Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. Завершая беседу, я бы хотел через РИА Новости передать нашим бойцам и военным священникам на передовой благословение, а также заверить в молитвах всей Русской Православной Церкви.
Иерархия в Православной Церкви. Инфографика
Иере́й (греч. ἱερεύς) в Православной церкви ― рукоположённый священник, пресвитер, вторая степень православного священства. Как появились священники в Церкви? Что значит иерей - Иерархия священнослужителей - Требован Смотрите видео онлайн «Иерей - это православный священник» на канале «Создание образа дома» в. это обращение к священникам и дьяконам в некоторых церквях, особенно в католической и православной; оно также популярно в некоторых частях англиканской традиции.
Словарь. Иерархия
Высшую иерархическую степень составляют епископы, или архиереи — преемники апостолов, имеющие право и благодатную возможность совершать все церковные Таинства и богослужения. На следующей ступени священства стоят пресвитеры, или священники — по своим полномочиям, полученным от епископа, они могут совершать все священнодействия, кроме Таинства священства. Низшую степень священства составляют дьяконы, которые не могут самостоятельно совершать церковные Таинства, но участвуют в священнодействиях, помогая во время богослужений священникам и епископам.
Чтецам позволено надевать скуфью шапочка из бархата и подрясник. При получении соответствующего благословения архиерея, иподиаконы получают возможность прикасаться к престолу, заходить в алтарь через Царские врата. Стандартная обязанность иподиакона заключается в оказании помощи священнику в проведении службы омывание его рук на богослужении, подача необходимых атрибутов. Речь идёт об обычных людях, желающих стать ближе к Богу и помогать храму. Батюшка решает, могут ли они быть приняты на свою должность.
А теперь поговорим о тех санах, которые относятся к священнослужителям. Но сами они не могут вести богослужение или представлять церковь в социуме. В современном мире должность диакона становится всё менее востребованной, поэтому их количество в храмах уменьшается. Протодиаконы носят орарь, на котором написаны слова «Свят! Сегодня, чтобы получить данный сан, диакону придётся отслужить при храме от 15 до 20 лет. Также ему необходимо обладать певчим голосом, знать наизусть много молитв, псалмов, ведь он будет петь на церковных служениях. Это представитель самого низкого сана священника.
У иерея есть такие полномочия: совершения богослужений и прочих таинств; донесение людям информации из Библии; проведение таинства причастия. При этом иереи не освящают антиминсы, не проводят таинства рукоположения священства. А клобук на их голове заменён камилавкой. Протоиерей — это самый главный среди иереев, а также это настоятель прихода. На священные таинства протоиереи облачаются в ризу с епитрахилем. При одной церкви может быть одновременно несколько протоиереев. Естественно, для этого необходимо прославиться добрыми и полезными делами, совершёнными на благо РПЦ Русская православная церковь.
В категории белого духовенства протопресвитер является высшим саном. А представители более высоких санов относятся уже к группе чёрного духовенства.
После молитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом "аксиос". Рукоположение в священники совершается на литургии после великого входа подобным образом - полагаемый становится на оба колена перед престолом, читается иная тайносовершительная молитва, рукоположенный облачается в священнические одежды. Рукоположение в архиереи совершается на литургии после пения трисвятого перед чтением Апостола. Рукополагаемый вводится в алтарь через царские врата, делает три поклона перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на престол. Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную молитву.
Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом "аксиос" в архиерейское облачение. Монах греч. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах рясофор - подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы -принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа схимонах - принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники.
Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь. Инок от слав. Иподьякон - церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Поставление в иподьякона см. Пономарь искаженное греч.
Иначе - алтарник. В Византии пономарем назывался сторож храма. Постриг - 1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или служения и с этим значением вошло в христианское богослужение: а пострижение волос совершается над новокрещенным после крещения в знак служения Христу; б пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения церкви. Богослужение, совершаемое при принятии монашества см. Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму.
Постриг не клириков см. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности, добровольности и т. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем.
Чинопоследования пострига содержатся в большом требнике. Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию. Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории: Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов. Алтарник послушник Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит: При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами.
Старшего иерея называют протоиереем. Ведению священника подчинена христианская община, которая называется его приходом. Православный священник нередко называется «пастырем».
Он, как пастух, заботится об «овцах» верующих прихожан , защищая от «волков» искушений дьявольских. В этом он подражает Господу Иисусу Христу, который как «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» Евангелие от Иоанна, 10:11. Если он совершает, например, таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он — он исполняет повеление Господа: шедше… крестяще Евангелие от Матфея, 28:19 ; совершает ли Таинство Тела и Крови — он представляет Лице Его — он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание Евангелие от Луки, 22:19 ; учит ли — тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли — представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиих поставленных» праведный Иоанн Кронштадский, 1829-1908. К священнику принято обращаться с указанием имени, например, отец Роман, или традиционно «батюшка». Требования к кандидату в священство Священство является высоким званием, обязанностью и готовностью служить не себе, а Господу и людям. Этому посвящается всё время, без разделения жизни на церковную и частную. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Освященным Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, установлены возрастные ограничения для принятия священнического сана. Для диакона и священника — не младше 18 лет глава XI. Приходы, пункт, 24 , для епископа — старше 30 лет глава X.
Епархии, пункт 10. Также для претендентов могут быть нравственные и социальные препятствия. К нравственным препятствиям относятся: отречение от Христа, незнание православного вероучения, совершенные тяжкие грехи например, убийство, кражи, блуд. К социальным препятствиям относятся обязанности перед государством. Так, священнослужители не могут занимать должности в государственных органах, а также состоять на воинской службе 83-е Апостольское правило. На принятие сана священства влияет семейное положение. Диакон и священник должны быть женаты только один раз, при этом вступление в брак должно произойти раньше принятия сана. После принятия священного сана повторное вступление в брак в случае вдовства или развода недопустимо. Запрещено принимать сан священника человеку, который после крещения имел два и более браков или постоянные внебрачные отношения.
Епископом может быть только монах. Сан священства может принимать только мужчина. Канонические препятствия к священству Существуют так называемые канонические препятствия к принятию священства. Не рукополагают человека, не сохранившего девства до брака или если его супруга выходила замуж не девственницей. Он должен также иметь доброе свидетельство от внешних, т. Есть такое правило, что ставленник не должен иметь судимости, не должен быть осужден. Даже если он уже отбыл срок, он не может быть рукоположенным. Здесь, конечно, имеется в виду осуждение справедливое, ведь существует масса примеров, что люди просидели в тюрьме много лет и были потом рукоположены, если это было гонение за веру и они никаких преступлений на совести не имеют. А если он, скажем, осужден за воровство, то он уже не может быть рукоположен.
Также не может он быть и пьяницей. Потому что если кто-то может его укорить в чем-либо даже за прошлое, то это укорение возводится как бы на Церковь; он делается поводом, причиной того, чтобы укоряли Церковь. Таким образом, он соблазняет народ и препятствует людям обращаться к Церкви. Репутация священнослужителя должна быть непорочной, народ должен говорить о нем, как о чистом человеке, образце для подражания. Если священник станет вдовцом, он не может больше служить. Обычный человек может жениться второй раз, а священник — нет. Если супругу священника уличили в измене, то священник не сможет ее принять, а обязан развестись с ней и принять монашество. Исключение — только один случай — когда после каких-то браков или грехов совершилось крещение. Потому что Крещение есть таинство рождения, в котором человек рождается в новую жизнь, и все, что было с ним раньше, аннулируется и уже не является препятствием к священству.
Жизнь священнослужителя должна быть близка к идеалу. Неправильная жизнь — это явная преграда священству. К таким случаям, к примеру, относятся неверующие дети священника. Если таковое имеет место быть, то рукоположение невозможно. Дети священника должны быть церковными людьми, жить правильной жизнью, в противном случае это становится серьезным поводом для отказа в священническом служении. В семье у священника должен быть порядок. В современном мире встречаются примеры, когда люди ищут священства, имея не православных жен. Такие исключительные случаи являются полным абсурдом и явным каноническим затруднением на пути к священству. Естественно, что таких людей не рукополагают.
По утверждению апостола, невозможно воспитать прихожан, навести порядок в церковной жизни до той поры, покуда не наведен порядок в собственной семье или отсутствует воспитание в вере. Такая строгость в отношении священнической жизни очень назидательна для нас. Так Церковь блюдет чистоту своего священства. Черное духовенство К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской. Иеродиакон и архидиакон Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы.
Священство
Климент Римский в Послании к Коринфянам, написанном в кон. I ad Cor. Такое же сравнение присутствует в «Дидахе» Didache. Уподобление новозаветного священства ветхозаветному, а также сближение значений слов «И. IV 29. В церковной лит-ре, равно как и в устной речи, священниками могут быть названы пресвитеры католич. Церковью действительным священство, но И.
Следовательно Хиротония есть Таинство, а хиротесия - обряд, не сообщающий даров Священства, но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви. Хиротония греч.
Формально Хиротония - это избрание лица для рукоположения. Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя. Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники - из дьяконов, в архиереи - из монашествующих священников архимандритов. Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов по 1-му Правилу Святых Апостолов, - по меньшей мере, двумя епископами. Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии. Хиротония дьякона - после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога...
Хиротония священника - после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол. Хиротония епископа - перед чтением Апостола. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы - из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма. Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения. В чтеца и певца - перед чтением Часов, по облачении архиерея. В иподьякона - по прочтении Часов, перед началом Литургии.
Обычно такое настроение называется и считается особою «духовностью», но от такой духовности нужно решительно удаляться: это — схематичность, формальность, фарисейство. Результат такой «духовности» бывает, как правило, плачевным. По плодам их узнаете их Мф. Опять же это не значит подозрительно за всеми следить, но, по слову Апостола, всё испытывая, доброго держаться. Как искать духовника? У одного батюшки поисповедаться, у другого, послушать, что один говорит, другой, третий — и выбрать себе: к кому сердце лежит, а главное — от кого есть польза душе. Это должно быть поставлено во главу угла. Только нужно избегать излишнего нездорового мистицизма в этом вопросе; например, спрашивают: можно ли менять духовника, если нет пользы душе от общения с ним? Конечно, можно. Ничего в этом нет такого «автоматически-магического». Выбрать духовника — это не в клетку попасться, а именно, как говорит архим. Кирилл Павлов , отвечая по подобные вопросы, искать духовной пользы, плода. Это может быть и долгая история, и нужно молиться, чтобы Господь дал духовника; не все и находят; ограничиваются исповедью одному и тому же батюшке, без каких-то глубоких отношений, по-разному бывает. Но нужна и осторожность в период этих поисков, потому что можно и «нарваться», да так, что люди из Церкви уходят. Нужно внимательно смотреть, какого духа священник. Если он начинает пугать бесами, требует, что нужно ехать на отчитку, или без вашего желания и приглашения начинает интересоваться интимной стороной вашей жизни, или, как мы уже говорили, навязывает нечто авторитарное, противное Церкви — тут нужно мягко, деликатно, но решительно удалиться от такого пастыря. И еще одну проблему затронем. Это вопрос старчества и младостарчества — одна из серьезнейших проблем духовных пастырских отношений. В ней, как в фокусе, собираются и заостряются те вопросы, которые мы рассматриваем. Мы увидели, что есть в Церкви богоустановленная иерархия, которой вручена благодать Св. Духа — освящать людей Таинствами и научать их истинам веры и нравственности. Научение это, не говоря уже о главной задаче иерархии — совершении Таинств, происходит от лица и по уполномочиванию Церкви, не вяжет и не подавляет свободу, совершается в духе любви; пастырство — это совет, это совместное движение старших и младших в Церкви ко Христу. И казалось бы, это — очень много; но людям этого оказывается мало. Им недостаточно пастырей Церкви и пастырского руководства; им подавай нечто большее и высшее — старцев. Спрашивается: почему? Давайте разберемся. Всегда существует соблазн сложить с себя ответственность за свою христианскую жизнь, за свое мировоззрение и поступки. Пастырь Церкви может только посоветовать то или иное; думать и делать человек обязан сам — и только сам. Многие не хотят думать: им проще найти человека, который бы им сказал: делай так и так — и не думать ни о чем. И, соответственно, никакой ответственности: я делаю только то, что старец благословил, он и отвечать будет. Это очень распространенное явление, к сожалению. Спрос, поскольку он есть, рождает предложение — и старцы такого рода появляются во множестве. Их и называют «младостарцами» — не по возрасту, а по минимальному духовному церковному опыту, а то и просто по отсутствию такового. Недавно, что называется, «вылупившись из яйца», не пройдя самим делом христианской жизни, ничего не зная и не понимая в Церкви, они с удовольствием начинают властительски распоряжаться людьми, спекулируя на духовных понятиях. Это не пастырство, а гуруизм. И, кстати говоря, здесь-то и есть настоящий экуменизм. Это свойственно всем религиям: везде есть гуру, старцы, шейхи, цадики — названия разные, суть одна: одни — посвященные, знающие тайны, другие — безмолвно воспринимающие и слушающиеся. Какова основа этих спекуляций, на какой идеологии это явление держится? Старец, с церковной точки зрения, — человек, христианин, который в монашестве по большей части стяжал в результате длительной и правильной духовной церковной жизни дары Духа — личные дары, подчеркну: прежде всего дар духовного рассуждения, с которым всегда связан дар некоторой прозорливости. Старец, проще говоря, — это святой; если он известен людям потому что естественное стремление настоящего святого, особенно монаха, — быть как можно меньше известным , то люди с разными нуждами идут к нему. И это вполне нормально — стремиться к носителям Духа; христианство, как говорится, не доказуется, а показуется; и всегда, в монашеской жизни особенно, как ее плод, «вызревали» люди духовные. Но старцы в этом узком и правильном смысле слова всегда были редки в Церкви, а тем более сейчас, когда разрушена та питательная среда, в которой они, так сказать, формировались. Они остались в книгах, — а мы, читая эти книги, тоже хотим старцев — начинаем их искать, ищем их по каким-то внешним, книжным критериям, — напр. Ни в коем случае нельзя переносить вычитанное в книгах, тем более касающееся исключительно монашеской жизни, и к тому же очень редкого явления — монастырского старчества — на всю церковную жизнь. Повторю, в основе этого — желание снять с себя ответственность за себя. Зачем же людям нужны старцы? Ответ простой: узнать будущее. К старцу, как правило, не едут с вопросом: как спастись? Потому что это совершенно ясно из Евангелия, святоотеческих книг, да и любой приходской батюшка может вполне удовлетворительно каждому человеку ответить на этот вопрос исходя из его ситуации. У старца спрашивают: жениться или в монастырь идти? Разменивать квартиру или продавать? Разводиться ли? Ложиться ли на операцию? Начинать ли бизнес или сворачивать его поскорее? Еще спрашивают у старцев: скоро ли конец света? То есть — от старца нам нужно будущее. И это тоже абсолютно экуменично. Внецерковные люди с точно теми же проблемами идут к гадалке, к экстрасенсу; в других религиях на это существуют те же гуру, шейхи, цадики и проч. Что мы здесь видим? Наших старых знакомых: совершенно магическое отношение к Церкви и вектор жизни, направленный на то, чтобы хорошо было «здесь и сейчас». Но — вопрос: что же заставляет людей вроде и разумных, взрослых, самостоятельных безоговорочно подчиняться тому безумству, какое творят многие младостарцы? В основе этого явления лежит неправильное представление о Боге, о воле Божией и об отношениях человека и Бога. Это крайне важно, и я хочу заострить на этом ваше внимание. Считается, что воля Божия в отношении конкретного человека есть, с одной стороны, нечто предопределенное, заранее запрограммированное, а с другой стороны, нечто совершенно тайное, то, что надо «угадать». И вот для того чтобы эту «компьютерную волю» отгадать, попасть на нее, и нужен старец, который обладает неким тайным знанием этой самой загадочной «воли». Угадали мы эту волю — всё идет по маслу: и дети не болеют, и бизнес процветает. Не угадали — всё плохо. А еще хуже — усомниться в тайном знании старца: это вообще погибель. Повторяю, это — абсолютно не-христианское мировоззрение, это хула на Бога и кощунство. Тогда наша религия превращается из благовествования — вести о Боге как любящем Отце, о Христе Спасителе и о свободе в Святом Духе — в зловествование: христианство становится минным полем, по которому не пройти без «сапера» — старца. А между тем это мировоззрение очень распространено, вплоть до того, что я сам читал не раз, что «православие — это старчество, и только потому оно истинно, что есть это самое старчество». Это абсолютно рабская безответственная идеология. Напоминаю вам учение Церкви: воля Божия не есть нечто запрограммированное, автоматическое, и не то, что нужно угадывать, то, что скрыто; наоборот, Бог открыл нам Свою волю во Христе, в Св. Писании, в Церкви; жизненный путь человека определяется только личным отношением сердца, души к Богу. Определяется воля Божия из заповедей Божиих, из совокупности обстоятельств, из велений совести, из расположений сердца, из борьбы с грехом, страстями и с тем, кто за ними стоит, — т. Конечно, есть Промысл Божий о каждом человеке, Господь Сам строит Свою Церковь и каждому дает свое место в ней — но не в смысле «угадать», не деспотично-властительски. Вот свидетельство Св. Писания: царю Езекии Бог послал прор. Исаию сказать: ты умрешь. Но Езекия отвернулся к стене и заплакал сильно; и Бог вернул прор. Исаию сказать Езекии: вернись и скажи, что он умолил меня, и Я прилагаю ему еще 15 лет жизни см.
Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения. Литургия греч. В настоящее время в Православной Церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV веке переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона — литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого. Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого — 1 января ст. Литургия Преждеосвященных Даров — литургия, во время которой верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде преждеосвященные. Совершается во время Великого поста в будние дни. Молитва Господня — главная христианская молитва «Отче наш, иже еси на небесах», которой Иисус Христос научил апостолов в ответ на их просьбу научить их молиться. Молитва Ефрема Сирина — покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего», читаемая на богослужениях суточного круга в течение Великого поста до Великой среды Страстной седмицы. Составлена в IV веке преподобным Ефремом Сирином. Содержится в молитвослове и часослове. Мясоед — период времени между постами, когда употребляется мясная пища. Мясопустная неделя — предпоследнее воскресенье перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. Неделя — древнерусское название воскресенья. Происходит от обычая не работать не делать в этот день. Обедня — простонародное название Литургии. Отдание праздника — последний день, как правило, многодневного попразднства великого праздника. Отпевание — богослужение, совершаемое священником или архиереем при похоронах верующего. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. Отпуст — краткая молитва, произносимая священником или архиереем, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией. Панихида греч. Панихиды совершаются по просьбе верующих и в установленные дни всей Церковью — на Радоницу и родительские субботы. При совершении панихиды по усопшему на канун ставится коливо. Паримия греч. Число паримии различается на разных богослужениях от 1 до 8. На утрени Великой Субботы читается 15 паримий. Паримии содержат пророчества о празднуемом событии. Повечерие — богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды — вечери. Бывает великое совершается в дни Великого поста, праздников Рождества Христова и Богоявления и малое в остальные дни. Полиелеи греч. Полунощница — общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается. Попразднство — дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику. Попразднство имеют Пасха, двунадесятые кроме праздника Входа Господня в Иерусалим и некоторые другие праздники. Попразднство Пасхи длится 38 дней до Вознесения : попразднство других праздников — от одного до восьми дней. Последний день попразднства называется отданием праздника. Радоница — в Русской Православной Церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи. Разрешительная молитва — 1. Тайносовершительная молитва исповеди, которую священник произносит в конце таинства исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от содеянных при жизни грехов. Рукоположение — богослужение, во время которого совершается таинство священства — поставление в священнослужители. Иначе — хиротония греч. Рукоположение совершается в диаконы из иподиаконов , в священники из диаконов и в архиереи из священников. Соответственно существуют три чина рукоположения. В диаконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев по крайней мере двумя архиереями. Святки — дни от Рождества Христова 25 декабря ст. В святках нет постных дней и не совершается венчание. Седмица — древнерусское название недели «седмь» — семь. Символ веры — краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Читается или поется на каждом литургическом богослужении. Соборование — см. Сочельник — день накануне праздника Рождества Христова Рождественский сочельник или Богоявления Крещенский сочельник В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво — вареная пшеница или рис с медом, откуда и происходит название. Стихира — краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. Мелодия стихир подчинена гласам. Требы — богослужения, совершаемые не ежедневно то есть не входящие в суточный богослужебный круг , а по их необходимости по требованию верующих. Требы делятся на содержащие совершения таинств — крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие — отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома и т. Совершителями треб являются священник или архиерей за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином. Чинопоследования треб содержатся в требнике. Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Тропарь — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Мелодия тропарей подчиняется гласам. Устав богослужебный — сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года. Утреня — общественное богослужение, одно из богослужений суточного круга совершаемое, согласно Уставу, утром. В современной практике Русской Православной Церкви утреня совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения. Херувимская песнь — неизменяемое песнопение, поется во время великого входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого кроме дней Великого Четвертка и Великой Субботы. Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI веке в Византии. Называется по начальным словам «Иже херувимы». Часы — общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час — вечером, третий и шестой часы — утром, девятый час днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час — воспоминанию крестного пути и распятия Иисуса Христа, девятый час — воспоминанию Крестного страдания и смерти Иисуса Христа. Часы бывают вседневные, великопостные, царские и пасхальные. Шестопсалмие — шесть псалмов, которые читаются в начале утрени: Пс. Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.
Что главное в служении пастыря?
В раннехрист. IV 22. VI 18. В рус. Широкое использование слова «архиерей» применительно к епископам сузило значение слова «И. В греч. В НЗ это слово означает как ветхозаветного священнослужителя Мф 12.
Протоиереи обычно являются настоятелями то есть старшими священниками храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода. К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» в торжественных случаях , а также просто «Батюшка» или по имени — например, «отец Сергий».
Обращение же к протоиерею — «Ваше Высокопреподобие». Раньше были в ходу обращения: к иерею — «Ваше Благословение» и к протоиерею — «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления.
К архиерею принято обращаться следующим образом.
К епископу: «Ваше Преосвященство«. К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство«. К Патриарху: «Ваше Святейшество«. К некоторым восточным Патриархам иногда и к другим епископам обращаются — «Ваше Блаженство«.
Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» имярек. Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней. Викарный епископ или хорепископ — не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу обычно митрополиту , который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией.
К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии. Архиепископ старший епископ управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.
Экзарх первоначальствующий епископ — обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх отценачальник — Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет.
Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган — Священный Синод.
Если первое рассматривается как Таинство Священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть Таинство, а хиротесия — обряд, не сообщающий даров Священства, но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви. Хиротония греч. Формально хиротония — это избрание лица для рукоположения.
Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя. Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники — из дьяконов, в архиереи — из монашествующих священников архимандритов. Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей.
Рукоположение в архиереи совершается собором епископов по 1-му Правилу Святых Апостолов, — по меньшей мере, двумя епископами. Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии. Хиротония дьякона — после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…». Священника — после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.
Епископа — перед чтением Апостола. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы — из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма. Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.
В чтеца и певца — перед чтением Часов, по облачении архиерея. В иподьякона — по прочтении Часов, перед началом Литургии. Условия действительности хиротонии Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий. Акт хиротонии должен осуществляться в храме в алтаре в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» то есть «достоин».
Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них.
Есть ведь такие грехи — аборты, страшные какие-нибудь преступления... Священство — это Таинство, это священнодействие, когда таинственным, мистическим образом, через рукоположение епископа и молитву на человека сходит благодать Святого Духа, ему подается Дар — совершать Божественную Литургию, и «вязать и решить». Иногда задают вопрос: «Зачем нужен священник, чтобы просить у Бога прощения о грехах своих? Не надо мне посредника между Богом и человеком. Я сам, когда меня совесть мучает, помолюсь Богу: «Господи, прости! Почему я должен идти к какому-то священнику, который может быть в десять раз грешнее меня?
Это не мы, священники, на себя это взяли — откройте Евангелие и там всё очень четко и ясно сказано. Не священник, конечно, прощает грехи — человек обращается к Богу, — но священнику вверено перед Богом свидетельствовать, что человек кается в своих грехах, и наоборот — засвидетельствовать человеку о том, что грехи его прощены, или же не прощены. К этим таинствам, исповеди и причастию, подлинный христианин, который действительно старается жить по Евангелию, наиболее часто прибегает. Без этого жить христианскою жизнью невозможно. И невозможно совершение этих таинств без священника. Третья обязанность священников — пастырство. Это то, о чем сказал Иисус Христос апостолу Петру — «Паси агнцев моих» «паси овец моих».
У пастырства, на мой взгляд, две стороны. С одной стороны, это руководство церковной общиной. Потому что христиане не должны быть в своем взаимоотношении с Богом каждый сам по себе. Подлинная вера, если она действительно христианская, евангельская вера, она должна объединять людей друг с другом. Есть Вселенская Церковь — она состоит из поместных Церквей, поместные Церкви состоят из епархий, епархии состоят из приходов. А приход — это не всегда получается, но в идеале — это должна быть община верующих. Человек должен приходить в храм, как в семью, к своим братьям и сестрам.
Христиан, членов одного прихода или одной общины если она удалась и создалась , должны связывать гораздо более тесные отношения, чем просто то, что они в одном храме вместе помолились. Они должны жить жизнью друг друга, взаимопроникать в нужды друг друга, помогать, носить тяготы друг друга. Создание, организация и управление такой общиной — это задача священника, задача пастыря. Это с одной стороны. С другой стороны, в пастырство входит и личная, индивидуальная духовная помощь тем людям, которые приходят к священнику. Потому что на самом деле человек идет к Богу, и священник должен сделать всё, чтобы помочь человеку в этой встрече, чтобы эта встреча состоялась. И помочь человеку так настроить себя, так организовать свою духовную, молитвенную, личную жизнь, чтобы его сердце раскрылось навстречу Богу.
Вот это тоже пастырство. Пастырство осуществляется платно или бесплатно? Конечно, всегда подразумевалась необходимость, чтобы человек, приходя в Церковь, какую-то свою жертву вносил, но мы не должны в Православной Церкви ставить это непременным условием, это должно быть личным ощущением человека, как его личного долга по отношению к Богу. Что люди недовольны тем, что крещение дорого стоит. Размер пожертвования — дело жертвующего. При этом я всегда добавляю, что если у вас вообще нет возможности пожертвовать, то это не помешает — мы всё равно окрестим, повенчаем, отпоем, помянем и пр. При этом он, возможно, и не совсем понимает, чего он ждет от священника, что он хочет услышать.
Когда первый раз человек приходит, я интересуюсь, что вас привело. И ответы бывают самые разные: или кто-то посоветовал из друзей, или давно уже хотел, читал книги, всё думал… В общем, бывает по-разному. Человек приходит, а вот дальше уже начинается взаимная работа троих. Прежде всего — Бога, затем — священника, как работника Божия, и самого этого человека.
Комментарии
- Иерей — Карта знаний
- Кто старше по чину?
- Смотрите также
- Построим каркасный дом вашей мечты
Иерей: особенности служения в Русской Православной Церкви
То есть другого священника он не может возвести в сан, этим занимается епископ. Иерархия церквей подразумевает деление на Церкви Восточных и Западных обрядов, их более мелкие разновидности (например, Пост-Православные, Римскую католическую, Англиканскую и т.п.). Наконец, именно архиерей совершает таинство священства, рукополагая сначала в дьяконов, а потом и в иереев новых кандидатов.
Чины в церкви православной по возрастанию
Посему ныне словом иерей называются православные священники, пастыри. В Православной Церкви иерарх (правящий епископ) обладает неоспоримой властью. В Православной Церкви выделены духовные саны, традиция которых восходит к временам апостолов. главный епископ в Поместной Православной Церкви. Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии. Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан. Сайт православного священника иерея Николая Осипова.
Свежие комментарии
- Чем отличается настоятель от священника. Церковная иерархия в православии по возрастанию
- Иерей Максим Черненко о Входе Господа во Иерусалим | Петропавловская и Булаевская епархия
- Популярные записи
- Церковная иерархия в православии: белое и чёрное духовенство
Иерей — это православный священник
Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат. Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства.
Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий.
Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиям Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой.
Иподиакон — служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы — специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий , трикирий , жезл и т. Миряне — рядовые верующие. Митрополит — архиерей очень крупной церковной области. Настоятель — старшее духовное лицо в монастыре, храме. Неофит греч.
Патриарх греч. Патриархи Русской Православной Церкви Пресвитер греч. Приход — церковная община, объединенная вокруг одного храма. Протодиакон — первый или главный диакон в епархии. Протоиерей — старший иерей священник , обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.
Святитель - архиерей. Священник — служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств : крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение. Семинария лат. Синод Русской Православной Церкви — совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов. Синод Святейший Правительствующий — орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году.
Все чины в православии разделены на 2 группы: Белое духовенство — речь идёт о тех служителях, кому позволено создавать семью, обзаводиться потомством. Чёрное духовенство — монахи, полностью отказавшиеся ото всех прелестей обычной жизни. А теперь предлагаю рассмотреть обе категории более детально. Белое духовенство Ещё в Ветхом Завете в Библии сохранилась информация о том, что в древности были специальные люди, служившие Богу и церкви. По Писанию считается, что до рождения Иисуса Христа их назначил пророк Моисей. Современная иерархия церковных чинов имеет отсылки именно к ним. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 доступно на Android Кто же входит в категорию белого духовенства? Алтарники иначе послушники Алтарники не являются священнослужителями. Это люди, которые оказывают помощь священникам в храме: следят за тем, чтобы вовремя зажигались все свечи и лампадки, контролируют их безопасность; готовят одежду и прочую атрибутику священнику; готовят кадило, разжигают огонь в нём; вовремя подносят просфоры, вино и прочие составляющие церковного служения; подают полотенца для обтирания губ верующих при таинстве евхаристии; наводят порядок в церкви. А если возникает такая надобность, то алтарник может позвонить в колокол, прочесть молитву. Однако, ему запрещено прикасаться к престолу, проходить к алтарю от Царских врат. Послушника легко узнать по обыкновенной одежде, на которую набрасывается стихарь. Псаломщики или чтецы Чтецов также не причисляют к священникам. Их обязанность заключается в чтении молебнов, слов из Библии и их пояснении обычным людям в особенности, детям. Если псаломщик исполнительно выполняет свои обязанности, то может быть посвящён в иподиаконы. Чтецам позволено надевать скуфью шапочка из бархата и подрясник. Иподиаконы Люди без церковного сана, которым разрешается носить орарь и стихарь. При получении соответствующего благословения архиерея, иподиаконы получают возможность прикасаться к престолу, заходить в алтарь через Царские врата. Стандартная обязанность иподиакона заключается в оказании помощи священнику в проведении службы омывание его рук на богослужении, подача необходимых атрибутов.
Зачастую полнота возникает из-за ненормированного графика: с утра не поел, не подкрепился, а к обеду нужно что-то перехватить. Обед, как правило, бывает уже в два часа дня или позже. Режим питания нарушается. К тому же, в пост, как правило, питаешься углеводной пищей. Жена ваша не жалуется, что вас дома часто нет? Это гармонично все в жизнь входило. Служу я давно - 15 лет. У нас двое детей. Иерей Андрей Кирюшкин с прихожанами Фото: Предоставлено сайту mosaica. Как их можно отличить? Диакон помогает священнику во время совершения службы. Но сам он никакие Таинства не совершает. Он не крестит, не венчает, не отпевает, не причащает, только возглашает прошения во время богослужения. Диаконы часто имеют хорошие голоса. Священник может совершать все Таинства, кроме возведения в степень священства. То есть другого священника он не может возвести в сан, этим занимается епископ. А епископ — это как губернатор в области. Он может рукополагать священников и решает все важные вопросы в епархии. Как происходит переход от одного сана к другому? Тебя рукополагают во диаконы. Но диаконом ты можешь стать, только приняв монашеский постриг или вступив в брак. Человек, который не определился со своим семейным статусом, обычно не принимает диаконский сан как первую ступень священства. После некоторого времени службы диакона смотрят на его личностные характеристики. И потом либо оставляют в диаконах, либо рукополагают во священники. А архиереем - епископом или митрополитом может стать только неженатый человек, то есть монах. Получается, что нельзя возрасти в сане, если человек не определился со своей личной жизнью? Он или отказывается от всего и служит только в церкви, или он занимается семьей. Занятие семьей — это тоже уже статусная вещь. Это говорит о том, что человек отвечает за семью, а значит, может какую-то ответственность понести и за приход. Одно с другим тесно связано, потому что человек не определившийся в мирской жизни, и в церковной не сможет определиться. Отец Андрей с прихожанами Фото: Предоставлено сайту mosaica. Для светских людей все будет казаться не только необычным, но и несколько сомнительным. Мы имеем дело с духовным миром, и часто люди приходят с такими рассказами, от которых у обычного человека, неверующего или сомневающегося, возникает недоверие. Однако мы соприкасаемся с этим постоянно. За 15 лет много разных случаев было. Сейчас на фронте у меня находится друг, отец Павел Князькин. Он отмечает, что в зоне проведения СВО много чудес, например, иконы мироточат, и военные помазывают друг друга этим миром. А самое главное чудо — это преображение человеческой души.
Вертикаль православной власти: кто на самом деле руководит в РПЦ
Протоиерей – высокопоставленный священник, имеющий опыт служения Русской Православной Церкви. Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви. Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения. Иере́й (греч. ἱερεύς) в Православной церкви ― рукоположённый священник, пресвитер, вторая степень православного священства. В чем отличие иерея и протоиерея в православных или католических церквях. Зачало — принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов.
Духовенство, иерархия духовенства
Откуда берутся недостойные священнослужители Правда, нравственный уровень нынешнего православного священства все равно оставляет желать лучшего. Что вызывает множество нареканий со сторон мирян. Но им можно ответить примером из жития одного Оптинского старца. Как-то некий послушник спросил его: «Отче! А почему сейчас так мало хороших монахов»? Ведь первые, то есть монахи, происходит из последних, то есть из послушников». Итак, миряне, почему сейчас так мало хороших священников? Правильно: потому что мало хороших мирян. Ведь первые, то есть священнослужители, происходят из последних, то есть мирян! Как ни странно, ныне проблемой является и уже упомянутое «муж одной жены».
Сейчас пошла очень плохая «мода» среди матушек жен священнослужителей бросать своих батюшек, о чем раньше и слыхом не слышали. Раньше это было единичные, исключительные случаи. А сейчас, как я узнал недавно, около 20 процентов браков священнослужителей заканчивается разводом! И чаще всего по вине матушек. Правда, бросают они, в основном, диаконов. И зачем далеко ходить. На том приходе, где я служу последние 10 лет, сменилось 7 диаконов, из них трое ушли из-за того, что их бросили супруги. Самый «выдающимся» был последний случай. К нам на приход назначили молодого диакона — красивый, высокий, видный парень, и к тому же толковый, службу знал хорошо и хорошо служил.
А с ним пришла молодая 17-летняя жена они из-за ее «малолетства» расписались через суд. Как только они пришли, я, зная предыдущие истории «брошенных» диаконов, решил, так сказать, превентивно побеседовать с этой молодкой, кстати говоря, ученицей каких-то наших катехизических курсов. Никогда я его не брошу, я его люблю больше жизни» и т. И что же, прошло каких-то полгода, и наш диакон сообщает, что жена уходит от него под каким-то предлогом. Он, конечно, против развода, но она настаивает, и будет разводиться через суд. Я тоже пришел на этот суд, и сразу не узнал ту бывшую матушку. А когда узнал, спросил, помнит ли она то, что говорила мне о любви к супругу-диакону и т. Вот такой сейчас нравственный уровень мирян; ну а женщины, как более слабый сосуд, особенно подвержены всеобщему беззаконию. Трагедия священнослужителя при разводе ведь в том, что он, согласно упомянутому требованию апостола, не может второй раз жениться.
И если он при этом не может побороть свою половую страсть, то таковому лучше снять с себя сан и вступить в брак. Так будет честнее, но насколько же обиднее для человека, который, бывает, с детства стремился стать священнослужителем! Кстати говоря, я поинтересовался у подруги той упомянутой бывшей матушки, понимает ли последняя, что разрушает чужую да, думаю, и свою судьбу? Вот такие сейчас девушки и такие из них, зачастую, дерьмовые матушки! И такая серьезная проблема у РПЦ, которая в значительной степени хотя и не полностью обусловлена материальным положением духовенства. Но об этом я скажу ниже. Батюшка Пока несколько слов об основном служении иерея. Оно, конечно, состоит в совершении Таинств, главным образом, Таинства Евхаристии. На то он и иерей, то есть жрец.
Внешне для этого последнему необходимы определенные знания и навыки, которые даются в православных духовных семинариях.
Если говорить о белом духовенстве, то этому званию соответствует должность протопресвитера, а также протоиерея. Считается непосредственным руководителем монахов, в древности и в настоящее время настоятель монастыря. В некоторых поместных православных церквях данное звание применяется в качестве своеобразной иерархической награды. Подобная практика в РПЦ была окончательно отменена в 2011 году. Кто такой протоиерей в православной церкви Это настоятель церковного храма, относящийся ко второй степени священничества, системы, которую установили Апостолы. Духовное значение этого священника значительно — это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе. Этот чин необходимо заслужить, он присваивается за что-то выдающееся, сделанное священником на благо церкви. Присваивается чин протоиерея через пять лет после того, как священника наградили наперсным крестом. Звание протоиерея присваивается по согласованию с Патриархом.
Так было раньше, но сейчас протоиереями обычно становятся после положенного срока деятельности иереем. Протоиереев стало слишком много, и верховное священничество задумалось об изменении этой практики. Одежда протоиерея состоит из ризы, епитрахили так называется широкая лента, надетая на шею и поручей. В больших храмах могут служить несколько протоиереев. Посвящение в должность протоиерея совершается архиереем. Когда мы говорим о таинстве, мы помним о том, что здесь соединяется материальный и нематериальный и духовный мир. Поэтому не все материальные законы будут действовать. Не в том дело, что вирус умрет в чаше. Он не умрет. Он не будет заражать в чаше.
Если так примитивно сказать, что он на какое-то время возвратится к своему райскому существованию. В раю же Бог создал всех сразу, и в раю жили все: и вирусы, и кошки, и собаки, и люди. Кошки людей не царапали, собаки не кусали. Вирус не заражал», — рассказывает священник. Отец Феодорит отрицательно относится к закрытию храмов и считает, что эпидемия «не является чем-то сверхординарным» По его мнению, меры предосторожности, принятые в храмах, были достаточны, а церковным властям пришлось выполнить требование санитарно-эпидемиологической службы «Это, безусловно, очень большое горе для всех священнослужителей, для всех верующих. Конечно, мы считаем что это было сделано неправильно. Пришлось подчиниться. Можно было как-то по-другому решить. Сколько сегодня заразилось в метро — наверное, гораздо больше, чем заразилось бы в храмах на богослужениях в Страстную седмицу», — настаивает он. Трансляции служений отец Феодорит называет «кино», которые не заменит причастие и совместной молитвы.
По его словам, священник не имеет права выгонять из храма людей, когда там идет служба. Он приходит для молитвы, исповедаться. Как я его выгоню? Я его выгоню, а он умрет на пороге и без исповеди. Что я Богу скажу? Что я Собянина послушал? А если человек пришел — он уже пришел». Умереть можно от любой опасной болезни, продолжает отец Феодорит: «От обычного гриппа, от краснухи или от кори. А уж от туберкулеза сколько народа умирает, это никакому коронавирусу и не снилось». По его мнению, заболеваемость среди московского клира находится «в пределах нормы».
И любой христианин должен быть готов не только к болезни, но и к смерти. Я не могу сказать, что мы все готовы, но во всяком случае мы стремимся чтобы быть готовым, чтобы быть готовым предстать перед Господом. Мы всегда помним, что наш земной путь конечен, а дальше нам уготована жизнь вечная. Только мы должны ее заслужить своей верой, своим исповеданием веры, жизнью по заповедям, и тогда смерть будет не страшна. И будет радость встречи с Господом и в дальнейшем пребывание с ним. Сама по себе смерть для христианина не является чем-то страшным», — говорит Сенчуков и добавляет, что при этом «болеть не хорошо» и «надо стараться не заболеть». Чтобы быть диаконом, нужно учиться? Чтобы стать диаконом, в первую очередь нужно иметь желание послужить Матери-Церкви, а всё остальное решается на собеседовании с архиереем. Мы знаем случаи, когда не хватало священнослужителей, и человек становился диаконом, а потом уже шёл учиться в семинарию заочно. Но мне кажется, что всё-таки лучше обучаться на дневном отделении.
Конечно, знания можно получать разными путями, и в этом вопросе всё зависит от человека. Если он хочет, то будет учиться. Однако священнослужителю желательно иметь классическое духовное образование. Как правило, диакон рано или поздно становится священником, мало кто до конца своей жизни несёт диаконское служение.
Седьмое, Рукоположение, вправе исполнить лишь епископ. На самом деле институт священников очень древний и восходит ко времени Ветхого Завета. Тогда иерей, что в переводе с греческого означает «жрец», отвечал за служение в Иерусалимском храме. Он приносил жертвы, чтобы Бог не гневался на народ за грехи, помогал и вел по верному пути. Поэтому переводчики Древней Руси стали различать понятия. Они использовали слово «жрец», если речь шла о языческих служителях, а «иерей» — когда повествование велось о службе в храме. Мф 12:4. Подготовлено редакцией журнала «Фома» Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику?
К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство«. К Патриарху: «Ваше Святейшество«. К некоторым восточным Патриархам иногда и к другим епископам обращаются — «Ваше Блаженство«. Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» имярек. Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней. Викарный епископ или хорепископ — не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу обычно митрополиту , который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии. Архиепископ старший епископ управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов. Экзарх первоначальствующий епископ — обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх отценачальник — Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган — Священный Синод. Если первое рассматривается как Таинство Священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть Таинство, а хиротесия — обряд, не сообщающий даров Священства, но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви. Хиротония греч. Формально хиротония — это избрание лица для рукоположения. Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя. Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники — из дьяконов, в архиереи — из монашествующих священников архимандритов. Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов по 1-му Правилу Святых Апостолов, — по меньшей мере, двумя епископами. Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии. Хиротония дьякона — после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…». Священника — после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол. Епископа — перед чтением Апостола. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы — из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма. Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения. В чтеца и певца — перед чтением Часов, по облачении архиерея. В иподьякона — по прочтении Часов, перед началом Литургии. Условия действительности хиротонии Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий. Акт хиротонии должен осуществляться в храме в алтаре в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» то есть «достоин». Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «…Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней».
Дмитрий Березин. О работе священника и прихожанах
Благочинный — в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием. С тех пор в Православной Церкви существует преемственность, наглядным и символическим знаком которой служит рукоположение, дающее посвящаемым лицам благодать Святого Духа. Иерей играет ключевую роль в богослужениях и традиционных обрядностях Православной Церкви. Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан. В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).