Иван Грозный умер в 1584 году, оставив двух наследников – Федора и Дмитрия. Study with Quizlet and memorize flashcards containing terms like Когда умер В3, Ивану Грозному было три года, 1534-1538 к власти приходит Елена Глинская, Мятеж Андрея Старецкого (мл брат В3, дядя Ивана) and more. Московское восстание 1682 года, «Xованщина» (по имени руководителя стрелецкого движения кн. И. А. Хованского), крупное антиправительственное выступление московских стрельцов и солдат, поддержанных частью горожан и крестьян окрестных сёл. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы. Неудача московского восстания отражала слабость городов центра.
Москва. Автобиография
1550-е гг.- время реформ с крупными внешнеполитическими достижениями, и 1560-начало 1580-х гг.- время опричнины, поражения Ливонской войне. Во время Разинского бунта Иван Богданович Милославский был воеводой Симбирска, который в сентябре — октябре 1670 осаждался войском восставших во главе с Разиным. Россия Ивана Грозного. Восстание 1547 г. Московское восстание. Научные, публицистические, историософские труда о временах Ивана Грозного наполнены полемикой: нужна ли была та бойня, которая обрушилась на Московское государство в 60-х – 70-х годах XVI века?
Угличская трагедия
- 27 мая 1606 года - в Москве началось восстание против польских интервентов.
- 375 лет назад в Москве начался Соляной бунт
- Ответы : Когда и где вы слышали о Милославском ,кто это и где был ?
- Почему не вспыхивало народных восстаний в правление Ивана Грозного
- Определите, что мешает получать пятёрки
- Бориска на царстве
10 вопросов о Смутном времени
Он на всю жизнь запомнил чувство унижения, за что после жестоко мстил каждому, кто ему не угодил в чем-либо. Вместе с тем возмущение москвичей натолкнуло Ивана IV на мысли о разработке и проведении политики реформ. Формирование «Избранной рады» Бурные события 1547 г. В скором времени вокруг молодого царя сформировалась особая группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Михайлович Курбский, один из ее участников, впоследствии назвал на польский манер "Избранной радой". Замечание 3 Этот новоиспеченный «кружок» придворных и служилых людей возглавили Алексей Федорович Адашев костромской дворянин, представитель незнатного, но богатого рода и Сильвестр протопоп кремлевского Благовещенского собора В составе Избранной рады числились, в том числе, знатные князья А. Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский и др. Первый глава Посольского приказа думный дьяк И.
Висковатый также пополнил ряды Рады. И митрополит Макарий весьма активно поддерживал деятельность новой группы. Интересно отметить, что Рада формально не являлась государственным учреждением, но, по сути, именно она была правительством России и на протяжении 13 лет управляла страной от имени царя, последовательно претворяя в жизнь целостную программу крупных реформ. Эти реформы по своему содержанию совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, написанных в 1549 г. Он активно выступал за серьезное укрепление основ Российского государства в интересах отдельной группы населения — консолидирующегося служилого дворянства.
Получив в 1551 году трон и неограниченную власть, Девлет Гирей сделал то, что считалось в то время в порядке вещей: физически устранил всех близких родственников мужского пола. Далее он скрупулезно занялся местной родовой знатью, которую смог усмирить настолько, что до смерти хана полуостров не знал внутренних усобиц. Когда в ханстве был наведен порядок, остро встал вопрос о взаимоотношениях с северо-восточным соседом — Русским царством. На его престоле тогда восседал Иван Васильевич, позднее с легкой руки Татищева получивший прозвище Грозный. Несмотря на свой молодой возраст, правитель Руси также был человеком неуемных амбиций. О многом говорит тот факт, что он в 17 лет принял титул «царь», тем самым поставив себя не только в один ряд с императором Священной Римской империи, но и великими деятелями прошлого. Причем новоявленный царь имел интересы как на Западе, так и на Востоке. К 1559 году русские войска разбили Ливонский орден и смогли выйти к Балтийскому морю, что вызвало переполох и беспокойство во всех окрестных странах. Несколькими годами ранее Иван Грозный успешно завершил кампании по присоединению Казанского и Астраханского ханств, которые, как и Крымское ханство, являлись осколками Золотой Орды. Такое развитие событий совершенно не устраивало Девлет Гирея, который хотел видеть на престолах Казани и Астрахани своих ставленников и, как считает историк-медиевист Наталия Басовская, мечтал о возрождении Золотой Орды. Себя он считал продолжателем дела Батыя и хотел объединить все осколки былой татарской империи. В 1552 году хан пытался своим набегом на южные рубежи Руси сорвать поход Грозного на Казань, однако потерпел поражение под Тулой и был вынужден отступить в Крым. В этом походе под началом крымского хана помимо татар были присланные Сулейманов янычары, а также турецкая артиллерия, без чего в дальнейшем не обходился ни один поход на Русь. В следующий раз крымские и русские войска сошлись в битве у села Судбищи в 1555 году, где воевода Иван Шереметьев смог остановить очередной набег. Турки и крымчане, потеряв огромное количество войска убитыми, вновь были вынуждены отступить.
Рост феодальной эксплуатации привел к резкому ухудшению положения крестьян. Неурожай привел к голоду и болезням, население массами умирало, а правящие классы безудержно спекулировали хлебом. Крестьянское волнение все возрастало. Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления власти Годунова, и особой ненависти бояр к царю. Заговор против Русского государства, организованный в Речи Посполитой, смыкался с боярским заговором в Москве против Годунова. Когда в апреле 1605 года царь скончался, Москва присягнула его сыну — Феодору , но молодой царь вскоре был убит по приказу Лжедмитрия, поддерживаемого польским войском. Остатки царских войск перешли на сторону поляков, и в июле 1605 года Лжедмитрий венчался на царство.
XVIII в. После его сына Федора трое внуков приняли фамилию Корсаковы, а Терентий Федорович выделился тем, что получил фамилию Милославский. Иван и стал прототипом у Булгакова.. Милославские - русские дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от литовского выходца Вячеслава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича. Его внук Терентий Федорович принял фамилию Милославский. Данило Иванович Милославский был в 1623 г.
Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?
Московское восстание () | это Что такое Московское восстание ()? Вероятно, события Московского восстания 1547 повлияли на формирование личности Ивана Грозного, который в дальнейшем “прославился” из-за своего непредсказуемого взрывного характера и жестокости. Московское восстание представляло собой, как и другие подобного типа восстания в Средние века, «примитивный бунт». Новости Новости. Последствия. Иван Грозный никогда не скрывал, что пожар и последующее восстание произвели на него большое впечатление. Основной причиной народных бунтов при Иване Грозном было глубокое недовольство населения политическим и социально-экономическим положением. Главная» Новости» Москва восстание 2024.
Почему не вспыхивало народных восстаний в правление Ивана Грозного
Гражданская внутренняя война стала затухать, превращаясь в освободительное движение против иноземных врагов. Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов стал собирать войска для борьбы с поляками и освобождения Москвы. Тем временем в Калуге от рук начальника собственной охраны погиб Лжедмитрий II. Вскоре у вдовы Лжедмитрия родился сын Иван.
Ходили слухи, что настоящим отцом «царевича» «воренка» является казачий атаман Иван Заруцкий, и прижит он в лагере сторонников Лжедмитрия II в подмосковном Тушине. В отличие от имени «царевича Дмитрия» имя «царевича Ивана» не обладало мистической способностью сплачивать вокруг себя людей. Также поступили и многие другие тушинцы боярин Дмитрий Трубецкой, например.
Так, в феврале-марте 1611 г. При ополчении создали правительство — Совет всей земли. В него вошли предводитель рязанских дворян Прокопий Ляпунов, тушинский боярин князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман, запорожец Иван Заруцкий.
В марте 1611 г. В столице вспыхнуло восстание, но овладеть Москвой ополченцы не сумели. Зная о приближении к Москве ополченцев, поляки пытались заставить москвичей таскать на городские стены пушки.
Отказ москвичей от этой работы стихийно перерос в восстание. На помощь москвичам в город ворвался авангард ополченцев во главе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Польский гарнизон начал сдавать позиции.
Тогда А. Гонсевский по совету своего доброхота М. Салтыкова велел поджечь деревянный посад.
Люди бросились спасать семьи и имущество. Поляки укрылись в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Ополченцы, спасаясь от огня, ушли, унося тяжело раненного в бою князя Пожарского.
Пожар в Москве, вспыхнувший в ходе восстания, полностью уничтожил столичный посад. Тысячи москвичей остались без крова. Они разбрелись по окрестным деревням и подмосковным городам.
Многих приютил Троице-Сергиев монастырь. Неудачно для русских складывалась и осада Москвы. Она длилась с марта по июль 1611 г.
Единство ополченцев подрывалось противоречиями между казаками многие из которых были в прошлом беглыми и служилыми людьми вотчинниками и помещиками. Их интересы не совпадали. Для преодоления противоречий 30 июня 1611 г.
Совет всей земли принял «Приговор всей земли». Главную роль при составлении текста «Приговора» играл предводитель дворян Прокопий Ляпунов. Приговор сохранил все привилегии служилых людей по отечеству.
Казакам ополчения он в качестве компромисса обещал царскую службу и жалования, бывшим беглым казакам — свободу, но отказывал им в получении поместий. Казаки остались недовольны. Недовольство казаков в своих целях поддерживали их вожди - атаман Иван Заруцкий и боярин Дмитрий Трубецкой.
Поляки тоже успешно разжигали противостояние дворян и казаков. Они распускали слухи о враждебности Ляпунова казакам. Говорилось, будто Ляпунов собирается неожиданно напасть на казаков.
В отличие от дворян Первого ополчения казаки-ополченцы не получали из средств ополчения ни денег, ни хлебного жалования. Кормились они, как могли, в основном грабя подмосковные села. Это настраивало местных жителей против ополченцев, и Прокопий Ляпунов обещал сурово карать марадеров.
Когда Ляпунову сообщили о безчинствах 28 казаков в одной подмосковной деревни, он приказал дворянам утопить провинившихся. Казнь возмутила остальных казаков. Круг завершился убийством вождя рязанских дворян.
После этого дворяне и дети боярские начали покидать ополчение, и оно фактически распалось. Незадолго до этого произошли еще два печальных для русских людей события. Осада Смоленска длилась почти два года - 624 дня.
Воевода Михаил Шеин был захвачен в плен, закован в кандалы и отправлен в Польшу. Оно было вассалом Швеции. В дальнейшем шведы рассчитывали добиться избрания на московский трон сына короля Карла IX - принца Карла Филиппа.
Под Москвой в полной растерянности стояли казаки Заруцкого и Трубецкого. Это окончательно дискредитировало в глазах большинства русских людей казачьи отряды бывшего Первого ополчения и их вождей. Население России уже устало от самозванства.
Оно искало иной символ сплочения русских людей. Таким символом стала идея освобождения Москвы и созыва в ней Земского собора для выбора законного монарха. Эту идею высказал в своем призыве к согражданам Кузьма Минин, зажиточный посадский житель Нижнего Новгорода.
До осени 1611 г. Кузьма Минин, имея мясную лавку, вел торг. Это был уже пожилой человек.
Его прозвище -«Сухорук», наводит на мысль о серьезном недуге. Но, будучи выбранным горожанами земским старостой, Кузьма проявил талант государственного деятеля. Все свои мысли и дела Кузьма сконцентрировал на идее освобождения Москвы.
Там - в Москве после изгнания поляков должны были собраться выбранные от всех русских сословий люди и выбрать царя. Восстановленная центральная власть соберет страну. Нижегородский земский староста получил необычный «чин» - «выборный всей землей человек».
Кузьма Минин начал сбор пожертвований на новое ополчение. Сам он отдал все свои сбережения и часть имущества.
Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. Было вызвано резким обострением классовых противоречий в стране в 30—40-х гг.
Движущей силой М. Недовольство и брожение нарастали с апреля — мая, когда в городе произошло неск. Непосредственным поводом к выступлению стал огромный пожар 21 июня, когда сгорел Кремль Московский, большая часть посада и погибло ок. Волнения, начавшиеся сразу после пожара, привели к ослаблению гос.
Пожар Москвы 1812 гравюра. Пожар Москвы 15 сентября 1812. Гравюры Москвы до пожара 1812 года. Венчание на царство Ивана Грозного. Венчание на царство Ивана IV Грозного. Иван 4 Грозный венчание на царство.
Венчание Ивана IV Грозного на царство - 1547 г. Пожар в Москве 1547. Московский пожар 1547. Московский пожар и бунт. Московский пожар 1547 миниатюра. Московский бунт 1547.
Презентация Московское восстание 1547 год. Полномочия царя в 16 веке. Московское восстание в 16 веке. Полномочия царя в России 17 века. Иван Грозный Казань 1552. Осада Казани 1552.
Взятие Казани войсками Ивана Грозного. Штурм Казани 1552 год. Антибоярское восстание 1547. Московское восстание участники. Московское восстание 1547 таблица. Итоги Московского Восстания 1547 года.
Восстание 1547 г и избранная рада. Фильм Иван Грозный 1915. Во время Московского Восстания 1547 г. Иван IV:. Пожар в Москве и восстание 1547 года.. Иван Грозный 1944 Московское восстание.
Причины Восстания в Москве 1547. Восстание в Москве при Иване Грозном.
Смута вывод. Смутное время вывод.
Вывод по смуте. Смута заключение. Лжедмитрий 1602 год. Поход Лжедмитрия 1 на Москву.
Начало смутного времени. Царь после смутного времени. Верещагин Осада Троице-Сергиевой Лавры картина. Смута Осада Троице Сергиева монастыря.
Второе ополчение 1611. Второе ополчение возглавил. Первое ополчение в Смутное время. Второе ополчение вывод.
Россия в царствование Ивана Грозного. Ивана IV Грозного до 1584. Тема смута. Смута рисунок.
Причины опричнины Ивана Грозного. Основные причины опричнины. Иванов в Смутное время. Картина смута Иванов.
Великий голод 1601-1603. Новгородский погром. Великий голод в России. Московско-новгородские войны.
Ход смуты. Ход смутного времени. Соляной бунт 1648 Лисснер. Схема правителей периода смуты.
Полководцы Ивана Грозного и смутного времени 978-5-87107. Смутное время книга. Книга Великие полководцы России. В преддверии смуты.
Россия в преддверии смуты. Смута определение. Правление Василия Шуйского таблица. Восстание в период правления Василия Шуйского.
Суриков покорение Сибири Ермаком. Суриков покорение Сибири Ермаком картина. Великая смута 1598-1613. Последствия смуты 1598-1613.
Смуты 1591 год. Смута Смутное время. Константина Маковского болгарские мученицы. Смоленская оборона 1609-1611.
Осада Пскова 1581.
Сожжение Москвы
- События Московского восстания 1547 года кратко
- Хованщина: как стрельцы и князь Хованский пытались захватить власть - Новость по истории России
- МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547
- Регентство Елены Глинской (1533-1538)
- Бориска на царстве
- «Разрушение ореола сакральности»
Ровно 340 лет назад в Москве начался стрелецкий бунт и короткая эпоха хованщины
Но и сегодня мы можем видеть некоторые постройки тех лет: церковь Усековения главы Иоанна Предтечи на юге Москвы, колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, а также храм Никиты Мученика в районе Таганки. Кроме того, в Кремле можно увидеть гигантскую Царь-пушку — всемирно известный памятник артиллерии XVI в. Наконец, власти обнесли городские укрепления каменной стеной на ее месте теперь Бульварное кольцо. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове Конечно, о большинстве сооружений той эпохи мы можем только догадываться. До нас частично дошли схемы, описания и упоминания о тех или иных постройках в литературных произведениях эпохи. Живопись и графика Во второй половине XVI века архитектура определяла и стимулировала творчество художников и мастеров-прикладников.
Они следовали зодчим, расписывая и обустраивая храмы и монастыри и наполняя их необходимой утварью. Едва ли не главный смысл всех храмовых декораций составляла идея собирания русских земель в единое государство. Средствами живописи пропагандировались и истолковывались официальные концепции отечественной истории, венчание Ивана IV Грозного на царство, взятие Казани. Церковные Соборы 1547, 1549 и 1551 годов обогатили иконографию почти тридцатью новыми общерусскими святыми, ранее бывшими местночтимыми. На Соборах 1551 и 1554 годов вопросы художественной культуры и, в частности, изобразительного искусства, были предметом специального обсуждения.
Согласно принятым документам, предписывалось писать иконы и книги по «священным правилам», под которыми подразумевались Правила Вселенских Соборов, были определены и регламентированы темы, сюжеты и эмоциональная трактовка образов. Искусство было призвано подкреплять и прославлять первого «венчанного самодержца», вступившего на престол Русского государства. Идеологом самодержавной власти был митрополит Макарий. Он сделал все возможное, чтобы подчеркнуть «богоизбранность» московского государя, исконность его прав на престол. Идеологию единодержавства должны были отражать письменные источники эпохи, в первую очередь летописи, книги царского родословия, так же предполагалось обратиться к созданию посвященных этому событию произведений изобразительного искусства.
В этот период рождается так называемая «грозненская школа» живописи, которая охватывает собой чуть более трех десятилетий второй половины XVI века. Это были годы, богатые произведениями искусства, с новыми характерными качествами и иконографическими приемами. Иначе трактуется и человеческий образ. Его значимость передается жестами, позами, силуэтами. Появляются иконы-трактаты, повествующие о тех или иных событиях.
Повествовательное начало окончательно преобладает над эмоционально-созерцательным. Сложные «бытийские» и исторические сюжеты становятся основными. Главным местом сосредоточения новых идей стал Московский Кремль. Сюда по царскому вызову съехалось множество художников из Новгорода, Пскова, Смоленска, Звенигорода и пр. Это произошло по причине страшного московского пожара 1547 года, погубившего большую часть столичных построек.
До последнего времени исследователи считали стенопись и иконостас «Андреева писма Рублёва» Благовещенского собора дошедшими до наших дней в оригинале, однако, после реставрации 1984 года мнение было пересмотрено. Доказано, что сохранившаяся благовещенская живопись относится к середине XVI века и лишь частично сохраняет фрески начала XV века. По сравнению с эпохой Дионисия и его последователей композиция фресок дворцового храма явно перегружена и по содержанию и по художественному воплощению. Она многослойна, с дробными архитектурными формами. Зримые образы в росписи собора приобретает важнейшая установка этого времени — происхождение царского достоинства российских правителей от киевских и владимирских князей, которые, в свою очередь, наследуют его от византийских императоров.
Не менее важное место занимала идея возвеличения военных действий Ивана Грозного. Его военные выступления рассматривались как религиозные войны в защиту неприкосновенности христианского государства от неверных. Блистательным образцом произведения нового типа является икона «Благословенно воинство небесного царя» Государственная Третьяковская галерея , которая вызывает вполне конкретные исторические ассоциации, и, по мнению исследователей, посвящена взятию Казани в 1552 году. В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места».
На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя». Вершиной художественных работ в Кремле, проходивших после пожара 1547 года, стала роспись Золотой палаты — одного из парадных помещений великокняжеского дворца. И хотя стенопись Золотой палаты безвозвратно погибла в 1752 году, подробная опись фресок, сделанная в 1672 году Симоном Ушаковым, дает ясное представление об её структуре и содержании.
В 1560-х годах расписывается кремлевский собор Чудова монастыря уничтожен в 1929 году. Пять предварительно снятых фрагментов сейчас хранятся в Государственном Историческом музее и музее Андрея Рублева в Москве. Разностильные росписи собора Чудова монастыря говорят о том, что в художественных работах принимали участие мастера — приверженцы разных направлений живописи. Одни образцы «Христос, расслабленный и Архангел» принадлежат руке незаурядного мастера, сторонника экспрессивной манеры письма; другие композиция «Явление Архангела Михаила» в какой-то мере предвосхищают объемную трактовку конца XVI — начала XVII века, третьи написаны последователями дионисиевских традиций, чьи изображения отличались мягкостью и изысканностью. Разностилье росписи собора Чудова монастыря свидетельствуют о сложных процессах и поисках, которые велись в этот период в русском изобразительном искусстве.
Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна Декоративно-прикладное искусство Древнерусское лицевое шитьё «живопись иглой» — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в Древней Руси. Оно сформировалось под непосредственным влиянием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета. Что же такое — лицевое шитьё? Лик — это термин, имеющий множество значений. Лицевое шитьё — это лик-изображение и лик-образ, воплощенные живописными средствами в декоративно-прикладное изделие со священным изображением, иконой.
Важнейшими особенностями этого вида искусства являются материал и техника. Изображение создается нитью на служащей фоном ткани. Все дорогие привозные ткани на Руси носили название паволок. Особо мастерицы ценили аксамит древнерусское название от греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый» — драгоценную ткань ручного производства, затканную по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити имеющему цвет, фактуру и узор. Для прочности под ткань подкладывалась основа — домотканый холст.
Единственным инструментом служила игла, а роль красок выполняли шелковые реже шерстяные и льняные , серебряные и золотные то есть позолоченные нити. Шелковая нить была некрученой и разной степени крутки. Серебряная и золотная нити могли быть волочеными в виде тончайшей проволочки и прядеными обвитыми вокруг шелковой или хлопчатобумажной основы. Именно качества ткани фона, вид нитей и техника шитья и создают художественный образ. Но все эти материалы, имеют ограниченные изобразительные возможности: трудно добиться перетекания тонов, исключена цветовая многослойность, сложно преодолеть жесткость металлических нитей и т.
По этой причине лицевое шитье плоскостное, светотеневые моделировки или отсутствуют или графичны. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Романовной Захарьиной-Романовой. Союз с нею если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение.
На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Царица Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Именно ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом трудились жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве «пяличного дела». В общественном сознании XVI века целостность государства была неразрывно связана с единством политическим, религиозным, культурным. После проведения в России ряда реформ конец 1540-1550-е гг.
Согласно его Уставу вышивание считалось не только одной из добродетелей женщины, но ставилось в один ряд с благочестием. Именно рукоделие требовало молитвенной сосредоточенности и имело особое значение в духовной жизни русских женщин. В трудах над священными изображениями оформлялась идея служения Богу. Рукоделию придавалось тем большее значение, чем выше было положение семьи в общественной иерархии. Идеалом святых жен в соответствии с церковными и народными представлениями служили благоверные княгини, а потом и царицы.
Среди русских святых немало женщин, которые прославились не только праведностью и истинной верой, но также и активным социальным служением. Именно идея служения, созвучная святости и закреплённая в — «Домострое» — нашла отражение в деятельности мастерской Анастасии Романовны. Особенностью лицевого шитья, вышедшего из царицыных светлиц после 1547г. Для мастерской свойственно преобладание шелкового шитья: по крупноузорчатой камке в орнаментальных нимбах святых использовались золотные пряденые нити, драгоценные камни и металлические дробницы, а жемчужное шитье употреблялось только в каймах. Основным направлением деятельности царских светлиц было рукоделие для церкви.
Произведения, вышитые в этих мастерских, — покровы, пелены, антиминсы, — отличаются характерными стилистическими особенностями. Самые выдающиеся памятники: надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского, преподобных Кирилла Белозерского, Никиты, столпника Переяславского, плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу, хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах Хиландарский монастырь, Афон , отправленная царем в числе даров в 1555 году афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар», — отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. По свидетельству вкладных надписей в них нашли отражение моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Мастерицы XVI века в своем стремлении достигнуть особой пышности и богатства в большом количестве употребляют золотые нити, жемчуг и различные драгоценные камни.
Золото теперь применяется не как самостоятельное цветовое пятно, в сопоставлении с другими цветовыми пятнами, а как драгоценный материал, который добавляется к шелковым цветным нитям. К концу века шелк начинает терять свою красочную индивидуальность, а золото в шитье принимает оттенки того цвета, с которым оно сочетается. Мягкие шелковые нити, смешанные с металлическими, становятся жесткими, и ими уже нельзя прошивать ткань насквозь. Поэтому их натягивают рядами поверх материи и прикрепляют к ней стежками другой шелковой цветной ниткой шитье «в прикреп». Стежки, расположенные в определенном порядке, дают многообразные узоры, и в этом мастерицы достигают изумительного совершенства.
Помимо мастерской Анастасии Романовны, в столичном лицевом шитье середины XVI века существовала мастерская Евфросинии Старицкой, жены Андрея Старицкого, претендента на царский престол. Творчество мастерской княгини Евфросинии Старицкой, работы которой датируются 1558—1566 гг. В них соединились эмоциональная напряженность, пластическая выразительность образа с высокой декоративностью отдельных деталей и произведения в целом. Музыка Музыкальная жизнь Начало данного исторического периода связано с напряжением в обществе, что не могло не отразиться и на развитии музыкальной культуры. Стоглавый собор 1551 г.
Этим же документом было определено и обязательное изучение церковного пения в начальной школе, что свидетельствует о всеобщности музыкального образования. Неистребимость и популярность скоморошеского искусства была подтверждена самим Иваном Грозным, который в 1571 г. В данный исторический период при дворе продолжает действовать государева Потешная палата. Царь Борис Годунов, в период своего правления, специально выписывал из-за границы европейские музыкальные инструменты. Андреев, В.
Автор статьи: Наталия Раздина.
Волнения, начавшиеся сразу после пожара, привели к ослаблению гос. Воробьёве, обострилось соперничество дворцовых группировок. Кульминацией восстания были события 26—29 июня. Глинский один из руководителей пр-ва , разгромлены дворы Глинских повстанцы считали их виновниками пожара и др. Однако в ходе переговоров с помощью обещаний царю и его окружению удалось уговорить повстанцев вернуться в Москву. Новое пр-во в результате М.
По словам историков, он стал одним из самых крупных народных выступлений XVII века, в котором принимали участие представители самых разных социальных слоёв, недовольные экономическим и правовым положением в русском государстве. Царь Алексей Михайлович удовлетворил ряд требований восставших, однако активные участники бунта были казнены. Картина Эрнеста Лисснера «Соляной бунт» 11 июня 1648 года 1 июня по старому стилю в Москве начался Соляной бунт. По итогам этого восстания царские власти вынуждены были провести ряд реформ, призванных удовлетворить требования различных социальных групп, принимавших участие в протестах. Причины восстания По словам историков, в 1640-е годы из-за неудачной политики властей русское государство оказалось в сложном социально-экономическом положении: в казне не хватало средств на удовлетворение основных потребностей. Решить эту проблему пытались за счёт введения новых налогов. В 1645-м на российский престол взошёл молодой царь Алексей Михайлович, ближайшим советником которого был его воспитатель — боярин Борис Морозов, сосредоточивший в своих руках огромную власть и фактически возглавлявший правительство. На ключевые государственные должности он расставил близких к себе людей.
Однако решить основные проблемы страны ни сам Морозов, ни члены его команды оказались не в состоянии. Слабое развитие промышленности, внутреннего и внешнего рынка не позволяли государству увеличивать бюджет. Отсутствие финансовых средств для давно назревших реформ и колонизации Сибири, Поволжья, земель юга России новое правительство компенсировало ростом числа повинностей и служб населения», — рассказала в разговоре с RT заведующая сектором истории России с древних времён до XVIII века научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея Ольга Соколова. Повышение существовавших ранее налогов проблему наполнения казны не решало: люди были не в состоянии их платить, что приводило только к росту недоимок. По его словам, соль в то время фактически была единственным доступным консервантом. Поэтому введение пошлины привело к резкому росту цен на многие широко распространённые продукты питания и, соответственно, к падению уровня жизни людей. По словам историков, в 1647 году стало ясно, что введение налога на соль не принесло желаемого финансового эффекта, и его отменили. Однако власти пошли на новые непопулярные меры.
Казнен Лжедмитрий I Картина К. Маковского «Убийство Лжедмитрия», 19 век, Начало 17 века для Руси было сложным. Рост феодальной эксплуатации привел к резкому ухудшению положения крестьян. Неурожай привел к голоду и болезням, население массами умирало, а правящие классы безудержно спекулировали хлебом. Крестьянское волнение все возрастало. Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления власти Годунова, и особой ненависти бояр к царю. Заговор против Русского государства, организованный в Речи Посполитой, смыкался с боярским заговором в Москве против Годунова.
В Москве началось восстание против польских интервентов. Казнен Лжедмитрий I
Неизвестно, откуда взялась такая идея, но они почему-то решили, что во всём виноваты дворяне Глинские, ненавистные многим. Обвиняя Глинских в колдовстве и поджогах, толпа начала громить их дома, а дядя Ивана Грозного, Юрий Глинский, был и вовсе убит. После расправы толпа двинулась на подмосковное село Воробьёво, где находился царь с женой и родственниками. Так как 17-летний Иван Грозный не ожидал неприятностей, у него не было значительной охраны, и он сам вышел на переговоры с восставшими. Ему удалось успокоить толпу, пообещав отправить в отставку воеводу Михаила Глинского, и после этого события Московского восстания 1547 постепенно пошли на спад. Это было довольно рискованно — выходить к бунтовщикам лично, но выбора у царя не было, так как в противном случае толпа грозилась убить его самого. Итоги и последствия Московского восстания 1547 По итогам московского восстания его зачинщики были арестованы и казнены Массовые погромы.
В конце 1609 года, потеряв доверие большинства «тушинцев», он бежал в Калугу, где в начале 1610 года был убит. Последнего Лжедмитрия звали то ли Сидорка, то ли Матюшка.
Он появился в 1610 году в Псковской земле — отсюда его прозвище Псковский вор, — выдавая себя за спасшегося от гибели Лжедмитрия II и привлекая на свою сторону его сторонников. В 1612 году его арестовали псковичи. Дальнейшая судьба Лжедмитрия III неизвестна: либо его казнили в Москве, либо убили по дороге в столицу. Такой успех самозванцев был связан с недоверием к центральной власти и к распространяемой ею официальной информации и стал следствием глубокого общественно-политического кризиса в российском обществе. Кто такая Марина Мнишек? Правда, что она была серым кардиналом при Лжедмитриях? Марина Мнишек с отцом под стражей После погрома. Картина Михаила Клодта.
Сомнительно, что Марина Мнишек была таким игроком, хотя, безусловно, она сыграла свою роль в событиях Смутного времени. В 1603 году Марина Мнишек, дочь польского магната Юрия Ежи Мнишека, познакомилась с Григорием Отрепьевым в отцовском замке Сомбор, где самозванец скрывался. В 1606 году, после воцарения Лжедмитрия в Москве, они поженились, но через неделю после свадьбы Григорий был убит. Когда в 1610 году Лжедмитрия II убили и Тушинский лагерь распался, Мнишек с отрядом казаков бежала на юг России, а летом 1614 года армия нового избранного царя Михаила Федоровича Романова взяла ее в плен под Астраханью. Скончалась она в заключении в Коломне в 1614 году. Также неясно, сама ли она хотела бежать на юг или это было решение окружавших ее казаков. Какое отношение к Смуте имеют поляки и как они оказались в России? Гравюра по картине Томмазо Долабеллы.
Среди них были как этнические поляки-католики, так и православные литовцы шляхта и черкасы казаки. Сигизмунд III симпатизировал Лжедмитрию I, но на самом деле поддержки для похода на Москву 1604—1605 годов самозванец от него не получил — сейм высказался против. После смерти первого самозванца началась гражданская война 1606—1610 с двумя центрами власти: в Москве во главе с царем Василием Шуйским и в Тушино, где находился Лжедмитрий II со своими сторонниками. Среди них были отряды шляхты под предводительством гетманов, пришедшие в Тушино как наемники. Не в силах справиться с «тушинцами» самостоятельно, царь Василий Шуйский пошел на соглашение со Швецией, у которой также были напряженные отношения с Речью Посполитой, и в 1609 году пригласил на службу отряд шведских наемников. В этот момент польские отряды под Москвой получили статус армии будущего русского царя, а один из них оказался в Москве.
Дмитрий Хворостинин Опричнина Ивана Грозного была одним из способов дать социальные лифты талантливым, но не родовитым людям. Даже волевой и крутой нравом Иван Васильевич не всегда мог окоротить родовитых бояр и дворян, которые стремились к высоким постам в армии и государстве, однако не имели никаких талантов, кроме происхождения. Опричнина стала не только управой на своевольное дворянство, но и кузницей кадров для государства. Тот же оболганный Малюта Скуратов был отважным воином, отличившимся во многих сражениях за Русь. Благодаря опричнинине, Русь получила своего самого талантливого полководца эпохи Ивана Грозного, а, возможно и лучшего военачальника своего времени на просторах Евразии, Дмитрия Хворостинина. Хворостинин происходил из худородных дворян и без учреждения опричного войска не мог бы претендовать на высокие чины. Но Иван Грозный приметил способного молодого воеводу, отличившегося в войнах с ливонским орденом и крымчаками, доверил ему управлять русской армий в важнейших сражениях, к неудовольствию родовитых бояр, свысока смотревших на выскочку.
Степан Разин был умелым дипломатом, старался решать вопросы хитростью, а не грубой силой, поэтому часто входил в состав казачьих делегаций в Москву. Разин проявлял себя и как миротворец. Известен случай, когда он примирил татар и калмыков в Астрахани, не допустив кровопролития между ними. Весной 1667 г. Степан Разин вместе с казаками отправился в поход по Волге с целью грабежа кораблей русских и персидских купцов, а также усадеб бояр. По пути атаман устраивал казни стрельцов и отпускал на свободу ссыльных. Проплыв по Волге, войско Разина вышло в Каспийское море и далее двинулось на восток по реке Яик. Восставшим удалось перебить охрану и овладеть крепостью Яицкий городок. Начальство крепости было казнено, а большинство служилых людей перешло на сторону бунтовщиков. Весной 1668 г. В 1669 г. Завоевав богатую добычу, казачьи отряды двинулись домой на Дон. Вернувшись, Разин не стал распускать своё войско. Он обосновался в Кагальницком городке, куда стали стекаться беглые крестьяне и казаки. Весной 1670 г. Степан Разин собрал всеобщий казачий круг, где убедил казаков, что тот приехал от изменников-бояр. Гонца утопили в реке, а казачье войско решило идти на Волгу. Накануне похода Разин отправил местному населению письма, в которых призывал простой люд присоединиться к его армии и освободиться от гнёта бояр. Разин считал, что именно знатные сословия мешают жить простым людям, поэтому должны быть уничтожены. Казачье войско без затруднений захватило Царицын, а затем отправилось к Астрахани. Первое нападение на крепость было отбито, но затем большая часть правительственных стрельцов присоединилась к восставшим, и казаки смогли захватить крепость. Воевода и дворяне были казнены, после чего казаки избрали новое правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком. После взятия Астрахани Разин пошёл вверх по Волге, занимая один город за другим. На сторону повстанцев переходили не только гарнизонные стрельцы, но и различные слои населения, недовольные действующей властью — старообрядцы, ремесленники и крестьяне, поволжские народы — марийцы, чуваши, татары, мордвины. Каждый примкнувший к мятежу объявлялся свободным человеком. В сентябре 1670 г. В это время к Симбирску подошли обученные и хорошо вооружённые правительственные полки под предводительством князя Ю. Барятинского, которые сумели разбить казаков.
Московское восстание.
Московское восстание (1547) — «Восстание в Москве в 1547 году». Московское восстание представляло собой, как и другие подобного типа восстания в Средние века, «примитивный бунт». Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства.
Феодальный интернационализм
- Восстание при иване 4
- Созыв первого Земского собора. Судебник Ивана IV.
- 1. Смутное время — это что? Чем оно «смутнее» других времен?
- Как москвичи против польского ига восстали
- Московское восстание
- Молодинская битва. Месть Ивана Грозного - YouTube