Новости мазепа при петре 1

С 1689 года Пётр получал на Мазепу доносы, говорившие о его измене. Но для украинских политиков Мазепа превратился в фигуру первого и безоговорочного украинского патриота. Осенью 1708 года, во время Великой северной войны, Мазепа разорвал связи с царем Петром I и перешел на сторону его врага — шведского короля Карла XII. В Северной войне Мазепа выступал на стороне Петра I, но после ряда поражений русской армии он уверовал в непобедимость Карла XII.

III.Деятельность и.Мазепы в годы Северной войны (1700-1709гг.)

Пушкин немногими, но яркими чертами рисует картину появления Петра на поле битвы: Выходит Петр. Его глаза Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Полтавская битва — день величайшего торжества Петра: она показала могущество «молодой России», которая «в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Она укрепила политическое положен и России в кругу европейских держав и вместе с тем способствовал упрочению внутренних преобразований Петра, явившись блестящи оправданием всей его реформаторской деятельности. Но Пушкин изображает Петра не только как государственного деятеля и полководца, но и как человека; он указывает, например, на его великодушие, проявленное по отношению к шведским пленным, которых о ободряет в несчастии и чествует, как своих учителей в военном деле. Центральной фигурой поэмы является император Петр 1. В первых двух песнях автор совершенно не выводит Петра, как действующее лицо но несколько раз упоминает о нём. Зато в третьей главе он занимал главное место и отодвигает на задний план Мазепу и других действующих лиц.

Долгое время Мазепа служил Петру I, был его близким соратником. За многочисленные заслуги гетман удостоился чести стать вторым в истории кавалером ордена Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи. Однако во время русско-шведской войны Мазепа вступил в переговоры со шведами и их ставленником — новым королем Польши Станиславом Лещинским. Нынешняя официальная украинская пропаганда представляет Мазепу патриотом и борцом за «незалежность». Утверждается, что его очередное предательство, на этот раз русского царя, совершалось во имя построения независимого украинского государства. Так, Порошенко заявлял: «Главной мечтой Мазепы было объединить Украину, сделать всё, чтобы Украина не зависела ни от Москвы, ни от кого угодно еще… Но в решающий момент, когда нужно было выбирать между верностью чужому монарху и верностью своей Родине, его выбор был в пользу Украины». Однако версию о том, что Мазепа был борцом за незалежность, опровергают не только российские и советские историки. Одиозного «мазеповеда» А. Оглоблина, бывшего главой городской управы Киева во время его оккупации гитлеровскими войсками, преданно служившего Гитлеру и эмигрировавшего после Великой Отечественной войны за границу, — сложно заподозрить в «украинофобии» и тайной симпатии к русским.

Но и он признает: «Специально исследовал вопрос об этих украинско-польских переговорах доктор Микола Андрусяк. Хотя, с нашей точки зрения, он несколько переоценивает характер и значение договора Мазепы со Станиславом Лещинским, но можно же согласиться с утверждением доктора Андрусяка, что на основе этого соглашения Украина должна была соединиться с Польшей как великое княжество, на таких же самых основаниях, как Великое княжество Литовское; в его состав должны были войти Правобережье и Левобережье с Сиверщиной… Это и дало основания российским правительственным кругам, начиная с манифестов Петра I к украинскому народу осенью 1708 г. Что и говорить, оно стало железным тезисом целой советской историографии». Таким образом, заявив вначале о том, что Мазепа не боролся за украинскую «незалежность», а сдавал Украину Польше, и что это очевидно для всех исследователей, как бы они ни были антисоветски и антирусски настроены и как бы ни симпатизировали украинской «незалежности» а уж кто симпатизировал ей больше, чем Костомаров?! Причем тут советская историография? Сдача Мазепой Украины полякам, его попытка включить украинцев в состав столетиями перед тем попиравшей их Польши — это факт, признаваемый всеми серьезными историками, как советскими, так и антисоветскими. Неизвестный художник. Иван Степанович Мазепа То, что Мазепа стремился не к «незалежности» Украины, а к ее включению в состав Польши, — неопровержимо. Нужно перестать уважать себя и свою историю, чтобы рисовать выдуманный образ Мазепы как борца за независимость.

Но, как мы видим, именно этим и заняты те, кто осуществляют сегодня проект «Украинство». Заключив тайные «антинезалежные» соглашения со шведами и поляками, осенью 1708 года Мазепа прибыл в лагерь Карла XII. О предательских планах гетмана знал узкий круг казачьей старшины. Основную ее часть в последний момент поставили перед фактом измены. Только приблизившись к шведскому войску, Мазепа созвал казаков и велел им присягать, что они вступают в союз со шведами для освобождения Украины от Москвы. В результате Мазепа привел к Карлу армию куда меньших размеров, чем обещал. Многие его бойцы покидали войско, не желая сражаться на стороне врага. Добавим, что, рисуя фальшивый образ Мазепы — выразителя народных чаяний, украинские пропагандисты старательно умалчивают о героической борьбе народа Малороссии против шведских оккупантов. Тарле подробно изучал историю не только Франции эпохи Наполеона, но и Украины.

С Украиной он был тесно связан. Его юность прошла в Херсоне и Одессе. Тарле крестился по православному обряду в Софийском соборе Киева. Учился будущий историк в Новороссийском и Киевском университетах. Учителем Тарле, которого он глубоко уважал, в Киевском университете был профессор Иван Васильевич Лучицкий. Так вот, Тарле, этот крупнейший историк, которого нельзя заподозрить в необъективности вообще и в антиукраинских настроениях в частности, изучив многочисленные свидетельства и воспоминания, подытоживал: «Когда разнесся слух о вторжении шведов, и когда затем стало выясняться, что Мазепа и часть старшины изменили и стали на сторону Карла, то посполитые крестьяне и казачья беднота сразу нашли свое место. Им даже не требовалось знать о переписке Мазепы со Станиславом Лещинским, чтобы стать против изменников, желающих «продать украинскую землю и людей» панской Польше… Предприятие Мазепы… провалилось безнадежно в первые же дни и провалилось повсеместно: и в Стародубовщине, и на Гетманщине, и в Слободской Украине. Об Украине Правобережной «киевщине», «волынщине» нечего и говорить». Приведем свидетельство Лизогубовской летописи о происходившем на Украине в 1709 году, после предательства Мазепы.

Отметим, что летопись эта основывается на записях, принадлежавших казацко-старшинскому роду Лизогубов, ее автором считается бывший сподвижник Мазепы Яков Лизогуб. Новость о предательстве соратника поразила Петра, но он отреагировал быстро и жестко. В официальной «Гистории свейской войны», написанной кабинетом Петра I после войны со шведами, рассказывалось: «На другой день после того приехал в Погребки князь Меншиков и с ним киевской губернатор князь Дмитрей Голицын. И между тем отправлялся воинской совет, на котором положено, дабы помянутому князю Меншикову с частью войска итти добывать Батурин, где Мазепины единомышленники полковник Чечель да генералной ясаул Кениксек с черкасами засели». Отряд Меншикова уничтожил резиденцию Мазепы в Батурине, где находились большие запасы оружия и продовольствия. А через несколько дней в Троицком соборе Глухова казаки предали Мазепу «вечному проклятию» и символически казнили предателя: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. В апреле 1709 года войска Карла подошли к Полтаве. Шведский король надеялся легкой победой поднять настроение своих солдат, захватить находившиеся в городе припасы. Но вскоре он понял, что взять крепость сходу не удастся, и приступил к длительной осаде.

Полтава пережила множество вражеских штурмов. Ее защитники не упускали шанса нанести шведам чувствительный урон, постоянно беспокоили их дерзкими вылазками и диверсиями. В июне в небольшом отдалении от осажденного города собрались основные силы русской армии. Солдаты быстро выстроили вокруг Полтавы земляные укрепления — ретраншемент и редуты. К этому моменту русская армия уже превосходила шведскую по численности и вооружению. Карл XII решил положиться на свой излюбленный прием — внезапность нападения. Ночью 7 июля Карл отдал приказ наступать на русские позиции. Однако застать врасплох русских ему не удалось. С наших редутов по подошедшим шведам ударил ураганный огонь из ружей и пушек.

Шведы понесли большие потери и смогли лишь ненадолго захватить два недостроенных редута. Пробившихся к лагерю захватчиков ожидали русские пешие и конные полки.

Возможно, публичной демонстрацией кавалера Головина государь через иностранных посланников решил сообщить миру о рождении российского ордена Андрея Первозванного. Можно допустить, что официальная «презентация» была невозможна, поскольку устав ордена к тому времени еще не существовал в законченном печатном виде, а был сформулирован лишь в общей устной форме, о чем и рассказывал Головин.

Порывистому и нетерпеливому Петру была свойственна такая поспешность. Считается, что именно апостол Андрей Первозванный — один из 12 первых учеников Иисуса Христа — проповедовал христианство во Фракии и Причерноморье. Согласно апокрифам, он бывал в Херсонесе и даже поднимался по Днепру через Киев к Ладоге. Традиционно он считается покровителем Руси, отсюда наш флотский Андреевский флаг и первый орден.

По форме первый российский орден напоминает шотландский орден Чертополоха, покровителем которого тоже является Андрей Первозванный. Выбор первого кавалера тоже вполне логичен. Федор Головин — один из старших сподвижников Петра он был на 20 лет старше царя , воин, дипломат, организатор строительства флота. Он стал первым в стране генерал-фельдмаршалом, в разное время был Сибирским наместником, главой Посольского и Военно-морского приказов, руководил Монетным двором.

Он всегда был на самом ответственном направлении и всегда отлично справлялся с заданиями государя.

Похоронен в монастыре св. Георгия Юра в г. Галац ныне Румыния , могила не сохранилась. Награжден орденом Андрея Первозванного 1700; 2-й кавалер ордена, лишен его заочно в 1708: вместо него Петр I распорядился отлить для М. Предательство М. Байрона «Мазепа», 1818 , В. Гюго «Мазепа», 1829 , Ф. Булгарина «Мазепа», ч.

Словацкого «Мазепа», 1839 , Й. Фрича «Иван Мазепа», 1865 и др. Пушкин сделал М. Чайковским была написана опера «Мазепа» 1883. Симфоническую поэму «Мазепа» в 1854 г. Буланже, Э. Делакруа, Т. Жерико, Т. Шассерио и др.

В честь М. Памятники М. Мазепинцы 1994; скульптор Е. Горбань , Чернигове 2009; скульптор Г. Ершов , Киеве 2009; скульптор Ф. Майслер , Бендерах 2009; скульптор П. Герман , Полтаве 2016; скульптор Н. Билык и др. Источники для истории запорожских казаков.

Владимир, 1903. Бутич; 2006. Бутич, В. Гетман Мазепа.

Полтавская битва и предательство Мазепы

Елена Новоселова Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев. Около 1655 года в 16 лет он первый раз изменил Украине и России, когда те вели борьбу с поляками и посвятил себя служению королю-католику Яну II Казимиру. С 1666-го по 1674 год служил Османской империи, потом левобережному гетману Самойловичу - и не без его помощи того свергли в 1687 году. Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами.

В Российской империи термин «мазепинцы» распространился в 1908—1911 годах благодаря Киевскому клубу русских националистов ККРН и его председателю А. В резолюции клуба от 24 ноября 1911 года мазепинство называлось главной угрозой целостности страны. В своих докладах ККРН разделял политически активных малороссов на сторонников единства Малороссии и России, называвшихся «богдановцами» по имени Богдана Хмельницкого, и сепаратистов-«мазепинцев». Актуальным политическим содержанием понятие «мазепинство» наполнилось в период окончательного решения «русского вопроса» в Галиции, где в 1914—1917 годах австро-венгерские власти проводили геноцид русского населения. Первые концлагеря в Европе «Талергоф» и «Терезин» были построены именно в Австро-Венгрии для уничтожения русских. В 20-е годы бывшие узники этих концлагерей издали «Талергофский альманах», описывавший зверства австрийских и местных польских властей, осуществлявшиеся при непосредственной помощи сограждан-мазепинцев: «Роль этих народных предателей, т. Детеныши национального изменника русского народа из-под Полтавы, вскормленные под крылышком Австрии и Германии, при заботливом содействии польской администрации края, в момент войны Австрии с Россией… сыграли мерзкую и подлую роль… в отношении бесконечных жертв австро-мадьярского террора и насилия над карпато-русским населением». Стоит отметить, что в слово «украинец» тогда вкладывали политический, а не этнический смысл.

Подобно «богдановцам» и «мазепинцам» Малороссии русины Галиции делились на русофилов и «украинцев». Местная польская и мазепинская печать с восторгом и злорадством сообщала всё новые известия об арестах и казнях, в особенности крестьян. Мазепинские газеты… печатали целые фельетоны о том, как вешали и расстреливали русских в провинции… и во Львове», — приводил «Талергофский альманах» свидетельство очевидца. Не правда ли, описываемая картина созвучна со злорадством современных украинствующих по поводу «горелой ваты» так на украинских интернет-форумах называли людей, сожженных националистами в Доме Профсоюзов Одессы и «оторванных лапок самки колорада» так на тех же форумах говорили о женщине с оторванными ногами в бомбардируемом киевскими снарядами Луганске? И такой донос, что тот или другой является человеком русских убеждений, довлел, чтобы его, как изменника или шпиона, сейчас же арестовали, а то и казнили даже», — свидетельствовал «Талергофский альманах». Что, согласимся, опять-таки невероятно созвучно с распространенными ныне на Украине призывами сдавать в СБУ «бытовых сепаратистов». Весьма внятно характеризует мазепинство того времени песня, бывшая популярной среди украинских сечевых стрельцов, служивших в галицийском австро-венгерском войске: Украинцы пьют-гуляют,А кацапы умирают. Украинцы пьют на гофе [нем.

Где стоит столб телефона,Висит кацап вместо колокола. Уста его посинели,Черны очи побелели,На зубах кровь застыла,Шнуры шею перетерли. Как видим, за 25 лет до Волынской резни, за 100 лет до Одесской трагедии и войны в Донбассе мазепинство мало чем отличалось от сегодняшнего. С тех пор оно лишь дооформилось в полноценный политический концепт, ставший частью рассматриваемого нами конструкта «Украинство». Интересно, что к оформлению мазепинства сильно приложил руку главный идеолог «Организации украинских националистов» Дмитрий Донцов. В своих работах Донцов превращал Мазепу в «героя легенды»: «Имя Мазепы было флагом всех, кто не разочаровался в жизненной силе нации». Донцов заявлял, что среди всех украинских гетманов именно Мазепа особенно уникален благодаря совершенному им разрыву с Россией: «С именем Богдана Хмельницкого связаны в нашей памяти не только Желтые Воды [где казаки победили поляков], но и Переяславль, с именем Выговского не только Конотоп [где казаки сражались против русских], но и Гадяч [где гетман Выговский заключил соглашение с поляками], с именем Мазепы — Полтава, и только Полтава! На такой бескомпромиссный разрыв, утверждал Донцов, украинцы не шли ни до, ни после Мазепы: «После Хмельницкого, Выговского и др.

После Мазепы — никто. После него наступил упадок автономистской идеи. На этом фоне, на фоне общей деградации национальной жизни на Украине, наступившей в XVIII веке, личность Мазепы выделялась особенно ярко». Донцов создавал из Мазепы нового героя украинского националистического пантеона, наделяя его характер романтическими чертами и чувством исторического предназначения: «Мазепа был романтиком, возможно даже позером, подобно Наполеону, который знал и слышал, что выполняет лишь волю того мистического абсолюта, который называют разумом мировой истории», — а также идейной убежденностью, граничившей с безрассудством: «Он вошел в историю как человек, который решился пробить головой стену и с этой точки зрения напоминал своего королевского союзника [Карла XII], который однажды, когда хотел войти в закрытую соседнюю комнату, разогнался, ударил в дверь головой и упал без сознания». Мазепа у Донцова — уже не просто защитник интересов народа и борец за «незалежность». Он производится в защитники западной цивилизации от «российской угрозы»: «Он понял или ощутил задачу своей эпохи — создать из земель так называемой Западной России т. Так радикал Донцов наделяет Мазепу отнюдь не свойственным тому в реальности радикализмом. Переход на сторону шведов превращался Донцовым в великий благородный поступок, выражение воли украинской нации, попранной проклятыми русскими: «Акция Мазепы была символом усилий нации к независимости — и этот символ растоптан в крови и грязи 10 июля 27 июня 1709 года».

Отталкиваясь от образа мифического Мазепы, Донцов задавал основные константы будущей мазепинской идеологии, она же идеология украинства: «Все черты его характера и политики создают понятие мазепинства: невосприимчивость к чужим, ненациональным идеологиям, оценка всего с точки зрения национального эгоизма, расчетливость и благоразумие в политике, чувство бескомпромиссности — тот внутренний огонь, который делает из человека маньяка своей идеи, готового скорее погибнуть здесь и сейчас, чем сделать хотя бы шаг назад». По уверениям Донцова, после проигрыша Мазепы растоптана оказалась не только свободолюбивая нация, но и «благородные идеи мазепинства — патриотизм это же «шовинизм»! Кто такой этот нацист Донцов, идеолог кровавого бандеровского движения, творившего ужасы на Украине в эпоху ее оккупации Гитлером, — слишком хорошо известно. И слишком очевидно, что Донцова меньше всего волновала историческая правда. Что он занимался не только сменой политических акцентов или частичной подтасовкой фактов, но и сотворением своих, не имевших отношения к реальной истории, но необходимых ему «конструктов» на совершенно пустом — и гнилом — историческом месте. Теодор Шассерио. Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади. Следуя заветам Мазепы, утверждал Донцов, мало лишить Россию мощи — нужно уничтожить «варварский» русский народ: «Идея, которой дышали мазепинцы, была идея не борьбы с одним царем, а с народом московским.

Кто читал «Историю Русов», речи-декларации, вложенные автором в уста Мазепы или Полуботка, тот знает, каким чувством превосходства веяло от старшины по отношению к москалям, как нации варварской, некультурной и брутальной, — в сравнении с Украиной». При помощи мифа о Мазепе Донцов выдвигал на повестку дня идею создания националистического ордена, способного воплотить в жизнь «завещание» гетмана — покончить с Москвой: «Второй основной идеей внутренней политики Мазепы была консолидация старшины в отдельный слой населения, специально отобранный и специально духовно, политически и военно подготовленный к управлению государственным кораблем»… «Уже тогда, у него возникла мысль покончить с Москвой, прежде всего организовав и укрепив сильный орден из крепко разозлившейся казацкой верхушки — старшины, правящей касты гетманщины». Создавая миф о Мазепе как о борце за украинскую независимость и за раздел России, Донцов закладывал этот миф в основу украинства: «Имя Ивана Мазепы дорого нам по двум причинам: во-первых, как символ идеи политического украинского сепаратизма, более того! Оно нам дорого как доказательство огромной живучести украинской идеи». Архив Николая Мазепы Вращающийся памятник в Киеве, посвящённый гетману Мазепе Ценнейшей чертой характера Мазепы, необходимой «продолжателям» его дела, Донцов называл бескомпромиссность чувств: «Что особенно ценно в Мазепе, что особенно делает из его имени идею, достойную стать путеводной звездой нации, — это то, что он, в отличие от множества своих земляков не знал компромисса чувств». Подразумевалось, что с врагом можно идти на прагматический компромисс, но нельзя при этом перестать его ненавидеть: «Компромисс разума не отравляет душу нации, не делает ее недееспособной. Наиболее компромиссная политика, проводимая с трезвым расчетом, не унижает душу народа, ее унижает лишь чувственный компромисс, компромисс совести. Чувство не может пойти на компромисс без разложения самого себя, без уничтожения своих моральных основ».

Донцов сооружал из Мазепы образ украинского нациста, основные характеристики которого он описал в своем «Национализме». Позже этот образ стал эталоном для галицийской молодежи, вошедшей в черный орден ОУН организация, деятельность которой запрещена в РФ. FAJgroupp Памятник в Чернигове Масштаб и мощь донцовского мифа о Мазепе позволяет оценить, например, следующий фрагмент из написанной Донцовым в 1918 году специальной работы на эту тему под названием «Мазепа и Мазепинство»: «Кровавая заря мировой войны разрушила эту идиллию и стянула «самоотверженного малоросса» с печи. Проблемы, которые потрясли мир в начале XX века, снова выведены на повестку дня железной рукой истории. Великая цепь, отделявшая Россию от Европы, — Польша, Литва, Украина — снова начала двигаться и звенеть. Ожили политические мертвецы. Варшава, Вильнюс, Киев снова стали политическими понятиями. Восточной Европе снова предстоит общая ревизия своей карты, которой не было уже 200 лет.

Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов.

В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно.

Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа. Мазепа, соображая это, собрал в Батурине раду, пригласил на нее, кроме полковников, множество казаков и мещан и спрашивал: можно ли уничтожить оранды.

После многих споров рада порешила, в виде опыта, на один год упразднить оранды и заменить доход от них сбором с тех людей, которые, на основании всем равно предоставленного права, станут курить вино и содержать шинки. Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор.

Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника. Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка.

Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею. Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков.

Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек.

Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях.

В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам.

Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России.

С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким.

Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове. Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам.

Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию.

Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле.

На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев.

Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками.

Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию.

Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана.

На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико.

Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно.

Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо.

Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою. Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа.

И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам.

Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки.

Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его.

Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям.

По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство.

Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами.

В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман.

Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска.

В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича.

Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением.

В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю.

Исследовательница Татьяна Таирова-Яковлева предположила, что Кочубей рассчитывал на должность гетмана и подписал донос на предыдущего гетмана, но Мазепа сумел обойти его в борьбе за власть. Это могло стать причиной обиды и многолетних интриг со стороны Кочубея. Еще одной причиной, по которой Петр I не поверил в предательство Мазепы, было неудачное сватовство гетмана. Мазепа был вдовцом и считался завидным женихом, но он полюбил дочь Кочубея, брак с которой был невозможен. Это могло создать дополнительные мотивы для обиды и предательства. Последние записи:.

Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи

И недаром для бывшего гетмана при Петре I была изготовлена специальная награда – «орден Иуды» с изображением повесившегося на осине бывшего ученика Христа, предавшего своего Учителя. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Первые годы своего гетманства Мазепа показал себя рьяным сторонником Петра, вызвав недовольство со стороны, прежде всего, запорожского казачества.

Почему Мазепа предал русских

В результате сего доноса Самойловича отправляют в Сибирь, а Мазепу в его 50 лет утверждают гетманом. Он становится воеводой огромных малороссийских территорий и, по утверждению ряда историков, самым богатым вельможей в Европе. После этого Мазепа удостаивается аудиенции самого Петра Первого и, конечно же, производит на царя самое яркое впечатление своим умом, грамотностью в политических делах, утонченными европейскими манерами, европейским платьем и т. Мазепа присягает Петру на верность крестоцелованием. Восторженный русский царь награждает Мазепу за многочисленные заслуги перед Россией высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. Верные русскому царю казаки во главе с Кочубеем сообщают Петру об измене Мазепы, но очарованный Петр отказывается в такое верить. Подробности этой истории, а также ее трагическая развязка ярко описаны Александром Пушкиным в поэме «Полтава». И мы рекомендуем читателям освежить в памяти ту историю, обратившись к поэме. Накануне Полтавской битвы Мазеповские казаки в большинстве своем гетмана не поддержали.

Мазепе удалось склонить к предательству и привести в стан Карла максимум пять тысяч человек. Чем закончилась Полтавская баталия, кто в ней одержал победу, наши читатели прекрасно знают. Мазепа же вместе с Карлом Двенадцатым бежали в Османскую империю, точнее сказать в городок Бендеры ныне Приднестровская Молдавская республика , где гетман скоро и помер в возрасте 70 лет. Однако Мазепа на нынешней Украине считается национальным героем наряду с известными садистами националистами Бандерой и Шухевичем.

Оно не просто перечеркнуло позитивные моменты его гетманства и, в глазах многих современников, обрекло на погибель его душу согласно словам Христа «в чём застану, в том и сужу» , но и оказалось абсолютно бесплодным, в том числе с точки зрения гипотетического «освобождения Украины». Ещё Николай Костомаров — малоросс и украинофил — в 1882 году отмечал, что «и большинство Козаков, и весь малороссийский народ — всё пошло не за него [Мазепу], а против него... Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли. Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтобы отдать Украину в рабство Польше. Никакие уверения изменника, никакие лживые обвинения, рассылаемые им на московские власти, не переменили к нему народной антипатии. Народ инстинктивно видел, что его тянут в гибель, и не пошёл туда.

Народ остался верен царю даже не из какой-либо привязанности, не из благоговейного чувства к монарху, а просто от того, что из двух зол надо было выбирать меньшее. Как бы ни тяжело было ему под гнётом московских властей, но он по опыту знал, что гнёт польских панов стал бы для него тяжелее». Итог показателен: военно-стратегический и политический результат мазепинщины оказался равен нулю. Ни поднять общенародное восстание против «москалей», ни даже нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. Головкин писал послу в Дании князю В. Долгорукому: «…весь малороссийский народ обретаетца в верности к Его Царскому Величеству и ис тех мест, где шведы были, а имянно из Ромны и Прилук, все прислали присланных своих с объявлением верности своей». Исторические данные о Полтавской баталии свидетельствуют: участие казаков Мазепы в битве было минимальным. Современный исследователь Полтавской битвы и событий вокруг неё Владимир Артамонов отмечает: «Небольшая кучка добровольцев-запорожцев пошла вместе со шведской армией на штурм русских редутов. Остальные силы Мазепы 6—8 тыс. А вот казаки нового пророссийского гетмана Скоропадского принимали в Полтавской битве куда более активное участие.

Не говоря уже о стихийной партизанской вой не на территории Украины, которая обескровила шведскую армию». После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство между прочим, вместе со значительной частью богатств и бесславная смерть на чужбине. Как известно, турецкие власти отказались выдать Мазепу и его немногочисленных приспешников России. Головкину от 8 августа 1709 года проясняет мотивы турок и их отношение к украинским беглецам: «И то заявляю я вашей милости моему милостивому пану, что ежели совокупно Мазепа и все, с ним находящиеся, у ваших милостей за людей почитаются, то мы их за таковых не считаем и не признаём. Знаем только и признаём короля шведского и при нём состоящих.

Истощение материальных и человеческих ресурсов гетьманства было намного меньше, чем в России. Но Мазепа не сумел оценить того, что дал ему Пётр I. И в этом есть его роковая ошибка.

Гетьман Мазепа, исходя из восприятия России не как Родины, а как протектората, который, по его мнению, плохо выполнял главную функцию — защиту территории Малороссии, а также из убеждённости в непобедимости шведской армии, пытается «спасти» гетьманскую Украину. Мазепа обещает шведскому королю поддержку провиантом, зимними квартирами и живой силой. А шведской марионетке, кандидату на польский трон Станиславу Лещинскому, Мазепа предлагает принять Гетьманщину как «наследие своё». Этим поступком он предал свою землю. Но справедливости ради нужно отметить, что реального урона стратегии Петра I и пользы Карлу XII предательство Мазепы не принесло, оно попросту оказалось напрасным. Измена Карлу XII. Он сделал ставку на шведского короля и жестоко ошибся. Тот же, в свою очередь, ошибся в Мазепе.

Находясь в очень затруднительном положении после полтавской битвы 27 июня 1709 года, Мазепа предпринимает последнюю попытку выбраться из него: через посланника предлагает царю предать в его руки Карла XII, а взамен — полное прощение и гетьманскую булаву. Это была чистой воды авантюра и сбыться ей было не суждено. После решающей битвы Шведский король, а с ним и Мазепа, бегут в Бендеры к турецкому султану. Позади взлёт карьеры, высокое положение и сказочное богатство Мазепы. Никому не известный и всеми забытый, бесславно заканчивает он свои дни на чужбине. Существует версия, что его отравили или он сам принял яд, потому что не смог перенести всего произошедшего. Печально в этой истории только одно: одарённый многими талантами человек с государственным мышлением и незаурядным умом оказался хитрым авантюристом. Амбиции привели его к такому грустному итогу жизни.

А гетьман Дорошенка также был личностью незаурядной. Он даже приходился предком жены Александра Пушкина.

Эти переговоры велись в тайне вплоть до 1708 года — Мазепа предпочел дождаться решающего сражения в Северной войне, которую в 1700 году Петр I начал против шведского короля Карла XII. Но осенью 1708 года, получив от Петра I приказ направить войска на помощь русской армии, в то время как вся Украина была беззащитна перед нападениями со стороны Крымского ханства, Иван Мазепа отказался подчиниться и объявил о союзе с Карлом XII, с которым было заключено соглашение, предусматривавшее политический статус Украины как независимого государства с обеих сторон Днепра. Это решение гетмана не нашло однозначной поддержки среди казацкой старшины, для которой антироссийское выступление Мазепы оказалось полной неожиданностью, и было осуждено православным духовенством — во всех церквях, даже строивших Мазепа, его имя подвергали анафеме, а его поступок, с подачи Петра I, трактовался как подчиненный личной выгоде.

После стратегических просчетов шведского командования, русские завоевали Стародуб, гетманскую столицу Батурин, где вырезали военное и гражданское население с младенцами включительно, Лебедин, Переволочную, в мае 1709 года разрушили Чертомлинскую Сечь, захватили гетманскую казну и артиллерию, также уничтожили весь речной флот. А после поражения шведов в июле 1709 года в Полтавской битве, план Мазепы на становление Гетманщины как самостоятельного государства потерпел полный крах. Карл XII с остальными войсками и гетман с казаками спаслись бегством в Молдавию, где Иван Мазепа, не в состоянии пережить поражение, умер 2 октября 1709 года.

Как Пётр I наказал Мазепу и украинских казаков за измену

А новый гетман Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. Мазепа принимал участие в обоих походах Петра к Азову и снискал ещё большее доверие Петра. В ходе Северной войны Петр I столкнулся не только со шведской армией, но и с изменой бывшего друга – гетмана Украины Ивана Мазепы. В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов.

Как отомстил Петр I за предательство гетмана Мазепы

По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода… от хазар…» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары, сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами. Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем… И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело… память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются». С конца XVII в. Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская верхушка была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, элита довольствовалась польская шляхта. Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени. Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого.

История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам. По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства. Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством. Тогдашняя Украина, как и Беларусь, в части исторических источников воспринималась как «часть древней Европейской Сарматии». Эти представления и идеи принадлежали к центрально-европейскому восприятию общественной жизни, которая в то время была достаточно светской.

Поэтому хазарский миф противоречил этногенетической и религиозной легенде, созданной сторонниками малороссийской идеи, по которой восточные славяне были потомками шестого сына Иафета. Кроме того, хазарский миф секуляризировал генеалогию казачества и разорвал религиозную связь между Гетманщиной и Москвой. Хазарский миф остался в истории попыткой интеллектуального обоснования самобытности Украины раннего нового времени. Этот миф был идеологической основой борьбы украинской элиты против Российской империи, которая по своеобразной логике развертывалась очень стремительно. Знаковой особенностью украинской истории стало то, что ранненациональный украинский миф строился в те времена, когда принято было замалчивать гетманство Мазепы, а историческая память новой украинской нации видит в нем определяющую фигуру национальной памяти.

Чтобы иметь право оценивать поступок Ивана Мазепы в 1708 г. Это важно, поскольку тогдашняя христианская Европа четко поделилась на Западную, Центральную и Восточную. В каждом из этих регионов господствовала определенная политическая культура, которая позволяла делать людям определенные поступки или выносила их за пределы здравого смысла. Например, в таких странах Центральной Европы, как Речь Посполитая, Ливония, Молдова, Украина-Гетманщина, люди, которые имели власть, думали, разговаривали и действовали в пределах «вольностей». В Восточной Европе — тогдашней России, со времен Петра I высшие представители власти представляли политику «общей пользы» — «всеобщего блага».

Реформы Петра I были в значительной степени навязыванием «общей пользы» как русским, так и украинцам.

В своем батуринском дворце ведет роскошную жизнь. От талантов, Богом данных, Иван Степанович на досуге марает очередную поэтическую думу. Не отказывает себе в удовольствии волочиться за молодухами. В 63 года а может, и в 68, если верить Орлику соблазнил свою крестницу 16-летнюю Матрену Кочубей. Разнообразит досуг профессиональным коллекционированием книг и оружия. И это не литературная гипербола. Малороссийские атаманы были самыми крупными землевладельцами России.

Если у генерального судьи «поля необозримы», то что тогда говорить о гетмане, тем более таком домовитом, как Иван Степанович?! Владеет Мазепа сотней тысяч душ в Украине и двумя десятками тысяч в пограничных с Малороссией российских губерниях, которых отписал ему московский царь. Строго взыскивает с полковников за бегство холопов из гетманского неоглядного хозяйства. А те всех уходящих «на свободы» ловят и «вязанием мордуют, киями бьют», а часто просто вешают. Заслуги Ивана Степановича пред государством российским исключительно замечательны. Настолько замечательны, что Петр Алексеевич души не чаял в своем верном гетмане. В знак монаршей признательности даже налоги с Малороссии в государеву казну собирались в символическом режиме, а гетману позволялось баловаться сочинительством местных податей для пополнения гетманской кассы. Не более чем навет пушкинский пятистопный ямб о том, что царь как-то по пьяной развязанности оттаскал гетмана за усы и за усы мои седые меня с угрозой ухватил , и тот «затаил хамство» на царскую особу.

Одним словом, не было причин Мазепе откладываться от царя Петра. Но на беду царь-плотник загорелся рубить окно в Европу через земли Карла XII — даровитого к военному ремеслу. И если шведский король одолеет российского коллегу, то ненароком пойдет прахом всё, что нажил непосильным трудом рачительный гетман. Батько Хмельницкий сошелся на саблях с поляками только за то, что сосед, польский шляхтич Чаплинский, положил глаз на его хутор Суботин, и Богданову зазнобу в придачу. Это уже потом обстоятельства вынудили Хмельницкого стать воссоединителем, а поначалу коронный сотник бился за законный шмат сала и теплую бабенку. А тут такое «господарство»! Ситуация стала зыбкой. Никто из монархов-забияк не демонстрировал решительных успехов.

Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал. В то же самое время после знакомства он проявил себя, по мнению царя, с хорошей стороны», — отметил в интервью RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Павел Кротов. Вскоре после воцарения Петра в Малороссии поднялось восстание под руководством популярного среди местного несостоятельного населения представителя казацкой старшины Петра Иваненко Петрика , продвигавшего идею отделения от России. Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков. Мазепа Иваненко изгнал, а в 1696 году и вовсе выступил организатором его убийства. Также гетман проявил себя как послушный исполнитель в ходе Азовских походов Петра. При этом гетман постоянно жаловался царю на сечевиков, обвинял их в склонности к измене и ходатайствовал о том, чтобы их направляли на самые опасные участки и тяжёлые работы. Благодаря доверию Петра Мазепа стал одним из богатейших людей Российской империи. В его личном владении находились около 100 тыс.

Гетман стремился максимально ограничить права крестьян, продлить барщину и увеличить подати, но при этом добивался царских преференций для своего ближайшего окружения. Те казацкие должности, которые ранее были выборными, стали наследуемыми. Гетман активно содействовал торговле алкоголем и табаком, также приносившей ему немалый доход. Однако Пётр сумел сделать выводы из первых неудач и через некоторое время перешёл в наступление. В конце 1703 года Россия уже взяла под свой контроль большую часть Ингерманландии, а в 1704-м войска Петра взяли Дерпт и Нарву. Когда российской армии в 1706 году удалось одержать победу в Битве при Калише, шведы отнеслись к этому философски: у Петра к тому моменту практически не оставалось союзников, так как Саксония капитулировала перед Карлом. По мнению шведского монарха, разгром России был делом времени. Точная дата их первых контактов неизвестна, но в сентябре 1707 года о них уже знали в ближайшем окружении Мазепы. Параллельно гетман оказался замешан в очередной истории.

А такого рода отношения в то время считались разновидностью инцеста. По словам Павла Кротова, это стало настоящим предательством христианской веры. Один из наиболее могущественных и богатых людей в стране вскружил девушке голову. Она оставила отчий дом, переехала к гетману и стала его любовницей. О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна.

Реальное и воображаемое ограничение вольностей в первую очередь — экономических казацкой элиты русской центральной властью привело к выступлению 1708 — 1709 гг. После этого, на рубеже XVII — XVIII веков, для казацкой элиты и ее гетмана самым главным заданием стало сохранение традиционного для них хозяйственного и общественно-политического уклада. Это было возможным при условии дальнейшего усиления власти Ивана Мазепы и его сторонников среди казацкой верхушки. Однако этому помешали действия «покровителя» украинского государства. Петровские реформы были в значительной степени непонятны даже такому образованному человеку как Иван Мазепа, а тем более казацкой верхушке. Они жили представлениями и идеями Центральной Европы и любые изменения политической жизни были для них ограничением или лишением их власти. Поэтому украинская элита была готова рисковать своей установившейся жизнью, поскольку эту жизнь на их глазах менял их протектор. Один из лидеров казацкой элиты — Василий Кочубей написал донос Петру I с целью приведения к власти нового гетмана, который бы тщательнее защищал украинскую автономию. Мазепа в такой сложной политической ситуации взял инициативу в свои руки, но потерпел поражение. Важно, что в те запутанные времена военного противостояния в Центрально-Восточной Европе представители Гетманщины брали пример со своих коллег из Ливонии, Венгрии и Речи Посполитой и стали образцом наследования для бояр Молдовы. Украинская элита свои земли и власть превращала в качественно новый статус в пределах казацкого общества. Во времена Ивана Мазепы новая элита получила официальное название «Значне вiйськове товариство». Все значительные военные товарищи были занесены в реестр. Представители значительного военного общества приобщались к власти следующим образом: «товарищ» выполнял различные обязанности курьерская служба, суд и тому подобное , а когда занимал военную или административную должность, его вычеркивали из списка. Таким образом, существовал слой приобщенных к власти людей, на который опиралась гетманская администрация. В дальнейшем «Значне вiйськове товариство» превратилось в иерархическую трехуровневую структуру. За представителями наиболее зажиточных и самых влиятельных семей Гетманщины закрепилось название «бунчуковi товаришi». Они подчинялись непосредственно гетману и не подчинялись местной администрации. Подавляющее большинство наиболее высокопоставленных служащих главный старшина, полковники, полковой старшина получали свои должности из рядов бунчуковых товарищей. На средней ступени иерархии находились «военные товарищи», подчиняющиеся Главной военной канцелярии. Сотников и канцелярских чиновников набирали среди военных товарищей. Наиболее численную ступень составляли «значковi товаришi», которые подчинялись власти полковника.

Пётр 1 и Мазепа

В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости". В 1708 году Мазепа неожиданно предал Петра I и перешёл на сторону шведского короля Карла XII. Но Петр не ограничился тем, что разбил ставку Мазепы, отнял у него все титулы и звания. Поэтому первым делом Петр издал документ, которым лишил Мазепу власти. «Друг» царя Петра Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи.

Почему Мазепа предал русских и Петра

Пётр I предложил Карлу выдать Мазепу в обмен на шведского графа Питера, ближайшего сподвижника Карла, но король отказался, храня верность своему союзнику. Мазепа предательство петра кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года, сообщило Министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий