще через полтора часа состоялся консилиум, на котором доктора констатировали: «весьма плохое общее состояние с резко учащенным неправильным пульсом, с посинением губ, носа и конечностей... При исследовании отмечены сильные боли в животе, особенно в нижней половине справа. Считаясь с наличием острых воспалительных явлений брюшной полости заподозрен аппендицит... До больницы Крупскую довезли только в половине пятого утра. Перитонит развивался, и больной становилось все хуже и хуже. Придя в сознание она, правда, сказала: «Как там врачи хотят, а на съезд я все равно пойду».
А о состоянии виновницы торжества врачи записали: «Больная по-прежнему находится в состоянии, близком к бессознательному. Значительная синюха. Похолодание конечностей. Липкий пот. Пульс аритмичный... Общее состояние остается крайне тяжелым, не исключающим возможность близкого печального исхода». Утром 27 февраля ее не стало.
В записке Сталину и Молотову профессоры С. Спасокукоцкий, А. Очкин, В. Виноградов и начальник Лечсанупра Кремля А. Бусалов написали, что «хирургическое вмешательство... Официально причиной смерти стал острый приступ аппендицита, общий перитонит и тромбоз. Перитонит был вызван разрывом гнойного аппендицита и попадания бактерий в брюшную полость.
Диагноз «острый перитонит» подразумевает необходимость в срочном оперативном вмешательстве для определения и устранения источника перитонита, и проведения санации. Внутренние органы Крупской был настолько разрушены безедовой болезнью, что делало практически бесполезным проведение операции. Спасти Крупскую после того, как лопнул аппендицит, было невозможно. В газетах было срочно передано сообщение ЦК ВКП б и Совета Народных Комиссаров: «27 февраля 1939 года в 6 часов 15 минут утра при явлениях паралича сердечной деятельности скончалась Надежда Константиновна Крупская. Смерть тов. Крупской, отдавшей всю свою жизнь делу коммунизма, является большой потерей для партии и трудящихся Союза ССР». Никто из гостей, присутствовавших на юбилее в Архангельском, на боли в желудке не жаловался и врачей не вызывал.
Никакого отравления не было, а Генеральный секретарь Н. Хрущев, преследуя свои политические цели, сообщил заведомо ложную информацию на всю страну. На алтарь идеи создания нового социалистического государства Ленин положил всю жизнь, свою, близких и родных, которым приходилось скитаться по стране, постоянно скрываться, уходить от шпиков, пройти через тюрьмы, ссылки и многократные аресты. Его отец, сын бывшего крепостного крестьянина, своим трудом, старанием и благодаря таланту был переведен в дворянское сословие, получил звание статского советника, удачно женился на дворянке, интеллигентной и умной женщине, которая родила ему восьмерых детей. На сбереженные деньги отец купил большой дом в Симбирске, мать получила в наследство часть имения Кукушкино с территорией более 500 га. Начиная с нуля, живя на попечении своего брата, Илья Николаевич поднял свой статус и семьи до генеральского уровня, уважаемого во всей Симбирской округе. Талантливые дети, а это отрицать никто не будет, имели шанс по получении высшего образования значительно приумножить достижения своего отца и стать влиятельной семьей в масштабах Российского государства.
Но дети увлеклись марксистскими идеями, и через сто лет после смерти их отца в этом родовом гнезде в живых остались только дети и внуки младшего сына Дмитрия дочь, две внучки, один правнук и одна правнучка , в то время, как родовое гнездо А. Бланка по линии сестер и братьев Марии Александровны разрослось до 130 человек. Все, что сберег и передал в наследство детям Илья Николаевич, его жена и дети истратили на себя и на свою деятельность, не приносившую доходов, и остались они перед революцией все «без кола и без двора» и без копейки сбереженных денег. Революция вознесла всю семью в верхи руководства страной, казалось, труды по созданию партии большевиков не пропали даром. О Ленине заговорил весь мир, пришел почет, особый статус и привилегии вождя. Но стоило Ленину отойти от дел, как все предоставленные права, льготы и спецпайки медленно стали сужаться и сокращаться. У детей Дмитрия Ильича остались только квартиры, в которых они жили и которые не были их собственностью.
Все нажитое Ильей Николаевичем превратилось в прах: ни недвижимого имущества, ни своего угла, ни даже своей мебели. Род Ульянова по сути дела близок к полному исчезновению. Осталось только имя Ленин, остались труды его и слава одного из выдающихся людей, которые изменили мир в XX веке. Но вот государство, на строительство которого было истрачено столько сил, здоровья, мучений и переживаний и стоил миллионам людей жизни, развалилось через 75 лет. Идея построения коммунистического общества оказалась слишком идеалистической, чтобы воплотиться в жизнь, она была подвергнута резкой критике, и человечество отвернулось от нее — она уже не владеет умами.
Все потому, что последние годы жизни не были для нее легкими. После смерти Ленина, на публике ей оказывали всяческое почтение и уважение, а на самом деле этот человек постоянно подвергался унижению, очернению и компрометированию. Многие сомневаются, что Надежда Крупская умерла естественной смертью. А все потому, что она не поддерживала сталинский режим и народные репрессии. Однажды Крупская даже сказала, что если бы Владимир Ленин был жив, то вероятнее всего он тоже оказался бы в тюрьме.
Конечно, Сталину это все не нравилось, поэтому их отношения складывались самым непростым образом. После смерти вождя Сталин вступил с Крупской в яростную борьбу, не собираясь с кем-либо делить доставшуюся ему власть. Вопреки ее воле похоронить мужа, его тело забальзамировали и отправили в Мавзолей. Когда Сталин взял курс на коллективизацию страны, Крупская стала единственной, кто не стал молчать. Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию. Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее.
А вот и нет! С марксизмом Надя Крупская познакомилась значительно раньше своего будущего мужа. По завещанию отца, поручика Константина Игнатьевича Крупского 1838—1883 , который умер, когда дочери было всего 14 лет, девочка вместе с мамой, бывшей гувернанткой Елизаветой Васильевной, в девичестве Тистровой 1841— 1915 , оказалась под опекой Николая Утина. А этот человек напрямую общался с Карлом Марксом! Уже на шестом десятке, засев за мемуары, Надежда Константиновна вспоминала, что их дом был полон революционеров, а ее отец верил не в Бога, а в социалистические движения Запада. В церковь Константин Игнатьевич действительно не ходил, да еще сочувствовал польским повстанцам, за что был разжалован и лишен права поступления на государственную службу. Правда, по другим данным, комиссовали его вовсе не за революционные взгляды, а за служебные промахи на посту военного начальника Гроецкого уезда Варшавской губернии. При этом его дочь, правнучка священника, воспитывалась в православной вере и, будучи ребенком, часто разговаривала с Богом, когда ей было одиноко и особенно когда болела. А такое случалось часто! В детстве Надя страдала катаром желудка и малокровием и была «здоровья слабого, сильно нервная». Семейный анамнез подкачал: крепким здоровьем не могли похвастаться ни отец Надежды Константиновны, блестящий офицер, большой любитель мазурки, ни его брат — статский советник Александр Игнатьевич Крупский. Оба скончались от туберкулеза в 1883 году в возрасте слегка за сорок. Жизнь в промозглом городе на Неве не лучшим образом отразилась на здоровье девочки. К тому же им с матерью приходилось зарабатывать на хлеб: отца на службу не брали, а потом его и вовсе не стало. Елизавета Васильевна, воспитанница Павловского института, хорошо готовила и устраивала платные обеды, а гимназистка Надя бегала по урокам. В 18 лет окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской, а двумя годами позже поступила на Бестужевские курсы, но проучилась лишь год, потому что вступила в студенческий марксистский кружок и пошла по тернистой революционной дорожке. Занималась пропагандистской работой, преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте. Всех ее учеников потом арестовали в разное время. Жизнь у юной революционерки была нервная, а конституция — слабая. Щитовидная железа, как один из главных органов, регулирующих компенсаторно-приспособительные реакции, постоянно находилась под ударом. А тут еще случилась первая любовь с будущим эсером, закончившаяся разбитым сердцем: пожили вместе и разбежались. В нечеловеческом напряжении, постоянном ожидании ареста пролетали годы и происходила суммация стресса. За развитием тиреотоксикоза можно проследить по фотографиям и воспоминаниям современников о постепенно менявшейся внешности Крупской. Вот перед нами гимназистка и бестужевка. Подруга Наденьки Ариадна Тыркова описывает ее как стройную барышню, очень хорошенькую, легко красневшую, с нежной белой кожей, большими но вовсе не навыкате! Так она выглядела и в 18 лет, и в 20. А к 25 годам — моменту знакомства с будущим мужем — у Крупской, по всей видимости, уже начал развиваться экзофтальм. Иначе с чего бы Ленин, выбравший себе подпольную кличку Старик для участия в деятельности Союза борьбы за освобождение рабочего класса, придумал своей новой знакомой позывные Рыба и Минога? Первое, чем привлек внимание Крупской «приезжий с Волги», оказавшийся младшим братом казненного за 7 лет до этой встречи знаменитого бомбиста Александра Ульянова, повешенного за подготовку покушения на Александра III, был его сухой злой смех. Обвенчались они только через 4 года в ссылке. Крупская утверждала: по любви «Были мы мужем и женой и хотели жить и работать вместе… То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не означает, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…». Но брак заключили в том числе и по партийной необходимости. Изначально Ленин пытался приударить за другой марксисткой — Аполлинарией Якубовой. Даже сделал ей предложение, но получил отказ. А у Крупских Ульянов года два обедал по воскресеньям. Кулинарные таланты будущей тещи помогли проложить путь к сердцу через желудок.
Еще с юности, чтобы иметь средства на существование, девушка была вынуждена тяжело работать. Днем она давала частные уроки, а вечером вела занятия в воскресной школе для взрослых. В 1894 году Надежда Крупская познакомилась с Лениным, а через четыре года они сыграли свадьбу. Родители Ульянова не очень хорошо относились к Надежде. А все потому, что во-первых, из-за плохого здоровья она не могла иметь детей. Еще в юности Надежде Крупской врачи поставили диагноз базедова болезнь, поэтому она постоянно мучилась от слабости и вялости. Во-вторых потому, что она была не очень хорошей хозяйкой. Домашнее хозяйство Крупская не вела самостоятельно. Эти функции выполняла специально нанятая для этого девочка-подросток. Надежду Константиновну Крупскую всегда интересовали проблемы педагогики. Она организовывала работу библиотек, школ для взрослых, посещала школы и боролось с неграмотностью. Крупская участвовала в развитии программы народного образования, боролась за то, чтобы оно было обязательным для всех и бесплатным. Всегда настаивала на важности дошкольного воспитания, была ярой противницей физических мер наказания. Помимо педагогической деятельности, которой Надежда Константиновна занималась до конца своих дней под гнетом тяжелой болезни, большое внимание она уделяла вопросам гигиены.
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Владимира Ленина. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки.
Галантерейные амбиции
Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных. В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом. Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь.
Могучее рабочее движение — вот где выход». Так что Крупская революционизировалась задолго до того, как познакомилась с Ульяновым. Надежда помогла Владимиру Ильичу с организацией «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Когда в 1895 году Ленина арестовали, она поддерживала с ним связь, по возможности навещала его в заключении, посылала книги. Ленин в своих письмах стал называть ее невестой, обещал жениться на ней после освобождения. Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе.
Нужно было разрешить эту проблему. Выход — вступить в брак.
Если бы Крупская знала, что ее там похоронят, то наверняка, оставила бы другое распоряжение по этому поводу. Она всегда протестовала против нахождения в Мавзолее тела Ленина, просила Сталина похоронить его как всех, на кладбище. Карьера Крупской Несмотря на ее заслуги в деле революции, все же популярность Крупская завоевала исключительно потому, что много лет была женой человека, сумевшего разрушить предыдущее мироустройство и начать строительство совершенно другой жизни. Самая важная ее заслуга — это быть супругой Ленина. В жизни Ленина она играла большую роль — помощница, друг, советчик, поддержка, своеобразная «каменная стена». Но нельзя отрицать и того, что она сама отличалась житейской мудростью.
Она смогла не раствориться в своем супруге, как многие из жен политиков. Окружающие считались с ней, и это было понятно самому Ленину. После того, как Надежда поняла, что ее личная жизнь не сложилась, что ее муж находит удовлетворение в объятиях любовницы Инессы Арманд , она не пустилась в разборки и не начала биться в истерике. Крупская просто предложила Ленину расстаться, а сама продолжала дружить с разлучницей. После смерти Арманд именно Надежда опекалась ее детьми, а позже внуком. Но Ленин не решился на развод, он понял, что на Надежде держится очень много, он расстался с Инессой, несмотря на свою любовь к этой женщине. Личная жизнь Почти на всех фото Крупская запечатлена уже в зрелом возрасте, когда она сильно располнела, и ее глаза стали выпуклыми. Это все последствия наследственного заболевания — базедовой болезни, которая не только изменила ее внешность, но и привела к бесплодию.
В юные годы Надя была не красавицей, но достаточно милой девушкой. Главными чертами ее характера называли решительность и целеустремленность. Она могла бы прожить спокойную жизнь, преподавать в гимназии или зарабатывать гувернанткой, но этого ей было мало. Она хотела активных действий, участия в чем-то масштабном и грандиозном. Нужно сказать, что Ленин сразу сватался именно к ней, но девушка ему отказала. Надя об этом прекрасно знала, но, тем не менее, все же согласилась выйти за него замуж. Чтобы привлечь к себе внимание, Крупская просто «включила» женскую мудрость — показала, что тоже увлекается марксистскими идеями, а потом начала «прикармливать» теми блюдами, что готовила ее мама. Елизавета Васильевна очень хорошо готовила, чего не скажешь о ее дочери — кулинарных способностей Надежды хватало разве что на яичницу и омлет, больше она ничего не умела.
Мама кормила дочь и зятя до последних дней своей жизни. На месте Надежды многие девушки переживали бы из-за изменений своей внешности, но она никогда не позволяла себе раскисать.
О единственном подозрительном моменте в этом революционном союзе писала в письме сама Арманд. Женщина упоминала про «поцелуи, без которых могла бы и обойтись». Инесса всю жизнь уважала Надежду и та отвечала ей взаимностью. После того как Арманд умерла, Крупская даже пыталась удочерить одну из ее дочек. Ничего не получилось, так как девушке уже исполнилось 22 года. Надежда Константиновна до конца своих дней интересовалась жизнью отпрысков Инессы, а ее внука даже называла «внучком».
Сама Крупская не могла иметь детей из-за базедовой болезни. Недуг, исказивший внешность женщины, лишил ее и счастья материнства. В наши дни этого бы не случилось, так как это заболевание щитовидной железы успешно лечат. Из-за отсутствия детей все думали, что Крупская фригидна и они живут с Лениным только как идейные соратники. На самом деле в личной жизни пары все было в полном порядке. Торт от Сталина После смерти Ленина Крупская не поддалась давлению и осталась человеком с собственным мнением. Она осуждала сталинский террор и вообще была против выбранного Сталиным и его командой курса партии. Несмотря на то что вдова вождя была персоной очень неудобной, ее не трогали из-за огромного авторитета даже в самый разгар репрессий.
В 1939 году на свое 70-летие женщина пригласила гостей в дом отдыха «Архангельское» в Подмосковье. Это был последний праздник в жизни революционерки. О том, что произошло на юбилее, историки спорят до сих пор. По наиболее распространенной версии Крупской подарили отравленный торт от самого Сталина. Надежда Константиновна, всю жизнь любившая сладкое, тут же попробовала подарок. Через пару часов ей стало плохо, а ночью она умерла. Кое-кто несогласен с этой версией, так как известно, что торт ели почти все гости. Причиной смерти Крупской назвали перитонит, который начался из-за острого аппендицита.
Некоторые врачи считают, что Надежду Константиновну можно было спасти, если бы после первых симптомов вызвали скорую помощь.
Врачи диагностировали острый аппендицит, который вскоре перешел в перитонит. Ее доставили в госпиталь, но спасти уже не смогли. В окружении Надежды Константиновны заподорили отравление.
Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним
Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Надежда Крупская Крупская преподавала в Смоленской воскресной вечерней школе за Невской заставой. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна полностью посвящает себя работе. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.
Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой»
А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе. О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости. Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой».