Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. В старой литературе Лезгинами нередко называли всё горское население Дагестана.
Русский, по национальности лезгин: традиции и международные ценности тамбовчан Ахмедовых
Лезгины – древний народ с богатыми обычаями и традициями. Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Лезгины часто упоминаются в древних армянских манускриптах, хранящихся в Матенадаране, только там они называются не "лезгины", а "леки". Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики.
Лезгины: национальность, происхождение, места проживания, религии
Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе.
Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Древние обряды и современная жизнь Лезгин - это что за нация?
Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста.
Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати , даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями.
Сказка ложь, да в ней намек. Сегодня уже очевидно, что этот древнегреческий миф является аллегорическим описанием ритуального обряда погребения кавказских горцев.
Ведь не случайно для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово — лек. Не может быть никаких сомнений в том, что это совпадение является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Орел — один из самых древних тотемов человечества. В представлении лезгин и некоторых других кавказских народов орлы являются воплощением человеческой души. Этот феномен — отголосок древних погребальных обрядов, распространенных в горах Передней Азии и Кавказа. Раннесредневековые арабские географы в своих путевых заметках сообщали, что у местных горцев существовал обычай выставлять своих покойников на возвышенных местах, чтобы птицы склевывали мясо с костей.
Хищники при виде падали в первую очередь пытаются добраться до особо питательной печени. В связи с этим бытовало представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в котором заключена его душа. По естественному течению мыслей считалось, что при поедании покойников орлами душа умерших перемещалась в тела птиц. Орлы и некоторые другие хищные птицы и поныне считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с древним табу — запрещением охоты на тотемических животных.
И сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательную «Лезгинку». Сколько лет этому танцу точно не знает никто, но определенно можно сказать точно, что лезгинка представляет собой прообраз древних ритуальных танцев на Кавказе. В основе его лежит подражание движениям орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки- крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном орлиными перьями. Ныне лезгинка — самый известный и популярный среди всех танцев народов Кавказа.
Кстати, это название ему дали русские. Лезгинка завораживает и вместе с тем заводит своим энергичным ритмом как танцующих, так и наблюдающих. Его мощная энергетика очень точно соответствует боевому настрою воинов перед сражением. И действительно, во время войн лезгинка служила ритуальным танцем кавказских горцев для поднятия духа. Поэтому лезгинка, преимущественно, мужской танец. Сложно представить себе, чтобы где-то на мероприятии или свадьбе лезгинку танцевали одни девушки.
А вот танец без участия представительниц прекрасного пола, где танцуют только мужчины — это обычное дело. Вместе с тем лезгинка служила способом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы гор не позволяют выходить девушкам одним на улицу, и познакомиться молодым людям было нелегко. Но когда девушки собирались на свадьбах, юноши, сделав какое-нибудь движение лезгинки, подзывали своих избранниц на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали. Музыка лезгинки, с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти лезгинку.
Композиция осталась популярной по сей день — к ней часто обращаются современные исполнители. Язык Лезгины говорят на лезгинском языке. Лезгинский язык относится к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи. В своей группе лезгинский язык вместе с наиболее близкими табасаранским и агульским языками образовывают ветвь, которую называют "восточно-лезгинской". Лезгинский язык имеет 3 основных наречия: кюринское, самурское и кубинское. Выделяют так же самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский.
Звуковой состав лезгинского языка: 5 гласных и около 60 согласных фонем. Отсутствуют глухие латеральные, нет геминированных согласных, имеется губной спирант «ф». Ударение силовое, фиксированное на втором слоге от начала слова. В отличие от других северокавказских языков, не имеет категорий грамматического класса и рода. Существительные имеют категории падежа 18 падежей и числа. Глагол не изменяется по лицам и числам, сложная система временных форм и наклонений.
Ирония судьбы в том, что семиреченские казаки, люди религиозные, соблюдавшие традиции, ведшие свою историю от сибирского казачьего войска, жившие крестьянским трудом, по сути, самый настоящий простой народ, ради которого вроде и была затеяна революция и свергнута монархия, оказались жестоко физически истреблены большевиками и Красной Армией. На их земли массово стали переселять именно тех, от кого эти казаки веками защищали южные рубежи Российской империи. Территория Семиречья была поделена между советским Каза к хстаном и Киргизией. Тут надо упомянуть ещё одну историческую деталь, которая весьма важна для понимания того, как использовались новые политические нации в начале формирования национальных республик. Сразу оговорюсь, что самоназвание среднеазиатских киргизов звучит как «кыргыз». В советской Киргизии киргизам была дана установка на то, что они вольны при желании «зачистить» заселённую семиреченскими казаками приграничную с Киргизской ССР зону Семиречья, и все земли, которые будут киргизами «зачищены» от ненужных большевикам семиреченских казаков, станут киргизскими. Это было сделано специально, так как семиреченские казаки веками сдерживали продвижение тюркских кочевых племён в сторону России и имели место столкновения, самое крупное в 1916 году, между казаками и кыргызами. В Семиречье началась самая настоящая этническая чистка: киргизы жестоко убивали казаков и сжигали их деревни. Их жертвами стали тысячи мирных поселенцев, в основном женщины и дети. Так выслуживались новые политические нации перед своими создателями и получали «подарки» - чужие территории.
Сейчас эти советские политические нации и слышать не хотят правду о своём создании в СССР, сочинили себе «великие» истории, щедро снабжённые мифами об якобы вековой «народно-освободительной борьбе» от русских, мифы, в которые они сами «древние» народы, а русские — единственно «колонизаторы». Помимо этого, каждый из них также каждый ставит себе цель сочинить жёсткую историю о своём «геноциде». Всё это щедро финансируются Американскими университетами и фондами, которые пустили в постсоветских республиках мощную корневую систему и не жалеют средств на высокие гонорары авторам мифов. Никто из советских политических нацией, сотворённых по политическому заказу партии руками советских этнографов, и не вспоминает кто он на самом деле, откуда на самом деле пришёл и что б имел, не случись февральской революции 1917 года. Отметим, что по данным Всесоюзной переписи 1959 г. Таких примеров по СССР было много. Опять-таки, наши южные соседи, созданные из десятков разных племён с разными языками, и это не только «азербайджанцы», но и «грузины», собранные из разных самостоятельных этносов с разными языками. До февральской революции не было такого этнонима «грузины», под этим названием сплавили десятки древнейших самостоятельных этносов мегрелы, сваны, лазы, картлийцы, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, ингилойцы, чвенебури, пшавы, хевсуры, кахетинцы, аджарцы, гурийцы, ферейданцы и другие — осколков древних Иберии и Колхиды, чтобы создать мощную укрупнённую политическую нацию с общим для всех картвельским языком. Сталин был картвели по матери, по отцу - горный осетин Джугаев. Непонятно почему, но факт, что «грузинам» в СССР были даны беспрецедентно высокие привилегии, каковых не было более ни у одного другого советского народа.
Вот в каких целях в СССР был создан термин «национальность». Он был создан изначально для категории новых советских политических наций, которым без всякого труда с их стороны, без прохождения необходимых естественных этапов развития «от племя — этнос народ — нация», сразу была присуждена высшая политическая категория «нация». Так как они не являлись подлинными этносами и потому определять их как этносы было невозможно, придумали форму от «нация» - «национальность». А чтобы, так сказать, в дальнейшем не ущемлять их достоинства и не унижать их, чтобы у них не было никакого комплекса перед настоящими этносами, то было принято решение вообще не использовать определение «этнос» в СССР в юридическом отношении, а вместо него использовать исключительно только новое определение «национальность». Например, название «казахи» не может называться «этносом», так как нет кровного общего происхождения всех казахов от одного общего предка. Как и «азербайджанцы», как и «украинцы», как и «грузины» и тд. В отличии от них, допустим, чеченцы или лезгины могут. И буряты булагаты могут. Племена, участвовавшие в этногенезе бурятского народа, являются потомками Булагата, общего предка булагатских родов. Так же и очень симпатичные мне юкагиры тунгуссы могут.
Это необыкновенно интересный народ русской Арктики, «морские зверобои побережья Северного Ледовитого океана» в 1931 году в СССР тунгусам почему-то поменяли имя, и с тех пор они стали называться эвенками. Юкагиры настоящий этнос, в отличие от казахов, которых большевики посчитали по своей малочисленности «народом без будущего» и разделили на три части Якутская республика, Чукотский автономный округ и Магаданская область , где в советское время их ассимилировали якуты и чукчи. Численность юкагиров сильно упала по всем этим причинам по переписи 2002 года в Республике Саха 1097 чел. Не только лезгинам не повезло в СССР, но некоторым другим древним народам. Сейчас юкагиров изучают в ведущих университетах мира и считают их американоидными палеоазиатами. Видите, существует разница между «национальностями» и этносами. И она весьма серьёзная. Искусственно созданные национальности не могут никаким образом вывести своё «самоназвание», «название», от общего рода предка , от имени которого так или иначе должно происходить название этноса, название первого рода, от которого пошёл весь этнос. Так как национальности не являются кровными органическими общностями, а являются политическими разнородными общностями, искусственно созданными в политических целях. Возможно, изначально они и не были виноваты в этом, это было сделано без согласования с ними.
Однако тот факт, что поняв всё это, они осознанно приняли обман и готовы сохранить себя именно в такой форме любыми средствами и методами, осознавая, что только за счёт других народов — ущемляя, отбирая, ассимилируя и уничтожая другие этносы — они способны существовать в этом мире в таком своём состоянии, никак иначе они нежизнеспособны, насколько вошли в роль, что не могут сойти с этого ущербного пути, не способны вернуться к истокам, а продолжают идти, что делает их соучастниками. Отсюда берёт начало всё, что связанно с дальнейшим однотипным характерным поведением всех таких новых политических советских наций, ставших сборными укрупнёнными советскими национальностями. Выйдя из колыбели, они сразу же усиленно создавали себе историю, культуру, метаясь во все стороны в поисках наиболее удобных для себя «доноров», иногда создавали себя с нуля, собирая в одно целое разные фрагменты из прошлого своих племён, но большинство их просто не утруждали себя особым трудом, а перенимали готовую историю и культуру. Более всего заимствование происходило за счёт ослабленных древних этносов подлинных органических общностей , которые в какой-то момент недооценили угрозу и позволили «по-братски» осваивать свою историю и культуру. Не столкнувшись с серьёзным отпором, начинается откровенное прямое паразитирование новой политической нации на «доноре», при котором «донор» постепенно слабеет и начинает умирать. Процесс умирания настоящего этноса может быть длительным по мере заимствования его органического тела паразитом. Подобное безусловно не является на самом деле дружественным, а даже смертельно опасным «содружеством». Не существует никакого «братства» между «донором» и «паразитом». Нет смысла искать форму позитивного сосуществования для «донора» - его нет.
Территория и население лезгинов Главная территория проживания лезгинов находится в гористых районах восточного Дагестана, где они составляют значительную часть населения.
Крупные аулы, в которых проживают лезгины, расположены в горных ущельях и на плоскогорьях. Они построены из камня и дерева, что отражает традиционный образ жизни лезгинского народа. На сегодняшний день численность лезгинского населения оценивается в несколько миллионов человек. Они говорят на лезгинском языке, который относится к нордовосточной группе нахской языковой семьи. Кроме того, многие лезгины также владеют русским, азербайджанским или грузинским языками, что обусловлено историческими и культурными связями. Территория и население лезгинов распространены в нескольких странах, что делает их нацию уникальной и интересной с точки зрения культуры и языка. Язык и культура лезгинов Лезгинский язык имеет несколько диалектов, хотя все они взаимопонятны. Он использует кириллицу в письменности, хотя до середины XX века использовалась арабская азбука. Лезгины имеют насыщенную культуру, которая отражает их историю, традиции и образ жизни. Они известны своим сложным и энергичным танцем, который называется лезгинкой.
Лезгинская традиционная одежда также имеет уникальный стиль и дизайн, с использованием ярких цветов и узоров. Лезгины также известны своей гостеприимностью и традицией гостеприимства. У них есть обычай приглашать гостей на гостинцы, где они демонстрируют свою гостеприимность и готовят разнообразные блюда и напитки. Лезгинская кухня имеет свои особенности и включает в себя такие блюда, как шашлык, кофту и различные супы. Культура лезгинов также включает в себя религиозные верования. Они в основном являются мусульманами и исповедуют суннитский ислям. Важной частью их религиозной практики является посещение мечети и выпускание духовных обрядов. Сохранив свою уникальную культуру и традиции на протяжении многих веков, лезгины продолжают играть значительную роль в кавказском регионе и представляют нацию, богатую историей и наследием. Традиционная одежда и украшения лезгинов Одной из основных частей традиционной одежды лезгинов является кепе — национальная головная убор, вышиванная разнообразными узорами. Кроме того, мужская одежда включает в себя широкие брюки из плотной ткани и длинную рубашку, застегиваемую на пуговицы.
Женская одежда включает в себя платья прямого покроя, украшенные вышивкой и кружевами.
Южный Лезгистан: Быть или не быть?
Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Подготовка к свадьбе Готовиться к свадьбе родители девочки начинают практически с момента ее появления на свет. Такая подготовка заключается в сборе приданого, которое состоит из: посуды; постельных принадлежностей; подушек и одеял; тканей; одежды. Более обеспеченные лезгины давали в приданое невесте ювелирные украшения или обеденные сервизы из серебра. Подготовка к свадьбе длилась несколько лет, так как требовалось не только сшить праздничную одежду, но и собрать приданое, подарки дорогим гостям и родственникам жениха. Традиции В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим.
Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи. Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов.
Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа.
Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты.
Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.
Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.
Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу. В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры.
Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол. Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.
За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста.
Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.
Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля.
We use cookies. Еще в V—IV веках до н. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании.
Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ. История Кавказской Албании — история бесконечных войн за свою независимость. Еще в I веке до н. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками! В III в.
Гости всегда встречаются с теплотой и радушием, им предлагаются национальные блюда и напитки. Традиционное лезгинское блюдо — кюфта бозбаш, приготовленное из мяса, орехов и специй. Гостеприимство и уважение к гостям — одна из важных черт лезгинской национальности. Пищевые привычки и кухня лезгинов Основными продуктами питания лезгинов являются мясо и овощи. Они предпочитают употреблять свежую пищу, поэтому овощи преобладают в их рационе. Значительная часть овощей выращивается на личном подсобном хозяйстве; картофель, морковь, лук, перец, томаты, баклажаны и огурцы являются основными предметами собственного производства. Мясо также играет важную роль в рационе лезгинов. Они предпочитают свежее и качественное мясо, часто употребляют баранину и говядину. Из мяса готовят различные блюда: плов, шашлык, манты, приготовленные на открытом огне для более насыщенного вкуса. Особое место в кухне лезгинов занимают пироги и хачапури. Эти блюда готовят из теста с начинками из мяса, сыра, капусты или зелени. Творог и разнообразные сыры также широко распространены среди лезгинов. Лезгины отличаются особым отношением к чаю. Чайные церемонии являются неразрывной частью культуры народа. Лезгины употребляют чай с сахаром и различными сладостями, включая печенье, варенье и свежие фрукты. Все эти особенности пищевых привычек и кухни лезгинов отражают их национальные особенности и богатство культуры. Лезгинская кухня привлекает внимание своей оригинальностью и разнообразием блюд, которые непременно стоит попробовать. Знаменитые лезгины и их достижения В области музыки есть такие известные лезгины, как Муса Мусаев — талантливый музыкант и композитор. Он известен своими яркими и душевными произведениями, исполненными в национальном стиле. Его музыка пользуется популярностью не только среди лезгинского народа, но и за его пределами. В области спорта лезгины также имеют успехи и достижения. Популярным и знаменитым спортсменом является Шамиль Абдуллаев — чемпион мира по джиу-джитсу и двукратный чемпион Европы.
Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
Лезгины — народ, которым пугают детей | Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. |
Лезгины — народ, которым пугают детей | Многим тогда лезгинам в паспорте насильно поменяли национальность и написали в пятой графе «азербайджанец». |
Происхождение лезгинской национальности
- Традиции и обычаи лезгинов
- ЛЕЗГИНЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Кто такие лезгины и где живут: от кого произошли и что это за нация, сколько их в мире и Дагестане
- Доклад на тему: "Национальность "лезгин""
Вся правда о лезгинах
Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2002 года, составляла 412 тыс., а в Азербайджане, согласно данным переписи 1999 года,— 178 авители лезгинских общественных организаций регулярно оспаривают официальные данные по численности. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". Однако азербайджано-лезгинские отношения продолжали осложняться заявлениями о непропорциональной популярности исламского фундаментализма среди лезгин. История лезгин. Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка.
Русский, по национальности лезгин: традиции и международные ценности тамбовчан Ахмедовых
В то время большим спросом пользовались албанские ткани из хлопка, льна, шелка, изделия гончаров и ювелиров, ковровщиц и кожевников. Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем.
Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот». Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел.
По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства.
Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти. Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I.
К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей.
На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи.
Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н.
Однако ,это восстание было жестоко подавлено. Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен.
В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов. Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман.
Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий. Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению. В 630 году Виро умер во время эпидемии. После его смерти положение Албании еще более ухудшилось.
Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок. Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н.
Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании.
Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман. Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав. Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского. Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе.
В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана. Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур. Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века. Во время правления халифа Омара 634—644 г.
Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана. В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства.
Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа. Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал. Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности.
В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа. Арабы захватили Арцах и осадили город Партав. В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне.
Вместе с эти некоторые из лезгин считают себя шиитами, но их не так много.
Лезгинский язык Лезгинский относят к нахско-дагестанской семье языков. Общее число говорящих около 700 тысяч 400 в России и примерно 300 в Азербайджане. В разговорном лезгинском выделяется три основных диалекта. Современная письменность базируется на основе кириллических знаков и содержит 45 букв. Национальный костюм Фото: Genetik.
Её характеризует широкие рукава и традиционная вышивка. Часто на булушку нашивались монеты, бусинки и кораллы. На голову женщины надевали особый чепец — чутху. Важным элементом одежды также является платок, украшенный национальным орнаментом. Все женщины вне зависимости от статуса или возраста надевали шаровары.
Внешний вид мужского костюма более сдержан.
Представители этого народа часто бывают знатоками сразу трех языков! Ныне лезгины пользуются кириллицей. Но исторически у них существовало и собственное агванское письмо. Какая история у лезгин? В начале нашей эры лезгины входили в мощную конфедерацию 26 племен Кавказской Албании.
В V-X веках н. Позже лезгины жили в составе Дербентского эмирата. На момент прихода России на юг Дагестана конец XVIII века у лезгин имелось несколько союзных друг другу вольных обществ, боровшихся против нашествия иранцев. В состав Российской империи лезгины вошли относительно мирно еще в 1810-е годы. Однако затем последовало несколько мощных восстаний лезгин против произвола царских чиновников. Имам Шамиль пытался поддержать бунтовавших лезгинов, ходил в их земли походом.
Бутаев возводил этноним лезгин от лакского слова «лакъсса» — «высокий» [39]. Далее В. Минорский пишет: Хотя русские и употребляли «лезг-ин» «ко всем жителям Дагестана , но в местном употреблении и у арабских географов этот термин применяется только к племенам Южного Дагестана …». Академик Марр писал, что родственное названию лезгин «лек, мн. Историки-кавказоведы Б. Алиев и М.
Умаханов пишут [42] : Со временем в результате расширения сведений о народах Дагестана , более близкого знакомства с ними, название лезгин осталось только собственно за лезгинами, историческими носителями этого названия. Неверно и существовавшее ранее мнение П. Нам думается, что более осторожен и прав А. Расселение Карта Восточного Кавказа , составленная этногрофом И. И во всех крупных городах республики Дагестан в особенности в Махачкале, Каспийске и Дербенте. В Азербайджане лезгинское население, в основном, сосредоточено в Гусарском 79,6 тыс.
Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы часто вынужденно » [4]. В онлайновом справочнике «Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition» приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 178 тысяч со ссылкой на перепись 1999 года [45].
Численность
- ЛЕЗГИНЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Читайте также
- Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?
- Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире
Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации
Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации | Политикa | Кавказ Пост | Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. |
Народ лезгины | Свежие новости, статьи и интересные факты о Лезгинах на новостном сайте LezgiYar. |
Лезгины - этнос, а не национальность (Шери Пашаева) / Проза.ру | Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций. |
КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!
"асул-несил"(на диалекте "асил-несил") которое используется ныне в значении "происхождение, род, благородство. В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Традиции лезгинского народа: обзор и описание, следы язычества, свадебные обычаи, семья и роль женщины, праздники.
История народов России: лезгины
Традиции В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие.
Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе.
Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи. Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов.
Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов.
Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения.
До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа.
Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим.
Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать.
Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты.
Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими.
Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение.
Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.
Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым.
В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома.
Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.
Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине.
Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее.
Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу. В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры.
Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье.
В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол. Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.
Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу.
В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.
Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз.
Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами [5] преимущественно аварцев. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова « лезга » хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. Основная статья: лезгинский язык Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков.
Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Читать еще: Как делать пиксель арты. Adobe Photoshop: Рисуем и анимируем персонажа в технике Pixel Art Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе.
Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями. Древние обряды и современная жизнь Лезгин — это что за нация?
Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста.
Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное — понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением.
Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне.
Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой — ислам, достаточно самобытна. Народный танец, известный во всем мире Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке. Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины.
Национальность эта достаточно самобытная, и танец — тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно.
Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Традиции В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям.
Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи. Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок.
Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.
Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты. Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками.
Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться. Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты.
Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены. Сегодня лезгинская свадьба отличается.
Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине. Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу. В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других.
Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол. Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни. Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях.
Южный Лезгистан: Быть или не быть?
Исследование генетического разнообразия нескольких популяций Кавказа показало, что лезгины генетически однородны. В отличие от данных анализа Y-хромосомы, показавших вклад европейских популяций, результаты анализа участков неполовых хромосом остальные 44 хромосомы из 46 у человека свидетельствуют, что дагестанцы горных районов генетически ближе к популяциям Турции и южного Кавказа, нежели к народам Европы. Исследование генетической близости дагестанских этносов друг к другу показало четкое разделение на две группы, соответствующих географическому распространению: в первую группу вошли этносы, проживающие к северу от города Дербент аварцы, даргинцы, лакцы и кумыки , а во вторую — жители Южного Дагестана лезгины, табасараны и рутульцы.
Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу.
Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.
Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля.
Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе "Большая вода". Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.
Народный танец, известный во всем мире Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.
Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев. Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские.
Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию. Легины sergeytsvetkov June 19th, 2013 Лезгины испокон веков были известны под названием «леги» «леки», от которого впоследствии и произошёл современный этноним «лезги», «лезгины». Великие империи древности — Персия, Рим, Арабский халифат, — вторгаясь с юга Дагестан, в первую очередь сталкивались с дружинами лезгин. До сих пор грузины и армяне именуют дагестанцев «леками», иранцы и арабы — «лекзами».
Предками лезгин являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию — древнейшее государство на территории Восточного Кавказа. Древние авторы, говоря об албанцах, отмечают их красоту, высокий рост, светлые волосы и карие глаза. Это характерные черты кавказского антропологического типа, широко представленного и ныне в горных районах Азербайджана и Дагестана. Лезгины веками с успехом отстаивали свою независимость в борьбе с многочисленными завоевателями. Но к России присоединились одними из первых горцев.
В 1813 году все лезгинские общества вошли в состав России. Чеченец и лезгин Шамиль однажды высказал в сердцах презрительную оценку: «Много на Кавказе правоверных мусульман. Среди них чеченцы — самые смелые, аварцы — самые верные, а вот лезгины — самые трусливые». Несправедливая оценка. Лезгинами руководила не трусость, а четкое осознание своих интересов — именно Россия была лучшей защитницей кавказских народов от многовековой агрессии Турции и Ирана.
Лезгины Собственного Е. Пришло время, и сам Шамиль сложил оружие, завещав горцам верно служить России.
Когда на землях лезгин начинает распространяться ислам, народ принимает новую веру, однако это не означало, что люди превратились в служителей арабов. Уж слишком гордыми и непокорными всегда оставались лезгины. И, честно говоря, это причиняло немало беспокойства соседям.
В старинных источниках до появления этнонима «лезги» этнос именовался «леками». Именно поэтому историки связывают лезгин с древним племенем, проживающим на территории Кавказа, которое имело такое же название — «леки». Кроме того, учёные склоняются к тому, что термин «лезгины» мог быть определением по отношению не к одному, а к нескольким кавказским племенам. В таком случае говорить о конкретном одном народе некорректно. Вероятно, со временем все лезгины смешались, образовав современный этнос, знакомый всем нам.
Историк А. Сегодня подавляющее большинство лезгин проживает в Дагестане. Как и прежде, этот народ состоит из больших семей. Под одной крышей может жить три или четыре поколения родственников, причём каждому отводится своё место — и в доме, и в семейной иерархии. Самыми почитаемыми считаются старшие члены семьи.
Молодёжь должна беспрекословно слушаться родителей, бабушек и дедушек. Со своими родственниками, даже если те живут достаточно далеко, лезгины стараются поддерживать отношения.
Не только лезгинам не повезло в СССР, но некоторым другим древним народам.
Сейчас юкагиров изучают в ведущих университетах мира и считают их американоидными палеоазиатами. Видите, существует разница между «национальностями» и этносами. И она весьма серьёзная.
Искусственно созданные национальности не могут никаким образом вывести своё «самоназвание», «название», от общего рода предка , от имени которого так или иначе должно происходить название этноса, название первого рода, от которого пошёл весь этнос. Так как национальности не являются кровными органическими общностями, а являются политическими разнородными общностями, искусственно созданными в политических целях. Возможно, изначально они и не были виноваты в этом, это было сделано без согласования с ними.
Однако тот факт, что поняв всё это, они осознанно приняли обман и готовы сохранить себя именно в такой форме любыми средствами и методами, осознавая, что только за счёт других народов — ущемляя, отбирая, ассимилируя и уничтожая другие этносы — они способны существовать в этом мире в таком своём состоянии, никак иначе они нежизнеспособны, насколько вошли в роль, что не могут сойти с этого ущербного пути, не способны вернуться к истокам, а продолжают идти, что делает их соучастниками. Отсюда берёт начало всё, что связанно с дальнейшим однотипным характерным поведением всех таких новых политических советских наций, ставших сборными укрупнёнными советскими национальностями. Выйдя из колыбели, они сразу же усиленно создавали себе историю, культуру, метаясь во все стороны в поисках наиболее удобных для себя «доноров», иногда создавали себя с нуля, собирая в одно целое разные фрагменты из прошлого своих племён, но большинство их просто не утруждали себя особым трудом, а перенимали готовую историю и культуру.
Более всего заимствование происходило за счёт ослабленных древних этносов подлинных органических общностей , которые в какой-то момент недооценили угрозу и позволили «по-братски» осваивать свою историю и культуру. Не столкнувшись с серьёзным отпором, начинается откровенное прямое паразитирование новой политической нации на «доноре», при котором «донор» постепенно слабеет и начинает умирать. Процесс умирания настоящего этноса может быть длительным по мере заимствования его органического тела паразитом.
Подобное безусловно не является на самом деле дружественным, а даже смертельно опасным «содружеством». Не существует никакого «братства» между «донором» и «паразитом». Нет смысла искать форму позитивного сосуществования для «донора» - его нет.
Относительно лезгин, не удивительна текущая тяжелая ослабленность лезгинского народа в свете известных обстоятельств. Этнос делает этносом только его органическая общность — с точки зрения этносоциологии, принадлежность к тому или иному этносу или народу. Этнос — органика, кровь, происхождение от общего предка.
При своём естественном развитие от этноса к политической нации, открываются новые возможности и перспективы, при которых настоящая политическая нация переходит в форму наднации или супернации, например, «русские». Определение «русские» — это уже давно не просто политическая нация и не просто этнос, а надэтническая культурно-историческая общность, имеющая социальную иерархию, стратификацию помимо общего языка и другие признаки народа см. Иногда его называют «суперэтнос».
Русским можно стать, вне зависимости от своей крови, происхождения, а самое главное, абсолютно не нужно при этом отказываться от своей прежней идентичности например, чеченской или лезгинской или любой другой. Чеченец, родившийся и воспитанный в России, в русском мире, за границей спокойно называет себя «русским чеченцем» и от этого определения он не теряет ничего в отношении своего этноса, он продолжает оставаться одновременно нохчи. Таким образом, этнос народ и национальность — это совершенно разные категории.
Лезгин юридически по национальности является россиянином, так как имеет паспорт РФ, но по этносу по происхождению - Лезги. Лезгины были на стадии формирования политической нации 100 лет назад, но в силу известных причин, процесс был прерван внешними силами. Что такое нация?
Нация - это высшая политическая форма развития этноса. Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в наличии государственности. Как правило, нация редко бывает однородной, чаще всего в её составе присутствуют самые разные народности народность - это этническая группа, производная от корня материнского этноса, в силу исторических причин замкнувшаяся в определённой географической местности, в результате чего произошли изменения в языке.
Лезгинский народ на самом деле имеет исторический опыт политической нации, но подзабыл об этом. Кавказо-албанская нация в прошлом была представлена около 26 племенами народности , которые, при общем происхождении, говорили на разных диалектах, отличались своими уникальными чертами. Конфедерация 26 племён народностей образовывали единую политическую нацию, называемую албанами, но по этнической принадлежности делились на леги, ути, гаргары, сильвы чилбы , гелы и другие.
Древняя Кавказская Албания естественным путём развилась до своего политического выражения, то есть до государства со всей надлежащей государственной атрибутикой. Несомненно, кавказские албаны достигли самой высшей формы развития своей этнической идентичности — политической нации. Существует несколько основных механизмов формирования наций, или генезиса.
Основной механизм: соответствующая политическая общность может складываться вследствие объединительных механизмов вокруг государствообразующего этноса — когда к одному сильному лидирующему этносу или группе таковых присоединяются другие этносы, лояльные к ней либо близкие ей по языку и культуре, а то и вовсе единокровные. Что можем наблюдать в древности на примере государства наших предков - Кавказской Албании. До сих пор учёные не пришли к единому мнению, является ли определение «албаны» названием отдельного этноса или общим наименованием всех народов государства.
Вывод: любой существующий в мире этнос можно условно называть и национальностью, но не каждая национальность является этносом. Это единственный настоящий путь развития этноса до политической нации. Других путей нет.
Попытка обойти этот процесс, обмануть природу, чревато будущими войнами, конфликтами, так как искусственно созданные химеры начинают воевать за освоение чужого жизненного пространства, избавиться от них не так то просто, а зачастую даже невозможно. Рано или поздно, создание обращается против своего создателя, так как его не устраивает правдивая история своего создания, почему оно предпочитает отречься от своего создателя, а при возможности, даже уничтожить своего создателя, не оставить свидетельств, так сказать. Отсюда и невероятная ненависть именно этой категории советских наций к Советскому Союзу.
Всегда так или иначе следует наказание за вмешательство в законы человеческого бытия. Политические нации, которые оказались искусственно сформированы в советское время и были не способны представить себя этносом, стали называться новыми советскими «национальностями». Привожу выдержки из наиболее интересных и информативных определений по данной теме, способных прояснить суть слова «национальность» и насколько правильно его использовать нам.