С 23 по 27 января в Москве прошли XXXII Международные Рождественские образовательные чтения. Полная программа Рождественских чтений доступна по ссылке; все новости форума – в канале @mroc_pravobraz. НОВОСТИ. Итоговый документ XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». 27 января 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялось итоговое заседание XXХII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура. Во вступительном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, в частности, отметил: «Международные Рождественские образовательные чтения 2023 года посвящены теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений в Республике Коми проводится с 2015 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений как церковно-общественный форум в сфере образования, культуры.
«XXXII международные Рождественские образовательные чтения»
XXXI Международные Рождественские образовательные чтения пройдут с 25 по 27 января 2023 года, такое решение принял на своем заседании 25 августа 2022 года Священный Синод Русской Православной Церкви. НОВОСТИ. Итоговый документ XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». национальной идеи, которую Россия.
В Москве проходят XXXII Международные Рождественские образовательные чтения
В ходе Чтений было проведено 58 секций по следующим направлениям: Катехизация и воскресные школы в городе Омске и Омской области. Духовно-нравственное воспитание детей в системе ДОУ. Духовно-нравственное воспитание детей в системе общеобразовательных школ. Духовно-нравственное воспитание в системе работы учреждений высшего и среднего профессионального образования. На различных площадках прошли секционные заседания, круглые столы, конференции, семинары, практикумы, фестивали, конкурсы, мастер-классы и было заслушано 670 выступлений. С подробной информацией чтений можно ознакомиться в открытой группе «Рождественские чтения г. Татианы; всего приняло участие 150 человек и выступило с докладами 37 человек, был предоставлен практический опыт работы на приходах. В рамках направления «духовно-нравственное воспитание в системе работы в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Омска» в дистанционном формате проведено семь секций. В работе секций выступили с докладами 194 человека, было заслушано 106 докладов. Секции проходили дистанционно, поэтому была возможность прослушать представленный опыт каждого выступающего. В Рождественском фестивале для дошкольников «Рождественское чудо» было представлено 174 творческих номера.
В рамках направления «духовно-нравственное воспитание в системе работы в бюджетных общеобразовательных организаций» было проведено 12 секций, приняло участие 655 человек и заслушано 154 доклада. Секции прошли на базовых площадках образовательных организаций: БОУ г. Омск; БОУ г.
Человеку с детства необходимо объяснять, что стоит за словами «любовь», «вера», «семья», «нравственный долг», «добро», «милосердие», «ответственность», «честность». В своем выступлении Министр Образования Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов назвал серьезным шагом в области сохранения семейных ценностей стало утверждение Президентом «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Среди прочего этот документ призывает к тому, чтобы Россия играла ведущую роль в защите традиционных ценностей не только при осуществлении внутренней политики, но и на международном уровне.
В документе подчеркивается значение Православия, других традиционных религий нашей страны в деле сохранения и защиты этих ценностей. Для всех участников было подготовлено несколько площадок, на которых обсуждались важные вопросы духовно — нравственного просвещения: «Деятельность церкви в сфере образования и катехизации»; «Издательская деятельность церкви»; «Традиции, диалог, внешние связи»; «Церковь и культура»; «Жизнь церкви и святоотеческое наследие»; «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества» и другие. Данный проект — это попытка создания медийного просветительского цикла, в простой, доступной форме отвечающего на эти основные бытийные вопросы. Адресован он подростковой аудитории, находящейся в процессе осмысления себя и своего места в окружающем мире. Основная задача проекта — помочь подросткам понять, что говорит христианство о человеке, его происхождении, призвании и достоинстве.
Древние монашеские традиции в условиях современности. Традиции православного храмостроительства.
Православие и спорт. Православная биоэтика. Каждое направление содержало в себе различные мероприятия: секционные заседания, круглые столы, презентации, конференции и т.
Говорили о роли театра и современном состояния кинематографа, об истории государства и его исторических личностях, о том, что культура не может существовать без религии и что цель искусства заключается в поиске Бога в человеке. Протоиерей Святослав Зулин так подвёл итог посещения Рождественских чтений: «В деле воспитания подрастающего поколения сегодня должны восторжествовать общечеловеческие ценности и достижения гуманистического наследия, опирающиеся на богатое наследие православной культуры. Нам жизненно необходимо признать, что воспитание личности на основе нравственных принципов православия даёт человеку возможность стоять на действительно прочной основе». Фото из архива директора колледжа.
«XXXII международные Рождественские образовательные чтения»
Им противопоставляются новации, действительно бросающие вызов нравственной природе человека, ведущие к нравственной гибели, а значит, к деградации всего человеческого общества. Вряд ли и взрослый человек может увидеть в этом какой-то урок, но подросток — а ведь именно на них ориентированы некоторые подобные проекты — точно воспринимает все иначе и примет зло за пример для подражания, а добро он может просто не увидеть, потому что автор показал его в ложном и карикатурном свете. Прошу Министерство культуры обратить на это внимание и, в частности, содействовать распространению действительно доброго кино, особенно для детей и молодежи. К сожалению, оно нередко остается малоизвестным и ограничивается фестивальными площадками. Надо доносить до массового зрителя лучшие фильмы кинофестивалей «Лучезарный ангел», «Золотой витязь» и подобных им. Министерство просвещения также прошу обратить внимание на случаи, когда в числе изучаемых в школьном курсе литературы произведений оказываются образцы, сомнительные с точки зрения утверждения нравственных ценностей. Некоторые случаи подобных учительских экспериментов уже получили огласку и отрицательную реакцию в обществе. Со своей стороны мог бы предложить к прочтению в школах произведения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Эти произведения иногда просто замалчиваются, но они действительно являются выдающимися художественными произведениями современности. Они отличаются заботой о чистоте русского языка, пропагандируют высокую нравственность, глубокую укорененность в духовной традиции нашего народа и настоящую любовь к Отечеству и его истории. Большой вред воспитанию наносит проведение в школах культурно-массовых мероприятий по случаю Хэллоуина. Давайте избавим наше культурное пространство от этой безобразной вакханалии, привнесенной к нам из-за рубежа, совершенно чуждой нашим традиционным ценностям — историческим, нравственным, духовным, религиозным. Почему это вносится в наше культурное пространство? Нужно задать такой вопрос в первую очередь тем, кто содействует привнесению всех подобных медиапродуктов в нашу информационную среду. Особое внимание хотел бы обратить на культуру речи подрастающего поколения.
К сожалению, грех сквернословия поразил часть наших детей, которые порою ругаются так, что даже взрослым становится стыдно. Необходимо настойчиво бороться с этим позорным для нашей культуры явлением, терпеливо объясняя молодежи недопустимость матерной брани и самим подавая пример чистой и культурной речи. Образование должно стать той средой, где передача духовно-нравственных ценностей станет доминантой. Существенную роль в этом играет изучение Основ православной культуры в 4-х классах. Сейчас это без малого 700 тысяч ребят. Мониторинг 2023 года показывает, что в этом курсе лидируют «Основы православной культуры» и «Светская этика». Это доказывает высокую заинтересованность родителей школьников в стремлении познакомить своих детей с культурой Православия.
В крупных городах есть немало школ, где учится много детей, для которых русский язык неродной. При этом среди приезжих людей много и тех, кто с уважением относится к нашему народу, нашей культуре, нашим традициям. И мы слышали высказывания родителей и даже некоторых представителей духовенства иных религий о том, что важно детям мигрантов преподавать Основы православной культуры, потому что для России это объединяющее начало, важный способ интеграции не только детей, но и их семей. Кроме того, это помогает интегрировать в нашу отечественную культуру и традицию представителей иных вер, прибывших к нам с добрыми мыслями. Многие из представителей иных религий говорят: пусть наши дети больше узнают в школе о традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Поэтому, когда нам говорят, что не следует преподавать Основы православной культуры, потому что в классе есть мусульмане, хочется спросить: а у самих мусульман спросили? По имеющейся у меня информации очень многие мусульмане готовы изучать Основы православной культуры, потому что они и их родители интегрируются в российское общество и им хочется знать, в том числе, об основах духовной жизни русского народа.
Хочу подчеркнуть, что за последние полтора десятилетия именно Русская Православная Церковь разработала инновационную методическую базу для осуществления преподавания не только Основ православной культуры, но и других религиозных культур в рамках указанного образовательного курса, и процесс методической поддержки развивается. Синодальным отделом религиозного образования и катехизации был создан и успешно работает уже третий год эффективный инструмент методической помощи педагогам, работающим в этих областях — это цифровая образовательная платформа «Клевер Лаборатория», основной миссией которой является помощь педагогам в повышении их квалификации, а подрастающему поколению — в выборе правильных ценностных ориентиров в жизни. И все же в условиях, когда преподавание предмета ограничивается одним годом, что очень печально, достичь требуемого результата крайне сложно. Необходимо и в других классах развивать ценностно-ориентированное обучение, передачу духовно-нравственных ценностей — прежде всего в предметах гуманитарного цикла. Убежден, что каждый предмет из школьного курса, а также внеклассные беседы могут иметь глубокое нравственное и воспитательное содержание и оказать большое влияние на подрастающее поколение. Необходима соответствующая подготовка преподавателей, и не только гуманитарного блока. Большую надежду возлагаем на решения минувшего XXV Всемирного русского народного собора, в ходе которого были подняты вопросы суверенизации национальной системы образования, внедрения в отечественное преподавание, в том числе в высшей школе, новой социогуманитарной парадигмы, опирающейся на российскую цивилизационную идентичность и традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Необходимо найти механизмы, чтобы действительно актуализировать это решение. Еще один важный аспект православного образования — это православные школы и гимназии. Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны. Преосвященные владыки, к вам сейчас обращаюсь. Вы в первую очередь ответственны за открытие православных школ в епархиях. Прошу Синодальный отдел религиозного образования совместно с Министерством просвещения проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались.
А в программу деятельности епархиальных Преосвященных прошу поставить этот вопрос как приоритетный. По тому, как у вас развивается работа с учебными заведениями, со школами, насколько интенсивно создаются школы, где преподаются Основы православной культуры, во многом будет зависеть и рейтинг того или иного Преосвященного. Поэтому благословляю Управлению делами Московской Патриархии включить в годовые отчеты всех епархиальных архиереев особый раздел, касающийся православных школ, и информацию о работе таковых. Хотел бы поблагодарить министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова, который в мае 2023 года организовал проведение и возглавил первый форум православных школ и гимназий, состоявшийся в Нижнем Новгороде. Это действительно очень важное событие, и работу, мне кажется, необходимо продолжать. Теперь хотелось бы в заключение сказать несколько слов о церковном искусстве, как инструменте православной миссии. Важнейшей составляющей отечественной культуры всегда было церковное искусство в самых разных проявлениях.
В последнее время в церковном искусстве получил распространение новый и очень неоднозначный стиль написания икон, в которых образы святых больше похожи на персонажей аниме, чем на угодников Божиих, подвиг которых мы почитаем и прославляем в молитве. Я не призываю всех иконописцев непременно работать в стиле Дионисия, преподобного Андрея Рублева или представителей академической школы. Однако думаю, что новый стиль иконописи едва ли может выражать православное понимание эстетики и духовный смысл иконы, которая призвана быть окном в горний мир, свидетельствовать о том, что «Слово плоть бысть» Ин. При этом указанный стиль полагаю возможным в иллюстрациях к книгам духовного содержания, особенно для детей и молодежи. Как иллюстрации в книгах — может даже очень неплохо. А как изображение в церковных помещениях — мне кажется, это не совсем правильно. Впереди у нас много трудов, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры.
Господь наш Иисус Христос, возродивший нас Своим воскресением к упованию живому 1 Пет. Спасительный же голос Церкви да не умолкнет и да будет путеводителем для всех, кто относит себя к великой русской культуре, источником которой было и остается Православие.
Иерей Артемий Жданов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Павлодарской епархии.
Протоиерей Александр Рычков, председатель Комиссии по канонизации святых Тверской и Кашинской епархии; Иванов Павел Сергеевич, кандидат философских наук, журналист, краевед. К 75-летию возвращения мощей святой благоверной Анны Кашинской и преподобного Нила Столобенского».
Форум будет посвящен теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
Обращаем внимание участников Чтений на то, что многие мероприятия также пройдут 24 января. Просим учесть это при бронировании билетов и гостиниц. Будет организована трансляция ключевых конференций и семинаров.
Соответствующая информация будет размещаться на информационных ресурсах Чтений по мере поступления данных от ответственных лиц от Направлений.
Кроме того, «Приход. Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество. У вас хороший подход: все разумно, эргономично и вместе с тем просто, ясно, так что этим удобно пользоваться. Это хорошая основа для плодотворной работы.
В МФЮА прошли XXXI Международные Рождественские образовательные чтения
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ —церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного. это масштабный церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания. 24 ноября 2022 года в стенах университета МФЮА традиционно прошел региональный этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений в Республике Коми проводится с 2015 года в рамках Международных Рождественских образовательных чтений как церковно-общественный форум в сфере образования, культуры. XXXII Международные Рождественские образовательные чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» пройдут в Псковском государственном университете 8–10 декабря.
В Москве проходят XXXII Международные Рождественские образовательные чтения
Под заголовком справа курсивом печатаются инициалы и фамилия автора авторов , место работы. Далее идут аннотация статьи и ключевые слова на русском языке. Статья предоставляется в электронном виде по электронной почте: bazylek yandex. Статьи и заявки должны быть присланы прикрепленными файлами. Название файла с заявкой должно содержать слово «заявка» и фамилию автора. Вопросы можно направлять в адрес оргкомитета: teologiapskov mail. По результатам работы конференции будет издан сборник научных статей РИНЦ с постатейным размещением в e-Library, который будет разослан участникам в PDF-формате.
Монахиня Георгия Бестаева , Аланский Богоявленский женский монастырь. К 75-летию возвращения мощей святой благоверной Анны Кашинской и преподобного Нила Столобенского». Протоиерей Евгений Попович, председатель отдела по канонизации святых Владикавказской епархии.
Патриарх Кирилл обозначил главную тему в этом году — «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». И основную угрозу, когда в качестве нормы навязывается неприемлемое. И в каком-то смысле Россия все больше и больше становится похожей на остров Свободы, потому что мы отстаиваем то, те ценности, которые и обеспечивают человеческую свободу.
Текст не должен содержать в себе таблицы. Список литературы — не более 5 наименований. На первой странице вверху печатается заголовок доклада прописными буквами, выравнивается по центру. Под заголовком справа курсивом печатаются инициалы и фамилия автора авторов , место работы. Далее идут аннотация статьи и ключевые слова на русском языке. Статья предоставляется в электронном виде по электронной почте: bazylek yandex. Статьи и заявки должны быть присланы прикрепленными файлами.
Международные Рождественские образовательные Чтения 2024 года в Москве
В РПЦ считают, что рождественские чтения-2023 помогут формированию "русской идеи" | XXXI Международные образовательные чтения (2023). |
XXXI Международные Рождественские образовательные чтения | XXХII Международные Рождественские образовательные чтения официально откроются в Москве 24 января 2024 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. |
ХХХI Международные Рождественские образовательные чтения завершились - Сызранская Епархия | МОСКВА, 24 янв — РИА Новости. Президент России Владимир Путин в своем приветствии участникам 32-х Международных рождественских образовательных чтений (МРОЧ) выразил уверенность, что чтения вызовут широкий интерес, а инициативы участников будут. |
Состоялось итоговое заседание XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
Любые другие сайты, так или иначе воспроизводящие название Музеев Московского Кремля, не имеют никакого отношения к нашему музею и принадлежат перекупщикам, продающим билеты по цене, завышенной в несколько раз. У вас будет возможность не просто увидеть выставку и прослушать экскурсию, но узнать историю работы над этим уникальным выставочным проектом, задать вопросы и пообщаться с авторами выставки. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России его отмечают широко, красиво и торжественно. На экскурсии Вы узнаете, как отмечали в старину Пасху, какие застолья и увеселения сопровождали этот праздник, как одаривали цари приближённых и членов своего семейства. Программа проводится на территории Кремля, в Успенском соборе и Оружейной палате. Билеты — в продаже на сайте и в кассах музея.
Музеи Кремля приглашают на концерт «Пасхальная радость» из цикла «Музыкальные встречи в Кремле» 20 мая 2024 г. Специально для концерта «Пасхальная радость» музыкантами была предложена интересная и разнообразная программа, в которую войдут духовные произведения и романсы знаменитых русских композиторов XIX—XX веков — П. Чайковского, С. Рахманинова и А. Скрябина, а также сочинения наших современников — Р. Щедрина, А.
Левина, А.
Все уточнения, поступающие от направлений, оперативно вносятся как на сайте, так и в мобильном приложении «ПравОбраз» для участников Чтений. Всего в рамках направлений запланировано более 160 мероприятий. Первый заместитель председателя Совета Федерации А. Были озвучены названия круглых столов, названы ответственные за их проведение, также А. Яцкин сообщил о времени начала работы круглых столов и пленарного заседания в Совете Федерации, которое состоится под руководством Святейшего Патриарха Кирилла и председателя Совета Федерации В. В ходе заседания были обсуждены рабочие вопросы подготовки к проведению Чтений, организации культурной программы, необходимости оповестить участников и спикеров Чтений о мобильном приложении «ПравОбраз». В заседании Оргкомитета приняли участие: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; А.
Васильева, президент Российской академии образования; Н. Преподобная, статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ; иеродиакон Вячеслав Серегин , руководитель Аппарата Синодального отдела религиозного образования и катехизации, руководитель Секретариата Чтений; В. Еремин, начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике; М. Стемпковский, член президиума Российской академии наук, доктор технических наук, профессор; игумения Иулиания Каледа , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; иерей Василий Родионов, помощник председателя Синодального отдела по делам молодежи, заместитель ответственного секретаря направления «Церковь и молодежь»; диакон Димитрий Бакланов, помощник председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; В.
Духовно-нравственное воспитание детей в системе ДОУ. Духовно-нравственное воспитание детей в системе общеобразовательных школ. Духовно-нравственное воспитание в системе работы учреждений высшего и среднего профессионального образования. На различных площадках прошли секционные заседания, круглые столы, конференции, семинары, практикумы, фестивали, конкурсы, мастер-классы и было заслушано 670 выступлений. С подробной информацией чтений можно ознакомиться в открытой группе «Рождественские чтения г. Татианы; всего приняло участие 150 человек и выступило с докладами 37 человек, был предоставлен практический опыт работы на приходах.
В рамках направления «духовно-нравственное воспитание в системе работы в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Омска» в дистанционном формате проведено семь секций. В работе секций выступили с докладами 194 человека, было заслушано 106 докладов. Секции проходили дистанционно, поэтому была возможность прослушать представленный опыт каждого выступающего. В Рождественском фестивале для дошкольников «Рождественское чудо» было представлено 174 творческих номера. В рамках направления «духовно-нравственное воспитание в системе работы в бюджетных общеобразовательных организаций» было проведено 12 секций, приняло участие 655 человек и заслушано 154 доклада. Секции прошли на базовых площадках образовательных организаций: БОУ г. Омск; БОУ г. В рамках чтений был проведен II Всероссийский Рождественский фестиваль для обучающихся общеобразовательных организаций «Под Вифлеемской Звездой», в котором приняло участие более 400 человек.
Для аудитории, принимающей участие в Чтениях дистанционно, была организована трансляция на YouTube-канале Зачатьевского монастыря. Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы, возглавил президиум пленарного заседания. Открывая пленарное заседание, Его Высокопреосвященство митрополит Феогност приветствовал участников, а затем передал слово докладчикам.
Доклад на пленарном заседании XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
XXVII Международные Рождественские образовательные чтения проходят в г. Москве с 27 по 31 января. XXXII Международные Рождественские образовательные чтения пройдут с 23 по 27 января 2024 года в Москве. как основе для духовного воспитания и единения народа и был. XXXII Международные Рождественские образовательные чтения проходят в период с 23 по 27 января 2024 года. 27 января в Зале Церковных Соборов в 16:00 состоится итоговое заседание.
КРАТКАЯ ПРОГРАММА XXХI Международных Рождественских образовательных чтений
24 ноября 2022 года в стенах университета МФЮА традиционно прошел региональный этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Новости комитета. С 23 по 25 мая 2022 года в г. Москве состоялись XXX Международные Рождественские образовательные чтения – крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования.
ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В Г. МОСКВЕ
Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях. Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Русской православной церкви , педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика. Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.
Любимова назвала тему Чтений «чрезвычайно важной» и подчеркнула, что «сегодня взаимодействие культурных, образовательных, научных институтов и Русской Православной Церкви находится на высоком уровне». Православная культура — это образец явлений, которые происходят в обществе», - завершила свою речь Ольга Борисовна. Подводя итоги пленарного заседания, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «С удовольствием хотел бы подвести итоги. Размышляя о секуляризме, мы должны ясно сказать самим себе, о чем идет речь.
У этого понятия есть несколько измерений. Одно из них — юридическое, когда Церковь юридически отделяется от государства. Такая система существует во многих странах мира, в том числе России, и мы знаем, что отделение Церкви от государства само по себе не может нанести реальный ущерб духовной жизни народа, потому что касается надстроечных понятий, человеческих институций. Кроме того, мы живем в многорелигиозном обществе, и если не отделять государственную политику от политики церковной, то в условиях многокультурного и многорелигиозного общества можно столкнуться со многими и многими проблемами. Поэтому секуляризм как система, определяющая отношения Церкви и государства, вполне приемлем, а в нынешних условиях, наверное, единственно возможен. А вот о каком же секуляризме не может быть и речи, и против какого секуляризма мы как Церковь должны бороться всеми силами? Это политика отделения Церкви от человеческой души, это вытеснение Церкви на периферию общественной и даже личной жизни. Мы же помним, как люди скрывали свою религиозность, боялись сказать о себе как о православных людях — и не только на работе, но порой даже в кругу друзей!
Вот такого рода секуляризм, который пытается отделить от души человека религиозную веру, есть не что иное, как воинствующий атеизм, и против такого секуляризма Церковь призвана бороться. Церковь призвана бороться за свои права, за то, чтобы у нее была возможность обращаться к каждому человеку, за право каждого человека быть верующим, посещать храм, молиться вне зависимости от того, какое положение он занимает в обществе.
С сентября по декабрь 2023 года в епархиях Русской Православной Церкви успешно прошел региональный этап Рождественских чтений. Свыше миллиона человек приняло участие в работе форума во всех регионах России и в епархиях зарубежья. Патриарх Кирилл выступил с основным докладом перед участниками торжественного собрания. Приветствие министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова зачитала заместитель министра Ольга Петрова. Приветствие министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу огласил заместитель министра — начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковник Виктор Горемыкин.
В зале собралось свыше 5000 человек: Преосвященные архипастыри — члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета , главы митрополий, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, члены Межрелигиозного совета России , члены Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, руководители федеральных служб Российской Федерации, руководители и представители федеральных и региональных органов власти, ректоры и представители около 250 российских и зарубежных вузов, руководители общеобразовательных организаций. Прозвучал Гимн Российской Федерации. Во вступительном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, в частности, отметил: «Определением Священного Синода и Вашим Первосвятительским благословением Международные Рождественские образовательные чтения 2023 года посвящены теме "Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека". С сентября 2022 года и по сей день в епархиях Русской Православной Церкви проходит региональный этап Чтений. Не менее миллиона человек приняло участие в работе форума во всех регионах страны и в епархиях зарубежья. Из новостей, прямых трансляций региональных чтений очевидно насколько глубокий резонанс вызвало обсуждение заявленной темы. Налицо формирование в народе, в больших и малых городах, внутри семей иммунитета, обеспечивающего непринятие зла, неприятие навязываемых нам ложных ценностей. Верим, этот иммунитет поможет нам защитить и себя, и наших детей. Мы надеемся, что наши совместные усилия помогут строить жизнь на Земле по спасительным заповедям воплотившегося Бога. Полагаем, что наши труды в ходе нынешних Чтений внесут свою лепту в это благое делание».