Новости московское восстание при иване грозном

О Москве Ивана Грозного. Московское восстание (1547) — «Восстание в Москве в 1547 году». Московское восстание 1547г. Начало царствования Ивана ознаменовалось открытым обострением давно уже накапливавшихся классовых противоречий.

МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547

Поэтому убийство Юрия Глинского послужило сигналом к массовой расправе московских "чёрных людей" с "людьми Глинских" как непосредственными проводниками политики "насильства и грабежа", а также к разгрому княжеского двора и захвату имущества Глинских 29. По свидетель- 27 См. Судя по тому, что уже 23 июня, то есть на следующий день после падения, Макарий присутствовал на заседании боярской думы, ушибы его не были тяжёлыми, и за пять дней, к воскресенью 26 июля, Макарий мог оправиться настолько, чтобы принять участие в "обедне", особенно учитывая исключительную остроту политической обстановки. Следует отметить, однако, что обстоятельства убийства Юрия Глинского, описываемые Иваном Грозным в его послании Курбскому, как будто говорят против участия Макария в богослужении в Успенском соборе 26 июня. По словам Ивана Грозного, "народ... Разрядка моя. Очевидно, упоминая о "митрополичьем месте", Иван Грозный не мог бы не сказать о Макарий, если бы митрополит находился в это время в Успенском соборе. Но если даже оставить открытым вопрос о личном участии Макария в "обедне" в Успенском соборе 26 июня, то общий характер и политическая цель церемонии от этого не меняются. По неясным причинам, "много же и детей боярских незнакомых побита из Северы, называючи их Глинского людми" 30. Реальное содержание рассказа "Царственной книги" о расправах восставших москвичей с людьми Глинских а также с детьми боярскими из Северских городов говорит с очевидностью, что Москва в этот момент превратилась в арену вооружённой борьбы между "чёрными людьми", с одной стороны, и многочисленным населением дворов князей Глинских к которым, повидимому, имели какое-то отношение и "дети боярские из Северы" - с другой.

Из анализа рассказа "Царственной книги" о расправах москвичей с людьми Глинских также явствует, что Москва в эти дни фактически находилась во власти "чёрных людей" и правительство было бессильно подавить восстание. Этот момент, характеризующий положение в Москве после убийства Юрия Глинского, весьма важен. Без его учёта нельзя правильно понять такое событие, как поход московских "чёрных людей" в Воробьёво 29 июня. Поход москвичей в Воробьёво заслуживает не менее пристального внимания, чем события воскресенья 26 июня. До опубликования "Летописца" Никольского источниками сведений о походе 29 июня являлись рассказ о нём в "Царственной книге" да упоминание в послании Ивана Грозного Курбскому. Оба источника, однако, касаются похода в Воробьёво очень кратко и изображают его весьма тенденциозно. Рассказ "Царственной книги" гласит: "А после того убийства на третий день приходиша многие люди чернь скопом ко государю в Воробьёво, глаголюще нелепая, что будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила, и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяше свою вину, яко безумием своим сие сотвориша" 31. Иван Грозный изображает приход москвичей в Воробьёво как результат изменнических действий боярства: "Нам же тогда живущим во своем селе Воробьеве, и те изменники наустили были народ и нас убити за то, что будто мы князь Юрьеву матерь княжну Анну и брата его князя Михаила у собя хороним от них" 32.

Совершенно иной характер носит рассказ "Летописца" Никольского: "В том же времени бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щиты и з сулицы, яко же к боеви обычаи имяху, по кличю палачя; князь же великый, того не ведая, узрев множество людей, удивися и ужасеся, и обыскав, яко по повелению приидоша, и не учини им в том опалы и положи ту опалу на повелевших кликати" 33. В отличие от "Царственной книги", ограничивающейся указанием на приход "черни" "скопом", и от послания Ивана Грозного, сводящего всё к действиям бояр-изменников, "Летописец" Никольского сообщает данные, проливающие свет на действительный характер похода "чёрных людей" в Воробьёво. Самое важное из сообщения "Летописца" Никольского то, что "чёрные люди" пришли в Воробьёво в полном походном снаряжении, вооружённые щитами и копьями сулицами , пришли "по повелению", причем были оповещены о "повелении" "по кличу палача". На этой последней детали рассказа "Летописца" Никольского следует остановиться особо. Прямое указание на это имеется в платёжной памяти, которую дал в 1659 г. Функция "бирича", очевидно, была в XVII в. Как отмечает Чичерин, "нанимать дьячка, палача и бирюча" являлось "повинностью земских людей" 35. Правда, ссылаясь на Уложение 1649 г. Уложение действительно особо выделяет "палачей на Москве", предписывая "в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками; а государево им жалованье давать из государевы казны, из разбойного приказу" 37 , в отличие от "городов", для которых Уложение сохраняет принцип: "палачей выбирать с посадов и с уездов с сох" 38.

Но мне представляется, что такого рода выделение Москвы вряд ли имело место в XVI в. Гораздо вероятнее поэтому полагать, что в XVI в. В пользу такого предположения говорит и то, что Уложение 1649 г. Если теперь сопоставить рассказ "Летописца" Никольского о сборе московских "чёрных людей" "по кличу палача" с рассказом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Призыв к оружию московских "чёрных людей" явился выражением воли московского посада - воли, может быть, вновь сформулированной на вече 40. Какова была цель похода московских "чёрных людей" в Воробьёво? Материал источников чрезвычайно скуден и исчерпывается свидетельством "Царственной книги" подтверждающимся соответствующим заявлением Ивана Грозного в послании Курбскому , что москвичи пришли в Воробьёво потребовать от царя выдачи на расправу Анны и Михаила Глинских. Московские "чёрные люди" были убеждены, "будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила" 41. Нет оснований подвергать сомнению это свидетельство.

Оно расценивает поход в Воробьёво как своего рода повторение похода "к двору государеву" в воскресенье 26 июня. Не обнаружив Ивана IV в его кремлёвском дворе и не получив в свои руки Глинских, "чёрные люди" снова пошли туда, где в это время находился царь. То, что "чёрные люди" двинулись в Воробьёво в полном боевом снаряжении, говорит об их решимости добиваться силой удовлетворения своих требований. Кроме того "чёрные люди" должны были предвидеть, что против них применят оружие. О происшедшем в Воробьёве источники дают две версии. Совершенно иная версия "Летописца" Никольского. Согласно ей, царь наложил свою опалу лишь "на повелевших кликати" 43. Достовернее, безусловно, рассказ "Летописца" Никольского. В рассказе "Царственной книги" бросаются в глаза его тенденциозный характер, стремление автора, с одной стороны, представить в наиболее выгодном свете действия царя, показать его смелость и решительность, а с другой, - изобразить панику среди "чёрных людей" после того, как прошёл приступ "безумия" и они увидали "свою вину".

При этом рассказ "Царственной книги" исходит из того, что в Воробьёво пришла толпа "чернь скопом" , с которой, конечно, можно было бы более или менее легко справиться; что в распоряжении правительства имелись силы, способные одолеть "чернь". В действительности же в Воробьёво пришла не толпа, а вооружённое ополчение московских "чёрных людей", поэтому выполнить царский приказ в версии "Царственной книги" - "имати и казнити" москвичей - было делом сложным даже и в том случае, если бы у царя в Воробьёве были сосредоточены крупные силы. Но именно последнее представляется весьма сомнительным: при наличии у Ивана IV войска он, конечно, бросил бы его на подавление мятежа в Москве, чтобы не допустить разгрома "чёрными людьми" дворов и людей Глинских. Этого, как известно, сделано не было. Гораздо правдоподобнее описывает поход "чёрных людей" в Воробьёво "Летописец" Никольского, подчёркивающий момент неожиданности для царя прихода "чёрных людей" "князь же великий того не ведая" и отмечающий страх и растерянность "удивися и ужасеся" царя в связи, с приходом в Воробьёво "множества людей". Такая обстановка исключала для царя возможность отдать приказ, о котором говорит "Царственная книга". Напротив, действия царя, по рассказу "Летописца" Никольского, вполне вытекали из обстоятельств момента. Как подчёркивает "Летописец" Никольского, царь "не поло- 39 Там же, глава 21, ст. Следует в этой связи обратить внимание на редакцию ст.

Установив, что "в городех тюрьмы строити и целовальников и подъячих, и тюремных сторожей и палачей выбирати... Ибо нельзя допустить, чтобы в условиях бушевавшей в Москве борьбы "чёрных людей", нашедшей своё выражение в событиях 26 июня и последующих дней, бояре могли призывать ко всеобщему вооружению городских низов. Все эти данные, содержащиеся в рассказе "Летописца" Никольского, свидетельствуют о том, что Иван IV и его правительство, лишённые возможности подавить мятеж силой, вынуждены были применить тактику маневрирования, чтобы таким путём не допустить повторения в Воробьёве московских событий. Царь и бояре сумели легко доказать невозможность удовлетворения основного требования "чёрных людей" - выдачи Глинских, - так как ни Анны, ни Михаила Глинских в Воробьёве не было, что вместе с тем делало беспредметным приход москвичей в Воробьёве Единственное, чего, повидимому, удалось добиться "чёрным людям" в Воробьёве, - это обещания произвести "сыск" как можно заключить из выражения "Летописца" Никольского: "обыскав". Последнее, конечно, ни к чему не обязывало царя и ничего не давало восставшим. Так можно представить себе то, что происходило в Воробьёве во время прихода туда "чёрных людей". Повидимому, нельзя принять и сообщение "Царственной книги", что преследуемые царскими войсками "чёрные люди" из Воробьёва "разбегошася по иным градом". Подчёркнутое "Летописцем" Никольского указание, что царь не положил опалы на "чёрных людей", заставляет думать, что "чёрные люди" беспрепятственно вернулись в Москву 44. Будучи стихийным взрывом борьбы социальных низов Русского государства против феодального произвола бояр-правителей, московское восстание 1547 г.

Единственное требование восставших москвичей, о котором упоминают источники, - это требование расправы с Глинскими, олицетворявшими в глазах народных масс все отрицательные стороны "боярского правления". Стихийный характер восстания 1547 г.

Ход восстания[ править править код ] «Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года», картина Павла Плешанова , 1856 год Основные события восстания произошли после «Великого пожара». В Успенском соборе «убили миром» дядю царя, боярина Юрия Глинского: он был побит во время богослужения, а затем забит насмерть камнями.

Оставшиеся после пожара дворы Глинских сожгли и разграбили [13] [3]. Летописи описывают, что «бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьёву и с щиты и сулицы, яко к боеви обычаи имаху, по кличю палача» [15]. Целью восставших было расправиться с остальными Глинскими. По утверждению советского историка Сигурда Шмидта , в гневе люди были готовы даже убить царя, якобы скрывавшего родственников.

Не ожидавший наступления вооружённых москвичей, 17-летний царь пошёл на переговоры и обещал отставку воеводы Михаила Глинского. Толпа разошлась, но волнения в столице продолжались ещё около недели.

Создание эффективного руководящего органа: инцидент заявил о необходимости авторитетного руководящего органа, способного управлять кризисными ситуациями. Участие общественности в разработке политики: Отсутствие общественного доверия, приведшее к восстанию, подчеркнуло необходимость политики, ставящей во главу угла общественное благосостояние и вовлекающей их в процесс принятия решений. Восстания: угроза монархии Восстание стало суровым напоминанием о постоянной угрозе, с которой монархия сталкивается со стороны своего народа. Иван узнал, что пренебрежение общественными чувствами может спровоцировать восстание, поставив под угрозу положение правителя и стабильность монархии.

Ценность рекомендаций В дополнение к этому, события 1547 года также послужили суровым напоминанием о том, насколько ценными могут быть правильные советы во времена кризиса. Обвинив бояр, Иван научился быть осторожным при выборе советников, отдавая предпочтение лоялистам, и начал доверять избранным членам совета. Роль общественного восприятия Наконец, был преподан урок общественного восприятия. Иван IV признал силу общественного мнения в формировании наследия правителя. Он начал уделять внимание управлению своим имиджем и обеспечению того, чтобы люди относились к нему благосклонно, чтобы поддерживать стабильность. Иван IV: Трансформация после удара Пожар и восстание оказали глубокое влияние на Ивана и вызвали трансформацию.

Он претерпел радикальные изменения в ответ на полученные уроки. Правоприменение и политика После инцидента Иван внес ряд законодательных изменений, направленных на предотвращение подобных событий в будущем.

Согласно первой версии, восставшие действовали по собственной инициативе, второй — под руководством бояр, стремившихся узурпировать власть [9]. Советские историки полагали, что восстание носило классовый характер, а его основной движущей силой были низшие слои горожан — «чернь» [9] [22]. Современные исследователи указывают на смешанный характер восстания, в котором принимали участие представители различных слоёв населения. Так, историк Артём Жуков опровергает тот факт, что бояре были «подстрекателями» восстания. Однако отмечает, что бунт имел «некое подобие вечевой организации», на вершине которой находилась городская знать, выступавшая против Глинских. Знать могла бороться за устранение политических конкурентов, а также выражать недовольство из-за сгоревшего имущества. По мнению исследователя, «[о]бщее несчастье оказало консолидирующее воздействие на москвичей» [23].

450 лет назад крымские татары разорили Москву

Россия включила в первой четверти XVI в. Великокняжеская власть сильно упрочила свои позиции. Однако после смерти Василия III 1533 г. Довольно часто сменялись правительства; к власти приходила то одна, то другая боярская группировка. Иван Грозный, гравюра XVI век Временщики — эти калифы на час — стремились получить максимальные выгоды.

Злоупотребление властью, насилия и поборы, неправедный суд и «мздоимание» тех лет вошли в поговорку. Об этом с содроганием вспоминал позже сам Иван Грозный , на глазах которого разыгрывались дикие сцены убийств, истязаний и борьбы за власть. Юный правитель родился в 1530 г. Столица в XVI в.

Территория Китай-города была в 1534-1535 гг. В конце столетия соорудили каменные стены вокруг Белого города — по линии современного Бульварного кольца. Третья линия стен шла по современному Садовому кольцу; она заключала в себе Земляной город. Эти части города — Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город — хорошо видны на древних планах Москвы.

Городские строения располагались и за стенами Земляного города. Восстание в Москве 26 июня 1547 года. Миниатюра так называемой «Царственной книги» Величина и многолюдность русской столицы обращали на себя внимание иностранцев. Англичанин Ченслер считал, что она больше Лондона с предместьями.

А немец Тектандер писал: «Город очень велик и чрезвычайно многолюден… и его почти нельзя сравнить ни с каким немецким городом». Население Москвы было очень многочисленным. Трудно сказать, соответствует ли действительности эта цифра. Во всяком случае, столица была городом многолюдным.

Население росло в первую очередь за счет «черных» людей. Они составляли основную часть жителей Китай-города, Белого и Земляного городов, жили кварталами мясники, гончары, кожевники, кадаши, бронники, столешники и т. Москва была богата соборами и церквами, которых насчитывалось более 400. В отдельных слободах располагались московские стрельцы — до 3 тысяч человек.

В московский гарнизон входили также пушкари, воротники — стража у ворот. Многолюдная и обширная столица обычно еще более оживлялась с приездом многочисленных русских и иностранных купцов. Китай-город, где располагался городской торг — торговые ряды на Красной площади, или Пожаре, как она тогда называлась, кипел жизнью, оттуда слышались шум и гам, споры продавцов и покупателей, брань и крики подгулявших «гультяев».

Дядю царя — Ю. Глинского — растерзала толпа, другие его дяди скрылись, их дворы подверглись погрому и грабежу, а слуги были перебиты. Давление людей на царя Ивана IV 29 июня восставшие, так называемые «черные люди», организовали сходку которую даже назвали «вечем».

Затем толпа вооружилась подручными средствами и отправилась в Воробьев в царскую резиденцию, чтобы потребовать от царя выдачи сбежавших Глинских. Юный государь Иван IV прозванный впоследствии «Грозным» был застигнут врасплох. Страшно перепугавшись волнения черни, царь вынужден был пообещать, что проведет настоящий сыск и накажет виновников пожара. Он даже пообещал, что предоставит помощь в восстановлении домов всех восставших. Москвичи поверили царю и отступили назад в город. Замечание 1 Позже Иван IV признавался, что именно в тот момент «вошел страх в душу мою и в кости мои, и омрачился дух мой» В скором времени волнения в Москве прекратились, но общественное недовольство в стране продолжало расти.

Отклики московского восстания отразились в волнениях в псковском пригороде Опочке летом того же 1547 г. Замечание 2 Конкретно в Опочку, чтобы усмирить горожан, пришлось даже направить поместное войско Городские низы, ставшие основной и самой массовой силой московского восстания 1547 г. Этот народный бунт очень сильно повлиял на юного царя Ивана IV. Он на всю жизнь запомнил чувство унижения, за что после жестоко мстил каждому, кто ему не угодил в чем-либо. Вместе с тем возмущение москвичей натолкнуло Ивана IV на мысли о разработке и проведении политики реформ.

И видели град погоревший от огня, и святые церкви и людей погорело много, лежащие трупия мертвых. И о сем сжалился князь великий, коий расплакался вельми слезно. И кто не плачется погибели градной или кто не жалует, или кто не тужит толика народа… и во дворах мужей и жен, и детей, и отроков, и отроковиц, от огня изгоревших! Виновниками пожара объявили Глинских. В «Царственной книге» говорится, будто «Анна Глинская… вымала сердца человеческие, да клала в воду, да тою водою, ездячи по Москве, да кропила, и оттого Москва выгорела».

Новгородская летопись гласит: На той же неделе москвичи, большие и черные люди, вытащили князя Юрия Михайловича Глинского, дядю великого князя по матери, из церкви у Пречистой у митрополита во время обедни, извлекли из церкви едва живого, и скончался он злой смертью, извлекли его из града привязанного ужом; был же князь великий в то время в Воробьеве, потому что на них наговор пришел, будто они велели зажигать Москву… норовя потакать приходу иноплеменных; ибо тогда же пришел со многою силою царь Крымский и стоял в полях. В то же время было смятение людям московским, и пошли многие люди черные к Воробьеву, со щитами и с сулицами, как по боевому кличу полагалось; князь же великий, того не ведая и узрев множество людей, удивился и ужаснулся… и не учинил им в том опалы, и положил ту опалу на повелевших народ скликать. Сам царь в послании к князю Курбскому так вспоминал об этих событиях: Когда же мы достигли пятнадцати лет, то взялись сами управлять своим царством, и, слава Богу, управление наше началось благополучно. Но так как человеческие грехи всегда раздражают Бога, то случился за наши грехи по Божьему гневу в Москве пожар, и наши изменники-бояре, те, которых ты называешь мучениками я назову их имена, когда найду нужным , как бы улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка княгиня Анна Глинская, со своими детьми и слугами, вынимала человеческие сердца и колдовала и таким образом спалила Москву и что будто мы знали об этом их замысле. И по наущению наших изменников народ, собравшись сонмищем иудейским, с криками захватил в церкви Дмитрия Селунского нашего боярина, князя Юрия Глинского; оттуда его выволокли и бесчеловечно убили в Успенском соборе напротив митрополичьего места, залив церковный помост кровью, и, вытащив его тело через церковные двери, положили его на торжище как осужденного преступника. Это убийство в святой церкви всем известно, а не то, о котором, ты, собака, лжешь. Такие измышления, право, достойны смеха! Чего ради нам самим в своем царстве быть поджигателем? Из родительского имущества у нас сгорели такие вещи, каких во всей вселенной не найдешь. Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы, гневаясь на своих рабов, спалить свое собственное имущество?

Он бы тогда поджег их дома, а себя бы поберег! Во всем видна ваша собачья измена. Разве же можно кропить на такую высоту, как колокольня Ивана Великого?

Чума и последующий бунт в Москве.. Внутренний бунт. Бунты при Грозном. Соляной бунт 1648 Лидер Восстания.

Алексей Михайлович Романов соляной бунт. Соляной бунт Алексей Тишайший. Пострижение Василия Шуйского. Пострижение Василия Шуйского в монахи. Василий Шуйский насильственное пострижение Василия Шуйского. Иван Грозный Казань 1552. Осада Казани 1552.

Взятие Казани войсками Ивана Грозного. Штурм Казани 1552 год. Презентация восстание 1648 года. Причины соляного бунта 1648 ЕГЭ. Врач 1648 год. Лисснер восстание в Москве 1648. Соляной бунт в Москве 1648.

Картина э. Соляной бунт Алексее Михайловиче Романове. Бунт 1547 года. Пожар в Москве 1547 г Иван Грозный. Пожар в 1547 году при Иване Грозном. Иван Грозный и мятеж 1547. Венчание на царство Ивана Грозного.

Венчание на царство Ивана IV Грозного. Иван 4 Грозный венчание на царство. Венчание Ивана IV Грозного на царство - 1547 г. Фильм Иван Грозный 1915. Во время Московского Восстания 1547 г. Иван IV:. Пожар в Москве и восстание 1547 года..

Правление Ивана Грозного

При Иване Грозном Русское царство включило в свой состав Казанское и Астраханское княжество, что видно на карте. В самой Москве в 1569 г. умирали по 600 человек в день – столько же, сколько, якобы, ежедневно казнил в Новгороде Грозный. Московское восстание 1648 года #история #бунт #shorts. Московский князь Иван Калита, давний соперник тверских князей, поспешил воспользоваться восстанием, чтобы утвердить свое господство. Иван вступил в союз с Золотой Ордой и вызвался помочь восстановить власть монголов над Тверью.

Гудел, ревел большой пожар московский

В должности зарайского воеводы Хворостинин отразил набег хана Девлет-Гирея. Он же отбил набег на Рязань 50-тысячной татарской орды. Настоящим триумфом Хворостинина и его соратника воеводы Воротынского стала битва при Молодях. Пока основная русская армия была занята в Ливонской войне, крымские татары во главе с Девлет-Гиреем привели на Русь гигантское войско. Применяя инновационные для того времени военные решения, Хворостинин на голову разгромил крымчаков, кратно уступая им в количестве воинов и спас Родину от разорения. Значение победы в битве при Молодях сложно переоценить. Крымское ханство было надолго обескровлено.

Иван Грозный и Малюта Скуратов. Wikimedia Commons Летом 1570 года началась новая волна репрессий, направленная на высокопоставленных чиновников и опричников. Среди погибших от рук опричников числились глава Посольского приказа и выдающийся дипломат Иван Висковатый, Никита Фуников-Курцев и другие знатные государственные служащие из различных приказов. Первый в личном разговоре с царём пытался вразумить самодержца и убедить его отказаться от губительного террора — особенно в условиях продолжавшейся войны на западе. На это Иван Грозный ответил угрозами: «Я вас ещё не истребил, а едва только начал, но я постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось! За спиной Висковатого стояло земское боярство, поражённое событиями в Новгороде и стремившееся добиться от царя прекращения опричнины и начала восстановления разорённого государства — опасность голода и эпидемий на Северо-Западе была более чем реальной. Вместо этого царь устроил показательные казни и пытки для жителей столицы. Иван Грозный и его опричники показали жуткую изобретательность в методах причинения боли и лишения жизни: отрубание конечностей, подвешивание, сажание на кол, утопление, обливание кипятком или ледяной водой. Иван Висковатый был казнён весьма изощрённым способом — от его тела палачи отрезали по кусочку. В изобретении методов истребления собственного населения помимо опричников принимал участие и сам царь, причём зачастую именно он назначал время и способ убиения очередной жертвы. Всего летом 1570 года в Москве были казнены несколько сотен человек. Страна в условиях бесконечного террора серьёзно ослабла — это привело к тому, что крымский хан Девлет-Гирей, несмотря на существование укреплений на юге России, организовал масштабное вторжение. Опричники фактически не явились на защиту своей страны, а земские войска в основном были заняты войной на западе. В мае 1571 года столица подверглась атаке крымчаков и была сожжена, как и ещё десяток городов. Иван Грозный бежал из столицы и укрылся в Новгороде. Эти события вновь привели к репрессиям, главной целью которых были сами опричники. Сыск и наказание осуществляли Малюта Скуратов и его доверенные лица. Многие опричники, столкнувшиеся с обвинением в государственной измене, добровольно принимали постриг и удалялись в монастыри. Отмена опричнины Недовольство земщины, голод и болезни, поразившие страну, и глубокий экономический кризис к 1571 году — такие итоги принесла опричнина за шесть лет своего существования. Эти обстоятельства заставили Ивана Грозного пересмотреть многие аспекты политического курса. Репрессии постепенно сходили на нет, отъём земских земель в пользу опричных уменьшился. Постепенно самодержец приступил к ликвидации разделения страны. В 1572 году были объединены земская и опричная казна. В разрядных книгах того времени служилые люди из обеих частей страны фиксировались вместе. Изменения пришли и в армию. Опричные отряды были распределены по земским полкам. В 1572 году такое войско под командованием Михаила Воротынского, чудом избежавшего репрессий, смогло одержать победу над крымчаками в битве при Молодях. Известие о поражении Девлет-Гирея достигло Новгорода, где укрывался Иван Грозный, в августе 1572 года. Примерно тогда царь принял решение об отмене опричнины. Это слово больше не употреблялось в государственных актах — опричники теперь назывались «дворовыми». Тем не менее юридически она продолжала существовать. Разделение территории страны никуда не ушло, как и деятельность особого двора при государе. Однако с 1572 года больше не будет таких массовых пыток и казней, которые имели место быть в Новгороде и Москве. Конечно, репрессии продолжились и после отмены опричнины — никуда не исчезла подозрительность Ивана Грозного. Юридически опричнина прекратила своё существование лишь после смерти царя в 1584 году. Террор Ивана Грозного и жертвы опричнины Исследователи до сих пор не могут установить точную численность людей, ставших жертвами политики опричнины и террора, развернувшегося в стране при Иване Грозном. По наиболее скромным оценкам, «слуги государевы» убили 4,5 тыс. Эти данные основаны на анализе «Синодика опальных» — церковному списку, составленному в последние годы жизни царя. В них вошли имена всех казнённых по приказу монарха клириков, аристократов и некоторых посадских людей. Список был составлен дьяками на основе реальных документов, оставшихся после периода опричнины. Другие исследователи считают, что цифра пострадавших значительно выше. По объективным причинам в «синодики» не вошли имена тех, кто не был под следствием, а стал случайной жертвой отрядов опричников, особенно во время похода на Великий Новгород. Таким образом, некоторые историки предполагают, что в это время погибли около 15 тыс. При этом в Российском царстве на тот момент проживали около 20 млн человек. Конечно, террор был направлен прежде всего на родовитое боярство, которому не нравился курс на укрепление централизации в стране. В первые годы царствования Ивана Грозного аристократы могли так или иначе влиять на политику царя, однако позднее крутой нрав монарха проявился во всей красе. Мнительность привела к тому, что боярская оппозиция, по всей видимости, стала рассматривать реальную возможность отстранения царя от власти и передачи трона Владимиру Старицкому. Все, кого так или иначе можно было связать с этим «заговором», поплатились: участвовали ли они в нём если, конечно, он действительно существовал активно или же просто были знакомы с основными действующими лицами. Пострадали и те, кто пытался открыто выступить против политики опричнины. Духовный сан не защитил митрополита Филиппа от убийства. Иван Висковатый, лично указавший на губительность для России политики опричнины, поплатился за свою честность ужасной смертью. Последствия и значение политики опричнины Опустошительные похода на свои же города, разгром поместий опальных аристократов, борьба с реальным и мнимым инакомыслием — все эти опричные мероприятия привели страну к глубокому экономическому кризису, который современники нарекли «порухой». Львиная доля обрабатывавшихся сельскохозяйственных земель опустела. В стране распространился голод и болезни, косившие деревни и города. Складывалось ощущение, что Россия так пострадала от нашествия врага — к сожалению, всё было сделано своими же соотечественниками в чёрных одеждах. Экономический кризис привёл к усилению крепостной зависимости. Было необходимо удерживать крестьян на помещичьих хозяйствах — основе экономики Российского царства. С 1581 года в стране были введены «заповедные лета» — годы, во время которых отменялось действие Юрьева дня, когда крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. Преемники Ивана Грозного в дальнейшем разовьют эту идею, которая уже в 17-м веке приведёт к окончательному формированию крепостной системы. Опричники, выдвинувшиеся в годы террора и умудрившиеся пережить преследования внутри самого «военно-монашеского ордена», смогли закрепиться на политическом олимпе и после смерти Ивана Грозного стали определять будущее страны. Одним из ярких примеров является Борис Годунов , служивший в опричнине, а впоследствии ставший царём.

Царь вернулся в город только в 1581 г. Иван Грозный снискал славу очень жестокого и страшного человека, поэтому его и прозвали «Грозным». Вторая половина XVI в. В 1547 г. В 1571 г. Москвичам удалось отразить этот набег, но крымский хан успел поджечь город. Трагичные события не прошли даром для Москвы. К сожалению, многие постройки того времени не сохранились до наших дней во многом из-за многократных пожаров, ведь многие дома были сооружены из простого дерева , но мы можем почитать встретить их описания в воспоминаниях современников, увидеть их на древних схемах и рисунках. В годы царствования Ивана Грозного и его сына Фёдора Москва превратилась в столицу не просто княжества, как было ранее, а крупнейшего на континенте Русского царства. Этот город являлся важнейшим культурным, религиозным и торговым центром. В Москве проживал сам царь, в ней происходили знаменитые Земские соборы, на которых принимались общегосударственные решения например, на нём был принят сборник законов «Судебник» и церковные собрания. Именно в столицу чаще всего приезжали иностранные гости, которые посещали знаменитые московские ярмарки и торжества. Большинство населения столицы было занято изготовлением различных предметов и торговлей. Но из-за того, что в те времена не все продукты можно было купить в лавках, многие москвичи должны были сами заботиться о богатстве своего стола. Вот, что вспоминали о ней современники: «Почти все дома имеют при себе отдельные сады, как для пользования овощами, так и для удовольствия» то есть для отдыха — прим. Москвичи занимались не только садоводством, но и огородничеством. Некоторые из них держали свой скот. Горожане выращивали капусту ее часто солили на зиму , свеклу, репу, морковь, огурцы, лук, редис и чеснок — это были те овощные культуры, которые возделывались на этой территории столетиями. А вот картофель и томаты появились на столе москвичей намного позже. Из садовых культур наиболее распространенными были яблоки, сливы, смородина, вишня и крыжовник. Фрукты и ягоды не всегда съедались сразу, а часто сушились на зиму, из них варили различные морсы, квасы или изготовляли сладкую пастилу. Мясо — довольно редкий гость на столе простого московского ремесленника. Но все же некоторым горожанам удавалось держать в своем скромном хозяйстве кур и гусей, а в летний период ловить рыбу в реках. В Москве не было пригодных для хлебопашества территорий они и вовсе отсутствовали в черте города , поэтому муку для хлебобулочных изделий привозили из окрестных земель. Мука, которую использовали для выпекания хлеба, была различных видов: и ржаная, и ячменная, и овсяная. Москвичи умели готовить из неё вкусный хлеб, пирожки, калачи и расстегаи. Промышленность Ко второй половине XVI в. Но если ремёсла имели многовековую историю и древние традиции, то промышленное производство было относительно новым явлением. Промышленность зависела от государственной казны, то есть была на службе у царя и его приближенных. В городе было несколько слобод, объединявших людей, близких по роду занятия: жители Новой Кузнецкой слободы занимались кузнечным производством, в Бронной слободе изготовлялись защитная амуниция и бронь, в Кадашёвской — деревянная утварь и т. Москва была знаменита оружейным производством и артиллерийским делом. В столице было налажено изготовление пушек, стрелкового и огнестрельного оружия. Производство оружия было связано с металлобработкой в особенности с производством железа и литейным делом. В Монетном дворе на Неглинной улице отливались церковные колокола и пушки. Там же изготовлялись монеты из золота и серебра: рубли, денги так назывались серебряные монеты, которые чеканили в Москве, Новгороде и некоторых других городах; позже их вытеснили копейки и копейки. Конечно, промышленность периода правления Ивана Грозного была далека от современной: ещё не было крупных фабрик и заводов, а весь процесс производства был ручным или с привлечением самых простых механизмов. Тем не менее, в это время было налажено производство мебели, посуды, льняного масла, а также бумаги. Изготовление бумаги было особенно важным, так как с 1560-х гг. В городе работали крупные предприятия — Оружейная палата, Пушечный двор и Суконный двор. Торговля и сфера услуг Во второй половине XVI в. Москва являлась крупнейшим торговым центром. В столице российского государства существовало множество торговых рядов, а главная торговая площадь располагалась на территории Китай-города. До наших дней сохранились некоторые сведения о тех товарах, которые можно было купить на московских рынках или как их еще называли «торгах» : здесь были и хлеб, и калачи, и рыба, и ветчина, и мёд, и квас, капуста, лук, чеснок и многое другое. Московские торговцы предлагали покупателям сапоги, предметы одежды, сукно, мех. Словом, имея достаточно средств редкий человек уходил с торгов без покупок. Городской рынок был центром торгово-ремесленной деятельности всей столицы. К нему вели все магистральные улицы города: Никольская, Ильинка, Варварка… На этих улицах часто располагались лавочные помещения и дворы, в которых могли остановится приезжие гости. В Москве можно было купить не только местную продукцию, но и зарубежную например, персидские ковры или расписные шёлковые ткани. О частых приездах иностранных гостей свидетельствовало наличие Английского двора в Китай-городе, который принадлежал английским купцам. Помимо англичан известны сведения о торговых связах московских купцов с армянами, турками и греками. Городские власти прилагали немалые усилия к тому, чтобы торговля в Москве была чётко организованной. Все ряды имели свои названия по названию той продукции, которую на них можно было купить : Тележный ряд, Коробейный ряд, Свечной ряд и многие другие. Нак онец, не все части города считались пригодными для ведения торговли: по старой традиции самые дорогие лавки находились на территории Китай-города, а самые дешёвые — в пригородах. Финансы Во второй половине XVI века основными денежными средствами Русского царства распоряжался лично царь, в чьем ведении была государственная казна. Основными средствами поступления денег в казну были различного рода пошлины например, в Москве был отдельный налог на соль и выплаты в пользу «государева двора», которые ложились тяжёлым бременем на простых москвичей. Другим источником царского дохода являлись выплаты, которые он получал с собственного участка земли как помещик а это было не менее 36 дворов! Этот участок был населен «служилыми людьми» — армией и администрацией, подчинявшихся лично царю. Денежные средства царь тратил по своему усмотрению: нередко пренебрегая общественными интересами, он то и дело скупал предметы роскоши для своего двора. Незадолго до начала царствования Ивана Грозного в Русском государстве была проведена денежная реформа. Её суть заключалась во введении стандарта чеканки московской монеты помимо Москвы свою монету чеканили в Новгороде. В столице существовал свой Монетный двор, но в Средние века изготовлением денег занимались и частные ремесленники: желающий мог принести мастеру слиток, а чеканщик принимался делать из него монету. Чаще всего монеты были из серебра или меди, а бумажных денег в то время еще не существовало. На московских рынках можно было видеть, как покупатели расплачивались алтынами, копейками и денгами так назывался один из видов монет. На монетах был изображен всадник с саблей, который символизировал царя. Позднее это изображение начали связывать с образом Святого Георгия Победоносца. Деньги имели важное значение в экономике города: ими выплачивали зарплату, платили налоги, на них покупали еду и товары. Социальная структура и занятость Строительство собора Василия Блаженного. Миниатюра Лицевого летописного свода По оценкам современников, Москва во второй половине XVI века насчитывала более 40000 домов, в котором проживали около 100 тысяч человек. Подавляющую часть населения города составляли торговцы и ремесленники их называли «чернью», «чёрными людьми» , наименьшую часть — крупное купечество, боярство и духовенство. В Москве также проживали служилые люди и холопы, которые составляли в большинстве своем боярскую челядь и выполняющие самую разную работу. Часть городского населения Москвы «посадские» люди, то есть те, кто проживал за пределами Кремля и Китай-города обладала особыми правами, так как участвовала в деятельности Земского собора. Верхушкой этого слоя населения являлись так называемые «гости», суконники и смольняны, освобожденные от посадского тягла специального сбора, который уплачивался всеми посадскими людьми , пользовались некоторыми привилегиями например, их судили не бояре, а казначеи , исполняли всякие «государевы службы» и участвовали в царских торжествах. Торгово-ремесленное население города объединялось в многочисленные слободы, принадлежавшие боярам или монастырям. Некоторые слободы носили старинные названия, связанные со своей специализацией Гончарная, Бронная, Кожевники , другие — с теми городами, с которыми Москва имела торговые взаимоотношения Ржев, Новгород, Дмитров. Москва являлась средоточием политической и экономической жизни. Это был один из крупнейших городов не только Московского царства, но и всей Европы. Социальные конфликты Неврев Н. Москва являлась центром политической жизни всего государства. Власть принадлежала царю, который иногда советовался с приближенными ему боярами и даже созывал Земские соборы для решения особо важных вопросов, но в целом управлял страной единолично. Общественные столкновения, которые возникали в годы правления Ивана IV Грозного, были связаны с его борьбой за право единоличной власти во всем государстве. Ему противостояли древние княжеские роды например, род Глинских и представители боярства. Подозрительный от природы, царь не хотел терпеть неповиновение и поэтому принял решение о создании так называемой «Опричнины» - специально выделенной земли, обслуживающей царские нужды а всю остальную землю называли «земщиной». Опричники уничтожали дома и убивали всех неугодных царю людей или тех, кто не хотел подчиняться его политике. Это было поистине жестокими действиями, в ходе которых пролилось немало крови. Массовые казни, передел земель и постоянные ссоры между боярами и князьями привели к ослаблению всего государства, которое не смогло противостоять внешним врагам: в 1571 г. Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем, воспользовавшись тем, что опричное войско просто не явилось на войну. После этого события Иван Грозный принял решение об отмене опричнины и начале более мирной политики. Общества, сообщества, субкультуры Плешанов П. В политической жизни примечательным был узкий круг лиц, приближенный лично царю Ивану Грозному. Эту группу называли «Избранной Радой» и в неё входили такие личности, как князь Андрей Курбский, духовник царя протопоп Сильвестр и молодой деятель А. Возглавляемая царём, эта группа фактически правила государством в 1550-е гг. Вероятно, что в среде московской знати существовали и какие-то другие группировки, но нам о них мало что известно. Другие собрания людей — это купеческие союзы. Очень часто купцы, торговцы и ремесленники объединялись в зависимости от того, в какой области они работали. В Москве было создано много слобод, в которых проживали группы гончаров, чеканщиков, суконщиков и других ремесленников. Наконец, нельзя не упомянуть и о другой стороне жизни города — религиозной. До середины XVI столетия в Москве проживали так называемые «иосифляне» и «нестяжатели». Люди, которые спорили между собой о вопросах церковной земельной собственности и устройстве монашеской жизни. Быт и досуг Во второй половине XVI века быт москвича во многом зависел от того, к какому сословию он принадлежал. Самые богатые горожане бояре и князья жили в просторных палатах, состоящих из двух и более этажей. В их домах можно было увидеть красивые изразцовые печи и искусно оформленную обстановку. Ремесленники и торговцы проживали в общих домах, в которых была деревянная утварь, мало отличавшаяся от крестьянской.

Первым диагностировал заболевание и сообщил о нем властям старший медик и генеральный штаб-доктор Афанасий Филимонович Шафонский. Еще одним крупным очагом чумы стал Большой суконный двор в Замоскворечье. В марте 1771 года на фабрике скончалось 130 человек. Первоначально власти отрицали, что это чума, болезнь называли «заразительная горячка». Но после второй вспышки московский главнокомандующий Петр Семенович Салтыков сообщил Екатерине II о возникновении опасной болезни в Москве. После этого были приняты превентивные меры, но было слишком поздно. Власти организовывали зоны карантина и изоляторы, но они не были действенными, поскольку люди не доверяли правительству и докторам, кроме того, народ полагал, что все, кто попал в карантин, умирают. В целом город был не готов к борьбе с чумой: бедняки, рабочие жили плотно и в антисанитарных условиях, мусор и отходы выбрасывали на улицы и сливали в водоемы. В подобной ситуации количество больных и умерших от чумы возрастало, пик пришелся на период с июля по ноябрь 1771 года, когда в день погибало более тысячи человек. Власти Москвы не выходили из домов или покидали город. В результате руководство перешло к генерал-поручику Петру Дмитриевичу Еропкину. Он должен был остановить эпидемию, а также никого не выпускать из Москвы и не впускать в город. В 1772 году Екатерина II издала указ, в соответствии с которым была сформирована комиссия для изучения причин распространения чумы в Москве, а также для разработки методов борьбы с эпидемией: люди, больные чумой или имеющие схожие симптомы, должны были быть изолированы, а вещи умерших требовалось сжигать. Чумной бунт 1771 года: главные причины начала выступлений Главной причиной бунта стала эпидемия чумы. Власти вовремя не приняли превентивные меры, не смогли сдержать эпидемию, в результате тысячи людей погибли. В городе началась паника.

О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе.

Спустя два с небольшим месяца 15 тысяч царских воинов изменили царю и перешли под Калугою на сторону предводителя крестьянского восстания Ивана Болотникова. Вооруженное восстание в Москве, произошедшее в декабре, стало наиболее драматичным эпизодом революции, потрясшей страну. Московское восстание 1547 года — события, произошедшие в Москве летом 1547 года.

Восстание в 1547 в Москве

Демарш: Грандиозная массовая казнь в Москве 25 июля 1570 года.при ИВАНЕ ГРОЗНОМ. Основной причиной народных бунтов при Иване Грозном было глубокое недовольство населения политическим и социально-экономическим положением.
Чумной бунт 1771 года в Москве: причины, основные события и итоги Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства.
Восстание при иване 4 Террор Ивана Грозного и жертвы опричнины. Исследователи до сих пор не могут установить точную численность людей, ставших жертвами политики опричнины и террора, развернувшегося в стране при Иване Грозном.
Дмитрий Володихин. О массовых репрессиях при Иване IV. Московское восстание при иване 4. Московское восстание 1547 г. Причины Московского Восстания 1547 года.
О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе. Главная» Новости» Москва восстание 2024.

Новгородский погром Ивана Грозного: фальсификация или правда

Московское восстание 1547. Антифеодальное городское восстание в Русском государстве. Царь Иван IV укрылся в с. Воробьёво. Московская хованщина — еще один трагический символ нехитрой манипуляции, благодаря которой невинные простолюдины оказываются жертвами власти. МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года — МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года, мятеж горожан против засилья при дворе клана Глинских (см. ГЛИНСКИЕ). Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, несшие основное налоговое бремя. Московское восстание () | это Что такое Московское восстание ()? Вероятно, события Московского восстания 1547 повлияли на формирование личности Ивана Грозного, который в дальнейшем “прославился” из-за своего непредсказуемого взрывного характера и жестокости.

В Москве началось восстание против польских интервентов. Казнен Лжедмитрий I

Венчание Ивана Грозного на царство. Московское восстание 1547 г. Основной причиной народных бунтов при Иване Грозном было глубокое недовольство населения политическим и социально-экономическим положением. Московское восстание 1547 года изрядно напугало Ивана Грозного и повлияло на его дальнейшую политику. Московское восстание 1648 года #история #бунт #shorts. Московское восстание.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий