Новости лезгины национальность происхождение

Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar. Происхождение лезгинской национальности неразрывно связано с историческими процессами, происходившими в Кавказском регионе. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента.

Южный Лезгистан: Быть или не быть?

Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор. В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды. Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды.

Свадьба Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой. Обручение Обручение часто происходило ещё в тот момент, когда жених и невеста лежали в люльках. Конечно, родители оценивали благосостояние другой семьи, их репутацию. Каждому хотелось связать жизнь ребёнка с уважаемым родом. Лучше всего, если сваты — родственники. Обычай женить представителей одного рода прекратился только после революции.

Иногда сватовство происходило даже до того, как дети появлялись на свет. Например, если в двух семьях не получалось завести детей, женщины шли к описанному выше святому месту и там обещали, что поженят своих наследников, если те родятся разнополыми. Ещё одна распространённая традиция заключалась в том, что жених воровал невесту. Если родственники знали, что сама молодая была не против стать женой этого человека, они даже не пытались вернуть её назад. Более того, в таком случае жених освобождался от уплаты калыма, а родители невесты даже платили в знак благодарности за то, что их любимую дочь взяли к себе в род. Мудрость старших Прекрасная традиция — выказывание почёта и уважения к старшим на свадьбах.

Они всегда самые почётные гости, говорят первые тосты, делятся своими советами с молодожёнами и всеми присутствующими, как прожить долгую счастливую жизнь в браке. Мука Хлеб — предмет особого уважения. До сих пор у лезгин сохранился обычай, согласно которому невесту посыпали мукой, когда она в первый раз входила на кухню в новой семье. Считалось, что это дарит благосостояние и уют молодожёнам на много лет. Чтобы доказать, что теперь она хозяйка на этой кухне, молодая брала в руку горсть муки и бросала его прямо в огонь. Семья Семейные отношения у лезгинов подлежат чёткой иерархии.

Здесь правит бал патриархат, важные решения принимают мужчины, за ними остаётся последнее и решающее слово, которое нельзя оспаривать. Роль женщины Женщины остаются на вторичном положении, права голоса у них нет. Даже в современных семьях кое-где мужчины с женщинами в одной семье ещё не едят вместе в одной комнате, как раньше. Но прежде, чем сочувствовать, нужно понимать, что представляют собой лезгинские женщины и какая их роль в семье. Они хранительницы очага, вся домашняя работа и воспитание детей — на их плечах. Но в то же время женщина, вынужденная работать — небывалое явление для этого народа.

Даже если она оставалась вдовой, опеку над ней брал отец, братья, родственники мужа и остальные мужчины.

Все решения, как в семье, так и в обществе, принимаются после консультации со страшим поколением. Это позволяет сохранять культурное наследие народа и продолжать его традиции. Культура лезгинов неразрывно связана с многими видами забав и развлечений.

Например, традиционные народные песни и танцы всегда были важной частью лезгинской культуры. Танцы лезги, известные также как «лезгинка», являются национальным символом этого народа и олицетворяют уважение и гордость своей культурой и традициями. Их блюда знамениты не только в России, но и за ее пределами. Традиционно готовятся блюда из овощей, мяса и многих других продуктов, которые можно найти только на этой территории.

Таким образом, традиции лезгинов — это не только вкусная национальная кухня, но и гостеприимство, уважение к старшим, сохранение культурных наследий и многие другие аспекты жизни, которые делают народ таким уникальным и притягательным. Лезгины и их кулинарные традиции Лезгинская кухня — это настоящее сокровище народа, который известен своей гостеприимностью и любовью к гастрономическим удовольствиям. Она является уникальным симбиозом вкусов и ароматов. Одним из популярных блюд лезгинской кухни является чак-чак.

Его готовят из муки, меда и яйца. Тесто лепят крошечными шариками и обжаривают на масле. Это блюдо отличается особым вкусом и запахом. Они готовятся из тонкого теста, начинки из мяса и овощей.

Приготовление мантов — это настоящее искусство, так как необходимо правильно сочетать ингредиенты и не портить тесто при формовке. Он готовится из риса, мяса и специй. Главное правило при приготовлении плова — это сохранять соотношение ингредиентов. Только так можно достичь идеального вкуса и аромата.

Напротив, столь успешное сосуществование позволяет обогащать культуру многих племён. Что же интересного может поведать история лезгин? И почему их называют самым необычным кавказским этносом? Исторические аспекты Много столетий тому назад, в начале XIII века, несколько кавказских племён решили объединиться и создать собственное государство. Надо признать, что это им удалось, несмотря на множество трудностей. В итоге лезгины стали одним из доминирующих народов в регионе Лезгистан. Видя успехи этих людей, многие соседи желали подчинить их себе.

Так, например, арабские завоеватели мечтали превратить лезгин в своих вассалов, однако из этой затеи ничего не вышло. Гордые «дети Кавказа» проявляли немыслимую отвагу и воинственность, давая отпор противнику. Когда на землях лезгин начинает распространяться ислам, народ принимает новую веру, однако это не означало, что люди превратились в служителей арабов. Уж слишком гордыми и непокорными всегда оставались лезгины. И, честно говоря, это причиняло немало беспокойства соседям. В старинных источниках до появления этнонима «лезги» этнос именовался «леками». Именно поэтому историки связывают лезгин с древним племенем, проживающим на территории Кавказа, которое имело такое же название — «леки».

Кроме того, учёные склоняются к тому, что термин «лезгины» мог быть определением по отношению не к одному, а к нескольким кавказским племенам.

С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен.

В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н. Однако ,это восстание было жестоко подавлено. Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов.

Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий. Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению. В 630 году Виро умер во время эпидемии. После его смерти положение Албании еще более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок.

Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н. Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании. Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман. Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав.

Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского. Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе. В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана. Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур. Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века. Во время правления халифа Омара 634—644 г. Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана. В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ.

Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа. Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал. Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа.

Арабы захватили Арцах и осадили город Партав. В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне. Через два года в Арабском халифате началась борьба за власть. Халифом стал Али. Воспользовавшись удобным моментом, Джаваншир собрал большое войско из всех областей Албании. Но этому делу помешали хазары, опять хлынувшие в Албанию с севера. Джаванширу пришлось сразиться с ними. И он заставил их повернуть обратно. Когда после Али халифом стал правитель Сирии Муавия, Джаваншир дважды ездил в его резиденцию — город Дамаск — вел с ним очень сложные переговоры и добился, чтобы его утвердили правителем всей Албании. По во звращении на родину его предательски убили проарабски настроенные михранидские аристократы.

Его сменил племянник Вараз-Традат. Последний михранид — правитель Гирдмана — Шаруя был увезен в Дамаск и там тайно казнен. В 710 году хазары, основавшиеся в окрестностях Дербента, предприняли очередной опустошительный набег на Албанию. Но продвигавшиеся с юга арабы оттеснили их и заставили отступить на исходные рубежи. Начались продолжавшиеся с небольшими перерывами в течение 200 лет арабо-хазарские войны, вконец опустошившие лезгинские земли. В этих кровопролитных войнах приняли участие все племена Албании, которые смело атаковали арабские гарнизоны. Особенно отличались табасараны и кайтаги. Арабский полководец Джаррах направил против них мощный карательный отряд, который стер с лица земли села Ерси, Дювек, Дарваг. Зил, а жителей и скот захватил в качестве военных трофеев. Вслед за этим событием другой арабский полководец Маслама покорил Дербент и переселил сюда 24 тысячи арабских семей из Сирии.

Это было сделано по той же причине, с какой и сасаниды переселяли сюда в свое время семьи персов. Цель была одна—резко изменить этнический фон в этом важном стратегическом районе, чтобы легко было проводить здесь собственную политику. Упорно сопротивлялась арабам область Лакз, не пускавшая их на свою территорию. В этой борьбе царь Лакза Авиз надеялся получить помощь от хазаров. Об этом тайно сообщили наместнику Дербента, арабскому полководцу Мервану. Тот лично возглавил огромную армию и повел ее по долине реки Самур против Авиза.

История народов России: лезгины

Новости Армении - сегодня на В старой литературе Лезгинами нередко называли всё горское население Дагестана. При этом стоит отметить, что в Азербайджане численность лезгин искусственно занижается, а правительство проводит меры, направленные на ассимиляцию и постепенное заселение лезгинских народов представителями титульного азербайджанского этноса[4]. Узнайте, как генетика помогает нам лучше понять этнографию и происхождение лезгинского народа. По антропологическим наблюдениям, главная масса лезгин имеет некоторые общие, только им свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики.

Традиции и обычаи лезгинов

Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан. Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. НОВОСТИ ~. 17 апреля 1860 года от исторического Дагестана был отсоединен Кубинский уезд. Узнайте, как генетика помогает нам лучше понять этнографию и происхождение лезгинского народа.

Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века

Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати , даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества.

Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля.

Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе "Большая вода". Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше.

Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке. Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев. Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец.

На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше. Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины национальность кавказская , пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей.

Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге Дагестана, народ то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана".

Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе.

Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа. Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал. Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа. Арабы захватили Арцах и осадили город Партав. В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне. Через два года в Арабском халифате началась борьба за власть. Халифом стал Али. Воспользовавшись удобным моментом, Джаваншир собрал большое войско из всех областей Албании. Но этому делу помешали хазары, опять хлынувшие в Албанию с севера. Джаванширу пришлось сразиться с ними. И он заставил их повернуть обратно. Когда после Али халифом стал правитель Сирии Муавия, Джаваншир дважды ездил в его резиденцию — город Дамаск — вел с ним очень сложные переговоры и добился, чтобы его утвердили правителем всей Албании. По во звращении на родину его предательски убили проарабски настроенные михранидские аристократы. Его сменил племянник Вараз-Традат. Последний михранид — правитель Гирдмана — Шаруя был увезен в Дамаск и там тайно казнен. В 710 году хазары, основавшиеся в окрестностях Дербента, предприняли очередной опустошительный набег на Албанию. Но продвигавшиеся с юга арабы оттеснили их и заставили отступить на исходные рубежи. Начались продолжавшиеся с небольшими перерывами в течение 200 лет арабо-хазарские войны, вконец опустошившие лезгинские земли. В этих кровопролитных войнах приняли участие все племена Албании, которые смело атаковали арабские гарнизоны. Особенно отличались табасараны и кайтаги. Арабский полководец Джаррах направил против них мощный карательный отряд, который стер с лица земли села Ерси, Дювек, Дарваг. Зил, а жителей и скот захватил в качестве военных трофеев. Вслед за этим событием другой арабский полководец Маслама покорил Дербент и переселил сюда 24 тысячи арабских семей из Сирии. Это было сделано по той же причине, с какой и сасаниды переселяли сюда в свое время семьи персов. Цель была одна—резко изменить этнический фон в этом важном стратегическом районе, чтобы легко было проводить здесь собственную политику. Упорно сопротивлялась арабам область Лакз, не пускавшая их на свою территорию. В этой борьбе царь Лакза Авиз надеялся получить помощь от хазаров. Об этом тайно сообщили наместнику Дербента, арабскому полководцу Мервану. Тот лично возглавил огромную армию и повел ее по долине реки Самур против Авиза. Война Лакза с арабами длилась целый год. Исход противостояния решила смерть царя Авиза, наступившая от тяжелой раны, полученной во время тайного перехода к хазарам за помощью. Марван камня на камне не оставил от резиденции убитого царя, города Стал и обложил оставшихся в живых тяжким налогом, обязав ежегодно доставлять в Дербент 20 тысяч мер пшеницы. Правителем Лакза стал араб Хашрам Судами. Подобным образом, пройдясь по городам и селам с огнем и мечом, арабы покорили области Филан, Микрах и Ахцах. Для того, чтобы овладеть всей Албанией, арабам понадобилось около 100 лет. Утверждая в завоеванных странах исламскую религию, арабы безжалостно уничтожали культурное наследие местных народов, сносили языческие храмы, христианские церкви, зороастрийские молельни и повсеместно воздвигали мусульманские мечети. Уничтожались книги, летописи, произведения мастеров и художников. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц: Арцах, Шарван, Хурсан, Миран и некоторые другие, Лакз был подчинен Дербенту. Во главе всех административных единиц стояли арабы, передававшие власть по наследству. Местная знать стремилась породниться с арабскими правителями, охотно отдавала за них своих дочерей. Считалось большой честью положить начало роду, происходившему от знатного араба. Так возникали и развивались местные династии, которые забывали о своем истинном происхождении и кичились своей принадлежностью к роду завоевателей. Однако, и огромному Арабскому халифату не суждено было существовать вечно. Началась тенденция к обособлению местных правителей, которые чувствовали себя довольно самостоятельными вдалеке от халифской резиденции — города Багдада. Первым решился на открытый бунт эмир Дербента. Но халиф был еще достаточно силен, чтобы найти управу на ослушников. Поэтому во избежание подобных случаев он часто смещал правителей областей, назначал других. В этой ситуации возникали обиды, создавались балгоприятные условия для противостояния местных группировок, боровшихся за власть. Вместе с этими процессами продолжалось массовое переселение арабов из родных мест на территорию Албании. Арабы вместе с уже укрепившимися здесь персами и татами сильно изменили этнический фон в междуречье Самура и Куры. Лезгиноязычные народы под натиском переселенцев, которых поддерживали правители областей, вынуждены были перебираться в горы, на земли значительно худшие. К этому времени в исламе произошел раскол: образовалась шиитская секта, требовавшая передать халифский престол потомкам Али. Пришедшие к власти Аббасиды перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад и правили здесь в течение нескольких веков. Это был период расцвета халифата который не преминул оказать благотворное влияние и на лезгиноязычные на- роды. Восстанавливались разрушенные города, возрождались экономические связи с соседями. Принявшие ислам лезгины стали развивать науку, литературу, искусство. Арабский язык стал в Лезгистане языком науки и межнационального общения, постепенно вытесняя игравший ранее эту роль персидский язык, который пока удерживал прочные позиции только в области изящной, словесности, поэзии. В местной хронике «История Абу-Муслима» описывается типичный пример образования правящей верхушки и династий не только в областях, но и в отдельных населенных пунктах лезгин. У последнего родилось семеро сыновей. После отбытия Абу-Муслима на свою родину, семеро его внуков обосновались в селении Усуг, что под Шах-ал-Бурзом гора Шалбуз. Здесь возник конфликт между прибывшими и жителями селения Микрах. Поэтому они из селения Усуг разошлись в другие селения, в которых доныне живут из поколения в поколение. После этого Мухтар-Санджаб построил мечеть в селении Сейф-ад-Дина и умер в нем. Мухтар-Санджаб в свое время разбил войско микрахского Сам-Сама и все дела селения Микрах оказались в руках Сейф-ад-Дина. У Юсуфа было четверо сыновей. Один из них жил в селении Штул, называемом Аиджалом, остальные в селении Курах. Все они — из потомства Абу-Муслима, утверждает хроника. Эти сведения красноречиво показывают, что не только правители областей, но и городов и сел претендовали на обоснование своего происхождения от знатных арабских родов. Несмотря на эту негативную тенденцию, основное население Лезгистана долго противилось исламу, упорно придерживалось языческих обычаев и верований. Об этом свидетельствуют и отголоски язычества, сохранившиеся среди лезгин и поныне. С ними и другими оригинальными материалами можно познакомиться в приложениях, помещенных в конце этой книги. На полную самостоятельность претендовали и разрозненные области Албании. В середине IX века в Шарване правила династия Муайядов. Ее основателем был наместник Шамахи Мухаммед ибн Язид. Заново укрепленный им город Шамахи в его честь стал называться Язидийей. Поздние правители из этой арабской династии стали называться шарван-шахами. Первоначально Шарван был небольшой административной единицей, но Мухаммед ибн Язид расширил ее территорию за счет соседних областей. Уже к X века шарван-шахи претендовали на Дербент. Основным населением Шарвана были лезгиноязычные народы, а также переселенные сюда в разные времена тэты, персы, арабы.

Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. В российском кавказоведении до революции исследователи в этноним «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Причиной такого ошибочного названия послужила древняя Персия, войска которой при экспансии в Дагестан всегда, в первую очередь, сталкивались с лезгинами.

История Лезгин

Лезгины часто упоминаются в древних армянских манускриптах, хранящихся в Матенадаране, только там они называются не "лезгины", а "леки". Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.). Раскройте для себя мир лезгинского народа: узнайте о его национальности, численности, языке и религии. Происхождение лезгин до сих пор остается предметом исследования и дискуссий среди ученых. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики.

Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин

Естественно, вскоре изучение лезгинского языка лезгинами прекратилось: не было учителей, специалистов, отсутствовала учебно-методическая литература. Однако широк спектр финансируемой спонсорами печатной продукции: произведения молодых поэтов, писателей — представителей кубинского наречия, буклеты, газетные публикации и др. Издаваемая на лезгинском языке в Азербайджане литература на лексико-фонетическом, морфолого-синтаксическом уровнях образует новый, отличный от дагестанского вариант литературного языка. Правильнее было бы назвать его не вариантом литературного языка, а конгломератом речевого материала различных говоров кубинского наречия лезгинского языка и индивидуальных речевых особенностей пишущего. В печати широко используют созданные ими самими слова, сопровождая их различного рода комментариями об их исконности, древности и т. Пишущая братия особенно агрессивна в отношении русизмов на разных языковых уровнях. В республике после смерти Ш. Саадиева нет ни одного специалиста по лезгинскому языку с ученой степенью» [Гюльмагомедов 1998: 36]. Знание родного, а также азербайджанского и русского языков в различных лезгиноязычных районах Азербайджана было исследовано группой ученых Летнего института лингвистики [Clifton 2002]. Краткий обзор результатов их исследования приводится ниже. Во всех населенных пунктах, за исключением Баку, взрослые лезгины отметили, что они способны хорошо понимать и говорить на лезгинском как на родном.

Они обычно используют лезгинский язык дома и в пределах лезгиноговорящего коллектива. В городе Набран Хачмазского района люди старшего возраста предпочитают говорить на лезгинском, более молодые люди понимают и говорят по-лезгински, но часто предпочитают говорить на русском. В Баку большинство взрослых понимают и говорят на лезгинском очень хорошо, но некоторые лезгины городские жители третьего или четвертого поколения, имеющие слабые контакты с негородскими лезгинами плохо владеют языком. Высокий уровень грамотности на лезгинском языке был засвидетельствован только в Кусарском районе, где язык преподается в школах все одиннадцать классов. После окончания школы взрослые продолжают читать районную газету на азербайджанском и лезгинском, некоторые кусарские жители отметили, что читают лезгинскую поэзию. В Кубинском и Хачмазском районах навыки чтения и письма на лезгинском оказались очень низкими. Причиной тому — отсутствие до последнего времени одиннадцатилетнего обучения на лезгинском, а также материалов для чтения вне школы. Потребности в литературе, по мнению многих респондентов, в состоянии выполнить азербайджанский язык. Во всех деревнях респонденты отметили трудности понимания литературного лезгинского, основанного на диалекте, распространенном в Дагестане, а также сложность лезгинского алфавита. Устное владение азербайджанским языком было хорошим или удовлетворительным в Набране, во всех других населенных пунктах его уровень оказался высоким почти для всех возрастных групп.

Владение азербайджанским письмом слегка ниже, чем владение устным азербайджанским. Преподаватели школ и детских садов Кусарского района указали, что дети дошкольного возраста еще не говорят и не понимают азербайджанского языка, поскольку редко непосредственно соприкасаются с этим языком, несмотря на телевидение и радио. Высокий уровень владения русским языком отмечен только в Набране. В других районах он ниже среднего, причем у женщин он оказывается еще ниже, что увязывается со службой мужчин в свое время в Советской армии. Особенно низкий уровень владения русским языком показали женщины старшего возраста и молодое поколение, что вызвано азербайджано-язычным обучением в школах.

Ведь наш край богат ими, и каждый народ вносит свой посильный вклад в сокровищницу Страны гор. А наша солнечная республика — неотъемлемая часть страны, которая всегда была, есть и будет в составе Российской Федерации и лучезарно светит на небосклоне государства, напоминает всем нам о том, что мы все — дагестанцы — россияне.

Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот». Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами.

Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти. Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н.

В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I. К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры.

С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов.

Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н.

Однако ,это восстание было жестоко подавлено. Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны.

Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов. Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий. Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале.

Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению. В 630 году Виро умер во время эпидемии. После его смерти положение Албании еще более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок. Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом.

В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н. Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита.

Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании. Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман. Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав. Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского. Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе.

В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана. Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур. Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века. Во время правления халифа Омара 634—644 г. Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана.

В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа. Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал.

Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа. Арабы захватили Арцах и осадили город Партав.

В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне. Через два года в Арабском халифате началась борьба за власть. Халифом стал Али. Воспользовавшись удобным моментом, Джаваншир собрал большое войско из всех областей Албании. Но этому делу помешали хазары, опять хлынувшие в Албанию с севера. Джаванширу пришлось сразиться с ними.

И он заставил их повернуть обратно.

Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами». В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.

А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть — в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур. Штурм Ахты.

История лезгин

Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. В старой литературе Лезгинами нередко называли всё горское население Дагестана. один из древнейших народов Кавказа, проживающий на юге Республики Дагестан в России и на северо-востоке современного Азербайджана. Новости Армении - сегодня на

Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". Какие нации произошли от лезгин? этническим азербайджанцем по имени Кулиев Ягуб Аллахгулу оглу. При этом стоит отметить, что в Азербайджане численность лезгин искусственно занижается, а правительство проводит меры, направленные на ассимиляцию и постепенное заселение лезгинских народов представителями титульного азербайджанского этноса[4]. Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий