В Викитеке есть тексты по теме Манифест о незыблемости самодержавия.
Самодержавие - что такое? Манифест о незыблемости самодержавия
После убийства Александра II Александр III, в конце концов, склонился к твердой линии, результатом которой стал знаменитый манифест, в котором говорилось «о незыблемости Самодержавия». Манифе́ст о незы́блемости самодержа́вия — обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего. Манифе́ст о незы́блемости самодержа́вия — обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего. Манифест о незыблемости самодержавия — Обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего царствования; имел следующий заголовок. Манифест о незыблемости самодержавия — Обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего царствования; имел следующий заголовок. Манифест о незыблемости самодержавия является важным историческим документом, который определяет основные положения и принципы русской автократии.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Национальная и конфессиональная политика
- Последний блеск империи. Самодержавие - что такое? Манифест о незыблемости самодержавия
- Что такое "Ананасный манифест" Александра III? | История с Vir Magnus | Дзен
- Манифест о незыблемости самодержавия. Как посеять раздор и расколоть Россию
Манифест о незыблемости самодержавия — суть в неизменности власти
Он закреплял основные принципы источников власти и принципы организации государства. Благодаря этому манифесту Россия стала непоколебимым авторитарным государством, и самодержавие стало основой российского политического и правового строя. Император обладал всей полнотой власти и прав, не ограниченных законами или уставами. Он имел право издавать законы, назначать должностных лиц и управлять государственными делами. Император был назначен главой Русской православной церкви и имел власть назначать церковные должности. Манифест закрепил суверенитет и независимость Российской империи.
Принципы манифеста Одна власть. Манифест признает непреложность и незыблемость власти, находящейся в руках самодержца. Государственное устройство строится на принципе единоличного монархического правления. Манифест подчеркивает особую роль самодержца в управлении государством. Вся власть и полнота ее исполнения сосредоточены в руках монарха, который является непосредственным представителем божественной воли.
Неприкосновенность монарха. Манифест утверждает неприкосновенность и незыблемость монарха, который не может быть отстранен от власти никакими средствами. Единство государства. Манифест признает единство государства и отвергает любые формы разделения власти. Манифест устанавливает систему представительства при поддержке самодержавного монарха.
Этот принцип закрепляет одностороннюю зависимость граждан от автократической власти. В манифесте также акцентируется значимость государственной безопасности и обороны. Контроль над армией и полицией играет важную роль для Монарха, поскольку это позволяет ему обеспечивать внутреннюю стабильность, сдерживать протесты и недовольство населения, а также защищать государственные интересы внешне. В центре манифеста о незыблемости самодержавия лежит идеология, согласно которой Монарх является высшей силой и руководителем страны. Сквозь каждое положение манифеста просматривается принцип веры в определенность и непогрешимость автократического правления, что ставит Монарха над обществом и позволяет ему определять судьбу страны. Таким образом, манифест о незыблемости самодержавия представляет собой комплексный документ, в котором сформулированы принципы и идеология автократического правления, основанные на зависимости от Монарха, признании его непогрешимости и приоритета государственной цели над интересами граждан. Основные положения манифеста В манифесте было заявлено, что самодержавие является единственной формой правления, достойной России, и что права и свободы граждан должны подчиняться интересам государства. Обращаясь к своим соотечественникам, император Николай I подчеркивал необходимость верности и преданности народа своим правителям, а также заботу о развитии и процветании страны. Манифест подчеркивал необходимость соблюдения законов и подчинения государственным органам.
Все личные интересы и права граждан должны были подчиняться общественным интересам и потребностям государства. Важным положением манифеста была поддержка и защита традиционной религии, что отличало Россию от других европейских стран, где в ту эпоху христианство потеряло свое значение в государственном строе. Манифест о незыблемости самодержавия явился попыткой укрепить власть императора и закрепить привилегии самодержавия в России. Он стал одним из важнейших документов, определивших политику и систему правления в стране на более чем полутора столетия после его принятия. Исторический контекст самодержавия Самодержавие в России имеет длительную историю, начиная с установления княжеской и царской власти. Оно было объявлено незыблемым в манифесте, подписанном императором Николаем I в 1825 году. Однако истоки самодержавия можно найти еще в глубокой древности, когда древние славянские племена объединялись в княжества и формировали свои государства.
О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России. Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления. Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицем Всевышнего Бога, веруя, что, предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит Нас Своею Всесильной помощью. Веруем также, что горячия молитвы благочестиваго народа, во всем свете известнаго любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления.
Так, к концу царствования Александра 2 и началу государственной деятельности Победоносцева 1880 в России насчитывалось 273 церковноприходских школы с 13 035 учащимися, а к концу его деятельности 1905 таких школ в стране уже насчитывалось 43 696 с 1 782 883 учащимися. Не менее был озабочен К. И в этом отношении им было сделано очень много. Благодаря ему из государственного казначейства был значительно увеличен отпуск сумм на жалованье духовенства, а в 1902 г. Его желанием было, чтобы духовенство, окрепнув материально и освободившись от принижающего гнета нужды, заняло в общественном и государственном строе то место, которое отвечает его действительному значению. Отмечается учреждение новых епархий, приходов и устройство при возникавших женских обителях школ и благотворительных учреждений для окрестного населения. Пересмотрены были уставы и штаты духовно-учебных заведений. Стараниями Победоносцева особенно развилось церковно-книжное издательство. После издания манифеста 17 октября 1905 года, разрешавший создание политических партий и учреждение Государственной думы, Победоносцев подал в отставку. Победоносцев, обличавший издавна ложь конституционного строя и всегда выступавший за самодержавие, не мог после этого манифеста оставаться на посту обер-прокурора. Скончался К. Победоносцев в Санкт-Петербурге 10 марта 1907 года. Заупокойная литургия и отпевание были совершены в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре на Забалканском проспектке. Служили 3 митрополита. Присутствовал Государь. Опубликован 30 апреля 1881 года [1].
Издание манифеста О незыблемости самодержавия
Издание манифеста "О незыблемости самодержавия" приведет к принятию консервативного курса политики, которой будет продолжен Николаем II. В 1881 году Император Александр III издал Манифест «О незыблемости Самодержавия». Высочайший манифест 29 апреля 1881 г. О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению. 29 апреля (12 мая ) 1881 г. был опубликован Манифест Императора Александра III о незыблемости Самодержавия.
Лингвострановедческий словарь «Россия».
Появились новые отрасли промышленности: химическая. Создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки, создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю. Созданы батареи горной артиллерии ,чтобы вести бои в горной местности, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада. Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров. На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха.
Военная форма заменена на более удобную. Крестьянский вопрос. И в то же время правительство максимально контролировало крестьян: семьи затрудняли семейные разделы , общины запретило досрочный выход из общины и выкуп земли, затруднялся выход- требовалось согласие 2 3 схода с 1886г. Продавать надел или отдавать его в залог запрещалось. В общине царь видел единственный гарант стабильности на селе, своеобразный щит, предохраняющий крестьянина от утраты надела, от беспросветной нищеты, от превращения в лишенного средств существования пролетария.
Два типа хозяйств на селе: « прусский» и «американский». Университетская контрреформа- 1884г. Мероприятия в области печати. Политика в рабочем вопросе.
Под сению Ее и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ее. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем». Досада и негодование оппозиционного лагеря, с подачи которого Манифест из-за содержавшегося в нем речевого оборота: «... В нем не было ни слова о реформах, ни о «конституции» Лорис-Меликова...
Либерально и революционно настроенным современникам даже казалось, что документ этот «дышал вызовом и угрозою». Поэтому практически сразу же после издания Манифеста либеральные министры - М. Лорис-Меликов, А. Абаза, Д. Милютин - в знак протеста подали в отставку. И тем самым, как замечает историк И. Дронов, «окончательно саморазоблачились», ведь поскольку в Манифесте речь шла лишь о незыблемости самодержавия, а не отказе от реформ, то возмущение этим документом означало лишь одно: либералы не мыслили себе реформирования страны без ограничения царской власти конституцией. Это, кстати, сразу же понял Государь, заметивший в письме к Лорис-Меликову, что его прошение об отставке совпало с днем объявления Манифеста подданным.
Без единства между министрами никакое дело идти не может. Грустно только, что поводом Вашей просьбы послужил мой Манифест, в котором я заявляю России о твердом моем намерении охранять в неприкосновенности Самодержавную власть. Сожалею, что ни Вы, ни граф Лорис-Меликов не наши более приличного повода... Победоносцев сообщал в частном письме к Государю: «... В среде здешнего чиновничества манифест встречен унынием и каким-то раздражением: не мог и я ожидать такого безумного ослепления. Зато все здравые и простые люди несказанно радуются.
Спешно ему был прочитан курс русской истории Сергеем Соловьевым. А учителем права у наследника оказался Константин Победоносцев, вошедший в историю России как крайний реакционер. Именно он и сыграл роль наставника, оставшись в этом качестве и во время царствования Александра III. А профессор Московского университета А. Чивилев, обучавший Александра в детстве и юности, по его словам, «ужаснулся», когда узнал, что его весьма посредственный ученик неожиданно стал наследником. Учителя Александра вспоминали его письменные работы по завершении образования, где встречались такие слова как «идеот», «а вось», «будь-те», «брошюры при дерзския». Таким образом, отход Александра III от курса своего отца можно объяснить, как его личными качествами — природной консервативностью, не интеллигентностью, невежеством — так и сильным влиянием со стороны окружавших его сановников. Но, к этому нужно добавить тот шок, который испытал наследник, увидев умирающего, истекающего кровью отца. На этом фоне крепко засели в голову Александра III слова Победоносцева: вот к чему привели либеральные реформы. Эта простенькая «мысль» о том, что причиной разгула терроризма и гибели императора явились реформы, и стала руководящей идеей в проведении внутренней политики императором Александром III. Политический маятник в России вновь пошел вправо. Сигналом к началу курса на сворачивание реформ и их ревизию явился Манифест о незыблемости самодержавия, подписанный императором 30 апреля 1881 года. Документ призывал к «искоренению гнусной крамолы и водворению порядка». После этого практически все прогрессивно настроенные министры, так или иначе участвовавшие в проведении реформ, были отправлены в отставку. Начался период «контрреформ». Для поддержки дворянства, пострадавшего в результате отмены крепостного права, был учрежден Дворянский банк. Контрреформы затронули и крестьян, которые, получив свободу от помещиков, пытались освободиться и от власти общины. Но новые законы воспрепятствовали выходу крестьян из общины. Даже провести семейный раздел становилось сложным делом.
Простодушный министр финансов Абаза был уверен, что Победоносцев «истерт в порошок». Либералы рано праздновали победу. Вечером 21 апреля царь написал Победоносцеву записку: «Сегодняшнее наше совещание сделало на меня грустное впечатление». Царь был уверен, что счастье России обеспечивается другими средствами. Победоносцев в ответ посоветовал «обратиться к народу с заявлением твердым, не допускающим никакого двоемыслия», и получил поручение подготовить манифест в этом духе. Министры-либералы были глубоко поражены такой подлостью. Вскоре за ним последовали Д. Милютин и А. Их место в правительстве заняли консерваторы. Историки нередко иронически относятся к «конституции» Лорис-Меликова. Однако следует иметь в виду, что тогда в России мало кто рассчитывал на большее. Признанный лидер российских либералов, правовед, профессор московского университета Борис Николаевич Чичерин в записке «Задачи нового царствования», датированной 10 марта 1881 г. Такого рода учреждения пригодны только для общества зрелого, установившегося на своих основах, а нам пока предстоит воспитаться. Политическая свобода может быть отдаленным идеалом русского человека; насущная потребность заключается единственно в установлении живой связи между правительством и обществом для совокупного отпора разлагающим элементам и для внесения порядка в русскую землю. Эта цель может быть достигнута приобщением выборных от дворянства и земства к государственному совету». Реализация лорис-меликовского проекта была пусть скромным, но шагом на пути создания в России политического строя, соответствующего общему «духу времени», господствующему тогда в Европе, к которой причисляло себя и значительное большинство русского образованного общества. Без большой натяжки можно утверждать, что несмотря на все различия во мнениях, министры-либералы Александра II были «западниками». В апреле 1881 г. Началась новая эпоха. Эпоха «патриотического здравомыслия» Царствование Александра III 1881—1894 обычно трактуется как период контрреформ или даже «разнузданной» реакции. Традиционные определения, подчеркивая лишь контраст между политикой Александра II и Александра III, не ухватывают своеобразия этого времени, на свой лад богатого административным творчеством. Реформы 1860-х гг. Соответственно и задача ставилась чрезвычайно амбициозная. Речь шла не просто о пересмотре новаций предыдущего царствования, которые, как писал Катков, «не все должным образом и с достаточной зрелостью продуманы, а во многом сфабрикованы по чужим лекалам, и потому… не имеют почвы и лишены смысла в России». Программу-максимум нового царствования через несколько дней после кончины Александра II сформулировал лидер славянофильского крыла консерваторов И. Пора покончить с петербургским периодом русской истории…» Новый царь, любивший допетровскую старину, охотно прислушивался к голосам тех, кого считал «истинно-русскими людьми». Однако между ними не было согласия относительно того, что практически означает такое возвращение «домой», а доведенные до логического завершения программы их пугали радикализмом. Последовательная реализация славянофильской аксаковской программы предусматривала создание органа «единения» царя с народом в обход бюрократии, которая представлялась помехой, излишним посредствующим звеном, подлежащим уничтожению, «средостением» между верховной властью и народом. Воплощение в жизнь идей Константина Леонтьева о «византизме» как основе российской самобытности должно было завершиться взятием Царьграда-Константинополя. А для сохранения государственной мощи России, без которой неосуществимо ее религиозное призвание, Леонтьев считал необходимым «создать кое-что небывалое в подробностях изгнать решительно евреев, сделать собственность менее свободной, а более сословной и государственной, и т. Реализация программы переквалифицировавшегося из террориста в искреннего монархиста Льва Тихомирова предусматривала в качестве идеала построение «охранительного социализма». И даже катковская программа дебюрократизации с опорой на дворянство иным министрам казалась опасной, а издания Каткова не раз получали строгие цензурные взыскания. Александр III прислушивался к советам М. Каткова которого в 80-е гг. Однако практическую политическую линию формировал пользовавшийся безусловным доверием царя обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев, человек осторожный до мнительности. Значение его довольно точно определил в частном письме к единомышленнику, государственному контролеру Т. Филиппову Константин Леонтьев: «Он как мороз; препятствует дальнейшему гниению, но расти при нем ничто не будет. Витте о Победоносцеве, что тот «…отличный критик, но сам никогда ничего создать не может». В результате ни одна из традиционалистских доктрин не была взята на вооружение властью в чистом виде и не проводилась последовательно. Усилиями Победоносцева программа нового царствования свелась к «патриотическому здравомыслию», проводимые меры заимствовались из разных почвеннических программ в той степени, в какой их проведение не требовало резких поворотов и не грозило непредсказуемыми последствиями. По необходимости проводя либеральную политику в экономической сфере и лелея в самом общем виде консервативно-почвеннический идеал будущего, власть в практической политике в значительно большей степени руководствовалась указаниями «здравого смысла», чем определенной теоретической моделью. Отчасти это было связано с тем, что консервативно-традиционалистская идеология опиралась на систему иррациональных обоснований, ее постулаты были скорее предметом веры. В основе ее лежало представление о таких трудноуловимых субстанциях, как «русская почва» или «народный дух», не поддающихся научному исследованию и описанию. Идеологи власти оказались неспособны вооружить рациональными аргументами «патриотическую» программу, чтобы она могла противостоять на равных либеральным и радикальным проектам преобразования России. В самом общем виде консервативная идеология сводилась к представлению о России, как особом мире, особой цивилизации. Значительное влияние на идеологов этого лагеря оказала теория «культурно-исторических кругов» Н. Данилевского, согласно которой «идея», лежащая в основе того или иного «исторического типа», остается неизменной, и соответственно политические формы, выработанные одним народом, годятся только для этого народа. В отличие от либералов и социалистов, разделявших оптимистический взгляд на возможность прогресса, консерваторы были убеждены в неискоренимом нравственном несовершенстве человека. Исправить человека невозможно, возможно только сдерживать негативные проявления человеческой натуры, чему служит отеческая власть государства. Монарх подобен «отцу», а его подданные — «детям». Россия представляет собой «семью», а семья строится на основе естественной иерархии, аналогом которой применительно к обществу служит сословная структура. Практическая политика сводилась к двум важнейшим направлениям: восстановлению «истинно русских» начал администрации и борьбе за чистоту «русского духа». В исторической литературе нередко можно встретить утверждения, что этот курс во внутренней политике был взят не сразу после издания «ананасного» манифеста. Действительно, занявший место министра внутренних дел Н. Игнатьев, по видимости, продолжал некоторые начинания Лорис-Меликова. Он пригласил «сведущих людей» только не выборных, а назначенных самим правительством для обсуждения вопроса о снижении выкупных платежей, а в ноябре 1881 г. Каханова для подготовки проекта реорганизации всей губернской и уездной администрации на основаниях всесословности. Однако в исполнении Игнатьева лорис-меликовские инициативы удивительным образом выхолащивались, приобретали откровенно бутафорский характер. Так 19 марта 1881 г. Барановым был создан Временный совет при градоначальстве, члены которого избирались жителями, имевшими право участия в городских выборах. Некоторые либералы попростодушнее, как например издатель петербургской газеты «Голое», даже приветствовали этот «бараний парламент», единственная реальная функция которого состояла в штемпелевании полицейских распоряжений. Система выборов в него была так устроена, что первым по числу набранных голосов попал в его состав бывший петербургский градоначальник Ф. Трепов прославившийся, помимо экзекуции над Боголеповым, безграмотностью, вошедшей в поговорку; он ухитрялся делать четыре ошибки в слове из трех букв — писал «исчо» вместо «еще». Такой же бутафорский характер должен был иметь и Земский собор, который Игнатьев предложил собрать во время коронации Александра III. Скромные комиссии Лориса должны были реально участвовать в законотворчестве.
Виртуальный хостинг
- Общая характеристика манифеста о незыблемости самодержавия к п победоносцева доклад
- Правила комментирования
- Ананасный манифест Александра III (Александра Александровича Романова) | Пикабу
- Лингвострановедческий словарь «Россия».
- 11 МАЯ 1881 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЫЛ ОПУБЛИКОВАН «МАНИФЕСТ О НЕЗЫБЛЕМОСТИ САМОДЕРЖАВИЯ»
- Национальная и конфессиональная политика
Лингвострановедческий словарь «Россия».
Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ея. Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея, Возлюбленным Нашим Родителем. Дан в С.
Подготовкой документа занялся Константин Победоносцев. В письме из Петербурга от 16 мая 1881 года К. Победоносцев, писал императору: «В среде здешнего чиновничества манифест встречен унынием и каким-то раздражением: не мог и я ожидать такого безумного ослепления. Зато все здравые и простые люди несказанно радуются. В Москве ликование, — вчера там читали его в соборах и было благодарственное молебствие с торжеством. Из городов приходят известия о всеобщей радости от появления манифеста.
Однако 13 марта император Александр Второй был убит. Большинство министров поддержали идею. Против выступили граф Сергей Строганов и ученый-правовед, государственный деятель Константин Победоносцев. Император избрал курс на укрепления самодержавного строя. Подготовкой документа занялся Константин Победоносцев. В письме из Петербурга от 16 мая 1881 года К.
Ответственность и авторитет монарха или императора могут служить символами и связующими элементами национальной идентичности. В целом, самодержавие является исторически примитивной, но в некоторых случаях эффективной формой правления, которая обеспечивает стабильность, порядок и защиту интересов общества и государства. Основные положения манифеста Манифест о незыблемости самодержавия был одним из ключевых документов Российской империи, утвержденных Николаем I в 1832 году. Он описывал основные принципы и положения, на которых базировалась имперская система правления. Главным принципом манифеста было признание незыблемости самодержавия, то есть абсолютной власти монарха. Документ утверждал, что монархия является божественным предписанием и что монарх непосредственно связан с Богом, получая от Него право на управление страной. Манифест также подчеркивал необходимость соблюдения законности и порядка, а также единого иерархического строя в обществе. Различные слои общества должны были подчиняться верховной власти и соблюдать законы и указы монарха. Документ закреплял также принцип роли церкви в обществе.
Опубликован манифест Александра III об укреплении самодержавной власти
Незадолго до этого погиб от рук террористов Александр II. Народовольцы не только убили главу государства, но и предъявили новому императору ультиматум: они прекратят революционную деятельность только в том случае, если будет объявлена амнистия «по всем политическим преступлениям прошлого времени» и проведены выборы для перестройки для «пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни». Александр III взял курс на ликвидацию реформ и опубликовал манифест, в котором «гнусной крамоле» противопоставил незыблемые основы самодержавия и консервативные ценности. О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления. Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицем Всевышнего Бога, веруя, что, предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит Нас Своею Всесильной помощью.
Александр II утвердил, однако, мнение меньшинства, и 15 мая 1871 г. Реформа заключалась в том, что единственным типом среднего учебного заведения, дающего право поступления в университет без экзаменов, становилась классическая гимназия, в курсе которой главенствующее место занимали древние языки и математика 5—6 часов в неделю, в начальных классах — до 8. Преподавание русского языка, истории, новых языков и особенно словесности сильно сокращалось до 2 часов в неделю. Из естественных наук в программе уцелела только физика, на которую отводилось по 2 часа в неделю и только в трех старших классах. Реальные гимназии ликвидировались и заменялись реальными училищами с шестилетним курсом обучения в гимназии — 8-летним , окончание которых не позволяло поступить в университет. Более того, из программы реальных училищ тщательно вытравливались все общеобразовательные предметы, а «дисциплинирующую» функцию исполняли математика и черчение, которым отводилась львиная доля учебного времени. Естествознание было оставлено в мизерных объемах, причем преподаваться оно должно было, как говорилось в объяснительной записке к программе, не научно, а «технологически». Затем последовала реформа начальной школы. Положение о начальных народных училищах 1863 г. Постепенно лидирующая роль в этой сфере перешла к органам земского самоуправления, в чьих школах учебный процесс был лучше поставлен, нежели в школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения и Святейшего синода. Земская школа заводилась совершенно заново, поскольку земцы не без оснований находили постановку школьного дела в дореформенной России совершенно неудовлетворительной. Прежде всего земства, не ассигнуя больших средств на открытие собственно школ, принялись за выработку программ и отработку постановки дела. Здесь быстро обнаружились талантливые теоретики и практики, такие как Н. Пирогов, К. Ушинский, В. Водовозов, В. Стоюнин, барон Н. Преимущественное внимание земства, взявшие на себя роль первопроходцев черниговское, новгородское, петербургское , уделяли открытию учительских семинарий для подготовки хороших учителей, в число которых допускались и женщины. Заведование своими школами земства поручали, как правило, управам или членам училищных советов от земства, и лишь в исключительных случаях передоверяли его полностью училищным советам, в которых помимо специально выбранных земских представителей состояли чиновники, назначаемые Министерством народного просвещения, и священники, по назначению епархиального начальства. С приходом Д. Толстого Министерство народного просвещения взяло курс на установление строгой бюрократической опеки над общественной школой и учителями. Учебники и книги, допускаемые в народные училища, подвергались строгой цензуре ученого комитета Министерства; число таких книг было крайне ограничено. В 1869 г. Министерство старалось изъять вопросы содержания преподавания и постановки учебного дела у земств с тем, чтобы они только финансировали школы. Само же Министерство старалось всячески сузить программу народных школ, не допуская никаких предметов, кроме Закона Божия, чтения, письма, арифметики, пения и обучения ремеслу. Этот натиск на земскую школу завершился изданием 25 мая 1874 г. Земство утратило в значительной степени свободу действий в собственных школах, поскольку назначение и учителей и инспекторов оказалось в ведении советов, в которых представители земств лишились решающего голоса. Под давлением Толстого началось наступление и на органы земского самоуправления. Законом 21 ноября 1866 г. Законом 13 июня 1867 г. Последняя мера была особенно болезненно воспринята либеральным обществом, поскольку многие административно-правовые вопросы могли проникнуть на страницы печати только в форме протоколов земских собраний и отчетов земских комиссий. Единомышленник Толстого граф К. Пален, занявший осенью 1867 г. Прежде всего была сокращена сфера применения новых судебных институтов. Законом 1871 г. В 1872 г. Пален уже административными мерами, не меняя законодательства, повел атаку и на независимую адвокатуру. Он перестал учреждать, как это предполагалось судебными уставами, советы присяжных поверенных, и в тех судебных округах, где они до того не были созданы, все вопросы допущения в сословие и исключения из него разрешались не корпоративным адвокатским институтом, а коронными судьями. Правительство Толстого перешло к полной русификации царства Польского, где прежде считалось необходимым предоставлять полякам своего рода культурную автономию, решительно пресекая только попытки политического обособления. Начиная с 1866 г. При попечителе учебного округа Апухтине стеснения доходят до того, что запрещается преподавание на польском языке даже Закона Божия, в результате чего его преподавание в большинстве школ вовсе прекращается. В сепаратизме были обвинены и «украинофилы» — немногочисленные интеллигенты, занимавшиеся на тот момент только этнографическим изучением «Малороссии». В 1875 г. Тогда же было запрещено печатание книг и театральные представления на украинском языке. Толстовские акции имели последствия совершенно противоположные тем, на какие он рассчитывал. Не достигнув своей непосредственной цели — «введения единомыслия», — они способствовали взрывному росту оппозиционных настроений в широких кругах легальной общественности, разочаровавшейся в возможностях правительства вести страну по пути прогрессивных преобразований. Власть не доверяла обществу, общество теряло доверие к власти. Возникшее таким образом отчуждение стало особенно опасно в условиях натиска, предпринятого на власть народовольцами-террористами в конце 1870-х гг.. После процесса Веры Засулич поток террористических актов начал нарастать лавинообразно. Но особое беспокойство правительства вызывало то обстоятельство, что террористы не встречали противодействия и даже морального осуждения в обществе. Мезенцова и скрылся. Публика не предприняла никаких усилий для задержания убийцы. Правительство начинает сознавать необходимость привлечения общества к борьбе с «крамолой». Александр II обратился к представителям сословий в Москве со словами: «Я надеюсь на ваше содействие, чтобы остановить заблуждающуюся молодежь на том пагубном пути, на который люди неблагонадежные стараются ее завлечь». Важным симптомом кризиса стала готовность земских либералов, принципиально отвергающих незаконные способы политической борьбы, перейти к нелегальным методам. Законопослушные земцы начинают устраивать конспиративные съезды. А 3 декабря 1878 г. Беренштама состоялось совещание либеральных земцев во главе с И. Петрункевичем с лидерами южного исполнительного комитета «Земли и воли». Петрункевич уговаривал революционеров «временно приостановить всякие террористические акты, чтобы дать нам, земцам, время и возможность поднять в широких общественных кругах и прежде всего в земских собраниях открытый протест против правительственной внутренней политики и предъявить требование коренных реформ в смысле конституции, гарантирующей народу участие в управлении страной, свободу и неприкосновенность прав личности». Предложение Петрункевича было отвергнуто. Тем не менее земцы решились устроить на свой страх и риск кампанию заявлений в земских собраниях. Тверское губернское земское собрание обратилось к императору с адресом, в котором требовало для России конституции, ссылаясь на то, что она была дарована освобожденной недавно Болгарии. Земство Тверской губернии смеет надеяться, что русский народ, с такою полною готовностью, с такою беззаветною любовью к своему царю-освободителю несший все тяжести войны, воспользуется теми же благами, которые одни могут дать ему возможность выйти, по слову государеву, на путь постепенного, мирного и законного развития». Власти поспешили прекратить земскую кампанию репрессиями.
Учреждение временного, до установления постоянного выборного. Свободное тиснение, а потому уничтожение цензуры. Свободное отправление богослужения всем верам. Уничтожение права собственности, распространяющееся на автора Истомин Сергей Витальевич Из книги Пилоты Его Величества автора Грибанов Станислав Викентьевич Манифест Божиею милостию, Мы, Николай Второй, император и самодержец Всероссийский, царь Польский, Великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая, объявляем всем верным нашим подданным. Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович 1881, 3 апреля Казнь народовольцев. Он отказался помиловать приговоренных, и 3 апреля 1881 г. Великий человек Великой России! Том 10. Речи, доклады, выступления и проекты резолюций напечатаны в 1905 г. Полный текст протоколов». Женева, изд. ЦК; выступление при обсуждении проекта резолюции об общих собраниях ЦК, Из книги Полное собрание сочинений. Том 12. Впервые напечатано в 1907 г. Том 26. Июль 1914 - август 1915 автора Ленин Владимир Ильич Базельский манифест Манифест о войне, принятый единогласно в 1912 г. Манифест прямо заявляет, что никакой народный интерес не может оправдать такой Александр III 1881 — 1894. Вступив на престол после гибели своего отца от бомбы террориста, Александр III взял курс на искоренение либерализма и укрепление самодержавия. Политику реформ Александра II иногда называют «революцией сверху». Политику Александра III вполне можно назвать «контрреформами сверху». Это подразумевает, что проводившиеся преобразования имели целью повернуть жизнь вспять, отказаться от многого, сделанного в прежнее царствование. Концепция перехода с пути реформ на путь контрреформ была разработана главным ее идеологом К. Победоносцевым и подписанном императором 29 апреля 1881 г. Основные его положения: поддержание порядка и укрепление самодержавной власти, введение режима строжайшей экономии, возвращение к исконным русским началам и обеспечение приоритета русских интересов во всех делах. Манифест утверждал «силу и истинность» самодержавной власти и готовность охранять ее «от всяких на нее поползновений». Манифест, не оставлявший надежд на мирное, «сверху», преобразование изжившей себя системы, в обществе прозвали «ананасным» из-за неловкой фразы: «А на нас возложить священный долг самодержавного правления». В сентябре 1881 г. На территориях, объявленных на исключительном положении, вводились чрезвычайные меры. Местные власти могли действовать по законам военного времени: прибегать к административным высылкам без суда, военным судам, закрытым процессам. Губернаторам и градоначальникам предоставлялось право приостанавливать деятельность городских дум и земских собраний, запрещать органы печати, запрещать учебные заведения. Изданное как временное на 3 года «Положение об охране» постоянно продлевалось, просуществовав до 1917 г. Университетская контрреформа. Женское высшее образование. Особое внимание было уделено системе образования, так как властям казалось, что гимназии и университеты были рассадниками революционных идей в России. В 1884 г. Все кандидатуры преподавателей должны были строго согласовываться с попечителями учебных округов и чиновниками Министерства народного просвещения. Ректор университета, деканы, профессора теперь не избирались, а назначались Министерством народного просвещения. Для поступления в университет от студентов требовалась представить справку о политической благонадежности. Плата за обучение существенно увеличилась, было введено обязательное ношение формы студентами. По его мнению, основной целью университетской реформы было введение государственного экзамена, который у студентов принимали бы не преподававшие у них профессора, а представители других учебных заведений. Это обеспечило бы контроль над учебным процессом. В итоге профессура перестала бы внушать студентам оппозиционные идеи, обращая их в свою веру. Государственный экзамен был действительно введен. Председательствовал в экзаменационной комиссии приглашенный из другого университета профессор. Но все остальные ее члены — преподаватели того учебного заведения, в котором студент и проходил испытание. Университет, где под контролем государства находилось бы не только качество преподавания, но и сама благонадежность профессуры и студентов, должен был способствовать формированию казенной интеллигенции. Ей, обслуживающей самодержавие, надлежало руководствоваться интересами власти. В 1886 г. Специальным указом Министерство просвещения запретило прием на все высшие женские курсы, в результате чего в ближайшие годы оказались приостановлены на 15-20 лет курсы в Казани, Киеве, Москве, Петербурге. Такая деятельность правительства мотивировалась тем, что высшее женское образование дало негативный опыт, так как создало переизбыток «слишком» образованных женщин и сделало их проводницами разрушительных революционных идей. Лишь одни курсы — Бестужевские в Петербурге — возобновили работу в 1889 г. Среднее и начальное образование. Принципом политики в области образования становится ограничение доступа к нему для непривилегированных слоев, особенно для трудовых «низов». В 1880 гг. Ярким подтверждением стремления монархии сохранить жесткие сословные рамки общества стал так называемый «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 года, изданный ревностным последователем ретрограда, министра внутренних дел Д. Толстого министром просвещения И. Это был фактический запрет принимать на учебу в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей коих… вовсе не следует стремиться к среднему образованию». Необходимо подчеркнуть, что это был скорее совет, чем директива руководству учебных заведений, которые далеко не всегда ему следовали. К 1895 г. Но одновременно начался рост численности учащихся реальных училищ. Ограничивая доступ простонародья в среднюю и тем более высшую школу, правительство Александра III предприняло попытку расширения начального образования. Сил и средств земств было для этого недостаточно, и упор был сделан на развитие церковно-приходских школ. В этих школах, давно существовавших при приходах церквей отсюда и название сами священники не только знакомили крестьянских детей с основами христианского учения, но и учили читать, писать, считать. Закон 1884 г. В 1891 г. Синоду были подчинены народные школы учреждавшиеся за счет сельских общин, там, где не было земских или церковно-приходских школ. Число церковно-приходских школ с нескольких тысяч в начале царствования Александра III к его концу выросло до 30 тысяч. Но на народное образование у правительства всегда не хватало средств. Общество в отличие от государства и церкви средства на народное образование находило, умножая число земских школ. Земская контрреформа. Сильное неприятие у ближайших сотрудников Александра III вызывали земские учреждения, не подчинявшиеся губернатору и вместе с тем обладавшие властными полномочиями. Нередко они вступали в конфликт с местной администрацией и далеко не всегда справлялись с возложенными на них обязанностями. По мысли Победоносцева, следовало «изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора». Важным шагом в этом явилось «Положение о земских начальниках» 1889 г. Назначавшиеся губернаторами из среды местного дворянства, они сосредоточили всю полноту власти на местах. К земским начальникам перешли и функции мирового суда, по «Положению» 1889 г. Им подчинялись сельское и волостное управления. Земские начальники могли приостанавливать и отменять решения сельских сходов. Крестьянство, по сути, попадало в личную зависимость от земских начальников: они могли без суда подвергать крестьян штрафам и арестам. Оно укрепляло ее позиции на местах, подчинив ей крестьянское самоуправление. Одновременно закон 1889 г. В 1890 г. Вводилось отдельное представительство от дворянства, чего не было в Положении 1864 г. Крестьянство выбирало только кандидатов в гласные, которые утверждал в должности губернатор. Их численность в земских собраниях существенно сократилась. Губернатор теперь мог в значительно большей мере контролировать деятельность земств: отменять их решения, утверждать в должности руководителей органов местного самоуправления. Это преобразование не принесло ожидавшихся результатов. Новое земство стало даже оппозиционнее по отношению к действующей власти. Поместное дворянство, теперь преобладавшее в земских собраниях, не могло быть надежным партнером для правительства. Оно было слишком обижено на петербургскую бюрократию, не очень-то считавшуюся с его интересами еще в ходе крестьянской реформы 1861 г. К тому же жесткие правовые рамки, установленные для земства, провоцировали новые конфликты органов местного самоуправления с губернской администрацией. Городская контрреформа. В городах вводилось подобное земскому Городовое положение 1892 г. Оно также ослабляло принцип самоуправления, так как право участвовать в выборах осталось только за состоятельными горожанами: крупными домовладельцами и богатыми купцами. Губернаторы получили дополнительные возможности контролировать городское руководство: весь руководящий состав городских управ теперь утверждался администрацией. Городские власти могли контролировать не только «законность», но и «целесообразность» наиболее важных решений Думы, то есть отменять те, акоторые им не нравились. Судебная контрреформа. Судебная реформа вызывала неприятие и Александра III, и многих его ближайших сотрудников.
Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных НАШИХ подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющаго судьбы ея.
Лингвострановедческий словарь «Россия».
29 апреля (12 мая ) 1881 г. был опубликован Манифест Императора Александра III о незыблемости Самодержавия. И тем самым, как замечает историк , «окончательно саморазоблачились», ведь поскольку в Манифесте речь шла лишь о незыблемости самодержавия, а не отказе от реформ, то возмущение этим документом означало лишь одно. Манифест о незыблемости самодержавия четко обозначил курс на следование консервативным ценностям для борьбы с «гнусной крамолой».
Издание манифеста О незыблемости самодержавия
Благодаря его действиям был определен вектор внутренней политики России на ближайшее десятилетие. Причинами издания манифеста стали необходимость укрепления власти после убийства народовольцами императора Александра II, а также необходимость уменьшить распространение революционных идей путем проведения более консервативной политики. Следствием стала неоднозначная реакция чиновников и общества, а также начало нового курса политики, который будет в дальнейшем поддержан Николаем II. Также значимым событием является отмена подушной подати.
Ключевую роль сыграл Бунге. Он разработал проект по отмене подушной подати, предложил для компенсации убытков казны увеличить косвенные налоги, а также настоял на введении податных инспекторов, на которых возлагалось взыскание податей и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения. Благодаря Бунге была успешно проведена реформа по отмене подушной подати.
Солоневич переосмысливал монархическую идею уже с опытом советского человека. Всё обратилось в прах на его глазах — православие, самодержавие. Но утраченная реальность сделала более зримой саму идею. Советская антитеза самодержавию наглядно демонстрировала примитивность и ущербность практического и идеологического багажа победителя. Солоневич ввёл понимание самодержавия как этапной фазы развития общества. Ставя во главу угла народность, самодержавие он осознавал как высшую форму народовластия, при которой доверие народа к верховной власти настолько высоко, что он бессрочно делегирует ей функции государственного устроения. Но сама верховная власть настолько ответственна перед народом, что не имеет целей выше, чем служение ему.
Практическая реализация даже части идей Солоневича не могла произойти при его жизни. Он и не рассчитывал на это, обращая своё послание потомкам, пережившим ту смуту, которая выпала на судьбу его поколения. Современное положение Пресечение прямой линии правящей династии Романовых в годы Гражданской войны сделало малоубедительными претензии на русский престол со стороны их родственников. Лишённые зримого образа возможного царя, сторонники восстановления самодержавия проводят время в дрязгах и бутафорских представлениях. Парадоксальным образом это никак не отразилось на современной привлекательности идеи самодержавия. После развала СССР и прекращения насаждения коммунистической идеологии на территории Российской империи монархические настроения оказались достаточно выражены. Они не имеют вида какого-то политического движения или признанной общественной структуры.
Распространённость их среди населения обусловлена внутренними мотивами. Им подвержена та часть населения, которая ощущает себя государственниками или русскими националистами. Самодержавие в их понимании является прежде всего инструментом построения или восстановления государства.
Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных НАШИХ подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющаго судьбы ея.
Крупный, мощный как-то раз, во время крушения царского поезда, в царском вагоне обрушилась крыша, и он держал её на плечах, пока не подоспела помощь. С мужицкой бородой. Враждебный роскоши: до дыр занашивал старую одежду; комнаты выбирал с низкими потолками. Сергей Витте, с явной ностальгией вспоминавший этого царя, описывал его так: "ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно импонировал". Природная посредственность усугубилась воспитанием: родился он в 1845 году, но как будущего руководителя государства его стали рассматривать только 20 лет спустя, после смерти старшего брата.
Ещё при жизни отца он выделялся консерватизмом, к тому же гибель Александра II сильно его напугала. Однако для его воплощения уравновешенному, неповоротливому и лишённому красноречия царю требовались помощники. Первым из них стал Константин Петрович Победоносцев. Сын профессора словесности Московского университета.