Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянский Бог. Медведь в славянской мифологии.
Комы медведи по древнеславянски
Символ медведя у славян. Медведь в славянской одежде. Красивые славянские медведи уветные. Велес Бог славян. Велес Бог славян Тотем. Велес рогатый Бог. Чертог медведя Бог Сварог.
Бог Велес медведь. Сварог Бог с медведем. Славянский Бог Велес с медведем. Масленица Комоедица у славян. Бог охоты у славян Велес. Русский мужик с медведем.
Медведь на древнеславянском. Медведь Русь славяне. Медведь шаман Тотем. Огненный медведь. Дух медведя. Образы медведя в славянской мифологии.
Комоедица языческая. Масленица славяне язычество. Велес хозяин леса. Древние названия медведей. Медведь у древних славян название. День медведя.
Древние изображения медведя у славян. Скандинавский Берсеркер. Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Берсерк. Джоди Бергсма ворон. Тотемное животное медведь.
Медведь Тотем шаманки. Тотемы славян волк медведь Сокол. Тотем медведя у славян. Тотемизм медведь. Медведь с елкой. Медведь тотемное животное шаман ЗМ.
Белый медведь шаман Тотем. Медведь тотемное животное славян. Славянские боги Ожиганов Велес. Ожиганов Славянская мифология. Берендей Славянская мифология. Животные в мифах и легендах.
Хозяином языческого леса был медведь. Легенда о медведе. Медведь в мифологии. Комоедица праздник пробуждения медведя. Тотемные столбы древних славян. Тотемы славян волк медведь.
А сам блин - плоть? Вот эта плоть посвящается Беру хозяину леса! Но не с тем чтобы он его сам съел медведь да ещё и голодный у деревни гость очень даже нежелательный , а с тем, чтобы он как ХОЗЯИН распределил его по своим наиболее нуждающимся подопечным. Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье - хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего. Таким образом одно действо вмещает в себя три основных момента 1.
Со временем пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Его выпекали на Масленой неделе и отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время поговорка означает неуспех первого начинания. Светлана г. Лесной : — Скажите, пожалуйста, в чём разница между коллегами и сослуживцами? Например, если я — секретарь, работающий в юридическом управлении, могут ли юристы считаться коллегами по отношению ко мне?
Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой! Издавна наступление Весны, а с ней и Новолетия на Руси связывали с днём весеннего равноденствия, что по нашему календарю выпадает на 20 или 21 марта. Ночь становится короче дня и это определяет все изменения в природе. Всё вокруг просыпается от длинного зимнего сна. Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновлённым утром после Ночи зимнего солнцестояния самой долгой ночи в году , пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна. Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. До нас это великое событие дошло после долгой и безуспешной борьбы христианства с православием в XVI веке в виде Масленицы или церковной седмицы, определенной церковью на последнюю неделю перед Великим постом.
Почему блин комом?
Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянский Бог. Медведь в славянской мифологии. "первый блин КОМАМ"(по-древнеславянски комы-медведи).У древних славян был праздник Комоедица,посвященный пробуждению медведей,которых они считали прародителями блины приносили к берлогам мишек,которые просыпались от зимней спячки и. С весенним пробуждением медведя славянские народы связывали наступление весны. Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи).
Комы медведи по древнеславянски
Образ медведя в мифологии народов, живущих в России Нам кажется, что версия про подношения медведю очень дееспособна. Медведь всегда был особым зверем для жителей теперешней территории России. Присутствие образа медведя в русских сказках, свадебных обрядах, в любовной магии, в рождественских и масленичных обрядах происходит потому, что этот зверь в народном сознании отождествляется с плодовитостью, многими умениями и плодородием. Одно из самых традиционных русских свадебных пожеланий: «Дарю вам меди, чтобы дети были как медведи». А пословицы дополняют образ косолапого: «Медведь в лесу — что боярин в городу» и «Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает». Медведь — один из главных образов пермского звериного стиля. Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищая владельца. Эти изделия были связаны с идеей переселения душ. Если носитель умирает, душа живёт самостоятельно — или отправляется на небо, или уходит к предкам, или вселяется в зверя, птицу, человека и даже в мертвеца или чудовище. Традиция медвежьих праздников дошла до наших времен в культуре ханты и манси.
Их легенды гласят, что медведь был сыном божества верхнего небесного мира. Спустившись на землю, к людям, медведь нарушил запреты богов и погиб. Убитый людьми, зверь возродится снова, а его дух после медвежьего праздника отправится на небо, к отцу. Другой эпитет «изобилие зверей дарующий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника. Считалось, медведь — хозяин и повелитель леса, обладающий свойствами всех диких животных, знает их повадки и определяет для человека успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и человека. А ещё, именно народный герой коми по имени Кудым-Ош «ош» — медведь , чьим прародителем был медведь, научил людей добывать огонь, плавить металл, строить деревянные удобные избы, пахать землю. Правила Комоедицы Есть версия, что праздник Комоедица — прообраз Масленицы. Праздник прощания с зимой и встречу с весной раньше праздновали в день весеннего равноденствия, а потом сдвинули ближе к февралю, уже во времена христианства и установления правил Великого поста, возможно только в XVI в. Согласно сказкам и былинам Снегурочка как раз растаяла в день весеннего равноденствия, что стало основой многочисленных экранизаций.
Предположительно, в мультфильме «Снегурочка» 1952 года была сделана попытка реконструкции обычаев славянского праздника Комоедицы и встречи Весны священной.
Кто сильнее тигр или медведь. Картинка 5 медвежат на Поляне. Лысый белый медведь. Карелия вымирание животных. Последствия глобального потепления картинки. Гризли и бурый медведь отличия.
Медведь Гризли и бурый разница. Гризли и бурый медведь сравнение. Медведь Кадьяк и Гризли отличия. Кого боится медведь в лесу. Медведя бояться в лес не ходить. Боязнь медведей. Покажи страшных медведей в лесу в России.
Боксер зарезал медведя. Белый медведь в неволе. Белый медведь в зоопарке СПБ. Белый медведь меланист. Собака похожая на белого медведя. Белый медведь. Белый медведь фото.
Хвост белого медведя. Белый медведь подвиды. Большой бурый медведь Кадьяк. Медведь Кадьяк и белый медведь. Кадьяк медведь. Комикс инвестинг медведи. Ком медведь.
Down for Maintenance 429. Васнецов Царская потеха. Медвежьи бои на Руси. Древняя Русь медвежья потеха. Бой с медведем на Руси. Два медвежонка. Два белых медведя.
Белый медведь какает. Медведь рычит. Обои на андроид медведь. Хмурый медведь фото. Бурый медведь опасен. Скандинавский Берсеркер. Берсерк Викинг.
Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Викинг. Медведь и собака родственники. Родственники медведесобаки. Медведь благодарит человека. Собаки нападают на медведя. Бурый медведь нежится в воде.
Salmon Chase. Фото медведь етти. Bear taking a rest. Бурый медведь Размеры. Бурый медведь характеристика. Форма тела медведя. Гризли и бурый медведь.
Бурый медведь Кадьяк. Сибирский бурый медведь vs Кадьяк. Кадьяк медведь против Гризли. Кадьяк медведь бурые медведи.
Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин!!! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком. Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное : Да и как правило все известные берлоги люди к весне опустошали. Теперь дальше о Бере. Он просыпается вместе с Комами, то есть Хозяин Леса вступает в свои права и вот тут нужно некое разъяснение.
Чем питаются духи? Конечно силой энергией духом. Когда печётся обрядовый блин, он ассоциируется с Солнышком, и в него хозяйка закладывает свою силу энергию свой дух.
Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тертый калач В старину действительно был такой сорт хлеба — «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы. Зарубить на носу Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Ни пуха, ни пера Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании и пуха, и пера результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты. Бить баклуши Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева.
Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну. Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянская мифология. Велес древнеславянский Бог. Ком, это тоже псевдоним, как и медведь, ведьмедь,косолапый, Потапыч, Мишка, и т.д. Нашлись древние наскальные рисунки и надписи на старославянском, и истинное имя медведя Бер, отсюда берлога, логово Бера. Комы медведи по древнеславянски. Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица.
Первый блин комАм, блин второй – знакомым .....
Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры. Молодежь ходила "будить медведя". Делали яму, берлогу, там "селили" медведя - ряженого человека. Вокруг берлоги водили хоровод, кричали, стараясь разбудить спящего медведя. Бросали в него снежки, ветки и прутья. Но будила "медведя" одна из девушек. Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие объятия. Лесных жителей в этот день подкармливали и задабривали "комами", блинами по-нашему, чтобы был удачным и урожайным год.
Люди верили, что в силу свершившегося обряда, медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу. Верили что, нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть.
И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды.
Выражение и пошло от этой пословицы. Зарубить на носу Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния.
В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Ни пуха, ни пера Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании и пуха, и пера результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!
И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты. Бить баклуши Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу.
Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.
Полежав немного, начинали переворачиваться с боку на бок как медведи в берлоге , а затем все "просыпались", потягивались, зевали.
Это означало пробуждение медведя весной. Это был шумный и веселый праздник. Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры. Молодежь ходила "будить медведя".
Делали яму, берлогу, там "селили" медведя - ряженого человека. Вокруг берлоги водили хоровод, кричали, стараясь разбудить спящего медведя. Бросали в него снежки, ветки и прутья. Но будила "медведя" одна из девушек.
Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие объятия.
Однако научный авторитет Рыбакова был очень велик, поэтому любые его заявления легко принимались на веру. Разберем же, что писал Рыбаков о Комоедице, и включим критическое мышление: «К 24 марта у белорусов приурочен праздник «комоедицы» аналогия греческим «комедиям» архаичного времени — праздник пробуждающегося медведя. Медведь komos был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе» Б. Рыбаков, «Язычество древней Руси», глава 13. Во-первых, очень сомнительным кажется сближение Комоедицы и комедий, богинь Лады и Артемиды. Оно ничем не подкреплено, Рыбаков не приводит каких-то доказательств в подтверждение этой гипотезы.
Да и существование богини Лады в славянском пантеоне многие ученые подвергают сомнению. Так, в статье А. Топоркова «Кабинетная мифология» из энциклопедического словаря Института славяноведения РАН «Славянская мифология» Лада находится среди персонажей, «без должных оснований относимых к славянским языческим богам и фигурирующих в ученых сочинениях по славянской мифологии с XVIII века по наши дни». Читаем, например, в этимологическом словаре Н. Шанского: «Комедия — заимств. Комедия буквально — «веселое шествие с песнями»». Но, обратите внимание, даже у Рыбакова нет всей этой галиматьи про кормление медведей блинами.
Тут уже чья-то совсем буйная фантазия разыгралась. Какова же история выражения «первый блин комом» на самом деле? Когда вы задаетесь подобным вопросом, первое, что вы должны сделать, — открыть фразеологические словари или научные работы о фразеологии. Итак, почитаем, например, что написано о выражении в «Большом фразеологическом словаре» В. Телия: «Образ фразеол. Мокиенко в книге «Давайте правильно говорить по-русски! Пословицы»: «Пословица, казалось бы, основана на чисто реальном бытовом наблюдении.
Пока сковорода еще недостаточно горяча, первый блин получается «скомканным», а не лепешкой, плохо снимается со сковороды. Такая образная логика, действительно, повлияла как на современное значение пословицы, так и на ее актуальную форму». В старинных паремиологических собраниях она звучала иначе, чем сейчас: «Первый блин и тот комом» 1736 ; «Первый блин да комом» 1741. В них ее смысл явно противоречит нынешнему. И неслучайно» «В связи с ритуальным значением блинов на Руси их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах и т. В Рязанской губернии, напр.
Первый блин – комам?
Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях[5]. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях[5].
Русские поговорки и их значение
Многие славяно-арийские рода, занимающиеся полеводством, почитали бога Купалу наравне с богиней Макошью и Тарой, а также Перуном и Велесом. Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю то есть по Юлианскому календарю , дата рождения Иоанна Крестителя 24 июня по старому стилю у нее приходится на 7 июля по новому стилю. В этот день зрелое Солнце-Купало становится мудрым Солнцем-старцем Световитом. Это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года. Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Так Солнце из "взрослого" состояния от Летнего Солнцестояния до Осеннего Равноденствия переходило в "старческое", которое продолжалось от Осеннего Равноденствия до Зимнего Солнцестояния до Карачуна и нового перерождения Солнца в образе младенца-Коляды. Этот праздник подменён церковниками на Рождество Пресвятой Богородицы, которое празднуется 21 сентября по новому стилю 8 сентября по старому стилю. Конечно, никакое христианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др.
Как славяне встречали День Весеннего Равноденствия Двухнедельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до Дня Весеннего Равноденствия и продолжали празднество ещё неделю после него. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов. В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Марены-Зимы, печение праздничного жертвенного хлеба и блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. В древние времена двухнедельное празднование Комоедицы имело для славян-земледельцев большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года, вплоть до Осеннего Равноденствия. Разжигание костров в этот день — самая важная часть торжества, ибо огонь является отражением Солнца — огня небесного, истинного солнечного жара. В день весеннего равноденствия будет символично зажечь костёр от луча солнца: луч поймать с помощью линзы, а после направить на кучу собранного сухого хвороста. Такой костер сохранит свою божественную силу и подарит окружающим людям энергию солнца.
Древние считали блин символом Солнца поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий и верили, что вместе с блином они перенимают частичку солнечного света, тепла и могущества. Поэтому круглые блины маленькие символы победившего Зиму Солнца всегда были главным угощением на праздник Комоедицы. Также съедобным символом торжества были и круглые ватрушки. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога Велеса — бога мудрости, вещих знаний, духовного и материального богатства. Утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками славяне приносили в лес Великому Медовому зверю как воплощению бога Велеса «блинные жертвы»: первые выпекаемые праздничные блины раскладывали на лесных пеньках.
Морену считали женой Чернобога , властителя Нави. Дочерями Морены называли сестер-лихоманок — духов, насылающих болезни. Поэтому в заговорах к Морене обращались с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори. Миф Мары очень схож с мифом о Персефоне и ее уходом в подземный мир к мужу Аиду, после ее ухода природа на земле умирает и снова возрождается, когда она возвращается весной на Землю. Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Но Мара в русской традиции благородна и мудра. Она не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах. Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та потом провела усопшего к лучшей жизни. Великая Мара-Морена, Богиня Зимы. Попова-Гамаюн Где живет Богиня зимы и смерти Мара-Морена В преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева» и тему зеркал, не ее ли, славянскую Морену, описывает Андерсон? Морене устраивались пышные похороны! Её везли на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» — богу огня Семарглу 7 — его священное число. И как не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретиться. Интересно, что, согласно одной из версий, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Умирает она тоже в огне и огненной птицей взмывает в небо, в свои небесные чертоги. Сжигание Масленицы в Абрау-Дюрсо. Попова-Гамаюн Приход большого огня Тема прихода большого огня постоянно обыгрывается в эти дни. В течение праздника жгли костры, прыгали через них, как будто купаясь в огне, а после обязательно умывались снегом или талой водой. Обращались к Семарглу, чтобы он «зажёг снега». Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца. Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя». В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Попова-Гамаюн Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней.
Наши предки заметили особенность этого зверя лакомиться медом и дали ему такое название. А ещё бытует мнение, что люди боялись произносить вслух слово "медведь" и придумывали ему другие имена. Итак, праздник "День пробуждения медведя", или "Комоедица" - это один из самых почитаемых праздников, связанный с пробуждением природы весной, с днем весеннего равноденствия. В этот день готовили "медвежью" еду : гороховую кашу с корнем лопуха и овсяный кисель. Поев , все , от мала до велика, ложились на лавки, как бы засыпая. Полежав немного, начинали переворачиваться с боку на бок как медведи в берлоге , а затем все "просыпались", потягивались, зевали. Это означало пробуждение медведя весной. Это был шумный и веселый праздник. Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры. Молодежь ходила "будить медведя".
Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали Медвежьего Бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. Слайд 3 Описание слайда: Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. Слайд 4 Описание слайда: В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года. Слайд 5 Описание слайда: Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище капище , на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. Слайд 6 Описание слайда: Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела! Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту. Слайд 8 Описание слайда: Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого.
Комоедица с 20 марта: как пообщаться с предками и получить поддержку рода в славянский праздник
Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Комы — это вовсе не медведи (кто бы сомневался), а традиционное кушанье из гороха. Я читала, что комы как-то связаны с языческим богом Велесом, который мог принимать облик медведя.
Комоедица с 20 марта: как пообщаться с предками и получить поддержку рода в славянский праздник
"Комами" наши предки, называли Медведей, вот и подкармливали на масленницу просыпающихся от спячки голодных мишек, от сюда происходит известное нам выражение "Коматозное состояние" или "Впасть в Кому", тоесть в спячку. Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну. То есть, медведям (по–древнеславянски комы — медведи). Якобы был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается.