После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна полностью посвящает себя работе. Надежда Константиновна Крупская, как правило, представляется пожилой полной дамой с неприветливым выражением одутловатого лица и «пустым» взглядом излишне выпуклых глаз, очень напоминающих рыбьи. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Но что касается Надежды Константиновны Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается.
Отличница и Старик
- Роберт Классон: первая любовь
- Заслуги Надежды Крупской уже никто и не вспомнит... | Пикабу
- Крупская. Дочь гувернантки (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру
- Революционер в Польше
- Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской? / На тему дня / Журнал
- Юная дворянка Надежда
Надежда Крупская. Женой так женой
Оболенской в Петербурге. Надежда Крупская в молодости В 1889 году поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. Вместе с В. Лениным участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н.
В 1901 году эмигрировала в Германию, была секретарём газеты «Искра». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905-1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции.
Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку.
Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо». Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок.
Утешение она нашла в работе. Продолжив трудиться в наркомате просвещения, Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, а также пионерской и комсомольской организаций. Правда, в это же время она раскритиковала ряд сказок Чуковского, из-за чего писатель перестал их писать до войны. А еще ее критике подвергся знаменитый педагог Антон Макаренко.
Тем не менее, вплоть до смерти Крупская трудилась и ежедневно писала, оставив после себя 11 томов сочинений. В дни репрессий она пыталась защищать некоторых бывших партийцев, но в то же время участвовала в общем хоре обвинений. По этому поводу она собрала дома небольшое застолье, а Сталин прислал в подарок юбилярше огромный бисквитный торт Надежда Константиновна любила сладкое. Этот торт потом стал поводом для обвинений в адрес Сталина: мол, тот специально прислал нелюбимой вдове Ленина отравленное угощение. Правда, этот торт ели все, а отравилась только Крупская, поэтому это обвинение было безосновательным. В этой истории странно другое. Почувствовав себя плохо, Надежда Константиновна вызвала врачей, но они прибыли только через три часа. Доктора решили пригласить для совещания академиков, которые тоже не торопились.
А когда все прибыли, то врачи, поняв, что у Крупской аппендицит и нужна срочная операция, по телеграмме запросили разрешения Сталина, но ответа не последовало. За это время аппендицит перерос в гнойный перитонит, который и погубил Надежду Константиновну. Она умерла 27 февраля 1939 года, прожив на свете 70 лет и один день. Ее прах похоронили в Кремлевской стене, недалеко от мужа. Так окончилась непростая, полная переживаний, трагедий и необычных моментов жизнь первой советской "первой леди", забытой сегодня - Надежды Константиновны Крупской.
Крупскую очень радовало открытие школ, она высоко ценила труд учителя.
Крупская большое внимание уделяла трудовому воспитанию: «Производительный труд не только готовит из ребёнка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества.. Она считала, что общественно-полезный труд должен быть в центре воспитания. Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма. В связи с этим Крупская очень страшилась изготовления детьми бесполезных вещей, указывая, что детский труд должен носить общественно-полезный труд. Она указывала: «Труд в воспитании человека — это самое главное. Без труда нет жизни, нет человека». Крупская большое внимание уделяла пионерам и школьникам.
При этом её очень радовало, что в их лице в нашей стране растёт достойная смена. Надежда Константиновна говорила, что надо давать детям не готовые знания, а будить в них инициативу, самодеятельность, чтобы они были не только исполнителями, но и ясно сознавали, ясно видели, что надо делать и как надо делать. Крупская очень дорожила детскими подарками и любила общение с детьми всех возрастов. Она считала недопустимым не принимать в школы и детские сады, хоровые, драматические и другие кружки, избы-читальни, клубы, библиотеки детей кулаков и добавляла: мы должны их перевоспитать. Крупская активно участвовала в организации Домов и Дворцов пионеров. Она говорила: «Мы должны заботиться обо всех ребятах, всем ребятам давать всё лучшее, что мы можем». При этом она выступала против приёма в Дома пионеров только отличников и одарённых детей.
Крупская предупреждала занимавшихся с одарёнными детьми, чтобы те не внушали, что они «особенные», не ставили их в привилегированное положение, так как это портит детей. Она отмечала: надо, чтобы талантливые дети получили всестороннее развитие, что поможет им выбрать профессию по силам и вкусу. Она считала, что Дома пионеров должны участвовать в организации походов, экскурсий, пионерских праздников. Крупская поддержала и идею создания в Советской России комсомола. Как известно, Крупская долгие годы жила за границей. В связи с этим примечателен такой факт — любуясь побережьем Волги, она заметила: «Смотрю на эти дали. Насколько они лучше всех швейцарий».
Большое внимание уделяла Крупская искусству. Сестра И. Арманд вспоминала, что Надежда Константиновна часто читала им «стихи, выученные ею ещё в детстве… Она любила и знала русскую классику и особенно подчёркивала огромную роль Некрасова в формировании убеждений её поколения». Крупская особенно любила язык Л. Толстого; она видела в нём гениального писателя, отразившего в своих произведениях целую эпоху русской жизни, замечательного психолога, умевшего понять тончайшие переживания крестьянина и барина, крупного и своеобразного педагога, общественного деятеля. Она любила стихи Некрасова, Лермонтова, Пушкина.
Биография Надя Крупская в 10 лет Родилась в дворянской семье.
Отец — поручик Константин Игнатьевич Крупский 1838 — 1883 , участвовал в Комитете русских офицеров , поддерживал участников Польского восстания 1863 года. Мать — Елизавета Васильевна урождённая Тистрова; ок. Надежда Крупская, 1890-е годы С марксизмом Н. Крупская познакомилась значительно раньше Ленина , так как согласно завещанию отца после его смерти в 1883 году семья Крупских оказалась под опекой Николая Утина , который поддерживал контакты с Марксом. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской в Петербурге [5]. Справка о Крупской Музей политической истории России В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок.
С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ». В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8]. Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9].
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
В 1869 году новоиспеченный выпускник академии снова был откомандирован в Польшу. Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Последним, по словам Крупской, насильно сбривали пейсы. На польские кладбища гоняли свиней для того, чтобы животные разрывали могилы. За это Крупский заслужил уважение со стороны местного населения и ненависть со стороны чиновников. Вскоре он жестоко поплатился за свои демократические взгляды. В книге «Автобиографические статьи. Дореволюционные работы 1899-1917» приведены слова Надежды Крупской о том, что вскоре на ее отца посыпались многочисленные анонимные доносы.
Крупского признали неблагонадежным и уволили со службы.
Эти отношения продолжились и после того, как в 1917 году политэмигрант Владимир Ульянов превратился в лидера Советского государства Владимира Ленина. Инесса Арманд — муза Владимира Ленина История о том, что Крупская будто бы ненавидела соперницу и всю её семью, является вымыслом. Надежда всё понимала и неоднократно предлагала мужу свободу, даже готова была сама уйти, видя его колебания. Но Владимир Ильич, делая непростой не политический, а жизненный выбор, остался с женой.
Это трудно понять с точки зрения простых бытовых отношений, но Инесса и Надежда оставались в хороших отношениях. Их политическая борьба стояла выше личного счастья. Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда. В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина.
Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным. Жизнь после Ленина После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы.
В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко. Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным. Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина». Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской.
Вероятно, все сразу. По воспоминаниям революционера Глеба Кржижановского, «Владимир Ильич мог найти красивее женщину… но умнее, чем Надежда Константиновка, преданнее делу, чем она, у нас не было…» Они обвенчались во время ссылки в Шушенском. В этом забытом Богом местечке они проведут, пожалуй, самые счастливые мгновения своей жизни. Много позже Крупская напишет, что ссылку скрашивало то, что они были молодоженами: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Сладости и споры Тот факт, что Надежда Константиновна не была идеальной хозяйкой, пожалуй, уже не вызывает сомнения. Долгое время вести хозяйство ей помогала мать — Елизавета Васильевна.
После ее смерти Крупская признавалась, что семейная жизнь стала «еще более студенческой». В статье «Что ел Ленин» Вильям Похлебкин, в частности, пишет о том, что систематическое потребление яиц после 40 лет вредно, как и не переработанное молоко. Впрочем, однообразное меню не стоит напрямую связывать только с отсутствием у Крупской кулинарных талантов. Иногда нормально питаться было невозможно в силу обстоятельств. Интересно, что в той же статье Похлебкин рассказывает, что именно Крупская приучила Ленина есть сладости эта «роскошь» была под запретом для него с раннего детства. Ильич возмущался и отнекивался, но в итоге, как воспоминала Надежда Константиновна, «ел с удовольствием». Надежда Константиновна входила в число тех немногих людей, которые могли спорить с Владимиром Ильичом. Иногда ей даже удавалось выходить победителем. Кумиры Еще до увлечения марксистскими идеями Надежда восхищалась пушкинской Татьяной, «милым идеалом» русской женщины: преданной, чистой, стойкой, готовой принести себя в жертву.
Своей жизнью Крупская докажет, что не только соответствует выбранному идеалу, но и во многом превзойдет Татьяну Ларину, в первую очередь, своей преданностью. Другим увлечением Надежды было «толстовство», в котором, впрочем, юная барышня совсем скоро разочаровалась.
Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской.
В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н.
Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».
Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая.
И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества.
Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива.
Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ.
Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».
Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике.
После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама!
В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания.
Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни.
Надежда Константиновна Крупская биография кратко
Биография жены Ленина – Надежды Крупской: детство, история знакомства, семейная жизнь | Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. |
Надежда Крупская: несбывшаяся мечта | Но что касается Надежды Константиновны Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. |
Надежда Константиновна Крупская биография кратко | Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём». |
Надежда Константиновна Крупская биография кратко
Существует версия, что смерть Надежды Константиновны не была естественной! Дочь И. Арманд вспоминает, что после смерти Инессы Надежда Константиновна «заботилась о нас, интересовалась, что мы делаем, как мы себя чувствуем, как живём». Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью.
Надежда Крупская. Женой так женой
Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Почему Крупская осталась Крупской? Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Скорее всего, причиной смерти Надежды Константиновны стало обострение одного из ее заболеваний (в медицинском заключении указаны закупорка сосудов кишечника, омертвение его части и воспаление брюшины). КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931).
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР
Однако, как справедливо отмечает Владимир Лавров, торт ела не только супруга Ленина, но и остальные гости. Но все, кроме именинницы, остались живы и здоровы. Безусловно, как предполагает профессор Лавров, сотрудники соответствующих органов вполне могли начинить ядом только один кусочек торта и организовать все так, чтобы именно его и съела Надежда Крупская. Но, по мнению Владимира Лаврова, это слишком сложная комбинация. К тому же сохранившиеся документы, свидетельствующие о последних часах жизни Крупской, говорят о том, что та ушла из жизни вовсе не из-за торта, а из-за намеренного бездействия медиков.
Настоящая причина смерти Когда Надежда Крупская почувствовала себя неважно, ее гости, как и следует, вызвали бригаду врачей. Они в первую очередь заключили Крупскую под домашний арест, а уже спустя 3 часа вдову Ленина наконец осмотрели доктора Кремлевской больницы. В результате нескольких и весьма продолжительных консилиумов светила советской медицины вынесли вердикт «глубокое поражение всех внутренних органов». Об этом в том числе пишет в своей книге «Кремлевские жены» и Вера Васильева.
Увы, иметь детей Крупская не могла. Была ли причиной наследственная болезнь - заболевание щитовидной железы или застуженные в юности придатки, неизвестно. Она выплакала в подушку море слез, но затем нашла другой выход материнскому инстинкту.
Надежда увлеклась педагогикой и стала первым в СССР доктором педагогических наук, а также заместителем наркома просвещения. Она стояла у истоков пионерии, придумала пионерские лагеря, в которых дети из рабочих семей получали возможность нормально питаться, соблюдать гигиену, просто играть на свежем воздухе или физически развиваться. Крупская лично спасала и многих «врагов народа», их детей.
Известно, что она помогала оставшемуся без жилья Михаилу Булгакову. Но иногда ее симпатия не была объективной. Так, Надежда Крупская не любила педагога и писателя Антона Макаренко и мешала ему работать, а журнал «Крокодил» Корнея Чуковского назвала «буржуазной мутью», что означало для детского писателя запрет на издание всех его произведений.
Работа и преданность идеологии помогали Крупской выстоять, когда ее супружеская жизнь потускнела, а у мужа появилась любовница. И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку».
Так он называл супругу. Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила.
Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе.
Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную. И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж. Ходит история о том, что Крупская была плохой хозяйкой и кормила Ленина исключительно яичницей, а он сам пришивал себе пуговицы и чистил ботинки.
Однако сохранилось письмо, в котором тот хвастается, что «селедка» умеет готовить восемь видов борща. Пожалуй, не так важно, насколько хорошо Надежда Крупская вела быт: в их семье вскоре появились кухарки и горничные.
Мать Надежды Константиновны заботилась не только о дочери, но и о ее супруге.
По некоторым данным, Крупская не умела вести хозяйство и готовить. Так что после смерти тещи, Ленин и его жена не готовили дома, а ходили обедать в столовую. Хотя, некоторые предпочитали конкретику и называли Надежду Константиновну «Селедкой».
Первой указала на сходство Крупской с селедкой сестра Ленина Анна Ильинична. Это было безжалостно, тем более, что Анна Ульянова нашла не самый подходящий момент для колкостей — Крупская в это время отправлялась в ссылку. Про это пишет Евгений Гусляров в книге «Ленин в жизни».
О том, что недоброжелатели часто называли Крупскую «Селедкой» пишет и журналист Леонид Млечин в издании «Демонтаж патриархата, или женщины берут верх». Он считает, что причиной стала базедова болезнь, из-за которой у Крупской были глаза на выкате, как у рыбы.
Все дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие, ей принесли торт от Сталина. А в связи со сложными отношениями, которые были между ними.
Такой подарок казался не то, чтобы удивительным, а можно сказать подозрительным. И в связи с этим тортом, появилось мнение о том, что Надежду Константиновну отравили. Второй версией является то, что ей дали умереть под прикрытием собственной смерти. Простое неоказание помощи.
Слишком поздно приехал врач и слишком поздно ее привезли в больницу. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. Информация об история болезни Надежды Константиновны до сих пор остается засекреченной. Она станет известной лишь спустя девяносто лет со дня ее смерти.
Несмотря на тяжелую болезнь, Крупская никогда не считала себя больной. В последние годы жила в санатории в Архангельском, где постоянно работала ее приемная. Рекомендую почитать:.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Поход на молодежь | Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. |
«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской | Надежда Константиновна Крупская, как правило, представляется пожилой полной дамой с неприветливым выражением одутловатого лица и «пустым» взглядом излишне выпуклых глаз, очень напоминающих рыбьи. |
Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки. | | "Товарищу Надежде Константиновне Крупской Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР в день Вашего семидесятилетия шлет Вам, старому большевику и другу Ленина, свой горячий привет. |
«Она похожа на селедку». Рыбные клички Надежды Крупской
Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом.
Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных. В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом.
Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь.
Могучее рабочее движение — вот где выход». Так что Крупская революционизировалась задолго до того, как познакомилась с Ульяновым. Надежда помогла Владимиру Ильичу с организацией «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Когда в 1895 году Ленина арестовали, она поддерживала с ним связь, по возможности навещала его в заключении, посылала книги. Ленин в своих письмах стал называть ее невестой, обещал жениться на ней после освобождения. Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе.
В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему.
В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. Оболенской в Петербурге. Надежда Крупская в молодости В 1889 году поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой.
Вместе с В. Лениным участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию, но отбывала ссылку в Сибири, в селе Шушенском, где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н.
В 1901 году эмигрировала в Германию, была секретарём газеты «Искра». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905-1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем.
В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы. В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению.
В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им.
Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо».
Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию.
Мало кто знает, что Крупская зарабатывала на жизнь репетиторством. В свободное же время она бесплатно учила писать и читать взрослых в воскресной школе.
Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова.
Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали. А вот в тюрьму к Ильичу ходила уже не Якубова, а Крупская. Надежда стала настоящей революционной подругой — нетребовательной, заботливой и идейной.
На отношения пары не повлияли ни аресты Ленина, ни трехлетняя ссылка самой Крупской. Любящие сердца воссоединились тоже в ссылке, в сибирской деревне Шушенское в 1898 году. Чтобы отбывать наказание вместе, Владимиру и Надежде пришлось венчаться в церкви.
По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами. Администрации поселений охотно шла навстречу пожеланиям ссыльных связать себя узами брака. Тогда считалось, что женатые люди быстрее остепенятся и забросят свои революционные глупости.
Как же власти ошибались! Почему Крупская носила девичью фамилию Все знают Надежду Константиновну как Крупскую и никто даже не подумал называть ее Ульяновой или Лениной. Но сама Крупская во всех документах, оформленных после замужества, все-таки фигурировала как Ульянова.
Среди революционеров же она была известна под разными партийными кличками: Онегина, Минога, Рыба. Фамилией мужа в жизни Надежда не называлась из идейных соображений. В революционных кругах считалось, что это помогает держаться на дистанции от мужа и проявлять себя независимой личностью.
Спустя 20 лет после венчания Ульянова стала снова Крупской и по документам — женщина обменяла паспорт на новый, советский, в котором указала свою девичью фамилию. Сейчас ходят слухи, что жена вождя оказалась недостойна его фамилии, так как изменила мужу в Шушенском. Это всего лишь очередной миф, не имеющий под собой никаких оснований.
В 1900 году Крупская и Ленин отправились в Европу. Тут Крупская работала на Владимира Ильича как секретарь и стенографистка, переводчица. И оставалась его женой. Он принялся сбивчиво рассказывать ей что-то, но из услышанного она выловила одно: на Володю произвела неизгладимое впечатление некая Инесса Арманд, дама революционного настроя. Вскоре Надежда Константиновна увидела Инессу, и сердце ее ухнуло: хороша!
Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб, менял лицо, выпучивал глаза, портил характер, мучил приступами дурноты. А Инесса будто сошла с картины: фарфоровая кожа, оленьи глаза. А главное — она просто дышала страстью. Крупская высоко оценила соперницу.
Инесса была умна, от природы сочилась тем женским магнетизмом, которого недоставало Наде. А кроме того... Она была счастливой матерью, а материнство придает женщине особый шарм. У Инессы было уже пятеро детей — четверо от мужа и один — от его брата. Она не была сверхпорочна, но была вызывающе чувственна.
И Крупская увидела: они безумно симпатизируют друг другу, Инесса и ее муж. История умалчивает, как Надежда Константиновна пережила это открытие. Судя по всему, болезненно. Но, как мудрая женщина, она предпочла... И подождать.
Она давно уже проводила ночи одна. Муж был болен страстью к одной женщине — революции. Арманд же была той, которая могла сделать Володю чуть счастливее здесь и сейчас. Она принимала соперницу, садилась с ней за общий стол, сохраняла спокойствие. Арманд тоже видела в Крупской черты, достойные восхищения.
А ее поведение... Нет, Инесса бы так не смогла. Она не могла любить кого-то больше, чем себя. Крупская — могла. И Инессе не оставалось ничего, кроме как восхищаться женой любимого мужчины, втайне, возможно, укорять себя за неумение отказываться от соблазнов.
И… продолжать это танго втроем. Иногда она плакала, видя свое отражение. В отчаянии она поставит на свой стол фотографию Арманд и будет рассматривать ее, терзаясь своим внешним несовершенством. В какой-то момент струна внутри лопнет. Зачем продолжать эту муку?
У нее участились истерики, срывы. Надежда Константиновна предложит мужу расстаться. Такого изумления на лице у Володи Надя не видела никогда. Как — расстаться?! Надя, ты что?
И потом, что скажут товарищи?! На партийных делах наш разрыв никак не отразится.
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье Константина и Елизаветы Крупских. Отец, будучи царским офицером, всегда занимал оппозиционную по отношению к власти позицию, поддерживал польских повстанцев в 1863 году и народовольцев. Эти настроения и идеи не могли не передаться Надежде - единственному ребенку в семье. Закончив с отличием гимназию, Надя поступила на Высшие женские курсы, но проучилась на них всего лишь год. В 1890 г. Крупская вступила в марксистский кружок и, работая учительницей в школе для рабочих, продвигала среди них революционные идеи.
Через четыре года она познакомилась со ставшим тогда известным в Петербурге молодым революционером Владимиром Ульяновым. Правда, в это же время к ней был неравнодушен другой марксист - Иван Бабушкин, но она решила отдать предпочтение начитанному, привлекающему своей внутренней энергией провинциалу Ульянову. К слову сказать, Крупская в молодые годы была довольно привлекательной девушкой, что было немаловажным критерием того, что лысоватый, рыжий и низковатый Владимир Ильич ответил ей взаимностью. Зимой 1895 года Ульянов попал на год в тюрьму, откуда вскоре написал письмо Крупской с предложением руки и сердца. Правда, в этот момент Надежду тоже арестовали, но она решила согласиться.
Через некоторое время Владимира сослали в Сибирь, а Надежду - в Уфу, но она смогла упросить полицейское начальство отправить ее к жениху в Шушенское. В 1898 году они обвенчались в местной церкви. За неимением колец были использованы самодельные: медные, изготовленные из пятаков. Первые годы жизни молодоженов были наполнены взаимной любовью со всеми вытекающими последствиями, но оказалось, что Надежда, из-за пребывания в сырой тюрьме и полученной по наследству аутоиммунной базедовой болезни, оказалась бесплодной. В апреле 1899 г.
Крупская со своей матерью В 1900 году она с мужем отправилась в долгое странствие по Европе. Здесь она стала настоящей соратницей для будущего вождя.
А кому было одеваться, как не ей? Красивая, стройная, да ещё и идейная — должна была привлечь внимание, показать пример. И она была активной — вечно выступала на митингах, на заводах, лезла со своими взглядами вперёд мужчин. Полина была амбициозная женщина, она всерьёз собралась занять место, равное мужчинам, как ей обещал марксизм. Вроде бы что плохого, если женщина произносит пламенные речи в приличной одежде? Но в 1939 году Полину внезапно сняли с должности наркома и даже вывели из кандидатов в члены ЦК. Но тут, видимо, свою роль сыграла её дружба с бедной Надей Аллилуевой — женой действующего вождя.
Поселившись в Кремле, Полина и Надя быстро сдружились, они были ровесницами. Энергичная Полина вечно шустрила по хозяйству, выискивая удобную мебель в попытках создать уют из того, что осталось после нашествия революционных солдат и матросов, которые пожгли в печках весь старый мир, включая удобные стулья. В общем, вместо того чтобы выращивать в себе новое зерно красоты и стиля, Полина пыталась по крупицам собрать старый, дореволюционный уют и быт. Ещё и губы красила. Жена — самое узкое место любого коммуниста или революционера-подпольщика, полагал Сталин. Иностранные разведки не упустят способа втереться в доверие к любительнице парижских нарядов и куафюр. А там уж и до мужа недалеко. Вывод: нарядная жена — муж-шпион. Вторая Надежда Его собственная жена Наденька Аллилуева была так хороша собой, что сердце замирало.
Тем более что девушка это была суще-юная, вышла замуж за матёрого революционного волка в 16-летнем возрасте. Но при всей своей красе была она, по рассказам очевидцев… Надежда Крупская в миниатюре. От жены первого вождя её отличали лишь возраст и педантичная аккуратность. Наденька-то Крупская в финале жизни даже причёсываться перестала. Надя Аллилуева изо всех сил старалась не выделяться внешне. Любые её попытки хоть чуточку принарядиться мужем воспринимались как несмываемый порок. Он был убеждён, что губы красят только гулящие женщины. И когда Надежда однажды привезла из поездки в Париж к родственникам пару платьиц, выбранных в лучших парижских магазинах, он был до глубины души поражён открывшейся красотой собственной супруги. Случайно или нет, но Надежда Аллилуева и погибла в день, когда впервые за очень долгое время красиво оделась и вышла в свет.
И хотя тем «светом» было общество соратников Кобы, в большинстве своём людей вовсе не светской закалки, их живое внимание к его жене и её оживление от комплиментов так возмутили cупруга, что он застрелил бедную Надю, чисто из ревности. Чтобы не думала больше наряжаться, розы прикалывать к волосам. Или она там сама застрелилась, что, впрочем, неважно. Мода 30-х не поспевала за главным трендом тех лет - красотой души и богатым внутренним миром, отличавшими, кстати, Надежду Аллилуеву Выходило так, что идеалом советской женщины, а жёны вождей вынужденно влачили жизнь идеальных женщин, должно было предстать существо, чья красота пряталась под маской старухи или монахини. Такими были две Наденьки — Крупская и Аллилуева, такими должны были теперь стать все. Ещё последним школьникам, учившимся по советским учебникам истории, рассказывали, какая это была прекрасная женщина, отрешившаяся от всего материального, недоедавшая и недопивавшая ради счастья народа. А уж её фирменное рубище ставили в пример школьным кокеткам, пытавшимся пронести на уроки нарядные кофточки поверх коричневого школьного платья и золотые серёжки. А часы? Это был предмет роскоши, ношение которого клеймили на комсомольских собраниях ещё в 90-х.
А туфли на каблучке? У Надежды Крупской были самые простые туфли. Красота души и богатый внутренний мир должны украшать женщину, грудью вставшую за коммунизм. Красивая одежда — атрибут жизни буржуазной, светской, праздной, не имеющей отношения к облику советской женщины, во главе угла у которой сияло счастье труда на равных с мужчиной. В свободное от рождения детей и ведения домашнего хозяйства время. Женщину на каждом углу славили труженицей. Труженица — это было нечто бесформенное, но мускулистое, как дядя. В платке. И с толстой попой.
Это произносили матери и бабушки над склонёнными к тарелкам вихрастыми головами пионерок. Хлебные крошки вечно сыпались в узел пионерского галстука. Суп с хлебом, картошку с хлебом, котлету — с хлебом, и макароны, и вообще, следовало есть побольше. О какой фигуре могла идти речь? Товарищ Кухарчук Жизнь Нины Кухарчук сложилась так удачно, что лучше и не придумаешь. Будучи «из простых», глубоко почвенных слоёв населения, вопреки всем внешним и внутренним данным, сумела подняться в высшее общество и там всех очаровать. По мужу Нина была Хрущёва, считай, замужем за всей страной, как Крупская за революцией. В Советской стране было принято людей называть по фамилиям. Дома, на работе, на профсоюзном собрании — по фамилии, и всё тут.
В этом был ещё один признак стиля новой женственности. Ещё со школы к шестилеткам эдак строго обращались: «Петрова, к доске! Или так: «Товарища Сидорову — передовика производства — просят пройти в местком». Фамилия Кухарчук, доставшаяся Нине от её украинских родителей, не склонялась. Когда её приглашали в местком, было непонятно, мужчину кличут или женщину. Речевые обороты, определяющие в СССР человеческий пол, отвалились как классово негодные ещё при закопёрщиках Октября. Эти в лучшем случае звались товарищами: «Кипяточку, товарищ? Новая женщина не нуждалась в миндальных отношениях или там пирожных. Она вся была лаконична, как ракета без бантиков.
Говорите — внятно, просите — мало, уходите — быстро, на десерт — компот. И если в Англии, к примеру, девушку бы назвали мисс, а женщину миссис, то нашу юную прелесть всю молодость так и звали — Кухарчук! Даже когда замуж вышла, муж продолжал её так называть, прилюдно: «До чего ж твои, Кухарчук, котлеты хороши! Да она и сама себя Кухарчук называла. Леди же ей пришлось стать по зову партии и правительства. В 60-е женщины стремились переодеться в "нью лук", но только Нина Петровна , жена Хрущева модным веяниям предпочла стиль "домашний" Вся жизнь леди Кухарчук может служить иллюстрацией народной приметы, что рождаться красивой не обязательно, достаточно родиться удачливой, или, как в народе говорят, счастливой. Что такое счастье, впрочем, народная молва пояснять стеснялась. Может быть, счастье и удача — синонимы? В 1949 году, когда Полина Жемчужина отправилась в ссылку, а Нина, к примеру, Гриневич восемь лет как была расстреляна, Нина Кухарчук уже была замужем за секретарём ЦК.
Товарищ Кухарчук была удачлива. Родившись в деревне, прожив военное детство, юность, потом и революционную молодость, даже не мечтая о чём-то вроде славы или богатства, она однажды проснулась женой первого лица государства. И поначалу-то от неё, как и от него, не требовалось ни малейшей светскости. Хотя относилась она к редкостному в СССР типажу, позже названному «кремлёвские жёны», то есть принадлежала к самой высшей касте советских женщин. Эти дамы могли позволить себе всё, включая парижские наряды, однако предпочла она, подобно многим представительницам клана, оставаться в глубочайшей тени, какую только мог отбросить муж. Так уж повелось, ещё со времён Крупской. Умные жёны, не желающие попасть на место Жемчужиной, или Гриневич, или Михайловой, сидели тихо, как мышки, и не ходили трепать языками к соседям. Если и наряжались в парижское платье, то делали это у себя, за закрытой дверью, там и лепили себе новый образ женственности. Нина же Петровна Кухарчук-Хрущёва к нарядам проявляла редкостное равнодушие, не интересовалась, не имела склонности, любому стилю одежды предпочитая домашний.
И если дореволюционная Крупская ещё помнила, что готовить должна кухарка, а пришивать пуговицы служанка, то Нина была уже подлинным продуктом нового времени. Историки потом говорили, что её менталитет был совершенно сельским, как и расцветки её нарядов. Её жизненные устремления сводились к тому, чтобы муж ходил сытый, а дети не сопливые. Нина Петровна являла собой классический пример девушки из деревни, собственно, не скрывала, что ей, выросшей в единственном платье, трудно привыкнуть перебирать наряды. Но разве в платьях счастье?
Мирбо, Л. Толстого и еще несколько десятков таких же "контрреволюционных" сочинений. Несколько дней я прожил в состоянии человека, готового верить тем, кто утверждает, что мы возвращаемся к мрачнейшим годам средневековья.
У меня возникло желание отказаться от русского подданства, заявив Москве, что я не могу быть гражданином страны, где законодательствуют сумасшедшие бабы" Замечу, что если сочинения Льва Толстого — этого "Зеркала русской революции" —Крупской запретить все же не удалось, то большая часть книг из составленного ею списка была запрещена всю историю СССР, в том числе — Евангелие, являющееся не только религиозной книгой, но и основой русской и мировой культуры. Деятельность "сумасшедшей бабы", как ее называл большевицкий писатель Горький, привела, например, к тому, что нередко советские искусствоведы, приезжавшие в заграничные музеи, могли не понимать смысла картин Богородицы с маленьким Иисусом на руках. Они не ведали практически ничего о христианских сюжетах в искусстве, хотя аллюзии на них пронизывали культуру. Что же касается ее "педагогики", то в своем революционном цензорском рвении Крупская пыталась запретить даже детские стихи Корнея Чуковского, причем особое озлобление у нее вызвал "Крокодил", которому она посвятила целую статью в газете "Правда" в номере от 01. Главные тезисы ленинской вдовы об этой чудовищной "идеологической диверсии" заключались в том, что там плохо изображен народ, хорошо — царь-гиппопотам, и все проникнуто мещанством и буржуазностью: "Изображается народ: народ орет, злится, тащит в полицию, НАРОД — ТРУС, дрожит, визжит от страха… Это уже совсем не невинное, а крайне злобное изображение, которое, может, недостаточно осознается ребенком, но залегает в его сознании. Перед царем он открывает свою душу… Какой политической смысл она имеет? Какой-то явно имеет. Но он так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудновато….
В 1923 году Главлитпросвет Наркомпроса РСФСР выпустил "Инструкцию о пересмотре книжного состава библиотек и изъятия контрреволюционной и антихудожественной литератур", подписанный Крупской. К инструкции был приложен "Указатель об изъятии контрреволюционной и антихудожественной литератур из библиотек, обслуживающих массового читателя". Горький в письме Ромену Роллану от 15 января 1924 года прокомментировал этот указ так: "Письмо было вызвано одной из трагических пошлостей, творимых в России. Дело в том, что жена Ленина, человек по природе неумный, страдающий базедовой болезнью и, значит, едва ли нормальный психически, составила индекс контрреволюционных книг и приказала изъять их из библиотек.
Мирбо, Л. Толстого и еще несколько десятков таких же "контрреволюционных" сочинений. Несколько дней я прожил в состоянии человека, готового верить тем, кто утверждает, что мы возвращаемся к мрачнейшим годам средневековья. У меня возникло желание отказаться от русского подданства, заявив Москве, что я не могу быть гражданином страны, где законодательствуют сумасшедшие бабы" Замечу, что если сочинения Льва Толстого — этого "Зеркала русской революции" —Крупской запретить все же не удалось, то большая часть книг из составленного ею списка была запрещена всю историю СССР, в том числе — Евангелие, являющееся не только религиозной книгой, но и основой русской и мировой культуры.
Деятельность "сумасшедшей бабы", как ее называл большевицкий писатель Горький, привела, например, к тому, что нередко советские искусствоведы, приезжавшие в заграничные музеи, могли не понимать смысла картин Богородицы с маленьким Иисусом на руках. Они не ведали практически ничего о христианских сюжетах в искусстве, хотя аллюзии на них пронизывали культуру. Что же касается ее "педагогики", то в своем революционном цензорском рвении Крупская пыталась запретить даже детские стихи Корнея Чуковского, причем особое озлобление у нее вызвал "Крокодил", которому она посвятила целую статью в газете "Правда" в номере от 01.
Первая вдова СССР
После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года. 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской. О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости.