После смерти Ленина жизнь Крупской сложилась в высшей степени трагически: она как бы расплачивалась за выпавшее ей на долю счастье. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву.
Страшные тайны: трагедия Надежды Крупской
Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Полное имя: Надежда Константиновна Крупская. Слух о том, что вдову Ленина отравили, по сей день является широко распространённой версией её гибели.
Исторические личности
- Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки. |
- Смотрите также
- Галантерейные амбиции
- Путь Надежды
«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской
Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины. Аристократичной Петербургской красоте он предпочитал дам из разряда «кровь с молоком». Однако с Надеждой ему было интересно и комфортно. Его привлекала в Крупской идейная близость. После ареста Ульянов понял, что рядом должна быть не красивая женщина, а та, что угадывает каждое его слово. Предложение руки и сердца своей соратнице Ульянов сделал совсем неромантично. Перед отправкой в ссылку в Шушенское он озвучил Крупской: «Не хотите ли вы стать моей женой? Венчалась пара в Шушенском.
И это была своего рода сделка. Ведь в Российской империи тогда считалось, что если заключенный женится, то он остепенится и уйдет из революционного движения.
Она так и не перевернула листок настольного календаря. В этот же вечер Надежда Константиновна собралась за город. Последние годы она часто ездила в Архангельское, в дом отдыха старых большевиков.
Там, среди товарищей и друзей, ей хорошо отдыхалось… А завтра выходной день, надо немного отдохнуть, что-то последнее время сердце пошаливает, стала быстро уставать… На другой день с утра к ней в дом отдыха приехали старые, испытанные друзья. Первыми приехали Кржижановские — беспокойная, милая Зинуша с Глебом. Сели завтракать. Начались поздравления, вспоминали прошлое, шутили, смеялись… Потом решили все вместе сфотографироваться. Ведь не так часто друзьям приходится собираться.
Все шло хорошо… Но к вечеру Надежда Константиновна вдруг почувствовала себя очень плохо. От страшной боли она временами теряла сознание. Вызвали доктора. Доктор предложил перевезти больную в Москву, в больницу, установив предварительно диагноз — воспаление брюшины. Через несколько часов ее доставили в кремлевскую больницу.
К концу дня ей стало хуже, около нее постоянно дежурили врачи и сестры. На другой день, 25 февраля, она находилась в очень тяжелом состоянии. И только к вечеру пришла в сознание.
По крайней мере, Вера Васильева утверждает, что именно он сообщил членам политбюро о том, что Надежда Константиновна умерла от яда, который содержался в десерте. Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Но все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская. Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация.
К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков. Читайте также: Алла Пугачева и Сергей Челобанов: почему они расстались Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Они в первую очередь заключили Крупскую под домашний арест, а уже спустя 3 часа вдову Ленина наконец осмотрели доктора Кремлевской больницы. В результате нескольких и весьма продолжительных консилиумов светила советской медицины вынесли вердикт «глубокое поражение всех внутренних органов».
И без того не самое хорошее здоровье Надежды сильно пострадало в годы, когда она бегала от ученика к ученику по сырым и холодным улицам Петербурга.
Впоследствии это отразится на судьбе девушки трагическим образом. Статья по теме Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок Партийная красавица С 1890 года Надежда Крупская являлась членом марксистского кружка. В 1894 году в кружке она и познакомилась со «Стариком» — такую партийную кличку носил молодой и энергичный социалист Владимир Ульянов. Острый ум, блестящее чувство юмора, великолепное ораторское мастерство — в Ульянова влюблялись многие революционно настроенные барышни.
Позднее напишут, что будущего вождя революции в Крупской привлекла не женская красота, которой не было, а исключительно идейная близость. Это не совсем так. Безусловно, главным объединяющим началом для Крупской и Ульянова стала политическая борьба. Однако правда и то, что влекла Владимира к Наде и женская красота. Она была очень привлекательна в молодые годы, но эту красоту у неё отняло страшное аутоиммунное заболевание — базедова болезнь, поражающая женщин в восемь раз чаще, чем мужчин, и известная также под другим названием — диффузный токсический зоб.
Одно из самых ярких её проявлений — выпученные глаза. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению болезни. Надежде Крупской базедова болезнь искалечила всю жизнь. Работа вместо детей В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Сам лидер «Союза» к тому времени уже оказался в тюрьме, откуда и попросил руки Надежды.
Она согласилась, но её собственный арест отложил свадьбу. Поженились они уже в Сибири, в Шушенском, в июле 1898 года. У Ульянова и Крупской не было детей, от того и появлялись домыслы — Надежда была фригидна, Владимир не испытывал к ней влечения и т. Статья по теме «Первые вдовы». Как сложилась судьба жен советских вождей?
Надежда. Трудное счастье революционерки
Кроме того, причиной венчания в церкви могло стать и разное происхождение Владимира Ильича и Надежды Константиновны: отец и дед Ленина имели личное дворянство, не распространявшееся на наследников, а Крупская происходила из потомственной дворянской. Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью.
Надежда Крупская
Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма.
Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской.
В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.
Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан.
Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».
Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма.
Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества.
Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ.
Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки.
Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности.
А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».
Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога.
Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история.
Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи.
Она искренне любила детей и страдала от отсутствия своих. В то же время тяжело воспринимала болезненные изменения в своей внешности — пучеглазие, изменение цвета кожи и потерю остатков привлекательности. Но Ленин снова отдает предпочтение законной супруге. Оба начинаются «дорогая Надюшка, Надюшенька». Очень тепло для почти 50-летнего мужчины. В письме он постоянно наставляет ее больше отдыхать, слушаться врачей, принимать лечение, в конце неизменное — «крепко обнимаю тебя, целую, твой В. Ульянов», — Ольга Шалёва. Болезнь Ленина Первые признаки болезни Ленина датированы 1921-м годом. Врачи советуют ему ехать на Кавказ. Он соглашается, но курорты выбирает исходя из того, что лучше для жены. В телеграмме Орджоникидзе пишет: «Не подходящее. Котловина глубокая, напоминающая гроб. Ходить там практически нигде, а Надежде Константиновне очень надо ходить, там можно только лазить, что ей совершенно нельзя. А вот Боржоми, как раз, очень подходит, и удобное местоположение, и удобные площадки и тропы для прогулок. Надежде Константиновне это и надо». Когда Крупская впервые после смерти мужа пришла на заседание Наркомата просвещения 3 февраля 1924 года, все заметили, как сильно она похудела. Какова была цель этой операции, достоверно неизвестно. Но можно предположить, тогда ей провели гормональную терапию — так как к тому времени уже назначали препараты щитовидной железы крупного рогатого скота для компенсации гипотиреоза и повторную операцию. При пальпации ведь она не всегда определяется. Увидеть ее на рентгене невозможно, ультразвука тогда еще не было, компьютерной томографии, МРТ — тем более. Соответственно, пошли на хирургическую ревизию,— Ольга Демичева. В 1937 году умерла Мария Ильинична Ульянова. Для Крупской это стало трагедией — в последние годы сестра Ленина жила вместе с ней. Крупская ясно ощутила, что большая семья ее мужа была все эти годы и ее семьей. Последний вздох 26 февраля 1939 года Крупской должно было исполниться 70 лет. За три дня до этого она приехала в Архангельское, в пансионат для ветеранов партии. Вдруг у нее началась резкая боль в животе и открылась рвота. Вызванный консультант Лечсанупра Кремля профессор Михаил Коган предположил пищевое отравление и порекомендовал положить на живот горячую грелку. Стало хуже. Профессора Алексей Очкин и Михаил Кончаловский, предположили острый аппендицит и потребовали срочно доставить больную в Кремлевку. По дороге в Москву у Крупской началось трепетание предсердий. А уже в хирургическом отделении профессор Спасокукоцкий поставил диагноз — тромбоз сосудов брыжеечной артерии. Боль усилилась. Новый консилиум поставил новый диагноз — перитонит. Но операцию делать не рискнули.
С возрастом болезнь все сильнее отражалась на внешности первой леди СССР: отеки шеи и лица, одутловатость. Еще больше подкосили ее здоровье тюремное заключение. В 1898 году, сидя в холодной камере, она простудилась по женской части. Впоследствии Крупская много лечилась в Европе, но безрезультатно. Бездетность С Лениным Крупская познакомились в 1894 году. Поженились они спустя четыре года. Что любопытно, несмотря на атеистические убеждения супругов, сочеталась революционная пара церковным браком. На этом настояла мать новобрачной — Елизавета Васильевна. С ранних лет она пыталась привлечь дочери религиозность, но ту больше интересовал марксизм и классовая борьба. Родня будущего вождя мирового пролетариата его выбор не одобрила. Мать Мария Александровна относилась к супруге сына подчеркнуто прохладно. Своих детей у пары, как известно, не было, хотя Ленин их очень хотел. Из-за этого ходили слухи, что Крупская была фригидна, что Владимир Ильич не испытывал к ней сексуального влечения. На самом деле обзавестись потомством супругам помешала прогрессирующая болезнь Надежды Константиновны. В 1909 году судьба свела его с пламенной революционеркой Инессой Арманд. Современники отмечали, что это была очень яркая женщина, красоте которой Крупская, растерявшая к тому моменту всю привлекательность, могла только завидовать.
Последние дни жизни Крупской Смерть Надежды Крупской до сих пор вызывает множество вопросов и разногласий. Все потому, что последние годы жизни не были для нее легкими. После смерти Ленина, на публике ей оказывали всяческое почтение и уважение, а на самом деле этот человек постоянно подвергался унижению, очернению и компрометированию. Многие сомневаются, что Надежда Крупская умерла естественной смертью. А все потому, что она не поддерживала сталинский режим и народные репрессии. Однажды Крупская даже сказала, что если бы Владимир Ленин был жив, то вероятнее всего он тоже оказался бы в тюрьме. Конечно, Сталину это все не нравилось, поэтому их отношения складывались самым непростым образом. После смерти вождя Сталин вступил с Крупской в яростную борьбу, не собираясь с кем-либо делить доставшуюся ему власть. Вопреки ее воле похоронить мужа, его тело забальзамировали и отправили в Мавзолей. Когда Сталин взял курс на коллективизацию страны, Крупская стала единственной, кто не стал молчать. Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию. Крупская умерла в невероятных мучениях.
Увольнение со службы
- Трагическая жизнь Надежды Крупской
- Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки. |
- Юная дворянка Надежда
- Революционер в Польше
- Газета «Суть времени»
Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской
Владимир к тому же не терпел возражений, считая, что его мнение — истина в последней инстанции. Но юная жена нашла к своему неординарному супругу тонкий подход. Она никогда не спорила впрямую, но день за днем мягко заставляла прислушиваться к себе. В круговороте революционных страстей вождь пролетариата не забывал о страстях человеческих. Ему очень нравилась пламенная революционерка, красавица Инесса Арманд. Крупская, конечно, все это видела, но зажала свои чувства в кулак. Она никогда не устраивала сцен, к своей сопернице относилась с уважением и… равнодушием. А Ленин страдал, и однажды Крупская даже предложила мужу развод — чтобы Владимир Ильич мог соединиться с любимой женщиной.
Она знала, что ей ничего в этом плане не угрожает. Совместные революционные заботы — это одно, а вот такую отличную помощницу в делах Владимиру найти будет трудно. И она не ошиблась. В последние годы Ленин не отпускал от себя супругу ни на шаг. Отец мой ленин, а мать Надежда Крупская После революции Крупская с головой окунулась в строительство нового общества, которое ставили своей целью ее муж и его соратники. Она со всей ответственностью относилась к проблемам воспитания детей, написала по этому поводу много статей. Но подлинное значение Крупской — в работах Ленина.
Сколько их, этих работ, было переписано ее руками, сколько было написано статей для революционных газет, сколько писем с указаниями Ленина она отправляла по самым разным адресам его соратников. Несмотря на тяжелую болезнь Надежда Константиновна не мыслила себя вне политики, вне построения социализма. Она всегда очень хотела быть полезной Ленину.
После Октябрьской революции Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12].
С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15].
Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [16]. Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [17] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [18]. Одной из мишеней её критики стали детские произведения Корнея Чуковского. Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию.
В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [21] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах. В 1929 году Надежда Константиновна стала инициатором « Библиотечного похода » — культурно-просветительской программы, направленной на расширение сети библиотек, помощь библиотекам и пропаганду массовой литературы.
Но ее трудолюбие и работоспособность были просто фантастическими. Крупская увлеклась идеями марксизма, все свободные часы просиживала в библиотеке и самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Карла Маркса в оригинале. В то время как ее сверстницы зачитывались любовными романами и строили глазки кавалерам, Наденька пробиралась на конспиративную квартиру. Но не на свидания, а на заседания революционного кружка. Одна из таких встреч в феврале 1894 года круто изменила судьбу Крупской. На заседании кружка ждали особого гостя - Старика. После условного стука в комнату вошел невысокий симпатичный молодой человек.
Его подбородок скрывала острая бородка, а голова заметно начинала лысеть, незнакомец без лишних церемоний подсел к столу и уже через пять минут увлеченно рассказывал об идеях мировой революции, при этом шутил и вглядывался в каждого своими цепкими глазками-буравчиками. Надежда вынести этот взгляд не могла - на ее бледных щеках пылал румянец, сердце бешено стучало, а слова застревали в горле. Она влюбилась. Владимир Ульянов пригласил Надежду на личную встречу, но лишь для того, чтобы она привела с собой подругу - красавицу Аполлинарию, которая ему очень понравилась. Однако Старика вскоре арестовали, и к нему в тюрьму Аполлинария ходить не пожелала. А Крупская пошла. Рискуя собственной свободой, она приносила ему передачи, прятала тайные письма, а когда свидания запретили, часами стояла на углу улицы - единственном пятачке, который был виден из тюремного двора, когда заключенные были на прогулке. Так ее возлюбленный мог знать: его поддерживают. Личная жизнь Надежды Крупской В одном из посланий от Владимира Надежда прочитала неожиданные для себя строки: признание в любви и предложение стать его женой.
На самом ли деле им руководило чувство любви или просто так ему было удобно - оказалось для Надежды не столь важно. Она отправилась вслед за Владимиром в сибирскую ссылку. Несмотря на то что в среде большевиков одобрялась свободная любовь, Ульянов и Крупская заключили официальный брак. На этом настояла мать Надежды. Что создатель социал-демократической рабочей партии нашел в Надежде Крупской? Один из участников подпольного кружка писал: «У нас были девушки и красивее Крупской. Но умнее и надежнее - никого».
Крупская активно участвовала в организации Домов и Дворцов пионеров. Она говорила: «Мы должны заботиться обо всех ребятах, всем ребятам давать всё лучшее, что мы можем». При этом она выступала против приёма в Дома пионеров только отличников и одарённых детей. Крупская предупреждала занимавшихся с одарёнными детьми, чтобы те не внушали, что они «особенные», не ставили их в привилегированное положение, так как это портит детей. Она отмечала: надо, чтобы талантливые дети получили всестороннее развитие, что поможет им выбрать профессию по силам и вкусу. Она считала, что Дома пионеров должны участвовать в организации походов, экскурсий, пионерских праздников. Крупская поддержала и идею создания в Советской России комсомола. Как известно, Крупская долгие годы жила за границей. В связи с этим примечателен такой факт — любуясь побережьем Волги, она заметила: «Смотрю на эти дали. Насколько они лучше всех швейцарий». Большое внимание уделяла Крупская искусству. Сестра И. Арманд вспоминала, что Надежда Константиновна часто читала им «стихи, выученные ею ещё в детстве… Она любила и знала русскую классику и особенно подчёркивала огромную роль Некрасова в формировании убеждений её поколения». Крупская особенно любила язык Л. Толстого; она видела в нём гениального писателя, отразившего в своих произведениях целую эпоху русской жизни, замечательного психолога, умевшего понять тончайшие переживания крестьянина и барина, крупного и своеобразного педагога, общественного деятеля. Она любила стихи Некрасова, Лермонтова, Пушкина. Крупская отмечала: «Русская классическая литература и передовая западная звали народ к борьбе… Там найдётся много прямых и ясных ответов». Крупская ещё в 1918 году считала необходимым познакомить трудящихся России с шедеврами музыкальной культуры: «Рабочий должен знать музыку, настоящую, хорошую музыку». Крупская очень любила музыку Бетховена. Любила она и народные частушки. В 1918 году она беседовала с основателем и руководителем хора русской народной песни М. При этом Пятницкий просил помочь в создании Дома русской народной песни и получил поддержку. Надежда Константиновна призывала посещать музеи, особенно выделяя при этом Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств, считая, что «там собраны лучшие картины русских художников». Немалое значение придавала Крупская кино и театру: «Театр и кино делают большое дело, создавая художественный образ Ленина. Это необходимо для последующих поколений». Беседуя с художником П. Васильевым, рисовавшим Ленина, Крупская заметила: «Чтобы правдиво изобразить Ленина, надо внимательно, вдумчиво читать и его труды, речи. Так можно почувствовать, каким по натуре был Ленин».
Н.К. Крупская. Тайна жизни и смерти
В нее влюблялись. Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений. Между ними проскочила искра. Позже она приезжала к уже больному Курнатовскому в Париж, похоже, без ведома Ильича. Вот воспоминания того периода: «Я заходила к нему несколько раз. Приносила ему газеты... Мы долго разговаривали с ним по душам». Васильева: Да, власти вынудили их повенчаться в 1898 году, что очень радовало ее мать — Елизавету Васильевну, она была очень набожной. Да и сама Надежда писала, что в детстве проводила много времени перед иконами.
Васильева: Крупская любила детей, но болезнь лишила ее счастья материнства. Васильева: Не надо забывать, что «базедка», как она ее называла, осложнялась сопутствующими заболеваниями. А также колоссальной эмоциональной и физической нагрузкой, тюрьмами, ссылками. Она пыталась лечиться, но официальная медицина тогда была слаба, а к народной революционерка-атеистка не могла прибегнуть. Не богатырского здоровья был и Ильич. Да и поженились они уже почти тридцатилетними. Что Крупская кормила его исключительно яйцами, поскольку хозяйка из нее была плохая. Это правда? Васильева: Хозяйка отвратительная, это правда.
Но она никогда не занималась рационом Ильича. Ее мать была молодоженам и кухаркой, и прачкой, и горничной. Да и воспоминания Надежды о быте в ссылке говорят сами за себя: «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое жалованье — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья… Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока не съест; покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на целую неделю. Но молока и шанег было вдоволь». А с приездом Крупской и ее заботливой матери жизнь у Ленина стала веселее. Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Вначале случалось, что я опрокидывала ухватом суп с клецками, которые рассыпались по исподу. В октябре появилась помощница, тринадцатилетняя Паша, худющая, с острыми локтями, живо прибравшая к рукам все хозяйство».
Ярую противницу угнетения рабочего класса совершенно не смущает, что у нее в прислугах практически ребенок. В ссылке, в Париже, вспоминал Попов, их бытом занимались квартирные хозяйки, знакомые, в том числе Инесса Арманд. Васильева: Она любила его как своего учителя. Мало кто знает, что книгу Ленина «Развитие капитализма в России» она прочла, еще будучи замужем за купцом Александром Армандом. С этого началось ее революционное прозрение.
Именно Надежда Крупская, не имея возможности по здоровью иметь собственных детей, посвятила всю свою жизнь созданию в советской России новой системы образования. Она много изучала то, как школьное дело организовано в европейских странах, много читала труды великих педагогов прошлого, делала выводы, а в 1915 году опубликовала труд «Народное образование и демократия». Став в 1917 году членом Государственной комиссии по просвещению, а после — председателем Главполитпросвета, Надежда Константиновна вплотную занялась формированием системы советского образования и просвещения.
Все то, на чем базировалась система образования и воспитания в Советском Союзе, было сформулировано в свое время именно Крупской. Именно Надежда Константиновна утверждала, что «воспитание в школе не может осуществляться в отрыве от семьи», а также то, что не следует «ограничивать женщину только воспитанием детей», что нельзя «отрывать женщину от широкой общественной жизни». Крупская, 1890-е гг. Фото: общественное достояние Именно желанием облегчить жизнь работающим матерям была продиктована инициатива Крупской по созданию по всей стране сети детских яслей, детских садов и площадок. По инициативе Крупской открывались ночные группы в детских садах, где женщины, работавшие в ночные смены, могли оставить детей. В парках и на бульварах начали строить детские площадки, в рабочих клубах открывались детские комнаты. Ничего подобного в дореволюционной России не было. Советское образование, созданное на основе трудов Крупской, не имело аналогов по эффективности нигде в мире Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии.
Но после смерти Сталина государство снова обратило внимание на труды Крупской по педагогике, на ее идеи, и эти идеи начали массово претворять в жизнь. В итоге именно благодаря Надежде Крупской сформировалось и успешно функционировало столько лет то самое советское образование, аналогов которому по эффективности не было нигде в мире.
Известно, что Крупская поддержала Зиновьева и Каменева. Сталин же написал Молотову: «Крупская — раскольница. Ее и надо бить, как раскольницу…».
Укрощение строптивой Неудивительно, что, по утверждению Ирины Сергиевской, автора книги «Пантеоны Кремля», после смерти Владимира Ильича у Надежды Крупской не единожды производились обыски. Не раз ей намекали на то, что она не имеет никакого права на личную память о вожде. Сергиевская пишет о том, что у Крупской изъяли все, что было связано с ее усопшим мужем: фотографии, письма, рукописи. По воспоминаниям очевидцев, Надежда Константиновна якобы даже вырезала снимки Ленина, опубликованные в газетах и журналах, и бережно их хранила. Как-то раз, по словам свидетелей тех событий, Крупская, устав от обысков, оставила в квартире записку на имя Сталина.
Записка гласила: «Коба, у меня ничего нет. Я давно все отдала». Возможно, именно такими действиями Сталин заставил Крупскую молчать. Хотя Валерий Торчинов и Алексей Леонтюк, авторы историко-биографического справочника «Вокруг Сталина», считают, что точных сведений о том, как именно Иосифу Виссарионовичу удалось приструнить Надежду Константиновну, не имеется.
На самом деле в том, что Надежда Крупская не смогла стать матерью и запомнилась весьма своеобразной внешностью — виновата болезнь, буквально убившая в ней женщину.
Надю Крупскую не называли красавицей. Бедно одетая, робкая, молчаливая, но по молодости лет миловидная девушка. Рано оставшись без отца, ей вдвоем с матерью приходилось браться за любую работу: давать частные уроки, помогать в воскресной школе, трудиться в поле. Крупская окончила педагогический класс гимназии с золотой медалью и получила диплом домашней учительницы словесности и математики. А в 1889 году поступила на Высшие университетские женские курсы имени Бестужева-Рюмина — одно из первых высших учебных заведений для женщин России, предоставив справку из полиции о своей благонадежности.
В свои 20 девушка и не мыслила о политике и судьбе страны. В марксистском кружке, тайно организованном прямо в воскресной школе, где она преподавала, появился серьезный, крутолобый волжанин с ранними залысинами… Ульянов — первая и последняя настоящая любовь Крупской, ее приговор, ее клинический случай. Когда Владимир начал собирать «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» — Надя помогала во всем. За создание нелегальной политячейки арестовали обоих. Неслучайно одна из ее сокамерниц, некто Ветрова, сожжет себя, в знак протеста.
И тюремный врач не раз констатировал, что состояние здоровья арестантки Крупской вызывает большие опасения. А ее мама, Елизавета Васильевна, шесть раз будет подавать прошение с просьбой освободить дочь по состоянию здоровья, — Ольга Шалёва, старший научный сотрудник дома-музея В. Из отчета тюремного врача: «Арестантка Надежда Крупская похудела, ослабла в результате расстройства пищеварения, не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения». В 1897 году Крупскую и Ульянова приговорили к ссылке: его — в Енисейскую губернию, его — в Уфимскую. На прошение Надежды отбывать срок вместе, поставили условие — вступить в брак.
Так будущий вождь революции и яростный гонитель церкви был венчан. Точки Миноги Молодые поселились в деревенском доме втроем: Володя, Надя и ее мама, которая не была в восторге от выбора дочери, но приехала помогать по хозяйству. Вместе они воевали с непривычной русской печкой и разбивали огород. Хозяйство давалось Надежде с трудом, зато там, где требовалась скрупулезная умственная работа ей не было равных. Она отвечала за шифровку и дешифровку переписки мужа.
Вот прислали книгу, и там были иголочкой точечки проставлены над буквами, которые нужно было выглядывать. Она не скандалила, а тихо и спокойно выполняла эту рутинную работу. Для Ленина это было невозможно — человек с такой скоростью мысли, не мог точечки вычитывать, — историк, начальник отдела научно-просветительской работы исторического музея «Горки Ленинские» Светлана Генералова. Крупская наизусть знала все явки, шифры, псевдонимы, пароли и пути распространения нелегальной литературы. Чувствовала себя в этой работе как рыба в воде.
Но партийные псевдонимы Рыба и Минога появились не из-за этого. Вследствие эндокринной офтальмопатии у нее развилось пучеглазие. Но самое страшное, что восстановить женское здоровье Крупской так и не удалось, заключение по сути сделало ее калекой, сказавшись на фертильности, то есть возможности родить ребенка. О детях мечтал и Ильич, и его родители постоянно спрашивали когда «прилетит аист». Ильич пишет своей маме Александре Ульяновой, что Надя лежит, врач нашел у нее серьезное женское заболевание, которое требует упорного лечения.
Диагноз — генитальный инфантилизм, а в простонародье «детская матка», — Ольга Шалёва Генитальный половой инфантилизм — это аномальное состояние, при котором наблюдается задержка развития репродуктивных органов. Во имя любви В 1909 году, в эмиграции Ульянов познакомился с обрусевшей француженкой, бывшей эсеркой Инессой Арманд. Крупской — 40 лет, Ленину — 39. Инессе — 35.
Личная трагедия Надежды Крупской
Полное имя: Надежда Константиновна Крупская. Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. Надежда Константиновна Крупская на Викискладе. 27 февраля 1939 г. в 6.15 утра Надежда Константиновна Крупская умерла в кремлевской больнице. Очередной обыск был устроен на квартире и даче Надежды Константиновны даже после ее смерти. верная супруга Владимира Ильича Ленина.
Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки.
Личная трагедия Надежды Крупской / Назад в СССР / Back in USSR | После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна полностью посвящает себя работе. |
Последние годы жизни и смерть Надежды Крупской | А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. |
Надежда Крупская. Женой так женой - Год Литературы | По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. |