Мирный договор между Азербайджаном и Арменией неизбежен и «должен соответствовать нормам и принципам международного права», добавил президент Азербайджана. Армения и Азербайджан все никак не подпишут мирный договор между странами, окончательного варианта соглашения, по-видимому, ожидать еще долго. — В данном инциденте речь идет о пограничных инцидентах, их инициатором выступает Армения, потому что она не хочет подписывать мирный договор с Азербайджаном. Армения представила Азербайджану свою версию мирного договора 7 ноября, Азербайджан передал Армении предложения по мирному соглашению через месяц — 6 декабря. Баку высоко оценивает мирные переговоры, идущие между Азербайджаном и Арменией.
Внешняя политика
Заседание проходит в преддверии трехстороннего саммита с лидерами Армении и Азербайджана, он запланирован на понедельник. рамках размещения сил НАТО в странах Балтии 18:08 В Армении отметят День гражданина 18:07 МИД: Армения получила предложения азербайджанской стороны по проекту «Мирного договора» 17:59 Армения объявила в розыск двоих азербайджанских шпионов 17:56. рамках размещения сил НАТО в странах Балтии 18:08 В Армении отметят День гражданина 18:07 МИД: Армения получила предложения азербайджанской стороны по проекту «Мирного договора» 17:59 Армения объявила в розыск двоих азербайджанских шпионов 17:56. Прежде всего, и Армения, и Азербайджан признали, что проводить делимитацию их границы придется уже после заключения мирного договора. Заседание проходит в преддверии трехстороннего саммита с лидерами Армении и Азербайджана, он запланирован на понедельник.
Азербайджан и Армения
Однако перемирие было недолгим. Продолжающийся конфликт в очередной раз попытались урегулировать посредники. В 2007 году Минская группа ОБСЕ подготовила документ, который предусматривал предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, который позволил бы региону сохранить гарантии безопасности. Договоренности в очередной раз на были исполнены и конфликт в регионе вновь перерос в вооруженное противостояние. Конфликт Армении и Азербайджана в 2023 году Последнее противостояние между Арменией и Азербайджаном произошло в 2023 году. Минобороны страны заявило, что намерено достигнуть нескольких целей, одной из которых, стало выведение армянских войск из Карабаха.
При этом Армения настаивала, что ее военных нет на территории региона. В результате непродолжительных боевых действий, 30 человек погибли, более 200 получили ранения. Среди убитых и пострадавших были мирные жители.
При этом, в случае с Соединенными Штатами уже Баку не торопится принимать положительные решения, учитывая ранее занятую Госдепом ангажированную проармянскую позицию», - подчеркнул он. При этом И. Велизаде обратил внимание на значимость соглашения в масштабах региона: «Мирный договор согласован и представляет собой возможность для реализации комплексной политики по созданию новых условий и базы для постконфликтного устройства в регионе. Это не просто договор между двумя странами, а база миростроительства в регионе. Естественно, такой лакомый кусочек не может оставаться без внимания внешних интересантов, которые пытаются сделать так, чтобы и подписание мирного договора, и согласование постконфликтного устройства происходило при их непосредственном участии и при их непосредственной гарантии». Политолог убежден, что в Баку понимают и видят эту конкуренцию, которая выступает в качестве препятствия для подписания договора, и «предлагает Армении собрать всю оставшуюся у них волю, чтобы подписать соглашение на нейтральных площадках». Мне кажется, что армянская сторона не готова к этому чрезвычайно смелому шагу, потому что ей придется держать ответ в Вашингтоне, Брюсселе. А там возлагают очень большие надежды на Армению с тем, что она может фактически заманить Азербайджан на их площадки своими действиями.
Ранее о таком варианте заявил азербайджанский президент Ильхам Алиев. Ильхам Алиев: делимитировано 10-12 км границы Азербайджана и Армении 22:59, 24 апр 2024 Президент Азербайджана прокомментировал запущенный накануне процесс делимитации границы между Азербайджаном и Арменией. Кроме того, президент Азербайджана высказался об уходе российских миротворцев с территории Азербайджана. Штаты оценили начало процесса делимитации между Азербайджаном и Арменией 22:47, 24 апр 2024 В Вашингтоне заявили, что приветствуют начало процесса делимитации границы между Азербайджаном и Арменией. Там добавили, что это важный шаг на пути к миру. Баку: появился реальный шанс для мирного договора с Ереваном 15:00, 24 апр 2024 Представитель по особым поручениям главы Азербайджанской Республики заявил, что у Баку и Еревана есть уникальный шанс подписать соглашение о мире. По его словам, стороны максимально близки к заключению мира. Пашинян призвал Армению забыть о 1915 годе 11:10, 24 апр 2024 Армянский лидер Никол Пашинян в день, когда армянские националисты громче всего заявляют об исторических и территориальных претензиях к Турции, революционно предложил гражданам отказаться от опоры на прошлое, признать Республику Армения своей единственной родиной и изжить национальную травму ради безопасного будущего в соседстве с Турцией и Азербайджаном. Ильхам Алиев: Армения согласилась не включать так называемый "Нагорный Карабах" в мирное соглашение 2:03, 24 апр 2024 Вчера в Баку на международном форуме "СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана" президент Ильхам Алиев ответил на вопросы, касающиеся отношений с Арменией и другими странами; о мирном соглашении и холодной войне. Перекрывших дорогу к Грузии активистов стали задерживать в Армении 21:47, 23 апр 2024 На данный момент известно о задержании трех человек. Они заблокировали дорогу к Грузии, требуя от армянских властей отказаться от делимитации азербайджанской границы.
Дело в том, что, если бы мирное соглашение Армении и Азербайджана не было бы заключено, то тогда Армения имела бы возможность взять Нахичеванскую Автономную Республику в жёсткую блокаду и шантажировать этим Азербайджан. Чтобы не потерять прямую связь со своим Нахичеванским анклавом, Азербайджану пришлось бы развязывать войну с армянами на территории непосредственно самой Армении, что уже влекло бы опасность его военного столкновения с Россией, которая как член Организации Договора коллективной безопасности ОДКБ обязана была бы в таком случае оказать Армении тоже члену ОДКБ военную помощь. Нахичеванский анклав Чем России выгодно мирное соглашение Армении и Азербайджана? Во-первых, Россия сумела сохранить в этом региональном международном конфликте относительно нормальные отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, и с Турцией. Во-вторых, российские вооружённые силы теперь будут, по всей видимости, достаточно долго как минимум несколько лет, если не десятилетий находиться на территории Нагорного Карабаха то есть юридически на территории Азербайджана , что послужит гарантией того, что Азербайджан не вступит в блок НАТО если вдруг у него такое желание возникнет. Таким образом, мирное соглашение Армении и Азербайджана даёт этим государствам определенные поводы сожалеть о своих не во всём сбывшихся надеждах Армении, что ей не удалось сохранить Нагорно-Карабахскую Республику в прежних границах; Азербайджану, что ему не удалось до конца изничтожить военным путём Нагорно-Карабахскую Республику, а получилось, если говорить прямо, одержать лишь полупобеду , но оно не дает таковых поводов России.
Армения получила от Азербайджана ответные предложения по проекту мирного договора - МИД РА
Мирный договор между Арменией и Азербайджаном может быть подписан Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым в присутствии канцлера Германии и президента Франции уже 1 июня. Премьер-министр Армении Никол Пашинян считает, что Баку может предъявить территориальные требования Еревану после подписания мирного договора. Если Армения и Азербайджан будут и дальше привержены согласованным принципам, мирный договор будет подписан. Армения и Азербайджан все никак не подпишут мирный договор между странами, окончательного варианта соглашения, по-видимому, ожидать еще долго.
Азербайджан и Армения
Ереван и Баку подтвердили намерение подписать мирный договор и урегулировать конфликт между двумя странами. Такое мнение политолог высказал в беседе с , комментируя возможность подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией без посреднических усилий. У Азербайджана и Армении есть общее понимание того, как должно выглядеть мирное соглашение между ними, осталось лишь проработать детали. Дороги на севере Армении блокируют протестующие. Из-за начала делимитации границы четыре села в Тавушской области должны перейти к Азербайджану. Мирный договор между Арменией и Азербайджаном станет реальным, если обе страны четко, без двусмысленностей признают территориальную целостность друг друга и обязуются не предъявлять друг другу территориальных претензий сегодня и когда-либо».
"Армении как воздух нужен мирный договор с Азербайджаном": придут ли стороны к соглашению
Захарова напомнила, что представители Армении неоднократно меняли свою позицию в отношении конфликта с Азербайджаном, привлекая в качестве экспертов представителей ЕС. Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей» Захарова добавила, что российская сторона считает актуальным свое предложение об очередном раунде переговоров по мирному договору между Арменией и Азербайджаном в самое ближайшее время в РФ. По его словам, Ереван подтверждает приверженность достигнутым договоренностям. Ереван также освободил двух азербайджанцев.
Об этом заявил глава армянской постоянной парламентской комиссии по внешним связям Эдуард Агаджанян. Можно сказать, что обсуждается третий этап предложений. Других подробностей не могу представить», — рассказал Агаджанян в ходе брифинга.
Враждующие стороны предприняли несколько попыток заключить перемирие, но успешным оказалось трехстороннее соглашение, достигнутое 10 ноября при посредничестве Москвы. Войска остановились на занятых позициях, контроль над тремя районами Кельбаджарским, Лачинским и Агдамским перешел Баку, а вдоль линии соприкосновения разместились российские миротворцы.
С тех пор миротворцы несколько раз фиксировали нарушение режима прекращения огня, армянская и азербайджанская стороны обвиняли друг друга в провокациях. В начале февраля 2023-го Армения получила очередные предложения Азербайджана по мирному договору и изучает их.
В нем говорится, что Баку и Ереван приветствуют готовность Москвы нормализовать отношения между странами и решить затянувшийся конфликт. Однако, по факту, результат саммита в Сочи для России отрицательный: неудовлетворенный итогом Ереван лишь продолжит дрейфовать в сторону Вашингтона и ЕС, а Баку — будет по-прежнему следовать курсу, задаваемому Турцией. В то время, как Россия, теряет часть своего авторитета из-за отсутствия внятного результата. Владимир Путин после беседы с Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым заявил: мирного договора между странами пока нет. Но его, мол, можно будет достичь путем компромиссов с обоих сторон. Означает ли это полный провал встречи в Сочи? Нет, безусловно, плюс от переговоров в Сочи есть: это отказ сторон от использования военной силы в Нагорном Карабахе. Но вот политический гешефт, который планировала получить Россия, остался в той части договора, который широкая общественность так и не увидела.
Политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов отмечает: «Общее заявление трех лидеров озвучивает лишь общие тезисы, известные ранее. Оно написано очень обтекаемо. Все перенесено на будущее время. Это значит, что на публичном уровне прорыва не произошло». Политолог отмечает — даже полученное взаимное согласие по вопросу неприменения военной силы не имеет существенного практического значения: «Дело в том, что необходимость в силовом факторе уже отпала, потому что на линии соприкосновения появились наблюдатели ЕС и ОБСЕ». По факту, результат встречи оказался крайне низким, потому что «предпосылок к подписанию мирного договора нет, и, значит, вражда будет продолжаться».
Абсолютно нереально: эксперт о подписании мирного договора между Арменией и Азербайджаном
Прозападный курс Еревана лишает его поддержки Москвы в случае возобновления конфликта с Азербайджаном Ранее в этот день канцлер Германии Олаф Шольц заявил на пресс-конференции, что шансы на мирное урегулирование конфликта между Азербайджаном и Арменией как никогда высоки. По его мнению, стороны могут подписать мирный договор уже в этом году. В отделе информации и общественных связей аппарата премьер-министра Армении Никола Пашиняна рассказали, что Ереван в этом процессе получает снижение рисков, связанных с делимитацией границы и безопасностью. В этот же день Баку и Ереван пришли к решению проводить делимитацию границы в соответствии с Алма-Атинской декларацией от 1991 года. Кроме того, стороны договорятся о единовременном и параллельном размещении своих пограничных служб вдоль линии соприкосновения.
Иными словами, официальный Ереван намерен окончательно отказаться от претензий на Нагорный Карабах. Насколько искренен новый курс премьер-министра? Конечно, его страна осенью 2020 года понесла тяжелое поражение. Тогда именно Москва стала архитектором мирного договора, который спас и Азербайджан от ненужных жертв, и Армению от еще больших потерь. Но как только замолчали пушки, в Ереване стали слышны голоса некоторых политиков, во всем винивших Россию за то, что не помогла. Хотя с какой стати России — союзнице и Баку, и Еревана — занимать одну из сторон? Станислав Притчин, старший научный сотрудник центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, кандидат истории: «Армения, конечно, рассматривала Россию как игрока, который встанет на ее сторону и будет воевать и против Азербайджана, и против Турции, которая стоит за Азербайджаном. Эти ожидания не оправдались». Константин Затулин, депутат Госдумы: «Россия и так послала 2 тысячи миротворцев туда, но на этом основании Пашинян говорит: всё в руках России, мы ни при чем.
По его словам, Азербайджан и Армения «хорошо продвигаются вперед» в вопросе мирного договора, но в Баку придерживаются подхода, что мир должен быть между этими странами, «потому что этот регион принадлежит нам». В то же время, по словам помощника главы государства, такие страны как Франция с одной стороны, вооружают Армению, а с другой стороны, говорят о мире, что «не может быть полезным для мирного процесса, потому что эти страны перестают быть беспристрастными». Гаджиев подчеркнул, что в Баку также разочарованы некоторыми заявлениями и действиями США, которые заняли одностороннюю позицию в отношении Азербайджана, Он добавил, что в Азербайджане ценят предложения о поддержке, но не считают, что в данном случае «есть необходимость в каком-либо посредничестве».
Из этого вытекало такое важное условие, как признание сторонами территориальной целостности друг друга. Ведь в противном случае немыслимо говорить о мирном договоре. Правда, армянские эксперты указывали, что есть проблема, касающаяся безопасности армянского анклава в Нагорном Карабахе, и Ереван настаивал на создании для этого международного механизма. И в этом как раз главный парадокс. Вдруг «неожиданно» стало выясняться, что у Еревана и Баку разные представления о том, что такое территориальная целостность и уважение суверенитета друг друга, а заключенное 9 ноября 2020 года при посредничестве Москвы мирное соглашение видится всего лишь завершением военной фазы конфликта. Выступая в парламенте 18 апреля, Пашинян заявил, что Армения готова признать целостность Азербайджана в границах Азербайджанской ССР, но к договору «должны быть прикреплены подготовленные в СССР карты территории Армянской и Азербайджанской ССР в качестве основы территориальной целостности». По Пашиняну, «если Азербайджан признает нашу территориальную целостность, основанную на соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, мы готовы перейти к взаимному признанию территориальной целостности на этой основе». Более того, на встрече с заместителем помощника госсекретаря США Эрикой Олсон армянский премьер говорил о необходимости формирования «международного механизма диалога» между властями Азербайджана и проживающими в его Карабахском регионе армянами. Очевидно, что такие «идеи» не вписывались в официальный переговорный сценарий между Баку и Ереваном.
Договор о мире в Карабахе, ввод миротворцев и массовые протесты в Ереване. Главное
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы.
На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией.
По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.
Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта.
В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности.
Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров.
Об этом рассказал представитель президента Азербайджана по особым поручениям посол Эльчин Амирбеков. Его слова приводит The Guardian. Мы обозначили пять основных принципов, легших в основу подготовленного Баку проекта мирного соглашения", — отметил он.
И еще. Президент сообщил, что «армяне, проживающие в Карабахе, должны либо принять гражданство Азербайджана, либо искать себе другое место жительства». Бакинские эксперты в частности, Фархад Мамедов , оценивая ход событий, пошли дальше. По их мнению, «Азербайджан расценивает любые разговоры о Карабахе как реальную претензию», и «в том случае, если Армения не прекратит об этом говорить, то и Азербайджан может оформить в ответ территориальную претензию». Такие заявления полностью торпедируют идею мирного договора в его прежнем варианте, а эскалация напряженности на границе двух стран не выглядит случайной. Потому что, по всем признакам, азербайджанская, армянская и российская дипломатии упустили момент для быстрого подписания мирного договора, запутались в различных бюрократических процедурах, связанных с демаркацией границ, разводя переговоры по разным площадкам, а теперь всё больше вырисовывается многогранность и сложность проблемы. События дальше могут развиваться в совершенно ином русле. Нельзя исключать при определенных условиях и обстоятельствах, в случае провала на всех переговорных площадках, реанимации Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Ее мандат до сих пор не дезавуирован.
Согласно азербайджанским источникам, первые группы беженцев начали прибывать в январе 1988 года, а к 18 февраля их число превысило 4 тысячи [6]. Шведский исследователь Сванте Корнелл пишет в своём исследовании Карабахского конфликта 1999 , что первая волна беженцев из Армении достигла Баку в конце января, при этом большинство прибывших было размещено в районе Сумгаита. По его словам, в течение февраля до Баку докатились «ещё две волны беженцев» [28]. Британский журналист Том де Ваал , выпустивший в 2005 году художественно-документальную книгу «Чёрный сад» об истории Карабахского конфликта, приводит свидетельства двух человек, утверждающих, что видели в Баку азербайджанских беженцев из Армении ещё в ноябре 1987 года и январе 1988 года. В то же время он пишет, что Арамаис Бабаян, в 1988 году второй секретарь Кафанского комитета КП Армении, говорил ему, что «не может припомнить ни одного случая, чтобы азербайджанцы покидали территорию района до февраля». Армянская сторона настаивает на том, что первые азербайджанские беженцы покинули Армению лишь в феврале 1988 года, указывая, что все утверждения Де Ваала строятся на рассказах двух человек: бывшего активиста «Народного фронта Азербайджана» Арифа Юнусова и неизвестной имя в тексте Де Ваала изменено , представившейся как бакинская армянка [58]. В то же время не существует источников, которые бы конкретно сообщали подробности о каких-либо межнациональных столкновениях в Кафане. По данным Константина Воеводского, одного из создателей «Санкт-Петербургского Комитета гуманитарной помощи Арцаху», в феврале в Кафан была введена воинская часть с целью предотвращения азербайджанского погрома, якобы намеченного на 20 февраля, но проверяющие из ЦК, КГБ, МВД СССР и ЗакВО не обнаружили никаких признаков готовящихся бесопрядков, никаких преступлений на межнациональной почве и никакого усиления миграции, кроме отъезда в ночь на 27 февраля 200 человек одним поездом под влиянием панических слухов. По словам этих людей, причиной отъезда были уговоры родственников из Азербайджана. Примерно на полпути поезд был задержан в райцентре Имишли Азербайджан , куда для переговоров с пассажирами прибыли зам. Расизаде и руководители Имишлинского, Зангеланского Азербайджан и Кафанского районов, но после того, как пассажиры заявили об отсутствии претензий к армянам поезд был отправлен далее. Впоследствии информация об итогах проверок, подтвердившая отсутствие какого-либо притеснения азербайджанцев в Кафанском районе, была передана по АзТВ и попала в центральную прессу [59] [60] [61]. Воеводский считает произошедшее провокацией, необходимой Москве для создания пропагандистской картины «равной вины» азербайджанцев и армян и перевода конфликта из политического в межнациональное русло. Армянская журналистка Мане Папян, специально исследовавшая антиазербайджанское насилие в Армении в 1988 г. При этом, по данным Папян, реальных случаев этнического насилия до марта не было; насилие против азербайджанцев началось после Сумгаитского погрома и поначалу носило спорадический характер, причем его старались пресекать не только представители власти, но и активисты Карабахского движения [62]. Тем временем азербайджанские власти пытались использовать привычные рычаги, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В связи с ростом призывов к объединению Нагорного Карабаха с Арменией 10 февраля Азербайджанское информационное агентство заявило, что Азербайджан никогда не примет подобные требования [28]. Асадов, заместители руководителей республиканских КГБ, МВД, прокуратуры, Верховного суда и обеспечивающие их безопасность сотрудники правоохранительных органов. В ночь с 11 на 12 февраля в Степанакерте прошло расширенное заседание бюро обкома КПАз с участием приехавших из Баку руководителей. На бюро было принято решение осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы, набирающие силу в регионе, и провести 12—13 февраля «партийно-хозяйственные активы» в городе Степанакерте и во всех районных центрах НКАО, а затем — на уровне автономной области, с тем чтобы противопоставить растущему народному недовольству всю мощь единого партийно-хозяйственного аппарата [63]. В президиуме — Василий Коновалов, первый секретарь обкома Борис Кеворков , первый секретарь бюро горкома Завен Мовсесян. Мовсесян и Кеворков, выступая в начале собрания, заявили, что за событиями в Карабахе стоят «экстремисты» и «сепаратисты», которым не удастся повести за собой народ. Василий Коновалов, продолжая эту мысль, заявил, что организаторы известны и будут изолированы от общества, сепаратизм должен быть осуждён, а Карабах останется неотъемлемой частью Азербайджанской ССР. Первоначально собрание шло по заранее подготовленному сценарию, выступающие декларировали тезис о нерушимом братстве азербайджанцев и армян и пытались свести проблему к критике отдельных хозяйственных недостатков. Через некоторое время, однако, на трибуну прорвался начальник местной автоколонны Максим Мирзоян, который подверг резкой критике Бориса Кеворкова за безразличие и пренебрежение национальной спецификой Карабаха, «азербайджанизацию» и проведение демографической политики, способствующей снижению доли армянского населения в регионе. Это выступление привело к тому, что собрание вышло из-под контроля партийных руководителей и члены президиума покинули зал. Известие о провале собрания дошло до соседнего Аскерана , и запланированный здесь районный партийно-хозяйственный актив с участием бакинской делегации также пошёл не по намеченному сценарию. Попытка провести в тот же день партийно-хозяйственный актив в Гадрутском районе вообще привела к стихийному митингу. Планы азербайджанского руководства уладить ситуацию оказались сорванными. Партийно-хозяйственные руководители Карабаха не только не осудили «экстремизм», но наоборот, активно его поддержали [64] [65]. Характеризуя сложившуюся в те дни ситуацию, Том де Ваал пишет: «В те февральские дни 1988 года многие советские руководители вдруг осознали, что стоят на ногах совсем не так твёрдо, как им казалось. Две составные части коммунистической партии открыто спорили друг с другом, и московское руководство быстро пришло к выводу, что мятежников нельзя сокрушить привычными силовыми методами. На следующий день после собрания в Степанакерте был организован массовый митинг одним из организаторов был Игорь Мурадян [50]. Горисполком дал разрешение на его проведение, обозначив цель — «требование о воссоединении НКАО с Арменией». Асадов безуспешно пытался помешать проведению митинга. Тем временем, как утверждают участники событий, исполнительные власти автономной области оказались расколотыми и утратили контроль над ситуацией. Руководство взял на себя Совет директоров, в который вошли главы крупных предприятий области и отдельные активисты. Совет принял решение провести сессии городских и районных советов, а затем созвать сессию областного Совета народных депутатов [66]. Тем временем представители Баку продолжали давление на власти НКАО и местных партийных руководителей, временами прибегая к открытому шантажу и угрозам урегулировать конфликтную ситуацию применением силы. В результате вмешательства Совета директоров обращение так и не было опубликовано [63]. На следующий день поэтесса Сильва Капутикян выступила в поддержку карабахских армян на заседании Союза писателей Армении — одной из наиболее влиятельных общественных организаций республики [50]. В тот же день в Баку прошла первая акция политического протеста. Группа студентов, рабочих и представителей интеллигенции прошла от здания Академии наук к Верховному Совету , неся плакаты, провозглашающие принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану [46]. Депутаты-азербайджанцы отказались участвовать в голосовании. Багиров [28]. В результате безответственных призывов отдельных экстремистски настроенных лиц были спровоцированы нарушения общественного порядка. Рассмотрев информацию о событиях в Нагорно-Карабахской автономной области, Центральный Комитет КПСС считает, что действия и требования, направленные на пересмотр существующего национально-территориального устройства, противоречат интересам трудящихся Азербайджанской и Армянской ССР, наносят вред межнациональным отношениям. Последовательно руководствуясь ленинскими принципами национальной политики, ЦК КПСС обратился к патриотическим и интернационалистским чувствам армянского и азербайджанского населения с призывом не поддаваться на провокации националистических элементов, всемерно крепить великое достояние социализма — братскую дружбу советских народов. ЦК КПСС поручил ЦК Компартии Азербайджана и Армении принять необходимые меры к оздоровлению сложившейся обстановки, направить все средства политического и идеологического влияния на разъяснение ленинской национальной политики, её сущности на современном этапе. Во всей работе исходить из того, что национальный вопрос требует пристального и постоянного внимания к национальным особенностям, психологии, учёта жизненных интересов трудящихся. Партийным и советским органам республик предложено нормализовать обстановку вокруг Нагорного Карабаха, обеспечить общественный порядок и строгое соблюдение социалистической законности, выработать и осуществить меры по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию автономной области. Текст воспроизводится по книге Чёрный январь.
Абсолютно нереально: эксперт о подписании мирного договора между Арменией и Азербайджаном
В Москве не был подписан не только мирный договор, но даже и соглашение о разблокировании транспортных коммуникаций. «Никакого мирного договора не будет», — вот цитата из выступления президента Азербайджана Ильхама Алиева, сделанного 18 марта. Переговоры в Евлахе могут привести к заключению мирного договора между Баку и Ереваном, проект документа уже передан Армении, заявил представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков. Идёт поступательный процесс к мирному договору, новые переговоры нужны и важны.
"Армении как воздух нужен мирный договор с Азербайджаном": придут ли стороны к соглашению
Чем меньше Европейский союз (ЕС) будет «совать нос» в отношения между Арменией и Азербайджаном, тем быстрее стороны подпишут мирный договор. Армения и Азербайджан могут заключить мирное соглашение в течении 15 дней, если азербайджанская сторона проявит политическую волю Об этом во вторник заявил спикер армянского парламента Ален Симонян “При желании мирное соглашение может быть. 14 декабря премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что заключение мирного договора с Азербайджаном возможно в том случае, если Баку не изменит свою позицию. рамках размещения сил НАТО в странах Балтии 18:08 В Армении отметят День гражданина 18:07 МИД: Армения получила предложения азербайджанской стороны по проекту «Мирного договора» 17:59 Армения объявила в розыск двоих азербайджанских шпионов 17:56. Трёхсторонняя встреча лидеров России, Армении и Азербайджана закончилась многословной декларацией о воздержании сторон от применения силы в Нагорном Карабахе.
«Долгосрочный мир на Кавказе»: Армения готова признать Карабах территорией Азербайджана
Алиева не устроило присутствие президента Франции, которая активно выражает поддержку Армении — правда, в основном на уровне риторики. В Баку также было заявлено, что для азербайджанской стороны неприемлем любой переговорный формат с участием Парижа. И теперь Россия предлагает провести переговоры под её эгидой. Однако это делается в рамках крайне противоречивого политического контекста. Начать следует с того, что премьер Армении Никол Пашинян в Бишкек не поехал. В случае приезда Пашиняна в столицу Киргизии там могли пройти его переговоры с Путиным, однако армянский лидер от поездки на саммит СНГ отказался. Помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил, что российскому руководству известно о причинах поведения Пашиняна, но, по словам Ушакова, премьер Армении должен назвать их сам. Помимо этого, Пашинян планирует встретиться с Алиевым в Брюсселе при участии Мишеля. Данная встреча должна пройти в конце октября.
Впрочем, Пашинян согласен и не меняться, а признать сложившееся положение вещей. Он не исключает, что 25 мая в Москве подпишет соглашение о разблокировке транспортных коммуникаций с Азербайджаном. После этого на саммите Европейского сообщества в Кишиневе стороны могут заключить мирный договор.
Армянские оппозиционеры восприняли предположение премьера как свершившийся факт. Они убеждены, что это положит конец борьбе Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана. Представители Еревана и Баку уже встречались в Вашингтоне, Москве и Брюсселе — значит, все посредники согласны с выдвинутыми условиями.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время встречи с президентом России Владимиром Путиным на саммите стран — участниц Евразийского экономического союза ЕАЭС в Бишкеке "По факту премьер в последние дни опубликовал дорожную карту по сдаче Нагорного Карабаха и Армении, а также обозначил сроки", — заявил депутат от партии "Айастан" Ишхан Сагателян. По его словам, у защитников самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики НКР осталось всего пять-шесть месяцев, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. Депутат от фракции "Честь имею" Айк Мамиджанян призвал к общенациональным протестам.
О чем договорились Путин, Пашинян и Алиев Азербайджанский подход Центр социальных исследований Азербайджана провел опрос: 77,3 процента респондентов поддержали мирный договор с Арменией, за продолжение конфронтации — 20,6, затруднились с ответом — 2,1. Ильхам Алиев сказал, что, несмотря на длительную "оккупацию" Карабаха, мирный договор обязательно будет подписан. Когда именно — не уточнил.
В начале февраля 2023-го Армения получила очередные предложения Азербайджана по мирному договору и изучает их. Позже Ереван в свою очередь также передал Баку предложения по мирному договору. Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
И теперь, согласно ему и прочим договоренностям, Армения должна присоединиться к антироссийским санкциям и участвовать в учениях НАТО. Может быть, и скоропалительное заявление премьер-министра было продиктовано извне? Айк Халатян, руководитель аналитического центра стратегических исследований и инициатив: «Они рассматривают это как способ вытеснения России из региона, потому что Азербайджан формирует военно-политический союз с Турцией, речь идет о единой армии. С Грузией мы знаем, какие отношения у России с 2008 года… Армения — это последняя страна в регионе, где Россия сильно представлена. И решение конфликта тем способом, по которому мы сейчас идем, однозначно вызовет разрыв армяно-российских Западу все равно, кто в ближайшей перспективе будет доминировать на Южном Кавказе — лишь бы не Россия, а Турция — какой-никакой член НАТО. Ради этого можно пожертвовать и интересами Армении и самим Пашиняном. Его слова о мире Армении мира точно не принесли.
Нарастает волна протеста. И даже церковь поднимает вопрос об отставке правительства.