В самой Москве в 1569 г. умирали по 600 человек в день – столько же, сколько, якобы, ежедневно казнил в Новгороде Грозный. Спустя два с небольшим месяца 15 тысяч царских воинов изменили царю и перешли под Калугою на сторону предводителя крестьянского восстания Ивана Болотникова. Моско́вское восста́ние 1547 го́да — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Московское восстание 1547 г. Восстание 1547 года Ивана Грозного.
Восстание в 1547 в Москве
Интересно, что архиепископ Пимен, к которому ехал в «гости» Иван Васильевич, был в свое время главным противником Филиппа и приложил немало усилий к его низложению. По одной из версий, царь отправил Скуратова к опальному монаху, чтобы попросить у того благословения на новгородский поход. Но якобы Филипп отказал Малюте в «напутственном слове», и тот задушил его подушкой. Другим же монахам убийца сообщил, что бывший митрополит скончался от духоты. Этот эпизод описан в житии Филиппа, которое появилось спустя сто лет после его смерти.
Однако до этого времени никаких письменных свидетельств о насильственной смерти Филиппа не сохранилось. Возникает вопрос — зачем Грозному нужно было благословение опального монаха, которого он полагал «колдуном» и еще какое-то время назад хотел сжечь на костре, если верить источникам? Не является роковой визит Малюты к опальному богомольцу поздней «интерпретацией» составителей жития? Отвергнутое благословение Итак, в начале января опричное войско вступило в Новгород.
На мосту через Волхов царя встречал сам архиепископ Пимен и лучшие люди города. Но царь проигнорировал благословение епископа, отказавшись припасть к кресту, а вместо этого разразился обвинениями: «Ты не пастырь, а волк и хищник, и губитель, и в руках у тебя не крест, а оружие, и ты, злочестивый, хочешь вместе со своими единомышленниками передать Великий Новгород польскому королю». Слова царя, по логике вещей, должны были стать сигналом для ареста Пимена. Но дальше, согласно летописной «Повести о разгроме Великого Новгорода», которая служит главным источником о новгородских событиях, происходит нечто странное: Иоанн отправляется на торжественную литургию в Софийский собор, а служит литургию сам изменник!
А затем свита Грозного отправляется вместе с Пименом в резиденцию архиепископа на трапезу… И только после трапезы Иоанн вторично обвиняет архиерея в измене, и того, наконец, арестовывают. Сценарий, честно говоря, парадоксален даже для такого «креативного директора», как государь Иван Васильевич. Но в летописном сюжете упущено главное — признался ли Пимен в измене или нет? Подпись-то или ее подделка в «мятежной» грамоте стояла его… Из архиепископы в скоморохи Затем архиепископ был подвергнут весьма странному и очень унизительному обряду.
Грозный якобы объявил, что Пимену подобает быть не епископом, а скоморохом, и потому ему следует жениться. Супруга для несчастного архиерея у Ивана Васильевича была уже подготовлена: ей оказалась обычная кобыла! Царь распорядился, чтобы Пимена посадили на «невесту», в руки ему дали бубны с гуслями и отправили с напутствием влиться в ватагу скоморохов. Историки интерпретируют этот обряд, как кощунственное надругательство над саном архиепископа и над пасхальной символикой входа Господня в Иерусалим.
Иван стал у виселиц, осмотрелся, и не видя народа, велел опричникам искать людей, гнать их отовсюду на площадь; не имев терпения ждать, сам поехал за ними, призывая Москвитян быть свидетелями его суда, обещая им безопасность и милость. Жители не смели ослушаться: выходили из ям, из погребов; трепетали, но шли: вся площадь наполнилась ими; на стене, на кровлях стояли зрители. Тогда Иван, возвысив голос, сказал: «Народ! Ответствуй: прав ли суд мой? Да погибнут изменники! Ты служил неправедно его Царскому величеству и писал к Королю Сигизмунду, желая предать ему Новгород. Се первая вина твоя!
На важные должностные посты он стремился поставить своих родственников.
Один из них, глава Земского приказа Л. Плещеев, был известен в народе как казнокрад и взяточник. В июне 1648 г. В ответ начался мощный народный бунт. Чтобы успокоить восставших, напуганный Алексей Михайлович был вынужден выдать Плещеева и некоторых других бояр на растерзание толпе, а самого Бориса Морозова сослал в монастырь. Этот свод законов, принятый в 1649 г. Восстания в Новгороде и Пскове Соборное уложение упорядочило законодательство и судебную систему в России, однако не решило основные социальные проблемы в стране. Бесправие городского населения и окончательное закрепощение крестьян вызывали рост напряжённости в обществе.
Причинами восстаний в Пскове и Новгороде послужили злоупотребления чиновников и рост цен на хлеб, который по обязательствам Столбовского мира Алексей Михайлович в большом количестве отправлял в Швецию. В феврале 1650 г. Городская беднота и стрельцы разгромили дворы местной знати, арестовали городскую власть и сформировали собственное правительство, которое возглавил торговец хлебом Гаврила Демидов. В середине марта 1650 г. Новгородцы, как и псковичи, разгромили дома зажиточных горожан и отстранили от власти действующего воеводу. Чтобы подавить бунт в Новгороде, Алексей Михайлович отправил большой военный отряд во главе с князем И. Нерешительность защитников Новгорода позволила правительственным войскам легко овладеть городом. Восставший Псков оборонялся от царских войск в течение полугода, но в итоге тоже был вынужден сдаться.
Руководителей восстания арестовали и отправили в ссылку. Медный бунт В 1654 г. Чтобы пополнить казну, правительство во главе с царём Алексеем Михайловичем решило провести денежную реформу. По реформе в России вместо мелких медных монет была введена более крупная монета, которую население охотно приняло, — серебряный рубль. Поскольку привозных талеров не хватало, Алексей Михайлович решил чеканить медные деньги и выпускать их в обращение по цене серебряных. Цена меди была в 15 раз меньше цены серебра, но сначала население не замечало разницы. Однако затем последовал указ царя, что налоги и подати подлежит уплачивать только серебром, а жалованье платить только медью. Медные деньги выпускались всё в большем количестве, что вело к их быстрому обесцениванию.
Крестьянам и ремесленникам стало невыгодно продавать продукты за медные деньги. Недовольство бедноты и служилых людей снижением цены медных денег и подорожанием продуктов вылилось в мощное антиправительственное выступление — Медный бунт. Алексей Михайлович сам вышел к народу и стал успокаивать восставших обещаниями отменить медные деньги.
Параллельно готовилось восстание в Москве. На счастье организаторов, на 17 марта пришлось Вербное воскресенье. Это давало возможность проникнуть в город самым отчаянным и решительным лидерам ополченцев, чтобы организовать бунт. Он начался 19 марта 1611 года. Семь тысяч поляков в одночасье оказалось в окружении.
С перепугу они бросились рубить всех подряд, включая московских обывателей, попадавших под руку — таких в итоге набралось около семи тысяч человек. Но даже превосходя восставших в выучке и вооружении, поляки все равно уступали числом. Кроме того, вожди русских действовали очень активно. Например, князь Пожарский сегодня его образ увековечен в памятнике на Красной площади в общей суматохе сумел снять со стен крепостные пушки и громил врага артиллерией. Агрессивно вели себя и другие отряды. Очень скоро поляки почувствовали, что не удержат ситуацию, и пошли на крайние меры — подпалили Москву с краев. На эту тему.
О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе.
Но интервенция на этом не закончилась. Окончанием польской интервенции стало перемирие, которое было заключено вскоре после этого в селе Деулино. Минин и Пожарский реально сделали что-то Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского. Картина Василия Савинского. Коваленко Источники не позволяют сомневаться в том, что они сыграли важную роль в освобождении России от польской интервенции и завершении Смуты.
Хотя, разумеется, военные победы и восстановление порядка в государстве не были исключительно их заслугами. В стране не было легитимного правителя, она была разорена, и на территории продолжалась польская интервенция. Делегация нижегородцев пришла к нему с просьбой принять командование ополчением и повести его на Москву, и, как известно, план удался. Кто такой Иван Сусанин и правда ли, что он отдал жизнь за царя?
Иван Сусанин. Картина Константина Маковского. Из них следует, что Сусанин был крепостным крестьянином, возможно, сельским старостой села Домнино, расположенном в 60 километрах от Костромы, овдовевшим к 1613 году, имевшим зятя, дочь и внуков именно они были получателями первой царской грамоты. Знавший о том, что государь Михаил Романов пребывает в Костроме, Сусанин, подвергшийся страшным пыткам, пути к городу так и не указал, за что был убит.
В ней зимой 1613 года отряд поляков направляется в Кострому, чтобы убить Михаила Романова, избранного Земским собором на царство. Документов, подтверждающих именно такой ход событий, не существует. Чем закончилась Смута? Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.
Картина Григория Угрюмова. До 1800 года Государственный Русский музей Завершение Смутного времени трудно свести к одной дате или году. Ключевых событий, ознаменовавших завершение Смуты, было несколько. Едва ли не самое главное из них — единодушное избрание Земским собором в Москве нового царя, Михаила Федоровича Романова, и венчание его на царство шапкой Мономаха летом 1613 года в Успенском соборе Кремля.
Это утвердило в России новую правящую династию, принятую абсолютным большинством подданных, и положило конец гражданской войне. Конец иностранной интервенции — а военные действия на территории России продолжались и после избрания нового царя — наступил в 1619 году благодаря двум мирным соглашениям: упомянутому Деулинскому перемирию с Речью Посполитой и Столбовскому миру со Шведским королевством. Но, несмотря на избрание царем Михаила Федоровича, Сигизмунд III отказывался считать решения Земского собора легитимными: в его руках находилась грамота Боярской думы, выданная тремя годами ранее, в 1610 году, с предложением занять трон его сыну, королевичу Владиславу.
Немец Альберт Шлихтинг, который находился на службе в опричнине с очень мутным «штатным расписанием». Согласно его биографии им же составленной , весной 1570 года он «демобилизовался» и уехал в Речь Посполитую, а там уже, под сенью польских «русофилов», написал мемуары «Новости из Московии, сообщённые дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана». Самое любопытное, что имени Альберта Шлихтинга в русских документах того времени не существует. Грабежи сопровождались, согласно летописцам и «свидетелям» немецких «опричников» Штадена и Шлихтинга , небывалым террором.
Описаниям изощренных казней новгородцев наверняка бы позавидовал маркиз де Сада при написании своего романа «120 дней Содома». Создается впечатление, что ежедневно опричники убивали как минимум по несколько тысяч человек. С подсчетом жертв новгородского погрома полемика до сих пор не закончена: одни говорят, что погибло не менее 15 тысяч человек половина населения Великого Новгорода , другие останавливаются на 4-6 тысячах. Но историки почему-то умалчивают, что любой экзекуции предшествовало судебное разбирательство. Суд опричников функционировал в новгородском Городище в течение трех недель. Даже при максимально форсированном делопроизводстве опричные судьи едва ли были способны рассмотреть больше 30 дел. Причем не надо забывать, что по каждому отдельному делу проводилось следствие.
По оставшимся косвенным документам, церковным синодикам, смертной казни подверглось около 200 дворян и более 100 домочадцев, 45 дьяков и приказных и столько же членов их семей. Откуда же историки берут цифры в 15 тысяч казненных? В летописях в качестве доказательств говорится об обнаруженных общих могилах на несколько тысяч человек, о всплывших по весне сотням трупов в Волхове и т. Но являются ли все эти несчастные жертвами террора? Дело в том, что 1568 и 1569 годы стали неурожайными на Новгородской земле, вспыхнул голод — цены на хлеб повысились к началу 1570 года почти в 10 раз. Ливонская война, которая подорвала новгородскую экономику, нарушив прежние торговые связи, только усугубила ситуацию. А вскоре в город пришла еще и чума.
По свидетельству шведского посла Павла Юстена, находившегося в Великом Новгороде с сентября по январь, город задолго до «погрома» представлял собой «склеп» — ежедневно от голода умирало по несколько сотен горожан. Если внимательно посмотреть существующие свидетельства, то «ревизии» в большинстве случаев подвергалось церковное хозяйство. Именно у монастырей и монастырских селах шла конфискация хлеба, скота, соли.
Правительство утратило дееспособность. По требованию стрельцов Земский собор утвердил первенство царя Иоанна при соправлении царя Петра и регентстве царевны Софьи вместо царицы Натальи Нарышкиной. Однако фактический контроль над Москвой у стрельцов сохранялся до середины августа, поскольку, с одной стороны, князь Хованский желал большей власти и для этого во всем потакал стрельцам, с другой — старообрядцы, до этого гонимые, почувствовали слабость правительства и начали вести пропаганду старых обрядов среди московских стрельцов. В сложившейся обстановке царевна Софья сумела организовать начало сбора дворянского ополчения. Выступить против дворянского войска Хованский не решился, был схвачен царским отрядом и казнен. В результате восстания соправителем Петра I стал его старший брат Иоанн, но фактической правительницей при братьях была их сестра, царевна Софья Алексеевна.
В следующие три дня стрельцы убили нескольких видных представителей клана Нарышкиных. Наталья Кирилловна с детьми была в панике. Петр был царем, но никаких сторонников у него в Кремле не осталось. По наущению Софьи стрельцы одну за другой подали несколько челобитных.
Одну с требованием вернуть долги по зарплате Софья приказала переплавить в монеты золотую царскую посуду и долг немедленно выплатила , вторую о том, чтобы вместе с Петром на царство венчали и Ивана, и третью с требованием регентства для царевны Софьи. Все требования стрельцов были выполнены. Это придало им уверенность в том, что теперь они правители страны. Глава стрельцов князь Иван Хованский всячески поддерживал это трагическое заблуждение. Так с июня по август 1682 года в Москве установилась хованщина, то есть власть стрелецкого войска.
Формально Хованский принадлежал к партии Милославских, но успех вскружил ему голову, и он решил играть по своим правилам. Привести его в исполнение Софья смогла только 17 сентября, когда в результате хитроумного маневра ей удалось заманить князя и его сына в подмосковное село Воздвиженское как бы для переговоров. Там отца с сыном обвинили в желании «извести» царей и тут же казнили.
О жизни Ивана Грозного в Александровской Слободе.
В Новгороде, Пскове, а затем в Москве начались недовольства, назревали восстания. Вместе с тем, неизвестно ни одного восстания, которое бы вспыхнуло в правление Ивана Грозного против его репрессивной политики. волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Портрет Ивана Грозного, 1672 год. Московское государство при Иване III.
5. Московское восстание в первый год царствования Ивана IV (1547 год) и другие волнения XVI века
После разграбления Москвы крымчаками некоторое время занимался промыслами в Поморье. В 1576 году уехал в Голландию. Оставил записки о своём пребывании в Московии, которые стали важным иностранным источником об эпохе опричнины. Символы опричников Самыми известными символами, связанными с опричниками, стали собачьи головы и мётлы, привязанные к лошадям. Немецкие наёмники и дипломаты, оставившие воспоминания о своём пребывании в России, объясняли значение этих атрибутов довольно приземлённо и рационально. Так, Иоганн Таубе и Элерт Крузе считали, что таким образом опричники показывали, что они «кусают, как собаки, а затем выметают всё лишнее из страны». Такое объяснение символики в целом признаётся современными исследователями. Такое простое объяснение, тем не менее, оставляет довольно широкие возможности для построения других гипотез.
Они связаны как с христианской, так и восточнославянской языческой системой образов. Собака в этих системах — существо противоречивое, связанное с нечистой силой. В этом смысле пёсьи головы делали из опричников людей, имеющих какое-то отношение к потустороннему миру. В европейской мифологии встречаются кинокефалы — люди с собачьими головами. В живописной христианской традиции они были активными участниками Апокалипсиса. Так, отрезанные пёсьи головы могли быть отсылкой к Страшному Суду. Такой же эффект имел и цвет одежд опричников, перемещавшихся на вороных конях.
Чёрные одеяния также отсылали к нечистым силам. Аналогично можно объяснить и символику метлы. Этот предмет в мифологии восточных славян имел особую сакральную роль. Наделённые сверхъестественной энергией, они имели непосредственное отношение к потустороннему миру и являлись средством очищения от скверны. В этой связи можно говорить и о другом образе опричника — он становился солдатом небесного воинства, обитающим в преисподней. Главной целью существования такого ратника становилось наказание грешников. Конечно, все описанные параллели относятся лишь к теориям, которые формулируют исследователи в наши дни.
Однако очевидно, что рациональное объяснение немецких протестантов, оказавшихся волею судеб в чуждом для себя культурном пространстве, не может быть исчерпывающим. Система образов, культурная память, наследие язычества, смешанное с церковной не только канонической литературой, могли оказать серьёзное влияние на Ивана Грозного, который придумывал внешние атрибуты опричников. Смыслы считывали и другие люди, сталкивавшиеся с опричным террором. Именно на них была направлена система образов «военно-монашеского ордена». Её главной целью становилось распространение ужаса и одновременно доказательство правого дела «слуг государевых», очищавших Россию от грешников и предателей. Опричное войско С введением опричнины Иван Грозный создал и отдельный воинский корпус, свою личную гвардию, фактически — отряд телохранителей, который и стал главным носителем монополии на насилие в новых политических условиях. Создание войска началось уже в 1565 года, в первый набор вошли 1000 человек — князей, бояр и детей боярских.
Согласно сообщениям иностранцев, в этот год опричников было в два раза меньше. Зачислявшиеся в войско новобранцы были обязаны произнести следующую клятву: «Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, молодым князьям и великой княгине, и не молчать о всём дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя и великого князя, его государства, молодых князей и царицы». Одним из главных условий приёма на службу было отсутствие связей с «запятнавшими» свою репутацию боярскими родами. Предназначением опричного войска являлась охрана государя и участие в походах. С течением времени численность войска увеличивалась. По подсчётам современных исследователей, в печально известном походе Ивана Грозного на Великий Новгород участвовали около 4500 «государевых слуг». Максимальная численность войска за всё время существования опричнины достигала 6 тыс.
Среди них существовал особый корпус, не превышавший тысячи опричников — они выполняли личные поручения царя. Помимо обладателей пёсьих голов и мётел в опричных войсках существовали и отряды стрельцов — это были земские войска, попавшие на территорию опричнины после перераспределения земель. Для многих незначительных родов служба в опричном войске могла стать социальным лифтом. Часто на эту службу поступали целыми семьями — царь, удостоверившись в высоких способностях опричника, мог способствовать зачислению и его родственников. Из всего опричного войска лишь несколько сотен человек, особо приближённых к царю и выполнявших его поручения, оказались напрямую причастными к репрессиям против аристократии. Остальные же служили так, как это было ещё в прежнее время. Исключением становились карательные экспедиции например, против Великого Новгорода.
При этом в столкновении с иноземным врагом опричники зачастую терпели поражения. Самый яркий пример — набег на Россию крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. Опричные силы попросту не оказали сопротивления кочевникам, внезапно напавшим на страну и достигшим Москвы. Столица России подверглась разорению. В 1572 году в битве при Молодях опричные полки приняли участие в столкновении с противником, хоть и не играли решающей роли в сражении. Основные события опричнины Опричнина была введена особым царским указом в 1565 году. В последующие месяцы началось отторжение земель земщины в личное пользование монарха для содержания аппарата «военно-монашеского ордена» и стартовал набор в его личную гвардию «государевых людей».
Отъём земель коснулся 6,5 тыс. Тогда же начались и первые преследования. От репрессий пострадал князь Дмитрий Оболенский-Телепнёв насильно пострижен в монахи. Другим же повезло меньше — они расстались с жизнью. Почти все они были объединены связями с Владимиром Старицким, двоюродным братом Ивана Грозного, удельным князем, имевшим права на престол. Свадьба Владимира Старицкого. Wikimedia Commons При этом репрессии ещё не были масштабными, а сам царь пытался поддерживать хорошие отношения с земщиной и её Боярской думой, которую возглавляли князья Иван Бельский и Иван Мстиславский.
Ведение военных действий на западе всё ещё было прерогативой земщины — правда, теперь воеводы действовали под строгим присмотром опричников. Постепенно, тем не менее, некоторые сферы государственной жизни перешли под контроль «ордена». В частности, это касалось дипломатических отношений с другими странами. В 1566 году в Москве состоялся Земский собор, на котором делегаты обсуждали ход Ливонской войны и предложение Польши заключить перемирие.
Активное участие палача в движении 1547 г.
Восставшие «черные люди» выставляли одним из своих основных требований казнь ненавистных им бояр Глинских. Палач, следовательно, должен был привести в исполнение эту волю народа. То, что «палач» призывал народ двинуться в Воробьево, свидетельствует о роли посадских элементов в руководстве московским восстанием. Если учесть, что восставшие пришли к царю по чьему-то «повелению», т. Приход вооруженного народа в Воробьево произвел громадное впечатление на царя; «узрев множество людей», он «удивися и ужасеся».
Позднее вспоминая события, связанные с московским пожаром, Иван Грозный говорил на Стоглаве: «от сего убо вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирися дух мой».
Создание временного правительства «седьмочисленных бояр» Семибоярщина ; Рассылка грамот представителям «всей земли» для избрания нового царя; К Москве подходят польские войска Жолкевского и «тушинские» войска Лжедмитрия II. Захарий Ляпунов — возглавлял бояр и дворян, свергших В. Воротынский, А. Трубецкой, А.
Голицын, Б. Лыков, И. Романов, Ф. Шереметьев — члены Семибоярщины; Патриарх Гермоген — протестовал против приглашения Владислава, заточен в темницу Чудова монастыря. Формирование I ополчения в Рязани Поход ополченцев на Москву; Восстание в Москве против поляков; Сожжение поляками большей части Москвы; Осада Кремля I ополчением; Возникновение противоречий внутри ополчения между дворянами и казаками привело к убийству руководителя ополчения П.
Ляпунова июль 1611 г. Воевода П. Ляпунов — глава I ополчения; Князья Д. Трубецкой и Д. Пожарский, атаман И.
В результате территория страны к концу царствования Ивана Грозного увеличилась почти в два раза, стала размером больше всей остальной Европы. И как было удержать в подчинении это "лоскутное одеяло"? Пригодились решения, выработанные Избранной Радой, которая провела реформу военной службы и судебной системы; изменила рычаги и методы государственного управления, в том числе, при помощи элементов самоуправления, например, - созывы Земских соборов. Во многом надоумили юного царя его наставник - священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и советчик Алексей Адашев из не очень знатного рода костромских вотчинников Ольговых. Но для обращения к ним и другим мудрым мужам государства образовалась предпосылка.
Пока на троне сидел малолетний князь Иван, бояре безгранично распоясались, фактическая власть переходила из рук в руки между его родственниками со стороны отца и матери. Население прогибалось под непосильными и неравномерными налогами. А тут - немыслимый пожар, лишивший промысла и жилья многих рабочих горожан и ремесленников. Стихии приписали магический источник, обвинили Глинских родственники по материнской линии в умышленном истреблении простого народа, почти уничтожили эту ветвь физически, угроза приближалась к 17-летнему Ивану Васильевичу. Это случилось в 1547 году, известно как Московское восстание.
Оно подтвердило - существующее государственное устройство неэффективно. Что мог противопоставить разъярённой стране подросток? Не многим известно, что он по научению наставников пригласил для решения проблемы не приближённых к своей особе, а прогрессивно мыслящих людей. Так вокруг него сформировалось неофициальное правительство - Избранная Рада. Мавр сделал своё дело, мавр может уходить Задача защиты царя при бунтах определила создание стрелецких войск, просуществовавших на Руси полтора века и распущенных реформатором Петром Великим.
В целом, в деле воинской повинности навели хороший порядок.
Москва. Автобиография
Московское восстание 1611. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц — «Избранной Радой». Основной причиной народных бунтов при Иване Грозном было глубокое недовольство населения политическим и социально-экономическим положением. Московское восстание при иване 4. Московское восстание 1547 г. Причины Московского Восстания 1547 года.
1547 год. Венчание на царство Ивана IV Васильевича. Восстание и пожар в Москве
Несмотря на свой молодой возраст, правитель Руси также был человеком неуемных амбиций. О многом говорит тот факт, что он в 17 лет принял титул «царь», тем самым поставив себя не только в один ряд с императором Священной Римской империи, но и великими деятелями прошлого. Причем новоявленный царь имел интересы как на Западе, так и на Востоке. К 1559 году русские войска разбили Ливонский орден и смогли выйти к Балтийскому морю, что вызвало переполох и беспокойство во всех окрестных странах.
Несколькими годами ранее Иван Грозный успешно завершил кампании по присоединению Казанского и Астраханского ханств, которые, как и Крымское ханство, являлись осколками Золотой Орды. Такое развитие событий совершенно не устраивало Девлет Гирея, который хотел видеть на престолах Казани и Астрахани своих ставленников и, как считает историк-медиевист Наталия Басовская, мечтал о возрождении Золотой Орды. Себя он считал продолжателем дела Батыя и хотел объединить все осколки былой татарской империи.
В 1552 году хан пытался своим набегом на южные рубежи Руси сорвать поход Грозного на Казань, однако потерпел поражение под Тулой и был вынужден отступить в Крым. В этом походе под началом крымского хана помимо татар были присланные Сулейманов янычары, а также турецкая артиллерия, без чего в дальнейшем не обходился ни один поход на Русь. В следующий раз крымские и русские войска сошлись в битве у села Судбищи в 1555 году, где воевода Иван Шереметьев смог остановить очередной набег.
Турки и крымчане, потеряв огромное количество войска убитыми, вновь были вынуждены отступить. Тогда погибли и два сына Девлет Гирея: калга наследник Ахмед и Хаджи. Следующие 15 лет южная граница Руси регулярно подвергалась набегам крымских татар, которые не ставили себе иной цели, кроме грабежа и захвата ясыря, то есть пленных.
Кочевники появлялись всегда внезапно, мастерски ориентируясь в бескрайней степи, и исчезали, только заслышав о приближении русских войск. Несмотря на то, что время от времени русские войска совместно с казаками совершали ответные вылазки, Крым был настоящей головной болью для Ивана Грозного, который тем временем вел изматывающие войны на северо-западных рубежах.
Другой перебежчик из опричнины заявил: «Царь хочет идти в Серпухов славы для, стати ему против татар некем». Сын боярский из земщины Кудеяр Тишенков взялся проводить хана к Москве по таким дорогам, на которых вообще нет русских войск: «А будет-де, государь, тебе до Москвы встреча... Изменник вывел Орду к Кромам по Свиной дороге. До реорганизации в этом районе было пять сторожевых станиц, после реорганизации осталась одна». Земские воеводы заняли оборонительные позиции на Оке под Серпуховом. Однако Разрядный приказ успел собрать лишь небольшие силы.
Хан рассчитывал скрытно подойти к русским рубежам, но его армию обнаружили. Он продолжал медленно двигаться по Муравскому шляху на север. Переправившись через реку Угру — последнюю преграду на пути к Москве, которую со времен знаменитого стояния 1480 года русские летописцы называли «поясом Богородицы» — Девлет-Гирей бросил часть своей конницы на Серпухов, рассчитывая нанести удар во фланг русским полкам. Сам же он с главными силами устремился на северо-восток. Живший тогда польский историк Матвей Меховский считал, что столица Русского государства была вдвое больше, чем Прага. А английский путешественник Ричард Ченслор свидетельствовал, что «город в целом больше, чем Лондон ». Москва-река была забита трупами Неожиданный маневр Девлет-Гирея, обошедшего позиции русских войск на Оке под Серпуховом с запада, застал Ивана Грозного и его воевод врасплох. Среди русского командования это известие вызвало растерянность и смятение.
При появлении татар окрестное население сбежалось в Кремль под защиту крепостных стен. Wikimedia Commons Ход сражения, начавшегося у предместий Москвы ранним утром 24 мая 1571 года, известен благодаря свидетельствам русских летописцев и разрядных книг с победной ханской реляцией, отправленной турецкому султану. В свою очередь, как писал летописец, «князь Иван Дмитриевич Бельский выезжал против крымских людей за Москву реку на луг за болото и дело с ними делал». По мере разворачивания схватки Девлет-Гирей и Бельский вводили в бой все новые и новые силы, конные сотни с той и другой сторон бились «лучным боем» и сходились друг с другом в «сьемном бою», врукопашную, на копьях и саблях. Схватка долгое время шла с переменным успехом, как, впрочем, и всякая «травля». Если верить Таубе и Крузе, то хан бросил в бой 20 тыс. В ходе боя Бельский был ранен и увезен на свой двор в Кремле, где вскоре скончался. Русская армия осталась без главнокомандующего, что вызвало полную неразбериху.
Сменивший Бельского князь Иван Мстиславский никаких активных действий не предпринимал. Отбить наступление русские не смогли. Татары подожгли город в нескольких местах.
Как видим, угроза была не шуточная. И можно сказать — смертельная для воюющего на два фронта молодого государства. Напомним, что с юга постоянно нападали крымско-турецкие войска, на западе шла война с Литвой, Польшей, а на северо-западе периодически отбивали нападения Шведов. Теперь давайте посмотрим, что пишут хронографы о событиях этих дней: «Передовые отряды опричного войска подошли к Новгороду 2 января 1570 года и сразу окружили его, «кабы ни един человек из града не убежал».
На «Волховском мосту великом» его встречал архиепископ Пимен со всем новгородским духовенством. По обычаю, архиепископ хотел благословить царя, но царь не принял благословения и «повелел» архиепископу идти в храм и служить литургию. После обедни архиепископ пригласил царя в свои палаты «хлеба ясти». Однако, как только начался обед, царь «возопи гласом великим яростию к своим князем и боярам... Он был заточен в Никольский монастырь в Веневе… Таубе и Крузе впоследствии с некоторым удивлением писали: царь велел в Слободе «во искупление своих грехов построить две большие каменные церкви и наполнить их знаменитыми иконами, колоколами и другим, так что у всех составилось мнение, и он сам так думал, что ему прощены все грехи Господом Богом». Дворяне — протестанты — не понимали логики действий и размышлений царя. Для них новгородский заговор был актом политической измены, попыткой перехода под власть иного государя.
Иначе выглядело дело с точки зрения царя: это был прежде всего акт отступничества от веры, попытка перехода под власть правителя «латинян» и еретиков, у которых от христианства осталось только имя. Изъять святыни из рук людей, осквернивших себя замыслами отделения от «святой земли» и общением с еретиками, и взять их под собственную защиту было с точки зрения царя в высшей степени богоугодным поступком. По книге: Б. Иван Грозный Пока мы видим логику в действиях власти. Мятежные области оцеплены войсками. И видим, что царь прежде встречается с изменниками, и присутствует на Литургии, которую ведет мятежный архиепископ, позже отстраненный и лишенный сана. А вот дальше начинаются по мнению современных историков такие ужасы, которые не вяжутся не только со званием Православного царя, а вообще не походят на действия здравомыслящего человека.
Все это крайне удивительно, особенно для тех, кто знает историю и богобоязенность, набожность и милосердный характер Иоанна IV неоднократно прощавшего своих врагов. Прежде чем привести «свидетельства» мы должны сказать, что благодаря историософу Карамзину с XIX века сложилось мнение считать, что царь Иоанн IV до 1560 года был добрым и милующим, а после стал почему-то злобным и неуправляемым. Мы же склонны думать, что такого «преображения» попросту не было, и историков ввели в заблуждение «свидетельские показания» которых, как оказывается на поверку до нас дошли единицы. Прежде всего это некая «Повесть о разгроме Новгорода Иваном Грозным», текст которой попал в том или ином виде в большинство летописей. Вот что читаем на сайте института русской литературы РАН «Повесть… была широко распространена в древнерусской письменности. С каждой новой редакцией приобретая все большую достоверность в глазах современников. А между тем, важно то, что по мнению историков «цифры в десятки тысяч убитых — преувеличение», «Повесть писалась новгородцем осуждающим царя», и «По-видимому, в Новгороде после похода Ивана Грозного возникло предание, стремящееся отвести от новгородцев подозрение в измене».
Притом, зачастую показания иностранных «свидетелей» изобилуют грубейшими неточностями хронологическими, географическими и проч. Теперь, общепринятое суждение о дальнейших события: 9 января на Городище начался суд над арестованными и другими людьми, заподозренными в измене. После пыток царь приказывал «телеса их некою составною мудростию огненною поджигати, иже именуется пожар». Затем осужденных привязывали за руки и за ноги к саням, волокли от Городища на «великий Волховский мост» и бросали в реку. Дело происходило зимой, когда Волхов был покрыт льдом, и его, очевидно, пришлось специально разбивать. Такой выбор способа казни вызывает удивление. Правда, в вечевом Новгороде именно так казнили преступников, но вряд ли Иван IV ставил своей целью возродить новгородские обычаи» По книге: Б.
Иван Грозный Вот на этом моменте хотелось бы остановиться подробнее. Сравнение описаний событий связанных с мостом и рекой у разных «очевидцев» оказывается весьма показательным, для оценки степени их достоверности и объективности. Из данного описания видно, что повествование, на которое опирается историк, составлялось, новгородцем, для которого обычным был способ казни, практиковавшейся в «вечевом Новгороде»: волочить преступника на мост и сбрасывать в воду. А вот для московита Иоанна IV такой способ казни несколько странен не говоря уже о вере и набожности царя, перед началом «опустошения Новгорода», велевшего опальному архиерею, прежде всего, служить Литургию. Согласитесь, проще было бы тут же на Городище казнить, а не «волочить из Городища на великий Волховский мост», чтобы утопить Городище расположено в 2 км от центра современного Новгорода, а по свидетельству И. Таубе и Э. Крузе в четверти пути" от Новгорода.
Плюс надо учитывать, что дело происходит в январе и река должна быть покрыта толстым слоем льда, который «очевидно, пришлось специально разбивать». Странность казни пытаются объяснить по-разному. Так, если Иоанн IV не ставил себе целью «возродить новгородские обычаи» тогда зачем такие сложности? Вот одно из предположений из той же книги: «А. Юрганов указал на отразившееся во многих русских фольклорных текстах устойчивое представление о связи ада, преисподней с пропастью, дном рек. Отсюда делается вывод о том, что казни новгородцев имели символический характер: вероотступников прямо посылали в ад» Б. Иван Грозный.
Однако, образы и мифы имеют тенденцию обрастать новыми подробностями. И вот уже читаем: «Людей кололи ножами, рубили топорами, заливали на морозе водой. Их связывали веревками и десятками сбрасывали с Волховского моста в реку. Варенцов и Г. Коваленко Напомним что дело должно было происходить в январе. И лед на реке как предположили ранее «вероятно пришлось разбить», чтобы затем можно было плавать на лодках и добивать баграми и топорами десятки казненных, которых приволокли из Городища, находящегося «в четверти пути от Новгорода». Символизм «посылания в ад» оборачивается каким-то чрезвычайно сложным способом казни.
Если конечно предполагать, что так все на самом деле и происходило. Теперь приведем «свидетельства» иностранцев. Будем выделять места связанные с Новгородским мостом через реку Волхов. Якоб Ульфельдт, «Путешествие в Россию», 1578 г. Было ли это так — знает Бог. Итак, он вызвал его к себе [и] поднес ему яд. После того как тот выпил его, он заболел и умер.
Затем [великий князь] отобрал 300 опричников, предоставив им власть над жизнью и смертью людей, а также над всем имуществом, домами и домашним скарбом.
Бунт 1547 года в Москве. Московское восстание 1547 г.. Причины Московского Восстания 1547 года. Регентство Елены Глинской Московское восстание 1547. Причины Восстания 1547 года. Причины Восстания в Москве 1547 года. Факт о Московском восстании 1547 года. Восстание в Москве 1547.
Великий Московский пожар 1547 года. Пожар 1547 года в Москве. Сожжение Москвы 1611. Восстание в Москве 1547 итоги. Московское восстание 1547 Монарх. Пожар и восстание в Москве 1547. Московское восстание 1547 против Глинских. Народное восстание в Москве 1547. Пожар в Москве 1547 года восстание против Глинских.
Московское восстание 1547 фото. Московское восстание 1547 кратко. Земский собор 1549. Земский собор Иван 4. Земский собор 1547. Земский собор 1549 картина. Восстание 1547 г в Москве. Чума и последующий бунт в Москве.. Внутренний бунт.
Бунты при Грозном. Повод Московского Восстания 1547 года. Московское восстание 1547г причины Восстания. Презентация восстание 1648 года. Причины соляного бунта 1648 ЕГЭ. Врач 1648 год.
Краткий курс истории. Хованщина
Коронация Ивана Грозного олицетворяла его провозглашение царем. Московское восстание 1547 года — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Научные, публицистические, историософские труда о временах Ивана Грозного наполнены полемикой: нужна ли была та бойня, которая обрушилась на Московское государство в 60-х – 70-х годах XVI века? Московское восстание 1547 года изрядно напугало Ивана Грозного и повлияло на его дальнейшую политику.
Дмитрий Володихин. О массовых репрессиях при Иване IV.
События Московского пожара и восстания 1547 года послужили тревожным звонком для Ивана IV, преподав ему важные уроки, которые в конечном итоге сформировали его стиль руководства и курс России. Спустя два с небольшим месяца 15 тысяч царских воинов изменили царю и перешли под Калугою на сторону предводителя крестьянского восстания Ивана Болотникова. Московское восстание представляло собой, как и другие подобного типа восстания в Средние века, «примитивный бунт». Московское восстание 1682 года, «Xованщина» (по имени руководителя стрелецкого движения кн. И. А. Хованского), крупное антиправительственное выступление московских стрельцов и солдат, поддержанных частью горожан и крестьян окрестных сёл. Вместе с тем, неизвестно ни одного восстания, которое бы вспыхнуло в правление Ивана Грозного против его репрессивной политики.