10 декабря - 43919898152 - Медиаплатформа МирТесен. Кощей Бессмертный Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории. Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне. Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве. kozhey Бог Кощей – владыка подземного царства, темных подземелий и подземного солнца, один из ликов Чернобога.
Разыскивается Кащей Бессмертный
героиня одноименной сказки, которая имеет с Кощеем весьма непростые отношения. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» а и обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком. А как Кощей стал бессмертным? Может, просто Кощей с помощью обряда или более могучих сил получил своё бессмертие путём того, что душа Кощея заперта в игле. Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе прозвище Бессмертный. главный отрицательный персонаж в русских сказках, хранящий в своей личности множество загадок и тайн. Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок.
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян?
С ними же делиться надо! Захочешь отказаться от моего дара — вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет. А не найдёшь — значит и не надо, — и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку. Как звать — то тебя?
Вечность меня звать, — хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений. Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно.
Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться. Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны — ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе.
Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него. Грустно было Кощею и одиноко. Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц.
Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили «добры молодцы» «Кощея воевать». Кощей с радостью принимал гостей, угощал, просвещал тех, кто пришёл за богатством, чем это грозит. Тем, кто хотел учиться, Кощей щедро давал денег на учёбу, звал в гости ещё.
На четвёртом столетии Кощей нашёл в лесу сироту Василису. Поговорил, позвал к себе жить. Девочка не побоялась худого дяденьку, угостившего её, третий день голодную, пирожками.
Продукты Кощей покупал через охотников в ближайших деревнях, готовил всегда сам, и готовил отменно — за столько-то лет научился! Василиса осталась у Кощея, он растил её, как родную дочь, покупал ей все лучшее, учил у лучших учителей в Киеве и Москве. А девочка оказалась умной и очень жадной до знаний.
Однако годы неумолимо делали Василису старше. Её бы надо замуж, да не за кого ж попало. Вот и распустил Кощей слух о «красной девице, томящейся в плену у злого Кощея».
Женихи повалили. Самого Кощея они и в глаза не видели.
Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга — это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого — явного и лесного — навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания, как о жизни, так и о смерти. Она-то и рассказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Дуб — это древо Рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо — символ жизни, символ продолжения рода. Утка — символ смерти. Заяц символизирует страх, сундук — сокровенные знания.
Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь — символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства. Но главное, Велес — хранитель Нави, то есть мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван—царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился — Кощей теряет сакральные знания.
Из сундука выскочил заяц — Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо — свою жизнь. Зайца разрывает волк — символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Бессмертного смертным. Утку бьёт сокол. Сокол — это символ Рода, солнца, света.
Сокол — этот тот, что с кола, то есть птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца. Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо — это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море — символ мира Нави. Правь — мир Богов, Явь — наш явный мир, Навь — мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения.
Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука — обитатель мира Нави выносит яйцо последнюю надежду рода Кощеева Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой — смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави сокол , в Яви волк и в Нави щука. Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении.
Он владеет колдовством, жаден, некрасив, безжалостен. Занимается тем, что похищает чужих невест, крадёт их красоту. Данный персонаж властен, потому что он имеет власть над жизнью и над судьбами героев. Он превратил Василису в лягушку, что говорит о том, что он распорядился её жизнью и судьбой. Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны.
Он хитёр ,коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки. Его роль в сюжете - это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся против тебя. Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет. Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности.
Мои практические выводы В ходе исследования я прочитал много сказок и мифов, изучая предмет исследования: героя сказок Кощея Бессмертного. В моей гипотезе я выдвинул предположение, что волшебная сказка основана на мифах, и что через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного. В подтверждении моей гипотезы о сказочности героя, являются факты, которые я нашёл в литературе [4, 119]. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять. В-третьих, олицетворение сил природы.
Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить. Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом. Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов.
Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях. Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной. Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией.
Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави. В легендах Кощей — тьма и зло. Он уничтожает всё живое на своём пути. Он приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы. Некоторые исследователи фольклористы предполагают, что имя персонажа происходит от слова «касть»- мерзость, пакость, гадость, хворь, порча.
Также ряд экспертов придерживается мнения, что правильное именование существа — Бес, тёмный колдун — брат Горыныча. Победить Кощея Бессмертного можно только разбив яйцо с его душой, на поиски которого и отправляется в русских сказках главный герой. Сказка — это всегда победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, пусть даже такие страшные и зловещие, как Кощей Бессмертный , а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.
Эти черты волшебства я проанализировал в сказке «Царевна лягушка», где многие действия героев объясняют историческую основу происходящего, и, в частности, сказочного героя Кощея Бессмертного. Почему все любят сказки? Ответ на этот вопрос оказался самым простым. Для детей чудеса и волшебство реальны. Мы не просто верим в них, мы убеждены, что мир соткан из магии.
А сказки подтверждают эту уверенность. Работа с тестами. Работая с данным исследованием, я узнавал много нового о волшебных сказках и, в частности о сказке "Царевна - лягушка", поэтому я решил провести опрос среди учащихся моего класса. Мне стало интересно, что думают ребята о волшебной сказке и предмете моего исследования мифологической основе образа Кощея Бессмертного. Заседание клуба любителей волшебных сказок.
Проанализировав анкетные данные одноклассников, я решил провести заседание в клубе «Любителей сказки» действие происходило перед Новым годом, а это самое волшебное и подходящее время. В первой части занятия я подготовил доклад и рассказал ребятам-одноклассникам, что следы славянской мифологии можно найти в волшебных сказках, познакомил их со своими находками и открытиями в мире литературы. Так прошла презентация моей исследовательской работы. Эти цифровые значения доказывают, что моя работа была актуальна. Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло.
В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии. У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет.
Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой мифологические сказки многих народов, то обнаружим много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле одна мечта: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам. Наш мир сильно отличается от того, в котором жили наши прадедушки и прабабушки.
Они мало что знали о причинах явлений природы и устройстве Земли, поэтому все непонятные вещи объясняли проделками «нечистой» силы. Мир наших предков был загадочным и волшебным, полным мистики и чудес - ведь тогда считалось, что представители потустороннего царства окружают нас всегда и везде: они живут на болотах, в озёрах, лесах, полях и даже в доме. Как же они выглядят, какими повадками и способностями обладают и, какие у них вредные привычки? Я начал искать ответы и выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян. Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего.
Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять. В-третьих, олицетворение сил природы. Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить. Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом.
Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов. Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях. Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной. Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией.
Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави. В легендах Кощей — тьма и зло. Он уничтожает всё живое на своём пути. Он приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы. Некоторые исследователи фольклористы предполагают, что имя персонажа происходит от слова «касть»- мерзость, пакость, гадость, хворь, порча. Также ряд экспертов придерживается мнения, что правильное именование существа — Бес, тёмный колдун — брат Горыныча.
Победить Кощея Бессмертного можно только разбив яйцо с его душой, на поиски которого и отправляется в русских сказках главный герой. Сказка — это всегда победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, пусть даже такие страшные и зловещие, как Кощей Бессмертный , а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии. Эти черты волшебства я проанализировал в сказке «Царевна лягушка», где многие действия героев объясняют историческую основу происходящего, и, в частности, сказочного героя Кощея Бессмертного. Почему все любят сказки?
Ответ на этот вопрос оказался самым простым. Для детей чудеса и волшебство реальны. Мы не просто верим в них, мы убеждены, что мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Работа с тестами. Работая с данным исследованием, я узнавал много нового о волшебных сказках и, в частности о сказке "Царевна - лягушка", поэтому я решил провести опрос среди учащихся моего класса.
Мне стало интересно, что думают ребята о волшебной сказке и предмете моего исследования мифологической основе образа Кощея Бессмертного. Заседание клуба любителей волшебных сказок. Проанализировав анкетные данные одноклассников, я решил провести заседание в клубе «Любителей сказки» действие происходило перед Новым годом, а это самое волшебное и подходящее время. В первой части занятия я подготовил доклад и рассказал ребятам-одноклассникам, что следы славянской мифологии можно найти в волшебных сказках, познакомил их со своими находками и открытиями в мире литературы. Так прошла презентация моей исследовательской работы. Эти цифровые значения доказывают, что моя работа была актуальна.
Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии. У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет.
Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой мифологические сказки многих народов, то обнаружим много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле одна мечта: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам. Наш мир сильно отличается от того, в котором жили наши прадедушки и прабабушки. Они мало что знали о причинах явлений природы и устройстве Земли, поэтому все непонятные вещи объясняли проделками «нечистой» силы.
Мир наших предков был загадочным и волшебным, полным мистики и чудес - ведь тогда считалось, что представители потустороннего царства окружают нас всегда и везде: они живут на болотах, в озёрах, лесах, полях и даже в доме. Как же они выглядят, какими повадками и способностями обладают и, какие у них вредные привычки? Я начал искать ответы и выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян. Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями.
Прошлое, в котором все славянские народы были едины, когда всё объясняли мифы и сказания, как правило, не были записаны, но передавались из уст в уста как, неоспоримая истина, представляя собой наследие, часть культуры. Важнейшую часть культуры, которая была неотрывно связана со всей жизнью славян. Язычество было и остается неотъемлемым атрибутом нашей жизни - приметы кошка дорогу перебежала, или чтобы не сглазить, нужно переплюнуть через левое плечо и постучать по дереву , праздники масленица, Иван Купала , которые изначально были языческими, даже орнамент на одежде - все это, и многое другое взято из мифологии древних славян. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Но мы знаем, что за любым языческим образом всегда стоит понятие, сила природного явления — всё то, что непосредственно имело отношение к существованию человека. Мифология и культура древних славян "живет" уже около тридцати тысячелетий.
Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом и сохраним эту замечательную культуру! Список использованных источников и литературы. Афанасьев А. Происхождение мира. Статьи по фольклору, этографии и мифологии. Л, Топоркова.
Левкиевская Е. Мифы и легенды восточных славян. Никольская А. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Русские народные сказки.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Русская устная проза. Рыбаков Б. Сахаров А.
История России. Энциклопедия для детей. История России, т. Русская литература, т. Мифологическая картина устройства мира. В представлении восточных славян весь мир создал бог Род.
Из мирового неведомого пространства упало семечко, и стал расти огромный Дуб - Мировое Древо, высокое и могучее. Корнями должен был уходить оно в царство глубинное, призрачное, туда, где место лишь для мёртвых и для тёмных сил. Ствол его пойдёт поперёк царства Явного, где поселятся скоро живые и будут жить, пока не истечёт их срок; а верхушка и вовсе доберётся до Правильного царства, до страны, в которой вот-вот появятся могучие боги и станут править миром. Одно плохо: перемешано всё в мире, и некому наблюдать за порядком, всё подмечать, за всем, что родилось, присматривать и доделывать то, что начато. Тогда кликнул Род птицу Сва и создал себе родича, творца и помощника, - Сварога могучего, вдохнул в него свой всесильный дух и дал ему не одну голову, а целых четыре, чтобы мог он на все четыре стороны света оборачиваться. И поднял Сварог могучими руками над морем небо, названное в честь него Сваргой, и пошёл ходить по нему, из поднебесья мир оглядывая.
А потом дальше давай то да сё сварганивать! Ведь имя тому богу было Сварог. Потом Сварог и Черный Змей Чернобог поделили землю, пропахали межу.
Обитель Чернобога, отца Кощея Бессмертного находилось в глубине этого темного царства. Кощей выглядит, как настоящий живой скелет. В других источниках он представляется еще при жизни, как очень худой костлявый мужчина. Он имел длинные седые волосы, а иногда мог превращаться в черного ворона. В отличие от других существ мира Нави, он не любил перевоплощения и практически всегда был в своем настоящем образе. В начале сотворения мира Род создал некое яйцо, в котором была сконцентрирована вся сила Кощея Бессмертного. Таким яйцом пользовались Великие Архитекторы Вселенной других мифологий. Кощея именуют Бессмертным, потому что его так и не удалось победить. Это не удивительно, ведь сила яйца настолько велика, что Кощей считается одним из самых сильных и серьезных магов среди всех Темных и Светлых Богов. Кощей является самым наглядным воплощением тьмы. Он с легкостью управлял телами и душами умерших людей. Согласно древним записям, наши предки ассоциировали Кощея с посмертной судьбой.
Кто такой Кощей Бессмертный?
Кощей Бессмертный и Иван-царевич. Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. 10 декабря - 43919898152 - Медиаплатформа МирТесен. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» а и обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Имя: Кощей, Кащей Бессмертный. Хоть Кощей Бессмертный и обладает невероятной магической силой, он не способен самостоятельно выбраться из заточения.
Кощей Бессмертный: кем он был до того, как стал живым мертвецом
Георгий Милляр в роли Кощея в кадре из фильма «Кащей Бессмертный» (1945). Кощей Бессмертный — исконно-посконный славянский Тёмный Властелин, первый и, пожалуй, самый известный фольклорный прообраз лича. Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве. Сосредоточимся на расследовании другой версии, согласно которой в образе Кащея Бессмертного скрывается какая-то реально существовавшая личность. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. В рамках спецпроекта портала «» рассказываем, как возник сказочный образ Кощея Бессмертного, почему ему непременно нужна жена и как это связано с обрядом женской инициации.
Родословная Кощея бессмертного
Наши сказки, это не плод чьей-то фантазии, это отражение действительных событий происходивших очень давно и записанных со сказаний и преданий передававшихся от предков потомкам. Примером можно привести «Сказы посольского приказа», описывающие работу русских дипломатических служб, записанные думным дьяком. Сказы и предания передавались из поколения в поколение в устной и письменной форме. Когда на Русь принесли христианство, то священнослужители новой религии стали переписывать сказания, с целью изменения информации, и стирания образной составляющей космической информацией.
Космогонией проникнуты все наши древние сказки. Одной из таких измененных сказок является и сказка о Кощее Бессмертном. Что же происходило на самом деле, какие события описывала данная сказка в древности?
Кощей в данном случае имеет даже отчество — Трипетович. Имя батюшки явно не относится к славянским. Он отправляется в погоню, освобождает возлюбленную и добивается её согласия на свадьбу. Но в разгар их радости события разворачиваются очень прискорбно: Трипетович погибает от собственной же стрелы, а разгневанный Иван Годинович жестоко убивает красавицу.
В общем, всё равно супружеское счастье для костлявого остаётся недостижимым. Обряд инициации У большинства древних народов существовали обряды посвящения подростков во взрослую жизнь. Часто они были очень суровыми и символизировали ритуальную смерть молодого человека. Таким образом он должен был умертвить в себе свои слабости, страхи, недостатки, чтобы доказать право на создание семьи, способность заботиться о ней, продолжать свой род и приносить общине пользу.
Конечно, самые сложные испытания выпадали на долю молодых парней. Их зарождающаяся мужская сила, необузданная ярость, дух соперничества и непреодолимый инстинкт размножения нуждались в суровой огранке. Во многих славянских племенах подростков лишали всех благ цивилизации и изгоняли в лес. Там подростки сбивались в общины и учились обеспечивать себе кров, еду, одежду, приспосабливались выживать в суровом мужском обществе, выстраивать иерархию.
Сочтя, что достигли взрослости, они могли вернуться к людям, но снова проходили суровое испытание. Если выдерживали, то удостаивались звания мужчины и могли жениться. Девушек часто тоже вывозили в отдалённые лесные избушки. Но их инициация проходила мягче и была связана с ведением хозяйства.
Так молодые люди символически умирали в своих детских ипостасях и возрождались во взрослых. В сказках этот переход получил несколько классических сценариев. Смерть любящих родителей и появление злой мачехи, которая устраивает испытания. Негативные обстоятельства — засуха, падеж скота.
Они заставляют идти за помощью. Вмешиваются злые люди или колдуны, вынуждают пройти испытания. На пути обязательно появляются непроходимые дремучие леса, огненные реки и другие проблемы. Персонаж сталкивается с охранниками входа в царство мёртвых: Бабой Ягой или перевозчиком на лодке через реку.
Или с тем же Кощеем. Герою помогают волшебные помощники — звери и люди. Они символизируют силу рода и предков, которые охраняют своих потомков. Используются волшебные предметы.
Это дары, таланты, которые человек учится применять себе во благо. Не такой уж бессмертный Постер к фильму «Последний богатырь» 2017. Фото: Kinopoisk.
Кощей — одна из самых загадочных личностей в славянских верованиях. Задолго до того, как люди сделали его сказочным героем, он был известен как страшное божество, повелитель смерти и мира, недоступного и опасного для смертных.
Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу.
Версия вторая: реальный прототип По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь
Чернобог, Худ. Иванов ВНЕШНИЙ ОБЛИК: Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами. Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце. Изменять течение времени он способен как для всего что его окружает, так и для отдельных объектов, создавая впечатление будто он замораживает или вытягивает жизнь. Помимо властью над временем, Чернобог обладает непревзойденными способностями к магии, которые позволяют ему менять окружающий его мир по собственному желанию, практически без ограничений. Кащей, Худ. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви , при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь , и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.
В чертоге Кащея, худ. Кащей Бессмертный — ярко-выраженный отрицательный персонаж русского фольклора. Он — злой чародей и очень сильный колдун. Скорей всего от слова «кость — очень уж тощим рисуется он в нашем воображении. Смертны все. В том числе и боги.
Смерть Змея значит конец первозданному хаосу и начало организованного космоса. Пока Змей жив, космос находится до времени в свёрнутом виде в яйце, подобно зародышу.
Отголоском таких мифологических представлений можно встретить в тексте, записанном Пушкиным, А. Дочь желает смерти Кощея. Выпытывает у него о местонахождении кощеевой смерти. После ряда вопросов и ответов, дочь Кощея Бессмертного узнаёт о месте, где спрятана смерть. Местонахождение яйца со смертью Кощея в сундуке на дубе и в утке, лишний раз доказывает, что архетип Кощея является Змей связанный с Мировым древом, у которого находится Мировое яйцо, снесёное уткой см. В хеттском мифе «Исчезновение и возвращения Телепинус» говорится: «Телепинус заботится о царе. Перед Телепинусом ставят вечнозеленое дерево эя. На дереве эя висит овечья шкура.
В овечьей шкуре помещается бараний жир. В нем же, в свой черед, помещаются Богиня-Зерно, Богиня Полей и вино. В них же, в свой черед,— бык и баран. В них же — долголетье. В них же — потомство, сыновья и дочери. В них же — зрелость смертных людей, быков и овец. В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь.
Здесь идет объединение 4х стихий: Земли дерево , Воздуха утка , Воды остров и Огня яйцо — по одной из версий, Мария Магдалина вручила яйцо императору Тиберию, которое в его руках стало огненно-красным. Остров Буян — мифологический центр мира. Дерево — Мировое Древо.
Сундук — возможно, параллель с ящиком Пандоры. А яйцо в подавляющем количестве мифов народов мира — мировое яйцо, из которого произошел мир. Это начало и конец всего.
Яйцо вкладывали в руки умершего, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Яйцо, очевидно, должно было способствовать воскрешению в новом образе. Такова же и семантика пасхальных яиц.
Яичный желток — символ солнца. Возможно, Кощей Бессмертный должен воскреснуть после смерти, чтобы мир обновился. Здесь уже почти вплотную идет корреляция со спасением мира и Христом.
Но Кощей, конечно, не Иисус. Образ Иисуса больше прослеживается в побеждающем Кощея Иване-царевиче. Но об этом уже в другой раз..
Титул «Бессмертный» получен им за связь времен между предками и потомками. Славянские предания рассказывают нам, что Кощей — Бог Нави, полководец Чернобога. Этому Богу свойственны справедливость и благородство. Есть предания о том, что сходился Кощей три раза в поединках с Даждьбогом. И в каждом побеждал, но отпускал Даждьбога с миром, не причинив ему вреда. Помня о том, что именно Даждьбог напоил его тремя вёдрами воды, когда освобождал из цепей, в которые был закован Кощей.
Кощей - искусный воин. О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым. Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал бог Род в начале сотворения мира. Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях.
Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Яйцо, зарытое в землю, связано с культом Кощея. Так же из сказок мы знаем, что Кощей может навести чары на своих пленников и врагов, под действием его силы они могут превратиться в камень, дерево, лед — окостеневают. Отсюда же русское слово "кощун" как синоним слова колдун, "кощуны творить" — наводить смертельные чары. Иногда в неприятных земноводных — змей или лягушек.
Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом иногда с черепом вместо лица. При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона. Кощей связан со стихией воды. Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. В былинах и русских народных сказках, воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и действительно получали от этого силу.
Эта легенда так же говорит о том, что Кощей связан с культами плодородия и возрождения [1,312]. Глава 3. Практическая часть. Познакомившись с информацией из дополнительной литературы об истории древних славян, я узнал, что наши предки были язычниками. Чтобы определить, оказало ли язычество влияние на творчество народа, я внимательно перечитал русские сказки, где встречается Кощей Бессмертный: «Марья Моревна» [6, 385], «Царевна Лягушка» [6, 138], «Царевна змея», «Иван Соснович», «Медведко», «Кощей Бессмертный»; «Иван Быкович», сопоставляя верования славян и особенности народных сказок. Анализ образа Кощея Бессмертного в русской народной сказке «Царевна — лягушка" Сказка «Царевна-лягушка» является волшебной мифологической , так как в основе ее сюжета много древних элементов: магические действия, слова и предметы.
Рассмотрим персонажей сказки в их соотнесённости с верованиями людей и мифическими персонажами. Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок — мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята. Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных. Он даже щуку пожалел.
Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга — это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого — явного и лесного — навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания, как о жизни, так и о смерти. Она-то и рассказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Дуб — это древо Рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо — символ жизни, символ продолжения рода.
Утка — символ смерти. Заяц символизирует страх, сундук — сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь — символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства. Но главное, Велес — хранитель Нави, то есть мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван—царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков.
Сундук разбился — Кощей теряет сакральные знания. Из сундука выскочил заяц — Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо — свою жизнь. Зайца разрывает волк — символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Бессмертного смертным. Утку бьёт сокол. Сокол — это символ Рода, солнца, света.
Сокол — этот тот, что с кола, то есть птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца. Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо — это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море — символ мира Нави. Правь — мир Богов, Явь — наш явный мир, Навь — мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения. Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться.
Щука — обитатель мира Нави выносит яйцо последнюю надежду рода Кощеева Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой — смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави сокол , в Яви волк и в Нави щука. Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении. Он владеет колдовством, жаден, некрасив, безжалостен. Занимается тем, что похищает чужих невест, крадёт их красоту.
Данный персонаж властен, потому что он имеет власть над жизнью и над судьбами героев. Он превратил Василису в лягушку, что говорит о том, что он распорядился её жизнью и судьбой. Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны. Он хитёр ,коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки. Его роль в сюжете - это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся против тебя.
Суть сказки заключается в том, что человек должен ценить то, что имеет. Ради достижения своих целей иногда необходимо преодолевать некоторые трудности. Мои практические выводы В ходе исследования я прочитал много сказок и мифов, изучая предмет исследования: героя сказок Кощея Бессмертного. В моей гипотезе я выдвинул предположение, что волшебная сказка основана на мифах, и что через мифы можно объяснить историческую основу образа Кощея Бессмертного. В подтверждении моей гипотезы о сказочности героя, являются факты, которые я нашёл в литературе [4, 119]. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, В сказках Кощей Бессмертный управляет временем: ускоряет, замораживает, поворачивает вспять.
В-третьих, олицетворение сил природы. Кощей Бессмертный обращает живые существа в камни и деревья, а людей — в животных или птиц. В-четвертых, антропоморфизм - наделение животных человеческими качествами - разумом и речью говорящий конь, серый волк. Верным другом помощником, и спутником у Кощея выступает конь, умеющий говорить. Он — наполовину живое существо, наполовину скелет, обладающий высокой скоростью в передвижении, острым слухом и чутким нюхом. Эти волшебные превращения доказывают, что Кощей Бессмертный — это многогранный персонаж с долгой историей, вызывающий много вопросов.
Его можно назвать фольклорным мифологическим персонажем, который встречается во многих сказаниях и сказочных историях. Кощей Бессмертный не самостоятельный фольклорный образ. В сказочные истории он проник из древнеславянской мифологии. Образ Кощея Бессмертного — многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной. Он - волхв, наделённый страшной внешностью и владеющий магией. Иногда чародей перевоплощается в чёрного гигантского ворона и летает по всем трём мифологическим мирам —Яви, Прави и Нави.
В легендах Кощей — тьма и зло. Он уничтожает всё живое на своём пути. Он приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы.
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь
Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.
Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу.
Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.
Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.
И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа.
Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса.
Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец. Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.
Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.
Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие.
А в дочери злодею приписывают Василису Премудрую. Хотя отдельные источники утверждают, что она — дитя Морского Царя. В русских сказках Кощей обычно выступает колдуном, который регулярно похищает девушек и превращает их в земноводных и даже в неодушевленные предметы за отказ в близости с ним. Впрочем, среди современных фольклористов бытует стремление обелить злодея и сделать из него участника мистерии, играющего роль отца главной героини — молодой девицы. Примечательно, что образ Кощея не остался без внимания православных учений. Так, например, среди некоторых старцев Северной Руси считалось, что это падший Адам, которому противостоит «новозаветный человек» Иван Царевич.
Согласно другой трактовке «народного Православия», сказочный злодей является воплощением греховной плоти; девушки, похищенные им - это чистые души человеческие, а гибель Кощея символизирует духовное очищение.
Но у славян Кощей не просто повелевает и заведует загробным миром, он может в любой момент поднять целую рать из мертвечины. Итак, Кощей славянский некромант. В его арсенале так же неисчерпаемые знания.
Кощей своего рода и чернокнижник. Кощей искусный воин. О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым.
Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Повержен да, но не убит. Рождается вопрос, а почему? Давайте вспомним, что говорят сказки о бессмертии Кощея: смерть его в игле, игла в яйце, яйцо в утке, а утка в зайце, заяц тот, сидит в железном сундуке и цепами прикован к дубу на острове Буяне.
Итак, начнём анализ с образа иглы. Игла, или даже спица — это оружие для ткачей и прях. Если вспомнить, что древние славяне представляли свою судьбу в виде полотна, на котором каждая нить, это человек. То есть игла в этом случае орудие, для вышивки судьбы мироздания.
Затем рассмотрим образ мифического яйца. Оно упомянуто не случайно. Что если это прямая подсказка к божественному происхождению сказочного Кощея и его непобедимости?! Яйцо — это символ мироздания у древних славян.
Именно из яйца был рождён Великий Род и всё мироздание. Так может Кощей не победим, потому что его жизнь в яйце мироздания?! Тогда утверждение, что Кощей — это ипостась самого Чернобога, не выглядит таким уж абсурдным. В этом случае Кощей, как ипостась — Чернобога-это сила разрушения, что пришла в мир, вместе с силой созидания.
Нерушимая материя, которая лежит в основе вселенной, именно поэтому её невозможно истребить. Конечно это всего лишь суждение, которое оставляет много вопросов открытыми. Вывод, читатель должен сделать для себя сам. Утка-это птица, которая символизирует матушку Макошь, что во чреве своём мир родила.
Заяц — это символ плодородия, можно считать его отсылкой к богине Живе. А остров Буян и вовсе оплот создания всего мира и сосредоточие всех сил природы. Кощей и богиня Мара.
Надежда Кошеверова — Кощей очень не любит различные красочные пейзажи, а особенности птичек на них. Главному герою воин, который охраняет смерть Кощея, говорит, что убьёт каждого, кто ногой встанет на полянку, рядом с деревом, на котором хранится смерть. Маляр прошёл полянку на руках, и воин ему ничего не сделал. Оказывается, Баба-Яга и Кощей не всегда были злодеями и вредителями — когда-то они любили друг друга, были молоды и красивы, но злые боги Велес, Перун и Семаргл прокляли их страшным проклятием за это. Кощей Бессмертный, влюблённый в сидящую на ветвях Русалку, вынужден был на некоторое время оставить свою… гм… сердечную подругу наедине с главным героем, подростком Иваном-Не-Дураком.
Вернувшись, Кощей начинает придираться к парню: «Не может быть! Не покусился?! Был рядом с ней — и не покусился?! Убить бы тебя на всякий случай… ». Благородный антигерой. С тропами антисказка , визуальная отсылка и похоже, это задание для Аквамена. Сиквел «Последний богатырь: Корень зла» премьера — январь 2021 — Кощея вернули с того света, но у него теперь амнезия и вообще он плохо соображает. Вернулся не таким , из-за чего вместо могучего колдуна герои получили фактически дедушку со слабоумием, частично исцеляемым ударом Бабы Яги ложкой по маковке.
Впрочем, под конец фильма всё вспомнил и Яге, судя по намёкам в одной из последних сцен, за кадром всё хорошее припомнил. С тропами Голову с плеч и Участь хуже смерти. Они ещё и «Последний богатырь 3» планируют, на декабрь того же 21-го, где Кощей тоже должен засветиться. Телесериалы [ править ] Doctor Who — настоящее имя Мастера именно Koschei упоминалось в одном из первых появлений Мастера, увы, утерянной серии времен «Второго Доктора». Ренар объясняет, что самым известным кощеем был Распутин, которого прибил с трудом один из Гриммов. По сути — радиоактивный скелет, убивающий радиацией. Единственный присутствующий в сериале представитель великолепное исполнение Марка Иванира — на русском говорит ВООБЩЕ без акцента способен как исцелять людей, так и «дарить» им мучительную смерть ; персонаж скорее положительный. В 9-й серии 3-го сезона выясняется, что ранее работал киллером в конторе Фигнёй Страдаете, Братцы , убивая жертв радиацией.
И это несмотря на то, что лучевая болезнь — это не то, что случается с каждым встречным-поперечным, дурацкий какой-то способ ликвидации, привлекающий совершенно ненужное внимание. Судя по всему, тонкий намёк на не так давно нашумевшую смерть одного эмигранта из РФ в Британию. А вот если забрать хоть одну монету, он переходит в режим лепрекона из одноимённой франшизы. Историю со смертью в игле выдумал Иван-Царевич, который на самом деле Кощея не убил, а просто вернул тому золото. И даже растворение в кислоте с последующим гашением её известью Кощея не убивает, а только достаточно сильно замедляет регенерацию. Телевидение [ править ] Детская кукольная передача «Лукоморье» — Кощей-банкир. Путь к сердцу лежит через желудок — инверсия шутки ради. Однако, будучи в плену, Матрёна закормила Кощея, из-за чего тот изрядно потолстел.
Из-за этого Кощей хотел было разбить свое яйцо, но по приходу Бабки Цветочек просто отпустил Матрёну. Обгорелов, телеспектакль «Про Кащея и Марью-царевну» 1998. В советских мультфильмах Кощея Бессмертного почти всегда упаковывали в латы. Очевидно, чтоб был похож на тевтонских рыцарей, как их тогда представляли. Экранизации «Царевны-лягушки»: «Царевна-лягушка» 1954 — по сути финальный босс, превращает людей в золотые статуи, сам перекидывается в ворона, а также обладает короной, растущей непосредственно из черепа.
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя
Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Кощей Бессмертный – один из самых распространенных сказочных героев сложился потому, что это очень колоритный, яркий, запоминающийся образ русского фольклора. Следовательно, сказание о Кощее Бессмертном надо рассматривать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени.
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
героиня одноименной сказки, которая имеет с Кощеем весьма непростые отношения. Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. А теперь предлагаю читателям узнать, кем же на самом деле были Кощеи Бессмертные и как Светлым воинам всё же удавалось лишать Кощеев бессмертия, или СКАЗка о Кощее Бессмертном от лица участников событий 957600 лет назад – кому как нравится. Искренне считал, что сказка о Кощее Бессмертном и Василисе Прекрасной является отечественным вариантом античного мифа об Аиде и Персефоне.
Русская мифология: Тайны Кощея Бессмертного
В этом покрове хранятся зёрна. Что прорастут с наступлением весны Кощеевым цветом, зелёным. Итак, Кощей похищает красна девиц и всячески пытается помешать царевичам, которые ринулись спасать своих невест. Хотя если присмотреться, Кощей практически не наносит царевичам никакого урона, так мелкие шалости, с которыми герои легко справляются. А что если Кощей не похититель, а хранитель?! Не похищает он красоту весны и тепло её, а хранит её богатства в недрах матушки земли?! Да, да мы говорим о зёрнах и корнях, что скрываются под снегом зимой. И козни Кощея, это вовсе не палки в колёса героев, а ворчливая отеческая забота?! Интересная точка зрения не так ли?! Не забывайте, что у наших предков не было понятий абсолютного, беспричинного зла.
Зло, древними славянами рассматривалось, как нечто столь же естественное, как и добро. Зло есть, потому что есть добро-это равновесие. Поэтому злодеи в русских сказках и не злодеи вовсе, а просто герои исповедующие другую сторону добра. Ведь по сути они совершали злодеяния, для того чтобы всякие царевичи могли совершить добрые дела. Странно, дико, но ведь в такое поверить возможно. И давайте вспомним, царевич на коне, побеждает Кощея на коне. Конь — это символика солярных богов, ведь именно на колеснице, запряжённой лошадьми, солнце проносится по небосводу. Битву между Кощеем и царевичем можно интерпретировать, как победу весеннего солнца над зимним. Что касается Мары, то это богиня смерти и символ её серп.
Серп — это орудие жатвы и здесь речь идёт не только об урожае смерти, когда тёмная богиня забирает жизни, но это и самая обычная жатва. Не стоит забывать, что Мара считается богиней зимы. Тогда легенда о том, что Мара была супругой Кощея, выглядит, довольно убедительно. Сами посудите, Мара отнимает жизнь и властвует над миром в зимнюю пору, а Кощей хранит собранные ею души в своём подземном царстве, и оберегает землю, до весенних посевов. И когда царевич, побеждает Кощея, он выпускает на свободу саму весну и на этом кончается властвование Мары. Наступает время невесты и жениха, новый круг плодородия. Если вспомнить доводы о том, что Мара это тёмная ипостась Лады и других светлых богинь, то почему бы подобное суждение не допустить в случае с Кощеем. Быть может битва между ним и мифическим царевичем, олицетворяет перерождение тёмной силы в светлую?! Согласитесь, это довольно занимательная теория.
Так или иначе, за каждым образом в славянской мифологии стоит свой сакральный смысл и мудрость. Нам остаётся только попытаться это постичь.
Рыбаков Б.
Сахаров А. История России. Энциклопедия для детей.
История России, т. Русская литература, т. Мифологическая картина устройства мира.
В представлении восточных славян весь мир создал бог Род. Из мирового неведомого пространства упало семечко, и стал расти огромный Дуб - Мировое Древо, высокое и могучее. Корнями должен был уходить оно в царство глубинное, призрачное, туда, где место лишь для мёртвых и для тёмных сил.
Ствол его пойдёт поперёк царства Явного, где поселятся скоро живые и будут жить, пока не истечёт их срок; а верхушка и вовсе доберётся до Правильного царства, до страны, в которой вот-вот появятся могучие боги и станут править миром. Одно плохо: перемешано всё в мире, и некому наблюдать за порядком, всё подмечать, за всем, что родилось, присматривать и доделывать то, что начато. Тогда кликнул Род птицу Сва и создал себе родича, творца и помощника, - Сварога могучего, вдохнул в него свой всесильный дух и дал ему не одну голову, а целых четыре, чтобы мог он на все четыре стороны света оборачиваться.
И поднял Сварог могучими руками над морем небо, названное в честь него Сваргой, и пошёл ходить по нему, из поднебесья мир оглядывая. А потом дальше давай то да сё сварганивать! Ведь имя тому богу было Сварог.
Потом Сварог и Черный Змей Чернобог поделили землю, пропахали межу. Справа осталось Правильное царство - небесная синяя Сварга, слева - подземное царство Нави, а в срединном мире Яви Межа посередь мира легла. Сама по себе родилась эта речка смрадная, и назвалась та речка Смородиной.
В речке Смородине слезы с кровью перемешаны, волны там одни ледяные - холодные, а другие кипучие - огненные, оттого и шипит, и паром пышет речка Смородина. Отделяет она живых от мертвых, и даже бессмертные боги боятся переходить ту речку, а уж у смертного и вовсе ни переехать её, ни переплыть никакой не будет возможности. Лишь волшебный Калинов мост через речку ту перекинут, по нему умершие люди в мир подземный будут шествовать, но пока об этом еще никто не догадывается".
Этот Кощей жил в образе человеческом, но столько ненависти и жадности было в том человекообразном злодее, что хватило бы с лихвой на всю Вселенную. Про смерть Кощея в мифе говориться: "Есть яйцо заветное, самим Родом в начале мира рожденное, - яйцо со смертью Кощея. Глубоко его смерть упрятана, далеко его смерть схоронена.
Под корнями Дуба, Дерева Мирового, лежит яйцо. В сундуке оно там упрятано, внутри зайца оно схоронено, внутри утки оно положено. В тот же час, когда разобьешь ты яйцо, погибнет Кощей".
Деревянные идолы. Поклонение идолам. Темные боги Нави.
Властитель Нави — Чернобог, брат Белобога. Этот темный Бог вовсе не воюет со своим братом, он лишь выполняет свою работу, очень важную, но неоцененную многими: Чернобог разрушает то, чему в мире Яви больше нет места. Другие славянские Боги мира Нави тоже существуют для того, чтобы не давать миру остановиться в развитии.
Кроме того, именно Навные Боги охраняют мир мертвых и стоят на границе между упорядоченным миром и хаосом. Бог Вий. Славянский Бог Вий известен по произведению Н.
Гоголя, где Вий — это чудовище, всевидящий монстр. Надо сказать, что этот литературный персонаж почти не имеет общего с тем славянским божеством, которого помнит наш народ. По древним славянским мифам, которые мы воссоздаём в настоящее время, Бог Вий — один из старейших Богов, которых создал Род-Творец на заре времён.
Бог Вий — могучий волшебник, мрачный, но стремящийся к восстановлению порядка. Славянские мифы считают Бога Вия «пастухом душ» — той самой силой, которая заставляет души очиститься от явных тягот, пройти очищение огнём и возродиться вновь. Знак Бога Вия «Всевидящее око».
Бог Чернобог. Славянский Бог Чернобог воспринимается некоторыми как злодей и враг человечества. Считается, что брат-близнец светлого Бога Белобога, воплощающего всё светлое и доброе, Чернобог воплощает противоположное начало — темноту и зло.
Это слишком простое и неверное представление о двух противоположных началах. Так в паре Хорс-Дивия, или Даждьбог-Тара можно найти свет и темноту. Но кто сказал, что это добро и зло?
Представление о Чернобоге будет верным, если о нём думать как о разрушающем начале наших миров, о том, кто берёт на себя роль разрушителя старого и отжившего. Чернобог — управляющая сила в Мире Нави, и именно поэтому он почитался нашими предками наравне с Белобогом. Славянская Богиня Морена Марена, Мора — знакома многим по празднику масленица, на котором прогоняют «Морену-зиму» и сжигают соломенное чучело.
Богиня Зимы Морена — ещё и Богиня смерти, что понятно. Это Богиня Нави, считается супругой повелителя этого мира, Бога Чернобога. Не стоит представлять Богиню Морену в образе страшной старухи — напротив, в славянских мифах это молодая черноволосая красавица, полная сил и замыслов.
Также не стоит упрощать восприятие этой Богини — из славянских мифов известно, что она является дочерьюСварога, Верховного Бога мира Прави и прекрасной и доброй Лады. Славянский Бог Кощей часто воспринимается как тот самый «Коша» из советского фильма-сказки. Славянская мифология гораздо более глубокая и многомудрая, чем массовые штампы.
Бог Кощей — сподвижник Бога Чернобога, ушедший вместе с ним во время битвы Света и Тьмы, происшедшей в незапамятные времена. Бог Кощей — воевода рати, в задачу которой входит очищение от неправедно живущих; каждую ночь он выезжает из Нави в Явь, чтобы восстановить справедливость и забрать души для того, чтобы у них была возможность начать жить заново. Славянский Бог Кощей — это справедливый, карающий Бог Смерти.
Славянский Бог Троян вызывает одновременно интерес и недоумение. Известен «троелицый кумир» на острове Рюген Руян , но речь не о нём. Из славянских мифов нам известен сын Бога Велеса и человеческой женщины, который так стремился к знаниям по целительству, что в конце-концов Троян сравнился с Богами.
После его ухода в Навь Троян переродился и был признан Богом. С того времени навный Бог Троян известен как Бог целительства. Славянский Бог Коляда многим известен по празднику коляды, который отмечается в зимнее солнцестояние.
Символика этого праздника совпадает с образом Бога Коляды в представлении славян. Бог Коляда — это Бог молодого зимнего Солнца, выходящего в это время из Нави. Бог Коляда в мифологии — это свет солнца и свет знаний слово «просвещение» даёт этот образ солнца, света, знаний, роста.
Бог Коляда — брат Авсеня, у которого он принимает бразды правления на четверть года, чтобы отдать их потом яркомуЯриле в день весеннего равноденствия. Славянская Богиня Кострома известна из славянской мифологии как сестра Бога Купало. Из-за её вздорного характера в детстве произошло несчастье с братом Купало, и проклятие, которое Кострома навлекла на них обоих, во взрослой жизни привело к ещё большей трагедии.
Эти тяжёлые события привели в духовному перерождению как брата Купало, так и сестры Костромы. Попав в мир Нави, Кострома изменилась и теперь является воплощением сил, которые поддерживают любовь в этом мире. Богиня Кострома для славян — Покровительница влюбленных.
Знак Богини Костромы «Перекрест». Богиня Девана. Славянская Богиня Деваны известна как Богиня Охоты.
Как у многих славянских Богов, у неё была непростая история — как известно из мифов, эта гордая и своевольная дочь Перуна захотела стать наиглавнейшей в мире Прави и подняла восстание против Сварога. После того, как Перун усмирил неразумную дочь, она стала женой Бога Святобора, но их брак был неудачным. Девана ушла от мужа и стала разбойничать на дальних дорогах.
Боги решили остановить Девану и отправили её в Навь. Перерождение в Нави привело к тому, что после этого Богиня Девана стала мудрой, осторожной, но по-прежнему любила странствия и охоту. Знак Богини Девана «Звезда оберег».
Бог Переплут. Славянский Бог Переплут мало известен у западных славян, но на поморском севере, напротив, это один изпочитаемый и известных Богов, Покровитель моряков. Именно его влияние в мире создаёт попутный ветер и открывает пути, по которым моряки могут вернуться домой.
Бог Переплут — Бог Нави, и именно поэтому он может помочь морякам, которые рискуют пересечь границу между мирами, отправляясь в далёкое морское плавание. Имя этого славянского Бога подсказывает, что ему открыты пути во все три мира, потому не можем отнести его ни к одному из них. Велеса особо почитают на Русском Севере, удивительную историю этого Бога непременно стоит узнать.
Богиня Макошь. Славянская Богиня Макошь известна и любима, как никто другая.
Преступления Кощея В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном. Неуспешный дамский угодник Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей. Кощей Галантный Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне.
Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.
В фильме "После дождичка в четверг" роль Кощея исполнил Олег Табаков. Александр Филиппенко исполняет роль Кощея в фильме «Там, на неведомых дорожках…». В серии мультфильма "Баба Яга против! Он может прорывать тоннели. Кощей так же является злодеем в мультфильме "Два богатыря". Там его одолел кавказский богатырь. Кощей является злодеем в мультфильме «Сказка сказывается». В фильме "Последний богатырь" Кощей - положительный персонаж, хоть смерть его заключена в кристалле. Его роль исполняет Константин Лавроненко.
В мультсериале "Сказочный патруль" Кощей - мэр города Мышкина. Также является главным героем мультфильма "Кощей. Начало" по данной франшизе. В мультсериале "Царевны" Кощей - директор магической школы в Дивногорье. Правда он слегка похож на вампира.