А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом.
Глава 17. Крупскую отравил Сталин
Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву. Причиной смерти Крупской назвали перитонит, который начался из-за острого аппендицита.
Подписаться
- Надежда Константиновна Крупская биография кратко
- Надежда Крупская
- Укрощение строптивой
- Семья вольнодумцев
- Личная трагедия Надежды Крупской
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Они в первую очередь заключили Крупскую под домашний арест, а уже спустя 3 часа вдову Ленина наконец осмотрели доктора Кремлевской больницы. В результате нескольких и весьма продолжительных консилиумов светила советской медицины вынесли вердикт «глубокое поражение всех внутренних органов». Об этом в том числе пишет в своей книге «Кремлевские жены» и Вера Васильева.
Между тем непосредственной причиной смерти Крупской оказался аппендицит. По мнению профессора Владимира Лаврова, все, что необходимо было сделать докторам, — это срочно прооперировать Надежду Константиновну. Но те, как утверждает Лавров, будто специально выжидали, когда обычный аппендицит разовьется в гнойный, а затем завершится перитонитом, который, кроме всего прочего, перед смертью причинил Крупской страшные муки.
Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу.
Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу.
Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование.
В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма.
А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами.
Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма».
При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов.
Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни.
Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы.
Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего.
Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив».
Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки».
Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали. К утру следующего дня Крупская скончалась.
Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков. Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Они в первую очередь заключили Крупскую под домашний арест, а уже спустя 3 часа вдову Ленина наконец осмотрели доктора Кремлевской больницы. В результате нескольких и весьма продолжительных консилиумов светила советской медицины вынесли вердикт «глубокое поражение всех внутренних органов». Об этом в том числе пишет в своей книге «Кремлевские жены» и Вера Васильева.
Между тем непосредственной причиной смерти Крупской оказался аппендицит. По мнению профессора Владимира Лаврова, все, что необходимо было сделать докторам, — это срочно прооперировать Надежду Константиновну. Но те, как утверждает Лавров, будто специально выжидали, когда обычный аппендицит разовьется в гнойный, а затем завершится перитонитом, который, кроме всего прочего, перед смертью причинил Крупской страшные муки.
Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская. Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков. Настоящая причина смерти Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, ее гости вызвали бригаду врачей. Они в первую очередь заключили Крупскую под домашний арест, а уже спустя 3 часа вдову Ленина, наконец, осмотрели доктора Кремлевской больницы. В результате нескольких и весьма продолжительных консилиумов светила советской медицины вынесли вердикт «глубокое поражение всех внутренних органов».
Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним
Супруга вождя, Надежда Константиновна Крупская, не относилась к числу эффектных «богинь революции», но и «синим чулком» не была. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. Существует версия, что смерть Надежды Константиновны не была естественной! Причина смерти не выяснена до сих пор, однако есть серьезные основания полагать, что ее отравили.
Поход на молодежь
Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Революционная учительница Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй. Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована. Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение».
В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок.
Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей.
Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных. В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом.
Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила.
Увольнение со службы Крупский вернулся в Петербург для того, чтобы поступить в Юридическую Академию и благодаря образованию продвинуться по карьерной лестнице. В 1869 году новоиспеченный выпускник академии снова был откомандирован в Польшу. Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Последним, по словам Крупской, насильно сбривали пейсы.
На польские кладбища гоняли свиней для того, чтобы животные разрывали могилы. За это Крупский заслужил уважение со стороны местного населения и ненависть со стороны чиновников. Вскоре он жестоко поплатился за свои демократические взгляды. В книге «Автобиографические статьи. Дореволюционные работы 1899-1917» приведены слова Надежды Крупской о том, что вскоре на ее отца посыпались многочисленные анонимные доносы.
После его смерти, когда Крупской исполнилось всего 14 лет, семье стал помогать друг отца Николай Утин — еще один человек, повлиявший на взгляды Надежды. Он был участником народнической организации «Земля и воля», тайного революционного общества. Крупская получила образование в частной гимназии княгини Александры Алексеевны Оболенской. В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга. Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику. Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Революционная учительница Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй. Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована. Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение». В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок. Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом.
Мемуаристы отмечают, что Крупская «горячо и искренне любила… детвору,… материнским теплом отличаются её беседы и общение с ними». В переписке она всегда интересовалась, есть в том или ином регионе школа в том числе для взрослых , библиотека, детский сад, ясли, какую общественную работу ведут пионеры; при этом часто вместе с письмом отправляла книги для библиотеки. Крупскую очень радовало открытие школ, она высоко ценила труд учителя. Крупская большое внимание уделяла трудовому воспитанию: «Производительный труд не только готовит из ребёнка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества.. Она считала, что общественно-полезный труд должен быть в центре воспитания. Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма. В связи с этим Крупская очень страшилась изготовления детьми бесполезных вещей, указывая, что детский труд должен носить общественно-полезный труд. Она указывала: «Труд в воспитании человека — это самое главное. Без труда нет жизни, нет человека». Крупская большое внимание уделяла пионерам и школьникам. При этом её очень радовало, что в их лице в нашей стране растёт достойная смена. Надежда Константиновна говорила, что надо давать детям не готовые знания, а будить в них инициативу, самодеятельность, чтобы они были не только исполнителями, но и ясно сознавали, ясно видели, что надо делать и как надо делать. Крупская очень дорожила детскими подарками и любила общение с детьми всех возрастов. Она считала недопустимым не принимать в школы и детские сады, хоровые, драматические и другие кружки, избы-читальни, клубы, библиотеки детей кулаков и добавляла: мы должны их перевоспитать. Крупская активно участвовала в организации Домов и Дворцов пионеров. Она говорила: «Мы должны заботиться обо всех ребятах, всем ребятам давать всё лучшее, что мы можем». При этом она выступала против приёма в Дома пионеров только отличников и одарённых детей. Крупская предупреждала занимавшихся с одарёнными детьми, чтобы те не внушали, что они «особенные», не ставили их в привилегированное положение, так как это портит детей. Она отмечала: надо, чтобы талантливые дети получили всестороннее развитие, что поможет им выбрать профессию по силам и вкусу. Она считала, что Дома пионеров должны участвовать в организации походов, экскурсий, пионерских праздников. Крупская поддержала и идею создания в Советской России комсомола. Как известно, Крупская долгие годы жила за границей. В связи с этим примечателен такой факт — любуясь побережьем Волги, она заметила: «Смотрю на эти дали. Насколько они лучше всех швейцарий». Большое внимание уделяла Крупская искусству. Сестра И. Арманд вспоминала, что Надежда Константиновна часто читала им «стихи, выученные ею ещё в детстве… Она любила и знала русскую классику и особенно подчёркивала огромную роль Некрасова в формировании убеждений её поколения». Крупская особенно любила язык Л.
Маргарита МИГУНОВА
- Революционная учительница
- Трагическая жизнь Надежды Крупской
- Первая вдова СССР
- Увлечение цензурой
- Юная дворянка Надежда
- Увольнение со службы
Надежда Крупская. Женой так женой
А кроме того... Она была счастливой матерью, а материнство придает женщине особый шарм. У Инессы было уже пятеро детей — четверо от мужа и один — от его брата. Она не была сверхпорочна, но была вызывающе чувственна. И Крупская увидела: они безумно симпатизируют друг другу, Инесса и ее муж. История умалчивает, как Надежда Константиновна пережила это открытие. Судя по всему, болезненно.
Но, как мудрая женщина, она предпочла... И подождать. Она давно уже проводила ночи одна. Муж был болен страстью к одной женщине — революции. Арманд же была той, которая могла сделать Володю чуть счастливее здесь и сейчас. Она принимала соперницу, садилась с ней за общий стол, сохраняла спокойствие.
Арманд тоже видела в Крупской черты, достойные восхищения. А ее поведение... Нет, Инесса бы так не смогла. Она не могла любить кого-то больше, чем себя. Крупская — могла. И Инессе не оставалось ничего, кроме как восхищаться женой любимого мужчины, втайне, возможно, укорять себя за неумение отказываться от соблазнов.
И… продолжать это танго втроем. Иногда она плакала, видя свое отражение. В отчаянии она поставит на свой стол фотографию Арманд и будет рассматривать ее, терзаясь своим внешним несовершенством. В какой-то момент струна внутри лопнет. Зачем продолжать эту муку? У нее участились истерики, срывы.
Надежда Константиновна предложит мужу расстаться. Такого изумления на лице у Володи Надя не видела никогда. Как — расстаться?! Надя, ты что? И потом, что скажут товарищи?! На партийных делах наш разрыв никак не отразится.
Ты моя жена. Надюша, прекрати ревновать, это глупо. Просто так больше продолжаться не может. Она вышла, мягко закрыв за собой дверь. Он остался один — раздавленный неожиданным поворотом событий. Позже он скажет жене кратко: Инесса с нами в Швейцарию не поедет.
Это было его решение. Надя просто кивнет в ответ. Инесса не поехала, да. Но что творилось с Володей… Надя знала: он пишет Арманд каждый день. Мука была беспрерывна.
Крупская считала непозволительным вводить в заблуждение детей: «вместо рассказа о жизни крокодила они услышат о нем невероятную галиматью». Возмутила Крупскую мещанская обстановка, в которой живет Крокодил Крокодилович, и эпизод с проглоченной салфеткой, который «приучает пошлость не замечать». К «промахам» автора она относит и награду шоколадом, который получает за свой «подвиг» мальчик Ваня, а также сцены, где появляется «орущий и визжащий народ». В конце следующего года Чуковский будет вынужден «покаяться» и отречься от сказок его письмо будет опубликовано в «Литературной газете» — до 1942 года он не напишет ни одной сказки. Вместе с тем Крупская поможет с жильем другому «выдумщику» - Михаилу Булгакову. Подробности, которые помогли писателю остаться в Москве, он изложит в рассказе «Воспоминание» 1924 года. Крупская будет хлопотать за многих «провинившихся», в том числе выступать против преследования детей «врагов народа». Загадка смерти Причины смерти Крупской по-прежнему остается загадкой. По одной из версий, озвученной в частности Верой Васильевой в книге «Кремлевские жены», вина за смерть Надежды Константиновны лежит на Сталине — присланный на юбилей торт в других источниках — конфеты был якобы отравлен. Впрочем, не совсем тогда понятно, каким образом «уцелели» остальные гости? Или они не отведали отравленного угощения? По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. Когда 24 февраля у нее появились резкие боли в животе, она была доставлена в больницу, где у нее обнаружили закупорку склерозированных сосудов кишечника с последующим омертвением части кишечника и воспалением брюшины. Правда, ходили слухи, что медики прибыли только через 3 часа после вызова, что также могло повлиять на трагический исход дела. Как бы то ни было, ее смерть останется еще одной исторической загадкой. Надежда Константиновна была похоронена у Кремлевской стены.
Крупская большое внимание уделяла трудовому воспитанию: «Производительный труд не только готовит из ребёнка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества.. Она считала, что общественно-полезный труд должен быть в центре воспитания. Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма. В связи с этим Крупская очень страшилась изготовления детьми бесполезных вещей, указывая, что детский труд должен носить общественно-полезный труд. Она указывала: «Труд в воспитании человека — это самое главное. Без труда нет жизни, нет человека». Крупская большое внимание уделяла пионерам и школьникам. При этом её очень радовало, что в их лице в нашей стране растёт достойная смена. Надежда Константиновна говорила, что надо давать детям не готовые знания, а будить в них инициативу, самодеятельность, чтобы они были не только исполнителями, но и ясно сознавали, ясно видели, что надо делать и как надо делать. Крупская очень дорожила детскими подарками и любила общение с детьми всех возрастов. Она считала недопустимым не принимать в школы и детские сады, хоровые, драматические и другие кружки, избы-читальни, клубы, библиотеки детей кулаков и добавляла: мы должны их перевоспитать. Крупская активно участвовала в организации Домов и Дворцов пионеров. Она говорила: «Мы должны заботиться обо всех ребятах, всем ребятам давать всё лучшее, что мы можем». При этом она выступала против приёма в Дома пионеров только отличников и одарённых детей. Крупская предупреждала занимавшихся с одарёнными детьми, чтобы те не внушали, что они «особенные», не ставили их в привилегированное положение, так как это портит детей. Она отмечала: надо, чтобы талантливые дети получили всестороннее развитие, что поможет им выбрать профессию по силам и вкусу. Она считала, что Дома пионеров должны участвовать в организации походов, экскурсий, пионерских праздников. Крупская поддержала и идею создания в Советской России комсомола. Как известно, Крупская долгие годы жила за границей. В связи с этим примечателен такой факт — любуясь побережьем Волги, она заметила: «Смотрю на эти дали. Насколько они лучше всех швейцарий». Большое внимание уделяла Крупская искусству. Сестра И. Арманд вспоминала, что Надежда Константиновна часто читала им «стихи, выученные ею ещё в детстве… Она любила и знала русскую классику и особенно подчёркивала огромную роль Некрасова в формировании убеждений её поколения». Крупская особенно любила язык Л. Толстого; она видела в нём гениального писателя, отразившего в своих произведениях целую эпоху русской жизни, замечательного психолога, умевшего понять тончайшие переживания крестьянина и барина, крупного и своеобразного педагога, общественного деятеля. Она любила стихи Некрасова, Лермонтова, Пушкина. Крупская отмечала: «Русская классическая литература и передовая западная звали народ к борьбе… Там найдётся много прямых и ясных ответов».
Когда в 1895 году Ленина арестовали, она поддерживала с ним связь, по возможности навещала его в заключении, посылала книги. Ленин в своих письмах стал называть ее невестой, обещал жениться на ней после освобождения. Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему. Выход — вступить в брак. Крупская направила запрос министру внутренних дел об изменении места ссылки. Владимир Ильич обратился с такой же просьбой. Через семь месяцев она добилась позволения отбывать ссылку в Шушенском. Так, в апреле 1898 года Надежда Константиновна отправилась в Енисейскую губернию к жениху. Крупская взяла фамилию Владимира Ильича, но впоследствии всегда выступала под своей девичьей. Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых выступали «пораженцы» — марксисты, которые, как и Ленин, желали военного поражения своим империалистическим государствам. В новой России главным делом Надежды Константиновны стало просвещение, чем она и занималась до конца своей жизни. Культурная революционерка Главной задачей Крупской как теоретика и практика просвещения стало коммунистическое воспитание строителей нового социалистического общества. Ленин говорил о необходимости «культурной революции».
Надежда Крупская. Женой так женой
Надежда Крупская Крупская преподавала в Смоленской воскресной вечерней школе за Невской заставой. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой.
Надежда Крупская: что мы не знали о супруге Ленина
Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Надежда Константиновна Крупская на Викискладе. Владимира Ленина. Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Официально причиной смерти стал неоперабельный приступ аппендицита, спровоцировавший гнойный перитонит.
Крупская, Надежда Константиновна
Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению…. В результате Чуковский вынужденно опубликовал в "Литературной газете" покаянное письмо, в котором со слезами обещал партийным критикам, что отречется от ужасного "Крокодила", и скоро напишет для них идеологически сознательную сказку "Детская колхозия". Но на самом деле литератор тогда настолько испугался, что при жизни суровой вдовы вождя мирового пролетариата он вообще перестал писать детские стихи, перейдя от крамольного описания всяких "крокодилов" и "цокотух" к более спокойной деятельности переводчика заграничных текстов. За свою заметку против Чуковского, и за многие другие конгениальные статьи в столь же идейном стиле, Крупская была воспета газетами, яко крупное светило советской науки, особенно — педагогической. Ее удостоили звания доктора педагогических наук и даже сделали почетным членом Академии наук СССР в 1931 г. Конечно, в левых кругах принято думать, что книгопечатание в России до революции чуть ли не отсутствовало, поэтому и запреты Крупской имели мало значения. На самом же деле в одном только 1915 г. После "народного освобождения" многие из них ждала незавидная участь. Между прочим, при "страшном царском режиме" цензурой было запрещено меньше 100 книг за весь XIX век. Запрещали тогда лишь особо одиозные материалы, например — сочинения Герцена, который с помощью Ротшильдов хорошо устроился в Лондоне и пытался оттуда вызвать бунты в Российской империи с помощью подрывной литературы. Но возмущавшиеся "жуткой царской цензурой" большевики, тоже тусовавшиеся в Лондоне, устроили взамен дореволюционной такую жестокую цензуру, что даже Горький, напомню, назвал это "мрачнейшим средневековьем".
Среди идей Крупской были: совместное обучение девочек и мальчиков, бесплатное образование для детей из всех социальных слоев, трудовое образование. Когда же в двадцатые-тридцатые годы в школы решили не принимать детей священников, кулаков, дворян, Крупская встала на их защиту: она заявила, что «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Бесплатное питание для школьников — это тоже предложение Надежды Крупской. И не только питание: она говорила о том, что детям должны в школах бесплатно выдавать учебники и учебные пособия, а также школьную форму. Эти ее принципы до сих пор частично сохранились в системе образования. Фото: общественное достояние Организация детских летних лагерей труда и отдыха — тоже идея Крупской, правда, поначалу это называли «летними школами».
В таких лагерях дети должны были на полном государственном обеспечении отдыхать, поправлять здоровье, заниматься спортом и проходить начальное трудовое обучение. Сегодня подобных лагерей осталось меньше, чем было в советские времена, но счастье, что они все еще существуют. Пионерская организация, школьное самоуправление — это тоже идеи Надежды Константиновны Крупской. Изучая опыт западных школ, она замечала, что не поддерживает тот факт, что дети в таких школах — каждый сам по себе и сам за себя, и выступала за коллективизм, за развитие у ребенка чувства коллектива, за его социализацию.
Может быть, он доставит вам удовольствие.
Желаю успеха в работе и шлю горячий привет». Фото: altlib. Имя Крупской присвоили библиотеке после смерти женщины. С 1939 года она стала называться Алтайской краевой детской библиотекой имени Надежды Константиновны Крупской. В Барнауле в честь Надежды Крупской также назвали улицу.
В продолжение темы.
Два сапога — пара. Ни его, ни её не нужно было перековывать в нового человека — они родились достаточно новыми, хотя и при откровенно старом режиме.
А подробности их судеб? Крайне немного полагалось знать советским людям о семье и детстве своего правителя и его жены. Нина была многодетная мать.
Оставив партийную и любую другую карьеру ради семьи и детей, она более никогда не пыталась занимать общественные посты. Поговаривали о ней, конечно, что Нина эта вся такая «железная» и более твердокаменная коммунистка, чем даже её муж, но всё это были слова, лишённые доказательств. Нина была скрытной и скромной, это совершенно точно.
И эти качества особенно сильно выступили, когда она вошла в состав дипломатической делегации при подготовке поездки нашего лидера в США в 1959 году. Поездку в США Нине подсуропил Микоян, посоветовавший Никите Сергеевичу взять с собой семью, чтобы рассеять уже сложившееся у американских граждан представление о коммунистических чертях с рогами и копытами. О поездке она узнала хорошо заранее, за два года, — ахнула, было попыталась отказаться, но вынуждена была согласиться под напором аргументов и уговоров.
Хватившись по шкафам, она пришла в ужас — нечего надеть! Она принялась одеваться — собирать гардероб, достойный представить её, первую леди Страны Советов, глазам американцев. Интересно, что со времени смерти Нади Аллилуевой прошло не так уж много времени, а в быт советских людей уже просочились ростки той самой буржуазности, которую дустом травили в первые революционные годы.
Откуда ни возьмись вылезли частные портнихи, мебельные комиссионные магазины, и даже ювелиры с антикварами как будто только ждали момента, когда их позовут. Надо сказать, что это было неизбежно. Стоило людям перестать убивать друг друга на улицах, бояться собственной тени, как им захотелось покоя, уюта и стабильности, выраженной предметно.
Стабильность всегда имеет видеоряд. Она звучит в вещах, в портьерах, коврах, даже в дверных петлях, не говоря уже об архитектуре, в ней она проявляется в наиболее понятном виде. Поскольку своей собственной стабильности Советская страна толком нажить не успела, хватились прежнего мира — вот почему кремлёвские жёны исподтишка бросились собирать дореволюционные мебеля, и коврики, и ювелирку, принадлежавшие прежде чужим старухам, умевшим принимать гостей.
И ничего, что сами старухи уже и тлеть перестали в своих общих могилах. Вещички их идейные марксистки потащили в свои квартиры, под замок, подальше от посторонних глаз. Главное, за это уже не сажали.
Не напрасно хрущёвские времена народ назвал «оттепелью». К поездке Нину одевала известная на всю Москву портниха Нина Гупало, наряжавшая только артисток да московскую квазизнать. Нина была свояченицей Хрущёвых, за её сына, журналиста Алексея Аджубея, вышла замуж их Рада.
Нина Гупало была профессионалом высшей категории, попасть к которой в клиентки было мечтой московских модниц. Отказывала она нередко. Например, однажды попавшую к ней мадам Брежневу, даму грузную и совершенно не романтическую, она обшивать отказалась.
Возможно, не вдохновляла её и фигура Нины Петровны, но тут уж отказать не представлялось ни малейшего шанса. Пришлось стараться. Однако напрасно она и так и эдак намекала клиентке, что ткани, выбранные ею для пошива выездных туалетов, ей не идут.
Нина была не в состоянии выскочить из образа, в котором она прожила свою женскую судьбу, — образа правильной советской женщины, без галантерейных амбиций. Кстати, во время американской поездки Нине было почти шестьдесят лет. И её сравнение с тридцатилетней Джеки Кеннеди выходило несправедливым и напрасно злым.
Её полнота, конечно, невыгодно выступала на фоне Джекиной субтильности. Однако не была же Нина толще той же, к примеру, Ангелы Меркель! Всё дело в умении себя подать.
Нине ужасно не шли ткани с цветочным рисунком. Любое цветочное платье на её пухленькой фигуре превращалось в халат. Украшений она не имела и носить их не пробовала.
Никто не учил Нину Петровну манерам. Она была продуктом эпохи, свершившимся фактом — той самой идеальной советской женщиной, о необходимости воспитания которой так часто говорили большевики. Она искренне верила, что душевных богатств ей хватит с лихвой.
За эту утопию на дипломатическом уровне пришлось поплатиться имиджем целого поколения и всей страны. Нашли с кем сравнить, сравнили бы ещё с английской королевой! Джеки была аристократка и дочь аристократов.
К тому же нереально хороша. Белые лилии возле неё вяли от зависти. Понятно, что за дипломатическим столом она выглядела уместнее своей посконной гостьи.
Но если сравнивать масштабы пути, которые проделали Нина и Джеки, чтобы попасть за этот табльдот, то Джеки бы нашей проиграла. Социальный лифт, как сейчас принято говорить, не так уж высоко унес её от места рождения, тогда как Нина Петровна проделала путь, равный троекратному обороту вокруг Земли. Заметьте, Джеки никогда в жизни не резала крапивы для поросят.
Между тем Нина вовсе не была такой уж неприглядной внешности, как может показаться от сравнения с Джеки. Во время встречи с американским президентом Дуайтом Эйзенхауэром и его женой Мэйми она продемонстрировала даже некий неожиданный шарм, пройдясь в тёмном однотонном платье удачного покроя. И прямо — вуаля!
Лёгким движеньем деревенская старушка превращается… превращается… в элегантную леди. Есть и ещё одно фото, где Нина отчасти напоминает нарядом и фасоном шляпки саму английскую королеву. И вот тут-то понимаешь, что дело совершенно не во внешности и даже не в лишнем весе, а лишь в традиции, в том самом искусстве подать себя, которого начисто были лишены заново выкованные дамы.
К сожалению, картину её триумфа смазал муж, отказавшийся следовать этикету на том приёме. Эйзенхауэр был человеком амбициозным, утверждавшим ни много ни мало, что «на Соединённые Штаты Америки возложена миссия руководства миром», прямо так и заявлял. Не сумев убедить Хрущёва в дипломатической неизбежности переодевания в смокинг, спесивец потерпел поражение.
В этом ли было дело, но во время той памятной встречи Никита Сергеевич Хрущёв наотрез отказался надеть «капиталистическую униформу» официальных мероприятий. В своём роде этот плюгавый толстяк был великолепен, вместе со своей половиной. Их совместный дипломатический стиль был интересен именно полным отсутствием стиля.
Они вели себя совершенно не так, как от них ожидали, и этим очаровали. Он, например, вообще не обратил внимания на выпорхнувшую ему на глаза Мэрилин Монро, которую попросили нарядиться в самое своё облегающее платье. Определённо Хрущёв имел собственный стереотип поведения, приличествующего женщине.
Их встречали голливудские артистки, прекрасные, как куклы Барби. Хрущёва без конца старались обнять посторонние тётки, Мэрилин даже норовила его поцеловать. Однако, когда на сцене концерта в его честь появились исполнительницы канкана, Хрущёв однозначно высказался, что привык ценить в женщинах лицо, а не задницу.
Потом он даже и проиллюстрирует этот тезис, задрав пиджак и выставив собеседникам обтянутый штанами фрагмент собственной фигуры. И, если бы в Америке хоть один кандидат в президенты вёл себя подобным демократичным образом, его бы единогласно выбрали — так сказали сами американцы. Может, они так шутили и вовсе не хотели видеть во главе своей страны пуританина, осуждающего канкан.
Хотя Америка страна семейных ценностей, как известно, и её понятия о приличиях варьируются от канкана до ханжества. Прилично ли на месте американцев было демонстрировать главе дружественного государства этот милый бордельный танец? А главе — смотреть на него и помалкивать?
Никите Хрущёву на тот момент было за шестьдесят. Его понятия о приличиях накладывались на возрастную скромность пожилого человека, никогда не изменявшего жене. Эпизод с канканом он потом упоминал в мемуарах.
Это было смешно? Если представить, что плясать перед посторонними мужчинами может твоя дочь или внучка, толерантность как рукой снимает. Лёня и Витя Викторию Брежневу муж звал Витей.
Без объяснения причин.