Местные лезгины говорят только на своем родном Лезгинском языке, и поэтому старшее поколение с годами забывает Азербайджанский. Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. Лезгины разговаривают на языке, относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. Однако азербайджано-лезгинские отношения продолжали осложняться заявлениями о непропорциональной популярности исламского фундаментализма среди лезгин.
КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!
История лезгин | Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. |
История лезгин. Лезгины. История, культура, традиции | Лезгинская нация является важной и уникальной частью культурного наследия Кавказа и продолжает влиять на его развитие. |
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты
Для приготовления используется специальная духовка. В Дагестане большой популярностью пользуется лезгинский тонкий хлеб. Очень популярны и афарарские лепешки этого народа, наполненные рикоттой, ароматными травами и мясом. Лезгины готовят супы из мяса и картофеля «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Используется свежее и сушеное мясо, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатаи кабаб, котлеты. В рацион народа входят различные блюда азербайджанской кухни. Тач готовят из напитков — желеобразного напитка из проросших зерен пшеницы. Лезгинская ритуальная еда — блюдо из сушеных бараньих ножек с кукурузой и зернами пшеницы, каша из муки хашил и халва из пшеничной муки Isis.
Пьют свежее и простоквашу, делают сыр и масло, варят каши. Брак и семья Брак в основном заключается в соответствии с законами шариата. Этапы брака: сватовство, сговор, помолвка, пребывание в «другом доме». Расположение патрилокальное. Последовательность знакомства супругов с новой семьей и новой семейной ячейкой: войти в семейную комнату общую , сначала пройти к источнику за водой, вернуться домой, снять запреты избегания. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось привычкам будущих занятий: воином и любовницей-матерью. Наука, образование Лезгины внесли значительный вклад в образование.
Среди лезгин появилось много выдающихся личностей. Известный мыслитель и идеолог Магомед Ярагский духовный лидер национально-демократического освободительного движения горских народов Кавказа в XIX веке оставил очевидный след. Научные идеи Шейха Ярагского продолжил его сын Хаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по материнской линии известного ученого Хасан-эфенди Алькадарского. Одним из видных ученых Кюринского района был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его сын Абакар-эфенди занял место учителя в местном медресе. Эстафету научных исследований Абакар-эфенди принял его сын Абдул-Хамид-эфенди. Среди известных арабских ученых — Абдул-Хаким-эфенди, уроженец Самурской области, который жил и работал в селе. Он получил инвестиции от Магомеда Ярагского и стал наставником накшибенди тариката.
Сын Хаким-эфенди Молла Абдул-Гай также считался знатоком арабских наук. До конца жизни он занимался распространением знаний и науки в родном селе. Среди ученых можно упомянуть Гаджи-Магомед-эфенди, сына шейха Магомед-эфенди. Выдающимся арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был из села Гаджи Амирали-эфенди. Вершина лезгинской науки историки связывают с именем Хасан-эфенди Алькадара вторая половина XIX века. Помимо лезгин, он знал русский, персидский и турецкий языки, прекрасно знал восточную литературу, писал стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил несколько лет под руководством Ахтын-кади Мирза-Али- эфенди. Научные трактаты Алькадарского о религии и философии не утратили своего значения и в наши дни.
Свидетели продолжили Г. Алькадарский, М. Гасанов и другие. Лезгины внесли значительный вклад в науку и образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине ХХ века стали А. Абилов, Г. Аликберов, М.
Омаров, М. Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Исмаилов, А. Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И.
Лезгины также заняли достойное место среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана. Это Рза Шихсаидов, первый уполномоченный по здравоохранению в Дагестане, окончивший Петроградскую военно-медицинскую академию в 1916 году. Первым народным уполномоченным по сельскому хозяйству в республике тоже был лезгин — села М. Имена Г. Гасанова известны далеко за пределами нашей страны — Герой социалистического труда, лауреат Ленинских и государственных премий, доктор технических наук, профессор, внук известного ученого Хасана Алькадари, М. Лезгинцев — первый руководитель финансовой службы Красной Армии его сыновья — Г. Лезгинцев выдающийся ученый и известный писатель, доктор технических наук, адмирал и М.
Лезгинцев контр-адмирал, командир подводной лодки , А. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины гордо произносят имена братьев профессоров Аливердиевых, А. Агаева, Х.
Рамазанов, У. Мейланова, Б. Талибов, А. Гулмагомедов, К. Акимов, Г. Искендеров, С. Алкадарский, А.
Ганиева, Ф. Ганиева, Г. Гашарова, Ф. Вагабова, Р. Кельбеханова, А. Бабаев, Э. Эмирбеков, Ф.
Аликберова, Д. Ахмедов, М. Вагабов, С. Агаширинова, Р.
О семье, в которой муж и жена не делят себя по разным национальностям, а одинаково соблюдают традиции верности. Верности друг другу, верности памяти предков, верности чести и жизни, что называется, по совести.
Две свадьбы С семьями, в которых супруги принадлежат этнически к разным народностям, общаться всегда интересно. Узнавать что-то новое, что-то, не такое привычное для нас, коренных жителей российского Черноземья. Правда, Ахмедовы сразу предупредили: вряд ли с журналистской точки зрения получится уникальный материал. Глава семьи, по его собственному признанию, «обрусел» больше полувека назад, как приехал учиться в военное училище в Саратове. Родился в небольшом селе в предгорье, а в 1964 году наша семья после землетрясения перебралась в низменность, ближе к морю. Мои родственники до сих пор живут там, поэтому связи с малой родиной не теряю, — говорит Абдулага Ахмедов.
Уходя в историко-географический экскурс, он буквально за несколько минут даёт краткую характеристику и всему Дагестану, и самим лезгинам. Дагестан является самой многонациональной республикой России. По официальным данным, здесь проживают представители более ста национальностей в том числе более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках. Лезгины при этом по численности занимают уверенное четвёртое место, уступая лишь кумыкам, даргинцам и аварцам. На прямой вопрос, как родные встретили его избранницу, отвечает: негатива в адрес юной Капитолины не было; лезгины, да и многие кавказские народы, вопреки часто встречающемуся стереотипу, никогда не выступали против союзов с представителями других национальностей. Одна — в Саратове, студенческая.
Отмечали в одном из городских кафе.
Зерно мололи на ручных и водяных мельницах. За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника. Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками.
Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г. В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями. Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство.
До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной. Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им. Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района.
Кроме садов, которые занимают 782 га 1959 г. Развитию земледельческого хозяйства способствовали крупные ирригационные работы. В советское время территория расселения лезгин покрылась густой сетью оросительных каналов. Благодаря применению искусственного орошения многие тысячи гектаров прежде не возделывавшихся или заброшенных земель в Касумкентскомг Магарамкентском, Ахтынском и других районах превратились в колхозные поля, сады и огороды. Большие успехи достигнуты и в области электрификации.
Построено много электростанций, в том числе Ахтьшская, являющаяся одаой из крупнейших в Дагестане. В прошлом обрабатывающая промышленность на территории лезгин была представлена только ремеслами и домашними кустарными промыслами. Наиболее значительными центрами ремесла были селения Ахты, Икра, Касумкент. В Ахтах, например, насчитывалось около сотни мастеров - кожевников, сапожников, шубников, швейников, кузнецов и др. Это был крупный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана.
Селение Икра славилось своими оружейниками и ювелирами. Развито было ковроделие. Лезгинские ковры пользовались большим спросом в России и в других странах. Мастерицы-ковровщицы работали в одиночку, в темных и грязных помещениях, на самодельных станках, получая за свой тяжелый труд скудное вознаграждение. За годы Советской власти у лезгин появилась своя промышленность: леспромхозы, фруктово-консервные заводы!
Из других традиционных кустарных промыслов сохраняются: обработка кожи, производство медных и других металлических изделий. История лезгинского народа В каждом районе существуют промкомбинаты, объединяющие кустарей, занятых изготовлением и починкой бытовых металлических предметов печей-времянок, тазов, кувшинов и пр. До революции многие тысячи лезгин уходили на сезонные заработки, преимущественно в Азербайджан. Большую часть отходников составляли крестьяне горных селений, особенно страдавшие от безземелья. Большинство отходников уходило осенью вместе со скотом, перегонявшимся на зимние пастбища, которые прежде находились в основном в Северном Азербайджане.
Таким образом, отходничество у лезгин часто сочеталось с отгонным животноводством. Отходники нанимались копать оросительные канавы, сажать деревья, выжигать уголь, [работать каменотесами, чернорабочими и т. Другая часть отходников поступала на нефтяные промыслы Баку, где многие оседали на постоянной работе. К 1917 г. В советское время, особенно после коллективизации, сезонный отход лезши сильно сократился, но численность лёзгин-рабочих значительно выросла, Большое значение для развития хозяйства и культуры лезгин имела ликвидация векового бездорожья.
Ныне лезгинские селения связаны между собой т. Автомобильные дороги прошли даже в такие высокогорные селения, как Куруш, Хучхюр, Рича, Кураг и другие, которые прежде сообщались с внешним миром только по труднопроходимым тропам. Ученный Альбанист. История, культура, традиции М. Гаджиева, 2011 Pour vos soutiens, contactez nous: E-mail: [email protected] Page fcbk:congosynthese.
В качестве талисманов лезгинские дома могут украшать необычные камни, ветки, рога животных, а также холодное оружие. Нередко со святыми местами у лезгин связаны деревья необычной формы и огромные камни. Святые места у лезгин называются — «пIир». Часто у лезгин они также связаны с источниками воды или горами.
В таких местах всегда просят о помощи и совершают молитву, принеся что-либо в дар месту. На святом месте лезгины также вешают кусочки материи. На территории проживания лезгин и сегодня существует множество непонятных, на первый взгляд, мест, обвешанных разноцветными кусочками ткани. Это и есть лезгинские святыни — «лезги пIирар».
Один такой современный «пIир» вырос прямо по середине асфальтовой дороги в Азербайджане. Недавно власти Азербайджана хотели выкорчевать это святое место лезгин, но, как утверждают местные жители, «даже подогнанный экскаватор не смог осилить этого». Это огромное дерево разделяет дорогу на две части, и проезжающие люди останавливаются, кладут милостыню и просят Бога о помощи. В случае, если машина или поезд, проезжающий мимо не останавливаются, то лезгины все равно привстают со своих мест и, омыв ладонями лицо, произносят строку из Корана: «Бисмилляхи рахмани рагьим».
Помимо необычных святых мест, сохранилось на земле лезгин и множество исторических памятников, среди которых старинная крепость в селении Ахты Ахтынского района. Недавно об этом памятнике архитектуры даже был снят короткометражный фильм. События фильма происходят во времена войны горцев во главе с имамом Шамилем в середине XIX века. В основу телевизионной постановки легли воспоминания дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот, приехавшей к отцу в Ахты лезг.
Ахцегь, Ахцагь в 1848 году. Приведем небольшой отрывок из записей девушки: «На нас смотрели довольно стройные горцы, похожие на немцев. Женщины в ситцевых шароварах и бешметах укутанные шалями. Маленькие лезгинята, проведав кто я такая, что-то кричат друг другу.
На завтра я пожелала посмотреть Ахты, и мы в сопровождении военных нукеров, считавшихся цветом лезгинской молодежи, посещали базар, лавки — нечто вроде магазинов. Письменный язык — арабский. Все женщины носят чадру. Когда солнце поднялось высоко, нас пригласил к себе Ахтынский старшина, дом которого находился возле той крупной мечети, куда по пятницам собирались духовные лица всех сел округа.
Здесь мы познакомились с первым лицом в округе — с поэтом, ученым и лекарем Мирза Али аль-Ахты. С нами по очереди поздоровались: «Издрастье, матушка», но многие говорили на свой лад — «матишка». Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Более богатые ахтынцы звали нас с батюшкой к себе в гости.
Чем только не угощали, подавали самые затейливые блюда: хинкали с мясом, сыром, маслом, бараньей начинкой и с яйцами. А еще мед, вишни, яблоки, груши и чай.
Лезгины: национальность, происхождение, где живут, религии
Лезгины - происхождение народа, где и как живут, фото | Информация Новости Контакт Род занятий. #но сейчас уже нет#лезгин #лахма #лекь. |
Традиции лезгин – красочные деревья и черешневый праздник | Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. |
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин | Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. |
Лезгины: история и культура | Новости ЛезгиЯр,Лезгины, история лезгин, кавказские песни, скачать лезгинские песни, дагестанские песни, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке. |
Лезгины. История, культура, традиции
Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.). История лезгин. Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Традиции лезгинского народа: обзор и описание, следы язычества, свадебные обычаи, семья и роль женщины, праздники.
Этимология названия
- Лезгины — история, численность и расселение народа, язык и письменность — РУВИКИ
- Тамбовская область
- Содержание
- Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?
- Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века
История Лезгин
Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar. Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2002 года, составляла 412 тыс., а в Азербайджане, согласно данным переписи 1999 года,— 178 авители лезгинских общественных организаций регулярно оспаривают официальные данные по численности. Многим тогда лезгинам в паспорте насильно поменяли национальность и написали в пятой графе «азербайджанец».
В Азербайджане угнетают лезгин
Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Хозяйство Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие. Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами.
Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием. В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство. Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз.
Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота.
Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана. Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной.
Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство. Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища. В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т.
Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г. Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами.
Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами. Сеюг кУкУРУзу, пшеницу преимущественно озимую , рожь, ячмень, просо, чину, рис. Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т.
Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов. Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак. С каждым годом расширяются посевы кормовых культур.
Значительная часть полей имеет искусственное орошение. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в.
В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния. Зерно мололи на ручных и водяных мельницах. За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника.
Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками. Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском.
В колхозах этих двух районов к весне 1959 г. В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями.
Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство. До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной.
Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им. Герейханова, на долю которого приходится половина всей площади садов района.
Кроме садов, которые занимают 782 га 1959 г.
В дагестанской же разновидности может присутствовать плавное звуковое сопровождение, и, как следствие, более плавные телодвижения. При этом некоторые пируэты и приёмы исполняют в полусогнутом положении. В целом, дагестанская разновидность подразумевает более широкий спектр доступных движений, из-за чего сам танец становится зрительно богаче и зрелищнее. В качестве инструментов, сопровождающих выступление, часто используется так называемая зурна: язычковый народный духовой музыкальный инструмент, напоминающий что-то среднее между дудочкой и флейтой. Зурна имеет характерный резкий звук, а ближайшим её «родственником» можно назвать гобой. Танец уже не раз «засветился» и на киноэкранах: к примеру, актёры знаменитого советского фильма «Мимино» зажигательно исполнили его в сцене в ресторане, а знаменитый российский режиссёр Никита Михалков включил сцену с танцем молодого парня в свою художественную ленту «12».
Читать еще: К какой национальности относится фамилия чуприян. Как узнать национальность по фамилии Почему во время исполнения кричат «Асса! Многие, кто хоть раз наблюдал за любительским или профессиональным исполнением лезгинки, замечали, что танцору часто кричат слово «Асса», подбадривая его таким образом. Но что вообще значит это слово и откуда оно появилось? На этот счёт есть несколько интереснейших теорий. Самое простое и логичное объяснение — этимологическое. Согласно ему, в языках народов Кавказа присутствовало а в некоторых — присутствует и сейчас лексема «асе», которой соответствует русское наречие «так».
Ещё одна интересная теория основывается на этнической трактовке слова. Согласно ей, историческая территория алан от Венгрии и до Монголии называлась раньше «Ассия» то есть — страна ассов , а теперь именуется Азией. Горцы же, желая подчеркнуть своё происхождение во время боевого танца, выкрикивали это слово, поднимая свой боевой дух. Ну и последняя версия происхождения выкрика «Асса! Согласно ей, именно этим словом танцор подчёркивал свой артистизм и свою удаль во время исполнения. Точных аналогов этой лексеме в русском языке нет, но перевести её можно как призыв к оспариванию или состязанию, вроде русского «ну как? Как лезгинка стала известна во всём мире?
Мало какому народному танцу удаётся добиться мировой популярности, но лезгинка оказалась из числа тех, кому это под силу. На мировую сцену она вышла благодаря команде танцоров из Тбилиси, когда в 1935 году они отправились покорять сердца зрителей и жюри Всемирного фестиваля народного танца. Газета «Вечерний Тбилиси» отзывалась о выступлении, как о произведшем фурор. По словам репортёров, танцоры Тбилисского государственного театра сорвали шквал аплодисментов, и даже сдержанные британские зрители не удерживались от восторга и кричали артистам «Браво! Группа выступала под руководством Владимира Хетагурова, который удивил публику опасным танцем с настоящими кинжалами в руках. Ещё до выступления приметив двух девушек, сидящих недалеко от сцены, артист исполнил несколько особых пируэтов вокруг них, а в конце номера поклонился королевской чете. После окончания фестиваля Хетагуров получил особую медаль во время специально организованного приёма-бала.
Лезгинка — это абсолютно уникальный танец, идеальный образец богатой культуры своего народа, сочетающий в себе несочетаемое и обладающий невероятно мощной энергетикой. Этот танец — гордость кавказских народов, часть их традиций и жизни, средство самовыражения и священный ритуал, к которому следует относиться с соответствующим уважением. Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: Лезгинка Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности — изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.
Кавказ — местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины национальность кавказская , пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге Дагестана, народ то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики.
Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Читать еще: Как делать пиксель арты. Adobe Photoshop: Рисуем и анимируем персонажа в технике Pixel Art Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей.
Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины.
То есть, лезгинский отдаленно родственен чеченскому и аварскому с даргинским. Но ближайшие его родственники это табасаранский, цахурский, удинский и еще несколько коренных языков южного Дагестана и северного Азербайджана. Большинство лезгин также отлично владеет русским и азербайджанским языками. Представители этого народа часто бывают знатоками сразу трех языков! Ныне лезгины пользуются кириллицей. Но исторически у них существовало и собственное агванское письмо. Какая история у лезгин? В начале нашей эры лезгины входили в мощную конфедерацию 26 племен Кавказской Албании.
В V-X веках н. Позже лезгины жили в составе Дербентского эмирата. На момент прихода России на юг Дагестана конец XVIII века у лезгин имелось несколько союзных друг другу вольных обществ, боровшихся против нашествия иранцев.
Одно из самых древних ремесел у лезгин — кузнечное дело.
Кузнецов очень уважали. Люди считали, что огонь им подарили божества и умение обращаться с огнем и металлом — дар свыше. В каждом лезгинском селении были кузнецы — чатухъан, которые изготовляли все необходимое для хозяйства ножи, щипцы для очага и сахара и орудия труда топоры, серпы, мотыги , кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи.
А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески! В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которое занимало важное место в быту лезгин: ружье, кинжал, сабля составляли одно целое с черкеской. Даже мальчики носили кинжалы. Глава 2.
Культурные традиции народа лезгины. Одежда До трех лет детям надевали различные обереги — амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они обладали магической силой и оберегали от болезней и сглаза. На курточку надевали нагрудник — хириган.
Иногда на спине у безрукавки или курточки нашивали цветок — мурцан цуьк. Он состоял из 12 разноцветных лепестков — по числу месяцев года. Считалось, что этот цветок защищает ребенка круглый год от всяких бед. Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, головной платок.
На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления. Женский костюм лезгинок состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие на бедрах и узкие внизу.
Наподобие современных «султанок». Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи. С конца XIX в. Пожилые женщины носили булушки темных цветов, а молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые.
Волосы женщины прятали под чутхой — плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, конечно, платки — шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и пожилые женщины платки одевали так, чтобы часть лица и рот были прикрыты. Это было обязательно точки зрения морали того времени.
И платья были не облегающие. Каждая женщина шила сама и все умела делать своими руками. Лезгинские женщины носили много серебряных украшений — кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее.
Красота женщин вместе с другими признаками стройность, черные глаза и брови определялась волосами. Идеальными считались густые длинные волосы, заплетенные в две косы. Заплетать одну косу, было не принято. Считалось, что, если девушка будет ходить с одной косой, она останется одинокой.
Особенно запрещалась такая прическа женщинам, у которых были отец и братья. Поэтому, когда женщины бранились друг с другом, они нередко употребляли выражение: «Ви киф атIуй» «Чтоб ты с одной косой осталась». Пища Из источников я узнала, что входило в рацион питания моих предков. В основном питались мясом, молоком и растительной пищей.
Летом — больше молочными продуктами, изредка дополняя рацион мясом. Зимой ели основательно: сушеное мясо, дулдурма домашняя колбаса , мучное. Во внутреннем дворике каждого дома обязательно была печь для выпечки хлеба — хьар, тандыр или садж. Хлеб в основном пекли из пресного теста — он дольше сохраняется свежим.
Из дрожжевого теста готовили комба — вкусный пирог с начинкой из сушеного мяса, овечьего сыра, лука. А еще выпекали фигурные хлебцы в виде сумочек, петушков, разных зверушек для детей. Широко распространено было толокно сав — мука из жареной пшеницы и конопли. К нему добавляли мед, масло и немного молока, все замешивали и закатывали в шарики.
Получалась питательная и вкусная еда, поэтому сав брали с собой в дорогу, так как он долго сохранял вкусовые качества. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Это древнее блюдо у лезгин называется хешил — каша из пшеничной муки.
Когда научились печь хлеб, хешил, как ритуальное блюдо,готовили при рождении ребенка. Еще при рождении ребенка обязательно готовили исиду — халву: Когда исида остывала, ею угощали собравшихся родственников и соседей. Из напитков у лезгин был распространен тIач — приятный на вкус кисловатый напиток. Для него особо готовили муку.
Сначала зерна проращивали: пшеницу замачивали в горячей воде в специальном сосуде или мешке и сверху прикрывали кавалами теплыми овчинными шубами. Через два-три дня зерно прорастало, после чего его сушили на солнце и мололи на мельнице. Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле.
Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач. Пили родниковую воду, молоко, кефир маст. Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод.
Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения. Считалось, что стакан чая перед обедом вызывает аппетит и еда лучше усваивается. И только сейчас ученые выяснили, что полезно выпить чай, а потом приступать к еде. Вот это и есть народная мудрость — сначала народ догадывается и делает, а потом ученые подтверждают, что это правильно.
Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате — хзандин кIвал семейная комната. На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос сини с обедом.
Лезгины: история, культура и особенности этноса
Лезгины – древний народ с богатыми обычаями и традициями. Когда заходит разговор о происхождении названия лезгин, то сами лезгины первым делом приводят слово "лекь" (орёл) и название античного племени легов, от которого должно быть произошло самоназвание лезгин. Происхождение лезгин до сих пор остается предметом исследования и дискуссий среди ученых. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Лезгины – одна из наиболее многочисленных национальностей, проживающих на территории Южного Кавказа.
Лезгины — народ, которым пугают детей
Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. В действительности происхождение лезгин, как и соседних горских народов, стоит рассматривать комплексно, учитывая данные лингвистических, археологических, антропологических и этнографических работ. "асул-несил"(на диалекте "асил-несил") которое используется ныне в значении "происхождение, род, благородство. Лезгинские чиновники потом возмущаются, дома, на кухне, старательно скрывая от других лезгин услышанные от гостей из Азербайджана историко-географические новости.