XXХII Международные Рождественские образовательные чтения официально откроются в Москве 24 января 2024 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя.
В МФЮА прошли XXXI Международные Рождественские образовательные чтения
Рождественские образовательные чтения открылись в Государственном Кремлевском Дворце. Международные Рождественские образовательные Чтения 2024 года в Москве. Организаторы конференции: Российский православный университет святого Иоанна Богослова, РОО «ИВан Чай», МФЮУ, Международные Рождественские образовательные чтения.
«XXXII международные Рождественские образовательные чтения»
Во вступительном слове, открывающем секцию, Михаил Григорьевич Щепенко говорил о том, что искусство должно быть воспитателем духовных ценностей, о тщете и тлетворности сиюминутных веяний. На вопрос зрительницы из Краснодарского края, Ольги Кириенко, учительницы и руководителя театрального кружка, о том, «каким должен быть современный герой в театре? Горький говорил в иной общественной ситуации «пришло время нужды в героическом». Михаил Щепенко убежден: такое время было всегда. Другое дело, есть причины угасания этого духа. Зрительница из Переславля-Залесского Людмила Маркина, специально приехавшая на Рождественские чтения, чтобы посетить секцию театра, высказала идею о необходимости включать в школьную программу такие спектакли, как «Не унывай!
Все участники конференции должны пройти регистрацию , после чего на почту будет отправлена ссылка для дистанционного подключения к работе конференции. К публикации принимаются статьи объемом не менее 4 и не более 10 страниц текста. Текст не должен содержать в себе таблицы. Список литературы — не более 5 наименований. На первой странице вверху печатается заголовок доклада прописными буквами, выравнивается по центру. Под заголовком справа курсивом печатаются инициалы и фамилия автора авторов , место работы. Далее идут аннотация статьи и ключевые слова на русском языке.
Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ. Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества. Миссионерское служение Русской Православной Церкви. Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Церковь и молодежь.
Поэтому секуляризм как система, определяющая отношения Церкви и государства, вполне приемлем, а в нынешних условиях, наверное, единственно возможен. А вот о каком же секуляризме не может быть и речи, и против какого секуляризма мы как Церковь должны бороться всеми силами? Это политика отделения Церкви от человеческой души, это вытеснение Церкви на периферию общественной и даже личной жизни. Мы же помним, как люди скрывали свою религиозность, боялись сказать о себе как о православных людях — и не только на работе, но порой даже в кругу друзей! Вот такого рода секуляризм, который пытается отделить от души человека религиозную веру, есть не что иное, как воинствующий атеизм, и против такого секуляризма Церковь призвана бороться. Церковь призвана бороться за свои права, за то, чтобы у нее была возможность обращаться к каждому человеку, за право каждого человека быть верующим, посещать храм, молиться вне зависимости от того, какое положение он занимает в обществе. Слава Богу, что у нас сегодня православный президент и большая часть людей во власти связывают себя с Православной Церковью. Но ведь сегодня одно, а завтра может быть другое. Так вот, государственное устроение России ни в коем случае не должно поощрять отделение Церкви от человека, то есть создание некоего гетто для деятельности Церкви. Мы знаем, как такое гетто пытались создать в советское время, и дай Бог, чтобы такого секуляризма никогда у нас не было. Посмотрите на Запад, на то, что происходит там в нравственной, духовной жизни людей. Настоящий, очевиднейший упадок! И не только для нас, которые смотрят на ситуацию с определенного расстояния, но и для тех, кто там живет. Поэтому секуляризм секуляризмом, а вера православная — верой, и Церковь — Церковью.
В Серове открылся епархиальный этап ХХХП Международных Рождественских Образовательных чтений
Церковь и молодежь. Личность, общество и Церковь в социальном служении. Духовное образование в Русской Православной Церкви и духовно-нравственное воспитание в высшей школе. Древние монашеские традиции в условиях современности. Традиции православного храмостроительства.
Форум будет посвящен теме «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Обращаем внимание участников Чтений на то, что некоторые мероприятия также пройдут накануне и по завершении основных дат Чтений. Просим учесть это при бронировании билетов и гостиниц. В этот же день в 16:00 в Государственном Кремлевском дворце состоится Торжественное открытие Чтений.
Жизнь Церкви и святоотеческое наследие. Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ. Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества. Миссионерское служение Русской Православной Церкви.
Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.
Зрителями концерта стали 1000 человек. Трансляцию концерта в онлайн-формате просмотрели 1100 человек. В Сергиевском зале Храма Христа Спасителя 27 января 2023 года была организована работа педагогических мастерских «Определяющие влияние личности педагога в системе дополнительного образования на духовный выбор ребенка». Своими идеями и творческим опытом поделились лучшие педагоги страны, работающие в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Состоялись 7 мастер-классов по различным направлениям дополнительного образования. Организатор данной секции выступил Некоммерческий Фонд «Детский епархиальный образовательный центр» под руководством иерея Дионисия Лёвина. В Белом зале Храма Христа Спасителя: 24 января состоялась научно-практическая конференция. Темой обсуждения стало «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект «Будущее наследие».
Конференция проходила в рамках направления XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации». Секцию возглавили епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор.
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
Приветствую вас на Международных Рождественских образовательных чтениях, которые вновь объединили представителей духовенства, органов власти, науки, культуры и педагогов из разных регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. как основе для духовного воспитания и единения народа и был. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.
Международные Рождественские образовательные Чтения 2024 года в Москве
Любимова назвала тему Чтений «чрезвычайно важной» и подчеркнула, что «сегодня взаимодействие культурных, образовательных, научных институтов и Русской Православной Церкви находится на высоком уровне». Православная культура — это образец явлений, которые происходят в обществе», - завершила свою речь Ольга Борисовна. Подводя итоги пленарного заседания, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «С удовольствием хотел бы подвести итоги. Размышляя о секуляризме, мы должны ясно сказать самим себе, о чем идет речь. У этого понятия есть несколько измерений. Одно из них — юридическое, когда Церковь юридически отделяется от государства. Такая система существует во многих странах мира, в том числе России, и мы знаем, что отделение Церкви от государства само по себе не может нанести реальный ущерб духовной жизни народа, потому что касается надстроечных понятий, человеческих институций. Кроме того, мы живем в многорелигиозном обществе, и если не отделять государственную политику от политики церковной, то в условиях многокультурного и многорелигиозного общества можно столкнуться со многими и многими проблемами. Поэтому секуляризм как система, определяющая отношения Церкви и государства, вполне приемлем, а в нынешних условиях, наверное, единственно возможен.
А вот о каком же секуляризме не может быть и речи, и против какого секуляризма мы как Церковь должны бороться всеми силами? Это политика отделения Церкви от человеческой души, это вытеснение Церкви на периферию общественной и даже личной жизни. Мы же помним, как люди скрывали свою религиозность, боялись сказать о себе как о православных людях — и не только на работе, но порой даже в кругу друзей! Вот такого рода секуляризм, который пытается отделить от души человека религиозную веру, есть не что иное, как воинствующий атеизм, и против такого секуляризма Церковь призвана бороться. Церковь призвана бороться за свои права, за то, чтобы у нее была возможность обращаться к каждому человеку, за право каждого человека быть верующим, посещать храм, молиться вне зависимости от того, какое положение он занимает в обществе.
Несколько дней назад Издательство Московской Патриархии открыло новую книжную серию «Обретение веры». Участники и гости Рождественских чтений имеют возможность познакомиться сразу с четырьмя книгами серии, вышедшими в свет: «Таинства Церкви.
Подготовка и участие». Песни Великой Отечественной войны».
В этом году предметом обсуждения была тема - «Вера и знание: прошлое и настоящее», тема, безусловно, актуальная, проходящая через все исторические эпохи и все культуры, включая, конечно, и отечественную. Эти и похожие вопросы стали предметом обсуждения студентами и преподавателями и вызвали их неподдельный интерес. По завершению работы конференции слово взяла заведующая сектором по работе с учреждениями высшего и среднего профессионального образования Отдела религиозного образования и катехизации Татьяна Игоревна Белозерова.
Она высоко оценила уровень подготовки и презентации студенческих докладов и выразила пожелание продолжить сотрудничество нашего университета с Омской митрополией.
Станции метро «Александровский сад», «Библиотека им. Вход по пригласительным билетам с 14:00. Работа направлений Чтений. ХI Парламентские встречи. Государственная Дума РФ. Москва, улица Охотный ряд, дом 1. Станция метро «Охотный ряд». Вход только по для приглашенных лиц.
Вход по пригласительным билетам. Могут быть заказаны экскурсии, график и количество которых следует заранее согласовать с руководством Исторического парка. В Историческом парке новая экспозиция «Петр Великий. Рождение империи; Выставка «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь» специально продлена до 29 января 25 января — 10 февраля. Выставочный зал Храма Христа Спасителя ул.
XXXII Международные Рождественские образовательные чтения
Доклад на пленарном заседании XXХII Международных Рождественских образовательных чтений | Завершились XXXI Международные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» 27 января в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя. |
Конструктор православных сайтов - Приход.ру | МОСКВА, 24 янв — РИА Новости. Президент России Владимир Путин в своем приветствии участникам 32-х Международных рождественских образовательных чтений (МРОЧ) выразил уверенность, что чтения вызовут широкий интерес, а инициативы участников будут. |
Рождественские образовательные чтения — Википедия | Международные Рождественские Образовательные чтения – это масштабный церковно-государственный форум, направленный на обсуждение вопросов духовно-нравственного просвещения, гражданского и патриотического воспитания, других значимых направлений. |
Завершена работа XXХII Международных Рождественских чтений | | 26-27 января 2023 года в Мироваренной палате Патриаршего дворца состоялась XXV заседание секции «Церковные древности» Международных Рождественских Образовательных чтений. |
Рождественские Чтения-2024 начинаются в Москве. Публикуем программу социального направления | МОСКВА, 24 янв — РИА Новости. Президент России Владимир Путин в своем приветствии участникам 32-х Международных рождественских образовательных чтений (МРОЧ) выразил уверенность, что чтения вызовут широкий интерес, а инициативы участников будут. |
В РПЦ считают, что рождественские чтения-2023 помогут формированию "русской идеи"
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы проходила работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. Тема Чтений в этом году была определена как «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Организаторами работы направления выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Зачатьевский монастырь.
Просим учесть это при бронировании билетов и гостиниц.
Будет организована трансляция ключевых конференций и семинаров. Соответствующая информация будет размещаться на информационных ресурсах Чтений по мере поступления данных от ответственных лиц от Направлений. Для участников Чтений, которые не смогут приехать в Москву, в случае включения в программу будет организована возможность выступить с докладом в удаленном режиме.
Следите за информацией.
На пленарном заседании в Государственном Кремлевском дворце собралось свыше 5000 человек, и среди них директор Губернаторского колледжа Валентин Железчиков и протоиерей Святослав Зулин, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии. Валентин Павлович принял участие в работе семинара «Традиционная православная культура русского народа как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания», проходившей в красном зале Храма Христа Спасителя. А на секции «Театр. Духовно-нравственная безопасность государства» поделился опытом работы колледжа в этом направлении.
Собянин, главы ряда федеральных министерств. Общее число участников делегаций, приявших участие в Торжественном заседании, составило более 5000 человек. В рамках ХI Парламентских встреч были организованы три круглых стола: «Церковь, государство, армия: историческая традиция и современные аспекты соработничества», «Перспективы развития образования в русле традиционных духовно-нравственных ценностей» и «Пути совершенствования мер, направленных на народосбережение и стимулирование рождаемости». Всего за время Рождественских чтений состоялись 145 самостоятельных мероприятий, распределенных по 19 направлениям.
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
Вопросы просвещения и образования, сохранения исторической памяти и преемственности поколений – темы, которые обсуждают в Москве на Международных рождественских образовательных чтениях. Приветствие участникам форума направил президент. Уважаемые участники XXXI Международных Рождественских образовательных чтений! XIII Сахалинские Рождественские образовательные чтения (далее – Чтения).
Доклад на пленарном заседании XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
Ранее, в заседании от 16 марта 2023 года (журнал № 1), Священный Синод определил провести XII Парламентские встречи 23 января 2024 года, а XXXII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 24 по 27 января 2024 года. Международные Рождественские образовательные чтения -церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. В Москве открываются XXXII Международные Рождественские образовательные чтения на тему: «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». 25 января 2023 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное пленарное заседание XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные.
В Москве открылись XXXI Международные Рождественские образовательные чтения
Действительно, общие ценности создают надежную основу для взаимодействия Церкви, других наших традиционных религий и государства. Человеку с детства необходимо объяснять, что стоит за словами «любовь», «вера», «семья», «нравственный долг», «добро», «милосердие», «ответственность», «честность». В своем выступлении Министр Образования Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов назвал серьезным шагом в области сохранения семейных ценностей стало утверждение Президентом «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Среди прочего этот документ призывает к тому, чтобы Россия играла ведущую роль в защите традиционных ценностей не только при осуществлении внутренней политики, но и на международном уровне. В документе подчеркивается значение Православия, других традиционных религий нашей страны в деле сохранения и защиты этих ценностей. Для всех участников было подготовлено несколько площадок, на которых обсуждались важные вопросы духовно — нравственного просвещения: «Деятельность церкви в сфере образования и катехизации»; «Издательская деятельность церкви»; «Традиции, диалог, внешние связи»; «Церковь и культура»; «Жизнь церкви и святоотеческое наследие»; «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» и другие. Данный проект — это попытка создания медийного просветительского цикла, в простой, доступной форме отвечающего на эти основные бытийные вопросы. Адресован он подростковой аудитории, находящейся в процессе осмысления себя и своего места в окружающем мире.
Баумана, Конференц зал, Рубцовская наб. Иерей Евгений Лищенюк, настоятель храма Богоявления Господня Воронежа, руководитель реабилитационного центра для зависимых женщин и центров реабилитации для мужчин, директор благотворительного фонда святителя Антония Смирницкого. Епископ Каменский и Камышловский Мефодий, руководитель Координационного центра противодействия наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Круглый стол. Обсуждение заявленных тем Подведение итогов Круглого стола Секция «От обедов до приютов: комплексный подход к оказанию помощи бездомным» Секция посвящена десятилетию Ангара спасения службы помощи «Милосердие», г. Москва 26 января 15:00—17:00 Место проведения: Синодальный отдел по благотворительности, конференц-зал, ул. Кусков И. Демонстрация ролика, посвящённого десятилетию Ангара спасения службы помощи «Милосердие» Вышинский О. Круглый стол «Просветительские и образовательные проекты для глухих, слабослышащих и добровольцев в интернет- пространстве». Начало в 9. Москва, духовник общины глухих и слабослышащих храма «Идите и научите все народы. Вызовы времени: возможно ли использовать интернет платформы для просвещения? Иерей Игорь Шиляев, клирик Вятской епархии, председатель Кировской региональной общественной организации «Вятский духовно-просветительский и социальный центр для глухих «Елена»», духовник Вятской общины глухих «Медиацентр для глухих» — первый опыт в Кирове» Диакон Артемий Овчаренко, клирик храма св. Москва, духовник общины глухих и слабослышащих храма «Социальные сети как способ катехизации и привлечения молодёжной аудитории к миру глухих» телеграмм-канал «Зримые голоса», 500 подписчиков Андрейкин Андрей, руководитель образовательного центра для глухих «Десница», «Достучаться до сердец, где проще» телеграмм канал «Десница» 500 подписчиков, Ютюб канал 3350 подписчиков, 350 тыс. Долгова Мария, переводчик жестового языка общины глухих при Благовещенском кафедральном соборе г. Йошкар-Олы «Телеграмм канал с нуля, опыт запуска канала, что легко, а что сложно» телеграмм канал «Мир в жестах», 50 подписчиков. Винтер Дарья, переводчик жестового языка храма во имя святого Александра Свирского г. Новосибирск, «Творчество: песни, стихи, проповеди на жестовом языке, интересы публики» авторский Ютюб канал 800 подписчиков, 73 тыс. Социальное в искусстве или искусство в социальном: осмысление и преображение 30 января 11:00—16:00 Место проведения: ПСТГУ, Филаретовский зал, Лихов пер. Куратор: Янин Степан Юрьевич, преподаватель кафедры социальной работы Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Зальцман Татьяна Валерьевна, к. Москва «Как фильмы помогают специалистам помогающих профессий развивать эмоциональный интеллект» Маркова Наталия Геннадиевна, психолог, руководитель центра социальной поддержки АНО «Друзья общины святого Эгидия», Федунина Н. Москва «Влияние современного искусства на формирование общественного мнения о проблемах паллиативных больных» Бурмистрова Ирина Викторовна, к. Москва «Социальное в воображаемом. Как проблемы общества находят своё отражение в фэнтези-мирах и научной фантастике». Леонтьева Вероника Викторовна, руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Владимир «Создание мультфильма как возможность подружиться со слепым ребенком» Радионович Арина Михайловна, к. Творческий мастер-класс. Ответственный секретарь: протоиерей Сергий Звонарёв, секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата zvonariov rambler. Председатель: протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.
Организаторами работы направления выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Зачатьевский монастырь. Для аудитории, принимающей участие в Чтениях дистанционно, была организована трансляция на YouTube-канале Зачатьевского монастыря. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, возглавил президиум пленарного заседания.
Несложно заметить циклично повторяющиеся ситуации. Чрезмерный патернализм с тоской по сильной державной руке, которая сама наведет во всем порядок, и философия «моя хата с краю» неизбежно приводят не только к пагубным для народной жизни явлениям крайнего тоталитаризма и культа личности, но и к общественно-политическому и духовно-нравственному кризису. И через то, и через другое прошла наша страна, как хорошо известно, особенно старшему поколению. Единственным выходом из такого кризиса становится возрождение национального самосознания, возвращение к пониманию того, что от слаженных действий каждого человека зависит благополучие страны и народа. Такой взвешенный и духовно зрелый подход поможет преодолеть дефицит личной ответственности за судьбу Отечества. А этот дефицит присутствует: мол, не мое это дело, пусть наверху решают, а я здесь своим делом занимаюсь. От каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить, насколько справедливым будет социальное устройство, сколько в нашем мире будет любви, доброты и сострадания. Сегодня, когда страны исторической Руси переживают трагический период во взаимоотношениях, все больше наших соотечественников — слава Богу — сознают свою христианскую и гражданскую ответственность. Это выражается, в частности, в активно развивающемся движении добровольчества. Пусть же такое единомыслие, солидарность, взаимная поддержка и готовность трудиться на благо страны будут всегда, а не только когда Отечество в опасности или когда возникают какие-то внутренние трудности. Убежден, тогда Россия будет развиваться успешно и поступательно, без потрясений и культурных катастроф, а народ наш будет действительно возрастать духовно и нравственно. Об этом, признаюсь вам, и молитвы Патриарха. Причудливой крайностью пассивного по своей сути патернализма является болезненная склонность к активной критике всего и вся, принципиальное несогласие и убежденное инакомыслие. Оно часто проистекает не из действительно другой и имеющей разумное обоснование точки зрения, но является принципиальным желанием всегда противопоставлять себя мнению окружающих. Феномен движения «несогласных» родился, с одной стороны, как ответ на чрезмерный патернализм в русском общественном сознании, а с другой стороны, возник под несомненным влиянием европейских либеральных идей, начавших активно проникать в нашу страну с эпохи Петровских реформ. Мне уже доводилось немало говорить о разрушительных последствиях для культуры и жизни народа той политики секуляризации, которую проводил император Петр Первый при всем уважении к его государственному гению и несомненной ревности о пользе России. Именно тогда в русской культуре произошел трагический надлом и разделение. Мода на все иностранное, введенная Петром Великим, осталась в русской жизни на столетия. Увлечение писателями-просветителями, в чьих произведениях сквозит насмешливое, а нередко и откровенно глумливое отношение к религиозной традиции, сочинениями бунтарей-романтиков, философов-материалистов, способствовало формированию в части русского общества пренебрежительно-презрительного отношения к национальной культуре, истории и православной духовной традиции при идеализации зарубежного образа жизни как единственно возможного и правильного. Проблема, однако, в том, что, как с горечью писал Федор Михайлович Достоевский, «русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России»[4]. Не буду сейчас комментировать, но это очень сильные слова Федора Михайловича. Революционное движение в России, перевернувшее историю страны в XX веке, готовилось на протяжении столетий, в том числе века XIX-го, через приобщение к европейским политическим идеям и социальным учениям. Но вместе с тем, нет худа без добра, как говорят в нашем народе. Словно в ответ на распространение этих чуждых влияний и представлений о якобы ущербности русской национальной традиции, как попытка осмыслить самобытный духовный путь России, родились великая русская классическая литература и религиозная философия, шедевры отечественной музыки и художественной культуры — все то, чем так восхищается сегодня весь мир. Новаторское для своего времени творчество Пушкина, гармонично соединившее в себе достижения западной словесности и любовь к русскому языку и родной культуре, стало убедительным свидетельством, что при желании возможно находить точки соприкосновения и выбирать лучшее. Примечательно, что обращение деятелей искусства к православным духовным ценностям и церковной традиции помогало преодолевать трагический надлом в русской культуре. Раскрывших так, что до сих пор их интерпретация русской истории и русской культуры остается актуальной. Дух борьбы и бунтарства, свойственный многим любителям европейской культуры и западных ценностей, действует и в наше время. Сегодня он являет себя в тех сынах противления Еф. Такие люди, как правило, не замечают разрушительных последствий своих поступков, если только, конечно, не действуют сознательно. Их духовный настрой гениально выразил Чехов устами героя одного из своих рассказов: «главное, перевернуть жизнь, а все остальное неважно»[5]. Именно таким принципом руководствовались, к сожалению, многие наши общественные и политические деятели в начале XX века, сначала торжествуя по поводу горького поражения нашей страны в русско-японской войне, затем радуясь революционным переменам 1905-1907 годов, а впоследствии с восторгом встречая февральские и октябрьские события 1917 года. К чему привели эти ликования свободомыслящих людей, мы хорошо знаем из истории века XX-го. Вспомним слова Христа Спасителя: «По плодам их узнаете их» Мф. Что же мы видим сегодня? В публичных высказываниях некоторых соотечественников и сегодня льются взаимные оскорбления, ложь, клевета, сеются общественные разделения, раздражение, осуждение и даже ненависть. Злословие, крикливая надменность и лукавая ревность проникают, к сожалению, и в церковную среду, внося смущения и раздоры среди верующих. Для православного христианина вполне очевидно, что корни явления — в «матери всех страстей» гордости. Посему «каждый смотри, как строит» 1 Кор. Многие святые отцы и учители Церкви настоятельно советуют удаляться от злословящих людей и избегать участия в подобных спорах и прениях даже под видом благочестивой ревности, ибо споры эти бесполезны и суетны Тит. Преподобный Исаак Сирин и вовсе строго предупреждает: «Человек, который дал волю языку своему говорить о людях и доброе, и худое, недостоин Божественной благодати»[6]. Как Предстоятель Русской Церкви обращаюсь ко всем ее верным чадам: сохраняя способность к объективной оценке происходящего в нашей стране, не втягивайтесь в порочный круг критиканства, порожденного не реальной заботой о благополучии Родины и ее граждан, а политическими амбициями отдельных политиков или влиянием извне. Ибо в противном случае невозможно созидательно трудиться на пользу Отечества. Это будет самым правильным христианским ответом. Помните о том, что плод праведности в мире сеется у тех, кто хранит мир Иак. Один известный отечественный мыслитель некогда очень ярко и точно сформулировал: «Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию»[7]. Надеюсь, что в нашем обществе будет развиваться высокая культура аргументированного и по-настоящему взаимоуважительного диалога. Культура общения, гармонично соединяющая в себе культуру мысли и культуру слова, не должна провоцировать игру страстей, но, напротив, призвана способствовать достижению общей пользы и блага и служить решению, а не усложнению проблем. Очень надеюсь, что, по крайней мере, наше церковное сообщество, наши церковные публицисты и писатели обратят внимание на эти слова Патриарха. А если за пределами Церкви кто-то услышит и захочет следовать услышанному — дай Бог! Хотя на это мало надежд, уж слишком сильно бурлит море за пределами церковной гавани. Переживаемое нами непростое время — это время сугубой ответственности за страну, народ и Церковь. Для успешного преодоления всех испытаний нашему обществу сегодня особенно необходимо единомыслие, которое невозможно без осознания личной нравственной ответственности за судьбу России. Это единомыслие не в стиле антиутопий Замятина или Оруэлла, когда все должны думать абсолютно одинаково и по шаблону[8]. Конечно, нет! Каждый человек создан Богом свободной личностью, и разномыслиям между нами надлежит быть, дабы открылись искусные 1 Кор. О единстве, к которому нам необходимо стремиться, исчерпывающе сказано в известной формуле: в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь. Главное — это верность родной стране, желание трудиться ради пользы Отечества, искренняя любовь и уважение к истории и духовной традиции народа при несомненном признании ключевого значения православной веры для русской культуры и русской государственности и, конечно, при уважении к другим традиционным религиям и культурам.