Каждому православному христианину (крещенному в Православной Церкви) желательно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин хотя бы 1 раз в месяц.
"Сомнений не было": о священническом пути молодого иерея из Ульяновска
Современная иерархия церковных чинов имеет отсылки именно к ним. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 доступно на Android Кто же входит в категорию белого духовенства? Алтарники иначе послушники Алтарники не являются священнослужителями.
Это люди, которые оказывают помощь священникам в храме: следят за тем, чтобы вовремя зажигались все свечи и лампадки, контролируют их безопасность; готовят одежду и прочую атрибутику священнику; готовят кадило, разжигают огонь в нём; вовремя подносят просфоры, вино и прочие составляющие церковного служения; подают полотенца для обтирания губ верующих при таинстве евхаристии; наводят порядок в церкви. А если возникает такая надобность, то алтарник может позвонить в колокол, прочесть молитву. Однако, ему запрещено прикасаться к престолу, проходить к алтарю от Царских врат. Послушника легко узнать по обыкновенной одежде, на которую набрасывается стихарь.
Псаломщики или чтецы Чтецов также не причисляют к священникам. Их обязанность заключается в чтении молебнов, слов из Библии и их пояснении обычным людям в особенности, детям. Если псаломщик исполнительно выполняет свои обязанности, то может быть посвящён в иподиаконы. Чтецам позволено надевать скуфью шапочка из бархата и подрясник.
Иподиаконы Люди без церковного сана, которым разрешается носить орарь и стихарь. При получении соответствующего благословения архиерея, иподиаконы получают возможность прикасаться к престолу, заходить в алтарь через Царские врата. Стандартная обязанность иподиакона заключается в оказании помощи священнику в проведении службы омывание его рук на богослужении, подача необходимых атрибутов. Церковная иерархия в православии схема предлагается к ознакомлению ниже Иерархия в церкви: священные чины Никто из перечисленных выше категорий не считается служителем церкви.
Речь идёт об обычных людях, желающих стать ближе к Богу и помогать храму. Батюшка решает, могут ли они быть приняты на свою должность. А теперь поговорим о тех санах, которые относятся к священнослужителям. Диаконы служители Их задача — оказывать помощь в церковном служении священнику, в основном — читать Евангелие.
Ну, всем известно, что во главе РПЦ стоит патриарх. Точнее, является ее предстоятелем. Часто ошибочно говорят: «Патриарх — глава Церкви». А Московская патриархия — это уже название высшего церковного чиновничьего аппарата во главе с патриархом.
Многие патриарха воспринимают как церковного президента с неограниченными полномочиями и нынешний патриарх Кирилл Гундяев так и пытается себя вести , но в теории патриарх — это первый среди равных епископов, он сам — епископ Москвы, а прочие епископы вполне самодостаточны в своих епархиях. IV, 2. РПЦ состоит из епархий. Во времена патриаршества Алексия II Ридигера епархия обычно совпадала в границах с областью.
Архиерей епископ, архиепископ или митрополит — эти ранги отличаются лишь степенью чести, но в принципе есть только один сан чин — епископ сидел в областном центре, будучи на церковном уровне вроде губернатора. Нынешний патриарх Кирилл пошел по пути дробления епархий: с каждым годом количество их увеличивается, в некоторых областях уже по четыре епархии с соответствующим количеством епископов. Архиерей областного центра получает звание митрополита и становится первым по чести среди мелкопоместных епископов этой области но не их начальником. Иногда в епархии может быть два епископа: один главный, правящий, а другой — викарный, что-то вроде замдиректора, помощника, действующего от лица своего начальника.
Обычно викарного епископа дают в помощь в большой епархии или престарелому архиерею, который уже не справляется со своими обязанностями. Кстати, по правилам каждый архиерей по достижении 75-летнего возраста обязан написать прошение «на покой», но часто он остается на своей кафедре продолжает управлять епархией до самой смерти. При каждом архиерее есть епархиальное управление — бухгалтерия, епархиальный склад, разные отделы — учебный, молодежный, миссионерский, социальный, по взаимодействию с военными, полицией, казачеством и т.
Три степени священства. Иерархия Патриарх митрополит.
Митрополит архиепископ иерархия. Церковная иерархия в православии батюшка. Иерархию христианской церкви Патриарх -.... Священники православной церкви России. Духовенство РПЦ.
Церковный служитель. Служители христианской церкви. Иерей Олег Овчаров село львы. Иерей Алексей Котельников. Иерей Сергий Роман.
Священник Сергий Ланко. Епископ пресвитер диакон. Диакон иерей протоиерей. Пресвитеры дьяконы и епископы. Отец Александр алтарник.
Протоиерей Андрей Карпенко. Священник Андрей Карпенко. Иерей Андрей Тихонов. Батюшка Андрей Карпенко Богородская Церковь. Иерей Павел Ермилов.
Павел Ерин Саратов священник. Протоиерей Павел Иватской. Иерей Павел Бибин. Иерархия служителей православной церкви. Церковная иерархия в православии схема.
Иерархия священнослужителей в православной церкви схема. Иерархия в православной церкви чины таблица. Цвета облачения священнослужителей православной церкви. Литургическое облачение духовенства православной церкви. Облачение священнослужителей православной церкви в праздники.
Цвета облачений священников в праздники. Фырин Александр протоиерей. Иерей Александр Пичкуров. Олег Колмаков протоиерей. Протоиерей Александр Щербаков Самара.
Протодиакон иерей, епископ, диакон. Диакон батюшка епископ. Удостоверение священника. Удостоверение иерея. Удостоверение батюшки.
Удостоверение священнослужителя РПЦ. Иерей Алексей Ишков. Священник Алексей Перегудов. Отец Алексей Истратенков. Иерей Владимир Покровский Рязань.
Рязанский священник Владимир Покровский. Иерей Владимир Микеров Рязань. Иерей Владимир Угрюмов Рязань. Церковные чины православной церкви таблица. Иерархия в христианской церкви схема.
Чины православной церкви схема. Иерархия священнослужителей в православной церкви. Димитрий Казамацкий. Протоиерей Димитрий Глазунов. Протоиерей Димитрий Щербенко.
Протоиерей Димитрий Александрович Киреев. Игумен Паисий Савосин. Протоиерей Сергей Никитин. Отец Анатолий Псково-Печерский монастырь. Иеромонах Паисий Гидраш.
Отец Евгений храм Архангела Михаила Ярославль. Иерей Евгений Волков Ярославль. Настоятель храма Архангела Михаила. Священник Евгений Волков Ярославль.
Белое духовенство Те, кто относятся к белому духовенству, имеют звания: протопресвитер — это звание присуждают, чтобы зримо выделить одного из священников за долгие годы честной службы или особенно выдающиеся заслуги.
Черное духовенство Представители черного духовенства имеют звания: архимандрит — в современной практике является главой значительного или крупного монастыря. Во времена раннего христианства так именовали человека, руководившего одновременно несколькими монастырями, к примеру, сразу во всей митрополии. В некоторых ситуациях архимандритом делали священнослужителя в качестве своеобразной награды. Если говорить о белом духовенстве, то этому званию соответствует должность протопресвитера, а также протоиерея. Считается непосредственным руководителем монахов, в древности и в настоящее время настоятель монастыря.
В некоторых поместных православных церквях данное звание применяется в качестве своеобразной иерархической награды. Подобная практика в РПЦ была окончательно отменена в 2011 году. Архиепископ греч. Архиерей греч. Лицо высшей третьей степени священства:епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.
Архимандрит греч. Монах, имеющий этот сан, может быть посвящен вархиереи. Батюшка — традиционное для православной Руси именование священника. Читайте также: Дистанционные богословcкие курсы "Суть Православной веры" Благословение — осенение кого-либо крестным знамением. Благочинный — священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии — благочинии.
Благочинные есть и в монастырях.
Таинство священства
В их ведении управление церковными делами в пределах вверенных епархий. Требования к кандидату в священство Священство является высоким званием, обязанностью и готовностью служить не себе, а Господу и людям. Этому посвящается всё время, без разделения жизни на церковную и частную. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Освященным Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, установлены возрастные ограничения для принятия священнического сана. Для диакона и священника — не младше 18 лет глава XI.
Приходы, пункт, 24 , для епископа — старше 30 лет глава X. Епархии, пункт 10. Также для претендентов могут быть нравственные и социальные препятствия. К нравственным препятствиям относятся: отречение от Христа, незнание православного вероучения, совершенные тяжкие грехи например, убийство, кражи, блуд.
К социальным препятствиям относятся обязанности перед государством. Так, священнослужители не могут занимать должности в государственных органах, а также состоять на воинской службе 83-е Апостольское правило. На принятие сана священства влияет семейное положение. Диакон и священник должны быть женаты только один раз, при этом вступление в брак должно произойти раньше принятия сана.
После принятия священного сана повторное вступление в брак в случае вдовства или развода недопустимо. Запрещено принимать сан священника человеку, который после крещения имел два и более браков или постоянные внебрачные отношения. Епископом может быть только монах. Сан священства может принимать только мужчина.
На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. Социальная роль современного священника Русская Православная Церковь старается готовить для современного мира квалифицированных священников. Как отмечал протоиерей Сергей Правдолюбов 1890-1950 : «Священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его многие приходят с большими скорбями ».
Им поставлена задача выполнять роль «старших» наставников для основного числа верующих христиан. Священники должны уметь общаться с людьми, быть внимательными к ним, давать ответы на их вопросы, в том числе и нецерковные.
Тогда иерей - кто это? Так называют священника низшего ранга второй степени православного священства, который с благословления епископа допускается к самостоятельному ведению шести церковных таинств, кроме таинства рукоприложения. Многих интересует происхождение титула иерей. Кто это и чем он отличается от иеромонаха? Стоит отметить, что само слово с греческого языка переводится как "жрец", в Русской церкви - это священник, которого в монашеском чине называют иеромонахом. В официальной или торжественной речи к священникам принято обращаться "Ваше Преподобие". Иереи и иеромонахи имеют право возглавлять церковную жизнь в городских и сельских приходах и называются они настоятелями. Подвиги священников Иереи и иеромонахи в эпоху великих потрясений ради веры жертвовали собой и всем тем, что у них было.
Именно так подлинные христиане держались за спасительную веру во Христа. Их настоящий подвижнический подвиг церковь никогда не забывает и чтит со всеми почестями. Не каждый знает, сколько иереев-священников погибло в годы страшных испытаний. Их подвиг был настолько велик, что невозможно себе даже представить. Окончив гимназию с серебряной медалью, он пошел учиться в Московский университет на медицинский факультет, но потом перевелся на историко-филологический факультет и окончил его в 1917 году. В годы студенчества он посещал богословский кружок имени Иоанна Златоуста. В годы войны 1914 года Мечев работал в санитарном поезде братом милосердия. В 1917-м он часто бывал у патриарха Тихона, который с особым вниманием относился к нему. В 1918 году он получает благословение принять священство от Оптинских старцев. После этого, будучи уже отцом Сергием, никогда не оставлял своей веры в Господа Иисуса Христа и в самые сложные времена, пройдя лагеря и ссылки, даже под пытками не отказался от нее, за что и был расстрелян 24 декабря 1941 года в стенах Ярославского НКВД.
Получив семинарское образование, он был посвящен в сан священника и стал служить в одном из сел Запорожья.
К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к черному духовенству - диаконы и священники, принявшие монашество они именуются соответственно: иеродиакон и иеромонах. Архиереем епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом может стать только представитель черного духовенства. Епархия — территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния , каждое из которых состоит из нескольких приходов. Епископ греч.
Степени священства. Может совершать все таинства , включая таинство рукоположения во диакона и во иерея. Игумен греч. Игуменья — настоятельница женского православного монастыря. Иерарх греч. Иерархия греч.
Иерей греч. Может совершать все таинства , кроме таинства рукоположения во иереи. Иеродиакон — монах в сане диакона. Иеромонах — монах в сане иерея. Иподиакон — служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы — специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий , трикирий , жезл и т.
Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха. Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей — церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари.
Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа. Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям. Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии Церковная иерархия состоит из трёх степенейепископы, иереи и диаконы.
Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь, возглавляют священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителямпроводитьслужбу.
Хиротонияв любую из трех степеней происходитв алтаре, забогослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство. Диакон Диаконэто первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель». Он не может совершать Таинства,его основная задача помогатьсвященнику во время богослужениячитать Евангелие, призывать прихожан молиться и др.
Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника. Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершатьсяна любой литургиивслед за освящениемСвятых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, онстоит на солееперед образомХриста.
Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы. Интересный факт В алтаре рукополагаемый снимает обручальное кольцои кладет его на престол. Теперь Церковь его семья, он обручился с ней до конца жизни.
Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви Ставленник становится на одно колено, и епископблагословляет рукополагаемоготри раза, возложив на него руку и прочитав особую тайносовершительную молитву,призывая на избранного благодать Святого Духа. После чтения ещё двух тайных молитв на новопоставленного надевается диаконское облачение. Диаконцелованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.
После рукоположенияу диаконапоявляется возможность помогать священнику совершать Таинства. Вторая степень священства —иерей священник или пресвитер. В переводе с греческого — старец жрец , мудрый опытный человек.
Интересный факт Иерей может совершает все Таинства, кроме хиротонии. Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, передглавной частью литургии, и потом хиротонисаемыйиерейпродолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи.
В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати исугубой ответственности. Архиерей, после чтения особых молитв,вручаетхиротонисанномуоблачение новогосана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенныйсвященник целует полученные атрибуты и руку архиерея в знак благодарности,затем первым из священников приступает к Причастию.
Он же произноситзаамвонную молитву, тем самымпоказывая прихожанам начало своегослужения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященныйсовершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа : премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий. Епископ, или архиерей Высшей степенью священства является епископ — «блюститель», «надзиратель».
Хиротония вепископа начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротониинарекаемомузачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».
После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и другихепископов. В завершении чинанаречения поется «Многая лета». Во время Таинства поются тропари Венчания.
Архиереймолится о ниспослании Святого Духа нахиротонисаемого. Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор омофор. Интересный факт Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.
В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают « аксиос » «достоин» , выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор. Сравнение В православии существует три степени священства.
Первая низшая — диакон дьякон , вторая — священник иерей и третья, высшая, — епископ архиерей или святитель. Иерей и протоиерей, как нетрудно понять, относятся к средней второй ступеньке православной иерархии. В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду?
Протоиереи обычно являются настоятелями то есть старшими священниками храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода. К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» в торжественных случаях , а также просто «Батюшка» или по имени — например, «отец Сергий».
Обращение же к протоиерею — «Ваше Высокопреподобие». Раньше были в ходу обращения: к иерею — «Ваше Благословение» и к протоиерею — «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления.
Степени священства
Архиерей епископ несет ответственность и как главный административный деятель епархии. Каждому епископу вверена в правление определенная церковная область, все храмы и монастыри которой находятся в ведении архипастыря. Если говорить мирским языком, то епископ - это губернатор церковной области. Правящие архиереи епископы единственные имеют право совершать рукоположения. Именно они посвящают в священный сан дьяконов и священников. А в сами епископы рукополагает только патриарх в сослужении с прочими архипастырями.
Все эти функции иерея объединены в одном — облечение его в сан священника и призвание служить Богу и Его народу. Иерей является посредником между Богом и людьми, ведущим их к духовному росту, общению с Богом и спасению. Жизнь и образование иерея Сначала иерей должен пройти подготовку в духовной семинарии, где он получает теоретические и практические знания о вере, богослужении и церковном праве. Образование в семинарии включает изучение Писания, традиции церкви, основных доктрин веры и правил богослужения. После окончания семинарии иерей продолжает свое образование и углубляет знания о христианской теологии и духовной жизни в духовной академии или университете. Он может изучать различные вопросы, связанные с историей церкви, догматикой, моралью и другими областями теологии. Жизнь иерея характеризуется его проповедями и духовным руководством прихожан. Он отвечает за поддержание благоприятной атмосферы в церкви и проведение социальных программ и мероприятий.
Семья священников: Если человек желает стать священником, но не выбирает монашество, он может вступить в брак с девушкой из священнической семьи, что позволит ему пройти подготовку к священничеству. После этого, будучи монахом или состоя в браке с иереем, он может начать обучение в высшем духовном учебном заведении — семинарии. Здесь будущие иереи получают фундаментальные знания о Писании, богослужении, догматике и других важных аспектах духовной жизни.
Популярные статьи Пророчества преподобного Лаврентия Черниговского Обязанности иерея Иерей играет важную роль в обществе верующих. Он выполняет ряд обязанностей, направленных на духовное руководство и сохранение духовных традиций. Вот некоторые из них: Священные таинства: Иерей имеет право совершать все семь таинств покаяние, крещение, причастие и т.
Сан позволяет стать настоятелем храма, он важнее священника. Звание может быть получено через 5 лет после получения наперсного креста ношение на одежде , через 10 лет после службы священником, после назначения на руководящую должность в церкви или после 25 лет службы священником. Читайте также: Голгофа сейчас Отличие между иереем и протоиереем Архиереи занимают должность настоятеля храма, прихожане обращаются к ним: «Ваш преподобный». Подарок епископу. Степень священника ниже, обращение к нему другое, принято обращаться к «вашему преподобному». Разница между ними в том, что протоиерей может претендовать на более высокую должность, как правило, это более опытный и старший священник.
Есть ли схожие черты Священники принадлежат к белому духовенству, могут иметь семью и детей. Оба могут быть названы «священниками» или названы по имени, например «Отец Алексий».
Духовенство, иерархия духовенства
Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. Священство в Православной Церкви может быть женатым (в отличие от латинян) одним, первым браком, заключенным до хиротонии. В Православной церкви их называют иереями или протоиереями. В православии иерей – это младший сан священника, получаемый после окончания семинарии.
Чины в церкви православной по возрастанию
Епитрахиль имеет вид сложенного вдвое ораря. Это означает, что священник имеет благодать большую, чем диакон. На епитрахили изображаются шесть крестов — по числу шести Таинств, которые он может совершать. Седьмое Таинство — рукоположение — может совершать только архиерей. Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу символ меча духовного, сокрушающего всякое зло. Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос.
Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде. Поверх ризы священник надевает наперсный то есть нагрудный крест. За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея.
Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями. Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями святые епископы.
Третьяков, а в 1910-х гг. Введенский от кафедрального собора , А. Третьяков от Вознесенского собора и священник Покровской церкви А. Группа авторов, Святитель Тихон.
Патриарх Московский и всея России, 2013 20 июня 1934 г. За отсутствием вакантных мест был устроен владыкой в Болгарскую Православную Церковь и назначен приходским священником церкви Успения Божией Матери в г. Пазарджике Пловдивской епархии. Одновременно преподавал ряд таких предметов, как Закон Божий, логика, психология, пропедевтика, русская литература и история в гимназии, сельскохозяйственном институте. Был членом церковного суда, потом его председателем. Нес священнические обязанности в церкви при городской тюрьме. Отказался отслужить панихиду по немцам, погибшим в Сталинграде. В ряде поместных церквей, в том числе Русской до 2011 года, используется также как иерархическая награда.
Чтец греч. Такая должность появилась в связи с тем, что настоятелем кафедрального храма епархии обычно является правящий архиерей. Кроме того, ключарями именовали также заведующих ризницей и церковною утварью. Благочинный — в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей как правило, проживающих на этой территории. В католической церкви... Чин протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства.
Титул протодиакона обычно даётся диаконам после пяти лет служения в священном сане с двойным орарем. Порядок совершения церковного обряда поставления во протодиакона находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. Исполняют разные послушания, то есть выполняют всякие работы в храме и по монастырскому хозяйству. В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник. Московская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, расположенное с 1946 года в городе Сергиевом Посаде; первоначально находилось в Москве на улице Делегатской, дом 3 бывшая усадьба Остермана. Не является отдельной степенью священства, но есть высшее иерейское звание в белом духовенстве, подобно тому как архимандрит есть высшее пресвитерское звание в чёрном духовенстве. Награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси».
К иереям и монашествующим священникам иеромонахам : «Ваше Преподобие». К протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие».
Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Либо просто, как это принято в русской традиции, — «батюшка«. Епископ греч. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина — архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх священноначальник или святитель. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев по Первому Правилу святых Апостолов, должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея; по 60-му Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех. Согласно 12-му Правилу Шестого Вселенского Собора 680-681 гг. Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства.
К архиерею принято обращаться следующим образом. К епископу: «Ваше Преосвященство«. К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство«. К Патриарху: «Ваше Святейшество«. К некоторым восточным Патриархам иногда и к другим епископам обращаются — «Ваше Блаженство«. Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» имярек. Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней. Викарный епископ или хорепископ — не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу обычно митрополиту , который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией.
К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии. Архиепископ старший епископ управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви. Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов. Экзарх первоначальствующий епископ — обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх отценачальник — Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе.
Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган — Священный Синод. Если первое рассматривается как Таинство Священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть Таинство, а хиротесия — обряд, не сообщающий даров Священства, но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви. Хиротония греч. Формально хиротония — это избрание лица для рукоположения. Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя. Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники — из дьяконов, в архиереи — из монашествующих священников архимандритов.
Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов по 1-му Правилу Святых Апостолов, — по меньшей мере, двумя епископами. Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.
Вот учение Церкви о пастырстве, всё — в этих словах. Но есть в Евангелии еще одна цитата, которую часто приводят протестанты в полемике с Церковью.
И на первый взгляд она действительно несколько противоречит вышеприведенным текстам. Вот эта цитата: Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится Мф. Как все это понять и увязать? С одной стороны, необходимость пастырства и послушания для того, чтобы усвоить, помимо собственно благодатного освящения в совершаемых священством Таинствах, учение веры и благочестия — мы видим, что таков чин Церкви, что это усвоение совершается через личный пример, водительство и научение пастырей. С другой стороны, такие слова Христа: не называйтесь учителями, отцами и наставниками.
Здесь дело вот в чем: Господь с особой силой подчеркивает то, о чем мы уже сказали, — что священник не является и не может быть отцом, учителем и наставником самим по себе; всё его учительство и наставничество тогда и только тогда становится действительным, когда он учит о Христе, наставляет ко Христу, является, по выражению митр. И когда мы называем такого пастыря отцом — мы не его как человека так именуем, а в его лице так называем Самого Господа. Подумайте, какая ответственность лежит на пастыре, на епископе и священнике! Он должен в самом себе осуществить все христианство и преподать его другим. И именно это имеется в виду в приведенных словах Евангелия. Дать другому, научить может только тот, кто сам владеет предметом, а не тот, для которого он — «темный лес» или то, что он считает предметом.
Понятно, что это — идеал; и священник тоже возрастает, как христианин и пастырь, от большей немощи к меньшей. Но он должен помнить это евангельское предостережение и ограждаться им, чтобы преподавать другим учение и дух Церкви, — Церкви, т. Писания, Св. Предания и духовного устроения ее, а не того, что сказал старец X или передали через 20-е руки, что изрекла схистарица Y, и не того, о чем пишут безумные листовки и брошюры, а то и целые книги, ссылающиеся на авторитет игумена Z, и проч. Если пастырь забывает об этом, если он приводит людей не ко Христу, а к себе, если он делами и словами учит не учению Церкви Христовой, а тому, что он сам считает истиной, своим представлением о христианстве, — то он не пастырь, а «лютый волк», по выражению ап. В таких случаях священник начинает повелевать, а не служить, влагать в людей свои понятия о Боге и Церкви, отвращая их тем самым от истины, и губить их, а не спасать.
Спасение — еще раз повторим — в приобщении Христу и Церкви, и пастырь только тот истинный пастырь, который приводит человека ко Христу, а не к себе. Об этом и говорят тексты Священного Писания, нами приведенные. И здесь мы видим две основные ошибки, которые и извращают богоустановленный чин пастырства, делают духовные отношения явлением, вызывающим порой нарекания на Церковь. Первая ошибка — это неверное, магически-автоматическое восприятие благодати священства. Вторая — такое же, магически-автоматическое восприятие подвига послушания. Давайте разберем это.
В нашей церковной жизни весьма распространенное явление — считать, что благодать священства действует «автоматически». Некоторый повод дает к этому уже упоминавшееся нами обстоятельство — что Таинства совершаются священником независимо от его нравственного состояния в силу законного уполномочивания Церкви. Появляется соблазн распространить это и на те сферы действия благодати священства, которые не подпадают под это, уникальное в своем роде, обстоятельство. Отсюда выходит, что многие, и пастыри и паства, начинают думать, что достаточно только рукоположения — и теперь всё, что говорит пастырь, есть от Духа Святого, всё, что он делает, — всё безукоризненно в силу действия благодати священства самого по себе, а малейшее сомнение в этом есть хула на Духа Святого. Это и есть магическое восприятие Таинства. Благодать священства, как и всякая благодать вообще, действует только тогда, когда мы ей со-действуем; сама, «автоматически», она не действует и, будучи так воспринимаема и, следовательно, пренебрегаема, подходом таким оскорбляется, попирается и служит так относящимся к ней людям в суд и осуждение.
Необходимы нравственные усилия как пастыря, так и его паствы в раскрытии благодатного действия этого дара Божия. В самом деле, если человек гордый, глупый, невежественный, невоспитанный — никакая благодать автоматически не превратит его в смиренного, тактичного, просвещенного: он сам должен потрудиться над этим, — а благодать будет помогать, немощное укреплять, недостающее восполнять, но при обязательном условии личной нравственной деятельности. Для этого нужно и духовное руководство, назидание от старших, более опытных, чтобы новорукоположенный пастырь не варился сам в себе, а воспитывался в духе Церкви; немалую пользу может оказать и просто общее нравственное, интеллектуальное и культурное воспитание. Сейчас пастырь не может быть «от сохи»: он должен быть культурным, воспитанным, порядочным человеком. Замечу в скобках, что у нас в Православии приходится часто встречаться с противоположными взглядами: считается почему-то, что как только ты вошел в Церковь, нужно отбросить всю культуру, вежливость, уважение к другим, порядочность, тактичность, деликатность как мирское, грешное, фальшивое и лицемерное и жить только «духовным». Но нельзя построить чердак, не положив фундамента и не выстроив этажей; так же не может быть никакой духовности, если человек не состоялся как просто нравственная личность.
Вообще ведь труднее всего быть просто нормальным человеком: это требует больших усилий. Итак, если пастырь сам не изучит веру Церкви, сам не будет жить по заповедям Христовым, а будет рассчитывать на действие благодати само по себе, то он будет не пастырем, а требоисполнителем, или, другими словами говоря, не священником, а жрецом, совершающим требуемые от него и воспринимаемые магически действия; и, конечно, никого и ничему научить не сможет. То же можно сказать и о послушании, которое в этой системе взглядов воспринимается как обратная сторона процесса: автоматически действующая «благодать священства», якобы сама по себе, независимо от духовного состояния священника наставляющая человека, что ему делать, а чего не делать, воспринимается автоматически же действующим слепым нерассуждающим послушанием, при котором излишни нравственные усилия человека, а результат гарантирован в силу самого факта послушания. Типичный пример магического подхода к духовной жизни! Считают так: «Пусть батюшка не разумеет тот или иной вопрос, но за мое послушание Бог откроет ему; и если я без рассуждения поверю ему, то независимо ни от чего мне благодать сделает то, что надо». Но Господь не сказал: если есть двое слепых, но второй верит, что первый не слепой, то первый упадет в яму, а второй за эту веру не упадет.
Нет, Господь сказал: если слепой ведет слепого, оба упадут в яму см. Вера в истину спасает, говорит свт. Игнатий, а вера в ложь, принимаемая автоматически, в силу просто факта веры, тоже есть ложь, и губит. В Церкви нет ничего слепого и автоматического. Послушание, в частности, естественно рождается из устроения Церкви. Слушать мы должны Христа — послушание Ему только и может быть абсолютным; слушать мы должны Церковь в лице пастырей но опять же — Церковь, а не то, что тот или иной пастырь от невежества или от страстей и немощей своих считает Церковью ; но ни Христос, ни Церковь Его никак не требуют от нас ничего нерассуждающего, автоматического и слепого.
Послушание есть добродетель в некотором смысле производная, оно вытекает из любви и уважения к священнику, разумеется взаимному, и является естественным выражением того, что старшие в Церкви помогают младшим, заботятся о них, несут их на себе, образно говоря. Игнатий много писал о правильном прохождении добродетели послушания — что все духовные советы нужно принимать с рассуждением, поверяя их Священным Писанием и учением Святых Отцов. Нельзя путать послушание и церковную дисциплину. Часто эти понятия смешивают, и тогда происходит подмена: вместо послушания Церкви — рабство у человека. Причинами магически-автоматического подхода к действию благодати священства и послушания являются, с одной стороны, нежелание нравственно трудиться и даже неосознание необходимости этого, т. И здесь опять необходимо напомнить, что наша духовная христианская церковная жизнь есть синергия, сотворчество Бога и человека, сотворчество людей в Церкви, старших и младших, каждый в своем чину, на своем месте, и все это — во Христе, в Духе Святом, для созидания тела Церкви в любви, для спасения и жизни вечной.
И в этой благодатной реальности нет и не может быть насилия, господствования одних над другими, подавления личности, превозношения и чванства и всяческой несвободы, выражаемой в том числе в магическом и автоматическом восприятии пастырского служения. Итак, как же в свете всего вышесказанного должны строиться отношения человека и духовника, паствы и пастыря? Сначала, когда человек только входит в Церковь, ему желательно найти духовника, пастыря, с которым он сможет обговаривать всю свою жизнь, вплоть до мелочей. Сразу скажу, что я обозначаю идеальное положение вещей: в жизни такого почти не бывает, приходится довольствоваться малым, частным, восполняя недостаточность духовничества, почти повсеместную, духовными книгами, которые тоже еще нужно правильно подобрать. Это нужно для того, чтобы человек правильно воцерковился, чтобы не заблудился в дебрях псевдоцерковности. Этот процесс совершенно подобен воспитанию малого дитяти: его нужно научить ходить, разговаривать, читать, писать, жить в обществе...
Так же и новоначальный христианин должен быть научен, как молиться, как исполнять церковный чин, что и как читать, как строить жизнь по началам благочестия, и т. А то начитается человек книжек, и давай поститься: не спать, не есть и проч. Тут и нужно его предостеречь: не перегни палку! Не увлекайся внешним! Ищи свой путь, соразмеряй силы, определи свою меру поста, молитвы, церковной жизни. Духовник здесь должен быть заботливым опекуном, воспитателем, педагогом, имея целью, чтобы сегодняшний новоначальный развился в сознательного христианина, приобщенного духовной жизни Церкви, ответственного и самостоятельного.
Дух этого опекунства — уважение и любовь пастыря к новоначальному, раскрытие христианства и Церкви не как схемы, а для него лично, применяясь к устроению его; со стороны же новоначального — доверие и послушание. Иоанн пишет: вы имеете помазание от Святого, и знаете всё... Помазание, которые вы получили от Него Христа , в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте 1 Ин. Помазание, о котором здесь речь, есть дар Духа Святого, тот залог, который мы получаем в Таинстве Миропомазания; и как раз задача новоначалия — с помощью опытного пастыря раскрыть в себе действие этого благодатного дара, найти незаблудный, узкий и тесный путь правильной христианской жизни. Цель новоначалия, говоря словами ап. Павла, — чувства, которые навыком приучены к различению добра и зла Евр.
Опять повторю, что речь идет об идеале; в жизни этот процесс большей частью ложится на плечи самого новоначального. Жатвы много, делателей мало, как говорит Господь. Когда этот период кончается, то отношения с пастырем меняются, не по существу, конечно, но по форме: они становятся отношениями совета, взаимного шествия по пути христианской жизни, взаимного, как бы уже на равных, доверия, уважения, сотрудничества. Здесь нужно избегать двух ошибок: 1 когда новоначальнические отношения излишне затягиваются. Это — некое рабство человека у пастыря, рабство добровольное, вызванное нежеланием жить ответственно самому. Нелепо, когда после 15 лет духовных отношений человек караулит священника, чтобы спросить его, можно ли ему завтра поехать на дачу или сократить в случае усталости правило.
Не делайтесь рабами человеков 1 Кор.
Вертикаль православной власти: кто на самом деле руководит в РПЦ
Иерей (греч. Ἱερεύς — жрец), в Русской православной церкви — рукоположённый женатый священник, пресвитер — вторая степень православного священства. Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых, с точки зрения литургической жизни, неравноценно, т.к. их иерархические полномочия имеют свои различия. Словом «иерей», что в переводе означает «жрец», первоначально назывались иудейские священники, приносящие кровавые жертвы Богу в храме Соломоновом. Словом «иерей», что в переводе означает «жрец», первоначально назывались иудейские священники, приносящие кровавые жертвы Богу в храме Соломоновом. В целом, иерей — это священник, который служит богослужения, направляет верующих и осуществляет духовное руководство в православной церкви.
Иерей — кто это? Великие сподвижники
В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати исугубой ответственности. Архиерей, после чтения особых молитв,вручаетхиротонисанномуоблачение новогосана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенныйсвященник целует полученные атрибуты и руку архиерея в знак благодарности,затем первым из священников приступает к Причастию. Он же произноситзаамвонную молитву, тем самымпоказывая прихожанам начало своегослужения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященныйсовершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа : премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.
Епископ, или архиерей Высшей степенью священства является епископ — «блюститель», «надзиратель». Хиротония вепископа начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротониинарекаемомузачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».
После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и другихепископов. В завершении чинанаречения поется «Многая лета». Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиереймолится о ниспослании Святого Духа нахиротонисаемого.
Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор омофор. Интересный факт Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания. В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают « аксиос » «достоин» , выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.
Сравнение В православии существует три степени священства. Первая низшая — диакон дьякон , вторая — священник иерей и третья, высшая, — епископ архиерей или святитель. Иерей и протоиерей, как нетрудно понять, относятся к средней второй ступеньке православной иерархии. В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду?
Протоиереи обычно являются настоятелями то есть старшими священниками храмов, приходов или монастырей. Они находятся в подчинении у епископов, организуя и возглавляя церковную жизнь своего прихода. К иерею принято обращаться «Ваше Преподобие» в торжественных случаях , а также просто «Батюшка» или по имени — например, «отец Сергий». Обращение же к протоиерею — «Ваше Высокопреподобие».
Раньше были в ходу обращения: к иерею — «Ваше Благословение» и к протоиерею — «Ваше Высокоблагословение», но сейчас они практически вышли из употребления. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т.
Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.
Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…» Происхождение священства в Православии В ветхозаветные времена священники по-гречески «иерей» — это в дословном переводе «жрец» приносили жертвы Богу в Иерусалимском храме. Священство в иудаизме появилось после выхода израильского народа из египетского рабства.
На горе Синай Бог дал через Моисея Десять заповедей и законы, которые определяли религиозную и гражданскую жизнь народа. По Синайскому законодательству священство принадлежало только колену Левия. Причем священниками могли быть только потомки семейства Аарона, которого Господь первым поставил на служение Исход, 29:29. Православный священник готовится к Таинству Крещения Также священниками назывались языческие жрецы, которые приносили кровавые жертвы.
В христианстве прекращено ветхозаветное служение священников, так как Ветхий Завет исполнен и завершен. Священники в иудаизме нужны были для приношения жертв умилостивления Бога за грехи. Иисус стал «Агнцем, закланным от создания мира» Откровение Иоанна Богослова, 13:8. Он стал Жертвой умилостивления для искупления человека.
Поэтому потребность как таковых ветхозаветных священниках закончилась. Как писал апостол Павел в Послании к Евреям 10:4 : В Священном Писании неоднократно встречаются упоминания о различных степенях иерархического служения. В частности, о епископах, прямых наследниках и продолжателях апостольского служения Деяния апостолов , 1:20, 20, 28; 1 Послание Павла к Тимофею, 5:22. О пресвитерах, имеющих обязанности возвещения Слова и соработничество апостолам Деяния апостолов, 20:17; 1 Послание апостола Павла к Тимофею, 4:14; Послание апостола Павла к Титу, 1:5.
И о диаконах, у которых функции вспомоществования на евхаристических собраниях и в социальном служении Деяния апостолов, 5:6. Священник не может существовать без народа В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом.
А представители более высоких санов относятся уже к группе чёрного духовенства. Но нередко случается, что протопресвитеры решают расстаться с мирской жизнью — оставляют жену, детей и уходят в монастырь. Супруги чаще всего следуют их примеру, становясь монахинями. Рассмотрим, кто относится к чёрному духовенству. Архидиакон — занимает чин самого старшего среди иеродиаконов. До данного сана могут дослужиться представители белого духовенства, решившие стать монахами либо люди, прошедшие хиротонию получают право проводить таинства. Ранее данный сан давался как награда за проявление заслуг перед церковью.
А с 2011 года патриарх принял решение, что игуменом игуменьей может становиться любой настоятель монастыря. Характерный атрибут игумена — посох, который он использует при обходе своей территории. Получивший его священник получает митру. Архимандриты ходят в чёрной монашеской одежде, которая отличает их от прочих иноков за счёт наличия на ней красных скрижалей. А если он по совместительству занимает чин настоятеля храма или монастыря, имеет право носить специальный посох, то к нему обращаются словами «Ваше высокопреподобие». Епископы обладают самой большой благодатью Божьей, им позволено проведение любых священнодействий, даже рукоположение диаконов. Носят мантию красного цвета.
Архиепископ — самый главный из епископов. Древняя христианская традиция гласит, что лишь епископу позволено благословлять служение в храме, используя антимис платок с зашитыми частичками мощей святого человека. Кроме того, в обязанности епископа входит контроль и опёка всех храмов и монастырей, расположенных на территории его епархии. К епископам обращаются словами «Ваше преосвященство» либо просто «Владыка». Митрополит подчиняется только патриарху. Понять, что перед вами митрополит можно, если присмотреться к его одеянию: носят мантию голубого цвета; имеют белый клобук с крестом, инкрустированный драгоценными минералами а все представители более низких чинов носят чёрные клобуки. Стать митрополитом можно, только проявив огромные заслуги перед церковью.
Если супругу священника уличили в измене, то священник не сможет ее принять, а обязан развестись с ней и принять монашество. Исключение — только один случай — когда после каких-то браков или грехов совершилось крещение. Потому что Крещение есть таинство рождения, в котором человек рождается в новую жизнь, и все, что было с ним раньше, аннулируется и уже не является препятствием к священству. Жизнь священнослужителя должна быть близка к идеалу. Неправильная жизнь — это явная преграда священству. К таким случаям, к примеру, относятся неверующие дети священника. Если таковое имеет место быть, то рукоположение невозможно.
Дети священника должны быть церковными людьми, жить правильной жизнью, в противном случае это становится серьезным поводом для отказа в священническом служении. В семье у священника должен быть порядок. В современном мире встречаются примеры, когда люди ищут священства, имея не православных жен. Такие исключительные случаи являются полным абсурдом и явным каноническим затруднением на пути к священству. Естественно, что таких людей не рукополагают. По утверждению апостола, невозможно воспитать прихожан, навести порядок в церковной жизни до той поры, покуда не наведен порядок в собственной семье или отсутствует воспитание в вере. Такая строгость в отношении священнической жизни очень назидательна для нас.
Так Церковь блюдет чистоту своего священства. Черное духовенство К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской. Иеродиакон и архидиакон Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию наделение человека правом совершать таинства. Игумен игуменья Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения. При его получении священнослужитель также награждается митрой.
Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла — посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие». При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство». Митрополит Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде: имеет голубую мантию у епископов красные ; клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями у остальных клобук черного цвета. Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия. Патриарх Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны.
Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх. Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны. Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
Особого различия в этих двух чинах нет — они оба означают старшего священника, только протопресвитер служит в патриаршем храме, а не в обычном. Протоиерей же — это звание более высокое, нежели простой иерей, но более низкое, нежели протопресвитер. В древние времена использовалось понятие «протопоп», но сегодня оно вышло из церковного обихода, а само слово «поп» носит негативную окраску и может даже расцениваться как оскорбительное. Протоиерей, помимо своего священнического служения, также несет труды по настоятельству храма. Что касается митры, то она является атрибутом высших чинов черного духовенства. Но в качестве награды за какие-либо заслуги перед Церковью правом ношения митры могут наградить и протоиерея.
К примеру, можно заняться пением в хоре, церковным искусством, церковным строительством, образованием, журналистикой в каком-либо церковном или светском издании. В его рамках кратко рассказывается обо всем, даются основы веры. Кроме того, нужно знать определенные молитвы и получить рекомендации духовника, у которого исповедуется этот школьник. Обычно человек идет учиться от какого-то прихода, а потом служит либо в этом приходе, либо где-то поблизости. У меня экономическое образование, я долгое время работал в области программирования и баз данных, затем создал с партнерами логистическую компанию. Однако работая в этой компании, я начал осознавать, что плодами моей жизни станет какое-то количество перевезенных грузов, часть из которых мне вообще не нравится. Я понял, что мне неинтересно прожить такую жизнь. Я всегда был верующим человеком, но о православии знал мало. Поэтому, чтобы восполнить пробелы, пошел получать второе высшее образование в Православный Свято-Тихоновский богословский университет. В процессе обучения я познакомился с большим количеством интересных верующих людей. И в какой-то момент мой духовник, у которого я исповедовался, сказал: «Подумай, может быть, ты хотел бы сменить сферу деятельности? По сути, плоды работы священника вечны, ведь он заботится о душах прихожан. Приложить усилия, чтобы две, три или пятьдесят душ изменились в лучшую сторону — это интересно. Поэтому я согласился. После того, как клирик приобретает опыт, его могут назначить настоятелем. Потом из опытных настоятелей выбираются благочинные. Если брать светский подход, то настоятель — это более почетно, чем клирик, появляется больше возможностей. Однако «в миру» назначение на тот или иной пост связано с увеличением зарплаты, а в церкви — нет. Например, я, как благочинный, выполняю очень много разных дел, но мне за это никто не доплачивает, я получаю денежное содержание от прихода как священник. Это называется — возложенным послушанием. То есть, с одной стороны, некоторая должностная карьера есть, но это не обязательно связано с повышением доходов.
В чем разница между иереем и протоиереем в православии
Православная Церковь в Америке (OCA) Православная Церковь Чешских земель и. Протоиерей – старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение. Таким образом, иерей в православной церкви сыграл важную роль в обществе и церковной жизни, служа как духовным наставником, священником и пастырем для верующих. Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение. Иерей – это священнослужитель православной церкви, который посвящен во вторую степень священства – пресвитера.
Что главное в служении пастыря?
В этой статье мы рассмотрим роль и обязанности иерея в православной церкви, а также его значение для верующих. Иере́й (греч. ἱερεύς) в Православной церкви ― рукоположённый священник, пресвитер, вторая степень православного священства. Духовное значение этого священника значительно – это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе. В целом, иерей — это священник, который служит богослужения, направляет верующих и осуществляет духовное руководство в православной церкви. Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве.