Ранее премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения готова подписать мирный договор с Азербайджаном до конца 2023 года. Мирный договор между Арменией и Азербайджаном станет реальным, если обе страны четко, без двусмысленностей признают территориальную целостность друг друга и обязуются не предъявлять друг другу территориальных претензий сегодня и когда-либо». Азербайджан и Армения практически сразу же оказались вовлечены в конфликт за территориями со смешанным населением: Нагорный Карабах, Нахичевань, Казах и Зангезур. О том, что Армения и Азербайджан уже 1 июня могут подписать мирный договор на саммите Европейского политического сообщества в Кишиневе, сообщало Reuters со ссылкой на азербайджанского посла во Франции Лейлу Абдуллаеву.
Договор о мире в Карабахе, ввод миротворцев и массовые протесты в Ереване. Главное
Армения и Азербайджан договорились об обмене пленными | Трёхсторонняя встреча лидеров России, Армении и Азербайджана закончилась многословной декларацией о воздержании сторон от применения силы в Нагорном Карабахе. |
Уставшие от войны: Армения и Азербайджан на пути к мирному договору | Дороги на севере Армении блокируют протестующие. Из-за начала делимитации границы четыре села в Тавушской области должны перейти к Азербайджану. |
«Долгосрочный мир на Кавказе»: Армения готова признать Карабах территорией Азербайджана | Президент Азербайджана Ильхам Алиев подтвердил готовность Баку подписать договор о мире с Арменией. |
Соглашение Армении и Азербайджана: последствия? | Ранее премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения готова подписать мирный договор с Азербайджаном до конца 2023 года. |
Олаф Шольц: Верим, что в этом году между Азербайджаном и Арменией будет подписан мирный договор | Премьер-министр Армении Никол Пашинян считает, что Баку может предъявить территориальные требования Еревану после подписания мирного договора. |
В Армении рассказали о худом мире с Азербайджаном
Со своей стороны, Республика Армения, руководствуясь гуманитарными ценностями и в знак доброй воли, освобождает двух азербайджанских военнослужащих», — говорится в совместном заявлении. Стороны также условились, что «в качестве жеста доброй воли Армения выражает поддержку поданной Азербайджаном заявки на проведение 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата COP29 и снимает свою кандидатуру». Азербайджан в свою очередь «выражает поддержку кандидатуре Армении на членство в Бюро Восточноевропейской группы COP».
И чем меньше они будут совать свой нос туда, тем быстрее этот мирный договор будет подписан. Чем занимается ЕС? Без конца осуждают Азербайджан, предъявляет ему всевозможные обвинения, создавая впечатление у Азербайджана, что Евросоюз на стороне Армении. И поэтому, естественно, к их мнению Азербайджан не будет прислушиваться», — сказал он. Политолог заявил, что ключевое значение для мирного договора имеет встреча президентов РФ и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева в Москве 22 апреля.
После завершения первой карабахской войны в 1994 году регион фактически находился под контролем Армении, хотя независимость самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики Ереван поддержал, но юридически не признал. Попытки перемирия По итогам краткосрочной войны осенью 2020 года Азербайджан и Армения при посредничестве России подписали соглашение о прекращении боевых действий. По договору, вызвавшему протесты оппозиции в Ереване, Баку вернул себе под контроль значительную часть территорий Карабаха и прилегающих районов Азербайджана, занятых армянскими войсками в начале 1990-х годов. В регионе были размещены российские миротворческие силы. Премьер тогда сообщил, что он и его команда хотят "подписать бумагу, из-за которой нас, много людей, будет критиковать, ругать, называть предателями, даже народ может решить отстранить нас от власти" и целью которой будет мир и безопасность Армении на площади 29,8 тыс. Тогда слова Пашиняна вызвали протесты в Ереване, Степанакерте других городах. Демонстранты требовали отставки премьера. Пашинян также коснулся и вопроса членства Армении в Организации Договора о коллективной безопасности. Стоит отметить, что об этом лидер Армении заявлял не раз. Пашинян пояснил, что подобный вопрос в повестке существует и обсуждается. В чем суть конфликта Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. В результате вооруженного противостояния в 1992-1994 годах Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. В дальнейшем конфликт не раз обострялся — на границе между республиками начинались перестрелки, вспыхивали столкновения. В сентябре 2020 года в Нагорном Карабахе возобновились серьезные боевые действия. Они продолжались на протяжении трех месяцев и привели к жертвам среди мирного населения. Несколько попыток заключить перемирие не принесли успеха, но в ночь на 10 сентября Баку и Ереван при посредничестве Москвы все подписали временное мирное соглашение. По мнению политолога Шарипа Ишмухамедова, признать Нагорный Карабах частью Азербайджана, для Пашиняна, это вынужденные меры, и на это существуют внутренние и внешние причины. Потому что армяне не торопятся из заводить, по той простой причине, что никто не уверен в завтрашнем дне. Все эти факторы оказывают очень большое психологическое давление на общество. Если твоя страна находится в военном конфликте, то понятно же, что ни о каких перспективах не может быть речи. Поэтому внутренняя причина простая. Армянскому обществу нужна стабильность, перспектива и уверенность, что не будет войны. Потому что если находиться в состоянии войны, ни о каком развитии речи нет". Шарип Ишмухамедов Политолог отметил, что к внешним причинам относится в том числе и давление соседних стран, потому что еще в прошлом году США уже приглашали глав Азербайджана и Армении и призывали их подписать мирный договор. Это очень опасная ситуация для Армении — для радикалов, националистов, для разных пропагандистов, журналистов и политиков, которые готовы дальше воевать. Чтобы это остановить, нужен мирный договор, но это только слова, окончательного решения нет, и это просто намерение и желание Армении, потому что для них мирный договор нужен именно сейчас".
Обе страны намекнули на подписание мирного соглашения уже в декабре, поскольку они предпринимают "ощутимые шаги, направленные на укрепление доверия", а Армения даже поддержала заявку Азербайджана на проведение климатической конференции ООН COP29 в 2024 году. Welcome in particular release of detainees and unprecedented opening in political dialogue. Establishing and deepening bilateral dialogue between sides has been a key objective of… — Charles Michel CharlesMichel December 7, 2023 Договоренности были достигнуты в ходе переговоров между офисом премьер-министра Армении Никола Пашиняна и администрацией президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Эксперты объяснили слова Пашиняна о мирном соглашении с Азербайджаном
Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Праге и Брюсселе за спиной России договорился отдать Нагорный Карабах. ЕРЕВАН, 3 мая. Новости-Армения. Основа для мирного договора между Арменией и Азербайджаном очень слабая, считает экс-госминистр Арцха, общественный деятель Рубен Варданян. На данный момент существует возможность подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией уже в 2024 году.
Армения и Азербайджан обменялись жестами доброй воли на пути к мирному договору
Азербайджан готов подписать мирный договор с Арменией | Стороны также условились, что «в качестве жеста доброй воли Армения выражает поддержку поданной Азербайджаном заявки на проведение 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) и снимает свою кандидатуру». |
Армения и Азербайджан могут подписать мирный договор в течении двух недель | Баку представил 5 предусловий подписания мирного соглашения с Ереваном. |
Карабахский конфликт — Википедия | По его словам, Азербайджан и Армения «хорошо продвигаются вперед» в вопросе мирного договора, но в Баку придерживаются подхода, что мир должен быть между этими странами, «потому что этот регион принадлежит нам». |
Держи горы: кто мешает договориться Армении и Азербайджану | В Москве не был подписан не только мирный договор, но даже и соглашение о разблокировании транспортных коммуникаций. |
Шольц заявил, что Азербайджан и Армения скоро подпишут мирный договор
Напомним, Азербайджан рассчитывает на заключение мирного договора с Арменией до конца года. Премьер-министр Армении Никол Пашинян дистанцировался от соглашения, заявив, что Армения не участвовала в разработке проекта соглашения о прекращении огня и что "у Армении нет армии в Нагорном Карабахе". Премьер-министр Армении Никол Пашинян считает, что Баку может предъявить территориальные требования Еревану после подписания мирного договора. Договор Армении и Азербайджана приведет к войне: «Пашинян проговорился» Видео. Проект мирного договора между Азербайджаном и Арменией согласован на 70%. У Азербайджана и Армении есть общее понимание того, как должно выглядеть мирное соглашение между ними, осталось лишь проработать детали.
Наши проекты
- Азербайджан передал Армении предложения по мирному договору
- Затулин: Армения не успеет заключить мир с Азербайджаном до конца 2023 года
- Наши проекты
- При этом политик признал, что страны говорят на разных дипломатических языках
- Песков: Азербайджан и Армения готовы к финализации мирного договора — РТ на русском
В Ереване допустили встречу глав МИД Армении и Азербайджана в Казахстане
Армения и Азербайджан могут заключить мирное соглашение в течении 15 дней, если азербайджанская сторона проявит политическую волю Об этом во вторник заявил спикер армянского парламента Ален Симонян “При желании мирное соглашение может быть. Азербайджан отправил Армении пять основных принципов, которые лежат в основе проекта мирного договора между странами. Баку представил 5 предусловий подписания мирного соглашения с Ереваном. Армения и Азербайджан заключили соглашение в целях нормализации отношений, сообщает Haber7. Армения и Азербайджан все никак не подпишут мирный договор между странами, окончательного варианта соглашения, по-видимому, ожидать еще долго.
Армения и Азербайджан обменялись жестами доброй воли на пути к мирному договору
Они убеждены, что это положит конец борьбе Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана. Представители Еревана и Баку уже встречались в Вашингтоне, Москве и Брюсселе — значит, все посредники согласны с выдвинутыми условиями. Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время встречи с президентом России Владимиром Путиным на саммите стран — участниц Евразийского экономического союза ЕАЭС в Бишкеке "По факту премьер в последние дни опубликовал дорожную карту по сдаче Нагорного Карабаха и Армении, а также обозначил сроки", — заявил депутат от партии "Айастан" Ишхан Сагателян. По его словам, у защитников самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики НКР осталось всего пять-шесть месяцев, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. Депутат от фракции "Честь имею" Айк Мамиджанян призвал к общенациональным протестам. О чем договорились Путин, Пашинян и Алиев Азербайджанский подход Центр социальных исследований Азербайджана провел опрос: 77,3 процента респондентов поддержали мирный договор с Арменией, за продолжение конфронтации — 20,6, затруднились с ответом — 2,1.
Ильхам Алиев сказал, что, несмотря на длительную "оккупацию" Карабаха, мирный договор обязательно будет подписан. Когда именно — не уточнил. При этом 23 мая он сообщил председателю Парламентской ассамблеи ОБСЕ Маргарете Седерфельт, что не только первым предложил завершить конфликт, но и выдвинул идею создания интеграционной модели Южного Кавказа. В ее рамках Армения, Азербайджан и Грузия могли бы развиваться совместно. Президент Азербайджана Ильхам Алиев прибывает на саммит Европейского политического сообщества ЕПС в Праге Вместе с тем в Баку решительно возражают против попыток Еревана пригласить в Нагорный Карабах международную наблюдательную миссию и ликвидировать КПП в Лачинском коридоре — единственной дороге, связывающей Армению со Степанакертом.
Переустройство Кавказа.
Establishing and deepening bilateral dialogue between sides has been a key objective of… — Charles Michel CharlesMichel December 7, 2023 Договоренности были достигнуты в ходе переговоров между офисом премьер-министра Армении Никола Пашиняна и администрацией президента Азербайджана Ильхама Алиева. Планируются дальнейшие "меры по укреплению доверия" с намерением нормализовать отношения и подписать мирный договор.
Несмотря на это, 22 февраля армяне недалеко от поселка Аскеран, расположенного вдоль шоссе Ханкенди-Агдам, открыли огонь по мирным азербайджанским демонстрантам, протестующим против вышеуказанного решения Совета народных депутатов НКАО. В результате двое азербайджанских юношей стали шехидами. В начале марта в Ереване начала беспрепятственно функционировать организация «Карабах», а в Ханкенди - «Крунк», ставившие целью присоединение Нагорного Карабаха к Армении. Тем самым Верховный Совет СССР, руководствуясь соответствующим положением, закрепленным в Конституции страны статья 78 , защитил принцип территориальной целостности республик. По мере ослабления общей государственной структуры СССР положение в регионе все более ухудшалось. В Нагорном Карабахе появились засланные в основном из Армении вооруженные группы и террористы, занимавшиеся деструктивной деятельностью. Территориальные притязания против Азербайджана выдвигались не только националистическими группами, но и властными структурами Армении. Армения пыталась любой ценой захватить часть территории Азербайджана. В результате победы Армянского общенационального движения на парламентских выборах, проведенных в Армении в мае 1990 года, к власти в республике пришли ультранационалистические и шовинистические силы, пропагандирующие войну. Это ускорило начало армянской стороной агрессорской войны. Направив все усилия на создание неформальных воинских соединений и их вооружение, Армения предпочла решить проблему путем применения силы в соответствии с собственными целями. Именно поэтому Армения никогда не относилась к переговорному процессу всерьез, пыталась воспользоваться им только для создания видимости в международном общественном мнении. Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана.
Действия же Еревана рационального объяснения не имеют, если не брать в расчет его «разочарование» в политике Москвы. Из этого вытекало такое важное условие, как признание сторонами территориальной целостности друг друга. Ведь в противном случае немыслимо говорить о мирном договоре. Правда, армянские эксперты указывали, что есть проблема, касающаяся безопасности армянского анклава в Нагорном Карабахе, и Ереван настаивал на создании для этого международного механизма. И в этом как раз главный парадокс. Вдруг «неожиданно» стало выясняться, что у Еревана и Баку разные представления о том, что такое территориальная целостность и уважение суверенитета друг друга, а заключенное 9 ноября 2020 года при посредничестве Москвы мирное соглашение видится всего лишь завершением военной фазы конфликта. Выступая в парламенте 18 апреля, Пашинян заявил, что Армения готова признать целостность Азербайджана в границах Азербайджанской ССР, но к договору «должны быть прикреплены подготовленные в СССР карты территории Армянской и Азербайджанской ССР в качестве основы территориальной целостности». По Пашиняну, «если Азербайджан признает нашу территориальную целостность, основанную на соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, мы готовы перейти к взаимному признанию территориальной целостности на этой основе». Более того, на встрече с заместителем помощника госсекретаря США Эрикой Олсон армянский премьер говорил о необходимости формирования «международного механизма диалога» между властями Азербайджана и проживающими в его Карабахском регионе армянами.