С 1689 года Пётр получал на Мазепу доносы, говорившие о его измене. Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно».
Как гетман Мазепа царя Петра предал
Иван Мазепа - биография гетмана Украины | В 1674 году Мазепа втерся в доверие к правобережному гетману Окраины Петру Дорошенко, женившись на дочери первого зама гетмана. |
Мазепа предательство петра кратко | Путь Мазепы в Москву 16:18 Мазепа предает своего покровителя Самойловича и становится гетманом 20:20 Какими качествами Мазепа сумел очаровать Петра I? |
Петр I: Мазепа (1639-1709) | Курс Владимира Мединского | Петровские времена | Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости". |
Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности
Понятно, что клятва носит ритуальный характер, но русского государя это обстоятельство всё же смутило и он вежливо отказался. Легенда эта популярна и довольно правдоподобна, но доказательств она не имеет — если предложение британцев и имело место, оно было кулуарным и письменных свидетельств о том не осталось. Так или иначе, именно во время или сразу после путешествия в Европу Петр принял решение об утверждении своего ордена. Считается, что это произошло в 1698 году, но опять же никаких письменных свидетельств того не существует.
Косвенно дата подтверждается в принятом при императоре Павле Петровиче в 1797 году Установлении или статуте о российских орденах: Автор цитаты «Прадед Наш безсмертныя памяти Император Петр Великий, полагая основание просвещению России и устройству различных частей ея управления, в 1698-м году установил Чин Кавалерский во имя Святого Апостола Андрея Первозванного... Апостол Андрей, больше известный как апостол Андрей Первозванный, один из 12 апостолов, учеников Иисуса Христа Фото: commons. В этот день секретарь австрийского посольства в России Иоанн Георг Корб записал в своем дневнике, изданном в 1700 году в Вене: Автор цитаты «1699 г.
Его Царское Величество учредил кавалерский орден святого апостола Андрея, предписав носить крест такой, на котором обыкновенно изображают святого Андрея, называемый иначе Бургундским. Надпись на одной стороне: «Св. На обороте имя Царевича: «Алексей Петрович».
Орден этот учрежден для того, чтобы им украшались те, которые, счастливо начальствуя над армией, храбростью своей снискали себе славу в войне с турками.
В первых двух песнях автор совершенно не выводит Петра, как действующее лицо но несколько раз упоминает о нём. Зато в третьей главе он занимал главное место и отодвигает на задний план Мазепу и других действующих лиц. Романтическая сторона уступает место исторической. Для большей выразительности образа императора Пушкин очень искусно выбрал момент для его обрисовки; он выводит Петра из шатра в момент Полтавского боя, когда все долголетние труды и преобразования императора получают практическую проверку. В этот момент фигура Петра при обретает особенное величие; он весь про никнут со знанием важности и величия минуты. Настроение императора передаётся и его коню; он чувствует всю важность минуты, сливается в одно целое со всадником. В таком виде Петр производит неотразимое впечатление на войска.
Он был «могущ и радостен, как бой». Таким образом, Пётр является гениальным монархом, осуществляющим свои реформы и делающим им проверку.
В апреле 1709 года шведы осадили Полтаву. В случае взятия города создавалась угроза Воронежу — ключевой базе снабжения и формирования русской армии. В конце мая под Полтаву прибыл с главными силами Петр. Шведам оставалось только принять бой: впереди у них был город, позади — русская армия. Впрочем, Карл и сам давно стремился дать «генеральную баталию».
Петр и его генералы исключительно грамотно построили земляные укрепления. В придачу к шести редутам на главной линии обороны были сооружены еще четыре, расположенные по центру перпендикулярно основным. Таким образом, наступающая шведская армия сразу была рассечена надвое, очутилась под огнем с близкого расстояния и понесла большие потери. Правофланговые колонны генералов Росса и Шлиппенбаха оказались отрезанными от главных сил и были уничтожены драгунами Меншикова. Карл и Мазепа с горсткой людей сумели бежать в Турцию. Петр вечером после баталии устроил банкет, пригласил на него пленных шведских военачальников и, собственноручно налив им водки, предложил тост «За здоровье наших учителей!
Именно он сыграл решающую роль в избрании Мазепы гетманом после падения Самойловича, которого после неудачной Крымской кампании сослали в Сибирь. Так 25 июля 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом Войска Запорожского. Позднее появились слухи, что гетман дал Голицыну взятку за помощь в получении должности, однако достоверных фактов на этот счет нет. Иван Мазепа. Источник: pinterest. Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба. Мазепа стал опорой государю и в военных делах. Он подавлял восстание Петрика, участвовал в походах Петра к Азову, помогал в начале Северной войны. Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного. В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице.
Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь
В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему.
Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Мазепа и Карл XII: на стороне врага Мазепа говорил, что «без последней нужды» никогда не изменит царю. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII, но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра.
Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему. Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Предполагаемый портрет Матрены Кочубей. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII , но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра. Мазепа хотел иметь больше власти, однако после военного совета в 1707 году стало понятно, что государь настроен на ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Он надеялся, что шведский и польский короли помогут ему в отделении Украины от России.
Карлом XII. Узнавшего о переговорах и в февр. Весной 1708 г. После того как рус. Десна, но, чтобы не выступать с казаками, гетман симулировал приступ тяжелой болезни. Узнав, что к его столице Батурину приближается с войсками А. Меншиков, фактически лишивший М. С собой он увел ок. При этом М. Брюховецкого , Д. Многогрешного и Самойловича. Новым гетманом Левобережной Украины 7 нояб. Скоропадский, сторонникам М. Глухова митр. Черниговским и Новгород-Северским Иоанном Максимовичем ; впосл. Переяславским Захарией Корниловичем отслужил литургию и молебен, после чего в присутствии Петра I предал М. Рязанский Стефан Яворский провозгласил анафему М. Вопрос о каноничности анафемы до сих пор считается дискуссионным, т. На данный момент анафему признаёт только РПЦ. С 1869 г. С предложениями о снятии анафемы выступали общественные и церковные деятели, в частности ректор Киевского ун-та св. Владимира М. Максимович и Киевский митр. Антоний Храповицкий. Однако во всех случаях этот процесс был остановлен вышестоящим церковным руководством. Наложение анафемы сильно повлияло на настроения укр. Образ предателя правосл. В манифестах царь обличал его как предателя украинского народа, стремившегося отдать Украину под власть поляков. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов. Это послужило дополнительным фактором, повлиявшим на настроения населения укр.
С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене. Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало [14] [26]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи В. Кочубея , посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной, которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь счёл новый донос опять ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Ивановичу Головкину и Петру Павловичу Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела по приказу Петра I Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года, были обезглавлены [14] ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя. Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями. В то же время он совещался со старшинами, примкнувшими к нему, и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через А. Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского , в Горках. С Мазепой было всего 1 500 казаков. Из шведского лагеря гетман написал письмо Скоропадскому, стародубскому полковнику, разъясняя причины своего перехода и приглашая старшину и казаков последовать его примеру. Уничтожение Запорожской Сечи Основная статья: Запорожская Сечь К шведам, кроме трёхтысячного отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 7 тысяч человек. По сведениям Д. Яворницкого, после жестокой свалки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых казаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и казаков казнено, причём несколько человек были повешены на плотах и самые плоты пущены были вниз по Днепру на страх другим [28]. Костомаров так описывает «треугольник» Пётр-Мазепа-Сечь: «Перед царём, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» [14]. Мазепа писал Головину о своём давнем недруге Косте Гордеенко: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А все то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…» [26] Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу. По этому поводу Т. Таирова-Яковлева высказывает интересную гипотезу о роли раздоров с Сечью в безнадёжном переходе Мазепы к шведам: «Кто знает, может быть, Мазепа, понимая, что гибнет, намеревался утащить в эту пропасть и Запорожье, которое он всегда считал врагом Гетманщины? Там были значительные запасы провианта и артиллерии, имелся хорошо подготовленный и преданный Мазепе гарнизон, которым руководил полковник Дмитрий Чечель. Планам Мазепы и Карла помешали войска под водительством Меншикова, взявшие крепость и все припасы в ней. Батурин был разорён, а гарнизон сердюков уничтожен. Во время этих событий погибло, по разным оценкам, от 5 до 15 тыс. Павленко 5 — 6,5 тыс. Непредубежденный взгляд» — 6 — 7 тыс. Уничтожение войсками Карла XII городов и сёл Украины «Во время перехода под Гадяч, спровоцированного русскими, шведам пришлось выйти из теплых хат на лютый мороз. Более ста шведских солдат отморозили себе руки и ноги, несколько десятков погибло. Раздраженный Карл в начале января бросил свои войска на Веприк, не желавший пускать шведов. После ожесточенной обороны, когда порох кончился, город сдался. Шведская армия потеряла около двух тысяч человек и множество офицеров. Солдаты русской армии, как военнопленные, принадлежали Карлу, который обращался с ними лучше. Как сообщает Даниел Крман который, впрочем, не был очевидцем сражения , «Король оказал всем милость. Гетман же Мазепа вверг одних своих подданных в ямы, других же уморил голодом» [34]. Впрочем, королевская милость не означала свободу. Пленные содержались с января по июнь в специальных лагерях и были освобождены в результате восстания при поддержке русской армии незадолго до Полтавской битвы. Местечки по-русски — города сопротивления не оказывали.
Пётр 1 и Мазепа
В нем Мазепа описывал свою долговременную службу, свою верность царю и умолял Петра I прислать клеветников в Киев для праведного суда. Мазепа обещал расквартировать шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему казаков, обитающих у Белгорода и Дона. Пётр I имел все основания написать в указе о награждении Мазепы орденом Андрея Первозванного: «За многие в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. А царь Петр Первый 11 марта 1710 года издал манифест, в котором говорилось о запрете укорять и ставить в вину украинцам и всем казакам предательство Мазепы.
Пётр 1 и Мазепа
Пётр 1 и Мазепа | Инфошкола | Мазепа явно был искренен, когда говорил своим приближённым, что примет сторону Карла XII, только если увидит неспособность Петра оборонить не только Украину, но и саму Москву. |
В Киеве отслужат панихиду по предателю Петра I: Украина: Бывший СССР: | Мазепа принимал участие в обоих походах Петра к Азову и снискал ещё большее доверие Петра. |
Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи - 20.03.2023 Украина.ру | В 1689 одним из первых поддержал Петра I в его борьбе за власть с царевной Софьей Алексеевной. |
Домен не добавлен в панели | В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. |
Как Пётр I наказал Мазепу и украинских казаков за измену
«Петр настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепу, и на светлейшего, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши. Упрёки, что Пётр I нарушал обещание защищать «верного вассала», принятое Россией при избрании Мазепы в 1687 г.22, несправедливы. Путь Мазепы в Москву 16:18 Мазепа предает своего покровителя Самойловича и становится гетманом 20:20 Какими качествами Мазепа сумел очаровать Петра I? В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I. Только актуальные события Воронежа и Воронежской области на сайте
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
Как бы ни тяжело было ему под гнётом московских властей, но он по опыту знал, что гнёт польских панов стал бы для него тяжелее». Итог показателен: военно-стратегический и политический результат мазепинщины оказался равен нулю. Ни поднять общенародное восстание против «москалей», ни даже нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. Головкин писал послу в Дании князю В. Долгорукому: «…весь малороссийский народ обретаетца в верности к Его Царскому Величеству и ис тех мест, где шведы были, а имянно из Ромны и Прилук, все прислали присланных своих с объявлением верности своей». Исторические данные о Полтавской баталии свидетельствуют: участие казаков Мазепы в битве было минимальным. Современный исследователь Полтавской битвы и событий вокруг неё Владимир Артамонов отмечает: «Небольшая кучка добровольцев-запорожцев пошла вместе со шведской армией на штурм русских редутов.
Остальные силы Мазепы 6—8 тыс. А вот казаки нового пророссийского гетмана Скоропадского принимали в Полтавской битве куда более активное участие. Не говоря уже о стихийной партизанской вой не на территории Украины, которая обескровила шведскую армию». После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство между прочим, вместе со значительной частью богатств и бесславная смерть на чужбине. Как известно, турецкие власти отказались выдать Мазепу и его немногочисленных приспешников России. Головкину от 8 августа 1709 года проясняет мотивы турок и их отношение к украинским беглецам: «И то заявляю я вашей милости моему милостивому пану, что ежели совокупно Мазепа и все, с ним находящиеся, у ваших милостей за людей почитаются, то мы их за таковых не считаем и не признаём.
Знаем только и признаём короля шведского и при нём состоящих. И кто бы они ни были, ежели короля шведского слугами являются, [тех] тогда знаем». Не только финальная измена, но и весь жизненный путь Мазепы характеризует его как человека хитрого, но не мудрого, для которого вполне естественным было предавать товарищей и покровителей. Достойно удивления, как эти качества в избранном кумире спокойно принимают «мазепознавцы», прославляющие, в то же время, кодекс чести запорожского «степного рыцарства». Николай Костомаров писал: «Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал — и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности».
Впрочем, в этом отношении Мазепа был не оригинален — он выступал наследником и продолжателем политики гетманов эпохи «Руины», лавировавших между Россией, Польшей, Османской Турцией и Крымом… Иван Степанович Мазепа, происходивший из православной шляхетской семьи с Белоцерковщины, воспитывался в тогдашней Речи Посполитой, при дворе польского короля Яна Казимира, «королевским покоевым» камер-юнкером которого он был. По согласному мнению биографов, Мазепа всю жизнь оставался человеком не украинской, а скорее польской культуры и польского уклада.
В этом смысле судьба Ивана Мазепы схожа с судьбами многих шляхетных православных фамилий. В свои 20 лет он уже закончил иезуитский колледж и Киево-Могилянскую академию класс риторики. Он отменно знал латынь, кроме родного украинского, прекрасно владел русским, польским, и татарским языками, был знаком с трудами Аристотеля, Платона, Макиавелли, нередко цитировал Овидия и Горация.
Как сторонника гадячского договора, отца его, Адама Стефана Мазепу, ожидали серьёзные неприятности, чтобы уберечь сына, он отправляет его служить при дворе Яна Казимира. Младшего Мазепу назначают покоевым, а в 1659 году он уже посланник короля к гетьманам Левобережной Украины. Но в среде надменных придворных умный и честолюбивый украинский шляхтич так и не стал равным и не имел для себя достойных перспектив. Происходит это рядом с Белой Церковью — может, именно в этот момент он осуществляет давно принятое решение вернуться в Украину. На службе у гетьмана Дорошенка.
Тройная игра Мазепа с посланием от П. Дорошенка турецкому султану. С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру. Оставаясь подданным Речи Посполитой, шлёт Мазепу передать Самойловичу послание, в котором заявляет о желании служить русскому царю.
А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья. Посланца захватывают запорожские казаки. К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка.
Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба.
Не случайно впоследствии Пётр I воевал с переменным успехом с 1700 по 1721 гг. Северная война. Мирный договор был заключён только после смерти Карла XII. Понятно, что Мазепа, вступая в тайные сношения со шведским королём надеялся на его победу над Петром I с целью независимости Запорожского казачества и Украины.
Между тем, Пётр I всецело доверял Мазепе, своему союзнику в борьбе со шведами и наградил его только что учреждённым орденом Св. Андрея Первозванного, а также по просьбе Петра его союзник — польский король Август Второй наградил его орденом Белого Орла. Тайные замыслы Мазепы окончательно раскрылись, когда выяснилось, что Карл XII не спешит завоевать Москву, а направляется на Украину, чтобы побудить Турцию воевать против Петра на своей стороне. Факт измены Мазепы обнаружил вернейший сподвижник Петра Меншиков, который 26 октября 1708 года прибыл за подкреплением в казачью столицу в г. Батурин, рассчитывая на Мазепу, и обнаружил, что того там нет и в помине. Чем закончилась Полтавская битва, общеизвестно. Основная часть казачьих войск за Мазепой не пошла.
Карл бежал в Турцию, по-прежнему рассчитывая вызвать новую русско-турецкую войну, что удалось ему только отчасти. Пётр I предложил Карлу выдать Мазепу в обмен на шведского графа Питера, ближайшего сподвижника Карла, но король отказался, храня верность своему союзнику. Так закончилась эта история. В упомянутом романе Д. Мережковского «Антихрист» Пётр I изображён колеблющимся между традиционным православием, которое олицетворял местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский После смерти Адриана он был назначен Петром , и близким к протестантизму Стефаном Прокоповичем, видным церковным проповедником и писателем того времени. Так ли это было? Так, но только отчасти.
Вот что пишет, например, американский историк Р. Масси об особенностях религиозных взглядов Карла XII: «Карл верил в то, что Господь избрал его своим орудием, дабы покарать тех, кто развязывает несправедливые войны. Повседневная жизнь короля, как и всей шведской армии, не мыслилась без молитвы. Когда армия стояла в лагере, солдат созывали на богослужение дважды в день. Даже в походе по сигналу горнистов в семь утра и в четыре часа пополудни армия останавливалась, и каждый солдат, обнажив голову, становился на колени прямо посреди дороги и читал молитву. Вера сделала Карла фаталистом» «Пётр Великий, т.
Запорожцев вернули домой, направив на место боевых действий профессиональных военнослужащих. Личная жизнь После этого Мазепа внезапно охладел к войне и занялся личной жизнью. Из сохранившихся записей можно сделать вывод, что гетман своей жене был верен и никогда ей не изменял.
Однако, когда ее не стало, уже пожилой Иван Степанович пустился во все тяжкие, и даже закрутил роман с Матреной — шестнадцатилетней дочерью своего сподвижника Василия Кочубея. Интересный факт: молодая особа испытывала к своему престарелому возлюбленному весьма пылкие чувства. Позже девушка стала героиней произведения Александра Пушкина , который выбрал для нее более поэтичное имя Мария. Современники описывали его, как невысокого, но довольно статного человека с быстрыми и ясными глазами, в которых мог внезапно зажечься огонь. Манеры гетмана были галантными, а речь рассудительной и грамотной. Отмечали его блестящие качества наездника, а также поразительное красноречие, свойственное разве что литераторам. Известно, что Матрена была крестной дочерью Ивана, что не позволяло им заключить брак. И все же влюбленный попытался посвататься, вызвав негодование со стороны Кочубея и его жены. Родители девушки считали, что Мазепа околдовал их любимую дочь.
Матрена же стала вести себя, как полоумная: рыдала, кричала на отца с матерью, била тарелки, а потом и вовсе сбежала к своему избраннику. Украинские жители горячо обсуждали эту историю, называя все происходящее большим грехом. Общественное давление вынудило Ивана пойти на попятную и вернуть Мотрю в родительский дом. Несостоявшийся жених утверждал, что к любимой не прикасался, но злые языки утверждали обратное. По Пушкину Мария тронулась умом и ушла из дома в неизвестном направлении. На самом же деле Мотря прожила с мужем долгую жизнь, и даже побывала с ним в ссылке. Забавный факт: ее супруг оказался сподвижником Ивана Мазепы. Добившись возвращения дочери, Кочубей не оставил желания отомстить бывшему соратнику. Вскоре он настрочил на Мазепу донос — якобы тот вынашивал планы предательства России.
Петр жалобе не поверил, и возможно, зря. В то самое время гетман вступил в сговор с польским монархом Станиславом Лещинским, подбираясь через него к шведам. Последних он убеждал повернуть войска от Москвы в сторону Киева, при этом обещая прислать в поддержку Карлу XII несколько обозов с провиантом, корм для лошадей и 50-тысячный казачий полк. О планах Мазепы знали лишь самые приближенные — иезуит Заленский и польская княгиня Дольская. Остальным же Иван Степанович продолжал говорить о любви к России и верности Петру. Когда-то и Кочубей входил в круг конфидентов гетмана, и теперь его донос мог просто уничтожить Мазепу. Тогда заговорщик обратился за помощью к своим столичным друзьям, не забыв увеличить им размер вознаграждения. Вскоре царя посетили два известных сановника — Шафиров и Головкин, которые преподнесли государю собственную версию произошедшего. Они утверждали, что Мазепа ни в чем не виноват, а Кочубей попросту оговорил его из мести.
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов. Главные новости. Поэтому первым делом Петр издал документ, которым лишил Мазепу власти. Продолжительное время Иван Мазепа был одним из ближайших соратников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. «Петр настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепу, и на светлейшего, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши. Осенью 1708 года Пётр призвал Мазепу присоединиться к армии, но тот сослался на мнимую болезнь.
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Автора этой идеи трудно найти по историческим свидетельствам прошлого. Хазарская идея использовалась в произведениях Григория Грабянки и авторов рукописей, которые он использовал , Пилипа Орлика и Самийла Величка. Хазарский миф стал украинским отзвуком распространенной в Речи Посполитой шляхетской сарматской идеи. Самийло Величко был одним из первых, кто объединил сарматскую и хазарскую легенды и отождествил «казацкий народ» с «сарматской шляхтой» Речи Посполитой. По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода… от хазар…» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары, сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами.
Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем… И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело… память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются». С конца XVII в. Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская верхушка была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, элита довольствовалась польская шляхта. Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени.
Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого. История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам. По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства. Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством.
Тогдашняя Украина, как и Беларусь, в части исторических источников воспринималась как «часть древней Европейской Сарматии». Эти представления и идеи принадлежали к центрально-европейскому восприятию общественной жизни, которая в то время была достаточно светской. Поэтому хазарский миф противоречил этногенетической и религиозной легенде, созданной сторонниками малороссийской идеи, по которой восточные славяне были потомками шестого сына Иафета. Кроме того, хазарский миф секуляризировал генеалогию казачества и разорвал религиозную связь между Гетманщиной и Москвой.
Хазарский миф остался в истории попыткой интеллектуального обоснования самобытности Украины раннего нового времени. Этот миф был идеологической основой борьбы украинской элиты против Российской империи, которая по своеобразной логике развертывалась очень стремительно. Знаковой особенностью украинской истории стало то, что ранненациональный украинский миф строился в те времена, когда принято было замалчивать гетманство Мазепы, а историческая память новой украинской нации видит в нем определяющую фигуру национальной памяти. Чтобы иметь право оценивать поступок Ивана Мазепы в 1708 г.
Это важно, поскольку тогдашняя христианская Европа четко поделилась на Западную, Центральную и Восточную.
Правда, регулярно в Москву на Мазепу поступали доносы об его тайной измене. Но в Украине это было в порядке вещей. Всегда у любого гетмана находились завистники, желавшие занять его место с помощью тайной интриги, или обиженные им, жаждавшие отомстить. Никаких улик против Мазепы не оказывалось.
Поэтому в Москве просто перестали придавать значение таким известиям, раз за разом убеждаясь в верности и преданности гетмана. А с доносчиками поступали так, как должны были поступить с Мазепой при его вине. Вот и очередной донос судьи Василия Кочубея и полковника Ивана Искры в 1708 году обернулся пытками и казнью для обоих: слишком известна всем была личная вражда челобитчиков к Мазепе. Между тем, этот последний извет уже имел под собой реальную почву. Но Царь Пётр не придал ему значения.
Кадр из фильма "Молитва о гетмане Мазепе" 2002г.
Мазепа писал Головину о своём давнем недруге Косте Гордеенко : «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А всё то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…» [19].
Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу. По этому поводу Т. Таирова-Яковлева высказывает интересную гипотезу о роли раздоров с Сечью в безнадёжном переходе Мазепы к шведам: «Кто знает, может быть, Мазепа, понимая, что гибнет, намеревался утащить в эту пропасть и Запорожье, которое он всегда считал врагом Гетманщины?
Синод поручил Богословской комиссии УПЦ и Киевской духовной академии изучить вопрос относительно канонических и исторических обстоятельств отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения по благословению церковной власти заупокойных богослужений по нему [40]. В настоящее время в ряде средств массовой информации дискутируется вопрос о том, что анафема на гетмана Мазепу была снята ещё в 1918 году [43] , хотя в ноябре 2007 года Священный Синод Украинской православной церкви сообщил, что «нет ни одного официального документа, который свидетельствовал бы о снятии анафемы с Мазепы с 1708 года» [44]. Обращение Президента было связано с тем, что канонические Константинопольская православная церковь и входящая в её состав Украинская православная церковь в Канаде [45] , Иерусалимская православная церковь , Румынская православная церковь [46] , Польская православная церковь [47] , а также Украинская грекокатолическая церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь не признают анафему на гетмана Мазепу и проводят богослужения за упокой его души.
В то же время некоторые украинские православные организации напомнили Ющенко, что гетман Мазепа в 1708 году был предан анафеме Православной церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси [44]. Кроме того, Мазепа, отмечалось в заявлении, был склонен «к пороку и безнравственности», поскольку «предавался греху блуда, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону» [44]. В 2018 году Вселенский Патриарх провозгласил незаконным и неканоничным акт Русской православной церкви анафематствования украинского христианина Ивана Мазепы ввиду того, что он является использованием религии в политических целях [48].
К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка. Но очень скоро подмечает, что тот имеет государственное мышление, и назначает его на должность главного есаула. По уму и уровню стратегического мышления Мазепа превосходит своего патрона, но тщательно это скрывает и ждёт своего момента. После неудачной военной кампании против крымского ханства Голицын обвиняет в её провале Самойловича.
А тут ещё донос на него: злоупотребляет служебным положением, присвоил войсковую казну. Челобитную подписали несколько человек из гетьманской старшины, в числе подписавшихся — Иван Мазепа. Самойлович, служивший царю исправно целых 15 лет, сослан в Сибирь, а его сын казнён. Хотя в доносе на гетьмана правда частично была — о злоупотреблениях, но и только. Смена патрона. Мазепа — обладатель вожделенной булавы Царевна Софья отдала Мазепе должность Самойловича. Мазепе удаётся найти подход к любимцу царевны. Щедрые подарки князю Голицыну и казацкой старшине сделали своё дело — гетьманская булава оказалась в руках Мазепы. Измена царевне Софье и её фавориту Голицыну. Кульбит к ногам 17-летнего Петра Мазепа впервые встретился с Петром I в 1689 году и с самого начала был обласкан молодым русским царём.
Он сбегает в Троице-Сергиеву лавру.