один из тех примеров, которые в наше время «раритетно» интерпретировать весьма рискованно.
"Псковитянка" в Мариинском театре
В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Подробнее Премьера постановки: 18 марта 2019 года. Капитальное возобновление: 25 апреля 2008 года.
К шатру Грозного приносят сраженную случайным выстрелом Ольгу. В отчаянии Иван Васильевич зовет лекаря Бомелия, но Ольга уже мертва...
Безутешный царь склоняется над телом своей дочери. Это единственное в мировой оперной литературе произведение, работа над которым продолжалась — в той или иной форме — 35 лет! Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера в первой редакции состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года. Затем последовали вторая редакция 1876—1877 , не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная 1891—1894. В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка».
Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех. По словам известного критика Германа Лароша опера «ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением… Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя считать просто сочувственным, это был ряд оваций.
Композитора вызывали при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза». Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. После премьеры самый популярный хор из оперы — песню псковской вольницы — можно было часто услышать в стенах Университета и Медико-хирургической академии. Мнения же критиков разделились.
Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты «Псковитянку» в целом похвалили. В репертуаре театра опера продержалась почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции нигде не ставилась. Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного.
Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. В течение многих лет Шаляпин углублял и совершенствовал свою трактовку образа Грозного, достигнув в итоге выдающегося художественного результата. Для самого артиста эта роль стала в некотором роде эмблематической: благодаря тиражированию в тысячах фотопортретов и почтовых карточек, образ Шаляпина—Грозного получил у современников большую популярность. Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1952 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008 году. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением отдельных авторов или журналистов. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации FiNE NEWS — идеальное решение для тех, кто хочет получать качественные новости без лишнего мусора. Мы отбираем только то, что действительно стоит вашего внимания.
В массовых сценах какая-то бестолковая суета — ну, бегают то девки в кокошниках, то бородатые мужики с дубинами, то псковичи бестолково иконы таскают туда-сюда — и никакого отражения проявлений народного духа. Всё внешне, в пышно-лубочной манере. В дуэтах — в основном театральные штампы, психологичности сцены практически лишены. Погибающую Ольгу не жаль. Переживаний царя не видно, да и характер его отражен в каком-то примитивном виде — «но сурово брови мы насупим». Постановщики, вероятно, хотели подчеркнуть какие-то параллели с «Борисом Годуновым», которые можно усмотреть в музыке — в одной из массовых сцен появляется кто-то наподобие Юродивого, который то с просветленным видом устремляет глаза к небу, то хватает за полы Грозного царя.
Во время спектакля - в связи с неутихающим спором относительно современной оперной режиссуры — у меня невольно возникала мысль: может ли быть хороша «классическая постановка» сама по себе, только в силу «классичности»? Полагаю, что нет. Как и не может быть «плоха» или «хороша» авангардная постановка сама по себе, по причине авангардности. Для того чтобы любая постановка была хороша, должны в ней быть яркие, драматичные, потрясающие ум и воображение сцены - например, как те, о которых рассказывала Надежда в потоках про старые постановки «Орлеанской девы» и «Пиковой дамы». Хотя — кто знает, как бы мы отреагировали на эти спектакли, если бы они были восстановлены сейчас? Такая декоративная «классичность», как в этой «Псковитянке», меня не удовлетворила, хотя декорациям могу с восторгом похлопать но ради них ли мы ходим в оперу? Теперь о музыкальной стороне. В целом - не очень убедило. С удовольствием слушала только оркестр — и то в гергиевской записи этой оперы с Горчаковой исполнение в целом более отточенное и качественное в смысле формы.
В спектакле были провисания. Между тем, увертюра и cимфонические антракты прозвучали очень хорошо. Также понравились массовые сцены.
"Псковитянка", oпера в трех действиях (постановка 1952 года). Мариинский театр. 06.10.2017
Впервые в России классическую оперу показали на открытом воздухе и в естественных декорациях исторического памятника — непосредственно в тех местах, где происходили события, отраженные в либретто. В постановке участвовали около 550 человек — труппа Государственного академического Большого театра России, солисты Мариинского театра, псковские артисты, члены псковского клуба исторической реконструкции «Плесков-град» и другие.
О том, что русский язык, русский дух, русскую культуру нужно оберегать. В сценическом действии мы отталкивались от традиций иконописи. Новая версия постановки сделана с опорой на спектакль 1994 года, который был очень хорошо принят в Петербурге и затем проехал по всему миру.
Из знакомых образов зрители девяностых могут узнать красивые исторические костюмы Ирины Чередниковой. У них будет свое симфоническое развитие: от ярко-красных в начале оперы до жемчужно-белых в финале, когда мы переносимся в невидимый град». За дирижерским пультом — Валерий Гергиев, выдающийся российский дирижер, генеральный директор Мариинского театра и Большого театра. Творческие заслуги Валерия Гергиева отмечены десятками национальных и международных наград. Маэстро удостоен звания «Народный артист России», является пятикратным лауреатом премии «Золотая маска» и четырехкратным лауреатом премии «Золотой софит».
Кроме того, композитор вносил изменения в партитуру третьей редакции при каждом новом постановке оперы в театре, и это продолжалось до 1903 года, когда 28 октября произведение впервые было исполнено на сцене Мариинского театра. Если возникнут вопросы или потребуется консультация по поводу предстоящих мероприятий — к вашим услугам наши специалисты. Звоните по телефону, указанному на сайте. Наша информационная служба работает с 9:00 до 21:00 без выходных.
Фото и видео съемка спектакля Во время проведения спектакля средства связи мобильные телефоны, смартфоны должны быть отключены или переведены в беззвучный режим. Фото-, кино-, видео-, телесъёмка, любые виды аудиозаписи спектаклей или их фрагментов без разрешения администрации запрещены. Можно подарить артисту цветы? Цветы для артистов, Вы можете передать сотрудникам службы зала для последующего вручения, либо вручить лично из зрительного зала без допуска на сцену или за кулисы. Как вернуть заказ При отмене, замене или переносе мероприятия - Клиент может вернуть билеты и получить денежные средства в полном объеме.
Бесплатная доставка Бесплатно доставим Вам заказ за 2 часа курьером по Москве!
Мариинский театр возобновляет версию 1952 года оперы «Псковитянка»
Увидеть «Щелкунчика» на исторической сцене Мариинского театра можно 15, 16 и 18 февраля (в 14:00 и 19:00). -фест. Всемирно известный дирижер Валерий Гергиев сообщил, что возможно уже этим летом, в июле, на территории Псковского кремля будет поставлена опера «Псковитянка» в исполнении Мариинского театра. Мариинский театр к 180-летию Римского-Корсакова покажет «Псковитянку» и «Царскую невесту». Опера "Псковитянка" го-Корсакова была представлена Мариинским театром 7 мая в рамках VII М. Мариинский театр сегодня — Приморская сцена Мариинского театра откроет Год Пушкина оперными шедеврами. Увидеть «Щелкунчика» на исторической сцене Мариинского театра можно 15, 16 и 18 февраля (в 14:00 и 19:00). -фест.
Мариинский театр приедет на трехдневные гастроли в Москву
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Именно его монументальные исторические декорации, ставшие классикой «большого стиля», были воссозданы в 2014 году под руководством сценографа Альоны Пикаловой — они украшают нынешнюю постановку Большого театра. Режиссер возобновления — Юлия Певзнер, художник по костюмам — Елена Зайцева, музыкальный руководитель — Геннадий Рождественский.
Сюжет оперы основан на подлинной судьбе третьей супруги Ивана Грозного Марфы Собакиной, умершей через две недели после свадьбы. Однако опера не претендует на историческую достоверность.
Затем последовали вторая редакция 1876—1877 , не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная 1891—1894. Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех. Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1951 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008-м.
Появляется Ольга с мамкой. Княжна признаётся, что подслушала разговор приёмного отца с Матутой, и жалуется на свою сиротскую долю. Ольга грустна, но вместе с тем странное чувство овладевает ею. С нетерпеливым волнением Ольга ждёт появления царя. Колокола гудят всё громче, на площади появляется сам царь Иван Васильевич. Народ падает ниц с мольбой о пощаде.
Картина четвёртая: Иван Грозный у входа в палаты князя Токмакова. Токмаков отвечает ему глубоким поклоном. Царя ведут к столу, на почётное место. Узнав, что у князя есть дочь, царь желает, чтобы она поднесла ему чашу. Входит Ольга, за ней — Стеша и сенные девушки с угощением. Когда Ольга поднимает голову, поднося чашу царю, — Иван Грозный узнаёт в ней черты когда-то горячо любимой им женщины, Веры Шелоги.
Царь поражен, с трудом ему удаётся скрыть волнение и растерянность. Оставшись наедине с Токмаковым, выспросив, кто мать Ольги, Грозный понимает, что встретил родную дочь. Это кажется ему знамением, и он милует мятежный Псков: «Да престанут все убийства! Псков хранит Господь! Действие третье: Картина пятая. Лес близ Печёрского монастыря.
Девушки идут на богомолье. Ольга отстаёт от них, чтобы встретиться с Михайлом Тучей. Ольга надеется вымолить любимому прощение у царя, однако Туча отказывается идти на поклон к Ивану Грозному и зовет Ольгу покинуть родные края. Не задумываясь девушка соглашается. Ничто более не связывает её с Псковом. Неожиданно появляется Матута.
Он выследил Ольгу. Его холопы ранят Тучу, а девушку уносят с собой. Картина шестая: Царская ставка близ Пскова. Не спится царю Ивану. Встреча с дочерью разбудила в нём воспоминания о минувшей молодости. Но мысли его вновь обращаются к делам государства.
Большой и Мариинский театр проведут обменные гастроли
Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Главная» Новости» Новости мариинского театра санкт петербург. сюжет в передаче "Царская ложа" от 26 июня 2008 года о премьере оперы го-Корсакова "Псковитянка": Павловская, Тановицкий, Беззубенков, Гассиев, дир. Сегодня "Псковитянка" в Мариинском театре идет в классической постановке 1952 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008 году. Мариинский театр. «Псковитянка» с прологом «Боярыня Вера Шелога».«Псковитянка» Римского-Корсакова — народная музыкальная драма с ожившими событиями далекого прошлого.
«Псковитянка» в Мариинском: Как убили дочь Ивана Грозного
Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Подробнее Премьера постановки: 18 марта 2019 года. Капитальное возобновление: 25 апреля 2008 года. Спектакль идёт с двумя антрактами.
В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Подробнее Премьера постановки: 18 марта 2019 года. Капитальное возобновление: 25 апреля 2008 года.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации FiNE NEWS — идеальное решение для тех, кто хочет получать качественные новости без лишнего мусора. Мы отбираем только то, что действительно стоит вашего внимания. На сайте могут публиковаться сторонние материалы с соответствующим выполнением обязательств по сохранению авторских прав.
Лес близ Печёрского монастыря. Девушки идут на богомолье. Ольга отстаёт от них, чтобы встретиться с Михайлом Тучей.
Ольга надеется вымолить любимому прощение у царя, однако Туча отказывается идти на поклон к Ивану Грозному и зовет Ольгу покинуть родные края. Не задумываясь девушка соглашается. Ничто более не связывает её с Псковом. Неожиданно появляется Матута. Он выследил Ольгу. Его холопы ранят Тучу, а девушку уносят с собой. Картина шестая: Царская ставка близ Пскова. Не спится царю Ивану. Встреча с дочерью разбудила в нём воспоминания о минувшей молодости. Но мысли его вновь обращаются к делам государства.
Он хочет видеть Русь единой, подчинённой одному могучему властелину. Раздумья царя нарушает князь Вяземский. Он схватил Матуту, похитившего Ольгу. Царь в гневе готов убить Матуту, но тот рассказывает, что застал княжну во время свидания с «ослушником царской воли» Михайлом Тучей. Царь велит немедленно ввести Ольгу. Иван Васильевич хочет забрать Ольгу с собой в Москву, а Тучу бросить в темницу. Ласковой речью Ольга смягчает сердце царя: с детства она привыкла молиться за него, любила всегда как родного отца. Иван Грозный уже готов признаться дочери, что он и есть её родной отец, но вблизи шатра раздаётся песня вольницы — это Михайло с товарищами пришел освобождать Ольгу. Разгневанный царь приказывает уничтожить восставших, а Тучу взять живым. Ольга, услышав прощальные слова любимого, выбегает из шатра.
Раздаётся пушечный залп. Все нападавшие погибли. К шатру Грозного приносят сражённую случайным выстрелом Ольгу. В отчаянии Иван Васильевич зовёт лекаря Бомелия, но Ольга уже мертва… Безутешный царь склоняется над телом своей дочери. Спектакль идёт с двумя антрактами. Стоимость 800 - 4800.
Билеты на Псковитянка
Мариинский театр привез в Москву оперу Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Спектакль поставили на Исторической сцене Большого, сообщает телеканал «Известия». В Большой театр вернулась «Псковитянка» Случилось то, о чем автор этих строк мечтал больше полутора десятилетий, с. Всемирно известный дирижер Валерий Гергиев сообщил, что возможно уже этим летом, в июле, на территории Псковского кремля будет поставлена опера «Псковитянка» в исполнении Мариинского театра. "Псковитянка": исторический детектив в Мариинском театре Псков XVI века, в столкновении муниципальной вольницы и столичной госвертикали Ивана Грозного гибнет его незаконнорожденная дочь Ольга. Мариинский театр. «Псковитянка» с прологом «Боярыня Вера Шелога».«Псковитянка» Римского-Корсакова — народная музыкальная драма с ожившими событиями далекого прошлого. Материалы рубрики.
Опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
Также впервые к акции масштабно присоединится Приморская сцена Мариинского театра — она представит Дальневосточный Пасхальный фестиваль, который пройдет с 9 по 14 мая в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях. Традиционными останутся обширная география и насыщенные программы — симфоническая, хоровая и звонильная.
Премьера состоялась весной 2008 года. Колядка как обрядовая песня, колядование как общинное действо, Коляда как солнечное божество - вот что особенно интересовало композитора.
Архаичные напевы он вплел в музыкальную ткань оперы, из оперного хора создал веселую, яркую, шумную толпу колядовщиков. Премьера представляемого в Москве спектакля в постановке Ильи Живого и сценографии Ксении Пантиной костюмы Варвары Евчук была сыграна в январе 2021 года. Кстати Ответный визит в Северную столицу нанесет вскоре и труппа Большого театра. На сцене Мариинки с 27 по 29 февраля представят еще одну оперу Римского-Корсакова - "Царская невеста".
В 2024 году Большой и Мариинский устраивают обменные гастроли. Для московской публики подготовили три спектакля. Двустороннее турне проходит впервые за два десятилетия.
В каждой картине сцена предстает в новых декорациях: перед нами то утопающий в зелени княжеский двор, то городская площадь и фасад каменного собора, то древние стены Псковского кремля, то убранство княжеских хором, то тёмный лес и виднеющиеся в просвете купола Печорского монастыря. Впечатление это всё, конечно, производит. Яблони, обильно усыпанные налившимися плодами, и «гроздья красные рябин» - почти как натуральные. Лес в пятой картине сооружен с большою тщательностью — и листья резные, и дерево качается от ветра, и капли дождя падают на землю, заставляя при вспышках молний блестеть намокшую листву. А в следующей картине даже рябь на протекающей вдали реке видна. Дождь в лесу и три всадника на самых что ни на есть настоящих лошадях, которые во время оркестрового антракта несколько раз проходят через сцену, в последний раз почти вскачь - вызывали особую овацию зала. Следует сказать, что одна из основных бед старых постановок — длительная смена декораций — здесь каким-то образом решена, перерывы между картинами незначительны по времени.
Костюмы и реквизит, естественно, исторические — кафтаны, сарафаны, бороды, кокошники, дубины, рогатины, иконы и проч. Так что глазу есть чему радоваться. Но беда, на мой взгляд, в том, что глаз радуется, а ум отдыхает. В собственно постановочном решении ничего не произвело на меня впечатления, ничего особенно не поразило. В массовых сценах какая-то бестолковая суета — ну, бегают то девки в кокошниках, то бородатые мужики с дубинами, то псковичи бестолково иконы таскают туда-сюда — и никакого отражения проявлений народного духа. Всё внешне, в пышно-лубочной манере. В дуэтах — в основном театральные штампы, психологичности сцены практически лишены. Погибающую Ольгу не жаль. Переживаний царя не видно, да и характер его отражен в каком-то примитивном виде — «но сурово брови мы насупим». Постановщики, вероятно, хотели подчеркнуть какие-то параллели с «Борисом Годуновым», которые можно усмотреть в музыке — в одной из массовых сцен появляется кто-то наподобие Юродивого, который то с просветленным видом устремляет глаза к небу, то хватает за полы Грозного царя.
Во время спектакля - в связи с неутихающим спором относительно современной оперной режиссуры — у меня невольно возникала мысль: может ли быть хороша «классическая постановка» сама по себе, только в силу «классичности»?