Манифест о незыблемости самодержавия — принятое в историографии обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским. Император Александр II освободитель – период правления с 1855 по 1881 год родился 29. “Манифест о незыблемости самодержавия”. Манифест императора Александра III о незыблемости самодержавия был обнародован 11 мая (30 апреля по старому стилю) 1881 года. Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг 234 Самодержавного Правления. Цели: уничтожение самодержавия, крепостного строя, военных поселений, введение конституционного строя, равенства всех граждан перед законом.
Манифест о незыблемости самодержавия: кратко о главном
К годовщине издания Манифеста о незыблемости самодержавия. Смотрите видео онлайн «Издание манифеста О незыблемости самодержавия» на канале «ИОР_видео» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 апреля 2023 года в 0:31, длительностью 00:03:15, на видеохостинге RUTUBE. Возражения Александр III отмел, а в Манифесте, который он подписал на следующий день, утверждалась незыблемость самодержавной власти и защита ее «для блага народного от всяких поползновений».
Тайные общества:
- Тайные общества:
- Манифест о незыблемости самодержавия: основные положения и краткое содержание
- Манифест о незыблемости самодержавия — Рувики
- 1881 Г. – Манифест о незыблемости самодержавия
- Необходимость самодержавия
Что такое "Ананасный манифест" Александра III?
Важным событием, в котором участвовал Победоносцев, стало издание манифеста "О незыблемости самодержавия", одобренного и подписанного Александром III. Манифест о незыблемости самодержавия четко обозначил курс на следование консервативным ценностям для борьбы с «гнусной крамолой». По законамъ Россійской Имперіи форма манифеста была обязательна только для возвѣщенія о восшествіи на престолъ новаго Государя (Осн. О незыблемости самодержавия. Высочайший манифест. Манифест о незыблемости самодержавия был издан Александром III 29 апреля (11 мая). 11 мая 1881 года Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия.
Манифест о незыблемости самодержавия: краткое изложение и главные моменты
Манифест императора Александра III «О незыблемости самодержавия» (выдержки). Манифест о незыблемости самодержавия имел продолжение. Манифест о незыблемости самодержавия стал важным документом, закрепляющим принципы, аксиомы и идеологию самодержавного управления в Российской империи. Наследником престола был его брат Николай, но в 1865 году он скончался от туберкулёзного воспаления спинного мозга. Каждый из всемилостивейших манифестов подчеркивал преемственность дома Романовых, тем самым показывая незыблемость самодержавия как формы правления в России.
Издание манифеста о незыблемости самодержавия год. Последний блеск империи
Роль самодержавия в современном обществе Манифест о незыблемости самодержавия: основные положения и краткое содержание Манифест о незыблемости самодержавия был принят русским императором Николаем I в 1832 году. Он стал ключевым документом, утверждающим самодержавную форму правления в Российской империи. Основные положения манифеста о незыблемости самодержавия включают: 1. Признание самодержавия как непоколебимого принципа правления в Российской империи. Утверждение, что политическая власть идет от Бога, и монарх является единственным высшим представителем Божьей воли на земле. Отсутствие какого-либо разделения властей и самодержавный монарх, который является верховным законодателем, исполнителем и судьей. Отрицание конституционного правительства и принципов западной демократии, поскольку они подрывают самодержавие и порядок в обществе.
Содержание манифеста о незыблемости самодержавия включает: 1. Заявление о незыблемости самодержавия и его важности для сохранения порядка в стране. Акцент на русской истории и традициях, которые самодержавие должно защищать и продолжать. Подчеркивание роли и важности монарха в обществе и государстве. Взгляд на западные идеи и ценности как на угрозу самодержавию и стабильности государства. Манифест о незыблемости самодержавия имел огромное значение в истории России.
Он формализовал и укрепил самодержавный режим, создав идеологическую основу для его поддержки и развития. Принципы и идеология манифеста Одним из главных принципов манифеста является признание незыблемости самодержавия как основы государственного устройства. Монарх представляет непререкаемую власть и обладает божественной легитимностью, передаваемой ему свыше.
Веруем также, что горячия молитвы благочестиваго народа, во всем свете известнаго любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления. В Бозе почивший Родитель Наш, прияв от Бога Самодержавную власть на благо ввереннаго Ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое Свое служение. Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд и подданных Своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память Его благословенна вовеки!
Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования — освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд и подданных Своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память Его благословенна вовеки! Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, — есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти.
Но когда кортеж императора поехал в сторону Екатерининского канала, Перовская направила туда бомбометателей. Первую бомбу бросил Н. Рысаков и повредил карету. Александр II, выйдя из нее, был смертельно ранен второй бомбой, которую под ноги царю бросил второй метальщик - И. Гриневицкий, сам погибший от взрыва. На допросах Н. Рысаков выдал своих товарищей: С. Перовскую, А. Михайлова, Н. Кибальчича, изготовлявшего бомбы и др. Арестованный накануне А. Желябов добровольно потребовал «приобщения себя к делу 1-ого марта». Оставшиеся на свободе члены Исполкома «Народной воли» 12 марта обратились к Александру III с условиями прекращения терроризма: «Условия, которые необходимы для того, чтобы революционное движение заменилось мирной работой, созданы не нами, а историей. Мы не ставим, а только напоминаем их. Этих условий — по нашему мнению, два: 1 Общая амнистия по всем политическим преступлениям прошлого времени, так как это были не преступления, но исполнение гражданского долга. Выборы должны были быть свободными и проведенными в условиях широких гражданских свобод, которые подробно перечислены в заявлении Исполкома. Вот единственное средство к возвращению России на путь правильного и мирного развития.
Смотрите также
- Принципы манифеста
- 1881 Плоды «ананасного» манифеста
- 1881 Плоды «ананасного» манифеста
- ЕГЭ. История. КРАТКО. Александр III (1881-1894)
1881 Г. – Манифест о незыблемости самодержавия
Известно, что поначалу Александр III колебался, какую сторону ему поддерживать: либералов или консерваторов. В конце концов, возможно, именно из-за убийства своего отца, он принимает сторону консерваторов, выразителем идей которых является правовед Константин Победоносцев. Именно Победоносцев и является автором проекта текста, который до официального обнародования претерпевает многочисленные исправления. Таким образом, «Манифест» определяет проводимую Александром III политику, которую называют контрреформами в противовес принципам либеральной экономики, проводившимся при его отце.
Высочайший манифест 29 апреля 1881 г. Подведя итоги правлению Александра II, новый император дал понять, что намерен править самодержавно, ориентируясь на консервативные ценности. Накануне полиция вышла на след исполкома «Народной воли» 27 февраля был арестован его член А. Желябов , но и революционеры «обложили» государя. В это время либеральные придворные круги убеждали Александра II «увенчать здание» политических реформ созданием всероссийского представительного органа. Министр внутренних дел М. Лорис-Меликов подготовил проект, предполагавший привлечение к законодательству представителей земств и городов.
Они должны были получить законосовещательные полномочия при Государственном совете. Александр II колебался в отношении этого проекта, опасаясь, что стоит созвать депутатов, они могут потребовать себе законодательных полномочий. Успешное покушение на царя было подготовлено группой народовольцев во главе с С. Революционеры заложили бомбу под Малой Садовой улицей. Но когда кортеж императора поехал в сторону Екатерининского канала, Перовская направила туда бомбометателей. Первую бомбу бросил Н. Рысаков и повредил карету. Александр II, выйдя из нее, был смертельно ранен второй бомбой, которую под ноги царю бросил второй метальщик - И. Гриневицкий, сам погибший от взрыва. На допросах Н.
Рысаков выдал своих товарищей: С. Перовскую, А. Михайлова, Н. Кибальчича, изготовлявшего бомбы и др. Арестованный накануне А. Желябов добровольно потребовал «приобщения себя к делу 1-ого марта». Оставшиеся на свободе члены Исполкома «Народной воли» 12 марта обратились к Александру III с условиями прекращения терроризма: «Условия, которые необходимы для того, чтобы революционное движение заменилось мирной работой, созданы не нами, а историей. Мы не ставим, а только напоминаем их. Этих условий - по нашему мнению, два: 1 Общая амнистия по всем политическим преступлениям прошлого времени, так как это были не преступления, но исполнение гражданского долга. Выборы должны были быть свободными и проведенными в условиях широких гражданских свобод, которые подробно перечислены в заявлении Исполкома.
Вот единственное средство к возвращению России на путь правильного и мирного развития. Заявляем торжественно, пред лицом родной страны и всего мира, что наша партия с своей стороны безусловно подчинится решению народного собрания, избранного при соблюдении вышеизложенных условий, и не позволит себе впредь никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием. Итак, ваше величество - решайте. Перед вами два пути. От вас зависит выбор. Мы же затем можем только просить судьбу, чтобы ваш разум и совесть подсказали вам решение единственно сообразное с благом России; вашим собственным достоинством и обязанностями перед родною страной». Но правительство, в согласии с явным большинством населения, пошло по пути наращивания репрессий. Участники подготовки и осуществления покушения 3 апреля 1881 были повешены, не избежал этой участи и Рысаков. В 1883 г. Убийство Александра II имело совсем не те результаты, на которые рассчитывали народовольцы.
Новый император Александр III хоть и боялся покушений и предпочитал жить под строжайшей охраной в Гатчине, взял курс на частичную ликвидацию реформ своего отца. Он не собирался вступать в диалог с оппозицией, делая все для уничтожения революционного движения. Консервативный лагерь не был дезорганизован, а, напротив, сплотился, получил дополнительную поддержку как раз в народе, волю которого стремились выражать народовольцы. Были созданы массовые антиреволюционные организации «Священная дружина» инициатором ее создания был будущий видный государственный деятель С. Витте , «Добровольная охрана» и др. Победоносцев писал новому императору Александру III: «час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и Себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому общественному мнению, - о, ради Бога, не верьте, Ваше Величество, не слушайте». Победоносцев обвинил Лорис-Меликова в том, что он «фокусник и может ещё играть в двойную игру». Намекая на армянское происхождение графа, Победоносцев писал, что «он — не патриот русский».
Лорис-Меликов, А. Абаза и Д.
Александр III был консерватором ,и ему не нравились реформы своего отца. Вначале своего царствования Александр III издал манифест о незыблемости самодержавия. Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг 234 Самодержавного Правления.
Но вскоре колебания были отброшены, и новый царь избрал курс на укрепление самодержавия, отстаивавшийся Константином Победоносцевым и графом Сергеем Строгановым.
Этот документ, составленный Константином Петровичем Победоносцевым, похоронил надежды либералов на конституционные изменения государственного строя; в нём провозглашалось намерение «утверждать и охранять» самодержавную власть от «всяких на нее поползновений». Народ тут же окрестил этот манифест о нерушимости императорской власти «ананасным». Дело в том, что манифесты в основном не читали, а зачитывали вслух, и неуклюжий оборот «а на нас» легко превращался в бессмысленный «ананас».
«Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления»
И тем самым, как замечает историк , «окончательно саморазоблачились», ведь поскольку в Манифесте речь шла лишь о незыблемости самодержавия, а не отказе от реформ, то возмущение этим документом означало лишь одно. Манифест о незыблемости самодержавия Теперь подступили люди новые, во всяком случае с прямою и честною мыслью, которые не будут говорить одно, а думать другое. Концепция перехода с пути реформ на путь контрреформ была разработана главным ее идеологом К.П. Победоносцевым. «Манифест о незыблемости самодержавия». Манифест императора Александра III «О незыблемости самодержавия» (выдержки). Манифест о незыблемости самодержавия стал важным документом, закрепляющим принципы, аксиомы и идеологию самодержавного управления в Российской империи.
Общая характеристика манифеста о незыблемости самодержавия к п победоносцева доклад
Общая характеристика манифеста о незыблемости самодержавия к п победоносцева доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Манифест о незыблемости самодержавия — обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего. И тем самым, как замечает историк , «окончательно саморазоблачились», ведь поскольку в Манифесте речь шла лишь о незыблемости самодержавия, а не отказе от реформ, то возмущение этим документом означало лишь одно. Вначале своего царствования Александр III издал манифест о незыблемости самодержавия.
Манифест о незыблемости самодержавия. Как посеять раздор и расколоть Россию
План этот был первоначально царем отвергнут, однако на следующий день, проведя новое совещание с находившимися в Петербурге генерал-губернаторами, в числе которых был и Лорис-Меликов, царь пришел к выводу о необходимости ввести в стране диктатуру. Уже 15 марта Лорис-Меликов, следуя избранной тактике борьбы с крамолой путем привлечения на сторону власти либеральной общественности, опубликовал воззвание «К жителям столицы», в котором обратился за поддержкой к «благомыслящей части общества» для восстановления порядка в стране. Одновременно была продемонстрирована предельная жесткость в отношении террористов. Ипполит Млодецкий, совершивший 20 февраля покушение на Лорис-Меликова, уже 22 февраля был повешен по приговору военно-окружного суда. Либеральный публицист Н.
Михайловский ехидничал, что «благодарная Россия изобразит Лорис-Меликова в статуе с волчьим ртом спереди и лисьим хвостом сзади». Позже, в советской литературе, основываясь на этой характеристике, Лорис-Меликов был изображен жестоким лицемером, что совершенно не соответствовало действительности. Свою задачу он видел в умиротворении страны путем возвращения к реформаторской политике, прерванной толстовской реакцией. Программа ближайших преобразований, предложенная в докладе Лорис-Меликова 11 апреля 1880 г.
В подтверждение серьезности намерений правительства проводить более либеральный курс по почину Лорис-Меликова обществу были сделаны два важных символических жеста. В конце апреля был отправлен в отставку министр народного просвещения Д. Толстой, бывший по совместительству и обер-прокурором Синода. Увольнение его состоялось накануне Пасхи и было принято обществом как «пасхальное яичко», в столицах обыватели вместо традиционного «Христос воскресе» приветствовали друг друга в Светлое воскресенье возгласами: «Толстой сменен, воистину сменен».
Впредь дела о политическом розыске вводились в общую систему государственного управления, для чего при Министерстве внутренних дел, которое возглавил Лорис-Меликов, создавался Департамент полиции, причем во главе департамента был поставлен бывший прокурор судебной палаты В. Плеве, что было воспринято как намерение ввести действия полиции в более строгие правовые рамки. Эпоху правления Лорис-Меликова окрестили «диктатурой сердца». Решительно обрушиваясь на все силы, формально нарушавшие закон от репрессий Распорядительной комиссии пострадали не только революционеры, но и либералы, хотя и в меньшей степени , он в то же время последовательно проводил курс на «ненарушимость гражданских прав» мирных обывателей.
При Лорис-Меликове были отменены все стеснительные поправки к земскому положению, принятые в эпоху Толстого, и восстановлено в значительной мере действие судебных уставов. Назначенный вместо консерватора Грейга министром финансов либерал А. Абаза немедленно отменил тяжкий для низов налог на соль и приступил к разработке других либеральных финансовых мер. Было облегчено положение печати, наступила новая «оттепель».
Начали выходить либеральные журнал «Русская мысль» и еженедельная газета «Земство». Печати позволялось обсуждать в широких пределах политические вопросы за единственным исключением — она ничего не должна была говорить о конституции. Лорис-Меликов собрал у себя — невиданное ранее дело! Как вспоминал позднее председатель Государственной думы С.
Муромцев, бывший тогда редактором «Юридического вестника», министр преследовал цель «разъяснить им, чтоб они не волновали напрасно общественных умов, настаивая на необходимости привлечения общества к участию в законодательстве и управлении — в виде ли представительных собраний на манер европейских, в виде ли наших бывших земских соборов, — что ничего подобного в виду не имеется и что ему, министру, подобные мечтательные разглагольствования прессы тем более неприятны, что напрасно возбуждаемые ими надежды в обществе связываются с его именем, хотя он, министр, никаких полномочий не получал на это и сам лично в виду ничего подобного не имеет». Толки в печати были вызваны неоднократно упоминавшимся в различных записках и докладах Лорис-Меликова намерением привлечь «сведущих людей», выборных от дворянства, земств и органов городского самоуправления, к обсуждению проектов правительственных распоряжений. В сентябре 1880 г. В докладе, представленном императору 28 января 1881 г.
В состав двух комиссий одна условно именовалась «финансовой», другая «административно-хозяйственной» наряду с назначаемыми от правительства чиновниками должны были войти выборные депутаты от земств и городов. Далее предусматривалось участие 10—15 выборных членов комиссий в обсуждении этих законопроектов в Государственном совете. Валуева, которое одобрило предлагаемые министром внутренних дел меры, за исключением введения выборных в Государственный совет. Сам созыв комиссий считался делом решенным.
Совет министров должен был собраться 4 марта. Заседание не состоялось. На престол взошел Александр III, человек совершенно иного склада и темперамента. Лорис-меликовский проект вновь обсуждался в заседании Совета министров 8 марта, и здесь на него повели решительную атаку консерваторы — граф С.
Строганов и К. Победоносцев, пугавшие государя тем, что реализация скромного плана «ведет прямо к конституции». Министры-либералы стойко оборонялись, но в результате вопрос о призыве сведущих людей был отложен на неопределенное время. Полемика носила такой острый характер, что в последующие несколько дней министры-либералы Лорис-Меликов, Милютин, Абаза не разговаривали с Победоносцевым и его сторонниками.
Правительство оказалось парализованным. От царя требовалось или принять иную программу выхода из кризиса взамен лорис-меликовской, или устранить от власти консерваторов для образования «одномыслещего» правительства. Непременным условием успешного умиротворения страны Лорис-Меликов считал привлечение к законодательной работе «выборных представителей общественных учреждений». Военный министр Милютин писал в дневнике: «…совещание оказалось успешнее, чем мы ожидали.
В нем высказалось совершенно непривычное для нас единство в общем взгляде министров: даже Победоносцев — и тот приложил все старания, чтобы сгладить резкий диссонанс, отделивший его от всех прочих коллег». Простодушный министр финансов Абаза был уверен, что Победоносцев «истерт в порошок». Либералы рано праздновали победу. Вечером 21 апреля царь написал Победоносцеву записку: «Сегодняшнее наше совещание сделало на меня грустное впечатление».
Царь был уверен, что счастье России обеспечивается другими средствами. Победоносцев в ответ посоветовал «обратиться к народу с заявлением твердым, не допускающим никакого двоемыслия», и получил поручение подготовить манифест в этом духе. Министры-либералы были глубоко поражены такой подлостью. Вскоре за ним последовали Д.
Милютин и А. Их место в правительстве заняли консерваторы. Историки нередко иронически относятся к «конституции» Лорис-Меликова. Однако следует иметь в виду, что тогда в России мало кто рассчитывал на большее.
Признанный лидер российских либералов, правовед, профессор московского университета Борис Николаевич Чичерин в записке «Задачи нового царствования», датированной 10 марта 1881 г. Такого рода учреждения пригодны только для общества зрелого, установившегося на своих основах, а нам пока предстоит воспитаться. Политическая свобода может быть отдаленным идеалом русского человека; насущная потребность заключается единственно в установлении живой связи между правительством и обществом для совокупного отпора разлагающим элементам и для внесения порядка в русскую землю. Эта цель может быть достигнута приобщением выборных от дворянства и земства к государственному совету».
Реализация лорис-меликовского проекта была пусть скромным, но шагом на пути создания в России политического строя, соответствующего общему «духу времени», господствующему тогда в Европе, к которой причисляло себя и значительное большинство русского образованного общества. Без большой натяжки можно утверждать, что несмотря на все различия во мнениях, министры-либералы Александра II были «западниками». В апреле 1881 г. Началась новая эпоха.
Централизация власти была жестко регламентирована от западных границ до дальневосточных территорий. Самодержавие стремилось сохранить единство и целостность государства, укрепить авторитарный порядок и пресечь всякое проявление неповиновения. Особым инструментом управления и поддержания централизации власти был губернатор. Губернаторы были назначены монархом и обладали высшей исполнительной властью в губерниях.
Они контролировали деятельность во всех сферах жизни: от экономики и образования до культуры и религии. Губернаторы также надзирали за деятельностью местных автономий и общественных организаций. Разделение страны на губернии и уезды также способствовало централизации власти. В каждой губернии был назначен глава — губернатор, который руководил всеми деятельностями и подчинялся только монарху.
Губернатор, как правило, был назначен из числа дворянства и обладал неограниченными полномочиями. Централизация власти была также подкреплена введением ряда мер, которые усиливали контроль государства над населением. Например, были введены полицейские меры, которые ограничивали свободу передвижения и вести себя независимо от государственной власти. Были также установлены цензурные правила для печати и преследовались дисиденты, которые высказывали мнение, противоречащее официальной линии.
Самодержавие и централизация власти в Российской империи были четко определены и реализованы на практике. Губернаторы играли ключевую роль в поддержании и укреплении централизации власти. Меры контроля государства над населением позволяли поддерживать стабильность и предотвращать массовые выступления и бунты. Управление Николаем I оказало значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны.
Под руководством Николая I был проведен процесс реформ, направленных на укрепление самодержавия и укрепление мощи России. Одной из таких реформ было ужесточение цензуры, которое негативно сказалось на свободе слова и преследовало ученых и писателей, не соответствующих официальной политике. Николай I вел активную внешнюю политику, стремясь к укреплению позиции России в Европе. Он активно участвовал в международных конфликтах и военных действиях, в результате чего Российская Империя увеличила свои владения.
Император Николай I также был известен своей консервативной политикой, направленной на сохранение старых порядков и борьбу с любыми формами демократии. Он придавал большое значение православной церкви и религиозным ценностям. Николай I был активным поощрителем научных исследований Он развивал инфраструктуру страны, строя дороги, мосты и другие сооружения Император Николай I внес важный вклад в развитие образования и науки в России Несмотря на контроверзии и ограничения, наложенные Николаем I, его правление оставило след в истории России и стало одним из важных этапов развития страны. Вклад императора Николая I в сохранение и укрепление самодержавия стал одной из основных причин стабильности Российской Империи в XIX веке.
Веруем также, что горячия молитвы благочестиваго народа, во всем свете известнаго любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления. Понравилась статья?
Принятие сложных решений. Самодержавие позволяет правителю принимать сложные и непопулярные решения, которые могут быть неприемлемыми при демократических процедурах. Временная избирательная кампания может поддаваться популизму и неспособна реализовывать стратегические планы на долгосрочной основе.
Защита национальных интересов. В силу своего единоличного статуса, монарху или императору легче принимать и отстаивать национальные интересы. Отсутствие ограничений и разделения полномочий позволяет быстрее и эффективнее принимать решения, основанные на общих интересах страны. Укрепление единства. Самодержавие способствует укреплению единства нации и созданию чувства принадлежности к единой и незыблемой власти. Ответственность и авторитет монарха или императора могут служить символами и связующими элементами национальной идентичности.