Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.).
Русский, по национальности лезгин: традиции и международные ценности тамбовчан Ахмедовых
Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Большое место в культуре лезгин отведено воспитанию детей. Их обучением начинают заниматься еще когда ребенок находится в утробе матери. Интересно, что бездетные женщины вместе отправлялись к священным местам и давали обет в случае появления на свет у одной мальчика, а у другой девочки, сочетать их браком. Традиция обручать детей в раннем возрасте сохранилась и до наших дней. Этот обычай обусловлен стремлением закрепить родственные и дружеские связи между семьями. Как и у большинства кавказских народов, раньше у лезгин практиковалось похищение невесты. Если оно совершалось с согласия девушки, ее родственники не противились этому. Однако выкупа за невесту калыма у лезгин никогда не было, тем ни менее, за невесту вносили определенную плату ее родителям. Большим уважением исторически и в наши дни на свадьбах лезгин пользуются гости и старики.
В некоторых семьях до сих пор сохранился обычай посыпать невесту мукой, когда она впервые входит в кухню. Невеста, в свою очередь, кидает в огонь горсть муки в знак того, что она стала законной хозяйкой домашнего очага. Несмотря на то, что женщине всегда отводилась второстепенная роль в лезгинских семьях — она занималась сугубо домашними работами, мужчины всегда уважительно и почтительно относились к лезгинкам. В лезгинских семьях большим позором считается поднять руку на женщину и оскорбить ее честь. Раньше такое оскорбление приравнивалось к кровной обиде, и обидчик становился изгоем в своей общине. Сегодня бить женщину по—прежнему считается позором и, если ссора доходит до крупного скандала, жена уходит в дом родителей и родственники мужа добиваются примирения. Подобно другим северокавказским народам, на женщину лезгины не распространяли кровную месть, и какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества. Как и другие кавказские народы, лезгины прекращали драку, если женщина, сняв платок, бросала его между двумя враждующими.
И в наши дни в присутствии женщины у лезгин не принято позволять себе неприличные выражения. Позорно считается и мстить женской половине общества. Интересно, что лезгинский мужчина по традиции не присутствует при родах. Первому, кто сообщит молодому отцу о рождении ребенка, полагается подарок. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников. Обычно его нарекают именем умершего члена семьи. По случаю новорожденного в лезгинских семьях всегда устраивается семейный праздник и готовятся специальные угощения. Отметим, что наряду с исламом в лезгинской культуре присутствуют элементы языческих верований. Ранее, по одному из обычаев, быка коричневого цвета, купленного на деньги сельской общины, трижды обводили ночью вокруг селения, а потом убивали.
Мясо раздавали всем семьям села. Считалось, что такое «жертвоприношение» должно предохранить скот от гибели.
Бесконечные войны с римлянами , византийцами , персами , хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лекзами». Кроме того, танец « Лезгинка » у Грузин именуется «Лекури», а страну лезгин «Лекетия». Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами [5] преимущественно аварцев.
В Баку большинство взрослых понимают и говорят на лезгинском очень хорошо, но некоторые лезгины городские жители третьего или четвертого поколения, имеющие слабые контакты с негородскими лезгинами плохо владеют языком. Высокий уровень грамотности на лезгинском языке был засвидетельствован только в Кусарском районе, где язык преподается в школах все одиннадцать классов. После окончания школы взрослые продолжают читать районную газету на азербайджанском и лезгинском, некоторые кусарские жители отметили, что читают лезгинскую поэзию.
В Кубинском и Хачмазском районах навыки чтения и письма на лезгинском оказались очень низкими. Причиной тому — отсутствие до последнего времени одиннадцатилетнего обучения на лезгинском, а также материалов для чтения вне школы. Потребности в литературе, по мнению многих респондентов, в состоянии выполнить азербайджанский язык. Во всех деревнях респонденты отметили трудности понимания литературного лезгинского, основанного на диалекте, распространенном в Дагестане, а также сложность лезгинского алфавита. Устное владение азербайджанским языком было хорошим или удовлетворительным в Набране, во всех других населенных пунктах его уровень оказался высоким почти для всех возрастных групп. Владение азербайджанским письмом слегка ниже, чем владение устным азербайджанским. Преподаватели школ и детских садов Кусарского района указали, что дети дошкольного возраста еще не говорят и не понимают азербайджанского языка, поскольку редко непосредственно соприкасаются с этим языком, несмотря на телевидение и радио. Высокий уровень владения русским языком отмечен только в Набране. В других районах он ниже среднего, причем у женщин он оказывается еще ниже, что увязывается со службой мужчин в свое время в Советской армии. Особенно низкий уровень владения русским языком показали женщины старшего возраста и молодое поколение, что вызвано азербайджано-язычным обучением в школах.
У молодежи знание письменного русского обычно выше знания устного. В Баку фиксируется высокий уровень владения русским языком. Некоторые молодые люди указывали, что русский — это язык, которым они владеют наиболее хорошо. Кроме того, авторы исследования подчеркивают разнообразие социолингвистических ситуаций среди лезгиноговорящих языковых коллективов Азербайджана. В Азербайджане на сегодняшний день действует целый ряд лезгинских культурных институтов. Работает Государственный кусарский лезгинский драматический театр. Ахундова «Скупой». Кубинский филиал Азербайджанского государственного университета искусств имени М. Алиева, Кусарский филиал педагогического училища имени М. Сабира готовят педагогические кадры для дагестанских тюрков азербайджанцев , местного населения и малочисленных народов.
Действует также лезгинский национальный центр «Самур». В политическом отношении он лоялен государственной власти. В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса».
Агаева, Х. Рамазанов, У.
Мейланова, Б. Талибов, А. Гулмагомедов, К. Акимов, Г. Искендеров, С.
Алкадарский, А. Ганиева, Ф. Ганиева, Г. Гашарова, Ф. Вагабова, Р.
Кельбеханова, А. Бабаев, Э. Эмирбеков, Ф. Аликберова, Д. Ахмедов, М.
Вагабов, С. Агаширинова, Р. Гайдарова, Б. Рагимова, Г. Гаджиева, К.
Адигезалова-Пальчаев, Г. Сафаралиев, Н. Кличханов и многие другие. Значительный вклад в дагестанскую литературу внесли ашугские поэты лезги Салих Ярагинский 17 век , Ялцуг Эмин 17 — первая половина 18 века , Абдулхалик Закир Ахтынский, Магарам Ахтынский, ашугская шайда Тагиркентской 18 век , поэт Лезги Ахмед Гусарский 18 — начало 19 века , Мазали Али из села. Маза, Молла Нур из пос.
Ахты, Сталь Саид села. Ашага-Сталь и др. В ХХ веке. Знаменитыми ашугами были абдулла из села. Хлют, Абдул из села.
Джаба, Саадулла Хурюга, Ширин села. Из недр ашугской поэзии выросли величайшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б.
Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З.
Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев , А. Раджабов, К. Казимов, М.
Джалилов, А. С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р.
Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиева, К. Алиханова, А.
Усамова и многих других. Традиции В каждой лезгинской семье есть безоговорочное послушание старшим. К пожилым людям относятся с большим уважением. Им не разрешается выполнять тяжелую работу. Было женское неравенство.
Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и социальной деятельности. Существуют старые традиции, не позволяющие современным лезгинским женщинам добиться равенства с мужчинами. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается носить еду с мужчинами в присутствии посторонних, а мужчинам стыдно открыто помогать женщине в ее работе. Но поднять руку на женщину или каким-то образом оскорбить ее достоинство считается большим грехом не только для мужчины, который старался, но и для всей его семьи. Традиция кровной мести у лезгин исчезла после Октябрьской революции, и сельчане все чаще помогают не только своим родственникам, но и соседям.
Раньше женщины рожали только дома и использовали магические средства для облегчения родов. Мужчин в это время в доме не должно было быть, и тот, кто первым сообщил ему о рождении ребенка, получил подарок. Если родилась девочка, это было менее радостно, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженице не полагалось спать, но она была обязана защищать ребенка от демонов. Во дворе духов прогнали лошади и выстрелы.
Имя новорожденному дал один из старших родственников. В этот день был семейный отдых, готовились лакомства. До сих пор младенец носит имя умершего родственника, который прожил достойную жизнь.
Исторические аспекты
- Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка
- Лезгины. История, культура, традиции
- КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!
- Вся правда о лезгинах -
- Какая религия у лезгинов. Народ лезгины
Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?
Новости Армении - сегодня на Лезгины – древний народ с богатыми обычаями и традициями. Лезгины разговаривают на языке, относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков.
Лезгины — народ, которым пугают детей
Однако азербайджано-лезгинские отношения продолжали осложняться заявлениями о непропорциональной популярности исламского фундаментализма среди лезгин. А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. один из древнейших народов Кавказа, проживающий на юге Республики Дагестан в России и на северо-востоке современного Азербайджана.
История Лезгин
Основной цвет фона — красный является самым распространенным у лезгин. Он символизирует огонь и солнце, жизненную силу и плодородие, активное начало, а также, красоту, силу, кровь и жертвенность. В нижней части флага расположены две узкие полосы белого и зеленого цветов. Сколько национальностей у дагестанцев? Дагестан населяют представители множества национальностей. Республика Дагестан — самый многонациональный регион Российской Федерации. В ней проживает более 60 народностей, из них 30 - коренные аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры и др. Кого называли Леками? Грузины, согласно средневековым летописям, аварцев и удин Кахетии называли "леками" 1. Какая численность лезгинов?
Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены. Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу. В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол. Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни. Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней. Читайте также: Какие обязанности на свадьбе у свидетелей дружка и подружки Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку. Следы язычества На данный момент основная религия лезгинов — ислам, но так стало лишь недавно. Прежде лезгинский народ много столетий подряд придерживался языческих традиций. Они наложили значительный отпечаток на культуру и нашли свои отображение в некоторых обычаях, сохранившихся до наших дней. Жертвоприношения Скотоводчество долго было основным промыслом у представителей этой народности, скотину держали в каждой семье, и чем больше коров, коз, быков и пр. Поэтому здоровье животных было определяющим моментом для благосостояния. Чтобы оно оставалось на высоте, нужно было задобрить богов. Перед забиванием быка нужно было в тёмное время суток обвести животное вокруг дома. Желательно в этот момент не встретить людей. После того, как туша разделана, самые хорошие куски отдавали соседям. Считалось, что после этого болезни обойдут скотный двор стороной. Но приносить в жертву козлов не разрешалось. Боги не обрадовались бы такому подарку, а только разозлились бы на людей. Связана эта немилость с тем, что у козлов, по мнению лезгинов, губы холодные. Соль Медикам известны исцеляющие свойства каменной соли, однако и раньше люди использовали её для того, чтобы облегчить участь болеющего. Например, в традициях лезгинского народа есть необычный ритуал — сыпать соль на голову больному. Правда, при этом надежда была не на реальные свойства этого природного вещества, а на его способность снимать порчу и сглаз. Обычная кухонная соль для этого не подошла бы. Её предварительно подготавливали особым образом: долго читали над ней молитвы, затем прокаливали на огне, и только потом высыпали на голову. Считалось, что тому, кто наложил проклятие на больного, после такого ритуала станет плохо. Беды и несчастья посыплются на этого человека, а после смерти обидчик попадёт в ад. Защита от потусторонних сил Многие традиции и обычаи лезгинов связаны с оберегами. У этого народа сильна вера в то, что они могут защитить от злых духов и потусторонних сил. Очень важна защита своего дома. Чтобы в новом жилище всегда было комфортно и не происходили беды, при новоселье нужно было развесить посуду на стенах. Чем богаче эта посуда, тем выше будет благосостояние семьи. Ещё одни защитники дома от потусторонних сил — колючие комнатные растения. Нечистых тянет к окнам, и там они уколются шипами, после чего быстро выветрятся из дома. Колючки не обязательно должны быть цветами на подоконнике, часто развешивали высушенный чертополох прямо на стенах и под потолком. Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков. Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы. Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор. В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды. Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды. Культура На культуру лезгин большое влияние оказал Азербайджан. У лезгин более 500 мелодий и песен, героические песни и сказки.
Разнообразные музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, свирель, бубен. Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках Какова же численность лезгин? Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее, лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане они населяют многие районы. На тот момент их насчитывалось около 350 тысяч человек. Они также объясняли, почему именно так происходило. Такое расхождение объяснялось обстоятельством, что многие лезгины жили в Азербайджане, а фиксировались как азербайджанцы. Лезгины — один из больших народов, которые проживают на территории Дагестана. Их численность значительно выше, чем о ней пишут во многих источниках. Фото: welcomedagestan. Считалось, что их около 800 000 человек. Тогда считалось, что лезгинский народ самый крупнейший северо-кавказский народ. Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал именно поток беженцев и соседнего Азербайджана. Поэтому по этим данным, мы можем судить, что их было значительно выше, чем описывалось во многих источниках. Дела семейные Детей было принято обручать ещё в раннем детстве. Особенно интересна традиция, согласно которой женщины, у которых ещё не было потомства, вместе направлялись в священное место и там давали обет, что, если у одной из них родится сын, а у другой дочь, в будущем они должны будут пожениться. Таким образом лезгинские семьи устанавливали родственные и дружеские связи между собой. Раньше у лезгин, как и у многих других кавказских народов, были распространены случаи кражи невест. В случае, если совершённое было «по любви», родственники невесты не пытались вернуть девушку в семью, требовать калым также не было принято, скорее, наоборот: родители будущей жены вносили плату в благодарность за то, что их дочь взяли в новую семью. Особенно почитались на свадьбах пожилые люди, ведь старики делились с молодожёнами бытовой мудростью, которая в будущем помогала им в семейной жизни. Некоторые семьи до сих пор соблюдают традицию осыпания мукой молодой жены, когда она впервые заходит на кухню. В знак того, что теперь она — новая хозяйка в доме, девушка кидала горсть муки в очаг. Лезгинское общество довольно консервативно, женщинам в нём отводится весьма скромное место. Как хранительницы очага, они занимаются в основном детьми и работой по дому. Однако это вовсе не значит, что к ним относятся как к мебели. Оскорбить женщину, а уж тем паче поднять на неё руку — значит, опозорить себя на всю общину. В былые времена подобное поведение считалось кровным оскорблением, а обидчик становился изгоем. В наши дни в случае серьёзной семейной ссоры женщина уходит жить к родителям, а родственники её мужа добиваются примирения. Также на женщин не распространяется кровная месть: какая бы вражда ни шла между семьями, никто не имел право причинить вред женщине и тем более убить её. Пренебрегавшие негласным правилом навлекали на себя презрение всего лезгинского общества. Если женщина снимала платок и бросала его между дерущимися, драка прекращалась. Также в присутствии женщины не принято крепко выражаться. По традиции лезгинский мужчина не может присутствовать во время рождения своего ребёнка. Тот, кто первым сообщает отцу о том, что у него родился сын, получает подарок. В целом появление на свет сына считается более радостным событием, чем рождение дочери. Имя мальчику дают в честь кого-нибудь из старших родственников, обычно, уже почивших. Рождение ребёнка широко празднуется, по этому случаю готовят особенные угощения.
Авторы этого исследования считают, что распространение носителей гаплогрупп I1a, I1b и I1c происходило из трех мест на территории Европы после таяния ледникового покрова Франко-Кантабрийский регион, регион на северо-западе Балкан и стоянки древнего человека на юге современной Украины. Исследование генетического разнообразия нескольких популяций Кавказа показало, что лезгины генетически однородны. В отличие от данных анализа Y-хромосомы, показавших вклад европейских популяций, результаты анализа участков неполовых хромосом остальные 44 хромосомы из 46 у человека свидетельствуют, что дагестанцы горных районов генетически ближе к популяциям Турции и южного Кавказа, нежели к народам Европы. Исследование генетической близости дагестанских этносов друг к другу показало четкое разделение на две группы, соответствующих географическому распространению: в первую группу вошли этносы, проживающие к северу от города Дербент аварцы, даргинцы, лакцы и кумыки , а во вторую — жители Южного Дагестана лезгины, табасараны и рутульцы.
В Азербайджане угнетают лезгин
Главная» Новости» Последние новости лезгин. один из самых древних народов Дагестана. Расскажем об культуре и традициях этой национальности. Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований. Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций.
Лезгины: история, культура и особенности этноса
По антропологическим наблюдениям, главная масса лезгин имеет некоторые общие, только им свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов. Тем не менее большинство исследователей приписывают происхождение Лезгины быть из древних Леги и раннее средневековье Лакзи. Тем не менее большинство исследователей приписывают происхождение Лезгины быть из древних Леги и раннее средневековье Лакзи. один из самых древних народов Дагестана. Расскажем об культуре и традициях этой национальности. Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций. Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан.