Под занавес уходящего 2023 года в прогнозах о скором подписании мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном не было недостатка. Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Праге и Брюсселе за спиной России договорился отдать Нагорный Карабах.
Уступки ради мира. Армения и Азербайджан на пороге исторического события
Это вытекало из официальных заявлений армянского и азербайджанского руководства, хотя мотивация сторон не всегда была очевидной. Азербайджан давал понять, что для него не имеет значения, на какой площадке вести переговоры и подписывать договор: московской или брюссельской. Для Баку главное — выполнение его требований. Действия же Еревана рационального объяснения не имеют, если не брать в расчет его «разочарование» в политике Москвы. Из этого вытекало такое важное условие, как признание сторонами территориальной целостности друг друга.
Ведь в противном случае немыслимо говорить о мирном договоре. Правда, армянские эксперты указывали, что есть проблема, касающаяся безопасности армянского анклава в Нагорном Карабахе, и Ереван настаивал на создании для этого международного механизма. И в этом как раз главный парадокс. Вдруг «неожиданно» стало выясняться, что у Еревана и Баку разные представления о том, что такое территориальная целостность и уважение суверенитета друг друга, а заключенное 9 ноября 2020 года при посредничестве Москвы мирное соглашение видится всего лишь завершением военной фазы конфликта.
Это г-н Пашинян и его режим, который необходимо было зачехлять ещё год назад. О его роли в произошедшей с Арменией трагедии можно и не говорить. Равно, как и о том, чьи интересы н представляет и чьим ставленником является.
Вопрос в другом: свою замечательную деятельность он продолжает прямо сейчас, и последним штрихом здесь была попытка добиться ввода в Армению войск ОДКБ, при помощи которых г-н Пашинян рассчитывал подавить протесты, нарастающие там сейчас. Попытка довольно грязной разводки России на действия, несовместимые с её интересами. Факт этот не был придан широкой огласке, в итоге ему в этом отказали, но характер того, что он, собственно, вытворяет, представить себе можно.
Сколько времени РФ будет ещё терпеть в Ереване то, что Америка не терпела бы ни одного дня?.. Ну, а очень плохого мира бояться не нужно. Нравится это кому-то или нет, но он — реальность, и не самая худшая из возможных.
Необходимо решать вопрос с теми, кто её такой сделал. Павел Кухмиров.
По его словам, он и глава республики обсудили конфликт между государствами. Шансы на это как никогда высоки», — цитирует Шольца издание Azernews. Также он отметил, что разделяет с Ильхамом Алиевым мнение по этому вопросу.
Также и с геноцидом, признания осуждения которого армяне всего мира требуют уже больше ста лет.
Но Никол Пашинян, видимо, какой-то другой армянин. Вот несколько цитат из его статьи «Забыть героическое прошлое», опубликованной в газете «Айкакан жаманак» 9 декабря 2005 года: «Давайте прекратим восхвалять наших предков и зададим себе сугубо прагматичный вопрос: а что за наследство вручили нам эти предки, что они оставили после себя? Ничего, более чем ничего… Предки оставили нам в наследство лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, чрезвычайно трудно. Я осуждаю наших предков, проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо». Такая постановка вопроса вызвала острейшую реакцию. Например, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, предки которой пережили геноцид, так отреагировала на эскападу Пашиняна в соцсетях: «Позорник и манкурт.
Моя прабабушка плюнула бы ему в глаза». Заветам Сороса верны И всё-таки разберёмся, что предлагает Никол Пашинян армянам? Отдав Карабах , сводя на нет авторитет Армянской апостольской церкви и отказавшись от требований признания геноцида армян, Пашинян полагает, что теперь Армения может начать историю с чистого листа. Конечно, потребуется внести изменения в конституцию, удалив положения, относящиеся к Нагорному Карабаху. Придётся изменить и герб республики, на котором изображён Арарат, поскольку он находится на турецкой территории, что не совсем толерантно. Впрочем, конституционный референдум по этому вопросу, как стало известно, уже готовится.
Новое видение продемонстрировал премьер и по вопросу армяно-азербайджанских границ. Ещё 12 марта 2024 года он утверждал, что «никогда, ни на каком обсуждении не было и не может быть речи о сдаче Азербайджану сёл в Тавушской области». Однако уже 18 марта отправился на встречу с жителями этих сёл, уговаривал их сдать территории, заявляя, что иначе, дескать, «будет война». Но это мнение вряд ли будет услышано, поскольку Никол Пашинян считает, что признание принадлежности Нагорного Карабаха и ряда других спорных территорий Баку даст ему возможность отстаивать территориальную целостность самой Армении. Само собой разумеется, что Запад полностью на стороне премьера, похоже, делающего всё возможное, чтобы и Армению превратить в очередную «анти-Россию». На западный лад переформатируется внешняя разведка страны, разрабатываются схемы перевооружения армии республики на натовские образцы боевой техники и вооружений.
Естественно, возникают вопросы насчёт судьбы российской военной базы в Гюмри и о российских пограничниках, охраняющих армяно-турецкую границу. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров так охарактеризовал ситуацию: «Цель у тех, кто сейчас переманивает армянское руководство на сторону Запада, простая - не допустить стабильности на Южном Кавказе, постараться и этот регион превратить в зону своего доминирования».
Премьер-министр Армении назвал условия для мирного соглашения с Азербайджаном
Читайте также Турция скупает органы погибших солдат ВСУ Второй момент связан с делимитацией и демаркацией границ в других местах. По словам Маркова, на протяжении четверти века граница между двумя странами проходила по фактически захваченной Ереваном территории, которая не развивалась. Там были и этнические чистки азербайджанцев. В итоге она, фактически, превратилась в пустыню. Естественно, там происходило стихийное хозяйственное освоение.
Совсем просто: кто-то отары овец начал выпасать, появилось электричество, кто-то даже начал добывать гравий, песок. И получается, что за эти 25 лет Армения начала что-то там делать, а теперь это отдавать нужно. Армяне итак считают, что Пашинян отдал Карабах, а теперь он должен прийти и сказать, а давайте еще полсотни деревень сдадим назад», — уточнил политолог.
При этом специалист уточнил, что мирный договор сделает невозможным для Армении возврат прошлого. На данном этапе границы на участке не демилитаризованы и не демаркированы, российская сторона уже на протяжении двух лет занимается подобным вопросом. На основу этого должны быть положены карты Советского Генерального штаба конца 1970-х — начала 1980-х годов, где административные границы между Азербайджанской ССР и Армянской ССР четко определены. Мы активно помогаем сторонам, предоставляем свои площадки, чтобы стороны начали процесс демаркации. Я думаю, что в данном направлении продолжится работа, исходя из логики и элементарного здравого смысла. Для Армении цепляться за прошлое бессмысленно, поскольку она потерпела поражение во Второй Карабахской войне. В этой ситуации речь идет о том, чтобы нормально установить межгосударственные отношения, исходя из международных признанных границ двух стран. Как только это будет сделано, почва для конфликтов будет исчерпана, — сказал Коротченко. Почему для России важен мир на Южном Кавказе В первую очередь собеседник «ВМ» отмечает важность региона с экономической точки зрения.
По словам министра, ключевыми вопросами в переговорах являются делимитация и разблокирование транспортных и экономических коммуникаций, а также общее улучшение ситуации с обеспечением безопасности в Карабахе. Дипломат уточнила, что главы внешнеполитических ведомств в указанный день проведут также раздельные двусторонние встречи.
Канцлер сказал, что получил известие о начале процесса делимитации между Арменией и Азербайджаном. Оценив это положительно, Олаф Шольц заявил, что верит в подписание мирного соглашения в этом году.
Армения и Азербайджан могут подписать мирный договор в течении двух недель
Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении. Насколько быстро Армения и Азербайджан заключат мирный договор, решат Баку и Турция, сказал НСН Константин Затулин. Еще один сигнал заключается в том, что Азербайджан способен свести на нет любую помощь Армении со стороны союзников.
Песков: Азербайджан и Армения готовы к финализации мирного договора
Идеологический фактор при этом роли не играл, вернее, играл роль не фактор формальной коммунистической идеологии, а фактор реальной идеологии — идеологии преданности Г. Алиеву и согласия с существующими порядками. Так формировался основной костяк партийно-хозяйственной элиты [45]. Это помогло местному партийному руководству, в отличие от соседней Армении, удержать политическую власть до 1992 года [46] в борьбе с зарождающимся разнородным национально-демократическим движением. Что касается Армении, то здесь большая часть партийных функционеров проявила готовность сотрудничать с национальным движением, что и обусловило лёгкую смену власти [43]. По оценкам российского политолога С. Маркедонова, в массовом сознании армянского общества борьба за права карабахских армян отождествлялась с борьбой за интересы всей Армении: Борьба за присоединение НКАО интерпретировалась как борьба за «воссоединение» армянских этнических земель и восстановление исторической справедливости. В отличие от Грузии или прибалтийских республик, армянское этнонациональное движение, формировавшееся в конце 1980-х годов, не связывало напрямую борьбу за изменение статуса НКАО, присоединение её к Армении с противоборством с СССР, коммунистической системой или «имперскими силами» России. Исключением были организации армянских диссидентов-антикоммунистов, имевших богатый опыт противостояния советской системе.
Айрикяном, которое выступало за восстановление «территориальной целостности Армении» включение в её состав НКАО, Нахичевани, «турецкой» Армении и дистанцирование от «империалистической России» [47]. Государственные и правоохранительные органы Азербайджана оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим, в свою очередь, массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы [6]. На дальнейшем развитии событий во многом сказалось взаимодействие основных социально активных групп населения республики. Российский исследователь Д. Фурман в 1994 году характеризовал их следующим образом: Во-первых, это была маргинализированная городская «чернь» — плебс , вырванный из сельского, традиционно исламского образа жизни и ввергнутый в кишащие преступностью фабричные города. Склонная к бунту и фанатизму под действием какого-нибудь внешнего толчка такого, как армянские акции , в более спокойные времена она была пассивна и безразлична к тому, какая бы власть ни правила ею. Эти «низы» скоро умножились с наплывом беженцев. Во-вторых, была бакинская интеллектуально-бюрократическая элита, всё более русифицированная в 60-е и 70-е гг.
Партийные и связанные с партией элиты боялись тёмного плебса и нередко направляли его гнев в русло погромов армян, а позднее — национальных военных усилий в Карабахе. В-третьих, существовал пантюркистский и прозападный слой азербайджанской интеллигенции — часто провинциальной и имевшей сельское происхождение, — вдохновляемой примером недолговечной Азербайджанской республики 1918—1920 гг. Старовойтова , советское руководство «совершенно обоснованно опасалось, что одобрение такого изменения может привести к неуправляемому развалу Советского государства. Вдобавок к этому, национально-демократическое движение Армении имело заметную антикоммунистическую окраску, что едва ли способствовало склонению Москвы к удовлетворению этих требований» [8]. Как отмечал А. Зверев в 1996 году, с точки зрения советского руководства массовые выступления, всеобщие забастовки и политические требования, выдвигавшиеся в Армении, представляли гораздо большую опасность, чем погромы в Сумгаите. Протесты в масштабе союзной республики представляли собой «давление на государственную власть», с которым мириться было нельзя. В отличие от Азербайджана, где местное партийное руководство поначалу контролировало ситуацию за исключением НКАО , в Армении коммунистическая партия стремительно теряла власть в ходе общенациональной кампании гражданского неповиновения и к концу 1988 года полностью утратила авторитет.
В этих обстоятельствах руководство СССР применяло различную тактику: обещания экономической помощи, пропаганда и запугивание, оказание политического давления через посредство других союзных республик, введение прямого управления и применение репрессивных мер: аресты руководителей национальных движений, введение режима чрезвычайного положения и, наконец, военные операции против незаконных военизированных формирований и депортация целых общин [17]. Отдельные исследователи высказывают мнение о единой тактике высшего руководства страны в отношении национальных вопросов в СССР в годы перестройки: ничего не делать для предотвращения конфликтов, давать возможность событиям разрастись, затем использовать для их подавления незначительные силы, разжигая страсти, и только потом применять самые жестокие меры — как против виновных в нарушении порядка, так и против безвинных, способствуя тем самым лишь ещё большему обострению ситуации [49]. По их мнению, конечной целью организаторов межнациональных конфликтов являлась ликвидация СССР как государства-корпорации в угоду республиканским элитам и вхождению новых государств в систему мирового разделения труда [ источник не указан 601 день ]. Анализируя отношение к карабахскому движению за пределами Армении и Азербайджана, Г. Старовойтова указывала, что оно пользовалось поддержкой у «реформистски настроенной интеллигенции Москвы и других больших российских городов, приветствовавшей его миролюбивый и демократический характер», тогда как реакция Запада на стремление карабахских армян к самоопределению была в лучшем случае осторожной, поскольку «и правительства, и общественность на Западе воспринимали Нагорно-Карабахский кризис как не более чем усложнение, препятствующее горбачёвской программе реформ» [8]. Нарастание напряжённости В течение лета — осени 1987 года нарастал конфликт между жителями армянского села Чардахлы Шамхорского района Азербайджана и первым секретарём Шамхорского райкома М. Асадовым из-за увольнения директора совхоза — армянина. По некоторым данным, «в течение года его подписали 75 000 человек, то есть почти всё взрослое население Карабаха» [52].
Как утверждается в различных источниках, под обращением к советским властям было собрано 75—80 тысяч подписей. В январе 1988 года в Москву при содействии писателя Зория Балаяна и при активном участии Игоря Мурадяна направилась новая делегация карабахских армян, которая привезла с собой не только обращения карабахцев, но и 84 документа, касающихся истории, этнографии, экономики и культуры Нагорного Карабаха. Михайловым [53] [54]. Ещё одна делегация из Карабаха в начале февраля 1988 года вновь встречалась в Москве с В. В январе 1988 года в НКАО распространялись листовки следующего содержания [55] : «Карабахцы, судьба нашей области благодаря перестройке, гласности и демократии зависит только от нас. Настало время для проведения на ведущих предприятиях, в колхозах и совхозах области общих партийных, профсоюзных и комсомольских собраний, в повестку дня которых должен быть включен вопрос о воссоединении Карабаха с Матерью-Родиной. Дух гласности и демократии должен стать импульсом для открытого и откровенного обсуждения этого вопроса. Влиятельные научные и общественные деятели — армяне писатель Зорий Балаян , историк Сергей Микоян и др.
И в Азербайджане, и в Армении это было воспринято как свидетельство поддержки Горбачёвым армянской кампании [41] [50]. Согласно азербайджанским источникам, первые группы беженцев начали прибывать в январе 1988 года, а к 18 февраля их число превысило 4 тысячи [6]. Шведский исследователь Сванте Корнелл пишет в своём исследовании Карабахского конфликта 1999 , что первая волна беженцев из Армении достигла Баку в конце января, при этом большинство прибывших было размещено в районе Сумгаита. По его словам, в течение февраля до Баку докатились «ещё две волны беженцев» [28]. Британский журналист Том де Ваал , выпустивший в 2005 году художественно-документальную книгу «Чёрный сад» об истории Карабахского конфликта, приводит свидетельства двух человек, утверждающих, что видели в Баку азербайджанских беженцев из Армении ещё в ноябре 1987 года и январе 1988 года. В то же время он пишет, что Арамаис Бабаян, в 1988 году второй секретарь Кафанского комитета КП Армении, говорил ему, что «не может припомнить ни одного случая, чтобы азербайджанцы покидали территорию района до февраля». Армянская сторона настаивает на том, что первые азербайджанские беженцы покинули Армению лишь в феврале 1988 года, указывая, что все утверждения Де Ваала строятся на рассказах двух человек: бывшего активиста «Народного фронта Азербайджана» Арифа Юнусова и неизвестной имя в тексте Де Ваала изменено , представившейся как бакинская армянка [58]. В то же время не существует источников, которые бы конкретно сообщали подробности о каких-либо межнациональных столкновениях в Кафане.
По данным Константина Воеводского, одного из создателей «Санкт-Петербургского Комитета гуманитарной помощи Арцаху», в феврале в Кафан была введена воинская часть с целью предотвращения азербайджанского погрома, якобы намеченного на 20 февраля, но проверяющие из ЦК, КГБ, МВД СССР и ЗакВО не обнаружили никаких признаков готовящихся бесопрядков, никаких преступлений на межнациональной почве и никакого усиления миграции, кроме отъезда в ночь на 27 февраля 200 человек одним поездом под влиянием панических слухов. По словам этих людей, причиной отъезда были уговоры родственников из Азербайджана. Примерно на полпути поезд был задержан в райцентре Имишли Азербайджан , куда для переговоров с пассажирами прибыли зам.
По его словам, он и глава республики обсудили конфликт между государствами. Шансы на это как никогда высоки», — цитирует Шольца издание Azernews. Также он отметил, что разделяет с Ильхамом Алиевым мнение по этому вопросу.
После отказа Еревана от встречи между Лавровым и Байрамовым состоялся телефонный разговор. Главы министерств обсудили ситуацию в зоне ответственности российского миротворческого контингента, обострившуюся после перекрытия Лачинского коридора и в связи разногласиями сторон по разработке рудных месторождений в регионе. Лавров указал на необходимость соблюсти трехсторонние договоренности по обеспечению беспрепятственной связи между Нагорным Карабахом и Арменией по Лачинскому коридору. МИД Армении заявил, что Ереван лишь попросил о переносе встречи: "Армянская сторона подтвердила готовность участвовать во встрече в Москве около двух недель назад, до незаконного блокирования Азербайджаном Лачинского коридора.
Во-вторых, Азербайджан восстановит полный контроль над всеми районами ранее оккупированными армянами, а также над той частью Нагорного Карабаха, которую он уже успел «зачистить» от армян. В-третьих, Азербайджан оставляет за собой юридическое право принимать меры невоенного характера по восстановлению контроля над оставшейся армянской частью Нагарного Карабаха, ибо мирным соглашением юридический статус данной части Карабаха не определён насколько возможно это будет сделать в реале — уже другой вопрос. В-четвёртых, Азербайджан больше не станут озадачивать армянские военные силы на территории армянской части Нагорного Карабаха, поскольку теперь их там просто не будет. И, в-пятых самое главное , Азербайджан получит гарантированный Россией проход к своему анклаву — Нахичевани, отгороженного от него территорией Армении охрану данного прохода соглашение между Арменией и Азербайджаном отводит российским пограничникам. Именно ради неё, надо полагать, он согласился на прекращение войны. Дело в том, что, если бы мирное соглашение Армении и Азербайджана не было бы заключено, то тогда Армения имела бы возможность взять Нахичеванскую Автономную Республику в жёсткую блокаду и шантажировать этим Азербайджан.
Политолог Марков объяснил страхи Пашиняна из-за мирного договора с Азербайджаном
Баку представил 5 предусловий подписания мирного соглашения с Ереваном. В идеале мирное соглашение Армении и Азербайджана может на долгие годы заморозить армяно-азербайджанский территориальный спор. «Никакого мирного договора не будет», — вот цитата из выступления президента Азербайджана Ильхама Алиева, сделанного 18 марта. О том, что Армения и Азербайджан уже 1 июня могут подписать мирный договор на саммите Европейского политического сообщества в Кишиневе, сообщало Reuters со ссылкой на азербайджанского посла во Франции Лейлу Абдуллаеву.
Договор о мире в Карабахе, ввод миротворцев и массовые протесты в Ереване. Главное
По словам И. Велизаде, здесь начинается самое сложное: «Дело в том, что армянская сторона накануне выдвинула предложение, которое говорит о том, что Иреван хотел бы включить в текст мирного договора положение о гарантах - формат посредников, которые в новом качестве выступали бы как гаранты, а по сути, арбитры для реализации этого мирного договора». Здесь выбор невелик - Брюссель или Вашингтон», - уверен собеседник. В то же время Москва, напоминает политолог, недовольна политикой Иревана, и она об этом прямо говорит. Все более громкая антироссийская риторика из Иревана и его артикулированные действия по сближению с Западом вынуждают Москву ужесточать свою риторику в отношении Армении. Комментарий М.
Здесь мы видим, что официальная позиция России заключается в том, что именно Армения сорвала трехстороннее заявление и сейчас пытается перенести всю тяжесть решения вопросов постконфликтного урегулирования на западные площадки. Мы подходим к тому, что на самом деле наблюдается серьезное противоречие между Россией и западными странами, эти противоречия находят отражение в проволочках, связанных с финализацией мирного договора», - считает эксперт.
Как писал KP. RU, 8 ноября 2023 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что его стране не нужна «новая война» с Арменией. По его словам, в Баку добились восстановления «исторической справедливости» после военной операции 19 сентября в Нагорном Карабахе, в результате которой было подписано соглашение об упразднении региона с начала 2024 года.
Ранее Пашинян заявил, что Ереван и Баку признают территориальную целостность друг друга в пределах советских административных границ. Враждующие стороны предприняли несколько попыток заключить перемирие, но успешным оказалось трехстороннее соглашение, достигнутое 10 ноября при посредничестве Москвы. Войска остановились на занятых позициях, контроль над тремя районами Кельбаджарским, Лачинским и Агдамским перешел Баку, а вдоль линии соприкосновения разместились российские миротворцы. С тех пор миротворцы несколько раз фиксировали нарушение режима прекращения огня, армянская и азербайджанская стороны обвиняли друг друга в провокациях.
Ильхам Алиев: делимитировано 10-12 км границы Азербайджана и Армении 22:59, 24 апр 2024 Президент Азербайджана прокомментировал запущенный накануне процесс делимитации границы между Азербайджаном и Арменией.
Кроме того, президент Азербайджана высказался об уходе российских миротворцев с территории Азербайджана. Штаты оценили начало процесса делимитации между Азербайджаном и Арменией 22:47, 24 апр 2024 В Вашингтоне заявили, что приветствуют начало процесса делимитации границы между Азербайджаном и Арменией. Там добавили, что это важный шаг на пути к миру. Баку: появился реальный шанс для мирного договора с Ереваном 15:00, 24 апр 2024 Представитель по особым поручениям главы Азербайджанской Республики заявил, что у Баку и Еревана есть уникальный шанс подписать соглашение о мире. По его словам, стороны максимально близки к заключению мира. Пашинян призвал Армению забыть о 1915 годе 11:10, 24 апр 2024 Армянский лидер Никол Пашинян в день, когда армянские националисты громче всего заявляют об исторических и территориальных претензиях к Турции, революционно предложил гражданам отказаться от опоры на прошлое, признать Республику Армения своей единственной родиной и изжить национальную травму ради безопасного будущего в соседстве с Турцией и Азербайджаном. Ильхам Алиев: Армения согласилась не включать так называемый "Нагорный Карабах" в мирное соглашение 2:03, 24 апр 2024 Вчера в Баку на международном форуме "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана" президент Ильхам Алиев ответил на вопросы, касающиеся отношений с Арменией и другими странами; о мирном соглашении и холодной войне. Перекрывших дорогу к Грузии активистов стали задерживать в Армении 21:47, 23 апр 2024 На данный момент известно о задержании трех человек. Они заблокировали дорогу к Грузии, требуя от армянских властей отказаться от делимитации азербайджанской границы. Баку и Ереван могут согласовать базовые принципы мирного договора к ноябрю 16:51, 23 апр 2024 Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией в основных очертаниях может быть согласовано к ноябрю текущего года, заявил президент АР Ильхам Алиев.
Премьер-министр Армении назвал условия для мирного соглашения с Азербайджаном
Ранее стало известно, что подписание договора между Арменией и Азербайджаном приостановлено из-за разногласий по двум пунктам будущего мирного документа. Чем меньше Европейский союз (ЕС) будет «совать нос» в отношения между Арменией и Азербайджаном, тем быстрее стороны подпишут мирный договор. Судя по тому, как Азербайджан настаивает на немедленном заключении мирного договора с Арменией, ряд экспертов полагают, что мирный договор нужен в первую очередь именно противной стороне. Основные принципы, предложенные Азербайджаном Армении, являются главным условием мирного соглашения.
Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
Развернуть 14 сентября 2023, 14:50 9 ноября 2020 года Азербайджан и Армения при посредничестве России приняли совместное соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе. Военные двух стран остановились на занимаемых ими позициях. Под контролем Азербайджана оказались Кельбаджарский, Агдамский и Лачинский районы. Также лидеры РФ, Армении и Азербайджана приняли заявления от 11 января и 26 ноября 2021 года, в том числе о создании комиссии по демилитаризации армяно-азербайджанской границы и новых проектов, призванных восстановить транспортные и экономические связи двух стран.
На переговорах в Сочи стороны обсудили ход реализации заявлений и подтвердили приверженность соблюдению всех договоренностей для нормализации отношений Баку и Еревана.
Эксперт добавил, что принятие Арменией Римского статута Международного уголовного суда МУС будет способствовать качественному ухудшению двусторонних отношений между Москвой и Ереваном, что может привести к очень серьезным последствиям, в том числе и для самой Армении, с точки зрения торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей с Россией. Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о планах подписать соглашение о мире с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в испанской Гранаде, где 5 октября должна была состояться встреча армянской и азербайджанской сторон при участии главы Евросовета Шарля Мишеля, канцлера Германии Олафа Шольца и президента Франции Эммануэля Макрона.
В нем также утверждается, что обе страны считают сложившиеся условия "исторической возможностью для достижения долгожданного мира в регионе". При этом участники встречи договорились об обмене пленными - Азербайджан освободит 32 военнослужащих, Армения - двух.
По словам немецкого канцлера, конфликт должен быть урегулирован мирным путем. Шансы на это как никогда высоки», — отметил он. Премьер-министр Армении Никол Пашинян в середине марта, говоря о демаркации границы с Азербайджаном, заявил, что если официальный Ереван не уступит Баку в вопросах приграничных сел-эксклавов, то уже к концу недели между странами может начаться война.