Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы. комам, в смысле медведям. Говорят - славянская традиция.
Масленница-комоедица по-славянски и по-русски
Комы — это медведи, так их называли наши предки. Тогда это животное считалось царем леса. Это теперь "первый блин — комом" означает, что что-то не получилось. А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. Ну а блины отдают, потому что это символ солнца, наступления весны. Масленица — это бывший праздник Комоедица, но с другими смыслами и обрядами.
Масленицей "медвежий праздник" стал после крещения Руси. Тогда канули в Лету многие языческие праздники. Кроме изменения названия поменялась и суть.
А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Шиворот-навыворот Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение.
А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Водить за нос Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо.
И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Козел отпущения Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню.
Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Точить лясы Лясы балясы — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше.
В этимологических словарях Фасмера и Черных данная форма в статье Медведь отсутствует, праслав. У Даля не встречается ничего по этому поводу. В некоторых источниках говорится, что komos- от комедия и комоедица -аналог праздника Дионисия.
Другие же утверждают, что это из белорусского языка. Помогите, пожалуйста, найти достоверный источник, объясняющий, откуда этот komos желательно словарь и медведь ли это по-русски может быть это диалектное или так говорили в народе,т.
Проведите ритуал пробуждения медведя: пусть ребенок наденет костюм или маску медведя, заляжет в берлогу из подушек, а вы «будите» его, бросаясь шариками для сухого бассейна или скомканной бумагой.
Потом путь медведь вас догоняет. Поменяйтесь ролями. Слайд 11 Описание слайда: После пробудей начинались игрища.
Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно.
Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк.
Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице.
Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе.
И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия!
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Одни считали зверя братом, другие — предком людей. Поэтому Хабаровского медведя, что на гербе многонационального края, будили все вместе — да так громко, что подняли всю округу! Теперь можно веселиться: весна точно будет! С позволения хозяина праздника загадывают желания, повязывая вокруг берлоги ленточки. Ну а с отъездом гостей в берлоге снова спокойно и тихо. Сытые медвежата сладко спят. Семья в сборе — медведи и их друг-человек. Давай спать.
Давай спать». Для лиц старше 18 лет.
Рыбаков в своих исследованиях считал, что название комоедица происходит из того же индоевропейского корня , что и др. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя [4]. По мнению Л.
Клейна , название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских ». Название действительно может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — « скотьего бога » в славянских представлениях [5].
Медведь скатывается. С праздником Масленица Комоедица.
Масленица Комоедица у славян. Велес Славянская мифология. Велес древнеславянский Бог. Славянские стихи. Старославянские стихи.
Славянские природные духи. Стих по старославянски. Комоедица языческая. Масленица славяне язычество. Древние названия медведей.
Медведь у древних славян название. День медведя. Древние изображения медведя у славян. Комоедица праздник пробуждения медведя. Комоедица 2023.
Велес Бог. Велес Бог славян. Славянский Пантеон богов Ожиганов. Велес — Бог мудрости и магии. Велес Славянский Бог.
Образы медведя в славянской мифологии. Медведь у славян. Бог Велес в славянской мифологии. Велес Бог славян арт. Славянские девушки.
Девушка и медведь. Славянка с медведем. Фотосессия в Славянском стиле. Животные в мифах и легендах. Хозяином языческого леса был медведь.
Легенда о медведе. Медведь в мифологии. Славянские боги Ожиганов Велес. Ожиганов Славянская мифология. Берендей Славянская мифология.
Велес Бог у славян картины. Русский мужик с медведем. Медведь на древнеславянском. Медведь Русь славяне. Славянский медведь.
Бестиарий волк. Старославянский медведь. Бестиарий медведь. Боги Руси Велес. Велес Бог боги славян.
Древний Славянский Бог Велес. Скандинавский Берсеркер. Славянские Берсерки рыкари. Ульфхеднар Берсерк. День пробуждения медведя.
День пробуждения медведя Славянский праздник.
В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе Комоедица впоследствии переименована церковью в Масленицу , отдавали за упокой души.
И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто.
Загадка медведей: почему Русь называла их комами?
У древних славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Отсюда «команика», ягоды кома – малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Ком, это тоже псевдоним, как и медведь, ведьмедь,косолапый, Потапыч, Мишка, и т.д. Нашлись древние наскальные рисунки и надписи на старославянском, и истинное имя медведя Бер, отсюда берлога, логово Бера. Комы медведи. Ком медведь. Блин комам медведям. Поэтому «медведь ком» может быть понимаем как символ опасности или угрозы, нависшей над человеком. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну.
🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
В целом, использование выражения «медведь ком» в русской культуре имеет глубокий смысл и является отражением сложного отношения к медведю, его силе и связи с богами. Это отражение традиционных представлений и верований, которые пронизывают русскую культуру. К тому же, «медведь ком» является символом и национальным стереотипом. Звучит это необычно, но именно в связи с этим мы называем «комами» наших братьев по стране или привычными представителями нашего региона. Своеобразный талисман наших мест и символ России, «медведь ком» уже не первое столетие радует глаз на макушках гор и в лысеющих местах сибирского севера. И в завершение, хочу сказать, что «медведь ком» является неотъемлемой частью русской культуры и культуры всего славянского народа. В нем воплощены лучшие качества духа русского народа, его сила, мужество и защитнический дух. По теме.
Такого не увидишь ни в зоопарке, ни в цирке. Семейный завтрак: медведица, её малыши и их друг — человек. Трогательная благодарность за гостинцы — настоящие медвежьи нежности. В ответ на заботу, которой окружены каждый день. Давай, помогу памперс поменять». Для крошечных медвежат, что родились на ферме зимой, это первый выход в свет. На руках у медвежьего дедушки сидят тихо, с интересом рассматривая людей. С самого маленького возраста — они растут. На самом деле — как дети! Всё быстрей, быстрей, хорошо! Таёжное чудо в заботливых руках человека.
Кого древние славяне называли Комами? Отсюда возникла пословица: "Первый блин комам". Именно так правильно писать, а не "Первый блин комом" ком в смысле шар , ибо на Руси в древности медведей называли комами, к тому же они просыпались к Масленнице и были очень голодными. Кто должен съесть первый блин на Масленицу? Масленичная неделя строго регламентирована по дням: каждый имеет свое название. В этот день первый блин всегда отдавали малоимущим. Почему первый блин не получается? Здесь причины две: либо вы жарите их на слишком большом огне, либо в тесто добавлено много сахара. На нем блины получаются румяными и внутри не остаются сырыми», - рекомендует Анастасия. Интересные материалы:.
Именно так правильно писать, а не "Первый блин комом" ком в смысле шар , ибо на Руси в древности медведей называли комами, к тому же они просыпались к Масленнице и были очень голодными. Как в старину на Руси называли медведя? Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие имена: Матрена, Аксинья. Почему первый блин не получается? Бывает такое, что блины не получаются из-за слишком кислого или просроченного кефира, низкосортной муки. Тогда они точно получатся,» - уверена Анастасия. Какие бывают виды комы? Первичная церебральная кома В основе этого вида ком лежит угнетение функций ЦНС в связи с первичным поражением головного мозга. Кома травматическая лат. Кома эпилептическая лат.
Комы медведи ударение
Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи). Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. «первый блин комам», т.е. медведям). К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы.
Старые русские поговорки и их истинный смысл для Майкла.
Православная церковь называет Масленичную неделю сплошной, Сырной. В эту неделю подготовки к посту все еще разрешена рыба и молочные продукты. Церковь призывает к сдержанности и вспоминает грехопадение Адама, его изгнание из рая. История это невеселая,настраивающая на философские размышления. Авторы В. Канафьева и П. Демченко в статье «Взаимосвя-зь народной и христианской традиции в Масленице» приводят мнение православных священников из газеты «Калужские епархиальные ведомости»,где написано,что «неде-ля эта совсем не праздник,а скорее,приготовление к посту,и праздником ее никто из Святых отцов никогда не называл». Еще менее веселым становится осознание соб-ственных грехов перед Прощеным воскресением и необходимость просить прощения у всех,кого обидел в жизни. Однако не стоит впадать и в другую крайность— в скорбь.
Если хочется напечь блинов— их надо напечь и съесть,благодаря Бога за дарован-ную вам пищу— хоть с маслом,хоть с икоркой. Если хочется перед постом навестить старых друзей,посидеть за столом и выпить чарку вина— следует их навестить. Если нужно попросить прощения у человека,которого вы обидели— надо так и сделать. А хотите угостить его блинами— так и угостите,греха в этом нет. Священник Игорь Фомин считает, что самое главное в эти дни помнить, что скоро Великий пост, в который следует входить чистым. Христианину тоже можно радоваться, но радоваться светлой,тихой радостью о том,что после тяжелых испытаний поста наступит Христова Пасха. На Сырной неделе церковь призывает делать добрые дела— подавать нищим,пом-огать родным и незнакомым,молиться в храме за христиан— и живых,и почивших. А в воскресенье христианину лучше быть не на гуляньях,а в храме,где будут читать чин прощения.
Следует помнить,что простить— не просто сказать «я тебя прощаю». Прости-ть— значит в день Страшного суда встать перед Богом и сказать ему— «Господи,я его простил,не осуди этого человека! Обычаи Прощеного воскресенья. В этот день православные поминают усопших,молятся за них в храме. Следует исповедаться и причаститься Святых Даров. Прощеное воскресение до революции называли «целоваль-ником»,потому что при встрече православные просили друг у друга прощения,проща-ли обиды и трижды целовались. В доме младшие должны были первыми попросить прощ-ения у старших. А в некоторых семьях сохранился обычай,по которому каждый из де-тей должен был подойти к отцу с просьбой о прощении,а тот должен был перекре-стить и благословить детей.
Новицкий,2024 "Комоедица- что за слово такое,которое исходит ещё с дохристианских времён? И для чего на комоедицу пекли блины? Оказывается,что это исконное название Маслени-цы— Комоедица. По форме слова видим в его составе корень "еда". А по смыслу- время поедания блинов. К слову,известная поговорка «первый блин комом» совсем не озна-чает неудачную выпечку. В старину на Руси блины пекли в печи,не переворачивая,и ком никак получиться не мог. Теперь же,когда что-то не получается с первого раза, в ходу поговорка «первый блин комом».
На самом же деле,это выражение изначально звучало по-другому:«Первый блин комам». А сам праздник Масленицы был посвящен пробуждению медведей,которых представляли прародителями людей. Впрочем,и того, кто поедал блины после зимней спячки вполне можно было назвать Комо. Полагают, что так на Руси звали медведя,который реально впадал зимой в спячку явление само по себе удивительное. Отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное сос-тояние» или «Впасть в Кому»,то есть в спячку. Чтобы, проснувшись голодным, он не стал нападать на людей, его и кормили блинами. Отсюда и поговорка: "Первый блин комам". Уже затем ее перефразировали в современное - "первый блин комом".
Тем русский язык и удивителен. И дело не в неудачной выпечке, как выясняется. Блин, который пекли в печи,в ком не сворачивался. С чего бы это вдруг. Это было угощение для медведя, с глубокой древности являющегося прообразом бога Велеса, такого же лохматого волосатого и загадочного, как этот житель берлоги. Поэтому выражение «первый блин комом» на самом деле изначально звучало: «Первый блин комам». И сам языческий праздник по времени был приурочен не только восходящему весеннему сол-нцу,а также к пробуждению медведя после зимней спячки. Смотрим этимологический словарь англ-ийского языка.
Находим там слово coma кома :"состояние длительного бессознате-льного состояния",1640 гг. Термин «ко-ма» на среднеанглийском языке был false sleep "ложный сон",конец 14 в. Очень познавательно! Видимо,этот глубокий сон в зимней спячке и был присущ исключи-тельно жителю северных регионов Руси бурому медведю. Оттуда и повелось и обозна-чение,связанного с зимней спячкой сна, как Кома. Медведя иногда называли Бурый. Что,к слову,в германоязычной среде преобразовалось в Bear Бер. Берлога- логово Бера.
Истоки такого странного сна у некоторых животных— в определенной биологии их организма,сложившейся за миллионы лет эволюции. К подобному результату чело-века может привести только медикаментозное влияние. Но медицине известно и такое явление,как летаргический сон. Что касается лингвистики,то западные лингвисты, как видим выше,отмахнулись от объяснений "неопределенным происхождением" слова кома. И действительно в языках славянской группы языков такого объяснения нет. Но ведь слово это когда-то появилось в нашем языке, а затем уже мы так уверенно перевели его в разряд "кома,глыбы". Но есть у этого слова и второе значение. Цити-рую тот же словарь:""туманная,похожая на волосы оболочка,окружающая голову коме-ты»,1765 г.
Ранее на английском языке как ботанический термин для обозначения пучка волос 1660-е гг. Очевидно, что донесенные до латинян и греков древние смыслы бессознательного сна,спячки и всклокоченный шерсти на голове пробужда-ющегося медведя не сохранили память о носителе этих смыслов. Потому эти смыслы разделились и затуманились на чуждой почве Средиземноморья. На русской же почве сохранились в образе медведя, который и в спячку, как по команде, зимой впадает, и к тому же, и лохмат и волосат сверх меры. Осталось от этой памяти на Руси и странное имя Кома, этимологию которого ещё надо поискать. Для этого надо учесть, что Русская равнина,как минимум,5 тысяч лет назад была населена носителями языка древнеарийской общности. Там и произошло разделение этой общности на ариев и на предков русов. Может быть, там и зародилось наше искомое слово?
К слову,древно-сть его вполне сопоставима с древностью верований в древнейшего дохристианского бога Руси Велеса. Тому в мифологии присущ был медвежий образ и заметная волоса-тость. Трудно представить, что архаичные волхвы не искали и не нашли растительные снадобья не только для своих мистических мистерий,но и для погружения в сон,под-обный медвежьему. Возможно,и назвали его Кома. Иначе,отчего бы это арии понесли отсюда же,видимо,этот,созданный волхвами, риши,брахманами,известный по Ригведе галлюциногенный ритуальный напиток Кома-Сома? Сома— это в ведийской культуре галлюциногенный ритуальный напиток,персонифицируемый как божество. К слову, у индусов было два понятия для Луны. Так физическая Луна на санскрите значит— Инду.
Для духовной,невидимой Луны у ариев было свое имя— Сома,она божественный напи-ток. Сыном невидимой Луны, Сомы, был мудрый Будха. С лингвистической точки зрения такая замена, смягчение передней согласной k-s равнозначна второй палатализации в славянских,но возможно случилось ещё до образования славянских языков и связ-ано по времени с таким разделением языков по принципу кентум- сатем. Интересно в этом плане,что,например,в авестийском языке сома- haoma. В их языке прошло изве-стное изменение k-h. Что указывает на обособленность движения ариев на юг. Как полагают,оба слова имеют одно происхождение и восходят к общему периоду индоир-анской истории[1]. Напиток употреблялся индоиранцами во время религиозных обрядов для стимуляции видений.
Выходит,исходя из названия дохристианского праздника Комоедицы,можно увидеть архаичные истоки не только названий священных напитков индусов и авестийцев,но и место их зарождения. Это там,где первые выпеченные бли-ны,относились к берлоге медведей,которые просыпались от зимней спячки и были очень голодными. До нас же дошла только частью пословицы,которая полностью звуч-ала:«Первый блин комам,блин второй— знакомым,третий блин— дальней родне,а четве-ртый— мне». Вся масленичная неделя— это дни благословений. Все благословения,кото-рые мы даем сегодня,вернутся к нам,и принесут нам пользу. И мигрантам тем,кто вряд ли пони-мает смысл древнего русского народного праздника, чиновники рады. Организатором народного праздника выступает Дом дружбы народов Челябинской области. Чиновники, в угоду мигрантам,подменяют смыслы,размывая традиции и культуру русского народа.
Почему же чиновники так стараются угодить мигрантам? Как сказал мэр Магнитогор-ска Сергей Бердников: мигранты ведут себя лучше, чем русские, и к тому же рожают много детей. У мусульман в марте начался рамадан — это когда нельзя пить и есть в дневное время. Но почему то чиновники и дом дружбы народов Челябинска не объя-вили о том, что рамадан, например,объединяется с масленицей и мусульмане,напле-вав на свои традиции,будут праздновать и есть русские блины. Нет,к мусульманам чиновники не лезут и не стараются размывать мусульманские традиции. Чин-овники же пошли дальше,превратив это в фарс.
После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Точить лясы Лясы балясы — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую как балясы беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тертый калач В старину действительно был такой сорт хлеба — «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы. Зарубить на носу Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Он просыпается вместе с Комами, то есть Хозяин Леса вступает в свои права и вот тут нужно некое разъяснение. Чем питаются духи? Конечно силой энергией духом. Когда печётся обрядовый блин, он ассоциируется с Солнышком, и в него хозяйка закладывает свою силу энергию свой дух. Кладя блин на пень Кому ему и посвящается Сила. А сам блин - плоть? Вот эта плоть посвящается Беру хозяину леса! Но не с тем чтобы он его сам съел медведь да ещё и голодный у деревни гость очень даже нежелательный , а с тем, чтобы он как ХОЗЯИН распределил его по своим наиболее нуждающимся подопечным.
Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали отказы по-своему :"здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились,по сути дела,к сватовству,чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот,у крыльца. По-сле угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест,а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Среда - Лакомка. На Лакомку тёщи приним-али зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось тёще всех привечать и угощать, да так, чтобы не один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "Хоть с себя всё заложи, но Масленицу проводи! Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни напитки из воды, мёда и пряностей , калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или как говорили в народе: "сколько раз собака хвостом махнёт". Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и сёлам отдельно от мужчин и распевали весёлые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тёщу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как тёща для зятя блины пекла,как у тёщи головушка болит,как зятёк-то тёще спасибо сказал. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды, ведущие своё начало из Древней Руси. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника со сбитнем или квасом и калачами, а вслед за этим "поездом" тянулся народ. Кулачные бои проходили по своим строгим правилам. Нельзя было, например, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение грозило наказание. А ещё начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Пятница- Тещины вечерни. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодёжи в нахождении себе пары. А уж сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодожёнам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси,было посещение тёщи зятьями,для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир если, конечно, зять был ей по душе. В некоторых местах "тёщины блины" проходили в среду на Лакомки ,но обычно приу-рочивались к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечерки"- приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же,что и на свадьбе,и получал за свои хлопоты подарок. Тёща обя-зана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковородку,поло-вник и прочее,а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной враж-де между ним и тёщей. Суббота- Золовкины посиделки. В субботу,на Золовкины посиде-лки золовка - сестра мужа молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сёстры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная нев-естка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно,что само слово "зо-ловка",как считалось,происходит от слова "зло",так как сёстры мужа относились к невестке "пришедшей невесть откуда" недоверчиво и настороженно- вспомним,хотя бы русские народные сказки. Последний день масленичной недели называется Прощённым днём, когда люди просят друг у друга прощения. Если в течение года Славяне чем-то оскорбили друг друга,то,встретившись в "прощённый день",они непременно приветст-вовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня,пожалуй". Второй же отвечал: "Бог тебя простит". Обида была забыта. С той же целью в прощёное воскресенье ходили на кладбища, оставляли на могилах блины, поклонялись праху родных. В этот день сжигалось чучело как символ зимы, которая закончилась. А пепел развеивали над полями - "на богатый урожай". Основным эпизодом последнего дня были "проводы масленицы", нередко сопровождаемые возжиганием костров. К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду,несли через всю деревню,иногда посадив чучело на колесо,воткн-утое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби,либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую "Масленицу":нарядно одетую девушку,женщину или старуху. Затем под крики и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег "проводили Масленицу". Там же,где не делали чучела Масленицы, обряд "проводов" состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старьё - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне,а иногда и специально для этого украденные. По одной из версий название этого праздника является одним из имён богини Лели. Подстать своему игровому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая перед людским родом - то в облике любвеобильной девочки аналоге Амура , то ликом бледным - нежной девушки,а на весеннее равноденствие- в пышном теле с румяными щеками Масленицы. Сама же Масленица,как гласит Традиция- сорока бабушек внучка, тридцать братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. По древнему преданию Масленица с обликом хрупким ухаживала за владениями своего Отца Мороза , до тех пор, пока её не заметили люди - попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей,явилась к людям и устроила честной пир на весь Мир. Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи черти, нечистая сила , принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы требы великому Медовому Зверю. На столы,покрытые скатертью,ставят печенье,горячие блины и пироги,овсяный кисель, меды,квасы и закуски. Угощение делится на пять частей,и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая:"Честные наши родители! Вот для вашей души блинок. Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают богиню:"Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься,В блинах поваляться, сердцем потешиться. Масленица - красная краса, русая коса,Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка,Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка". Масленица выезжает на "семидесяти сами санях" в гости к "честному Семику" бог огня Семаргл, его священное число 7 , который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах. До сих пор сохранившейся обряд сжигания масленичного чучела а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду есть не что иное, как торжественные похороны богини Смерти то есть Мары со всеми почестями. Нельзя не почтить богиню, с которой каждому из участников обряда когда-нибудь придётся встретится. Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам медведям , его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славя богов и предков, весь славянский РОД. Посолонь то есть по Солнцу, по часовой стрелке закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды. Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои... И сыр, и творог, всё летело под порог! Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена. Приходи,Лето жаркое! Со страдной порой,с цветами,с травой! Затем торжественно сжигают чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:"Марена загорела,всему миру надоела! Ты прощай, прощай, да кургузая! Ты не в середу ушла и не в пятницу, А ушла в неделю, кончилось веселье, Со блинами, пирогами, да оладьями, Со хмельным да пивом, со курным пирогом. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца: "С горы катились, с весной воротились! Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге. Комоедицы можно перевести как "праздник поедания комов" или "поедающий комы" , особых блинов, посвящённых этому зверю. Подобный праздник в Древней Элладе назывался "комедиа" медвежий праздник , откуда пошла античная комедия. Нужно пояснить, что современное название зверя является иносказательным "настоящее" имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай : "медведь" - ведающий мёд. Кроме того, оно достаточно древнее: не мёдведь, а медведь. Но и это имя прижилось, став "настоящим". После чего начало было уже вытесняться новыми иносказаниями: мишка, топтыгин, косолапый и т. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога - "логово бера", отсюда берендеи?.. Начинается обряд "Пробуди". Люди, вооружившись горящими головнями, идут "будить медведя".
Масленница-комоедица по-славянски и по-русски
Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. В древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания.
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Тотемизм животных. Тотемы животных славян. Кома медведь у славян. Голова медведя литье. Медведь литье латунь. Литьё для ножей голова медведя. Бог Велес тату. Берсерк тату эскиз Викинг. Велес Бог славян эскизы.
Культ медведя. Культ медведя у славян. Медведь у древних славян. Чучело Марены. Комоедица — Масленица праздники славян. Велес Ожиганова. Футболка мужская с медведем славяне. Славянская футболка мужская с медведем.
Славянский медведь на футболках. Футболка с мишкой Славянская. Угланов Пробуждение картина. Человек в шкуре медведя. Человек переодетый в медведя. Ряженые в шкуре медведя. Человек с головой медведя. Языческие мотиваторы.
Славяне демотиваторы. Воин в шкуре медведя Славянский. Боги Сварог Перун Велес. Образ медведя. Медведь сказка. Медведь сказочный. Славянские символы животные. Велес Славянский Бог символ.
Велес Бог славян тату медведь. Славянский Бог Велес эскиз. Медведь Тотем шаманки. Медведь тотемное животное шаман ЗМ. Белый медведь шаман Тотем. Волколак Велес и воин. Славянский Волкодлак. Оборотни в славянской мифологии.
Медведь живопись. Волхв шепник. Друиды Славянская мифология. Скандинавские художники Славянский Бог Велес. Беорн варкрафт. Русский медведь арт. Доброго здравия славяне. Доброго утра и здравия славяне.
Славянское утро. Доброе утро славяне. Славянский медведь Коловрат. Сохрани землю славянскую.
И никакой орфографической ошибки здесь нет. Просто смысл здесь совершенно другой - первый блин... Почему медведям первый блин? У многих народов , в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей.
Это величание сохранилось в русских сказках и песнях. Также у славян мы находим двоякое отношение к медведю: 1. Медведь - это священный зверь, покровитель рода. Он "много знает и понимает" Неклепаев, 1903,стр. Медведь-помощник человека, покровитель плодородия лохматость, ряжение в медведя на свадьбу , даритель богатства и изобилия. Наши предки считали, что заблудившихся в лесу детей забирает к себе медведица, принято считать, что в медведей превратились спрятанные от Божьего гнева в лесу дети Адама и Евы. Медведь - нечистая сила, медведь связан с подземным миром. Он наказывает тех, кто работает в неурочное время Мокошь, Параскева-Пятница, святая Берта "Мед" или "Мёд", "Вед"-ведать, знать, получаем "знающий, где мёд". Наши предки заметили особенность этого зверя лакомиться медом и дали ему такое название.
А ещё бытует мнение, что люди боялись произносить вслух слово "медведь" и придумывали ему другие имена.
Славянская Комоедица — это "предок" Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно "сдвинули" к началу весны и стали праздновать перед Великим постом.
Название "Масленица" связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло, пишет rasenya. Мишки Комоедица: традиции праздника Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает artsgtu. В День весеннего равноденствия почитали "медвежьего бога".
Утром, до завтрака торжественной процессией славяне ходили в лес и раскладывали по пенькам праздничные блины. Медведя славяне называли "ком".