Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово? Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям.
Масленица или Комоедица - древний славянский праздник!?!?
Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в статье А. Топоркова «Кабинетная мифология» из энциклопедического словаря Института славяноведения РАН «Славянская мифология» Лада находится среди персонажей, «без должных оснований относимых к славянским языческим богам и фигурирующих в ученых сочинениях по славянской мифологии с XVIII века по наши дни». Читаем, например, в этимологическом словаре Н. Шанского: «Комедия — заимств.
Комедия буквально — «веселое шествие с песнями»». Но, обратите внимание, даже у Рыбакова нет всей этой галиматьи про кормление медведей блинами. Тут уже чья-то совсем буйная фантазия разыгралась. Какова же история выражения «первый блин комом» на самом деле?
Когда вы задаетесь подобным вопросом, первое, что вы должны сделать, — открыть фразеологические словари или научные работы о фразеологии. Итак, почитаем, например, что написано о выражении в «Большом фразеологическом словаре» В. Телия: «Образ фразеол. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски!
Пословицы»: «Пословица, казалось бы, основана на чисто реальном бытовом наблюдении. Пока сковорода еще недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», а не лепешкой, плохо снимается со сковороды. Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на ее актуальную форму». В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: «Первый блин и тот комом» 1736 ; «Первый блин да комом» 1741.
В них ее смысл явно противоречит нынешнему. И неслучайно» «В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр. Там же перед погребением, выпекая блины для поминовения, первый блин кладут в головах покойника.
В поминальных обрядах умерших родственников как бы приглашали вкусить первый блин или заломленный хлеб. В Тамбовской губернии такой блин клали на слуховое окошко для родительских душ, в Калужской — в субботу перед Масленицей его оставляли на божнице «для родителей», в других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших». Именно поэтому к его приготовлению нужно было относиться с особым тщанием.
Да, выражение действительно может быть связано с обрядами, но совсем не с теми, что описывает растиражированная байка про «комов»!
Никаких других смыслов у слова нет. Про блины для комов, оказывается, появилось в неоязыческой и эзотерической литературе в 90-е годы. Раньше - нигде и ничего. И в научной литературе такая версия поговорки не упоминается. А вот привычный нам вариант есть в старых сборниках - в частности, в «Пословицах русского народа» Владимира Даля.
Однако, если вы возьмете любой словарь древнегреческого, вы не найдете там такой информации.
Слайд 8 Описание слайда: Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Слайд 10 Описание слайда: Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Проведите ритуал пробуждения медведя: пусть ребенок наденет костюм или маску медведя, заляжет в берлогу из подушек, а вы «будите» его, бросаясь шариками для сухого бассейна или скомканной бумагой.
Потом путь медведь вас догоняет. Поменяйтесь ролями. Слайд 11 Описание слайда: После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям.
Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер.
Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
В наше время поговорка означает неуспех первого начинания. Светлана г. Лесной : — Скажите, пожалуйста, в чём разница между коллегами и сослуживцами? Например, если я — секретарь, работающий в юридическом управлении, могут ли юристы считаться коллегами по отношению ко мне? Или же они всё-таки сослуживцы? Бытует ещё мнение, что сослуживцы — это те, кто служат вместе… Дежурные: — Светлана, с сослуживцем Вы вместе работаете и не обязательно служите , а коллегой может быть и товарищ по работе, и товарищ по учёбе, и товарищ по профессии.
Юристы Вам и коллеги, и сослуживцы, а секретарь другой компании Вам только коллега. Евгения г. Лесной : — Здравствуйте, уважаемые дежурные!
Да и статья сельского священника, откровенно говоря, не самый надежный источник. Но допустим, что все описанное в ней правда почему бы и нет и дадим слово самому Симеону Нечаеву: «Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятой Богородицы и посвящен в честь медведя. В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подается овсяный кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица».
После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя». Итак, что мы узнаем из этого рассказа? Комоедица и Масленица — не одно и то же. Да, они примерно совпадают по времени, но Комоедицу праздновали на довольно ограниченной территории и совсем не так, как Масленицу. Никто еду медведям в лес, конечно же, не носил: люди не идиоты. Комы — это вовсе не медведи кто бы сомневался , а традиционное кушанье из гороха.
А появлением мифа про комов-медведей мы, скорее всего, обязаны академику Б. Вообще-то он был прекрасным историком и археологом, его заслуги в этой области никто оспаривать не собирается. Но почему-то иногда он высказывался и по поводу лингвистики, и эти высказывания, к сожалению, иногда мало отличались от построений А. Фоменко, против которых академик активно выступал в последние годы своей жизни. Однако научный авторитет Рыбакова был очень велик, поэтому любые его заявления легко принимались на веру. Разберем же, что писал Рыбаков о Комоедице, и включим критическое мышление: «К 24 марта у белорусов приурочен праздник «комоедицы» аналогия греческим «комедиям» архаичного времени — праздник пробуждающегося медведя.
Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе» Б. Рыбаков, «Язычество древней Руси», глава 13. Во-первых, очень сомнительным кажется сближение Комоедицы и комедий, богинь Лады и Артемиды. Оно ничем не подкреплено, Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы. Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в статье А.
Топоркова «Кабинетная мифология» из энциклопедического словаря Института славяноведения РАН «Славянская мифология» Лада находится среди персонажей, «без должных оснований относимых к славянским языческим богам и фигурирующих в ученых сочинениях по славянской мифологии с XVIII века по наши дни». Читаем, например, в этимологическом словаре Н. Шанского: «Комедия — заимств. Комедия буквально — «веселое шествие с песнями»». Но, обратите внимание, даже у Рыбакова нет всей этой галиматьи про кормление медведей блинами.
Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу.
Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю. Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы. Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году. Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки.
Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить». Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях. Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого.
Что означает первый блин комом и почему это происходит?
Комы медведи по древнеславянски. И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. Филолог Пахомов: Никаких «комов» в значении «медведи» в русском языке не было. Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянская мифология. Велес древнеславянский Бог. комам, в смысле медведям. Говорят - славянская традиция.
Первый блин – в коме?
С другой стороны, образ медведя предстаёт перед детьми как воплощение силы, мощи, величия, доброты, в символах — Олимпийский Мишка, Умка, мишки в картине художника И. Мы предлагаем родителям в «День пробуждения медведя» отправиться с детьми в цирк на представление или в зоопарк. В режимных моментах тема медведя проходит: в комплексе утренней гимнастики «Зарядка медвежат»; в беседах «Медведь проснулся», «Кто в берлоге спит зимой»; в занятиях по развитию речи: проговаривание скороговорок, знакомство с пословицами и потешками; чтение рассказов Н. Сладкова «Как медведя переворачивали», «Неслух», «Вот так устроился! Ладонщикова «Без печали, без тревоги…», В.
Берестова «Мишка, мишка, лежебока! Боровик «Медвежата», «Я добрый мишка, плюшевый», « Куклы и мишка» и др. Проведение занятия на свежем воздухе, приуроченного к празднику «День пробуждения медведя». Работа с родителями: организация выставки «Узнаем его получше»; организация выставки игрушек «Мишка, плюшевый мишка».
Работа с педагогами: консультация «Как провести праздник «Комоедица»; консультация «Исторический аспект проекта «День пробуждения медведя». Разработка и сбор методического материала: художественная и научно-популярная литература для детей; подбор интернет-сайтов с информацией по теме проекта; разработка плана реализации проекта. Итог и результат; развитие и сохранение интереса к истории страны, традициям предков; сформированность знаний о празднике «День пробуждения медведя»; обогащение знаний о медведе как представителе животного мира; воспитание бережного отношения к природе; взаимодействие детей, родителей и педагога в совместной работе надпроектом. Краткий итог автора проекта: «КОМОЕДИЦА» дает возможность узнать новое, вспомнить сказки и стихи, научиться рисовать и танцевать, отметить праздник, а , значит, мы можем с удовольствием заняться деятельностью и увлечь наших детей и их родителей!
Список художественной литературы: Бойчук И. Подрезова Т. Ивановская О. Сборник рассказов русских писателей.
Сладкое Н. Этапы проекта: Актуальность проекта: «День пробуждения медведя»- это древний праздник, которым славяне встречали наступающую весну, примерно это было 24 марта. Его сила, ловкость, всеядность, схожесть с человеком глаза, похожие на человеческие, стояние на задних лапах, любовь к сладкому-мёду и ягодам делали медведя похожим на людей, считали его прародителем человека, родственником человеку. Также у славян мы находим двоякое отношение к медведю: — это священный зверь, покровитель рода.
Он «много знает и понимает» Неклепаев,1903,стр. Он наказывает тех, кто работает в неурочное время Мокошь, Параскева Пятница, святая Берта Обратимся к самому названию животного: почему «медведь»?
В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. На Масленицу языческий праздник пеклись блины, как символ молодого солнца. Раньше Масленица праздновалась в период примерно с 22 марта по 28 марта солнечная фаза пробуждения солнца. Теперь она привязывается к Пасхе 24 марта чествовали Велеса, который являлся в облике зверя, то есть медведя.
Этот праздник назывался Комоедица или Медвежий праздник. Медведь просыпается после зимней спячки. Мужчины чествовали его в особой медвежьей пляске и Велесовой борьбой. Старшие женщины пекли комы — обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки, овса, гороха или ячменя. Несли их в лес и оставляли на пеньках, как подношение медведю Велесу , чтобы тот отводил хищных зверей от домашнего скота.
На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов. В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Марены-Зимы, печение праздничного жертвенного хлеба и блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. В древние времена двухнедельное празднование Комоедицы имело для славян-земледельцев большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года, вплоть до Осеннего Равноденствия. Разжигание костров в этот день — самая важная часть торжества, ибо огонь является отражением Солнца — огня небесного, истинного солнечного жара.
В день весеннего равноденствия будет символично зажечь костёр от луча солнца: луч поймать с помощью линзы, а после направить на кучу собранного сухого хвороста. Такой костер сохранит свою божественную силу и подарит окружающим людям энергию солнца. Древние считали блин символом Солнца поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий и верили, что вместе с блином они перенимают частичку солнечного света, тепла и могущества. Поэтому круглые блины маленькие символы победившего Зиму Солнца всегда были главным угощением на праздник Комоедицы. Также съедобным символом торжества были и круглые ватрушки. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога Велеса — бога мудрости, вещих знаний, духовного и материального богатства. Утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками славяне приносили в лес Великому Медовому зверю как воплощению бога Велеса «блинные жертвы»: первые выпекаемые праздничные блины раскладывали на лесных пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком отсюда правило: «первый блин — комам», то есть медведям. Также медведь-ком был для славян олицетворением далёкого предка.
На Комоедицу также принято спускать с горы горящие колеса, помогая Солнцу растопить снег и прогнать холод. Такое колесо было символом Солнца и тепла, Весны и пробуждения. Так наши мудрые предки провожали Зиму и встречали Весну. Смена летоисчислений: как стирали народную память Надо сказать, власти и церковники очень постарались исказить миропонимание славян путём смены летоисчислений. В этот день славяне праздновали рождение «нового» Солнца и начало нового цикла жизни, славили и чтили богов и приносили им пожертвования. Однако вместе с христианством на Руси был введён римский Юлианский календарь, по которому год начинался 1 января. Но на Руси отмечать начало года стали 1 марта — в соответствии с Римским календарём, предшествовавшим Юлианскому.
Не знаю, случайно или нет, но наш постоянный читатель прислал вопрос, касающийся блинов, а точнее, поговорки «первый блин комом» и её нового толкования, отличающегося от общепринятого.
Оказывается, существует широко распространённая версия, согласно которой упомянутая поговорка якобы на самом деле звучит как «первый блин — комам» и как будто связана с языческой традицией на Руси по весне первым делом нести угощение к медвежьим логовам; комами, дескать, в ту пору называли медведей. Спрашивается, «впасть в кому» — значит «уснуть, как медведь»? Что же, давайте разберёмся, что тут к чему. Насколько мне удалось выяснить, эту нелепейшую историю с «комами»-медведями и Масленицей-«Комоедицей» выдумал некто С.
Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова
Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи). Комы — это вовсе не медведи (кто бы сомневался), а традиционное кушанье из гороха. "Комами" наши предки, называли Медведей, вот и подкармливали на масленницу просыпающихся от спячки голодных мишек, от сюда происходит известное нам выражение "Коматозное состояние" или "Впасть в Кому", тоесть в спячку. На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово?
Кома медведь у славян - фотоподборка
Всыпать по первое число Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Гол как сокол Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие.
Это была совершенно гладкая «голая» чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего! Сирота казанская Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным.
Мирзы татарские князья , оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. Непутевый человек В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.
Шиворот-навыворот Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение.
А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. Слайд 4 Описание слайда: В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года. Слайд 5 Описание слайда: Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище капище , на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. Слайд 6 Описание слайда: Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — богини смерти.
Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела! Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту. Слайд 8 Описание слайда: Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Слайд 10 Описание слайда: Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль.
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.
И он действительно просыпается приблизительно на Масленицу. Бер это не просто медведь как зверь, а это ещё и дух Зверя - Хозяина Леса, отсюда и его связь с Велесом. Бер - хозяин леса, его защитник и распорядитель, как одна из ипостасей Велеса. И дерево спиливали под КОМель, то есть брали часть дерева до Кома. Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин!!! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком.
Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное : Да и как правило все известные берлоги люди к весне опустошали. Теперь дальше о Бере.
Но ведь слово это когда-то появилось в нашем языке, а затем уже мы так уверенно перевели его в разряд "кома,глыбы". Но есть у этого слова и второе значение. Цити-рую тот же словарь:""туманная,похожая на волосы оболочка,окружающая голову коме-ты»,1765 г. Ранее на английском языке как ботанический термин для обозначения пучка волос 1660-е гг.
Очевидно, что донесенные до латинян и греков древние смыслы бессознательного сна,спячки и всклокоченный шерсти на голове пробужда-ющегося медведя не сохранили память о носителе этих смыслов. Потому эти смыслы разделились и затуманились на чуждой почве Средиземноморья. На русской же почве сохранились в образе медведя, который и в спячку, как по команде, зимой впадает, и к тому же, и лохмат и волосат сверх меры. Осталось от этой памяти на Руси и странное имя Кома, этимологию которого ещё надо поискать. Для этого надо учесть, что Русская равнина,как минимум,5 тысяч лет назад была населена носителями языка древнеарийской общности. Там и произошло разделение этой общности на ариев и на предков русов.
Может быть, там и зародилось наше искомое слово? К слову,древно-сть его вполне сопоставима с древностью верований в древнейшего дохристианского бога Руси Велеса. Тому в мифологии присущ был медвежий образ и заметная волоса-тость. Трудно представить, что архаичные волхвы не искали и не нашли растительные снадобья не только для своих мистических мистерий,но и для погружения в сон,под-обный медвежьему. Возможно,и назвали его Кома. Иначе,отчего бы это арии понесли отсюда же,видимо,этот,созданный волхвами, риши,брахманами,известный по Ригведе галлюциногенный ритуальный напиток Кома-Сома?
Сома— это в ведийской культуре галлюциногенный ритуальный напиток,персонифицируемый как божество. К слову, у индусов было два понятия для Луны. Так физическая Луна на санскрите значит— Инду. Для духовной,невидимой Луны у ариев было свое имя— Сома,она божественный напи-ток. Сыном невидимой Луны, Сомы, был мудрый Будха. С лингвистической точки зрения такая замена, смягчение передней согласной k-s равнозначна второй палатализации в славянских,но возможно случилось ещё до образования славянских языков и связ-ано по времени с таким разделением языков по принципу кентум- сатем.
Интересно в этом плане,что,например,в авестийском языке сома- haoma. В их языке прошло изве-стное изменение k-h. Что указывает на обособленность движения ариев на юг. Как полагают,оба слова имеют одно происхождение и восходят к общему периоду индоир-анской истории[1]. Напиток употреблялся индоиранцами во время религиозных обрядов для стимуляции видений. Выходит,исходя из названия дохристианского праздника Комоедицы,можно увидеть архаичные истоки не только названий священных напитков индусов и авестийцев,но и место их зарождения.
Это там,где первые выпеченные бли-ны,относились к берлоге медведей,которые просыпались от зимней спячки и были очень голодными. До нас же дошла только частью пословицы,которая полностью звуч-ала:«Первый блин комам,блин второй— знакомым,третий блин— дальней родне,а четве-ртый— мне». Вся масленичная неделя— это дни благословений. Все благословения,кото-рые мы даем сегодня,вернутся к нам,и принесут нам пользу. И мигрантам тем,кто вряд ли пони-мает смысл древнего русского народного праздника, чиновники рады. Организатором народного праздника выступает Дом дружбы народов Челябинской области.
Чиновники, в угоду мигрантам,подменяют смыслы,размывая традиции и культуру русского народа. Почему же чиновники так стараются угодить мигрантам? Как сказал мэр Магнитогор-ска Сергей Бердников: мигранты ведут себя лучше, чем русские, и к тому же рожают много детей. У мусульман в марте начался рамадан — это когда нельзя пить и есть в дневное время. Но почему то чиновники и дом дружбы народов Челябинска не объя-вили о том, что рамадан, например,объединяется с масленицей и мусульмане,напле-вав на свои традиции,будут праздновать и есть русские блины. Нет,к мусульманам чиновники не лезут и не стараются размывать мусульманские традиции.
Чин-овники же пошли дальше,превратив это в фарс. Про сырную седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния,предпразднство воздержания,светлое предчувствие поста, седмица предочистительная». Христианская Масленица каждый год сдвигается и выпадает на неделю перед постом,её дату высчитывают в зависимо-сти от других христианских праздников,а именно пасхи или воскресение ИисусаХрис-та. Он,почему то,воскресает каждый год в разное время. Масленица же у древних сла-вян всегда приходилась на день весеннего равноденствия,это время считалось нача-лом весны. День весеннего равноденствия в 2024 г.
Христианскую масленицу,хотя лучше ее называть сырной седмицей,чиновники Челябинска уже прев-ратили в балаган,ну так и флаг им в руки. Она включает обряды,относящиеся и к началу нового цикла,и к стимуляции плодородия,и к культу предков. В дохристи-анскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового цикла относится проводы одряхлевшей Зимы Мораны и встреча весны Юнной Живы. Сопровождается сожжением,старого и отслу-жившего свой срок,и чучела Мораны как уничтожение всего дряхлого и освобождение места для нового,молодого,лучшего. С борьбой двух Богинь,связана и обрядовая бор-ьба кулачные бои,взятие снежного городка ,направленная на помощь неокрепшей Ве-сне в преодолении зимней силы.
С символикой весеннего возрождения,непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли,плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника- Масленица,воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божес-твом не является,однако представляет собой архаичный этап развития Уходящего и приходящего умирающего и воскресающего божества. Со стимуляцией плодородия связа-на ещё одна сторона Масленицы— поминальная. Ушедшие Предки,по представлениям Славян,находятся в Навьем мире,но могут приходить и в Явь,а значит,могут влиять на на процветание и благополучие Родичей-потомков. Поэтому крайне важным было не гневить Предков и почтить их своим вниманием.
Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: Тризна кулачные бои,скачки и т. С 18 по 24 Березеня марта на славянской земле проходитМас-леничная седмица неделя ,которая разделяет два главных сезона в славянском наро-дном календаре- зиму и весну. Это весёлые проводы,озарённые радостным ожиданием близкого тепла,весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались улич-ные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы.
Некоторые историки справедливо считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота солнцестояния ,но с приня-тием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Этнографы считают,что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса,покровителя скотоводства и земледелия. В христи-анскую эпоху Велесов день 11 февраля ,приходившийся на 24 февраля по новому христианскому стилю,стал днём святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию:"У Власия и борода в мас-ле". Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу- Медвежий праздник. По поверьям,о сию пору Медведь Лесной Хозяин,воплощение самого Велеса просыпа-ется в своей берлоге после долгой зимней спячки.
Родноверы-мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой борьбой. Комы,которые пекутся ста-ршими в семье женщинами на Комоедицу,суть обрядовые хлебы,сделанные из смеси му-ки овса,гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду,призы-вая на трапезу самого Лесного Хозяина,которого просят не драть и не озорничать на пасеках в течение всего года. Блины, непременные атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось,удлиняя дни. Возможно,блины были и частью поминаль-ного обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне отдавали дань почтения душам усопших предков. Среди других обычаев и развлечений особо выделялось ряжение на Руси ряженые сопровождали чучело Масленицы ,вождение "козы" или "козла" Восточная Украина , кулачные бои и игры в мяч порой весьма жестокие , петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодёжные вечерки и так далее.
Возле ледяных гор развёртывалась бойка торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой- Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы,в которых выступали акробаты и жонглёры,показывали дрессирован-ных животных, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников,а так же цирковые артисты.
Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях. Выезжали все,у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром и медвежьей шкурой,а вслед неуклюже скакали крестьянские лошад-ёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки,выводя птичьи трели и даже не подозревая,что подражание голосам птиц- древнейший языческий обряд зазывания Весны-Красны. Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и навещали родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест.
Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лён и конопля выросли "долгими" высокими , на Руси женщины катались с горок, стараясь съехать как можно дальше. Ни одна масленичная неделя на Руси прошлых веков не обходилась без медвежьего представления. С учёными медведями ходили по всей стране с незапамятных времён,этот промысел был занятием древним и традици-онным. В народе медведь ассоциируется с Богом Велесом, поэтому считалось,что он обладает магический целебной силой. В глазах крестьян он был сильным и мог отвес-ти беду: если спляшет около дома и обойдёт вокруг него, то не случится пожара.
Ещё одной масленичной потехой были кулачные бои, которые представляют собой остаток древней военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках". В старину было три вида кулачных боёв. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. До нас дошла игра "в Калашникова" - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Или - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить или улететь за палку.
Наносить удар в область сердца запрещается. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус.
🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Комы медведи по древнеславянски. Существует версия, что когда-то на Руси медведя звали «ком» или «кома». В Комоедицу отмечается пробуждение медведя (хозяина леса) от зимней спячки и это есть символическое оживление природы, и существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи).
Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы
Я по простоте так и считала, что эта поговорка о том, что когда что-то делаешь впервые - это часто получается неудачно, как в случае с блинами. А хитрое объяснение про медведей, искажающее смысл поговорки, по-моему родилось в воспалённом мозгу какого-то языковеда от безделья. Гость изначально звучало "первый блин комАм". Смысл здесь совершенно другой в отличие от существующего - первый блин... Древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей.
Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль: «Скрипи нога, Скрипи липовая! И вода-то спит, И земля-то спит. И по сёлам спят, По деревням спят. Одна баба не спит, На моей коже сидит. Мою шёрстку прядёт, Моё мясо варит. Мою кожу сушит». Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой. Игрища После пробудей начинаются игрища. Первая игра — городок. Девушки становятся на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом.
Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали за упокой души.
И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.