В православии иерей – это младший сан священника, получаемый после окончания семинарии.
Словарь терминов для журналистов
Иерей – священнослужитель Православной Церкви, посвященный во вторую степень священства — во пресвитера. Священство в Православной Церкви может быть женатым (в отличие от латинян) одним, первым браком, заключенным до хиротонии. — освящать храмы (священник тоже может освящать храм, но только по благословению епископа).
Таинство священства или коротко о том, кто может стать православным священником
Большинство православных верующих живет в России. Русская православная церковь - одна из старейших в мире, однако понятно, что она не единственная. Православные храмы есть даже в Японии и на Аляске.
В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду? Протоиереи обычно являются настоятелями то есть старшими священниками храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода. К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» в торжественных случаях , а также просто «Батюшка» или по имени — например, «отец Сергий». Обращение же к протоиерею — «Ваше Высокопреподобие». Раньше были в ходу обращения: к иерею — «Ваше Благословение» и к протоиерею — «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления.
Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Протодиакон Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Иерей Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец».
В православной церкви это наименьший сан священника. Протоиерей Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма.
Протопресвитер Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси. Это высший сан в белом духовенстве. В него входят: Иеродиакон и архидиакон Это монах, который является диаконом.
Он помогает священнослужителям проводить Таинства и совершать службы.
В белом духовенстве чину архимандрита соответствовал чин протоиерея и протопресвитера. Иеромонах — священнослужитель средней второй степени христианской церковной иерархии, принявший монашество. Протопресвитер — высшее звание частный титул белого духовенства в православных церквах, даваемое в качестве церковной награды за выслугу лет и заслуги перед Церковью. В РПЦ до 1917 г. Протоиерей — до 1917 г. Звание протоиерея давалось и как церковная награда. Иерей — до 1917 г. Это наименование употреблялось наряду с «пресвитер», «священник». Архидиакон — главный старший диакон в епархии, обыкновенно состоявший при кафедральном соборе правящего епископа.
В России архидиаконат не получил широкого распространения, сохраняясь в основном в больших монастырях и некоторых соборах. Протодиакон — частный титул белого духовенства; первый или главный диакон в епархии, обычно при кафедральном соборе. Титул давался также диаконам придворного ведомства. Иногда жаловался в виде награды диаконам церквей за особые заслуги. Диакон — до 1917 г. Диакон, принявший монашество, назывался иеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве назывался протодиаконом первым диаконом , а в монашестве — архидиаконом старшим диаконом; состоял при архиерее.
Иерей — кто это? Великие сподвижники
Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Постриг не клириков см. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием.
Перед литургией постригаемый ставится на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности, добровольности и т.
Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Чинопоследования пострига содержатся в большом требнике. Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.
При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории: Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей. Чёрное духовенство.
Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник послушник Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит: При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона.
Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью бархатную шапочку. Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь.
Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы трикирий, рипиды.
Церковные саны православной церкви Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки.
Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего. Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе.
Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается. Это самый главный дьякон при соборе или церкви.
Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят!
Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15—20 лет. Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Во главе церкви стоит патриарх. Православный храм Гроба Господня считается хранителем святых мест в Палестине.
Сейчас, к сожалению, слово «поп» стало носить негативный, презрительный оттенок. Так произошло за годы советской антирелигиозной пропаганды.
В настоящее время среди южнославянских народов священников продолжают называть попами , не вкладывая в это слово никакого негативного смысла. Священники Фото: Aif. Именно среди них выделяют черное и белое духовенство. Белое духовенство Те, кто относятся к белому духовенству, имеют звания: протопресвитер — это звание присуждают, чтобы зримо выделить одного из священников за долгие годы честной службы или особенно выдающиеся заслуги. Черное духовенство Представители черного духовенства имеют звания: архимандрит — в современной практике является главой значительного или крупного монастыря.
Во времена раннего христианства так именовали человека, руководившего одновременно несколькими монастырями, к примеру, сразу во всей митрополии. В некоторых ситуациях архимандритом делали священнослужителя в качестве своеобразной награды. Если говорить о белом духовенстве, то этому званию соответствует должность протопресвитера, а также протоиерея. Считается непосредственным руководителем монахов, в древности и в настоящее время настоятель монастыря. В некоторых поместных православных церквях данное звание применяется в качестве своеобразной иерархической награды.
Подобная практика в РПЦ была окончательно отменена в 2011 году. Кто такой протоиерей в православной церкви Это настоятель церковного храма, относящийся ко второй степени священничества, системы, которую установили Апостолы. Духовное значение этого священника значительно — это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе. Этот чин необходимо заслужить, он присваивается за что-то выдающееся, сделанное священником на благо церкви. Присваивается чин протоиерея через пять лет после того, как священника наградили наперсным крестом.
Звание протоиерея присваивается по согласованию с Патриархом. Так было раньше, но сейчас протоиереями обычно становятся после положенного срока деятельности иереем. Протоиереев стало слишком много, и верховное священничество задумалось об изменении этой практики. Одежда протоиерея состоит из ризы, епитрахили так называется широкая лента, надетая на шею и поручей. В больших храмах могут служить несколько протоиереев.
Посвящение в должность протоиерея совершается архиереем. Когда мы говорим о таинстве, мы помним о том, что здесь соединяется материальный и нематериальный и духовный мир. Поэтому не все материальные законы будут действовать. Не в том дело, что вирус умрет в чаше. Он не умрет.
Он не будет заражать в чаше. Если так примитивно сказать, что он на какое-то время возвратится к своему райскому существованию. В раю же Бог создал всех сразу, и в раю жили все: и вирусы, и кошки, и собаки, и люди. Кошки людей не царапали, собаки не кусали. Вирус не заражал», — рассказывает священник.
Отец Феодорит отрицательно относится к закрытию храмов и считает, что эпидемия «не является чем-то сверхординарным» По его мнению, меры предосторожности, принятые в храмах, были достаточны, а церковным властям пришлось выполнить требование санитарно-эпидемиологической службы «Это, безусловно, очень большое горе для всех священнослужителей, для всех верующих. Конечно, мы считаем что это было сделано неправильно. Пришлось подчиниться. Можно было как-то по-другому решить. Сколько сегодня заразилось в метро — наверное, гораздо больше, чем заразилось бы в храмах на богослужениях в Страстную седмицу», — настаивает он.
Трансляции служений отец Феодорит называет «кино», которые не заменит причастие и совместной молитвы. По его словам, священник не имеет права выгонять из храма людей, когда там идет служба. Он приходит для молитвы, исповедаться. Как я его выгоню? Я его выгоню, а он умрет на пороге и без исповеди.
Что я Богу скажу? Что я Собянина послушал? А если человек пришел — он уже пришел». Умереть можно от любой опасной болезни, продолжает отец Феодорит: «От обычного гриппа, от краснухи или от кори. А уж от туберкулеза сколько народа умирает, это никакому коронавирусу и не снилось».
По его мнению, заболеваемость среди московского клира находится «в пределах нормы». И любой христианин должен быть готов не только к болезни, но и к смерти. Я не могу сказать, что мы все готовы, но во всяком случае мы стремимся чтобы быть готовым, чтобы быть готовым предстать перед Господом. Мы всегда помним, что наш земной путь конечен, а дальше нам уготована жизнь вечная. Только мы должны ее заслужить своей верой, своим исповеданием веры, жизнью по заповедям, и тогда смерть будет не страшна.
И будет радость встречи с Господом и в дальнейшем пребывание с ним.
До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется. В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.
Духовенство, иерархия духовенства
Игумен греч. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству соответствует протоиерею в белом духовенстве и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. Иерей греч. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иеродиакон — монах в сане диакона. Иеромонах — монах в сане иерея. Инок слав.
Инокиня — монахиня. Иподиакон — церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподиакона — стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Канонарх греч. Клир греч. Каждый храм имеет свой клир — совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею. Местоблюститель, Патриарший Местоблюститель также Местоблюститель Патриаршего Престола — епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной Церкви.
Митрополит греч. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук. Наместник монастыря — духовное лицо, игумен или архимандрит , поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем. Настоятель — старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или Патриарх, помимо епархиального архиерея. Настоятельницей женского монастыря является игуменья.
Патриарх греч. Патриарх избирается Поместным Собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. Халкидон, Малая Азия. На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 г. Пономарь искаж. Иначе — параэклизиарх или алтарник. В обязанности пономаря входит прислуживание при богослужении в алтаре.
Пресвитер греч. В России в большинстве церковных документов и в общеупотребительном обиходе используются слова «священник» или «иерей». Рясофор рясофорный монах греч. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку. Священник — священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером. Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение.
Священнослужители — лица, имеющие благодать совершать таинства архиереи и священники или непосредственно участвовать в их совершении диаконы. Делятся на три последовательные степени: диаконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение. Схимонах — монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов. Церковнослужители — вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении — алтарники, чтецы, певцы, канонархи и т.
Поставляются через посвящение. Экзарх греч. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти — Патриарху или Синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Устройство храма Алтарь лат. Отделен от остального храма иконостасом. Амвон греч. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия.
Антиминс греч. Четырехугольный льняной или шелковый плат, расстилаемый на престоле. Литургия может быть совершена только на антиминсе, который предварительно освящается епископом и передается в храм в знак его освящения. Этот обычай восходит к первым векам христианства, когда из-за гонений верующие не могли строить храмы и возводить постоянные престолы. На антиминсах, по традиции, вышивкой или аппликацией изображается «Положение во гроб» тела Христа. Апсида — выступ храмового здания со стороны алтаря, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом конхой. Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место. Горнее место слав.
На горнем месте на некотором возвышении ставится кресло трон для архиерея, а по сторонам, но ниже его — сидения для священников в приходских храмах кресло для архиерея не ставится. Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих Ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести. Двери диаконские северная и южная — две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат. В отличие от Царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в небогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана I в. Иногда на диаконских дверях помещаются изображения архангелов. Деисис греч.
Деисисныи деисусный чин — многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов, святых, пророков. Жертвенник — небольшой стол у северной стены в алтаре, слева от горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия — из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Завеса или катапетасма — греч. Во время богослужений она то открывается, то закрывается, иногда бывает наполовину открытой. В зависимости от дня года и праздника, может быть разного цвета, как и облачения священнослужителей. Иконостас — заграждение, отделяющее алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, число которых может быть от трех до пяти.
Киот греч. Клирос — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи перед иконостасом. Паперть, или внешний притвор — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. Придел — пристройка со стороны южного или северного фасада или специально выделенная часть основного здания храма для размещения дополнительного алтаря с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день например, в праздники или в воскресенья в одном храме можно было совершать несколько Литургий, по количеству приделов в Православной Церкви принято совершать не более одной Литургии в один день на одном престоле; священник не может совершать более одной Литургии в день.
Степени православного монашества — этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни в монастыре. Объединяет приходы и монастыри на территории центральных районов Оренбургской области. Входит в состав Оренбургской митрополии. С конца 2014 года входит в состав Псковской митрополии. Калужская епархия — епархия Русской православной церкви на территории городских округов Калуга и Обнинск, а также Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Ферзиковского, Тарусского, Дзержинского, Медынского, Перемышльского, Бабынинского, Мещовского районов Калужской области. Данная статья разъясняет значение и использование термина и не излагает сведений о Русской православной церкви Московском патриархате. Московский патриархат сокращённо МП — другое официальное наименование Русской православной церкви, признающей своим предстоятелем патриарха Московского и всея Руси. В терминологии, принятой в Уставе РПЦ от 2000 года, термины Московский патриархат и Московская патриархия имеют разное значение, что было отражено уже в «Уставе об управлении Русской православной церкви... Псковская духовная семинария — среднее учебное заведение Псковской епархии Русской православной церкви, существовавшее в 1732—1918 годах. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха. Упоминания в литературе продолжение Великое отлучение — анафематствование — совершалось главным образом на Соборах: Вселенских и Поместных. Согласно древнему обычаю, по которому суд и отлучение от Церкви совершал епископ вместе с клиром и производил его в общем собрании христиан, в чиноположениях Православия указывается производить отлучение в общем собрании верных и в присутствии собрания иереев. Сборник, Что такое анафема, 2006 В конце войны, летом 1944 года, когда наступило потепление в отношениях Церкви и государства, Иван Михайлович Крестьянкин оставляет светскую работу и по благословению митрополита Николая Ярушевича становится псаломщиком церкви Рождества Христова в Измайлове. Спустя полгода митрополит Николай рукоположил его во диакона целибатом. Маркова, Главное — быть с Богом. Георгий Бежанидзе, Летопись жизни и служения святителя Филарета Дроздова. Том III, 2012 Итак, сколько мы могли узнать и сколько дано нам, худшим и смиренным, мы, собрав сведения большей частью из отцов, с любовью отвечаем вам на то, о чем вы нас вопросили, считая нас за нечто. У нас не новое что-либо по сравнению с тем, что нам передано, и мы не изменили того, что приняли, но соблюли это, как и Символ веры, почему и совершаем литургию так, как предано Самим Спасителем, и апостолами, и отцами. Как Господь некогда священнодействовал со Своими учениками, преломив хлеб и дав им, а также и чашу, так и теперь поступает Церковь, когда священнодействует и приобщает епископ с иереями или иерей с прочими. Об этом свидетельствует и преемник апостольский — я говорю о священном Дионисии[3], учащий священнодействовать так, как священнодействуем мы. И богоглаголивые Василий и Златоуст, подробно изложившие чин тайноводства, заповедали так совершать, как совершает наша Церковь, о чем свидетельствуют молитвы их при священнодействии, указывающие на первый и второй Вход, равно как и на прочие части службы священного таинства. Святитель Симеон Солунский, О храме Божием и о служащих в нем, 2016 Что Вы исповедали послушников, в этом нет ничего грешного. В грамоте иереям, по посвящении их, означается, что ему даётся власть исповедовать и разрешать кающихся, как всё другое церковное совершать. Сия власть и вам дана в самом посвящении. Но употребление её в монастыре подлежит монастырским уставам. В нашем монастыре кто у кого хочет исповедуется, хотя духовник есть определённый. Не лучше ли потихоньку спросить настоятеля?
Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место. Горнее место слав. На горнем месте на некотором возвышении ставится кресло трон для архиерея, а по сторонам, но ниже его — сидения для священников в приходских храмах кресло для архиерея не ставится. Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих Ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести. Двери диаконские северная и южная — две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат. В отличие от Царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в небогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана I в. Иногда на диаконских дверях помещаются изображения архангелов. Деисис греч. Деисисныи деисусный чин — многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов, святых, пророков. Жертвенник — небольшой стол у северной стены в алтаре, слева от горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия — из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Завеса или катапетасма — греч. Во время богослужений она то открывается, то закрывается, иногда бывает наполовину открытой. В зависимости от дня года и праздника, может быть разного цвета, как и облачения священнослужителей. Иконостас — заграждение, отделяющее алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, число которых может быть от трех до пяти. Киот греч. Клирос — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи перед иконостасом. Паперть, или внешний притвор — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. Придел — пристройка со стороны южного или северного фасада или специально выделенная часть основного здания храма для размещения дополнительного алтаря с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день например, в праздники или в воскресенья в одном храме можно было совершать несколько Литургий, по количеству приделов в Православной Церкви принято совершать не более одной Литургии в один день на одном престоле; священник не может совершать более одной Литургии в день. Притвор — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре обычно справа от горнего места , где хранятся облачения и священные сосуды. Солея лат. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед амвон , по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата — двустворчатые двери напротив престола в алтаре , главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных диаконских врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей. Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами например, в больнице и т. Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий греч. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос греч. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа. Елей — освященное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании. Звездица — две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду. Кадило — металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Канун искаж. Устанавливается в храме в месте совершения панихид. Лжица — специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается причащение мирян. Мирница — сосуд для хранения святого мира. Миро — благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей. Орлец — круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией. Паникадило греч. Зажигается в самые торжественные моменты богослужения. Потир — священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову. Потир изображает собой чашу Тайной Вечери. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян. Рипида греч. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время Литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы. Семисвечник — подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за престолом. Трикирий греч. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Хоругвь — укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди шествия. В храме хоругви обычно укреплены возле клиросов. Богослужение Агнец слав. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником или архиереем во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха. Акафист греч.
Роль иерея в православной церкви Иерей служит образцом для своих прихожан — он должен проявлять духовные добродетели и следовать заповедям Христа. Он помогает верующим в их духовной жизни, разрешает их духовные проблемы и ведет их на пути к спасению. Одной из важнейших ролей иерея является совершение богослужений. Он освящает просфору, вино и другие святыни, приносимые на престол, и представляет их пред Господом. Он также совершает службы, молитвы и песнопения, восхваляющие Бога и приносящие Ему славу. Иерей также выполняет организационные функции, связанные с управлением церковью. Он может быть настоятелем парафии, отвечая за ее украшение, поддержание порядка, проведение пастырских бесед, обучение верующих и управление финансами церкви. Все эти функции иерея объединены в одном — облечение его в сан священника и призвание служить Богу и Его народу.
Иерей – кто это в православии?
ИНФОГРАФИКА: ИЕРАРХИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ | Бобруйская епархия | иерей это Православный священник готовится к Таинству Крещения. |
Кто такой епископ в православной традиции 🚩 Религия | священник в православной церкви. |
Иерей Максим Черненко о Входе Господа во Иерусалим
Сан Иерей и протоиерей — это два разных звания в православной церкви. В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. То есть другого священника он не может возвести в сан, этим занимается епископ. Иерей (греч. Ἱερεύς — жрец), в Русской православной церкви — рукоположённый женатый священник, пресвитер — вторая степень православного священства. Иерей КЛИМЕНТ ДИДЕНКО Клирик храма Александра Невского г. Нижний Тагил. Наконец, именно архиерей совершает таинство священства, рукополагая сначала в дьяконов, а потом и в иереев новых кандидатов.
Что главное в служении пастыря?
Как появились священники в Церкви? В православной традиции этот день отмечается освящением ветвей вербы, символизирующих пальмовые ветви, которыми устилали путь перед Господом во время его въезда в Иерусалим. Священник (иерей, пресвитер) – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением хиротонии и освящения мира и антиминсов). Священник православной церкви. Православный и католический священник. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. В православной традиции правильнее именовать представителей 2 степени священства другими терминами – иерей и пресвитер.
Священство
"Сомнений не было": о священническом пути молодого иерея из Ульяновска | Главные новости Ульяновска | В Русской Православной Церкви сан архидиакона также дается старшему диакону, не обязательно монашествующему, который служит при Патриархе. |
Суть вещей.🍂Иерей, протоиерей. | | Иерей, то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте. |
Иерей кто это в православии - Православный журнал «Фома» | По примеру Церкви Ветхозаветной, где были ПЕРВОСВЯЩЕННИК, СВЯЩЕННИКИ и ЛЕВИТЫ в Православной Церкви Нового Завета существуют ТРИ СТЕПЕНИ священства: ЕПИСКОПЫ, ПРЕСВИТЕРЫ (то есть священники) и ДИАКОНЫ. |
В чем разница между иереем и протоиереем в православии | Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви. Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения. |
Иерей - православная энциклопедия «Азбука веры» | Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся Ин. Таким образом, мы видим, что Господь дал Своим ученикам — Апостолам власть совершать Таинства, учить и проповедывать о Христе, строить и хранить Церковь, — и это не просто в качестве чего-то общего всем христианам, но как особое служение; а ко всем христианам относятся слова Христа, сказанные Апостолам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается Лк. Облекшись духовною силою на это особое служение в день Пятидесятницы, исполнившись благодати излившегося на них Святого Духа см. Проповедь эта заключалась не только в словах о Христе, но главным образом в устроении Поместных Церквей; и с самого начала бытия их священство получило ту форму, которая существует и поныне, а именно: преемниками себе Апостолы ставили епископов, им помогали пресвитеры, т. Само Таинство совершалось через рукоположение. При избрании диаконов их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки Деян. Как видим, иерархия осталась, подобно ветхозаветной, трехчинной: первосвященнику соответствовали Апостолы и их преемники — епископы; священникам — священники же, пресвитеры; служителям-левитам — диаконы.
Но уже иные цели ставятся перед новозаветным священством. Павел, обращаясь к пастырям, говорит об этом так: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел себе Кровию Своею Деян. Итак, из Св. Писания очевидно усматривается установление священства, его цели, способ совершения этого Таинства. Рассмотрим теперь катехизическое его определение. Разберем это определение. Сейчас, в наше время, ситуация хотя и изменилась клирики, как правило, назначаются церковным начальством без учета пожеланий паствы , но в любом случае элемент выбора остается — не всех же подряд рукополагают.
Смысл здесь тот, что к священству представляются должны представляться лучшие христиане, более опытные, более ревностные и более подготовленные, чем прочие. Об определенной степени церковной иерархии мы уже сказали: это трехчинная иерархия — епископ, священник и диакон. Епископ, архиерей, есть преемник Апостолов, носитель апостольской благодати; ему дана полная власть в Церкви; он совершает все без исключения Таинства, несет перед Богом полную ответственность за состояние вверенной ему паствы; епископ обязан в полноте преподать людям Христово учение, быть образцом христианской нравственности и учителем ее. Обязанности епископа прописаны в Пастырских посланиях ап. Павла 1,2 Тим. Епископ возглавляет Церковь данной местности и управляет всеми сторонами ее жизни, как духовной, так и административно-хозяйственной. Без воли епископа в вверенной ему Церкви епархии ничего не может совершаться: где епископ, там полнота Церкви, по словам сщмч.
Игнатия Богоносца. Епископа рукополагает собор епископов, ибо все епископы равны по благодати и, следовательно, так как рукополагается всегда меньший большим, епископ не может произвести равного себе; поэтому для епископской хиротонии нужен собор епископов. В Православной Церкви с середины I тысячелетия принято безбрачие епископов, а в Русской Церкви — и обязательное монашество, хотя так не было в Древней Церкви, а монашеские обеты в некоторых случаях могут противоречить пастырскому служению. В зависимости от занимаемой кафедры или от положения в Церкви епископ может носить титул архиепископа, митрополита и патриарха; титул этот является свидетельством чести, но к благодати епископской ничего не прибавляет; все архиереи по благодати равны между собою. Пресвитер, или священник, или иерей — вторая степень священства. Священник есть помощник епископа, во всем зависит от него и действует в Церкви только по благословению и с ведома своего архиерея. Священнику дана власть совершать все Таинства, кроме Таинства Священства: рукополагать иерей не может.
У священника более ограниченные права во власти учительской и канонической: священник не имеет права, без особого архиерейского благословения, учить и действовать вне своего прихода; также есть ряд канонических вопросов, которые решает только архиерей напр. Священник — наиболее близкое мирянам лицо из клира; епископ один на всю епархию, на некоторых приходах может даже и не быть никогда; поэтому священник должен быть ближайшим, повседневным образцом нравственности и обязан учить и назирать свой приход в вере и благочестии. Священство в Православной Церкви может быть женатым в отличие от латинян одним, первым браком, заключенным до хиротонии. В иереи рукополагает епископ. В зависимости от должности и положения священники могут носить титул протоиерея, протопресвитера; в монашестве — игумена, архимандрита. Диакон — третья, низшая ступень священства. Диакон не имеет власти совершать Таинства; его задача — помогать епископам и священникам во всех областях церковной жизни.
В настоящее время роль диакона сведена лишь к Богослужению, иногда — к проповеди, наставлению в вере, например в воскресной школе; раньше же круг обязанностей диаконов был гораздо более широким: в их задачу входило пещись о столах Деян. Сейчас диакон, если он не обладает громоподобным голосом и вследствие этого не является, так сказать, «украшением Богослужения», рассматривается чаще всего как кандидат в священники. Диаконы тоже имеют свои наградные титулы: протодиакона и для монашествующих архидиакона. Диакона, так же как и священника, рукополагает архиерей. О том, как преподается благодать Св. Духа, мы уже сказали: через рукоположение. Совершение Таинства происходит за Божественной Литургией.
Наконец, нужно сказать о власти совершать Таинства, обучать верующих истинам веры и руководить в жизни по заповедям Христовым. Здесь важно знать, что эта власть — не в смысле «что хочу, то ворочу»: эта власть духовная, и она не присваивается человеку самому по себе: человек сам по себе не может совершать Таинства, ибо они — сверхъестественные действия. На самом деле Таинства совершает Христос, в Церкви, Духом Святым, а человеку-священнику принадлежит лишь роль посредника — не в смысле «стены с дверью» между человеком и Богом: хочу — впускаю, хочу — нет, но в смысле доверенного лица, уполномоченного Церкви, ее служителя. В Церкви общение человека и Бога совершается непосредственно, священник же «точию свидетель есть», как об этом говорится в последовании Таинства исповеди. Священник есть «друг Жениха», говоря евангельскими словами. Суть священнического служения — в своем лице осуществить Церковь, спасающую и освящающую; цель этого служения — привести ко Христу. Из этого нужно исходить, говоря о власти священнодействовать и учить.
Совершает Таинство Церковь руками священниковыми; учение веры и благочестия содержит Церковь, и задача священника — донести его в целости и неповрежденности до своей паствы. Но не надо думать, что в силу этого роль иерея пассивна. Ему вручается Христово стадо, чтобы он наставлял людей на путь истины и жизни: а как это возможно? Только одним путем. Как Христос Сам в Себе совершил наше спасение и приобщил нас ему в Церкви, — так и пастырь должен сам идти путем христианской жизни и примером своей жизни в первую очередь а словами — во вторую лишь вести ко Христу вверенных ему людей. Таким образом, власть священства не есть некое мирское управление, как некое внешнее насильственное воздействие на подчиненных; эта власть, в точном соответствии с Евангелием кто хочет из вас быть большим, будет всем слуга, а кто хочет быть первым, будь всем раб — см. И здесь перед нами встает ряд практических вопросов, рассмотрению которых мы посвятим следующую беседу.
Мы сказали, что Таинства, будучи онтологически сверхразумным действием Божиим, с педагогической точки зрения представляют собою семя, данное нам для взращивания, задание. Они, с одной стороны, соединяют нас с Богом, дают нам духовные силы, крепость, энергию, саму благодатную жизнь со Христом во Святом Духе; с другой стороны, являются неким залогом, тем, над чем мы должны трудиться, созидая свою душу как храм Святого Духа, Невесту Христову. Так и идет освящение христианина: получая в Таинствах силу от Бога к жизни и благочестию, подкрепляя ими богообщение, которое должно быть непрестанным, человек с помощью Божией трудится над исполнением заповедей Христовых, над выстраиванием своей жизни по Богу. Неверным восприятием этого церковного взгляда на Таинства является магическое понимание их — когда от Таинств остается лишь зависимое от обряда детерминированное действие, безразличное к нравственному состоянию человека, направленное не на соединение с Богом, а на получение чего-то от Него. Это приводит к сакрализации формы, обряда, переносу акцента с содержания и духовного смысла обряда с того, что, собственно говоря, обряжается во внешние церковные формы на его оболочку и приданию обряду самому по себе духовной действенности, без обязательного участия труда души, направленного к богообщению. Мы начали рассматривать Таинство Священства и подошли к вопросу — как правильно нам относиться к этому Таинству, как нам мыслить и действовать так, чтобы воспринять в нем ту благодать Св. Духа, какую хочет нам преподать в этом Таинстве Святая Церковь.
В связи с этим обозначим проблемы, которые ставит перед нами современная церковная жизнь. Мы сказали в прошлый раз, что задача священника трояка: совершать Таинства, учить народ истинам веры и нравственно руководить людей на пути ко спасению. Для этого и предназначена, говоря техническим языком, благодать священства. Ясно, что в деле совершения Таинств священник лишь инструмент, если можно так выразиться. Таинства совершает Церковь, священниковы только, образно говоря, руки. Следовательно, пока священник законен, Таинства совершаются им независимо от прочих обстоятельств — если, конечно, он совершает их по Уставу Святой Церкви, от лица ее. Что же касается остальных двух задач пастыря, то здесь вступает в силу общее условие, общий принцип отношения человека к благодати Божией, подаваемой в Таинствах.
Священнику благодать священства также подается как семя, как то, что он должен развивать. Он должен преподавать учение веры, и хотя оно неизменно в Церкви, священник должен его усвоить, понять, прочувствовать и донести до каждого человека — на его языке, не формально. Священник должен вести людей по пути спасения, и хотя этот путь также известен и определен в Церкви, но в этом деле собственные нравственные усилия пастыря чрезвычайно важны, ибо, чтобы вести других, он должен прежде всего идти по этому пути сам. И тут возникает некий зазор, — когда вера и нравственность проповедуются, но не особо-то показуются или когда пастырь под верой и нравственностью понимает не то, что содержит Церковь, а что-то свое, выдавая это свое за учение Церкви — что в основном и является причиной неприятия Церкви многими людьми. То есть имеется опасность подмены Церкви ее служителями. И в связи с этим нужно поставить вопрос о норме отношений пастыря и паствы и, выяснив эту норму, в свете ее оценить отступления от церковного учения в практике нашей церковной жизни. Мы сказали, что Господь дал власть Своим ученикам — Апостолам и их преемникам, епископам и священникам — строить и хранить Церковь; власть эта — власть не в мирском смысле, это власть духовная, власть служения, содержания веры и указания пути благочестия, — хранится в Церкви и передается в Таинстве Священства.
Без Церкви невозможно спасение, следовательно, необходимо быть в союзе с нею, а это значит, что необходимо послушание Церкви, ее уполномоченным и служителям — пастырям. Об этом говорит Господь: Слушающий вас т. Апостолов Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается Лк.
Древняя христианская традиция гласит, что лишь епископу позволено благословлять служение в храме, используя антимис платок с зашитыми частичками мощей святого человека. Кроме того, в обязанности епископа входит контроль и опёка всех храмов и монастырей, расположенных на территории его епархии. К епископам обращаются словами «Ваше преосвященство» либо просто «Владыка».
Митрополит подчиняется только патриарху. Понять, что перед вами митрополит можно, если присмотреться к его одеянию: носят мантию голубого цвета; имеют белый клобук с крестом, инкрустированный драгоценными минералами а все представители более низких чинов носят чёрные клобуки. Стать митрополитом можно, только проявив огромные заслуги перед церковью. Патриарх является главным священником государства. Избирается по решению Архиерейского Собора. Данный сан относится к пожизненным, исключения случаются в редких ситуациях — тогда патриарх может быть низложен, отлучен от церкви.
Пока не был назначен новый патриарх, временно его обязанности исполняет местоблюститель. Становится понятно, что все чины в православии обладают чёткой иерархией. И хотя мы привыкли каждого священника называть просто «батюшкой» в действительности далеко не всегда перед нами будет находиться обычный священник. Якобы Император Николай Павлович лично по линейке провел прямую линию между двумя столицами. И повелел строить дорогу строго по ней. Но вот беда — примерно посередине карандаш наткнулся на палец императора, прижимающий линейку.
И обвел его. Не смея ни спросить, ни поправить чертеж царя, строители якобы были вынуждены сделать в этом месте крюк. Забавно, но уже в XX веке тот же анекдот рассказывали про отца народов и Трансибирскую магистраль. А как было дело в реальности? Откуда на дороге из Петербурга в Москву появился крюк. С надеждой из Грузии, Отари Хидирбегишвили!
Батюшка — традиционное для православной Руси именование священника. Благословение — осенение кого-либо крестным знамением. Благочинный — священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии — благочинии. Благочинные есть и в монастырях. Викарий от лат. Диакон — первая степень священнослужения от времен апостольских.
Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения Духовенство — служители Церкви, имеющие духовный сан, полученный ими при посвящении рукоположении , дающий право и благодать совершать богослужения и таинства Церкви. Имеет три степени см. Степени священства : диаконат, пресвитериат и епископат. Духовенство делится на белое и черное. К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к черному духовенству - диаконы и священники, принявшие монашество они именуются соответственно: иеродиакон и иеромонах. Архиереем епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом может стать только представитель черного духовенства.
Епархия — территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния , каждое из которых состоит из нескольких приходов. Епископ греч. Степени священства. Может совершать все таинства , включая таинство рукоположения во диакона и во иерея.
Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью. Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной, принадлежащим к клиру то есть являющимся уже церковнослужителем , состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии. Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются.
Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению. Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях. Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону. Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки Деян. Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.
Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве. Установление Таинства Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли Деян. Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян. Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств.
Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства. Возложение рук апостола в послеапостольский период — епископа на главу ставленника. Соборная молитва. Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно». Степени церковной иерархии Клир греч. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов. Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными.
Церковнослужитель — низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, — алтарник. Сейчас в обязанности алтарника входит: 1 возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения; 2 подготовка облачения для священников и дьяконов; 3 подготовка просфор, вина, воды и ладана; 4 разжигание угля и подготовка кадила; 5 помощь дьякону во время Причащения мирян; 6 необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб; 7 содержание в чистоте алтаря; 8 чтение во время богослужения; 9 колокольный звон до и во время богослужений. Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. Церковнослужители нынешние алтарники делились на несколько групп, имевших определенные обязанности: 1 иподьяконы в древней Церкви — субдьяконы ; 2 чтецы псаломщики ; 3 пономари; 4 певцы канонархи церковного хора. Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное Неем. Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов лекторов сразу утвердился и в Христианской Церкви.
В первые века читать в храме могли все члены Церкви — как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира.
Православная церковная иерархия: все о духовных санах и чинах
По примеру Церкви Ветхозаветной, где были ПЕРВОСВЯЩЕННИК, СВЯЩЕННИКИ и ЛЕВИТЫ в Православной Церкви Нового Завета существуют ТРИ СТЕПЕНИ священства: ЕПИСКОПЫ, ПРЕСВИТЕРЫ (то есть священники) и ДИАКОНЫ. В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом. Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен.
Православная церковная иерархия: все о духовных санах и чинах
Церкви именуются в мире: протоиереями, а во иноках: архимандриты, игумены и священноиноки. Старший диакон в мире называется протодиакон, а иночествующий — архидиакон, оба служат только при епископе; низшие же прислужники при епископском священнослужении именуются иподиаконами. Чин рукоположения в священные степени Благодать Святого Духа непрерывно передается через рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям от самых первых апостольских времен. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых таинств. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам свт.
Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно». Рукоположение в епископа, пресвитера и диакона совершается во время божественной литургии, но в разное время. Рукоположение в диакона совершается по освящении Святых Даров, так как диакон только служит при совершении таинств, но не имеет права совершать их. Рукоположение во священника совершается после великого входа, для того, чтобы новоосвященный мог принять участие в совершении Евхаристии.
Рукоположение в епископы происходит в начале литургии, потому что епископ имеет право не только совершать таинства, но и рукополагать в степени священства. Кроме того, рукоположение в епископа совершается собором епископов не менее двух , а рукоположение в пресвитера и диакона — одним. Облачение священнослужителей Священнослужители при своем посвящении, а затем и вообще при Богослужении, облачаются в священные одежды. Диакон облачается в стихарь, уларь орарь и поручи.
Священник — в подризник тот же стихарь , епитрахиль сугубый уларь , пояс, поручи и ризу или фелонь. Епископоблачается в те же одежды, что и священник, но вместо епитрахили епископ облачается в особую одежду, называемую амфор омофор — это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа так, что один конец ее спускается спереди, а другой — сзади. Митрополиты и архиепископы вместо фелони облачаются в саккос — одежда наподобие короткого стихаря с короткими рукавами. Митра — головное украшение епископов; панагия — небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, богато украшенный, который епископы носят на груди, как и крест.
Посох или жезл — знак епископской власти. Во время богослужения, в определенные моменты, епископ становится на специальные круглые коврики — орлецы, на которых, соответственно названию, изображается летящий над городом орел. Это означает, что епископ своим учением и своею жизнью должен возвышаться над паствою и служить для нее примером стремления от земного к небесному, подобно орлу, парящему в воздухе.
Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.
Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами.
Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиям Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью.
На священные таинства протоиереи облачаются в ризу с епитрахилем.
При одной церкви может быть одновременно несколько протоиереев. Протопресвитеры Получение данного сана возможно исключительно от патриарха Московского и всея Руси. Естественно, для этого необходимо прославиться добрыми и полезными делами, совершёнными на благо РПЦ Русская православная церковь. В категории белого духовенства протопресвитер является высшим саном. А представители более высоких санов относятся уже к группе чёрного духовенства.
Но нередко случается, что протопресвитеры решают расстаться с мирской жизнью — оставляют жену, детей и уходят в монастырь. Супруги чаще всего следуют их примеру, становясь монахинями. Чёрное духовенство Представлено людьми, принявшими монашеский постриг. Рассмотрим, кто относится к чёрному духовенству. Иеродиаконы и архидиаконы Иноки, выполняющие обязанности диакона: помогают священникам при проведении богослужений, церковных таинств подносят необходимые атрибуты, читают молитвы.
Архидиакон — занимает чин самого старшего среди иеродиаконов. До данного сана могут дослужиться представители белого духовенства, решившие стать монахами либо люди, прошедшие хиротонию получают право проводить таинства. Игумены игуменьи Выступают настоятелями или настоятельницами церкви или монастыря. Ранее данный сан давался как награда за проявление заслуг перед церковью. А с 2011 года патриарх принял решение, что игуменом игуменьей может становиться любой настоятель монастыря.
Характерный атрибут игумена — посох, который он использует при обходе своей территории. Архимандриты Один из наиболее высоких православных санов. Получивший его священник получает митру. Архимандриты ходят в чёрной монашеской одежде, которая отличает их от прочих иноков за счёт наличия на ней красных скрижалей. А если он по совместительству занимает чин настоятеля храма или монастыря, имеет право носить специальный посох, то к нему обращаются словами «Ваше высокопреподобие».
История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий.
Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу.
Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. В Киеве он крестил местных жителей.
Священство
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Иере́й (греч. ἱερεύς) в Православной церкви ― рукоположённый священник, пресвитер, вторая степень православного священства. Иерей КЛИМЕНТ ДИДЕНКО Клирик храма Александра Невского г. Нижний Тагил.