Александр Матвеевич Матросов – на самом деле Шакирьян Юнусович Мухамедьянов – родился 5 февраля 1924 года в деревне Кунакбаево Тептяро-Учалинской волости Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР, ныне село. Шакирьян Юнусович Мухамедьянов (Александр Матросов) родился в 1924 году.
85 лет назад родился Александр Матросов
Немцы смогли разделить батальон на три части, но после упорного боя они воссоединились. Противник продолжал сопротивление. Так у Чернушки Александр Матросов принял первое боевое крещение. Группа Герасимова продолжила наступление на Холм-Локнянском направлении. Целью было уничтожить противника, обороняющего деревни Чернушка и Чёрная. На подступах к деревне немцы создали мощный опорный пункт из трёх дзотов. С фронта наступал 4-й батальон, «матросовский» 2-й зашёл с фланга, вышел на опушку леса и развернулся на Плетень. Но немцы были готовы к такому манёвру, у дзотов был хороший обзор и выходы с опушек лесов и рощ находились под сильным огнём. Ситуация осложнялась тем, что накануне миномётная рота 2-го батальона потеряла матчасть. Однако у солдат остались противотанковые ружья ПТР.
Двум штурмовым группам удалось уничтожить фланговые дзоты, но пулемёт из центрального дзота продолжал обстреливать лощину. Попытки уничтожить его из ПТР не принесли успеха. Тогда к дзоту отправили красноармейцев Петра Огурцова и Александра Матросова. Огурцова тяжело ранили, а Матросов подобрался к амбразуре с фланга. Он бросил две гранаты в сторону дзота, на время огонь прекратился. Советские солдаты поднялись и пошли в атаку, но тут снова начался ответный огонь немцев. Тогда Матросов рывком бросился к дзоту и телом закрыл амбразуру. Огонь из дзота снова умолк. Обзор немецкого пулеметчика был ограничен.
В это время советские солдаты смогли добежать до мёртвой зоны дзота, где их не мог поразить огонь противника. Атака продолжилась, деревня Плетень была взята. О поступке Матросова начальнику политотдела 91-й бригады доложил старший лейтенант Пётр Волков.
После долгого и изнурительного марша парень успел написать письмо любимой девушке — Лиде Кургановой, с которой познакомился, будучи курсантом. Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад.
Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт — такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал — в бою и лицом на запад. Твой Сашок». Пришло время боя, который станет для Матросова «последним и решительным». Задача стояла почти невыполнимая — взять высоту, в которую немцы вгрызлись намертво. Бой у деревни Чернушки, которая находится в Локнянском районе в глубине Калининской области, был не из лёгких.
Два из них удалось ликвидировать противотанковыми ружьями, гранатами и другими огневыми средствами, а третий был недосягаем и его никак не получалось подавить издалека. Александр Матросов взял инициативу в свои руки и совершил бросок вперед под огнем. Вместе с ним к дзоту стал пробираться Петр Огурцов — более опытный солдат, разведчик, уже участвовавший во многих боях. Но война не всегда разбирает, кто опытнее. На подступах к дзоту пуля остановила Огурцова. Тяжело раненного, после боя его удалось спасти.
По этой книге, Александр Матросов рос без родителей, бродяжничал, а потом, до Ульяновской области, воспитывался в Рузаевском детприемнике, где ему дали фамилию Матросов, и в Пайгармском детском доме. Юрченков опирается, в свою очередь, на книгу И. Ениватова «Геройские звезды» 2005 года, которая ведет свою версию с газеты «Молодой ленинец» 1967 года. Весь вал матросовской литературы, который выходил и регулярно выходит в стране, мордовским товарищам по определению не интересен. Они читают лишь себя, продвигают лишь то, что сами считают верным. Увы… Теперь о собственно ульяновской версии: «…в 1968 г. Толчков опубликовал статью, в которой предположил, что Матросов мог быть уроженцем Новомалыклинского района, но не Александровки, а хуторского поселка Зин-Овраг, который находился примерно в сорока км от Мелекесса. Звали «Сашу» 1919 г. После смерти Ильи Авдотья Ивановна переселилась в д. Новая Куликовка и в голодные годы оставила сына на крыльце Мелекесского детдома с запиской, где назвала его Александр Матросов.
Архив Новомалыклинского района подтверждает факт существования Николая. Однако предполагаемый родственник Матросова Василий Николаевич и его сестра Елена Николаевна Матросовы подтверждают только то, что их родной брат Илья проживал со своей семьей в п. Зин-Овраг, но не мог быть отцом Александра». Версия так себе. Не более правдоподобную историю обозначил и ульяновский краевед П. Ковальчук: «В 1962 г. Кроме того, краевед предложил иную дату рождения Александра — 1926 год. Основанием для такого вывода стали заявка директора детского дома на освидетельствование медкомиссией детей, не имевших официальных метрических документов, и результат этого осмотра в апреле 1937 года. Тогда по внешнему виду Александру дали не более 10 лет». Дальше в лес — больше дров.
Все долгие годы представляло собой нечто околоисторическое, с обилием допущений и прямых домыслов, отталкиваясь исключительно от весьма нередкой фамилии «Матросов». Немудрено, что ульяновская версия долгие годы находилась в тени других версий. Вторую жизнь в ульяновский след вдохнула Н. Она обобщила весь объем материалов по теме и внесла туда так необходимые логику и охват. Сильно выглядят собранные ею свидетельские показания с подписями людей и их фотографиями. Было создано даже целое генеалогическое древо рода Матросовых с четким указанием, где там находится Саша, а где его родители и другие родственники рода. Исследования Дубовик впечатляют даже вложенным туда трудом. От них нельзя просто отмахнуться, потому что там задействованы десятки людей. Соавторы пишут: «Вместе с Толчковым местным краеведом и любителем истории они поехали в с. Высокий Колок, где нашли Марию Ивановну Дьяконову — известную как родная тетка Матросова по отцовской линии.
Противник продолжал сопротивление. Так у Чернушки Александр Матросов принял первое боевое крещение. Группа Герасимова продолжила наступление на Холм-Локнянском направлении. Целью было уничтожить противника, обороняющего деревни Чернушка и Чёрная. На подступах к деревне немцы создали мощный опорный пункт из трёх дзотов. С фронта наступал 4-й батальон, «матросовский» 2-й зашёл с фланга, вышел на опушку леса и развернулся на Плетень. Но немцы были готовы к такому манёвру, у дзотов был хороший обзор и выходы с опушек лесов и рощ находились под сильным огнём. Ситуация осложнялась тем, что накануне миномётная рота 2-го батальона потеряла матчасть. Однако у солдат остались противотанковые ружья ПТР.
Двум штурмовым группам удалось уничтожить фланговые дзоты, но пулемёт из центрального дзота продолжал обстреливать лощину. Попытки уничтожить его из ПТР не принесли успеха. Тогда к дзоту отправили красноармейцев Петра Огурцова и Александра Матросова. Огурцова тяжело ранили, а Матросов подобрался к амбразуре с фланга. Он бросил две гранаты в сторону дзота, на время огонь прекратился. Советские солдаты поднялись и пошли в атаку, но тут снова начался ответный огонь немцев. Тогда Матросов рывком бросился к дзоту и телом закрыл амбразуру. Огонь из дзота снова умолк. Обзор немецкого пулеметчика был ограничен.
В это время советские солдаты смогли добежать до мёртвой зоны дзота, где их не мог поразить огонь противника. Атака продолжилась, деревня Плетень была взята. О поступке Матросова начальнику политотдела 91-й бригады доложил старший лейтенант Пётр Волков. Его отчёт лёг в основу легенды о подвиге.
ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА МАТРОСОВА: НОВЫЕ ДАННЫЕ
Днепропетровска не было найдено ни одного документа, позволяющего пролить свет на этот вопрос». Соавторы убедительно обозначают слабые стороны имеющихся версий места рождения Александра Матросова, не умалчивая и о том, что внешне невыгодно для них. Так, упоминается, что «Шкадаревич в 1967 г. На свой запрос историк получил отрицательный ответ, что позволило ему продолжать настаивать на правоте «днепропетровской» версии». Упоминают соавторы и о «царицынском следе» матери Матросова. О том, что в 1940 году Матросов собирался искать Анну Николаевну в Сталинграде. Хотя данный след и не получил никакого развития в матросовской литературе, но вполне возможно, что мать Александра Матвеевича была родом из Царицына. Запомним этот факт просто как деталь. Кстати, нужно обязательно уточнить, что сторонники разных версий происхождения Матросова ведут себя напористо, наступательно, слушать друг друга не любят, и их исследования — это, как правило, глухариные песни. Так, в подтверждение мордовской версии в Саранске аж в 2015 году выходит энциклопедия «Война на всех одна» автор-составитель В.
По этой книге, Александр Матросов рос без родителей, бродяжничал, а потом, до Ульяновской области, воспитывался в Рузаевском детприемнике, где ему дали фамилию Матросов, и в Пайгармском детском доме. Юрченков опирается, в свою очередь, на книгу И. Ениватова «Геройские звезды» 2005 года, которая ведет свою версию с газеты «Молодой ленинец» 1967 года. Весь вал матросовской литературы, который выходил и регулярно выходит в стране, мордовским товарищам по определению не интересен. Они читают лишь себя, продвигают лишь то, что сами считают верным. Увы… Теперь о собственно ульяновской версии: «…в 1968 г. Толчков опубликовал статью, в которой предположил, что Матросов мог быть уроженцем Новомалыклинского района, но не Александровки, а хуторского поселка Зин-Овраг, который находился примерно в сорока км от Мелекесса. Звали «Сашу» 1919 г. После смерти Ильи Авдотья Ивановна переселилась в д.
Новая Куликовка и в голодные годы оставила сына на крыльце Мелекесского детдома с запиской, где назвала его Александр Матросов. Архив Новомалыклинского района подтверждает факт существования Николая. Однако предполагаемый родственник Матросова Василий Николаевич и его сестра Елена Николаевна Матросовы подтверждают только то, что их родной брат Илья проживал со своей семьей в п. Зин-Овраг, но не мог быть отцом Александра». Версия так себе. Не более правдоподобную историю обозначил и ульяновский краевед П. Ковальчук: «В 1962 г. Кроме того, краевед предложил иную дату рождения Александра — 1926 год. Основанием для такого вывода стали заявка директора детского дома на освидетельствование медкомиссией детей, не имевших официальных метрических документов, и результат этого осмотра в апреле 1937 года.
Тогда по внешнему виду Александру дали не более 10 лет». Дальше в лес — больше дров.
В октябре 1942 года был призван в армию и направлен курсантом в пехотное училище. В ноябре 1942-го добровольно отправился на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии Калининский фронт. В Уфе герою поставлен памятник.
В действующей армии с ноября 1942 года. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирсккой добровольческой бригады имени И. Сталина позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт. Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем её перебросили под Псков в район Большого Ломоватого Бора.
Прямо с марша бригада вступила в бой. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника — три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал.
Наше общее мнение было: показалось. Когда Матросов попал под пулеметную очередь, тем, кто был сзади него в нескольких десятках метров, показалось, что он собой закрыл их от работающего пулемета. К 50-летию Победы услышал по радио передачу «Награда нашла героя». Это было интервью с солдатом, повторившим подвиг Александра Матросова формула эта тогда вошла в обиход и удостоенным звания Героя Советского Союза. Герой оказался трактористом из тех глубинных сельских мест Украины, где говорят по-украински, немногие русские слова в его рассказе были явно армейского, фронтового происхождения. Он очень просто, я бы сказал даже, буднично - видно, не чувствуя себя героем, награда, можно сказать, свалилась на него, - и поэтому абсолютно достоверно рассказал, как было дело. И было оно, в общем, так, как мы когда-то себе нарисовали. Он оказался впереди атакующих, привстал, чтобы бросить гранату, а в это время по нему стеганула пулеметная очередь. А тем, кто был сзади, показалось, сказал он, что я прикрыл их от пулемета. В части, где он служил, его посчитали убитым, а он выжил, хотя и стал инвалидом; понятия он не имел, что его представили к какой-то награде. Пропагандистская кампания, прославляющая подвиг Александра Матросова, была, как мне кажется, малоэффективна. Обстрелянному солдату в голову не могло прийти грудью встречать пулеметную очередь, он всячески старался укрыться от губительного огня - только так можно было по-настоящему воевать». Понятен пафос Лазарева? Он — в слове «показалось». Ах, как бы некоторым хотелось, чтобы показалось! А ещё лучше, если бы всякое воспоминание о Матросове ассоциировалось у людей с анекдотом: рядовой на самом-то деле… поскользнулся на льду. И при чём здесь геройство? Помните у Михаила Задорнов: «Молодцы американцы. У них целый отдел из советских предателей-диссидентов работал — придумывал антисоветские анекдоты». Но опять-таки — «не срастется», ну никак не получается у злопыхателей свести высшее проявление дерзновенности человеческой воли и духа к бытовому обывательскому суждению. Может быть, Лазареву что-то, где-то и показалось, но как тогда быть с остальными 412 случаями? Ведь именно столько документально зафиксированных геройских поступков советских воинов, грудью своей закрывавших вражеские дзоты. А сколько за всю войну случилось, если так можно выразиться, неучтенного героизма — уточнить теперь вообще невозможно. Правда, нам известно, что младший политрук роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии Александр Панкратов погиб в бою ещё 24 августа 1941 года при обороне Новгорода. В наградном листе на посмертное присвоение отважному воину звания Героя Советского Союза говорится: «При штурме Кирилловского монастыря противник открыл сильный огонь. Левофланговый пулемёт противника не давал возможности группе храбрецов во главе с Панкратовым войти в расположение монастыря. Тогда Панкратов вырвался вперёд на пулемёт, бросил гранату, ранил пулемётчика. Пулемёт на время замолчал. Затем снова открыл бешеный огонь. Политрук Панкратов с возгласом «Вперёд! Так что Матросов действительно был не первым, кто бросился на дзот. Но разве это хоть сколь-нибудь умаляет его подвиг? И разве нет величайшей национальной символики в том, что всё геройское племя русских военных Данко получило гордое имя Матросовых? Даже трудно сказать, чего больше в этой нелепой фразе — недомыслия, цинизма или злобы. Потому как пропаганда подвига Матросова — высший взлёт советской идеологии, теоретически немыслимый в той же Германии. Сила воздействия необычного подвига в годы той войны была столь велика, что нам даже трудно себе представить её космические параметры. Да будет известно всем нынче злорадствующим, что только в одном бою закрыли амбразуры своими телами сержант 299-го стрелкового полка Иван Герасименко, его подчинённые рядовые Александр Красилов и Леонтий Черемнов. Сибиряки-земляки из Новокузнецка сознательно, друг за другом, шли на верную смерть для того, чтобы выполнить боевой приказ. Невероятно, но с некоторыми из героев случалось, порой, небывалое — они оставались живы! Так оправились после тяжелейших ранений русские воины А. Удодов, С. Кочнев, Л. Кондратьев, украинец В.
Александр Матросов (1924-1943)
65 лет назад в бою за деревню Чернушки под г. Великие Луки пал смертью храбрых гвардии рядовой 19-летний Александр Матвеевич Матросов, Герой Советского Союза. Ровно сто лет назад, 5 февраля 1924 года, родился будущий Герой Советского Союза Александр Матросов. Подвиг Александра Матросова благодаря широкой огласке в СМИ и кино стал нарицательным. Родился будущий герой в Екатеринославе (сейчас это Днепропетровск) 5 февраля 1924 года.
Александр Матросов: подвиг и судьба
Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в Екатеринославе (Днепропетровске) в семье рабочего трубопрокатного завода. По официальной версии Александр Матросов родился 5 февраля 1924 года в Екатеринославе (позже — Днепропетровск). МАТРОСОВ Александр Матвеевич (5.2.1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, Украина – 27.2.1943, близ дер. Чернушки, ныне Псковская обл.), сов. воин, Герой Сов. Союза (1943, посм.), рядовой (1942). Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. 27 февраля 1943) был советским пехотинцем во время Второй мировой войны, посмертно удостоенным звания Героя Советского Союза[2] за то.
Биография подвига: кем был Александр Матросов
Александр Матросов действительно был этапирован в уфимскую детскую трудовую колонию № 2 под новый, 1941-й год. Герой Советского Союза Александр Матвеевич Матросов родился в городе Екатеринославе (в наши дни — Днепр) 5 февраля 1924 года. Биография Александра МатросоваСуществуют различные слухи о месте рождения Александра Матросова. По официальной версии он родился в Екатеринославе Украинской ССР.