Но Петр не ограничился тем, что разбил ставку Мазепы, отнял у него все титулы и звания. Первые годы своего гетманства Мазепа показал себя рьяным сторонником Петра, вызвав недовольство со стороны, прежде всего, запорожского казачества. В противоположность Мазепе, Пётр изображён человеком, всецело отдавшимся общему делу.
Как Пётр I наказал Мазепу и украинских казаков за измену
Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно». Мазепе удалось завоевать доверие Петра в самые короткие сроки. В нем Мазепа описывал свою долговременную службу, свою верность царю и умолял Петра I прислать клеветников в Киев для праведного суда. Мазепе удалось завоевать доверие Петра в самые короткие сроки.
Гетман — покровитель Петра I
- На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра
- Ранние годы Мазепы
- Мазепа предательство петра кратко
- «Друг» царя Петра
Как отомстил Петр I за предательство гетмана Мазепы
Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять. Кстати, украинские историки не отрицают того, что гетманщина, когда она стояла при Мазепе под протекторатом России, добилась экономического процветания. Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась. Сам документ не сохранился, но приблизительный пересказ о нем принадлежит придворному летописцу Карла Адлерфельду.
Мазепа обещал расквартировать шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему казаков, обитающих у Белгорода и Дона.
Если пытались обойти его, то ещё больше все запутывались и застревали. Возницы же гнали коней, хлеща их до крови. Непрестанно раздавались крики, ругань, проклятья, никто не хотел уступать другому. Обозное начальство честило всякого, кто задерживал остальных. Солдаты немилосердно колотили лошадей палками. За эти 14 дней подохло несколько сотен коней, многие из них вставали без сил и даже есть не могли. Часто мы были в ужасе от жестокости шведов и литвинов над лошадьми». Не победители, а «изнищалые и изголодалые» люди вступили на землю «Казакии». Фельдмаршал упрекал Пипера, что марш на юг нанёс большой ущерб шведской армии и привел даже к людским потерям.
С последней трети XVII века определяющей линией русско-гетманских отношений на два века стало сближение «конвергенция» от лат. Большое количество малороссов включилось в строительство царства, империи и русской православной церкви. Обрела силу идея политического объединения малороссов и великороссов. Самойловиче 1672-1687 и И. Мазепе 1687-1708 Гетманщина вступила, как пишут украинские историки, в период экономической стабильности и расцвета, «мазепинского ренессанса» — 21 год правления гетмана Мазепы. После «Руины» и окончания Турецкой войны 1683-1699 гг. Напротив, Русское самодержавное государство, имея в виду напряженные отношения с османами и крымскими татарами, считало целесообразным сохранять автономию казаков на Левобережье Днепра. Отдельное малороссийское войско подчинялось гетману даже при совместных военных действиях против Турции и Швеции. Оно, как Донское и Калмыцкое, никогда не ставилось в линейных сражениях, где русские солдаты терпели жесточайший урон. Рекрутских наборов вплоть до 1783 г.
Под русским протекторатом Гетманщина представляла отдельную таможенную территорию и таможенные сборы обогащали только гетманскую казну. Правительство Петра I даже не знало величины и источников доходов гетмана и старшины малороссийской шляхты. Налогообложения в пользу единого государства с гетманства не было. Не существовало и общего законодательства. Для русских войск в Малороссии из гетманской казны средства не поступали. Обременительные постои солдат на дворах казаков и старшины не допускались. Старшину и казаков не заставляли насильно менять одежду и сбривать растительность на голове, как в России. Благодаря русскому протекторату и договорам с Речью Посполитой 1686, 1704 г. Гетман Мазепа в «процветавшем Левобережье дал старшине сытую, зажиточную жизнь»,8 углубив расхождение между ней и малороссискими низами. На Правобережье Днепра Москва защищала малороссийские интересы, занимая антипольскую позицию против союзной Речи Посполитой.
Не было заселения гетманских земель русскими, наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий малороссами, искавших защиты от поляков и крымцев под защитой России. О «неволе» и колониальной зависимости Гетманщины от России не могло быть и речи. Казачья старшина на Левобережье Днепра, хотя не называла себя ни шляхтой, ни дворянством, но, присвоив права шляхты, владела имениями, судилась по шляхетским правам, выбирала из своей среды управителей на все административные должности, не платила налогов и не несла общих повинностей. Дети старшины пользовались преимуществами по службе. Общество Гетманщины расслоилось на привилегированных и зависимых. Гетманщина управлялась классом, наделённым теми же привилегиями, против которых боролся народ с 1648 г. Грушевский, старшина «превращалась в помещичий класс, захватывала земли свободные перед тем или считавшиеся войсковыми; закрепощала крестьян и казаков и верно служила московскому правительству за содействие в этих делах… В руках старшины собралась огромная масса земель... Новая панщина сильно раздражала крестьянство». Среди другой части старшины не было желания присоединяться к Польше, ибо с приходом поляков возникала угроза лишиться имений, но она могла иметь единство взглядов против России и петровских реформ на Малороссии. Губернии России В 1687-1708 гг.
Гетманская автономия в самодержавной России стояла как никогда высоко, причём Мазепа имел безоговорочную поддержку Москвы. Как «гаранту стабильности» на юге России, 14 июня 1708 г. Высшие чины царства именовали его «сиятельнейшим и превосходительнейшим господином гетманом и кавалером, милостивым благодетелем». Начиная с Великого посольства Петра I , русская дипломатия стремилась охватить все страны Европы. Региональная гетманская программа в антипольском и антиосманском аспекте хорошо вписывалась в русскую. Идея «соборной Гетманщины» состояла в том, чтобы собрать воедино как можно больше земель на Правобережье Днепра, Запорожье и при возможности, русскую территорию, заселенную малороссами земли Белгородского разряда — «Слобожанщину» при максимальном расширении автономии в составе России. Войны России с Турцией и Крымским ханством приветствовались, как средство предотвращения угона рабов с пограничных южнорусских территорий. Совместные походы малороссийского и великороссийского войска в Причерноморье, на Азов и турецкие форты на нижнем Днепре не считались «бичом» для Гетманщины, как ныне пишет украинская историография. Самостоятельное завоевание причерноморских степей и выхода к Чёрному морю, распространение гетманской власти на западно-славянские земли Волынь, Галичину и др. Балтийская политика Петра I, начатая в 1700 г.
Никакого смысла для себя в пробивании «окна в Европу» малороссийские старшины не видели. Известно, что основная тягота войны против шведов легла на великорусские земли, из которых беспощадно собирались деньги, кровь и пот. Тяжким бременем были рекрутские наборы в армию и флот, где служба была крайне тяжёлой, в отличие от службы казаков в милиционных территориальных полках. На галерные корабли, где условия были схожи с каторжными, малороссийских казаков не посылали. И, несмотря на это, казачьи старшины воспринимали болезненно привлечение малороссисского казачества для обычной казацкой службы — набегов, конвоя на северном театре военных действий, называли это «московским ярмом». С 1687 г. Под русским протекторатом за 21 год любимец Петра I, гетман Мазепа «благодаря щедрым дарам царя собрал около 20 тысяч имений и стал одним из самых богатых феодалов Европы». Значительная часть богатств была сосредоточена в гетманской резиденции — Батурине. В Севском уезде России ему принадлежало две волости тоже с несколькими тысячами крестьян. Доходы гетмана Мазепы превышали 200 тысяч рублей в год.
Малороссийский «народ от сего Июды проклятого зело утеснённый всегда плакал, чего мы не ведали доселе» — сокрушался Пётр уже после измены гетмана. Ища поддержки у духовенства, часть выжатых из народа денег Мазепа тратил на строительство церквей и монастырей, наделял церковников вкладами и сёлами и собрал огромную личную казну. По твёрдости воли, мужеству, энергии и полководческому дару Мазепу нельзя поставить в ряд с европейскими героями, открыто бросавшими вызов угнетателям и не жалея себя, боровшихся с ними — русским князем Дмитрием Донским в 1378-1380 , чехом Яном Жижкой в 1419-1424 , албанцем Георгом Скандербегом в 1444-1468 , молдаванином Стефаном III Великим в 1457-1504 , венграми Яношем Хуньяди в1439-1456 , Матьяшем Хуньяди-Корвиным в 1456-1490 , Ференцем II Ракоци в 1703-11 и малороссом Богданом Хмельницким в 1648-57 гг. Роль Мазепы в истории можно сопоставить лишь с господарем Валахии К. Брынковяну 1654-1714 , тоже скопившим значительные богатства и развернувшим культурное строительство. Иван Мазепа не считал Верность верхом добродетели. Внимательно следя за политической конъюнктурой и страстно желая пробиться наверх, он семь раз менял хозяев и неоднократно изменял «малороссийской идее». В 1654 г. Около 1655 г. Заметив его рвение, король за свой счёт послал его в Европу на три года «шлифовать образование».
В тяжёлый 1660 год русских поражений Мазепа приложил руку к переходу гетмана Юрия Хмельницкого на сторону ляхов. Как писал в своих мемуарах шляхтич Ян Хризостом Пасек 1636-1701 , Мазепа предал 1661 г. Юрия, обвинив в том, что он якобы пытался поднять литовское войско против польского короля. Насквозь пропитанный польской культурой Мазепа перенял идеи польской мегаломании «мании величия« и мессионизма — «Польша форпост католицизма против азиатской дичи», эти идеи широко распространялись с конца XVI века. Однажды в приёмной короля после издевательского приветствия Паском: «Челом, пан есаул! Оба схватились за сабли, их разняли. В 1663 г. Мазепа принял участие в дипломатической подготовке польского похода на Левобережье Днепра. Мазепа бросил польскую королевскую службу и остался у Тетери. По-видимому, это случилось из-за его скандального адюльтера с женой магната пана Фальбовского и последовавшего после этого позора.
В 1666 г. Мазепа перекинулся на службу восставшего против поляков гетмана Петра Дорошенко. При нём он возглавлял его личную охрану и получил чин войскового писаря. Вместе с Дорошенко Мазепа с 1669 г. В 1674 г. Мазепа, сменив обличье, стал служить православному государю и Самойловичу, поднявшему его до чина генерального есаула. Вместе с Самойловичем Мазепа побуждал Москву воевать не против османов, а против поляков. Однако тогда это шло вразрез с политикой России, стремившейся закрепить за собой Левобережье Днепра путём мирного соглашения с Речью Посполитой. Самойлович же пытался объединить оба малороссийских берега Днепра и порицал русско-польский Вечный мир 1686 г. Такая позиция гетмана не устраивала царевну Софью и «канцлера» князя В.
Мазепа, вопреки «малороссийской идее» Самойловича, поддержал их «пропольскую» политику. Неудачу Крымского похода 1687 г. Благодаря В. Голицыну и смене очередного покровителя, 25 июля 1687 г. После присяги Мазепе были вручены гетманская булава, бунчук и царская хоругвь. В октябре 1708 г. Вместе с тем русский царь не был для Мазепы «заклятым врагом». Он не думал о «независимости» Малороссии вплоть до Карпат. Главным для Мазепы было сохранение богатства, стремление властвовать вместе со старшинской верхушкой над крестьянством, как шляхта в Польше, с предпочтением остаться вне военных действий и под крылом победителя. Увидев плачевное состояние Шведской армии, гетман попытался в седьмой раз совершить измену и в обмен за прощение при условии гарантии европейских держав обещал Петру I захватить в плен шведского короля Карла XII и снова вернуться под протекторат России подробнее см.
Нельзя не признать, что Мазепа, как мастер скрытных действий и тонкий психолог, обладал виртуозным, почти гипнотическим даром внушать свои идеи и чувства. Можно поражаться мастерству его лицедейства: при внутренней неприязни к великорусской культуре и русским, он стал почитаемым политиком в глазах Москвы и почти другом Петра I. Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей казацкой старшины и московской верхушки вместе взятой. Он был мал, худ, с волосами завитыми на польский манер. Хотя ему в то время было более 60 лет, он сохранил много огня и честолюбия, подталкивающего к большим начинаниям. В знак его гетманского достоинства перед ним носили серебряную булаву, а за ним бунчук из конского хвоста, как у турок». Подражая «европейским стандартам», гетман освоил немецкий и итальянский язык, порядочно говорил на латыни, выписывал французские и голландские газеты, собирал коллекцию оружия, картины и библиотеку. В отношении Москвы тактика Мазепы, состояла в том, чтобы не «дразнити москаля», но делать всё по-своему. С последним трудно согласиться — русское правительство как раз за его реальные промосковские действия щедро награждало гетмана и «за веру и верность» отметило в январе 1700 г. Андрея Первозванного.
Союзник царя Петра — польский король Август II вручил в 1703 г. Контакты с поляками прикрывались пересылкой в Москву почти всей гетманской корреспонденции и даже выдачей подсылаемых к нему агентов. На самом видном месте в батуринском замке, где устраивались щедрые застолья для старшин, которых он исподволь подстрекал к недовольству, гетман вывесил портрет Петра I. Реформировать малороссийское войско в регулярное он не мог, зная казачество, которое стремилось, подобно русским стрельцам, сохранить свою консервативную корпоративность. Мазепа был заинтересован в распространении слухов, что царь якобы собирается перевести казаков в солдаты и учить их строевой подготовке, чтобы «скорей народ привести до шатости и измены». Крестьянство и рядовое казачество не признавало «ляха» — гетмана своим. Прокопович в приватных и застольных разговорах открыто заявлял, что Гетманщине быть «под ляхами» или по доброй воле, или после завоевания. Его вирши о «вольности» пристёгивались не к национально-малороссийской, а к сословной шляхетской свободе. Мазепа не был ни ярким народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий. Поднять восстание, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен.
Оценивая всех по своей мерке, он не доверял никому и говорил, что «никогда не имел уверенности в своей безопасности и всегда ждал удара, как вол обуха». Вся его жизнь прошла в страхе за должность, власть и богатство. Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г. В нём не было ни капли героизма. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига. Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью. Моральных ограничений гетман не знал. Сильная похотливость, перекрывала в нём христианскую нравственность. Как указывалось, за блуд с замужней пани Фальбовской он был опозорен её мужем в 1663 г.
Издатели, публикующие через 300 лет любовные записки опытного ловеласа, считают их образцом якобы возвышенно-искреннего чувства. Вслед за шведским историком Енсеном можно повторить, что при своём вероломстве, хитрости и «ненасытном эгоизме эпохи Руины» он не был ни малороссийским державником, ни исторической личностью.
После жестокой свалки взяты были в плен кошевой атаман , войсковой судья, 26 куренных атаманов , 2 монаха , 250 человек простых казаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и казаков казнено, причём несколько человек были повешены на плотах и самые плоты пущены были вниз по Днепру на страх другим [39]. Костомаров так описывает «треугольник» Пётр — Мазепа — Сечь: «Перед царём, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» [11]. Мазепа писал Головину о своём давнем недруге Косте Гордеенко : «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А всё то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…» [19]. Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу. По этому поводу Т.
Таирова-Яковлева высказывает интересную гипотезу о роли раздоров с Сечью в безнадёжном переходе Мазепы к шведам: «Кто знает, может быть, Мазепа, понимая, что гибнет, намеревался утащить в эту пропасть и Запорожье, которое он всегда считал врагом Гетманщины? Синод поручил Богословской комиссии УПЦ и Киевской духовной академии изучить вопрос относительно канонических и исторических обстоятельств отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения по благословению церковной власти заупокойных богослужений по нему [40]. В настоящее время в ряде средств массовой информации дискутируется вопрос о том, что анафема на гетмана Мазепу была снята ещё в 1918 году [43] , хотя в ноябре 2007 года Священный Синод Украинской православной церкви сообщил, что «нет ни одного официального документа, который свидетельствовал бы о снятии анафемы с Мазепы с 1708 года» [44]. Обращение Президента было связано с тем, что канонические Константинопольская православная церковь и входящая в её состав Украинская православная церковь в Канаде [45] , Иерусалимская православная церковь , Румынская православная церковь [46] , Польская православная церковь [47] , а также Украинская грекокатолическая церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь не признают анафему на гетмана Мазепу и проводят богослужения за упокой его души.
В свои 20 лет он уже закончил иезуитский колледж и Киево-Могилянскую академию класс риторики. Он отменно знал латынь, кроме родного украинского, прекрасно владел русским, польским, и татарским языками, был знаком с трудами Аристотеля, Платона, Макиавелли, нередко цитировал Овидия и Горация. Как сторонника гадячского договора, отца его, Адама Стефана Мазепу, ожидали серьёзные неприятности, чтобы уберечь сына, он отправляет его служить при дворе Яна Казимира. Младшего Мазепу назначают покоевым, а в 1659 году он уже посланник короля к гетьманам Левобережной Украины. Но в среде надменных придворных умный и честолюбивый украинский шляхтич так и не стал равным и не имел для себя достойных перспектив. Происходит это рядом с Белой Церковью — может, именно в этот момент он осуществляет давно принятое решение вернуться в Украину.
На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра Мазепа с посланием от П. Дорошенка турецкому султану. С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру. Оставаясь подданным Речи Посполитой, шлёт Мазепу передать Самойловичу послание, в котором заявляет о желании служить русскому царю. А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья. Посланца захватывают запорожские казаки. К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу.
Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка.
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене. Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Гутнов рассказал, почему Мазепа изменил Петру I? В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат.
Почему Мазепа предал русских
Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах» [11]. Памятник в Коломаке Харьковская область на месте избрания Мазепы гетманом Украины В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [13]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем. В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию.
Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко [14]. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [12]. Портрет И.
Мазепы из замка князей Сангушко в с. Подгорцы , Галиция В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы.
В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.
Мазепа 1639 — 1709 Курс Владимира Мединского Петровские времена О выпуске По многочисленным просьбам мы подготовили внеплановый выпуск, посвященный человеку, ставшего в русской истории персонифицированным символом предательства — гетману Малороссии Мазепе. Мазепу можно по праву назвать «серийным предателем». Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его По многочисленным просьбам мы подготовили внеплановый выпуск, посвященный человеку, ставшего в русской истории персонифицированным символом предательства — гетману Малороссии Мазепе.
Его умение втереться в доверие и менять как перчатки своих покровителей прошло красный нитью через всю его жизнь и карьеру.
Аналогичных примеров в истории немало. Здесь вспоминается и анархист Нестор Махно, и множество атаманов времён Гражданской войны, и даже генерал П. Но все эти начинания ничего общего с мнимой «Украиной» не имеют. После победы в Полтавской битве и смерти Мазепы в 1709 году Пётр I не только ужесточил крепостное право, можно сказать, истребив понятие «казачьей вольности», но и поставил окончательный крест на мнимой самостоятельности Малороссии. Подробнее я писал об этом в статье «Миф об Украине». Прежде всего, обратим внимание на появление существующего и поныне так называемого жёлто-блакитного так называемого флага, символику который украинофилы объясняют как объединение неба с колосящимся пшеницей полем. Но есть и другой факт: шведский государственный флаг тоже жёлто-голубой и представляет собой жёлтый крест на голубом поле. Так не возникнет ли здесь неких, может быть, странных аллюзий.
Исторические факты свидетельствуют о том, что ещё Богдан Хмельницкий заключил в 1657 году тайный договор со шведским королём Карлом Х дедом Карла ХII , и попытался выслать 12-тысячное войско на помощь шведам, боровшимся в то время с Польшей. Швеция в то время, несмотря на относительное поражение в Тридцатилетней войне оставалась одним из самых могущественных государств в средней и восточной Европе. Не случайно впоследствии Пётр I воевал с переменным успехом с 1700 по 1721 гг. Северная война. Мирный договор был заключён только после смерти Карла XII. Понятно, что Мазепа, вступая в тайные сношения со шведским королём надеялся на его победу над Петром I с целью независимости Запорожского казачества и Украины. Между тем, Пётр I всецело доверял Мазепе, своему союзнику в борьбе со шведами и наградил его только что учреждённым орденом Св. Андрея Первозванного, а также по просьбе Петра его союзник — польский король Август Второй наградил его орденом Белого Орла. Тайные замыслы Мазепы окончательно раскрылись, когда выяснилось, что Карл XII не спешит завоевать Москву, а направляется на Украину, чтобы побудить Турцию воевать против Петра на своей стороне.
Факт измены Мазепы обнаружил вернейший сподвижник Петра Меншиков, который 26 октября 1708 года прибыл за подкреплением в казачью столицу в г. Батурин, рассчитывая на Мазепу, и обнаружил, что того там нет и в помине. Чем закончилась Полтавская битва, общеизвестно. Основная часть казачьих войск за Мазепой не пошла. Карл бежал в Турцию, по-прежнему рассчитывая вызвать новую русско-турецкую войну, что удалось ему только отчасти. Пётр I предложил Карлу выдать Мазепу в обмен на шведского графа Питера, ближайшего сподвижника Карла, но король отказался, храня верность своему союзнику. Так закончилась эта история.
Логика размышлений гетмана и части, оппозиционных к Петру I старшин, видимо, заключалась в следующем: если бы в шведско-российской войне победил царизм, украинские земли с лета 1704 до начала 1708 года Правобережье находилось фактически под властью И. Мазепы могли быть разделены между Россией и ее союзником польским королем Августом II. В случае же победы Швеции, на стороне которой выступал претендент на престол Речи Посполитой С. Лещинский, Украина могла перейти в состав Польши. Не позднее лета 1707 года у И. Мазепы начала крепнуть мысль об уходе из московской протекции и переходе в лагерь Карла XII. В октябре 1708 года, когда Карл XIIотклонился от прямого путина Москву и повернул войска на Украину, Мазепа, совершенно открыто, прежде всего, надеясь сохранить свою страну от опустошения, переходит на сторону шведов. За ним последовали 3 тыс. Это шаг в значительной степени был обусловлен тем, что гетман и часть казацкой старшины с самого начала Северной войны убеждались в том, что царское правительство не считалось с интересами Украины и проводило курс, направленный на ликвидацию политической автономии украинских земель. В этих условиях они искали выход с целью сохранения государственности Украины и своей власти. В конечном счете, у Мазепы созрел план освобождения украинских земель из-под власти России с помощью шведов. Подобные отношения были характерны для того времени в Европе. Если сюзерен не выполнял своих обязательств относительно вассала, то последний оставлял своего покровителя-сюзерена и переходил под протекцию другого. В 1708 году Мазепа подписал договор с Карлом XII, в котором указывалось следующее: 1 шведский король обязывался защищать Украину, которая должна была стать независимой державой с титулом княжества; 2 территорию независимой Украины должны были составлять отвоеванные от России украинские земли; 3 гетман и все сословия украинского общества сохраняли свои права; 4 Мазепа признавался пожизненным правителем Украины, а после его смерти генеральная рада имела право избрать нового гетмана; 5 на время ведения войны шведам передавались следующие города: Полтава, Гадяч, Батурин и др. Во время похода Мазепа обратился к народу Украины с воззванием. Суть воззвания: - продолжение войны отрицательно отразится на положении Украины. Если победу одержит Швеция, то Украина может быть возвращена Польше. Если победит Петр I, то он окончательно ликвидирует автономию украинских территорий. Это возможно в том случае, если казачество перестанет поддерживать царя и перейдет на сторону Шведов, но не обязательно воевать на их стороне. Этот переход вынудит Петра I идти на мирные переговоры. Мазепа подчеркивал, что не ищет в этом никакой личной пользы. Большинство казаков не поняло планы Мазепы, оставило гетмана и ушло на соединение с армией Петра I. С гетманом осталось несколько тысяч человек. В октябре 1708 года Мазепа, генеральная старшина, 7 из 12 полковников и 4 тыс. Петр I конечно же сильно удивился и в ответ в манифесте к украинскому народу обвинил Мазепу в предательстве якобы в его намерении вернуть Украину под власть Польши. При этом царь призвал население Украины к борьбе против шведских интервентов.
Он располагался в Острогожске.
- Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи
- Как Пётр I наказал Мазепу и украинских казаков за измену — LegendaPress
- Как Пётр I наказал Мазепу и украинских казаков за измену — LegendaPress
- Новости России, СНГ и мира - ИА REGNUM
- «Проклятая мазепа». Как украинские идеологи плюют в собственный народ
- Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности
Как гетман Мазепа царя Петра предал
По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода… от хазар…» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары, сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами. Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем… И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело… память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются». С конца XVII в. Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская верхушка была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, элита довольствовалась польская шляхта. Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени. Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого. История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам.
По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства. Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством. Тогдашняя Украина, как и Беларусь, в части исторических источников воспринималась как «часть древней Европейской Сарматии». Эти представления и идеи принадлежали к центрально-европейскому восприятию общественной жизни, которая в то время была достаточно светской. Поэтому хазарский миф противоречил этногенетической и религиозной легенде, созданной сторонниками малороссийской идеи, по которой восточные славяне были потомками шестого сына Иафета. Кроме того, хазарский миф секуляризировал генеалогию казачества и разорвал религиозную связь между Гетманщиной и Москвой.
Хазарский миф остался в истории попыткой интеллектуального обоснования самобытности Украины раннего нового времени. Этот миф был идеологической основой борьбы украинской элиты против Российской империи, которая по своеобразной логике развертывалась очень стремительно. Знаковой особенностью украинской истории стало то, что ранненациональный украинский миф строился в те времена, когда принято было замалчивать гетманство Мазепы, а историческая память новой украинской нации видит в нем определяющую фигуру национальной памяти. Чтобы иметь право оценивать поступок Ивана Мазепы в 1708 г. Это важно, поскольку тогдашняя христианская Европа четко поделилась на Западную, Центральную и Восточную. В каждом из этих регионов господствовала определенная политическая культура, которая позволяла делать людям определенные поступки или выносила их за пределы здравого смысла.
Например, в таких странах Центральной Европы, как Речь Посполитая, Ливония, Молдова, Украина-Гетманщина, люди, которые имели власть, думали, разговаривали и действовали в пределах «вольностей». В Восточной Европе — тогдашней России, со времен Петра I высшие представители власти представляли политику «общей пользы» — «всеобщего блага». Реформы Петра I были в значительной степени навязыванием «общей пользы» как русским, так и украинцам.
Встреча, по преданию, проходила в специально подготовленном шатре на площади. Гетман представил отчёт о положении в Малороссии, о ситуации с казачьими полками и преподнёс Петру украшенные драгоценностями саблю и щит.
Мазепа получил ответные дары. Мазепа заключил с последним соглашение, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск. Для себя он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк.
Он прекрасен, Он весь, как божия гроза.
Полтавская битва — день величайшего торжества Петра: она показала могущество «молодой России», которая «в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Она укрепила политическое положен и России в кругу европейских держав и вместе с тем способствовал упрочению внутренних преобразований Петра, явившись блестящи оправданием всей его реформаторской деятельности. Но Пушкин изображает Петра не только как государственного деятеля и полководца, но и как человека; он указывает, например, на его великодушие, проявленное по отношению к шведским пленным, которых о ободряет в несчастии и чествует, как своих учителей в военном деле. Центральной фигурой поэмы является император Петр 1.
В первых двух песнях автор совершенно не выводит Петра, как действующее лицо но несколько раз упоминает о нём. Зато в третьей главе он занимал главное место и отодвигает на задний план Мазепу и других действующих лиц. Романтическая сторона уступает место исторической. Для большей выразительности образа императора Пушкин очень искусно выбрал момент для его обрисовки; он выводит Петра из шатра в момент Полтавского боя, когда все долголетние труды и преобразования императора получают практическую проверку.
И Богдан Хмельницкий, и его преемники вплоть до Ивана Самойловича и самого Мазепы считали себя гетманами Запорожской Сечи войска Запорожского, но никогда не претендовали на некую «Украину» в качестве некоего национально-территориального образования. Измену гетмана Мазепы — в великолепной поэме А. Пушкина «Полтава» — и следует принимать как попытку восстания казачьей вольницы против государственных устоев.
Аналогичных примеров в истории немало. Здесь вспоминается и анархист Нестор Махно, и множество атаманов времён Гражданской войны, и даже генерал П. Но все эти начинания ничего общего с мнимой «Украиной» не имеют.
После победы в Полтавской битве и смерти Мазепы в 1709 году Пётр I не только ужесточил крепостное право, можно сказать, истребив понятие «казачьей вольности», но и поставил окончательный крест на мнимой самостоятельности Малороссии. Подробнее я писал об этом в статье «Миф об Украине». Прежде всего, обратим внимание на появление существующего и поныне так называемого жёлто-блакитного так называемого флага, символику который украинофилы объясняют как объединение неба с колосящимся пшеницей полем.
Но есть и другой факт: шведский государственный флаг тоже жёлто-голубой и представляет собой жёлтый крест на голубом поле. Так не возникнет ли здесь неких, может быть, странных аллюзий. Исторические факты свидетельствуют о том, что ещё Богдан Хмельницкий заключил в 1657 году тайный договор со шведским королём Карлом Х дедом Карла ХII , и попытался выслать 12-тысячное войско на помощь шведам, боровшимся в то время с Польшей.
Швеция в то время, несмотря на относительное поражение в Тридцатилетней войне оставалась одним из самых могущественных государств в средней и восточной Европе. Не случайно впоследствии Пётр I воевал с переменным успехом с 1700 по 1721 гг. Северная война.
Мирный договор был заключён только после смерти Карла XII. Понятно, что Мазепа, вступая в тайные сношения со шведским королём надеялся на его победу над Петром I с целью независимости Запорожского казачества и Украины. Между тем, Пётр I всецело доверял Мазепе, своему союзнику в борьбе со шведами и наградил его только что учреждённым орденом Св.
Андрея Первозванного, а также по просьбе Петра его союзник — польский король Август Второй наградил его орденом Белого Орла. Тайные замыслы Мазепы окончательно раскрылись, когда выяснилось, что Карл XII не спешит завоевать Москву, а направляется на Украину, чтобы побудить Турцию воевать против Петра на своей стороне. Факт измены Мазепы обнаружил вернейший сподвижник Петра Меншиков, который 26 октября 1708 года прибыл за подкреплением в казачью столицу в г.
Батурин, рассчитывая на Мазепу, и обнаружил, что того там нет и в помине. Чем закончилась Полтавская битва, общеизвестно. Основная часть казачьих войск за Мазепой не пошла.
Мазепа предательство петра кратко
Левенгаупта, захватив громадный обоз с военными и продовольственными припасами и тысячными стадами скота. Бесславным бегством завершился поход генерала Г. Любекера вокруг Петербурга. Шаткое положение шведского сателлита — короля Станислава Лещинского — исключало возможность его похода из Польши на Украину. Прорыв 19—25 сентября сквозь лесные дебри на Гетманщину сильно изнурил не имеющих продовольственных запасов шведов.
Вокруг резиденции гетмана Мазепы в Батурине шведы рассчитывали «избрать себе место на гнездо». Под протекторатом России при гетманах И. Самойловиче 1672—1687 и И. Мазепе 1687—1708 Гетманщина вступила, как пишут украинские историки, в период «мазепинского ренессанса» и представляла разительный контраст с пребывавшей в разрухе Правобережной Украиной, не имевшей никакой автономии в составе Короны Польской.
Российская власть почти не вмешивалась в выборы местных органов, администрации и судов. Рекрутских наборов вплоть до 1783 г. Мазепа в «процветавшем Левобережье дал старшине сытую, зажиточную жизнь» 1 , углубив расхождение между ней и украинскими низами. Не было заселения русскими гетманских земель, наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий украинцами, искавшими защиты от поляков и крымцев.
О «неволе» и колониальной зависимости Гетманщины от России не могло быть и речи 2. Истощение человеческих и материальных ресурсов в ней было намного меньше, чем в России. Часть старшинской верхушки стремилась к независимости от центра, и была не прочь перевести Гетманщину в вассальную зависимость от Швеции и Польской Короны, где можно было обрести такую же «золотую вольность». Среди другой части старшины не было желания присоединяться к Польше, ибо с приходом поляков возникала угроза лишиться имений, но эта часть старшины могла иметь единство взглядов против России и петровских реформ на Украине 3.
Программа гетманов в антипольском и антиосманском аспекте хорошо вписывалась в русскую политику. Но балтийская политика Петра I не нашла на Украине отклика. Никакого смысла для себя в пробивании «окна в Европу» старшина не видела. Вплоть до начала Северной войны установка «московского духа» так называли Мазепу запорожцы была пророссийской, поэтому Пётр I и включил его в список кавалеров ордена Андрея Первозванного.
Власть Мазепы на Гетманщине при безоговорочной поддержке Москвы была пожизненной. Гетман распоряжался войсковой казной и собрал громадные богатства, с которыми не расставался вплоть до смерти в Бендерах. Его ежегодные доходы в 310 900 руб. Бескорыстным меценатом Мазепа не был.
Закрепляя владения и крестьян за старшиной, он не пользовался симпатиями простого люда. Почти каждый год на него составлялись доносы. Поддержка Мазепой старшины вызывала недовольство крестьянства и запорожцев. Для укрепления авторитета он поддерживал церковных иерархов, выделял часть выжатых из народа средств на церковное строительство, а антигетманским выступлениям противопоставлял наёмные охотницкие полки.
Северная война тяжким грузом легла на всё Российское государство, и властолюбивый Мазепа болезненно воспринимал понукания Москвы. Он знал, что в анархичной Речи Посполитой любой магнат даже в военное время отстаивал прежде всего собственные интересы. В децентрализованной шляхетской республике, при бессилии королевской власти и сейма, при «золотых свободах», когда любой магнат был деспотом в своих латифундиях, Мазепа мог надеяться стать одним из таких же «крулевят». Пётр I, Екатерина I, И.
Мазепа среди придворных Ставку на независимость Гетманщины Мазепа никогда не делал. Он понимал, что при небольших экономических ресурсах, при неразвитом военно-промышленном потенциале и с территориальными казачьими полками соперничать с Османской империей, Российским царством или Шведским королевством Гетманщине невозможно. Обманувшись, как и все в Европе, военной славой шведского короля, Мазепа решил сменить русский вассалитет на польский при военном покровительстве абсолютистской, но далёкой Швеции, которая, как ему казалось, могла бы защитить его власть и накопленные сокровища. Мазепа знал о вековой борьбе украинцев против католической Польши, но будущая судьба казаков и простого люда под властью Короны Польской, которая в 1699 г.
Возможность новых казачьих бунтов и повторение «руины» он игнорировал. Мазепа недальновидно пренебрёг и интересами части старшины, ориентировавшейся на православного государя, из рук которого можно будет получать все блага и привилегии. А для простого люда, возможно, был важнее единственный «во Вселенной» православный государь, чем местный гетман. Установка на совместную жизнь в православном государстве с великороссами стала определяющей для украинцев почти на два века 5.
Ныне Мазепа возведён в ранг героя Украины потому, что был уникален — он в последний год жизни призвал казаков к походу на Москву вместе со шведами и возглавил «антимосковскую революцию». Амбициозность была его отличительной чертой. Внимательно следя за конъюнктурой и страстно желая пробиться наверх, он семь раз менял хозяев. В 1654 г.
Около 1655 г. В тяжёлый 1660 г. Как и поляки, он считал в глубине души русских «варварами» и приобрёл стойкую неприязнь к ним 7. Метивший на высокие места в католическом государстве, Мазепа, возможно, и дальше служил бы ему, но будучи недавно принятым в состав польской шляхты, был выдавлен из неё спесью местной знати.
В 1663 г. Мазепа принял участие в подготовке польского похода на Левобережную Украину и тогда же бросил королевскую службу. В 1666 г. Попав в плен к запорожцам, он чудом избежал смерти и с 1674 г.
Полтавская битва стала переломным моментом в истории Государства Российского и петровских реформ, свернуть которые было уже невозможно. Не случайно 10 июля объявлено Днем воинской славы России. За три столетия историки изучили перипетии Полтавской битвы вдоль и поперек. Загадкой остается самый драматический момент — предательство гетмана Украины Ивана Мазепы, который перешел на сторону шведов. Только ли ошибочный политический прогноз подвел гетмана? Измена стала полной неожиданностью для Петра, который считал Мазепу своим другом, безмерно доверял ему, отрубал головы тем, кто доносил об измене гетмана. Мазепа стал вторым кавалером высшего ордена Андрея Первозванного. Благодаря щедротам Петра Мазепа стал крупнейшим, как сказали бы сейчас олигархом, владел 24 тысячами дворов в Малороссии и на юге России, не говоря о дворце гетмана в Батурине. Предательство Мазепы не было разгадано мнительным Петром, но предательство за три столетия не расшифровано историками.
Думаю, по той причине, что невозможно установить, кем был на самом деле Мазепа и придерживался ли он каких-то принципов. На протяжении бурной жизни православный русин Иван Мазепа был поковыем, иначе постельничьим, шляхтичем у польского короля.
До поры до времени он ничем не проявлял задатков выдающегося военачальника, больше напоминая легкомысленного хулигана. Пушкин называл его «воинственным бродягой»: Он слеп, упрям, нетерпелив, Бог весть какому счастью верит; Он силы новые врага Успехом прошлым только мерит — Сломить ему свои рога. Россия, Саксония и Дания, изрядно пострадавшие от «шведского хулигана», составили союз, начавший Северную войну. Конечно, у каждого из союзников были свои интересы.
Дания пыталась усмирить протестантов, которых поддерживал Карл. Саксонский курфюрст Август Сильный был одновременно и королем Польским и намеревался вернуть себе Прибалтику, занятую шведами, а Петр I — утраченные в годы смуты Новгородские земли. Однако Швецию поддержали Голландия и Англия. Сам Карл в какой-то момент бросил валять дурака, прекратил пьянство, мобилизовал армию и отправился воевать. Сначала он разгромил русскую армию под Нарвой, потом отправился в Польшу. Там война была более продолжительной, через несколько лет Карл отобрал польскую корону у Августа.
Следующей жертвой должна была стать Россия, которая готовилась к обороне.
Светлый лик Мазепы запечатлен на купюре в 10 гривен. Видимо, по той причине, что купюры в 30 гривен на Украине нет. Учреждена международная премия Ивана Мазепы. Во многих городах Украины власти приняли решение воздвигнуть памятник клятвопреступнику, но столкнулись с протестами граждан. Ничего себе патриот, который, в зависимости от выгод и раскладов, тянул на Украину то татар, то поляков, то шведов, то русских! Что привлекает политиков в этой фигуре — непотопляемость, беспринципность, искусство хамелеона? Умер Иван Мазепа через год после Полтавской битвы в Османской империи. Свидетели утверждают, что его элементарно загрызли вши.
Царь Петр наградил бывшего гетмана орденом Иуды, а потом выпустил строгий указ, которым под страхом смертной казни воспретил попрекать малороссов и казаков предательством гетмана Мазепы. Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции.
Почему Мазепа предал русских и Петра
Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Ок, признаю Мазепу после того, как они признают Петра Первого своим императором. Пётр I предложил Карлу выдать Мазепу в обмен на шведского графа Питера, ближайшего сподвижника Карла, но король отказался, храня верность своему союзнику. Путь Мазепы в Москву 16:18 Мазепа предает своего покровителя Самойловича и становится гетманом 20:20 Какими качествами Мазепа сумел очаровать Петра I? Когда началось правление молодого Петра I, Мазепа быстро завоевал его доверие дельными советами в отношении Польши.
История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен
Измена Мазепы | Русский след | А ровно через год — 26 июля 1709 года Пётр I после победы под Полтавой триумфально въехал в Киев, где пробыл месяц для наведения порядка после измены Мазепы. |
Петр I: Мазепа (1639-1709) | Курс Владимира Мединского | Петровские времена | Для Мазепы измена стала образом жизни, и Петр был далеко не первым (извините за каламбур), кого предал старый лис. |