А царь Петр Первый 11 марта 1710 года издал манифест, в котором говорилось о запрете укорять и ставить в вину украинцам и всем казакам предательство Мазепы.
В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I
А новый гетман Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене. Мазепа убедил русского царя Петра I разрешить ему вмешаться, что он успешно и сделал, захватив большую часть Правобережной Украины, в то время как Польша была ослаблена вторжением шведского короля Карла XII.
Мазепа: путь от героя до предателя
В противоположность Мазепе, Пётр изображён человеком, всецело отдавшимся общему делу. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Первые годы своего гетманства Мазепа показал себя рьяным сторонником Петра, вызвав недовольство со стороны, прежде всего, запорожского казачества. В 1689 одним из первых поддержал Петра I в его борьбе за власть с царевной Софьей Алексеевной. Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем.
Иван Мазепа — для него Пётр I приказал выковать «особый» орден [подробная статья]
Мазепы из замка князей Сангушко в с. Подгорцы , Галиция В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В «Истории России» С.
В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничьих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [17]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [18]. По мнению современного украинского исследователя О.
Во внутренней политике гетман опирался на старшинские роды, мигрировавшие с Правобережья, в частности, на последователей Петра Дорошенка, а также на наемников-компанийцев, которые финансировались из гетманской казны. В частности, он весьма широко раздавал земли своим последователям, в частности, Прокопу Левенцу, Василию Борковскому, Ивану Скоропадскому. В качестве оппозиции к Мазепе выступали приверженцы Самойловича, лишенные должностей и владений, запорожцы, пытавшиеся проводить независимую политику, а также представители южных полков.
Впрочем, гетман прочно держав власть в своих руках и их сопротивление не было серьезным: в 1692 г. Во внешней политике Мазепа отказался до поры до времени от попыток выйти из-под контроля Москвы за счет соседних государств. Благодаря своему дипломатическому таланту он смог установить тесные связи с московским правительством, в частности — с молодым царем Петром, благодаря чему добился минимизации вмешательства царского правительства во внутренние дела Гетманщины. Иван Мазепа активно помогал царю в реализации его антиосманской политики; в частности, казацкие полки участвовали в Азовский походах 1695-1696 гг. Кроме того, Мазепа давал молодому монарху многочисленные советы в части отношений с Речью Посполитой, что также стало основанием для личной дружбы между правителями. Большое внимание Мазепа уделял экономике Гетманщины. Он пытался создать богатое государство, пользуясь принципами меркантилизма. Так, гетман благоприятствовал развитию торговли как внутри своих владений, так и с соседними землями — Правобережьем, Крымом, Слобожанщиной, центральными районами Московского государства. Также Мазепа стимулировал развитие промышленности — известно 14 универсалов о предоставлении земель под рудни, кузнечные производства, селитряные заводы. Все это, вместе с политической стабильностью и отсутствием боевых действий, привело к настоящему расцвету Гетманщины, особенно в сравнении с предыдущими десятилетиями разрухи.
Надо сказать, что, хоть налоговое бремя также возросло, однако даже крестьянство пользовалось значительными привилегиями в сравнении с другими регионами России и Речи Посполитой — крестьянские переходы не ограничивались, а размеры арендных платежей и отработок за пользование землей четко регулировалось гетманскими универсалами. Огромное внимание Иван Мазепа уделял развитию культуры. Именно в конце XVII в. За счет личных средств гетмана построены либо капитально отремонтированы многие культовые сооружения. Так, Мазепа спонсировал капитальную реконструкцию Софийского собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры, церквей Выдубицкого и Михайловского монастырей — современный вид эти объекты получили именно в то время. Также за деньги Мазепы в 1699-1706 гг.
За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России. Он являлся владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России. За счёт собственных средств Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен, в том числе и за пределами Украины. На следующий год Мазепа заключил соглашение с новым польским королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. Позже на сторону Мазепы перешли еще около трех тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а Киевский митрополит объявил Мазепе церковную анафему. Обстоятельства складывались против Мазепы. Решила же судьбу Мазепы Полтавская битва 27 июня 1709 года. После разгрома шведов король Карл XII и гетман едва успели избежать плена и бежали в турецкую крепость Бендеры. Вместе с тем, Полтавское сражение стало катастрофой для Мазепы, крушением всех его планов в отношении достижения независимости Украины. Попытки Ивана Мазепы вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем. Османская империя, несмотря на домогательства Петра, не выдали Мазепу. Умер Мазепа в 1709 году в Бендерах. Его тело, по распоряжению племянника Войнаровского, перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Рисунок ордена Иуды.
По его известиям, в 1661 году Мазепа, оговорил перед королем своего товарища Паска. Паска арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забывая причиненного ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, Мазепа схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные приняли сторону Пасека потому что не любили и не уважали его из-за украинского происхождения. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Паска и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [13]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Иоанна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [14]. Паск в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни, истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [13]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своем старом отце, жившем в своем имении, в селе Мазепинцах» [13]. Карьера Памятный камень на месте избрания Мазепы гетманом Украины [15] [16] В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [17]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом писарем. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Сирко [18]. Схватившие Мазепу запорожские казаки переправили его левобережному гетману Самойловичу. Самойлович поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [14]. По поручению Самойловича, Мазепа каждый год ездил в Москву [источник не указан 1309 дней]. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал к себе его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее вляние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 года на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [14]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [14]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употребленные им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу кн. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [19]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [20]. По мнению О. Ковалевской версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [21]. Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался» [20]. Из « Киевской старины » Когда в 1689 году на русский трон взошёл молодой и энергичный Пётр I, Мазепа в очередной раз воспользовался своим даром очаровывать власть имущих людей.
Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности
В своей внешней политике Мазепа продолжил линию Самойловича, направленную на обеспечение максимально возможной автономии Украины и избегание прямой конфронтации с Московией. С приходом к власти в России царя Петра I, на которого Мазепа оказал определенное влияние, гетман направлял политику России на распространение границ Гетманщины на максимально большую территорию на юго-западе и юге. Во внутренней политике гетман опирался на казацкую старшину, рядом законов обособив казачество как класс, провел реформу судопроизводства и налоговой системы, установил максимальную барщину два дня в неделю, разрешил крестьянам винокурение на собственные нужды, организовал и финансировал строительство церквей по всей Гетманщине, был меценатом науки и искусства. Однако Иван Мазепа так и не сумел найти общий язык с Запорожьем, куда стекались недовольные промосковским курсом гетмана, в 1692 году подавил восстание Петрика Иваненко, пытавшегося при помощи союза с крымскими татарами присоединить к Гетманщине Правобережную Украину, Слобожанщину и отделить ее от Московского царства. В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов. Весной 1704 г.
Но все эти начинания ничего общего с мнимой «Украиной» не имеют. После победы в Полтавской битве и смерти Мазепы в 1709 году Пётр I не только ужесточил крепостное право, можно сказать, истребив понятие «казачьей вольности», но и поставил окончательный крест на мнимой самостоятельности Малороссии. Подробнее я писал об этом в статье «Миф об Украине». Прежде всего, обратим внимание на появление существующего и поныне так называемого жёлто-блакитного так называемого флага, символику который украинофилы объясняют как объединение неба с колосящимся пшеницей полем. Но есть и другой факт: шведский государственный флаг тоже жёлто-голубой и представляет собой жёлтый крест на голубом поле. Так не возникнет ли здесь неких, может быть, странных аллюзий. Исторические факты свидетельствуют о том, что ещё Богдан Хмельницкий заключил в 1657 году тайный договор со шведским королём Карлом Х дедом Карла ХII , и попытался выслать 12-тысячное войско на помощь шведам, боровшимся в то время с Польшей. Швеция в то время, несмотря на относительное поражение в Тридцатилетней войне оставалась одним из самых могущественных государств в средней и восточной Европе. Не случайно впоследствии Пётр I воевал с переменным успехом с 1700 по 1721 гг. Северная война. Мирный договор был заключён только после смерти Карла XII. Понятно, что Мазепа, вступая в тайные сношения со шведским королём надеялся на его победу над Петром I с целью независимости Запорожского казачества и Украины. Между тем, Пётр I всецело доверял Мазепе, своему союзнику в борьбе со шведами и наградил его только что учреждённым орденом Св. Андрея Первозванного, а также по просьбе Петра его союзник — польский король Август Второй наградил его орденом Белого Орла. Тайные замыслы Мазепы окончательно раскрылись, когда выяснилось, что Карл XII не спешит завоевать Москву, а направляется на Украину, чтобы побудить Турцию воевать против Петра на своей стороне. Факт измены Мазепы обнаружил вернейший сподвижник Петра Меншиков, который 26 октября 1708 года прибыл за подкреплением в казачью столицу в г. Батурин, рассчитывая на Мазепу, и обнаружил, что того там нет и в помине. Чем закончилась Полтавская битва, общеизвестно. Основная часть казачьих войск за Мазепой не пошла. Карл бежал в Турцию, по-прежнему рассчитывая вызвать новую русско-турецкую войну, что удалось ему только отчасти. Пётр I предложил Карлу выдать Мазепу в обмен на шведского графа Питера, ближайшего сподвижника Карла, но король отказался, храня верность своему союзнику. Так закончилась эта история. В упомянутом романе Д. Мережковского «Антихрист» Пётр I изображён колеблющимся между традиционным православием, которое олицетворял местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский После смерти Адриана он был назначен Петром , и близким к протестантизму Стефаном Прокоповичем, видным церковным проповедником и писателем того времени.
Сначала он разгромил русскую армию под Нарвой, потом отправился в Польшу. Там война была более продолжительной, через несколько лет Карл отобрал польскую корону у Августа. Следующей жертвой должна была стать Россия, которая готовилась к обороне. Петр велел вывезти из Москвы сокровища Кремля и строить по всей западной границе понятно, что она тогда была условной земляные укрепления. При этом гетман Мазепа, к которому Петр благоволил, совершил предательство - еще до начала Полтавской битвы. В 1654 году в Переяславле был заключен договор с Москвой, по которому запорожское казачество входило в состав России. Однако в 1686 году был подписан еще один договор о вечном мире между Русским царством и Речью Посполитой. В этом соглашении был пункт 4, суть которого состояла в признании нейтралитета Запорожья и казаков Малороссии: «Запорожских козаков во истину и в правду сердцем Христианским от подданства своего и от присяги освобождают и отпущают, никакова над ними отмщения не творя и не требуя, и в оборону свою принимать и до места и до городов, там будучих вступатись вечными времены не будут и не велят; а взаимно и Великие Государи, Их Царское Величество, тех козаков за Днепром будущих, Его Королевскому Величеству належащих в Немирове и в Поволочи и около Белой Церкви живущих в оборону свою принимать и до мест и до городов, там будучих, вступатися в вечныя ж времена не будут и не велят». Между тем гетман Мазепа, возглавлявший казаков в течение 20 лет, переметнулся на сторону шведского короля. Петр, узнав о предательстве Мазепы, был вне себя и велел Александру Меншикову расправиться с предателем. Русское войско в октябре 1708 года осадило Батурин ставку гетмана , Мазепа бежал и попал в лагерь Карла.
Почему гетман Украины и его окружение поступили в 1708 году отвернулись от России? Эту тему на страницах «Дня» исследует украинский историк Василий Кононенко. Василий Кононенко 1. Хазарский миф против империи Для профессиональных историков и граждан Украины очень интересным продолжает оставаться вопрос перехода Ивана Мазепы на сторону Карла XII. Почему Иван Мазепа и его окружение поступили в 1708 г. То есть на заре XXI в. Они иначе воспринимали мир, материальные и духовные ценности. Мотивация их поступков и аргументация их действий также не была похожа на нашу. С другой стороны — Иван Мазепа, Пилип Орлик, Дмитрий Горленко, Даниил Апостол, Павел Полуботок и многие другие представители казацкой элиты были похожи на современных людей с их амбициями, чувствами и страстями. Для историков мотивация действий значительной части украинской элиты в 1708 — 1709 гг. Главным термином этой культуры были «вольности». В реальной жизни вольности Центральноевропейских обществ давали элите богатство, власть и статус. Поскольку вольности были смыслом земной жизни, элиты за них были готовы платить жизнью. Во время этого «генерального кризиса» вольности центральноевропейских элит были поставлены под сомнение, поэтому их защищали во всех без исключения странах Центральной Европы. Подобные случаи произошли с трансильванским князем Ференцем Ракоци, бранденбургским кюрфюрстом Фридрихом I и польским королем Станиславом Лещинским. Украинская казацкая верхушка, речпосполитская и венгерская шляхты, молдавские бояре, ливонские бароны осознавали себя народом- политической нацией, от которой зависела жизнь их родины. Они в своих представлениях и идеях «заботились» о вольности «поспильства» — правах крестьян и мещан. Интересно, что простой народ, по историческим свидетельствам, в значительной степени также это признавал. В таких условиях казацкие интеллектуалы оправдывали пером вольности своего народа, то есть право своей родины на самобытное развитие. Следствием интеллектуальной защиты украинской государственности стала идея происхождения казачества «от хазар». Автора этой идеи трудно найти по историческим свидетельствам прошлого. Хазарская идея использовалась в произведениях Григория Грабянки и авторов рукописей, которые он использовал , Пилипа Орлика и Самийла Величка.
Иван Степанович Мазепа
В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года, сообщило Министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины. Но Петр не ограничился тем, что разбил ставку Мазепы, отнял у него все титулы и звания. Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно».
Почему Мазепа предал русских и Петра
В Северной войне Мазепа выступал на стороне Петра I, но после ряда поражений русской армии он уверовал в непобедимость Карла XII. А царь Петр Первый 11 марта 1710 года издал манифест, в котором говорилось о запрете укорять и ставить в вину украинцам и всем казакам предательство Мазепы. Петр не верил доносам, доносчиков наказывал, а дружба с Мазепой только крепла. В Северной войне Мазепа выступал на стороне Петра I, но после ряда поражений русской армии он уверовал в непобедимость Карла XII.