Петр не верил доносам, доносчиков наказывал, а дружба с Мазепой только крепла. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу.
Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности
Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. Трагизм ситуации с предательством Мазепы Петра I заключается в том, что он служил царю верой и правдой долгих 20 лет, а тот верил Мазепе как себе, но мыслили они по-разному: Пётр в масштабах огромного государства, а Мазепа – местными малороссийскими категориями. Мазепе удалось завоевать доверие Петра в самые короткие сроки. В 1674 году Мазепа втерся в доверие к правобережному гетману Окраины Петру Дорошенко, женившись на дочери первого зама гетмана. Когда началось правление молодого Петра I, Мазепа быстро завоевал его доверие дельными советами в отношении Польши.
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
Почему Мазепа изменил Петру I | Мазепа предательство петра кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. |
Мазепа: путь от героя до предателя | Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. |
Полтавская битва и предательство Мазепы – Святые Online | В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. |
Как гетман Мазепа царя Петра предал | К этому нас ещё сильнее побудила новость о том, что противник преследовал гетмана всей своей кавалерией. |
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Кроме того, Карл XII вёл секретные переговоры с украинским гетманом Иваном Степановичем Мазепой (1639–1709), который обещал предать Петра I и перейти на сторону шведов. После смещения царевны Софьи Алексеевны Мазепа сумел обаять молодого Петра и его окружение. С 1689 года Пётр получал на Мазепу доносы, говорившие о его измене.
Пётр 1 и Мазепа
Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. «Друг» царя Петра Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Крман: «Загоняя коней мы все дни и ночи спешили. Кто бы мог видеть, сколько чистопородных лошадей, выдохнувшихся до изнеможения, валилось наземь, превращая конницу в пехоту! Кто бы знал, сколько повозок было разбито, кто бы слышал все выражения солдат об этом нежданном повороте! Временами дорога была так узка, что повозки не могли протиснуться между сваленными деревьями, которые нужно было оттаскивать или обрубать. У многих донельзя уставшие лошади едва переставляли ноги, не говоря уже о том, чтобы тянуть нагруженные фуры. Когда один воз заваливался, все остальные останавливались. Если пытались обойти его, то ещё больше все запутывались и застревали. Возницы же гнали коней, хлеща их до крови.
Непрестанно раздавались крики, ругань, проклятья, никто не хотел уступать другому. Обозное начальство честило всякого, кто задерживал остальных. Солдаты немилосердно колотили лошадей палками. За эти 14 дней подохло несколько сотен коней, многие из них вставали без сил и даже есть не могли. Часто мы были в ужасе от жестокости шведов и литвинов над лошадьми». Не победители, а «изнищалые и изголодалые» люди вступили на землю «Казакии». Фельдмаршал упрекал Пипера, что марш на юг нанёс большой ущерб шведской армии и привел даже к людским потерям.
С последней трети XVII века определяющей линией русско-гетманских отношений на два века стало сближение «конвергенция» от лат. Большое количество малороссов включилось в строительство царства, империи и русской православной церкви. Обрела силу идея политического объединения малороссов и великороссов. Самойловиче 1672-1687 и И. Мазепе 1687-1708 Гетманщина вступила, как пишут украинские историки, в период экономической стабильности и расцвета, «мазепинского ренессанса» — 21 год правления гетмана Мазепы. После «Руины» и окончания Турецкой войны 1683-1699 гг. Напротив, Русское самодержавное государство, имея в виду напряженные отношения с османами и крымскими татарами, считало целесообразным сохранять автономию казаков на Левобережье Днепра.
Отдельное малороссийское войско подчинялось гетману даже при совместных военных действиях против Турции и Швеции. Оно, как Донское и Калмыцкое, никогда не ставилось в линейных сражениях, где русские солдаты терпели жесточайший урон. Рекрутских наборов вплоть до 1783 г. Под русским протекторатом Гетманщина представляла отдельную таможенную территорию и таможенные сборы обогащали только гетманскую казну. Правительство Петра I даже не знало величины и источников доходов гетмана и старшины малороссийской шляхты. Налогообложения в пользу единого государства с гетманства не было. Не существовало и общего законодательства.
Для русских войск в Малороссии из гетманской казны средства не поступали. Обременительные постои солдат на дворах казаков и старшины не допускались. Старшину и казаков не заставляли насильно менять одежду и сбривать растительность на голове, как в России. Благодаря русскому протекторату и договорам с Речью Посполитой 1686, 1704 г. Гетман Мазепа в «процветавшем Левобережье дал старшине сытую, зажиточную жизнь»,8 углубив расхождение между ней и малороссискими низами. На Правобережье Днепра Москва защищала малороссийские интересы, занимая антипольскую позицию против союзной Речи Посполитой. Не было заселения гетманских земель русскими, наоборот, шла интенсивная колонизация русских территорий малороссами, искавших защиты от поляков и крымцев под защитой России.
О «неволе» и колониальной зависимости Гетманщины от России не могло быть и речи. Казачья старшина на Левобережье Днепра, хотя не называла себя ни шляхтой, ни дворянством, но, присвоив права шляхты, владела имениями, судилась по шляхетским правам, выбирала из своей среды управителей на все административные должности, не платила налогов и не несла общих повинностей. Дети старшины пользовались преимуществами по службе. Общество Гетманщины расслоилось на привилегированных и зависимых. Гетманщина управлялась классом, наделённым теми же привилегиями, против которых боролся народ с 1648 г. Грушевский, старшина «превращалась в помещичий класс, захватывала земли свободные перед тем или считавшиеся войсковыми; закрепощала крестьян и казаков и верно служила московскому правительству за содействие в этих делах… В руках старшины собралась огромная масса земель... Новая панщина сильно раздражала крестьянство».
Среди другой части старшины не было желания присоединяться к Польше, ибо с приходом поляков возникала угроза лишиться имений, но она могла иметь единство взглядов против России и петровских реформ на Малороссии. Губернии России В 1687-1708 гг. Гетманская автономия в самодержавной России стояла как никогда высоко, причём Мазепа имел безоговорочную поддержку Москвы. Как «гаранту стабильности» на юге России, 14 июня 1708 г. Высшие чины царства именовали его «сиятельнейшим и превосходительнейшим господином гетманом и кавалером, милостивым благодетелем». Начиная с Великого посольства Петра I , русская дипломатия стремилась охватить все страны Европы. Региональная гетманская программа в антипольском и антиосманском аспекте хорошо вписывалась в русскую.
Идея «соборной Гетманщины» состояла в том, чтобы собрать воедино как можно больше земель на Правобережье Днепра, Запорожье и при возможности, русскую территорию, заселенную малороссами земли Белгородского разряда — «Слобожанщину» при максимальном расширении автономии в составе России. Войны России с Турцией и Крымским ханством приветствовались, как средство предотвращения угона рабов с пограничных южнорусских территорий. Совместные походы малороссийского и великороссийского войска в Причерноморье, на Азов и турецкие форты на нижнем Днепре не считались «бичом» для Гетманщины, как ныне пишет украинская историография. Самостоятельное завоевание причерноморских степей и выхода к Чёрному морю, распространение гетманской власти на западно-славянские земли Волынь, Галичину и др. Балтийская политика Петра I, начатая в 1700 г. Никакого смысла для себя в пробивании «окна в Европу» малороссийские старшины не видели. Известно, что основная тягота войны против шведов легла на великорусские земли, из которых беспощадно собирались деньги, кровь и пот.
Тяжким бременем были рекрутские наборы в армию и флот, где служба была крайне тяжёлой, в отличие от службы казаков в милиционных территориальных полках. На галерные корабли, где условия были схожи с каторжными, малороссийских казаков не посылали. И, несмотря на это, казачьи старшины воспринимали болезненно привлечение малороссисского казачества для обычной казацкой службы — набегов, конвоя на северном театре военных действий, называли это «московским ярмом». С 1687 г. Под русским протекторатом за 21 год любимец Петра I, гетман Мазепа «благодаря щедрым дарам царя собрал около 20 тысяч имений и стал одним из самых богатых феодалов Европы». Значительная часть богатств была сосредоточена в гетманской резиденции — Батурине. В Севском уезде России ему принадлежало две волости тоже с несколькими тысячами крестьян.
Доходы гетмана Мазепы превышали 200 тысяч рублей в год. Малороссийский «народ от сего Июды проклятого зело утеснённый всегда плакал, чего мы не ведали доселе» — сокрушался Пётр уже после измены гетмана. Ища поддержки у духовенства, часть выжатых из народа денег Мазепа тратил на строительство церквей и монастырей, наделял церковников вкладами и сёлами и собрал огромную личную казну. По твёрдости воли, мужеству, энергии и полководческому дару Мазепу нельзя поставить в ряд с европейскими героями, открыто бросавшими вызов угнетателям и не жалея себя, боровшихся с ними — русским князем Дмитрием Донским в 1378-1380 , чехом Яном Жижкой в 1419-1424 , албанцем Георгом Скандербегом в 1444-1468 , молдаванином Стефаном III Великим в 1457-1504 , венграми Яношем Хуньяди в1439-1456 , Матьяшем Хуньяди-Корвиным в 1456-1490 , Ференцем II Ракоци в 1703-11 и малороссом Богданом Хмельницким в 1648-57 гг. Роль Мазепы в истории можно сопоставить лишь с господарем Валахии К. Брынковяну 1654-1714 , тоже скопившим значительные богатства и развернувшим культурное строительство. Иван Мазепа не считал Верность верхом добродетели.
Внимательно следя за политической конъюнктурой и страстно желая пробиться наверх, он семь раз менял хозяев и неоднократно изменял «малороссийской идее». В 1654 г. Около 1655 г. Заметив его рвение, король за свой счёт послал его в Европу на три года «шлифовать образование». В тяжёлый 1660 год русских поражений Мазепа приложил руку к переходу гетмана Юрия Хмельницкого на сторону ляхов. Как писал в своих мемуарах шляхтич Ян Хризостом Пасек 1636-1701 , Мазепа предал 1661 г. Юрия, обвинив в том, что он якобы пытался поднять литовское войско против польского короля.
Насквозь пропитанный польской культурой Мазепа перенял идеи польской мегаломании «мании величия« и мессионизма — «Польша форпост католицизма против азиатской дичи», эти идеи широко распространялись с конца XVI века. Однажды в приёмной короля после издевательского приветствия Паском: «Челом, пан есаул! Оба схватились за сабли, их разняли. В 1663 г. Мазепа принял участие в дипломатической подготовке польского похода на Левобережье Днепра. Мазепа бросил польскую королевскую службу и остался у Тетери. По-видимому, это случилось из-за его скандального адюльтера с женой магната пана Фальбовского и последовавшего после этого позора.
В 1666 г. Мазепа перекинулся на службу восставшего против поляков гетмана Петра Дорошенко. При нём он возглавлял его личную охрану и получил чин войскового писаря. Вместе с Дорошенко Мазепа с 1669 г. В 1674 г. Мазепа, сменив обличье, стал служить православному государю и Самойловичу, поднявшему его до чина генерального есаула. Вместе с Самойловичем Мазепа побуждал Москву воевать не против османов, а против поляков.
Однако тогда это шло вразрез с политикой России, стремившейся закрепить за собой Левобережье Днепра путём мирного соглашения с Речью Посполитой. Самойлович же пытался объединить оба малороссийских берега Днепра и порицал русско-польский Вечный мир 1686 г. Такая позиция гетмана не устраивала царевну Софью и «канцлера» князя В. Мазепа, вопреки «малороссийской идее» Самойловича, поддержал их «пропольскую» политику. Неудачу Крымского похода 1687 г. Благодаря В. Голицыну и смене очередного покровителя, 25 июля 1687 г.
После присяги Мазепе были вручены гетманская булава, бунчук и царская хоругвь. В октябре 1708 г. Вместе с тем русский царь не был для Мазепы «заклятым врагом». Он не думал о «независимости» Малороссии вплоть до Карпат. Главным для Мазепы было сохранение богатства, стремление властвовать вместе со старшинской верхушкой над крестьянством, как шляхта в Польше, с предпочтением остаться вне военных действий и под крылом победителя. Увидев плачевное состояние Шведской армии, гетман попытался в седьмой раз совершить измену и в обмен за прощение при условии гарантии европейских держав обещал Петру I захватить в плен шведского короля Карла XII и снова вернуться под протекторат России подробнее см. Нельзя не признать, что Мазепа, как мастер скрытных действий и тонкий психолог, обладал виртуозным, почти гипнотическим даром внушать свои идеи и чувства.
Можно поражаться мастерству его лицедейства: при внутренней неприязни к великорусской культуре и русским, он стал почитаемым политиком в глазах Москвы и почти другом Петра I. Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей казацкой старшины и московской верхушки вместе взятой. Он был мал, худ, с волосами завитыми на польский манер. Хотя ему в то время было более 60 лет, он сохранил много огня и честолюбия, подталкивающего к большим начинаниям. В знак его гетманского достоинства перед ним носили серебряную булаву, а за ним бунчук из конского хвоста, как у турок». Подражая «европейским стандартам», гетман освоил немецкий и итальянский язык, порядочно говорил на латыни, выписывал французские и голландские газеты, собирал коллекцию оружия, картины и библиотеку. В отношении Москвы тактика Мазепы, состояла в том, чтобы не «дразнити москаля», но делать всё по-своему.
С последним трудно согласиться — русское правительство как раз за его реальные промосковские действия щедро награждало гетмана и «за веру и верность» отметило в январе 1700 г. Андрея Первозванного. Союзник царя Петра — польский король Август II вручил в 1703 г. Контакты с поляками прикрывались пересылкой в Москву почти всей гетманской корреспонденции и даже выдачей подсылаемых к нему агентов. На самом видном месте в батуринском замке, где устраивались щедрые застолья для старшин, которых он исподволь подстрекал к недовольству, гетман вывесил портрет Петра I. Реформировать малороссийское войско в регулярное он не мог, зная казачество, которое стремилось, подобно русским стрельцам, сохранить свою консервативную корпоративность. Мазепа был заинтересован в распространении слухов, что царь якобы собирается перевести казаков в солдаты и учить их строевой подготовке, чтобы «скорей народ привести до шатости и измены».
Крестьянство и рядовое казачество не признавало «ляха» — гетмана своим. Прокопович в приватных и застольных разговорах открыто заявлял, что Гетманщине быть «под ляхами» или по доброй воле, или после завоевания. Его вирши о «вольности» пристёгивались не к национально-малороссийской, а к сословной шляхетской свободе. Мазепа не был ни ярким народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий. Поднять восстание, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен. Оценивая всех по своей мерке, он не доверял никому и говорил, что «никогда не имел уверенности в своей безопасности и всегда ждал удара, как вол обуха». Вся его жизнь прошла в страхе за должность, власть и богатство.
Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г. В нём не было ни капли героизма. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига.
Затем удачливый авантюрист много лет служит у левобережного гетмана Ивана Самойловича и, между прочим, в 1685 году участвует в выборах нового киевского митрополита, при котором украинская церковь была подчинена московскому патриарху. В 1687 году он предал старого гетмана, участвовал в его низложении. Звёздный час Мазепы — рада на реке Коломак 25 июля 1687 года, на которой он получил гетманские клейноты. Новоизбранный гетман принёс присягу царям Иоанну и Петру...
После смещения царевны Софьи Алексеевны Мазепа сумел обаять молодого Петра и его окружение. В ходе первого Азовского похода в 1695 году Мазепа возглавлял казацкое войско, взявшее вместе с русской армией турецкие крепости на Днепре — Казыкермен, Тавань и другие. В период Великой Северной войны, в 1704 году, возглавил поход запорожского войска на Правобережье Украины для усиления власти польского короля Августа II и усмирения казацкого восстания; в следующем году участвовал в походе в Польшу в частности взял крепость Замостье , в кампании 1706 года воевал на территории Белоруссии. При этом Мазепа не упускал случая заявить о своей лояльности. Вот образец стиля его посланий царю Петру: «... Московское правительство не сомневалось в лояльности Мазепы, игнорируя все поступавшие сигналы о его неблагонадёжности. Известно дело полтавского полковника Ивана Искры и генерального судьи Василия Кочубея, которые сообщили Петру I о предательстве Мазепы, но были, как злонамеренные клеветники, выданы гетману на расправу и подвергнуты в июле 1708 года мучительным пыткам и казни. Историк Николай Павленко заключает: «В истории с Мазепой значительную долю вины несет сам царь.
Измена гетмана могла быть пресечена задолго до её совершения, не прояви Петр и его окружение излишнего к нему доверия». Мазепа был обласкан Петром. О многом говорит тот факт, что он стал вторым в истории кавалером Ордена Андрея Первозванного сам Пётр получил этот орден шестым. Близорукость и даже слепота московского правительства поражает. А уже 26 октября, понимая, что Пётр не сразу поверит в предательство своего любимца, Меншиков вынужден убеждать царя: «И тако об нем инако разсуждать не изволте, толко что совершенно изменил». Перебежав — в буквальном смысле — к шведам, Мазепа вскоре был готов предать и своего нового союзника: в конце 1708 — начале 1709 года он вступил в переговоры с Петром, обещая выдать Карла XII или одного из его сановников... Данный штрих завершает политический портрет гетмана. А символическим завершением его нравственного образа может считаться изготовленный в России специально для Мазепы в единственном экземпляре «Орден Иуды».
Этим символом позора весом в десять фунтов 5 кг , с изображением повесившегося предателя и надписью «треклятый сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится» планировали «наградить» бывшего гетмана, если бы его удалось взять живым.
В своих работах Донцов превращал Мазепу в «героя легенды»: «Имя Мазепы было флагом всех, кто не разочаровался в жизненной силе нации». Донцов заявлял, что среди всех украинских гетманов именно Мазепа особенно уникален благодаря совершенному им разрыву с Россией: «С именем Богдана Хмельницкого связаны в нашей памяти не только Желтые Воды [где казаки победили поляков], но и Переяславль, с именем Выговского не только Конотоп [где казаки сражались против русских], но и Гадяч [где гетман Выговский заключил соглашение с поляками], с именем Мазепы — Полтава, и только Полтава! На такой бескомпромиссный разрыв, утверждал Донцов, украинцы не шли ни до, ни после Мазепы: «После Хмельницкого, Выговского и др. После Мазепы — никто. После него наступил упадок автономистской идеи. На этом фоне, на фоне общей деградации национальной жизни на Украине, наступившей в XVIII веке, личность Мазепы выделялась особенно ярко». Донцов создавал из Мазепы нового героя украинского националистического пантеона, наделяя его характер романтическими чертами и чувством исторического предназначения: «Мазепа был романтиком, возможно даже позером, подобно Наполеону, который знал и слышал, что выполняет лишь волю того мистического абсолюта, который называют разумом мировой истории», — а также идейной убежденностью, граничившей с безрассудством: «Он вошел в историю как человек, который решился пробить головой стену и с этой точки зрения напоминал своего королевского союзника [Карла XII], который однажды, когда хотел войти в закрытую соседнюю комнату, разогнался, ударил в дверь головой и упал без сознания». Мазепа у Донцова — уже не просто защитник интересов народа и борец за «незалежность». Он производится в защитники западной цивилизации от «российской угрозы»: «Он понял или ощутил задачу своей эпохи — создать из земель так называемой Западной России т.
Так радикал Донцов наделяет Мазепу отнюдь не свойственным тому в реальности радикализмом. Переход на сторону шведов превращался Донцовым в великий благородный поступок, выражение воли украинской нации, попранной проклятыми русскими: «Акция Мазепы была символом усилий нации к независимости — и этот символ растоптан в крови и грязи 10 июля 27 июня 1709 года». Отталкиваясь от образа мифического Мазепы, Донцов задавал основные константы будущей мазепинской идеологии, она же идеология украинства: «Все черты его характера и политики создают понятие мазепинства: невосприимчивость к чужим, ненациональным идеологиям, оценка всего с точки зрения национального эгоизма, расчетливость и благоразумие в политике, чувство бескомпромиссности — тот внутренний огонь, который делает из человека маньяка своей идеи, готового скорее погибнуть здесь и сейчас, чем сделать хотя бы шаг назад». По уверениям Донцова, после проигрыша Мазепы растоптана оказалась не только свободолюбивая нация, но и «благородные идеи мазепинства — патриотизм это же «шовинизм»! Кто такой этот нацист Донцов, идеолог кровавого бандеровского движения, творившего ужасы на Украине в эпоху ее оккупации Гитлером, — слишком хорошо известно. И слишком очевидно, что Донцова меньше всего волновала историческая правда. Что он занимался не только сменой политических акцентов или частичной подтасовкой фактов, но и сотворением своих, не имевших отношения к реальной истории, но необходимых ему «конструктов» на совершенно пустом — и гнилом — историческом месте. Теодор Шассерио. Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади. Следуя заветам Мазепы, утверждал Донцов, мало лишить Россию мощи — нужно уничтожить «варварский» русский народ: «Идея, которой дышали мазепинцы, была идея не борьбы с одним царем, а с народом московским.
Кто читал «Историю Русов», речи-декларации, вложенные автором в уста Мазепы или Полуботка, тот знает, каким чувством превосходства веяло от старшины по отношению к москалям, как нации варварской, некультурной и брутальной, — в сравнении с Украиной». При помощи мифа о Мазепе Донцов выдвигал на повестку дня идею создания националистического ордена, способного воплотить в жизнь «завещание» гетмана — покончить с Москвой: «Второй основной идеей внутренней политики Мазепы была консолидация старшины в отдельный слой населения, специально отобранный и специально духовно, политически и военно подготовленный к управлению государственным кораблем»… «Уже тогда, у него возникла мысль покончить с Москвой, прежде всего организовав и укрепив сильный орден из крепко разозлившейся казацкой верхушки — старшины, правящей касты гетманщины». Создавая миф о Мазепе как о борце за украинскую независимость и за раздел России, Донцов закладывал этот миф в основу украинства: «Имя Ивана Мазепы дорого нам по двум причинам: во-первых, как символ идеи политического украинского сепаратизма, более того! Оно нам дорого как доказательство огромной живучести украинской идеи». Архив Николая Мазепы Вращающийся памятник в Киеве, посвящённый гетману Мазепе Ценнейшей чертой характера Мазепы, необходимой «продолжателям» его дела, Донцов называл бескомпромиссность чувств: «Что особенно ценно в Мазепе, что особенно делает из его имени идею, достойную стать путеводной звездой нации, — это то, что он, в отличие от множества своих земляков не знал компромисса чувств». Подразумевалось, что с врагом можно идти на прагматический компромисс, но нельзя при этом перестать его ненавидеть: «Компромисс разума не отравляет душу нации, не делает ее недееспособной. Наиболее компромиссная политика, проводимая с трезвым расчетом, не унижает душу народа, ее унижает лишь чувственный компромисс, компромисс совести. Чувство не может пойти на компромисс без разложения самого себя, без уничтожения своих моральных основ». Донцов сооружал из Мазепы образ украинского нациста, основные характеристики которого он описал в своем «Национализме». Позже этот образ стал эталоном для галицийской молодежи, вошедшей в черный орден ОУН организация, деятельность которой запрещена в РФ.
FAJgroupp Памятник в Чернигове Масштаб и мощь донцовского мифа о Мазепе позволяет оценить, например, следующий фрагмент из написанной Донцовым в 1918 году специальной работы на эту тему под названием «Мазепа и Мазепинство»: «Кровавая заря мировой войны разрушила эту идиллию и стянула «самоотверженного малоросса» с печи. Проблемы, которые потрясли мир в начале XX века, снова выведены на повестку дня железной рукой истории. Великая цепь, отделявшая Россию от Европы, — Польша, Литва, Украина — снова начала двигаться и звенеть. Ожили политические мертвецы. Варшава, Вильнюс, Киев снова стали политическими понятиями. Восточной Европе снова предстоит общая ревизия своей карты, которой не было уже 200 лет. Имя этого человека снова начало привлекать к себе внимание современников. Задолго перед войной, вокруг этого имени снова началась борьба страстей и идеологий. Вокруг этого имени было больше шума, чем вокруг имен живых современников. Казалось, что в этом столкновении враждебных традиций и идеологий невидимо присутствовала фигура старого гетмана.
Для одних он стал сатаной, который из ада, куда его, казалось, заточили навеки, снова выполз на грешную землю. Для других его имя вынырнуло как имя пророка, в душе которого жило «темное долженствование», которое как атавистическое наследие, вспыхнуло неожиданно большим пламенем национального протеста в далеких потомках! Протеста, который просыпался то в Киеве, то во Львове, стирая государственные границы, грозя ликвидацией всего, что сделала Россия за два века на Украине. Протеста, который подобно большой взрывчатке дал, между прочим, повод к нынешней войне. Мазепа был побежден, но его имя оказалось живо. Победили его, а не идеи, которыми он жил». Усилия Донцова по укреплению и распространению культа Мазепы не пропали втуне. National Bank of Ukraine Купюра в 10 украинских гривен 2006 года с изображением Мазепы С первых же лет обретенной в 1991 году незалежности украинские власти взяли курс не только на реабилитацию, но и на возвеличивание Мазепы. Так, портрет Мазепы вскоре появился на украинских деньгах, на купюре номиналом 10 гривен. А в 2009 году президент Ющенко даже учредил государственную награду — орден «Крест Ивана Мазепы».
Единственный экземпляр ордена Иуды не сохранился, но, согласно описанию, это был пятикилограммовый серебряный диск с изображением висящего на осине Иуды и надписью: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Пока общество посмеивалось, киевские власти продолжали свое дело. Из интригана и предателя, каковым в реальности являлся Мазепа, был создан полномасштабный национальный герой-освободитель. Yurii-mr Памятник в Полтаве Пиком героизации стала уже упоминавшаяся выше установка Мазепе в 2016 году в Полтаве памятника. На церемонии открытия президент Порошенко назвал появление памятника «событием общенационального значения», а самого Мазепу — «флагом нашего движения к независимости — к той цели, которую Мазепа, идя впереди своего времени, осознал уже через 50 лет после Переяславля». Рассказал Порошенко и об истории развития мазепинской идеи: «Мазепинская идея тлела в течение 200 лет. Она находила новых и новых последователей.
Накануне и во время Руины их предки из Малороссии переселились в воронежские земли, — заявил Николай Сапелкин. По мнению историка, если заменить надпись, то «тогда этот монумент станет достойным памятным знаком острогожским казакам». Встреча, по преданию, проходила в специально подготовленном шатре на площади. Гетман представил отчёт о положении в Малороссии, о ситуации с казачьими полками и преподнёс Петру украшенные драгоценностями саблю и щит. Мазепа получил ответные дары.
Мазепа: путь от героя до предателя
Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь, фото - | Смените садовника P.S.: После бегства Мазепы Петр в традиционной для него манере разрубил гордиев узел и урезал автономию Гетманщины. |
Мазепа Иван Степанович, биография — РУВИКИ | Для Мазепы измена стала образом жизни, и Петр был далеко не первым (извините за каламбур), кого предал старый лис. |
Изменник Мазепа и битва Полтавская 1708-1710 годы | В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. |
Почему Мазепа предал Петра I? - Русская семерка | Петр восхищался в Мазепе качествами, которые все еще были столь редки среди его соотечественников. |
Почему Мазепа изменил Петру I
За многочисленные заслуги гетман удостоился чести стать вторым в истории кавалером ордена Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи. Однако во время русско-шведской войны Мазепа вступил в переговоры со шведами и их ставленником — новым королем Польши Станиславом Лещинским. Нынешняя официальная украинская пропаганда представляет Мазепу патриотом и борцом за «незалежность». Утверждается, что его очередное предательство, на этот раз русского царя, совершалось во имя построения независимого украинского государства. Так, Порошенко заявлял: «Главной мечтой Мазепы было объединить Украину, сделать всё, чтобы Украина не зависела ни от Москвы, ни от кого угодно еще… Но в решающий момент, когда нужно было выбирать между верностью чужому монарху и верностью своей Родине, его выбор был в пользу Украины».
Однако версию о том, что Мазепа был борцом за незалежность, опровергают не только российские и советские историки. Одиозного «мазеповеда» А. Оглоблина, бывшего главой городской управы Киева во время его оккупации гитлеровскими войсками, преданно служившего Гитлеру и эмигрировавшего после Великой Отечественной войны за границу, — сложно заподозрить в «украинофобии» и тайной симпатии к русским. Но и он признает: «Специально исследовал вопрос об этих украинско-польских переговорах доктор Микола Андрусяк.
Хотя, с нашей точки зрения, он несколько переоценивает характер и значение договора Мазепы со Станиславом Лещинским, но можно же согласиться с утверждением доктора Андрусяка, что на основе этого соглашения Украина должна была соединиться с Польшей как великое княжество, на таких же самых основаниях, как Великое княжество Литовское; в его состав должны были войти Правобережье и Левобережье с Сиверщиной… Это и дало основания российским правительственным кругам, начиная с манифестов Петра I к украинскому народу осенью 1708 г. Что и говорить, оно стало железным тезисом целой советской историографии». Таким образом, заявив вначале о том, что Мазепа не боролся за украинскую «незалежность», а сдавал Украину Польше, и что это очевидно для всех исследователей, как бы они ни были антисоветски и антирусски настроены и как бы ни симпатизировали украинской «незалежности» а уж кто симпатизировал ей больше, чем Костомаров?! Причем тут советская историография?
Сдача Мазепой Украины полякам, его попытка включить украинцев в состав столетиями перед тем попиравшей их Польши — это факт, признаваемый всеми серьезными историками, как советскими, так и антисоветскими. Неизвестный художник. Иван Степанович Мазепа То, что Мазепа стремился не к «незалежности» Украины, а к ее включению в состав Польши, — неопровержимо. Нужно перестать уважать себя и свою историю, чтобы рисовать выдуманный образ Мазепы как борца за независимость.
Но, как мы видим, именно этим и заняты те, кто осуществляют сегодня проект «Украинство». Заключив тайные «антинезалежные» соглашения со шведами и поляками, осенью 1708 года Мазепа прибыл в лагерь Карла XII. О предательских планах гетмана знал узкий круг казачьей старшины. Основную ее часть в последний момент поставили перед фактом измены.
Только приблизившись к шведскому войску, Мазепа созвал казаков и велел им присягать, что они вступают в союз со шведами для освобождения Украины от Москвы. В результате Мазепа привел к Карлу армию куда меньших размеров, чем обещал. Многие его бойцы покидали войско, не желая сражаться на стороне врага. Добавим, что, рисуя фальшивый образ Мазепы — выразителя народных чаяний, украинские пропагандисты старательно умалчивают о героической борьбе народа Малороссии против шведских оккупантов.
Тарле подробно изучал историю не только Франции эпохи Наполеона, но и Украины. С Украиной он был тесно связан. Его юность прошла в Херсоне и Одессе. Тарле крестился по православному обряду в Софийском соборе Киева.
Учился будущий историк в Новороссийском и Киевском университетах. Учителем Тарле, которого он глубоко уважал, в Киевском университете был профессор Иван Васильевич Лучицкий. Так вот, Тарле, этот крупнейший историк, которого нельзя заподозрить в необъективности вообще и в антиукраинских настроениях в частности, изучив многочисленные свидетельства и воспоминания, подытоживал: «Когда разнесся слух о вторжении шведов, и когда затем стало выясняться, что Мазепа и часть старшины изменили и стали на сторону Карла, то посполитые крестьяне и казачья беднота сразу нашли свое место. Им даже не требовалось знать о переписке Мазепы со Станиславом Лещинским, чтобы стать против изменников, желающих «продать украинскую землю и людей» панской Польше… Предприятие Мазепы… провалилось безнадежно в первые же дни и провалилось повсеместно: и в Стародубовщине, и на Гетманщине, и в Слободской Украине.
Об Украине Правобережной «киевщине», «волынщине» нечего и говорить». Приведем свидетельство Лизогубовской летописи о происходившем на Украине в 1709 году, после предательства Мазепы. Отметим, что летопись эта основывается на записях, принадлежавших казацко-старшинскому роду Лизогубов, ее автором считается бывший сподвижник Мазепы Яков Лизогуб. Новость о предательстве соратника поразила Петра, но он отреагировал быстро и жестко.
В официальной «Гистории свейской войны», написанной кабинетом Петра I после войны со шведами, рассказывалось: «На другой день после того приехал в Погребки князь Меншиков и с ним киевской губернатор князь Дмитрей Голицын. И между тем отправлялся воинской совет, на котором положено, дабы помянутому князю Меншикову с частью войска итти добывать Батурин, где Мазепины единомышленники полковник Чечель да генералной ясаул Кениксек с черкасами засели». Отряд Меншикова уничтожил резиденцию Мазепы в Батурине, где находились большие запасы оружия и продовольствия. А через несколько дней в Троицком соборе Глухова казаки предали Мазепу «вечному проклятию» и символически казнили предателя: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы.
В апреле 1709 года войска Карла подошли к Полтаве. Шведский король надеялся легкой победой поднять настроение своих солдат, захватить находившиеся в городе припасы. Но вскоре он понял, что взять крепость сходу не удастся, и приступил к длительной осаде. Полтава пережила множество вражеских штурмов.
Ее защитники не упускали шанса нанести шведам чувствительный урон, постоянно беспокоили их дерзкими вылазками и диверсиями. В июне в небольшом отдалении от осажденного города собрались основные силы русской армии. Солдаты быстро выстроили вокруг Полтавы земляные укрепления — ретраншемент и редуты. К этому моменту русская армия уже превосходила шведскую по численности и вооружению.
Карл XII решил положиться на свой излюбленный прием — внезапность нападения. Ночью 7 июля Карл отдал приказ наступать на русские позиции. Однако застать врасплох русских ему не удалось. С наших редутов по подошедшим шведам ударил ураганный огонь из ружей и пушек.
Шведы понесли большие потери и смогли лишь ненадолго захватить два недостроенных редута. Пробившихся к лагерю захватчиков ожидали русские пешие и конные полки. К утру шведам удалось частично взять еще несколько укреплений, но на этом их наступательный порыв иссяк.
Надпись на одной стороне: «Св. На обороте имя Царевича: «Алексей Петрович». Орден этот учрежден для того, чтобы им украшались те, которые, счастливо начальствуя над армией, храбростью своей снискали себе славу в войне с турками. Первым кавалером этого ордена был пожалован боярин Головин, который в тот же день вечером показал орден господину цесарскому посланнику и рассказывал ему содержание Устава... В документах Оружейной палаты сохранилась запись о работах, выполненных золотых дел мастерами Иваном Беером и Ефимом Фрезом после возвращения царя из Великого посольства: Автор цитаты «В хоромы великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца кресту ковалерскому запану с алмазы к двум золотым большим с пелернами приделали ушки золотые толстые» Не исключено, что речь идет как раз о награде, данной Головину. Возможно, публичной демонстрацией кавалера Головина государь через иностранных посланников решил сообщить миру о рождении российского ордена Андрея Первозванного. Можно допустить, что официальная «презентация» была невозможна, поскольку устав ордена к тому времени еще не существовал в законченном печатном виде, а был сформулирован лишь в общей устной форме, о чем и рассказывал Головин.
Порывистому и нетерпеливому Петру была свойственна такая поспешность. Считается, что именно апостол Андрей Первозванный — один из 12 первых учеников Иисуса Христа — проповедовал христианство во Фракии и Причерноморье. Согласно апокрифам, он бывал в Херсонесе и даже поднимался по Днепру через Киев к Ладоге. Традиционно он считается покровителем Руси, отсюда наш флотский Андреевский флаг и первый орден.
Автора этой идеи трудно найти по историческим свидетельствам прошлого. Хазарская идея использовалась в произведениях Григория Грабянки и авторов рукописей, которые он использовал , Пилипа Орлика и Самийла Величка. Хазарский миф стал украинским отзвуком распространенной в Речи Посполитой шляхетской сарматской идеи. Самийло Величко был одним из первых, кто объединил сарматскую и хазарскую легенды и отождествил «казацкий народ» с «сарматской шляхтой» Речи Посполитой. По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода… от хазар…» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары, сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами.
Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем… И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело… память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются». С конца XVII в. Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская верхушка была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, элита довольствовалась польская шляхта. Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени. Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого. История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам. По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства. Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством. Тогдашняя Украина, как и Беларусь, в части исторических источников воспринималась как «часть древней Европейской Сарматии».
Эти представления и идеи принадлежали к центрально-европейскому восприятию общественной жизни, которая в то время была достаточно светской. Поэтому хазарский миф противоречил этногенетической и религиозной легенде, созданной сторонниками малороссийской идеи, по которой восточные славяне были потомками шестого сына Иафета. Кроме того, хазарский миф секуляризировал генеалогию казачества и разорвал религиозную связь между Гетманщиной и Москвой. Хазарский миф остался в истории попыткой интеллектуального обоснования самобытности Украины раннего нового времени. Этот миф был идеологической основой борьбы украинской элиты против Российской империи, которая по своеобразной логике развертывалась очень стремительно. Знаковой особенностью украинской истории стало то, что ранненациональный украинский миф строился в те времена, когда принято было замалчивать гетманство Мазепы, а историческая память новой украинской нации видит в нем определяющую фигуру национальной памяти. Чтобы иметь право оценивать поступок Ивана Мазепы в 1708 г. Это важно, поскольку тогдашняя христианская Европа четко поделилась на Западную, Центральную и Восточную.
Его тесть помог ему выдвинуться в кругу гетмана Петра Дорофеевича Дорошенко. При нем Мазепа дослужился до генерального писаря и в 1674 году был отправлен посланником к турецкому султану. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко. Запорожские казаки намеревались казнить Мазепу, но перенаправили его левобережному гетману Ивану Самойловичу. Будучи тонким политиком, он сделался доверенным лицом левобережного гетмана. В 1682 году он был поставлен генеральным есаулом. После Первого Крымского похода в 1687 году, окончившегося неудачей, гетман Даниил Самойлович пал жертвой интриги и был сослан в Сибирь. В этом же году при поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицына Ивана Мазепу избрали гетманом левобережной Украины. В делах Государственного архива сохранилась записка Мазепы, из которой ясно, что после своего избрания в гетманы он заплатил князю Голицыну взятку за содействие. Мазепа сумел заслужить расположение и молодого царя Петра , когда тот взошел на трон. Продолжительное время Иван Мазепа был одним из ближайших соратников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа вторым в империи был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. В течение 21 года своего гетманства безукоризненно осуществлял все указания и распоряжения царя Петра I. Но народной массе он был чужд, не все любили его на Украине, что выражалось в подавляющих волнениях. Софийский собор, перестроенный при Мазепе.
Почему Мазепа предал русских
А новый гетман Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. В 1674 году Мазепа втерся в доверие к правобережному гетману Окраины Петру Дорошенко, женившись на дочери первого зама гетмана. Петр I произвел ритуал заочного отрешения Мазепы от гетманства, одновременно он был отлучен от церкви. Когда царевна Софья низвергается Петром I, а он становится единоличным правителем, Мазепа снова меняет принципы. Для Мазепы измена стала образом жизни, и Петр был далеко не первым (извините за каламбур), кого предал старый лис.
Иван Степанович Мазепа
Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. Для Мазепы измена стала образом жизни, и Петр был далеко не первым (извините за каламбур), кого предал старый лис. Для Мазепы измена стала образом жизни, и Петр был далеко не первым (извините за каламбур), кого предал старый лис.
Петр I: Мазепа (1639-1709) | Курс Владимира Мединского | Петровские времена
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю | Летом 1704 года Петр поручил Мазепе отправляться в правобережные края разорять магнатов, державшихся шведской армии. |
Как отомстил Петр I за предательство гетмана Мазепы | В 1706 состоялась встреча Петра с Мазепой в Киеве, и Мазепа горячо принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. |
Мазепа Иван | История в МИРЭА вики | Fandom | С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене. |
Гетман Иван Мазепа предан анафеме за государственную измену (23.11.1708) | В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. |
Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности | Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости". |