Блюда из блинов на Масленицу: рецепты от шеф-повара. Коронным кулинарным блюдом масленичной седмицы издавна считались блины. Масленицу празднуют целую неделю перед Великим постом, поэтому каждый день необходимо готовить разные блюда.
Главные фуд-тренды Масленицы: от блинов до панкейков
Масленица — один из самых древних праздников, знаменующий приход весны и солнца, сопровождающийся ритуалами в честь проводов зимы. В 2023 году Масленица продлится с 20 по 26 февраля, ровно за неделю до Великого Поста. Празднование Масленицы уходит корнями глубоко в язычество. Изначально праздник был связан с днём Весеннего Равноденствия.
В течение долгого времени праздник Масленицы отмечали неделю до и неделю после дня Весеннего Равноденствия. Однако после крещения Руси празднование сократили до недели и приурочили к Великому Посту.
У славян провожать Масленицу принято ритуалом сожжения чучела. Вместе с чучелом сгорает затянувшаяся зима и короткие хмурые дни. Масленица - лучшие 10 рецептов.
Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. При невозможности посещения храма в эти дни можно совершить поклоны дома. Конечно же, стоит приложить усилия, чтобы попасть в храм на Чин прощения в Прощеное воскресение.
Понедельник уходил на последние приготовления к празднику. Свекор со свекровью с утра отправляли невестку к ее родителям, а вечером приходили к ним в гости и лакомились блинами. В этот день в старину делали чучело Масленицы, которую наряжали в поношенную одежду. Вторник — «Заигрыши». В этот день было принято гулять — с играми и забавами. В деревнях и городах катались на санях и каруселях, съезжали с ледяных горок. Народ развлекали скоморохи, которые ходили по улицам и принимали угощения. Заигрыши считались днем сватовства. Парни приглядывались к девушкам, те тоже смотрели на них, чтобы понять: ждать сватов или нет. Свадьбы играли сразу после Великого поста. Среда — «Лакомка». В этот день зять отправлялся к теще на блины, которые женщины специально пекли для своих зятьев. Теща должна была накормить зятя досыта, тем самым подчеркнув, как он дорог ей. Так и родилась поговорка «Пришел зять, где сметаны взять? Столы должны были ломиться от яств. Зятья прославляли своих тещ, распевая песни в их честь. Женская половина после застолья отправлялась кататься на санях. Повсюду звучали смех и песни. Четверг — это «Разгул». С четверга начиналась Широкая Масленица, когда люди забывали о хозяйственных работах и предавались веселью. Горки, качели, карусели, катания на лошадях, игры в снежки, шумные пирушки — все забавы воспринимались на «ура». В деревнях водили хороводы и плясали до изнеможения. В четверг парни сражались в кулачных боях, идя «стенка на стенку». К боям готовились заранее, парясь в бане, наедаясь, чтобы набраться сил. За боями наблюдали девушки, радуясь силе и мощи своих избранников. Пятница называется «Тещины вечерки». Теперь уже зять должен был пригласить тещу на блины. Та приходила не одна — с родственниками и подругами. Блины к ее приходу готовила жена зятя, то есть дочка. Зять всячески демонстрировал уважение к теще, задабривая ее ласковыми словами, оказывая всевозможные знаки внимания. Фото: Екатерина Иванова Суббота — «Золовкины посиделки». На исходе Широкой Масленицы невестка звала родственников мужа в гости. Если золовки были не замужем, то на посиделках бывали их подруги, тоже незамужние девушки. Золовки, которые были замужем, звали замужних родственников. Воскресенье — Проводы Масленицы, Прощеное воскресенье. День, когда родственники и близкие просят друг у друга прощения за обиды и неприятности, которые были в минувшем году. Попросив прощения, непременно слышали в ответ: «Бог простит». Кульминацией этого дня было сжигание чучела Масленицы.
Заливная рыба и вареники: что готовить на Масленицу помимо блинов
Масленица. Всё о празднике, традиции, рецепты | Правмир | Ольга поделилась с нами рецептами любимых блюд, которые традиционно готовит на Масленицу. |
Любопытные факты о Масленице | В этом 2023 году масленичную неделю традиционно условно разделяют на два периода. |
Что едят на Масленицу - основные блюда к праздничному столу | Традиционно ярославская Масленица начинается с яркого и шумного карнавального шествия через историческую часть города. |
Традиционные блюда на Масленицу — | Традиционный русский пирог может стать главным блюдом праздничного застолья на Масленицу. |
Заливная рыба и вареники: что готовить на Масленицу помимо блинов
За неделю до поста мясо есть нельзя, но никто от этого не пострадал, ведь Масленица – это время блинов, которые способны заменить многие блюда. Меню на масленичную неделю включает в себя не только блины. Меню на масленичную неделю включает в себя не только блины. Посетители смогут познакомиться с традициями празднования Масленицы и попробовать блюда, приготовленные по рецептам разных народов России.
Масленица. Рецепты
третий день, среда - Лакомка, остальные названия и значения периода, когда в России пекут блины и сжигают чучело. Блюда из блинов на Масленицу: рецепты от шеф-повара. Что еще можно приготовить на Масленицу кроме традиционных блинов. В период Масленицы в большом количестве готовят классические, весьма питательные блюда.
Масленица в 2024 году: традиции и дата празднования
Как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами. Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах. Мультфильм «Ишь ты, Масленица», 1985 год Отмечают праздник с понедельника по воскресенье.
На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков. Понедельник — «Встреча Масленицы» В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям.
Если честно признаться, сладкая ватрушка — это скорее кондитерское, чем кулинарное изделие, что, впрочем, не мешает многим гурманам относиться к ней с почтением и даже с любовью.
Вообще говоря, ватрушкой называют круглые, открытые сверху и «защипанные» только с краёв, лепёшки из дрожжевого теста, наполненные, как правило, творогом, реже — вареньем, джемом или повидлом. Само название этого кушанья происходит от слова «ватра» — очаг. Так издревле называли его практически во всех славянских языках. Гениальный Н.
Гоголь был убеждён, что название этого кушанья — ватрушка — произошло от глагола «втирать» и от переиначивания слова «творог». Дескать, «вотри творог» — вот тебе и «вотрушка». А потом, со временем и по неграмотности, а также в связи с лёгкостью произношения, буква «о» тут трансформировалась в букву «а». И поэтому, борясь за «литературную справедливость» и «народную грамотность», он везде в своих книгах слово «ватрушка» писал через «о».
Кстати, и до сих пор во всех его книгах это «авторское» правописание сохранено. Но в данном случае можно уверенно сказать, что наш великий писатель заблуждался. Итак, для приготовления классической ватрушки нам нужны дрожжи, мука, яйца и творог, а также сахар или соль. Начнём с творога.
Творог для ватрушек тщательно отжимают и смешивают с сырым яйцом некоторые кулинары предпочитают для «золотистости» добавлять в творог не всё яйцо целиком, а только яичные желтки , слегка сластят если ватрушки будут подавать к чаю или присаливают если к супу или бульону. Тестяную основу ватрушки делают либо из пшеничной муки высшего качества, либо из смеси пшеничной и ржаной муки. В первом случае, как правило, и тесто, и творог слегка сластят. Во втором — присаливают, а в творог добавляют немного жареного или пассированного лука.
Накануне с вечера из дрожжей, воды, сахара и полустакана муки готовят опару такую же, как для блинов и ставят её в тёплое место. После того как опара как следует «заиграет», её надо «осадить», потом замесить лёгкое, некрутое ватрушечное тесто.
Праздники Масленица Масленица — любимый народный праздник. Длится целую неделю. Каждый год он бывает в разные сроки — со второй половины февраля до первых дней марта.
Начало масленичной недели зависит от Пасхи — большого весеннего праздника. А время Пасхи меняется от года в год. Чтобы узнать, когда наступит Масленица. Надо от даты Пасхи в текущем году отсчитать назад семь недель. Восьмая неделя — Масленица.
В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта. В 2021 году масленичная неделя будет с 8 по 14 марта. В 2022 году масленичная неделя начнется 28 февраля и продлится до 6 марта. История праздника Масленицы Масленица — древний праздник. Он пришел к нам от славянских племен задолго до появления и принятия на Руси христианства, во времена повсеместного распространения язычества.
Празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Это время проводов зимы и ожидание теплых весенних дней.
А если есть желание, приготовьте по нашему рецепту пирожные с кремом из творожного сыра. Начинки могут быть самыми разными: с картошкой, грибами, квашеной капустой, с творогом, яблоками или вишней. За разговорами и песнями их можно налепить на всю семью и ближайших родственников. Чем не повод встретиться с подружками или сестрами и устроить соревнования по лепке, плавно переходящие в дегустацию? Если нет времени, выбирайте готовые полуфабрикаты. В зависимости от начинки и ваших предпочтений вареники могут стать отличным блюдом для завтрака или ужина.
Праздновали шумно, ели «от пуза» — помнили, что впереди Великий пост и доесть яства назавтра не получится. Стол буквально ломился от угощений: главным блюдом были, конечно, блины и оладьи символы солнца и приближающейся весны , на горячее подавали запеченную рыбу, вареники, курники, в качестве закусок — соленья и драники. А на десерт готовили печеные яблоки, медово-ореховую пастилу, всевозможную выпечку, сладкие молочные блюда. Семь рецептов сладких начинок для блинов на каждый день Масленицы Главным лакомством после блинов были ароматные медовые пряники. Почему бы не испечь их вместе с домочадцами? Сделайте пряники в форме птиц, солнца, цветов, разукрасьте цветной глазурью, чтобы поднять настроение и приблизить наступление весны.
Масленица: история, традиции и обычаи
Кроме того, в числе традиционных масленичных блюд можно назвать те, в состав которых входят сыр и творог – например, ватрушки или вареники с творогом. рассказывает о днях масленичной недели, повествуя о том, что принято делать в каждый из них. О приметах этого языческого праздника и что, согласно обычаям, нельзя делать в период Масленицы — в материале Еду, оставшуюся от Масленицы, никогда не выбрасывали, это считалось плохой приметой. Масленичная неделя — отличный повод отдать должное русским блинам, но почему бы не разнообразить привычное праздничное меню актуальными кулинарными веяниями? 5 традиционных масленичных блюд. К нам пришел радостный праздник Масленица!
Где блины, тут и мы – россияне вспоминают традиции Масленицы, а журналисты UG.RU делятся рецептами
Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм.
Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду.
Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд.
Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости.
Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси.
Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства».
Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности.
Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней.
Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода.
Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями.
Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!
А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит.
А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века.
Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить.
Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам.
Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов.
Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества.
Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению.
Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки».
Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец.
Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение.
Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством.
Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий».
Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности.
Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда.
В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи. Четверг называют широким, разгулом. Это самый разгар гуляний и веселья. Молодежь развлекалась различными играми, а мужчины принимали участие в кулачных боях. Пятница — это тещин вечерок, день, когда молодожены наносили визиты гостям, присутствовавшим на их свадьбе. Обязательно нужно было заехать к теще: если зять ей нравился, она накрывала богатый стол, угощала его блинам, различными лакомствами. Кроме того, именно в этот день родственники молодых парней и девушек могли сговориться о браке.
В субботу проводят золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа, и смысл этого дня — в общении с близкими. Невестки звали в гости родню мужа, своих родственников. Воскресенье называют целовальником или проводами, прощеным. В этот день люди просят друг у друга прощения за все обиды «вольные и невольные», которые нанесли в течение года. В знак прощения и примирения надо было поцеловать человека. В этот день завершались гуляния.
Масленица в вопросах и ответах Традиции Масленичной недели немного различаются в зависимости от регионов, однако смысл и время празднования остаются неизменными. Что же стоит знать об этом празднике? Откуда пошло название? Масленицей праздник назвали из-за большого количества масляной, сытной еды, которые готовили в это время. Всю неделю было принято лакомиться молочными продуктами. Интересно, что даже христианская церковь разрешает на Масленицу вкушать молочную пищу в постные дни среду и пятницу. Существуют и другие названия этой недели: Колодий, Масница, Комоедица.
Последнее связано с медведями, которых славяне называли комами. В дохристианские времена, когда праздник отмечали в день весеннего равноденствия, считалось, что именно на Комоедицу просыпались из спячки медведи. Современное название Масленица — появилось примерно в XVI веке. Существует еще одна версия происхождения названия. Масленица — это одно из имен славянской богини Лели. Что едят на Масленицу?
Отмечается в течение недели, предшествующей Великому посту. Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Праздник сохранил большое влияние дохристианской славянской мифологии. И западноевропейский карнавал, и Масленица знаменующие переход от старого года к новому, от зимы к весне [2].
Сохраняются традиционные обряды и атрибуты народного празднования Масленицы — сжигание чучела Масленицы, забавы, гулянья. Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4]. Обряды и традиции Семён Кожин. Проводы зимы. Россия, XVII век.
Для славян в дохристианские времена Масленица символизировала пробуждение природы, ее обновление, а значит, и подготовку к полевым работам. К каким понятиям обращались славяне, празднуя Масленицу? Солнце Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге Константин Маковский Приход весны означал, что солнце начинало светить ярче и дольше. Его представляли в виде огненного колеса, которое катится по небосводу. Сжигание чучела Масленицы Аполлинарий Васнецов «Русские поселяне, встречая во время Масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе надето вертящееся колесо. В Сибири сажают на это колесо парня, наряженного в женское платье и кокошник, что согласно с нашими народными преданиями олицетворяет солнце в женском образе», — писал фольклорист Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» 1865—1869. Дождь Масленица Петр Грузинский В образе солнца славяне чествовали стихию огня, но не менее важна была живительная влага — весенние дожди и грозы, которые также стремились вызвать особыми ритуалами. В древнем сознании небеса представлялись океаном, а тучи — кораблями. Афанасьев приводит сведения, как во время Масленицы имитировали корабли санями.