«Летят журавли» — это фильм об обычных людях, обращенный к обычным людям. Кадры из фильма "Летят журавли". Веронику - шлюхой. "Летят журавли" вдохновил стать режиссером не только Лелуша, но и Андрея Кончаловского, и Сергея Соловьева. первый фильм, над созданием которого режиссер работал вместе с оператором Сергеем Урусевским.
«Летят журавли»: как снимался фильм
Борис, несмотря на возможность получить бронь , принимает решение уйти добровольцем на фронт. Повестка обязывает его явиться на сборный пункт за день до дня рождения Вероники, которой он оставляет в подарок игрушку — белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, но Вероника не успевает проститься с ним. В Москве начинаются бомбёжки. Однажды Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей. Они с матерью идут к дому и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса.
Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и, уступив его настойчивости, она выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от неё.
Это была частная драма маленького человека, говорившая при этом об универсальных вещах. Благодаря актёрам, режиссёру и операторской работе Сергея Урусевского фильм остается классикой не только отечественного, но и мирового кино. В 1958 году картину отобрали в конкурс Каннского фестиваля, где она получил единственный в истории советского и российского кино главный приз — «Золотую пальмовую ветвь».
На Каннском кинофестивале 1958 года фильм "Летят журавли" был отмечен высшей наградой - "Золотой Пальмовой ветвью". Картине сопутствовал большой успех у зрителей не только в СССР, но и в других странах.
В суровых условиях Татьяна Самойлова вновь заболела. В тот момент ее настигло еще одно потрясение: беременность. В отличие от своих героинь, тогда актриса была счастливо замужем за Василием Лановым, однако амбиции не позволили ей стать мамой — со дня на день звезда ожидала главную роль в жизни. После подпольного аборта Татьяны супруги начали стремительно отдаляться друг от друга. Обиднее всего, что жертва оказалась бессмысленной: Самойловой не предлагали значительных ролей, а второстепенные не приносили ей удовлетворения. Актеры развелись, но по воле судьбы появились вместе в картине «Анна Каренина». Татьяна сыграла в фильме главную героиню, однако критики приняли ленту холодно. Разочарования ждали Самойлову и в личной жизни. Со вторым мужем Валерием Осиповым зачать ребенка, о котором мечтала осознавшая прежние ошибки артистка, ей не удалось. В конце жизни Татьяна Самойлова чувствовала себя забытой Радость материнства звезде принес союз с режиссером Эдуардом Машковичем. Отношения с драматургом не были идеальными, поэтому вскоре после рождения сына Мити пара рассталась. Ребенок перевернул мир актрисы, и даже отсутствие работы в кино, продлившееся 25 лет, не сломило ее. Не пропустите Забытая зрителями Татьяна Самойлова дважды пропадала без вести: что стало с великой актрисой после ухода из кино В 2000-х артистка вновь замелькала на экране в сериалах. Но с годами старые проблемы со здоровьем стали напоминать о себе все чаще. В 2008-м Татьяна Самойлова окончательно ушла из кино. У сына не было возможности регулярно навещать маму, и та утешалась лишь редкими интервью на телевидении. Подводила актрису и память: дважды она пропадала из дома. На поиски бросались волонтеры, неизменно находя кумира в клиниках. Последние годы звезда картины «Летят журавли» уже не узнавала родных. А в день 80-летия она попала в больницу, где скончалась от болезни сердца. Но именно персонажа актера из картины «Летят журавли» Бориса, жениха Вероники, зрители особенно полюбили, хотя тот появлялся в кадре не так часто. Лента закрепила успех артиста, карьера которого только начинала набирать обороты. В 50-х он снялся в фильмах «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». Тогда об Алексее Баталове заговорили как о зрелом состоявшемся актере. В очередной раз поклонники убедились в его таланте по картине «Девять дней одного года», однако оглушительный успех ждал артиста с выходом ленты «Москва слезам не верит». Слесарь Гоша стал кумиром миллионов, а кино разобрали на цитаты сразу после премьеры. Ему нравилось снимать фильмы по классическим литературным произведениям: «Шинель», «Три толстяка», «Игрок». За счастье в личной жизни звезде кино пришлось побороться. Брак с Ириной Ротовой Алексей Владимирович заключил, когда ему было всего 16. У пары родилась дочь, однако постепенно чувства супругов остыли, и они разошлись. Совсем иначе сложились отношения актера с цирковой артисткой Гитаной Леонтенко. Он больше не спешил: свадьбу сыграли спустя 10 лет с момента первой встречи.
«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»
Как признавался позже Алексей Владимирович, он тогда мысленно попрощался с профессией. Однако порезы быстро зажили, и уже через месяц актер вернулся на площадку. Гениальный оператор "Летят журавли" стали шедевром благодаря уникальному тандему, который сложился у Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Художник по образованию его учителем был Владимир Фаворский , он обладал уникальным кинематографическим видением и не прерывал съемки до тех пор, пока не находил решение для того или иного эпизода. TASS:Archive "Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно-радостный голос Урусевского: "Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…" С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой", — вспоминал Алексей Баталов.
Для одного из эпизодов Урусевский сначала снимает героиню в тесном автобусе, выходит с ней и ныряет в толпу, а следом, без склейки, взлетает в небо над колонной проезжающих танков. Для 50-х годов такая манера съемки была революционной. Художественные приемы Сам Сергей Урусевский рассказывал, что ему интересно не просто фиксировать происходящее на камеру, а активно вовлекать в действие на экране зрителя. Он был уверен, что оператор должен двигаться вместе с актерами, играть вместе с ними, через камеру выражая свое отношение к событиям, делая камеру — а через нее и зрителя — их соучастниками.
Урусевский пользовался легкой ручной кинокамерой с широкоугольным объективом, что позволяло ему производить съемку в движении, бежать за героями, смотреть на происходящее их глазами, протискиваться вместе с героиней сквозь толпу. Более того, в одном из знаковых эпизодов фильма, когда Вероника в смятении бежит, камера находится в руках самой актрисы. Оператор манипулирует и скоростью съемки — она начинается с 18 кадров в секунду, прореживается до 12, а в кульминационный момент доходит до 4, что позволяет ощутить фрагментарность зрения Вероники и силу ее отчаяния. Вот далеко не полный список приемов, использованных Сергеем Урусевским.
Лифт-кран и круговые рельсы Два рифмующихся эпизода — прощание героев на лестнице и смерть Бориса — были сняты благодаря техническим изобретениям самого Урусевского. Вдоль железного столба тянули вверх люльку с оператором — таким образом Урусевский вместе с камерой поднимался параллельно взлетавшему по ступеням Борису. Операторские рельсы обеспечивали равномерное движение тележки с камерой по кругу. Снимая смерть главного героя, Урусевский впервые в отечественном кино применил круговые рельсы и снял легендарное кружение берез на фоне бездонного неба.
Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры — так гениальный оператор создавал накал чувств.
Калатозов увидел пьесу на сцене «Современника», после чего предложил ее автору написать сценарий к фильму. В 1958 году картина «Летят журавли» получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В начале сентября стало известно , что российские кинотеатры поддержали законопроект о принудительном лицензировании контента, который летом был внесен в Госдуму.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Ленинградской области» mk-lenobl. Санкт-Петербург, Ул.
С полным расписанием 39-го ММКФ вы можете ознакомиться в нашем специальном разделе.
«Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?
Главный фильм советского режиссёра Михаила Калатозова — «Летят журавли». Он был женат на итальянке, дружил с Чаплином и Лелушем, а один из его романов был окутан тайной. Знаменитый фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова вновь выходит на широких экранах, спустя ровно 65 лет после премьеры. Режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов родился 120 лет назад. «Летя́т журавли́» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые».
Отреставрированный шедевр советского кино «Летят журавли» покажут на Берлинале
Однажды Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей. Они с матерью идут к дому и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа.
Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса.
Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и, уступив его настойчивости, она выходит за него замуж.
Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники.
Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён насмерть точным выстрелом.
Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис. Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику.
Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком любовнице. Какая-то тетка, говоря, что «всё уже попробовала, а вот золотых орешков не щёлкала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой. В этот момент вбегает Вероника, вырывает записку из рук, даёт Марку пощечину и уходит. Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату.
Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку. Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но не видел самой смерти Бориса - о котором известно лишь, что он пропал без вести.
Конец войны - 9 мая 1945 года. Мирная Москва. Вероника по-прежнему не может забыть Бориса и ждёт - потому что «человек должен надеяться хоть на что-то хорошее».
В глазах членов жюри появились слезы, хотя им и не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая, долгая овация. Мы поднялись, кланялись. Потом был яркий свет, масса восторженных слов в наш адрес. Нас все время фотографировали, журналисты не давали нам выйти из зала.
Интервью следовали одно за другим». Пабло Пикассо назвал фильм гениальным, а Татьяне Самойловой предрек звездное будущее. Он произвел глубокое впечатление на публику и журналистов. Мировая печать посвятила ему сотни статей, в которых отмечала достоинства картины. Особенный успех имела Татьяна Самойлова». Татьяна Самойлова на Каннском кинофестивале, 1958 Фото: tvkinoradio. Он был оценен по достоинству только спустя годы. В наши дни «Летят журавли» называют одним из символов советского кино и одним из лучших фильмов отечественного кинематографа.
Камера Урусевского вовлекает зрителя в повествование, помогает посмотреть на происходящее глазами героев, почувствовать каждое движение их души: их любовь, их боль, их надежду», — сказал директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое телевидение» Ивана Кудрявцева. По информации ТАСС.
Летят журавли (драма, реж. Михаил Калатозов, 1957 г.)
Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Режиссер фильма Михаил Калатозов начинал карьеру в кино как оператор. Все это о фильме режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли».
«Летят журавли»: к 65-летию фильма
Ничего не сказав возлюбленной, Борис уходит добровольцем на фронт, несмотря на то, что у него есть отвод от военной службы. Вероника остается с родителями, которых вскоре тоже теряет, они погибают во время бомбежки. Оставшись совсем одна и без жилища, она переезжает в дом Бориса по приглашению его отца. Не дождавшись известий от возлюбленного, девушка выходит замуж за двоюродного брата Бориса. А в это время, где-то на территории оккупированной врагами Борис отправляется в свою последнюю разведку… Картина снималась под рабочим названием "За твою жизнь", и с самого начала возникла проблема с утверждением героини на главную роль.
Фото: lavrykino. Изобразительное решение фильма, ставшее позже классикой операторского искусства, построено на съемке с движения и использовании сверхширокоугольного объектива с фокусным расстоянием 18 мм. В кинотеатрах СССР фильм посмотрело 28,3 млн зрителей 10 место в прокате 1957 , во Франции — свыше 5,4 млн, в ГДР — свыше 2,8 млн 5 место в прокате 1958 , из них 347 986 человек в Восточном Берлине. Никита Хрущев после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню «шлюхой».
Мне кажется, что тем самым Калатозов вновь подчёркивает отношение власти к "маленькому" человеку: толпа на кадре выше сравнивается с техникой танками и наши герои - Вероника и Борис - сливаются и остаются лишь маленькими точками в этой суете. Кстати, вы ведь обратили внимание на то, что в этих эпизодах, например, ярко выражено психологическое состояние героев? Так вот, вообще в фильме довольно много внимания уделяется именно психологизму. Поэтому об этой, немаловажной его составляющей, мы сейчас с вами и поговорим. Для лучшего понимания начнём разбор психологизма мы с кадров, взятых из того эпизода, где Борис вешает на окна светомаскировку, а Вероника спрашивает у него что он подарит ей на день рождения: В течение всей сцены Борис несколько раз пытается начать серьёзный разговор и сообщить Веронике, что он отправляется на фронт. Как мы с вами прекрасно понимаем, просто так взять и сообщить такую новость невозможно. Что делает Урусевский? В первом случае он Бориса уводит в тень см. Не знаю удачное во втором случае решение или нет, тем не менее, вот так вот решена эта сцена. Что также примечательно: в обоих случаях Борис называет Веронику не "белкой", как обычно, а по имени. Если не ошибаюсь, это единственные разы за весь фильм, когда он обращается к ней по имени. То есть, тем самым нам - зрителям - намекают на то, что он хочет поговорить на серьёзную тему. Но что же в это время Вероника? А она витает где-то в облаках, в каких-то своих мечтах. Например, на кадре слева она произносит какую-то реплику про подарок от Бориса на её день рождения. А вот на скрине справа вы можете обратить внимание, что даже когда к Борису приходит товарищ, чтобы вручить ему повестку, луч света падает именно на неё. Борис же остаётся в тени. Игра света и тени отлично подчёркивает психологическое состояние обоих героев в этой сцене. Кстати, Вероника здесь перед нами предстаёт как легкомысленная, несколько инфантильная девушка. Она не думает совершенно о Борисе, а думает скорее о том, как ей с Борисом хорошо. Когда он пытается сообщить важную новость девушке, она вечно его перебивает, говорит о том, какое платье на свадьбу она себе сошьёт, спрашивает что он подарит ей на день рождения и так далее. Это важный момент, прошу вас его запомнить, потому что дальше мы постараемся разобраться в том, как этот персонаж в течение этого фильма меняется, через какую эволюцию он проходит. Ещё одна важная сцена, в которой отлично считывается психологическое состояние героев - это сцена, где происходит воздушная тревога и Марк, находясь с Вероникой в одной комнате, играет на фортепиано: В целом, тут вполне очевидно, что громкая оркестровая музыка, вспышки света, динамичный монтаж и следующие друг за другом крупные планы - всё это работает на погружение зрителя в атмосферу ужаса и страха, который испытывают герои. Но что касается самих героев: Тут важно заметить, что этой сцене предшествует эпизод гибели родителей Вероники, после которого она совершенно теряет себя и ей на всё уже становится всё-равно. Этим-то и пользуется Марк, который испытывает к ней чувства. Сам же этот персонаж проявляет себя трусом: как только начинается воздушная тревога он пытается уговорить Веронику спуститься в бомбоубежище, но после неудачных попыток садится за фортепиано и громко начинает играть. Очевидно, для того, чтобы попытаться искусственно показать ей свою мужественность. Хотя самой Веронике в этот момент абсолютно наплевать на всё, в том числе и на собственную жизнь. Обратите также внимание на то, что в этот момент Вероника как персонаж опускается на дно. Это к вопросу эволюции персонажа. Мы помним, что она была легкомысленная девушка, в какой-то степени инфантильная. И вот сейчас она упала на дно, от которого в дальнейшем ей предстоит оттолкнуться. Но об этом мы поговорим далее. Отдельно я хотел бы остановиться на этом кадре. Такая маленькая деталь, как прикусанная губа без слов говорит нам о психологическом состоянии Вероники. Тут и объяснять ничего не нужно. Но что является самым очевидным и, пожалуй, самым распространённым инструментом, которым пользуется Калатозов для передачи психологического состояния героев? Ну конечно погода! А если быть более точным - смена времён года. Действия фильма начинают разворачиваться летом. Родители Вероники погибают осенью. Осенью же погибает и её жених - Борис. После этого мы оказываемся в эвакуации, где застаём Веронику работающей в госпитале. На дворе уже зима. И, наконец, к концу фильма снова наступает весна, на улице теплеет, как и в душе Вероники.
Кроме этого, картина внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая кассовая из всех, когда-либо получивших Гран-при на Каннском фестивале. Кроме зрительской любви важно отметить операторские и режиссёрские решения картины, которые стали хрестоматийными — очень много эпизодов подробно разбирается в учебниках истории отечественного кинематографа. К ним, например, относится сцена гибели героя А. Баталова, для съёмок которой оператор Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы. Чтобы снять кадры, как Баталов стремительно бежит по винтовой лестнице к Самойловой, в павильоне построили декорацию лестничного колодца трехэтажной высоты. Внутри стоял железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой. Урусевский садился в нее, а помощники за веревку тянули конструкцию вверх так, что оператор с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову. Украшением фильма была и остается актриса Татьяна Самойлова. Известно, что во время съёмок она болела туберкулёзом.
Каннский триумф и гнев Хрущева. Интересные факты о картине «Летят журавли»
История, рассказанная в фильме «Летят журавли», не является, по общему признанию, достаточно оригинальной. Уже хрестоматийными стали кадры, шедевры режиссёра Михаила Калатозова и кинооператора Сергея Урусевского из фильма "Летят журавли". «Летят журавли» — восстановленная в качестве 4К легендарная лента Михаила Калатозова 1957 года, получившая «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. "Летят журавли" пока остаются единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского фестиваля.
В российском прокате — восстановленный «Летят журавли» и «Лавстори» Тодоровского
Татьяна Самойлова - единственная отечественная актриса, претендовавшая на премию Британской киноакадемии Кадр из фильма "Летят журавли". В итоге победила Симона Синьоре "Путь наверх". Мэтр французского кино Клод Лелуш "Мужчина и женщина" признался, что пришёл в большое кино благодаря "Журавлям" Кадр из фильма "Летят журавли". Волею судеб Лелуш познакомился с Михаилом Калатозовым и наблюдал за его работой над фильмом "Летят журавли". Вернувшись в Париж, молодой человек позвонил в дирекцию Каннского фестиваля и сказал, что они обязательно должны взять на конкурс одну потрясающую русскую картину. Лента изменила профессиональные судьбы и многих мэтров отечественного кинематографа Кадр из фильма "Летят журавли". Глеб Панфилов, выйдя из зрительного зала, на следующий день взялся за организацию любительской киностудии. Солидарен с ним был и Сергей Соловьёв: "Лет в тринадцать я впервые посмотрел фильм "Летят журавли", и у меня словно "крышу сорвало". Мне сразу стало ясно, что ничем другим в своей жизни заниматься не буду - только кино". Важнейшему "кинокритику" того времени Никите Хрущеву фильм не понравился Кадр из фильма "Летят журавли". Впервые в истории советского кино героиня облачилась в обтягивающий, подчёркивающий фигуру свитер.
Но, разумеется, после выхода фильма сотни советских девушек приняли образ Вероники за эталон. Тогдашние красавицы старательно рисовали раскосые глаза и начёсывали волосы, подражая Самойловой-Веронике. Любопытно, что кроме "Журавлей", на том конкурсе в Каннах был ещё один фильм от советского режиссера. Он назывался "Пардеши" - совместная с индийской киностудией приключенческая лента сорежиссёр - Василий Пронин. О чем был этот фильм и как он попал на конкурс, сейчас никто и не помнит.
Актёра срочно увезли в больницу, сделали операцию, наложили швы. Баталов потом признавался, что в тот момент навсегда попрощался с актёрской профессией и думал, что останется с изуродованным лицом… К счастью, «заштопали» его удачно, швы зажили, и через месяц съёмки были возобновлены. Ещё больше несчастий свалилось на юную Татьяну Самойлову. Вот уже полвека зрители восхищаются её Вероникой и даже не подозревают о том, что актриса в этот период была больна.
У неё начался туберкулёз… Татьяна задыхалась, через каждые три часа ей делали уколы, но она продолжала работать. Во время съёмки эпизода, когда Вероника взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, актриса от слабости упала в обморок. Нагрузка была так велика, что после фильма у неё ещё и сердце разболелось. Пришёл врач, послушал и сказал: «Таня, у вас микроинфаркт»… Из известных артистов в фильме снялся только Василий Меркурьев. Он сыграл обаятельного отца Бориса. Этот сильный и яркий образ создан прекрасными, но традиционными актёрскими средствами. Оператору, собственно, здесь оставалась скромная задача: поточнее зафиксировать и без потерь донести до зрителя всю интересную работу исполнителя, ничего или почти ничего не добавив от себя. Съёмочная группа получила большие премиальные. Фильм послали на отзыв начальству.
Вестей не было долго — месяц. Потом узнали: мнения разделились. Столичная премьера картины состоялась в скромном кинотеатре «Москва» на площади Маяковского.
Иллюзия большинства исчезает, оставляя конкретных людей и их конкретные переживания. Но именно в «Журавлях» полуосознанное открытие становится сознательным приемом. Дальше — знаменитые массовые сцены в «Заставе Ильича» 1965 и «Июльском дожде». Сейчас это заявление может показаться странным, но «Летят журавли» окончательно возвращают послевоенному советскому кино природу, вписывают жизнь героев в естественный природный цикл. Малокартинье сосредотачивалось на политических вопросах, не замечая мира вокруг себя. На дворе всегда стояло лето, а природа сводилась к требующему уборки полю или чему-то, ожидающему немедленного покорения вспомним финал «Великой силы» 1950 Эрмлера, в которой победоносные сторонники Лысенко рассказывали о решительном наступлении партии большевиков на законы наследственности. Ситуация изменилась с «Возвращением Василия Бортникова»: там действие начиналось зимой, заканчивалось летом, а сам Василий Бортников менялся, «оттаивал» вместе с природой. Но это были первые робкие шаги. Жизнь Вероники, нежной героини «Журавлей», словно повторяет изменения природы. Счастье летом, кризис и суровые испытания, выпадающие на зиму, и надежда на новое счастье в мае. Парадоксально счастливый финал «вопреки», известный по итальянским фильмам, накладывается на радостное пробуждение природы. Зима ушла, мирная жизнь возвращается, и перед нами ликование настоящей, окончательной победы. Добавим, что «Журавли» связывают новый советский кинематограф с наследием эпохи авангарда. Михаил Калатозов приходит в кино еще в 1920-е, при этом работает довольно интенсивно. В оттепельную эпоху у многих других режиссеров старшего поколения — достаточно вспомнить «Обыкновенный фашизм» 1965 Ромма, «Перед судом истории» 1965 Эрмлера, «Аленку» 1961 Барнета или «Гамлета» 1964 Григория Козинцева — открывается второе дыхание. Но Калатозов — первый. Говоря о связи с традицией, стоит добавить и о связях «Журавлей» с экспрессионизмом, которые проявляются в сцене воздушного налета и последующего изнасилования Вероники. Ярко освещенное лицо героини, профиль Марка в полутьме, взбесившееся фортепиано, шум взрывов, гул самолетов за окном, всполохи света и наступившая потом тишина, прерываемая лишь хрустом битого стекла под подошвами Марка. Нечто подобное можно обнаружить в сцене убийства из «Ящика Пандоры» 1929 Пабста или у Клузо — в «Вороне» 1943 или финале «Дьяволиц» 1955. Достижения прошлого используются для создания нового языка. Еще немного, и это станет общим местом. А потому они обречены оставаться в стороне. Справедливо это или нет? Этот не тот вопрос, который стоит задавать традиции. Но «Летят журавли» — картина, которую можно ставить в один ряд с великими черно-белыми драмами европейского и американского кино. Они смогли стать всеобщим достоянием. Распад коллектива и обнажение личности, констатированные «Журавлями», заставляют нас упомянуть еще об одной проблеме, напрямую связанной с этим фильмом. Хотя сейчас «Журавли» воспринимаются как картина о войне и победе , стоит отметить, что героизм их подчеркнуто лишен героизма. Умирая, Борис думает о несостоявшейся свадьбе с Вероникой. В его предсмертных видениях нет места образам вождей, кремлевских стен или вообще отчизны. Еще менее героична Вероника. Самая простая девушка, носитель обыденного сознания, она не готова к выпадающим на ее долю тяжким испытаниям.
Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Кинокартина повествует о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Это трагическая история двух влюбленных - Бориса и Вероники, которых навсегда разлучила война. Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны. Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин.