Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянская мифология. Велес древнеславянский Бог. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну. Также грозный косматый медведь-ком был для славян архаичным олицетворением далёкого предка. Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. Ком – медведь, но не совсем.
Почему на Руси медведей называли комами?
Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение. На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга. Обязательным было обращение к богам и предкам, что являлись хранителями рода. Многие ритуалы Комоедицы сегодня напомнили бы нам весёлые гуляния, однако в них был сакральный смысл. Например, в праздник нужно было прыгнуть через костёр.
Вспомните сказку о Снегурочке — она растаяла как раз во время этого обряда. Огонь обладал очищающей силой, дарующей энергию человеку. Также следовало умываться талой водой, что считалась волшебной в дни Комоедицы. Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись.
Их силы помогали одержать победу над зимой, а после Комоедицы следовало приступать к земледельческим работам, ведь весна уже была совсем близко. Комоедица — старинный праздник славян В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Конечно, немало ритуалов забылось или изменилось. Но приготовление блинов по-прежнему сопровождает встречу весны.
Down for Maintenance 429. Васнецов Царская потеха. Медвежьи бои на Руси. Древняя Русь медвежья потеха. Бой с медведем на Руси.
Два медвежонка. Два белых медведя. Белый медведь какает. Медведь рычит. Обои на андроид медведь. Хмурый медведь фото.
Бурый медведь опасен. Скандинавский Берсеркер. Берсерк Викинг. Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Викинг. Медведь и собака родственники.
Родственники медведесобаки. Медведь благодарит человека. Собаки нападают на медведя. Бурый медведь нежится в воде. Salmon Chase. Фото медведь етти.
Bear taking a rest. Бурый медведь Размеры. Бурый медведь характеристика. Форма тела медведя. Гризли и бурый медведь. Бурый медведь Кадьяк.
Сибирский бурый медведь vs Кадьяк. Кадьяк медведь против Гризли. Кадьяк медведь бурые медведи. Медведь в походе. Медведь МР тим. Медведь боится.
Медвежонок боится. Кого боятся медведи. Масленица Комоедица Славянский праздник. Комоедица языческая. Масленица языческая Славянская Комоедица. Самый умный медведь.
Бурый медведь интеллект. Волк и медведь родственники или нет. Презерватив хозяин тайги. Бурый медведь Пестун. Медведь Гризли семейство. Стая медведей.
Рассказ о медведе. Бурый медведь описание. Сообщение о буром медведе. Медведь на склоне. Медведь на обрыве. Медведь на лыжах.
Медведь на снежной вершине. Вот медведь медведь медведь стих. Животные кто медведь ещё кто. Кто для кого кто? Где зимует медведь зимой для детей. Медведь зимой и летом.
Когда славяне начали праздновать Масленицу не знает никто. Весенние торжества, длившиеся неделю до равноденствия и неделю после, были неразрывно связаны с поклонением Велесу, богу скотоводов, пасечников, торговцев, счастья и влюбленных. Праздник почитался у наших предков так же как у нас Новый год — природа пробуждалась и начинала новый отсчет и начинался новый жизненный цикл, продолжительностью год. Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы медведи У Масленицы было много названий, но наиболее распространенным было Комоедица.
В древней Руси комом называли медведя и этот зверь у наших предков олицетворял бога Велеса. Примерно в это время «хозяин леса» пробуждается от спячки и выходит из берлоги. Чтобы отдать почести Велесу, мужчины танцевали особые «медвежьи» танцы, используя для этого специально изготовленные костюмы. Женщинам нельзя было участвовать в ритуальном действе, но у них была другая задача — они пекли комы — особые круглые хлебцы из разных сортов муки.
Комы ставили на праздничный стол, но главное их назначение было культовым. Выпечку приносили в дар Велесу, для чего относили их в леса. Там на больших пнях накрывали столы, чтобы олицетворение божества — медведь, мог выйти из леса и полакомиться. Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки.
Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина». Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно.
Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок.
Мудрый народ хотел сказать этими словами, что работа вредна только для неразумных животных, которые не понимают радости труда. Для человека же работа - не просто полезна, но и необходима для здоровой и счастливой жизни.
И на живших с краю людях была особая ответственность - первыми встречать любую опасность и, при необходимости, давать отпор любой опасности. Поэтому, заявляя «моя хата с краю» крестьянин на самом деле говорил: «я готов своей жизнью охранять покой своей деревни». Когда произносились эти слова?
На похоронах павшего в бою товарища. А именно, тогда когда солдаты снимали с тела свои рубахи и бросали их в могилу - "ближе" к телу погибшего.
Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
И по сёлам спят, По деревням спят. Одна баба не спит, На моей коже сидит. Мою шёрстку прядёт, Моё мясо варит. Мою кожу сушит». Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой. Игрища После пробудей начинаются игрища. Первая игра — городок. Девушки становятся на высокое огороженное место городок.
Вооружившись длинными палками, отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки,.
Поэтому, заявляя «моя хата с краю» крестьянин на самом деле говорил: «я готов своей жизнью охранять покой своей деревни». Когда произносились эти слова? На похоронах павшего в бою товарища. А именно, тогда когда солдаты снимали с тела свои рубахи и бросали их в могилу - "ближе" к телу погибшего. Тем самым они показывали, как он им был дорог. Тогда, когда крестьянин приходил в гости к соседу, и его угощали кашей. А вежливый крестьянин в таких случаях отказывался от каши - дескать, тебе еда нужнее.
Масленица - красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка, Трёх матерей дочка, кветочка, Ягодка, перепёлочка». Угощение блинами Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж , снобориха , его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славят богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывают представление, им помогают колоброды: «Как на масленой неделе Из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, Вы блиночки мои…» Прыжки через костёр Потом все прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Распитие сурьи Всем наливают сурью.
Да-да, именно так. И никакой орфографической ошибки здесь нет. Просто смысл здесь совершенно другой - первый блин... Почему медведям первый блин? У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей.
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. Оказывается, на древнеславянском языке комами называли медведей, которых очень уважали все славянские народы. Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи). Комы — это вовсе не медведи (кто бы сомневался), а традиционное кушанье из гороха. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. Комы — это вовсе не медведи (кто бы сомневался), а традиционное кушанье из гороха.
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Слайд 10 Описание слайда: Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.
Проведите ритуал пробуждения медведя: пусть ребенок наденет костюм или маску медведя, заляжет в берлогу из подушек, а вы «будите» его, бросаясь шариками для сухого бассейна или скомканной бумагой. Потом путь медведь вас догоняет. Поменяйтесь ролями. Слайд 11 Описание слайда: После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок.
Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям.
Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе.
И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами. Слайд 14 Описание слайда: Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу. Через три-пять дней медведь уходит от берлоги. Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений.
Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться. Слайд 15 Описание слайда: Свободное бродяжничество упорядочивается к концу мая, и звери постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих рек и ручьев. Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, «голодный». На протяжении этого периода медведи продолжают использовать жировые запасы, накопленные с осени.
Все вещи, как учила библия, и понимал крестьянин, по большому счёту, принадлежат Богу. Поэтому, когда русского крестьянина просили чем-нибудь поделиться, он отвечал: «Не своё - не жалко».
Дескать, эта вещь принадлежит не мне, а Богу, так чего я буду о ней жалеть? А Человек, разумный человек, ищет, где он может лучше послужить своей стране. Был в то время Боярин Сидор Ковыла-Вислов. Ходил он в личных друзьях великого князя, - Василия Дмитриевича, но отличался экстравагантной привычкой: «драть» коз. То есть, был он зоофилом, на медицинским языком это означает - совокупляться с козами.
Почитание медведя у славян. Всеволода Иванова "Русь до крещения".
Тотем медведь. Волки и медведи. Тотем медведя в славянской мифологии. Медведь живопись. Берендей оборотень медведь Славянская мифология. Медведь арт. Славянский медведь.
Берендеи оборотни Славянская мифология. Тотем Коми пермяки. Славянский идол медведь. Коми-пермяки тотемное животное. Тотем у древних славян медведь. Беорн воитель. Гигантский медведь людоед Гризли.
Беорн Хоббит. Медведь людоед фэнтези арт. Christy Grandjean. Тотемные животные славян медведь. Велес Ожиганова. Тотем в виде медведя. Тотемное изображение медведя.
Культ медведя у славян. Поговорка «первый блин комам. Первый блин комом пословица. Медведь царь леса. Росомаха Славянская мифология. День весеннего равноденствия Масленица-Комоедица. Бьорн медведь Скандинавская мифология.
Викинги Скандинавия Берсерки. Вархаммер фэнтези боевые медведи. Волхв шепник. Друиды Славянская мифология. Скандинавские художники Славянский Бог Велес. Славянская тематика. Медведь в Славянском стиле.
Медведь Россия. Русский мишка. Ульфхеднар Скандинавская мифология. Скандинавия Викинги язычество воины. Ульфхеднар Викинг. Волколак Славянская мифология медведь. Волколак Велес и воин.
Славянский Волкодлак. Оборотни в славянской мифологии. Тотемное животное. Символы тотемных животных. Тотемные животные года.
Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова
Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянская мифология. Велес древнеславянский Бог. У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы — медведи). Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи).
Первый блин – в коме?
Медведь, будучи большим и сильным животным, может быть угрозой для людей и их имущества. Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Еще по теме: Невпопад или не в попад, не впопад - как писать правильно? Почему, правило? В целом, использование выражения «медведь ком» в русской культуре имеет глубокий смысл и является отражением сложного отношения к медведю, его силе и связи с богами.
Это отражение традиционных представлений и верований, которые пронизывают русскую культуру. К тому же, «медведь ком» является символом и национальным стереотипом. Звучит это необычно, но именно в связи с этим мы называем «комами» наших братьев по стране или привычными представителями нашего региона.
И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо.
Попова-Гамаюн Приход большого огня Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу, чтобы он «зажёг снега». Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.
Попова-Гамаюн Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству для того, чтобы вскоре начать тему свадеб. Даже кулачные бои и игры «стенка на стенку». Молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Чучело Масленицы, декорированное в стиле росписи Гжель. Медной Ну и конечно, для всех это выплеск накопившейся за зиму энергии и разрешение различных конфликтов между людьми, чтоб потом это не мешало и не портило жизнь. И мне очень нравится отдельный день, посвященный теме прощения. Как же это важно: не держать в душе обиды и злости.
При прощении одаривали друг друга всякими сладкими «заедками» и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой». Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном. Масленичные гуляния. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России. Считалось, что как петух 10 раз прокукарекает, весну разбудит — так она к нам и явится! Именно с петухом на Масленицу было много игр и развлечений, таких как: петушиные бои и «Достань петуха» — устанавливали 7-метровый деревянный столб, на него привязывали петуха и красные сапоги, кто доставал, тот и забирал петуха и сапоги. Петух — символ рассвета, пробуждения, воскресения и бдительности. Петух — страж света.
Сосновая доска, масло. Попова-Гамаюн Петуха издавна водружали на башни и дома, изображали над воротами и на наличниках как оберег и чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности.
Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно. Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок. Птицы должны были склевать подношение и на протяжении всех праздничных дней нечисть не вредила людям. В славянских городах и деревнях Масленица считалась самым сытным праздником. Ни одно торжество не предполагало такого обилия угощений. Столы выставляли на улице, и они ломились от разных яств.
Пироги, булки, печенье, закуски, мед, кисель, квас — все это было второстепенными блюдами, так как на всех столах царили блины. Круглые и румяные, они символизировали весеннее солнце, проснувшееся после зимы. Смазывание поверхности блина маслом имело ритуальное значение — таким образом наши предки задабривали светило и просили его быть благосклонным к людям и урожаю. Блины пеклись и поедались в невероятных количествах, но это не имело отношения к чревоугодию и праздничному разгулу. Изначально обильное застолье было неразрывно связано с культом предков. Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших. Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно. После пира наступало время массовых гуляний, в основе которых, опять же, лежали сакральные принципы.
Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю. Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы. Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару.
Никому из них не показалось подозрительным или хотя бы странным, что ни в толковых, ни в этимологических словарях нет указания на «древнеславянское» слово «комы» в смысле медведей. Никого даже не смутил тот факт, что в классических произведениях русской литературы очень часто упоминается «первый блин комом» в известном значении, но никогда — слово «комоедица». Словарь Даля, уникальный в своём роде кладезь фольклора, неоднократно указывает только на традиционное значение нашей поговорки, и опять же ни слова не говорит о «комах»-медведях.
Не находит подтверждения и предположение о связи медвежьей спячки с медицинским термином «кома», означающим тяжёлое состояние, характеризующееся полной потерей сознания, расстройством функций всех органов чувств, нарушением процесса обмена, кровообращения, дыхания и отсутствием рефлексов. Это слово происходит вовсе не от вымышленного древнеславянского именования медведей, а от греческого koma в родительном падеже — komatos — «глубокий сон».
Масленница-комоедица по-славянски и по-русски
ком ´komos (отсюда- Комоедица). В древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому.
Что означает первый блин комом и почему это происходит?
А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается. Во-вторых, в Древней Руси медведи действительно назывались комами из-за своего волосатого покрова, напоминающего комы.