Во-вторых, в Древней Руси медведи действительно назывались комами из-за своего волосатого покрова, напоминающего комы. И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям.
Происхождение праздника, где и когда
- Ответ справочной службы на вопрос 254934. | Грамота.ру – справочно-информационный портал
- Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы
- Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь
- #говоритепорусски
Масленица или Комоедица - древний славянский праздник!?!?
Оказывается, на древнеславянском языке комами называли медведей, которых очень уважали все славянские народы. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.
Первый блин – в коме?
Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. Но, по-древнеславянски, «КОМЫ» — это и есть медведь. Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям.
Комы медведи ударение
24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица презентация, доклад | Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). |
Комы это медведи - 89 фото | В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. |
Масленица или Комоедица - древний славянский праздник!?!?
"первый блин КОМАМ"(по-древнеславянски комы-медведи).У древних славян был праздник Комоедица,посвященный пробуждению медведей,которых они считали прародителями блины приносили к берлогам мишек,которые просыпались от зимней спячки и. Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи). А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник.
Почему блин комом?
У древних славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи). Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Древние славяне очень почитали медведей (по древнеславянски Комы это медведи). это и есть медведь. Отсюда «команика», ягоды кома – малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной.
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Почему медведям первый блин? У многих народов , в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение.
Истинное же имя зверя,к большому сожалению,до наших дней не дошло. Возможно,люди просто боялись произносить его вслух,чтобы невзначай не призвать его самого. Ругать или пренебре-жительно отзываться о медведе вслух строго запрещалось из-за поверья,что он услы-шит,обязательно придет отплатить обидчику. Хотя в разных областях России медведя называют по-раз-ному: косолапый,хозяин,дедушка,топтыгин,но обязательно— уважительно. Лично знакома с оборотнем,способным по собств. Обычная российская старшеклассница Елена отправляется на поиски пропавшего старшего брата; неожиданно попадает в параллельный мир- Берендеево княжество,где ,как в наших народных сказках,водятся оборотни,русалки,болотница,леший,на лесных дорогах путников поджидают разбойники атамана Кудеяра. В параллельн. Попав в другой мир,Елена неожиданно сама превращается в ведьму,влюбляется в.. Кощея Бессмертного. Ее друзья принимают решение использовать про-тив завоевателей страшную чёрную магию Вуду. Среди празднующих много тех, кто был крещен в детстве или даже во взрослом возрасте, но теперь даже не помнит, что во время Таинства Крещения трижды отрекался от сатаны и даже плевал на него, обещая никогда не следовать языческим традициям. Масленица — не безобидный праздник. Самое распространенное заблуждение,которое можно услышать из уст таких «креще-ных», что Масленица — это исконно «наш», древний «народный» обычай, а церковники лишь приспособили его под свои нужды,приурочив к «проводам зимы» «свои» праздни-ки — Сыропустную седмицу, Прощеное воскресенье и начало Великого поста. Обычай встречать весну, праздновать возрождение жизни, славить солнце и приносить ему жертву, сжигая ее в костре как залог будущего урожая — древний и совершенно точно языческий. В календаре древних славян он был приурочен к весеннему равно-денствию и назывался Комоедицей. Но и Прощеное воскресенье,которое церковь празд-нует в этот день,появилось почти 2000 лет назад в Египте,где монахи-христиане отправлялись на время поста в пустыню. Там не было ни воды, ни еды, там обитали разбойники и звери,и никто не знал,доживет ли до Пасхи. Поэтому монахи прощались с товарищами, быть может, навсегда. Дата у Прощенного воскресенья всегда была другой — она рассчитывалась от Светлой Пасхи и почти никогда не совпадала с равноденствием. Поэтому логически более правильно предположить,что это именно язычники использовали христианский праздник для того, чтобы внедрить в сознание христиан языческие идеи. Церковь всегда была против: по правилам Шестого Вселен-ского собора она карала празднующих Масленицу отлучением или извержением из сана. И действительно, игрища на Масленицу совсем не так безобидны, как кажется. Во-первых, обычай сжигать чучело и печь блины связан с желанием древних славян разбудить покойников, дремлющих в земле, чтобы они летом дали зерну вырасти и принести урожай — об этом филолог Пoлинa Дeмчeнкo пишет в статье «Пoминoвeниe ycoпшиx, pяжeниe и oбильнaя eдa кaк aкциoнaльныe блoки Macлeницы». Во-вторых, в древние времена, скорее всего, сжигали не чучело, а человека, принося его в жертву богам. В-третьих, с Масленицей связаны обычаи «беснования» у славян — на Комоедице они предавались пьянству, блуду и ходили «стыдить» девушек, отказавших сватам, мазали им ворота нечистотами, а если под руку пьяной толпе попадались «виновницы», то их били, мазали дегтем и возили по деревне, издеваясь, — о таком поведении наших предков упоминал этнограф Сергей Васильевич Максимов. Достава-лось и родителям разборчивой невесты: толпа ломала телеги,сани,выламывала заборы и двери и крушила все на своем пути. Поэтому главная ошибка современного человека — это считать Масленицу милым,старым и совершенно безобидным праздником. Ошибка — следовать суевериям Еще одна ошибка — следовать на Масленичной неделе языческим обычаям и верить в суеверия: непременно объедаться блинами, в определенный день недели ходить «на блины к теще» или наоборот, обязательно в определенный день звать ее с подругами на блины к себе, считая, что если этого не выполнить, то случится несчастье. Верить, что если в это время не отнесешь на могилку предков кучку горячих блинов, то они «обидятся», «не поймут», «навредят». Ошибкой будет и обильное мясное питание, которое некоторые позволяют себе накануне поста. Мясо в эту неделю уже не едят. У нас тихо и радостно. Православная церковь называет Масленичную неделю сплошной, Сырной. В эту неделю подготовки к посту все еще разрешена рыба и молочные продукты. Церковь призывает к сдержанности и вспоминает грехопадение Адама, его изгнание из рая. История это невеселая,настраивающая на философские размышления. Авторы В. Канафьева и П. Демченко в статье «Взаимосвя-зь народной и христианской традиции в Масленице» приводят мнение православных священников из газеты «Калужские епархиальные ведомости»,где написано,что «неде-ля эта совсем не праздник,а скорее,приготовление к посту,и праздником ее никто из Святых отцов никогда не называл». Еще менее веселым становится осознание соб-ственных грехов перед Прощеным воскресением и необходимость просить прощения у всех,кого обидел в жизни. Однако не стоит впадать и в другую крайность— в скорбь. Если хочется напечь блинов— их надо напечь и съесть,благодаря Бога за дарован-ную вам пищу— хоть с маслом,хоть с икоркой. Если хочется перед постом навестить старых друзей,посидеть за столом и выпить чарку вина— следует их навестить. Если нужно попросить прощения у человека,которого вы обидели— надо так и сделать. А хотите угостить его блинами— так и угостите,греха в этом нет. Священник Игорь Фомин считает, что самое главное в эти дни помнить, что скоро Великий пост, в который следует входить чистым. Христианину тоже можно радоваться, но радоваться светлой,тихой радостью о том,что после тяжелых испытаний поста наступит Христова Пасха. На Сырной неделе церковь призывает делать добрые дела— подавать нищим,пом-огать родным и незнакомым,молиться в храме за христиан— и живых,и почивших. А в воскресенье христианину лучше быть не на гуляньях,а в храме,где будут читать чин прощения. Следует помнить,что простить— не просто сказать «я тебя прощаю». Прости-ть— значит в день Страшного суда встать перед Богом и сказать ему— «Господи,я его простил,не осуди этого человека! Обычаи Прощеного воскресенья. В этот день православные поминают усопших,молятся за них в храме. Следует исповедаться и причаститься Святых Даров. Прощеное воскресение до революции называли «целоваль-ником»,потому что при встрече православные просили друг у друга прощения,проща-ли обиды и трижды целовались. В доме младшие должны были первыми попросить прощ-ения у старших. А в некоторых семьях сохранился обычай,по которому каждый из де-тей должен был подойти к отцу с просьбой о прощении,а тот должен был перекре-стить и благословить детей. Новицкий,2024 "Комоедица- что за слово такое,которое исходит ещё с дохристианских времён? И для чего на комоедицу пекли блины? Оказывается,что это исконное название Маслени-цы— Комоедица. По форме слова видим в его составе корень "еда". А по смыслу- время поедания блинов. К слову,известная поговорка «первый блин комом» совсем не озна-чает неудачную выпечку. В старину на Руси блины пекли в печи,не переворачивая,и ком никак получиться не мог. Теперь же,когда что-то не получается с первого раза, в ходу поговорка «первый блин комом». На самом же деле,это выражение изначально звучало по-другому:«Первый блин комам». А сам праздник Масленицы был посвящен пробуждению медведей,которых представляли прародителями людей. Впрочем,и того, кто поедал блины после зимней спячки вполне можно было назвать Комо. Полагают, что так на Руси звали медведя,который реально впадал зимой в спячку явление само по себе удивительное. Отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное сос-тояние» или «Впасть в Кому»,то есть в спячку. Чтобы, проснувшись голодным, он не стал нападать на людей, его и кормили блинами. Отсюда и поговорка: "Первый блин комам". Уже затем ее перефразировали в современное - "первый блин комом". Тем русский язык и удивителен. И дело не в неудачной выпечке, как выясняется. Блин, который пекли в печи,в ком не сворачивался. С чего бы это вдруг. Это было угощение для медведя, с глубокой древности являющегося прообразом бога Велеса, такого же лохматого волосатого и загадочного, как этот житель берлоги. Поэтому выражение «первый блин комом» на самом деле изначально звучало: «Первый блин комам». И сам языческий праздник по времени был приурочен не только восходящему весеннему сол-нцу,а также к пробуждению медведя после зимней спячки. Смотрим этимологический словарь англ-ийского языка. Находим там слово coma кома :"состояние длительного бессознате-льного состояния",1640 гг. Термин «ко-ма» на среднеанглийском языке был false sleep "ложный сон",конец 14 в. Очень познавательно! Видимо,этот глубокий сон в зимней спячке и был присущ исключи-тельно жителю северных регионов Руси бурому медведю. Оттуда и повелось и обозна-чение,связанного с зимней спячкой сна, как Кома. Медведя иногда называли Бурый. Что,к слову,в германоязычной среде преобразовалось в Bear Бер. Берлога- логово Бера. Истоки такого странного сна у некоторых животных— в определенной биологии их организма,сложившейся за миллионы лет эволюции. К подобному результату чело-века может привести только медикаментозное влияние. Но медицине известно и такое явление,как летаргический сон. Что касается лингвистики,то западные лингвисты, как видим выше,отмахнулись от объяснений "неопределенным происхождением" слова кома. И действительно в языках славянской группы языков такого объяснения нет. Но ведь слово это когда-то появилось в нашем языке, а затем уже мы так уверенно перевели его в разряд "кома,глыбы". Но есть у этого слова и второе значение. Цити-рую тот же словарь:""туманная,похожая на волосы оболочка,окружающая голову коме-ты»,1765 г. Ранее на английском языке как ботанический термин для обозначения пучка волос 1660-е гг. Очевидно, что донесенные до латинян и греков древние смыслы бессознательного сна,спячки и всклокоченный шерсти на голове пробужда-ющегося медведя не сохранили память о носителе этих смыслов. Потому эти смыслы разделились и затуманились на чуждой почве Средиземноморья. На русской же почве сохранились в образе медведя, который и в спячку, как по команде, зимой впадает, и к тому же, и лохмат и волосат сверх меры. Осталось от этой памяти на Руси и странное имя Кома, этимологию которого ещё надо поискать. Для этого надо учесть, что Русская равнина,как минимум,5 тысяч лет назад была населена носителями языка древнеарийской общности.
Медведь также имел важное значение в обрядовой сфере. В Русской народной культуре существовало множество обрядов, связанных с медведем. Важную роль играли ритуалы, призванные умилостивить медведя и обратить на себя его благосклонность. Изображение медведя часто встречалось в русской народной иконографии. Он изображался как мощное и величественное существо, символизирующее силу и господство. В некоторых местах Руси даже существовал обычай возлагать обрядовые дары у подножия медвежьих статуй или в местах, связанных с медведем. Символизм медведей в народных представлениях В древние времена на Руси медведи занимали важное место в народных представлениях и символизме. Они были обожествлены и почитаемы, а их изображения использовались в различных ритуалах и обрядах. Почему медведей называли комами? Это связано с мифологией и верованиями древних славян. Медведь был считался сильным и могущественным животным, символизирующим силу, власть и защиту. Многие шаманские культы почитали именно медведей, изображали их в виде комов — это символизировало слияние человека с духом медведя, получение его сил и знаний. Медведь также часто ассоциировался с храбростью и отвагой, что делало его идеальным символом для воинов и военачальников. Они верили, что становясь «комами», они приобретают медвежью силу и мужество. Поэтому медведя называли комами во время военных действий, чтобы воинам передать его мощ и смелость. Медведи также ассоциировались с плодородием и благополучием. Во многих культурах присутствуют обряды и обычаи, связанные с медведями, например, медвежья свадьба, где изображения медведей использовались как символы плодородия и семейного счастья. Распространение названия Вопрос о том, почему на Руси медведей называли комами, имеет несколько возможных объяснений. Одна из версий связывает это с античной мифологией. В древнегреческой культуре существует легенда о появлении медведя. Согласно ей, боги Зевс и Гермес путешествовали по земле в обличии людей, чтобы проверить гостеприимство местных жителей. Однако в одном городе их не пустили и они решили наказать его. Зевс превратил всех мужчин этого города в медведей, и с тех пор эти существа назвали «комами» — обезумевшими людьми. Еще одно объяснение связывает название «комами» с русскими древностями. В России в некоторых областях существовал обычай проводить ритуальные обряды с участием медведей. Люди верили, что медведи обладают сверхъестественными способностями и могут покровительствовать людям. Такие обряды часто сопровождались плясками и песнями, а участники обозначали себя словом «ком». В результате медведей стали называть «комами», чтобы отдать дань уважения и покровительство этим мощным существам. Упоминания в древних летописях и хрониках В древних летописях и хрониках имеются упоминания о том, что на Руси медведей называли «комами». Это наименование было связано с особенностями русской мифологии и представлениями народа о медведях. Почему именно слово «ком» использовалось для обозначения медведей на Руси? Одним из объяснений является то, что в славянской мифологии медведь был священным животным, обладающим особыми силами и способностями. Он считался символом силы и мудрости, а также был уважаем и почитаем народом. Читайте также: История названия города Бахмут: перевод, происхождение, прежние названия В древних летописях встречается упоминание о «комах» как обитателях лесов и могущественных существах. Медведи были связаны с богами и считались посредниками между миром людей и божествами.
Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами.
Старые русские поговорки и их истинный смысл для Майкла.
Этот славянский праздник с языческих времен олицетворяет начало весны. Люди верили, что красивые и вкусные блины помогут задобрить солнце, которое отогреет землю и подарит богатый урожай. Считалось, что чем больше блинов хозяйка испечет, чем ярче и разнообразнее накрыт стол на Масленицу, тем богаче будет весь год. Кто такие комы для кого пекли блины? В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя.
На Комоедицу пекли пироги, варили овсяный кисель и угощали друг друга блинами. Первый блин относили в лес комам — медведям. Кому отдавать первый блин на Масленицу? Это был обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи.
Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей.
Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой! Издавна наступление Весны, а с ней и Новолетия на Руси связывали с днём весеннего равноденствия, что по нашему календарю выпадает на 20 или 21 марта. Ночь становится короче дня и это определяет все изменения в природе. Всё вокруг просыпается от длинного зимнего сна. Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновлённым утром после Ночи зимнего солнцестояния самой долгой ночи в году , пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна. Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после.
А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. До нас это великое событие дошло после долгой и безуспешной борьбы христианства с православием в XVI веке в виде Масленицы или церковной седмицы, определенной церковью на последнюю неделю перед Великим постом.
После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто IX век , стали печь блины. Наши предки считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также символом солнца были ватрушки и круглые баранки. В дохристианское время праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т.
На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года.
О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П. Шейн, что использовал материалы от 1874 года. Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону. Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения — жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну. Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы. Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть.
Напротив, следовало лечь на лавку и начать ворочаться с боку на бок, подражая перекатываниям медведя в берлоге. Комоедица в старину Как проходило празднование главного дня Комоедицы. День весеннего равноденствия народ праздновал по-особенному, ведь он был одним из четырёх главных солнечных праздников года. Увы, до нашего времени сохранились лишь обрывки данных о Комоедице из различных источников, поскольку распространение христианства стало причиной гонения тех, кто придерживался языческих верований. Предположительно ранним утром люди отправлялись к капищу. На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна.
Праздник пробуждения медведя
После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя». Очевидно, что даже отмечавшие Комоедицу, если этот праздник вообще существовал, не называли медведей комами. Комы — это кушанье из гороха. Ещё одно отличие Комоедицы от Масленицы — в постоянстве даты. Праздник встречали накануне Благовещения, которое отмечается в один и тот же день каждый год. А у Масленицы «плавающий график». Так что в очередной раз можно убедиться, что последний аргумент в защиту «комов-медведей» пал под натиском исторических фактов. Один — хорошо нам знакомый «Первый блин комом».
Его содержание отталкивается от житейского наблюдения: на непрогретой сковороде первый кусочек теста, вместо того чтобы растекаться, жалобно сворачивается в комочек. То же самое происходит и с другими делами, если мы касаемся их впервые. Салтыков-Щедрин в сказке «Медведь на воеводстве». У других народов тоже есть свои пословицы о подобной неудаче. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски!
А вежливый крестьянин в таких случаях отказывался от каши - дескать, тебе еда нужнее. Все вещи, как учила библия, и понимал крестьянин, по большому счёту, принадлежат Богу. Поэтому, когда русского крестьянина просили чем-нибудь поделиться, он отвечал: «Не своё - не жалко».
Дескать, эта вещь принадлежит не мне, а Богу, так чего я буду о ней жалеть? А Человек, разумный человек, ищет, где он может лучше послужить своей стране. Был в то время Боярин Сидор Ковыла-Вислов. Ходил он в личных друзьях великого князя, - Василия Дмитриевича, но отличался экстравагантной привычкой: «драть» коз.
Комы — это медведи, так их называли наши предки.
Тогда это животное считалось царем леса. Это теперь "первый блин — комом" означает, что что-то не получилось. А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. Ну а блины отдают, потому что это символ солнца, наступления весны. Масленица — это бывший праздник Комоедица, но с другими смыслами и обрядами.
Масленицей "медвежий праздник" стал после крещения Руси. Тогда канули в Лету многие языческие праздники. Кроме изменения названия поменялась и суть.
Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо.
И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню.
Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше.
Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды.
Почему на Руси медведей называли комами?
Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Слайд 10 Описание слайда: Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Проведите ритуал пробуждения медведя: пусть ребенок наденет костюм или маску медведя, заляжет в берлогу из подушек, а вы «будите» его, бросаясь шариками для сухого бассейна или скомканной бумагой. Потом путь медведь вас догоняет. Поменяйтесь ролями. Слайд 11 Описание слайда: После пробудей начинались игрища.
Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям.
Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение.
Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, по-свящённый пробуждению медведей, считавшихся прародителями людей. Первые блины, выпекаемые хозяйкой, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны. Со временем пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Его выпекали на Масленой неделе и отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время поговорка означает неуспех первого начинания. Светлана г.
Уму непостижимо, как много людей, прочтя эту выдумку, отреклись от многовекового значения вполне очевидной кто блины пёк — тот знает поговорки и перешли в стан адептов нового псевдоисторического толкования. Никому из них не показалось подозрительным или хотя бы странным, что ни в толковых, ни в этимологических словарях нет указания на «древнеславянское» слово «комы» в смысле медведей. Никого даже не смутил тот факт, что в классических произведениях русской литературы очень часто упоминается «первый блин комом» в известном значении, но никогда — слово «комоедица». Словарь Даля, уникальный в своём роде кладезь фольклора, неоднократно указывает только на традиционное значение нашей поговорки, и опять же ни слова не говорит о «комах»-медведях. Не находит подтверждения и предположение о связи медвежьей спячки с медицинским термином «кома», означающим тяжёлое состояние, характеризующееся полной потерей сознания, расстройством функций всех органов чувств, нарушением процесса обмена, кровообращения, дыхания и отсутствием рефлексов.
Никаких других смыслов у слова нет. Про блины для комов, оказывается, появилось в неоязыческой и эзотерической литературе в 90-е годы. Раньше - нигде и ничего. И в научной литературе такая версия поговорки не упоминается. А вот привычный нам вариант есть в старых сборниках - в частности, в «Пословицах русского народа» Владимира Даля. Однако, если вы возьмете любой словарь древнегреческого, вы не найдете там такой информации.
Кома медведь у славян - фотоподборка
Во-вторых, в Древней Руси медведи действительно назывались комами из-за своего волосатого покрова, напоминающего комы. Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы — медведи).