Вспоминаем традиционные блюда и рецепты царской России, без которых нельзя было отмечать Масленицу. А традиционным масленичным напитком считается сбитень. Блюда из блинов на Масленицу: рецепты от шеф-повара. Когда и как праздновать Масленицу в 2024-м.
Икра, каспийская селедка и гурьевские блины. Старинные традиции Масленицы
Масленица 11 марта по 17 марта 2024: обычаи и традиции🥞 | В этом 2023 году масленичную неделю традиционно условно разделяют на два периода. |
Масленица: с чем есть блины? | Масленичные блюда — блюда, содержащие в большом количестве молочные продукты, масло, яйца и, разумеется, традиционные блины. |
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?
Этот праздник длится целую неделю и выпадает как раз перед Великим постом. Несмотря на то, что масленица это еще не пост, но по традиции на этой неделе мясо есть уже нельзя, зато молоко, масло, сыр, яйца, а также рыбу можно. Потому не случайно главное блюдо на Масленицу - это блины.
В первый день недели устанавливают на площадях наряженное соломенное чучело как символ уходящей зимы, которое сжигают в последний день Масленицы. Что готовят на Масленицу кроме блинов Главным угощением Масленой недели считаются блины, жаренные на сковороде. Помимо блинчиков на столах присутствуют и другие вкусные блюда на Масленицу. Хозяйки готовят разные варианты мучных изделий, блюда с рыбой, овощами, закуски, горячие супы и похлебки, вареники с использованием начинок из творога, капусты, картошки, вишни. Каждая хозяйка старается разнообразить стол для семьи и гостей. Поэтому вопрос, что готовят на масленицу кроме блинов, интересует большинство женщин. Учитывая запрет на мясо, на столах встречаются различные блюда, например из рыбы: пироги с семгой, лососем; малосольная или соленая сельдь; заливное.
Пироги, пирожки и вареники точно так же, как и блинчики готовятся с разнообразными начинками. Это может быть рыба, вареные яйца, творожная масса, медово-ореховая пастила, тушеная капуста и картофельное пюре. Обратите внимание, что готовят на масленицу также и драники. Рецептов этого уникального блюда множество. Очень вкусные драники с грибами и сметаной в духовке. Главным отличием данного блюда от классического считается запекание в горшочке уложенных слоями драников, сметаны, грибов, обжаренных с луком. Продукты к праздничному столу Чтобы не тратить свободное время на приготовление блюд, горячие блюда на масленицу можно заказать в интернет-магазине «Кремлевский выбор». Курьер доставит свежее блюда и продукты в удобное время и по указанному адресу.
Затем шли по улицам, пели и выпрашивали пирожные в булочных. У народов, исповедующих буддизм китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев время веселья, официальных выходных, подарков и пожеланий проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В домах ведется уборка, готовят наряды и платки из дорогого шелка и парчи, подарки, чистят трубки старшим, готовят праздничные угощения, мужчины готовили скакунов чесали им гриву, обновляли сбрую и седло. Затем все обтираются кусочком теста из муки и воды , лепят из него символическую фигурку, мысленно передавая ей все свои болезни, беды и неудачу, затем несли их в храм, складывали в ритуальный костер, где после молебна поджигали его и просили, чтобы с огнем ушло все плохое. Считалось, что этот ритуал устранял все неприятности, очищал от всего плохого, и человек обретал благополучие, счастье, мир и спокойствие. Масленица в Британии отмечается менее пышно, чем в других странах Европы. Масленица была распространена повсеместно и отмечалась шумным весельем, различного рода состязаниями и традиционным масленичным блюдом - блинами. В этот день популярны различного рода состязания, борьба, кулачные бои. Самым популярным мужским состязанием по сей день остается футбол, который раньше был не просто развлечением, но и важным религиозным ритуалом. В него играло даже духовенство, притом и внутри религиозных зданий. Во Франции зиму провожают традиционным карнавалом — Mardi Gras, который начинается рано утром пышным шествием, тут тоже пекут блинчики, готовят закуски и супы.
Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири.
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния
Блюда на Масленицу: что приготовить, кроме блинов | Масленичная неделя не обходится без традиционного блюда. |
Русский праздник Масленица: история и традиции — Щи.ру | Образ жизни - 23 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - |
Масленица — Википедия | В период Масленицы в большом количестве готовят классические, весьма питательные блюда. |
Пироги с творогом и жареное тесто: что готовили на Масленицу в старину
РИА Новости, 1920, 28.02.2022. В Масленицу традиционно вспоминали покойных, отсюда и традиция печь блины. Масленичная неделя — отличный повод отдать должное русским блинам, но почему бы не разнообразить привычное праздничное меню актуальными кулинарными веяниями? всевозможные блины. Рецепты на масленицу подробно и с душой расскажут, что готовить на масленицу. Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста.
Масленица и православие
- Понедельник — «Встреча Масленицы»
- 5 блюд, без которых невозможно представить Масленицу
- Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞
- Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю -
Масленица: история, традиции и обычаи
Масленица – один из самых задорных праздников в году, празднование которого длится семь дней. За неделю до поста мясо есть нельзя, но никто от этого не пострадал, ведь Масленица – это время блинов, которые способны заменить многие блюда. Несмотря на то, что все дни Масленицы были переполнены традиционными блинами, хозяйки также готовили и другие блюда на их основе: блинчатые пирожки, луковник, блинницы. Готовить традиционные масленичные блюда, такие как блины, пироги и вареники. Масленичная неделя — отличный повод отдать должное русским блинам, но почему бы не разнообразить привычное праздничное меню актуальными кулинарными веяниями?
Блюда на Масленицу 2024
Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования | Вкусный и традиционный пирог — отличный вариант для масленичного блюда. |
Масленница. История праздника и традиции. | Образовательная социальная сеть | Что приготовить на Масленицу: 60 лучших рецептов самых разных блюд, традиционных и необычных. |
Масленица, блюда на масленицу 2024 - рецепты с фото на Повар.ру (574 рецепта масленицы) | В 2023 году масленичная неделя приходится на период с 20 по 26 февраля. |
Масленица блинами богата: какие еще блюда готовят на этот праздник
С традиционным блюдом, без которого не обходится ни одна Масленица, связано много праздничных обрядов Сырной недели. Что можно готовить на Масленицу Ватрушки Драчёна Каймак Варенец — традиционный напиток Простокваша и домашний творог Что еще готовят на масленицу? Когда и как праздновать Масленицу в 2024-м. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Существуют десятки вариантов приготовления традиционного масленичного блюда. 5 традиционных масленичных блюд. К нам пришел радостный праздник Масленица!
Заливная рыба и вареники: что готовить на Масленицу помимо блинов
Когда поднимется тесто, уложить его столовой ложкой в середину листа, сделать углубление и положить половину ложки начинки. С помощью бумаги закрепить края теста, слепив пирожок. Дать подняться и испечь в горячей печи. Вынуть на салфетку.
Подавать со сливочным маслом и сметаной. Фото: Depositphotos Белорыбица под майонезом Отварить рыбу, достать и остудить. В рыбный бульон добавить прованское масло и уксус и взбивать на льду деревянной лопаткой до белого цвета и загустенья.
Выложить рыбу на блюдо, полить майонезом и обложить салатом и крутонами из ланспика. Фото: Depositphotos Котлеты из рыбы со спаржей Изрубить рыбное филе, добавить соль, перец, добавить пожаренную яичницу и перемешать до однородной массы. Вылепить маленькие котлеты, запанировать в яйце и сухарях, затем обмакнуть в масло и опять в хлеб.
Обжарить и добавить в качестве гарнира зеленую спаржу. Фото: Depositphotos Суфле с пармезаном по-итальянски 4 столовых ложки растопленного масла, 8 столовых ложек молока доводят до кипения. Добавляют по 4 столовые ложки картофельной и пшеничной муки, затем надо развести холодными сливками и вбить 16 желтков.
В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж.
Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37].
Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43].
Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т.
Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1].
Разогрейте сотейник, выложите в него сахар со сливочным маслом. Помешивайте соус на небольшом огне, пока не получится карамель.
Натрите цедру одного апельсина, из двух других апельсинов выжмите сок, добавьте к этому сок половины лимона и его натертую цедру. Влейте в карамель смесь из сока и цедры и готовьте, пока соус не загустеет. Выложите в соус блинчики и ешьте поскорее, чтоб не остыло.
Также в этот день вечером дети отправлялись по домам и храмам, чтобы поколядовать. Им раздавали сладости и блины. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы. Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща существовал и такой обычай обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей" Несмотря на то, что пятница не считалась выходным, все конторы, магазины и лавки не работали, а всех детей, кто где-либо учился, отпускали домой. Зачастую собиралась просто вся родня, а жена устраивала пышный ужин с блинами и различными лакомствами. В этот день прощались с Масленицей и поэтому гулянья достигали своего пика.
Все улицы были забиты празднующими. Игры, представления, бои и многие другие развлечения - все это осуществлялось с особенной радостью. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его. Естественно в воскресение прощались все обиды и оскорбления. Вообще этот день считался днем очищения от всего греховного, поэтому старались также помочь и беднякам.