Совместный российско-боливийский проект позволит создать в Боливии, стране с самыми богатыми запасами лития в мире, полноценную цепочку производства — от добычи литиевого сырья до получения рыночного продукта.
Война за батарейки. Кому достанутся месторождения лития на Украине
Элита делит доходы В Боливии объемы добычи лития пока не так велики, как в Аргентине и Чили, запустивших к себе множество западных компаний еще несколько лет назад. Низким темпам добычи способствуют как сугубо технические проблемы в содержащих литий боливийских соларах также велика доля магния, что затрудняет извлечение металла , так и неудачные попытки национального правительства развивать индустрию в прошлые годы. Ситуацию также осложняют внутриполитические скандалы местной политической элиты, стремящейся застолбить и поделить доходы от потенциального развития месторождений. Ярким примером этому служит февральский скандал с сыном действующего президента Боливии Луиса Арсе, которого обвинили в «незаконном лоббизме в рамках тендеров на освоение литиевых месторождений» и оказании посреднических услуг двум компаниям из России и одной — из США. При этом обвинители даже не удосужились проверить тот факт, что в тендере участвовала только одна российская компания. Интересно, что инициатором подобных атак является блок экс-президента, считающегося другом России, Эво Моралеса. При этом умысла навредить российским интересам здесь явно нет — Моралес активно пытается вернуть прежнее политическое влияние и добиться компенсационных выплат от потенциальных добытчиков лития для поддерживающих его индейских организаций. Еще раньше литиевый проект оказался под угрозой из-за серии декабрьских протестов в боливийском Санта-Крусе. Волнения спровоцировали кризис в отношениям между руководством страны и оппозиционными губернаторами и поставили под угрозу все ключевые российские проекты в стране. Под угрозой оказались как проекты, связанные с литием, так и Центр ядерных исследований и технологий в Эль-Альту и разработки газовых месторождений в Витиакуа, Асеро, Ла-Сейба и Мадиди. Произошло это после того, как весной 2022 года компании, добывающие литий в Аргентине и Чили, присоединились к западным санкциям и прекратили поставки в Россию.
Миллиард из Пекина К задачам российской стороны не упускать из виду положение дел в политическом руководстве Боливии и воспользоваться важной победой в тендере необходимо добавить и третью — следить за китайскими компаниями, которые в делах добычи лития разыгрались не на шутку. В разработку богатейших месторождений Боливии китайские компании собрались инвестировать до одного миллиарда долларов. При этом они уже работают в Аргентине. С 2022 года в Ganfeng Lithium заявили о намерении расширить деятельность по добыче лития до 30 тысяч тонн в год, заплатив за это более 900 миллионов долларов.
Геополитическая напряженность тем временем придала конкуренции за ценный ресурс исключительную важность: тот, кто не сможет обеспечить себя основным сырьем, обречен на поражение. Главным полем битвы за литий сегодня становится Африка, богатая многими минералами.
Шансы на победу в этом сражении пока выше у Китая, но противник сдаваться не спешит. Сводки с фронта — в материале «Ленты. Металл, заряженный на успех В 2010 году ключевым потребителем лития в мире был сектор производства стекла и керамики, обеспечивающий 31 процент от общего спроса, который сам по себе был невелик. К началу 20-х годов ситуация резко изменилась: более 70 процентов металла стало уходить на производство литиевых батарей, используемых в огромном количестве современных устройств — от ноутбуков до фотоаппаратов. Основной импульс трансформации задало появление и стремительный рост популярности электрокаров, в которых на один аккумулятор уходит в среднем восемь килограммов лития. Нынешние недельные объемы продаж таких авто сопоставимы с теми, что десять лет назад фиксировались за год.
В прошлом году в мире было продано 10,5 миллиона машин с электродвигателем — вполовину больше, чем в 2021-м. К концу текущего года их общее число будет составлять около 40 миллионов. С 2010 по 2021-й объемы увеличились в четыре раза, до 546 тысяч тонн эквивалента карбоната лития lithium carbonate equivalent, LCE — стандартизированная единица измерения, которая может быть использована для различных соединений лития. В прошлом году показатель достиг примерно 680 тысяч тонн LCE. За 2021 год они взлетели более чем на 400 процентов, продолжив ралли в 2022 году: рекордные значения были зафиксированы в ноябре с более чем десятикратным ростом к уровню начала 2021-го. Литий описывали как самый ценный металл года, а глава Tesla Илон Маск сравнивал владение предприятиями по переработке с собственным станком для печатания денег.
Сейчас это в принципе то же самое, что печатать деньги.
Поэтому универсального способа фильтровки нет, и пока не ожидается. Нефтяники постоянно имеют дело с рассолами, в которых часто обнаруживается литий. Они вполне могут заняться его попутной добычей, а также его извлечением из исчерпавших себя нефтяных и газовых скважин. Ряд компаний уже занялись отработкой технологий по добыче в США лития из рассолов. Так, в Арканзасе, который в настоящее время является незначительным производителем нефти и газа, компания Standard Lithium запускает демонстрационную установку по извлечению лития из рассола нефтяных месторождений. В Канаде компания E3 Lithium начала работать с местной нефтегазовой компанией над производством металла из истощённого нефтедобывающего месторождения.
А в нефтеносном бассейне в Западном Техасе и Нью-Мексико буровая компания Devon Energy совместно с другими компаниями тестирует методы получения лития из загрязнённой воды, которую она качает вместе с нефтью и газом после разрыва пластов В Канаде компания E3 Lithium намерена добывать металл в районе на одном из истощённых нефтяных месторождений Leduc , где, по её оценкам, содержится около 16 млн т лития, что примерно в пять раз больше, чем в обычных месторождениях лития в Канаде. В проекты E3 Lithium также инвестировала Exxon через подконтрольную компанию Imperial Oil, надеясь получить сырьё и технологии.
Неплохо, это 57,33 млн тонн лития, и только для нужд автомобильной промышленности. По подсчетам экспертов, эти компании будут производить около 15 млн электрокаров ежегодно, на что потребуется около 100 000 тонн лития в год. Но ведь не электромобилями едиными. У нас же в ходу миллиарды экземпляров разной техники с аккумуляторами — смартфонов, ноутбуков, планшетов и т. Они маленькие, да, но и для них понадобится много лития. Правда, гораздо меньше, чем для батарей электромобилей — на производство батарей для мобильных устройств уходит несколько процентов общемирового производства лития. Но есть и другие батареи. Та же Tesla разрабатывает и реализует огромные аккумуляторные системы, которые служат для нивелирования скачков потребления энергии в пиковые часы.
В крупном аккумуляторе содержится не менее тонны лития. Пока что производство таких систем не слишком масштабное, но через время все может измениться. В целом, общемировое потребление лития к 2025 году составит не менее 200 000 тонн этого металла. А как его добывают и хранят? Литий — очень активный химически металл, поэтому его добыча ведется несколько отличными от добычи большинства прочих, обычных металлов способами. Есть два способа выделить Li. Первый — из пегматитовых минералов, которые состоят из кварца, полевого шпата, слюды и других кристаллов. Ранее это был основной источник лития в мире. В Австралии, например, его добывают из сподумена, руды лития, минерала, который относится к пироксенам. Второй — из глин солончаков.
Такие есть в Южной Америке и той же Неваде, о которой говорилось выше. Насыщенные литием рассолы можно «обогащать» при помощи испарителя на солнечной энергии. Затем, после достижения нужной концентрации гидроксида лития, его осаждают, добавляя карбонат натрия и гидроксид кальция.
7 стран, лидирующих по производству лития
Но львиная доля лития уходит на производство литийионных аккумуляторов. Переломным стал 2016 год, когда владелец крупнейшего в мире производителя электромобилей Tesla Motors — Илон Маск — заявил о планах производить 500 тысяч аккумуляторов для электрокаров в год. Первопроходец массового рынка электромобилей Tesla повышает ставки в сегменте солнечных батарей и аккумуляторов. Предлагаемые компанией домашние супер-аккумуляторы могут кардинально изменить способы хранения и распределения электроэнергии в будущем. За первый квартал 2022 года Tesla поставила на рынок рекордное количество электрокаров — 310 048. Электрифицированное будущее транспорта намного ближе, чем кажется. General Motors объявила, что планирует прекратить продажу автомобилей с бензиновым двигателем к 2035 году. Целью Audi является прекращение их производства к 2033 году, и многие другие крупные автомобильные концерны следуют их примеру. По данным Bloomberg, к 2040 году две трети мировых продаж легковых автомобилей будут приходиться на электрокары.
Это создает дополнительный спрос на батареи и, соответственно, на литий. Таким образом, ключевым фактором литиевого бума пока остаются автопроизводители, но они уже демонстрируют иные возможности применения литиевых автомобилей, помимо непосредственного источника энергии для электрокаров. Ранее стоимость аккумуляторов очень быстро снижалась при одновременном увеличении спроса до такой степени, что, по утверждению Wall Street Journal, автопроизводители могли бы производить электромобили по цене обычных машин в течение ближайших пяти лет. Однако на рынке произошел разворот из-за нехватки лития. Динамика цен на критически важные полезные ископаемые в 2021 г. Существуют несколько способов добычи лития. При гидроминеральном способе минерализованные подземные воды закачиваются в специальные бассейны, где происходит выпаривание. Из образующегося концентрата получается карбонат лития, который используется производителями аккумуляторов во всем мире.
Таким образом литий производится в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Андах на границах Аргентины, Боливии и Чили. Там находится более половины мировых запасов лития. Более дорогим способом является рудный, когда металл добывают в шахтах или карьерах из пегматитов — горных пород, содержащих разные металлы, включая литий. Литий также можно получать из отвалов отработанной руды, где металл сохранился, поскольку устаревшие технологии не позволяли извлекать его полностью, и из вышедших из употребления аккумуляторов. Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн т. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 т, Чили — 26 000 т, Китае — 14 000 т и Аргентине — 6200 т. Боливия в списке крупных производителей не числится. Мировое потребление лития В целом, общемировое потребление лития к 2025 году составит не менее 200 тыс.
Международный валютный фонд МВФ уже предупредил, что к 2040 году рынок стратегических полезных ископаемых, таких как медь и литий, может увеличиться в четыре раза. По словам официальных лиц, этот шаг направлен на борьбу с изменением климата, а также на то, чтобы сделать США более энергетически независимыми и безопасными, поскольку военные действия на Украине нарушили мировые рынки нефти. Поэтому 2 мая 2022 г. Министерство энергетики направило 3,16 миллиарда долларов на поддержку производства, обработки и переработки аккумуляторов, финансируемых двухпартийным законом об инфраструктуре. Байден ранее поставил цель, чтобы к 2030 году электромобили составляли более половины всех продаж автомобилей. Закон об инфраструктуре также включает 7,5 миллиардов долларов на зарядные устройства для электромобилей, 5 миллиардов долларов на электрические транзитные автобусы, 5 миллиардов долларов на экологически чистые и электрические школьные автобусы. По словам директора Национального экономического совета Брайана Диз, финансирование поможет защитить цепочку поставок аккумуляторов и нарастить мощности, а также улучшит конкуренцию в США. Но это также имеет последствия для национальной безопасности на фоне более широких проблем энергетической безопасности и независимости, которые были выявлены во время военных действий на Украине.
Это поможет гарантировать частные инвестиции и «запустит десятки компаний по всей территории Соединённых Штатов для наращивания мощностей, чего мы не делали десятилетиями», — сказал Диз. По словам официальных лиц, финансирование будет распределяться через федеральные гранты, и официальные лица рассчитывают выделить до 30 грантов после технических и коммерческих обзоров и оценок. В декабре 2021 г. Министерство энергетики США опубликовало список из 13 новых отечественных заводов по производству аккумуляторов для электромобилей, которые планируется запустить в ближайшие пять лет, восемь из которых являются совместными предприятиями производителей аккумуляторов и автопроизводителей. В США из-за возросшего спроса на электромобили в технологию извлечения лития были вложены значительные средства. Сейчас основное внимание уделяется прямой экстракции лития DLE. Эта технология направлена на извлечение лития из рассола с использованием фильтров и мембран. Хотя такие методы успешны, неясно, можно ли их масштабировать для коммерческого производства.
Технология DLE требует огромного количества питьевой воды и электричества. Прежде чем США смогут увеличить производство лития, потребуется четкий план. Поскольку ресурсы ограничены, это дает больше поводов для критики инвестиций в литий. Важным остается вопрос, способны ли США избавиться от зависимости от импорта лития? Литий имеет решающее значение для успешного будущего чистой энергетики. Но в США добыча лития — крайне спорная тема. По иронии судьбы, традиционная добыча лития наносит значительный ущерб окружающей среде, загрязняя местные грунтовые воды и потенциально убивая исчезающие виды. Существуют более экологически чистые источники лития.
Во-первых, литий можно перерабатывать.
Конкретно в настоящих условиях отгрузки из Чили и Аргентины приостановлены, текущая возможность получать сырье есть только в настоящий момент из Боливии», — говорил в прошлом апреле в ходе круглого стола в Совете Федерации замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов. У Китая есть возможность поставлять сырье, но ему самому остро не хватает, пояснял представитель Минпромторга.
Если не будет сырья, то очень большая может быть проблема в обеспечении собственных литиевых потребностей в литий-ионных аккумуляторных батареях», — замечал Владислав Демидов.
Одним из претендентов может выступить Россия Добыча лития в Боливии. Речь идет о литии, который широко используется в производстве аккумуляторов, в том числе для электромобилей. Россия может получить контроль над месторождением лития в Боливии, запасы которого оцениваются в 21 млн тонн, если это произойдет, Европа окажется в еще большей зависимости от Москвы, говорится в публикации. В ближайшее время Боливия планирует объявить о выборе иностранных партнеров для разработки своих запасов лития. Ранее предполагалось, что решение станет известно 15 июня, тем не менее оно было второй раз отложено. На самом деле Боливия готова сотрудничать в добыче лития на только с Россией, но и с другими странами, говорит ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Людмила Николаева: Людмила Николаева ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН «Недавно были заявления, что Боливия готова, открыта для поиска партнеров, кто предложит финансовую сторону наиболее комфортную ей и технологии, потому что у нее в отличие от соседних Аргентины и Чили, более грязный литий, то есть требуется технология по очистке от магния.
Наша основная задача — создать максимально эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений", — заявил на церемонии старта проекта генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев. Как-то всё очень и очень странно… Обычно сперва придумывают, что выпускать и для чего, а только потом строят под это производственные мощности. Электромобилей в РФ нет и быть не может, так как для их производства ничего нет. А именно электромоторов и, главное, бортовой электроники. Заводы радиоэлектронной промышленности в России уничтожены на корню, и возрождать таковые никто даже не собирается. Поэтому все разговоры о выпуске каких-то там электромобилей сродни планам пребывающего в каменном веке племени Мумбу-Юмба наладить выпуск металлопроката в промышленных количествах, причём уже завтра. Читайте также Берингов пролив наш: Штатам здесь ловить нечего Россия может отозвать свою подпись под договором Шеварднадзе — Бейкера В нашей стране нет даже мощностей для выпуска традиционных автокомпонентов, в чём недавно признался Владимир Путин.
Без импортных деталек мы ничего делать не в состоянии, даже «Ниву» советской разработки — производства, в том числе подшипников, уничтожены. Какие тут могут быть электромобили? Не говоря уже о том, что для нашего климата данные транспортные средства не подходят. Чтобы батарея хорошо принимала заряд, в ней есть внутренний подогреватель, но это требует дополнительной энергии. То же самое касается печки. Если заявлено производителем 400 км на одной зарядке, то зимой это может быть и 300 км, и 250 км. Всё зависит от того, как пользователь станет использовать печку. Но будешь как цуцик.
Есть решение этих проблем — установить внешний подогреватель на топливе. Тебе тепло, хорошо, но при этом электромобиль перестаёт быть чистым», — объясняет автор ютуб-канала R Drive Василий Максимов. Странная какая-то получается «экология». Нам оно точно нужно? Может, проще понастроить много хороших транспортных средств с обычными ДВС?
Глава Минприроды Козлов: лития в России достаточно для обеспечения потребностей и экспорта
И собираются ли? Поставлять готовую продукцию в КНР? Даже не смешно, себестоимость российских изделий будет в разы, если не в десятки раз, выше китайских. Плюс логистика через половину Земного шара.
Значит, не на экспорт, а для внутреннего потребления. Впрочем, об этом уже объявили. Росатом начинает строительство первой в стране гигафабрики по производству накопителей энергии.
В рамках диверсификации бизнеса мы открыли новую для себя отрасль электротранспорта. Наша основная задача — создать максимально эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений", — заявил на церемонии старта проекта генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.
Как-то всё очень и очень странно… Обычно сперва придумывают, что выпускать и для чего, а только потом строят под это производственные мощности. Электромобилей в РФ нет и быть не может, так как для их производства ничего нет. А именно электромоторов и, главное, бортовой электроники.
Заводы радиоэлектронной промышленности в России уничтожены на корню, и возрождать таковые никто даже не собирается. Поэтому все разговоры о выпуске каких-то там электромобилей сродни планам пребывающего в каменном веке племени Мумбу-Юмба наладить выпуск металлопроката в промышленных количествах, причём уже завтра. Читайте также Берингов пролив наш: Штатам здесь ловить нечего Россия может отозвать свою подпись под договором Шеварднадзе — Бейкера В нашей стране нет даже мощностей для выпуска традиционных автокомпонентов, в чём недавно признался Владимир Путин.
Без импортных деталек мы ничего делать не в состоянии, даже «Ниву» советской разработки — производства, в том числе подшипников, уничтожены. Какие тут могут быть электромобили? Не говоря уже о том, что для нашего климата данные транспортные средства не подходят.
Чтобы батарея хорошо принимала заряд, в ней есть внутренний подогреватель, но это требует дополнительной энергии. То же самое касается печки.
В это время в Боливии, которой 3 года назад удалось избавиться от проамериканской власти, провели тендеры на разработку месторождений лития на выгодных условиях как для себя, так и для зарубежных партнеров.
К началу добычи боливийского лития у «Росатома» будет готов и завод по производству литий-ионных батарей, его уже строят в Калининградской области. Одновременно Россия запускает разработку месторождений лития на своей территории, в частности, в Мурманской области. По прогнозам экспертов, мировые цены на литий к 2030 году вырастут в 6 раз.
Россия при удачной реализации всех своих проектов сможет к этому времени зарабатывать миллиарды долларов в год на поставках не только самого металла, но и батарей. Между тем в мире уже заговорили о создании аналога ОПЕК для лития. Картина дня.
Есть два способа выделить Li. Первый — из пегматитовых минералов, которые состоят из кварца, полевого шпата, слюды и других кристаллов. Ранее это был основной источник лития в мире. В Австралии, например, его добывают из сподумена, руды лития, минерала, который относится к пироксенам. Второй — из глин солончаков. Такие есть в Южной Америке и той же Неваде, о которой говорилось выше. Насыщенные литием рассолы можно «обогащать» при помощи испарителя на солнечной энергии. Затем, после достижения нужной концентрации гидроксида лития, его осаждают, добавляя карбонат натрия и гидроксид кальция.
Этот процесс не очень дорогой, но занимает продолжительное время — от 18 до 24 месяцев. Именно такой способ планирует использовать Маск. У второго способа есть проблемы: при получении лития таким способом литий получает примеси — железо или магний от магния сложнее всего избавиться. Тем не менее, на солончаковых землях много лития, и это делает второй способ очень привлекательным — от примесей все же можно избавиться. К слову, солончаки как раз не входят в списки разведанных месторождений, поскольку добыча лития выпариванием солевых растворов — новый метод, который ранее не применялся. Так что вполне может быть, что запасов лития на Земле гораздо больше, чем считается. Очень много лития в солончаковой пустыне Салар-де-Уюни на юго-западе Боливии. Есть и другие способы, но все они чисто лабораторные. Например, пару лет назад на Хабре публиковалась новость о том, что литий можно добывать из рассолов при помощи металл-органических каркасных мембран.
Они копируют механизм фильтрации — ионную селективность — мембран биологических клеток в живых организмах. Кроме лития, этот способ дает и пресную воду, тоже ценный продукт. Но, к сожалению, ни стоимость, ни возможность масштабирования этого способа не освещены учеными. Да и спустя два года о коммерциализации метода так ничего и не слышно.
Собкор «WP» Джерри Ши приводит слова министра горнодобывающей промышленности Шахабуддина Делавара Shahabuddin Delawar , который рассказал, что представители китайской компании «Gochin» предложили правительству Афганистана инвестиционный проект на 10 млрд. Проект включает в себя строительство завода по переработке литиевой руды, заводы по производству аккумуляторов в Афганистане, модернизацию давно заброшенных горных дорог и создание десятков тысяч рабочих мест для афганцев. Производство лития в РФ прекратилось в 1997 году, с тех пор металл экспортируется в Россию. Сегодня в стране реализуется несколько проектов по добыче лития. Месторождения лития известны в ряде регионов, в частности — в Иркутской, Мурманской областях, Дагестане.
По мнению учёных Института земной коры Сибирского отделения РАН, перспективы добывать литий в той же Иркутской области очень хорошие. Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 тонн, Чили — 26 000 тонн, Китае — 14 000 тонн и Аргентине — 6 200 тонн.
Владимир Овчинский: Литий и смерть
С этого года совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" — "Полярный литий" —начинает разработку крупнейшего месторождения Колмозерское в Мурманской области. Крупнейшее в мире месторождение лития обнаружено в США внутри древнего супервулкана, образовавшегося около 16 млн. лет назад, пишет Business Insider. В США найдено огромное месторождение лития с запасами в 20-40 млн тонн — больше, чем в Боливии. Потенциальный размер 100% лития в России, на основе 17 литиевых и комплексных месторождений оценивается в 1,65кк тонн (1,65 млн тонн 100% лития). Ожидается, что уже в ближайшее время мировая потребность в литии достигнет 2,4 млн тонн карбонатного эквивалента, что на 1,8 млн тонн больше, чем будет произведено в 2022-м во всём мире. Интерфакс: Семь месторождений, содержащих литиевые руды, а также иные стратегические дефицитные виды минерального сырья, такие как ниобий, бериллий и тантал, планируется предоставить в пользование в 2023-2024 годах, сообщили в Минприроды.
Состояние мирового рынка лития
Об этом сообщает издание ZDF. АБН24 представляет эксклюзивный пересказ статьи. Литий является довольно редким и крайне востребованным мировой промышленностью металлом. В частности, он используется для создания аккумуляторов для электромобилей. Прогнозируется, что к 2050 году спрос на это сырье увеличится в несколько раз. На этом фоне многие державы конкурируют друг с другом за право получить доступ к крупным месторождениям этого ценнейшего ресурса.
В августе прошлого года она заказала американскому авиастроителю Eviation 12 самолётов Alice для безэмиссионных воздушных перевозок посылок и корреспонденции. Управляемая одним пилотом, одна такая «штуковина» способна перевозить 1200 килограммов груза или девять пассажиров на расстояние до 815 километров.
Потребуется около 30 минут, чтобы зарядить аккумуляторную батарею примерно на час полёта. Каждый электролёт стоит порядка 3,5 млн евро. Одновременно немецкий стартап Lilium объявил о контракте с бразильской авиакомпанией Azul. Она собирается приобрести у него 220 электрических бизнес-джетов. Сумма сделки - один миллиард долларов. Их предполагается использовать в крупнейшей южноамериканской городской агломерации Сан-Паулу для региональных перевозок по воздуху до шести пассажиров. Стартап Lilium основала в 2015 году группа выпускников Мюнхенского технического университета.
Сначала они сосредоточились на проекте аэротакси, но затем пошли по пути разработки электрического бизнес-джета для перевозок не внутри города, а внутри региона. Выпускаться он будет на заводе под Мюнхеном, где уже трудятся порядка 600 человек в Баварии сейчас бурно развивается аэрокосмическая отрасль. А чуть раньше - в июле прошлого года - немецкий стартап Volocopter, специализирующийся на разработке авиатакси, купил своего многолетнего технологического и производственного партнёра DG Flugzeugbau и тем самым получил сертификацию Европейского агентства по авиационной безопасности EASA. Это существенно повышает конкурентные преимущества компании, намеренной приступить к регулярным внутригородским воздушным перевозкам самое позднее к следующим летним Олимпийским Играм в Париже. У модели 2X двенадцать винтов и два сиденья. Справка Созданная в 2011 году, компания Volocopter позиционирует себя в качестве «первопроходца в области городской аэромобильности» Urban Air Mobility, UAM. Она попала в «Книгу рекордов Гиннесса» за первый пилотируемый полёт на электрическом мультикоптере - летательном аппарате, построенном по вертолётной схеме.
С тех пор различные новинки этой фирмы налетали в ходе испытаний и презентаций свыше 1000 часов.
Но также в Афганистане одни из самых богатых месторождений лития. Этот металл используется в производстве многоразовых батарей для телефонов, компьютеров и автомобилей. Добыче этих ископаемых препятствовали проблемы безопасности, отсутствие инфраструктуры и сильные засухи.
Однако добычу ископаемых могут начать Китай, Пакистан или Индия через сотрудничество.
Теперь рынок растет на 200 тыс. Эрик Норрис. Австралийское правительство в ежеквартальном отчете, выпущенном в декабре 2022 года, рассчитало, что объем мирового производства лития в пересчете на карбонат в 2022 году составит 691 тыс. Спрос же в 2022 году оценен в 745 тыс. В 2023 году он составит 924 тыс.
Таким образом, по оценкам правительства Австралии дефицит в ближайшие два года не отступит, а цена продолжит расти. Benchmark Mineral Intelligence оценила дефицит предложения на мировом рынке лития в 2022 год в 80 тыс. Однако, по мнению Стеллы Ли, исполнительного вице-президента BYD, одного из китайских производителей электромобилей, в 2023 году рынок развернется к профициту, потому что будут запущены новые литиевые рудники, цены стабилизируются. По прогнозу компании, в 2023 поставки литийсодержащей продукции в пересчете на карбонат лития составят 858 тыс. Сопоставление оценок показывает, что на рынке нет консенсуса относительно объемов производства в 2022 году и прогноза на цены, спрос и поставки в 2023 году. Единство есть лишь в том, что все прогнозируют существенный рост рынка.
В январе 2023 года, цена на литий упала до уровня чуть выше 70 тыс. Факторов два. Но единства в январе в оценках динамики литиевого рынка тоже не было.
Гонка за третьим элементом: сумеет ли Россия стать конкурентом Илону Маску
Мировые новости, Новости добычи. Росатом, Норникель и целый ряд других компаний планируют возобновление добычи лития на российских месторождениях, а также локализацию производства литиевых батарей для электротранспорта в Калининграде и Москве. На сайте "Арктического лития" сообщается, что подтвержденный объем оксида лития на Полмостундровском месторождении составляет 350 тысяч тонн. В кальдере древнего вулкана, относящегося к Йеллоустонской цепи древних вулканов, обнаружены самые крупные в мире запасы лития.
Аккумуляция лития: зачем «Росатому» Колмозерское месторождение
Месторождения лития известны в ряде регионов, в частности — в Иркутской, Мурманской областях, Дагестане. По мнению учёных Института земной коры Сибирского отделения РАН, перспективы добывать литий в той же Иркутской области очень хорошие. Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 тонн, Чили — 26 000 тонн, Китае — 14 000 тонн и Аргентине — 6 200 тонн. Однако скептики считают, что разработка новых месторождений лития в России и налаживание переработки литиевых руд может занять годы и годы. Тем временем, саратовские учёные предложили новый способ добычи лития. Гагарина, кандидат химических наук Мария Викулова вместе с коллегами разработали альтернативный способ добычи лития. Стоит напомнить, что сегодня существует лишь два способа добычи лития: из минеральных рассолов как в Чили и из минерала сподумена как в Австралии, а до этого — в СССР.
Латинская Америка против всех При этом, как и во многих других сферах, в реализации инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки лития Китай в последние годы сталкивается с сопротивлением, в том числе в связи с попытками латиноамериканских правительств ослабить контроль над добывающим сектором со стороны иностранного капитала. Так, 19 апреля 2022 г. Президент также заявил о планах создать государственную компанию LitioMx, которая будет контролировать добычу и сбыт лития на территории Мексики. Актуализировался и вопрос экологических рисков работы китайских производств. В октябре 2021 г. Однако через два дня после объявления результатов торгов в чилийский суд города Копьяпо в области Атакама с богатыми неразведанными запасами лития поступил иск от губернатора Мигеля Варгаса и местных коренных общин, которые просили признать результаты торгов нарушением прав местных жителей на чистую и здоровую окружающую среду. В январе 2022 г.
Однако, несмотря на сопротивление со стороны местных жителей, по состоянию на конец 2022 г. BYD продолжает переговоры о возможности инвестирования в добычу лития в Чили. От добычи к переработке: вверх по цепочке добавленной стоимости В то же время, развивающиеся страны все больше заинтересованы не просто в привлечении капитала, а в развитии более маржинальных отраслей и заимствовании технологий — эта тенденция проявляется особенно отчетливо в последние несколько лет. Например, Зимбабве смотрит в сторону развития переработки лития, что позволило бы стране избавиться от односторонней зависимости от экспорта необработанного сырья, дифференцировать свою экономику и сконцентрироваться на развитии отраслей с большей относительно добычи добавленной стоимостью. С декабря 2022 г. Однако для китайской стороны это скорее новое пространство для роста, нежели чем повод для беспокойства. В 2020 г.
Локализация перерабатывающих производств на территории стран-партнеров по добыче лития может стать одним из наиболее вероятных ответов на текущие потребности африканских государств, связанные с необходимостью постепенно повышать роль отраслей с большей добавленной стоимостью в структуре национальных экономик. В Латинской Америке Китай уже пытается расширять свое присутствие в более маржинальном производственном секторе. BYD открыла завод по производству литий-железо-фосфатных аккумуляторов в Бразилии. В мае 2021 г. По состоянию на декабрь 2022 г. BYD ждет разрешения от правительства страны на строительство мощностей по производству катодов — компонентов для литий-ионных батарей — на территории Чили. Не останется в стороне и производитель аккумуляторов для электромобилей CATL.
Ожидается, что компания инвестирует до 5 млрд долл.
В настоящее время эта страна является вторым по величине производителем этого металла, так в 2022 году объем производства достиг 39 000 тонн. До сих пор считалось, что вторые по величине запасы находятся в Австралии и составляют 3,8 млн тонн. Эбрахим Али Молабейги, глава отдела геологоразведки MIMT, заявил, что еще больше запасов литиевой руды может находиться в Хамедане, регионе с большими залежами глинистых пород. Кроме того, Молабейги надеется, что Иран найдет экономически выгодный способ добычи этого сырья в связи с его растущим спросом на мировых рынках.
На сырьевой игре Пока же «Норильский никель», «Росатом», «Газпром» или «ИНК» не производят литий из руд либо пластовых вод, его сырье завозится в Россию из-за границы и перерабатывается на трех предприятиях — Новосибирском заводе химических концентратов, Красноярском химико-металлургическом заводе и «Халмек». Основными поставщиками сырья выступают страны Латинской Америки, и такое положение дел не может не создавать угрозу падения загрузки и остановок названных предприятий в случае уменьшения импорта сырья. В настоящих условиях отгрузки из Чили и Аргентины приостановлены, возможность получать сырье есть только из Боливии», — заявил в середине апреля Владислав Демидов, заместитель главы департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России.
Прекращение поставок из Аргентины и Чили действительно может серьезно осложнить ситуацию», — подтвердил его слова Игорь Петров. По его словам, хотя в Россию ежегодно ввозится до 1,8-2,2 тыс. Основной объем потребления приходится на ядерный и военный комплексы, остальная часть «размазывается» между предприятиями, выпускающими специальные стекла и керамику, смазки, сплавы и литий-ионные аккумуляторы. Большой объем соединений лития экспортируется за границу. Цены на литий в России находятся примерно на том же уровне, что и на мировом рынке, так как используется импортное сырье. Значит, любое подорожание лития на глобальном рынке будет приводить к росту цен на него в России. Именно этим можно объяснить тот факт, что никто из трех российских производителей литиевой продукции не публикует цены на ее в открытом доступе. Потенциал имеется, но...
Еще по теме Предложение Олега Дерипаски: помощь людям, развитие Сибири, достижение мира С ним нельзя не согласиться. Единственный в стране производитель литий-ионных аккумуляторов, новосибирский завод «Лиотех», признан банкротом, и предпосылок для его реанимации нет.
Литий и смерть
Если экспертиза залежей подтвердит предположения специалистов, то месторождение получит статус крупнейшего на планете, опередив боливийские, содержащие 25 млн тонн лития. Следующая записьДалее Истребители F16 вместо мира — поставки самолётов Украине могут привести к третьей Мировой! Компании консорциума смогли заполучить самые богатые месторождения лития, в том числе и всемирно известный солончак Уюни с наивысшей в мире концентрацией лития на планете. Крупнейшие месторождения лития в Европе находятся в Донецкой и Луганской областях», — цитирует депутата издание The Epoch Times. Во всём мире месторождения лития нынче национализируют, так уже поступили Чили, Индонезия, Мексика и не только. А еще это — самое большое в мире месторождение лития.
Глава Минприроды Козлов: лития в России достаточно для обеспечения потребностей и экспорта
Удивительно, но при такой востребованности лития в промышленности, унифицированного способа рентабельного промышленного освоения литиевых месторождений нет. Темпы наращивания мировой добычи лития значительно опережают прирост его запасов (происходящий за счет разведки новых залежей): так, в минувшем десятилетии добыча возросла в 2,5 раза, тогда как запасы — менее чем на 1/3. Одновременно с компанией «Полярный литий», основанной «Норильским никелем» и «Росатомом», лицензию на литиевое месторождение получила в этом году и компания «Арктический литий», ставшая результатом образования другого альянса. Месторождение считается одним из крупнейших месторождений лития в мире.