Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Комы медведи по древнеславянски. Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи).
Связанные вопросы
- Смотрите также
- Как на Руси называли медведя?
- Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
- Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
- Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Почему на Руси медведей называли комами?
Купало — Летнее Солцестояние 20-22 июня — начало Лета. В этот день наши предки провожали весну и встречали красное лето. Именно поэтому Купалу почитают как бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов. Многие славяно-арийские рода, занимающиеся полеводством, почитали бога Купалу наравне с богиней Макошью и Тарой, а также Перуном и Велесом. Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю то есть по Юлианскому календарю , дата рождения Иоанна Крестителя 24 июня по старому стилю у нее приходится на 7 июля по новому стилю.
В этот день зрелое Солнце-Купало становится мудрым Солнцем-старцем Световитом. Это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года. Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Так Солнце из "взрослого" состояния от Летнего Солнцестояния до Осеннего Равноденствия переходило в "старческое", которое продолжалось от Осеннего Равноденствия до Зимнего Солнцестояния до Карачуна и нового перерождения Солнца в образе младенца-Коляды. Этот праздник подменён церковниками на Рождество Пресвятой Богородицы, которое празднуется 21 сентября по новому стилю 8 сентября по старому стилю.
Конечно, никакое христианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др. Как славяне встречали День Весеннего Равноденствия Двухнедельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до Дня Весеннего Равноденствия и продолжали празднество ещё неделю после него. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов. В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Марены-Зимы, печение праздничного жертвенного хлеба и блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.
В древние времена двухнедельное празднование Комоедицы имело для славян-земледельцев большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года, вплоть до Осеннего Равноденствия. Разжигание костров в этот день — самая важная часть торжества, ибо огонь является отражением Солнца — огня небесного, истинного солнечного жара. В день весеннего равноденствия будет символично зажечь костёр от луча солнца: луч поймать с помощью линзы, а после направить на кучу собранного сухого хвороста. Такой костер сохранит свою божественную силу и подарит окружающим людям энергию солнца. Древние считали блин символом Солнца поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий и верили, что вместе с блином они перенимают частичку солнечного света, тепла и могущества.
Поэтому круглые блины маленькие символы победившего Зиму Солнца всегда были главным угощением на праздник Комоедицы.
Все трын-трава Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк. Всыпать по первое число Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Гол как сокол Страшно бедный, нищий.
Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая «голая» чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего! Сирота казанская Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»?
Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы татарские князья , оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. Непутевый человек В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми.
Отсюда возникла пословица: "Первый блин комам". Именно так правильно писать, а не "Первый блин комом" ком в смысле шар , ибо на Руси в древности медведей называли комами, к тому же они просыпались к Масленнице и были очень голодными. Как в старину на Руси называли медведя? Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие имена: Матрена, Аксинья. Почему первый блин не получается?
Бывает такое, что блины не получаются из-за слишком кислого или просроченного кефира, низкосортной муки. Тогда они точно получатся,» - уверена Анастасия. Какие бывают виды комы? Первичная церебральная кома В основе этого вида ком лежит угнетение функций ЦНС в связи с первичным поражением головного мозга. Кома травматическая лат.
Главная страница » Почему на Руси медведей называли комами? Почему на Руси медведей называли комами? На чтение 3 мин Просмотров 4 Опубликовано 27 ноября 2023 На Руси веками медведя называли комами — это одно из удивительных явлений русской культуры, которое привлекало внимание многих исследователей и вызывало интерес у зарубежных исследователей. Истоки этого употребления слова можно проследить в древние времена.
В славянской мифологии медведь считался священным животным, которое имеет связь с богами и обладает магическими свойствами. В древней русской культуре медведя часто воспринимали как символ силы, мужества и защиты. Согласно древним преданиям, медведь был символом Русской земли, и его изображение можно найти на гербах разных княжеств. Медведь также часто упоминается в литературных произведениях, народных сказках и песнях.
Кома медведь у славян - фотоподборка
Существует версия, что когда-то на Руси медведя звали «ком» или «кома». Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. У древних славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово? Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи).
Содержание
- Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь
- Telegram: Contact @cvbgydx
- Первый блин комАм, блин второй – знакомым .....: chebypashka — LiveJournal
- Связанные вопросы
- Кого называли комами?
- Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы. это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель. В древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
"первый блин КОМАМ"(по-древнеславянски комы-медведи).У древних славян был праздник Комоедица,посвященный пробуждению медведей,которых они считали прародителями блины приносили к берлогам мишек,которые просыпались от зимней спячки и. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. В древнеславянском языке слово "ком" означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. Комы – это медведи, так их называли наши предки. Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянский Бог. Медведь в славянской мифологии.
«Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя
Теперь она привязывается к Пасхе 24 марта чествовали Велеса, который являлся в облике зверя, то есть медведя. Этот праздник назывался Комоедица или Медвежий праздник. Медведь просыпается после зимней спячки. Мужчины чествовали его в особой медвежьей пляске и Велесовой борьбой. Старшие женщины пекли комы — обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки, овса, гороха или ячменя. Несли их в лес и оставляли на пеньках, как подношение медведю Велесу , чтобы тот отводил хищных зверей от домашнего скота. Богов оберегали, поэтому их имя менялось в жизни.
Он отождествлялся с медведем. Также считалось, что души умерших прилетали из созвездия медведицы в облике птиц к домам родных в виде птиц. Также пеклись «жаворонки» из ржаной муки. Дети крошили их птицам и после ели сами.
По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников,а так же цирковые артисты. Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях. Выезжали все,у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром и медвежьей шкурой,а вслед неуклюже скакали крестьянские лошад-ёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки,выводя птичьи трели и даже не подозревая,что подражание голосам птиц- древнейший языческий обряд зазывания Весны-Красны. Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и навещали родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды, относящиеся к хозяйственным делам и в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лён и конопля выросли "долгими" высокими , на Руси женщины катались с горок, стараясь съехать как можно дальше. Ни одна масленичная неделя на Руси прошлых веков не обходилась без медвежьего представления. С учёными медведями ходили по всей стране с незапамятных времён,этот промысел был занятием древним и традици-онным. В народе медведь ассоциируется с Богом Велесом, поэтому считалось,что он обладает магический целебной силой. В глазах крестьян он был сильным и мог отвес-ти беду: если спляшет около дома и обойдёт вокруг него, то не случится пожара. Ещё одной масленичной потехой были кулачные бои, которые представляют собой остаток древней военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках". В старину было три вида кулачных боёв. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. До нас дошла игра "в Калашникова" - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Или - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить или улететь за палку. Наносить удар в область сердца запрещается. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. Можно бить в живот если договорятся. Вперёд шагать тоже нельзя. Ещё одну забаву мы тоже хорошо знаем. С каждой стороны по двое - "Конь" и "Всадник". Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит. Практиковались и бои "стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. Реже всего допускался бой "сцеплялка- свалка",который обыкновенно возникал из-за того,что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор,дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки". В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину- жить в горькой беде,а на старости лет лежать на смертном одре,сидеть калекой без ноги. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься,в блинах поваляться,сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать:"Масленица приехала, Масленица приехала! Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери,а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и уста-навливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости,когда кататься по улицам. Богатые люди с понедельника начинали печь блины,а бедные- с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших,либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно,приговари-вали:"Честные наши родители,вот для вашей души блинок". Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега,на дворе,когда выйдет месяц, приговаривая:"Месяц,ты месяц,золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось,что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку,колодец или озеро, когда появятся звёзды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тос-ку на всю Масленицу. Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тёщи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь. Званная тёща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла. Вторник - Заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, весёлые и разудальные игры, народные гуляния и забавы, представления. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости- покататься на горах,поесть блинов. В больших деревянных балаганах помещениях для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу,на тройках и на простых розвальнях. Было в почёте и другое нехитрое развлечение- катание с обледенелых гор. В богатых домах к этому дню братья строи-ли во дворах домов горки для сестёр,а от дома к дому ходили "позыватки"- люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позы-ваток встречали с почётом, угощали блинами и напитками, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всем домочадцам. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали отказы по-своему :"здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились,по сути дела,к сватовству,чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот,у крыльца. По-сле угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест,а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Среда - Лакомка. На Лакомку тёщи приним-али зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось тёще всех привечать и угощать, да так, чтобы не один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи! Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни напитки из воды, мёда и пряностей , калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или как говорили в народе: "сколько раз собака хвостом махнёт". Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и сёлам отдельно от мужчин и распевали весёлые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как тёща для зятя блины пекла,как у тёщи головушка болит,как зятёк-то тёще спасибо сказал. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды, ведущие своё начало из Древней Руси. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника со сбитнем или квасом и калачами, а вслед за этим "поездом" тянулся народ. Кулачные бои проходили по своим строгим правилам. Нельзя было, например, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение грозило наказание. А ещё начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Пятница- Тещины вечерни. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодёжи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодожёнам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси,было посещение тёщи зятьями,для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир если, конечно, зять был ей по душе. В некоторых местах "тёщины блины" проходили в среду на Лакомки ,но обычно приу-рочивались к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечерки"- приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же,что и на свадьбе,и получал за свои хлопоты подарок. Тёща обя-зана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковородку,поло-вник и прочее,а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной враж-де между ним и тёщей. Суббота- Золовкины посиделки. В субботу,на Золовкины посиде-лки золовка - сестра мужа молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг.
Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход. Последними покидают берлоги самки с малышами. Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу. Через три-пять дней медведь уходит от берлоги. Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений. Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться. Свободное бродяжничество упорядочивается к концу мая, и звери постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих рек и ручьев. Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, «голодный». На протяжении этого периода медведи продолжают использовать жировые запасы, накопленные с осени. Полностью свои жировые запасы медведи теряют к концу летнего сезона, а те, у кого их было недостаточно, начинают терять и мышечную массу. На Земном шаре живет 8 видов медведей. Бурый медведь. Бурые медведи замечательно помнят все ягодные и грибные места в лесу.
После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто IX век , стали печь блины. Наши предки считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также символом солнца были ватрушки и круглые баранки. В дохристианское время праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года.
«Это – встреча весны!». В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя
Комы это медведи - 89 фото | К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. |
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы | И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. |
Старые русские поговорки и их истинный смысл для Майкла. | комам, в смысле медведям. Говорят - славянская традиция. |
Что означает первый блин комом и почему это происходит? - Эзотерический справочник | Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. |
#говоритепорусски
И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно. Существенное смещение к началу года, заменившего Комоедицу насильственно введенного христианского церковного праздника, делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом. Так же участие Природноверов в их празднестве- фестивале «Окруты»- имеет отвратный и не природный … В до Христианской Руси на масленой неделе были ряженые ,но скоморохи, который в итоге во времена двоеверия сменили из за запрета и гонения именно «окрутники» со своим мировосприятием… Так что наши мудрые древние Предки встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих "православные" христианам. Новый христианский церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей неделей. Церковная «сырная седмица» стала предшествовать ихнему Великому посту. В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название - Масленица. Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу. Жеско наказуемый церковью. Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского лжецаря Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств. Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается народным праздником всенародный обжорный и пьяный разгул , и религиозным христианским это последняя из трех недель подготовки к Великому посту - перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» - традиционная Русская масленичная неделя.
Как относиться к празднику Масленицы - это зависит от восприятия празднующего. Нынешняя Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия. И сама Комоедица Отмечается на третий День по Равноденствию и Новолетию… И смысл нынешней народной Масленицы, тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы. Посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая их т. В продолжение церковной Сырной седмицы Масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано - на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Следовательно, и ждать не надо - надо начинать работать. Полная версия поговорки звучит так: «От работы кони дохнут, а люди - крепнут». Мудрый народ хотел сказать этими словами, что работа вредна только для неразумных животных, которые не понимают радости труда. Для человека же работа - не просто полезна, но и необходима для здоровой и счастливой жизни. И на живших с краю людях была особая ответственность - первыми встречать любую опасность и, при необходимости, давать отпор любой опасности. Поэтому, заявляя «моя хата с краю» крестьянин на самом деле говорил: «я готов своей жизнью охранять покой своей деревни». Когда произносились эти слова?
После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года. Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище капище , на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела! Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого.
Почему на Руси медведей называли Комами? Отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное состояние» или «Впасть в Кому», то есть в спячку. В те стародавние времена наш любимый праздник Масленица, который имеет языческие корни, назывался Комоедицей. Кому было принято отдавать первый блин приготовленный в Масленицу? Первый блин съедали за упокой душ предков, ушедших за Радугу. Что делать с первым блином на Масленицу? На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Кого древние славяне называли Комами? Отсюда возникла пословица: "Первый блин комам". Именно так правильно писать, а не "Первый блин комом" ком в смысле шар , ибо на Руси в древности медведей называли комами, к тому же они просыпались к Масленнице и были очень голодными.
Первый блин – комам?
В наше время поговорка означает неуспех первого начинания. Светлана г. Лесной : — Скажите, пожалуйста, в чём разница между коллегами и сослуживцами? Например, если я — секретарь, работающий в юридическом управлении, могут ли юристы считаться коллегами по отношению ко мне? Или же они всё-таки сослуживцы?
Бытует ещё мнение, что сослуживцы — это те, кто служат вместе… Дежурные: — Светлана, с сослуживцем Вы вместе работаете и не обязательно служите , а коллегой может быть и товарищ по работе, и товарищ по учёбе, и товарищ по профессии. Юристы Вам и коллеги, и сослуживцы, а секретарь другой компании Вам только коллега. Евгения г. Лесной : — Здравствуйте, уважаемые дежурные!
В славянской мифологии медведь был символом силы, мудрости и плодородия. Он считался священным животным, близким к богам и духам природы. Читайте также: Как нарисовать букву О карандашом: мастер-класс поэтапно Медведь воспринимался как существо, обладающее особыми сверхъестественными способностями. Его сила и мощь вызывали уважение и страх у древних славян. Медведи часто упоминались в различных мифах, легендах и сказаниях, где выполняли различные роли: от защитников и спутников богов до суровых испытаний для героев.
Медведь также имел важное значение в обрядовой сфере. В Русской народной культуре существовало множество обрядов, связанных с медведем. Важную роль играли ритуалы, призванные умилостивить медведя и обратить на себя его благосклонность. Изображение медведя часто встречалось в русской народной иконографии. Он изображался как мощное и величественное существо, символизирующее силу и господство.
В некоторых местах Руси даже существовал обычай возлагать обрядовые дары у подножия медвежьих статуй или в местах, связанных с медведем. Символизм медведей в народных представлениях В древние времена на Руси медведи занимали важное место в народных представлениях и символизме. Они были обожествлены и почитаемы, а их изображения использовались в различных ритуалах и обрядах. Почему медведей называли комами? Это связано с мифологией и верованиями древних славян.
Медведь был считался сильным и могущественным животным, символизирующим силу, власть и защиту. Многие шаманские культы почитали именно медведей, изображали их в виде комов — это символизировало слияние человека с духом медведя, получение его сил и знаний. Медведь также часто ассоциировался с храбростью и отвагой, что делало его идеальным символом для воинов и военачальников. Они верили, что становясь «комами», они приобретают медвежью силу и мужество. Поэтому медведя называли комами во время военных действий, чтобы воинам передать его мощ и смелость.
Медведи также ассоциировались с плодородием и благополучием. Во многих культурах присутствуют обряды и обычаи, связанные с медведями, например, медвежья свадьба, где изображения медведей использовались как символы плодородия и семейного счастья. Распространение названия Вопрос о том, почему на Руси медведей называли комами, имеет несколько возможных объяснений. Одна из версий связывает это с античной мифологией. В древнегреческой культуре существует легенда о появлении медведя.
Согласно ей, боги Зевс и Гермес путешествовали по земле в обличии людей, чтобы проверить гостеприимство местных жителей. Однако в одном городе их не пустили и они решили наказать его. Зевс превратил всех мужчин этого города в медведей, и с тех пор эти существа назвали «комами» — обезумевшими людьми. Еще одно объяснение связывает название «комами» с русскими древностями. В России в некоторых областях существовал обычай проводить ритуальные обряды с участием медведей.
Люди верили, что медведи обладают сверхъестественными способностями и могут покровительствовать людям. Такие обряды часто сопровождались плясками и песнями, а участники обозначали себя словом «ком». В результате медведей стали называть «комами», чтобы отдать дань уважения и покровительство этим мощным существам. Упоминания в древних летописях и хрониках В древних летописях и хрониках имеются упоминания о том, что на Руси медведей называли «комами». Это наименование было связано с особенностями русской мифологии и представлениями народа о медведях.
Другой эпитет «изобилие зверей дарующий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника. Считалось, медведь — хозяин и повелитель леса, обладающий свойствами всех диких животных, знает их повадки и определяет для человека успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и человека.
А ещё, именно народный герой коми по имени Кудым-Ош «ош» — медведь , чьим прародителем был медведь, научил людей добывать огонь, плавить металл, строить деревянные удобные избы, пахать землю. Правила Комоедицы Есть версия, что праздник Комоедица — прообраз Масленицы. Праздник прощания с зимой и встречу с весной раньше праздновали в день весеннего равноденствия, а потом сдвинули ближе к февралю, уже во времена христианства и установления правил Великого поста, возможно только в XVI в.
Согласно сказкам и былинам Снегурочка как раз растаяла в день весеннего равноденствия, что стало основой многочисленных экранизаций. Предположительно, в мультфильме «Снегурочка» 1952 года была сделана попытка реконструкции обычаев славянского праздника Комоедицы и встречи Весны священной. Возможно даже, что Комоедица длилась не один день, а две недели.
Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продлевалось ещё на неделю после. На Камоедицу тоже пекли блины или другую выпечку круглой формы, олицетворяющую солнце. Часть угощения принято было «отдавать» предкам и часто образ этих предков, вероятно, и исполнял медведь!
Комоедицу отмечали яркого, громко и широко. Люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях. Среди зрелищ была и пляска медведя с козой — популярная народная забава.
Зачастую в роли козы выступал мальчик, одетый в мешкообразный сарафан, в руке на длинной палке он держал маску козы. Мальчик должен был дразнить, раззадоривать медведя на потеху публике. Скоморошество, как и любое лицедейство, порицалось, приравнивалось чуть ли не к волхованиям и колдовству.
Комы — духи деревьев, им и отдавали первые блины. Комы живут внизу — в утолщении ствола, не случайно его называют «комель» «конец ствола дерева около корней». Если дерево спиливали под комель, брали часть дерева до Кома.
Весной просыпаются духи деревьев и им несут подношения — блины, символ Солнца.
Медведь всегда был особым зверем для жителей теперешней территории России. Присутствие образа медведя в русских сказках, свадебных обрядах, в любовной магии, в рождественских и масленичных обрядах происходит потому, что этот зверь в народном сознании отождествляется с плодовитостью, многими умениями и плодородием. Одно из самых традиционных русских свадебных пожеланий: «Дарю вам меди, чтобы дети были как медведи».
А пословицы дополняют образ косолапого: «Медведь в лесу — что боярин в городу» и «Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает». Медведь — один из главных образов пермского звериного стиля. Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищая владельца.
Эти изделия были связаны с идеей переселения душ. Если носитель умирает, душа живёт самостоятельно — или отправляется на небо, или уходит к предкам, или вселяется в зверя, птицу, человека и даже в мертвеца или чудовище. Традиция медвежьих праздников дошла до наших времен в культуре ханты и манси. Их легенды гласят, что медведь был сыном божества верхнего небесного мира.
Спустившись на землю, к людям, медведь нарушил запреты богов и погиб. Убитый людьми, зверь возродится снова, а его дух после медвежьего праздника отправится на небо, к отцу. Другой эпитет «изобилие зверей дарующий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника. Считалось, медведь — хозяин и повелитель леса, обладающий свойствами всех диких животных, знает их повадки и определяет для человека успех промысла вообще.
Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и человека. А ещё, именно народный герой коми по имени Кудым-Ош «ош» — медведь , чьим прародителем был медведь, научил людей добывать огонь, плавить металл, строить деревянные удобные избы, пахать землю. Правила Комоедицы Есть версия, что праздник Комоедица — прообраз Масленицы. Праздник прощания с зимой и встречу с весной раньше праздновали в день весеннего равноденствия, а потом сдвинули ближе к февралю, уже во времена христианства и установления правил Великого поста, возможно только в XVI в.
Согласно сказкам и былинам Снегурочка как раз растаяла в день весеннего равноденствия, что стало основой многочисленных экранизаций. Предположительно, в мультфильме «Снегурочка» 1952 года была сделана попытка реконструкции обычаев славянского праздника Комоедицы и встречи Весны священной. Возможно даже, что Комоедица длилась не один день, а две недели.
Комы медведи
В русских и славянских словарях «КОМ» в значении «МЕДВЕДЬ» не обнаруживается. В древнеславянском языке слово "ком" означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. Отсюда «команика», ягоды кома – малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Ком, это тоже псевдоним, как и медведь, ведьмедь,косолапый, Потапыч, Мишка, и т.д. Нашлись древние наскальные рисунки и надписи на старославянском, и истинное имя медведя Бер, отсюда берлога, логово Бера.