Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка.
Южный Лезгистан: Быть или не быть?
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты | Лезгины разговаривают на языке, относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. |
Лезгинский культурный журнал | Лезгины разговаривают на языке, относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. |
Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации
Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе "Большая вода". Вот такая довольно интересная конструкция.
Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна. Народный танец, известный во всем мире Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше.
Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке. Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно.
В Азербайджане лезгины — второй по численности народ, по переписи 2009 года зафиксировано 180300 чел. По данным независимых экспертов в Азербайджанской республике проживает около 700 тысяч лезгин. В настоящее время термином "лезгинские народы" один из вариантов употребления - "лезгиноязычные народы" объединяются 10 близкородственных народностей: агульцы, арчинцы, будухи, крызы, лезгины, рутульцы, табасараны, удины, хиналуги, цахуры. Многообразие национальных культур является условием существования общечеловеческой культуры. Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение какого-либо народа или его культуры - потеря для всего человечества в целом.
Лезгины — одна из народностей дагестанцев — начали приезжать в 70-х годах прошлого века в новый город Набережные Челны, чтобы строить автогигант КАМАЗ. В 1997 году они объединились в «Национально-культурную автономию «Лезгияр», через три года стали собираться в своем кабинете в Доме дружбы народов «Родник». Из этого района — старейшина нашей общины подполковник милиции Шаиг Ахмедов. В Набережные Челны он приехал после армии в 1977 году к своему брату, и так ему город понравился, что он решил остаться. И уже за ним стали приезжать его многочисленные родственники. Другой уроженец Кусарского района — строитель Низами Бурджумов оказался в Автограде летом 1984 года после окончания Бакинского инженерно-строительного института. И тоже за ним потянулась многочисленная родня. Более того, своих жен обосновавшиеся в городе на Каме, как правило, привозили также из Кусарского района Азербайджана. Моя малая родина — Курзун-кишлак этого же района, расположенного на границе с Дагестаном.
Эта отметка установлена 31 января 2017 года. Лезгинские вольные общества См. Вокруг более крупных и сильных селений объединяются мелкие селения, образуя союз сельских общин, так называемые вольные общества. В Дагестане таким образом сформировались лезгинские Ахтыпаринское , Алтыпаринское и Докузпаринское , вольные общества, а также Курахский союз , а на севере современного Азербайджана образовалась Тагирджальское вольное общество. Историки полагают, что истоки лезгин лежат в образовании этих федераций [53] Селение Ахты Главным селением Ахтыпаринского союза было лезгинское селение Ахты. Из письменных источников Ахты известно с 1494—1495 гг. Первое письменное сообщение об Ахтыпаре относится к началу XVIII века, однако, этот союз сельских общин, несомненно, существовало раньше [54] ; в данное вольное общество в разные периоды времени входило от 11 до 19 сёл по среднему течению реки Самур с прилегающими ущельями, а также сёла бассейна реки Ахтычай. По данным К. Ковалевский следующим образом охарактеризовал Ахтыпаринское вольное общество: Лезгинское селение Ахты несло обязательство военной защиты одиннадцати сельских обществ, составляющих с ним один союз. Эти общества обязаны были во время войны подчиниться руководству ахтынских начальников, в лице сорока аксакалов, выдвигаемых тухумами по одному из каждого. В мирное же время эти аксакалы наблюдали за своевременным взносом «закята» и следили за тем, чтобы в гражданских и уголовных спорах окончательные решения постановляемы были исключительно ахтынскими посредниками [57]. В Мискиндже , делившемся на шесть сельских участков, от каждого из участков избиралось по одному аксакалу. В отличие от других селений, лишь в Микрахе , Кара-Кюре и Куруше старшины избирались от каждого участка мехле селения [58]. Эти общества по принципу управления представляли собой демократические единицы. В некоторых источниках их называют также республиками. Например, генерал Паулуччи в рапорте военному министру Румянцеву в 1812 году называл все «вольные» общества Южного Дагестана «республиканскими обществами лезгинцев» [59]. В 1812 году союзы сельских общин Самурской долины Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара и др. Например, иезуит Иоанн Баптист Ламан, посетивший Ширван в начале XVIII века, писал, что: …крестьяне до такой степени угнетены, что все почти подумывают уходить из города, и если бы у них было в виду какое-нибудь безопасное убежище, то решительно ни один бы не остался [61]. Недовольство народа постепенно нарастало и выливалось в вооружённые столкновения, носившие неорганизованный характер. В 1709 году в Джаро-Белоканах вспыхнуло восстание против кызылбашей, которое было подавлено. В 1711 г. Есаи Гасан-Джалалян писал: …С этой стороны гор, в местах, которые называются Ках, Дчар, Тала и во многих других селениях поднялись народы, именуемые лезгинами, а во главе их стал Али-Султан, до этого по приказу шаха управлявший страной. Все они объединились, объявили себя самостоятельными, отвратились от царя и восстали против него [62]. К восставшим горцам присоединились многие из жителей Шеки и Ширвана. Для подавления этого восстания использовалась регулярная армия, но попытки усмирить восставший народ были тщетны. В частности, Есаи Гасан-Джалалян пишет: Сколько ни приказывал шах находящимся в Шемахе и Гяндже и их районах персидским войскам выступить против них лезгин , однако находившиеся в этих городах ханы, как ни старались, никак не смогли противостоять им, и сами терпели поражения [62]. По приказу шаха против восставших выступил ширванский беклярбек Гасан-Али-хан с пятнадцатитысячным войском, но горцы, «напав внезапно рано утром, перебили большую часть его войска, сам хан был убит, а остальные бежали обратно» [62]. После этого на восставших был брошен гянджинский беклярбек Угурлу-хан, которого также постигла неудача. С остатками своих войск он вынужден был обратиться в бегство и укрыться в Гянджинской крепости. Затем ряд попыток разбить отряды восставших сделал шекинский правитель Кичик-хан. Но и его старания также оказались безуспешными. В одном из сражений его войска были разгромлены, а сам он убит [64] [65]. Человеком, который сумел объединить эти разрозненные, неорганизованные восстания горцев северо-восточного Кавказа, стал Хаджи-Давуд Мюшкюрский, превративший их в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения влияния Ирана на рассматриваемой территории. По одним свидетельствам, он происходил из зажиточной крестьянской семьи, по другим — носил титул бека. В своей борьбе Хаджи-Давуд преследовал только одну цель: освобождение от иноземного владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства [66]. Несмотря на неудачные попытки договориться с Россией, Хаджи-Давуд продолжал подготовку к штурму последних бастионов сефевидского господства на Восточном Кавказе — городов Шемахи , Дербента и Баку , — и он обратился к дагестанским владетелям. На его призывы откликнулись уцмий Ахмед-хан и Сурхай. После их встречи с Хаджи-Давудом в местности Кафири равнина к северу от Дербента было принято решение о совместной осаде Шемахи. Но из-за угроз шамхала Адиль-Гирея уцмий Ахмед-хан вынужден был снова остаться в Кай-таге, опасаясь нападения с его стороны, отправив на помощь повстанцам лишь часть своего войска. Собрав таким образом вокруг себя достаточные силы, Хаджи-Давуд в союзе с Сурхаем Казикумухским, Али-Султаном Цахурским, Ибрагимом Куткашенским и отрядом, посланным кайтагским уцмием, начал поход на Шемаху — главный оплот владычества Сефевидов на Восточном Кавказе. Единственный непосредственный очевидец осады и взятия Шемахи в 1721 году — русский посланник Ф. Беневени — писал: …За день перед поездом оной хан получил подлинное известие, что с Низовой стороны помянутых бунтовщиков, а именно Дауд-бея, Исми и Сурхай войско поднялось и приближается к Шемахе… [67]. По этому договору Османская империя признавала за Россией прикаспийские провинции, как добровольно уступленные ей Ираном. Россия же признала за Турцией почти всё остальное Закавказье. Важное место в Стамбульском договоре занимал вопрос о Ширване, который должен был представлять собой особое государство-ханство ширванских лезгин во главе с Хаджи-Давудом. Данный вопрос нашёл своё отражение в первой же статье Стамбульского договора. По данному поводу Бутков писал: «Поелику лезгин ширванские, яко мусульмане, прибегли под протекцию Порты, и Порта приняв их под протекцию постановила над ними ханом Дауд-Бега, и снабдя его на сие достоинство дипломом, определило местом пребывания его город Шемаху» [66] [68]. Согласно договору, политический статус государства Хаджи-Дауда определялся следующим образом: Понеже места в ширванской провинции, принадлежащия к Порте, почитаются особым ханством, того ради, город Шамахи имеет быть пребыванием хана; но город да останется в прежнем состоянии, без всякаго новаго укрепления, и со стороны Порты да не будет в нём гарнизона, и ни же отправлять туда войски, исключая случаев, что или хан взбунтует и выйдет из послушания, или между жителями провинции той окажутся непорядки, вредные интересам Порты, или они предпримут неприятельские действия на принадлежащия царю места и земли; в таких случаях Порта иметь будет право, для пресечения всего того с своей стороны потребное число войск отправить чрез реку Куру, с позволения однакож российских командиров» [68]. Тем не менее, Хаджи-Давуд Мюшкюрский не признавал условий договора и выступал против него. Он намеревался создать сильное независимое государства на всей территории Ширвана от Баку до Куры и от Дербента до Куры, и не хотел принимать роль послушного орудия в руках османского султана [66]. Хаджи-Давуд открыто заявил о своём несогласии с установленными договором новыми границами и чинил всякие препятствия при их разграничении. Поэтому пересмотр границ между Россией и Турцией затянулся на три с половиной года. Относительно данных событий П. Бутков указывает: «Затруднения причинял два года Дауд-бег, что России достались земли при Каспийском море, от которых Шамахи питалась» [68]. Об этом же пишет И. Гербер: Когда в 1724 году между Россиею и турками трактаты заключены быть могли о персидских делах, то от турков в Шемахе поставленной хан Хаджи-Дауд наперёд уведал, понеже по трактатам все хлебородные места, Шабрань и Мушкур, под Российской империи будет, что так Шамахи принуждена будет милости у русских просить, того ради доношением и предложением своим Порте отоманской к тому приводил, что оное сочинение границы… два года продолжалось» [69]. Кроме того, из сообщений Гербера можно сделать вывод о том, что Хаджи-Давуд, кроме Мюшкюра и Шабрана , намеревался вернуть себе и другие ширванские земли, захваченные Россией, в том числе Дербент и Баку. Из анализа источников видно, что Хаджи-Давуд вовсе не намеревался находиться в зависимости от Турции и России и хотел создать независимое государство. В составе Российской империи См. Так, к 1810 году зона проживания лезгин-кубинцев, Кубинское ханство , было включено в состав России и трансформировано в Кубинский уезд [70]. Вскоре, в феврале 1811 года, было оформлено вхождение в состав Империи самурских вольных обществ лезгин-самурцев, Ахтыпара , Докузпара , Алтыпара. Вольные общества полностью сохранили внутреннее самоуправление, обязывались платить царской администрации подати. Русские войска в Самурской долине не размещались [71]. В 1812 году в Кюре , территории проживания лезгин-кюринцев, были размещены русские войска, власть казикумухских ханов свергнута и учреждён протекторат Российской империи — Кюринское ханство [72]. После введения царского управления самурские лезгины были объединены в Самурский округ. В Кюринское ханство вошли территории Кюринской плоскости, Курахского , Кушанского , Агульского и Ричинского союзов сельских обществ. А кубинские лезгины вошли в состав Кубинского уезда Бакинской губернии. По новому административному устройству лезгинское население оказалось в составе разных политических образований. Лезгины Кубинского ханства вошли в состав Бакинской губернии , лезгины Кюринского ханства , Табасаранского майсумства и Самурского округа вошли в состав Дагестанской области.
Премьера оперы отгремела в Большом театре в ноябре 1879 года. Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила». Глинке в своё время удалось побывать на Кавказе и полюбоваться всеми красотами края, почерпнув вдохновения в своём путешествии. Эта поездка косвенно нашла своё отражение в шедевре великого мастера «Руслан и Людмила». Примечательно, что сам танец, несмотря на весьма «оперное» звуковое оформление, сохранил в рамках этого произведения свои основные черты и движения. Лезгинка из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Это произведение, в отличие от двух предыдущих, полностью передаёт весь колорит танца, всю его энергичность и мощь звучания. Автору удалось превосходно передать не только аутентичную атмосферу, но и настроение танцующих. Хоть и несколько некорректно ставить современную певицу в один ряд с великими культурными деятелями, в «непопулярности» это произведение, как и его дагестанскую исполнительницу, обвинить невозможно. История и развитие лезгинки Самые первые упоминания о лезгинке можно найти в фольклоре Северного Кавказа. В стародавние времена жители Кавказа поклонялись силам природы, и для того, чтобы порадовать своих богов и получить их благосклонность, приносили им жертвы в рамках различных ритуалов. Вполне возможно, что первую лезгинку танцевали именно на таких мероприятиях. Чуть позднее её стали исполнять перед важными битвами, дабы поднять боевой дух воинов и разгорячить их перед сражением, а ещё позже она стала сопровождать и свадебную церемонию. При помощи лезгинки будущие молодожёны могли в изысканной форме выразить свои чувства друг к другу. Если говорить о последнем типе танца, то он всегда исполнялся парно, и характеризовался подражанием благородным животным: орлу, роль которого исполнял всегда мужчина, и лебедю, чья роль отводилась женщине. Во время исполнения танца мужчина становился на носки и разводил руки в стороны, как бы изображая парящего в небесах хищника, высоко поднимал голову и делал резкие, лаконичные движения руками и ногами, показывая таким образом свою ловкость и силу. Роль женщины в парной лезгинке — выражение изящества, гармонии и покорности. Для этого использовались волнообразные, плавные движения рук и неторопливые, размеренные перемещения по сцене. В отличие от мужчины, всем телом выражающим твёрдость и решительность, «лебедь» своим видом олицетворяла спокойствие, грацию и мягкость. Многие утверждают, что концепцию «орёл и лебедь» для лезгинки нельзя считать истинной, поскольку изначально считалось, что мужчина в этом танце символизировал не птицу, а священного тура — горного козла, обитающего на вершинах Кавказа. В общей сложности на Кавказе и Закавказье проживает около сотни народностей, и фактически в каждой танец развивался по-своему, обрастая новыми элементами, усложняясь либо упрощаясь в техническом плане. Если говорить о мужской сольной разновидности лезгинки, то она стала часто исполняться с холодным оружием в руках. Интересные факты Одна из ключевых особенностей парной лезгинки — отсутствие какого-либо физического контакта между танцующими: мужчина и женщина могут двигаться в одном темпе и подражать движениям друг друга, но никогда не соприкасаться. В некоторых видах лезгинки используются смелые акробатические элементы, такие, как сальто и быстрые вращения. Исполняет их всегда мужчина, а цель таких телодвижений — показать партнёрше по танцу свою ловкость, силу и координацию. На Кавказе многие говорят, что лезгинка даже мёртвого может вернуть к жизни. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку фактически каждый, кто хотя бы раз наблюдал за тем, как профессиональные танцоры исполняют лезгинку, испытывал стойкое желание пуститься в пляс вместе с ними. Правильное исполнение движений невозможно без идеальной осанки, которой должны обладать оба танцующих. В современных школах танца обучающихся учат улыбаться во время исполнения, поскольку улыбка поддерживает основную идею парной лезгинки. Особенно важен во время исполнения и взгляд партнёров: поскольку физический контакт между ними невозможен, именно глаза танцующих передают взаимосвязь между мужчиной и женщиной. Многие хореографы считают, что на сегодняшний день «настоящими» можно считать только чеченскую и дагестанскую лезгинку, а все остальные её разновидности следует называть иначе. В сравнении с дагестанской, чеченская лезгинка отличается большей резкостью движений, и всегда исполняется с прямой спиной. В дагестанской же разновидности может присутствовать плавное звуковое сопровождение, и, как следствие, более плавные телодвижения. При этом некоторые пируэты и приёмы исполняют в полусогнутом положении. В целом, дагестанская разновидность подразумевает более широкий спектр доступных движений, из-за чего сам танец становится зрительно богаче и зрелищнее. В качестве инструментов, сопровождающих выступление, часто используется так называемая зурна: язычковый народный духовой музыкальный инструмент, напоминающий что-то среднее между дудочкой и флейтой. Зурна имеет характерный резкий звук, а ближайшим её «родственником» можно назвать гобой. Танец уже не раз «засветился» и на киноэкранах: к примеру, актёры знаменитого советского фильма «Мимино» зажигательно исполнили его в сцене в ресторане, а знаменитый российский режиссёр Никита Михалков включил сцену с танцем молодого парня в свою художественную ленту «12». Читать еще: К какой национальности относится фамилия чуприян. Как узнать национальность по фамилии Почему во время исполнения кричат «Асса! Многие, кто хоть раз наблюдал за любительским или профессиональным исполнением лезгинки, замечали, что танцору часто кричат слово «Асса», подбадривая его таким образом. Но что вообще значит это слово и откуда оно появилось? На этот счёт есть несколько интереснейших теорий. Самое простое и логичное объяснение — этимологическое. Согласно ему, в языках народов Кавказа присутствовало а в некоторых — присутствует и сейчас лексема «асе», которой соответствует русское наречие «так». Ещё одна интересная теория основывается на этнической трактовке слова. Согласно ей, историческая территория алан от Венгрии и до Монголии называлась раньше «Ассия» то есть — страна ассов , а теперь именуется Азией. Горцы же, желая подчеркнуть своё происхождение во время боевого танца, выкрикивали это слово, поднимая свой боевой дух. Ну и последняя версия происхождения выкрика «Асса!
История лезгин
Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Информация Новости Контакт Род занятий. #но сейчас уже нет#лезгин #лахма #лекь. потомки древних албан». Лезгины: история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешнего вида мужчин и женщин, быта и повседневной жизни, праздников и обрядов.
Традиции лезгин – красочные деревья и черешневый праздник
Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации | По антропологическим наблюдениям, главная масса лезгин имеет некоторые общие, только им свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов. |
История лезгин | коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". |
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Исторические корни У этих трех наций общий исторический предок — народ хань, проживавший на территории современного Северного Китая. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. История лезгин. Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Лезгины, как и другие лезгинские народности Дагестана и современного Азербайджана входили в состав могущественного античного государства под названием. Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.). Раскройте для себя мир лезгинского народа: узнайте о его национальности, численности, языке и религии.
Народ, который чтит традиции
- Лезгины - этнос, а не национальность
- Какая вера у лезгинов: религия лезгинов 🙏 православный клуб
- Лезгины — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка
- Лезгины — народ, которым пугают детей
- Какая вера у лезгинов: религия лезгинов 🙏 православный клуб
Какая вера у лезгинов. что они делают на горе эренлар
Происхождение лезгинской национальности неразрывно связано с историческими процессами, происходившими в Кавказском регионе. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Почему лезгины зовутся лезгинами. Роль тотемизма в происхождении некоторых кавказских этнонимов И. Гаджимурадов, Gadjimuradov @ online. de Бонн, Германия Исследование происхождения кавказских народов и этнонимов считается среди кавказоведов делом. этническим азербайджанцем по имени Кулиев Ягуб Аллахгулу оглу.
Южный Лезгистан: Быть или не быть?
Это Рза Шихсаидов, первый уполномоченный по здравоохранению в Дагестане, окончивший Петроградскую военно-медицинскую академию в 1916 году. Первым народным уполномоченным по сельскому хозяйству в республике тоже был лезгин — села М. Имена Г. Гасанова известны далеко за пределами нашей страны — Герой социалистического труда, лауреат Ленинских и государственных премий, доктор технических наук, профессор, внук известного ученого Хасана Алькадари, М. Лезгинцев — первый руководитель финансовой службы Красной Армии его сыновья — Г.
Лезгинцев выдающийся ученый и известный писатель, доктор технических наук, адмирал и М. Лезгинцев контр-адмирал, командир подводной лодки , А. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку — А. Гусейнов, Ш.
Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины гордо произносят имена братьев профессоров Аливердиевых, А. Агаева, Х.
Рамазанов, У. Мейланова, Б. Талибов, А. Гулмагомедов, К.
Акимов, Г. Искендеров, С. Алкадарский, А. Ганиева, Ф.
Ганиева, Г. Гашарова, Ф. Вагабова, Р. Кельбеханова, А.
Бабаев, Э. Эмирбеков, Ф. Аликберова, Д. Ахмедов, М.
Вагабов, С. Агаширинова, Р. Гайдарова, Б. Рагимова, Г.
Гаджиева, К. Адигезалова-Пальчаев, Г. Сафаралиев, Н. Кличханов и многие другие.
Значительный вклад в дагестанскую литературу внесли ашугские поэты лезги Салих Ярагинский 17 век , Ялцуг Эмин 17 — первая половина 18 века , Абдулхалик Закир Ахтынский, Магарам Ахтынский, ашугская шайда Тагиркентской 18 век , поэт Лезги Ахмед Гусарский 18 — начало 19 века , Мазали Али из села. Маза, Молла Нур из пос. Ахты, Сталь Саид села. Ашага-Сталь и др.
В ХХ веке. Знаменитыми ашугами были абдулла из села. Хлют, Абдул из села. Джаба, Саадулла Хурюга, Ширин села.
Из недр ашугской поэзии выросли величайшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б.
Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К.
Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев , А.
Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А. С культурой и литературой связаны имена журналистов И.
Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И.
Вагабова, А. Саидова, М. Ганиева, К. Алиханова, А.
Усамова и многих других. Традиции В каждой лезгинской семье есть безоговорочное послушание старшим. К пожилым людям относятся с большим уважением. Им не разрешается выполнять тяжелую работу.
Было женское неравенство. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и социальной деятельности.
Бытовало поверье, что Яр может ударить, убить, если не исполнить некоторые действия. Поэтому было принято обвязывать свои руки, а также шеи детей и скота красными шерстяными нитками. Обязательным было надеть новую одежду или, если такой возможности не было, нашить новую заплату на старую. С первыми днями Яра совпадал второй весенний праздник Кьуьгъверин сувар, или праздник пахоты.
Только добропорядочному и трудолюбивому человеку позволялось в это время провести первую борозду. В случае, если год выходил урожайным, ему давали имя этого человека. Источники: nazaccent. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен.
Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида».
Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Традиции В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности.
Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи. Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок.
Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь.
Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон.
Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты. Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками.
Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом.
Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться. Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча.
В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены. Сегодня лезгинская свадьба отличается.
Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу.
На ахтинском диалекте говорят в юго-восточном Дагестане. Kuba говор, наиболее отюречился из трех, широко распространен среди лезгин северного Азербайджана названных в честь города Kuba, культурные и экономичные фокусной области. Религии Сегодня лезгины — это преимущественно мусульмане-сунниты , а шиитское меньшинство проживает в селе Мискинджа в Дагестане. Основной тип поселения у лезгин — село «хур». Что касается социальных групп, то лезгинское село разделено на кварталы.
Распространен крупный территориально связанный поселок один квартал — один тухум. В каждом селе была мечеть, сельская местность — Ким, сход жителей мужская часть на сельское собрание для решения важнейших вопросов общественной жизни села. Танец Лезгины, танцующие лезгинку в селе Ахти, 1900 г. Лезгинский танец, в том числе сольный мужской и парный лезгинский танец, распространен у многих народов Кавказа. В танце используются 2 изображения.
Мужчина движется по образу «орла», чередуя медленный и быстрый темп. Наиболее эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он стоит на цыпочках, разводя руками в разные стороны. Женщина движется в форме «лебедя», завораживая изящной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не удивительно, что танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: словом «Лек» лезгинский : лекь означает орел.
Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе.
Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком.
Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Внешность Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом.
Зимой мужчины носили шубы. Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами. Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу.
Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов.
Подаётся угощение с варёным мясом, соусом томатным, кефирным или сметанным — но обязательно с чесноком, зеленью, грецкими орехами и пряностями и, в отдельных пиалах, с бульоном. В его семье, к примеру, говядине или баранине предпочитают курицу или индюшатину. Общие ценности В Тамбов Ахмедовы переехали в середине 1980-х. До этого была служба в Группе Советских войск в Германии и несколько лет в суровых условиях Среднеазиатского военного округа, где базировался полк химической защиты. Тимошенко и адъюнктуру, был направлен в Тамбов, в славное в свои годы Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты. По долгу службы довелось принимать участие и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что был удостоен ордена Мужества. Рассказывая о службе, Абдулага Яхшиевич замечает: в любых обстоятельствах он всегда был на стороне правды.
Мне часто говорят, что эти черты во мне — от отца. Он хоть и не был кадровым военнослужащим, но тоже служил своей стране: честно, по совести. С 1930-х годов обустраивал колхозы, «ставил на рельсы» народного хозяйства. В годы войны, несмотря на бронь, ушёл добровольцем на фронт, а после продолжил трудиться на ниве коллективного хозяйства. Нам, своим детям, прививал стремление к честности и порядочности. И, знаете, мне приятно, что его до сих пор помнят в предгорьях южного Дагестана — местные аксакалы добрым словом вспоминают председателя Яхши. И мы с супругой также старались воспитать своих сыновей. Потому что ценности — одни во все времена и у всех народов, — говорит русский лезгин Абдулага Ахмедов.